Псалом 42: текст молитвы, для чего читают

Текст псалма 41 и 42 на русском языке: правила чтения молитвы

Я регулярно читаю псалмы – священные тексты, собранные в Псалтыре. Я предпочитаю использовать их на богослужениях или у себя дома (келейно). В псалмах отражены исторические события, переживаемые авторами и их обращения к Богу. Сегодня я расскажу подробно о псалмах 41 и 42, опишу правила их чтения.

О человеке и обществе в псалмах

Концепции спасения в Псалтыре отведена главенствующая роль. Человек при этом выглядит весьма нелицеприятно – он представлен этаким гнездилищем зла и порока. Грех сопровождает его с самого момента рождения и сопровождает до самого ухода в мир иной. На протяжении всей жизни грех так же является постоянным спутником человека, парализуя его душу и тело, отбирая волю и душевный мир. То, что люди становятся друг другу врагами – тоже пагубное воздействие того же греха, постоянного спутника человека.

Во многих псалмах взаимоотношениям между людьми уделяется очень большое значение. Но уже с самого начала становится понятно, что без присутствия Бога человечество представляло бы собой толпу злобных, агрессивных и лживых существ. В псалмах такие люди, живущие вне веры в Бога, называют врагами. Враги притесняли авторов псалмов, жаждали их поражения и смерти. Для врагов самой благоприятной атмосферой является атмосфера лжи, клеветничества, суеты и хаоса.

Этих безбожников можно определить уже по их образу жизни – они ни от чего не испытывают страданий, им сопутствует странная удача, на человеческой работе они не трудятся, нападок со стороны окружающих не испытывают. Из черт характера у них присутствует гордыня, дерзость, непреодолимая любовь к сплетням, презрение к окружающим. Здесь же отдельно упоминается, что предателем может стать даже самый близкий друг, человек, которому было оказано безграничное доверие. И это еще хуже, чем происки самых лютых врагов.

Итогом всего этого является то, что автор псалмов становится изгоем, одиночество в толпе – его удел, ведь праведник всегда один. Даже в тех псалмах, где об этом напрямую не упоминается, видно, что ощущение одиночества всегда сопровождает автора. У него нет никакой опоры и защиты. Если где-то и говорится о собрании праведных, то это только моменты присутствия на богослужениях, где проповедуется слава Божья. Но даже здесь просматривается полное отрешение от теплоты, душевности, хорошей здоровой эмоциональности, отсутствие поддержки и дружеского участия.

Только в единственном псалме под номером 127 описана идиллия семейной жизни, а в 132 – дружная жизнь двух братьев. Нет ничего удивительного, ведь и в Библии говорилось – «ищи врага в доме твоем» — это обозначает то, что и в семье всегда может затесаться предатель и враг.

Во многих псалмах прослеживается полнейшее отчаяние и мрак, враждебность окружающих, но ведь такова реальность. Автор описывает ловушки и западни, в которые желают заманить его враги, они клевещут, судачат о нем.

Автор обращает все свои переживания и горестные мысли в молитву, всем этим выражая, что Бог – это его единственная возможная защита и опора. И не только его.

Нередко в псалмах дается понять, что даже в таком беспросветном мраке можно сохранять святость и праведность. Однако автор понимает, что не может надеяться быть оправданным Богом, он просто уповает на это. Это выражается в семи покаянных псалмах, где автор выражает надежду получить прощение не по заслугам, а по благодати.

После покаяния жизнь автора представляется усилиями по поддержанию своей праведности. Он понимает, что поддержки Божьей можно ждать только тогда, когда сам поступаешь праведно в отношении окружающих людей, пусть даже настроенных враждебно.

В псалмах часто прослеживается тема свободы выбора для человека. Отдельно и очень отчетливо так же подчеркивается его ответственность за совершенный выбор.

Конец света и загробная жизнь в псалмах

В псалмах очень часто упоминаются термины – благодарение и хвала. Не каждый человек способен разграничить эти понятия, считая их синонимичными. Однако, это достаточно просто. Благодарение поступает от человека к Богу за какие-то Его дары, в то время, как хвала — это безусловное поклонение Ему, почти экстаз. Благодарение воспевает Всевышнего за какие-то блага, хвала – за то, что это Бог.

В Книге Хвалений очень загадочно описана тема загробной жизни, можно сказать – это наиболее таинственная тема здесь. Жизнь после смерти в ней покрыта завесой тайны. Даже сам автор задавал Господу вопрос – кто же буде его славить после смерти псалмопевца? Этот момент дал повод тому, что долгое время в Израиле отсутствовала вера в наличие загробной жизни. Она представлялась людям в виде небытия.

В псалмах часто поднимается именно тема небытия. Даже в Ветхом завете тема загробной жизни раскрыта не полностью, пророками даже не было установлено то конкретное место, где будут обитать человеческие души после смерти. В Псалтыре так же нет привычного всем рая и ада, вместо этого – некое царство мертвых Шеол – страна забвения, молчания. Туда попадают те, о ком Господь более не вспомнит никогда, те, кто не мог Его восславить.

Исследователи в своих рассуждениях утверждали, что Шеол нельзя назвать полнейшим небытием, слабая форма жизни там все же присутствует. Она бесполезная, безрадостная, бесцельная, но она есть. Это должно показаться многим страданием еще более ужасным, чем полное небытие. Следовательно, каждый должен еще при жизни делать все зависящее, чтоб избавиться в дальнейшем от власти Шеола.

Псалом 41

В псалме 41 есть две части, которые отделяются друг от друга припевом «Что унываешь, душа моя?» Автор показывает в первой части свои душевные страдания от того, что господь покинул его. Во второй же — его надежда на то, что скоро он будет избавлен от всех несчастий.

Авторство этого псалма приписывается сыновьям Кореевым, которые били привратниками Иерусалимского храма. Однако, существующая надпись «псалом Давида» многих сбивает с толку. На самом деле, псалом посвящен царю Давиду и всем трудностям, которые выпали на его жизненном пути.

Сыны Кореевы являлись так же приближенными и верными спутниками Давида, которые не отвернулись от него даже в трудную минуту бегства от бунта. Они посвятили ему этот псалом, который стал считаться в православии песнью изгнанника. В песне Давид сетует на то, что стал изгнанником за пределами своей страны. При всем своем отчаянии, царь не теряет веры в Бога и только это удерживает его от отчаяния на чужбине.

Поэтому, читать псалом 41 рекомендуется тем, кто в данный момент находится на чужбине и страдает от разлуки с родной стороной. Помимо этого, псалом 41 помогает всем тем, кто страдает от неразделенной любви.

Толкование

  1. Сыны Кореевы учат израильтян правильному отношению к Богу.
  2. Давид горюет о тех благодатных временах, когда он имел возможность выражать свои молитвы Богу в храме, очень кручинится о том, что в настоящее время лишен этого. Но несмотря на все, Давид не дает унынию проникнуть в душу.
  3. Тоска Давида доходит до такой степени, что Бог видится ему повсюду – даже в шуме водопадов.
  4. Для сердца, которое искренне любит Бога, нет нужды как-то специально выражать свои чувства, любовь льется из сердца сама, подобно бурным потокам реки.
  5. Печаль Давида переключается на то, что враги Господа ругают Его и возводят напраслину.
  6. В заключение – Давид выражает надежду на то, что все когда-нибудь снова станет на круги своя, и он снова будет приближен к Богу.

Псалом 42

Данный текст является самым коротким во всем Псалтыре. Есть рассуждения, что 41 и 42 псалмы – это на самом деле один псалом. Авторство так же принадлежит сынам Корея, а посвящен он так же – царю Давиду. Охватывает он тот период жизни царя, когда происходило восстание его сына Авессалома. То есть, это был один из самых сложных моментов его жизни, когда от него отвернулись многие, казалось бы, верные люди.

Сыновья же Кореевы были из тех, кто оставался с Давидом до конца. Их отец считался известным бунтарем, ему приписывали разжигание неудачного бунта против Моисея. Он был богачом, правление Моисея презирал и был всегда чем-то недоволен. Существует мнение, что авторы псалмов не являлись именно его сыновьями, а их родителем был какой-то другой Корей, но доподлинного подтверждения этому нет.

42 псалом чаще всего читается за освобождение пленников.

Толкование

Как уже упоминалось, псалом 42 является дополнением 41, а в некоторых манускриптах они представляют собой единое целое. Но чаще 41 псалом рассматривают, как самостоятельную песнь.

  1. Псалмопевец молит Бога о помощи против народа, замышляющего недоброе против него.
  2. Стих 3 содержит надежду и мольбу о возвращении в Иерусалим, на гору Сион. Свет, описанный в псалме, является символом жизни и понимания, а истина – это слово Божье. В окончании – выражение надежды и тот же рефрен, что и в предыдущем псалме.

Псалом 42

Многие псалмы в сборнике Псалтырь похожи между собой. Псалом 42 не только схож с предыдущим, но и является определенным его продолжением. Но сама хвалебная песнь является самостоятельной молитвой. Текст псалма 42 написан в нелегкое время жизни царя Давида. Поэтому верующие обращаются к ней во времена ненастий и трудностей.

Текст молитвы псалом 42

Верующие зачитывают молитву на церковнославянском языке, когда посещают богослужения в храмах. Дома можно читать псалом 42 на русском языке.

На церковонославянском языке с ударениями

Псалом Давиду, не надписан у еврей,

1 Суди́ ми, Бо́же, и разсуди́ прю мою́, от язы́ка непреподо́бна, от челове́ка непра́ведна и льсти́ва изба́ви мя.

2 Зане́ Ты еси́, Бо́же, Кре́пость моя́, вску́ю отри́нул мя еси́? И вску́ю се́туя хожду́, внегда́ оскорбля́ет враг?

3 Посли́ свет Твой и и́стину Твою́, та мя наста́виста и введо́ста мя в го́ру святу́ю Твою и в селе́ния Твоя́.

4 И вни́ду к же́ртвеннику Бо́жию, к Бо́гу веселя́щему ю́ность мою, испове́мся Тебе́ в гу́слех, Бо́же, Бо́же мой.

5 Вску́ю приско́рбна еси́, душе́ моя́? И вску́ю смуща́еши мя? Упова́й на Бо́га, я́ко испове́мся Ему, спасе́ние лица моего́, и Бог мой.

На русском языке

Псалом Давида, не надписанный у евреев.

1 Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым. От человека лукавого и несправедливого избавь меня,

2 ибо Ты Бог крепости моей. Для чего Ты отринул меня? для чего я сетуя хожу от оскорблений врага?

3 Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои.

4 И подойду я к жертвеннику Божию, к Богу радости и веселия моего, и на гуслях буду славить Тебя, Боже, Боже мой!

5 Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога; ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего.

Читайте также:  Псалом 132: текст молитвы, для чего читают

История написания

Псалом 42 рассказывает о тех трудных временах, когда царь Давид столкнулся с предательством своего сына Авессалома. Он не верил, что родной сын поднял восстание против отца и своего царя. Постоянно молил он Господа о помощи и защите. Это было настоящее испытание, которое нужно было с достоинством пройти. Поэтому Давид не прятался он судьбы, а только верил в Бога. Автором текста по надписанию является один из сыновей Кореевых. Все они были верными подданными Давида.

Для чего читают псалом 42?

Эта молитва – это обращение к Господу. Ее читают во времена упадка сил и для укрепления веры. Рекомендуется зачитывать песнь:

  • для успокоения;
  • тем, кто выбился с правильного пути;
  • для помощи в любых делах;
  • во время неразделенной любви.

Толкование псалма 42

  • Стихи 1-2: Рассказывается о народе, который совершили заговор против царя. Все заговорщики нечестивы, их ждет небесная кара. Давид просит Господа о защите, он верит в его помощь. Все бедствия обрушились на царя. Он переживает чувства страданий и скорби.
  • Стихи 3-4: Даже выражая всю свою печаль, он верит в чудо Господне. Он продолжает изо дня в день читать молитвы. Всевышний обязательно пошлет Давиду благополучие и счастье. И взойдет царь на великую гору. Не устанет он благодарить Бога за все посланные чудеса.
  • Стих 5: Обращается Давид к своей скорбящей душе, так и не получив помощи. Он старается одобрить свои действия Господним словом.

Правила чтения

Читают псалом 42 на русском языке ежедневно. Молитва к Богу должна быть искренняя и чистая. Лучше во время чтения текста уединиться. Строгих правил чтения псалма нет.

Псалом 42

Псалом сорок второй имеет такую надпись: Псалом Давиду, не надписан у еврей, т.е. псалом этот в еврейской Библии не имеет никакого надписания, а не имеет надписания псалом сей, конечно, потому, что он, как по содержанию, так и по образу выражения совершенно сходен с предшествующим ему 41-м псалмом и составляет продолжение его; или точнее – Пс.42 , в отношении к 41-му псалму, составляет третью, и последнюю, строфу одного целого псалма, заключающуюся теми же словами упования и преданности воле Божией (1 строфа Пс.41:2–6; 2 строфа Пс.41:7–12; 3 строфа Пс.42:1–5 ). На этом основании составилось общее мнение отцов Церкви и ученых толковников, что оба эти псалма составляли в древности один псалом.

Пс.42:1 Суди ми, Боже, и разсуди прю мою: от языка непреподобна, от человека неправедна и льстива избави мя.

Выражение от языка непреподобна значит: «от народа немилосердного, недоброго», под которым псалмопевец разумеет здесь народ израильский, предавшийся на сторону мятежников, составивших заговор против помазанника Божия и изгнавших его из Иерусалима. А под именем человека неправедна и льстива разумеет самих заговорщиков: Авессалома, Ахитофела и их ближайших сообщников. Выражая жалобу на этот недобрый народ и на этих нечестивых и коварных мятежников, Давид просит у Бога праведного суда на себя и на них. Он надеялся, что когда Бог станет судить его, правда окажется на его стороне, а потому и просит, чтобы Господь, испытавши его и рассмотревши справедливость дела его, произнес праведный приговор Свой, подал ему помощь против языка непреподобнаго и человека неправедного и коварного и избавил раба Своего от беззаконных людей, неправедно озлоблявших праведного.

Пс.42:2–3 Зане Ты еси, Боже, крепость моя, Вскую отринул мя еси? И Вскую сетуя хожду, внегда оскорбляет враг? Посли свет Твой и истину Твою: та мя настависта, и введоста мя в гору святую Твою и в селения Твоя.

Во втором стихе выражены те же мысли и чувства, что и в стихе одиннадцатом 41-го псалма, хотя и другими словами. Со всех сторон обрушились на псалмопевца бедствия, и вследствие того он претерпевает невыразимые скорби и страдания, которые наводят на душу его мрак уныния и сетования. Окружающие его враждебные силы хотели бы отнять у него последнюю и единственную нравственную опору – упование на Бога, Заступника и Крепость его, говоря ему на всяк день: где есть Бог твой? Он забыл про тебя и отринул тебя. И вследствие такой напасти со стороны врагов он ходит с поникшим взором, с сетующим лицом, и мрачные мысли и чувства обуревают его в такой степени, что он не находит себе покоя ни днем, ни ночью и вынуждается обращаться к Богу с исполненною глубокой скорби мольбою: Боже, если Ты крепость моя, если Ты заступник мой, то зачем Ты отринул меня? Почто мя забыл еси; и Вскую сетуя хожду, внегда оскорбляет враг? Враги удалили меня от Твоего святилища, и мне кажется, что отвратил Ты лицо Свое от меня, свет истины и благодати Твоея не светит надо мною, как бывало прежде. Но, выражая такие скорбные чувства и сетования, псалмопевец не падает духом и не теряет надежды на Бога, а потому и продолжает свою молитву к Нему в таких словах: посли мне, Господи, свет Твой и истину Твою, да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои. Под светом разумеет здесь псалмопевец Божие благоволение к нему (ср. Пс.43:4 ), а под словами истину Твою – верность обетованиям Его, по которой Бог должен восстановить право невинно преследуемого. Если ко мне возвратятся свет Твой и истина Твоя, то возвратятся все прежние радости и все прежнее благополучие, с возвращением возможности присутствовать во святилище и упражняться в делах благочестия и богослужения.

Пс.42:4 И вниду к жертвеннику Божию, к Богу веселящему юность мою: исповемся Тебе в гуслех, Боже, Боже мой.

С возвращением мне прежнего благополучия, говорит св. Давид, когда Господь пошлет мне свет Свой и истину Свою, я получу возможность взойти на гору Его святую, на гору Сион, где водружена была скиния Божия, и подойти к жертвеннику Божию, к жертвенному алтарю во дворе скинии, и буду находиться в невидимом присутствии Самого Бога, и это доставит мне такую радость и веселие, что почувствую возвратившуюся ко мне юность мою, вспомню те юные дни и годы жизни моей, когда я беспрепятственно, в радости и веселии мог беспрестанно хвалить Господа пред святым алтарем Его. И я не останусь неблагодарным Богу за такую милость Его ко мне: я принесу Ему торжественную жертву хвалы и благодарения – исповемся тебе в гуслех, Боже, Боже мой – я на гуслях буду славить Тебя, Боже!

есть буквальное повторение 6-го и 12-го стихов в 41-м псалме, в котором (повторении) псалмопевец снова обращается к своей скорбящей душе, еще не получившей от Бога ожидаемой милости, и снова старается ободрить ее упованием на Бога и терпением в ожидании спасения.

Псалом 42 текст

Детально: псалом 42 текст – со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Псалом Давиду, не надписан у еврей

Псалом Давида, не надписанный у евреев.

1 Суди ми, Боже, и разсуди прю мою, от языка непреподобна, от человека неправедна и льстива избави мя.

1 Суди меня, Боже, и реши тяжбу мою – от народа нечестивого, от человека неправедного и коварного избавь меня.

2 Зане Ты еси, Боже, Крепость моя, вскую отринул мя еси? И вскую сетуя хожду, внегда оскорбляет враг?

2 Ибо Ты, Боже, крепость моя, для чего Ты отринул меня? И для чего я, сетуя, хожу, когда притесняет враг?

3 Посли свет Твой и истину Твою, та мя настависта и введоста мя в гору святую Твою и в селения Твоя.

3 Пошли свет Твой и истину Твою – они меня направили и привели меня на гору святую Твою и в обители Твои.

4 И вниду к жертвеннику Божию, к Богу веселящему юность мою, исповемся Тебе в гуслех, Боже, Боже мой.

4 И войду я к жертвеннику Божию, к Богу, радующему юность мою; я прославлю Тебя на гуслях, Боже, Боже мой.

5 Вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего, и Бог мой.

5 Что прискорбна ты, душа моя, и что смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо я прославлю Его; Он – спасение лица моего и Бог мой!

Слава:

Слава:

Суди ми, Боже, и разсуди прю мою, от языка непреподобна, от человека неправедна и льстива избави мя. Зане Ты еси, Боже, Крепость моя, вскую отринул мя еси? И вскую сетуя хожду, внегда оскорбляет враг? Посли свет Твой и истину Твою, та мя настависта и введоста мя в гору святую Твою и в селения Твоя. И вниду к жертвеннику Божию, к Богу веселящему юность мою, исповемся Тебе в гуслех, Боже, Боже мой. Вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего, и Бог мой.

Слава:

Текст православного 42 псалма – один из самых коротких в Псалтири. Многие признаки указывают на то, что он является единым целым с 41 псалмом. 42 псалом – один из немногих, принадлежащих перу не царя Давида, но посвященный ему. Авторы псалма, согласно некоторым предположениям – сыновья Кореевы, приближенные пророка Давида, которые разделили его непростую участь во время восстания Авессалома. В то время очень немногие придворные не отвернулись от беглого царя, последовав за ним, и сыновья Кореевы, или Кореяне, как гласит толкование 42 псалма, были именно из таких верных людей.

Кем были сыны Кореевы, написавшие текст 42 псалма?

В Библии Корей, сыновья которого стали авторами 42 христианского псалма и других песней, упоминается в книге Чисел. Он был бунтарем, один из зачинщиков неудавшегося восстания против Моисея. Это был богач, недовольный правлением великого пророка, и многие считают, что авторы псалмов являются потомками другого Корея, однако достоверных подтверждений этому нет. Кореяне были левитами, псалмопевцами, служителями храма. Толкование 42 и 41 псалма говорит нам, что, возможно, в нем предсказано изгнание евреев из Израиля. Читать и слушать онлайн 42 псалом принято об освобождении пленников.

Читать православный текст молитвы псалом 42 на русском языке

Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым. От человека лукавого и несправедливого избавь меня, ибо Ты Бог крепости моей. Для чего Ты отринул меня? для чего я сетуя хожу от оскорблений врага? Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои. И подойду я к жертвеннику Божию, к Богу радости и веселия моего, и на гуслях буду славить Тебя, Боже, Боже мой! Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога; ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего.

Читайте также:  Псалом 29: текст молитвы, для чего читают

Псалтырь, текст псалом 42 на церковно славянском языке

Суди ми, Боже, и разсуди прю мою; от языка не преподобна, от человека неправедна и льстива избави мя. Зане ты eси, Боже, крепость моя, вскую отринул мя eси? и вскую сетуя хожду, внегда оскорбляет враг? Посли свет твой и истину твою; та мя настависта, и введоста мя в гору святую твою и в селeнiя твоя. И вниду к жертвеннику Божiю, к Богу веселящему юность мою; исповемся тебе в гуслех, Боже, Боже мой. Вскую прискорбна eси, душе моя? и вскую смущаеши мя? уповай на Бога, яко исповемся eму, спасенiе лица моего и Бог мой.

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 42

Толкование Псалма 42

Этот псалом дополняет Пс. 41 и, как уже говорилось во вступлении к Пс. 41, во многих еврейских манускриптах составляет с ним одно целое. Однако он и сам по себе может рассматриваться как самостоятельная песнь-молитва Господу.

Пс. 42:1. Существует предположение, что автором псалма был кто-то из “сынов Кореевых”, сопутствовавших Давиду во время вынужденного скитания его (скорее всего при бегстве царя от Авессалома), когда все они были вдалеке от Иерусалима. Псалмопевец просит Бога выступить на его стороне в “тяжбе” против “народа недоброго” и избавить его от человека лукавого. Под последним в этом случае разумелся главный противник (и преследователь) Давида (кстати, в Септуагинте при начале Пс. 42 повторена надпись “Учение (т. е. наставление) сынов Кореевых”, после чего приписано имя Давид а), а под “народом недобрым” – приближенные этого преследователя.

Пс. 42:2-5. В стихе 3 – мольба о возможности возвратиться в Иерусалим, на святую гору (Сион) Божию. Свет символизирует жизнь и разумение, а истина – верное слово Божие. Да пошлет Господь разумение просящему у Него. Руководствуясь им и словом Божиим, да возвратится он в обители Его, чтобы подойти к жертвеннику Господа, к Богу радости я веселия своего, и… славить Его игрой на гуслях и пением.

Завершается псалом тем же, исполненным надежды, рефреном, что и предыдущий.

Псалтирь | псалом 42

Этот псалом похож на предыдущий и был написан по тому же поводу. Так как он не имеет вступления, то его можно рассматривать как дополнение. Болезнь возвращается, и Давид немедленно прибегает к тому же средству, так как он внес его в свою книгу, написав на нем «probatum est – было испытано». Второй стих данного псалма почти полностью повторяет стих десятый предыдущего, а пятый в точности соответствует двенадцатому. Сам Христос (который имел Дух без ограничений), когда требовала ситуация, молился и во второй, и в третий раз, сказав то же слово (Мат 26:44). В этом псалме Давид взывает к Богу, жалуясь на оскорбления врагов (ст. 1,2). (II) Он молится, чтобы Бог вновь даровал ему возможность насладиться публичными постановлениями, и обещает с пользой применить их (ст. 3,4). (III) Он прилагает усилия, чтобы усмирить смятение собственного духа энергичной надеждой и уверенностью в Боге (ст. 5). И если, воспевая этот псалом, мы преследуем те же цели, то поем с благодатью в своих сердцах.

Стихи 1-5. В этих стихах Давид верой и молитвой обращается к Богу как к своему судье, своей силе, своему водителю, своей радости и своей надежде с соответствующими чувствами и в соответствующих выражениях.

I. Как к своему Судье, своему праведному Судье, который будет судить его и который (так как псалмопевец знает о собственной непорочности) вступится за него (ст. 1): «Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою…» Он привлекал к суду людей, обвинявших его. Давид взывал с места, где они производили суд и где его несправедливо обличили и осудили, к суду небесному, к наивысшей системе правосудия, чтобы приговор, выдвинутый против него, был пересмотрен, а его невиновность – доказана. На этом суде присутствовали люди, обидевшие его; против них он возбуждает дело и приносит свои жалобы Тому, кто мстит за обиженных, молясь о том, чтобы восторжествовала справедливость. Обратите внимание:

(1) кем были его враги, против которых он затеял тяжбу. Это было собрание греховных людей, которых он называет родом недобрым или немилостивым. Немилостивые люди впоследствии окажутся недобрыми, так как тот, кто боится или любит своего господина, будет иметь сострадание к своим братьям. Здесь идет речь об одном плохом человеке, лукавом и несправедливом, возможно, о Сауле, который не только не проявлял милости к Давиду, но и вел себя вероломно и бесчестно по отношению к нему. Если здесь псалмопевец имел в виду Авессалома, то его характер был не лучше. Поэтому неудивительно, что пока такие нехорошие люди и целые народы не находятся в аду, благочестивые люди, которые пока еще не оказались на небесах, сталкиваются с жестоким и подлым обращением. Некоторые считают, что духом пророчества Давид сочинил этот псалом для иудеев, оказавшихся в вавилонском пленении, и под народом недобрым здесь подразумеваются халдеи. К ним эти слова вполне подходят, но это лишь схожее место Писания и является личным толкованием. Бог мог предназначить его для использования независимо от того, сочинил ли его Давид.

(2) Что представляла собой молитва со ссылкой на них: «Суди меня…» О своих грехах перед Богом Давид молится: «Не входи в суд с рабом Твоим, ибо тогда я буду осужден», а относительно тяжбы со своими врагами он молится: «Господь, суди меня, ибо я знаю, что буду оправдан; вступись в тяжбу мою, встань на мою сторону и Своим провидением выступи от моего имени». Тот, кто честен в своих делах, может надеяться, что Бог вступится за него. «Вступись в тяжбу мою, чтобы избавить меня от них, чтобы не исполнились их планы против меня». Мы можем считать, что Господь вступился за нас, если мы избавились от врагов, хотя они и не были уничтожены.

II. Как к своей вседостаточной силе. Именно так Давид рассматривает Бога (ст. 2): «Ибо Ты Бог крепости моей, откуда я получаю все свои силы, в котором я укрепляюсь, который всегда укреплял меня, без которого я слаб, как вода, и абсолютно неспособен служить Тебе или страдать за Тебя». В то время Давид скорбел, он лишился духовных радостей, но в то же время понимал, что Господь – Бог крепости его. Если мы не можем утешить себя в Боге, то можем оставаться верными Ему и получать духовное подкрепление, если не имеем духовных наслаждений. В этих стихах Давид обращается к Богу: «Ты – Бог, на которого я уповаю как на свою силу. Почему же Ты оставил меня?» Это было его ошибкой, так как Господь никогда не оставляет тех, кто уповает на Него, каким бы подавленным они ни воспринимали свое собственное состояние. «Ты – Бог крепости моей; тогда почему мой враг так силен и я сетуя хожу, так как его сила подавляет меня?» Сложно примирить могущественных врагов Церкви со всесильной Церковью Бога, но настанет день, который принесет мир, когда все враги Церкви станут подножием для Бога.

III. Как к своему верному водителю (ст. 3): «Да ведут меня они, свет Твой и истина Твоя, и приведут на святую гору Твою». Давид молится, (1) чтобы Бог Своим провидением вывел его из изгнания и вновь открыл ему путь к святым наслаждениям привилегиями святилища Божьего. Его сердце было направлено к святой горе и обители Божьей – скинии, а не к семейным радостям, продвижению при царском дворе или развлечениям. Он мог смириться с отсутствием всего этого, но был нетерпелив в своем желании вновь увидеть скинию Господа. Ничто не является более желанным для его глаз, он с радостью вновь вернулся бы к тому месту. Поэтому он молится: «Пошли свет Твой и истину Твою; позволь мне иметь их как доказательство Твоего благоволения, которое есть свет, и исполни Свое обетование, которое есть истина». Чтобы быть счастливыми, мы должны желать лишь благ, исходящих от Божьего благоволения и включенных в Его обетования. Этой милости и этой истины достаточно для всех; и когда мы видим их в Божьих провидениях, то осознаем, что находимся под надежным руководством. Отметьте, что те, кого Бог ведет, направляются к святой горе, к Его обителям, а тот, кто притворяется, что водим Духом, но сам поворачивается спиной к утвержденным постановлениям, обманывает сам себя.

(2) Чтобы Бог Своей благодатью даровал ему возможность общаться с Ним и приготовил его к видению и пребыванию с Ним в другом мире. Некоторые иудейские писатели под словами «свет» и «истина» в данном месте понимают Царя Мессию и Его предтечу Илию, которые должны были прийти в ответ на молитвы Ветхого Завета. Но мы должны продолжать молиться Богу о свете и истине, молиться о свете и истине Духу, который возмещает недостаток в телесном присутствии Христа, молиться, чтобы Он открыл нам тайну благочестия и продолжал вести нас к небесам. Когда Бог посылает Свой свет и истину в наши сердца, то они будут вести нас к вышнему миру, как во всех наших поклонениях, так и в ожиданиях и выборе цели. И если мы сознательно следуем за этим светом и истиной, то они, несомненно, приведут нас к святой горе на небесах.

IV. Как к своей переполняющей радости. Если Бог приведет его к Своим обителям, если восстановит его в прежних свободах, то Давид хорошо знает, что он должен будет сделать: «Подойду я к жертвеннику Божию» (ст. 4). Насколько это возможно, он приблизится к Богу, к Богу радости и веселия своего. Отметьте, (1) что приходящие к обители должны подойти к алтарю, как и приступающие к постановлениям должны оценить себя приходящими, а потом приступать к самым действенным и связывающим постановлениям. Чем ближе мы подходим и крепче прилепляемся к Богу, тем лучше.

(2) Тот, кто подходит к алтарю Божьему, должен осознавать, что там он приходит к Господу, и заботиться о том, чтобы приближаться к Нему с верным сердцем. Мы напрасно совершаем святые постановления, если в них не приступаем к святому Богу.

Читайте также:  Псалом 105: текст молитвы, для чего читают

(3) Тот, кто приходит к Господу, должен приступать к Нему, как к Богу радости и веселья своего: не только как к своему будущему блаженству, а как к нынешней радости и веселью, которые не обычны, а превосходят все чувственные радости и время. Фраза, стоящая в оригинале, очень экспрессивна – к Богу веселья радости моей, или моего ликования. Чему бы мы ни радовались или ликовали, Бог должен быть центром нашей радости; и радость должна завершаться в Нем и проходить через дар к Даятелю.

(4) Когда мы приходим к Господу как к нашей радости и веселью, то наши утешения в Нем должны становиться сущностью нашей хвалы Ему, как нашему Богу: «…на гуслях буду славить Тебя, Боже, Боже мой!» Давид искусно играл на гуслях (1Цар 16:16,18), и он решает славить Бога тем, в чем он совершенен, ибо Господа нужно прославлять наилучшим, чем мы владеем, ибо Он сам – наилучший.

V. Как свою надежду, которая никогда не подведет (ст. 5). Здесь, как и ранее, Давид проявляет недовольство своим подавленным настроением и угнетенностью, осознавая, что поступил неправильно, покорившись им, и что у него нет повода для упадка: «Что унываешь ты, душа моя?» Затем он успокаивает себя, зная, что прославил Бога, и веруя, что у него будет возможность еще прославить Его: «Уповай на Бога; ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего». Это то, чем мы должны жить и с чем должны умереть. Мы не можем быть чрезмерно настойчивы, повторяя эти слова.

Как правильно читать псалом 41

Святое писание составлено из книг, написанных пророками. Люди, наделенные божественной прозорливостью, тонко чувствовали движения человеческой души. Псалтырь пророка Давида — единственная книга Ветхого Завета, которая полностью используется православной церковью. Ежедневно на различных богослужениях читаются отдельные части священного текста. Псалом 41, завораживающий мелодичной поэтикой, содержит и молитву, и предсказание.

История псалма 41

Псалтырь, или Книга псалмов Давида, является частью Ветхого Завета. Как все Священное Писание, Псалтырь вразумляет и наставляет верующих в отношениях к Богу и людям. В гимнах сообщается о делах Всемогущего Творца, прославляется Божья благодать. Святая книга умудряет опытом в деле оставления грехов, водворяет в душе мирянина веру в Спасителя.

Псалтырь, которая состоит из 150 псалмов, разбита на 20 частей, называемых «кафизмами». Кафизмы имеют примерно одинаковый размер. Количество псалмов в кафизме разное и зависит от величины псалмов, входящих в нее. Например, семнадцатая кафизма содержит всего лишь один псалом 118, а в восемнадцатой кафизме — 15 псалмов.

В иудейском варианте Псалтырь называется Тегилим, что в буквальном переводе означает «хваления». Отличие от древнегреческого перевода состоит в иной нумерации гимнов. И также некоторые тексты объединены, а другие разбиты на две песни. Кроме того, молитвы собраны в пять книг.

Компоновка псалмов в иудейском Тегилиме:

  1. Первая книга — с 1 по 40.
  2. Вторая книга — с 41 по 71.
  3. Третья книга — с 72 по 88.
  4. Четвертая книга — с 89 по 105.
  5. Пятая книга — со 106 по 150.

В православии псалом 41 и 42 входит в шестую кафизму. Оба гимна объединены по смыслу и называются «молитвой изгнанника». Единство подтверждается дословным повторением мольбы в шестом и двенадцатом стихе в первой песни, а также в заключительной пятой строке во второй песни.

Об авторе

В царствование пророка Давида исполнением божественных гимнов славились священнослужители из семейства Корея. Иногда певцы кроме пения псалмов составляли и новые тексты. Авторство указывается в первой строке стиха. Перу поэтов с фамилией Корей принадлежат двенадцать псалмов, в том числе сорок первая молитва Псалтыри.

Род Кореев происходит из колена Левия, третьего сына Иакова. Сам Корей приходился двоюродным братом Моисею, выведшему евреев из египетского плена. Во время скитаний по аравийской пустыне Корей взбунтовался против пророка. Бог жестоко покарал мятежника, но помиловал его сыновей, не поддержавших отца, и позволил им служить певцами в скинии и дойти до земли обетованной.

История написания

Царь Давид, объединивший Иудею и Израиль в единое государство, считается одним из ветхозаветных пророков. Третий сын правителя Авессалом убил сводного брата Амнона, который изнасиловал родную сестру Фамарь. Три года скрывался юноша от гнева отца, потерявшего первенца. Беглец нашел пристанище в Сирии у деда по материнской линии.

Вернувшись на родину, Авессалом посчитал, что может стать учителем израильтян и заменить государевых судей. Через четыре года молодой человек склоняет жителей Хеврона к мятежу против царя. С преданными людьми, в числе которых были потомки Корея, Давид покидает Иерусалим и уходит на северо-восток за реку Иордан.

В Маханаимской пустыне, расположенной недалеко от горы Ермон, Давид скорбит о содеянных грехах. Вместе со своим народом изгнанник мечтает вернуться в Иерусалим, в родной храм. Здесь, в заиорданской стороне молитвенные стенания израильтян сложились в сорок первый псалом.

Для чего читают

Чтобы понять, в чем помогает 41-я молитва Псалтыри, нужно знать, что гимн состоит из двух смысловых частей. Вначале герой песнопения осознает грехи и томится без живого Бога. В конце изгнанник умоляет Господа о заступничестве. Следовательно, чтение текста помогает искреннему покаянию и учит молитвословию.

Молодые люди иногда страдают от неразделенной любви. Арсений Каппадокийский, преподобный, родившийся в 1840-м году и умерший 1924-м году в Греции, советовал в таких случаях обращаться к Богу и читать песнопение 41.

Чтение Псалтыри воспитывает терпение. В любой ситуации верующий человек уповает на волю Божью и надеется на помощь Господа. Чтение псалма дает духовные силы, которые помогают преодолеть греховные искушения.

Прихожане, которые редко приходят в церковь, ссылаются на житейскую загруженность. Семейные обязанности и забота о карьерном росте воздвигают, казалось бы, непреодолимую преграду на пути в храм Божий. Справиться с бытовой рутиной и отправиться на литургию помогает домашнее чтение сорок первого псалма.

Люди часто путешествуют, посещая другие города или страны. Богомольцы совершают паломничества к святым местам. О благополучном возвращении домой странствующий мирянин молится и читает гимн во время поездки.

Правила чтения

Ни одна служба в церкви не проходит без чтения Псалтыри. Порядок чтения кафизм указан в 17-й главе Богослужебного устава — Типиконе. Каждый день на утрене читается 2-3 кафизмы, на вечерне (кроме воскресенья, когда Псалтырь не читается) — по одной. Отдельные псалмы используются при совершении ежедневных часов. В течение недели Псалтырь прочитывается полностью.

Дни церковного календаря, когда читаются две кафизмы на утреннем богослужении:

  1. Начиная от Антипасхи, которая отмечается через неделю после Воскресения Христова, и до отдания праздника Воздвижения Креста Господня 4-го октября.
  2. Две недели перед началом Великого поста, называемые мясопустной и сырной.
  3. С 20-го декабря до 14-го января по старому стилю, или со 2-го до 27-го января по григорианскому календарю.

«Молитва изгнанника» входит в состав шестой кафизмы. В указанные периоды гимн читается в понедельник на вечернем богослужении.

После отдания праздника Воздвижения и до 2-го января по новому стилю, а также от 27-го января гражданского календаря до воскресенья за две недели до Великого поста на утрене читаются три кафизмы. Во время церковной службы в понедельник утром поется шестая кафизма и 41-й псалом.

Во время Великого поста молитва читается в понедельник и четверг на утрене. Если в пятую неделю строгого поста на четверг не выпадает праздник Благовещения, то чтение кафизмы и псалма переносится на службу девятого часа в среду. В Страстную седмицу песнопение звучит в церкви только в понедельник утром.

Для домашнего, или келейного, чтения не существует строгих правил. Обращаться к псалмам можно в любое свободное время. Разрешается читать с любого места. Не возбраняется и произнесение только одного любимого псалма или набора гимнов.

Перед началом чтения Псалтыри возносятся предначинательные молитвы:

  1. Молитва Святому Духу.
  2. Трисвятое.
  3. «Отче наш».
  4. Молитва к Пресвятой Троице.

После окончания чтения псалмов произносится молитва «Достойно есть». Каждая кафизма разбита на три части «Славами». На первой «Славе» молятся о патриархе, священнослужителях, духовнике. На второй — просят о здравии родных и близких людей. На третьей — молят об упокоении всех почивших.

Псалмы читают неторопливо, вдумчиво, без эмоций. Недопустима ошибочная расстановка ударений, которая приводит к искажению смысла. Текст на русском языке произносится вполголоса, но внятно. Псалтирь разрешается читать сидя. Слово «кафизма» переводится с греческого языка как существительное «сидение». Зажженная свеча или лампада помогает создать боговдохновенное настроение. Возникающие после молитвословия вопросы необходимо обсудить с духовником. Священник даст вразумительный и толковый совет.

Текст и толкование

Словосочетание «в конец» в первой строчке означает, что молитва имеет пророческий характер. Здесь же указывается, что гимн посвящен пророку Давиду. Автором божественного текста является поэт и певец из семьи Корея.

Во втором и третьем стихе псалмопевец сравнивает человека, оставленного Богом, с ланью, которая мучается от жажды. Как дикое животное в лесу способно преодолеть любые преграды в поисках воды, так и человек готов на любые испытания, чтобы припасть к источнику животворящей влаги — Божьему храму. Поэт противопоставляет Бога тленным идолам язычников, называя Его «живым» и «крепким», то есть всемогущим и вечным.

В четвертой строке упоминается антихрист, который мучает человека провокационным вопросом. Изнуренного физически изгнанника, которому еду и питье заменяют только слезы, сатана хочет довести до отчаяния. Этот страшный грех ведет к разрушению веры.

Пятый стих является пророческим. Вспоминая прежние времена, когда Бог обратился к израильскому народу, псалмопевец уверен, что возвращение в храм произойдет через Спасителя.

Шестой стих полностью повторяется в 12 строчке псалма. Угнетенное состояние скорбящей души преодолевается обращением к Богу. Молящийся уверен, что взывание к Избавителю удалит всяческие невзгоды и напасти.

В строчках с 7-й по 9-ю географически точно указано место, где создавалась молитва. Поэт сравнивает природные катаклизмы в горах с бедствиями, которые обрушиваются на грешника. Однако удары судьбы не в силах поколебать веру изгнанника, днем и ночью возносящего мольбы к Всевышнему.

В заключительных, с 10-й по 12-ю, строчках представлена, собственно, сама молитва. Сетуя на издевательства недоброжелателей, псалмопевец взывает к Царю Небесному и уповает на милость Спасителя. Последний стих — рефрен 6-й строчки — усиливает эмоциональную наполненность псалма.

При чтении Псалтыри светлые чувства наполняют душу. Возникает ощущение сопричастности к событиям, которые излагаются в псалмах. Человеку кажется, что текст написан о нем. Голос Бога, звучащий в каждом слове библейского писания, заставляет снова и снова открывать Псалтырь и читать гимны Царю Небесному.

Видео

В этом видео читается сорок первый псалом.

Ссылка на основную публикацию