Псалом 48: текст молитвы, для чего читают

Автор: | 12.11.2021

Псалом 48 – слушать и читать текст. Толкование.

Ветхий Завет

Псалтырь

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать просмотреть это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 48

Толкование Псалма 48

Этот псалом, несомненно, представляет “поэзию мудрости”, так как посвящен извечной проблеме “процветания злых” (сравните Пс. 72). Псалмопевец неоднократно наблюдал, как благоденствуют нечестивые: гордыней и чувством уверенности, что благоденствие их вечно, исполнены они. Между тем, участь их, утверждает он, подобна участи “животных” (стих 13). Присущее им чувство безопасности – ложно, тогда как надежда праведных исполнится.

Стиху 1 соответствует надпись с указанием Начальнику хоря и свидетельством об авторстве (или исполнителях) псалма.

А. Уста мои изрекут премудрость… (48:2-5)

Пс. 48:2-5. То, что он собирается “сказать”, псалмопевец считает настолько важным, что “внимать сему” призывает всех живущих во вселенной. (Этот речевой прием встречается и во многих других местах Библии.) Он обращается ко всем людям, независимо от их социального и материального положения (стих 3). Премудрость намерен изречь он и поделиться “размышлениями сердца своего”.

Они основаны на знании, и знание необходимо, чтобы постичь их; представляется, что именно такой смысл вложен в окончание стих 4. Однако не обычное, человеческое знание подразумевается тут, а духовное. Псалмопевец и сам “впитывает” его, глубоко вдумываясь в премудрость прошлых времен запечатленную в притче. Он предупреждает, что на первых порах слова его могут прозвучать загадочно, не вполне понятно (стих 5).

Б. О процветании нечестивых (48:6-13)

Пс. 48:6. Собственно “загадка” приведена в этом стихе. Далее неясное раскрывается и объясняется. Оговоримся, что вторую часть стиха 6 правильнее читать так: беззаконные (злые преследователи мои, а не беззаконие путей моих) окружат меня. В стихах 6-13 псалмопевец делится своими наблюдениями о процветании злых, которое, однако, ненадежно и временно. Для чего же мне… бояться их! – восклицает он.

Пс. 48:7-10. Далее он обращается непосредственно к тем, которые надеются на силы свои и хвалятся богатством своим. Он говорит им, что тщетны самоуверенность их и гордыня, ибо никакой ценой “не искупить” человеку от смерти ни брата своего, ни самого себя. Смерть – удел всех живущих.

Пс. 48:11-13. Кто не знает, что и мудрые… и невежды одинаково умирают (сравните Еккл. 2:15-16), и имущество их остается другим! (сравните Еккл. 2:19-21). Следовательно, жалкое и бессмысленное это занятие – всемерно заботиться о земном и пытаться увековечить имя свое, давая его своей земле (стихи 11-12). Все равно ведь последним жилищем знатных и богатых станет могила, и в этом они уподобятся животным, которые погибают (стих 13; сравните с Еккл. 3:19-20).

В. Ободрение праведных (48:14-21)

Пс. 48:14-15. Безумие думать и чувствовать так, как думают и чувствуют “надеющиеся на силы свои” (стих 7), но безумие это из поколения в поколение поражает людей (стих 14). Мудрый псалмопевец напоминает злосчастным гордецам об их обреченности: всех их Бог заключит в преисподнюю, где они, словно безгласные овцы, пребудут во власти смерти. В отличие от них, праведников ждет награда (они станут владычествовать над нечестивыми) на утро, т. е. сразу после смерти.

Пс. 48:16. В предыдущем и в этом стихах – прозрение воскресения. Псалмопевец выражает уверенность в том, что Бог избавит душу его от власти преисподней и примет его, т. е. в вечности даст пребывать вблизи Себя. Ясного представления о “жизни после смерти” здесь нет, но есть понимание того, что жизнь эта не будет одинаковой для нечестивцев и праведных: первых ожидает вечный мрак, шеола, существование вдали от Бога (они “никогда не увидят света”; стих 20), вторых же – “принятие” Им.

Пс. 48:17-21. Есть ли в таком случае смысл завидовать и переживать (в русском тексте – “бояться”), когда человек, не на Бога полагающийся, богатеет, и слава дома его умножается (стих 17). Ведь ни чего из того, что накопил, он не возьмет с собою в преисподнюю, где он присоединится к роду отцов своих (стих 20), и слава его не пойдет туда за ним. Он лишь при жизни… ублажает душу свою, а люди, подобные ему, прославляют его за его неразумие (таков смысл 2-ой части стих 19).

Ясен вывод, подразумеваемый псалмопевцем: участь праведных несравненно лучше тленного богатства и преходящей славы гордецов, не знающих Бога.

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

В чем помощь верующему в чтении псалма 48

Несмотря на то, что со стопроцентной уверенностью указать автора христианского текста 48 псалма невозможно, и некоторые ученые приписывают его сыновьям Кореевым, очень много признаков свидетельствует о том, что написан он был царем Давидом в глубокой старости, в воспоминание о бунте его сына Авессалома. Как известно, Авессалом был бездетным, и еще при жизни приказал возвести памятник со своим именем, чтобы увековечить себя для потомков. Однако памятник был разрушен при неизвестных обстоятельствах, и толкование 48 псалма повествует, что этот инцидент подтолкнул Давида к написанию этой важной песни.

В каких случаях рекомендуется читать и слушать православный псалом 48?

Текст 48 псалма, который Давид собирается поведать миру, кажется ему настолько важным, что он призывает прислушаться к себе представителей всех народов: и исповедующих единого Бога, и язычников. В псалме он образно пишет о том, что нечестивого человека не спасут никакие памятники: всевидящий Господь сотрет память о нем навсегда. Память о человеке – исполнение Божиих заповедей, вот основная идея этой песни. Читать и слушать онлайн христианский псалом 48 следует о здравии и спасении людей, занятых на опасной работе.

Читать на русском языке текст молитвы псалом 48

Слушайте сие, все народы; внимайте сему, все живущие во вселенной, — и простые и знатные, богатый, равно как бедный. Уста мои изрекут премудрость, и размышления сердца моего — знание. Приклоню ухо мое к притче, на гуслях открою загадку мою: «для чего бояться мне во дни бедствия, когда беззаконие путей моих окружит меня?» Надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего! человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него: дорога цена искупления души их, и не будет того вовек, чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы. Каждый видит, что и мудрые умирают, равно как и невежды и бессмысленные погибают и оставляют имущество свое другим. В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их в род и род, и земли свои они называют своими именами. Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают. Этот путь их есть безумие их, хотя последующие за ними одобряют мнение их. Как овец, заключат их в преисподнюю; смерть будет пасти их, и наутро праведники будут владычествовать над ними; сила их истощится; могила — жилище их. Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня. Не бойся, когда богатеет человек, когда слава дома его умножается: ибо умирая не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его; хотя при жизни он ублажает душу свою, и прославляют тебя, что ты удовлетворяешь себе, но он пойдет к роду отцов своих, которые никогда не увидят света. Человек, который в чести и неразумен, подобен животным, которые погибают.

Православный Псалтырь, текст псалма 48 на церковно славянском языке

Услышите сiя вси языцы, внушите, вси живущiи по вселенней, земнороднiи же и сынове человечестiи, вкупе богат и убог. Уста моя возглаголют премудрость, и поученiе сердца моего разум. Приклоню в притчу ухо мое, отверзу во псалтири гананiе мое. Вскую боюся в день лют? беззаконiе пяты моея обыдет мя. Надеющiися на силу свою и о множестве богатства своего хвалящiися; брат не избавит, избавит ли человек? не даст Богу измены за ся, и цену избавленiя души своея; и утрудися в век, и жив будет до конца, не узрит пагубы. Егда увидит премудрыя умирающыя, вкупе безумен и несмыслен погибнут, и оставят чуждим богатство свое. И гроби их жилища их во век, селeнiя их в род и род, нарекоша имена своя на землях. И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмыслeнным и уподобися им. Сей путь их соблазн им, и по сих во устех своих благоволят. Яко oвцы во аде положени суть, смерть упасет я; и обладают ими правiи заутра, и помощь их обетшает во аде; от славы своея изриновени быша. Oбаче Бог избавит душу мою из руки адовы, eгда прiемлет мя. Не убойся, eгда разбогатеет человек, или eгда умножится слава дому eго; яко внегда умрети eму, не возмет вся, ниже снидет с ним слава eго. Яко душа eго в животе eго благословится, исповестся тебе, eгда благосотвориши eму. Внидет даже до рода oтeц своих, даже до века не узрит света. И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмыслeнным и уподобися им.

Псалом 48

Означенный псалом не содержит в себе таких указаний, которые бы давали возможность приблизительно точного определения времени его происхождения. По единогласному надписанию Библий еврейской, греческой и латинской писателем были сыновья Кореевы. В греческой Библии в надписании есть указание имени Давида, что показывает связь содержания этого псалма с эпохой царя Давида. Действительно, если предположить происхождение псалма из эпохи гонений от Авессалома, то в содержании его не найдется ничего, противоречащего данному времени. Есть даже одно указание частного характера, по-видимому, подтверждающее данное предположение. Нечестивые, для увековечения памяти о себе, любили давать свои имена своим землям. Из 2Цар 18:18 , видно, что и Авессалом при жизни тоже поставил себе памятник для передачи и сохранения своего имени в истории.

Все, люди, слушайте изречение мудрости (2–5). Не должно бояться преследований нечестивых, так как эти люди умрут и нет никого, кто бы мог избежать смерти (6–11). Нечестивый, думающий жить в потомстве, называет своим именем земли. Через это он, однако, не избежит смерти, за которой будет заключен в преисподнюю; могила – жилище его, а праведный будет принят Богом (12–16). Не бойся, когда видишь увеличение силы и славы нечестивого: по смерти он пойдет к своим отцам, которые не видят света, он погибнет за свое неразумие подобно животному (17–21).

Пс.48:2 . Слушайте сие, все народы; внимайте сему, все живущие во вселенной, –

Пс.48:3 . и простые и знатные, богатый, равно как бедный.

Писатель приглашает всех живущих на земле выслушать изречение, которое он намерен сообщить. Обращение ко всему живущему указывает на важность этого сообщения. Такой прием воззваний довольно обычен в Библии (см. ( Втор. 32:1 ; Ис. 1:2 ) и др.).

Пс.48:5 . Приклоню ухо мое к притче, на гуслях открою загадку мою:

Писатель внимательно прислушивается к голосу, говорящему внутри его. Это указывает как на то, что сообщаемое им не есть плод человеческого измышления, но Божественное откровение, так и на то, что к этой “Загадк е», непонятной на первых порах речи, требуется особенное внимание.

Пс.48:6 . «для чего бояться мне во дни бедствия, когда беззаконие путей моих окружит меня?»

Самая загадка приводится в означенном стихе, а остальное содержание псалма представляет раскрытие и подтверждение ее истинности. Перевод с евр. не особенно понятен. Выражение “путей” , по-еврейски «hageb» значит собственно «пята», а отсюда «Запинатель, гонитель». Тогда все выражение получает такой вид: «для чего бояться мне во дни бедствия, когда беззаконие моих запинателей окружит меня?» Нет смысла, не должно бояться, хотя бы враги окружили меня со всех сторон, и я должен буду погибнуть от них.

Пс.48:7 . Надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего!

Пс.48:8 . человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него:

Пс.48:9 . дорога́ цена искупления души их, и не будет того вовек,

Пс.48:10 . чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы.

Смерть, которая постигает меня, неизбежно постигнет и нечестивых и сильных моих преследователей. Эта смерть постигнет вас, самоуверенные богачи! От этой смерти никому невозможно откупиться, так как «дорога цена искупления души их» – так как слишком дорога, непосильна для человека цена, которою бы можно было освободить ( “искуплени е”) жизнь ( “души” ) от смерти. Этого не в силах сделать человек. Из людей все должны умереть.

Пс.48:11 . Каждый видит, что и мудрые умирают, равно как и невежды и бессмысленные погибают и оставляют имущество свое другим.

Пс.48:12 . В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их в род и род, и земли свои они называют своими именами.

Если же смерть – неизбежный удел всего живущего, то жалка привязанность человека к земному, жалка его вера в несокрушимость своих материальных приобретений, жалко его стремление увековечить себя, назвав свои земли своими именами.

Такая забота о бессмертии в потомстве есть болезненное самообольщение и вредное.

Пс.48:13 . Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают.

Пс.48:14 . Этот путь их есть безумие их, хотя последующие за ними одобряют мнение их.

Нечестивый человек до смерти не получает известности, о которой он так заботился при жизни. По смерти он уподобляется животным, безвестно погибающим, хотя бы другие и следовали, подражали этим нечестивцам в приемах их действий.

Пс.48:15 . Как овец, заключат их в преисподнюю; смерть будет пасти их, и наутро праведники будут владычествовать над ними; сила их истощится; могила – жилище их.

Пс.48:16 . Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня.

Когда нечестивые умрут, то Бог заключит их в преисподнюю, там стережет их, как овец, смерть. Они навсегда остаются в могиле. Праведник же “наутро” , т. е. тотчас после смерти будет «владычествовать» , будет награжден, так как Бог избавит душу его от преисподней, примет его к Себе. В этих стихах выражается учение о загробном существовании людей по смерти. Нечестивые всегда остаются в месте мрачном, а праведники находятся пред Богом и освобождаются от этого тяжелого мрака. Ясного представления о жизни за гробом нет, но есть противоположение существованию в шеоле жизни пред Богом: первое – могила, власть смерти, а второе – жизнь, близость к Богу.

Читайте также:  Псалом 113: текст молитвы, для чего читают

Пс.48:17 . Не бойся, когда богатеет человек, когда слава дома его умножается:

Пс.48:18 . ибо умирая не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его;

Понятно, что если по смерти производится справедливая оценка земной жизни, то не должно на земле бояться расширения власти нечестивого, потому что великое на земле оказывается ничтожным по смерти.

Пс.48:19 . хотя при жизни он ублажает душу свою, и прославляют тебя, что ты удовлетворяешь себе,

Этот стих, по заключающейся в нем мысли, можно бы представить в таком распределении выражений: «хотя при жизни он ублажает душу свою» (разумеется речами, которые слышит о себе): «прославляют тебя, что ты удовлетворяешь себе» , т. е. нечестивому при жизни многие льстят, что он хорошо делает, когда живет удовлетворением своих потребностей.

Пс.48:20 . но он пойдет к роду отцов своих, которые никогда не увидят света.

От этих отзывов для него нет никакой пользы: по смерти он идет за своими предками, которые никогда не увидят света, а будут находиться во мраке шеола. Здесь в учении о загробном существовании вносится новая черта: жизнь в шеоле есть жизнь мрака, противоположная тому свету, каким пользовался человек на земле. На земле же жизнь его была полна благополучия, славы и почета, а потому в шеоле наступят дни горестей, забвения и унижения, дни страданий, чего лишены (по 16 ст.) праведники, живущие вблизи Бога. В шеоле нет воздействия и помощи Бога находящемуся там.

Вам может быть интересно:

1. Толкование на Псалтирь – Псалом 47 – профессор Александр Павлович Лопухин

Псалом 48 толкование

Детально: псалом 48 толкование – со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать просмотреть это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 48

Толкование Псалма 48

Этот псалом, несомненно, представляет “поэзию мудрости”, так как посвящен извечной проблеме “процветания злых” (сравните Пс. 72). Псалмопевец неоднократно наблюдал, как благоденствуют нечестивые: гордыней и чувством уверенности, что благоденствие их вечно, исполнены они. Между тем, участь их, утверждает он, подобна участи “животных” (стих 13). Присущее им чувство безопасности – ложно, тогда как надежда праведных исполнится.

Стиху 1 соответствует надпись с указанием Начальнику хоря и свидетельством об авторстве (или исполнителях) псалма.

А. Уста мои изрекут премудрость… (48:2-5)

Пс. 48:2-5. То, что он собирается “сказать”, псалмопевец считает настолько важным, что “внимать сему” призывает всех живущих во вселенной. (Этот речевой прием встречается и во многих других местах Библии.) Он обращается ко всем людям, независимо от их социального и материального положения (стих 3). Премудрость намерен изречь он и поделиться “размышлениями сердца своего”.

Они основаны на знании, и знание необходимо, чтобы постичь их; представляется, что именно такой смысл вложен в окончание стих 4. Однако не обычное, человеческое знание подразумевается тут, а духовное. Псалмопевец и сам “впитывает” его, глубоко вдумываясь в премудрость прошлых времен запечатленную в притче. Он предупреждает, что на первых порах слова его могут прозвучать загадочно, не вполне понятно (стих 5).

Б. О процветании нечестивых (48:6-13)

Пс. 48:6. Собственно “загадка” приведена в этом стихе. Далее неясное раскрывается и объясняется. Оговоримся, что вторую часть стиха 6 правильнее читать так: беззаконные (злые преследователи мои, а не беззаконие путей моих) окружат меня. В стихах 6-13 псалмопевец делится своими наблюдениями о процветании злых, которое, однако, ненадежно и временно. Для чего же мне… бояться их! – восклицает он.

Пс. 48:7-10. Далее он обращается непосредственно к тем, которые надеются на силы свои и хвалятся богатством своим. Он говорит им, что тщетны самоуверенность их и гордыня, ибо никакой ценой “не искупить” человеку от смерти ни брата своего, ни самого себя. Смерть – удел всех живущих.

Пс. 48:11-13. Кто не знает, что и мудрые… и невежды одинаково умирают (сравните Еккл. 2:15-16), и имущество их остается другим! (сравните Еккл. 2:19-21). Следовательно, жалкое и бессмысленное это занятие – всемерно заботиться о земном и пытаться увековечить имя свое, давая его своей земле (стихи 11-12). Все равно ведь последним жилищем знатных и богатых станет могила, и в этом они уподобятся животным, которые погибают (стих 13; сравните с Еккл. 3:19-20).

В. Ободрение праведных (48:14-21)

Пс. 48:14-15. Безумие думать и чувствовать так, как думают и чувствуют “надеющиеся на силы свои” (стих 7), но безумие это из поколения в поколение поражает людей (стих 14). Мудрый псалмопевец напоминает злосчастным гордецам об их обреченности: всех их Бог заключит в преисподнюю, где они, словно безгласные овцы, пребудут во власти смерти. В отличие от них, праведников ждет награда (они станут владычествовать над нечестивыми) на утро, т. е. сразу после смерти.

Пс. 48:16. В предыдущем и в этом стихах – прозрение воскресения. Псалмопевец выражает уверенность в том, что Бог избавит душу его от власти преисподней и примет его, т. е. в вечности даст пребывать вблизи Себя. Ясного представления о “жизни после смерти” здесь нет, но есть понимание того, что жизнь эта не будет одинаковой для нечестивцев и праведных: первых ожидает вечный мрак, шеола, существование вдали от Бога (они “никогда не увидят света”; стих 20), вторых же – “принятие” Им.

Пс. 48:17-21. Есть ли в таком случае смысл завидовать и переживать (в русском тексте – “бояться”), когда человек, не на Бога полагающийся, богатеет, и слава дома его умножается (стих 17). Ведь ни чего из того, что накопил, он не возьмет с собою в преисподнюю, где он присоединится к роду отцов своих (стих 20), и слава его не пойдет туда за ним. Он лишь при жизни… ублажает душу свою, а люди, подобные ему, прославляют его за его неразумие (таков смысл 2-ой части стих 19).

Ясен вывод, подразумеваемый псалмопевцем: участь праведных несравненно лучше тленного богатства и преходящей славы гордецов, не знающих Бога.

В конец, сыном Кореовым, псалом

К исполнению, сынов Кореевых. Псалом.

1 Услышите сия вси языцы, внушите вси живущии по вселенней:

1 Услышьте это, все народы, внемлите все, живущие во вселенной,

2 земнороднии же и сынове человечестии, вкупе богат и убог.

2 земнородные и сыны человеческие, вместе богатый и бедный.

3 Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум.

3 Уста мои изрекут премудрость, и размышление сердца моего – разум.

4 Приклоню в притчу ухо мое, отверзу во псалтири ганание мое.

4 Склоню я к притче ухо моё, открою на псалтири загадку мою.

5 Вскую боюся, в день лют? Беззаконие пяты моея обыдет мя.

5 Для чего мне бояться в день злой? – Беззаконие пяты моей окружит меня!

6 Надеющиися на силу свою и о множестве богатства своего хвалящиися,

6 Надеющиеся на силу свою и множеством богатства своего хвалящиеся!

7 брат не избавит, избавит ли человек? Не даст Богу измены за ся,

7 Брат не избавит. Избавит ли человек? Выкупа Богу он не даст за себя

8 и цену избавления души своея, и утрудися в век.

8 и цены искупления души своей, хотя бы и вечно трудился,

9 И жив будет до конца, не узрит пагубы.

9 так чтобы и жить ему до конца, и не увидеть погибели.

10 Егда увидит премудрыя умирающыя, вкупе безумен и несмыслен погибнут и оставят чуждим богатство свое.

10 Но увидит он и мудрых умирающими, и что глупый и безумный также погибнут и оставят чужим богатство своё;

11 И гроби их жилища их во век, селения их в род и род, нарекоша имена своя на землях.

11 и могилы их – жилища их навек, обители их – в род и род. Нарекли они имена свои на землях своих.

12 И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им.

12 Но человек, пребывающий в почёте, не уразумел, сравнялся со скотом неразумным и уподобился им.

13 Сей путь их соблазн им, и по сих во устех своих благоволят.

13 Этот путь их – преткновение им, но и после того устами своими будут его одобрять.

14 Яко овцы во аде положени суть, смерть упасет я, и обладают ими правии заутра, и помощь их обетшает во аде, от славы своея изриновени быша.

14 Как овцы во аде водворились они, смерть пасёт их; и утром будут праведные господствовать над ними, и помощь им истощится во аде, из славы своей они изринуты.

15 Обаче Бог избавит душу мою из руки адовы, егда приемлет мя.

15 Но Бог избавит душу мою из руки ада, когда примет меня.

16 Не убойся, егда разбогатеет человек или егда умножится слава дому eго:

16 Не бойся, когда разбогатеет человек или когда умножится слава дома его,

17 яко внегда умрети eму, не возмет вся, ниже снидет с ним слава eго.

17 ибо, когда он будет умирать, не возьмёт ничего, и не сойдёт с ним слава его.

18 Яко душа eго в животе eго благословится: исповестся Тебе, егда благосотвориши eму.

18 Ибо душу его при жизни его будут хвалить, он будет славить тебя, когда будешь ему делать добро;

19 Внидет даже до рода отец своих, даже до века не узрит света.

19 но пойдёт он до рода отцов своих, до века не увидит света.

20 И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им.

20 И человек, пребывающий в почёте, не уразумел, сравнялся со скотом неразумным и уподобился им.

Слава:

Слава:

Услышите сия вси языцы, внушите вси живущии по вселенней: земнороднии же и сынове человечестии, вкупе богат и убог. Уста моя возглаголют премудрость,и поучение сердца моего разум. Приклони в притчу ухо мое, отверзу во псалтири ганание мое. Вскую боюся, в день лют? Беззаконие пяты моея обыдет мя. Надеющиися на силу свою и о множестве богатства своего хвалящиися, брат не избавит, избавит ли человек? Не даст Богу измены за ся, и цену избавления души своея, и утрудися в век. И жив будет до конца, не узрит пагубы. Егда увидит премудрыя умирающыя, вкупе безумен и несмыслен погибнут и оставят чуждим богатство свое. И гроби их жилища их во век, селения их в род и род, нарекоша имена своя на землях. И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им. Сей путь их соблазн им, и по сих во устах своих благоволят. Яко овцы во аде положени суть, смерть упасет я, и обладают ими правии заутра, и помощь их обетшает во аде, от славы своея изриновени быша. Обаче Бог избавит душу мою из руки адовы, егда приемлет мя. Не убойся, егда разбогатеет человек или егда умножится слава дому его: яко внегда умрети ему, не возмет вся, ниже снидет с ним слава его. Яко душа его в животе его благословится: исповестся тебе, егда благосотвориши ему. Внидет даже до рода отец своих, даже до века не зрит света. И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им.

Несмотря на то, что со стопроцентной уверенностью указать автора христианского текста 48 псалма невозможно, и некоторые ученые приписывают его сыновьям Кореевым, очень много признаков свидетельствует о том, что написан он был царем Давидом в глубокой старости, в воспоминание о бунте его сына Авессалома. Как известно, Авессалом был бездетным, и еще при жизни приказал возвести памятник со своим именем, чтобы увековечить себя для потомков. Однако памятник был разрушен при неизвестных обстоятельствах, и толкование 48 псалма повествует, что этот инцидент подтолкнул Давида к написанию этой важной песни.

В каких случаях рекомендуется читать и слушать православный псалом 48?

Текст 48 псалма, который Давид собирается поведать миру, кажется ему настолько важным, что он призывает прислушаться к себе представителей всех народов: и исповедующих единого Бога, и язычников. В псалме он образно пишет о том, что нечестивого человека не спасут никакие памятники: всевидящий Господь сотрет память о нем навсегда. Память о человеке – исполнение Божиих заповедей, вот основная идея этой песни. Читать и слушать онлайн христианский псалом 48 следует о здравии и спасении людей, занятых на опасной работе.

Читать на русском языке текст молитвы псалом 48

Слушайте сие, все народы; внимайте сему, все живущие во вселенной, — и простые и знатные, богатый, равно как бедный. Уста мои изрекут премудрость, и размышления сердца моего — знание. Приклоню ухо мое к притче, на гуслях открою загадку мою: «для чего бояться мне во дни бедствия, когда беззаконие путей моих окружит меня?» Надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего! человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него: дорога цена искупления души их, и не будет того вовек, чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы. Каждый видит, что и мудрые умирают, равно как и невежды и бессмысленные погибают и оставляют имущество свое другим. В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их в род и род, и земли свои они называют своими именами. Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают. Этот путь их есть безумие их, хотя последующие за ними одобряют мнение их. Как овец, заключат их в преисподнюю; смерть будет пасти их, и наутро праведники будут владычествовать над ними; сила их истощится; могила — жилище их. Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня. Не бойся, когда богатеет человек, когда слава дома его умножается: ибо умирая не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его; хотя при жизни он ублажает душу свою, и прославляют тебя, что ты удовлетворяешь себе, но он пойдет к роду отцов своих, которые никогда не увидят света. Человек, который в чести и неразумен, подобен животным, которые погибают.

Читайте также:  Псалом 80: текст молитвы, для чего читают

Православный Псалтырь, текст псалма 48 на церковно славянском языке

Услышите сiя вси языцы, внушите, вси живущiи по вселенней, земнороднiи же и сынове человечестiи, вкупе богат и убог. Уста моя возглаголют премудрость, и поученiе сердца моего разум. Приклоню в притчу ухо мое, отверзу во псалтири гананiе мое. Вскую боюся в день лют? беззаконiе пяты моея обыдет мя. Надеющiися на силу свою и о множестве богатства своего хвалящiися; брат не избавит, избавит ли человек? не даст Богу измены за ся, и цену избавленiя души своея; и утрудися в век, и жив будет до конца, не узрит пагубы. Егда увидит премудрыя умирающыя, вкупе безумен и несмыслен погибнут, и оставят чуждим богатство свое. И гроби их жилища их во век, селeнiя их в род и род, нарекоша имена своя на землях. И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмыслeнным и уподобися им. Сей путь их соблазн им, и по сих во устех своих благоволят. Яко oвцы во аде положени суть, смерть упасет я; и обладают ими правiи заутра, и помощь их обетшает во аде; от славы своея изриновени быша. Oбаче Бог избавит душу мою из руки адовы, eгда прiемлет мя. Не убойся, eгда разбогатеет человек, или eгда умножится слава дому eго; яко внегда умрети eму, не возмет вся, ниже снидет с ним слава eго. Яко душа eго в животе eго благословится, исповестся тебе, eгда благосотвориши eму. Внидет даже до рода oтeц своих, даже до века не узрит света. И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмыслeнным и уподобися им.

Начальнику хора. Сынов Кореевых. Псалом.

Слушайте сие, все народы; внимайте сему, все живущие во вселенной, –

и простые и знатные, богатый, равно как бедный.

Уста мои изрекут премудрость, и размышления сердца моего – знание.

Приклоню ухо мое к притче, на гуслях открою загадку мою:

“для чего бояться мне во дни бедствия, когда беззаконие путей моих окружит меня?”

Надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего!

человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него:

дорога цена искупления души их, и не будет того вовек,

чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы.

Каждый видит, что и мудрые умирают, равно как и невежды и бессмысленные погибают и оставляют имущество свое другим.

В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их в род и род, и земли свои они называют своими именами.

Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают.

Этот путь их есть безумие их, хотя последующие за ними одобряют мнение их.

Как овец, заключат их в преисподнюю; смерть будет пасти их, и наутро праведники будут владычествовать над ними; сила их истощится; могила – жилище их.

Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня.

Не бойся, когда богатеет человек, когда слава дома его умножается:

ибо умирая не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его;

хотя при жизни он ублажает душу свою, и прославляют тебя, что ты удовлетворяешь себе,

но он пойдет к роду отцов своих, которые никогда не увидят света.

Человек, который в чести и неразумен, подобен животным, которые погибают.

Псалом 48

Псалом 48 звучит в храме во время чтения первого часа, которым завершают утреннее Богослужение. Утренняя служба следует за Вечерней, то есть, проходит в вечернее время. После завершения Вечери запирают Царские врата, и наступает время чтения 1-го часа, в ходе которого звучит 48 Псалом.

Текст молитвы псалом 48

На церковнославянском языке с ударениями

1 В коне́ц, сынов Кореовых, псалом

2 Услы́шите сия́ вси язы́цы, внуши́те вси живу́щии по вселе́нней:

3 земноро́днии же и сы́нове челове́честии, вку́пе бога́т и убо́г.

4 Уста́ моя́ возглаго́лют прему́дрость, и поуче́ние се́рдца моего́ ра́зум.

5 Приклоню́ в при́тчу у́хо мое́, отве́рзу во псалти́ри гана́ние мое́.

6 Вску́ю бою́ся, в день лют? Беззако́ние пяты́ моея́ обы́дет мя.

7 Наде́ющиися на си́лу свою́ и о мно́жестве бога́тства своего́ хва́лящиися,

8 брат не изба́вит, изба́вит ли челове́к? Не даст Бо́гу изме́ны за ся,

9 и це́ну избавле́ния души́ своея́, и утруди́ся в век.

10 И жив бу́дет до конца́, не у́зрит па́губы.

11 Егда́ уви́дит прему́дрыя умира́ющыя, вку́пе безу́мен и несмы́слен поги́бнут и оста́вят чужди́м бога́тство свое́.

12 И гро́би их жили́ща их во век, селе́ния их в род и род, нареко́ша имена́ своя́ на земля́х.

13 И челове́к в че́сти сый не разуме́, приложи́ся ското́м несмы́сленным и уподо́бися им.

14 Сей путь их собла́зн им, и по сих во усте́х своих благоволя́т.

15 Яко о́вцы во а́де положе́ни суть, смерть упасе́т я́, и облада́ют и́ми пра́вии зау́тра, и по́мощь их обетша́ет во а́де, от сла́вы своея́ изринове́ни бы́ша.

16 Оба́че Бог изба́вит ду́шу мою из руки́ а́довы, егда́ прие́млет мя.

17 Не убо́йся, егда́ разбогате́ет челове́к или́ егда́ умно́жится сла́ва до́му его́:

18 я́ко внегда́ умре́ти ему, не во́змет вся, ниже́ сни́дет с ним сла́ва его.

19 Яко душа́ его в животе́ его благослови́тся: испове́стся Тебе́, егда́ благосотвори́ши ему.

20 Вни́дет да́же до ро́да оте́ц свои́х, да́же до ве́ка не у́зрит све́та.

21 И челове́к в че́сти сый не разуме́, приложи́ся ското́м несмы́сленным и уподо́бися им.

На русском языке

1 К исполнению. Сынам Кореевым, псалом

2 Слушайте сие, все народы; внимайте сему, все живущие во вселенной,

3 и простые и знатные, богатый, равно как бедный.

4 Уста мои изрекут премудрость, и размышления сердца моего — знание.

5 Приклоню ухо мое к притче, на гуслях открою загадку мою:

6 «для чего бояться мне во дни бедствия, когда беззаконие путей моих окружит меня?»

7 Надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего!

8 человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него:

9 дорога цена искупления души их, и не будет того вовек,

10 чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы.

11 Каждый видит, что и мудрые умирают, равно как и невежды и бессмысленные погибают и оставляют имущество свое другим.

12 и могилы их – жилища их навек, обители их – в род и род. Нарекли они имена свои на землях своих.

13 Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают.

14 Этот путь их есть безумие их, хотя последующие за ними одобряют мнение их.

15 Как овец, заключат их в преисподнюю; смерть будет пасти их, и наутро праведники будут владычествовать над ними; сила их истощится; могила — жилище их.

16 Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня.

17 Не бойся, когда богатеет человек, когда слава дома его умножается:

18 ибо умирая не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его;

19 хотя при жизни он ублажает душу свою, и прославляют тебя, что ты удовлетворяешь себе,

20 но он пойдет к роду отцов своих, которые никогда не увидят света.

21 Человек, который в чести и неразумен, подобен животным, которые погибают.

История написания

Этот псалом Давид написал уже, будучи в преклонном возрасте, когда все волнения семейной драмы с заговорщиками во главе с сыном Авессаломом были далеко позади. Авессалом погиб, совершенно бесславно, хотя и имел огромные притязания на власть, изготовил собственный памятник в надежде на то, что потомки будут покланяться ему. Но не оставил потомства, а памятник ненадолго пережил своего хозяина.

Для чего читают псалом 48?

Псалом 48 читают о людях, чья профессия связана с риском для жизни. О здравии тех, кто может в любой момент погибнуть. Молитва помогает летчикам, воинам, пожарным и полицейским. Чтение псалма также рекомендуют тем людям, родственники или близкие которых в это момент находятся в опасности, связанной с выполнением профессионального долга.

Толкование псалма 48

Псалом освещает суть промысла Создателя о будущем людей богатых и заносчивых, блаженных и праведных. Тема псалма 48 актуальна не только во времена создания и в наши дни, но будет оставаться такой до скончания века. Ибо нет такого человека, который бы не задавался вопросом, почему богатые и нечестивые процветают и не знают греха, тогда как праведники влачат нищенское существование. Царь Давид оповещает о премудрости Господа и о воздаянии каждому по делам его.

  • Стихи 1-5: автор призывает слушать всех живущих на земле об открытой ему премудрости Божией, богатых и бедных, простых и знатных. Давид предупреждает, что слова его могут показаться загадкой, но внимательно слушающие, поймут смысл псалма.
  • Стих 6: автор говорит, что не нужно бояться смерти, даже если враги окружат со всех сторон. В дальнейшем повествовании Давид объяснит, почему.
  • Стихи 7-10: никто не избежит смерти. Ни богатые, ни сильные. Невозможно откупиться от гибели, и нет ни одного человека, который бы жил вечно.
  • Стихи 11-12: никак не избежать смерти никому, но богатые считают себя мудрыми и надеются пребывать в вечности, называя города и страны своими именами. В этих деяниях нет ничего кроме болезненного самообольщения.
  • Стихи 13-14: жаждущие славы, не получают почестей при жизни, хотя имеют сторонников, которые одобряют их деяния. Но после смерти канут в забвение, как безмолвные животные.
  • Стихи 15-16: после смерти души нечестивцев пойдут в преисподнюю и останутся там на веки вечные. Тогда как праведники в будущей жизни («наутро») окажутся в раю, избавлены будут от вечных мук.
  • Стихи 17-18: не следует завидовать богатеющим людям, потому что после смерти они не могут забрать с собой ничего из накопленного: ни денег, ни славы.
  • Стих 19: при жизни нечестивого, окружающие льстят ему и поют дифирамбы. Мирская слава проходит вслед за земной жизнью. Ни одна похвала, которую получил при жизни, не спасёт и не выведет из мрака вечного.

Правила чтения

Читать псалом 48 на русском языке следует в домашних условиях после утреннего или вечернего Правила, а также при чтении Псалтири. Псалом входит в состав 7-й кафизмы. После прочтения следует Слава, во время чтения которой произносят собственные просьбы к Богу, своими словами.

Читаем Псалтирь. Псалом 48

Аудио

Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

– Дорогие братья и сестры, мы с вами продолжаем изучать Псалтирь и сегодня будем разбирать 48-й псалом. Как и прочие псалмы, он имеет надписание: «В конец, сыном Кореовым».

Этот псалом говорит о том, что мы должны презирать богатство, силу и славу мира сего и думать о том времени, когда каждый из нас встанет перед Богом и будет отвечать за все свои дела и поступки. Звучит именно «в конец», ведь каждый из нас предстанет перед судом Божиим, будет окончание нашей жизни и окончание жизни здесь, на земле.

«Услышите сия вси языцы, внушите вси живущии по вселенней: земнороднии же и сынове человечестии, вкупе богат и убог». Псалмопевец Давид начинает свое пророчество, что будет конец и будет ответ человека перед Богом. Поэтому он, перед тем как сказать нечто мудрое и очень важное, обращается ко всем, кто живет на земле: «Услышите сия вся языцы, внушите вси живущии по вселенней». Он обращается не к конкретным людям, а ко всем, кто живет на земле. Не важно, где – в селах ли, в городах, в пещерах, вертепах, пустынях или в ущельях. Он обращается ко всем живущим на земле, исповедующим разные религии, чтобы они поняли, что для всех будет единый конец.

«Внушите вси живущии по вселенней: земнороднии же и сынове человечестии» –псалмопевец Давид делит людей на две части. Земнородные, говорят святые отцы, это те, кто привязан к земной жизни, кто кроме своего земного служения и земной суеты ничего не видит. «Сыны человечестии» – те, кто имеет еще разумение обращать взор свой к небу, к Богу, пытается жить духовной жизнью «вкупе (вместе) богат и убог». Имеющий богатство обладает неким излишним имуществом, – и ничего не имеющий тоже должен внять: никто не избежит суда Божия.

«Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум». Псалмопевец предупреждает, что скажет что-то важное. Премудрость – это мудрость, которая дается человеку от Бога; то есть я вам буду говорить то, что мне скажет Дух Святой и «поучение сердца моего разум». Эта мудрость – не просто мудрые слова, это то, что я пережил своим сердцем, что прошло через мой разум, это будет и осознанное, и нечто духовное: когда человек говорит от ума и от знаний, то это некая книжная наука, а когда он говорит через сердце, то это наука, которая им уже обдумана, прошла через жизненный опыт и полное осознание того, что говоришь.

Читайте также:  Псалом 93: текст молитвы, для чего читают

«Приклоню в притчу ухо мое, отверзу во псалтири ганание мое». То есть нечто мудрое, сокровенное я должен сказать тебе, но ты приклони ухо свое. Что значит приклонить ухо? Когда человек человеку говорит на ухо, то, чтобы услышать каждое слово, слушающий напрягается, внимает каждому слову. Он сильно сосредоточен, жаждет ничего не упустить: в таком виде невозможно переспросить, и он воспринимает каждое слово и пропускает его через свой разум и свое сердце. Поэтому Господь неслучайно говорит: «Имеющий уши да слышит» – не «в одно ухо влетело, а в другое вылетело», но чтобы эти слова задержались в нашем разуме и опустились в наше сердце.

«Вскую боюся, в день лют? Беззаконие пяты моея обыдет мя». Псалмопевец Давид говорит: «Знаете, о чем я хочу вам сказать? Я боюсь дня люта» – так называется день Страшного Суда, злой день, когда откроются помышления всех сердец, когда все тайное станет явным и когда перед человеком открывается все – «беззаконие пяты моея обыдет мя». Что значит «пяты»? Это грехи, те следы, которые человек оставил в своей жизни, – здесь они открываются. Святые отцы говорят, что это суть страсти человеческие; они, конечно, нас страшат, поэтому день Страшного Суда Псалмопевец и называет день лют.

«Надеющиися на силу свою и о множестве богатства своего хвалящиися» – это обличение хвалящихся своим богатством, уповающих на него и надеющихся на свою силу: ни богатство, ни сила в день Страшного Суда не помогут человеку…Сила его ничто не значит, и богатство применимо не к вечности, а только к нашей земной жизни.

«. брат не избавит, избавит ли человек? Не даст Богу измены за ся. ». Даже самый праведный брат не сможет помочь такому человеку на Страшном Суде. Да и правда человеческая относительна. Брат ради брата готов многое совершить даже в нашей земной жизни – телесное родство очень многое значит для нас, а сможет ли другой человек избавить или помочь в день Страшного Суда? Конечно, не сможет, ведь он и сам находится в нужде.

Кто может нам помочь в этот день? Только Бог. А как Бог помогает нам? Господь дал какое-то искупление или выкуп за человека? Бог обладает великим богатством, великой силой, Он мог бы дать горы, моря, землю – все, что имеется в этой вселенной, но ничего из этого не принесло бы никакой пользы: все это не имеет для вечности никакого значения. Что имеет значение? То, чем Господь искупает: безгрешный Господь искупает человеческий грех только Своей Кровью.

«. и цену избавления души своея, и утрудися в век. И жив будет до конца, не узрит пагубы». Здесь псалмопевец Давид говорит, какую цену мы можем дать: только добродетельная жизнь может помочь человеку – только она избавляет человека от грехов и та милостыня, что человек может дать другому, – это его избавляет от смерти, все прочее не приносит ему никакой пользы, чем бы он ни занимался.

«Егда увидит премудрыя умирающыя, вкупе безумен и несмыслен погибнут и оставят чуждим богатство свое. И гроби их жилища их во век, селения их в род и род, нарекоша имена своя на землях». Мы видим людей умирающих, погибающих и оставляющих чужим богатство свое. Они всегда заботились о земной жизни, строили себе дома, искали себе какую-то славу и внезапно умерли – кому все это остается? Куда они вселяются? Что является домом их? А домом их остаются гробы.

И что тогда? Какая тебе от этого польза? Ты всю жизнь стремился к своей славе – а через что эта слава пришла? «Селения их в род и род, нарекоша имена своя на землях». Некоторые заботятся о славе, о своем величии, и мы сейчас это очень хорошо видим, желая, чтобы их имя осталось на этой земле; люди посвящают жизнь утверждению в своей гордыне и надменности, стремятся, чтобы их именами назвали города, улицы, театры, какие-то скверы, чтобы увековечилось их имя, -но это ничего не дает, человек все равно уходит и встает перед Страшным Судом Божиим. А что он ответит на Страшном Суде про свою жизнь?

Ни богатства, ни дома, о которых он заботится, он не возьмет с собой. Что тогда принесет пользу? Ты посвящаешь свою жизнь этому, а оно не принесет тебе пользы. Зачем тогда ты трудишься ради этого? Может, лучше тебе потрудиться во благо вечной жизни? Для этого ты должен изменить свое мышление, жизнь и приобщиться к делам добрым и к жизни, которая оправдает твою земную жизнь.

«И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им». Псалмопевец Давид обличает просто разумного человека, который призван Господом к духовному совершенству, к святости, уподобиться Богу в жизни своей, а тот принимает образ другой жизни и в этой жизни не возвышается, а с каждым днем все падает и падает и уподобляется «скотом несмысленным», то есть живет по страстям и стихиям своей жизни. Скот имеет оправдание, живя по инстинктам, а человек становится хуже скота – все плохое у разного скота он собирает в одно, как говорят святые отцы, и начинает этому подражать. Но это ему никогда не принесет никакой пользы, человек должен искать Неба, а не земли. Скот обращен к земле – скотина ходит на четырех ногах и обращена головой к земле, а человек ходит на двух ногах и лицо его обращено к Небу. Сам вид человека, его образ направлен на то, чтобы он стремился к Небу, а не к земле.

«Сей путь их соблазн им, и по сих во устех своих благоволят». Они восхищаются сделанным своим, но восхищаться нужно только стремлением к вечности. «Яко овцы во аде положени суть, смерть упасет я, и обладают ими правии заутра, и помощь их обетшает во аде, от славы своея изриновени быша». Псалмопевец Давид и святые отцы сравнивают их с овцами. Что пользы в вашем высоком стремлении, если вы приобщались к мудрости жизненной? Но вы умираете и вскоре понимаете, что никакой пользы нет – ваше богатство превращается в бедность, не приносит вам никакой пользы. А те, кто жил духовно, все равно обладают и вами, и этим миром, «и обладают ими правии заутра».

Мы знаем, что утро приходит очень быстро: не успели прилечь, как оно наступает. И всеми теми, кто, казалось бы, покоряет этот мир, очень быстро обладают праведные. Мы видим в этой жизни, насколько привлекательны люди, не имеющие ничего, – ни богатства, ни силы, ни славы, а имеющие только опыт духовной жизни. Насколько больше к ним стремятся люди, больше их почитают, хотят заразиться примером их духовной жизни, ведь это приносит подлинное утешение. И богатые, сильные, обладающие этим миром тоже приходят к таким людям, которых псалмопевец называет «правии», чтобы научиться мудрости. Именно они обладают этим миром. И, конечно же, нужно помнить о том, что Бог отвергает тех, кто обладает этим миром и не ищет духовного богатства.

«Обаче Бог избавит душу мою из руки адовы, егда приемлет мя». Здесь пророчество о сошествии Господа во ад, и Господь всех избавляет из «руки адовы» Своим Воскресением.

«Не убойся, егда разбогатеет человек или егда умножится слава дому eго: яко внегда умрети eму, не возмет вся, ниже снидет с ним слава eго». Опять псалмопевец Давид говорит, что не надо стремиться к богатству, к славе и силе – все равно человек умирает, все равно он ничего не может взять с собой в вечность. Зачем тогда трудиться, приобретать это богатство, посвящать ему свою жизнь, если оно не принесет пользы в вечности?

И здесь мы вспоминаем слова из Священного Писания уже Нового Завета, где Господь призывает не стремиться приобрести то, что не принесет вам пользы, что имеет временное значение, но не вечное: не стремитесь к тому богатству, которое поедает моль, разъедает ржавчина, воры воруют, огонь пожигает. Все это не принесет человеку никакой пользы, здешняя слава ничто не значит, она мимолетная, временная, но все наше стремление должно быть направлено к вечности.

«Яко душа eго в животе eго благословится: исповестся Тебе, егда благо сотвориши eму». Эти слова о тех, кто служит Богу и благодарит Его только тогда, когда Господь им благотворит, помогает. И если помощи нет, то эти люди начинают хулить Бога и отходят от Него… Бога надо прославлять всегда, а не только тогда, когда мы что-то от Него получаем. Ему нужно служить и не ждать того, что Господь нам пошлет эту милость или что Он обязан посылать нам ее в любое время.

«Внидет даже до рода отец своих, даже до века не узрит света». Тот, кто только тогда благодарит Бога, когда получил что-то от Него, но не благодарит Его постоянно, кто имеет с Ним отношения только когда у него в жизни все хорошо, а когда плохо, то отходит от Бога, спустится до низа, где находятся предки его, то есть до преисподней, и никогда больше не узрит света, Божественного света. Нужно всегда помнить, что если мы неблагодарны и озлоблены, если в жизни у нас все не так, как хочется, тоне получается не потому, что Бог нам что-то не дает: мы сами проводим жизнь, которая не дает нам возможности быть достаточными в ней. Дело не в том, что жизнь плохая или ты голоден и что-то не имеешь, – нет, мы бываем неблагодарными, желая того, что не необходимо в жизни, мы хотим большего, чтобы у нас был такой достаток, который опять-таки привел бы нас к гордыне. А если ты – неблагодарный человек, ты окажешься недостоин вечности, той правды, где находятся праведные, а будешь находиться там, где и твои неблагодарные предки, и поэтому никогда больше не увидишь Божественного света.

«И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им». Опять псалмопевец Давид обращается к аллегории – неблагодарный человек уподобляется «скотам несмысленным»: не стремится обрести в себе образ и подобие Божии, не стремится к святости, к вечности, не подражает Богу в правде, но продолжает жить, как несмысленная скотина, которая не имеет души и возможности войти в вечность и думает только о земном служении своим страстям.

Нужно отвратиться от этой жизни и всегда помнить о Страшном Суде: все-таки рано или поздно каждому из нас придется отвечать перед лицом Божиим. И наша жизнь должна устраиваться согласно той цели, к которой мы и должны стремиться, никто не уйдет от Страшного Суда – ни обладающий силой и богатством или какой-то мудростью этой жизни, разумом или наукой, ни посвященный этой земле. Всякий культурный, возвышенный человек пусть не мнит о себе: каждый будет отвечать перед Богом. И его устремление через его земное служение все равно должно быть к Богу, он в этом должен уподобляться и стремиться к Господу.

Эти слова особенно насущно звучат в наше время, когда человеческая жизнь направлена больше к земному служению. Когда проповедуются через средства массовой информации в первую очередь земное богатство, власть, сила, роскошь, а каждый думает о том, что в них и заключается человеческое счастье, земное служение человека. Но оно состоит не в этом, а в приобщении к Богу, к добродетелям, к борьбе со всяким грехом и всякой страстью.

Господь сказал: «Ищите прежде всего Царствия Божия и правды его, а остальное все приложится вам». Поэтому через призму Священного Писания Нового Завета и должно выстраиваться наше служение, наша земная жизнь, без этого не будет никакой пользы человеку, ведь все временное. Временное богатство может отняться в этой жизни, и его невозможно взять с собой в вечность (прекрасно говорят сегодня, что ни одно богатство не несли впереди похоронной процессии, – ни сейф с деньгами, ни драгоценности). Все останется, и только добродетельная жизнь, внутреннее духовное устроение, которое человек приобрел, пойдет с ним и станет оправданием в вечности и на Страшном Суде. Неслучайно псалмопевец Давид в этом псалме говорит, что он боится этого дня, называет его лютым, ведь откроются все дела и вся жизнь человека. И тогда что мы скажем перед Богом? Неслучайно Псалмопевец говорит: «Услышите сия вси языцы, внушите вси живущии по вселенней: земнороднии же и сынове человечестии, вкупе богат и убог» – День Судный не пройдет мимо человека, каким бы тот ни был. Он призывает нас особенно обратить на это внимание, вырывает нас из современной жизни.

Мы как-то говорили, что любой псалом псалмопевца Давида – это пророчество о настоящей и будущей жизни, это пророчество для всей Церкви и для всех времен. Любой живущий на земле имеет те же задачи и те же цели, и ту же борьбу, которую он ведет со стихиями этого мира, самим собой и со всеми страстями, окружающими его. Если мы на это не обратим внимание, то бесцельно и пусто проживем эту жизнь. Еще раз давайте обратим внимание на слова псалмопевца Давида, который призывает нас: «Услышите сия вси народы земли».