Псалом 61
Псалом 61 свидетельствует об уповании на волю Божию и промысел Его. Какими бы жестокими не были сложившиеся обстоятельства, когда уже невмоготу терпеть, следует положиться во всём на волю Божию. Ибо Господь не оставит и не даст погибнуть созданию Своему.
Текст молитвы псалом 61
На церковнославянском языке
В конец, о Идифуме, псалом Давиду
1 Не Богу ли повинется душа моя? От Того бо спасение мое.
2 Ибо Той Бог мой и Спас мой, Заступник мой, не подвижуся наипаче.
3 Доколе належите на человека? Убиваете вси вы, яко стене преклонене, и оплоту возриновену.
4 Обаче цену мою совещаша отринути, текоша в жажди, усты своими благословляху и сердцем своим кленяху.
5 Обаче Богови повинися, душе моя, яко от Того терпение мое.
6 Ибо Той Бог мой и Спас мой, Заступник мой, не преселюся.
7 О Бозе спасение мое и слава моя, Бог помощи моея, и упование мое на Бога.
8 Уповайте на Него весь сонм людей, излияйте пред Ним сердца ваша, яко Бог помощник наш.
9 Обаче суетни сынове человечестии, лживи сынове человечестии в мерилех еже неправдовати, тии от суеты вкупе.
10 Не уповайте на неправду и на восхищение не желайте. Богатство аще течет, не прилагайте сердца.
11 Единою глагола Бог, двоя сия слышах, зане держава Божия,
12 и Твоя, Господи, милость, яко Ты воздаси комуждо по делом eго.
На русском языке
К исполнению, через Идифума, псалом Давида.
1 Не Богу ли покорится душа моя? Ибо от Него спасение моё.
2 Ведь Он – Бог мой и Спаситель мой, Заступник мой – не поколеблюсь более.
3 Доколе налегаете на человека? Убиваете все вы, как стеною наклонившейся и оградою низвергнутой.
4 Меж тем они честь мою решили низринуть, спешили жадно; устами своими благословляли, а сердцем своим проклинали.
5 Только Богу повинуйся, душа моя, ибо от Него терпение моё,
6 ибо Он – Бог мой и Спаситель мой, Заступник мой; я не подвигнусь.
7 В Боге спасение моё и слава моя, Бог – помощь моя, и надежда моя – на Бога.
8 Уповайте на Него, всё собрание народа, изливайте пред Ним сердца ваши, ибо Бог – помощник наш!
9 Однако суетны сыны человеческие, лукавы сыны человеческие с весами неверными: из-за тщеты они вместе.
10 Не надейтесь на неправду и хищения не желайте, если богатство потечёт – не прилагайте сердца.
11 Однажды сказал Бог, я две эти вещи услышал: что сила – Божия,
12 и Твоя, Господи, милость; ибо Ты воздашь каждому по делам его.
История написания
Этот псалом был написан царём Давидом во время восстания его сына Авессалома, который подговорил израильтян выступить против помазанника Божьего, своего отца. Большинство царедворцев приняли сторону бунтовщика, на словах восхваляли царя, на самом деле готовили ему погибель. Только Господь мог помочь царю Давиду, об этом и сообщает автор псалма.
Для чего читают псалом 61?
Псалом 61 читают при нападении сослуживцев. Это бывает на работе в любых условиях, когда близкие предают и становятся на сторону врагов. Над человеком нависает реальная угроза лишиться работы, а может быть, чести и жизни. В час тяжёлых испытаний читают 61 псалом с упованием на Господа Бога и волю Его.
Толкование псалма 61
Псалом 61 состоит из трёх частей, в каждой из которых по четыре стиха. Смысл посулов определяется тем, что успокоение души только в Боге, в то же время абсолютно ненадёжно полагаться на людей, пусть даже самых сильных мира сего.
- Стихи 1-3: речь о том, что только Господь принесёт спасение. Не нужно колебаться в вере, ибо только Бог заступник и спаситель. Давид указывает на то, что, сколько бы ни убивали людей его враги, всё равно они будут низвергнуты, как падающая стена.
- Стих 4: Давид изобличает свиту, которая славит его как мудрого царя, а на деле готова лишить не только трона, но и жизни.
- Стихи 5-8: автор вновь утверждает, что только Бог способен помочь, и не только ему, но и народу. Давид обращается к людям, которые помогают ему бежать от Авессалома, укрепляет их в вере к Господу.
- Стих 9: псалмопевец говорит о том, что люди не способны управлять собственными судьбами. Как простолюдинам – сынам человеческим, так и знати – сынам мужей, невозможно перевесить Божие слово. По сравнению с ним деяния знатных вельмож и простых людей, всего лишь пыль, которая весит чуть больше воздуха.
- Стихи 10: автор псалма предостерегает о тщетной надежде на богатство, к тому же, нечестно нажитое. Не нужно хвалиться им, а когда оно умножается – радоваться всей своей душей.
- Стихи 11-12: Давид говорит о том, что сообщил ему Бог, который сказал, что сила, власть и милость только у Него. Каждый, как бы ни скрывал свои деяния, в итоге получит по заслугам.
Правила чтения
Читать 61-й псалом на русском языке допускается келейно, то есть, дома. Допускается чтение одного, единственного псалма или в составе восьмой кафизмы. Тогда по завершении кафизмы требуется чтение завершающих молитв.
Псалом 61
Псалом этот имеет следующее краткое надписание: В конец, о Идифуме, псалом Давиду. Надписание это то же, что у Пс.38 . Идифум был начальником одного из музыкально-вокальных хоров, бывших при Давиде ( 1Пар.16:41–42 ), а потому и надписание это имеет такой же смысл, какой указан нами выше, при объяснении надписания Пс.38 , т.е. что псалом этот, составленный Давидом, передан Идифуму, начальнику хора, для пения и музыкального его переложения. По содержанию своему псалом этот представляет молитвенную песнь Давида, в которой, жалуясь на врагов своих, он воодушевляет себя и других возлагать надежду на Бога и не ослабевать в подвигах терпения (ст. 2–9), и при этом, осуждая и выясняя всю суетность и лживость упования на богатство и на неправду, увещает уклоняться от этой суетности (ст. 10–13).
Хотя некоторые толковники (блж. Феодорит, Зигабен, а за ними преосвященный Ириней и Палладий) относят псалом этот ко временам Маккавеев, восставших на защиту веры и отечества своего от притеснителей греко-македонян в лице Антиоха Епифана, и хотя для толкования его в отношении к бедственной истории Маккавеев имеются достаточные основания в самом содержании псалма, и в таком случае самый псалом нужно считать пророческим о Маккавеях, но при этом небезосновательно будет согласиться и с мнением позднейших исследователей вопросов о Псалтири (свящ. Н. Вишняков), относящих этот псалом, вместе с другими, к современной песнопевцу истории Авессаломова восстания. Из обстоятельств, последовавших со дня бегства своего из Иерусалима до окончательного усмирения мятежников, псалмопевец извлекает и излагает в этом псалме поучительные уроки для всех верующих: о уповании на Бога, о суетности надежды на богатство и проч., как сказано выше.
. Составляет надписание (см. выше).
Пс.61:2–3 Не Богу ли повинется душа моя? От Того бо спасение мое. Ибо Той Бог мой и Спас мой, заступник мой: не подвижуся наипаче.
И в жизни праведника бывают такие затруднительные обстоятельства, которые, хотя на краткое время, наводят на него сомнения и колеблют душу его в такой степени, что доводят ее до уныния и отчаяния. Так и Давид, претерпевая гонения и угнетения со стороны врагов, не чужд был таких сомнений и колебаний, наводивших на него уныние, но все эти вражеские напасти не могли довести его до отчаяния и погибели: вера и упование его на Бога преодолевали все сомнения и колебания души его, и он утверждал все чувства свои в покорности воле Божией, и весь разум свой подчинял в послушание и повиновение Богу. Не Богу ли повинется душа моя, восклицает он, от Того бо спасение мое. В едином Боге видел он скорого заступника от бед, в Нем одном полагал все спасение свое, а потому с твердым и искренним убеждением взывал к Нему: о Владыка мой и Господи! Как благовременно явил Ты мне помощь, когда я бедствовал от козней врага, и как явна была Твоя всемогущая помощь! Как же после этого я могу отчаиваться когда-либо в Твоем услышании и помиловании меня? Не поколеблюсь более (не подвижуся наипаче) никогда в уповании на Твое всесильное заступление.
Пс.61:4 Доколе належите на человека? Убиваете вси вы, яко стене преклонене, и оплоту возриновену.
Належите (от слова «належати, нападать, наваливать, выдумывать напасть») значит: «придумываете тяжкие напасти». Яко стене преклоне значит: «как на стену наклонившуюся, готовую к падению». Оплот – то же, что «ограда из одного камня, без цемента», как часто бывает в Палестине; оплот возриновен значит: «ограда или стена пошатнувшаяся, грозящая разрушением». Слова убиваете вси вы в переводе греческом стоят позади слов оплоту возриновену и в конце стиха, а потому весь стих с греческого переводится так: «Доколе вы нападаете на человека, как на стену наклонившуюся и как на ограду пошатнувшуюся? Доколе все будете устремляться на убиение?» Словом доколе выражается, что враги неоднократно делали нападения и много раз замышляли козни на Давида, чтобы погубить его. Св. отцы (Василий Великий, Афанасий Александрийский, блж. Августин и др.) объясняют изречения этого стиха в духовном смысле – постоянных нападений врага рода человеческого на подвижников веры и благочестия. «Псалмопевец, – говорят они, – укоряет здесь сопротивные силы в том, что нападают на человеческую природу, преклонную ко злу и по естественной немощи уподобляющуюся стене преклонене и оплоту возриновену» (Толкование еп. Палладия. С 243).
Пс.61:5 Обаче цену мою совещаша отринути, текоша в жажди: усты своими благословляху, и сердцем своим кленяху.
Обаче значит: «однако же, но и, даже и». Текоша в жажди значит: «устремились с жадностью, с яростью». Псалмопевец сими словами продолжает речь свою о злокозненных усилиях врагов его, которые, хотя не имели успеха в своих кознях, тем не менее не ослабевали в своей злобной ярости против него и изобретали новые козни, чтобы низложить его. Они, как бы так говорит он, не только стараются ниспровергнуть меня, как пошатнувшуюся стену, но даже не хотят признать никакой заслуги моей, они совещались лишить меня моей чести, моего царского достоинства (цену мою отринути) и к достижению этой цели устремились с жадностью, при этом они коварно лицемерили: устами своими меня благословляли, а в сердце проклинали. Так же точно поступают и духовные враги нашего спасения, по изъяснению вышеозначенных отцов (ст. 4). Они (злые духи) стараются всячески лишить нас вечных почестей, в которых завидуют нам, т.к. сами лишились их за свою гордость. Возжигая в нас плотские похоти и всякие страсти, они усиленно стремятся ниспровергнуть в греховную бездну нашу слабую природу, как пошатнувшуюся стену, чтобы отнять у нас ту величайшую цену крови Христовой ( 1Кор.6:20 , Деян.20:28 ), которою искуплены мы от работы вражией, а с тем вместе лишить нас и вечной «славы чад Божиих» ( Рим.8:21 ).
Пс.61:6–8 Обаче Богови повинися, душе моя: яко от Того терпение мое. Ибо Той Бог мой и спас мой, заступник мой: не преселюся. О Бозе спасение мое и слава моя: Бог помощи моея, и упование мое на Бога.
Здесь псалмопевец почти буквально повторяет то, что сказал в начальных двух стихах (2–3), и тем как бы снова убеждает сам себя быть твердым в уповании на Бога и не ослабевать в терпении, как бы не были велики искушения и напасти со стороны врагов. Он как бы так говорит, обращаясь к самому себе, или к своей душе: пусть враги мои неистовствуют в своей злобе против меня, а ты, душа моя, все-таки (обаче) не смущайся и в безмолвии будь покорна Богу, святой воле Божией: терпение бедствий и скорбей тебе слишком привычно, и оно не без воли Божией и не без Его всесильной помощи. Подкрепляемый этой помощью, я пребуду непоколебим в своем уповании на Бога и не преселюся, не перейду на сторону врагов, как бы ни старались они уловить меня, хотя бы льстивыми благословениями (ст. 5). Потому что Он только Бог мой и спаситель мой, Он и заступник мой. Я только от Него всего ожидаю (ст. 8) – и конца моих бедствий, и средств для избавления от них. Должен же наступить конец всех этих бедствий и страданий, и от Бога придет спасение мое: о Бозе спасение мое и полное избавление мое от всех бед, а вместе с тем настанет и слава моя. Но эту славу и это спасение Божие я получу за терпение, за которое уповаю получить помощь от Него же, от Бога моего: упование мое на Бога. Так и в духовной жизни, в борьбе с духовными врагами нашего спасения мы должны употребить силу терпения и оружие упования на помощь Божию, т.к. без помощи благодати Божией мы совершенно бессильны в этой борьбе.
Пс.61:9 Уповайте на Него, весь сонм людей: излияйте пред Ним сердца ваша, яко Бог помощник наш.
Сонмом людей псалмопевец называет здесь целый народ иудейский, все общество единоплеменного и единоверного ему народа. Воодушевленный крепким упованием на Бога, он обращает речь свою к этому народу и убеждает весь сонм людей обратиться к тому же упованию на Бога, для того чтобы, сделавшись сообщниками ему в терпении и уповании, они могли принять соучастие и в торжестве его, и в победе, даруемой в награду за подвиги терпения и упования. Человек, возложивший упование на Бога, легче переносит скорби и страдания, потому что имеет в Нем сильного заступника от всех бед и напастей, в молитве пред Которым он всегда может излить скорбные чувства своего сердца: как вода или жидкость изливается из сосуда, так и чувства сердечные изливаются и текут из сердца чрез словесные выражения, или, что то же – чрез устные молитвы. Поэтому и слова псалмопевца излияйте пред Ним сердца ваша выражают такой совет к народу: возложив все упование на Бога, воссылайте к Нему из глубины сердец ваших самые искренние и чистые молитвы, потому что Он помощник ваш (в пер. с греч.). Подобное этому выражает св. Давид яснее в своей молитве к Богу: «Пролию пред Ним моление мое» ( Пс.14:15 ). По словам св. Василия Великого, выражение излияйте сердца ваша употреблено здесь в смысле извержения, или изгнания, из сердец овладевших душами людей злых страстей, чтобы быть им потом достойными вместилищами Божественной благодати [4, с. 265].
Пс.61:10 Обаче суетни сынове человечестии, лживи сынове человечестии в мерилех еже неправдовати: тии от суеты вкупе.
Продолжая речь о том же народе, который прежде назвал сонмом людей, псалмопевец теперь называет его сынами человеческими. И это последнее наименование он часто употребляет в своих псалмах, обозначая им или людей неверных, не принадлежащих к народу еврейскому, язычников ( Пс.13:2, 20:11 ), «сынов чуждих» ( Пс.143:7, 11 ), или верующих, принадлежащих к обществу народа Божия, но живущих не по закону Божию, а по духу грехолюбивого мира, нечестия ( Пс.4:3, 10:4–5, 11:2 ), – этих последних часто называет сынами человеческими в отличие от людей благочестивых, каковы праотцы, патриархи народа еврейского, пророки и священники, которых он называет «сынами Божиими» ( Пс.28:1, 88:7 ) и «сынами Вышняго» ( Пс.81:6 ). В мерилех (от слова «мерило», значит «весы») – то же, что на весах; в мерилех еже неправдовати значит: «на весах неправедных, неверно показывающих вес тяжести». Здесь это выражение употреблено не в собственном, буквальном его смысле, а в переносном, коим обозначаются неправильные и нездравые понятия и суждения человеческого рассудка о предметах и благах вещественных и духовных, когда, например, предметы и блага мира вещественного, непостоянные и временные, люди предпочитают благам и предметам мира духовного, благам постоянным и вечным; когда не могут или не хотят обсудить, что истинно добро и для них полезно, и что зло и для них не только не полезно, но и пагубно. Таких-то людей, избирающих и предпочитающих даже сознательно и добровольно вредное и пагубное для них, псалмопевец называет суетными и лживыми, т.е. обманывающими не только других, но и себя самих. Зная, например, что грех и геенна составляют прямое и величайшее зло, а правда и блаженство вечное суть явное и положительное благо, они, когда взвешивают на мерилех неправды, с одной стороны, корысть, временные выгоды и наслаждения с вечной смертью, а с другой – вечную жизнь с временными лишениями и бедностью, то первое у них берет перевес, и они его избирают как лучшее и нужнейшее (как евангельский богач, Лк.12:16–20 ), а от последнего отказываются, чем и показывают, что они суетны и лживы. Выражением тии от суеты вкупе псалмопевец дает понять, что он говорит здесь не об одних иудеях, но и о всех вообще людях, преданных земной, плотской суетности.
Пс.61:11 Не уповайте на неправду, и на восхищение не желайте: богатство аще течет, не прилагайте сердца.
Псалмопевец увещевал весь сонм людей к упованию на Бога (ст. 9), надеясь, может быть, тем самым привлечь народ в более близкие отношения к Богу. Но когда увидел, что оскуде преподобный, что стало мало правды у сынов человеческих, суетное говорил каждый ближнему своему ( Пс.11:2–3 ), даже когда Сам Господь с небес посмотрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумевающий, или ищущий Бога, и увидел, что все уклонились и стали непотребными ( Пс.13:2–3 ), то и ему, псалмопевцу, стало горько и обидно за такое низкое падение людей и совершенное отпадение их от Бога. Изобличив их в суетности и в лживом направлении всей их жизни (ст. 10), так что на словах (льстивыми устами) они являлись добрыми и благосклонными, на деле же (в сердцах своих) были злы и коварны (см. выше, ст. 5 и Пс.13:3 ), он теперь обращает внимание их на те порочные склонности и на те обманчивые надежды, которые наиболее всего удаляют людей от Бога. Не уповайте на неправду, говорит он, и на восхищение не желайте. Этими словами дает он сынам человеческим такое увещание: вы удалились от Бога и слишком привязались сердцем своим к тленным земным благам, и оттого вас поглотила суетность и неправедная корысть, которая толкает вас на всякую ложь, на всякий обман, в особенности на тайную неправду. Уповая на эту неправду, вы стремитесь к обогащению, забывая, что все это суетно и гибельно для вас: не уповайте же на неправду.
Стремясь к обогащению и стараясь удовлетворить своей жадности и корыстным расчетам, вы не останавливаетесь и пред явным насилием, каковы хищничество (восхищение) и ограбление ближнего – это столь великое зло, что его не только сделать, но и пожелать, даже помыслить о нем опасно, а потому вы на восхищение не желайте, твердо помня одну из тех великих заповедей (10-ю), которые Сам Господь изрек отцам вашим с горы Синай. Пристрастие к земным благам порождает корыстолюбие и страсть богатства и сребролюбие, которые, в свою очередь, производят в душе человека гордость и своеволие и вообще служат, по словам апостола, «корнем всякого зла» ( 1Тим.6:10 ). Правда, можно обладать богатством и быть совершенно независимым от него, не порабощаться ему, даже не привязываться к нему сердцем, в таком отношении к богатству были праведные Иов, Авраам и другие патриархи, и вы старайтесь подражать им: богатство аще течет, не прилагайте сердца.
Пс.61:12–13 Единою глагола Бог, двоя сия слышах, зане держава Божия, и Твоя, Господи, милость: яко Ты воздаси комуждо по делом его.
Единою значит: «однажды», двоя – то же, что «двояко», или «дважды». Держава значит: «сила, крепость, владычество». После того как псалмопевец увещевал народ возложить упование на Бога и оставить суетные надежды на неправедно приобретенные богатства, он, в заключение псалма, обращает их внимание на Божие слово, которое, быв однажды (единою) изречено, остается непременяемым и непререкаемым навсегда. А из всего, что изречено Богом (глагола Бог), и что он слышал, ему, псалмопевцу более других известны и памятны два главных предмета (двоя сия слышах): управление во всем мире всемогущей силы Божией (зане держава Божия) и Его неограниченное милосердие (и Твоя, Господи, милость). Это два главных свойства неограниченного Существа Божия, и они оба будут действовать на всемирном и всеправедном суде Божием, на котором каждому воздано будет по заслугам: яко Ты воздаси комуждо по делом его, т.е. Ты воздашь, говорит псалмопевец, каждому соответственно добрым или худым делам его: сделавших добрые дела наградишь вечно блаженной жизнью, а беззаконновавших и соделавших худые дела Ты накажешь вечной казнью. По словам блж. Феодорита, «слово единою употреблено не в означении числа, но в том смысле, что будет это непременно. Единою определил Бог, и невозможно этому не совершиться. Говорит же пророк двоя, т.е. наказание беззаконных и человеколюбие, оказываемое благочестивым» [6, с. 284]. А св. Василий Великий говорит об этом так: «Однажды было мне Божие явление, но два предмета, о которых говорил мне Бог: т.е. что Бог силен на суде, и что Он же милостив» [4, с. 270].
«Наступит для нас время, исполненное страха и трепета, в которое откроется все, что сделано каждым в тайне и во тьме, – и горе душе, которая не имеет Помощником Господа. Пока есть у нас силы, поработаем Господу в правоте сердца, чтобы во время скорби иметь Его своим Помощником, избавляющим нас от всяких бед» (Псалтирь св. Ефрем Сирина).
Псалом 61 толкование
Детально: псалом 61 толкование – со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.
К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать просмотреть это видео и затем посмотреть его.
Здесь можно слушать и читать текст Псалма 61
Толкование Псалма 61
Вводная надпись, свидетельствующая об авторстве и о том, что псалом был предназначен для исполнения хором под руководством Идифума (одного из главных музыкантов-левитов в дни Давида), соответствует в русском тексте стиху 1.
Угнетенный растущей против него оппозицией, Давид размышляет о Боге, на Которого упование его. Надежность этого упования он противопоставляет ненадежности упования на людей.
Пс. 61 может быть разделен на три станса по четыре стиха в каждом. Первые два (стихи 2-5 и 6-9) начинаются с одной и той же фразы: “Только в Боге успокаивается душа моя”, а третий (стих 10-13)-с фразы, содержащей некое утверждение обратного порядка, а именно, что полагаться на людей – пустое дело.
А. Только в Боге успокаивается душа моя (61:2-5)
Пс. 61:2-3. От Бога приходит успокоенность и в самых тягостных обстоятельствах, размышляет псалмопевец, от Него приходит спасение Мысль о том, что никто и ничто не в состоянии “обесславить” Божию помощь, передана через часто встречающееся сравнение Бога с “твердыней” (или скалой), с надежным убежищем. Давид сознает, что у него нет оснований сомневаться в этом: не поколеблюсь более.
Пс. 61:4-5. В стихе 5 речь о тех, которые задумали свергнуть Давида с высоты не только престола его, но и авторитета, каким он пользуется в народе, для чего они, противники его, распускают о нем лживые слухи и клеветы; в глаза они лицемерно славословят его (благословляют), а в сердце своем ненавидят (стих 5). Все, о чем здесь говорится, наводит на мысль о мятеже, который готовил против Давида Авессалом. Доколе вы будете налегать на человека, т. е. нападать на меня и плести против меня козни? – восклицает Давид. Задуманное вами так же ненадежно, как наклонившаяся стена, или как шатающаяся ограда. Вы будете низринуты (Богом, подразумевает он, ибо Бог – на его стороне).
Б. Надейтесь на Бога во всякое время (61:6-9)
Пс. 61:6-9. стих 6 в первой своей части повторяет первую часть стиха 2; во второй части он звучит несколько иначе, ибо на Него надежда моя. В стихе 7 снова мысль с том, что Он – твердыня и убежище, что в Нем – спасение, и что во всем этом не приходится сомневаться. То же в стихе 8. В Боге Давид видит залог силы своей и славы, как среди друзей, так и среди врагов. Он призывает народ надеяться на Бога во всякое время, не забывая, что только Он – прибежище в несчастии, и молиться Ему искренне, от сердца (стих 9).
В. Бог каждому воздает по делам его (61:10-13)
Пс. 61:10-11. В стихе 10 под “сынами человеческими” понимаются простолюдины, а под “сынами мужей” – люди знатного происхождения. Но те и другие – суетны и лживы, на чаше весов они не перетянут друг друга, ибо и вместе они легче пустоты (в переводе на английский язык – “дыхания”) Можно ли полагаться на них в деле избавления из бедственных обстоятельств? (подразумевает псалмопевец). В этом же стихе мысль о суетности и скоропреходящности жизни независимо от того, какое социальное положение занимает человек.
В стихе 11 – предостережение против суетных же (пустых) упований на богатство, к тому же нечестно нажитое. Глупо полагаться на него как на некую опору и тщеславиться им. Даже когда оно умножается. не следует отдавать ему сердце.
Пс. 61:12-13. Ибо всерьез полагаться можно только на Бога. Мысль, выраженную в этих стихах, следует понимать так: две вещи однажды сказал Бог, и я слышал их: что сила у Господа, и что милость у Него. И поэтому, заключает псалмопевец, Ты… Господи… воздаешь каждому по делам его.
В конец, о Идифуме, псалом Давиду
К исполнению, через Идифума, псалом Давида.
1 Не Богу ли повинется душа моя? От Того бо спасение мое.
1 Не Богу ли покорится душа моя? Ибо от Него спасение моё.
2 Ибо Той Бог мой и Спас мой, Заступник мой, не подвижуся наипаче.
2 Ведь Он – Бог мой и Спаситель мой, Заступник мой – не поколеблюсь более.
3 Доколе належите на человека? Убиваете вси вы, яко стене преклонене, и оплоту возриновену.
3 Доколе налегаете на человека? Убиваете все вы, как стеною наклонившейся и оградою низвергнутой.
4 Обаче цену мою совещаша отринути, текоша в жажди, усты своими благословляху и сердцем своим кленяху.
4 Меж тем они честь мою решили низринуть, спешили жадно; устами своими благословляли, а сердцем своим проклинали.
5 Обаче Богови повинися, душе моя, яко от Того терпение мое.
5 Только Богу повинуйся, душа моя, ибо от Него терпение моё,
6 Ибо Той Бог мой и Спас мой, Заступник мой, не преселюся.
6 ибо Он – Бог мой и Спаситель мой, Заступник мой; я не подвигнусь.
7 О Бозе спасение мое и слава моя, Бог помощи моея, и упование мое на Бога.
7 В Боге спасение моё и слава моя, Бог – помощь моя, и надежда моя – на Бога.
8 Уповайте на Него весь сонм людей, излияйте пред Ним сердца ваша, яко Бог помощник наш.
8 Уповайте на Него, всё собрание народа, изливайте пред Ним сердца ваши, ибо Бог – помощник наш!
9 Обаче суетни сынове человечестии, лживи сынове человечестии в мерилех еже неправдовати, тии от суеты вкупе.
9 Однако суетны сыны человеческие, лукавы сыны человеческие с весами неверными: из-за тщеты они вместе.
10 Не уповайте на неправду и на восхищение не желайте. Богатство аще течет, не прилагайте сердца.
10 Не надейтесь на неправду и хищения не желайте, если богатство потечёт – не прилагайте сердца.
11 Единою глагола Бог, двоя сия слышах, зане держава Божия,
11 Однажды сказал Бог, я две эти вещи услышал: что сила – Божия,
12 и Твоя, Господи, милость, яко Ты воздаси комуждо по делом eго.
12 и Твоя, Господи, милость; ибо Ты воздашь каждому по делам его.
Не Богу ли повинется душа моя? От Того бо спасение мое. Ибо Той Бог мой и Спас мой, Заступник мой, не подвижуся наипаче. Доколе належите на человека? Убиваете вси вы, яко стене преклонене, и оплоту возриновену. Обаче цену мою совещаша отринути, текоша в жажди, усты своими благословляху и сердцем своим кленяху. Обаче Богови повинися, душе моя, яко от Того терпение мое. Ибо Той Бог мой и Спас мой, Заступник мой, не преселюся. О Бозе спасение мое и слава моя, Бог помощи моея, и упование мое на Бога. Уповайте на Него весь сонм людей, излияйте пред Ним сердца ваша, яко Бог Помощник наш. Обаче суетни сынове человечестии, лживи сынове человечестии в мерилех еже неправдовати, тии от суеты вкупе. Не уповайте на неправду и на восхищение не желайте. Богатство аще течет, не прилагайте сердца. Единою глагола Бог, двоя сия слышах, зане держава Божия, и Твоя, Господи, милость, яко Ты воздаси комуждо по делом его.
Текст 61 православного псалма, по мнению толкователей, относится ко времени, когда его автор, израильский царь Давид, был на грани свержения с престола. Его положение лучше всего иллюстрирует пятый стих псалма: «Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут» (Пс. 61, 5), где под словом «высота» подразумевается как раз высокое общественное положение царя, а вторая часть стиха говорит о лукавстве и лицемерии его приближенных. В христианском тексте 61 псалма пророк Давид обращается к ним, спрашивая, когда же они перестанут преследовать его, и предупреждает, что скоро они будут низвержены, очевидно, имея при этом в виду Божью кару.
Когда нужно читать 61 христианский псалом?
Толкование 61 псалма повествует о том, что под словами «сыны мужей» Давид имел в виду детей знатных людей, а «сынами человеческими» он назвал детей простых смертных. В 61 псалме царь уравнивает их, говоря о том, что ни те, ни другие не имеют никакого веса: когда дело касается человеческой жизни, только Бог решает судьбу своих созданий. Того же мнения придерживается псалмопевец и относительно богатства – в трудных ситуациях он советует не рассчитывать на накопления, а положиться на волю Божию. Слушать онлайн и читать христианский псалом 61 следует тем, кто больше не в силах терпеть испытания, посланные свыше.
Слушать на видео православную молитву псалом 61 на русском языке
Читать на русском языке текст молитвы псалом 61
Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое. Только Он — твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более. Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся. Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут. Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя. Только Он — твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь. В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге. Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище. Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты. Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца. Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога, и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его.
Церковно славянский текст псалом 61, из Псалтыри
Не Богу ли повинется душа моя? от того бо спасенiе мое. Ибо той Бог мой и спас мой, заступник мой; не подвижуся наипаче. Доколе належите на человека? убиваете вси вы, яко стене преклонене и оплоту возриновену. Oбаче цену мою совещаша отринути, текоша в жажди; усты своими благословляху, и сердцем своим кленяху. Oбаче Богови повинися, душе моя; яко от того терпенiе мое. Ибо той Бог мой и спас мой, заступник мой; не преселюся. О Бозе спасенiе мое и слава моя; Бог помощи моея, и упованiе мое на Бога. Уповайте на него, весь сонм людiй; излiяйте пред ним сердца ваша, яко Бог помощник наш. Oбаче суетни сынове человечестiи, лживи сынове человечестiи в мерилех eже неправдовати; тiи от суеты вкупе. Не уповайте на неправду, и на восхищенiе не желайте; богатство аще течет, не прилагайте сердца. Единою гла Бог, двоя сiя слышах, зане держава Божiя, и твоя, Господи, милость; яко ты воздаси комуждо по делом eго.
Псалом 61 Псалом 61 1 В коне́ц, о Идифуме, псалом Давиду, 1 К исполнению, через Идифума, псалом Давида. 2 Не Бо́гу ли повине́тся душа́ моя́? От Того́ бо спасе́ние мое́. 2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое. 3 И́бо Той Бог мой и Спас мой, Засту́пник мой, не подви́жуся наипа́че. 3 Только Он — твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более. 4 Доко́ле належите́ на челове́ка? Убива́ете вси вы, я́ко стене́ преклоне́не, и опло́ту возринове́ну. 4 Доколе налегаете на человека? Убиваете все вы, как стеною наклонившейся и оградою низвергнутой. 5 Оба́че це́ну мою совеща́ша отри́нути, теко́ша в жа́жди, усты́ свои́ми благословля́ху и се́рдцем свои́м кленя́ху. 5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут. 6 Оба́че Бо́гови повини́ся, душе́ моя́, я́ко от Того́ терпе́ние мое́. 6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя. 7 И́бо Той Бог мой и Спас мой, Засту́пник мой, не преселю́ся.
7 Только Он — твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь.
8 О Бо́зе спасе́ние мое́ и сла́ва моя́, Бог по́мощи моея́, и упова́ние мое́ на Бо́га.
8 В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге.
9 Упова́йте на Него весь сонм люде́й, излия́йте пред Ним сердца́ ва́ша, я́ко Бог помо́щник наш.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Оба́че су́етни сы́нове челове́честии, лжи́ви сы́нове челове́честии в ме́рилех е́же непра́вдовати, ти́и от суеты́ вку́пе.
10 Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не упова́йте на непра́вду и на восхище́ние не жела́йте. Бога́тство а́ще тече́т, не прилага́йте се́рдца.
11 Не надейтесь на неправду и хищения не желайте, если богатство потечёт – не прилагайте сердца.
12 Еди́ною глаго́ла Бог, дво́я сия́ слы́шах, зане́ держа́ва Бо́жия,
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и Твоя́, Го́споди, ми́лость, я́ко Ты возда́си кому́ждо по дело́м его.
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его.
Псалтирь | псалом 61
Этот псалом нельзя назвать определенно молитвой или славословием, также неясно, по какому поводу он был сочинен – грустному или радостному. Но в нем (I) Давид с огромным удовольствием исповедует собственное упование на Бога, свою зависимость от Него и ободряет себя продолжать уповать на Него (ст. 2-8).
(II) С великой серьезностью он побуждает и ободряет других подобным образом уповать на Бога, а не на какое-либо другое творение (ст. 9-13). Воспевая этот псалом, мы должны побуждать себя уповать на Бога.
Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
Стихи 2-8. В этих стихах нам представлено:
I. Исповедание Давида своей зависимости от Бога, и лишь Его одного (ст. 2): «Только в Боге успокаивается душа моя». Или, как читают этот стих некоторые: «Несмотря ни на что, как бы там ни было, с какими бы трудностями и опасностями мне ни пришлось столкнуться, даже если Бог будет недоволен мною и встречи с Ним будут огорчать меня, – даже тогда моя душа будет уповать на Него (успокоится в дословном переводе). Она не противится тому, что Бог совершает, а тихо ожидает, что Он будет делать». Мы исполняем свой долг и утешаемся, когда наша душа уповает на Бога, если с радостью вверяем себя и все свои дела Его воле и мудрости, когда мы покоряемся и приспосабливаемся ко всем проявлениям Его провидения и терпеливо ожидаем исхода событий, полностью удовлетворившись Его праведностью и милостью, как бы там ни было. Септуагинта говорит: «Разве моя душа не подчинена Богу?» Конечно, так должно быть; наша воля должна раствориться в Его воле. «Только в Боге успокаивается душа моя, ибо от Него спасение мое». Давид не сомневается, что спасение придет, хотя сейчас напуган и в опасности. Он ожидает спасения от Бога, и лишь от Него одного, ибо напрасно надеялись мы на холмы и на множество гор (Иер 3:23; Пс 120:1,2). «Я знаю, что оно придет от Него, и поэтому буду терпеливо уповать на Господа, пока не придет спасение, ибо Его время наилучшее». Мы можем применить эти слова к собственному вечному спасению, которое названо спасением Божьим (Пс 49:23), ибо от Него оно приходит. Он приготовил его для нас, Он готовит и хранит нас для него. Поэтому пусть наши души уповают на Него и доверятся Его водительству, которое проведет нас через этот мир к вечному спасению таким путем, который угоден Господу.
II. Основание и причина для подобной зависимости (ст. 3): «Только Он — твердыня моя, убежище мое».
1. Таковым Он был уже много раз, в Нем я нашел убежище, силу и помощь в трудную минуту. Своей благодатью Он поддержал меня и пронес над бедами, Своим проведением Он защитил меня от нападок врагов и избавил от бедствий, в которые я погружался, и поэтому я верю, что и еще избавит (2Кор 1:10).
2. «Только Он может быть моей скалой и моим спасением. Творения недостаточны, они – ничто без Него, и поэтому я буду смотреть выше них на Него».
3. «Согласно завету, Он обязался быть таким. Тот, кто является скалой веков, является моей скалой. Тот, кто есть Бог спасения, – мое спасение. Тот, кто является Всевышним, – моя высота. Поэтому у меня есть все основания довериться Ему».
III. Выгоды, которые он обретает благодаря своему упованию на Бога.
1. Благодаря доверию Богу его сердце утверждается. «Если Бог – моя сила и могущественный Избавитель, то не поколеблюсь более (т.е. я не погибну). Я могу быть потрясен, но не погибну». Или эти слова можно понять так: «Я не буду особенно взволнован или обеспокоен. Возможно, я немного испугаюсь, но не буду объят страхом и изумлением и не откажусь от исповедания души своей. Я могу оказаться в отчаянных обстоятельствах, но не отчаяться» (2Кор 4:8). Такая надежда на Бога будет якорем для души, надежным и крепким.
2. Его враги оказываются в презрении, он с пренебрежением смотрит на все их попытки, направленные против него (ст. 4,5). Если Бог за нас, то не нужно опасаться человека, выступающего против нас, как бы могуществен и злобен он ни был. В этих стихах псалмопевец (1) описывает характер своих врагов: «Они замышляют зло, сдабривая его змеиным ядом и применяя змеиную хитрость. Они замышляют его против человека, подобного себе творения, против одного человека, который не ровня им, ибо их много. Они продолжают свои злобные преследования, хотя провидение часто наносило поражение их злобным замыслам. Доколе вы будете продолжать? Неужели вы никогда не увидите собственных ошибок? Неужели ваша злобность никогда не иссякнет?» Они единодушны в своих стремлениях свергнуть хорошего человека с высоты, совратить честного человека с его непорочного пути, вовлечь его в грех – единственное, что может действительно лишить нас своего превосходства; низринуть человека, которого Бог превознес, лишить его достоинств и таким образом бороться против Бога. Корнем их злобности была зависть: их огорчало продвижение Давида, и поэтому они составили заговор, чтобы с помощью клеветы и очернения его характера (что лишало его превосходств) воспрепятствовать его продвижению. Для этого они оговаривали его, им нравилось слушать нехорошие сплетни, распространяемые про него, хотя сами знали, что все это ложь. Они прибегли ко лжи, и им нравилось это. И так как совесть не обличала их за то, что они лгали о нем, они не испытывали ее угрызений и за то, что лгали ему, чтобы скрыть задуманное зло и совершить его более эффективно. Они устами благословляют (т.е. говорят ему в лицо приятные слова), а в сердце своем клянут; в своем сердце они желают ему зла и в уединении составляют заговоры против него, на своих тайных встречах замышляют зло, с помощью которого могли бы погубить его. Очень опасно надеяться на таких лживых людей, но наш Бог верен.
(2) Зачитывает их кончину и выносит им смертный приговор, но не как царь, а как пророк: «…вы будете низринуты, все вы, праведными судами Божьими». Саул и его слуги были убиты филистимлянами на горе Гелвуйской в соответствии с этим предсказанием. Тот, кто ищет гибели для избранных детей Божьих, готовит погибель для себя. Церковь Божья построена на скале, которая не поколеблется, а тот, кто сражается против нее, ее руководителей и защитников, будет подобен наклонившейся стене и ограде пошатнувшейся, которая, имея прогнившее основание, наклоняется под собственным весом, внезапно падает и хоронит под собственными руинами тех, кто прятался в ее тени и считал своим прибежищем. Давид же, уповая на Бога, предвидит гибель своих врагов и в результате высказывает свое презрение и предвидит для них наихудшее.
3. Сам же он ободряет себя уповать на Бога (ст. 6-8): «Только в Боге успокаивайся, душа моя!» Обратите внимание: мы должны побуждать себя продолжать делать добрые дела, совершать их еще больше как люди, которые, совершив их, благодаря благодати ощутили утешение и привилегии. Мы увидели, как хорошо уповать на Бога, и поэтому должны призывать свои души, даже прельщать их постоянно уповать на Него, чтобы всегда пребывать в покое. В стихе 2 псалмопевец говорит: «…от Него спасение мое», а в стихе 6: «…ибо на Него надежда моя». Его спасение было движущей сущностью его ожиданий. Позвольте ему иметь его, и больше ему ничего не нужно. Его спасение от Бога, и поэтому все его надежды на Бога. «Если Бог спасет мою душу, то в отношении всего остального пусть делает со мной все, что Ему угодно. Я полностью отдаю себя в Его распоряжение, зная, что это послужит мне во спасение» (Фил 1:19). В ст. 7 Давид повторяет то, что сказал о Боге в стихе 3 как человек не только уверенный в истинности этих слов, но и чрезвычайно удовлетворенный и много размышляющий над этим: «Только Он — твердыня моя и спасение мое, убежище мое». В ст.3 он добавляет: «Не поколеблюсь более». Чем больше мы размышляем о характерных чертах Бога, Его обетованиях и нашем опыте, тем более шаткими видятся наши страхи, которые, подобно Аману, начиная падать, вскоре падут пред нами, и мы будем хранимы в совершенном мире (Ис 26:3). И так же, как вера Давида превращается в непоколебимую твердость, так и его радость в Боге перерастает в святое ликование (ст. 8): «В Боге спасение мое и слава моя». Наша слава пребывает там, где находится наше спасение, ибо чем является наше спасение, как не явленной вечной славой? Именно там должна пребывать наша слава. Во все наши дни давайте хвалиться Богом. Давид говорит: «Ты – крепость силы моей (т.е. моя крепкая скала, на которой я строю свое упование и сам стою), убежище мое, куда я могу бежать, когда меня преследуют. Упование мое в Боге, и только в Нем. Мне не к кому больше бежать и не на кого уповать; и чем больше я думаю об этом, тем больше доволен сделанным выбором». Так он имеет радость в Господе, и возведен на высоты земли (Ис 58:14).
Стихи 9-13. В этих стихах Давид побуждает других уповать на Бога, как он сам. Тот, кто обрел утешение на путях Божьих, будет приглашать других идти теми же путями. В Боге присутствует достаточно всего для всех святых, и у нас никогда не станет меньше из-за того, что и другие получат эти блага.
I. Давид советует всем уповать на Бога, как он (ст. 9). Обратите внимание:
1. К кому обращен этот добрый совет: «Народ (т.е. все люди)!» Все приглашаются уповать на Бога, ибо Он – упование всех концов земли (Пс 64:6). Вы – народы дома Израилева (халдейский перевод) особым образом приглашаетесь уповать на Бога, так как Он – Бог Израиля, и разве не должны народы искать их Бога?
2. Какой добрый совет он дает.
(1) Надеяться на Бога: «…надейтесь на Него; общайтесь с Ним; будьте готовы уповать на Него; положитесь на Него, и Он совершит; доверьтесь Его мудрости и милости, Его силе и обетованию, Его провидению и благодати. Делайте это во всякое время». Мы должны всегда иметь привычное упование на Бога, должны жить, доверяя Ему, должны во всякое время полагаться лишь на Него и ни в коем случае не на себя или какое-либо другое творение. Во всем мы должны иметь действенное упование на Бога: доверять Ему в любой неотложной ситуации, верить, что Он поведет нас, когда мы сомневаемся, защитит нас, когда мы в опасности, поддержит, когда мы в нужде, укрепит нас на каждое доброе дело и слово.
(2) Общаться с Богом: «…изливайте пред Ним сердце ваше». Похоже, что в этом выражении псалмопевец ссылается на жертву возлияния перед Господом. С покаянием исповедуя свои сердечные грехи, мы изливаем сердце перед Господом (1Цар 7:6). Но в действительности здесь имеется в виду молитва, которая, являясь такой, какой должна быть, представляет собой излияние сердца перед Богом. Мы должны излагать перед Ним свои скорби, со смиренной свободой рассказывать Ему о своих желаниях, а затем полностью предоставить себя в Его распоряжение, смиренно покорившись Его воле. Это означает «изливать пред Ним свое сердце».
3. Как он ободряет нас следовать этому доброму совету: «Бог нам прибежище, не только мое прибежище (ст. 8), но прибежище для всех нас – тех, кто приходит к Нему и обретает покой.
II. Он предостерегает нас, чтобы мы не полагали свое упование на что-либо другое, к чему, как и ко многому другому, склонно наше лукавое сердце (Иер 17:5-9). Тот, кто истинно уповает на Бога (ст. 2), только в Боге успокаивается (ст. 6).
1. Давайте не будем уповать на людей этого мира, ибо они являются надломленной тростью (ст. 10): «Сыны человеческие (т.е. люди низкого звания) — только суета, они абсолютно не способны помочь нам, а сыны мужей (люди, занимающие высокое положение) — ложь, так как они обманут нас, если мы будем полагаться на них». Некоторые считают, что на обычных людей можно надеяться, так как их много и в своем количестве они обладают силой, а на занимающих высокое положение людей можно положиться, так как они обладают мудростью, властью и влиянием. Но в действительности нельзя надеяться ни на тех, ни на других. Из этих двух групп обладающие властью упоминаются как более лукавые, ибо они – ложь, что указывает не только на их суетность, но и беззаконие. Мы не так склонны полагаться на людей низкого положения, как на царей и военачальников, которые своим внешним видом и поведением искушают уповать на них, но, подведя нас, оказываются ложью. Но если положить их на весы, на весы Писания, или испытать их, то можно увидеть, какими они являются на самом деле и соответствуют ли нашим надеждам. Тогда на каждом из них можно будет написать «Tekel», ибо все они вместе легче пустоты. Нельзя полагаться на их мудрость и совет, на их власть, которая вступится за нас, и их хорошее отношение к нам. Нельзя верить их обещаниям, в отличие от Божьих обетований, как и всему другому, что подчиняется Богу.
2. Давайте не будем уповать на богатства этого мира и строить себе из него укрепленный город (ст. 11): «Не надейтесь на грабительство, то есть на богатство, добытое обманом и насилием, ибо там, где его особенно много, чаще всего оно было добыто в результате сомнительных действий или накопления (наш Спаситель называет это богатством неправедным, Лук 16:9) или благодаря умению добывать богатство. «Поэтому, имея изобилие или находясь на пути к нему, не думайте, что вы в безопасности, и не тщеславьтесь хищением, ибо тогда вы обманываете сами себя, думая, что обманываете других». Человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем (Пс 51:9), и в конце он окажется глупцом (Иер 17:11). Пусть же не найдется настолько глупый человек, который надеется поддержать себя, продолжая грешить, или тем более поддержать себя этим грехом. Более того, так как очень трудно, имея богатство, не уповать на него, то даже если оно возрастает благодаря законным и честным методам, мы должны остерегаться чрезмерно привязываться к ним: «…когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца; не стремитесь обладать им, не думайте о нем, как о покое для своих душ, не уповайте на него, как на свою часть; не прилагайте слишком много усилий, добиваясь его; не оценивайте себя и других по богатству; не делайте богатства этого мира вашим основным благом и наивысшей целью. Короче говоря, не делайте из него идола». Мы подвергаемся подобной опасности, когда богатство умножается. Когда закрома богача увеличиваются, он говорит своей душе: «Покойся во всем этом» (Лук 12:19). Именно улыбающийся мир более всего остального способен увести сердце от Бога, на котором оно должно быть сконцентрировано.
III. Он приводит очень хорошее основание, почему мы должны делать Бога своим упованием: так как Он – Бог безграничной силы, милости и праведности (ст. 12,13). Давид сам был глубоко уверен в этом и хотел, чтобы и мы убедились: «Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это»; то есть (1) «однажды Бог сказал это, и я услышал, более того, не один раз, а дважды. Он произнес эти слова, и я услышал их светом разума, который легко пришел к подобному выводу, исходя из безграничных совершенств Личности и дел сотворения и провидения. Он произнес эти слова, и я услышал их не один раз, а дважды (т.е. много раз) благодаря событиям, которые касались лично меня. Он проговорил, и я услышал Его благодаря свету откровения, благодаря снам и видениям (Иов 4:15), по Его прославленному явлению на горе Синай (на что, как считают некоторые, особым образом ссылается это место) и по написанному Слову». Бог часто говорил нам, каким великими и милостивым Он является, и мы должны так же часто вспоминать об этом, как часто Он говорил нам. Или (2) «хотя Бог сказал об этом лишь однажды, но я услышал дважды. Я слушал внимательно не только своими ушами, но и душой и разумом». Некоторым Бог говорит дважды, но они не слышат Его, а другим Он говорит один раз, а они слышат Его дважды (сравните Иов 33:14). Так о чем же говорилось и что было услышано?
[1] Что Бог, с которым мы имеем дело, обладает безграничной силой, что сила у Бога. Он всемогущ, Он все может, с Ним нет ничего невозможного. Силы всех творений исходят от Него, зависят от Него и используются Им, как Ему угодно. Он – есть сила, и Ему мы должны приписывать ее. Это является добрым поводом, почему мы должны уповать на Него во все времена и жить в постоянной зависимости от Него. Он в состоянии сделать для нас все, в чем мы уповаем на Него.
[2] Что Он – Бог безграничной милости. В этом месте псалмопевец обращает свою речь непосредственно к Богу, желая воздать Ему славу за Его милость, которая является Его славой: «И у Тебя, Господи, милость». Бог не только самый великий, но и наилучший из существ. У Господа милость (Пс 129:4,7). Он милостив особым образом – Он Отец милосердия (2Кор 1:3). Это является следующим основанием, почему мы должны уповать на Него, и оно отвечает возражениям нашей греховности и недостойности. Хотя мы не заслуживаем ничего, кроме Его гнева, в то же время мы можем надеяться получить блага благодаря Его милости, которая превыше всех Его дел.
[3] Что Он никогда не совершал и не будет причинять зло какому-либо из Своих творений: «…ибо Ты воздаешь каждому по делам его». Хотя Он не всегда совершает это видимым образом в этом мире, тем не менее Он сделает это в день возмездия. Ни одно служение, совершенное для Него, не останется без награды, как и ни одно из нанесенных Ему оскорблений без наказания, если только в нем не раскаются. Из этого следует, что сила и милость принадлежат Ему. Если бы Он не был Богом силы, то нашлись бы грешники, слишком великие для наказания. А если бы Он не был Богом милости, то некоторые служения оказались бы настолько незначительными, что не заслуживали награды. Похоже, что это особым образом свидетельствует о справедливости Бога при вынесении приговора, когда к Нему взывает оскорбленная невиновность. Безусловно, Он будет судить по истине, возмещая ущерб обиженным и воздавая по заслугам обидчикам (3Цар 8:32). Поэтому пусть все обиженные передадут свои дела Ему и верят, что Он вступится за них.
61 псалом
Означенный псалом, как и предыдущий, можно относить ко времени бегства Давида из Иерусалима во время восстании Авессалома. С этим согласно указание, что враги задумали низвергнуть Давида «с высоты» (Пс.61_5), разумеется общественного положения, т. е. престола, каким он не владел при Сауле. Враги для своего успеха прибегали к лицемерной лжи (Пс.61_5) и их преобладание сопровождалось грабежами и хищениями. Последние две черты совпадают с означенным временем, так как восстание на Давида подготовлялось лицемерным внешним выражением почтительности к нему и в то же время распространением о нем лживых сведений; после же временного перехода власти в их руки враги отдались всякого рода хищениям. О последнем Давид очень часто уже говорил в других псалмах из того же времени.
Я надеюсь только на Господа, а потому все мои враги будут низринуты, к какой бы лжи они ни прибегали (2–5). Моя единственная и верная защита, как и всех людей, только Господь. Прибегайте к Нему, и не надейтесь на людей, так как только у Господа сила и милость (6–13).
Пс.61:3. Только Он – твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более.
«Он – твердыня моя», обычное сравнение, которое многими переводится: «Он – скала моя», указывающее на несокрушимость Божественной помощи. – «Не поколеблюсь более» – у Давида не может более быть сомнения в том, чтобы нападения врагов оказались успешными, а потому в нем исчезает опасение в возможности своей гибели, а заменяется верой в освобождение.
Пс.61:4. Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
Гибель врагов будет непредотвратима никакими средствами. Они будут восходить на разваливающуюся стену, которую никакими усилиями поддержать невозможно.
Пс.61:5. Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут.
В отношениях Давида, как царя, к своему народу, враги не могли указать ничего преступного и вредного для последнего. Авторитет его стоял высоко не по сану, как царя, но и по действительной ценности, засвидетельствованной всей его предшествующей деятельностью, как правителя. Чтобы низложить его с престола («с высоты») враги «прибегли ко лжи». Для усыпления же бдительности Давида и для успеха своего предприятия они оказывали пред ним ложную почтительность, «а в сердце. клянут». Такие приемы – обычны там, где нет правды в действиях и чистоты в стремлениях.
Пс.61:9. Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
Под «народом» можно разуметь тех людей, которые сопровождали Давида в его бегстве и которые отчаивались в возможности для него спасения. – «Изливайте пред Ним сердце» – обращайтесь к Нему с искренней, нелицемерной молитвой и твердой верой.
Пс.61:10. Сыны человеческие – только суета; сыны мужей – ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
«Сыны человеческие» – обыкновенные люди, простой народ; «сыны мужей» – знатные лица. Надежда на тех и других в день своего спасения «суета и ложь», так как степень их влияния на конечную судьбу человека, в сопоставлении с божественным водительством, если положить на весы, окажется «легче пустоты», человек в определении своей судьбы ничто.
Пс.61:11. Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
Не должно думать, что безнаказанность хищений и грабительств, равно также материальные богатства в руках человека могут для него служить защитой и опорой и несокрушимым оплотом. Временный перевес на стороне нечестивого и его внешнее преобладание не должно вызывать подражания: «не прилагайте» к этому сердца. Все содержание 9–11 ст. направлено Давидом к окружающим его в изгнании людям, которых повергало в уныние и которые теряли веру в возможность спасения Давида и самих себя потому, что видели материальный перевес на стороне его хищных врагов.
Пс.61:12. Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
Пс.61:13. и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его.
«Однажды сказал Бог, и дважды слышал я» – я слышал двоякую истину, сказанную однажды Богом в руководство человеку: 1. «Сила у Бога» – власть распоряжаться всем существующим принадлежит только одному Богу, как верховному Миродержцу; 2. «Милость» ниспосылается тоже Им. Смысл всего выражения – истинная и верная защита только у одного милостивого Господа.
Комментарии Лопухина на Псалтирь, 61 псалом
Лечение Божественными псалмами
Лечение Божественными псалмами св. царя Давида
По благословению архиепископа Германа, Волгоградского и Камышинского
Составлен иереем Димитрием (Бегечев-Ильин), в 1996 году.
Жития святых, предания старцев содержат много примеров исцеления души и тела страждущих чтением псалмов. Святой Дух наполнял уста псалмопевца Давида, когда он в нужде, искал покаяния, защиты, радости, благодати. Каждый псалом открывает конкретную ипостась Господню в милосердии, миротворчестве, правосудии и позволяет нам по образу и подобию укрепить это свойство в себе.
ПСАЛОМ ЧИТАЕТСЯ ОТ 3 ДО 24 РАЗ В СУТКИ! (По Св. Преп. Лаврентию Черниговскому).
Желательно псалмы читать на Церковно-Славянском языке, в этом случае духовное воздействие намного сильнее.
Правило, данное Пахомию Великому от Ангела, содержит молитвы читаемые ежечасно. Монашеское правило требует чтение избранных псалмов в соответствии с 3, 6, 9 часами.
1. О прозрении слепых очей – 145 пс.,
2. Об исцелении болезни очныя (глаз) – 76, 150 псс.,
3. Об избавлении от нашествия иноплеменных – 90, 108,
4. Об избавлении междуусобныя брани – 21, 108,
5. От зубной болезни – 3, 73,
6. От болезни главы – 27, 80,
7. О любви и мире супругов – 20, 38, 71, 102,
8. От недуга расслабления – 6, 27, 95, 130,
9. От огненного запаления (пожара) – 49,
10. О спасении и сохранении плавающих – 51, 88,
11. О сохранении от ересей и расколов – 8, 21, 24, 41, 108,
12. Об умирении враждующих – 94, 110,
13. При мысленной брани, против бесов – 26, 32, 61, 140,
14. От разных недугов и болезней 37, 68, 146,
15. Об исцелении от беснования – 26, 67, 90, 108,
16. Об обращении заблудших – 31, 96,
17. О духовном прозрении очей – 111,
18. О спасении и сохранении России – 74, 94, 98, 101,
19. О восстановлении самодержавия Царства Русского 98, 140,
20. О защите от воров и убийц – 5, 90,
21. От бездождия и засухи – 63, 77,
22. О просвещении разума и научении духовной грамоте и помощи в трудном учении – 111, 132,
23. О просвещении детей – 41, 102,
24. О замужестве дочерей – 144,
25. О благоуспешной торговле – 5, 106,
26. О сохранении и помощи в пути – 6, 90, 97, 118,
27. О болезни в ногах – 16, 72, 114,
28. О заключенных в темницах – 145,
29. О прогнании лукавых духов от человека – 26, 34, 67, 90,
30. Об успехи в бортничестве (Пчеловодство) – 150,
31. От разных бед и напастей – 26, 67, 90,
32. О сохранении от внезапной скоропостижной смерти – 9, 90, 113,
33. Дабы не умереть без причастия – 22,
34. При заикании – 36,
35. Когда не почитают кормильца дети или жена – 40,
36. Самые важные ежедневные псалмы – 20, 50, 70, 90, 110, 120, 150,
37. О даровании дочери – 80,
38. О даровании сына – 103,
39. Все виды кровотечений – 73,
40. О научении церковному чтению и пению – 126, 150,
41. О научении иконописанию – 41, 143,
42. Об исцелении от пьянства – 12, 17, 101,
43. О помощи при родах, о кормлении молоком – 21, 91, 100,
44. Об исцелении от младенческаго у детей (родимца) – 118,
45. О младенце не спящем – 80,
46. От разных детских болезней – 8, 108, 118,
47. Об утверждении в вере – 73, 129, 136,
48. Об избавлении от блудной страсти – 96, 105,
49. От лихорадки и горячки – 111,
50. Об исцелении от грыжи – 30, 36,
51. От болезней в пояснице – 36,
52. В скорбях и напастях – 37, 117, 150,
53. Об умерших без покаяния, но имевших веру – 118,
54. О помощи в бедности и нужде – 77, 90,
55. От насилия от иноверных язычников, безбожных правителей – 108,
56. О возвращении потерянных вещей – 71, 104,
57. От струпов и нарывов – 13, 146,
58. О плодородии земли – 95, 99,
59. О врачевании животных – 28,
60. От болезней чревных (желудка и пр.) – 79, 112,
61. Об избавлении от чародеяний – 67, 76, 108,
62. Об спасении при угрозе землятрясения – 17,
63. От отека тела и органов – 147,
64. О даровании источника воды – 17, 77,
65. При бесплодии мужском, болезнях мочеполовой системы (м) – 101, 111,
66. При бесплодии женском, болезнях мочеполовой системы (ж) – 30, 112, 118, 127,
67. При болезни (печени, сердца и др.) с истощением организма – 101,
68. При паразитарных и бактериальных болезнях – 71, 110,
69. При кожных болезнях, язвах – 63, 105,
70. При болезнях легочной системы – 18, 150,
71. При болезни сердечно-сосудистой системы – 13, 94, 101,
72. При болезни рук – 37, 143,
73. При болезни ушей – 9, 114,
74. В голодную годину – 32, 36, 77,
75. При болях в спине – 36, 101,
76. При болезнях горла, языка – 144,
77. При укреплении сил в старости – 20, 102,
78. При бессоннице – 4, 131,
79. При болезни крови, анемии – 9, 21,
80. От страхования – 13, 54,
81. О даровании вразумления у Бога – 15, 142,
82. От клеветы и суда напрасного – 57, 71,
83. О прощении забытых грехов – 18, 24,
84. При нагноении и воспалении ран и внутренностей – 37, 110, 112,
85. При перебоях в сердце – 37, 101, 144,
86. При онемении языка и потере голоса – 18,
87. При унынии – 41, 42,
88. От гипноза, кодирования, зомбирования – 26, 67, 90,
89. О прибавлении ума и памяти – 71, 118,
90. Об избавления от холода и жары – 120,
91. О благословении на новое дело или новый дом – 100, 126,
92. О благословение на собрание людей – 131,
93. При повышении давления крови – 32,110,
94. При болезни костной системы – 21, 41,
95. Когда муж ненавидит и гонит жену – 12, 126,
96. При лихорадке и жаре – 96,
97. О возвращении мужа с войны или отлучки – 74, 104,
98. От засилия вредителей – 101,
99. Отыскать украденное – 63,
100. При параличе – 102, 112,
101. На страждущего перед смертью – 111, 128,
102. От духа гордости – 61,
103. От укуса ядовитых змей и насекомых – 90,
104. От курения и наркомании и блуда – 37, 78, 105,
105. От туберкулеза, гриппа и др. инфекций – 76, 110, 112, 132,
106. От рака и др. опухолей, СПИДа – 36, 69, 81, 101, 151,
107. При ожогах – 49, 107,
108. Прощение не церковных родственников 34, 100,и Евангелие от Иоанна.
Со страхом Божиим и верою приступите, помните, что псалмы – это не заклинание, а святые молитвы. Аминь.
ДОПОЛНЕНИЕ
От 18 октября 2015 года
Вышла книга в 400 страниц
МОЛИТВЫ и ПСАЛМЫ
На всякую потребу души
наследие
Святого Паисия Святогорца
Издательство “Сатисъ” С-Пб
2015 год
По благословению митрополита Арголиды
НЕКТАРИЯ
Этот молитвослов содержит избранные псалмы и молитвы с указанием, в каких случаях и обстоятельствах их читал великий подвижник нашего времени святой Паисий Святогорец в соответствии с практикой греческого православного благочестия.
Кратко:
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
1. Читаем псалом 50
2. Под Твою милость.
3. Молитва св. Арсению Капподокийскому,
4. Молитва свт. Тихону Московскому, патриарху,
5. Псалом – соответствующий нужде
6. Сподоби Господи, в день сей без греха сохранитеся нам.
7. Достойно есть.
8. Яко Твое есть Царство и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.