Псалом 5: текст молитвы, для чего читают

Псалом Давида 5

Утренняя молитва является надежным покровов на весь день грядущий. Псалом 5 — слезное обращение к Творцу в час тревог и невзгод, когда проблемы плотным кольцом окружают жизнь молящегося.

История написания псалма

В жизни царя Давида редко бывали спокойные дни. С юношества до старости он подвергался гонениям, нападкам врагов и предательству ближних. Родной сын Авессалом готовит восстание против отца и царя Давида, сердце которого разрывается от боли, гнева и несправедливости.

В Псалме 5 Давид в самого начала подчеркивает:

  • свою уверенность в том, что его плач будет услышан Создателем;
  • признание славы и святости Божью;
  • решение постоянно находиться в поклонении;
  • молиться о себе, против вражьих нападок, о народе Израиля.

Важно! В этом псалме отличительной особенностью является рекомендация исполнять песнопение на духовых инструментах, тем самым подчеркивается его важность и сила.

Толкование псалма

В повелевающем и ободряющем принципе молитвы заложена могущественная молитва, воззвание к Царю царей.

1. Начальнику хора. На духовых орудиях. Псалом Давида.
2. Услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои.
3. Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Бог мой! ибо я к Тебе молюсь.
4. Господи! рано услышь голос мой, — рано предстану пред Тобою, и буду ожидать,
5. ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой;
6. нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие.
7. Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь.
8. А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем.
9. Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой.
10. Ибо нет в устах их истины: сердце их — пагуба, гортань их — открытый гроб, языком своим льстят.
11. Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их, отвергни их, ибо они возмутились против Тебя.
12. И возрадуются все уповающие на Тебя, вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им; и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое.
13. Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его.

Стихами 2-4 царь буквально кричит к Господу, умоляя Его услышать о создавшейся проблеме, псалмопевец просит Бога снизойти до него.

Другие псалмы царя Давида:

Царь Давид смотрит на Всевышнего, как на Властелина вселенной, и радуется, что Создатель готов выслушать молитву каждого человека, который взывает к Нему.

Псалмопевец называет Творца Царем и Богом, Тем, Кто правит на Небе и земле. Только вдумайтесь, простой, грешный человек, песчинка в человеческом мире имеет право в простой молитве обратиться к Самому Создателю Вселенной со своей просьбой.

В страстной и с верой молитве христиане уверены в том, что:

  • донесенная проблема будет услышана Богом, Его ухо направлено в сторону людей, которые не всегда могут найти взаимопонимание среди себе подобных;
  • их прошение достигнет Бога, и Он даст ответ, после размышлений на добро или зло, ведь без размышлений не может быть крепкой молитва;
  • Бог слышит наш плач и вопли, которые вырываются из груди христиан в минуты великой скорби и отчаяния.

Давид подчеркнул, что он начинает день с молитвы, ибо день, который Господь благословит с утра, будет удачен все опасности и проблемы будут под Его контролем. Творец — Бог, ненавидящий грех, об этом говорит царь в стихах 5-7.

Несмотря на огромное любящее сердце, наполненное чистотой и святостью, Создатель строго судит каждого за грехи. Враги, творящие беззакония, в одно мгновение могут быть уничтожены, как и их процветание, идолопоклонники будут истреблены с земли.

Ещё похожие статьи:

Далее псалмопевец обещает жить в поклонении Всевышнему, воздавая Ему честь и хвалу, в благоговении пребывая в молитве, как в одиночестве, так и в храме.

Поиск святости и справедливости вызывает желание постоянно находиться в присутствии Божьем. Интересно воззвание о том, что Давид просит Божьего наставления ради врагов.

Как часто в наших сердцах возникает гнев, суд, желание отомстить с особой жестокостью. Решая решить проблему по собственной воле, мы часто при этом впадаем в грех. Безгранична милость Творца к любящим Его с послушанием и терпением.

В каждое ситуации, взяв за пример псалом 5 Давида, христиане должны отдавать себя на Божье водительство, тогда ответ Создателя будет на добро просимому и на гнев врагам. Давид молится за врагов своих, зная, что они поступили неправедно.

Лжецы, льстецы, люди, держащие «камень за пазухой», религиозники, выдающие себя за праведников, находятся рядом с нами постоянно, и только воля Божья способна изменить ситуацию.

Множество нераскаянного нечестия — прямой путь в преисподнюю. Давид подчеркивает, что враги выступили не только против него лично, грешники возмутились против Всевышнего, они достойны наказания. Наказание грешников — ответ на молитвы и укрепление веры во всемогущество и справедливость Отца.

Когда читать

Псалмом 5 начинается первый час утрени, после благодарственной молитвы о прошедшей ночи.

Текст этой песни — молитвы можно читать в любой сложной жизненной ситуации, будь то семейная проблема или болезнь, финансовый кризис или элементарная сплетня.

Читайте также интересные статьи:

Читая прошение Давида на утрени, христиане тем самым ставят Божью защиту на весь от искушений, вражеских нападок, непредвиденных проблем и духовного падения.

Псалом 5

Ежедневно мы обращаемся к Господу с разного рода просьбами. В большинстве случаев это просьбы о защите и помощи во время проблем и тревог. Псалом 5 – глас верующего во время накопившихся проблем, когда уже нет сил бороться с бедами.

Текст молитвы псалом 5

На службах используется текст молитвы на старославянском языке. Праведники, молясь дома, могут читать псалом 5 на русском языке.

На церковнославянском языке

1 О наследствующем, псалом Давиду

2 Глаго́лы моя́ внуши́, Го́споди, разуме́й зва́ние мое́.

3 Вонми́ гла́су моле́ния моего́, Царю́ мой и Бо́же мой, я́ко к Тебе́ помолю́ся, Го́споди.

4 Зау́тра услы́ши глас мой, зау́тра предста́ну Ти, и у́зриши мя.

5 Яко Бог не хотя́й беззако́ния, Ты еси́: не присели́тся к Тебе́ лука́внуяй,

6 ниже́ пребу́дут беззако́нницы пред очи́ма Твои́ма: возненави́дел еси́ вся де́лающыя беззако́ние.

7 Погуби́ши вся глаго́лющыя лжу: му́жа крове́й и льсти́ва гнуша́ется Госпо́дь.

8 Аз же мно́жеством ми́лости Твоея́, вни́ду в дом Твой, поклоню́ся ко храму свято́му Твоему́, в стра́се Твое́м.

9 Го́споди, наста́ви мя пра́вдою Твое́ю, враг мои́х ра́ди испра́ви пред Тобо́ю путь мой.

10 Яко несть во усте́х их и́стины, се́рдце их су́етно, гроб отве́рст горта́нь их: язы́ки свои́ми льща́ху.

11 Суди́ им, Бо́же, да отпаду́т от мы́слей свои́х, по мно́жеству нече́стия их изри́ни я́, я́ко преогорчи́ша Тя, Го́споди.

12 И да возвеселя́тся вси упова́ющии на Тя, во век возра́дуются, и всели́шися в них и похва́лятся о Тебе́ лю́бящии и́мя Твое́.

13 Яко Ты благослови́ши пра́ведника, Го́споди: я́ко ору́жием благоволе́ния венча́л еси́ нас.

На русском языке

1 О наследующей. Псалом Давида.

2 Услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои.

3 Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Бог мой! ибо я к Тебе молюсь.

4 Господи! рано услышь голос мой, — рано предстану пред Тобою, и буду ожидать,

5 ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой;

6 нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие.

7 Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь.

8 А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем.

9 Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой.

10 Ибо нет в устах их истины: сердце их — пагуба, гортань их — открытый гроб, языком своим льстят.

11 Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их, отвергни их, ибо они возмутились против Тебя.

12 И да возвеселятся все уповающие на Тебя, вовек возрадуются, и Ты вселишься в них, и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое.

13 Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его.

История написания

Во времена правления царя Давида часто случались предательства и войны. Спокойные дни выдавались очень редко. Но даже тогда, когда он не был у власти, Давид подвергался гонениям и многочисленным испытаниям. И текст псалма 5 – это обещание Давида Господу. А обещает он всегда верить в него, быть последователем, не отказываться от своей веры.

Для чего читают псалом 5?

Текст псалма 5 читают при:

  • Искушениях;
  • Нападке врагов;
  • Духовном падении;
  • Сложных жизненных ситуациях.

Толкование псалма 5

Текст хвалебной песни несет в себе подобное толкование:

Стихи 1-7: автор обращается к Господу. Царь показывает праведникам как следует возносить Всевышнего. Господь всегда нас слышит и поможет, если вера наша истинна. Давид каждое утро начинает свой день с молитвы, благодаря за все Господа. От Господа не нужно требовать что-то особенное, он сам понимает и знает, что делать.

Стихи 8-13: Идут описания еврейского народа, сама жизнь автора. Ведь судьба Давида полна была опасностей и трудностей, но Господь никогда не оставлял его. Всегда слышны царя молитвы. Не смотря на то, что у Давида есть грехи, он раскаян. Он знает, что заслуживает наказания. Никогда не просит о смерти своих врагов. Господь может сам распорядиться их судьбами.

Правила чтения

Читают псалом 5 во время утрени ежедневно. Песнь читается во время любой трудной жизненной ситуации. Она не имеет границ. Верующие заучитывают наизусть текст, вшивают в пояс или переписывают текст на отдельный лист.

Псалом 5

Первый стих пятого псалма состоит из следующего надписания: О наследствующем, псалом Давиду. В издании Псалтири на русском языке надписание это читается так: «Начальнику хора, на духовых орудиях, псалом Давида». Первые слова – начальнику хора – означают, как это уже объяснено в предыдущем 4-м псалме, что этот псалом, по составлении его, передан регенту хора для разучивания его певцами; на духовых орудиях – значит, что пение псалма должно быть сопровождаемо аккомпанементом музыки, и для этого он должен быть положен на ноты одного из духовых орудий. Что же значит славянское надписание (с греческого языка): о наследствующем? По объяснению св. отцов, под именем наследствующего (или наследствующей) разумеется Церковь, или народ христианский, предопределенный к наследию вечного Царства Христова – заслугами и кровью Иисуса Христа, Сына Божия. Псалом этот принадлежит также Давиду, который составил его, по объяснению одних, в гонение Саула, по мнению же других, после восстания Авессалома. По содержанию своему он представляет молитвенную беседу пророка, в которой последний изливает свои чувства пред Богом относительно враждующих против него врагов его, нечестивых, лживых и коварных. В таинственном смысле большая часть толковников видят в этом псалме молитву Церкви или благочестивой души, обуреваемой напастями, о спасении.

Пс.5:2–3 Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое. Вонми гласу моления моего, Царю мой и Боже мой, яко к Тебе помолюся, Господи.

Эти молитвенные слова пророка и царя Давида мы ежедневно слышим в церковном богослужении: ими начинается первый из трех псалмов одной из утренних служб, так называемого «первого часа». Глагол – значит речь, слово; в молитве слова: глаголы моя означают – слова молитвы моей; внуши – возьми в уши, выслушай; разумей звание значит – познай мой вопль, пойми, в чем состоит мое призывание, моя нужда, о которой заявляю; вонми гласу моления моего, т.е. вникни, обрати внимание на мою просьбу. Пророка Давида Святая Церковь поставляет всем чадам своим, всем христианам в пример и образец покаяния и молитвы. И мы все христиане молимся Богу; но какой плод нашей молитвы? Слышит ли Господь нашу молитву? И если слышит, то разумеет ли, понимает ли наши прошения? И если разумеет, то внемлет ли им? Бывает, что не только не внемлет и не разумеет, но даже и не слышит Господь нашей молитвы. Не слышит Господь Бог молитву, когда молящийся так развлекается мыслями в молитве, что и сам не сознает своих слов, или не понимает того, о чем молится, или молится с таким бессердечием и холодностью, что молитва его не может взойти горе. Не разумеет Бог просящего, когда тот не знает сам чего просит или когда просит не полезного. Не внемлет Бог молитве, когда молящийся недостоин того, чтобы быть услышанным, или по недостатку должного смирения, или, будучи великим грешником, не думает о покаянии и не чувствует сокрушения о грехах своих. Вот о чем напоминают слова псаломской молитвы: «Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое. Вонми гласу моления моего». К этим словам пророк присовокупляет: Царю мой и Боже мой – и, таким образом, обращается с прошением к Господу Богу, во-первых, как к Царю, Который имеет попечение о подвластных Ему людях и старается исполнить их добрые желания, а во-вторых, как к Богу, пред Которым предстоит не только как раб Его, но и как ничтожная тварь, ничего сама по себе не могущая и во всем от Бога зависящая, и этим самым выражает полное свое смирение пред Богом и совершенную покорность Его всеблагой воле.

Читайте также:  Псалом 116: текст молитвы, для чего читают

Пс.5:4 Заутра услыши глас мой: заутра предстану Ти, и узриши мя.

У евреев было освящено обычаем три раза в день становиться на молитву: утром, в полдень и вечером ( Дан. 6:10, 13 ). Поэтому и Давид, считавший молитву самой главной и первейшею обязанностью своей к Богу, говорит Ему: заутра, т.е. прежде нежели приступлю к какому-либо делу и прежде чем возглаголю что-либо и к кому-либо, предстану пред Тобою, Господи, и тогда усмотрю, узрю (в еврейской Библии читается вместо узриши «узрю»), прежде нежели развлекутся мои мысли житейскими заботами, я в молитвенном углублении усмотрю Божественные свойства Твои, из которых главнейшие святость и правосудие.

Пс.5:5–7 Яко Бог не хотяй беззакония Ты еси: не приселится к Тебе лукавнуяй, ниже пребудут беззаконницы пред очима Твоима: возненавидел еси вся делающыя беззаконие, погубиши вся глаголющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь.

По связи с предыдущим, слова эти имеют такой смысл: заутра предстану я пред Тобою, Господи, и увижу, что Ты Свят и Праведен, что противно Тебе всякое беззаконие; Ты отвергаешь молитвы людей нечестивых, нераскаянных грешников, и потому не приселится, не может приблизиться к Тебе лукавнуяй, т.е. хитрый, злой человек. Беззаконники, все творящие беззаконие, не любящие и нарушающие закон Твой, не предстанут пред очи Твои, потому что ненавистны Тебе всякая неправда и всякое беззаконие. По Своей святости и правосудию Ты не оставишь без наказания, Ты погубишь всех лживых, порочных, совершающих дела неправды. Человека кровожадного и коварного лицемера гнушается, отвращается Господь.

Пс.5:8 Аз же множеством милости Твоея вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем.

Продолжая молитвенную беседу свою, пророк как бы так говорит: имея в виду святость Твою, Господи, и страшась гнева Твоего и праведного прещения на нечестивых и нераскаянных грешников, я, по милости Твоей, с благоговением вхожу в дом Твой и со страхом приношу молитвы в храме Твоем. Здесь дом и храм означают скинию Божию, которая до построения храма при Соломоне, сыне Давида, заменяла его и называлась также храмом ( 1Цар. 1:9 ).

Пс.5:9–10 Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой. Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху.

Говоря в предыдущем стихе о молитве, совершаемой им в храме, пророк выражает и самую молитву эту. Господи, говорит, пошли мне благодать Твою, чтобы руководила и наставляла меня на стезю правды Твоей и помогала мне исполнять заповеди Твои и чрез то избегать всех грехов, столь ненавистных Тебе. Исправь, уравняй путь мой пред Тобою, чтобы ходить мне путем непорочным, путем заповедей Твоих, имея всегда пред очами Тебя, Бога моего, и страх Твой. И все это соделай враг моих ради, да избегну козней и наветов их. Несть во устех их истины, но ложь, коварство и обман: одно говорят, а другое мыслят, и ни о чем ином не помышляют, как только о том, чтобы обольстить. Сердце их суетно, т.е. так развращено сердце их, что они оказываются неспособными сочувствовать истине и правде, а мудрствуют и помышляют одно суетное и ложное, клонящееся ко вреду для ближнего и к оскорблению святости Божией. Гроб отверст гортань их, т.е. гортань их, как орган для выражения звуков речи человеческой, есть ничто иное как открытый гроб со смердящим трупом, из нее не слышится слова здравого и спасительного, а только ложь, коварство и обман. Языки своими льщаху, т.е. с языков их сходят одни только льстивые, коварные речи, высказываются благожелания, по-видимому, добрые расположения, в сущности же маскирующие злостные намерения и ненавистные чувства.

Пс.5:11 Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих; по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи.

Словами сего стиха пророк просит суда Божия на нечестивых: осуди их, Боже, праведным судом Твоим, по их достоинству и по заслугам; не дай успеха их коварным и злобным замыслам; отними у них всякую надежду на исполнение их нечестивых намерений, которыми они мечтали погубить избранных Твоих (здесь нужно припомнить выражение псаломской надписи: О наследствующем). По множеству нечестия их изрини я, т.е. за множество беззаконий их отвергни их, лиши их наследия вечных благ, уготованных любящим Тебя праведникам, и выбрось их во тьму кромешную; потому что, восставая против избранных Твоих, они возмутились против Тебя и наносят оскорбление Твоей святости. Такая молитва людей благочестивых о наказании нечестивых должна быть понимаема не как естественное желание мщения, но как благочестивая ревность по Бозе, какую возбуждает в сердцах их Дух Святой, и за которою последует и самое исполнение, т.е. погибель нечестивых, если они не исправятся.

Пс.5:12 И да возвеселятся вси уповающии на Тя, во век возрадуются, и вселишися в них: и похвалятся о Тебе любящии имя Твое.

Когда, говорит, сотворишь праведный суд Твой, Господи, тогда все получат праведное воздаяние по делам своим, тогда все те, которые, надеясь на милость Божию, терпели клеветы, напасти и разные обиды со стороны нечестивых, возвеселятся и возрадуются, и радость их будет вечная, нескончаемая ( Ин. 16:22 ). Здесь пророк опять имеет в виду наследствующую, т.е. «церковь первородных на небесех написанных» ( Евр. 12:23 ), которым уготованы от Господа вечная радость и вечное блаженство, к которым приидет Сам Господь, Отец Небесный, вселится в них и обитель у них сотворит ( Ин. 14:23 ). И будут, продолжает пророк, хвалиться Тобою любящие имя Твое.

Пс.5:13 Яко Ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас.

В этих заключительных словах псалма пророк высказывает причину вечной радости праведников, которая состоит в благоволении к ним Господа Бога. Как бы так объясняет он эту причину: Ты, Господи, вечный и праведный Судия, от вечности, прежде сложения мира, благоволил избранным Твоим, возлюбившим Тебя и на Тя надеющимся, явить Свою милость, а потому и благословляешь их (подаешь благодать Свою) и ограждаешь, как бы крепким щитом, Твоей помощью. Твое благоволение служит им вместо оружия; они как бы венцом украшаются им. Венец этот сплетается из милости, правды, благодати и славы.

Из содержания сего псалма можно усмотреть различные движения и действия природы и благодати в сердцах человеческих. Они так противоположны и такое тонкое между ними различие, что разуметь его можно только духовно живущему и внутренне озаренному человеку. Все ищут добра и все представляют себе в делах или словах своих что-либо доброе – оттого под видом добра многие и обманываются. Природа работает для плоти и плотскими стремлениями и наслаждениями утешается; а благодать действует для возвышения свободы духа. Между законами плоти и духа происходит непрестанная борьба: чего один хочет, от того другой отвращается. Прекрасно об этом предмете учит святитель Тихон Задонский. «Плоть хочет – говорит он, – гордиться, величаться, превозноситься, но дух – смиренно мудрствовать. Плоть хочет в славе и чести быть, дух же – вся в уметы вменять (почитать за сор. – Ред). Плоть хочет упокоеваться, дух же бодрствовать, трудиться. Плоть хочет пировать, веселиться, а дух – воздерживаться, поститься, за грехи сетовать. Плоть хочет врагам своим отмщевать, а дух – любить врагов, добро творить ненавидящим. Плоть хочет чужое похищать, а дух – и свое требующим раздавать. Плоть хочет сладострастиям своим угождать, а дух – целомудрствовать. Плоть хочет во всем волю свою исполнять, а дух волю Божию. Так и в прочем – плоть и дух противятся между собою».

Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8

В чем помогает и что означает псалом 5 царя Давида

История написания

Псалтирь (Psalms) читается не только в православии, но и в иудаизме и исламе.Текст псалма составлен царем Давидом до того, как он был вынужден бежать из-за восстания Авессалома. Пророк описал волнения, которые в то время происходили в народе. Враги настраивали людей против царя Давида, распространяли ложь и давали ложные обещания. Готовился не относительно мирный переворот, а насильственный, подразумевающий кровопролитие.

Псалом 5 написан царем Давидом

Псалмопевец Давид молился Господу о наказании злоумышленников и исправлении его собственного пути перед Богом. В целом содержание текста говорит о начале восстания Авессалома и видении царем связи между начинающимися волнениями и его собственным преступлением.

Для чего читают псалом 5

Существует несколько указателей чтения псалмов в тех или иных жизненных ситуациях. Подобный труд составил прп. Арсений Капподокийский. Можно найти соответствующие указания в молитвословах, особенно если они содержат Псалтирь.

Псалом 5 читают в следующих случаях:

  • чтобы стяжать любовь к молитве;
  • для смирения духа;
  • чтобы исцелились глаза, уязвленные злодеем;
  • для обретения телесного здоровья;
  • от нечистых духов.

Важно молиться с верой и смирением. Псалмы – это не магические заговоры. Не стоит ждать, что после первого прочтения человек быстро получит просимое. Господь помогает каждому человеку, но следует проявлять терпение и уповать на милость Божию.

Толкование святого послания

Над толкованиями Псалтири и других библейских книг трудились и святые учителя церкви, и современные священники. Особого внимания заслуживают толкования святых отцов, которые были водимы Духом Святым. Сохранились изречения о Псалтири святителей Афанасия Великого, Василия Великого, Иоанна Златоуста и других отцов.

Стихи 2-7

Пророк Давид обращается к Богу, молится ему. Он надеется быть услышанным, ведь в нем нет ненавистного Богу беззакония, лукавства, несправедливости, лжи, зависти. В стихе 6 указаны делающие беззаконие люди, которые грешат своим образом жизни. А тех, кто отпал от истины и является инакомыслящим, считает идолов богами, псалмопевец назвал «глаголющими лжу», и им грозит погубление от Бога. Существует разница между «возненавидел еси» и «погубиши»: последнее обозначает худшую участь.

С другой стороны, в этих стихах указано, что пророк видел – готовящийся бунт ждет успех. Он молится Богу, просит скорой помощи, а также не оберегать злоумышленников. Под словом «кровожадный» в стихе 7 подразумевается Авессалом, который во время восстания мог совершить убийство.

Стихи 8-13

Псалмопевец говорит о том, что по милости Божией он войдет в Небесный Иерусалим. Он просит пребывать и поклоняться в храме Божием. По упованию на человеколюбие Господа, пророк, пребывая в страхе Божием, не решается отринуть его.

Далее речь идет о «мудрых века сего», возможно и о еретиках. Они распространяют опасные учения, обратились против псалмопевца Давида. Те, кто гонит душу, исполняющую волю Божию, огорчают Господа. Слова «И вселишися в них» в стихе 12 можно соотнести со строками, которые значительно позже появились в Евангелии: «Ибо придут и Сам Он и Отец Его, и обитель у него сотворят». Люди, любящие Имя Божие, возвысятся духом. За понесенные труды следует увенчание венцами, ограждающими подобно некоему орудию.

Читайте также:  Псалом 79: текст молитвы, для чего читают

Видео «Чтение псалма 5»

В этом видеоролике представлена аудиозапись написанной царем Давидом молитвы.

Правила чтения

Популярен вопрос о языке, на котором нужно читать Псалтирь. Во время богослужения должен использоваться только церковнославянский язык, несмотря на противоречивые мнения духовенства. Существует синодальный перевод Псалтири на русский язык. Но им разрешается пользоваться только дома.

Во II–III ст. до н. э. Псалтирь перевели с еврейского на греческий язык. В настоящее время книга переведена на многие языки мира, в том числе на русский, грузинский, английский.

Несмотря на доступность переводов, даже дома псалмы нужно читать на церковнославянском языке. Позволяется использовать тексты, написанные русскими буквами. По учению прп. Арсения Великого, даже если чтец не понимает значения, «бесы понимают и бегут».

Текст псалма 5 на русском языке

1 Начальнику хора. На духовых орудиях. Псалом Давида.

2 Услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои.

3 Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Бог мой! ибо я к Тебе молюсь.

4 Господи! рано услышь голос мой,- рано предстану пред Тобою, и буду ожидать,

5 ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой;

6 нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие.

7 Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь.

8 А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем.

9 Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой.

10 Ибо нет в устах их истины: сердце их – пагуба, гортань их – открытый гроб, языком своим льстят.

11 Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их, отвергни их, ибо они возмутились против Тебя.

12 И возрадуются все уповающие на Тебя, вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им; и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое.

13 Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его.

Псалмы читают при разных жизненных обстоятельствах, ведь все успехи человека – это милость Божия. Чтением псалтири можно молиться за живых и усопших, просить здоровья физического и душевного.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Псалом Давида 5: история написания и толкование

Господь предоставил человеку множество разных способов общения с ним, в числе их и молитва. В ней верующие обычно просят у Бога помощи и защиты, а также утешения в сложные жизненные минуты. К самым сильным псалмам, выражающим такую просьбу, относится псалом 5, он является незаменимым для любого православного, у которого опускаются руки перед накопившимися проблемами.

Это глас, без которого не обойтись, когда своими словами к Богу обратиться не получается. Данное произведение, вошедшее в Псалтырь, представляет собой утреннюю молитву, в которой царь Давид размышляет на тему отношения Всевышнего к праведным и тем, кто живет не по законам Божьим.

История написания

Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно тщательно изучить все детали пятого псалма. Начинается он с «Начальнику хора», рядом также есть надписание, указывающее под аккомпанемент каких инструментов нужно исполнять кафизму. Пели ее, как известно, под духовые инструменты.

Встречается в произведении и слово «миктам», которое разные эксперты расшифровывают по-разному. Многие предполагают, что это оно означает «покрытие», то есть, сам псалом, следует считать «молитвой искупления».

Как и многие другие богодухновенные тексты, данный был написан Давидом в сложные минуты жизни. Спокойно себя царь, как известно, чувствовал редко, так как с юных лет и до самой старости он регулярно сталкивался с нападками врагов, гонениями, предательством тех, кто должен был быть его сторонником.

К числу последних относится и наследник пророка, Авессал, подготовивший восстание против отца. Этот поступок сына Давида больно ранил, сердце его разрывалось от гнева инеспособности смириться с несправедливостью.

В 5 псалме царь обращается к Всевышнему, обещая ему, что будет взывать к небесам всегда. При этом автор подчеркивает:

  • он уверен, что его слова будут услышаны Богом;
  • он признает славу и святость Господни;
  • он ищет ответ в поклонении.

Давид надеется на то, что Спаситель защитит его от нападок враг, поможет народу Израиля.

Сложена песня плачь как раз в то время, когда Авессал активно подготавливал восстание против Давида. То есть над ней царь трудился еще до своего вынужденного бегства. Судить об этом можно, тщательно изучения все волнения, которые автор выразил в своем произведении. Он заявляет о беззаконии, которое вершат его враги, о распространении лжи, льстивых обещаний, которым многие слепо верят, соглашаясь устроить насильственный переворот, что не обойдется без кровопролития.

При этом Давид молится и просит у Бога не только наказания для тех, кто ступил на «кривую дорожку», но и исправления своего собственного пути. Каждая строка в кафизме указывает на то, что писался он в период зарождения восстания под началом Авессала. Уже в самом начале царь, еще не покинув храм, увидел связь между начинавшимися волнениями в народе и своим грехом, видел, какими средствами пытается его сын избавиться от него.

Пятый псалом – это не просто прошение, а болезненный вопль, который Давид издает, осознавая, что ему грозит большая опасность.

Для чего читают псалом 5

Незаменимым это произведение является:

  • в минуты искушения;
  • когда есть угроза со стороны врагов;
  • в часы духовного падения.

В целом эту кафизму, как и многие другие, написанные Давидом, используют в сложных жизненных ситуациях.

Правила чтения

Читать псалом 5 рекомендуется каждое утро вместе с другими утренними молитвами. Учить произведение наизусть необязательно, не сделать это не будет лишним. Текст данной песни-плача многие православные переписывают на отдельный лист, чтобы иметь возможность общаться через кафизму с Богом в любом месте.

Использовать его нужно, следуя таким молитвенным правилам:

  1. Убедитесь предварительно в том, что ничего не отвлечет вас от обращения к Господу, уединитесь.
  2. Зажгите церковную свечу, если таковая есть под рукой.
  3. Сосредоточьтесь, читайте слова вдумчиво, не торопитесь.

Важно! Не относитесь к молитве, как к заклинанию. Читайте ее регулярно, стараясь уловить смысл каждой строчки.

Текст молитвы псалом 5

На церковнославянском языке

В храмах во время богослужения пятую кафизму исполняют на церковнославянском, но читать произведение на этом языке многим верующим сложно. Тем не менее, этому можно обучиться, достаточно взять текст с расставленными в нем ударениями. Дополнительно могут понадобиться труды Святых Отцов, позволяющие толковать непонятные строки.

На русском языке

На просторах интернета вы найдете не один вариант перевода псалма 5 на русский язык. Выберите самый удобный для себя, тот, который читать и понимать легче. В таком виде его, помимо всего прочего, проще учить наизусть.

Толкование псалма 5

Чтобы разобраться со смыслом пятой кафизмы, нужно внимательно изучить все ее стихи:

  1. В стихах со 2 по 4 Давид умоляет Бога, взывая к нему, услышать его, разобраться в его проблеме. При этом царь не сомневается, что Спаситель ответит на его молитву, ведь он всегда обращает внимание на адресованные ему слова, которые исходят из самого сердца. Автор восхищается тем, что у него, простого человека, песчинки в бескрайней пустыне есть возможность общаться с Творцом, тем, кто правит на Земле и на Небе. В такой момент его и Всевышнего соединяет молитва. Эта часть произведения служит напоминанием каждому христианину о том, что искреннее прошение будет рассмотрено Господом, что его ухо всегда направлено в сторону верующих, которых не всегда ждет понимание со стороны им подобных. Это напоминание о том, что ответ Бога нужно ждать терпеливо и смиренно, ведь Спасителю нужно время для размышлений. Следуя примеру Давида, православный должен не терять веру в то, что Творец слышит его вопль и плачь, раздающийся в минуту скорби. Одна лишь эта мысль дарит утешение. Начиная день с пятого псалма, человек может не волноваться относительно того, что Господь не возьмет его проблем под контроль.
  2. Главной мыслью стихов 5-7 является отношение Бога к греху. Здесь все, казалось бы, очевидно, ведь Всевышний не терпит грех. Подчеркивая это, Давид молится о защите и помощи. Он понимает, что сердце Творца большое, наполненное чистой святостью и любовью, но при этом Он всегда готов вершить суд над грешником. Царь верит, что справедливость восторжествует и каждый, кто творит беззаконие, будет наказан. Автор обещает Богу жить в поклонении до самой смерти. Важно сделать акцент на том, что в данной части кафизмы Давид просит у Господа наставления ради недоброжелателей. Это – напоминание верующим о том, что, поддаваясь гневу, желанию отомстить, человек может, сам того не ведая, впасть в грех. Молясь, нужно просить прощения не только за себя, но и за врагов, отдавая, таким образом, себя на водительство Всевышнего.

Псалом 5 заставляет людей задуматься о том, как нужно вести себя в трудную минуту жизни. Есть только один верный вариант – довериться Богу, ведь по его воле ситуация может измениться. Свидетелями перемен станут только, кто кается и молится. Всякое нераскаянное нечестие ведет христианина в преисподнюю.

Давид уверен, что его враги, восстав против него, восстали и против Господа, а значит, их обязательно ждет наказание. При этом царь стремиться не к мести, а к справедливости, которая была бы ответом на его молитву.

Пятая кафизма обращена не только к тем, кто страдает от злых деяний недоброжелателей, но и к тем, кто соблазняется временными благами, нарушая Божьи законы, сомневаясь в Его промысле. Следуя примеру Давида, христианам нужно заботиться не о вечных благах, о благополучии, которое уготовано только праведным. Напоминать себе о том, как следует поступать по жизни, следует регулярно, соответственно читать псалом 5 нужно часто. В свободное время его также нужно слушать.

Псалом 5: для чего читают, толкование, текст молитвы

Для чего читают Псалом 5? Каково толкование Псалма и что значат его стихи? Слушать онлайн или читать текст молитвы Псалом 5 на русском языке вы можете у нас на сайте.

1 Слова мои услышь, Господи, уразумей вопль мой,

2 внемли гласу моления моего, Царь мой и Бог мой, ибо к Тебе помолюсь я, Господи.

3 Рано утром услышь голос мой, рано утром предстану Тебе и буду взирать.

4 Ибо Ты Бог, не желающий беззакония, не поселится при Тебе творящий зло,

5 не пребудут и беззаконники пред очами Твоими; возненавидел Ты всех, делающих беззаконие.

6 Ты погубишь всех, говорящих ложь; кровожадным и коварным гнушается Господь.

7 Я же по множеству милости Твоей войду в дом Твой, поклонюсь пред храмом святым Твоим в страхе Твоём.

8 Господи, поведи меня в правде Твоей ради врагов моих, направь пред Тобою путь мой.

9 Ибо нет в устах их истины, сердце их суетно, гроб открытый – гортань их, языками своими обманывали.

10 Осуди их, Боже, да отстанут они от замыслов своих, по множеству нечестия их изгони их, ибо они огорчили Тебя, Господи.

11 И да возвеселятся все надеющиеся на Тебя, вовек возрадуются, и Ты поселишься среди них, и будут хвалиться Тобою любящие имя Твоё.

12 Ибо Ты благословишь праведника, Господи; как оружием благоволением Ты оградил нас.

Псалом Давида о том, чтобы Бог наказал нечестивцев и лжецов, а праведным воздал по делам их

Читать пятый Псалом необходимо тем, кто жаждет Божьей справедливости в своей жизни. Тем, кто столкнулся с неоправданной в отношении себя злостью или ненавистью. Кто пережил чей-то заговор или сплетни. Случиться такое может на работе среди коллектива или в кругу родственников и друзей. Современное общество порой бывает жестоко, верит не словам того, кого обсуждает, а досужим сплетням, которые не имеют под собой никаких оснований для того, чтобы им верить. В таких ситуациях и необходимо обращаться к Господу за помощью, просить, чтобы Он воздал лжецам и клеветникам по заслугам. Не выполнять роль судьи, а полностью полагаться на Божью волю в этом вопросе.

Читайте также:  Псалом 84: текст молитвы, для чего читают

Давид в этом Псалме просит Господа воздать всем врагам его по делам. А недругов у него было много. Встречались они и в царском дворце. Заговоры и сплетни – бич времени правления царей и королей. Поэтому без Божьей помощи, поддержки и защиты Давиду было тяжело справиться с тем грузом ответственности, который он нес и с негативным отношением среди некоторых подчиненных ему людей и народа. Давид просит Бога осудить тех, у кого на сердце плохие и коварные замысли против царя. Он знает, что когда Бог покарает всех нечестивцев, праведники возрадуются и прославят Господа, о чем он и говорит Богу в своей молитве и песне.

Детальное толкование

Пятый Псалом Ветхого Завета можно поделить на 5 частей:

  1. Давид просит Бога о том, чтобы Тот услышал его (стихи 1-3)
  2. Царь приходит в молитве к Господу утром (стихи 4-6)
  3. Давид сравнивает учесть тех, кто верен Богу и его заповедям с теми, кто нарушает Его закон (стихи 7 и 8)
  4. Царь просит Бога, чтобы Тот путеводил его, потому что Давиду сложно двигаться в своей жизни и в правлении без Божьей подсказки (стихи 9-11)
  5. Царь описывает радость праведников в то время, когда Бог будет судить нечестивцев и грешников (стихи 12 и 13).

Деление условное, сделано для того, чтобы лучше понять значение Псалма и его основную мысль.

Часть 1 – Давид жаждет быть услышанным Богом, когда молится и поем Ему

Стих 1

Давид прославляет Бога на духовных орудиях. «Орудие» – музыкальный инструмент. Царь имел хороший слух и даже подростком исполнял Господу песни на каком-нибудь инструменте, особенно на арфе. Псалом пелся начальнику хора.

Параллельных стихов из Писания нет.

Стих 2

Давид просит Господа о том, чтобы быть услышанным Всевышним. Еще просит «уразуметь помышления» — понять, о чем думает царь, какие мысли скрываются у него в голове. Давид знает, что он как человек, может неправильно выразить их, подобрав не те слова, которые нужны. Поэтому просит Бога, посмотреть и на его мысли.

Параллельных стихов из Писания нет.

Стих 3

Царь продолжает просить Бога. Теперь говорит «внемли гласу вопля моего». Глас – голос, должен быть услышан Господом. Вопль – не печаль или негодование, это жалобный и громкий плач. Настолько же тяжело было Давиду, что он не просто молился тихонько Господу, как это делают многие. Он громко и жалобно плакал. Для большинства мужчин такое поведение кажется неприемлемым. Но сам царь Израиля вел себя так, потому что очень нуждался в Божьем водительстве.

Параллельных стихов из Писания нет.

Часть 2 – Давид молится утром и рассуждает о том, кому позволено находиться рядом с богом, а кому нет

Стих 4

Царь Давид любил молиться утром, сразу же после пробуждения, когда еще все спят. «Рано предстану пред Тобой» — говорит он. Каждую молитву мужчина воспринимал не как простой монолог с самим собой, а как встречу с Господом, потому что говорит «предстану». Для него молитва всегда являлась диалогом, общением с Тем, кто сотворил его и знает все его помышления и желания. В общении с Господом Давид говорил, что будет ожидать от Него ответа. Ему было важно знать, что ответит Бог по вопросу, который поднимал царь.

Параллельных стихов из Писания нет.

Стих 5

Давид говорит, что Господь не любит беззакония. Жизнь с Богом не должна быть похожей на хаос, она подчиняется определенным законам и заповедям. Человек должен быть послушен в том, чтобы соглашаться с Божьей волей и принимать ее для своей жизни безоговорочно. Другое значение слова «беззаконие» – поступок, который влечет за собой тяжелые или негативные последствия. Бог любит всех людей – и праведников и грешников. Он не любит грехи, поступки, которые плохо сказываются на жизни человека, следующего им. Давид продолжает, говоря, что у Бога «не водворится» злой. Что значит, не будет иметь место на небе, в раю, не сможет быть рядом с Богом.

Параллельных стихов из Писания нет.

Стих 6

«Не пребудут пред очами Бога» – не смогут находиться в непосредственной близости с Господом, перед Его глазами. Давид относит эти слова к тем, кто ведет себя беззаконно, нечестивые и злые люди. Царь утверждает, что таких Бог ненавидит. Опять-таки необходимо четко понимать, что не самого человека ненавидит Бог, а те плохие поступки, которые он совершает.

Параллельных стихов из Писания нет.

Часть 3 – Давид говорит о том, что ждет нечестивого и его самого после смерти

Стих 7

Мужчина утверждает, что того, кто постоянно врет, Бог погубит. Господь гнушается кровожадных и коварных людей. «Гнушается» – испытывает чувство брезгливости и неприязни. Кровожадными называют людей, которые жаждут чьей-то крови как в прямом, так и в переносном смысле. Это хищные, жестокие и свирепые люди. «Коварный» – это человек, который создает видимость дружелюбия и безопасности, но на самом деле таит в себе угрозу для того, кто общается с ним или имеет какие-то общие дела. Получается, что Бог погубит тех:

    кто говорит неправду кто жесток и свиреп кто снаружи кажется добрым, а внутри таковым не является.

Параллельный стих из Писания:

    Пс 54:24 – Бог низведет коварных и кровожадных в ров погибели – место, которое можно понимать как могилу или ад. Первое значение более приемлемо для этого стиха, потому что далее говорится о том, что такие люди не доживут и до половины своих дней. Такое часто можно наблюдать – по-настоящему злые люди попадают в автокатастрофы, умирая неожиданно. Из-за своей кровожадности они не могут прожить жизнь полностью, часто покидают землю молодыми. Многие называют это «законом бумеранга», на самом же деле это уже давно было предопределено Богом как возмездие за все из злые поступки.

Стих 8

Давид не говорит, что он добр и кара, которая описана выше, не коснется его. Мужчина полагается на Божью милость, говоря «по множеству милости Твоей». Он верит, что Господь многомилостив. И доброты хватит на всех тех, кто решится оставить коварный и кровожадный образ жизни и обратится к Господу с раскаянием. Давид же каждый день входит в храм, чтобы поклониться Богу и уповать на Его милость, которой нет границ или пределов.

Параллельных стихов из Писания нет

Часть 4 – Давид просит о том, чтобы сам Бог руководил его жизнью и защищал от злых людей

Стих 9

Царь просит, чтобы Бог «путеводил его», то есть говорил ему, куда следовать и когда это делать. Давид не хотел принимать в своей жизни единомышленных решений, не посоветовавшись сначала с Господом. Так должны делать все земные правители, но вряд ли кто-то сейчас перед принятием очередного закона, советуется в Богом по вопросу, наделять его силой или нет. Но Давид, будучи царем Израиля, всегда приходил к Господу перед принятием важного политического решения, особенно перед военным походом. И сейчас он тоже просит о водительстве.

«Уравняй передо мною путь» – Давид просит, чтобы его жизненный путь был ровным, без резких поворот и неприятных неожиданностей. Давиду нравилась предсказуемость и порядок. Он всегда мечтал о спокойной жизни, но ходил на сражения, потому по-другому в ту пору уладить конфликты не получалось.

Параллельных стихов из Писания нет.

Стих 10

После мужчина переходит на рассуждения о нечестивых людях, говоря, что их сердце – это пагуба. Пагуба же, в свою очередь, означает большой вред и гибель. То есть орган человека, который влияет на жизнь, стал гибелью для него самого, потому что из него исходит только вред. Гортань грешников Давид сравнил с открытым гробом. То есть, из него не может исходить что-то доброе и светлое, наоборот, только неприятности и смерть. «Языком своим льстят» – не говорят правды, а только лгут или источают притворство. А если и говорят что-то хорошее, то только для того, чтобы извлечь из этого для себя выгоду.

Параллельный стих из Писания:

    Рим 3:13 – Помимо того что гортань грешников напоминает открытый гроб, и они обманывают своим языком, в стихе говорится – «яд аспидов на губах их». Когда аспид – это представитель семейства ядовитых змей. Яд ядовитого холоднокровного находится на губах грешника, который любит врать и льстить.

Стих 11

Давид просит, чтобы Бог осудил таких людей, чтобы их замыслы обернулись против них самих же. Чтобы Господь отверг их, потому число беззаконий их велико. Живя так, они не просто отвергают законы, установленные Господом, а отвергают самого Творца, который создал их, благодаря которому они дышат и живут. Поэтому Давид просит от Господа для них кары, которая соответствовала бы их поведению и грехам.

Параллельных стихов из Писания нет.

Часть 5 – Благословения, которые ожидают тех, кто уповает на Господа и живет согласно Его заповедям

Стих 12

Те, кто будет уповать на Бога, обязательно возрадуются в конце своего земного пути. Будучи в раю, они будут славить Бога вечно, потому жизнь на небесах не имеет временных рамок, она бесконечна. Господь будет покровительствовать им, они будут счастливы тому, что находятся под Его защитой, в безопасности. Там будут только те, кто по-настоящему любил Бога, живя на земле. Не был таким, какими описаны в этой главе нечестивые люди – кровожадными и коварными.

Параллельных стихов из Писания нет.

Стих 13

Бог всегда благословляет того, кого считает праведником – человека, с правильным сердцем и правильным положение перед Господом, ненавидящим грех и все, что с ним связано. Благословение Бога Давид сравнивает со щитом, которое защищает того, кто за ним находится. Это щит как венец для того, кого Бог помиловал и наградил. Венец – головной убор, который возлагается на человека для того, чтобы отличить его, показать его высокое звание и призвание. Поэтому Божье благословение распространяется только на тех, кого Господь хочет наградить, выделить от остальных, подчеркнуть важность этого человека для Себя.

Параллельных стихов из Писания нет.

Краткое толкование

Истолковать пятый Псалом коротко можно так:

    Давид поет Псалом на духовном инструменте Просит Господа о том, чтобы ему быть услышанным, чтобы Бог уразумел его мысли «Услышь мой громкий плач, потому что только тебе я молюсь и только у тебя прошу помощи» «Встаю рано и прихожу к Тебе. Жду твоего ответа и водительства» «Ты не любишь тех, кто поступает беззаконно, рядом с тобой никогда не будет такого человека» «Ты погубишь тех, кто постоянно лжет, кто кровожаден и коварен» «Я же уповаю на твою милость, что когда придет мое время быть судимым Тобой, ты помилуешь меня и я смогу войти в твой храм и быть рядом с Тобой» «Будь моим путеводителем, говори, куда мне двигаться и какие решения принимать» Давид снова сетует на то, что у нечестивых нет ни одного правдивого слова, они постоянно льстят и любят притворяться «Пусть их коварные планы станут для них же самих ловушкой, потому что они стали противиться Твоим повелениям и заповедям» «Тогда все праведники будут радоваться Твоей справедливости, будут ликовать и прославлять Тебя, будут хвалиться Тобой, потому что они любят Тебя и на протяжении своей земной жизни стараются исполнять все, что написано в Твоем Слове» Бог дарует праведникам много благословений, каждое из которых как щит для человека, охраняющего его.

Пятый Псалом состоит из 13 стихов и 16 предложений. Находится на странице 570 Библии синодального перевода. Исполнил пятый Псалом царь Давид на духовном орудии для своего начальника хора.

Слушать Псалом 5


Ссылка на основную публикацию