Псалом 51: текст молитвы, для чего читают

Псалом 51

Псалом 51 имеет надписание, состоящее из двух стихов, которые читаются так:

Пс.51:1–2 В конец, разума Давиду, внегда приити Доику Идумейску, и возвестити Саулу, и реши ему: прииде Давид в дом Авимелехов.

В этом надписании, кроме указания на лицо писателя и цель составления этого псалма, объясняется исторический повод к написанию его. Событие, послужившее поводом к составлению этого псалма, описано в 1-й книге Царств (гл. 21 и 22), где говорится, что Давид, преследуемый Саулом, бежал от него в филистимский город Геф к царю Анхусу и на пути туда зашел в священнический город Номву, близ Иерихона, где обратился к первосвященнику Авимелеху с просьбой дать ему на дорогу хлеба и оружия, т.к. ничего не имел при себе на этот раз. Авимелех, не имея в запасе других хлебов и ничего не подозревая, дал Давиду из скинии хлебы предложения, а из оружия дал меч Голиафа, хранившийся при скинии. Господь Иисус Христос, упоминая в Евангелии о сем событии, первосвященника, давшего Давиду хлебы предложения, назвал Авиафаром ( Мк.2:26 ). Но здесь нет разноречия, т.к. Господь, упоминая о первосвященнике, назвал здесь сына Авимелехова, Авиафара, который жил в те же годы, в которые жил и отец его, и был потом, в царствование Давида, первосвященником. В то время, когда гонимый Давид был в Номве у первосвященника, находился там некто Доик сириянин (урожден из страны Сирийской), который был в числе приближенных слуг Саула и состоял в то время начальником пастухов Сауловых ослиц и лошаков, а при скинии он находился в тот раз в качестве прозелита, т.е. из язычества перешедшего в иудейство ( 1Цар.21:7 ). В надписании псалма этот Доик назван идумеянином, или Идумейским, вероятно, потому, что до того времени он жил в соседней земле Идумейской. Сей-то Доик и донес потом Саулу о Давиде и об оказавшем ему благодеяние первосвященнике, и не просто донес, но, чтобы выслужиться пред царем, наклеветал ему, будто Авимелех вопрошал Господа о судьбе Давида, и будто оба они (Давид и Авимелех) совещались между собой действовать заодно против Саула. Этот донос и эта клевета Доика имели страшные последствия. Получив донос, Саул воспылал гневом и, призвав Авимелеха и 85 священников (в нашей славянской Библии – 305, в том числе, вероятно, показаны левиты), живших в Номве при скинии, приказал всех их умертвить. А так как никто из слуг Саула не решался поднять «рук своих на иереи Господни» ( 1Цар.22:17 ), то Доик сирин, как человек богатый и влиятельный при дворе царя, взялся один за это ужасное дело и, по приказанию Саула, погубил острием оружия не только всех священников но истребил совершенно и весь город Номву, всех живших в нем и даже самый скот до последнего овчате. Спасся к Давиду один Авиафар, сын Авимелеха, от которого Давид и получил ужасное известие об избиении священников и затем составил настоящий псалом, с целью научить терпению тех, которые подвергаются разным обидам. Стоящее в надписании слово в конец указывает, по словам Зигабена, на то, что терпящие обиды должны смотреть на то, какой злой конец постигнет обижающих их (ст. 7), и вместе с тем переносить обиды с долготерпением и благодарностью (ст. 11) [7, с. 408]. Слово разума дает понятие о том, что псалом этот составлен с вышеозначенною целью вразумления и научения обидимых и обижающих.

Пс.51:3–4 Что хвалишися во злобе, сильне? Беззаконие весь день, неправду умысли язык твой: яко бритву изощрену сотворил еси лесть.

Доик Идумеянин был человек злобный, коварный и наглый клеветник, и потому он, без сомнения, хвалился тем, что клеветническим доносом своим погубил архиерея Господня и весь род его. К нему-то, конечно, к сему злобному Доику и обращает свою речь Давид и вопрошает его: как у него достало столько бесстыдства хвалиться своим постыдным действием? Что хвалишься ты злобою своею, сильный? Сильным называет его пророк потому, что он близок был к Саулу, а также силен был и в причинении зла людям. «Ты замышлял беззаконие и неправду каждый день, язык твой готов произносить всякую неправду». Неправда Доика состояла в том, что он питал безвинно злобу на Давида, ложно и злонамеренно донес Саулу, что Давид с Авимелехом составили будто бы заговор против Саула ( 1Цар.22:13 ), чего на самом деле не было. Но вместе с тем Давид словами этих стихов изобличает всю жизнь Доика как совершенно развращенную и беззаконную, потому что если бы он не был так злонравен и развращен, то не решился бы на истребление столь значительного города. Лестию Давид называет здесь клевету и предательство, которые на языке Доика оказались, наподобие изощренной бритвы, средствами самыми скорыми и действительными в деле погубления священников и всего их рода и города.

Пс.51:5–6 Возлюбил еси злобу паче благостыни, неправду, неже глаголати правду; возлюбил еси вся глаголы потопныя, язык льстив.

Этими словами Давид выясняет, что клеветнический донос Доика произошел не по какому-либо недоразумению или вследствие временного неудовольствия, нет, он был последствием всегдашней злобы, злонаправленной воли человека, который, всегда совершая злые дела, возлюбил злобу паче благостыни, привык делать больше зло, нежели добро, говорить больше ложь, нежели истину. Доик, по-видимому, не солгал, сказав, что Давид приходил в дом Авимелехов, но ложь его состояла не в словах, а в намерении, с каким они были сказаны. Саул в речи своей, обращенной к слугам его, вызывал в них сочувствие к своим действиям и, напротив, враждебные чувства по отношению к Давиду. Как бы отвечая на эту речь царя, Доик заявляет ему, что первосвященник Авимелех в Номве принял к себе в дом врага царства, Давида, и со всем родом своим сделался его сообщником; в этом смысле и принят был Саулом от Доика лживый донос его. Доик говорил неправду, когда лгал на первосвященника, будто он вопрошал Бога о Давиде: это была ложь, а не истина. Глаголы потопныя – то же, что слова губительные. Язык льстив тот, которым говорил Доик пред высшими и особенно пред царем, желая понравиться или выслужиться, добиться особой чести и особых выгод от царя посредством лицемерной речи, или льстивого языка. «Глаголами потопными и языком льстивым называются, – говорит блж. Феодорит, – такой язык, который ложью может погубить совершенно. А образ речи взят с тех, которые погружают в воду и погружаемых ими принуждают оставаться в глубине вод. Так поступил и Доик» [6, с. 245].

Пс.51:7 Сего ради Бог разрушит тя до конца, восторгнет тя, и преселит тя от селения твоего и корень твой от земли живых.

Изречениями этого стиха предсказывается погибель Доика как праведное наказание Божие за его злодеяния. Ему как бы так говорит здесь пророк: все здание твоего благосостояния устроено на лживом и шатком основании неправды и беззакония. Поэтому оно скоро будет разрушено в конец. Господь Бог, праведный Судия, за временное истребление священников и за все твои неправды не только лишит тебя твоего влиятельного положения, в каком ты находишься при царе, но и разрушит тя до конца, т.е. предаст тебя в вечную погибель, накажет тебя так, что здесь разорит весь дом твой до основания, а в будущем веке осудит на вечные муки. Ту же мысль о праведном наказании от Бога пророк далее поясняет с большими подробностями: восторгнет тя, т.е. исторгает тебя Бог из твоего владения, в котором ты укоренился, и преселит тя от селения твоего, т.е. Бог накажет тебя изгнанием и лишением детей, так что ты лишишься прежде всего имения и отечества, а потом в изгнании умрешь бездетным, и таким образом Господь предаст тебя совершенному разорению, и корень твой восторгнет от земли живых, т.е. искоренит тебя от земли со всем твоим родом по восходящей и нисходящей линии родства твоего, так что не останется никакого корня твоего, или, что то же, потомства. Все, что говорится в этом и предыдущих стихах о Доике и о предсказанном ему наказании от Бога, св. Афанасий Александрийский прилагает как пророчество к Иуде предателю и современным ему правителям иудейского народа, погибшим за распятие Господа [3, с. 180].

Пс.51:8–9 Узрят праведнии и убоятся, и о нем возсмеются и рекут: се, человек, иже не положи Бога помощника себе, но упова на множество богатства своего, и возможе суетою своею.

В изречениях этих стихов псалмопевец обращает внимание на то, какое действие произведет судьба Доика на людей праведных и благочестивых. Люди праведные, или добродетельные, говорит он, посмотрев на этого коварного и нечестивого клеветника (Доика) и на злосчастную участь его и ему подобных, объяты будут страхом и исполнятся особенного благоговения и, увидев в той участи праведный суд Божий, наиболее утвердятся в страхе Божием и получат спасительный урок, как бы подобным беззаконием не оскорбить Бога и не навлечь на себя Его праведный гнев. В то же время они и посмеются над тем, как безумен бывает человек, когда, забыв Бога, он возлагает все упование свое на множество богатства своего и считает себя сильным, в надежде на свои средства и свои суетные расчеты Доик сириянин и по рождению, и по воспитанию был язычник, но, приблизившись, по роду своих занятий, к дому царя Саула, он захотел стать в более близкие отношения к царю, достиг звания конюшего («старейшина от пастырь Сауловых, пасый мски Сауловы» ( 1Цар.21:7 ) – современный шталмейстер) и, чтобы, оставаясь в этом звании, приобрести силу и влияние при дворе царя и еще более возвыситься, он решился переменить религию, а с нею вместе и весь внешний национальный облик, – словом, из сириянина захотел переделаться в израильтянина. Но приняв иудейство только внешним образом, без внутреннего сердечного убеждения, он в душе остался тем же коварным и злобным язычником, преследующим только свои честолюбивые и корыстные цели, почему он и решился так охотно исполнить безумное и злодейское распоряжение Саула ( 1Цар.22:18–19 ). Вот это душевное состояние и изобразил псалмопевец, говоря о человеке, при воззрении на судьбу которого праведные убоятся, а потом посмеются о нем и будут говорить: вот человек, который не в Боге полагал силу и крепость свою, а надеялся на множество богатства своего и укреплялся (возможе) суетою своею.

Пс.51:10 Аз же яко маслина плодовита в дому Божии: уповах на милость Божию во век и в век века.

Так как злодейское избиение иереев Господних и истребление целого города их было последствием посещения этого города Давидом, и он как бы послужил (хотя не прямою) причиной бедственной участи его ( 1Цар.22:22 ), то псалмопевец Давид от ближайших и непосредственных виновников бедствия переносится мыслью к самому себе, сравнивая их участь с своею. Не только сам Доик, но и весь род его обречен на истребление и совершенное искоренение (ст. 7). А царь Саул, давший повеление об умерщвлении священников и всего их города, был убит вместе с сыновьями его на войне с филистимлянами, а потом и весь род его был истреблен по воле Божией. Такова была участь людей, «сильных в злобе, весь день умышлявших беззаконие и неправду и надеявшихся на множество богатства своего» (ст. 3, 4, 9). Что же касается до меня, говорит праведный Давид, то моя участь совсем иного рода: я, как маслина плодовитая, насажденная в дому Божием. Как маслина, посаженная в саду, заботливо охраняется садовниками и, принося много плода, не искореняется чрез долгое время, так и я, крепкою верой и упованием на милость Божию укоренясь в дому Божием, т.е. под особенным покровительством Божиим, никогда не буду восторжен, или искоренен, но пребуду сохранен вечно, во век и в век века. Хотя, подвергшись напрасным гонениям, я нахожусь теперь в бедственном положении, но мне предстоит счастливое будущее, которое я уже созерцаю очами веры как настоящее.

Пс.51:11 Исповемся тебе в век, яко сотворил еси: и терплю имя Твое, яко благо пред преподобными Твоими.

Исповемся Тебе значит: «буду славить, благодарить Тебя». Слова и терплю имя Твое в Учебной Псалтири заменены на поле словами «и уповаю на имя Твое», а в переводе с греческого читаются: «и держу имя Твое». Смысл этих заключительных изречений псалма таков: суд над Доиком и другими злобными врагами моими, говорит Давид, предрешен Тобою, Господи: они будут истреблены и искоренены, яко Ты сотворил еси их погибель и мое спасение, и я буду благодарно прославлять Тебя за то в век. Мое благодарное исповедание соединено с непрестанным упованием на имя Твое, которое свято чтится у всех святых Твоих, яко благо пред преподобными Твоими.

Псалом 51

В каждом человеке наступает момент борьбы, внутренней борьбы с двумя версиями себя самого. Главное – выбрать правильную сторону, но для всех она разная. Праведные находят утешение в Господе и живут, одаренные Его благами, грешников же ждет только наказание. Из текста псалма 51 ясно, что жизнь по Божьим законам тяжела, как была она тяжела и для Давида, но враги в конце концов найдут свою погибель.

Текст молитвы псалом 51

На церковнославянском языке

В конец, разума Давиду, внегда приити Доику Идумейску, и возвестити Саулу, и рещи ему: прииде Давид в дом Авимелехов

1 Что хвалишися во злобе, сильне? Беззаконие весь день.

2 Неправду умысли язык твой, яко бритву изощрену сотворил еси лесть.

3 Возлюбил еси злобу паче благостыни, неправду неже глаголати правду.

4 Возлюбил еси вся глаголы потопныя, язык льстив.

5 Сего ради Бог разрушит тя до конца, восторгнет тя, и преселит тя от селения твоего и корень твой от земли живых.

6 Узрят праведнии и убоятся, и о нем возсмеются и рекут:

7 се человек, иже не положи Бога Помощника себе, но упова на множество богатства своего, и возможе суетою своею.

8 Аз же яко маслина плодовита в дому Божии, уповах на милость Божию во век и в век века.

9 Исповемся Тебе во век, яко сотворил еси, и терплю имя Твое, яко благо пред преподобными Твоими.

Читайте также:  Псалом 143: текст молитвы, для чего читают

На русском языке

К исполнению. Учение Давида. Когда пришёл Доик Идумеянин и возвестил Саулу, и сказал ему: «Пришёл Давид в дом Авимелеха».

1 Что в злобе хвастаешься, сильный, беззаконием весь день?

2 Неправду замыслил язык твой, как отточенную бритву сотворил ты коварство.

3 Возлюбил ты порок больше добра, неправду больше, чем говорить правду.

4 Возлюбил ты все речи погибельные, язык коварный.

5 Поэтому Бог истребит тебя до конца; пусть вырвет Он тебя и переселит тебя из жилища твоего, и корень твой – из земли живых.

6 Увидят праведные, и убоятся, и над ним посмеются и скажут:

7 «Вот человек, который не поставил Бога помощником себе, но надеялся на множество богатства своего, и укрепился тщетою своею».

8 А я, как маслина плодовитая в доме Божием, – надежду возложил на милость Божию вовек и во век века.

9 Буду славить Тебя вовек за то, что Ты сотворил, и уповать на имя Твоё, ибо оно благо пред святыми Твоими.

История написания

В период гонений царя Саула на ещё юного, но Господом венчанного на царство, Давида, последний написал несколько песен. Псалом 51 – выражение надежды в минуты отчаяния, когда многие искали смерти Давида, клеветали на него и обвиняли без каких-либо оснований. Песнь была написана после того, как первосвященник Авимелех приютил у себя Давида, не зная о том, какие опасности следуют по пятам за юношей. Доик Идумеянин предал Авимелеха и донес на него, что стало ударом не только для первосвященника, который всего лишь показал себя как гостеприимного хозяина, но и для Давида, тяжелого переживавшего горести других.

Для чего читают псалом 51?

Обращаться к некоторым псалмам следует лишь в определенных случаях. Читать псалом 51 рекомендуется тогда, когда имеют место ложные обвинения и клевета. Также несправедливое отношение руководства и власть имущих к невиновному. Но нельзя обращаться к тексту из зависти к грешнику, даже если его положение и богатство нажиты нечестным путем, так как суд Божий всем всё рассудит по справедливости.

Толкование псалма Давида 51

Главная мысль псалма заключается в простой истине – грешники всегда будут наказаны, а праведные – спасены. Для толкования псалма 51 следует разобрать содержание и смысл каждого стиха:

  • Стих 1-2 – говориться о том, что Доик замыслил нечто ужасное и постыдное, но видит в этом свою силу и преимущество;
  • Стих 3-5 – за греховные мысли и деяния Доик будет «истреблен» Господом;
  • Стих 6-7 – праведные увидят в его наказании пример себе, участь, которая настигнет всех грешников;
  • Стих 8-9 – Давид вверил себя Господу, как и все праведные нашел в нём спасение и истинное благо. Он обещает всегда прославлять и восхвалять Бога.

Правила чтения

Для молитв и песен Псалтири нет писаных правил и четких запретов, но все же есть ключевые моменты, которые следует знать и соблюдать при чтении псалма 51. Во-первых, обращаться к Господу нужно искренне, отрешившись от мирских забот, например, при прочтении молитвы не стоит вспоминать, все ли запланированные дела завершены. Во-вторых, рекомендуется читать молитву перед иконой, так как это помогает сосредоточиться на словах и лике Бога. Службы в церквях и храмах проводят на старославянском языке, но дома можно читать псалом 51 на русском языке. Не обязательно учить текст наизусть, но знать его смысл и назначение нужно.

Псалом 51 текст молитвы

Детально: псалом 51 текст молитвы – со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

В конец, разума Давиду, внегда приити Доику Идумейску, и возвестити Саулу, и рещи ему: прииде Давид в дом Авимелехов

К исполнению. Учение Давида. Когда пришёл Доик Идумеянин и возвестил Саулу, и сказал ему: “Пришёл Давид в дом Авимелеха”.

1 Что хвалишися во злобе, сильне? Беззаконие весь день.

1 Что в злобе хвастаешься, сильный, беззаконием весь день?

2 Неправду умысли язык твой, яко бритву изощрену сотворил еси лесть.

2 Неправду замыслил язык твой, как отточенную бритву сотворил ты коварство.

3 Возлюбил еси злобу паче благостыни, неправду неже глаголати правду.

3 Возлюбил ты порок больше добра, неправду больше, чем говорить правду.

4 Возлюбил еси вся глаголы потопныя, язык льстив.

4 Возлюбил ты все речи погибельные, язык коварный.

5 Сего ради Бог разрушит тя до конца, восторгнет тя, и преселит тя от селения твоего и корень твой от земли живых.

5 Поэтому Бог истребит тебя до конца; пусть вырвет Он тебя и переселит тебя из жилища твоего, и корень твой – из земли живых.

6 Узрят праведнии и убоятся, и о нем возсмеются и рекут:

6 Увидят праведные, и убоятся, и над ним посмеются и скажут:

7 се человек, иже не положи Бога Помощника себе, но упова на множество богатства своего, и возможе суетою своею.

7 “Вот человек, который не поставил Бога помощником себе, но надеялся на множество богатства своего, и укрепился тщетою своею”.

8 Аз же яко маслина плодовита в дому Божии, уповах на милость Божию во век и в век века.

8 А я, как маслина плодовитая в доме Божием, – надежду возложил на милость Божию вовек и во век века.

9 Исповемся Тебе во век, яко сотворил еси, и терплю имя Твое, яко благо пред преподобными Твоими.

9 Буду славить Тебя вовек за то, что Ты сотворил, и уповать на имя Твоё, ибо оно благо пред святыми Твоими.

Что хвалишися во злобе, сильне? Беззаконие весь день. Неправду умысли язык твой, яко бритву изощрену сотворил еси лесть. Возлюбил еси злобу паче благостыни, неправду неже глаголати правду. Возлюбил еси вся глаголы потопныя, язык льстив. Сего ради Бог разрушит тя до конца, восторгнет тя, и преселит тя от селения твоего и корень твой от земли живых. Узрят праведнии и убоятся, и о нем возсмеются и рекут: се человек, иже не положи Бога Помощника себе, но упова на множество богатства своего, и возможе суетою своею. Аз же яко маслина плодовита в дому Божии, уповах на милость Божию во век и в век века. Исповемся Тебе во век, яко сотворил еси, и терплю имя Твое, яко благо пред преподобными Твоими.

Как гласит толкование, текст 51 псалма написан царем Давидом во времена гонения, устроенного против него израильским царем Саулом. К написанию псалма будущего царя и пророка подтолкнуло конкретное событие, а именно предательство Доика Идумеянина на первосвященника Авимелеха, приютившего беглеца пророка Давида под своим кровом. Вероломство доноса Доика особенно бросается в глаза из-за того, что сам Афимелех даже не подозревал о плачевном положении царя Давида, и принял его у себя дома, руководствуясь исключительно законом гостеприимства.

Православный псалом 51 обращает внимание читателя на неправедность поступка Доика, который хотел получить награду от царя, но взамен получил наказание от Господа.

В каких случаях следует читать молитву псалом 51?

В христианском псалме 51 автор применяет эффект противопоставления: греху нечестивого доносчика, оклеветавшего неповинного ради достижения собственных корыстных целей, он противопоставляет праведность верующего человека, для которого подобные методы недопустимы. Внешнее достижение успеха грешника носит временный характер: получив свою награду от земного царя, он еще не знает, что вскоре его ждет наказание Царя Небесного. В то же время псалом воспевает человека праведного, надеющегося на Господа: он и его потомки будут жить с благословением во веки веков. Читать и слушать онлайн 51 псалом рекомендуется подчиненным, которых мучают злые начальники.

Слушать на видео православную молитву псалом 51 на русском языке

Читать церковный текст псалма 51 на русском языке

Начальнику хора. Учение Давида, после того, как приходил Доик Идумеянин и донес Саулу и сказал ему, что Давид пришел в дом Ахимелеха.

Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною; гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный! ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду; ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный: за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища твоего и корень твой из земли живых. Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним и скажут: «вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем». А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков, вечно буду славить Тебя за то, что Ты соделал, и уповать на имя Твое, ибо оно благо пред святыми Твоими.

Православный Псалтырь, текст псалма 51 на церковно славянском языке

Что хвалишися во злобе, сильне? беззаконiе весь день. неправду умысли язык твой; яко бритву изощрену сотворил eси лесть. Возлюбил eси злобу паче благостыни, неправду неже глаголати правду; возлюбил eси вся глаголы потопныя, язык льстив. Сего ради Бог разрушит тя до конца; восторгнет тя, и преселит тя от селенiя твоего и корень твой от земли живых. Узрят праведнiи и убоятся, и о нем возсмеются и рекут; се, человек, иже не положи Бога помощника себе, но упова на множество богатства своего, и возможе суетою своею. Аз же яко маслина плодовита в дому Божiи; уповах на милость Божiю во век и в век века. Исповемся тебе в век, яко сотворил eси; и терплю имя твое, яко благо пред преподобными твоими.

  1. Начальнику хора. Учение Давида,
  2. после того, как приходил Доик Идумеянин и донес Саулу и сказал ему, что Давид пришел в дом Ахимелеха.
  3. Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною;
  4. гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный!
  5. Ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду;
  6. ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный:
  7. За то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища твоего и корень твой из земли живых.
  8. Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним и скажут:
  9. «Вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем».
  10. А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков,
  11. вечно буду славить Тебя за то, что Ты соделал, и уповать на имя Твое, ибо оно благо пред святыми Твоими.

В конец, разума Давиду, внегда приити Доику Идумейску, и возвестити Саулу, и рещи ему: прииде Давид в дом Авимелехов

К исполнению. Учение Давида. Когда пришёл Доик Идумеянин и возвестил Саулу, и сказал ему: «Пришёл Давид в дом Авимелеха».

1 Что хвалишися во злобе, сильне? Беззаконие весь день.

1 Что в злобе хвастаешься, сильный, беззаконием весь день?

2 Неправду умысли язык твой, яко бритву изощрену сотворил еси лесть.

2 Неправду замыслил язык твой, как отточенную бритву сотворил ты коварство.

3 Возлюбил еси злобу паче благостыни, неправду неже глаголати правду.

3 Возлюбил ты порок больше добра, неправду больше, чем говорить правду.

4 Возлюбил еси вся глаголы потопныя, язык льстив.

4 Возлюбил ты все речи погибельные, язык коварный.

5 Сего ради Бог разрушит тя до конца, восторгнет тя, и преселит тя от селения твоего и корень твой от земли живых.

5 Поэтому Бог истребит тебя до конца; пусть вырвет Он тебя и переселит тебя из жилища твоего, и корень твой – из земли живых.

6 Узрят праведнии и убоятся, и о нем возсмеются и рекут:

6 Увидят праведные, и убоятся, и над ним посмеются и скажут:

7 се человек, иже не положи Бога Помощника себе, но упова на множество богатства своего, и возможе суетою своею.

7 «Вот человек, который не поставил Бога помощником себе, но надеялся на множество богатства своего, и укрепился тщетою своею».

8 Аз же яко маслина плодовита в дому Божии, уповах на милость Божию во век и в век века.

8 А я, как маслина плодовитая в доме Божием, – надежду возложил на милость Божию вовек и во век века.

9 Исповемся Тебе во век, яко сотворил еси, и терплю имя Твое, яко благо пред преподобными Твоими.

9 Буду славить Тебя вовек за то, что Ты сотворил, и уповать на имя Твоё, ибо оно благо пред святыми Твоими.

Что хвалишися во злобе, сильне? Беззаконие весь день. Неправду умысли язык твой, яко бритву изощрену сотворил еси лесть. Возлюбил еси злобу паче благостыни, неправду неже глаголати правду. Возлюбил еси вся глаголы потопныя, язык льстив. Сего ради Бог разрушит тя до конца, восторгнет тя, и преселит тя от селения твоего и корень твой от земли живых. Узрят праведнии и убоятся, и о нем возсмеются и рекут: се человек, иже не положи Бога Помощника себе, но упова на множество богатства своего, и возможе суетою своею. Аз же яко маслина плодовита в дому Божии, уповах на милость Божию во век и в век века. Исповемся Тебе во век, яко сотворил еси, и терплю имя Твое, яко благо пред преподобными Твоими.

Лечение Божественными псалмами

Лечение Божественными псалмами св. царя Давида
По благословению архиепископа Германа, Волгоградского и Камышинского

Составлен иереем Димитрием (Бегечев-Ильин), в 1996 году.
Жития святых, предания старцев содержат много примеров исцеления души и тела страждущих чтением псалмов. Святой Дух наполнял уста псалмопевца Давида, когда он в нужде, искал покаяния, защиты, радости, благодати. Каждый псалом открывает конкретную ипостась Господню в милосердии, миротворчестве, правосудии и позволяет нам по образу и подобию укрепить это свойство в себе.

ПСАЛОМ ЧИТАЕТСЯ ОТ 3 ДО 24 РАЗ В СУТКИ! (По Св. Преп. Лаврентию Черниговскому).

Желательно псалмы читать на Церковно-Славянском языке, в этом случае духовное воздействие намного сильнее.

Правило, данное Пахомию Великому от Ангела, содержит молитвы читаемые ежечасно. Монашеское правило требует чтение избранных псалмов в соответствии с 3, 6, 9 часами.

Читайте также:  Псалом 40: текст молитвы, для чего читают

1. О прозрении слепых очей – 145 пс.,
2. Об исцелении болезни очныя (глаз) – 76, 150 псс.,
3. Об избавлении от нашествия иноплеменных – 90, 108,
4. Об избавлении междуусобныя брани – 21, 108,
5. От зубной болезни – 3, 73,
6. От болезни главы – 27, 80,
7. О любви и мире супругов – 20, 38, 71, 102,
8. От недуга расслабления – 6, 27, 95, 130,
9. От огненного запаления (пожара) – 49,
10. О спасении и сохранении плавающих – 51, 88,
11. О сохранении от ересей и расколов – 8, 21, 24, 41, 108,
12. Об умирении враждующих – 94, 110,
13. При мысленной брани, против бесов – 26, 32, 61, 140,
14. От разных недугов и болезней 37, 68, 146,
15. Об исцелении от беснования – 26, 67, 90, 108,
16. Об обращении заблудших – 31, 96,
17. О духовном прозрении очей – 111,
18. О спасении и сохранении России – 74, 94, 98, 101,
19. О восстановлении самодержавия Царства Русского 98, 140,
20. О защите от воров и убийц – 5, 90,
21. От бездождия и засухи – 63, 77,
22. О просвещении разума и научении духовной грамоте и помощи в трудном учении – 111, 132,
23. О просвещении детей – 41, 102,
24. О замужестве дочерей – 144,
25. О благоуспешной торговле – 5, 106,
26. О сохранении и помощи в пути – 6, 90, 97, 118,
27. О болезни в ногах – 16, 72, 114,
28. О заключенных в темницах – 145,
29. О прогнании лукавых духов от человека – 26, 34, 67, 90,
30. Об успехи в бортничестве (Пчеловодство) – 150,
31. От разных бед и напастей – 26, 67, 90,
32. О сохранении от внезапной скоропостижной смерти – 9, 90, 113,
33. Дабы не умереть без причастия – 22,
34. При заикании – 36,
35. Когда не почитают кормильца дети или жена – 40,
36. Самые важные ежедневные псалмы – 20, 50, 70, 90, 110, 120, 150,
37. О даровании дочери – 80,
38. О даровании сына – 103,
39. Все виды кровотечений – 73,
40. О научении церковному чтению и пению – 126, 150,
41. О научении иконописанию – 41, 143,
42. Об исцелении от пьянства – 12, 17, 101,
43. О помощи при родах, о кормлении молоком – 21, 91, 100,
44. Об исцелении от младенческаго у детей (родимца) – 118,
45. О младенце не спящем – 80,
46. От разных детских болезней – 8, 108, 118,
47. Об утверждении в вере – 73, 129, 136,
48. Об избавлении от блудной страсти – 96, 105,
49. От лихорадки и горячки – 111,
50. Об исцелении от грыжи – 30, 36,
51. От болезней в пояснице – 36,
52. В скорбях и напастях – 37, 117, 150,
53. Об умерших без покаяния, но имевших веру – 118,
54. О помощи в бедности и нужде – 77, 90,
55. От насилия от иноверных язычников, безбожных правителей – 108,
56. О возвращении потерянных вещей – 71, 104,
57. От струпов и нарывов – 13, 146,
58. О плодородии земли – 95, 99,
59. О врачевании животных – 28,
60. От болезней чревных (желудка и пр.) – 79, 112,
61. Об избавлении от чародеяний – 67, 76, 108,
62. Об спасении при угрозе землятрясения – 17,
63. От отека тела и органов – 147,
64. О даровании источника воды – 17, 77,
65. При бесплодии мужском, болезнях мочеполовой системы (м) – 101, 111,
66. При бесплодии женском, болезнях мочеполовой системы (ж) – 30, 112, 118, 127,
67. При болезни (печени, сердца и др.) с истощением организма – 101,
68. При паразитарных и бактериальных болезнях – 71, 110,
69. При кожных болезнях, язвах – 63, 105,
70. При болезнях легочной системы – 18, 150,
71. При болезни сердечно-сосудистой системы – 13, 94, 101,
72. При болезни рук – 37, 143,
73. При болезни ушей – 9, 114,
74. В голодную годину – 32, 36, 77,
75. При болях в спине – 36, 101,
76. При болезнях горла, языка – 144,
77. При укреплении сил в старости – 20, 102,
78. При бессоннице – 4, 131,
79. При болезни крови, анемии – 9, 21,
80. От страхования – 13, 54,
81. О даровании вразумления у Бога – 15, 142,
82. От клеветы и суда напрасного – 57, 71,
83. О прощении забытых грехов – 18, 24,
84. При нагноении и воспалении ран и внутренностей – 37, 110, 112,
85. При перебоях в сердце – 37, 101, 144,
86. При онемении языка и потере голоса – 18,
87. При унынии – 41, 42,
88. От гипноза, кодирования, зомбирования – 26, 67, 90,
89. О прибавлении ума и памяти – 71, 118,
90. Об избавления от холода и жары – 120,
91. О благословении на новое дело или новый дом – 100, 126,
92. О благословение на собрание людей – 131,
93. При повышении давления крови – 32,110,
94. При болезни костной системы – 21, 41,
95. Когда муж ненавидит и гонит жену – 12, 126,
96. При лихорадке и жаре – 96,
97. О возвращении мужа с войны или отлучки – 74, 104,
98. От засилия вредителей – 101,
99. Отыскать украденное – 63,
100. При параличе – 102, 112,
101. На страждущего перед смертью – 111, 128,
102. От духа гордости – 61,
103. От укуса ядовитых змей и насекомых – 90,
104. От курения и наркомании и блуда – 37, 78, 105,
105. От туберкулеза, гриппа и др. инфекций – 76, 110, 112, 132,
106. От рака и др. опухолей, СПИДа – 36, 69, 81, 101, 151,
107. При ожогах – 49, 107,
108. Прощение не церковных родственников 34, 100,и Евангелие от Иоанна.

Со страхом Божиим и верою приступите, помните, что псалмы – это не заклинание, а святые молитвы. Аминь.

ДОПОЛНЕНИЕ
От 18 октября 2015 года

Вышла книга в 400 страниц
МОЛИТВЫ и ПСАЛМЫ
На всякую потребу души
наследие
Святого Паисия Святогорца
Издательство “Сатисъ” С-Пб
2015 год
По благословению митрополита Арголиды
НЕКТАРИЯ

Этот молитвослов содержит избранные псалмы и молитвы с указанием, в каких случаях и обстоятельствах их читал великий подвижник нашего времени святой Паисий Святогорец в соответствии с практикой греческого православного благочестия.

Кратко:
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
1. Читаем псалом 50
2. Под Твою милость.
3. Молитва св. Арсению Капподокийскому,
4. Молитва свт. Тихону Московскому, патриарху,
5. Псалом – соответствующий нужде
6. Сподоби Господи, в день сей без греха сохранитеся нам.
7. Достойно есть.
8. Яко Твое есть Царство и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Читаем Псалтирь. Псалом 51

Аудио

Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

Дорогие братья и сестры, сегодня будем разбирать 51-й псалом. Как и прочие, он имеет надписание: «В конец, разума Давиду, внегда приити Доику Идумейску, и возвестити Саулу, и рещи ему: прииде Давид в дом Авимелехов». Удивительный псалом, который имеет некую строгость в своем суждении: здесь Давид порицает Доику за ужасные предательства.

Когда было противостояние Саула и Давида, то, убегая от Саула, Давид посетил священнический город, где находилась скиния. Этот город назывался Номва (Нов), там служили священники. И когда Давид взалкал, придя туда, он съел хлебы предложения и затем имел суждение с первосвященником Авимелехом. Давид не задержался в этом городе, но прежде чем он покинул его, его увидел пастух мулов Доика и сообщил об этом Саулу. Причем не просто сообщил, что в этот город пришел Давид, но оклеветал священников, которые приняли Давида, сказав, что они поддержали его. И Саул приказал убить первосвященника и еще 305 священников, а затем уничтожить и сам город, убив всех жен, мужей и детей. Так что Давид здесь порицает, с одной стороны, Доику, а, с другой стороны, говорит, что все в этой жизни управляется милосердием Божиим, и тот, кто предает и клевещет, обязательно понесет заслуженное наказание от Господа.

«Что хвалишися во злобе, сильне? Беззаконие весь день». Псалмопевец этими словами говорит, что Доика пребывает во злобе и хвалится своим неправедным и беззаконным состоянием. Причем он давно пребывал в беззаконном состоянии, у него в душе пустота и злоба – значит, он постоянно вынашивает некое злодеяние в своем сердце. И когда появляется повод совершить злодеяние, он с удовольствием его совершает и даже получает от этого удовлетворение. Почему «беззаконие весь день»? В таком беззаконии пребывал и Иуда Искариотский, который целый день выстраивал план, как предать Христа Спасителя и предал его только ночью.

«Неправду умысли язык твой, яко бритву изощрену сотворил еси лесть». То есть он жил неправдой, ничего не было у него общего с правдой и благодатью, с добродетельной жизнью, которые имеет благочестивый человек. Он вынашивал эту неправду в помыслах и затем ее превратил в некое действие: «…яко бритву изощрену сотворил еси лесть». Лесть – это клевета, которую Доика стал возводить на псалмопевца Давида, она была жесткой, наглой, не пощадила ни священнический город, ни жен, ни детей, ни всех живущих в нем. Как бритва сбривает все волосы, ничего не оставляя на своем пути, так и клевета, которую вознес на Давида Доика, принесла такое сильное поражение людям, жившим в городе священников.

«Возлюбил еси злобу паче благостыни, неправду неже глаголати правду». Здесь опять поносится Доика за то, что возлюбил неправду, жил неправдой, она стала его сущностью – не было ничего святого в нем. И все то, что приносило бы пользу всему человечеству и ему лично, он не принимал, а принимал за пользу и за богатство ту злобу, что вынашивал в своем сердце, и клевету, которую он выражал постоянно.

«Возлюбил еси вся глаголы потопныя, язык льстив». Потопные глаголы – те, что как волны, сметают все, что им попадается на пути, как цунами, приносящее разрушения. А его «язык льстив» – это язык клеветника, язык неправды, который, как волны потопные, снес священнический город, нанеся сильный урон и огорчение людям, жившим в нем.

«Сего ради Бог разрушит тя до конца, восторгнет тя, и преселит тя от селения твоего и корень твой от земли живых». Святой псалмопевец Давид повествует, что будет с человеком, творящим неправду, постоянно возносящим клевету на ближних своих, имея в своем сердце злобу. Ведь клевещет тот, кто действительно уже не обладает правдой, живет постоянно в неправде. Мы видим здесь, от чего клевета исходит – от того, что человек наполняется злобой; она может быть от зависти, от неправды, которой человек живет в течение всей своей жизни. И когда это неправедное запрещают ему совершать, сердце его наполняется злобой, оно готово клеветать и разрушать все на своем пути. Эта злоба только тогда получает удовлетворение, когда видит до конца уничтоженным тот объект, на который была направлена.

Доик был пастухом, он пас лошаков стада Саулова и, естественно, был не бедным человеком, он хотел еще больше разбогатеть, быть еще ближе к Саулу: может быть, он видел отношение Саула к священникам, служившим у алтаря Господня, видел отношение к первосвященнику, и у него была злоба и зависть к ним. Эта зависть, конечно, искала своего удовлетворения.

И первый повод: когда он увидел Давида, он понял, что на этом можно разбогатеть и даже отомстить тем, кто ставил какие-то препятствия на пути его превозношения и богатства, его собственной внутренней гордыни. Так как он ненавидел священников, был озлоблен против них, эта злоба дала ему парение греховной фантазии, как будто задуманное было действительно совершено, а на самом деле этого не было. Он убеждает себя, что это было совершено, а потом уже идет и убеждает Саула.

Но Господь не бывает поругаем. Бог всегда видит человека, совершающего неправду, и наказывает его. «Сего ради Бог разрушит тя до конца», то есть Бог уничтожает совершившего неправду, не видя в нем покаяния. Это мы видели и в Иуде Искариотском, который не принес покаяния – он понял, что совершил неправду и пошел к первосвященникам, чтобы вернуть им деньги, не потому, что раскаялся, а потому, что хотел увидеть от них какую-то поддержку. И когда они не взяли денег и сказали ему: «Нам-то что? Ты сделал неправду, ты и отвечай за нее», была уязвлена его гордыня, и, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился, говорится в Священном Писании.

То есть человека, предавшего Христа, и того, кто подражает Иуде Искариотскому, Господь разрушит до конца: «Сего ради (ради твоей клеветы, ради Иудинова греха, ради той неправды, которую ты совершаешь) Бог тя разрушит до конца». Об этом взывает псалмопевец Давид и предупреждает каждого верующего человека, что не следует идти таким путем. Мы должны уходить от пути неправды: Бог поругаем не бывает. Бог ждет, наказание происходит не сразу, но оно настигает человека при определенных условиях и в определенное Богом время.

Наказание, конечно же, настигло и Доика. В Предании сказано, что он покончил жизнь самоубийством, когда Саул уже видел свое поражение, а Доик был с ним рядом. Доик полагал, что он стал богатым человеком, приближенным к царю после предательства. И это поначалу вскружило ему голову: какой он сильный, мудрый, как хорошо он все сделал, подставив Давида, как хорошо поступил с теми священниками и первосвященником, которые тоже могли бы обличить его. Причем, по Преданию, Доик сам уничтожил всех жителей этого города, активно участвовал в убийстве священников и первосвященника. Он был доволен, что оказал царю такую услугу и был приближен к нему. Но смерть настигла его, и сказано, что и дом его тоже был уничтожен, стерт с лица земли со всеми жившими в нем, то есть весь род его был уничтожен: «…восторгнет тя, и преселит тя от селения твоего и корень твой от земли живых» – Господь наказал не только его, но и всех его сродников по восходящей и нисходящей линии. Теперь нет ни твердыни его, ни селения его – все Господь разрушил до конца, весь род его пострадал от греха, который он совершил в неправде своей.

Читайте также:  Псалом 128: текст молитвы, для чего читают

«Узрят праведнии и убоятся, и о нем возсмеются и рекут…» Действительно, и праведные, и преподобные увидят это и, конечно же, еще больше утвердятся в своей правде, в своей святости и в своем преподобстве: в этом есть некая вдохновляющая сила – видно, как Господь совершает дела правые, не оставляет всякое беззаконие на земле, чтобы оно царствовало и было безнаказанным.

«…се человек, иже не положи Бога Помощника себе. » Доик не уповал на Бога, более того, он не думал, что Господь может защитить и Давида, и священников, служивших Богу. Он не взял себе в помощники Бога, и поэтому Бог наказал его, и не только его, но весь род его. «…но упова на множество богатства своего, и возможе суетою своею». Он уповал на свое положение и богатство, но не на помощь Бога, думая, что раз он богатый и состоятельный человек, то имеет право поступать так, как поступает. Он себя посчитал мудрым (мол, всех перехитрил, удвоил свое богатство) и решил, что теперь в обществе займет серьезное положение, будет рядом с царем, и это определит успех его жизни здесь, на земле. То есть подумал, что через неправду, смерть других, клевету и злобу проложит себе путь по служебной лестнице и будет занимать особое положение в обществе.

Опять-таки, Бог поругаем не бывает: кто думает как Доик даже сегодня, тот получит поражение в этой жизни – рано или поздно человеку придется дать ответ перед Богом, и Господь, конечно же, накажет такого человека не потому, что Он к этому стремится… Господь пресекает всякое зло на земле и показывает, что у зла не бывает будущего. И тот, кто совершает зло, тоже не имеет будущего (ни он, ни его дом): он всегда должен думать об ответственности за свой дом, за своих близких. Ведь если это доброе дело, оно утверждает дома, а всякое зло разрушает основание домов.

Так мы не должны жить и поступать. А как мы должны жить? На что мы должны уповать? Как Давид себя повел в этой ситуации? Об этом нам и говорит дальше этот замечательный псалом:

«Аз же яко маслина плодовита в дому Божии, уповах на милость Божию во век и в век века». Здесь трижды (во век и в век века) говорит псалмопевец Давид: «Я же как маслина плодовитая». Но какая маслина? Что она дает? Она дает замечательные плоды, из плодов – масло. И действительно, масло настолько необходимо человеку в жизни, что оно показывает великую милость, какую может сделать добродетельный человек: масло не только пригодно в пищу, но оно употребляется в некоторых лекарственных средствах, в мазях, маслом лечили раны, наводили определенную красоту и блеск на лице, им смазывали волосы – масло было применимо во многом. О чем это говорит? О том, что человек, уповающий на милость Божию, знает, что Господь победит злобу, должен быть добродетельным, плодовитым, его насаждают в дому Божием.

Что значит насадить в дому Божием? Давид уже был отлучен от города, где находилась скиния, от Иерусалима как города Бога Живого и Вечного. Конечно, он говорит здесь о добродетельном жительстве. Тот, кто пребывает в добре, находится под Божией защитой, над ним будет пребывать милость Божия. И Господь не посрамит человека, уповающего на Него. Как масло от оливы употребляется во многом, так и человек, уповающий на милость Божию, живет добродетельной жизнью и творит добрые дела.

И благочестие спасает человека. Домом Божиим называет Давид благочестивую жизнь человека: такой человек пребывает в Боге, – а если он пребывает в Боге и в добродетельном житии, то он уже пребывает в Царствии Божием. Почему Господь и говорит, что Царствие Божие внутрь вас есть – это не какое-то определенное место во вселенной, а это наше внутреннее состояние. И если мы как маслина плодовитая живем благочестиво, у нас много добродетелей, и мы уповаем на милость Божию, она всегда будет пребывать с таким человеком.

«Исповемся Тебе во век, яко сотворил еси, и терплю имя Твое, яко благо пред преподобными Твоими». «Исповемся Тебе во век» – буду прославлять Тебя, Господи, во век, яко Ты сотворил еси. Что сотворил Господь? Что показал через этот псалом Бог? Что всякое зло побеждается, упраздняется, оно не может быть не видимо Богом. Поэтому за то буду прославлять Тебя, Господи, что правда Твоя торжествует здесь, на земле, что ты все равно милостив бываешь к тем, кто живет в дому Твоем, то есть живет благочестиво.

«. и терплю имя Твое, яко благо пред преподобными Твоими». Этим говорится, что терпение рождается в ожидании – надо ждать с терпением, когда Господь сотворит: не сразу Господь дает наказание, но ждет от человека покаяния. Многие в жизни могут ошибиться, но если они раскаются, если действительно исправят путь свой и свою жизнь, то Господь, конечно же, являет им милость. А если человек пребывает дальше в своей злобе (как сказано про Доика, что он «уповал на множество богатства своего и возможе суетою своею» – то есть суета это вот эти положения: «Какие мы состоявшиеся, всего достигли в этой жизни». Конечно, не это самое главное в жизни. Самое главное в жизни – иметь мир с Богом и иметь мир внутри себя. И это приносит человеку богатство и умиротворение, человек отказывается от богатого и суетного, ведь оно не приносит такого благодатного и блаженного состояния, в котором человек может находиться), то богатство и суета, к сожалению, приводят ко греху: человек отходит от Бога и начинает уповать только на собственные силы, на внутреннюю гордыню, на свои связи и положение.

В жизни очень часто видим, когда богатый, состоятельный человек думает, что у него уже сняты все границы, он может все что угодно делать и ему все сойдет с рук. А потом он оказывается на скамье подсудимых, и ему приходится отвечать за свои поступки. А что стало причиной? Пелена, которая наложилась на его разум и стала ему диктовать, что он все может в этой жизни, он всесильный. На самом деле мы должны всегда быть осторожны – во главе всего этого лежат не просто какие-то наши измышления и наши поступки, но и действия врага рода человеческого, задача которого – сначала ослепить человека, притупить его бдительность, ввергнуть в грех, а потом уже напустить на него всяческое уныние, чтобы уничтожить, раздавить и погубить его: за этими действиями стоит точка невозврата, он не может уже вернуться к Богу, но ему приходится нести полную ответственность за неправду, что он совершает.

Святые отцы поэтому и говорят, что этот псалом еще имеет и внутренний, духовный смысл: Доик – олицетворение врага рода человеческого, который наносит сильный ущерб человеку, возводит на него клевету, хочет причинить злобу, уничтожает все святое и праведное на своем пути в лице священников. Но Бог, в конце концов, явит Свою победу через Пришествие Господа нашего Иисуса Христа на землю и через ту благодать и силу, которую получает верующий в таинствах Церкви Христовой, – они тогда идут вслед за Господом, имеют благодатную поддержку, помнят слова Священного Писания и тем самым побеждают врага рода человеческого. Недаром Господь говорит: «Бдите и молитеся, да не внидете в напасть».

Молитва должна быть уделом нашей христианской жизни, чтобы мы имели победу над врагом рода человеческого. И, конечно, если мы будем пребывать в молитве, то сможем победить испытания – те иудины дела, которые вокруг нас также совершаются. И почти каждый человек не по одному разу в своей жизни может встретиться с теми, кто его предает, кто клевещет, возлагает на него неправду. И мы видим очень много людей, которые идут за этой неправдой и остаются пораженными, потому что они прислушиваются через неправедным людей к умыслу, клевете врага рода человеческого.

Вот такой замечательный псалом. С одной стороны, он говорит о порицании Доика, а с другой – о милости Божией, которую Господь все равно являет над людьми, идущими за Ним. И в то же время тот, кто творит злобу, клевету, неправду, всегда будет еще здесь наказан за это – Господь такого человека разрушает до конца.

Что такое псалом?

Что такое псалом

Слово «псалом» произошло от греческого «щипать», то есть щипать струны. Пение псалмов обычно сопровождалось аккомпанементом щипкового инструмента. Псалом — это особый жанр молитвословной поэзии. Книгу Псалтирь составляют 150 псалмов.

Каждый псалом состоит из нескольких стихов, которые называют «версами», версы в свою очередь тоже делятся на два-три полустиха. Количество полустихов часто зависит от редакции Псалтири.

Псалмы напоминают песни Библейские (кантики). Псалмы и кантики составляют основу музыки богослужения в западно-христианских конфессиях.

Как читать псалмы

Раньше псалмы пели на богослужении всей общиной, теперь же это обычно делает группа певчих или церковный хор. Но поют и читают их не только на богослужении.

Псалтирь считается книгой, где собраны молитвы на все случаи жизни. Более 80 из них написал сам библейский царь Давид. Но в Псалтири также есть псалмы авторства:

  • Соломона,
  • Моисея,
  • Асафа и его потомков,
  • Емана,
  • Ефама,
  • сынов Кореевых,
  • неизвестных авторов.

Некоторые псалмы призваны прославлять Господа, иные же — просить покаяния. Знаменитый 50-ый псалом входит в состав ежедневного утреннего правила. Автором псалма стал царь Давид, совершивший преступление перед Господом. Чтобы завладеть чужой женой, он отправил ее мужа на верную гибель.

Святой Ефрем Сирин о псалмах

Святой Ефрем Сирин давал такое определение псалмам:

Псалом – отгнание демонов.
Псалом – оружие против страха ночного.
Псалом – успокоение от дневных трудов. Псалом – безопасность младенцев.
Псалом – утешение старцам, самое приличное убранство женщинам. Он светлыми делает праздники, он производит печаль по Богу.
Псалом и из каменного сердца вызывает слезы.
Псалом – дело Ангелов, небесное жительство, духовное кадило. Он просвещает ум, он возводит на небеса, он делает людей собеседниками Божиими, радует душу, прекращает суд, смиряет враждующих. Где псалом с сокрушением, там и Бог с Ангелами.

Читать псалмы можно келейно. Важно сосредоточиться на молитве, не отвлекаться, настроится не на монотонное чтение, а на живой разговор с Богом. Чтение псалмов не должно быть формальным, попробуйте проникнуться каждым словом и, стоящей за ней историей. Псалмы писались людьми, которые были близки к Господу, приблизиться к Нему, славить Его и просить о милости Бога — это и есть цель чтения псалмов.

Не стоит воспринимать псалмы, как волшебные заклинания. В интернете часто можно встретить «псалом, чтобы встретить свою любовь», «псалом, чтобы хорошо сдать экзамен». Вера в помощь Господа не имеет ничего общего с суевериями и представлениями псалмов, как магических заклятий. Всегда стоит читать толкования псалмов, чтобы произносить их не бездумно, а прочувствовав каждое слово всей душой.

Значение псалмов по номерам

  • Чтобы уберечься от тяжких грехов: 18
  • Против нападений бесовских: 45, 67
  • При обвинениях и клевете, воздвигающихся на тебя: 4, 7, 36, 51
  • Когда видишь гордыню и злобу многих, когда нет у людей ничего святого: 11
  • Для смирения духа: 5, 27, 43, 54, 78, 79, 138
  • Когда враги продолжают искать твоей погибели: 34, 25, 42
  • В благодарность за победу над врагом: 17
  • Во время скорби и в несчастиях: 3, 12, 21, 68, 76, 82, 142
  • При унынии и в безотчетной скорби: 90, 26, 101
  • В защиту от врагов, в напастях, при кознях человеческих и вражьих: 90, 3, 37, 2, 49, 53, 58, 139
  • В обстояниях, чтобы Господь услышал молитву твою: 16, 85, 87, 140
  • Когда просишь милости и щедрот у Бога: 66
  • Если желаешь научиться, как должно приность благодарение Господу: 28
  • Чтобы не скупиться и подавать милостыню: 40
  • Восхваляя Господа: 23, 88, 92, 95, 110, 112, 113, 114, 133, 138
  • В болезнях: 29, 46, 69
  • В смятении душевном: 30
  • В душевном уязвлении: 36, 39, 53, 69
  • В утешение угнетаемым: 19
  • От порчи и колдунов: 49, 53, 58, 63, 139
  • Когда имеешь потребность исповедования истинного Бога: 9, 74, 104, 105, 106, 107, 117, 135, 137
  • О прощении грехов и в покаянии: 50, 6, 24, 56, 129
  • В радости духовной: 102, 103
  • Когда слышишь, что хулят Промысл Божий: 13, 52
  • Чтобы не соблазниться, когда видишь, что нечестивые благоденствуют, а праведные терпят скорби: 72
  • В благодарность за всякое благодеяние Божие: 33, 145, 149, 45, 47, 64, 65, 80, 84, 97, 115, 116, 123, 125, 134, 148
  • Перед выходом из дома: 31
  • В дороге: 41, 42, 62, 142
  • Перед посевом: 64
  • От покраж: 51
  • От потопления: 68
  • От мороза: 147
  • В гонениях: 53, 55, 56, 141
  • О даровании мирной кончины: 38
  • О желании переселиться в вечные селения: 83
  • По усопшим: 118
  • Если одолевает лукавый: 142, 67

«Изъяснение каждого псалма Псалтири». — М.: Изд-во Православного братства святого апостола Иоанна Богослова, 2000.

Ссылка на основную публикацию