Псалом 68: текст молитвы, для чего читают

Псалом 68

По надписанию псалом принадлежит Давиду. – «На шошанниме» указывает на музыкальный инструмент, на котором может быть исполнен псалом. Некоторыми слово шошанним переводится «лилия», чем определяется род инструмента, походившего своим видом на этот цветок. Псалом написан во время гонений от Саула, на что указывает исповедание Давидом своей полной невинности пред Богом (Пс.68_6, 8), силы гонений (Пс.68_2–4, 13, 16), их несправедливости (Пс.68_5). Псалом представляет общее изображение тяжести преследований и написан вообще в воспоминании Давидом этого тяжелого времени уже после его минования.

Спаси меня, Боже, от бедствий, угрожающих моей жизни (2–3). Я истомился от ожидания помощи; враги, преследующие меня несправедливо, усилились (4–5). Помоги мне, Господи, и тем ободри всех, Тебя ищущих (6–7). Ради Тебя я несу поношение и страдания: от меня отвернулись мои братья, меня ненавидят враги мои за ревность к дому Твоему, смеются и глумятся надо мною (8–13). Окажи мне скорую помощь, извлеки из глубоких вод бедствий. Услышь меня, так как Ты видишь мое поношение и мои страдания: меня кормят желчью и поят уксусом (14–22). Да погибнут мои враги от Твоего гнева за их жестокость ко мне. Накажи их за все, сделанное ими (23–29). Я же тогда буду славить Тебя за спасение и все страждущие возрадуются. Да восхвалят Его имя земля, и моря, и все, живущее в них (30–35)!

Пс.68:2 . Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души [моей].

Пс.68:3 . Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать; вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня.

Пс.68:4 . Я изнемог от вопля, засохла гортань моя, истомились глаза мои от ожидания Бога [моего].

«Воды дошли до души» . Воды – означают обилие бедствий, “до души” – жизни. Бедствия Давида так многочисленны, что угрожают его жизни. Эта действительно было во времена Саула, очень неразборчивого в средствах и весьма изобретательного в способах преследования Давида, почему последний никогда не мог быть спокоен и уверен даже в одном дне. – «Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать» – Давид погружен в бедствия, как в тинистую почву и под ногами нет твердой опоры; все время преследований от Саула Давид не имел спокойствия и уверенности в своей безопасности. “Глубин а вод, и быстрое течение» – образы силы бедствия, способных уничтожить того, кого они постигают, как буря на море бесследно поглощает свои жертвы. При таких многочисленных и грозных бедствиях Давид немолчно взывает к Богу о помощи, так что он изнемог от этой молитвы, он утомился от высматривания, не приближается ли к нему Божественная помощь. Последние выражения указывают высокую степень напряженности молитвы к Богу, какая подсказывалась опасностью положения Давида.

Пс.68:5 . Ненавидящих меня без вины больше, нежели волос на голове моей; враги мои, преследующие меня несправедливо, усилились; чего я не отнимал, то должен отдать.

Давид после предшествующего образного и общего описания своего положения переходит теперь к более частному его изображению. Он указывает на обилие своих врагов, которых больше, чем волос на его голове, они его ненавидят, но незаслуженно, безвинно ( “без вины” и «несправедливо» ); Давиду приходится отвечать за то, чего он не делал ( «чего я не отнимал, то должен отдать» ). Известно, что Саул приписывал ему честолюбивые замыслы, видел в нем опасного соперника, домогающегося престола, каким Давид не был, так как его возвышение в народе, а отсюда и приближение к престолу, было не результатом его честолюбивых происков, а осуществлением на нем Божественного предопределения. Подобному же преследованию подвергался и Иисус Христос, Которого фарисеи представили на суд пред Каиафой и Пилатом, как виновника в том, что Он самозванно приписывает Себе сыновство от Бога и стремится сделаться царем над Иудеей ( Мф. 26:63–65, 27:11 ), тогда как то и другое принадлежало Ему по самой Его природе, так что данное место псалма имеет и преобразовательный смысл.

Пс.68:6 . Боже! Ты знаешь безумие мое, и грехи мои не сокрыты от Тебя.

Пс.68:7 . Да не постыдятся во мне все, надеющиеся на Тебя, Господи, Боже сил. Да не посрамятся во мне ищущие Тебя, Боже Израилев,

Пс.68:8 . ибо ради Тебя несу я поношение, и бесчестием покрывают лице мое.

Настоятельность и неусыпность своей молитвы к Богу Давид оправдывает горячим исповеданием пред Ним своей невинности и тяжести бедствий. Ведь Ты, Господи, знаешь все мое поведение и мои грехи, знаешь, поэтому, как незаслуженно то, что я терплю. Помоги мне, чтобы моя гибель не смутила тех, кто близок ко мне и кто не сомневается, что Ты можешь спасти праведника. – «Ради Тебя несу я поношение» – Давид страдает из-за Господа. Господь помазал его в цари над евреями. Саул же преследовал его, как искателя престола, поэтому помощь Давид и может и должен искать только у Бога.

Пс.68:9 . Чужим стал я для братьев моих и посторонним для сынов матери моей,

Пс.68:10 . ибо ревность по доме Твоем снедает меня, и злословия злословящих Тебя падают на меня;

«Чужим стал я для братьев моих» – от Давида сторонилась и его родная семья. Саул подозрительно относился ко всем, входившим в сношения с Давидом и ставил этому препятствия, чтобы лишить его всякой поддержки со стороны. А такую поддержку естественнее всего могла оказать Давиду его семья, которая, из боязни навлечь на себя и на Давида большие бедствия, очевидно, избегала вступать с ним в сношения. Другой причиной бедствий Давида и гонений на него от Саула было благочестие первого и нечестие второго. Давид всегда пользовался благосклонностью еврейских священников, так как они видели, как Давида «снедает ревность по доме» Божием, видели в нем горячее и искреннее благочестие, о проявлениях этого благочестия в данное время не говорит ни этот псалом, ни исторические книги. Вероятно, они выражались в почтении к священническому классу, любви к богослужению при скинии и в возможной при его положении заботливости о благолепии последней. Этим же благочестием не обладал Саул и его приближенные. Они полагались на свою силу и были поборниками грубого ее применения; над благочестием Давида смеялись, а тем смеялись над Богом. Чем в них было меньше веры, тем сильнее они преследовали и ненавидели Давида.

Это необыкновенное благочестие Давида, его “ревность к дом у Божию» – скинии – с особенной силой проявилась и в его потомке – Христе, ревновавшем о восстановлении святости Иерусалимского храма изгнанием из него торжников ( Ин. 2:13–17 ).

Пс.68:11 . и пла́чу, постясь душею моею, и это ставят в поношение мне;

Пс.68:12 . и возлагаю на себя вместо одежды вретище, – и делаюсь для них притчею;

Пс.68:13 . о мне толкуют сидящие у ворот, и поют в песнях пьющие вино.

Сила и обилие бедствий, перенесенных Давидом, не встречала естественного, даже чисто животного сострадания и активного проявления сочувствия среди народа, а вызывала глумление над ним. Когда он налагал на себя особенный пост или одевался во вретище, обычные знаки выражения у евреев переживаемых горестей, над Давидом смеялись. Над ним глумились знатные, судьи ( «сидящие у ворот» ) и праздные ( «пьющие вино» ). Неприязненное отношение к Давиду широко распространялось.

Все последующее содержание псалма (14–35 ст.) представляет молитву Давида о своем спасении.

Пс.68:14 . А я с молитвою моею к Тебе, Господи; во время благоугодное, Боже, по великой благости Твоей услышь меня в истине спасения Твоего;

«В истине спасения» – действительное спасение, т. е. не только облегчи меня в настоящем положении, но дай мне прочное, истинное и несокрушимое от внешних врагов спасение.

Пс.68:16 . да не увлечет меня стремление вод, да не поглотит меня пучина, да не затворит надо мною пропасть зева своего.

«Да не затворит надо мною пропасть зева своего» , не дай погибнуть мне в глубине бедствий вод, не допусти поверхности воды сделаться надо мною ровной. Предмет, брошенный в воду, рассекает ее, образуя воронку. По мере погружения предмета и удаления воздуха из этой воронки, последняя суживается и, наконец, поверхность воды принимает прежний, ровный вид ( “затвор яет. зев. сво й»). Смысл – не дай бесследно и безвыходно погибнуть мне.

Пс.68:18 . не скрывай лица Твоего от раба Твоего, ибо я скорблю; скоро услышь меня;

Давид называет себя “раб ом» или в том смысле, что он молод, неопытен и нуждается в поддержке со стороны, или в том, что он – Его слуга, преданный только Ему, а потому и ждущий защиты только от Него, как своего господина.

Пс.68:19 . приблизься к душе моей, избавь ее; ради врагов моих спаси меня.

«Ради врагов моих спаси меня» – не дай торжествовать надо мною врагам, так как это торжество содействовало бы в них развитию к Тебе еще большего неверия, утверждая мысль о Твоем бессилии защитить своих чтителей.

Пс.68:21 . Поношение сокрушило сердце мое, и я изнемог, ждал сострадания, но нет его, – утешителей, но не нахожу.

Пс.68:22 . И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом.

«Поношение сокрушило сердце мое» – меня окружают враги со всех сторон и я, не находя нигде сочувствия, мог ожидать только издевательства (поношение) и страдания, от чего потерял мужество.

Отношение врагов к Давиду полно зложелательства. Как измученный преследованиями, он нуждается в сочувствии, ободрении и деятельной помощи, ему же вместо того дают при жажде “уксус” , а при голоде – “желчь” . Желчь – растение горького вкуса, похоже на полынь, уксус – одуряющий напиток кисловатый, уксусный, обладающий свойством притуплять на некоторое время сознание: Давиду дают то, что ослабляет его силы и делает его еще более беспомощным. Этот образ для характеристики отношений врагов Давида к последнему, нашел полное, фактическое осуществление на личности Христа, когда Ему на кресте поднесли и желчь и оцта ( Мф. 27:34, 48 ).

Пс.68:23 . Да будет трапеза их сетью им, и мирное пиршество их – западнею;

Пс.68:24 . да помрачатся глаза их, чтоб им не видеть, и чресла их расслабь навсегда;

«Да будет трапеза их сетью им» . Под трапезой можно разуметь все внешнее довольство, богатство врагов Давида. Пусть их счастье обратится в несчастие, т. е. накажи их отнятием внешних благ; так как в этих внешних благах они видят ценность жизни и не стесняются в средствах приобретения их, то пусть будет за это воздано им и пусть довольство их навлечет на них кару.

“Очи помрач и”, «чресла. расслабь» – лиши их радостного, счастливого вида и согни их спину под тяжестью бедствий.

Пс.68:26 . жилище их да будет пусто, и в шатрах их да не будет живущих,

«Жилище их да будет пусто» – лиши внешнего богатства, «в шатрах их да не будет живущих» – лиши и детей.

Пс.68:27 . ибо, кого Ты поразил, они еще преследуют, и страдания уязвленных Тобою умножают.

Читайте также:  Псалом 31: текст молитвы, для чего читают

Все это за то, что они и так тяжелое положение, ниспосланное Давиду Богом, еще более увеличивают своим к нему зложелательным отношением, как бы тем поправляя Бога в Его отношении к Давиду и как бы осуждая Его за пристрастие к своему избраннику.

Пс.68:28 . Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не войдут они в правду Твою;

Приложить «беззаконие к беззаконию» – наложить на них наказание соответственно всей сумме их грехов. – «Да не войдут они в правду Твою» – пусть не получат оправдания от Тебя. Молитва Давида о таком наказании врагов есть молитва к Богу о правосудии, о возмездии врагам соответственно совершенным ими поступкам.

Пс.68:32 . и будет это благоугоднее Господу, нежели вол, нежели телец с рогами и с копытами.

Кара и гибель врагов и спасение Давида наполняет последнего благодарным чувством, которое он проявит в составлении песен. Такой, полный искреннего благоговения вид восхваления Бога будет приятнее Ему внешней жертвы из тельца, сжигаемого и рогами с копытами.

Пс.68:33 . Увидят это страждущие и возрадуются. И оживет сердце ваше, ищущие Бога,

Пс.68:34 . ибо Господь внемлет нищим и не пренебрегает узников Своих.

Пс.68:35 . Да восхвалят Его небеса и земля, моря и все движущееся в них;

33–35 стихи написаны Давидом, а отсюда и весь псалом, уже по окончании гонений, так как здесь писатель приглашает весь мир хвалить Бога за Его милости к праведникам, оказанные ниспосланием помощи и спасением от бедствий.

Пс.68:36 . ибо спасет Бог Сион, создаст города Иудины, и поселятся там и наследуют его,

Пс.68:37 . и потомство рабов Его утвердится в нем, и любящие имя Его будут поселяться на нем.

36–37 стихи, изображающие Сион и иудейские города разрушенными, а евреев обитающими вне Палестины, чего не было во время Давида, присоединены к псалму, очевидно, во время плена, когда евреи словами этого псалма молились Богу.

По 5, 10 и 22 ст. псалом называется мессиански-прообразовательным.

Псалом 68

Текст 68-го псалма отражает время гонения Давида Саулом, бывшим царём Израиля. Братья предлагали убить Саула и взять царство силой, но Давид продолжал уповать на Бога и милость Его. Царь Давид обращается с мольбой о спасении и выражает уверенность в полной победе, восстановлению городов и процветании Израиля.

Текст молитвы псалом 68

На церковнославянском языке

В конец, о изменшихся, псалом Давиду

1 Спаси, мя, Боже, яко внидоша воды до души моея.

2 Углебох в тимении глубины, и несть постояния. Приидох во глубины морския, и буря потопи мя.

3 Утрудихся зовый, измолче гортань мой, исчезосте очи мои, от еже уповати ми на Бога моего.

4 Умножишася паче влас главы моея ненавидящии мя туне, укрепишася врази мои, изгонящии мя неправедно: яже не восхищах, тогда воздаях.

5 Боже, Ты уведел еси безумие мое, и прегрешения моя от Тебе не утаишася.

6 Да не постыдятся о мне терпящии Тебе, Господи, Господи сил, ниже да посрамятся о мне ищущии Тебе, Боже Израилев.

7 Яко Тебе ради претерпех поношение, покры срамота лице мое.

8 Чуждь бых братии моей, и странен сыновом матepe моея.

9 Яко ревность дому Твоего снеде мя, и поношения поносящих Ти нападоша на мя.

10 И покрых постом душу мою, и бысть в поношение мне,

11 и положих одеяние мое вретище, и бых им в притчу.

12 О мне глумляхуся седящии во вратех, и о мне пояху пиющии вино.

13 Аз же молитвою моею к Тебе, Боже, время благоволения, Боже, во множестве милости Твоея услыши мя, во истине спасения Твоего.

14 Спаси мя от брения, да не углебну, да избавлюся от ненавидящих мя и от глубоких вод.

15 Да не потопит мене буря водная, ниже да пожрет мене глубина, ниже сведет о мне ровенник уст своих.

16 Услыши мя, Господи, яко блага милость Твоя, по множеству щедрот Твоих призри на мя.

17 Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя.

18 Вонми души моей, и избави ю, враг моих ради избави мя.

19 Ты бо веси поношение мое и студ мой, и срамоту мою: пред Тобою вси оскорбляющии мя.

20 Поношение чаяше душа моя, и страсть и ждах соскорбящаго, и не бе, и утешающих, и не обретох.

21 И даша в снедь мою желчь, и в жажду мою напоиша мя оцта.

22 Да будет трапеза их пред ними в сеть, и в воздаяние, и в соблазн.

23 Да помрачатся очи их, еже не видети, и хребет их выну сляцы.

24 Пролей на ня гнев Твой, и ярость гнева Твоего да постигнет их.

25 Да будет двор их пуст, и в жилищах их да не будет живый.

26 Зане eгоже Ты поразил еси, тии погнаша, и к болезни язв моих приложиша.

27 Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не внидут в правду Твою.

28 Да потребятся от книги живых и с праведными да не напишутся.

29 Нищ и боляй есмь аз: спасение Твое, Боже, да приимет мя.

30 Восхвалю имя Бога моего с песнию, возвеличу Его во хвалении:

31 и угодно будет Богу паче тельца юна, роги износяща и пазнокти.

32 Да узрят нищии и возвеселятся: взыщите Бога, и жива будет душа ваша.

33 Яко услыша убогия Господь и окованныя Своя не уничижи.

34 Да восхвалят Его небеса и земля, море и вся живущая в нем.

35 Яко Бог спасет Сиона, и созиждутся гради Иудейстии, и вселятся тамо, и наследят и,

36 и семя рабов Твоих удержит и, и любящии имя Твое вселятся в нем.

На русском языке

К исполнению; за тех, кто переменится. Псалом Давида.

1 Спаси меня, Боже, ибо дошли воды до души моей.

2 Я был ввергнут в глубокую тину, и не на чем стать, вошёл в глубины моря, и буря потопила меня.

3 Устал я кричать, охрипла гортань моя, померкли глаза мои от ожидания Бога моего.

4 Стало больше, чем волос на голове моей, ненавидящих меня напрасно, укрепились враги мои, изгоняющие меня неправедно; за то, что не похитил, я возмещал.

5 Боже, Ты познал безумие моё, и согрешения мои от Тебя не сокрылись.

6 Да не постыдятся о мне надеющиеся на Тебя, Господи, Господи сил, и да не посрамятся о мне ищущие Тебя, Боже Израилев!

7 Ибо ради Тебя я претерпел поношение; покрыл стыд лицо моё.

8 Чужим я стал для братьев моих и посторонним для сынов матери моей,

9 ибо ревность о доме Твоём снедает меня, и поношения поносящих Тебя пали на меня.

10 И облек я постом душу мою, – и это стало в поношение мне;

11 и возложил на себя, как одежду, рубище, – и стал для них притчей.

12 О мне толковали сидящие у ворот, и обо мне пели пьющие вино,

13 я же с молитвой моей к Тебе, Боже; во время благоволения, Боже, по множеству милости Твоей, услышь меня в истине спасения Твоего.

14 Спаси меня из тины, чтобы мне не увязнуть, да избавлюсь от ненавидящих меня и из глубоких вод;

15 да не потопит меня буря на водах, и да не поглотит меня глубина, и да не сомкнёт надо мною колодец устья своего.

16 Услышь меня, Господи, ибо блага милость Твоя; по множеству сострадания Твоего взгляни на меня.

17 Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, ибо я скорблю, скоро услышь меня,

18 внемли душе моей и искупи её, ради врагов моих избавь меня.

19 Ибо Ты знаешь поношение моё, и стыд мой, и посрамление моё; пред Тобою все теснящие меня.

20 Поношения и мучения ожидала душа моя; и ждал я сострадающего, и не было его, и утешителей – и не нашёл;

21 и дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом.

22 Да станет их трапеза сетью для них, и воздаянием, и западнёй,

23 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их согни навсегда.

24 Излей на них гнев Твой, и ярость гнева Твоего да настигнет их.

25 Да будет двор их пустым, и в шатрах их да не будет живущего,

26 ибо, кого Ты поразил, они стали гнать и к боли ран моих прибавили.

27 Прибавь беззаконие к беззаконию их, и да не войдут они в правду Твою,

28 да изгладятся из книги живых, и с праведными да не напишутся.

29 Нищ и страдаю я: спасение Твоё, Боже, да поддержит меня.

30 Восхвалю имя Бога моего с песнью, возвеличу Его в славословии,

31 и угоднее это будет Богу, чем телец молодой, с пробивающимися рогами и копытами.

32 Да увидят это нищие и возвеселятся; взыщите Бога, и жива будет душа ваша.

33 Ибо услышал бедных Господь и узников Своих не презрел.

34 Да восхвалят Его небеса и земля, море и всё, движущиеся в нём.

35 Ибо Бог спасёт Сион, и города Иудеи отстроятся, и поселятся там люди, и наследуют его,

36 и семя рабов Его овладеет им, и любящие имя Его будут обитать в нём.

Как и когда читать псалом 68?

Псалом 68 читают на Царских часах – особой службе в конце Великого поста, посвященной «власти и воинства». Священник призывает милость Божию на руководителей страны, о вразумлении их в управлении государством. Царские часы служат в канун Рождества Христова и Богоявления (Крещения Господня).

Также 68 псалом входит в состав молебна от стихийных бедствий, в том числе при наводнении.

В домашних условиях псалом 68 читают при затоплении, нападениях врагов видимых и невидимых. Особенно против нападок насмешников: стоящих выше чином, праздных людей и даже родственников.

Толкование

В каждом стихе псалма содержится важная информация и прямое обращение к Богу:

  • Стих 1-4: Во времена Давида воды считались символом беды. Он так и сообщает Господу, что воды дошли «до ушей его», что означает – скрыли доступ к кислороду. Мало того, он заходит в воды всё глубже и глубже, а земля под ногами зыбкая, так что, даже не на что опереться. В это время Давид обращается к Господу с молением, но «гортань пересохла». Это означает сильный вопль, обращенный к Создателю, наивысший уровень напряжения молитвы.
  • Стих 5: Давид рассказывает о количестве врагов, которых не счесть как волос на голове. О требовании ответить за дела и проступки, которых он не совершал. Саул говорил, что Давид намеревается убить его, чтобы получить власть и распоряжаться ею единолично. В то же время Давида уже помазали на царство, но он вовсе не помышлял о смерти прежнего царя. На самом деле популярность Давида среди народа предопределена Богом, а не честолюбием.
  • Стих 6-13: Автор псалма 68 сообщает Создателю прямым текстом, что поношение несёт ради Него. Все грехи Давида видны, и нет среди них таких, чтобы послужили причиной гонений. В то же время автор выражает надежду, что его ревность к Богу не прекратится, хотя и вызывает насмешки у праздных людей и родственников.
  • Стих 14-19: Царь Иудейский выражает надежду на спасение от врагов, и будет оно ниспослано по великой милости Божией, но не по заслугам Давида. Псалмопевец просит защиты и спасения не для себя лично, но для славы Господа, в силах которого защитить своего избранника.
  • Стих 20-22: Давид утешается тем, что известно Создателю об его положении. Как дали ему желчь вместо пищи, а вместо еды напоили уксусом. Здесь просматривается прямая аналогия с Иисусом Христом, над которым также глумились во время казни.
  • Стих 23-29: теперь автор псалма молит о воздаяние врагам, чтобы Господь покарал их, «согнул спины» и помрачил глаза от горя, лишены были нечестивцы своего потомства. Давид призывает изгладить врагов Создателя из книги живых и праведников.
  • Стих 30-34: Автор псалма уверяет Господа, в том, что не устанет славословить Его, сообщая о благоудности Богу превозношение словом, нежели жертва всесожжения тельцов. И помощь Создателя вселит радость всем ищущим милости Божией.
  • Стих 35-36: В ожидании спасения псалмопевец призывает всех сущих на земле хвалить Господа.
Читайте также:  Псалом 140: текст молитвы, для чего читают

В чем помощь от чтения православного текста псалом 68

Текст православного псалма 68 написан пророком Давидом и отражает его мысли и чувства во время гонений Саула. Следует отметить, что псалом написан не во время преследований псалмопевца, а на склоне его жизни, когда сердце царя Давида сжималось от воспоминаний пережитого.

Благодаря толкованию 68 псалма становится понятно, что в нем царь выражает свое одиночество. Так, фраза «Чужим стал я для братьев моих и посторонним для сынов матери моей» говорит о том, что даже самые родные люди боялись контактировать с царем Давидом, чтобы не попасть в немилость подозрительному Саулу.

Помощь от 68 псалма: в каких случаях читается песнь Давидова?

Христианский псалом 68 считается одним из ярчайших примеров пророческой песни. Его стих «И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом» (Пс. 68, 22) часто приводится в качестве доказательства божественного происхождения Иисуса Христа, ведь в нем буквально описываются крестные страдания Спасителя, когда Ему, страдающему от жажды, вместо воды поднесли губку, пропитанную уксусом. Слушать онлайн и читать 68 псалом рекомендуется при сильных наводнениях, сопровождающихся человеческими жертвами и разрушениями.

Слушать на видео православную молитву псалом 68 на русском языке

Читать текст молитвы псалом 68 на русском языке

Начальнику хора. На Шошанниме. Псалом Давида.

Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души моей. Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать; вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня. Я изнемог от вопля, засохла гортань моя, истомились глаза мои от ожидания Бога моего. Ненавидящих меня без вины больше, нежели волос на голове моей; враги мои, преследующие меня несправедливо, усилились; чего я не отнимал, то должен отдать. Боже! Ты знаешь безумие мое, и грехи мои не сокрыты от Тебя. Да не постыдятся во мне все, надеющиеся на Тебя, Господи, Боже сил. Да не посрамятся во мне ищущие Тебя, Боже Израилев, ибо ради Тебя несу я поношение, и бесчестием покрывают лице мое. Чужим стал я для братьев моих и посторонним для сынов матери моей, ибо ревность по доме Твоем снедает меня, и злословия злословящих Тебя падают на меня; и плачу, постясь душею моею, и это ставят в поношение мне; и возлагаю на себя вместо одежды вретище, — и делаюсь для них притчею; о мне толкуют сидящие у ворот, и поют в песнях пьющие вино. А я с молитвою моею к Тебе, Господи; во время благоугодное, Боже, по великой благости Твоей услышь меня в истине спасения Твоего; извлеки меня из тины, чтобы не погрязнуть мне; да избавлюсь от ненавидящих меня и от глубоких вод; да не увлечет меня стремление вод, да не поглотит меня пучина, да не затворит надо мною пропасть зева своего. Услышь меня, Господи, ибо блага милость Твоя; по множеству щедрот Твоих призри на меня; не скрывай лица Твоего от раба Твоего, ибо я скорблю; скоро услышь меня; приблизься к душе моей, избавь ее; ради врагов моих спаси меня. Ты знаешь поношение мое, стыд мой и посрамление мое: враги мои все пред Тобою. Поношение сокрушило сердце мое, и я изнемог, ждал сострадания, но нет его, — утешителей, но не нахожу. И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом. Да будет трапеза их сетью им, и мирное пиршество их — западнею; да помрачатся глаза их, чтоб им не видеть, и чресла их расслабь навсегда; излей на них ярость Твою, и пламень гнева Твоего да обымет их; жилище их да будет пусто, и в шатрах их да не будет живущих, ибо, кого Ты поразил, они еще преследуют, и страдания уязвленных Тобою умножают. Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не войдут они в правду Твою; да изгладятся они из книги живых и с праведниками да не напишутся. А я беден и страдаю; помощь Твоя, Боже, да восставит меня. Я буду славить имя Бога моего в песни, буду превозносить Его в славословии, и будет это благоугоднее Господу, нежели вол, нежели телец с рогами и с копытами. Увидят это страждущие и возрадуются. И оживет сердце ваше, ищущие Бога, ибо Господь внемлет нищим и не пренебрегает узников Своих. Да восхвалят Его небеса и земля, моря и все движущееся в них; ибо спасет Бог Сион, создаст города Иудины, и поселятся там и наследуют его, и потомство рабов Его утвердится в нем, и любящие имя Его будут поселяться на нем.

Псалом 68 – слушать и читать текст. Толкование.

Ветхий Завет

Псалтырь

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 68

Толкование Псалма 68

Из стиха 1 следует, что Псалом был написан Давидом; здесь же указание на род струнного инструмента, под аккомпанемент которого мог исполняться этот псалом. Шошаним некоторыми переводится как лилия; возможно, на этот цветок инструмент походил по своей форме.

Давид мелит Всевышнего спасти его от преследований и поношения, которые он терпит от своих же братьев по причине своей верности Господу. Это молитва и о воздаянии жестоким преследователям Давида. Завершается Пс. 68 выражением уверенности в конечном торжестве “любящих имя” Господа и предвиденьем вселенской хвалы Ему.

А. Давид – жертва беспричинной ненависти (68:2-5)

Пс. 68:2-5. Воды – часто встречающийся на страницах Священного Писания образ бедствий. В несчастьях своих Давид обращается к Господу с мольбой о спасении. В стихе 3 он сравнивает себя с человеком, погрязшим в… болоте, не чувствующим почвы под ногами, уносимым течением вод.

Слишком велико число врагов его (стих 5), которые преследуют его несправедливо, требуя, чтобы он отдал то, что не отнимал. Указаний на исторические обстоятельства, в которых написан был Пс. 68, в тексте нет; в жизни Давида и до того, как он стал царем, и после этого неоднократно возникали ситуации, когда он в глазах его врагов становился “узурпатором” того, что на самом деле получил по воле Божией. К примеру, он был помазан на царство Самуилом еще при жизни Саула, но не выказывал намерений силой отнять у того царство, однако, Саул безжалостно преследовал его; впоследствии сын Давида Авессалом пытался заставить своего отца отдать престол ему, хотя Давид занял этот престол по решению Господа.

Б. Давид о своей ревности по доме Божием (68:6-13)

Пс. 68:6-13. Давид “напоминает” Богу, что несет поношение… ради Него (стих 8); отсюда его особая надежда на то, что Господь станет действовать в его защиту.

Давид знает, что все грехи его, все его неразумные поступки и дела (безумие его; стих 6) не сокрыты от Бога, но ведь и то известно Господу, что не в них причина нынешних его бедствий. Сам Давид склонен ее, в частности, видеть в ревности своей по Боге и доме Его (стихи 8,10).

Да не постыдятся в стихе 7 означает “да не разочаруются”. Ревностного отношения Давида к Иегове, его благочестия – не формального, не идущего от сердца-не разделяли даже родственники (стих 9). А он как личную боль воспринимал всякое непочтительное или дерзкое высказывание в адрес Господа (окончание стих 10).

Обращение Давида к посту, облачение его во вретище – в знак душевного сокрушения по причине нечестия и отступлений в Израиле – вызывало лишь насмешки у окружающих; он сделался для них притчею (стихи 11-12). Старейшины и судьи, сидящие у ворот, издевательски толкуют о нем, а праздный люд (пьющие вино) распевают о нем непочтительные песенки (стих 13).

В. Молитва к Господу (68:14-29)

Пс. 68:14-19. В истине спасения Твоего (стих 14) надо понимать (в контексте) как мольбу об истинном (в значении не “сиюминутного” только, но надежного, действующего во всякое время) спасении (от врагов). Да будет оно ниспослано в то время, которое угодно Господу, – не по заслугам псалмопевца, но по великой благости (милости) Божией. В стихах 15-17 – снова образы тины и глубокой водной пучины, т. е. губительных зла и ненависти. Избавь… ради врагов моих (стих 19); это молитва об “избавлении” ради того, чтобы враги Давида, Божиего избранника, не возомнили, что можно издеваться над ним и поносить его, ибо Господь бессилен его защитить.

Пс. 68:20-22. Псалмопевец черпает утешение в том, что Богу известно, каково его положение (стих 20). Словом желчь (стих 22) названо горькое, возможно, ядовитое, растение пустыни. Во фразе дали… в пищу слову “пища” соответствует еврейское барут: так называлась еда, которая предлагалась родственнику умершего сострадавшими ему друзьями; здесь, следовательно, как и во фразе напоили меня уксусом, подчеркивается лицемерие и жестокосердие тех, кто окружали Давида, – своими “даяниями” они лишь усугубляли его боль и беспомощность (сравните с такими же “даяниями” Христу, претерпевавшему крестные муки; Матф. 27:34,48).

Пс. 68:23-29. Да воздастся врагам Давида за все их зло. Трапеза здесь может быть символом всех их земных благ, которые в их глазах – превыше всего, а потому в достижении их они не стесняются средствами; мирное пиршество в других переводах передано как синоним “трапезы”. Да обратится то, что представляет для “беззаконников” (стих 28) наивысшую ценность, в сеть и западню для них. Чресла их расслабь – го же, что “согни их спины”; это как и “помраченные глаза” – образы горя, пришедшего на смену радости. Да лишатся нечестивцы и потомства своего! (стих 26) в стихе 27 та мысль, что враги стараются усугубить боль Давида, которому Бог и без того попустил страдания. Да не будут они оправданы Богом за все их беззаконий (стих 28).

Читайте также:  Псалом 149: текст молитвы, для чего читают

Да изгладятся они из книги живых (стих 29). В Библии образ раскрытых книг символизирует небесный суд (сравните Дан. 7:10; Откр. 20:12). Здесь псалмопевец призывает погибель на головы своих врагов по решению высшего суда и просит Бога лишить их благословений в вечности (и с праведниками да не напишутся).

Г. Господь слышит страждущего (68:30-37)

Пс. 68:30-34. Снова взывает Давид к Богу о помощи и защите, потому что он беден и страдает, и обещает Богу славить имя Его и превозносить Его в славословии. Он выражает уверенность в том, что такая “жертва хвалы” благоугоднее Господу чем всесожжение, при котором жертвенное животное (вол… телец) сжигалось с рогами и с копытами.

Помощь Бога псалмопевцу вселила бы радость во всех страждущих и в сердце каждого, кто ищет Господа, ибо они снова убедились бы в том, что Он не пренебрегает ими (стихи 33-34).

Пс. 68:35-37. В предвидении того, что спасет Бог народ Свой и утвердит его в земле, которую дал ему, псалмопевец призывает всю вселенную хвалить Его.

Лейтмотивом Псалма 68 является мольба об избавлении от страданий тех, которые страдают во имя Господне. В некоторых частях своих псалом приложим к жизненным обстоятельствам Иисуса Христа и к Его чувствам (стих 5 сравните с Иоан. 15:25, где говорится о “напрасной ненависти” к Христу; сравните также стих 10 с Иоан. 2:17, где подразумевается “ревность” Господа по доме Отца; выше 22-ой стих этого псалма сравнивался с Матф. 27:34,48). Итак, частично, по крайней мере, Пс. 68 можно рассматривать как преобразовательный.

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Псалтирь 68 псалом

Плач о помощи в скорби

1 Начальнику хора. На шошанниме. Псалом Давида.

Комментарии из Женевской Библии: Псалтирь 68 псалом

Пс. 68 Данный псалом относится к разряду плачей, поскольку псалмопевец сетует Господу на преследующих его врагов и призывает Его сокрушить их. Будучи уверенным, что его мольбы не останутся без ответа, псалмопевец завершает свой плач на хвалебной ноте. Пс. 68 весьма известен благодаря цитатам из него в НЗ.

68:2 воды дошли до души моей. Одолеваемый несчастьями, псалмопевец уподобляет себя тонущему. Разлившиеся воды часто служат символом хаоса, бедствий и страданий в жизни народа или отдельного человека (см. ком. к Пс. 17,5; 45,3).

68:3 во глубину вод. быстрое течение. См. ком. к Пс. 17,5; 45,3.

68:4 Я изнемог. от ожидания Бога моего. Псалмопевец взывает к Господу о помощи, сетуя на то, что Он до сих пор не явил ему Себя. Богооставленность тяжело переживается им.

68:5 чего я не отнимал, то должен отдать. В соответствии с законом (Исх. 22,1-4), уличенный в краже обязан был возвратить украденное владельцу. Враги ложно обвиняют псалмопевца в краже. Под кражей может подразумеваться незаконное присвоение какого-либо имущества или чего-то отвлеченного, например, царского достоинства.

68:6 грехи мои не сокрыты от Тебя. Утверждая свою невиновность перед преследующими его врагами, псалмопевец в то же время признает, что перед Богом он не безгрешен.

68:7 Да не постыдятся во мне все, надеющиеся на Тебя. Псалмопевец просит Господа, чтобы Он восстановил справедливость ради тех из соплеменников, кто, как и псалмопевец, хранит верность Господу, дабы верность эта не стала предметом насмешек и издевательств, как не оправданная.

68:9 Чужим стал я для братьев моих. От преследуемого несчастиями псалмопевца отвернулась даже его собственная семья.

68:10 ревность по доме Твоем снедает меня. Ненависть врагов к псалмопевцу вызвана его любовью к Господу. По этой же причине богоненавистники невзлюбили Христа, исполнявшего порученную Ему Отцом миссию на земле. Ученики Христа вспомнили слова этого псалма, увидев, как Он изгонял из храма торговцев и менял (Ин. 2,17). Вторую часть стиха цитирует апостол Павел в Рим. 15,3, когда говорит о беззаветном служении Христа во исполнение воли Отца.

68:12 делаюсь для них притчею. Ревностно постясь и исполняя другие религиозные обряды, псалмопевец становится посмешищем для окружающих его нечестивцев.

68:14 по великой благости Твоей. Псалмопевец взывает к милосердной любви, связывающей Господа с избранным Им народом.

68:15 извлеки меня из тины . от глубоких вод. Псалмопевец просит у Бога помощи, описывая свои несчастья теми же образами, к каким он прибегал в начальных стихах псалма.

68:16 да не поглотит меня пучина. Имеется в виду пучина шеола, царства смерти.

68:22 желчь. уксусом. Метафора псалмопевца обрела реальный смысл, когда римские воины поднесли уксус распятому Христу (Ин. 19,29). Но, в отличие от псалмопевца, который ответил на предложенную ему трапезу проклятиями (ст. 23-30), Христос проявлял к Своим мучителям любовь и сострадание.

68:23 Да будет трапеза их сетью им. Накрытый к трапезе стол часто символизирует процветание и благополучие хозяина дома. Видя, что нечестивые процветают, тогда как он, человек праведный, испытывает страдания, псалмопевец призывает Господа сделать так, чтобы трапеза нечестивцев принесла им гибель.

68:26 жилище их да будет пусто. Ср. Мф. 23,38.

68:29 да изгладятся они из книги живых. Т.е. умрут, погибнут.

68:31 Я буду славить имя Бога. Как это часто бывает в псалмах, сетования и проклятия псалмопевца без всякого перехода сменяются радостной хвалой Господу.

68:32 будет это благоугоднее Господу, нежели вол. Вол – самое дорогое из приносимых в жертву животных. Самому богатому жертвоприношению, которое может свершаться и без подлинной преданности Ему, Господь предпочитает чистосердечное раскаяние человека.

68:33 Увидят это страждущие и возрадуются. Избавление псалмопевца вселит надежду в души всех страждущих и гонимых, поскольку засвидетельствует им истинность их упования.

68:36 создаст города Иудины. Букв.: “восстановит”. Последние два стиха были, по всей видимости, добавлены к псалму позднее – во времена вавилонского пленения или сразу после возвращения из него.

2017. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.

Что такое псалом?

Что такое псалом

Слово «псалом» произошло от греческого «щипать», то есть щипать струны. Пение псалмов обычно сопровождалось аккомпанементом щипкового инструмента. Псалом — это особый жанр молитвословной поэзии. Книгу Псалтирь составляют 150 псалмов.

Каждый псалом состоит из нескольких стихов, которые называют «версами», версы в свою очередь тоже делятся на два-три полустиха. Количество полустихов часто зависит от редакции Псалтири.

Псалмы напоминают песни Библейские (кантики). Псалмы и кантики составляют основу музыки богослужения в западно-христианских конфессиях.

Как читать псалмы

Раньше псалмы пели на богослужении всей общиной, теперь же это обычно делает группа певчих или церковный хор. Но поют и читают их не только на богослужении.

Псалтирь считается книгой, где собраны молитвы на все случаи жизни. Более 80 из них написал сам библейский царь Давид. Но в Псалтири также есть псалмы авторства:

  • Соломона,
  • Моисея,
  • Асафа и его потомков,
  • Емана,
  • Ефама,
  • сынов Кореевых,
  • неизвестных авторов.

Некоторые псалмы призваны прославлять Господа, иные же — просить покаяния. Знаменитый 50-ый псалом входит в состав ежедневного утреннего правила. Автором псалма стал царь Давид, совершивший преступление перед Господом. Чтобы завладеть чужой женой, он отправил ее мужа на верную гибель.

Святой Ефрем Сирин о псалмах

Святой Ефрем Сирин давал такое определение псалмам:

Псалом – отгнание демонов.
Псалом – оружие против страха ночного.
Псалом – успокоение от дневных трудов. Псалом – безопасность младенцев.
Псалом – утешение старцам, самое приличное убранство женщинам. Он светлыми делает праздники, он производит печаль по Богу.
Псалом и из каменного сердца вызывает слезы.
Псалом – дело Ангелов, небесное жительство, духовное кадило. Он просвещает ум, он возводит на небеса, он делает людей собеседниками Божиими, радует душу, прекращает суд, смиряет враждующих. Где псалом с сокрушением, там и Бог с Ангелами.

Читать псалмы можно келейно. Важно сосредоточиться на молитве, не отвлекаться, настроится не на монотонное чтение, а на живой разговор с Богом. Чтение псалмов не должно быть формальным, попробуйте проникнуться каждым словом и, стоящей за ней историей. Псалмы писались людьми, которые были близки к Господу, приблизиться к Нему, славить Его и просить о милости Бога — это и есть цель чтения псалмов.

Не стоит воспринимать псалмы, как волшебные заклинания. В интернете часто можно встретить «псалом, чтобы встретить свою любовь», «псалом, чтобы хорошо сдать экзамен». Вера в помощь Господа не имеет ничего общего с суевериями и представлениями псалмов, как магических заклятий. Всегда стоит читать толкования псалмов, чтобы произносить их не бездумно, а прочувствовав каждое слово всей душой.

Значение псалмов по номерам

  • Чтобы уберечься от тяжких грехов: 18
  • Против нападений бесовских: 45, 67
  • При обвинениях и клевете, воздвигающихся на тебя: 4, 7, 36, 51
  • Когда видишь гордыню и злобу многих, когда нет у людей ничего святого: 11
  • Для смирения духа: 5, 27, 43, 54, 78, 79, 138
  • Когда враги продолжают искать твоей погибели: 34, 25, 42
  • В благодарность за победу над врагом: 17
  • Во время скорби и в несчастиях: 3, 12, 21, 68, 76, 82, 142
  • При унынии и в безотчетной скорби: 90, 26, 101
  • В защиту от врагов, в напастях, при кознях человеческих и вражьих: 90, 3, 37, 2, 49, 53, 58, 139
  • В обстояниях, чтобы Господь услышал молитву твою: 16, 85, 87, 140
  • Когда просишь милости и щедрот у Бога: 66
  • Если желаешь научиться, как должно приность благодарение Господу: 28
  • Чтобы не скупиться и подавать милостыню: 40
  • Восхваляя Господа: 23, 88, 92, 95, 110, 112, 113, 114, 133, 138
  • В болезнях: 29, 46, 69
  • В смятении душевном: 30
  • В душевном уязвлении: 36, 39, 53, 69
  • В утешение угнетаемым: 19
  • От порчи и колдунов: 49, 53, 58, 63, 139
  • Когда имеешь потребность исповедования истинного Бога: 9, 74, 104, 105, 106, 107, 117, 135, 137
  • О прощении грехов и в покаянии: 50, 6, 24, 56, 129
  • В радости духовной: 102, 103
  • Когда слышишь, что хулят Промысл Божий: 13, 52
  • Чтобы не соблазниться, когда видишь, что нечестивые благоденствуют, а праведные терпят скорби: 72
  • В благодарность за всякое благодеяние Божие: 33, 145, 149, 45, 47, 64, 65, 80, 84, 97, 115, 116, 123, 125, 134, 148
  • Перед выходом из дома: 31
  • В дороге: 41, 42, 62, 142
  • Перед посевом: 64
  • От покраж: 51
  • От потопления: 68
  • От мороза: 147
  • В гонениях: 53, 55, 56, 141
  • О даровании мирной кончины: 38
  • О желании переселиться в вечные селения: 83
  • По усопшим: 118
  • Если одолевает лукавый: 142, 67

«Изъяснение каждого псалма Псалтири». — М.: Изд-во Православного братства святого апостола Иоанна Богослова, 2000.

Ссылка на основную публикацию