Псалом 53: текст молитвы, для чего читают

Псалом Давида 53

Псалом 53 — молитва Давида Богу в один из сложнейших периодов жизни, когда исчезла всяческая надежда на избавление, но осталась крепкая вера в помощь Господню.

История написания псалма

Еврейский царь Саул, утративший Божье благоволение из-за непослушания Богу, де-факто еще оставался царем, однако, де-юре на правление евреями был помазан молодой пастух. Помазанный пророком по воле Божьей царь уважал царствование Саула и старался служить тому. Однако, сатана не оставлял душу Саула, и тот постоянно искал повода убить праведника, от песен которого недавно наполнялся духом Божьим.

Царь Давид освободил от филистимлян жителей города Кеиля по милости и под защитой Всевышнего. Саул решил захватить молодого царя, тот был вовремя предупрежден Богом и бежал в пустыню Зиф. Зифляне решили выдать Давида Саулу, который собрал войско и загнал праведника в скалистые горы.

Когда поражение было неизбежно, к Саулу прискакал посланник и сообщил о нападении филистимлян, преследователи вынуждены были вернуться домой.

Вот таким образом по великой милости Господней и искренней молитве праведника пришло освобождение.

Толкование Псалма 53

1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Учение Давида,

2 когда пришли Зифеи и сказали Саулу: «не у нас ли скрывается Давид?»

3 Боже! именем Твоим спаси меня, и силою Твоею суди меня.

4 Боже! услышь молитву мою, внемли словам уст моих,

5 ибо чужие восстали на меня, и сильные ищут души моей; они не имеют Бога пред собою.

6 Вот, Бог помощник мой; Господь подкрепляет душу мою.

7 Он воздаст за зло врагам моим; истиною Твоею истреби их.

8 Я усердно принесу Тебе жертву, прославлю имя Твое, Господи, ибо оно благо,

9 ибо Ты избавил меня от всех бед, и на врагов моих смотрело око мое.

  • В стихе 1 показан лицемерный дух зифеев, они пришли к Саулу и не сказали открыто, что Давид у них, они боялись обоих царей, и хотели услужить и тем, и другим.

Этот стих учит христиан отличать злое и святое, псалмопевец в песнях воздает хвалу Господу. Конец означает Божье Царство, вечную жизнь, на него уповал псалмопевец, когда наполненные лукавством зифеи донесли о нем Саулу.

Победа Давида перекликается с победой Православной Церкви над вражескими атаками на нее.

  • Стих 3 показывает отношение царя к Творцу, как к Спасителю людей для вечной жизни. Суета сует, если христиане заботятся только о земном спасении, выходя из сложившихся проблем, но при этом их не волнует, что ожидает нас в будущей жизни. Давид провозглашает, что только в имени Бога спасение и через Его суд придет спасение.

Царь не боится суда Божьего, он искренне раскаялся в содеянном, и смело отдает себя в руки Творца.

  • В 4-5 стихах псалмопевец взывает в отчаянии к Создателю, умоляя Его о слышании.

Важно! Люди, не идущие след в след за Богом, идут за сатаной, поэтому их молитвы не слышит Создатель. Искренняя молитва упования была мгновенно услышана Всевышним.

Нет такого оружия в мире, которое было бы сильнее искренней молитвы веры. Царь знает, что в ведении Создателя все с ним происходящее, Давид подчеркивает свою немощь, говоря о том, что чужаки, крепкие в силе, напали на малочисленное войско праведника.

  • Песнь хвалы и уверенности в том, что спасение обязательно придет от Бога, звучит в стихах 6,7.

Читая эти слова, мы мысленно становимся свидетелями того, что помощь пришла вовремя. Бог никогда не опаздывает. Порой Он медлит во благо нам.

  • В стихах 8-9 Давид подчеркивает, что он по доброй воле приносит жертву Богу свой сокрушенный дух, хвалу, сердце. Нет высшей благодати на земле, чем славить Творца, и тогда уходит печаль, врагов ожидает погибель.

Не имеет значения, насколько силен враг, победитель под Господним покровительством своими глазами увидит победу.

Важно! В жизни христиан много врагов, это болезни, финансовые кризисы, семейные неурядицы, но все встает на свои места, когда звучит искренняя хвала, идущая из чистого сердца.

Правила чтения

Несколько псалмов Давида, в том числе и 53, объединены преподобным Амвросием Оптинским единым молитвенным правилом, которое читается в дни скорби. Священник советует в выбранных псалмах выделить слова, отвечающие личной потребе и читать их в вере и смирении.

В период растерянности и подавленности не стоит впадать в панику, нужно сразу обратиться к Богу, как это делал Давид, оставивший свои молитвы в помощь тем, кто в невиновности страдает. Давид не строил козней против Саула, не стремился занять его трон, он действовал по воле Божьей и во всем полагал на ведение от Господа.

Псалом 53 читается в моменты пленения обстоятельствами и болезнями, когда овладевает отчаяние и чувство безысходности.

Псалом 53

Известный праведник и пророк царь Давид был венчан на царствование самим Господом, однако путь к престолу был труден и долог. Давиду пришлось пройти много испытаний и трудностей, в то время он написал немало песен, среди которых и псалом 53. В трудное время только помощь Бога спасала будущего царя.

Текст молитвы псалом 53

На русском языке

В конец, в песнех разума Давиду, внегда приити Зифеем, и рещи Саулови: не се ли Давид скрыся в нас;

1 Боже, во имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди ми.

2 Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих.

3 Яко чуждии восташа на мя и крепцыи взыскаша душу мою, и не предложиша Бога пред собою.

4 Се бо Бог помогает ми, и Господь Заступник души моей.

5 Отвратит злая врагом моим, истиною Твоею потреби их.

6 Волею пожру Тебе, исповемся имени Твоему, Господи,

7 яко благо, яко от всякия печали избавил мя еси, и на враги моя воззре око мое.

На церковнославянском языке

К исполнению, по образу гимнов. Учение Асафа. Когда пришли Зифеи и сказали Саулу: «Вот, не Давид ли скрылся у нас?»

1 Боже, именем Твоим спаси меня и силою Твоею суди меня.

2 Боже, услышь молитву мою, вникни в слова уст моих.

3 Ибо чужие восстали на меня, и сильные искали душу мою, и не представили Бога пред собою.

4 Но вот, Бог помогает мне, и Господь – заступник души моей.

5 Обратит Он зло на врагов моих: истиною Твоею истреби их.

6 Я усердно принесу жертву Тебе, прославлю имя Твоё, Господи,

7 ибо оно благо, ибо от всякой скорби Ты избавил меня, и на врагов моих смотрело око моё.

История написания

В молодости Давид был простым пастухом, но Господь венчал его на царствование. Правивший в те времена царь Саул не желал отдавать власть, поэтому пытался убить праведника и посылал разбойников на его поиски. Давид никогда не стремился стать царем и оставался верен Саулу, однако был вынужден бежать в страхе смерти.

Текст псалма 53 посвящен событиям, происходившим в то время. Господь предупредил Давида о надвигающейся опасности, и тот бежал в пустыню Зиф, чтобы скрыться от царя. Зифляне не хотели враждовать с Саулом, который привел целое войско. Они хотели выдать праведника, скрывавшегося в скалистых горах. Когда конец был близок, прискакал гонец, который сообщил царю Саулу о нападении филистимлян. Войско спешно возвращалось, а Давид был спасен благодаря милости Господа.

В минуты отчаяния и уныния, когда поражение казалось неизбежным, Давид не оставлял веры и продолжал молиться Богу. Его искренние просьбы были услышаны Господом, который не оставляет в беде нуждающихся. Псалом 53 – одна из песен Псалтири, посвященных тем страшным минутам, в которых Бог оставался единственной надеждой и спасением.

Для чего читают псалом 53?

Ряд псалмов царя Давида объединены особым молитвенным правилом, их читают в дни скорби. Рекомендуют использовать такие песни частично, выбирать только те слова, которые отражают просьбу верующего и читать их искренне и смиренно. Псалом 53 читают для борьбы с болезнями и трудностями, в отчаянии и унынии. Даже в самые трудные времена нельзя забывать о вере, нужно продолжать обращаться к Господу и просить Его о помощи и помиловании, как делал это царь Давид. Суд Господа справедлив, невиновный никогда не будет страдать, а его обидчики не останутся безнаказанными.

Для прочтения молитвы не обязательно посещать храм, читать псалом 53 на русском языке разрешается дома. Лучше обращаться к Богу перед иконой, чтобы сосредоточиться на своей просьбе. Следует соблюдать обряд таинства и не отвлекаться на посторонние мысли и заботы.

Толкование

В тексте песни повествуется не просто старая история, а вечная борьба и зла, вопрос храбрости и страха. Псалом 53 читают в разных ситуациях, но чтобы молитва была услышана, она должна быть искренней.

Для толкования псалма 53 следует обратиться к отдельным стихам:

  • Подпись к песне несет особый смысл, в этих строках отражено лицемерие зифлян и предательство, которое они совершили, выдав Давида царю Саулу.
  • Стих 1 – в минуты смертельной опасности Давид видел в Господе единственное спасение и защиту, он отдал себя на суд Бога.
  • Стихи 2-3 – отчаянная мольба к Господу о спасении и защите от врагов. Здесь же Давид говорит о том, что его враги отступили от Бога, предали Его и Его законы.
  • Стихи 4-5 – к Давиду возвращается надежда, он не оставил веру и видит, что Господь не отвернулся от него. Бог не опаздывает с помощью, не оставляет праведника в беде.
  • Стихи 6-7 – благодарность Давида Господу за чудесное спасение. Псалмопевец обещает впредь восхвалять Бога и добровольно вверить себя Божьей воле.

Почему 3-й, 53-й, 58-й, 142-й и 101-й псалмы читаются во время посещения скорбей?

Священная история, раскрываемая в Библии, имеет словно бы двойной смысл. С одной стороны, это реальные факты, произошедшие в прошлом, с другой – их можно транспонировать на внутренний мир человека, на его сокровенную духовную жизнь. Гениально сочетал духовные микрокосм и макрокосм Священного Писания преподобный Андрей Критский в своем Великом покаянном каноне. Тот же самый гений обнаруживается и у святого пророка и царя Давида, когда события из его личной жизни и истории Израильского царства выходят за пространственно-временные рамки и становятся событиями духовного вселенского и в то же время сокровенно-внутреннего масштаба жизни человеческой души, ее взаимоотношений с Богом.

Именно потому еще псалмы имеют для нас такое ценное значение. Для сотен поколений православных христиан псалмы становились надежным оружием в духовной брани с диаволом и словесным путем ко спасению.

Вышеозначенные псалмы с Божьей помощью соединил в одно молитвенное правило преподобный Амвросий Оптинский, назвав его «Правило, читаемое во время скорби». Об этом он писал одному своему духовному чаду в письме: «Надейся на милость и помощь Божию и веруй, что силен Господь избавить тебя от всех козней человеческих и вражеских. Сказано в псалмах: “Господь разоряет советы языков и отметает мысли людей; совет же Господень пребывает во век”.

Выписываю тебе псалмы, которыми молился святой Давид, когда был в гонении от врагов: 3-й, 53-й, 58-й, 142-й. Выбери из этих псалмов приличные для тебя слова и почасту прочитывай их, обращаясь к Богу с верою и смирением. А когда будет бороть тебя уныние или томить душу безотчетная скорбь – прочитывай 101-й псалом».

Итак, почему же именно эти псалмы преподобный Амвросий выбрал для молитвы, читаемой во время скорби?

3-й псалом

Третий псалом был написан Давидом, когда на него восстал его сын Авессалом. Все исторические реалии предвещали ему победу. Так, народ в большинстве своем был за Авессалома. Царя Давида поддержала всего горстка людей, даже ближайший советник Давида Ахитофел оказался на стороне Авессалома. Давид был принужден бежать, преследуемый, как затравленная лань, войском сына. Все это позволило резонно заметить профессору Александру Лопухину в книге «Толковая Библия»: «Точно указать, в какой момент был написан этот псалом нельзя, но можно думать, что уже после бегства его из Иерусалима, когда с Давидом была только небольшая группа преданных ему лиц, на стороне же врагов была громадная масса, энергично преследовавшая Давида, так что, по-видимому, нельзя было ожидать спасения для него (Пс. 3:3), и он сам опасался за свою жизнь (Пс. 3:6)».
Поэтому псалом так и начинается: «Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня…» Но в то же время в псалме нет и нотки уныния. Святой Давид убежден, что Господь его спасет: «От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое (Пс. 3:9).

И это действительно происходит. Бог выступает на стороне праведника. Ахитофел заканчивает жизнь самоубийством. Войско Авессалома разбивают сторонники Давида. Его же самого, запутавшегося длинными волосами в ветвях дуба, пронзают стрелами.

Хотя сам Давид дал четкое приказание воинам не убивать сына. И после его смерти он оплакивал смерть непокорного чада словами: «Сын мой Авессалом, – восклицал он, – сын мой, сын мой, Авессалом! О, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой!» (2 Цар. 18:33).

Сердце его в этой страшной Богоборческой и отцеубийственной войне не ожесточилось, но осталось чистым, милосердным и любящим.

53-й псалом

Написан святым пророком и царем Давидом по похожему историческому поводу. Когда законно помазанный царь евреев молодой Давид принужден был спасаться бегством от безумного, не желающего отдавать власть царя Саула. Одно время Давид укрывался в пустыне возле иудейского города Зиф, но зифляне решили предать его и выдать Саулу. Но Господь спас праведника, потому что он уповал на Него, как это мы видим из стихов псалма: «Се бо Бог помогает ми, и Господь Заступник души моей» (Пс. 53:6).

58-й псалом

Этот псалом очень схож с предыдущим, так как написан примерно по тому же поводу. Когда еще Давид служил Саулу, последний, подстрекаемый унынием, властолюбием и бесом, пытался убить Давида, метая в него копье или окружая стражами в доме. Это святое стихотворение написал псалмопевец, находясь под страшным и убийственным прессингом царя и его слуг. Как и в предыдущем псалме, он полностью уповал на Бога, непреложно веря, что Он спасет его: «Помощник мой еси, Тебе пою: яко Бог Заступник мой еси, Боже мой, милость моя» (Пс. 58:18).

142-й псалом

Этот псалом снова нас отсылает к гонению, воздвигнутому сыном Авессаломом на отца Давида. Именно эти скорби побудили святого псалмопевца его написать. Как и прежде, пророк полностью уповает на Всевышнего и во всем происходящем видит Его благую волю. Он молится о следующем: «Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Тво благий наставит мя на землю праву» (Пс. 142:10). Несмотря на скорби, Давид учится словно бы смотреть сквозь них, вперяя средоточие своих ума и сердца в живого истинного Бога и в Нем только обретая спасение.

101-й псалом

Интересно, что в Библии данный псалом надписан следующим образом: «Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою».

Этот псалом написан уже не святым пророком и царем Давидом, но после его смерти, во время страшной скорби, постигшей еврейский народ в конце VI века до Рождества Христова, которое в исторической науке называется Вавилонским пленением. Это воистину была страшная скорбь, постигшая евреев за отступление от веры в истинного Бога и уклонение в язычество. Иерусалим и его главную святыню – храм Соломонов практически разрушили до основания. Многие евреи были убиты, многие уведены в вавилонский плен, многие рассеялись по миру. Но и в этом страшном испытании, в этом кровавом мраке истинно верующему видится лучик надежды. И псалом заканчивается стихом: «Сыны рабов Твоих будут жить, и семя их утвердится пред лицеем Твоим» (Пс. 101:29).

Читайте также:  Псалом 121: текст молитвы, для чего читают

История подтвердила эту надежду. Евреи милостью Божией вернулись из вавилонского плена и снова отстроили храм. Он не был уже такой великолепный, как Соломонов, но именно в него пришел Господь и Спас наш Иисус Христос.

Заключение

Из этих псалмов можно сделать вывод о трех вещах, необходимых православному христианину для жизни и особенно для претерпевания скорбей.

Первая из них – твердое упование на Бога и надежда, что Господь верных Своих не оставит никогда. Он их спасет, проведя через горнило испытаний.

Вторая – нужно любить своих врагов, иметь незлобие сердца, подобно царю Давиду, который имел несколько возможностей убить Саула, но всякий раз миловал его. Он не мог поднять руку на помазанника Божия, которым являлся царь Саул. Но и любой человек – это своего рода помазанник Божий. Он образ и подобие Божие.

И третья – нужно молиться. И тогда пламя скорби утихнет, а сквозь него покажутся чистые родники спасения. И все будет с Божьей помощью хорошо…

Псалтирь | псалом 53

Ключ к этому псалму лежит у двери, так как его заглавие сообщает, по какому случаю он был сочинен: когда жители Зифа, мужи Иуды (прообраз предателя Иуды), выдали Давида Саулу, подсказав, где скрывается беглец и как его схватить. Они делали это дважды (1Цар 23:19; 26:1), и это записано к их вечному бесславию. Этот псалом благозвучный. Возможно, псалмопевец размышлял над ним, находясь в бедствии, а изложил на бумаге в то время, когда опасность миновала, добавив к тексту два последних стиха, где выразил свою благодарность за избавление. Эти стихи в то же время могли быть написаны в вере в то время, когда он был напуган. В этом псалме (I) Давид жалуется Богу на злобность своих врагов и молится против них (ст. 2-4).

(II) Он утешает себя уверенностью в Божьем благоволении и защите, ободряя себя тем, что в должное время его враги будут смущены, а он – избавлен (ст. 5-8). Всякий раз, находясь в беде, мы можем петь этот псалом для собственного утешения.

Начальнику хора. На струнных орудиях.

Учение Давида. Когда пришли Зифеи и сказали Саулу: «Не у нас ли скрывается Давид?»

Стихи 3-5. В этих стихах мы можем обратить внимание (1) на великую беду, в которой оказался Давид, о чем говорится в начале псалма. Зифеи договорились и пришли к Саулу, чтобы сообщить, где находится Давид, пообещав передать его в руки царя. Можно было подумать, что Давида не будут преследовать после того как он бежал из страны, что в чужих землях его не смогут найти, а в своей стране не предадут. Но все было не так. Ни одному благочестивому человеку не следует надеяться, что он окажется в безопасности и покое, пока не попадет на небеса. Как же вероломны оказались дружелюбные Зифеи! Хорошо, что Богу можно доверять, так как людям верить нельзя (Мих 7:5).

(2) На молитву Давида к Богу с просьбой о помощи и избавлении (ст. 3,4). Он взывает к силе Божьей, которая могла помочь ему, и к Его имени, благодаря которому Господь мог помочь ему. Псалмопевец умоляет, чтобы Всевышний спас его от врагов и судил, то есть излагает свою ситуацию и просит вступиться. Давиду не к кому больше обращаться, кроме имени Божьего; у него нет другой силы, чтобы положиться, кроме Божьей силы, и он делает их своим прибежищем и упованием. Он уверен, что получит действенный ответ на свои молитвы (ст. 4), которые, даже находясь в бегстве и не имея возможности торжественно обратиться к Богу, он время от времени возносил к небесам: «Боже! услышь молитву мою, которая исходит от сердца, внемли словам уст моих».

(3) На его просьбу, описывающую характер врагов (ст. 5).

[1] Они были чужие. Таковыми являлись Зифеи, недостойные носить имя израильтянина. «Они поступили со мной более подло и жестоко, чем филистимляне». Наихудшего обращения можно ожидать от того, кто, разорвав узы родства, ведет себя как чужой.

[2] Они – угнетатели. Таким был Саул, который, являясь царем, должен был использовать свою власть для защиты верных подчиненных, а он использовал ее для их истребления. Нет более печального зрелища, чем угнетатель на месте суда (Еккл 3:16). Самым большим опасностям апостол Павел подвергался со стороны единоплеменников и лжебратьев (2Кор 11:26). То же можно сказать о Давиде.

[3] Они были грозными и пугающими, так как не только ненавидели Давида и желали ему зла, но и пытались умертвить его тело, объединив свои усилия для совершения злодеяния.

[4] Они были очень злобны и искали души псалмопевца. Они охотились за его драгоценной жизнью, так как ничто другое не могло их удовлетворить. Мы можем с верой молиться Богу, чтобы Он Своим провидением не даровал им успех и это не выглядело бы так, словно Он одобряет таких кровожадных людей.

[5] Они были абсолютно мирскими людьми и атеистами, и поэтому Давид полагает, что честь Господа требует, чтобы Он выступил против них. Они не имеют Бога пред собою, то есть отгоняют мысли о Боге, не считают, что Он все видит; что, сражаясь против Его народа, они сражаются против Него; не считают, что их бесчестные дела повлекут за собой фатальные последствия. Отметьте, что от тех, кто не имеет Бога перед собою, ничего хорошего нельзя ожидать. Более того, в каком бесчестии такие люди не виновны? Какие узы родства, дружбы, благодарности или обета могут хранить люди, не имеющие страха Божьего? Selah – Отметьте это. Давайте будем уверенны, что Бог всегда перед нашими глазами, ибо если это не так, то мы можем отчаяться.

Стихи 6-9. В этой молитве мы видим действенные проявления веры Давида, благодаря которой он был уверен в благополучном исходе этого дела, хотя угроза была значительной.

I. Он был уверен, что Бог на его стороне (ст. 6), и говорит об этом с торжеством и ликованием: «Вот, Бог помощник мой». Если мы – за Него, то и Он – за нас, и в Нем мы будем иметь такую помощь, что нам не придется бояться никаких сил, выступивших против нас. Хотя люди и бесы стараются погубить нас, они не смогут добиться своего, пока Бог – наш Помощник. «Господь подкрепляет душу мою»28 . Сравните этот стих со следующим: «Господь мне помощник… (Пс 117:7). Есть люди, которые поддерживают меня, и Бог – один из них. Он – главный из них; никто из них не поможет мне, если Он не поможет им». Каждое творение относится к нам так (а не по-другому), как ему повелевает Бог. Слова псалмопевца подразумевают: «Господь подкрепляет душу мою, не дает мне потерять интерес к моему делу и погибнуть от бедствий». Тот, кто Своим провидением подкрепляет все окружающее, Своей благодатью поддерживает души Своего народа. Бог, который в нужное время спасет Свой народ, в трудное время поддержит и ободрит его, чтобы сотворенный Им дух не пал пред Ним.

II. Бог на его стороне, и Давид не сомневается, что его враги побегут и падут пред ним (ст. 7): «Он воздаст за зло врагам моим, которые следят за мной, выискивая возможности причинить зло. Но зло, которое они замышляют против меня, праведный Бог обратит на их головы». Не Давид будет воздавать им зло, а Бог: «А я, как глухой, не слышу. Ты услышишь, Господи». Врагов, которых мы простили, но они не покаялись, будет судить Бог. Мы не должны мстить, так как Бог сказал: «Мне отмщение». Но псалмопевец молится: «…истиною Твоею истреби их». Это не молитва злобного человека, а молитва веры, ибо она взирает на слово Божье и желает лишь его исполнения. Во всех угрозах Божьих, как и в обетованиях, присутствует истина, и нераскаявшиеся грешники узнают об этом на собственном горьком опыте.

III. Давид обещает возблагодарить Бога за ощущения Его милости, которые он имеет сейчас (ст. 8): «Я усердно принесу Тебе жертву». Хотя жертвы были дорогие, но если Бог требовал, чтобы поклоняющиеся Ему именно так прославляли его, то Давид обещал не только принести их, но принести добровольно, без принуждения. В этом смысле все наши духовные жертвы должны быть добровольными приношениями, ибо Бог любит доброхотно дающего. Но Давид не только обещает принести жертву (что было лишь тенью обряда), но и исполнить его сущность: «Я прославлю имя Твое». Благодарное сердце и уста, воздающие хвалу Его имени, являются теми жертвами, которые Бог примет: «Я прославлю имя Твое, Господи, ибо оно благо. Твое имя не только величественно, но и благо, и поэтому оно заслуживает хвалы. Мы обязаны не только прославлять Твое имя, но так как оно благо, приятно и полезно, то благо есть славить Господа (Пс 91:2), и поэтому я прославлю имя Твое».

IV. Давид говорит о своем избавлении, словно оно уже совершилось (ст. 9): «Я прославлю имя Твое и скажу: «Ты избавил меня»; теперь об этом моя песнь». Он радуется полному избавлению и говорит: «Ты избавил меня от всех бед». Теперь его сердце успокоилось: «…на врагов моих смотрело око мое, я не видел, чтобы они были отрезаны или истреблены, но враги были вынуждены отступить, так как Саулу принесли новости о том, что против него выступили филистимляне (1Цар 23:27,28)». Давид желал лишь личной безопасности, и в отступлении войск Саула увидел исполнение своего желания. «Ты избавил меня от всех бед».

(1) Возможно, этой мыслью Давид утешал себя, когда был в отчаянии: «Ты избавлял меня от всех бед до сего момента. Много раз я достигал своей цели и видел исполнение своего желания относительно врагов, поэтому Господь избавит меня и от этой беды». Из этого следует, что, находясь в стесненных обстоятельствах, мы должны ободрять себя своими прежними избавлениями.

(2) Возможно, когда страх прошел, этой мыслью он возвеличил свое нынешнее избавление, и это стало залогом будущего избавления. Давид говорит о собственном избавлении, как о совершенном действии. Хотя перед ним было еще много проблем, но, имея Божье обетование, он был так уверен в нем, словно оно уже совершилось. «Тот, кто начал избавлять меня от всех бед, даст мне по крайней мере увидеть на врагах его исполнение». Возможно, это указывает на Христа, прообразом которого был Давид, и эти слова означают, что Он был абсолютно уверен в том, что Бог избавит Его от всех бедствий и унижений. Писание говорит, что все будет положено у ног Христа, и хотя мы еще не видим этого, но уверены, что Он будет царствовать, пока все враги не будут положены у Его ног и на них Он увидит исполнение Своего желания. Это также является ободрением для всех верующих помнить свои личные избавления, как Давид и апостол Павел, сказавший: «Я избавился из львиных челюстей. И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства» (2Тим 4:17).

Читаем Псалтирь. Псалом 53

Аудио

Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

Дорогие братья и сестры, мы продолжаем изучать Псалтирь, и сегодня будем разбирать 53-й псалом. Начинается он надписанием: «В конец, в песнех разума Давиду, внегда приити зифеем и рещи Саулови: не се ли Давид скрыся в нас?»

Этот псалом псалмопевец и пророк Давид написал в трудные минуты, когда принимал всяческое поношение от Саула, и ему приходилось скрываться, дабы сохранить себя: Саул постоянно искал смерти Давида. Давид скрылся в пустыне Зиф, зифеи приняли его, сказав, что они друзья ему, а сами отправили посланников к Саулу: «Приди и посмотри: не тот ли это Давид, которого ты ищешь?»

Саул собирает войско и отправляется убить Давида. Однако по пути его настигает известие, что неприятель идет на Израиль. Саулу пришлось вернуться, чтобы защитить свои земли. По этому поводу Давид и пишет благодарственный псалом, где прославляет Господа, говорит, что Господь – его Защитник. И если произошел какой-то грех, обман, то Господь обязательно накажет таких людей. Псалом очень глубокий, удивительный и оптимистичный.

«Боже, во имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди ми». Псалмопевец Давид говорит: «Буду уповать только на имя Твое, именем Твоим спаси меня». Давид неоднократно в Псалтири проводит замечательную и очень глубокую мысль, что он всегда уповает на Бога, не ищет в этой жизни других заступников и помощников, как только Бога: на человека невозможно уповать, человек не всегда бывает надежен. Такие глубокие слова, чтобы мы не надеялись на человека, и даже что проклят всякий, кто уповает на человека, мы встречаем в Священном Писании и Ветхого, и Нового Завета. «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения». Псалмопевец уверен, что наше упование должно быть возложено только на Бога, и тогда мы достигнем значимого и очень хорошего результата.

«Боже, во имя Твое спаси мя» – он указывает на святость имени Божия (и мы знаем, что Сам Христос сказал: «Именем Моим бесы ижденут», и самая сильная молитва – это Иисусова молитва). Когда мы призываем Господа на помощь и вспоминаем Его имя, оно освящает нас, дает нам обилие благодати Божией, соединяет нас с Самим Господом, имя Которого мы и произносим. Поэтому всегда нужно уповать на имя Божие. И как учит нас Давид, как учат нас святые отцы, мы должны в своем сердце носить имя Господа нашего Иисуса Христа.

«И в силе Твоей суди ми». Какого суда просит Давид? Он не просит: «Осуди меня, Господи, за ту неправду, которую я творю», нет: здесь он говорит о суде, который Бог произведет. Мы знаем: когда производят какие-то следственные действия, они всегда выявляют подлинную причину того или иного события и показывают, где правда, а где неправда. И вот здесь Давид и просит, чтобы Господь произвел суд – дал оценку действиям Саула: когда суд будет произведен, вся неправда Саула выйдет наружу и будет показана всем. В то же время будут показаны правда и добрые намерения Давида, который никогда не хотел зла Саулу, но был послушен воле Божией.

«Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих». Почему Давид так глубоко обращается к Богу: услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих? Он как бы два раза повторяет: услыши, услыши. (так переводят святые отцы). То есть: «Я не говорю шепотом, я кричу к Тебе, Господи, взываю из глубины своего сердца – не просто внутри себя говорю эти слова, а произношу их устами: эти слова действуют даже на Вселенную, их слышит вся Вселенная, и Ты услыши меня, Господи». Но почему Давид говорит эти слова? Он находится в очень трудном состоянии. Он видит, что преследование Саула затянулось, и у него появляется мысль: а слышит ли меня Бог? Не оставил ли Он меня? И он кричит к Нему, чтобы Бог услышал и непременно, не задерживаясь, послал бы ему и помощь, и утешение, и защитил его от Саула.

Читайте также:  Псалом 69: текст молитвы, для чего читают

«Яко чуждии восташа на мя и крепцыи взыскаша душу мою, и не предложиша Бога пред собою». Кого он называет «крепцыи взыскаша душу мою»? Кто такие крепцыи? Это войско Саулово, которое идет против Давида. Давид испытывает великое потрясение и говорит, что от этих людей можно ожидать всего что угодно: они «не предложиша Бога пред собою» – они не видят пред собой Бога, не стремятся к правде, творят беззаконное действие, и их ничто не может остановить. Очень страшно, на самом деле. И мы в жизни часто говорим, что если человек не боится Бога и людей не стыдится, то от него можно ожидать любые, самые жесткие и злые поступки. Поэтому Давид выражает свою боль, что восстали на него те, которые идут за Саулом и к тому же обладают определенной силой. И если Бог не заступится за него, они причинят ему великое зло, и он ничего не сможет с ними сделать.

Поэтому и такой горячий порыв у псалмопевца Давида: «Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих. Почему я имею такое дерзновение говорить Тебе, чтобы Ты услышал молитву мою?» Это дерзновенные слова, ведь не каждый молящийся может вот так обратиться к Богу, а только тот, кто уповает на Бога, кто любит Бога, идет вслед за Ним. И здесь он говорит: «Почему, ради чего Ты должен спасти меня? Ради правды – ведь правда на моей стороне. Почему я и обращаюсь к суду Твоему – я знаю эту правду за собой. И правда моя заключена не только в том, что я прав, но еще и в том, что я всегда храню святость Твоего имени и уповаю на имя Бога – это основа моей жизни и моих поступков». Вот такая глубочайшая связь между этими строками и стихами 53-го псалма.

«Се бо Бог помогает ми, и Господь Заступник души моей». Здесь опять псалмопевец Давид говорит: «Господи, я всегда уповаю на Тебя, я не ищу другой помощи, не ищу другого заступничества в этой жизни. Вся моя жизнь принадлежит Тебе, и Ты знаешь, как мне помочь, как меня защитить в данной ситуации».

«Отвратит злая врагом моим, истиною Твоею потреби их». Конечно же, от того, что они замыслили, только Бог может защитить Давида. А замыслили против него очень страшное. И эти мысли расторгнутся правдою, которую Бог может открыть: Он пребывает в истине, в правде.

«Волею пожру Тебе, исповемся имени Твоему, Господи, яко благо». Когда Давид говорит: «Господи, Ты отвратишь (то есть защитишь) меня от всей этой неправды, от которой я уже устал, – тогда я волею пожру Тебе, то есть с радостью и благодарностью принесу Тебе жертву всесожжения – жертву благодарения Богу, ведь Ты защитил меня и заступился за меня в этой трудной ситуации, в этом нелегком и неравном противостоянии». Здесь псалмопевец говорит о молитве, которую мы должны принести, ибо сегодняшняя наша жертва – это сугубая молитва Богу. И она не должна произноситься внешне. «Волею пожру Тебе», то есть с радостью должна произноситься молитва, мы должны не внешне благодарить Бога, а всем своим существом: Богу ничего внешнее не нужно, Бог требует от нас нашего сердца. «Сыне, даждь Ми твое сердце». Богу ничего другого не надо, только то внутреннее, то умное и внимательное, расположенное к Нему.

«Исповемся имени Твоему, Господи, яко благо». «Буду прославлять имя Твое, Господи, как великое благо». Действительно, когда мы славословим Бога и прославляем Его, – в этом заключена и наша благодарность Богу, и память о Нем, и молитва Ему. Это все то, что мы можем принести Ему в благодарность за Его великие, неизреченные благодеяния, которые Он дает каждому из нас: Он заботится о нас, Он не только в трудную минуту защищает нас, но и каждодневно сохраняет, потому мы должны быть бесконечно Ему благодарны и молитва непременно должна присутствовать в нашей жизни – не только как благодарность, славословие. Молитва – это еще и та благодать, огромнейшая сила, которая посылается человеку посредством молитвы. И мы еще будем говорить о духовном смысле этого псалма.

«Яко от всякия печали избавил мя еси, и на враги моя воззре око мое». Конечно же, Господь помог Давиду избавиться от рук Саула. И Господь долго не пребывает в таком состоянии, что не слышит нас, – Он слышит и посылает Свою помощь. Тут была сугубая молитва псалмопевца Давида, который прославляет имя Господа, яко благо. Что такое «благо»? Господь действительно посылает великую милость Свою людям, и эта милость не заставляет себя долго ждать. Бог не доводит человека до отчаянного состояния, но медлит, чтобы научить нас терпению, смирению – лучшим добродетелям, которые необходимы в жизни для каждого из нас, и не только в этой жизни: они еще и приближают нас к жизни в Царствии Небесном, к самому Царствию Небесному. Когда Господь посылает это, в нас происходит внутреннее изменение. Мы видим великую благость Божию, Его милость к нам. Как мы это видим? Через то, как Господь отворачивает от нас неминуемую погибель или те неприятности и трудности, которые могли бы привести нас в состояние уныния и печали.

На что здесь делает акцент псалмопевец Давид? «И на враги моя воззре око мое» – он увидел, что происходит с врагами: Господь неминуемо пошлет им наказание. Мы знаем, что Саул был поражен и зифеяне тоже понесли наказание за предательство Давида, ведь они клялись ему в дружбе, а на самом деле хотели предать его в руки Саула. Спасла милость, которую Господь явил, – то, что увидел и сам псалмопевец Давид: «Яко от всякия печали избавил мя еси». От скорби, от страданий и от самой смерти Господь избавил псалмопевца. Конечно же, это приносит глубочайшую радость человеку.

Мы говорили, что псалмопевец Давид написал этот псалом, указывая на глубочайший смысл: когда человек обращается к Богу и призывает имя Божие, Господь всегда ему будет Помощником и Заступником. Мы говорили здесь о врагах явных, видимых. Но в нашей духовной жизни еще есть и невидимый враг рода человеческого, искушающий нас, причиняющий нам немало зла. Апостол Павел пишет о нем: «…дадеся, – свидетельствует он, – пакостник плоти, ангел сатанин, да ми пакости дeет, да не превозношуся», то есть приносит немало бед и страданий в этой жизни и сугубых переживаний.

Мы очень часто можем иметь некие пороки в своей жизни, которые рождают еще большие пороки. И страсти, нас одолевающие, порой не дают нам покоя. Можно сказать, человек, отвергая все, сам страдает от своих недостатков, и эти недостатки вполне могут присутствовать в нашей жизни: они уже настолько сроднились с человеком, что человеческое общество в настоящее время возводит их в какой-то ранг того, что может быть в этой жизни – если ты не преступаешь закон, ты можешь заниматься чем угодно. А законы строятся на каких-то гуманистических понятиях, поэтому размывается закон Божий.

А мы, верующие люди, всегда говорим, что все наши страдания приходят от врага рода человеческого. Конечно, выбираем мы, но предложений очень много. Ф.М. Достоевский говорит, что «здесь диавол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей». Конечно же, противостояние добра и зла в этом мире есть, все это происходит внутри нас, и наш выбор зависит от подготовки и от того, сопротивляемся мы этому злу или не сопротивляемся, плывя по течению.

А как сопротивляться злому, что вселяется в нас? Как сопротивляться предложениям врага рода человеческого? Конечно же, молитвой. Псалмопевец Давид и раскрывает нам глубочайший смысл нашей духовной жизни. Он должен заключаться в том, что мы всегда должны призывать имя Божие в борьбе с врагом рода человеческого, в борьбе со страстями, одолевающими нас.

«Боже, во имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди ми». Ты видишь, Господи, мое сердце, Ты видишь мое переживание. Суд – это всегда правда, и правда эта в том, что мы стремимся исполнить Закон Божий, но у нас не получается: не хватает собственных сил. Поэтому мы и призываем имя Твое, Господи, чтобы Ты ради имени Твоего святого помог нам победить врага рода человеческого.

Когда наше состояние уже доходит до крайности, и мы начинаем понимать, что собственных сил не хватит, чтобы победить и страсти, и пороки, и грехи, приносящие такое беспокойство, что не дают дальше жить на земле, уже не говоря о том, чтобы приближаться к Царствию Небесному, тогда мы начинаем сильно взывать к Богу: «Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих». Мы просим, чтобы Бог обязательно услышал нашу молитву: ведь просто невозможно становится в этой жизни нести крест и противостоять тем неправдам, которые поселились в нашем сердце.

«Яко чуждии восташа на мя и крепцыи взыскаша душу мою». Кто такие чуждии и крепцыи? Конечно же, это враг рода человеческого – он нам чужд, он нам несроден, он хочет причинить нам много зла. Конечно, он крепкий, он обладает огромной силой и хочет похитить души наши. Его силы настолько огромны, что, если Бог нам не поможет, у нас не хватит сил противостоять ему. Помните, преподобный Серафим сказал Мотовилову, что враг рода человеческого обладает такой силой, что одним коготком своим может перевернуть весь мир. Только Господь не дает ему этого делать.

«И не предложиша Бога пред собою». Враг рода человеческого не имеет Бога пред собою, не стремится к правде. И это действительно так – мы без Бога ничего не можем сделать.

«Се бо Бог помогает ми, и Господь Заступник души моей». Если они за счет той неправды, которую совершают, не имеют Бога пред собою, и в памяти своей не имеют Бога, творя дела неправедные, то здесь враг рода человеческого тоже творит дела неправды. Но Бог помогает мне, Господь – Заступник души моей.

«Отвратит злая врагом моим, истиною Твоею потреби их». То есть Своею правдою Господь уничтожает врага рода человеческого, незамедленно приходит на помощь человеку, потому что Бог никогда не оставляет Своих, Бог всегда помогает.

«Волею пожру Тебе, исповемся имени Твоему, Господи, яко благо» – Ты, Господи, придешь и поможешь мне победить врага рода человеческого: у меня не хватит сил преодолеть все трудности и всех врагов, посылающих эти трудности. Но когда Ты мне поможешь, Господи, тогда я с благодарностью и с радостью принесу жертву Тебе – молитвы, покаяние и участие во всех таинствах церковных. «Исповемся имени Твоему, Господи, яко благо», ведь, Господи, Ты всегда помогаешь нам.

«Яко от всякия печали избавил мя еси, и на враги моя воззре око мое». Мы видим, что, когда человек приобщается к Богу, его мысли становятся добрыми. И здесь видна победа над врагом рода человеческого, которую Господь посылает верным Своим.

Глубочайший псалом, очень радостный – он дает нам правильные стремления нашей духовной жизни: как мы должны бороться с теми искушениями, что будут вставать на нашем пути. И самое, наверное, основное – то, что мы никогда не должны отчаиваться, ведь Бог всегда приходит на помощь Своим людям, которые призывают имя Его и просят, чтобы Господь не оставил в трудных обстоятельствах. Ведь враг рода человеческого не дремлет, но постоянно хочет причинить нам какое-то зло. Идет серьезная битва за души человеческие. Поэтому Господь Сам призвал: «Бдите и молитеся, да не внидете в напасть». Апостол Павел говорит: «Блюдите убо, како опасно ходите».

Действительно, если человек пребывает в молитве, если постоянно произносит имя Божие не просто внешне (внешне очень опасно произносить имя Божие – происходит не хвала, не прославление Его, а пустое употребление имени Божия), а внутренне, сердцем: пусть немногословно, пусть это будет краткая Иисусова молитва, но, если она произносится от души, она сможет отразить действия врага рода человеческого и помочь нам в трудных жизненных испытаниях.

У нас в жизни тоже бывают те, кто нас не любит, нам противостоит, желает нам зла. Но если мы будем обращаться к Богу за помощью и пребывать в терпении, то сможем победить испытания и наветы, которые будут исходить от людей, не желающих нам добра в нашей жизни.

Поэтому, дорогие братья и сестры, мы смело можем читать этот псалом, когда у нас есть какие-то бури и внутренние переживания. И тогда Господь будет нам помогать молитвами святого псалмопевца Давида.

Да хранит вас всех Господь! До новых встреч!

53 псалом текст молитвы

Святой текст: 53 псалом текст молитвы специально для Вас!

Псалом 53

В конец, в песнех разума Давиду, внегда приити Зифеем, и рещи Саулови: не се ли Давид скрыся в нас;

К исполнению, по образу гимнов. Учение Асафа. Когда пришли Зифеи и сказали Саулу: «Вот, не Давид ли скрылся у нас?»

1 Боже, во имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди ми.

1 Боже, именем Твоим спаси меня и силою Твоею суди меня.

2 Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих.

2 Боже, услышь молитву мою, вникни в слова уст моих.

3 Яко чуждии восташа на мя и крепцыи взыскаша душу мою, и не предложиша Бога пред собою.

3 Ибо чужие восстали на меня, и сильные искали душу мою, и не представили Бога пред собою.

4 Се бо Бог помогает ми, и Господь Заступник души моей.

4 Но вот, Бог помогает мне, и Господь – заступник души моей.

5 Отвратит злая врагом моим, истиною Твоею потреби их.

5 Обратит Он зло на врагов моих: истиною Твоею истреби их.

6 Волею пожру Тебе, исповемся имени Твоему, Господи,

6 Я усердно принесу жертву Тебе, прославлю имя Твоё, Господи,

7 яко благо, яко от всякия печали избавил мя еси, и на враги моя воззре око мое.

7 ибо оно благо, ибо от всякой скорби Ты избавил меня, и на врагов моих смотрело око моё.

Боже, во Имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди ми. Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих. Яко чуждии восташа на мя и крепцыи взыскаша душу мою, и не предложиша Бога пред собою. Се бо Бог помогает ми, и Господь заступник души моей. Отвратит злая врагом моим, истиною Твоею потреби их. Волею пожру Тебе, исповемся имени Твоему, Господи, яко благо, яко от всякия печали избавил мя еси, и на враги моя воззре око мое.

Псалом Давида 53

Псалом 53 — молитва Давида Богу в один из сложнейших периодов жизни, когда исчезла всяческая надежда на избавление, но осталась крепкая вера в помощь Господню.

Читайте также:  Псалом 65: текст молитвы, для чего читают

История написания псалма

Еврейский царь Саул, утративший Божье благоволение из-за непослушания Богу, де-факто еще оставался царем, однако, де-юре на правление евреями был помазан молодой пастух. Помазанный пророком по воле Божьей царь уважал царствование Саула и старался служить тому. Однако, сатана не оставлял душу Саула, и тот постоянно искал повода убить праведника, от песен которого недавно наполнялся духом Божьим.

Царь Давид освободил от филистимлян жителей города Кеиля по милости и под защитой Всевышнего. Саул решил захватить молодого царя, тот был вовремя предупрежден Богом и бежал в пустыню Зиф. Зифляне решили выдать Давида Саулу, который собрал войско и загнал праведника в скалистые горы.

Когда поражение было неизбежно, к Саулу прискакал посланник и сообщил о нападении филистимлян, преследователи вынуждены были вернуться домой.

Вот таким образом по великой милости Господней и искренней молитве праведника пришло освобождение.

Толкование Псалма 53

1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Учение Давида,

2 когда пришли Зифеи и сказали Саулу: «не у нас ли скрывается Давид?»

3 Боже! именем Твоим спаси меня, и силою Твоею суди меня.

4 Боже! услышь молитву мою, внемли словам уст моих,

5 ибо чужие восстали на меня, и сильные ищут души моей; они не имеют Бога пред собою.

6 Вот, Бог помощник мой; Господь подкрепляет душу мою.

7 Он воздаст за зло врагам моим; истиною Твоею истреби их.

8 Я усердно принесу Тебе жертву, прославлю имя Твое, Господи, ибо оно благо,

9 ибо Ты избавил меня от всех бед, и на врагов моих смотрело око мое.

  • В стихе 1 показан лицемерный дух зифеев, они пришли к Саулу и не сказали открыто, что Давид у них, они боялись обоих царей, и хотели услужить и тем, и другим.

Этот стих учит христиан отличать злое и святое, псалмопевец в песнях воздает хвалу Господу. Конец означает Божье Царство, вечную жизнь, на него уповал псалмопевец, когда наполненные лукавством зифеи донесли о нем Саулу.

Победа Давида перекликается с победой Православной Церкви над вражескими атаками на нее.

  • Стих 3 показывает отношение царя к Творцу, как к Спасителю людей для вечной жизни. Суета сует, если христиане заботятся только о земном спасении, выходя из сложившихся проблем, но при этом их не волнует, что ожидает нас в будущей жизни. Давид провозглашает, что только в имени Бога спасение и через Его суд придет спасение.

Царь не боится суда Божьего, он искренне раскаялся в содеянном, и смело отдает себя в руки Творца.

  • В 4-5 стихах псалмопевец взывает в отчаянии к Создателю, умоляя Его о слышании.

Важно! Люди, не идущие след в след за Богом, идут за сатаной, поэтому их молитвы не слышит Создатель. Искренняя молитва упования была мгновенно услышана Всевышним.

Нет такого оружия в мире, которое было бы сильнее искренней молитвы веры. Царь знает, что в ведении Создателя все с ним происходящее, Давид подчеркивает свою немощь, говоря о том, что чужаки, крепкие в силе, напали на малочисленное войско праведника.

  • Песнь хвалы и уверенности в том, что спасение обязательно придет от Бога, звучит в стихах 6,7.

Читая эти слова, мы мысленно становимся свидетелями того, что помощь пришла вовремя. Бог никогда не опаздывает. Порой Он медлит во благо нам.

  • В стихах 8-9 Давид подчеркивает, что он по доброй воле приносит жертву Богу свой сокрушенный дух, хвалу, сердце. Нет высшей благодати на земле, чем славить Творца, и тогда уходит печаль, врагов ожидает погибель.

Не имеет значения, насколько силен враг, победитель под Господним покровительством своими глазами увидит победу.

Важно! В жизни христиан много врагов, это болезни, финансовые кризисы, семейные неурядицы, но все встает на свои места, когда звучит искренняя хвала, идущая из чистого сердца.

Правила чтения

Несколько псалмов Давида, в том числе и 53, объединены преподобным Амвросием Оптинским единым молитвенным правилом, которое читается в дни скорби. Священник советует в выбранных псалмах выделить слова, отвечающие личной потребе и читать их в вере и смирении.

В период растерянности и подавленности не стоит впадать в панику, нужно сразу обратиться к Богу, как это делал Давид, оставивший свои молитвы в помощь тем, кто в невиновности страдает. Давид не строил козней против Саула, не стремился занять его трон, он действовал по воле Божьей и во всем полагал на ведение от Господа.

Псалом 53 читается в моменты пленения обстоятельствами и болезнями, когда овладевает отчаяние и чувство безысходности.

Псалом 52

Отрицание существования Господа является главной причиной любого греха и беззакония. У атеиста потерян морально-нравственный ориентир, он не понимает, что все его помышления и дела видит Бог, вследствие чего постепенно начинает служить дьяволу. В псалме 52 подразумевается, что верующего человека держит в рамках духовных законов ощущение постоянного присутствия Господа.

Текст молитвы псалом 52

На церковнославянском языке

1 Рече безумен в сердце своем: несть Бог, растлеша и омерзишася в беззакониих, несть творяй благое.

2 Бог с Небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога?

3 Вси уклонишася, вкупе непотребни быша, несть творяй благое, несть до единаго.

4 Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие, снедающии люди моя в снедь хлеба, Господа не призваша.

5 Тамо устрашишася страха, идеже не бе страх, яко Бог разсыпа кости человекоугодников: постыдешася, яко Бог уничижи их.

6 Кто даст от Сиона спасение Израилево? Внегда возвратит Бог пленение людей Своих, возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.

На русском языке

1 Сказал безумный в сердце своём: «Нет Бога!» Они развратились и стали гнусны в беззакониях; нет делающего благое.

2 Бог с неба взглянул на сынов человеческих, увидеть, есть ли разумеющий или ищущий Бога.

3 Все уклонились, вместе стали негодными, нет делающего благое, нет ни одного.

4 Неужели не познают все творящие беззаконие? Съедающие народ мой, как едят хлеб, Господа не призвали.

5 Там устрашились они страха, где не было страха, ибо Бог рассыпал кости человекоугодников. Они устыдились, ибо Бог презрел их.

6 Кто даст с Сиона спасение Израилю? Когда возвратит Бог плен народа Своего, возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.

История псалма 52

Практически вся Псалтирь является сборником произведений, автором которых является царь Давид. При жизни это был не только могучий воин, мудрый правитель, но и человек, не чуждый прекрасного. Он искусно пел, владел музыкальными инструментами. У иудеев было принято именно воспевать молитвенные тексты, а не просто вслух читать их. Конечно, псалмы не сразу стали использоваться в богослужениях, но со временем вошли в канон не только у евреев, но и у христиан.

В православной церкви Псалтирь звучит на каждом богослужении. Христиане используют ее также в частной молитвенной практике — многим проще использовать готовые тексты, чтобы выразить свои чувства. Псалом 53 прекрасно подходит в тех случаях, когда человек растерян, лишен опоры в жизни. Именно в таком состоянии находился его автор, когда решил обратиться к Всевышнему.

  • Юный Давид получил откровение от Бога о том, что он стал избранником вместо Саула, тогдашнего правителя Иудеи. Несмотря на высокую честь, молодой человек не возгордился, не вынашивал планов переворота, чтобы сместить царя.
  • Смирение было одной из лучших черт Давида, которую часто ставят в пример современным христианам пастыри.
  • Верующие уже много столетий читают данный текст для того, чтобы избавиться от преследований со стороны сильных мира сего. Ведь именно в этом заключалось затруднение будущего великого царя. Обладая властью, Саул решил убить своего соперника, хотя тот вовсе не собирался его свергать.
  • В древности эти строки произносили рабы, чтобы избавиться от жестоких хозяев. Но хотя рабство давно отменено, люди до сих пор попадают в зависимость от обстоятельств, поэтому молитвенное обращение не потеряло свой актуальности.

Получив информацию о том, где находится его враг, Саул собрал своих воинов, чтобы нанести решающий удар. Но в этот момент враги решили напасть на Израиль, так что царю приходится защищать границы государства.

Смысл псалма 53

Каждая библейская глава является источником мудрости. Размышлять над ней можно в любой период жизни, каждый человек увидит что-то для собственной души. В этом непреходящая ценность Священного Писания.

Псалом, по указанию автора, должен исполняться на струнном инструменте и представляет собой поучение, размышление на определенную тему. В данном случае подом стало предательство со стороны жителей Зифа (зифеев), которые происходили из колена Иуды. Они разузнали, где скрывается опальный мужчина и его сторонники, затем донесли эту информацию до Саула.

Как повествует Первая книга Царств, они совершили подобный поступок два раза, что показывает их нераскаянность, желание выслужиться перед сильными мира сего. Согласно толкованию святых отцов, в 53 псалме можно выделить две основные мысли:

  • Жалоба Давида на своих преследователей. Он говорит об их злобе, обращаясь к Богу.
  • Утешение, которое будущий правитель черпает в своей вере. Автор не сомневается, что Господь защитит его, следует только подождать.

Строение достаточно подходящее для того, чтобы верующие находили утешение в данных библейских строках каждый раз, когда возникает необходимость. Все мы порой бываем несправедливо обижены, попадаем в неприятные ситуации без всякой вины. Чтение Псалма 53 помогает посмотреть на подобное положение вещей с точки зрения человека верующего. Все, что происходит в жизни, Господь устраивает для нашего блага. Даже из горестей христианин должен уметь вынести должный урок.

Например, когда наступает череда неприятностей, это учит терпению, делает веру в благую волю Бога сильней. Воспитывается также смирение, человек учится находить утешение в общении с Господом, получает духовную мудрость и помощь Святого Духа в молитве. Разберем текст 53 псалма на русском языке более подробно.

Псалом 53 — текст на русском

В конец, в песнех разума Давиду, внегда приити Зифеем, и рещи Саулови: не се ли Давид скрыся в нас;К исполнению, по образу гимнов. Учение Асафа. Когда пришли Зифеи и сказали Саулу: «Вот, не Давид ли скрылся у нас?»
1 Боже, во имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди ми.1 Боже, именем Твоим спаси меня и силою Твоею суди меня.
2 Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих.2 Боже, услышь молитву мою, вникни в слова уст моих.
3 Яко чуждии восташа на мя и крепцыи взыскаша душу мою, и не предложиша Бога пред собою.3 Ибо чужие восстали на меня, и сильные искали душу мою, и не представили Бога пред собою.
4 Се бо Бог помогает ми, и Господь Заступник души моей.4 Но вот, Бог помогает мне, и Господь – заступник души моей.
5 Отвратит злая врагом моим, истиною Твоею потреби их.5 Обратит Он зло на врагов моих: истиною Твоею истреби их.
6 Волею пожру Тебе, исповемся имени Твоему, Господи,6 Я усердно принесу жертву Тебе, прославлю имя Твоё, Господи,
7 яко благо, яко от всякия печали избавил мя еси, и на враги моя воззре око мое.7 ибо оно благо, ибо от всякой скорби Ты избавил меня, и на врагов моих смотрело око моё.

Толкование 53 псалма

Давид оказался в большой беде, под угрозой оказалась его жизнь. Символический смысл ситуации очень глубок. Беглецу казалось, что если отойти подальше от родного края, то враги не смогут найти его и навредить. Также была уверенность в том, что земляки не предадут. На практике все было наоборот. Дружелюбные жители Зифа на самом деле пожелали поступиться своей совестью, чтобы найти милость в глазах земного правителя.

Вывод можно сделать такой — ни один человек не будет в полной безопасности, пока не вернется к своему Создателю, то есть не попадет на небо. Находясь же временно в юдоли скорби, как принято называть землю, следует готовить душу к вечной жизни, заботиться о ней, стремиться жить без греха.

Как истинно верующий, Давид прибегает в печали к верному средству — молитве. Повествует Господу о том, что произошло. Конечно, Бог итак все знает, но Он всегда ждет, когда сердце христианина само устремится к небесному покровительству.

Несмотря на серьезную угрозу жизни, велико проявление веры со стороны избранника Божия. Наглядный пример того, что можно не только обрести милость Творца, но и потерять ее. Саул с Давидом оба получили доверие Господа, но только одному из них удалось его сохранить. От каждого верующего зависит судьба его души в вечности. Даже если вера пока невелика, каждый сам в ответе за то, чтобы взращивать ее в своей душе. Саул пошел вопреки заповедей, поэтому лишился расположения Владыки небес.

Псалом 53 наглядно демонстрирует, как вера влияет на судьбу человека. Торжественные слова автора — «Бог помощник мой» — демонстрируют уверенность в том, что все будет хорошо. Давида не пугают полчища вооруженных врагов. Ведь люди бессильны против гнева Господа. Пусть враги замышляют злое — Бог обернет из коварство против них самих.

  • Еще один важный урок, который можно сделать из данного текста — люди не должны сами мстить своим недругам. Это прерогатива Творца. Нам следует простить обидчика, если же он впоследствии не покается, то будет наказан свыше. Но нельзя отвечать злом за зло.
  • Благодарность — тоже важное качество. В те времена иудеи приносили в жертву животных. Это было дорого, однако праведники исполняли установление, беря пример с патриархов — Авраама, Иакова, Моисея. Вся суть приношения в том, что человек должен отдать Богу нечто, драгоценное для него. Для многих это является искушением, Давид же говорит о радости, с которой исполняет завет Господа.

Надо понять, что сущность жертвы вовсе не в соблюдении обрядового действия. Господа радует, когда сердце человеческое полно благодарность и любви к Нему. Это выражается в славословиях, прославлении имени Божьего.

Хотя судьба готовит еще много горестей будущему царю, он говорит о своем избавлении как о свершившемся факте. Настолько сильна в нем уверенность в поддержке Господа. Вероятно, утешением Давиду служили прежние случаи, когда ему была оказана Божья милость. Подобным образом должны поступать и все верующие, находясь в затруднительных обстоятельствах. Нельзя поддаваться панике и отчаянию, следует доверять небесному Отцу.

Но для этого необходимо иметь определенное дерзновение, то есть смелость. Оно будет только у того, кто искренне любит Бога и живет по Его заветам. Давид ощущает свою правоту, поэтому обращение к Господу звучит неким требованием, а не просто скромным обращением. Основой жизни Давида было желание угодить Господу, независимо от жизненных обстоятельств.

  • Псалом 118 — текст на русском;
  • Смотрите тут — псалом 139;
  • Псалом 26 — текст на русском: https://bogolub.info/psalom-36/.

Необходимость молитвы

Конечно, безгрешных людей просто не бывает. Разница между праведником и грешником в том, что истинно верующий борется с искушениями, пытается искоренить свои пороки, не идет у них на поводу. Псалмопевец является наглядным примером того, как это сделать. Чтобы сопротивляться злым помыслам, необходима постоянная молитва.

Без помощи Божией невозможно нести свой крест, нельзя одолеть страсти, тем более — войти в Царство небесное. В молитве же верующий сможет найти утешение, великую радость духовную. Несмотря на обстоятельства написания, Псалом 53 является полным надежды. Постоянное общение с Богом делает сердце более восприимчивым к благодати. Даже короткая молитва, произнесенная от души, принесет огромную пользу.

Видео (кликните для воспроизведения).