Псалом 54
Пройдя через глубины отчаяния, Давид в завершение с надеждой обращается к Господу. Псалом 54 пророчески предвосхищает страдания Христа, преданного одним из приближенных своих учеников – Иудой.
Текст молитвы псалом 54
На церковнославянском языке с ударениями
1 В коне́ц, в песнех ра́зума Асафу, псалом
2 Внуши́, Бо́же, моли́тву мою и не пре́зри моле́ния моего́.
3 Вонми́ ми и услы́ши мя: возскорбе́х печа́лию мое́ю и смято́хся.
4 От гла́са вра́жия и от стуже́ния гре́шнича, я́ко уклони́ша на мя беззако́ние и во гне́ве враждова́ху ми.
5 Се́рдце мое́ смяте́ся во мне и боя́знь сме́рти нападе́ на мя.
6 Страх и тре́пет прии́де на мя и покры́ мя тьма.
7 И рех: кто даст ми криле́, я́ко голуби́не? И полещу́, и почи́ю?
8 Се удали́хся бе́гая и водвори́хся в пусты́ни.
9 Ча́ях Бо́га, спаса́ющаго мя от малоду́шия и от бу́ри.
10 Потопи́, Го́споди, и раздели́ язы́ки их: я́ко ви́дех беззако́ние и пререка́ние во гра́де.
11 Днем и но́щию обы́дет и́ по стена́м его. Беззако́ние и труд посреде́ его и непра́вда.
12 И не оскуде́ от стогн его ли́хва и лесть.
13 Яко а́ще бы враг поноси́л ми, претерпе́л бых у́бо, и а́ще бы ненави́дяй мя на мя́ велере́чевал, укры́л бых ся от него́.
14 Ты же, челове́че равноду́шне, влады́ко мой и зна́емый мой,
15 и́же ку́пно наслажда́лся еси́ со мно́ю бра́шен, в дому́ Бо́жии ходи́хом единомышле́нием.
16 Да прии́дет же смерть на ня, и да сни́дут во ад жи́ви, я́ко лука́вство в жили́щах их, посреде́ их.
17 Аз к Бо́гу воззва́х, и Госпо́дь услы́ша мя.
18 Ве́чер и зау́тра, и полу́дне пове́м, и возвещу́, и услы́шит глас мой.
19 Изба́вит ми́ром ду́шу мою от приближа́ющихся мне, я́ко во мно́зе бя́ху со мно́ю.
20 Услы́шит Бог и смири́т я́, Сый пре́жде век. Несть бо им измене́ния, я́ко не убоя́шася Бо́га.
21 Простре́ ру́ку свою́ на воздая́ние, оскверни́ша заве́т Его́.
22 Раздели́шася от гне́ва лица́ Его, и прибли́жишася сердца́ их, умя́кнуша словеса́ их па́че еле́а, и та суть стре́лы.
23 Возве́рзи на Го́спода печа́ль твою́, и Той тя препита́ет, не даст в век молвы́ пра́веднику.
24 Ты же, Бо́же, низведе́ши их во студене́ц истле́ния, му́жие крове́й и льсти не преполовя́т дней свои́х. Аз же, Го́споди, упова́ю на Тя.
На русском языке
1 К исполнению, по образу гимнов. Учение Давида.
2 Услышь, Боже, молитву мою и не скрывайся от моления моего;
3 внемли мне и услышь меня; я стенаю в горести моей, и смущаюсь
4 от голоса врага, от притеснения нечестивого, ибо они возводят на меня беззаконие и в гневе враждуют против меня.
5 Сердце мое трепещет во мне, и смертные ужасы напали на меня;
6 страх и трепет нашел на меня, и ужас объял меня.
7 И я сказал: «кто дал бы мне крылья, как у голубя? я улетел бы и успокоился бы;
8 далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне;
9 поспешил бы укрыться от вихря, от бури».
10 Расстрой, Господи, и раздели языки их, ибо я вижу насилие и распри в городе;
11 днем и ночью ходят они кругом по стенам его; злодеяния и бедствие посреди его;
12 посреди его пагуба; обман и коварство не сходят с улиц его:
13 ибо не враг поносит меня, — это я перенес бы; не ненавистник мой величается надо мною, — от него я укрылся бы;
14 но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой,
15 с которым мы разделяли искренние беседы и ходили вместе в дом Божий.
16 Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад, ибо злодейство в жилищах их, посреди их.
17 Я же воззову к Богу, и Господь спасет меня.
18 Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой,
19 избавит в мире душу мою от восстающих на меня, ибо их много у меня;
20 услышит Бог, и смирит их от века Живущий, потому что нет в них перемены; они не боятся Бога,
21 простерли руки свои на тех, которые с ними в мире, нарушили союз свой;
22 уста их мягче масла, а в сердце их вражда; слова их нежнее елея, но они суть обнаженные мечи.
23 Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику.
24 Ты, Боже, низведешь их в ров погибели; кровожадные и коварные не доживут и до половины дней своих. А я на Тебя, [Господи,] уповаю.
История написания
Большинство исследователей полагают, что Давид написал псалом 54 в связи с восстанием его сына Авессалома. Вероломный враг, о котором он здесь говорит, это его близкий друг и соратник, Ахитофел. Некоторые толкователи выдвигают версию, что страдания Давида в этой ситуации были прообразом страданий Христа, а предательство Ахитофела – символом предательства Иуды, так как оба повесились. Все волнения в Иерусалиме, которые описываются в псалме 54, совпадают с известными по историческим книгам событиям из жизни Давида. В тот переломный момент Давид готовился к побегу из Иерусалима.
Для чего читают псалом 54?
Издавна принято читать псалом 54 на утреннем богослужении на старославянском языке, дома разрешено читать молитву на русском языке. Необходимо читать не «глазами», а «сердцем» в одиночестве, но обязательно вслух. Его причисляют к списку псалмов, исцеляющих болезнь и отчаяние.
Если вас постигло несчастье, и ваша семья была оклеветана, то обязательно читайте псалом 54. Но делать это необходимо в случае острой необходимости, не для развлечения. Перед прочтением выскажите Господу свою просьбу о восстановлении доброго имени семьи и возвращения ей уважения окружающих.
Толкование псалма 54
Когда Давид сочинял данный псалом, он находился в большой опасности. Об этом свидетельствует яркость изображения его душевного состояния.
Чтобы понять текст псалма 54, следует разобраться в толковании каждого отдельного стихотворения:
- Стих 2-6: Давид обращается к Господу, находясь в сильнейшем смятении. Неприязненное отношение к нему врагов перерастает в клевету. Давида охватывает страх.
- Стих 7-9: неприятие происходящего Давидом так велико, что он желал бы с быстротой голубя уйти в пустыню. Это свидетельствует об огромной опасности, угрожающей Давиду.
- Стих 10-12: Давид молит Господа о раздоре между его врагами. Он подчеркивает их самоуправство, которое выражается в грубом нарушении закона Моисеева.
- Стих 13-16: Давид обличает одного из заговорщиков, который был ему другом. Предательство близкого человека ранит его сердце больнее всего.
- Стих 17-20: Давид продолжает взывать к Богу, будучи уверенным, что он не напрасно Его ищет. Он будет молиться три раза в день. Он убежден, что Бог в должное время ответит на его молитвы и освободит от страхов. Давид настолько уверен в своем избавлении, как будто оно уже свершилось.
- Стих 21-24: Давид дает характеристику своим врагам и объясняет, почему он надеется, что Бог погубит их. Они подлые и лицемерные. Притворяясь друзьями, замышляют зло. Давид предрекает их гибель. Бог низведет их не только до праха, но и в ров погибели. Давид ободряет не только себя, но и всех благочестивых и богобоязненных людей уповать на Бога и полностью довериться Ему.
Толкование значения молитвы псалом 54
Толкование 54 псалма приписывает его авторство псалмопевцу Давиду. Этот вывод сделан на основании общей тематики псалма: в нем описываются гонения и злоключения, которые пришлось пережить именно этому знаменитому автору религиозных песней, и которые легли в основу многих его псалмов.
Предполагается, что христианский текст 54 псалма был написан в период перед самым бегством Давида от восстания его сына Авессалома: уже свершилось предательство его близкого друга и соратника Ахитофела, уже воздух Иерусалима наэлектризован грядущим бунтом, и царь Давид, понимая, что бегство неотвратимо, находится в состоянии, близком к отчаянию.
От чего помогает чтение христианского псалма 54?
Как известно из истории, за свою долгую жизнь пророку Давиду пришлось пережить множество преследований, бед и болезней. Описываемое в православном тексте 54 псалма восстание, организованное против него родным сыном, и его последующая смерть, были событиями, подкосившими здоровье царя: после них он так и не смог окончательно оправиться, стал больше размышлять о грехе и праведности, а его псалмы стали более назидательными. С древних времен читать текст православного 54 псалма было принято для восстановления чести оклеветанного человека.
Слушать на видео православную молитву псалом 54 на русском языке
Читать церковный текст псалма 54 на русском языке
Начальнику хора. На струнных орудиях. Учение Давида.
Услышь, Боже, молитву мою и не скрывайся от моления моего; внемли мне и услышь меня; я стенаю в горести моей, и смущаюсь от голоса врага, от притеснения нечестивого, ибо они возводят на меня беззаконие и в гневе враждуют против меня. Сердце мое трепещет во мне, и смертные ужасы напали на меня; страх и трепет нашел на меня, и ужас объял меня. И я сказал: «кто дал бы мне крылья, как у голубя? я улетел бы и успокоился бы; далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне; поспешил бы укрыться от вихря, от бури». Расстрой, Господи, и раздели языки их, ибо я вижу насилие и распри в городе; днем и ночью ходят они кругом по стенам его; злодеяния и бедствие посреди его; посреди его пагуба; обман и коварство не сходят с улиц его: ибо не враг поносит меня, — это я перенес бы; не ненавистник мой величается надо мною, — от него я укрылся бы; но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой, с которым мы разделяли искренние беседы и ходили вместе в дом Божий. Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад, ибо злодейство в жилищах их, посреди их. Я же воззову к Богу, и Господь спасет меня. Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой, избавит в мире душу мою от восстающих на меня, ибо их много у меня; услышит Бог, и смирит их от века Живущий, потому что нет в них перемены; они не боятся Бога, простерли руки свои на тех, которые с ними в мире, нарушили союз свой; уста их мягче масла, а в сердце их вражда; слова их нежнее елея, но они суть обнаженные мечи. Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику. Ты, Боже, низведешь их в ров погибели; кровожадные и коварные не доживут и до половины дней своих. А я на Тебя, Господи, уповаю.
Церковный Псалтырь, текст псалма 54 на церковно славянском языке
Внуши, Боже, молитву мою и не презри моленiя моего; вонми ми и услыши мя; возскорбех печалiю моею, и смятохся от гласа вражiя и от стуженiя грешнича; яко уклониша на мя беззаконiе и во гневе враждоваху ми. Сердце мое смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя; страх и трепет прiиде на мя, и покры мя тма. И рех; кто даст ми криле яко голубине? и полещу, и почiю. Се, удалихся бегая и водворихся в пустыни. Чаях Бога спасающаго мя от малодушiя и от бури. Потопи, Господи, и раздели языки их; яко видех беззаконiе и пререканiе во граде. Днем и нощiю обыдет и по стенам eго; беззаконiе и труд посреде eго, и неправда; и не оскуде от стогн eго лихва и лесть. Яко аще бы враг поносил ми, претерпел бых убо; и аще бы ненавидяй мя на мя велеречевал, укрылбыхся от него. Ты же, человече равнодушне, владыко мой и знаемый мой, иже купно наслаждался eси со мною брашен; в дому Божiи ходихом eдиномышленiем. Да прiидет же смерть на ня, и да снидут во ад живи; яко лукавство в жилищих их, посреде их. Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя. Вечер и заутра и полудне повем и возвещу, и услышит глас мой. Избавит миром душу мою от приближающихся мне; яко во мнозе бяху со мною. Услышит Бог, и смирит я сый прежде век; несть бо им измененiя, яко не убояшася Бога. Простре руку свою на воздаянiе; оскверниша завет eго. Разделишася от гнева лица eго, и приближишася сердца их; умякнуша словеса их паче eлеа, и та суть стрелы. Возверзи на Господа печаль твою, и той тя препитает; не даст в век молвы праведнику. Ты же, Боже, низведеши их в студенец истленiя; мужiе кровей и льсти не преполовят днiй своих. Аз же, Господи, уповаю на тя.
Псалом 54 23
Толковая Библия
Толкование на Псалтирь
Если принять во внимание яркость подробностей в изображении автором своего состояния при открывшихся настроениях в Иерусалиме и постигнувших бедствиях, которые угрожали писателю, и то, что все эти гонения направлялись против личности писателя псалма, то таким автором нужно считать Давида; против него велись гонения и никто лучше его не мог знать его душевного состояния в данном положении, да и все волнения в Иерусалиме, о которых говорит псалом, совпадают с известными и описанными в исторических книгах событиями из жизни Давида.
Написан псалом во время гонения Давида от Авессалома, когда уже изменил ему Ахитофел (Пс.54_14–15) и когда он приготовился бежать из Иерусалима (Пс.54_7–9).
Господи! Услышь мою молитву и помоги мне, притесняемому от нечестивого (2–4). Я потерял мужество и готов бежать в пустыню (5–9). Расстрой союз и сплоченность врагов, завладевших городом и вносящих в него злодеяние и коварство (10–12). Моим врагом сделался друг мой (13–15). Накажи их, Господи. Я буду взывать к Тебе постоянно (16–18). Господь спасет меня и погубит моих врагов за их постоянство в коварстве и злодеяниях (19–22). Праведника Господь спасет, а врагов его низложит (23–24).
Пс.54:4. от голоса врага, от притеснения нечестивого, ибо они возводят на меня беззаконие и в гневе враждуют против меня.
Стих знакомит с причиной «печали… и смятения» (Пс.54:3) Давида, т. е. удрученного состояния его духа. Это – неприязненное отношение к нему его противников и те нестроения в общественной жизни, которые уже ярко обнаружились во время господственного положения его врагов в Иерусалиме.
Враги Давида не только говорили против него («голос врага»), но переходили и к неприязненным против него действиям («в гневе враждуют» – обнаруживают неприязнь действиями). Так, напр., они «возводят на Давида беззаконие», т. е. обвинения в нарушении им закона. О таких нарушениях говорили те клеветы, которые распространял в народе Авессалом об отце, как дурном, несправедливом и нерадивом его правителе.
Пс.54:5. Сердце мое трепещет во мне, и смертные ужасы напали на меня;
Пс.54:6. страх и трепет нашел на меня, и ужас объял меня.
Пс.54:7. И я сказал: «кто дал бы мне крылья, как у голубя? я улетел бы и успокоился бы;
Пс.54:8. далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне;
Пс.54:9. поспешил бы укрыться от вихря, от бури».
Возмущение жителей и недовольство Давидом приняло уже такие размеры, что последний желал с быстротою голубя уйти в пустыню, чтобы успокоиться от постоянно гнетущих его ожиданий грубого нападения со стороны врагов. Сравнение с голубем, самой быстрой из птиц по своему полету, указывает на степень опасности, которой подвергался Давид. Он ждал «вихря» и «бури», т. е. взрыва возмущения, которое уже было хорошо подготовлено.
Пс.54:10. Расстрой, Господи, и раздели языки их, ибо я вижу насилие и распри в городе;
Сила врагов, а отсюда и степень опасности для Давида, зависела от их сплоченности, почему Давид и молит Господа «расстроить врагов». Молит и о том, чтобы Господь поселил в них несогласие и раздор, и чтобы сделал бесплодными их усилия для достижения цели своих злых желаний (гибели Давида), как бесплодна была попытка послепотопных людей, за смешением их языков, докончить Вавилонскую башню («раздели языки их»). Враги заслуживают такой гибели. Давид уже видит, как временное преобладание их в Иерусалиме сопровождалось развитием «насилий и распрей» в городе, т. е. раздоров, какие они внесли в жизнь,
Пс.54:11. днем и ночью ходят они кругом по стенам его; злодеяния и бедствие посреди его;
Пс.54:12. посреди его пагуба; обман и коварство не сходят с улиц его:
Более частное указание господствовавших в то время настроений в жизни Давид указывает в словах: «злодеяния и бедствие, …обман и коварство» посреди его города.
Под злодеянием нужно разуметь общее указание на самоуправство врагов Давида, проявлявшееся в грубом нарушении закона Моисеева, с которым должно было сообразоваться всякое распоряжение и управление; «бедствие» – страдание, которое указывает как на беззащитность каждого ищущего правды, так и на то, что враги Давида преследовали личную выгоду, не справляясь с тем, будет ли через это тяжело другим, или нет. «Обман» – взяточничество, коварство, ласкательство, лицеприятие. На стенах, равно как и на площадях и в воротах города обыкновенно производилось у евреев, как и у всех восточных народов, судебное разбирательство и обсуждение дел общественных: таким образом, как в общественных, так и в судебных делах тогда царили в Иерусалиме произвол и самоуправство.
Пс.54:13. ибо не враг поносит меня, – это я перенес бы; не ненавистник мой величается надо мною, – от него я укрылся бы;
Пс.54:14. но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой,
Пс.54:15. с которым мы разделяли искренние беседы и ходили вместе в дом Божий.
Эти общественные настроения тяжело отзывались на Давиде, всю жизнь ратовавшем за возможное ее упорядочение и видевшем теперь разрушение своих преобразований. Но не в этом одном заключалась особенная туга, душевная тяжесть: если бы только Давид встречал обиды и заносчивые речи от своих врагов, то мог бы снести их или удалиться, но страдания Давида обширнее и глубже: он встретил измену в самом близком и доверенном лице, на которого, как и на всех врагов своих, он молит Бога наслать наказание (16). – «Но ты, который был для меня то же, что я», т. е. доверенный, от которого Давид ничего не скрывал; «друг мой и близкий» – на которого Давид привык полагаться и от которого ничего не таил («разделяли искренние беседы»); «ходили вместе в дом Божий», т. е. единение и близость Давида с этим лицом выражались и в одинаковой религиозной настроенности их, почему они вместе ходили в храм Божий. Под таким человеком нельзя не разгадать Ахитофела, близкого друга Давида, но потом его предателя.
Пс.54:16. Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад, ибо злодейство в жилищах их, посреди их.
«Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад» – пусть Господь поразит их смертью и живыми низложит в ад, т. е. не достигшими естественного конца жизни, преждевременно погибшими, так как они не только правят лукаво (см. 11, 12), но и в семейной жизни («в жилищах их») у них царит тот же обман. Скорая гибель таких людей, вполне испорченных и зловредных, вполне желательна.
Пс.54:17. Я же воззову к Богу, и Господь спасет меня.
Пс.54:18. Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой,
Пс.54:19. избавит в мире душу мою от восстающих на меня, ибо их много у меня;
Так как даже близкий друг изменил Давиду, то последний может искать помощи только у Бога, почему и обещает постоянно взывать к Нему как утром, так и в полдень, и вечером. В этой троекратной молитве видят указание на то, что Давид и в изгнании продолжал точно соблюдать обычаи троекратной молитвы пред храмом, которая требовалась от всякого благочестивого еврея.
Пс.54:20. услышит Бог, и смирит их от века Живущий, потому что нет в них перемены; они не боятся Бога,
Давид уверен, что его молитва к Богу о гибели врагов будет услышана, так как в них «нет перемены» как в их поведении, так и мыслях нет благоговения пред Богом, страха от сознания ответственности пред Ним за свои худые дела, а потому и не может быть им снисхождения.
Пс.54:21. простерли руки свои на тех, которые с ними в мире, нарушили союз свой;
Враги Давида изображаются по этому стиху насильниками над мирным населением Иерусалима. С еврейского же точнее нужно этот стих относить к Ахитофелу. Точный перевод был бы такой: «он налагает руку на тех, которые были с ним в мире», т. е. на Давида и преданных ему лиц.
Пс.54:22. уста их мягче масла, а в сердце их вражда; слова их нежнее елея, но они суть обнаженные мечи.
Грозный суд Божий враги Давида заслужили своими поступками, своим злым настроением: они говорят льстиво, с ложным сочувствием («уста их мягче масла»), а на душе – зло; слова их нежны, но говорятся для того, чтобы введением в обман доверившегося человека зло погубить его («они суть обнаженные мечи»). Такое коварство испытал Давид на себе от своих ложных друзей и тоже он видел упрочивающимся и в общественной жизни. С евр. текста этот стих относится к Ахитофелу: «его уста мягче масла, но в сердце брань».
Пс.54:23. Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику.
Пс.54:24. Ты, Боже, низведешь их в ров погибели; кровожадные и коварные не доживут и до половины дней своих. А я на Тебя, уповаю.
Давид ободряет себя самого и, вместе с тем, всякого невинно страдающего и преследуемого – надеждой на Бога, Который «никогда не даст… поколебаться праведнику», не допустит, чтобы праведник сделался предметом посмеяния, позорных речей, которые бы переходили из поколения в поколение, но всегда защитит, не допустит до гибели. Врагов и гонителей праведников Господь низложит в «ров погибели», т. е. в ров, который обыкновенно выкапывался глубоко в земле в виде кувшина, с сравнительно узким горлышком, куда низвергали преступников и выхода откуда уже не могло и быть, т. е. Господь безвозвратно погубит их. Все вообще «кровожадные и коварные не доживут и до половины дней своих», – все восставшие на Давида, жаждавшие произвести государственный переворот даже и насилием, с пролитием крови (здесь разумеется Ахитофел, Авессалом и его друзья, не гнушавшиеся и не боявшиеся даже междоусобной распри) и действовавшие обманами, как и действительно действовал Авессалом, склоняя к себе народные симпатии распространением ложных сведений о Давиде, не переживут и половины назначенной им жизни. Последнее буквально исполнилось на Авессаломе, погибшем в цветущем возрасте.
Пс.53 и Пс.54 употребляются при богослужении в составе 6-го часа, воспоминающего распятие Христа, когда его враги в своей вражде ко Христу «не предложиша Бога пред собою» (Пс. 53:5) и когда близкий к Нему человек (Иуда) оказался предателем (Пс. 54:14–15). Напоминанием об этом церковь предостерегает верующих не уподобляться этим врагам, а с искренней верой и чистотой сердца приступить к слушанию и участию в совершении Великой Жертвы Христовой.
Пройдя через глубины отчаяния, Давид в завершение с надеждой обращается к Господу. Псалом 54 пророчески предвосхищает страдания Христа, преданного одним из приближенных своих учеников – Иудой.
Текст молитвы псалом 54
На церковнославянском языке с ударениями
1 В коне́ц, в песнех ра́зума Асафу, псалом
2 Внуши́, Бо́же, моли́тву мою и не пре́зри моле́ния моего́.
3 Вонми́ ми и услы́ши мя: возскорбе́х печа́лию мое́ю и смято́хся.
4 От гла́са вра́жия и от стуже́ния гре́шнича, я́ко уклони́ша на мя беззако́ние и во гне́ве враждова́ху ми.
5 Се́рдце мое́ смяте́ся во мне и боя́знь сме́рти нападе́ на мя.
6 Страх и тре́пет прии́де на мя и покры́ мя тьма.
7 И рех: кто даст ми криле́, я́ко голуби́не? И полещу́, и почи́ю?
8 Се удали́хся бе́гая и водвори́хся в пусты́ни.
9 Ча́ях Бо́га, спаса́ющаго мя от малоду́шия и от бу́ри.
10 Потопи́, Го́споди, и раздели́ язы́ки их: я́ко ви́дех беззако́ние и пререка́ние во гра́де.
11 Днем и но́щию обы́дет и́ по стена́м его. Беззако́ние и труд посреде́ его и непра́вда.
12 И не оскуде́ от стогн его ли́хва и лесть.
13 Яко а́ще бы враг поноси́л ми, претерпе́л бых у́бо, и а́ще бы ненави́дяй мя на мя́ велере́чевал, укры́л бых ся от него́.
14 Ты же, челове́че равноду́шне, влады́ко мой и зна́емый мой,
15 и́же ку́пно наслажда́лся еси́ со мно́ю бра́шен, в дому́ Бо́жии ходи́хом единомышле́нием.
16 Да прии́дет же смерть на ня, и да сни́дут во ад жи́ви, я́ко лука́вство в жили́щах их, посреде́ их.
17 Аз к Бо́гу воззва́х, и Госпо́дь услы́ша мя.
18 Ве́чер и зау́тра, и полу́дне пове́м, и возвещу́, и услы́шит глас мой.
19 Изба́вит ми́ром ду́шу мою от приближа́ющихся мне, я́ко во мно́зе бя́ху со мно́ю.
20 Услы́шит Бог и смири́т я́, Сый пре́жде век. Несть бо им измене́ния, я́ко не убоя́шася Бо́га.
21 Простре́ ру́ку свою́ на воздая́ние, оскверни́ша заве́т Его́.
22 Раздели́шася от гне́ва лица́ Его, и прибли́жишася сердца́ их, умя́кнуша словеса́ их па́че еле́а, и та суть стре́лы.
23 Возве́рзи на Го́спода печа́ль твою́, и Той тя препита́ет, не даст в век молвы́ пра́веднику.
24 Ты же, Бо́же, низведе́ши их во студене́ц истле́ния, му́жие крове́й и льсти не преполовя́т дней свои́х. Аз же, Го́споди, упова́ю на Тя.
На русском языке
1 К исполнению, по образу гимнов. Учение Давида.
2 Услышь, Боже, молитву мою и не скрывайся от моления моего;
3 внемли мне и услышь меня; я стенаю в горести моей, и смущаюсь
4 от голоса врага, от притеснения нечестивого, ибо они возводят на меня беззаконие и в гневе враждуют против меня.
5 Сердце мое трепещет во мне, и смертные ужасы напали на меня;
6 страх и трепет нашел на меня, и ужас объял меня.
7 И я сказал: «кто дал бы мне крылья, как у голубя? я улетел бы и успокоился бы;
8 далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне;
9 поспешил бы укрыться от вихря, от бури».
10 Расстрой, Господи, и раздели языки их, ибо я вижу насилие и распри в городе;
11 днем и ночью ходят они кругом по стенам его; злодеяния и бедствие посреди его;
12 посреди его пагуба; обман и коварство не сходят с улиц его:
13 ибо не враг поносит меня, — это я перенес бы; не ненавистник мой величается надо мною, — от него я укрылся бы;
14 но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой,
15 с которым мы разделяли искренние беседы и ходили вместе в дом Божий.
16 Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад, ибо злодейство в жилищах их, посреди их.
17 Я же воззову к Богу, и Господь спасет меня.
18 Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой,
19 избавит в мире душу мою от восстающих на меня, ибо их много у меня;
20 услышит Бог, и смирит их от века Живущий, потому что нет в них перемены; они не боятся Бога,
21 простерли руки свои на тех, которые с ними в мире, нарушили союз свой;
22 уста их мягче масла, а в сердце их вражда; слова их нежнее елея, но они суть обнаженные мечи.
23 Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику.
24 Ты, Боже, низведешь их в ров погибели; кровожадные и коварные не доживут и до половины дней своих. А я на Тебя, уповаю.
Толкование псалма 54
Когда Давид сочинял данный псалом, он находился в большой опасности. Об этом свидетельствует яркость изображения его душевного состояния.
Чтобы понять текст псалма 54, следует разобраться в толковании каждого отдельного стихотворения:
- Стих 2-6: Давид обращается к Господу, находясь в сильнейшем смятении. Неприязненное отношение к нему врагов перерастает в клевету. Давида охватывает страх.
- Стих 7-9: неприятие происходящего Давидом так велико, что он желал бы с быстротой голубя уйти в пустыню. Это свидетельствует об огромной опасности, угрожающей Давиду.
- Стих 10-12: Давид молит Господа о раздоре между его врагами. Он подчеркивает их самоуправство, которое выражается в грубом нарушении закона Моисеева.
- Стих 13-16: Давид обличает одного из заговорщиков, который был ему другом. Предательство близкого человека ранит его сердце больнее всего.
- Стих 17-20: Давид продолжает взывать к Богу, будучи уверенным, что он не напрасно Его ищет. Он будет молиться три раза в день. Он убежден, что Бог в должное время ответит на его молитвы и освободит от страхов. Давид настолько уверен в своем избавлении, как будто оно уже свершилось.
- Стих 21-24: Давид дает характеристику своим врагам и объясняет, почему он надеется, что Бог погубит их. Они подлые и лицемерные. Притворяясь друзьями, замышляют зло. Давид предрекает их гибель. Бог низведет их не только до праха, но и в ров погибели. Давид ободряет не только себя, но и всех благочестивых и богобоязненных людей уповать на Бога и полностью довериться Ему.
Читаем Псалтирь. Псалом 54
Аудио
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.
Мы продолжаем изучать Псалтирь, и сегодня будем говорить о 54-м псалме. Он имеет надписание: «В конец, в песнех разума, Асафу, псалом». «В песнех разума», то есть с особым разумением, вниманием, отчаянием должны мы прислушаться к словам псалмопевца Давида – эти слова пророческие, о страданиях Христа Спасителя. На своем жизненном примере, на испытаниях, которые удалось перенести ему самому, Давид пророчествует о Христе. А какие испытания будут ждать Христа? Как поведут себя люди? Кто как будет поступать со Христом из среды близких Ему?
«Внуши, Боже, молитву мою и не презри моления моего. Вонми ми и услыши мя: возскорбех печалию моею и смятохся» – псалмопевец вновь обращается к Богу. Это всегда свидетельствует, что, хотя Господь не всегда дает помощь человеку быстро, ее нужно ждать с терпением и никогда не думать, что Бог тебя оставит. Бог никогда никого не оставит, лишь только медлит в помощи, чтобы научить нас большим добродетелям. «Внуши, Боже, молитву мою и не презри моления моего. Вонми ми и услыши мя» – этими обращениями Давид подчеркивает, насколько его обращение к Богу имеет внутреннее дерзновенное желание, чтобы Господь помог ему, потому что он больше ни в ком не видит помощника.
Псалмопевец всегда говорил подобное в сложной ситуации. Вот и в этом псалме он говорит, что Саул вместе со своими близкими хочет погубить душу его, и он, как всегда, не прибегает ни к какому другому помощнику в своей жизни – только к Господу. «Возскорбех печалию моею и смятохся». О какой же печали здесь говорится? Давид понимает, что никто ему не может помочь, кроме Бога.
«От гласа вражия и от стужения грешнича, яко уклониша на мя беззаконие и во гневе враждоваху ми». Псалмопевец описывает состояние, в каком пребывал Саул, когда говорил на него неправду, всякое беззаконие. Злословие было так сильно, Давиду причиняло боль и страдания, что эти слова не только были клеветой, были еще и сильные оскорбления: «Яко уклониша на мя беззаконие». И приближенные Саула клеветали на псалмопевца, подогревая к нему чувство вражды и злобы, желали немедленного отмщения Давиду. И все это сопровождалось памятозлобием, которое уже вселилось в их сердца.
«Сердце мое смятеся во мне и боязнь смерти нападе на мя». Конечно же, в смущении находится псалмопевец и понимает, что его жизнь может прерваться в любую минуту.
«Страх и трепет прииде на мя». Страх рождается от робости – он уже не чувствует в себе уверенности. Вот в каком состоянии он находится! «И покры мя тьма». Когда человек находится в великих переживаниях и видит, что волна чьего-то гнева, клеветы, неправды идет на него, то очень часто он впадает в уныние и в отчаянное состояние. Именно состояние уныния и отчаяния псалмопевец называет «покры мя тьма».
«И рех: кто даст ми криле, яко голубине? И полещу, и почию». Он говорит: «Кто мне даст крылья голубя?» Здесь святые отцы очень четко подчеркивают, почему именно крылья голубя, а не другой птицы: Давид находится в кротком, смиренном состоянии и воспринимает то, что с ним происходит, как волю Божию. Он не ропщет, хотя ему и страшно, и трепетно, и он не знает, что будет дальше, как долго будет это продолжаться, но он трепетно и смиренно воспринимает волю Божию. Только говорит: «Господи, дай мне крылья как у голубя, я хочу улететь куда-то из этого места и избежать всех этих противостояний до тех пор, пока все не успокоится».
Почему он и говорит далее о себе: «и водворихся в пустыни». Что такое пустыня? Это место, где нет никого, – он хочет уединиться. Наверное, каждый из нас испытывал такое состояние: когда неизвестность ожидает, когда все и вся восстали против тебя, то хочется просто удалиться куда-то, спрятаться от всех и от того, что происходит вокруг.
«Се удалихся бегая и водворихся в пустыни». Псалмопевец Давид говорит, что он действительно водворился в пустыне.
«Чаях Бога, спасающаго мя от малодушия и от бури». Мы только что сказали, что действительно очень тяжело и трудно испытывать это состояние, когда волна за волной тебя накрывает. Оно рождает малодушие, то есть ты теряешь твердость даже в своем обетовании. Но в чем только может сохраниться человек? В понимании, что он может уповать на Господа. Человек должен всегда понимать, что только Бог ему Помощник.
Со следующего стиха псалом набирает уже христологический смысл – псалмопевец Давид переходит к пророчеству о Христе.
«Потопи, Господи, и раздели языки их: яко видех беззаконие и пререкание во граде». О каком граде пророчествует псалмопевец Давид? Конечно, об Иерусалиме. Но почему он говорит: раздели языки их? О каком разделении говорит здесь псалмопевец? О том, которое должно воцариться в Иерусалиме, в этом вечном городе, во время Пришествия Христова. Когда Христос пришел и вышел на учение, то действительно произошло разделение народа на тех, кто говорил доброе о Христе, и тех, кто говорил на Него злое. Одни говорили, что в Него вселился веельзевул, другие говорили, что Бог не может слышать того, кто живет неправедно, и так далее. Это разделение не выразилось в общее зло, если бы весь народ был един, в едином порыве.
«Днем и нощию обыдет и по стенам eго». Что такое днем и нощию? Святые отцы говорят, что днем произошло распятие Господа, а ночью предательство. «Беззаконие и труд посреде eго, и неправда». Казалось бы, Иерусалим – это город богословской науки, богословской мысли того времени, здесь утверждается закон, благочестие. Однако псалмопевец пророчествует, что там поселились беззаконие и неправда. С одной стороны, и труд посреде его, и неправда. То есть поношение всякой правды, поношение всякого закона – беззаконие: неправильное понимание Закона, когда проповедовали одно, а жили и поступали совершенно по-другому, почему и не приняли Христа. И в этом заключается беззаконие этого города и народа. «…обыдет и по стенам eго». Конечно же, вся неправда, зло вылились в предательство и неправедный суд над Христом.
«И не оскуде от стогн eго лихва и лесть». Что это значит? Поношение Закона – в неправде, в которой пребывал этот город. И неправда была не просто в каком-то одном месте. Если поначалу, как псалмопевец Давид пророчествует, по стенам его – по окраинам города, то потом неправда прошла (беззаконие и труд посреде eго) и в сам город: он весь забурлил, заговорил и стал всячески поносить Христа и не принимать Его. Все это беззаконие и вылилось в то, что и на широких улицах, где была торговля, народ тоже занимался беззаконием: обходя Закон, продавая свой товар, получали барыш, наценку, что запрещалось Законом. Лесть – это всякая неправда, обман, ложь, как от тех, кто продавал, так и от тех, кто покупал. Во всех жителях этого города были неправда и беззаконие. Во что оно дальше выльется? Конечно, в самое страшное.
«Яко аще бы враг поносил ми, претерпел бых убо, и аще бы ненавидяй мя на мя велеречевал, укрылбыхся от него». О ком здесь говорится? С одной стороны, мы можем говорить, что псалмопевец говорит о Сауле. Но с другой стороны, мы четко понимаем, что здесь он пророчествует о Христе: что кто-то очень близкий предал Его, тот, кто находится в доме Его, тот, кто рядом с Ним – Его соратник, как бы мы сказали на современном языке. Конечно же, когда ты знаешь врага своего, и то, что он замышляет против тебя, ты всегда найдешь возможность защититься от него, ведь другого ты не можешь ждать от врага. А когда ты получаешь нож в спину от близкого тебе, того, кто рядом с тобой и нож носил под своими одеждами, чтобы найти удобное время и вонзить тебе его в спину. Конечно же, это пророчество об Иуде Искариотском, который предал Христа Спасителя, – он не был врагом, он был близким.
И дальше псалмопевец Давид говорит, какое же состояние он имел. «Ты же, человече равнодушне, владыко мой и знаемый мой». Как бы Господь Иисус Христос обращается к Иуде: «Ты же, человече равнодушне» – человек той же души, что и мы, мы же тебя приняли в свою семью, ты был один из Моих учеников. Псалмопевец даже называет: владыко мой и знаемый мой, говорит: «Ты получил такое же достоинство, как и прочие апостолы, быть князем духовным, быть владыкой, и знаемый мой, ты действительно близкий мой».
Помните, когда Иуда Искариотский предавал Христа, Господь обратился к нему: «…друже, еже твориши, сотвори скоро» – аже когда Иуда Его предает, Он называет его другом – не врагом, не предателем, не изменником, а другом, подчеркивая: «Ты получил равное достоинство, равное положение, Я принял тебя в Свою семью, как самого дорого и близкого Мне человека, а ты становишься врагом и предателем».
«Иже купно наслаждался еси со мною брашен» – он имел настолько приближенное состояние к Господу, что ел с Ним за одним столом. Что значит «есть за одним столом»? Быть очень приближенным человеком. И близкий человек совершает предательство! Святые отцы говорят, что под брашнами можно понимать не только состояние, когда человек вкушает пищу вместе за одним столом, но можно понимать и пищу духовную, то есть «ты же получил все знание, все учение от Меня – ничего не было скрыто, ты все знал, все слышал». Одно дело, когда мы проповедуем и говорим при народе. И другое, когда что-то произносим или даем какую-то оценку событиям за столом, – это всегда тайное, всегда сокровенное и произносится только среди близких людей.
«В дому Божии ходихом единомышлением» – и в церковь мы ходили вместе с тобой, и молились вместе: пребывали даже в таком сокровенном состоянии вместе, в молитве перед Господом – духовное состояние Мое тоже было открыто для тебя, и духовная жизнь не была спрятана от твоего взора.
«Да приидет же смерть на ня, и да снидут во ад живи, яко лукавство в жилищих их, посреде их». Здесь псалмопевец Давид уже пророчествует об Иуде, о том, что с ним будет – я бы даже сказал, что он проклинает его: «Да приидет же смерть на ня, и да снидут во ад живи».
Святые отцы немножко поясняют глубину этих слов. С одной стороны, если быть уже мертвым, то как живым сойдешь во ад? И святые отцы говорят, что это пророчество псалмопевец Давид произносит не только об Иуде Искариотском, но и о тех иудеях, которые тоже отреклись от Христа, предали Его, не приняли Его и получили за это наказание в виде разрушения Иерусалима и рассеяния по всему миру; когда был разрушен Иерусалим, многие из них приняли смерть – «да приидет же смерть на ня», пришла на них смерть. А другим (снидут во ад живи) пришлось прятаться от римских войск в ущельях, в горах, в песках пустыни, и они испытывали большие трудности: кто-то страдал от ран, кто-то – от голода, кто-то – от того и другого. То есть, как говорят святые отцы, они ад увидели еще при жизни.
«Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя». Здесь псалмопевец говорит: «Я к Богу всегда взываю, и Господь слышит меня». Действительно, Господь каждого человека слышит, не каждому и всегда помогает, потому что видит полезность или неполезность того, что мы просим. Можно подумать, что псалмопевец немножко хвалится тем, что он взывает к Богу, и Господь всегда слышит его. На самом деле, не это хочет сказать Давид – его суждения не направлены на то, чтобы показать свою святость. Он всегда показывает и свои грехи, и пороки, и свои страдания, и свои переживания из-за того, что совершает, и как он выходил из этого состояния. Мы никогда не можем сказать про Давида, что в его словах есть хвастовство – в его словах есть глубочайший смысл: показать нам, что и мы должны постоянно взывать к Богу, и Бог всегда будет нас слушать.
Самое главное, чтобы у нас не было стихийного обращения к Богу: когда мы захотим что-то от Него получить, то обращаемся, и Бог обязательно должен нам помочь. С Богом нужно дружить. Если Бог называет нас друзьями – Вы друзе мои, – то тогда и мы должны быть друзьями с Богом. Дружба – это взаимное действие. Как любовь может быть только взаимной, так и дружба. Если Бог дружит с нами, то и мы должны дружить с Ним. Дружба не предполагает, что мы другом пользуемся лишь только тогда, когда нам выгодно, а когда не выгодно, мы презираем дружбу, не пользуемся ей. Такой подход неприемлем. Так мы не можем относиться и к Богу – когда плохо, вспоминать и просить: «Дай, Господи. »
Мы должны подружиться с Богом. А что такое дружба? Дружба предполагает постоянное общение с Господом. Если мы с Богом общаемся постоянно, тогда и Господь будет нас слушать, тогда у нас устанавливается крепкая дружба.
«Вечер и заутра и полудне повем и возвещу, и услышит глас мой». Здесь псалмопевец говорит, что у нас должна быть сугубая молитва – и вечерняя, и утренняя, и полуденная: чтобы Господь по-настоящему нас слышал, стабильность в молитве должна постоянно присутствовать в нашей жизни. И псалмопевец говорит: «Я постоянно молюсь, обращаюсь к Тебе и всегда буду прославлять имя Твое перед всеми, чтобы все видели, насколько Ты милостивый, насколько Ты имеешь любовь и хочешь блага для всего человечества».
«Избавит миром душу мою от приближающихся мне, яко во мнозе бяху со мною. Услышит Бог и смирит я Сый прежде век. Несть бо им изменения, яко не убояшася Бога. Простре руку свою на воздаяние, оскверниша завет Его». Очень глубокие слова! Псалмопевец Давид говорит, что он уповает на Бога – и Бог слышит его. И это не просто Бог – это Тот Бог, Который всегда был Богом, прежде творения всех веков. Вот такое исповедание Давидом Истинного Бога, Который был всегда и Который есть. И Бог «простре руку свою на воздаяние, оскверниша завет Его». Кто осквернил завет Его? Конечно, Саул осквернил завет Бога – он гнал близкого своего. Он нарушил закон возлюби ближнего своего, как самого себя, и не делай другу своему злое, Саул совершил это. И иудеи пострадали за то, что они осквернили Новый Завет – Благую Весть, которую Господь принес на землю.
«Разделишася от гнева лица Его, и приближишася сердца их: умякнуша словеса их паче елеа, и та суть стрелы». Тут Давид пророчествует об иудеях, которые говорили мягкие и добрые слова Христу, а сами готовили стрелы против Него.
«Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает, не даст в век молвы праведнику» – Бог никогда не оставит праведного человека, Он всегда ему даст помощь, и человек всегда будет иметь все необходимое в своей жизни, не будет иметь нужды.
«Ты же, Боже, низведеши их в студенец истления, мужие кровей и льсти не преполовят дний своих» – всех, кто творит неправду, Господь сведет в студенец истления, где будет вечное мучение и страдание.
А мы прославляем Бога за что? «Аз же, Господи, уповаю на Тя» – мы прославляем Его за милость Его, ведь Он всегда нам помогает, за нас заступается. Мы должны искать помощь только в Боге – об этом говорит псалмопевец Давид и этими словами он заканчивает этот замечательный, удивительный псалом: «Аз же, Господи, уповаю на Тя». Будем в жизни так же, дорогие братья и сестры, не унывать, не печалиться, не скорбеть, а уповать на Господа. А Господь обязательно нам поможет и никогда нас не оставит.
Лечение Божественными псалмами
Лечение Божественными псалмами св. царя Давида
По благословению архиепископа Германа, Волгоградского и Камышинского
Составлен иереем Димитрием (Бегечев-Ильин), в 1996 году.
Жития святых, предания старцев содержат много примеров исцеления души и тела страждущих чтением псалмов. Святой Дух наполнял уста псалмопевца Давида, когда он в нужде, искал покаяния, защиты, радости, благодати. Каждый псалом открывает конкретную ипостась Господню в милосердии, миротворчестве, правосудии и позволяет нам по образу и подобию укрепить это свойство в себе.
ПСАЛОМ ЧИТАЕТСЯ ОТ 3 ДО 24 РАЗ В СУТКИ! (По Св. Преп. Лаврентию Черниговскому).
Желательно псалмы читать на Церковно-Славянском языке, в этом случае духовное воздействие намного сильнее.
Правило, данное Пахомию Великому от Ангела, содержит молитвы читаемые ежечасно. Монашеское правило требует чтение избранных псалмов в соответствии с 3, 6, 9 часами.
1. О прозрении слепых очей – 145 пс.,
2. Об исцелении болезни очныя (глаз) – 76, 150 псс.,
3. Об избавлении от нашествия иноплеменных – 90, 108,
4. Об избавлении междуусобныя брани – 21, 108,
5. От зубной болезни – 3, 73,
6. От болезни главы – 27, 80,
7. О любви и мире супругов – 20, 38, 71, 102,
8. От недуга расслабления – 6, 27, 95, 130,
9. От огненного запаления (пожара) – 49,
10. О спасении и сохранении плавающих – 51, 88,
11. О сохранении от ересей и расколов – 8, 21, 24, 41, 108,
12. Об умирении враждующих – 94, 110,
13. При мысленной брани, против бесов – 26, 32, 61, 140,
14. От разных недугов и болезней 37, 68, 146,
15. Об исцелении от беснования – 26, 67, 90, 108,
16. Об обращении заблудших – 31, 96,
17. О духовном прозрении очей – 111,
18. О спасении и сохранении России – 74, 94, 98, 101,
19. О восстановлении самодержавия Царства Русского 98, 140,
20. О защите от воров и убийц – 5, 90,
21. От бездождия и засухи – 63, 77,
22. О просвещении разума и научении духовной грамоте и помощи в трудном учении – 111, 132,
23. О просвещении детей – 41, 102,
24. О замужестве дочерей – 144,
25. О благоуспешной торговле – 5, 106,
26. О сохранении и помощи в пути – 6, 90, 97, 118,
27. О болезни в ногах – 16, 72, 114,
28. О заключенных в темницах – 145,
29. О прогнании лукавых духов от человека – 26, 34, 67, 90,
30. Об успехи в бортничестве (Пчеловодство) – 150,
31. От разных бед и напастей – 26, 67, 90,
32. О сохранении от внезапной скоропостижной смерти – 9, 90, 113,
33. Дабы не умереть без причастия – 22,
34. При заикании – 36,
35. Когда не почитают кормильца дети или жена – 40,
36. Самые важные ежедневные псалмы – 20, 50, 70, 90, 110, 120, 150,
37. О даровании дочери – 80,
38. О даровании сына – 103,
39. Все виды кровотечений – 73,
40. О научении церковному чтению и пению – 126, 150,
41. О научении иконописанию – 41, 143,
42. Об исцелении от пьянства – 12, 17, 101,
43. О помощи при родах, о кормлении молоком – 21, 91, 100,
44. Об исцелении от младенческаго у детей (родимца) – 118,
45. О младенце не спящем – 80,
46. От разных детских болезней – 8, 108, 118,
47. Об утверждении в вере – 73, 129, 136,
48. Об избавлении от блудной страсти – 96, 105,
49. От лихорадки и горячки – 111,
50. Об исцелении от грыжи – 30, 36,
51. От болезней в пояснице – 36,
52. В скорбях и напастях – 37, 117, 150,
53. Об умерших без покаяния, но имевших веру – 118,
54. О помощи в бедности и нужде – 77, 90,
55. От насилия от иноверных язычников, безбожных правителей – 108,
56. О возвращении потерянных вещей – 71, 104,
57. От струпов и нарывов – 13, 146,
58. О плодородии земли – 95, 99,
59. О врачевании животных – 28,
60. От болезней чревных (желудка и пр.) – 79, 112,
61. Об избавлении от чародеяний – 67, 76, 108,
62. Об спасении при угрозе землятрясения – 17,
63. От отека тела и органов – 147,
64. О даровании источника воды – 17, 77,
65. При бесплодии мужском, болезнях мочеполовой системы (м) – 101, 111,
66. При бесплодии женском, болезнях мочеполовой системы (ж) – 30, 112, 118, 127,
67. При болезни (печени, сердца и др.) с истощением организма – 101,
68. При паразитарных и бактериальных болезнях – 71, 110,
69. При кожных болезнях, язвах – 63, 105,
70. При болезнях легочной системы – 18, 150,
71. При болезни сердечно-сосудистой системы – 13, 94, 101,
72. При болезни рук – 37, 143,
73. При болезни ушей – 9, 114,
74. В голодную годину – 32, 36, 77,
75. При болях в спине – 36, 101,
76. При болезнях горла, языка – 144,
77. При укреплении сил в старости – 20, 102,
78. При бессоннице – 4, 131,
79. При болезни крови, анемии – 9, 21,
80. От страхования – 13, 54,
81. О даровании вразумления у Бога – 15, 142,
82. От клеветы и суда напрасного – 57, 71,
83. О прощении забытых грехов – 18, 24,
84. При нагноении и воспалении ран и внутренностей – 37, 110, 112,
85. При перебоях в сердце – 37, 101, 144,
86. При онемении языка и потере голоса – 18,
87. При унынии – 41, 42,
88. От гипноза, кодирования, зомбирования – 26, 67, 90,
89. О прибавлении ума и памяти – 71, 118,
90. Об избавления от холода и жары – 120,
91. О благословении на новое дело или новый дом – 100, 126,
92. О благословение на собрание людей – 131,
93. При повышении давления крови – 32,110,
94. При болезни костной системы – 21, 41,
95. Когда муж ненавидит и гонит жену – 12, 126,
96. При лихорадке и жаре – 96,
97. О возвращении мужа с войны или отлучки – 74, 104,
98. От засилия вредителей – 101,
99. Отыскать украденное – 63,
100. При параличе – 102, 112,
101. На страждущего перед смертью – 111, 128,
102. От духа гордости – 61,
103. От укуса ядовитых змей и насекомых – 90,
104. От курения и наркомании и блуда – 37, 78, 105,
105. От туберкулеза, гриппа и др. инфекций – 76, 110, 112, 132,
106. От рака и др. опухолей, СПИДа – 36, 69, 81, 101, 151,
107. При ожогах – 49, 107,
108. Прощение не церковных родственников 34, 100,и Евангелие от Иоанна.
Со страхом Божиим и верою приступите, помните, что псалмы – это не заклинание, а святые молитвы. Аминь.
ДОПОЛНЕНИЕ
От 18 октября 2015 года
Вышла книга в 400 страниц
МОЛИТВЫ и ПСАЛМЫ
На всякую потребу души
наследие
Святого Паисия Святогорца
Издательство “Сатисъ” С-Пб
2015 год
По благословению митрополита Арголиды
НЕКТАРИЯ
Этот молитвослов содержит избранные псалмы и молитвы с указанием, в каких случаях и обстоятельствах их читал великий подвижник нашего времени святой Паисий Святогорец в соответствии с практикой греческого православного благочестия.
Кратко:
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
1. Читаем псалом 50
2. Под Твою милость.
3. Молитва св. Арсению Капподокийскому,
4. Молитва свт. Тихону Московскому, патриарху,
5. Псалом – соответствующий нужде
6. Сподоби Господи, в день сей без греха сохранитеся нам.
7. Достойно есть.
8. Яко Твое есть Царство и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Что такое псалом?
Что такое псалом
Слово «псалом» произошло от греческого «щипать», то есть щипать струны. Пение псалмов обычно сопровождалось аккомпанементом щипкового инструмента. Псалом — это особый жанр молитвословной поэзии. Книгу Псалтирь составляют 150 псалмов.
Каждый псалом состоит из нескольких стихов, которые называют «версами», версы в свою очередь тоже делятся на два-три полустиха. Количество полустихов часто зависит от редакции Псалтири.
Псалмы напоминают песни Библейские (кантики). Псалмы и кантики составляют основу музыки богослужения в западно-христианских конфессиях.
Как читать псалмы
Раньше псалмы пели на богослужении всей общиной, теперь же это обычно делает группа певчих или церковный хор. Но поют и читают их не только на богослужении.
Псалтирь считается книгой, где собраны молитвы на все случаи жизни. Более 80 из них написал сам библейский царь Давид. Но в Псалтири также есть псалмы авторства:
- Соломона,
- Моисея,
- Асафа и его потомков,
- Емана,
- Ефама,
- сынов Кореевых,
- неизвестных авторов.
Некоторые псалмы призваны прославлять Господа, иные же — просить покаяния. Знаменитый 50-ый псалом входит в состав ежедневного утреннего правила. Автором псалма стал царь Давид, совершивший преступление перед Господом. Чтобы завладеть чужой женой, он отправил ее мужа на верную гибель.
Святой Ефрем Сирин о псалмах
Святой Ефрем Сирин давал такое определение псалмам:
Псалом – отгнание демонов.
Псалом – оружие против страха ночного.
Псалом – успокоение от дневных трудов. Псалом – безопасность младенцев.
Псалом – утешение старцам, самое приличное убранство женщинам. Он светлыми делает праздники, он производит печаль по Богу.
Псалом и из каменного сердца вызывает слезы.
Псалом – дело Ангелов, небесное жительство, духовное кадило. Он просвещает ум, он возводит на небеса, он делает людей собеседниками Божиими, радует душу, прекращает суд, смиряет враждующих. Где псалом с сокрушением, там и Бог с Ангелами.
Читать псалмы можно келейно. Важно сосредоточиться на молитве, не отвлекаться, настроится не на монотонное чтение, а на живой разговор с Богом. Чтение псалмов не должно быть формальным, попробуйте проникнуться каждым словом и, стоящей за ней историей. Псалмы писались людьми, которые были близки к Господу, приблизиться к Нему, славить Его и просить о милости Бога — это и есть цель чтения псалмов.
Не стоит воспринимать псалмы, как волшебные заклинания. В интернете часто можно встретить «псалом, чтобы встретить свою любовь», «псалом, чтобы хорошо сдать экзамен». Вера в помощь Господа не имеет ничего общего с суевериями и представлениями псалмов, как магических заклятий. Всегда стоит читать толкования псалмов, чтобы произносить их не бездумно, а прочувствовав каждое слово всей душой.
Значение псалмов по номерам
- Чтобы уберечься от тяжких грехов: 18
- Против нападений бесовских: 45, 67
- При обвинениях и клевете, воздвигающихся на тебя: 4, 7, 36, 51
- Когда видишь гордыню и злобу многих, когда нет у людей ничего святого: 11
- Для смирения духа: 5, 27, 43, 54, 78, 79, 138
- Когда враги продолжают искать твоей погибели: 34, 25, 42
- В благодарность за победу над врагом: 17
- Во время скорби и в несчастиях: 3, 12, 21, 68, 76, 82, 142
- При унынии и в безотчетной скорби: 90, 26, 101
- В защиту от врагов, в напастях, при кознях человеческих и вражьих: 90, 3, 37, 2, 49, 53, 58, 139
- В обстояниях, чтобы Господь услышал молитву твою: 16, 85, 87, 140
- Когда просишь милости и щедрот у Бога: 66
- Если желаешь научиться, как должно приность благодарение Господу: 28
- Чтобы не скупиться и подавать милостыню: 40
- Восхваляя Господа: 23, 88, 92, 95, 110, 112, 113, 114, 133, 138
- В болезнях: 29, 46, 69
- В смятении душевном: 30
- В душевном уязвлении: 36, 39, 53, 69
- В утешение угнетаемым: 19
- От порчи и колдунов: 49, 53, 58, 63, 139
- Когда имеешь потребность исповедования истинного Бога: 9, 74, 104, 105, 106, 107, 117, 135, 137
- О прощении грехов и в покаянии: 50, 6, 24, 56, 129
- В радости духовной: 102, 103
- Когда слышишь, что хулят Промысл Божий: 13, 52
- Чтобы не соблазниться, когда видишь, что нечестивые благоденствуют, а праведные терпят скорби: 72
- В благодарность за всякое благодеяние Божие: 33, 145, 149, 45, 47, 64, 65, 80, 84, 97, 115, 116, 123, 125, 134, 148
- Перед выходом из дома: 31
- В дороге: 41, 42, 62, 142
- Перед посевом: 64
- От покраж: 51
- От потопления: 68
- От мороза: 147
- В гонениях: 53, 55, 56, 141
- О даровании мирной кончины: 38
- О желании переселиться в вечные селения: 83
- По усопшим: 118
- Если одолевает лукавый: 142, 67
«Изъяснение каждого псалма Псалтири». — М.: Изд-во Православного братства святого апостола Иоанна Богослова, 2000.