Псалом 55: текст молитвы, для чего читают

Псалом 55

Как определить свое предназначение и какие испытания для этого нужно пройти православному христианину – ответ на этот вопрос дает псалом 55 на примере пророка Давида. Это одна из священных песней псалтыри, которая помогает сформировать православное христианское сознание и жить благочестиво.

Текст молитвы псалом 55

На церковнославянском языке

В конец, о людех, от святых удаленных, Давиду в столпописание, внегда удержаша и иноплеменницы в Гефе, псалом

1 Помилуй мя, Боже, яко попра мя человек, весь день боря стужи ми.

2 Попраша мя врази мои весь день, яко мнози борющии мя с высоты.

3 В день не убоюся, аз же уповаю на Тя.

4 О Бозе похвалю словеса моя, на Бога уповах, не убоюся, что сотворит мне плоть?

5 Весь день словес моих гнушахуся, на мя вся помышления их на зло.

6 Вселятся и скрыют, тии пяту мою сохранят, якоже потерпеша душу мою.

7 Ни о чесомже отринеши я, гневом люди низведеши.

8 Боже, живот мой возвестих Тебе, положил еси слезы моя пред Тобою, яко и во обетовании Твоем.

9 Да возвратятся врази мои вспять, воньже аще день призову Тя, се познах, яко Бог мой еси Ты.

10 О Бозе похвалю глагол, о Господе похвалю слово.

11 На Бога уповах, не убоюся, что сотворит мне человек?

12 Во мне, Боже, молитвы, яже воздам хвалы Твоея,

13 яко избавил еси душу мою от смерти, очи мои от слез, и нозе мои от поползновения, благоугожду пред Господем во свете живых.

На русском языке

К исполнению, о народе, от святынь удалённом, Давида, для надписи на столбе; когда задержали его иноплеменники в Гефе.

1 Помилуй меня, Боже, ибо попрал меня человек, целый день воюя, теснил меня.

2 Попирали меня враги мои весь день, ибо много нападающих на меня с высоты.

3 Днём не убоюсь, но я буду уповать на Тебя.

4 О Боге будет хвала слов моих, на Бога уповаю, не убоюсь: что сделает мне плоть?

5 Целый день они слов моих гнушались, все расчёты их обо мне – во зло.

6 Поселятся рядом и будут скрываться; наблюдать они будут мою пяту, ибо поджидают душу мою.

7 Без труда Ты отринешь их, во гневе народы низложишь.

8 Боже, я жизнь мою возвестил Тебе; положил Ты слёзы мои пред Собою, как и обещано Тобой.

9 Да обратятся враги мои вспять, в день, когда я призову Тебя; вот, я познал, что Бог мой – Ты.

10 В Боге произнесу хвалебную речь, в Господе изреку слово хвалы.

11 На Бога уповаю, не убоюсь: что сделает мне человек?

12 На мне, Боже, обеты, которые я воздам, восхваляя Тебя.

13 Ибо избавил Ты душу мою от смерти, очи мои от слёз и ноги мои от преткновения, буду благоугождать пред Господом во свете живых.

История написания

Некоторые историки дают такое толкование псалма 55: когда Давид бежал от своего преследователя Саула в Геф, жители этой местности начали относиться к изгнаннику с недоверием. Поэтому Давид, чтобы снять подозрения, вынужден был претвориться лишенным рассудка.

Другие толкователи говорят о том, что текст псалма 55 указывает на церковь, которая победила внутренних врагов – идолов, у которых была рабой. Но Господь Иисус Христос, пришедший из древнего рода Давида, дал церкви истинную свободу, и даже язычники и иноплеменники обрели веру.

Для чего читают псалом 55?

Святые отцы – составители псалтыри на всякую потребу, рекомендуют читать псалом 55:

  • чтобы обрести упование на Бога в смущении духа;
  • чтобы излечить душевную рану, когда обидели друзья.

Толкование

Чтобы лучше уяснить смысл молитвы, можно читать псалом 55 на русском языке, но, если текст уже достаточно привычен, можно взять псалтырь на церковнославянском. На основе еврейских и древних славянских источников исследователи дают такое толкование псалма 55:

  • Стихи 1-2: По мнению толкователей, под человеком здесь подразумевается враг рода человеческого – дьявол, искушающий всех людей, или язычники. Давид просит Бога помочь ему, потому что их нападки стало совсем трудно перенести. Слова «с высоты» указывают, что борьба ведется не с физическими врагами, а с поднебесными духами злобы.
  • Стихи 3-4: Здесь Давид говорит о том, что Господь низвергнул ангела злобы – денницу, а значит, может победить и мысленных врагов, поэтому он всецело может положиться на помощь Бога.
  • Стихи 5-6: Однако враги Давида сильные и внушают страх, ищут самое слабое место царя, чтобы причинить сильнейший вред.
  • Стихи 7-8: В тяжелых обстоятельствах царь помнит о всемогуществе Бога, когда во гневе Господь сокрушал целые народы.
  • Стихи 9-11: Поэтому пророк исповедует перед Богом всю его жизнь, просит услышать его молитвы и подтвердить его веру. Царь Давид не боится людских нападок и происков невидимых врагов – злых помыслов, потому что надеется на Бога и только Ему посвящает победу.
  • Стих 12: Господь не отвергает слез пророка и принимает его обеты, то есть обещания, если он с Божьей помощью победит врагов.
  • Стих 13: Пророк будет петь Богу псалмы в благодарность за избавление от духовной тяжести, от неверия, от преткновений в благочестивой жизни и за надежду на спасение.

Псалом 55

Сей псалом заглавляется таким надписанием: В конец, о людех, от святых удаленых, Давиду в столпописание, внегда удержаша и иноплеменницы в Гефе, псалом. В этом надписании указывается: а) на имя составителя этого псалма, б) на то обстоятельство в жизни Давида, которое послужило поводом к составлению псалма, и в) отчасти на его содержание. Составителем этого псалма всегда признаваем был псалмопевец и царь израильский Давид, что и означают слова: Давиду в столпописание. Последнее – славянское изречение (в греч., от – то же, что: «или», в лат. tituli inscriptio) преосвящ. Порфирием с греческого переведено также столпописание, а потому по-русски и значит не что иное, как надписание над псалмом имени составителя его, каковое есть «Давид». Выражение столпописание взято от обычая древних делать для всегдашней памяти на столбе, или на камне, надпись имени победителя или того лица, которое совершило что-либо особенное, важное.

Псалом этот можно назвать молитвой, в которой Давид прежде всего изливает пред Богом жалобу свою на врагов, изо дня в день преследующих и угнетающих его (ст. 2, 3); затем выражает твердое упование на Бога, чрез которое он совершенно освобождается от страха, наводимого на него множеством врагов его, постоянно злоумышляющих против него (4–6). В этих чувствах надежды и крепкого упования на Бога, он находит особую причину для прославления Господа. Злоумышляя против Давида, враги его собираются и прячутся, чтобы ближе наблюдать за всеми движениями его, чтобы выждать более удобный случай уловить душу его (7). Поражая их гневом Своим, неужели беспричинно, или ни за что, Господь отвергнет их (8)? Тебе, Господи, говорит Давид, известна вся жизнь моя, и все слезы мои пред Тобою, как бы записаны в книге у Тебя (9). Когда я призову на помощь Господа, враги мои обращаются назад, и тут для меня ясно, что Господь за меня. А это и служит мне предметом для всегдашнего прославления Господа Бога (10–13), Который избавил меня от смерти, очи мои от слез и ноги от преткновения, чтобы я мог благоугождать Ему во свете живых (14). Под людьми, от святых (т.е. от святыни храма Господня) удаленными, Давид разумеет, конечно, себя и всех тех несчастных изгнанников из отечества, которые присоединились к Давиду после того, как он возвратился от Анхуса, царя гефского, у которого думал укрыться от преследований царя Саула ( 1Цар.21:10–11 ), и с которыми он скитался по горам и пустыням палестинским. От святых удаленные – это те четыреста мужей-изгнанников, которые не могли ходить в храм Божий, но скитались вместе с Давидом туда и сюда, укрываясь от гонения Саула ( 1Цар.23:13 ).

Пс.55:2–3 Помилуй мя Боже, яко попра мя человек: весь день боря стужи ми. Попраша мя врази мои весь день: яко мнози борющии мя с высоты.

Так молитвенно взывает к Господу Богу псалмопевец, быв угнетен каждый день и со всех сторон преследующими его врагами. Попра мя (от слова «попрати» – «попирать, топтать») значит то же, что «сокрушил», или «готов уничтожить меня». Боря значит: «нападая, воюя». Стужи то же, что «стеснил, замучил». Прося милости у Бога или защиты от врагов, псалмопевец прежде всего говорит здесь об одном, главном враге и именует его человеком, под каковым наименованием разумеет Саула, а не называет его по имени, из уважения к его царскому достоинству и почитая в лице его помазанника Божия. Он жалуется, что враг этот готов «поглотить» (в пер. с евр.), уничтожить его (попра мя); ежедневно нападая и преследуя (весь день – всякий день – боря), докучает и мучит меня различными скорбями душевными и телесными. А далее (следующий стих) говорит он о многих врагах, ежедневно притесняющих его с высоты: мнози борющии мя с высоты. Последнее выражение (с высоты) различно переводится и объясняется. Но, как более соответствующее и согласное с обстоятельствами положения отношения врагов Давида к этому последнему, нужно принять то объяснение: что враги Давида – сообщники Саула царя занимали высокое положение при дворе царя и потому действовали против Давида со властью и силой непреоборимою, как те враги на войне, которые, занимая позицию на высокой горе, бросают стрелы, или меткие выстрелы, в противников своих, находящихся внизу и лишенных возможности с равной силою отражать эти выстрелы. Таким образом, в этих стихах св. Давид говорит так: помилуй и защити меня, Господи Боже мой, от сильного врага моего, ежедневно нападающего на меня, притесняющего до такой степени, что готов он уничтожить меня. Защити меня и от того множества врагов, которые в сообществе с главным врагом, пользуясь высотою положения своего и сильною властью, ежедневно усиливаются как бы поглотить, уничтожить (попраша) меня.

Пс.55:4–5 В день не убоюся, аз же уповаю на Тя. О Бозе похвалю словеса моя: на Бога уповах, не убоюся: что сотворит мне плоть?

Псалмопевец, представляя себе многие разнообразные опасности, которым подвергался он, ежедневно преследуемый врагами, и сознавая внутренне в душе своей, что он не чужд был страха, наводимого теми опасностями, он в то же время не терял твердого упования на помощь Божию, и это упование поддерживало в нем бодрость, укрепляло дух его. Таким образом, опасности и грозящие со стороны врагов беды, с одной стороны, производили в душе его уныние, мрак, как бы тьму ночи, а надежда на Бога, с другой, – рассеивала этот мрак, прогоняла ночную темноту и производила в сердце его светлую радость, доставляла душе его успокоение дня. В таком радостном, успокоительном состоянии духа он не чувствовал уже страха, а потому и говорит здесь: в день не убоюся. И не только не убоюся, как бы так говорит он далее, но даже этими словами моими буду хвалиться пред Богом: о Бозе похвалю словеса моя. Я всегда, говорит, надеялся и буду надеяться на Бога, и потому не убоюся: что сотворит мне плоть? Что могут сделать мне гонители и враги мои, которые в сравнении с Богом, пред Его всемогущей силой, не что иное, как плоть, т.е. люди бренные и немощные. Так как с еврейского первая половина 5-го стиха переводится так: «в Боге восхвалю я слово Его», то некоторые толковники думают, что Давид здесь имеет в виду обетование Божие, по которому он должен был царствовать во Израиле ( 1Цар.13:14 ), потому и говорит о Боге: при Его благоволении, я похвалюсь Его обетованием, а потому смело говорю, что, при уповании на Господа, не боюсь никакого человека, никакого врага, все враги мои пред Богом одна плоть, слабы и немощны, как плоть» (Толкование еп. Палладия. С. 251).

Пс.55:6 Весь день словес моих гнушахуся: на мя вся помышления их на зло.

Гнушахуся (от слова «гнушатися» – значит: «перестраивать, давать новую форму, перетолковывать, извращать») – то же, что «отвергали слова мои, гнушались». Здесь псалмопевец говорит о тех же врагах своих, которые, постоянно нападая на него, хотели погубить его (ст. 2–3), жалуется, что они «всякий день, – по словам блж. Феодорита, – отвращаются от слов моих, как от лживых, и отвергают приносимое оправдание» [6, с. 258], подобно тому как неверовавшие проповеди Христовой иудеи, гнушаясь истины слова, ругались и смеялись над Ним ( Мф.9:24 ). Они о том только и думают, говорит Давид, чтобы причинить мне зло: на мя вся помышления их на зло.

Пс.55:7 Вселятся и скрыют: тии пяту мою сохранят, якоже потерпеша душу мою.

В «Учебной Псалтири», внизу страницы, под чертой, этот стих указано читать в более правильном переводе так: «сходятся и крыются, тии пяту мою блюдут, яко да уловят душу мою». И в этих словах продолжается речь псалмопевца о коварных и злокозненных действиях тех же врагов его. Они, говорит он, собираются и прячутся, действуя скрытно и тайно наблюдая за моими действиями и словами, наблюдают пяту мою, чтобы найти какую-нибудь возможность, какой-либо повод к тому, чтобы запнуть и низложить меня, они подмечают следы мои, куда я ни пойду, чтобы уловить меня, подобно тому как ловцы диких зверей замечают следы диких животных и, ставя сети, уловляют их.

Пс.55:8 Ни о чесомже отринеши я, гневом люди низведеши.

Первая половина этого стиха в Учебной Псалтири на поле заменяется словами: «ни о чесом ли отринеши я», и эти последние слова с греческого переведены так: «за ничто ли отвергнешь их?» Вторая же половина одинаково и с еврейского и с греческого переводится так: «Ты низложишь во гневе народы», т.е. «накажешь, поразишь их». Таким образом, совершенно ясным становится смысл сего 8-го стиха. Врагам моим, говорит как бы так псалмопевец, за их коварные и злокозненные действия против меня угрожает наказание со стороны правосудия Божия. Ты, Господи, накажешь, поразишь их во гневе Своем, но неужели наказание Божие постигнет их ни за что? Нет, гнев Божий карает людей только за нечестие и беззакония.

Пс.55:9 Боже, живот мой возвестих тебе: положил еси слезы моя пред Тобою, яко и во обетовании Твоем.

Обетование на языке Библии означает собственно: «обещание от Бога», а здесь слова: во обетовании переведены с еврейского словами «в книге». Псалмопевец, сказав о наказании, угрожающем врагам его со стороны правосудия Божия, обращается опять с молитвой к Богу, в которой исповедует, что он со слезами открыл всю жизнь свою пред Богом, имея в виду то обетование Господне, по которому Господь выслушивает мольбы угнетенных, как о том написано в книге Закона: «Аще убо (нищий) возопиет ко Мне, услышу его: милостив бо есмь» ( Исх.22:27 ), или как сказано у пророка: «Тогда воззовеши, и Бог услышит тя, и еще глаголющу ти, речет: се, приидох» ( Ис.58:9 ), или еще: «И помолитеся ко Мне, и послушаю вас» ( Иер.29:12 ). Значит, в этом стихе псалмопевец молится как бы такими словами: Боже, я со дерзновением всю жизнь мою поведал Тебе, и Ты, выслушав меня, не отринул слез моих, но положил их пред очами Твоими, подтверждая самым делом обетование Твое.

Пс.55:10 Да возвратятся врази мои вспять, воньже аще день призову Тя: се, познах, яко Бог мой еси Ты.

Смысл этих слов, по связи с предыдущим, должен быть следующий: слезная молитва моя, услышанная Тобою, Господи, произведет то, что враги мои обратятся назад, т.е., быв побеждены, побегут впереди, и в тот же день, в который призову Тебя, я узнаю, что Ты Бог мой, Который слышит меня и внемлет мольбам моим, – Который посылает мне помощь на врагов моих.

Пс.55:11–12 О Бозе похвалю глагол, о Господе похвалю слово. На Бога уповах, не убоюся: что сотворит мне человек?

В изречениях этих стихов заключается повторение того, что сказано в 5-м стихе. Глагол значит то же, что и «слово», впрочем, в общепринятом библейском употреблении этих слов они имеют ту разницу, что глагол означает краткое речение, а слово выражает пространную речь или длинную проповедь. Похвалю здесь значит то же, что «прославлю похвалами». О Бозе, о Господе похвалю – этими словами псалмопевец выражает то, что он намерен хвалиться не чем иным, как Господом Богом, как написано: «Хваляйся, о Господе да хвалится» ( 1Кор.1:31 , Иер.9:24 ). Итак, он говорит здесь: я надеялся на всеведущего и всемогущего Бога, пред Ним со слезами изливал молитвы мои, и Он стал защитником моим против врагов, чего же мне бояться? Мне не страшны теперь все бедствия, которым подвергает меня человек (Саул и его сообщники). Вот эти слова и будут для меня похвалой, будут служить мне предметом для похвального слова Богу. А троекратное повторение в этих стихах слов: о Бозе, о Господе, на Бога, – указывает, по словам блж. Феодорита, на тайну Святой Троицы в Боге, сокрытую в Ветхом Завете [7, с. 437].

Читайте также:  Псалом 29: текст молитвы, для чего читают

Пс.55:13–14 Во мне, Боже, молитвы, яже воздам хвалы Твоея: яко избавил еси душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения: благоугожду пред Господем во свете живых.

Слово молитвы, кроме обычного значения (в русском и славянском языках), в библейском употреблении значит еще: «обеты, обещания Богу». Так это слово и переведено здесь и с еврейского, и с греческого. То же значение оно имеет здесь и по толкованию блж. Феодорита, который говорит, что «молитвами Давид называет обещания Богу» [6, с. 260]. Так как псалмопевец выразил выше свое намерение или обещание прославлять Бога хвалами, или похвальными словами (ст. 5 и 11), то здесь он подтверждает это намерение свое (яже воздам хвалы Твоея), которое он хранит в себе (во мне – говорит он), в своей памяти, или во внутренности сердца его, и указывает побудительные причины к его выполнению, заключающиеся в том, что Бог избавил душу его от смерти, т.е. сохранил жизнь от предстоящей опасности, которою угрожал ему Саул, помощью против врагов доставил ему утешение, так что очи его избавились от слез и ноги его от поползновения ко греху, потому что Господь не попустил ему впасть в грех при столь сильных искушениях, которыми он был подстрекаем: или убить Саула, или подвергнуть его злословию и осуждению. За все эти благодеяния Божий псалмопевец считает себя обязанным привести в исполнение данные им обеты хвалы Богу (молитвы). К сему, в заключение псалма, Давид присовокупляет обет делать благоутодное пред Богом во свете живых, то есть пока видит свет настоящей жизни и пока есть возможность человеку исполнять заповедь Господию, светлую, просвещающую его очи духовные ( Пс.18:9 ). Благоугожду, говорит он, пред Господем в исполнении святого закона Его, который служит «светильником ногам моим» ( Пс.118:105 ), и чрез то явлюсь благоугодным Ему там, в стране вечного, невечернего света, которым вечно наслаждаются праведники.

Так и каждый христианин должен благоугождать Господу Богу, чтобы наследовать жизнь вечную и блаженствовать во свете живых. «Всякого прославления от чтущих Его достоин Тот, Кто над всем превознес нас. Все единогласно воспоем хвалу Ему, и Отцу, пославшему Его, и Духу Святому: Свят, Свят, Свят! Благословен, уничиживший Себя, по благоизволению Своему, и обручивший Себе Святую Церковь! Свет Твой, Господи наш Иисусе, воссиял над тварью и рассеял тьму заблуждения. Да воссияет ныне и в душах наших свет Твой, Иисусе, Царь наш, Свет истинный!» (Псалтирь св. Ефрема Сирина).

Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8

Псалом 55 толкование

Детально: псалом 55 толкование – со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 55

Толкование Псалма 55

Из предваряющей псалом надписи (стих 1) следует, что он был сочинен Давидом в связи с его кратким пребыванием в Гефе, у филистимлян, когда Давид скрывался от Саула. Фразу “О голубице, безмолвствующей в удалении” понимают двояко: или псалом был сложен на тот же мотив, что и песня, носившая это название, или в образе несчастной голубицы Давид представлял себя, гонимого и беззащитного.

А. Давид о врагах, строящих козни против него (55:2-8)

Пс. 55:2-8. Словом человек в стихе 2 обозначены филистимляне, которые были враждебно настроены к Давиду, незадолго перед тем одолевшему в поединке их силача Голиафа. В окружении врагов Давид молит Всевышнего, на Которого уповает (стихи 4,5), о помощи и защите.

Псалмопевец намерен вознести Богу хвалу за слово Его (стих 5), разумея, вероятно, под словом стремление Господа сделать его, Давида, царем над Израилем. Он сознает, что в свете этого плоть, т. е. человек, люди, бессильны перед ним. Однако жалуется он, враги всякий день сильно досаждают ему: следят за ним и клевещут на него и замышляют против него зло (стих 6, 7). Соверши Свой суд, Боже, над этими народами (язычниками), восклицает он. Во гневе низложи их (стих 8).

Б. Бог на стороне Давида (55:9-14)

Пс. 55:9-10. Давид не сомневается, что у Бога исчислены все скитания Его гонимого избранника и связанные с ними страдания, “записаны” все слезы его (они… в книге Божией; стих 9); и они не останутся не отмщенными, потому что, знает Давид, Бог за него. Он знает об этом по прошлому своему опыту: Враги мои обращаются назад, когда я взываю к Тебе (стих 10)

Пс. 55:11-12. Повторение сказанного в стихе 5.

Пс. 55:13-14. Давид обязуется воздавать Богу хвалы за облегчение его участи (Ты избавил… ноги мои от преткновения), за избавление души его от смерти. Грамматическая категория прошедшего времени в стихе 14 свидетельствует (как и во многих других псалмах) об уверенности Давида в благоприятном ответе на его молитву Бог избавит его, чтобы он мог послушно ходить пред лицем Его во свете живых: по другим переводам – “в земле живых”).

Христианский псалом 55 предваряет интересное и необычное надписание: «О голубице, безмолвствующей в удалении». Существует два толкования надписания: считается, что этими словами автор псалма царь Давид либо акцентировал внимание читателей на своем непростом положении, либо указывал на одноименную иудейскую песню, как на образец для исполнения псалма.

Текст 55 псалма написан в период пребывания пророка Давида, будущего израильского царя, у филистимлян, захвативших его в Гефе. К псалмопевцу, незадолго перед этим победившему филистимского силача Голиафа, относились с недоверием, если не вражески, и такое положение крайне угнетало его.

В каких жизненных ситуациях рекомендуется читать молитву псалом 55?

Толкование православного 55 псалма говорит о том, что он является криком отчаяния, и, прочитав его с первой и до последней строки, мы можем с легкостью убедиться в этом. В нем автор напоминает Богу о своих многочисленных страданиях и скитаниях, испрашивая у Него милости и долгожданного спокойствия для себя и наказания для своих врагов. Текст православного псалма 55 с давних времен слушать онлайн и читать принято чувствительным людям, которых обидели друзья и близкие.

Слушать на видео православную молитву псалом 55 на русском языке

Чтение православного текста псалма 55 на русском языке

Начальнику хора. О голубице, безмолвствующей в удалении. Писание Давида, когда Филистимляне захватили его в Гефе.

Помилуй меня, Боже! ибо человек хочет поглотить меня; нападая всякий день, теснит меня. Враги мои всякий день ищут поглотить меня, ибо много восстающих на меня, о, Всевышний! Когда я в страхе, на Тебя я уповаю. В Боге восхвалю я слово Его; на Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне плоть? Всякий день извращают слова мои; все помышления их обо мне — на зло: собираются, притаиваются, наблюдают за моими пятами, чтобы уловить душу мою. Неужели они избегнут воздаяния за неправду свою? Во гневе низложи Боже, народы. У Тебя исчислены мои скитания; положи слезы мои в сосуд у Тебя, — не в книге ли они Твоей? Враги мои обращаются назад, когда я взываю к Тебе, из этого я узнаю, что Бог за меня. В Боге восхвалю я слово Его, в Господе восхвалю слово Его. На Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне человек? На мне, Боже, обеты Тебе; Тебе воздам хвалы, ибо Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слез, да и ноги мои от преткновения, чтобы я ходил пред лицем Божиим во свете живых.

Христианский Псалтырь, текст псалма 55 на церковно славянском языке

Помилуй мя, Боже, яко попра мя человек; весь день боря стужи ми. Попраша мя врази мои весь день; яко мнози борющiи мя с высоты. В день не убоюся, аз же уповаю на тя. О Бозе похвалю словеса моя; на Бога уповах, не убоюся; что сотворит мне плоть? Весь день словес моих гнушахуся; на мя вся помышлeнiя их на зло. Вселятся и скрыют, тiи пяту мою сохранят, якоже потерпеша душу мою. Ни о чесомже отринеши я, гневом люди низведеши. Боже, живот мой возвестих тебе; положил eси слезы моя пред тобою, яко и во обетованiи твоем. Да возвратятся врази мои вспять, в oньже аще день призову тя; се, познах, яко Бог мой eси ты. О Бозе похвалю глагол, о Господе похвалю слово. На Бога уповах, не убоюся; что сотворит мне человек? Во мне, Боже, молитвы, яже воздам хвалы твоея; яко избавил eси душу мою от смерти, oчи мои от слез и нозе мои от поползновенiя; благоугожду пред Господем во свете живых.

В конец, о людех, от святых удаленных, Давиду в столпописание, внегда удержаша и иноплеменницы в Гефе, псалом

К исполнению, о народе, от святынь удалённом, Давида, для надписи на столбе; когда задержали его иноплеменники в Гефе.

1 Помилуй мя, Боже, яко попра мя человек, весь день боря стужи ми.

1 Помилуй меня, Боже, ибо попрал меня человек, целый день воюя, теснил меня.

2 Попраша мя врази мои весь день, яко мнози борющии мя с высоты.

2 Попирали меня враги мои весь день, ибо много нападающих на меня с высоты.

3 В день не убоюся, аз же уповаю на Тя.

3 Днём не убоюсь, но я буду уповать на Тебя.

4 О Бозе похвалю словеса моя, на Бога уповах, не убоюся, что сотворит мне плоть?

4 О Боге будет хвала слов моих, на Бога уповаю, не убоюсь: что сделает мне плоть?

5 Весь день словес моих гнушахуся, на мя вся помышления их на зло.

5 Целый день они слов моих гнушались, все расчёты их обо мне – во зло.

6 Вселятся и скрыют, тии пяту мою сохранят, якоже потерпеша душу мою.

6 Поселятся рядом и будут скрываться; наблюдать они будут мою пяту, ибо поджидают душу мою.

7 Ни о чесомже отринеши я, гневом люди низведеши.

7 Без труда Ты отринешь их, во гневе народы низложишь.

8 Боже, живот мой возвестих Тебе, положил еси слезы моя пред Тобою, яко и во обетовании Твоем.

8 Боже, я жизнь мою возвестил Тебе; положил Ты слёзы мои пред Собою, как и обещано Тобой.

9 Да возвратятся врази мои вспять, воньже аще день призову Тя, се познах, яко Бог мой еси Ты.

9 Да обратятся враги мои вспять, в день, когда я призову Тебя; вот, я познал, что Бог мой – Ты.

10 О Бозе похвалю глагол, о Господе похвалю слово.

10 В Боге произнесу хвалебную речь, в Господе изреку слово хвалы.

11 На Бога уповах, не убоюся, что сотворит мне человек?

11 На Бога уповаю, не убоюсь: что сделает мне человек?

12 Во мне, Боже, молитвы, яже воздам хвалы Твоея,

12 На мне, Боже, обеты, которые я воздам, восхваляя Тебя.

13 яко избавил еси душу мою от смерти, очи мои от слез, и нозе мои от поползновения, благоугожду пред Господем во свете живых.

13 Ибо избавил Ты душу мою от смерти, очи мои от слёз и ноги мои от преткновения, буду благоугождать пред Господом во свете живых.

Помилуй мя, Боже, яко попра мя человек, весь день боря стужи ми. Попраша мя врази мои весь день, яко мнози борющии мя с высоты. В день не убоюся, аз же уповаю на Тя. О Бозе похвалю словеса моя, на Бога уповах, не убоюся, что сотворит мне плоть? Весь день словес моих гнушахуся, на мя вся помышления их на зло. Вселятся и скрыют, тии пяту мою сохранят, якоже потерпеша душу мою. Ни о чесомже отринеши я, гневом люди низведеши. Боже, живот мой возвестих Тебе, положил еси слезы моя пред Тобою, яко и во обетовании Твоем. Да возвратятся врази мои вспять, воньже аше день призову Тя, се познах, яко Бог мой еси Ты. О Бозе похвалю глагол, о Господе похвалю слово. На Бога уповах, не убоюся, что сотворит мне человек? Во мне, Боже, молитвы, яже воздам хвалы Твоея, яко избавил еси душу мою от смерти, очи мои от слез, и нозе мои от поползновения, благоугожду пред Господем во свете живых.

Псалтирь | псалом 55

Судя по этому и многим другим псалмам, написанным во время величайших страданий и бедствий, кажется, что Давид никогда не вешал свою арфу на иву, никогда не ослаблял ее струны и не откладывал в сторону. Даже когда опасности и страхи достигали своей наивысшей точки, он был в состоянии воспевать хвалу Богу. Сочиняя этот псалом или, по крайней мере, размышляя о нем, он находился в огромной опасности. Но даже в то время его размышления были приятными.

(I) Он жалуется на злобность своих врагов и просит милости для себя и справедливого суда для них (ст. 2,3,6-8).

(II) Давид вверяет себя Богу, будучи уверен, что тот примет его сторону, и утешая себя тем, что благодаря этому он будет спасен и одержит победу. Поэтому он принимает решение славить Бога, пока жив (ст. 4,5,9-14). С каким наслаждением, воспевая этот псалом, благочестивые христиане могут радоваться в Господе и славить Его за то, что Он уже сделал и еще сделает.

Начальнику хора. О голубице, безмолвствующей в удалении. Писание Давида, когда филистимляне захватили его в Гефе.

Стихи 2-8. В этом псалме Давид верой вручает себя в руки Божьи, когда из-за страха и по глупости попал в руки филистимлян. Они схватили его в Гефе, куда он бежал, опасаясь Саула, забыв о вражде, вызванной убийством Голиафа, но филистимляне вскоре вспомнили его (1Цар 21:10,11). Тогда Давид притворился безумным, и это получилось настолько правдоподобно, что послужило поводом для написания этого и 33-его псалма. Этот псалом озаглавлен Michtam – золотой псалом. Так же озаглавлены некоторые другие псалмы, но этот имеет еще одну особенность в заглавии. Здесь написано «о голубице, безмолвствующей в удалении». Некоторые считают, что эти слова относятся к самому Давиду, который желал иметь крылья голубя, чтобы улететь прочь. Он был невиновен и безобиден, кроток и терпелив, как голубица, и в то же время изгнан из своего гнезда и святилища (Пс 83:4). Он был вынужден блуждать вдалеке и искать прибежища в дальних странах, а здесь похож на диких голубей, живущих в долинах, грустных и скорбящих. В то же время он молчал и не роптал на Бога, не жаловался на тех, кто причинял ему страдания. В этом Давид был прообразом Христа, который был, как агнец, безгласен перед стригущими, и примером для христиан, которые, где бы ни были и какие бы оскорбления им ни наносились, должны быть похожи на безмолвствующих голубиц. В первой части псалма:

I. Давид жалуется на злобность и порочность своих врагов, чтобы показать, что у него была причина бояться их, и необходимость просить Божьей защиты (ст. 2): «Помилуй меня, Боже!» Это прошение включает в себя все блага, ради которых мы приступаем к престолу благодати. Если там мы обретаем милость, то получаем все, чего желаем, и нам не нужно ничего больше, чтобы сделать нас счастливыми. Здесь также подразумевается наилучшее прошение: не о наградах, а о милости – щедрой, доступной Божьей милости. Давид молится, чтобы обрести милость у Бога, так как у людей он не нашел милости. Бежав от жестоких рук Саула, он попал в жестокие руки филистимлян. «Господь, – говорит он, – помилуй меня, или я погибну». Когда мы со всех сторон окружены трудностями и опасностями, то должны спешить и уповать на милость Божью и с верой молиться о ней. Давид жалуется, (1) что у него очень много врагов (ст. 3): «…много восстающих на меня, они думают одолеть меня числом. Посмотри на них, о, Всевышний! Покажи, что как бы горды они ни были, Ты превыше их». Почетно помогать одному человеку, которому противостоят многие. И если Господь на нашей стороне, то, как бы много врагов ни сражалось против нас, мы можем на полном основании хвалиться, что мы сильнее, ибо, как сказал великий генерал: «На что мы можем рассчитывать благодаря его участию?»

Читайте также:  Псалом 39: текст молитвы, для чего читают

(2) Что враги безжалостны и всякий день ищут поглотить его (ст. 2,3). Они хотели поглотить его, и ничто другое не устраивало их. Они яростно набросились, как хищники, пожирающие плоть его (Пс 26:2). Псалмопевец говорит: «…человек хочет поглотить меня…» – существо такого же вида, от которого можно было бы ожидать человечности. Ненасытные хищники не питаются представителями своего вида, а нечестивец (если это в его силах) готов поглотить благочестивого. «Они люди, слабые и хрупкие; дай им познать, каковы они» (Пс 9:21).

(3) Они были абсолютно единодушны (ст. 7): «Они собираются; хотя их много и они преследуют разные интересы, в то же время они объединились против Давида, как Ирод и Пилат против Сына Давидова.

(4) Что они были очень могущественны и без помощи Бога он не смог бы одолеть их: «Они восстают на меня (ст. 3), нападают и теснят всякий день (ст. 2). Они почти одолели, сломили меня и довели до крайности».

(5) Что они очень хитры и коварны (ст. 7): «Они притаиваются, они тщательно скрывают свои замыслы, чтобы добиться наиболее действенных результатов. Они прячутся, как лев в своей западне, чтобы следить за моими шагами, то есть следят за всем, что я говорю и делаю, и оценивают критически мои действия и слова, чтобы было, в чем обвинить меня». Таким же образом враги Христа следили за Ним (Лук 20:20). Или эти слова можно понимать так: «Они наблюдают за всеми моими движениями, чтобы иметь возможность причинить мне зло и расставить сети».

(6) Что они были исполнены ненависти и злобы. Они лживо истолковывали все его слова, как бы честны они ни были и как бы рассудительно ни излагались (ст. 6): «Всякий день извращают слова мои, то есть подвергают серьезному испытанию, чтобы придать им смысл, который не вкладывался в них». Так они выставляли его обидчиком (Ис 29:20), неверно информируя Саула и извращая слова Давида, чтобы еще больше привести царя в ярость. Теперь их главная задача была погубить псалмопевца; и все их помышления о нем – зло. Они старались лживо истолковать все его слова.

(7) В своих действиях они были постоянны и неутомимы. Они постоянно искали его души. Они охотились за его жизнью, драгоценной жизнью, и желали его смерти (ст. 7). Они всякий день нападали на него (ст. 2), всякий день искали поглотить его (ст. 3) и всякий день извращали слова его (ст. 6). Их злобность не позволяла им ни на мгновение остановить военные действия, и они постоянно теснили его. Такой же является враждебность сатаны и его посланников по отношению к царству Христа и интересам Его святой религии; и если мы от всего сердца поддерживаем ее, то не должны удивляться, сталкиваясь с подобным отношением, как с чем-то необычным. Таким же образом обращались с наилучшими святыми и преследовали пророков.

II. Давид ободряет себя Богом и Его обетованиями, Его силой и провидением (ст. 4,5). Среди своих жалоб (прежде чем описать своих врагов) псалмопевец торжествует, осознавая божественную защиту.

(1) Он принимает решение сделать Бога своим упованием. Когда опасность была особо велика и все упования оказались несостоятельными, Давид говорит: «Когда я в страхе, то есть в день, когда я объят страхом, когда я напуган извне и робость сковывает меня изнутри, я буду на Тебя уповать – и тогда все мои страхи умокнут». Отметьте, что иногда наступают времена, когда народ Божий испытывает страх. В такое время их обязанность – уповать на Господа, как на своего Бога, и знать, на Кого они уповают. Это утвердит их сердце и поддержит в мире.

(2) Давид принимает решение сделать Божьи обетования темой своей хвалы, и поэтому мы должны стремиться поступать так же (ст. 5): «В Боге восхвалю не только те дела, которые Он уже совершил, но и слово Его, которое Он изрек. Я прославлю Его за обетование, еще не совершенное. В Боге (Его силой и с Его помощью) я буду славить Его слово и воздавать Ему славу за него. Некоторые под Его словом понимают Его провидение – каждое событие, предопределенное Им: «Когда я хорошо говорю о Боге, то хорошо говорю обо всем, что Он делает».

(3) Получив такую поддержку, верующий будет с презрением относиться ко всем враждебным силам: «Когда я на Бога уповаю, я в безопасности и спокоен; я не боюсь; что сделает мне плоть? Это лишь плоть, и она не может многого. Тем более она ничего не может без божественного позволения». Как мы не можем доверять мышце плотской, когда она вступается за нас, так же мы не должны пугаться мышцы плотской, когда она простирается против нас.

III. Давид предвидит и предсказывает падение тех, кто сражается против него, кто надеется утвердиться благодаря неправедным действиям (ст. 8): «Неужели они избегнут воздаяния за неправду свою?» Они надеются избежать судов Божьих, как избегают судов человеческих с помощью насилия и обмана, несправедливости и предательства, но разве они смогут избежать их? Конечно, нет. Грех нечестивцев никогда не даст им безопасности, а их бесстыдство и лицемерие никогда не освободит их от суда Божьего. Господь во гневе предаст смерти и изгонит таких людей (Рим 2:3). Никто не возносился так высоко и не стоял настолько твердо, чтобы справедливость Божья не смогла сломить его, лишить достоинств и упования. Кто знает силу гнева Божьего? Как высоко он может вознестись и с какой силой обрушиться?

Стихи 9-14. В день отчаяния и страха Давид утешает себя тем, что I. Бог особым образом отмечает (1) все скорби его стесненных обстоятельств (ст. 9): «У Тебя исчислены мои скитания, мои побеги» (как сказано в старом переводе). В то время Давид был еще молод (ему было около тридцати), но ему приходилось много странствовать: из отцовского дома во дворец, оттуда в военный лагерь, а теперь он был вынужден искать другое место, но нигде не мог найти покоя. На него охотились, как на голубя в горах; наваливались постоянные ужасы и бедствия, но его утешало то, что Бог подсчитывал все его скитания и уставшие шаги, совершенные днем и ночью. Отметьте, что Бог знает обо всех страданиях Своего народа, и Он не лишит Своей заботы и любви тех, кого люди изгнали из своего общества и лишили общения.

(2) Скорби, вызванные воздействием на его дух. Скитаясь, Давид часто рыдал, и поэтому здесь он молится: «…положи слезы мои в сосуд у Тебя; храни их и смотри на них. Более того, я знаю, что они в книге Твоей, в книге Твоей памяти». У Господа есть сосуд и книга для слез Своего народа, для их грехов и их страданий. Это означает,

[1] что Он наблюдает за ними с состраданием и нежной заботой. Он страдает в их страданиях и знает, что чувствуют их души в бедствии. Как кровь и смерть Его святых драгоценны в глазах Бога, так и их слезы; и Он не позволит ни одной из них упасть на землю. «Я увидел слезы твои» (4Цар 20:5). «Я слышу Ефрема плачущего» (Иер 31:18).

[2] Он будет помнить и вспоминать о них, как мы просматриваем сделанные записи. Павел помнил слезы Тимофея (2Тим 1:4), и Бог также не забудет скорби Своего народа. Слезы преследуемого народа Божьего собраны и запечатаны. Они находятся среди Его богатств. И когда книги будут открыты, то чаши гнева Божьего изольются на преследователей народа Божьего, и Бог воздаст им по заслугам за все слезы, пролитые из глаз Своего народа. Тот, чье вретище превратится в одежду хвалы, будет грудью утешения для скорбящих в Боге. Господь утешит Свой народ в соответствии со временем, на протяжении которого Он поражал Его, и они будут пожинать с радостью то, что сеяли со слезами. То, что было посеяно со слезами, станет жемчужиной.

II. Его молитвы будут обладать силой, которая сможет поразить и смутить его врагов, а его самого – поддержать и ободрить (ст. 10): «Враги мои обращаются назад, когда я взываю к Тебе. Мне не нужно другое оружие, кроме молитв и слез. Из этого я узнаю, что Бог за меня, что Он знает обо мне, что Он защитит и освободит меня. А если Бог за меня, то кто сможет одолеть меня?» Бог на стороне святых, и они должны знать об этом. К Нему они могут взывать, когда враги окружают их. И если они делают это с верой, то увидят, что божественная сила проявляется и вступается за них. Их противники обратятся в бегство, так как с духовными врагами лучше всего сражаться, стоя на коленях (Еф 6:18).

III. Его вера вознесет его выше страха перед людьми (ст. 11,12). В этих стихах он повторяет с пафосом то, что уже говорил (ст. 5): «В Боге восхвалю я слово Его, то есть я буду твердо уповать на обетование ради Того, Кто дал его, который истинный и верный, который имеет мудрость и силу, а Его милости достаточно, чтобы творить добро». Если мы верим счету, выписанному человеком, то оказываем честь человеку, выписавшему его. Таким же образом, если мы без колебаний ради Господа верим Его обетованию, то тем самым воздаем славу Богу и прославляем Его слово. Поэтому, возложив свое упование на Бога, Давид испытывает святое презрение к силе человеческой: «На Бога уповаю, только на Него, и поэтому я не боюсь; что сделает мне человек (ст. 12)? Хотя я очень хорошо знаю, что он делал бы, если бы это было в его силах (ст. 2,3). Это торжествующее слово выражает такое святое благородство, что апостол вкладывает его в уста каждого истинного верующего, которого считает христианином-героем (Евр 13:6). Каждый из нас может смело сказать: «Господь – мой Помощник, и поэтому не убоюсь того, что человек может сделать мне, ибо сам по себе он не имеет силы, а владеет лишь тем, что ему дано свыше.

IV. Что он был в узах перед Богом (ст. 13): «На мне, Боже, обеты Тебе, но это не бремя, которым я нагружен, а как знак отличия, которым я горжусь, по которому все знают, что я – Твой верный раб. Они не похожи на узы, сковывающие меня (как суеверные обеты), а являются уздечкой, ограждающей меня от того, что может причинить мне вред, и направляют на путь долга. Твои обеты на мне, обеты, которые я сделал Тебе, и Ты являешься не только их свидетелем, но и участвующей стороной, так как повелел и ободрил меня принести их». Возможно, Давид имеет в виду обеты, которые он принес Богу во дни бедствий и отчаяния, о которых вспоминал и признавал необходимость их совершать, когда борьба была позади. Отметьте, что мы должны размышлять и радоваться тому, что на нас обеты Божьи. Клятвы, данные при крещении, возобновляются у стола Господнего, а в соответствии с нашими отдельными клятвами, сделанными под влиянием обличений, наказаний, мы обязуемся жить для Бога.

V. Чтобы у него было еще больше поводов прославлять Его: «Тебе воздам хвалы». Это является частью исполнения обета, так как обет благодарения должным образом сопровождает молитвы о милости, а когда милость получена, то следует благодарность. Когда мы исследуем, что можно сделать в ответ, то наименьшее, к чему мы можем прийти, – воздать Богу хвалу. Какой скудный ответ на щедрое даяние! Давид обязуется прославлять Бога (1) за то, что Он сделал для него (ст. 14): «Ты избавил душу мою, мою жизнь от смерти, которая была готова схватить меня». Если Бог избавил меня от греха (то ли от согрешения благодаря предотвращающей благодати, то ли от наказания за грех через прощающую благодать), то у нас есть повод осознать, что тем самым Он избавил нашу душу от смерти, которая является платой за грех. Если мы, которые по своей природе были мертвы во грехе, оживотворены со Христом и стали духовно живыми, то у нас также есть повод осознать, что Бог избавил нашу душу от смерти.

(2) За то, что Он сделает для него: «Ты избавил душу мою от смерти и тем самым дал мне новую жизнь и залог будущих милостей. Ты избавил ноги мои от преткновения, Ты сделал самое главное, а потому совершишь и менее значительное. Ты начал доброе дело, а потому продолжишь и совершишь его». Эти слова можно воспринять либо как сущность молитвы, излагающей его опыт, либо как сущность хвалы, возносящей его ожидания. Тот, кто знает, как славить в вере, возблагодарит Бога за милости в обетовании и планах на будущее, как и в настоящее время. Здесь обратите внимание,

[1] на что надеется Давид. Он надеется, что Бог избавит его ноги от падения – то ли от согрешения, которое поразит его совесть, то ли от самого искушения, которым воспользуются враги, чтобы опорочить его доброе имя. Тот, кто думает, что стоит, должен остерегаться, чтобы не упасть, так как наилучший сможет устоять не дольше, чем Богу будет угодно поддерживать его. Мы слабы, наши пути скользки, на них находится много препятствий, наши духовные враги неустанно трудятся, чтобы погубить нас. Поэтому эти стихи убеждают верой и молитвой вручить себя заботе Того, кто удерживает ноги святых от преткновения.

[2] На чем он строит свою надежду: «Ты избавил душу мою от смерти и тем самым возвеличил Свою силу и милость, а также дал мне понять, что в будущем я также смогу рассчитывать на Твою милость. Так неужели сейчас Ты не спасешь и не увенчаешь Свой собственный труд?» Бог не выводил Свой народ из Египта, чтобы убить его в пустыне. Тот, кто при избавлении спасает душу от такой великой смерти, как грех, обязательно сохранит ее для Царства Небесного.

[3] Что Давид планирует, исходя из своих надежд: «…чтобы я ходил пред лицем Божиим во свете живых», то есть, во-первых, добраться к небесам – единственной земле, где пребывает свет, ибо в этом мире царствует тьма и смерть. Во-вторых, исполнять свой долг, пока длится эта жизнь. Обратите внимание, к чему мы должны стремиться. Ожидая избавления от греха и бедствий, мы должны прилагать усилия, чтобы лучше служить Богу, чтобы, получив избавление от врагов, служить Ему без страха.

Псалом для улучшения материального положения

Росту материального благосостояния посвящено множество ритуалов, предлагающих победить хроническое безденежье, молниеносно разбогатеть, привлечь сказочное везение. Некоторые практики подразумевают обращение к потусторонним силам, что противоречит мировоззрению верующего, усиливает дисгармонию вместо желаемого результата. Церковью признан безопасным единственный способ достижения финансового успеха — чтение псалмов для привлечения денег. Обряды песнопения способствуют духовному развитию, укрепляют веру, вдохновляют на благородные помыслы.

Как усилить эффективность псалмов на деньги

Чтение псалмов на деньги не имеет гендерных, возрастных, каких-либо других ограничений. В то же время, предстоит определиться, нужен ли на деньги псалом, или существуют иные пути разрешения проблемы, не требующие финансовых вложений. Если конечная цель — выручить ближнего в затруднительной ситуации, оказать милость незнакомцу, заслуживающему сострадания, воплотить в жизнь мечту собственного ребёнка, достаточно помолиться за них и положиться на волю Господнюю.

Вопреки расхожим заблуждениям, посредством обладания престижными вещицами или несметными активами невозможно купить симпатию и почтение окружающих. Когда сын благословенного Давида царь Соломон ступил на престол, первым делом он решил возвести Божий храм для своего народа, которому доселе не было равных по красоте и величию. Задача выглядела грандиозно даже для человека, в распоряжении которого государственная казна. Правитель в своей молитве не просил дополнительных средств, но подчеркнул милость Всевышнего, благословившего его отца и вверившего ему трон, проявил скромность, признав собственную молодость и недостаток опыта, попросил об одном: даровать мудрость и терпение, дабы приумножать благосостояние своего народа, наставлять на истинный путь. Соломон вошёл в историю как мудрый великодушный правитель, подданные которого благоденствовали, несмотря на то, что в его молитве не было ни слова о богатстве.

Современному человеку следует искать не одноразовую прибыль, а позаботиться о пусть на первых порах небольшом, но стабильном достатке. Вместо необоснованных мольб о ниоткуда свалившемся на голову богатстве предпочтительнее прочесть псалом, чтобы найти хорошую работу. Зачастую апатия, робость, ощущение бессилия оказываются главным препятствием на пути к успеху. Когда настигают уныние, смятение, нерешительность, вдохновляющим примером служат гимны царя Давида, обращённые к Всевышнему:

  1. 7 — придаёт пострадавшему сил для восстановления: даже великим людям случалось терпеть поражения;
  2. 35 — помогает унять гордыню, дабы прекратить вражду;
  3. 46 — потерявшему работу помогает оставить уныние и найти новый источник дохода;
  4. 60 — укрепляет веру, учит уповать на справедливость Господнюю в затруднительном положении;
  5. 88 — умаляет скорбь, немощь, деструктивные настроения;
  6. 129 — напоминает об ответственности перед семьёй, объективной самооценке, призывает к новым начинаниям с Божьей помощью;
  7. 136 — непреклонность и терпение — вот лейтмотив песни.
Читайте также:  Псалом 4: текст молитвы, для чего читают

Интерпретации адресованы современникам, которым разве что в исключительных случаях может грозить смертельная опасность, плен, прямая ответственность за участь соотечественников. В то же время, страх перед нищетой или банкротством, необходимость заботиться о детях, нетрудоспособных родственниках, недопустимость бесчестного заработка несут не менее сильный эмоциональный заряд. В ХХ І веке люди столь же остро нуждаются в утешении, умиротворении, в поддержке свыше.

Проведение обряда

Важная информация: воззвание к Господу должно быть непременно осмысленным, прочувствованным всем сердцем. Желательно заручиться благословением священника, но это не обязательное условие. Весьма вероятно, что придётся столкнуться с препятствиями, отвлекающими факторами, вынуждающими прервать псалом для помощи в работе. В таком случае не стоит начинать заново, допустимо возобновить речь или песнопение с того момента, на котором пришлось остановиться.

Начинающему чтецу Церковь рекомендует выбрать текст на родном языке. Полезно посещать богослужения, знакомиться с толкованиями первоисточников, историей их написания. Со временем возникнет закономерное желание перейти на церковнославянский. Согласно канонам, первой читается молитва, с которой начинается Псалтырь, затем псалом о помощи в деньгах. Завершает обряд молитва, приведённая в окончании книги.

Песнопение как духовная практика помогает устранить последствия негативных энергетических атак, психологические барьеры, которые зачастую являются истинной причиной затруднительных финансовых ситуаций. Свеча, зажжённая у иконы, поможет создать благодатный настрой. Святые образа требуют бережного уважительного обращения:

  • размещается иконостас на почётном месте, предпочтительно с восточной стороны комнаты;
  • содержится в надлежащем виде, пыли и загрязнения своевременно устраняются;
  • в присутствии святых недопустимо курение, употребление алкоголя и прочих одурманивающих веществ, доступ животных, брань;
  • приветствуется регулярное произнесение слов покаяния, восхваления, благодарности, тогда искренняя просьба, псалом, чтобы найти хорошую работу с хорошей зарплатой будут услышаны.

Обратная сторона случайного везения

Христианское учение с недоверием относится к так называемым подаркам судьбы. Если верующий прочитал псалом, чтобы трудоустроиться на работу с Божьей помощью, и получил желаемую должность, нет ни единой причины усомниться в милости Господней. Везение, пришедшее неведомо откуда, следует расценивать как тревожный сигнал.

Христианину подобает надеяться на Божий промысел, жить в согласии с Его волей. Благоприятные на первый взгляд случайности, источник которых неизвестен, могут оказаться искушением, провокацией алчности, одним из земных проявлений сатаны.

Удача может отвернуться от человека в силу внешних негативных воздействий, в народе их называют неумышленно наведенной порчей или бытовым сглазом. Вновь обрести благосклонность свыше христианину поможет псалом Давида № 56, красочно повествующий о невзгодах, которые довелось пережить. Совершать ритуал песнопения рекомендуется непосредственно в святилище перед алтарём. Сопутствует ему 80-й гимн, разоблачающий человеческие пороки и слабости — помехи в достижении заветной цели, противостоять которым проблематично без Божественного вмешательства. Произносятся они девятикратно. Завершает молитву Давидова песнь 99, исполненная надежд и чаяний.

Кому какие псалмы читать, чтобы найти хорошую работу

Согласно христианской традиции, верующий перед новым начинанием мысленно просит Божьего благословения. Чтобы выяснить, какой псалом читать, чтобы найти работу хорошую, предстоит сформулировать, что подразумевает это определение: посвятить себя любимому занятию, получить руководящую должность, попасть в дружный коллектив, улучшить качество жизни. Существует ряд универсальных правил проведения обряда:

  • дневное время, в идеале — на восходе солнца;
  • обстановка, способствующая концентрации;
  • чистая совесть: если мучает чувство вины, рекомендуется исповедаться или прочесть псалом 50;
  • проговаривать молебен желательно нараспев;
  • в знак благодарности пожертвовать обездоленным небольшую сумму.

Какой псалом читать, чтобы найти работу по найму

Псалом 27 способствует успешному поиску рабочего места, помогает пережить неблагополучный период, набраться сил, если невзгоды выбили из колеи. Наёмному сотруднику предстоит взаимодействовать с начальником, выстроить приемлемые отношения с руководством помогут следующие псалмы:

  1. 46 — устраняет балласт негатива, вызванный потерей предыдущей должности, ускоряет процесс поиска;
  2. 51 — удастся сойтись характерами с боссом;
  3. 74, 140 — просьба о защите от нападок неразумного начальника;
  4. 101 — молебен за руководителя, который относится к подчинённым с пониманием.

Собственное дело

Предпринимателю рекомендуется на протяжении сорока дней читать 47 и 26 псалом для работы, чтобы заручиться Божественной защитой от грабежа и нападений. Псалом 14 способен повлиять на мировоззрение злоумышленников, призвать их к покаянию.

Песня 64 оградит от мошенничества, подсобит в благополучном разрешении вопросов коммерческого характера, 77 улучшит взаимоотношения с кредиторами. Псалом 3 оздоровит обстановку в коллективе, чтобы не было взаимных обид.

112 псалом помогает существенно улучшить материальное положение, но не первому встречному, вот его предназначения:

  • избавить страждущего от нищеты;
  • подсобить в достижении благородной цели;
  • исцелить физически и духовно;
  • спасти от бесчестья.

Чтобы усилить действие песнопения, произносить сакральный тест следует 22 раза единожды в день, но не ежедневно, а в определённом порядке: женщинам по субботам, средам и пятницам, мужчинам в понедельник, вторник и четверг. Обряд желательно сопровождать традиционными православными молитвами.

Улучшить атмосферу собственного жилья поможет следующий ритуал, не противоречащий христианскому учению. С серебряной ложкой в руке, наполненной сахаром, предстоит пройти по комнатам против часовой стрелки, заглядывая в самые укромные уголки — чем тщательнее обход, тем меньше шансов у демонических сущностей навредить, запугать, сбить с толку. Ложка с сахаром остаётся ночевать на кухонном столе. К утру сахар впитает остатки негатива. Непригодную в пищу субстанцию следует развеять, произнося слова псалма 70.

Какой псалом читать при поиске работы и успеха на руководящей должности

Руководитель должен обладать не только достаточной компетенцией, но и личными качествами. Повышенная ответственность требует готовности принимать решения, коммуникабельности, организаторских способностей, деловой хватки. Пение псалмов царя Давида развивает и помогает проявить необходимые черты характера:

  1. 2 — развивает навыки поиска ценной информации, интуицию;
  2. 5 — способствует адекватному восприятию, ограждает от дурного влияния;
  3. 20 — не позволяет алчности и наживе взять верх;
  4. 21 — бережёт от неоправданного риска, банкротства;
  5. 23 — укажет выход из затруднительного положения;
  6. 39 — помогает начальнику находить общий язык с подчинёнными в конфликтной ситуации;
  7. 48 — рекомендуется читать до и после опасного предприятия;
  8. 55 — помогает сохранить хладнокровие, твёрдость характера там, где того требуют обстоятельства;
  9. 57 — привлекает плодотворное сотрудничество, благоприятное стечение обстоятельств;
  10. 91 — молебен за духовный рост коллектива;
  11. 100 — повышает профессионализм подчинённых, раскрывает таланты;
  12. 137 — ниспосылает житейскую мудрость.

В гармонии с природой

Процветанию фермеров и рыболовов способствуют особые псалмы:

  1. 1 — произносится во время посадки фруктовых деревьев;
  2. 52 — читают на богатый улов рыбы;
  3. 66 — на обилие цыплят;
  4. 71 — просьба к Богу благословить собранный урожай, акцент на 2-9 стихах поможет быстро раздобыть небольшую сумму;
  5. 81 — на удачную торговлю;
  6. 83 — сохранность хозяйства и нажитого добра;
  7. 86 — женщины молятся о здравии и долголетии кормильца семьи;
  8. 89 — читается во время засухи, грозящей погубить урожай;
  9. 147 — о ниспослании защиты домашнему скоту от хищников;
  10. 148 — залог благоприятных погодных условий во славу Божию.

Как гласит народная примета, ритуальное сожжение благовоний из оливкового масла и корицы усиливает эффект песнопения.

Псалом от козней на работе

Как быть, если работа мечты найдена, но не складываются отношения с коллегами? В Псалтыре найдутся слова-обереги от клеветников, завистников, несправедливости:

  1. 11 — защита от недоразумений, некомпетентности;
  2. 16 — читается трижды в день для противостояния клевете;
  3. 57 — просьба к Богу остановить завистников, совершающих зло;
  4. 59 — во имя торжества истины;
  5. 108 — о покаянии лжесвидетелей;
  6. 110 — молитва за справедливый суд.

Как помогает людям псалом от врагов и злых людей на работе, сильная молитва

Сотрудник коммерческого отдела попал в нехорошую историю, отчасти по своей оплошности, повезло, что отделался всего лишь увольнением. Андрей оказался в затруднительном положении. Отчаявшись устроиться по специальности в маленьком городке, он был бы рад любой подработке, но предложений не было. Безработный Андрей бродил по улицам в поисках приятелей, согласных угостить выпивкой, пока не начался ливень. Андрей увидел открытые врата собора и решил зайти, переждать непогоду. В торжественной обстановке дома Божьего парень впервые за много дней почувствовал облегчение, постепенно переходящее в надежду и радость. На последние деньги он приобрёл несколько книг, среди которых оказался Псалтырь. Он не знал, какой псалом читать при поиске работы, открыл наугад. В тот же день ему позвонили из центра занятости, пригласили на собеседование, должность оказалась интересной и перспективной.

Крещённая в младенчестве Людмила не отличалась набожностью, в церковь ходила только по праздникам. Работала она старшим менеджером в крупной фирме с большим оборотом средств, текущие вопросы предпочитала решать по мере поступления, а рутинные задачи и вовсе откладывать на потом. Этот снежный ком незаметно нарастал и однажды обрушился на неё лавиной. Задача выглядела непосильной: требовалось перебрать тонны документации и составить отчёт. На грани нервного срыва Людмила зачем-то начала перебирать вещи в домашнем шкафу и обнаружила Псалтырь, когда-то подаренный свекровью. Прочла псалом, чтобы на работе все ладилось. Утром шагала в офис с готовым алгоритмом действий в голове, задачи распределила между подчинёнными, над отчётом трудились дружно и слажено. Людмила благодарна коллегам за отзывчивость и стрессоустойчивость, с тех пор уделяет больше внимания духовной жизни.

У Эдуарда не было стабильного дохода, он жил на проценты от заключённых им сделок с недвижимостью, приходилось ездить в командировки. Предприниматель давно уверовал, что без помощи Творца его ненадёжное финансовое положение могло пошатнуться в любой момент. Чтобы чувствовать себя увереннее, старался следовать библейским заповедям. В очередной пункт назначения Эдуард прибыл поздней ночью, по пути в гостиницу обнаружил пропажу кейса с рабочей документацией. Потеря сводила на нет все усилия, потраченные на подготовку к сделке, на которую он очень рассчитывал, в гостиницу не поселят без паспорта, который также остался в кейсе, знакомых в этом городе нет. В раздумьях Эдуард присел на скамью. Он знал, что псалом 37 читается, если дела идут плохо и денег нет, если возникли проблемы с жильём или в деловой сфере. Слова помнил наизусть — не раз выручал чудодейственный молебен, начал вполголоса напевать, мысленно обращаясь к святому Спиридону Тримифунтскому. Неожиданно зазвонил мобильник. Пожилой незнакомец сообщил, что нашёл его кейс и намерен безвозмездно вернуть имущество законному владельцу, благо, номер телефона был указан в документах. Эдуард встретился с собеседником в назначенном месте, отблагодарил старика вопреки возражениям. Сделка благополучно состоялась.

Что такое псалом?

Что такое псалом

Слово «псалом» произошло от греческого «щипать», то есть щипать струны. Пение псалмов обычно сопровождалось аккомпанементом щипкового инструмента. Псалом — это особый жанр молитвословной поэзии. Книгу Псалтирь составляют 150 псалмов.

Каждый псалом состоит из нескольких стихов, которые называют «версами», версы в свою очередь тоже делятся на два-три полустиха. Количество полустихов часто зависит от редакции Псалтири.

Псалмы напоминают песни Библейские (кантики). Псалмы и кантики составляют основу музыки богослужения в западно-христианских конфессиях.

Как читать псалмы

Раньше псалмы пели на богослужении всей общиной, теперь же это обычно делает группа певчих или церковный хор. Но поют и читают их не только на богослужении.

Псалтирь считается книгой, где собраны молитвы на все случаи жизни. Более 80 из них написал сам библейский царь Давид. Но в Псалтири также есть псалмы авторства:

  • Соломона,
  • Моисея,
  • Асафа и его потомков,
  • Емана,
  • Ефама,
  • сынов Кореевых,
  • неизвестных авторов.

Некоторые псалмы призваны прославлять Господа, иные же — просить покаяния. Знаменитый 50-ый псалом входит в состав ежедневного утреннего правила. Автором псалма стал царь Давид, совершивший преступление перед Господом. Чтобы завладеть чужой женой, он отправил ее мужа на верную гибель.

Святой Ефрем Сирин о псалмах

Святой Ефрем Сирин давал такое определение псалмам:

Псалом – отгнание демонов.
Псалом – оружие против страха ночного.
Псалом – успокоение от дневных трудов. Псалом – безопасность младенцев.
Псалом – утешение старцам, самое приличное убранство женщинам. Он светлыми делает праздники, он производит печаль по Богу.
Псалом и из каменного сердца вызывает слезы.
Псалом – дело Ангелов, небесное жительство, духовное кадило. Он просвещает ум, он возводит на небеса, он делает людей собеседниками Божиими, радует душу, прекращает суд, смиряет враждующих. Где псалом с сокрушением, там и Бог с Ангелами.

Читать псалмы можно келейно. Важно сосредоточиться на молитве, не отвлекаться, настроится не на монотонное чтение, а на живой разговор с Богом. Чтение псалмов не должно быть формальным, попробуйте проникнуться каждым словом и, стоящей за ней историей. Псалмы писались людьми, которые были близки к Господу, приблизиться к Нему, славить Его и просить о милости Бога — это и есть цель чтения псалмов.

Не стоит воспринимать псалмы, как волшебные заклинания. В интернете часто можно встретить «псалом, чтобы встретить свою любовь», «псалом, чтобы хорошо сдать экзамен». Вера в помощь Господа не имеет ничего общего с суевериями и представлениями псалмов, как магических заклятий. Всегда стоит читать толкования псалмов, чтобы произносить их не бездумно, а прочувствовав каждое слово всей душой.

Значение псалмов по номерам

  • Чтобы уберечься от тяжких грехов: 18
  • Против нападений бесовских: 45, 67
  • При обвинениях и клевете, воздвигающихся на тебя: 4, 7, 36, 51
  • Когда видишь гордыню и злобу многих, когда нет у людей ничего святого: 11
  • Для смирения духа: 5, 27, 43, 54, 78, 79, 138
  • Когда враги продолжают искать твоей погибели: 34, 25, 42
  • В благодарность за победу над врагом: 17
  • Во время скорби и в несчастиях: 3, 12, 21, 68, 76, 82, 142
  • При унынии и в безотчетной скорби: 90, 26, 101
  • В защиту от врагов, в напастях, при кознях человеческих и вражьих: 90, 3, 37, 2, 49, 53, 58, 139
  • В обстояниях, чтобы Господь услышал молитву твою: 16, 85, 87, 140
  • Когда просишь милости и щедрот у Бога: 66
  • Если желаешь научиться, как должно приность благодарение Господу: 28
  • Чтобы не скупиться и подавать милостыню: 40
  • Восхваляя Господа: 23, 88, 92, 95, 110, 112, 113, 114, 133, 138
  • В болезнях: 29, 46, 69
  • В смятении душевном: 30
  • В душевном уязвлении: 36, 39, 53, 69
  • В утешение угнетаемым: 19
  • От порчи и колдунов: 49, 53, 58, 63, 139
  • Когда имеешь потребность исповедования истинного Бога: 9, 74, 104, 105, 106, 107, 117, 135, 137
  • О прощении грехов и в покаянии: 50, 6, 24, 56, 129
  • В радости духовной: 102, 103
  • Когда слышишь, что хулят Промысл Божий: 13, 52
  • Чтобы не соблазниться, когда видишь, что нечестивые благоденствуют, а праведные терпят скорби: 72
  • В благодарность за всякое благодеяние Божие: 33, 145, 149, 45, 47, 64, 65, 80, 84, 97, 115, 116, 123, 125, 134, 148
  • Перед выходом из дома: 31
  • В дороге: 41, 42, 62, 142
  • Перед посевом: 64
  • От покраж: 51
  • От потопления: 68
  • От мороза: 147
  • В гонениях: 53, 55, 56, 141
  • О даровании мирной кончины: 38
  • О желании переселиться в вечные селения: 83
  • По усопшим: 118
  • Если одолевает лукавый: 142, 67

«Изъяснение каждого псалма Псалтири». — М.: Изд-во Православного братства святого апостола Иоанна Богослова, 2000.

Ссылка на основную публикацию