Псалом 62
Это благодарственный псалом, который весь наполнен молитвой и пламенной любовью царя Давида к Богу, твердым упованием на Него и уверенностью, что десница Божия поддержит и защитит его от любого врага. Царь Давид радостен. Он уверен в том, что гонители его погибнут, а он, в звании царя «возвеселится о Боге».
Текст молитвы псалом 62
На церковнославянском языке
1 Псалом Давиду, внегда быти ему в пустыни Иудейстей
2 Боже, Боже мой, к Тебе утренюю, возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне, и безводне.
3 Тако во святем явихся Тебе, видети силу Твою и славу Твою.
4 Яко лучши милость Твоя паче живот, устне мои похвалите Тя.
5 Тако благословлю Тя в животе моем, о имени Твоем воздежу руце мои.
6 Яко от тука и масти да исполнится душа моя, и устнама радости восхвалят Тя уста моя.
7 Аще поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя.
8 Яко был еси Помощник мой, и в крове крилу Твоею возрадуюся.
9 Прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя.
10 Тии же всуе искаша душу мою, внидут в преисподняя земли,
11 предадятся в руки оружия, части лисовом будут.
12 Царь же возвеселится о Бозе, похвалится всяк кленыйся Им, яко заградишася уста глаголющих неправедная.
На русском языке
1 Псалом Давида, когда он был в пустыне Иудейской.
2 Боже, Боже мой, к Тебе с рассвета стремлюсь: жаждет Тебя душа моя. Сколько раз стремилась к Тебе плоть моя в земле пустынной, и непроходимой, и безводной?
3 Так бы я во святилище явился Тебе, чтобы видеть силу Твою и славу Твою!
4 Ибо лучше жизни милость Твоя; уста мои восхвалят Тебя.
5 Так благословлю Тебя в жизни моей, во имя Твоё вознесу руки мои.
6 Как бы туком и елеем да наполнится душа моя, и устами радости восхвалят Тебя уста мои.
7 Вспоминал я Тебя на постели моей, поутру размышлял о Тебе,
8 ибо Ты стал помощником мне, и под кровом крыл Твоих я возрадуюсь.
9 Прильнула душа моя к Тебе, меня поддержала десница Твоя.
10 А те, что напрасно искали душу мою, сойдут в преисподнюю земли,
11 преданы будут силе меча, станут добычей лисицам.
12 Царь же возвеселится о Боге, восхвалится всякий, клянущийся Им, ибо заградились уста говорящих неправду.
История написания
Бежав от Саула, Давид пришел в пустыню, где и жил. Итак, в сей то пустыни находясь, он сочинил настоящий псалом, в котором открывает чрезвычайную любовь свою к Богу. Он также и пророчествует в нем об истреблении, которому имели подвергнуться гонители его. Сей псалом приличен и нам — христианам. Ибо когда и мы находимся в пустыни сладостных предметов мира и имеем пламенную любовь к Богу, то без сомнения будут истреблены и наши видимые и невидимые враги, и вовсе не в состоянии будут вредить нам.
Этот псалом относится и к душе, бывшей прежде в пустыни (вне) всякого добра, а потом благодатью Христовою возвратившейся к добру.
Толкование псалма 62
Ст. 2. Боже, Боже мой! к Тебе утренюю.
Господи, как только проснусь, мыслями своими бегу к Тебе и, прежде чем начать любое дело, беседую с Тобою, молюсь Тебе и посвящаю Тебе начало дня.
Возжада Тебе душа моя.
Жажда Давида — это не мирская жажда воды, это искренняя и сильная любовь к Богу. Давид не находит слов, чтобы выразить силу своего чувства, поэтому ищет примеры в разных вещах, чтобы и мы стали соучастниками этой любви, прочувствовали ее.
Коль множицею Тебе плоть моя.
Многократно и чрезмерно я жажду и люблю Тебя, Господи! Не только душа моя исполнена божественного вожделения, но и самая плоть жаждет Бога, когда покоряет волю свою Ему.
В земли пусте, непроходне и 6езводне.
Я так сильно люблю Тебя, Господи, что и непроходимая, и безводная пустыня нисколько не изменила любви моей к Тебе.
Ст. 3. Тако во святем (святилище) явихся Тебе.
Этими словами Давид показывает, что и там, в Иерусалиме, когда молился в скинии, и здесь в пустыни, он сохранил одинаковую расположенность и любовь к Богу!
Видети силу Твою и славу Твою.
Я молюсь в пустыне сей, Господи, чтоб видеть силу Твою, которая низложит врагов моих, и видеть славу Твою, потому что все будут прославлять Тебя за Твою помощь надеющимся на Тебя.
Ст. 4. Яко лучши милость Твоя паче живот. Устне мои похвалит Тя.
Лучше получить от Тебя, Господи, милости в этой пустыне, нежели проводить жизнь в роскоши и наслаждении телесными удовольствиями. За это уста мои будут хвалить Тебя.
Ст. 5. Тако благословлю Тя в животе моем, о имени Твоем воздежу руци, мои.
Как теперь искренно и от всей души моей прославляю Тебя, находясь в этой пустыне, так буду прославлять Тебя и во всю мою жизнь, и только во имя Твое стану возносить руки мои в молитве. Здесь царем Давидом положено твердое намерение не только благословлять Бога словами, но и прославлять Его добродетельною жизнью.
Ст. 6. Яко от тука и масти да исполнится душа моя и устнама радости восхвалять Тя уста моя.
Здесь Давид изображает благодарность и милость. Побуждаясь этими чувствами, он будет хвалить Бога радостными словами.
Ст. 7. Аще поминах Тя на постели моей; на утренних поучахся в Тя.
Я сплю и закрываю глаза мои, и память моя возвращается к Тебе, открываю глаза мои, и глубокий сон не останавливает воспоминания о Тебе.
Ст. 8. Яко был ecu помощник мой; и в крове крилу Твоею возрадуюся.
Тебя, Господи, воспоминаю и когда бодрствую, потому что не имею надобности воспоминать кого-либо другого, кроме Тебя. И буду радоваться под твоей защитой.
Ст. 9. Прильпе душа моя по Тебе; мене же прият десница Твоя.
Душа моя, и сердце мое так привязаны к Тебе, что не могут удалиться от воспоминания о Тебе ни на малое время. За такое великое желание и доверие Божия сила Твоя подала мне помощь. (Этими словами Давид пророчествует о помощи, которую окажет ему Господь, а также о наступавшей погибели Саула).
Ст. 10. Tии же всуе искаша душу мою; внидут в преисподняя земли.
А тот, кто искал моей смерти — пойдет в ад.
Ст. 11. Предадятся в руки оружия.
Сказав прежде, что враги его умрут, Давид по связи здесь говорит теперь и о том, каким образом умрут, именно, что будут преданы в руки оружия (оруженосцев), то есть, падут на брани.
Части лисовом будут.
Когда, Саул и прочие враги будут убиты на поле брани, тогда лисицы и прочие звери разделят их себе в пищу, как оставшихся не погребенными.
Ст. 12. Царь же возвеселится о Бозе.
Царем Давид называет самого себя, как помазанного, по повелению Божию. Итак, он говорит, что будет веселиться не о смерти врагов своих (потом он плакал и рыдал, узнав о смерти Саула и сына его Ионафана) а будет радоваться о Боге, который защищает любящих Его.
Похвалится всяк кленыйся им.
У подвластных народов было обыкновение клясться царем своим.
Яко заградишася уста глаголющих неправедная.
Уста врагов, говоривших неправду, остановлены смертью, и больше не смогут сказать против меня ничего.
Для чего читают псалом 62?
Толкование 62 псалма дает нам представление о душевном устроении царя Давида, который уже не впервые за свою жизнь оказывался в положении изгнанника, но ни разу не переставал верить в своевременную и мудрую помощь Бога. Именно поэтому в тексте 62 псалма он не молит Создателя о спасении, а с верой и надеждой предает свою жизнь в Его руки. И мы будем читать этот псалом во время опасности, или тогда, когда душа наша захочет благодарить Бога за все Его милости к нам.
Правила чтения
Псалом 62 один из псалмов Шестопсалмия, которым в Православном богослужении принято называть шесть избранных псалмов, последовательно исполняемых на утрени. Этот момент церковной службы особый, он выделяется строгостью и печальным звучанием. Обстановка в храме соответствует этому: закрываются Царские врата, гасится свет, тушатся свечи; на середину храма выходит чтец, и, как бы от лица всех верующих, неподвижно стоящих вокруг, произносит слова псалмов – молитву скорби, покаяния и надежды. Шестопсалмие читается обязательно на каждом утреннем богослужении (повседневном, субботнем и воскресном) в течение всего года, кроме дней Светлой Пасхальной седмицы, это говорит о его огромной важности. Православные толкователи, подчеркивая особую значимость Шестопсалмия в богослужении, видят в нем отражение самого значимого события в жизни человечества – пришествия в мир Христа Спасителя.
Псалом 62 на русском языке
Детально: псалом 62 на русском языке – со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.
Псалом Давиду, внегда быти ему в пустыни Иудейстей
Псалом Давида, когда он был в пустыне Иудейской.
1 Боже, Боже мой, к Тебе утренюю, возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне, и безводне.
1 Боже, Боже мой, к Тебе с рассвета стремлюсь: жаждет Тебя душа моя. Сколько раз стремилась к Тебе плоть моя в земле пустынной, и непроходимой, и безводной?
2 Тако во святем явихся Тебе, видети силу Твою и славу Твою.
2 Так бы я во святилище явился Тебе, чтобы видеть силу Твою и славу Твою!
3 Яко лучши милость Твоя паче живот, устне мои похвалите Тя.
3 Ибо лучше жизни милость Твоя; уста мои восхвалят Тебя.
4 Тако благословлю Тя в животе моем, о имени Твоем воздежу руце мои.
4 Так благословлю Тебя в жизни моей, во имя Твоё вознесу руки мои.
5 Яко от тука и масти да исполнится душа моя, и устнама радости восхвалят Тя уста моя.
5 Как бы туком и елеем да наполнится душа моя, и устами радости восхвалят Тебя уста мои.
6 Аще поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя.
6 Вспоминал я Тебя на постели моей, поутру размышлял о Тебе,
7 Яко был еси Помощник мой, и в крове крилу Твоею возрадуюся.
7 ибо Ты стал помощником мне, и под кровом крыл Твоих я возрадуюсь.
8 Прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя.
8 Прильнула душа моя к Тебе, меня поддержала десница Твоя.
9 Тии же всуе искаша душу мою, внидут в преисподняя земли,
9 А те, что напрасно искали душу мою, сойдут в преисподнюю земли,
10 предадятся в руки оружия, части лисовом будут.
10 преданы будут силе меча, станут добычей лисицам.
11 Царь же возвеселится о Бозе, похвалится всяк кленыйся Им, яко заградишася уста глаголющих неправедная.
11 Царь же возвеселится о Боге, восхвалится всякий, клянущийся Им, ибо заградились уста говорящих неправду.
Боже, Боже мой, к Тебе утренюю, возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне, и безводне. Тако во святем явихся Тебе, видети силу Твою и славу Твою. Яко лучши милость Твоя паче живот, устне мои похвалите Тя. Тако благословлю Тя в животе моем, о имени Твоем воздежу руце мои. Яко от тука и масти да исполнится душа моя, и устнама радости восхвалят Тя уста моя. Аще поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя. Яко был еси Помощник мой, и в крове крилу Твоею возрадуюся. Прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя. Тии же всуе искаша душу мою, внидут в преисподняя земли, предадятся в руки оружия, части лисовом будут. Царь же возвеселится о Бозе, похвалится всяк кленыйся Им, яко заградишася уста глаголющих неправедная.
- Псалом Давида, когда он был в пустыне Иудейской.
- Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной,
- чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во святилище:
- ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь. Уста мои восхвалят Тебя.
- Так благословлю Тебя в жизни моей; во имя Твое вознесу руки мои.
- Как туком и елеем насыщается душа моя, и радостным гласом восхваляют Тебя уста мои,
- когда я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о Тебе в ночные стражи,
- ибо Ты помощь моя, и в тени крыл Твоих я возрадуюсь;
- к Тебе прилепилась душа моя; десница Твоя поддерживает меня.
- А те, которые ищут погибели душе моей, сойдут в преисподнюю земли;
- сразят их силою меча; достанутся они в добычу лисицам.
- Царь же возвеселится о Боге, восхвален будет всякий, клянущийся Им, ибо заградятся уста говорящих неправду.
Перед христианским текстом 62 псалма идет небольшое вступление, которое подсказывает нам время его написания. «Псалом Давида, когда он был в пустыне Иудейской» (Пс. 62, 1) – это предисловие дает понять, что христианский псалом 62 написан в период восстания Авессалома, поскольку пророк Давид указывает, что на момент его написания является царем. Пребывая в пустыни, псалмопевец проводит параллель между жаждой телесной и жаждой духовной, воспевая Бога, как источник своего благодатного утешения. Текст православного 62 псалма характерен тем, что в нем нет мольбы к Богу – автор обращается ко Творцу исключительно со словами восхваления.
В каких случаях помогает молитва псалом 62?
Толкование 62 псалма дает нам представление о душевном устроении царя Давида, который уже не впервые за свою жизнь оказывался в положении изгнанника, но ни разу не переставал верить в своевременную и мудрую помощь Бога. Именно поэтому в тексте 62 псалма он не молит Создателя о спасении, а с верой и надеждой предает свою жизнь в Его руки. Преподобный Арсений Каппадокийский, православный толкователь Псалтири, советует читать и слушать онлайн псалом 62 садоводам о плодоношении деревьев.
Слушать на видео православную молитву псалом 62 на русском языке
Читать церковный псалом 62 на русском языке
Псалом Давида, когда он был в пустыне Иудейской.
Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной, чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во святилище: ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь. Уста мои восхвалят Тебя. Так благословлю Тебя в жизни моей; во имя Твое вознесу руки мои. Как туком и елеем насыщается душа моя, и радостным гласом восхваляют Тебя уста мои, когда я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о Тебе в ночные стражи, ибо Ты помощь моя, и в тени крыл Твоих я возрадуюсь; к Тебе прилепилась душа моя; десница Твоя поддерживает меня. А те, которые ищут погибели душе моей, сойдут в преисподнюю земли; сразят их силою меча; достанутся они в добычу лисицам. Царь же возвеселится о Боге, восхвален будет всякий, клянущийся Им, ибо заградятся уста говорящих неправду.
Церковно славянский текст псалом 62
Боже, Боже мой, к тебе утренюю; возжада тебе душа моя, коль множицею тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне и безводне. Тако во святем явихся тебе, видети силу твою и славу твою. Яко лучши милость твоя паче живот; устне мои похвалите тя. Тако благословлю тя в животе моем и о имени твоем воздежу руце мои. Яко от тука и масти да исполнится душа моя, и устнама радости восхвалят тя уста моя. Аще поминах тя на постели моей, на утренних поучахся в тя; яко был eси помощник мой, и в крове крилу твоeю возрадуюся. Прильпе душа моя по тебе; мене же прiят десница твоя. Тiи же всуе искаша душу мою; внидут в преисподняя земли; предадятся в руки oружiя, части лисовом будут. Царь же возвеселится о Бозе; похвалится всяк кленыйся им, яко заградишася уста глаголющих неправeдная.
Псалом 62
Этот псалом написан Давидом во время бегства, когда он находился в пустыне ( 2Цар. 15:28, 17:15–26 ). Под этим бегством нужно разуметь времена Авессалома, так как в 12 ст. Давид прямо называет себя царем, занимавшим уже престол, именем которого клялись, т. е. имевшим подданных, каких он, конечно, не имел при жизни Саула.
Из этой пустыни я стремлюсь к Твоему святилищу, Боже! (2–4). Я буду благословлять Тебя всю жизнь и сейчас постоянно вспоминаю о Тебе (5–7). Ты моя сила и надежда и Ты сохранишь меня, а те, которые ищут моей погибели, будут уничтожены, их несправедливые уста замолкнут. Царь же будет радоваться о Боге.
Пс.62:2 . Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной,
Пс.62:3 . чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во святилище:
«Тебя от ранней зари ищу я» – к Тебе, Господи, с раннего утра обращаюсь с молитвой. Эта молитва, как видно из последующего содержания псалма, имеет своим предметом просьбу о наказании врагов и о своем возвращении в Иерусалим, как центр религиозной жизни и место особенного присутствия здесь Бога. Для Давида, человека благочестивого и религиозно настроенного, привыкшего освящать каждый день молитвой при скинии, вынужденное удаление из Иерусалима, а через то и от скинии, было тяжелым лишением. В этом удалении он испытывает необыкновенную тоску по скинии; для Давида видеть торжество богослужения и слышать чтение закона ( «видети силу Твою и славу» (слав.) ) сейчас тоже, что для жаждущего в пустыне найти источник воды.
Пс.62:4 . ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь. Уста мои восхвалят Тебя.
Пс.62:5 . Так благословлю Тебя в жизни моей; во имя Твое вознесу руки мои.
Пс.62:6 . Как туком и елеем насыщается душа моя, и радостным гласом восхваляют Тебя уста мои,
«Ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь» . Давид предпочитает милость к нему Бога жизни вне ее. Под милостью, как общеупотребительно в Библии, разумеются духовные блага, напр., чистота совести, религиозная настроенность, близость к Богу и т. п. В данном выражении проводится та мысль, что Давид предпочел бы близость к Богу, возможность тесного единения с Ним в молитве при скинии, пред жизнью, полною всяких внешних удобств, но лишенной этого блага, общения с Богом.
За дарование такой милости Давид будет восхвалять Господа во всю жизнь, при этом его радость будет настолько же глубока и высока, как ценна жертва, когда закалывают животных здоровых и откормленных ( «туком и елеем» ).
Пс.62:7 . когда я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о Тебе в ночные стражи,
Пс.62:8 . ибо Ты помощь моя, и в тени крыл Твоих я возрадуюсь;
Из своей предшествующей жизни Давид знает, что Господь постоянно ему покровительствовал, и об этих случаях Его к себе помощи он постоянно вспоминает ночью ( «на постели» ) и во время “стражи” , которая продолжалась до наступления дня, т. е. Давид вспоминает и ночью, и утром. Можно здесь допустить и то понимание, что Давид имел обыкновение как утром, так и отходя ко сну “поуча ться закону» т. е. читать или вспоминать закон, заповеди Бога.
Пс.62:9 . к Тебе прилепилась душа моя; десница Твоя поддерживает меня.
Пс.62:10 . А те, которые ищут погибели душе моей, сойдут в преисподнюю земли;
Пс.62:11 . сразят их силою меча; достанутся они в добычу лисицам.
Пс.62:12 . Царь же возвеселится о Боге, восхвален будет всякий, клянущийся Им, ибо заградятся уста говорящих неправду.
Так как душа Давида «прилепилась ко Господу», т. е., только в Нем ищет и на Него полагает свою защиту, то у него рождается уверенность, что “ищу щие» душу его враги напрасно, безрезультатно пытаются погубить его, так как Господь примет его под Свою десницу, защитит Своей силой. Враги Давида погибнут ( «сойдут в преисподнюю земли» – в ад, который евреи представляли находящимся в земной глубине), при этом трупы их будут лежать не погребенными и сделаются достоянием шакалов (в слав. тексте «части лисовом» – добычей лисиц). Гибель врагов будет сопровождаться радостью царя за свое спасение, и не только царя, но и тех, кто “кля лся им», т. е. царем. Клясться царем (ср. Быт. 42:15–16 ) значит оставаться верным ему, охранять его права. Оставшиеся верными Давиду во время гонений от Авессалома, вместе с возвращением царя на престол будут “восхвален ы», отмечены царем, получат заслуженную ими награду, которую уже никто не будет в состоянии отнять, так как, даже «уста говорящих неправду» заградятся, интриги против царя будут разрушены и враги царя уничтожены.
Псалом занимает 3-е место в шестопсалмии, составляя молитву к Богу при наступлении дня о том, чтобы она (молитва) была угодна Богу (6 ст.) и чтобы Господь принял молящегося под “тен ь крыл” своих (8 ст.) в продолжение наступающего дня.
Вам может быть интересно:
1. Толкование на Псалтирь – Псалом 63 – профессор Александр Павлович Лопухин
Псалом 62 текст молитвы на русском
Тут вы сможете ознакомиться с материалом на тему : Псалом 62 текст молитвы на русском – в подробном и точном описании.
А. П. Лопухин. Толковая Библия. Псалтирь
Псалом 62
Этот псалом написан Давидом во время бегства, когда он находился в пустыне (см. 2 Цар XV:28; XVII, 15-26). Под этим бегством нужно разуметь времена Авессалома, так как в 12 ст. Давид прямо называет себя царем, занимавшим уже престол, именем которого клялись, т. е. имевшим подданных, каких он, конечно, не имел при жизни Саула.
Из этой пустыни я стремлюсь к Твоему святилищу, Боже! (2-4). Я буду благословлять Тебя всю жизнь и сейчас постоянно вспоминаю о Тебе (5-7). Ты моя сила и надежда и Ты сохранишь меня, а те, которые ищут моей погибели, будут уничтожены, их несправедливые уста замолкнут. Царь же будет радоваться о Боге.
1 Псалом Давида, когда он был в пустыне Иудейской.
2 Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной,
3 чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во святилище:
2-3. «Тебя от ранней зари ищу я» — к Тебе, Господи, с раннего утра обращаюсь с молитвой. Эта молитва, как видно из последующего содержания псалма, имеет своим предметом просьбу о наказании врагов и о своем возвращении в Иерусалим, как центр религиозной жизни и место особенного присутствия здесь Бога. Для Давида, человека благочестивого и религиозно настроенного, привыкшего освящать каждый день молитвой при скинии, вынужденное удаление из Иерусалима, а через то и от скинии, было тяжелым лишением. В этом удалении он испытывает необыкновенную тоску по скинии; для Давида видеть торжество богослужения и слышать чтение закона («видети силу Твою и славу» (слав.)) сейчас тоже, что для жаждущего в пустыне найти источник воды.
4 ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь. Уста мои восхвалят Тебя.
5 Так благословлю Тебя в жизни моей; во имя Твое вознесу руки мои.
6 Как туком и елеем насыщается душа моя, и радостным гласом восхваляют Тебя уста мои,
4-6. «Ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь». Давид предпочитает милость к нему Бога жизни вне ее. Под милостью, как общеупотребительно в Библии, разумеются духовные блага, напр., чистота совести, религиозная настроенность, близость к Богу и т. п. В данном выражении проводится та мысль, что Давид предпочел бы близость к Богу, возможность тесного единения с Ним в молитве при скинии, пред жизнью, полною всяких внешних удобств, но лишенной этого блага, общения с Богом.
За дарование такой милости Давид будет восхвалять Господа во всю жизнь, при этом его радость будет настолько же глубока и высока, как ценна жертва, когда закалывают животных здоровых и откормленных («туком и елеем»).
7 когда я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о Тебе в ночные стражи,
8 ибо Ты помощь моя, и в тени крыл Твоих я возрадуюсь;
7-8. Из своей предшествующей жизни Давид знает, что Господь постоянно ему покровительствовал, и об этих случаях Его к себе помощи он постоянно вспоминает ночью («на постели») и во время «стражи», которая продолжалась до наступления дня, т. е. Давид вспоминает и ночью, и утром. Можно здесь допустить и то понимание, что Давид имел обыкновение как утром, так и отходя ко сну «поучаться закону» т. е. читать или вспоминать закон, заповеди Бога.
9 к Тебе прилепилась душа моя; десница Твоя поддерживает меня.
10 А те, которые ищут погибели душе моей, сойдут в преисподнюю земли;
11 сразят их силою меча; достанутся они в добычу лисицам.
12 Царь же возвеселится о Боге, восхвален будет всякий, клянущийся Им, ибо заградятся уста говорящих неправду.
9-12. Так как душа Давида «прилепилась ко Господу», т. е., только в Нем ищет и на Него полагает свою защиту, то у него рождается уверенность, что «ищущие» душу его враги напрасно, безрезультатно пытаются погубить его, так как Господь примет его под Свою десницу, защитит Своей силой. Враги Давида погибнут («сойдут в преисподнюю земли» — в ад, который евреи представляли находящимся в земной глубине), при этом трупы их будут лежать не погребенными и сделаются достоянием шакалов (в слав. тексте «части лисовом» — добычей лисиц). Гибель врагов будет сопровождаться радостью царя за свое спасение, и не только царя, но и тех, кто «клялся им», т. е. царем. Клясться царем (ср. XLII:15-16 кн. Бытия) значит оставаться верным ему, охранять его права. Оставшиеся верными Давиду во время гонений от Авессалома, вместе с возвращением царя на престол будут «восхвалены», отмечены царем, получат заслуженную ими награду, которую уже никто не будет в состоянии отнять, так как, даже «уста говорящих неправду» заградятся, интриги против царя будут разрушены и враги царя уничтожены.
Псалом занимает 3-е место в шестопсалмии, составляя молитву к Богу при наступлении дня о том, чтобы она (молитва) была угодна Богу (6 ст.) и чтобы Господь принял молящегося под «тень крыл» своих (3 ст.) в продолжение наступающего дня.
Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Библия. Псалтирь
Псалом 62
1 Псалом Давида, когда он был в пустыне Иудейской.
2 Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной,
3 чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во святилище:
Что такое псалом?
Что такое псалом
Слово «псалом» произошло от греческого «щипать», то есть щипать струны. Пение псалмов обычно сопровождалось аккомпанементом щипкового инструмента. Псалом — это особый жанр молитвословной поэзии. Книгу Псалтирь составляют 150 псалмов.
Каждый псалом состоит из нескольких стихов, которые называют «версами», версы в свою очередь тоже делятся на два-три полустиха. Количество полустихов часто зависит от редакции Псалтири.
Псалмы напоминают песни Библейские (кантики). Псалмы и кантики составляют основу музыки богослужения в западно-христианских конфессиях.
Как читать псалмы
Раньше псалмы пели на богослужении всей общиной, теперь же это обычно делает группа певчих или церковный хор. Но поют и читают их не только на богослужении.
Псалтирь считается книгой, где собраны молитвы на все случаи жизни. Более 80 из них написал сам библейский царь Давид. Но в Псалтири также есть псалмы авторства:
- Соломона,
- Моисея,
- Асафа и его потомков,
- Емана,
- Ефама,
- сынов Кореевых,
- неизвестных авторов.
Некоторые псалмы призваны прославлять Господа, иные же — просить покаяния. Знаменитый 50-ый псалом входит в состав ежедневного утреннего правила. Автором псалма стал царь Давид, совершивший преступление перед Господом. Чтобы завладеть чужой женой, он отправил ее мужа на верную гибель.
Святой Ефрем Сирин о псалмах
Святой Ефрем Сирин давал такое определение псалмам:
Псалом – отгнание демонов.
Псалом – оружие против страха ночного.
Псалом – успокоение от дневных трудов. Псалом – безопасность младенцев.
Псалом – утешение старцам, самое приличное убранство женщинам. Он светлыми делает праздники, он производит печаль по Богу.
Псалом и из каменного сердца вызывает слезы.
Псалом – дело Ангелов, небесное жительство, духовное кадило. Он просвещает ум, он возводит на небеса, он делает людей собеседниками Божиими, радует душу, прекращает суд, смиряет враждующих. Где псалом с сокрушением, там и Бог с Ангелами.
Читать псалмы можно келейно. Важно сосредоточиться на молитве, не отвлекаться, настроится не на монотонное чтение, а на живой разговор с Богом. Чтение псалмов не должно быть формальным, попробуйте проникнуться каждым словом и, стоящей за ней историей. Псалмы писались людьми, которые были близки к Господу, приблизиться к Нему, славить Его и просить о милости Бога — это и есть цель чтения псалмов.
Не стоит воспринимать псалмы, как волшебные заклинания. В интернете часто можно встретить «псалом, чтобы встретить свою любовь», «псалом, чтобы хорошо сдать экзамен». Вера в помощь Господа не имеет ничего общего с суевериями и представлениями псалмов, как магических заклятий. Всегда стоит читать толкования псалмов, чтобы произносить их не бездумно, а прочувствовав каждое слово всей душой.
Значение псалмов по номерам
- Чтобы уберечься от тяжких грехов: 18
- Против нападений бесовских: 45, 67
- При обвинениях и клевете, воздвигающихся на тебя: 4, 7, 36, 51
- Когда видишь гордыню и злобу многих, когда нет у людей ничего святого: 11
- Для смирения духа: 5, 27, 43, 54, 78, 79, 138
- Когда враги продолжают искать твоей погибели: 34, 25, 42
- В благодарность за победу над врагом: 17
- Во время скорби и в несчастиях: 3, 12, 21, 68, 76, 82, 142
- При унынии и в безотчетной скорби: 90, 26, 101
- В защиту от врагов, в напастях, при кознях человеческих и вражьих: 90, 3, 37, 2, 49, 53, 58, 139
- В обстояниях, чтобы Господь услышал молитву твою: 16, 85, 87, 140
- Когда просишь милости и щедрот у Бога: 66
- Если желаешь научиться, как должно приность благодарение Господу: 28
- Чтобы не скупиться и подавать милостыню: 40
- Восхваляя Господа: 23, 88, 92, 95, 110, 112, 113, 114, 133, 138
- В болезнях: 29, 46, 69
- В смятении душевном: 30
- В душевном уязвлении: 36, 39, 53, 69
- В утешение угнетаемым: 19
- От порчи и колдунов: 49, 53, 58, 63, 139
- Когда имеешь потребность исповедования истинного Бога: 9, 74, 104, 105, 106, 107, 117, 135, 137
- О прощении грехов и в покаянии: 50, 6, 24, 56, 129
- В радости духовной: 102, 103
- Когда слышишь, что хулят Промысл Божий: 13, 52
- Чтобы не соблазниться, когда видишь, что нечестивые благоденствуют, а праведные терпят скорби: 72
- В благодарность за всякое благодеяние Божие: 33, 145, 149, 45, 47, 64, 65, 80, 84, 97, 115, 116, 123, 125, 134, 148
- Перед выходом из дома: 31
- В дороге: 41, 42, 62, 142
- Перед посевом: 64
- От покраж: 51
- От потопления: 68
- От мороза: 147
- В гонениях: 53, 55, 56, 141
- О даровании мирной кончины: 38
- О желании переселиться в вечные селения: 83
- По усопшим: 118
- Если одолевает лукавый: 142, 67
«Изъяснение каждого псалма Псалтири». — М.: Изд-во Православного братства святого апостола Иоанна Богослова, 2000.
Псалом 62: текст молитвы, для чего читают
Войти
Шестопсалмие. Грамматика, значение. перевод. Псалом 62
Псалом Давида, когда он был в пустыне Иудейской.
Боже, Боже мой! к Тебе утреннюю; возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя в земли пусте, и непроходне, и безводне, тако во святем явихся Тебе, видети силу Твою и славу Твою: яко лучши милость Твоя, паче живот. Устне мои похвалите Тя; тако благословлю Тя в животе моем, и о имени Твоем воздежу руце мои. Яко от тука и масти да исполнится душа моя, и устнама радости восхвалят Тя уста моя. Аще поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя, яко был еси помощник мой, и в крове крилу Твоею возрадуюся. Прильпе душа моя по Тебе; мене же прият десница Твоя. Тии же – всуе искаша душу мою, внидут в преисподняя земли; предадятся в руки оружия, части лисовом будут. Царь же возвеселится о Бозе; похвалится всяк кленыйся Им, яко заградишася уста глаголющих неправедная. На утренних поучахся в Тя, яко был еси помощник мой, и в крове крилу Твоею возрадуюся. Прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя!
62 псалом – третий из псалмов шестопсалмия перекликается по эмоциональному строю с 3-м. В нем звучит та же радостная уверенность человека, твердо знающего: Бог его всегда хранит и защищает. О композиционных особенностях и эмоциональном строе включенных в шестопсалмие текстов можно прочитать здесь http://orthodox.etel.ru/2000/24/6psalm.htm
Мы же займемся трудными для понимания местами.
Боже, Боже мой! к Тебе утреннюю; возжада Тебе душа моя
Утренневати – рано вставать, делать что-либо утром, возжажда – возжаждала (аорист, третье лицо, поэтому – нулевое окончание). Не совсем понятно, почему здесь выбрана форма прошедшего времени, причем именно аориста, который указывает на некое событие, случившееся в прошлом, не говоря ни о его протяженности во времени, ни о важности результата в настоящем. Во многих переводах здесь стоит глагол настоящего времени жаждет.
Коль множицею – сколь многократно, сколь сильно. Смысл здесь простой: не только душа возжаждала Бога, но и истомленная «в земле пустынной, непроходимой и безводной» плоть. Разные комментаторы говорят об этой «земле пустынной» по-разному. Лопухин дает совершенно прямое толкование: http://www.lopbible.narod.ru/psa/_psa053.htm
Святитель Афанасий Великий толкует это шире: «И этот псалом Давид воспевает, спасаясь бегством от лица Саулова, и ради добродетельной жизни призывая на помощь Бога. Но относится он и к душе, которая древле была в пустыне, лишенной всякого блага, а потом обратилась, по благодати Христовой.» http://mystudies.narod.ru/library/a/athanasius/psalms/062.htm
Большая часть текста совершенно понятна из двух, помещенных ниже переводов. Поэтому мы можем позволить себе не разбирать каждое слово псалма, а обратить внимания лишь на некоторые особенности грамматики и лексики.
О грамматике.
В 62 псалме четырежды использовано двойственное число.
Устне мои похвалите Тя. Обратите внимание: не уста похвалят, а устне похвалите. В чем дело? В том, что слово уста обозначает рот, а устне – «то, что при устах», губы, коих. как известно, две. Отсюда и двойственное число. Если мы читаем церковно-славянский текст не с помощью русского гражданского шрифта, а именно по-церковнославянски, двойственное число узнать легче: на него будет указывать «ять», стоящая как на конце слова устне, так и в глагольном окончании.
Двойственное число изменялось по падежам достаточно своеобразно. И, разбирая другие примеры, мы это увидим.
В следующем предложении мы снова сталкиваемся с ним:
и о имени Твоем (во имя Твое) воздежу руце мои. Руце – тоже форма двойственного числа от слова рука. И ее тоже легко узнать по «ять» на конце, если читать псалом, написанный церковно-славянским шрифтом. То же самое касается слова нозе, которое мы часто встречаем в псалмах и молитвах: («Согреших паче блудницы, яже уведе, где обитаеши, миро купивши, прииде дерзостне помазати Твои нозе, Бога моего, Владыки и Христа моего»). Во множественном же числе было бы ноги и руки (а читалось бы “ногы” и “рукы” ).
Далее мы снова столкнемся со словом устна, но теперь уже в творительном падеже: и устнама радости восхвалят Тя уста моя. Так же будет выглядеть двойственное число и в дательном падеже. ( Мы сталкиваемся с этой формой двойственного числа и в Покаянном каноне. Помните, «Трепещут ми уди, всеми бо сотворих вину: очима взираяй, ушима слышай…»)
И последний случай двойственного числа в 63-м псалме – «в крове крилу Твоею». Так выглядят родительный и предложный падеж двойственного числа. И это, действительно, затрудняет понимание текстов на ЦСЯ. «Воздеяние руку моею…», «в крове крилу Твоею…», «свет очию моею…» – странно для слуха и (без тренировки ) сложно для понимания.
Нужно научиться находить эту конструкцию и правильно переводить ее, помня, что руку в данном случае не винительный падеж единственного числа, а родительный двойственного, а крилу – не дательный единственного, а опять-таки родительный двойственного.
Далее – совсем немного. Обратим внимание на глаголы прильпе и прият.
Прильпе – прилепилась, присоединилась, привязалась. Прошедшее время, аорист, третье лицо.
Прият – приняла. Это тоже прошедшее время, тоже аорист, тоже третье лицо. Однако данное слово относится к исключениям. Глаголы я-ти, на-ча-ти, ви-ти, пи-ти ,и кля-ти и однокоренные с ними приобретают в прошедшем времени личное окончание –тъ, хотя во всех остальных случаях во втором и третьем лице в единственном числе будет нулевое окончание.
Теперь немного об лексике.
Предадятся в руки оружия – будут преданы оружию. Руки оружия – это тоже гебраизм, о коих мы уже говорили, разбирая 37 псалом.
Непонятна на слух фраза яко от тука и масти да исполнится душа моя. Тем более непонятна, что церковно-славянское слово «тук» может означать и жир, и молоко, и сласть, и самую лучшую пшеницу. Да и переводы псалма, сделанные непосредственно с иврита, называют «тук» то жиром, то молоком Что же касается масти, то это – масло, елей.
И самое последнее, самое непонятное на слух выражение: части лисовом будут.
Часть – участь, доля, достояние, удел. В данном случае ближе всего по смыслу участь и достояние. Части лисовом будут – станут добычей лисиц. В псалме речь шла, разумеется, о шакалах. Лисы – это уже особенность славянского перевода.
Ниже даны два перевода 62 псалма Давида на русский язык. Автор первого из них – П. Юнгеров, второго – Меир Левинов. Поскольку в ТаНаХе нумерация псалмов иная, не удивляйтесь, тому, что во втором случае он обозначен как 63-й.
1 Псалом Давида, когда он был в пустыне Иудейской.
2 Боже, Боже мой! К Тебе утренюю, возжаждала Тебя душа моя и сколь сильно плоть моя к Тебе в земле пустой, и непроходимой, и безводной!
3 Так бы и явился к Тебе во святилище, чтобы видеть силу Твою и славу Твою!
4 Ибо милость Твоя дороже жизней. Уста мои восхвалят Тебя.
5 Так буду благословлять Тебя в жизни моей, во имя Твое воздену руки мои.
6 Как туком и елеем, душа моя насытится, и губы радости восхвалят Тебя, уста мои.
7 Вспоминал я о Тебе на постели моей, в утренние часы размышлял о Тебе;
8 ибо Ты был помощником моим и под кровом крыльев Твоих я возрадуюсь.
9 Прильнула душа моя к Тебе, и десница Твоя восприяла меня.
10 А они напрасно искали души моей, сойдут в преисподнюю земли,
11 преданы будут мечу, будут добычею лисицам.
12 Царь же возвеселится о Боге, прославится всякий, клянущийся Им, ибо заградились уста говорящих неправду.
пер. – П.Юнгеров.
63
1. Псалом Давида. Когда он был в Иудейской пустыне.
2. Боже, Ты – Бог мне! Тебя с рассвета ищу! Тебя душа моя жаждет! Тело изнывает о Тебе! Изнемогаю я без воды на земле иссушенной!
3. Видения силы и славы Твоей в Святилище стесняют грудь мою!
4. Уста прославляют Тебя: “Покровительство Твое важнее жизни!”
5. Всю жизнь буду благословлять Тебя, всю жизнь буду возносить руки Имени Твоему!
6. Как будто молоком и елеем насыщается душа моя, [когда] с радостью на устах я возношу хвалу Тебе,
7. Когда я вспоминаю о Тебе на ложе своем, когда размышляю о Тебе в часы стражи ночной,
8. Как Ты стал помощью мне, как я пел под крылом Твоим.
9. К Тебе прильнула душа моя; меня поддерживает десница Твоя.
10. А эти, которые ищут погибели душе моей, пусть низойдут в преисподнюю, в самую бездну земные.
11. Пусть от меча погибнут, пусть станут добычей шакалов.
12. А царь будет радоваться в Боге. Будет славен всякий, клянущийся Им, а уста лживые будут заграждены.
пер. – Меир Левинов