Псалом 41: текст молитвы, для чего читают

Псалом 41

Многие песни в Псалтири были написаны царем и пророком Давидом, жившим за 1000 лет до Рождества Христова. Этот человек снискал особую милость Бога, ему открылись планы Всевышнего. И всё же путь Давида был труден, он не раз находился в изгнании и был предан, оступался и грешил, но никогда не оставлял веры. Псалом 41 был написан в трудное время для царя, когда он скрывался от гонений родного сына.

Текст молитвы псалом 41

На церковнославянском языке

В конец, в разум сынов Кореовых, псалом Давиду, не надписан у еврей

1 Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже.

2 Возжада душа моя к Богу Крепкому, Живому: когда прииду и явлюся лицу Божию?

3 Быша слезы моя мне хлеб день и нощь, внегда глаголатися мне на всяк день: где есть Бог твой?

4 Сия помянух и излиях на мя душу мою, яко пройду в место селения дивна, даже до дому Божия, во гласе радования и исповедания шума празднующаго.

5 Вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего, и Бог мой.

6 Ко мне самому душа моя смятеся: сего ради помянух Тя от земли Иордански и Ермониимски, от горы малыя.

7 Бездна бездну призывает во гласе хлябий Твоих, вся высоты Твоя и волны Твоя на мне преидоша.

8 В день заповесть Господь милость Свою, и нощию песнь Его от мене, молитва Богу живота моего.

9 Реку Богу: Заступник мой еси, почто мя забыл еси? И вскую сетуя хожду, внегда оскорбляет враг?

10 Внегда сокрушатися костем моим, поношаху ми врази мои, внегда глаголати им мне на всяк день: где есть Бог твой?

11 Вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего, и Бог мой.

На русском языке

К исполнению. В научение, сынам Кореевым. Псалом Давида, не надписанный у евреев.

1 Так же, как олень стремится к источникам вод, так стремится душа моя к Тебе, Боже.

2 Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: «Когда я приду и явлюсь лицу Божию?»

3 Были слёзы мои мне хлебом день и ночь, когда говорили мне всякий день: «Где Бог твой?»

4 Это вспомнил я и изливал в себе душу мою, ибо пройду я в месте обители дивной, до дома Божия, при звуке радости и славословия, шума праздничного.

5 Что прискорбна ты, душа моя, и что смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо я прославлю Его; Он – спасение лица моего и Бог мой!

6 Взволновалась внутри меня душа моя; потому я вспомню о Тебе с земли Иорданской и Ермониимской, с Малой горы.

7 Бездна бездну призывает в шуме водопадов Твоих; все валы Твои и волны Твои прошли надо мною.

8 Днём явит Господь милость Свою, и ночью песнь Его у меня, молитва Богу жизни моей.

9 Скажу Богу: «Заступник мой Ты, почему Ты забыл меня? И для чего я, сетуя, хожу, когда притесняет враг?»

10 Когда сокрушались кости мои, поносили меня враги мои, когда говорили мне всякий день: «Где Бог твой?»

11 Что прискорбна ты, душа моя, и что смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо я прославлю Его; Он – спасение лица моего и Бог мой!

История написания

За время правления царь Давид выиграл много сражений, но победа над сыном Авессаломом стала для него самой тяжелой. Родной сын поднял восстание против отца и начал преследовать его, вынуждая бежать из города. Давид молил Господа о помощи, но в то же время глубоко переживал предательство сына. Это время стало тяжелым испытанием для царя, во время которого он написал много песен к Богу, просительных и восхваляющим.

Подпись к тексту псалма 41 говорит о том, что его автором является один из сынов Кореевых. Они были верными подданными царя Давида и последовали с ним в пустыню, когда тот был вынужден бежать из Иерусалима. Как и Давид, сыны Кореевы были верующими, но именно царь тяжело переживал бегство из священного города. Наблюдая страдания, смирение перед Божественной волей и силу веры царя, они посвятили ему псалом 41, который часто считают песнью изгнанника.

Для чего читают псалом 41?

Молитвы следует читать каждый день, обращение к Богу укрепляет веру и дух, а Его благословение поможет в любых делах. Псалом 41 читают для успокоения и надежды, он рекомендуется к прочтению для тех, кто сбился с пути, стоит перед трудным выбором или страдает от неразделенной любви.

Во время церковных служб традиционно используются старославянские тексты, но дома можно читать псалом 41 на русском языке, чтобы лучше понимать его смысл. Обращаться к Богу нужно искреннее, поэтому слова должны исходить от сердца, а не заучиваться, как рецепт или формула. Просьба верующего всегда будет услышана и исполнена, если он честен и открыт перед Богом.

Толкование

Считается, что ранее псалом 41 и 42 были частями одной песни, в некоторых переводах они до сих пор едины, об этом свидетельствуют и переплетение стихов. Сейчас же эти молитвы читаются по отдельности, и каждая несет свой особый смысл.

Для толкования псалма 41 следует разобрать каждый его стих:

  • Стихи 1-2 – описание мук, которые испытывал автор в удалении от храма. Священное место было для него такой же ценностью и необходимостью, как вода для оленя. «Приду и явлюсь лицу Божию» — подразумевается жертвенник храма, святилище, в котором Бог присутствует всегда.
  • Стих 3 – в изгнании автор не мог даже есть, глубоко переживая чувство одиночества. Малодушные люди пытались смутить веру: «Где Бог твой?» — что следует понимать, как вопрос о том, почему Господь оставил своего раба в унынии.
  • Стих 4-5 – уныние и отчаяние одолевали псалмопевца, но он не оставлял надежды и уповал на Господа, как единственного спасителя, который никогда не оставит праведника.
  • Стих 6-8 – автор находился далеко от родных мест и храма, это угнетало его. Вершины горы Ермон скрыты под снегом и возвышаются на 12 000 футов. Таяние снега приводило к спуску с вершин бурных потоков воды, которые водопадом срывались со скал. Эта бесконечная вода напоминала бездну, как и тяжелые испытания, посланные Господом. И всё же псалмопевец молит о Божьей милости, которая спасет его.
  • Стихи 9-11 – мольба Господу о спасении. Автор бедствует от притеснений врагов и их нападок, но прославляет Господа, прося у него помощи и спасения.

Псалом 41

Сей 41-й псалом имеет следующее надписание: В конец, в разум сынов Кореовых псалом Давиду. Надписание это, составляющее 1-й стих, дает знать, что псалом этот составлен одним из сынов Кореевых. Под именем сынов Кореевых, в царствование Давида и позднее, известно было одно левитское семейство певцов ( 1Пар.6:22, 9:19, 33 ). Некоторые члены этого семейства были не только певцами псалмов, но и составителями их. А так как предметом псалма служит все-таки бежавший от Авессалома Давид, в чем по многим внутренним признакам нельзя сомневаться, то ученые толковники этого псалма и полагают за достоверное, что в числе немногих оставшихся верными Давиду и сопровождавших его в изгнание был кто-либо из певцов-левитов Кореевой фамилии, который и написал как сей 41-й, так и следующий за ним и составляющий его продолжение Пс.42 . В сердечном участии к тяжко скорбной участи изгнанного царя он живо представлял себя в его положении, в его душевном настроении, и из души его, следовательно некоторым образом во имя Давида, вылилась эта песнь, одна из прекраснейших в Псалтири.

Составляет надписание, о котором сказано выше.

Пс.41:2 Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже.

Елень, по-русски – «лань», или «горный олень», животное быстроногое и неспособное переносить продолжительную жажду, и когда возжаждет, то стремительно несется по горам и утесам, разыскивая источники воды, в которых могло бы удовлетворить свою жажду. С этим животным в состоянии сильной его жажды сравнивает здесь себя благочестивый певец псалма, всегда горевший любовью к Богу и святому жилищу Его (ср. Пс.25:6–8, 26:4 , Пс.60 и др.), стремившийся в многочисленном сонме торжествующего народа в дом Божий, чтобы там пред жертвенником на гуслях воздавать славу всегдашнему своему Заступнику и Спасителю, Богу радости и веселия своего (ниже ст. 5, 6; Пс.42:3, 5 ), но который, при совершенной безопасности от внешних врагов и вполне цветущем религиозном и гражданском состоянии Израиля, подвергнется гонению от внутренних личных врагов, от человека лукавого и несправедливого, от народа недоброго ( Пс.42:1, 41:10, 54:13–14 ); так что находит себя вынужденным бежать из святого города ( 2Цар.15:14 ) и, преследуемый их оскорблениями и ругательствами (ниже ст. 4, 10, 11), укрывается за Иорданом, при горах Ермонских (ст. 7, ср. 2Цар.17:22–24 ). Это и есть сам царь Давид, который во время восстания сына своего Авессалома принужден был удалиться из Иерусалима и пребывать вдали от жилища Божия, в восточной Иорданской стране, в Маханаиме (или Манаим) – левитском городе, Галаадской области ( Нав.21:38 ; 2Цар.2:8–9 ), примыкавшей северною своею границей к юго-восточным оконечностям хребта Ермонского.

Пс.41:3 Возжада душа моя к Богу крепкому, живому: когда прииду и явлюся лицу Божию?

Сильное стремление души к Богу псалмопевец называет жаждою души своей. Бог крепкий значит то же, что «всесильный, всемогущий», Который в состоянии содействовать псалмопевцу против врагов его. Бога называет он еще живым, в противоположность ложным божествам язычников – идолам, которые суть не что иное, как бездушные истуканы «дела рук человеческих» ( Пс.134:15 ). Живый Бог есть источник жизни естественной и духовной, и потому может подать утешение в скорби и спасти от бед. Явиться лицу Божию значит – служить Богу по установлению законному, а такое служение было ограничено одним местом, в Иерусалимском храме. Удаленный из Иерусалима, псалмопевец чувствует необыкновенное желание, подобное сильной жажде еленя, видеть скинию Господню, алтарь, жертвоприношения, с которыми верные являлись пред лице Господне, и другие обряды, которые установил Бог для засвидетельствования милости Своей к еврейскому народу. Тяжелее всего было для него претерпевать это невольное удаление от святилища Божия, эту вынужденную невозможность посещать его, чтобы явиться лицу Божию: ему казалось, что это удаление от священного места служит знаком немилости Божией к нему, и вот он вопиет, возжадала душа моя к Богу, Всесильному Живодавцу: когда я приду к святилищу, ко храму Его святому и явлюсь там пред лице Божие?

Пс.41:4 Быша слезы моя мне хлеб день и нощь, внегда глаголатися мне на всяк день: где есть Бог твой?

От сильной скорби душевной, причиняемой удалением от святилища Господня и невозможностью являться пред лице Божие, псалмопевец не мог употреблять пищи и в состоянии был только плакать день и ночь, так что слезы служили ему вместо хлеба. Эту скорбь душевную, отразившуюся несомненно и на телесном здоровье псалмопевца, усиливали еще больше злобные и нечестивые люди, которые с насмешкой спрашивали его: не напрасно ли твое упование на Бога? Где есть Бог твой? Не видишь ли, что Он отвратился от тебя? Притом же, нет сомнения, чтоб и сатана, этот невидимый, но злобный враг рода человеческого, не нападал на него постоянно (на всяк день) с такими же вопросами, которыми возможно довести до отчаяния и самого твердого в вере человека. И только одна милость Божия с Его всесильной благодатью могла охранить псалмопевца от отчаяния и совершенного падения. Поэтому он и говорит, что ни в чем не находит себе утешения, как только в слезах, которыми питался, как хлебом, и притом днем и ночью: и слезы мои были для меня хлебом днем и ночью, когда мне говорили всякий день: где есть Бог твой?

Пс.41:5 Сия помянух, и излиях на мя душу мою: яко пройду в место селения дивна, даже до дому Божия, во гласе радования и исповедания шума празднующаго.

Славянское – селение употребляется чаще всего, как и здесь, в значении: «скиния, шатер, жилище». Выражение: сия помянух относится не к предыдущему, а к последующему: яко пройду. Псалмопевец выражает скорбь свою при воспоминании прежних дней счастья, когда он, как царь и пророк, впереди всего многочисленного сонма празднующего народа, приходил в дом Божий, в это дивное место селения славы Божией, при торжественных хвалебных и радостных песнопениях, раздававшихся из уст многочисленных жертвоприносителей, громогласно выражавших праздничное ликование. Не могу, как бы так говорит он, без душевного волнения, без пролития слез вспоминать о тех счастливых днях моей жизни, сердце мое обливается кровью, вся душа моя изливается от скорби, когда вспомню (сия помянух), как, бывало, я пойду в дом Божий, в дивную скинию Господню, окруженный многочисленным сонмом празднующего народа, оглашающего воздух радостным пением хвалебных песнопений во славу Божию.

Читайте также:  Псалом 57: текст молитвы, для чего читают

Пс.41:6 Вскую прискорбна еси, душе моя; и Вскую смущавши мя; уповай на Бога, яко исповемся ему, спасение лица моего и Бог мой.

Глубокую скорбь испытывает душа псалмопевца в удалении от святилища Божия и под гнетом сей скорби тяжело страдает и невольно подвергается колебаниям, близким к отчаянию. Но вот над колебаниями уповающей души внезапно возвышается сильный верою дух его и взывает к ней, зачем она предается такому унынию (Вскую прискорбна еси, душе моя) и почему не надеется на Бога? Вскую прискорбна еси, душе моя; что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься скорбными чувствами и мыслями? Уповай на Бога, не думай, что Он отвратился и удалился от тебя: «близ Господь всем призывающим Его» ( Пс.144:18 ). И я призову Его и исповемся Ему, я поведаю Ему: Ты спасение лица моего и Бог мой. Изрекая в своем сердечном исповедании Богу такие слова: Ты спасение лица моего и Бог мой, псалмопевец выражает тем, что спасение его и избавление от тяжких скорбей недалеко от него, и что он готов претерпевать эти скорби до конца.

Пс.41:7 Ко мне самому душа моя смятеся: сего ради помянух Тя от земли Иордански и Ермониимски, от горы малыя.

В сем стихе псалмопевец, продолжая выражать угнетенное скорбью и смущенное состояние души своей, указывает местонахождение свое в бегстве от врагов своих, в котором он вынужден был терпеть эти скорби и где он с упованием вспоминает о Боге, Спасителе своем и Избавителе от всех скорбей, без сомнения, для того, чтобы в этом воспоминании почерпать утешение и еще большую надежду на милость Божию. Так как душа моя была в сильном смятении во время моего изгнания, то я для ободрения моего стал часто вспоминать о Тебе, Господи: помянух Тя от земли Иордански, т.е. в восточной Заиорданской области (близ потока, называемого Иаббок), и Ермониимски, от горы малыя. Горы Ермонские, простираясь по восточной стороне реки Иордан, в северном течении последнего, составляли в то же время и крайнюю границу земли обетованной на севере. Вот здесь-то, на одном из небольших отрогов Ермонского хребта (гора малая), примыкавших к северной части Заиорданской области, и находился Давид, укрываясь от преследования врагов своих, и здесь-то в тяжелые минуты глубокой скорби и душевного смущения вспоминал он о Боге, Спасителе своем.

Пс.41:8 Бездна бездну призывает во гласе хлябий Твоих: вся высоты Твоя и волны Твоя на мне преидоша.

Бездна (от слов «без» и «дно») значит: «бездонная пропасть», неизмеримая глубина морская, или вообще – водная. Хлябий (мн.ч.), от слова хлябь, значит: «водопад», такое изобильное падение или течение воды, которое иначе называется – ливень. О таковых хлябях упоминается в библейском повествовании о потопе: «И хляби небесныя отверзошася. И заключишася источницы бездны и хляби небесныя» ( Быт.7:11, 8:2 ). В этом стихе в образной, или метафорической, речи, изложена жалоба псалмопевца на новые скорби и страдания, которые одно за другим наступают на него и одно другого больше теснят его душу. Бездна, или, что то же, неизмеримая глубина водная, служит здесь символом безмерных страданий, которые угрожают человеку погибелью. Бездна бездну призывает, так что если исчезает одна, тотчас за нею следует другая. Эти бездны, эти глубины происходят от водопадов (хлябий небесных), которые Бог изливает с неба (как при потопе) с сильным шумом (во гласе хлябий). «Вся высота Твоя и волны Твоя» (как и в Пс.92:5 ), т.е. высокие волны морские пронеслись надо мной, на мне преидоша. Как во время волнения моря одна волна следует за другою, так одно бедствие вслед за другим постигает и поражает меня. Сильные несчастья как бури разразились надо мной, как волны морские покрыли меня.

Пс.41:9 В день заповесть Господь милость Свою, и нощию песнь Его от Мене , молитва Богу живота моего.

Заповесть значит: «явит, приложит», от слова заповедати – «предложить, повелеть, приказать». «Днем явит Господь милость Свою». Конечно, и ночью Бог не лишает людей милости Своей и являет нам щедроты Свои, но днем мы видим более щедрот Его милости. С милостями Божиими мы везде встречаемся: милость Божия в успешном совершении дел, милость в любви благочестивых людей, милость в прощении грехов, которые, можно сказать, неизбежны при дневной деятельности. И потому не нощию только мы должны возносить песнопение Господу, но и днем. И песнопение это должно быть соединено с усердною молитвой к Богу, подателю и хранителю жизни нашей (Богу живота моего), – молитвой благодарственной и просительной. Но псалмопевец для того предоставил нощи песнопение Господу, что днем человек занят делами житейскими, и молитва невольно прерывается различными неизбежными встречами, а ночью человек успокаивается от дел своих, и в возношении молитвы тогда удобнее ему сблизиться с Господом. Днем получает он благодеяния и милости, а ночью за них благодарит, днем грешит, а ночью омывает грех покаянием, днем познает нужды свои и братии своих, а ночью молится о восполнении их.

Пс.41:10 Реку Богу: заступник мой еси, почто мя забыл еси? И Вскую сетуя хожду, всегда оскорбляет враг?

В предыдущих стихах высказав жалобу на скорби и на страдания свои, а также и уверенность свою в том, что Господь скоро может явить ему милость Свою, псалмопевец говорит, что у него готовы песнопение и молитва к Богу живота, а здесь, в этом 10-м стихе, он выражает и самую эту молитву. Он как бы так говорит: я ведь уже много милости видел от Бога, и нет у меня другого такого сильного заступника, как Он, а потому я стану опять молиться Ему и в молитве скажу Ему: Господи, Ты мой заступник, – зачем же Ты теперь забыл меня? Для чего я сетуя хожу, когда оскорбляет меня враг, – для чего попустил Ты врагу так оскорблять меня, что я не могу равнодушно переносить эти оскорбления и принужден ходить с печальным видом и в сетовании в слезах?

Пс.41:11 Внегда сокрушатися костем моим, поношаху ми врази мои, внегда глаголати им мне на всяк день: где есть Бог твой?

Оскорбления, причиняемые псалмопевцу врагами его, были столь тяжки и невыносимы для него, что он сравнивает их с сокрушением костей от тяжких палочных ударов, потому что эти оскорбления посягали на самое святилище души его: на его веру и упование на Бога. Псалмопевец находится в изгнании, лишен возможности посещать дом Божий и, скорбя о том, с великим терпением и упованием ждет милости от Бога; а враги его, смеясь над его терпением и упованием, каждодневно приступают к нему с нахальными вопросами: где есть Бог твой! и чего тебе ждать от Него? Выражая эти скорбные чувства, он говорит: как бы поражая кости мои, ругаются надо мною враги мои, когда говорят мне всякий день: где Бог твой?

есть дословное повторение 6-го стиха, которое показывает, что все еще неспокойная душа псалмопевца снова возбуждается и ободряется к надежде на Бога и к уверенности в скорой помощи, и что он не вдруг, но долговременным подвигом терпения победил посланные на него искушения. А из этого примера псалмопевца и мы все должны научиться не ослабевать в подвиге терпения и других добродетелей, хотя бы враг нашего спасения диавол никогда не переставал причинять нам свои напасти.

Текст псалма 41 и 42 на русском языке: правила чтения молитвы

Я регулярно читаю псалмы – священные тексты, собранные в Псалтыре. Я предпочитаю использовать их на богослужениях или у себя дома (келейно). В псалмах отражены исторические события, переживаемые авторами и их обращения к Богу. Сегодня я расскажу подробно о псалмах 41 и 42, опишу правила их чтения.

О человеке и обществе в псалмах

Концепции спасения в Псалтыре отведена главенствующая роль. Человек при этом выглядит весьма нелицеприятно – он представлен этаким гнездилищем зла и порока. Грех сопровождает его с самого момента рождения и сопровождает до самого ухода в мир иной. На протяжении всей жизни грех так же является постоянным спутником человека, парализуя его душу и тело, отбирая волю и душевный мир. То, что люди становятся друг другу врагами – тоже пагубное воздействие того же греха, постоянного спутника человека.

Во многих псалмах взаимоотношениям между людьми уделяется очень большое значение. Но уже с самого начала становится понятно, что без присутствия Бога человечество представляло бы собой толпу злобных, агрессивных и лживых существ. В псалмах такие люди, живущие вне веры в Бога, называют врагами. Враги притесняли авторов псалмов, жаждали их поражения и смерти. Для врагов самой благоприятной атмосферой является атмосфера лжи, клеветничества, суеты и хаоса.

Этих безбожников можно определить уже по их образу жизни – они ни от чего не испытывают страданий, им сопутствует странная удача, на человеческой работе они не трудятся, нападок со стороны окружающих не испытывают. Из черт характера у них присутствует гордыня, дерзость, непреодолимая любовь к сплетням, презрение к окружающим. Здесь же отдельно упоминается, что предателем может стать даже самый близкий друг, человек, которому было оказано безграничное доверие. И это еще хуже, чем происки самых лютых врагов.

Итогом всего этого является то, что автор псалмов становится изгоем, одиночество в толпе – его удел, ведь праведник всегда один. Даже в тех псалмах, где об этом напрямую не упоминается, видно, что ощущение одиночества всегда сопровождает автора. У него нет никакой опоры и защиты. Если где-то и говорится о собрании праведных, то это только моменты присутствия на богослужениях, где проповедуется слава Божья. Но даже здесь просматривается полное отрешение от теплоты, душевности, хорошей здоровой эмоциональности, отсутствие поддержки и дружеского участия.

Только в единственном псалме под номером 127 описана идиллия семейной жизни, а в 132 – дружная жизнь двух братьев. Нет ничего удивительного, ведь и в Библии говорилось – «ищи врага в доме твоем» — это обозначает то, что и в семье всегда может затесаться предатель и враг.

Во многих псалмах прослеживается полнейшее отчаяние и мрак, враждебность окружающих, но ведь такова реальность. Автор описывает ловушки и западни, в которые желают заманить его враги, они клевещут, судачат о нем.

Автор обращает все свои переживания и горестные мысли в молитву, всем этим выражая, что Бог – это его единственная возможная защита и опора. И не только его.

Нередко в псалмах дается понять, что даже в таком беспросветном мраке можно сохранять святость и праведность. Однако автор понимает, что не может надеяться быть оправданным Богом, он просто уповает на это. Это выражается в семи покаянных псалмах, где автор выражает надежду получить прощение не по заслугам, а по благодати.

После покаяния жизнь автора представляется усилиями по поддержанию своей праведности. Он понимает, что поддержки Божьей можно ждать только тогда, когда сам поступаешь праведно в отношении окружающих людей, пусть даже настроенных враждебно.

В псалмах часто прослеживается тема свободы выбора для человека. Отдельно и очень отчетливо так же подчеркивается его ответственность за совершенный выбор.

Конец света и загробная жизнь в псалмах

В псалмах очень часто упоминаются термины – благодарение и хвала. Не каждый человек способен разграничить эти понятия, считая их синонимичными. Однако, это достаточно просто. Благодарение поступает от человека к Богу за какие-то Его дары, в то время, как хвала — это безусловное поклонение Ему, почти экстаз. Благодарение воспевает Всевышнего за какие-то блага, хвала – за то, что это Бог.

В Книге Хвалений очень загадочно описана тема загробной жизни, можно сказать – это наиболее таинственная тема здесь. Жизнь после смерти в ней покрыта завесой тайны. Даже сам автор задавал Господу вопрос – кто же буде его славить после смерти псалмопевца? Этот момент дал повод тому, что долгое время в Израиле отсутствовала вера в наличие загробной жизни. Она представлялась людям в виде небытия.

В псалмах часто поднимается именно тема небытия. Даже в Ветхом завете тема загробной жизни раскрыта не полностью, пророками даже не было установлено то конкретное место, где будут обитать человеческие души после смерти. В Псалтыре так же нет привычного всем рая и ада, вместо этого – некое царство мертвых Шеол – страна забвения, молчания. Туда попадают те, о ком Господь более не вспомнит никогда, те, кто не мог Его восславить.

Читайте также:  Псалом 19: текст молитвы, для чего читают

Исследователи в своих рассуждениях утверждали, что Шеол нельзя назвать полнейшим небытием, слабая форма жизни там все же присутствует. Она бесполезная, безрадостная, бесцельная, но она есть. Это должно показаться многим страданием еще более ужасным, чем полное небытие. Следовательно, каждый должен еще при жизни делать все зависящее, чтоб избавиться в дальнейшем от власти Шеола.

Псалом 41

В псалме 41 есть две части, которые отделяются друг от друга припевом «Что унываешь, душа моя?» Автор показывает в первой части свои душевные страдания от того, что господь покинул его. Во второй же — его надежда на то, что скоро он будет избавлен от всех несчастий.

Авторство этого псалма приписывается сыновьям Кореевым, которые били привратниками Иерусалимского храма. Однако, существующая надпись «псалом Давида» многих сбивает с толку. На самом деле, псалом посвящен царю Давиду и всем трудностям, которые выпали на его жизненном пути.

Сыны Кореевы являлись так же приближенными и верными спутниками Давида, которые не отвернулись от него даже в трудную минуту бегства от бунта. Они посвятили ему этот псалом, который стал считаться в православии песнью изгнанника. В песне Давид сетует на то, что стал изгнанником за пределами своей страны. При всем своем отчаянии, царь не теряет веры в Бога и только это удерживает его от отчаяния на чужбине.

Поэтому, читать псалом 41 рекомендуется тем, кто в данный момент находится на чужбине и страдает от разлуки с родной стороной. Помимо этого, псалом 41 помогает всем тем, кто страдает от неразделенной любви.

Толкование

  1. Сыны Кореевы учат израильтян правильному отношению к Богу.
  2. Давид горюет о тех благодатных временах, когда он имел возможность выражать свои молитвы Богу в храме, очень кручинится о том, что в настоящее время лишен этого. Но несмотря на все, Давид не дает унынию проникнуть в душу.
  3. Тоска Давида доходит до такой степени, что Бог видится ему повсюду – даже в шуме водопадов.
  4. Для сердца, которое искренне любит Бога, нет нужды как-то специально выражать свои чувства, любовь льется из сердца сама, подобно бурным потокам реки.
  5. Печаль Давида переключается на то, что враги Господа ругают Его и возводят напраслину.
  6. В заключение – Давид выражает надежду на то, что все когда-нибудь снова станет на круги своя, и он снова будет приближен к Богу.

Псалом 42

Данный текст является самым коротким во всем Псалтыре. Есть рассуждения, что 41 и 42 псалмы – это на самом деле один псалом. Авторство так же принадлежит сынам Корея, а посвящен он так же – царю Давиду. Охватывает он тот период жизни царя, когда происходило восстание его сына Авессалома. То есть, это был один из самых сложных моментов его жизни, когда от него отвернулись многие, казалось бы, верные люди.

Сыновья же Кореевы были из тех, кто оставался с Давидом до конца. Их отец считался известным бунтарем, ему приписывали разжигание неудачного бунта против Моисея. Он был богачом, правление Моисея презирал и был всегда чем-то недоволен. Существует мнение, что авторы псалмов не являлись именно его сыновьями, а их родителем был какой-то другой Корей, но доподлинного подтверждения этому нет.

42 псалом чаще всего читается за освобождение пленников.

Толкование

Как уже упоминалось, псалом 42 является дополнением 41, а в некоторых манускриптах они представляют собой единое целое. Но чаще 41 псалом рассматривают, как самостоятельную песнь.

  1. Псалмопевец молит Бога о помощи против народа, замышляющего недоброе против него.
  2. Стих 3 содержит надежду и мольбу о возвращении в Иерусалим, на гору Сион. Свет, описанный в псалме, является символом жизни и понимания, а истина – это слово Божье. В окончании – выражение надежды и тот же рефрен, что и в предыдущем псалме.

Как правильно читать псалом 41

Святое писание составлено из книг, написанных пророками. Люди, наделенные божественной прозорливостью, тонко чувствовали движения человеческой души. Псалтырь пророка Давида — единственная книга Ветхого Завета, которая полностью используется православной церковью. Ежедневно на различных богослужениях читаются отдельные части священного текста. Псалом 41, завораживающий мелодичной поэтикой, содержит и молитву, и предсказание.

История псалма 41

Псалтырь, или Книга псалмов Давида, является частью Ветхого Завета. Как все Священное Писание, Псалтырь вразумляет и наставляет верующих в отношениях к Богу и людям. В гимнах сообщается о делах Всемогущего Творца, прославляется Божья благодать. Святая книга умудряет опытом в деле оставления грехов, водворяет в душе мирянина веру в Спасителя.

Псалтырь, которая состоит из 150 псалмов, разбита на 20 частей, называемых «кафизмами». Кафизмы имеют примерно одинаковый размер. Количество псалмов в кафизме разное и зависит от величины псалмов, входящих в нее. Например, семнадцатая кафизма содержит всего лишь один псалом 118, а в восемнадцатой кафизме — 15 псалмов.

В иудейском варианте Псалтырь называется Тегилим, что в буквальном переводе означает «хваления». Отличие от древнегреческого перевода состоит в иной нумерации гимнов. И также некоторые тексты объединены, а другие разбиты на две песни. Кроме того, молитвы собраны в пять книг.

Компоновка псалмов в иудейском Тегилиме:

  1. Первая книга — с 1 по 40.
  2. Вторая книга — с 41 по 71.
  3. Третья книга — с 72 по 88.
  4. Четвертая книга — с 89 по 105.
  5. Пятая книга — со 106 по 150.

В православии псалом 41 и 42 входит в шестую кафизму. Оба гимна объединены по смыслу и называются «молитвой изгнанника». Единство подтверждается дословным повторением мольбы в шестом и двенадцатом стихе в первой песни, а также в заключительной пятой строке во второй песни.

Об авторе

В царствование пророка Давида исполнением божественных гимнов славились священнослужители из семейства Корея. Иногда певцы кроме пения псалмов составляли и новые тексты. Авторство указывается в первой строке стиха. Перу поэтов с фамилией Корей принадлежат двенадцать псалмов, в том числе сорок первая молитва Псалтыри.

Род Кореев происходит из колена Левия, третьего сына Иакова. Сам Корей приходился двоюродным братом Моисею, выведшему евреев из египетского плена. Во время скитаний по аравийской пустыне Корей взбунтовался против пророка. Бог жестоко покарал мятежника, но помиловал его сыновей, не поддержавших отца, и позволил им служить певцами в скинии и дойти до земли обетованной.

История написания

Царь Давид, объединивший Иудею и Израиль в единое государство, считается одним из ветхозаветных пророков. Третий сын правителя Авессалом убил сводного брата Амнона, который изнасиловал родную сестру Фамарь. Три года скрывался юноша от гнева отца, потерявшего первенца. Беглец нашел пристанище в Сирии у деда по материнской линии.

Вернувшись на родину, Авессалом посчитал, что может стать учителем израильтян и заменить государевых судей. Через четыре года молодой человек склоняет жителей Хеврона к мятежу против царя. С преданными людьми, в числе которых были потомки Корея, Давид покидает Иерусалим и уходит на северо-восток за реку Иордан.

В Маханаимской пустыне, расположенной недалеко от горы Ермон, Давид скорбит о содеянных грехах. Вместе со своим народом изгнанник мечтает вернуться в Иерусалим, в родной храм. Здесь, в заиорданской стороне молитвенные стенания израильтян сложились в сорок первый псалом.

Для чего читают

Чтобы понять, в чем помогает 41-я молитва Псалтыри, нужно знать, что гимн состоит из двух смысловых частей. Вначале герой песнопения осознает грехи и томится без живого Бога. В конце изгнанник умоляет Господа о заступничестве. Следовательно, чтение текста помогает искреннему покаянию и учит молитвословию.

Молодые люди иногда страдают от неразделенной любви. Арсений Каппадокийский, преподобный, родившийся в 1840-м году и умерший 1924-м году в Греции, советовал в таких случаях обращаться к Богу и читать песнопение 41.

Чтение Псалтыри воспитывает терпение. В любой ситуации верующий человек уповает на волю Божью и надеется на помощь Господа. Чтение псалма дает духовные силы, которые помогают преодолеть греховные искушения.

Прихожане, которые редко приходят в церковь, ссылаются на житейскую загруженность. Семейные обязанности и забота о карьерном росте воздвигают, казалось бы, непреодолимую преграду на пути в храм Божий. Справиться с бытовой рутиной и отправиться на литургию помогает домашнее чтение сорок первого псалма.

Люди часто путешествуют, посещая другие города или страны. Богомольцы совершают паломничества к святым местам. О благополучном возвращении домой странствующий мирянин молится и читает гимн во время поездки.

Правила чтения

Ни одна служба в церкви не проходит без чтения Псалтыри. Порядок чтения кафизм указан в 17-й главе Богослужебного устава — Типиконе. Каждый день на утрене читается 2-3 кафизмы, на вечерне (кроме воскресенья, когда Псалтырь не читается) — по одной. Отдельные псалмы используются при совершении ежедневных часов. В течение недели Псалтырь прочитывается полностью.

Дни церковного календаря, когда читаются две кафизмы на утреннем богослужении:

  1. Начиная от Антипасхи, которая отмечается через неделю после Воскресения Христова, и до отдания праздника Воздвижения Креста Господня 4-го октября.
  2. Две недели перед началом Великого поста, называемые мясопустной и сырной.
  3. С 20-го декабря до 14-го января по старому стилю, или со 2-го до 27-го января по григорианскому календарю.

«Молитва изгнанника» входит в состав шестой кафизмы. В указанные периоды гимн читается в понедельник на вечернем богослужении.

После отдания праздника Воздвижения и до 2-го января по новому стилю, а также от 27-го января гражданского календаря до воскресенья за две недели до Великого поста на утрене читаются три кафизмы. Во время церковной службы в понедельник утром поется шестая кафизма и 41-й псалом.

Во время Великого поста молитва читается в понедельник и четверг на утрене. Если в пятую неделю строгого поста на четверг не выпадает праздник Благовещения, то чтение кафизмы и псалма переносится на службу девятого часа в среду. В Страстную седмицу песнопение звучит в церкви только в понедельник утром.

Для домашнего, или келейного, чтения не существует строгих правил. Обращаться к псалмам можно в любое свободное время. Разрешается читать с любого места. Не возбраняется и произнесение только одного любимого псалма или набора гимнов.

Перед началом чтения Псалтыри возносятся предначинательные молитвы:

  1. Молитва Святому Духу.
  2. Трисвятое.
  3. «Отче наш».
  4. Молитва к Пресвятой Троице.

После окончания чтения псалмов произносится молитва «Достойно есть». Каждая кафизма разбита на три части «Славами». На первой «Славе» молятся о патриархе, священнослужителях, духовнике. На второй — просят о здравии родных и близких людей. На третьей — молят об упокоении всех почивших.

Псалмы читают неторопливо, вдумчиво, без эмоций. Недопустима ошибочная расстановка ударений, которая приводит к искажению смысла. Текст на русском языке произносится вполголоса, но внятно. Псалтирь разрешается читать сидя. Слово «кафизма» переводится с греческого языка как существительное «сидение». Зажженная свеча или лампада помогает создать боговдохновенное настроение. Возникающие после молитвословия вопросы необходимо обсудить с духовником. Священник даст вразумительный и толковый совет.

Текст и толкование

Словосочетание «в конец» в первой строчке означает, что молитва имеет пророческий характер. Здесь же указывается, что гимн посвящен пророку Давиду. Автором божественного текста является поэт и певец из семьи Корея.

Во втором и третьем стихе псалмопевец сравнивает человека, оставленного Богом, с ланью, которая мучается от жажды. Как дикое животное в лесу способно преодолеть любые преграды в поисках воды, так и человек готов на любые испытания, чтобы припасть к источнику животворящей влаги — Божьему храму. Поэт противопоставляет Бога тленным идолам язычников, называя Его «живым» и «крепким», то есть всемогущим и вечным.

В четвертой строке упоминается антихрист, который мучает человека провокационным вопросом. Изнуренного физически изгнанника, которому еду и питье заменяют только слезы, сатана хочет довести до отчаяния. Этот страшный грех ведет к разрушению веры.

Пятый стих является пророческим. Вспоминая прежние времена, когда Бог обратился к израильскому народу, псалмопевец уверен, что возвращение в храм произойдет через Спасителя.

Шестой стих полностью повторяется в 12 строчке псалма. Угнетенное состояние скорбящей души преодолевается обращением к Богу. Молящийся уверен, что взывание к Избавителю удалит всяческие невзгоды и напасти.

В строчках с 7-й по 9-ю географически точно указано место, где создавалась молитва. Поэт сравнивает природные катаклизмы в горах с бедствиями, которые обрушиваются на грешника. Однако удары судьбы не в силах поколебать веру изгнанника, днем и ночью возносящего мольбы к Всевышнему.

В заключительных, с 10-й по 12-ю, строчках представлена, собственно, сама молитва. Сетуя на издевательства недоброжелателей, псалмопевец взывает к Царю Небесному и уповает на милость Спасителя. Последний стих — рефрен 6-й строчки — усиливает эмоциональную наполненность псалма.

Читайте также:  Псалом 50: текст молитвы, для чего читают

При чтении Псалтыри светлые чувства наполняют душу. Возникает ощущение сопричастности к событиям, которые излагаются в псалмах. Человеку кажется, что текст написан о нем. Голос Бога, звучащий в каждом слове библейского писания, заставляет снова и снова открывать Псалтырь и читать гимны Царю Небесному.

Видео

В этом видео читается сорок первый псалом.

Псалом 41 – слушать и читать текст. Толкование.

Ветхий Завет

Псалтырь

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 41

Толкование Псалма 41

II. Книга II (Псалмы 41-71)

Семь псалмов во II-ой книге Псалтири (Пс. 41; 43-48) имеют при своем начале ссылку на “сынов Кореевых” Это может означать как причастность кого-то из рода Корея к созданию этих псалмов, так и указание на исполнение их ими (“сыны Кореевы” были участниками храмового хора; 2-Пар. 20:19).

Один из псалмов этой книги принадлежит Асафу (Пс. 49), автором двадцати (Пс. 50-69) назван Давид, три являются анонимными (Пс. 42; 66; 70), и один написан был царем Соломоном (Пс. 71).

По всей вероятности, Псалмы 41 и 42 составляли когда-то один псалом – во многих еврейских манускриптах они объединены в одно целое. В подтверждение этому служит и то, что рефрен, дважды повторяемый в Пс. 41 (“Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься?” – стих 6 и 12), повторяется и в конце Пс. 42 (стих 5). И в том и в другом псалмах – тема страстного томления псалмопевца по Богу, радостного предвкушения общения с Ним и хвалы Ему.

“Надпись” соответствует стих 1.

А. Томление по живому Богу (41:2-9)

Пс. 41:2-3. Свое томление по Богу… живому псалмопевец сравнивает с томлением лани, жаждущей приникнуть к потокам воды. Как лань не может прожить без воды, так он – без Бога, питающего жизнь тела его и духа (сравните Пс. 142:6).

Пс. 41:4-5. Псалмопевец объясняет, что испытывал горькое чувство богооставленности, окруженный людьми, которые еще больше растравляли его душевные раны, спрашивая всякий день: “где Бог твой?” (в значении “почему Он не приходит на помощь к тебе?”). Я плакал из-за этого день и ночь, говорит псалмопевец. Плакал, вспоминая, как среди множества людей (в многолюдстве; стих 5) радостно вступал в Иерусалим (очевидно, в праздничных процессиях), входил в дом Божий.

Из текста этих стихов явствует, что псалом относится ко времени, когда автор его находился за пределами своей страны и не имел доступа к месту официального поклонения Иегове. Он жил где-то возле гор Ермонских (полагают, что упоминаемая в стихе 7 “гора Цоар” (правильное читать “Мицар”) была одной из вершин горы Ермон), вдалеке от Иерусалима.

Пс. 41:6. Тут рефрен, повторяющийся в этом и в следующем псалме (вступление к Пс. 41); вера в живого Бога настолько сильна в псалмопевце, что и при всей печали его не дает ему впасть с отчаяние. В уповании на Господа, напоминает он сам себе, – спасение от полного уныния Я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего, восклицает он.

Пс. 41:7-9. Спасение от уныния – в “воспоминании” о Боге – эта мысль повторяется в стихе 7.

Высоко поднимавшиеся над уровнем моря вершины горы Ермон были покрыты снегом, и при таянии его потоки вод, усиленные весенними ливнями, с грохотом устремлялись вниз по крутым горным склонам. Эти яростные “водопады”, “следовавшие друг за другом”, ассоциировались в сознании автора псалма с “бездной бездну призывающей”. И в них, “водах и волнах”, он видит символ бедствий своих в чужой земле. Однако скорбные чувства сменяются надеждой. В стихе 9 псалмопевец уповает на то, что Господь явит ему милость Свою, и он ответит на нее благодарственной песней-молитвой.

Б. Мольба о заступничестве (41:10-12)

Пс. 41:10-12. В стихе 10 правильнее читать “Скажу Богу”. Псалмопевец вновь возвращается к сетованиям на то, что Бог забыл его, и жалуется на людей, враждебно к нему настроенных, которые оскорбляют его и издевательски осведомляются: “где Бог твой?” (сравните стих 4). Остроту своих переживаний псалмопевец передает в образе физического страдания: враги… как бы поражают кости его.

Завершается псалом оптимистическим рефреном в стихе 12.

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Лечение Божественными псалмами

Лечение Божественными псалмами св. царя Давида
По благословению архиепископа Германа, Волгоградского и Камышинского

Составлен иереем Димитрием (Бегечев-Ильин), в 1996 году.
Жития святых, предания старцев содержат много примеров исцеления души и тела страждущих чтением псалмов. Святой Дух наполнял уста псалмопевца Давида, когда он в нужде, искал покаяния, защиты, радости, благодати. Каждый псалом открывает конкретную ипостась Господню в милосердии, миротворчестве, правосудии и позволяет нам по образу и подобию укрепить это свойство в себе.

ПСАЛОМ ЧИТАЕТСЯ ОТ 3 ДО 24 РАЗ В СУТКИ! (По Св. Преп. Лаврентию Черниговскому).

Желательно псалмы читать на Церковно-Славянском языке, в этом случае духовное воздействие намного сильнее.

Правило, данное Пахомию Великому от Ангела, содержит молитвы читаемые ежечасно. Монашеское правило требует чтение избранных псалмов в соответствии с 3, 6, 9 часами.

1. О прозрении слепых очей – 145 пс.,
2. Об исцелении болезни очныя (глаз) – 76, 150 псс.,
3. Об избавлении от нашествия иноплеменных – 90, 108,
4. Об избавлении междуусобныя брани – 21, 108,
5. От зубной болезни – 3, 73,
6. От болезни главы – 27, 80,
7. О любви и мире супругов – 20, 38, 71, 102,
8. От недуга расслабления – 6, 27, 95, 130,
9. От огненного запаления (пожара) – 49,
10. О спасении и сохранении плавающих – 51, 88,
11. О сохранении от ересей и расколов – 8, 21, 24, 41, 108,
12. Об умирении враждующих – 94, 110,
13. При мысленной брани, против бесов – 26, 32, 61, 140,
14. От разных недугов и болезней 37, 68, 146,
15. Об исцелении от беснования – 26, 67, 90, 108,
16. Об обращении заблудших – 31, 96,
17. О духовном прозрении очей – 111,
18. О спасении и сохранении России – 74, 94, 98, 101,
19. О восстановлении самодержавия Царства Русского 98, 140,
20. О защите от воров и убийц – 5, 90,
21. От бездождия и засухи – 63, 77,
22. О просвещении разума и научении духовной грамоте и помощи в трудном учении – 111, 132,
23. О просвещении детей – 41, 102,
24. О замужестве дочерей – 144,
25. О благоуспешной торговле – 5, 106,
26. О сохранении и помощи в пути – 6, 90, 97, 118,
27. О болезни в ногах – 16, 72, 114,
28. О заключенных в темницах – 145,
29. О прогнании лукавых духов от человека – 26, 34, 67, 90,
30. Об успехи в бортничестве (Пчеловодство) – 150,
31. От разных бед и напастей – 26, 67, 90,
32. О сохранении от внезапной скоропостижной смерти – 9, 90, 113,
33. Дабы не умереть без причастия – 22,
34. При заикании – 36,
35. Когда не почитают кормильца дети или жена – 40,
36. Самые важные ежедневные псалмы – 20, 50, 70, 90, 110, 120, 150,
37. О даровании дочери – 80,
38. О даровании сына – 103,
39. Все виды кровотечений – 73,
40. О научении церковному чтению и пению – 126, 150,
41. О научении иконописанию – 41, 143,
42. Об исцелении от пьянства – 12, 17, 101,
43. О помощи при родах, о кормлении молоком – 21, 91, 100,
44. Об исцелении от младенческаго у детей (родимца) – 118,
45. О младенце не спящем – 80,
46. От разных детских болезней – 8, 108, 118,
47. Об утверждении в вере – 73, 129, 136,
48. Об избавлении от блудной страсти – 96, 105,
49. От лихорадки и горячки – 111,
50. Об исцелении от грыжи – 30, 36,
51. От болезней в пояснице – 36,
52. В скорбях и напастях – 37, 117, 150,
53. Об умерших без покаяния, но имевших веру – 118,
54. О помощи в бедности и нужде – 77, 90,
55. От насилия от иноверных язычников, безбожных правителей – 108,
56. О возвращении потерянных вещей – 71, 104,
57. От струпов и нарывов – 13, 146,
58. О плодородии земли – 95, 99,
59. О врачевании животных – 28,
60. От болезней чревных (желудка и пр.) – 79, 112,
61. Об избавлении от чародеяний – 67, 76, 108,
62. Об спасении при угрозе землятрясения – 17,
63. От отека тела и органов – 147,
64. О даровании источника воды – 17, 77,
65. При бесплодии мужском, болезнях мочеполовой системы (м) – 101, 111,
66. При бесплодии женском, болезнях мочеполовой системы (ж) – 30, 112, 118, 127,
67. При болезни (печени, сердца и др.) с истощением организма – 101,
68. При паразитарных и бактериальных болезнях – 71, 110,
69. При кожных болезнях, язвах – 63, 105,
70. При болезнях легочной системы – 18, 150,
71. При болезни сердечно-сосудистой системы – 13, 94, 101,
72. При болезни рук – 37, 143,
73. При болезни ушей – 9, 114,
74. В голодную годину – 32, 36, 77,
75. При болях в спине – 36, 101,
76. При болезнях горла, языка – 144,
77. При укреплении сил в старости – 20, 102,
78. При бессоннице – 4, 131,
79. При болезни крови, анемии – 9, 21,
80. От страхования – 13, 54,
81. О даровании вразумления у Бога – 15, 142,
82. От клеветы и суда напрасного – 57, 71,
83. О прощении забытых грехов – 18, 24,
84. При нагноении и воспалении ран и внутренностей – 37, 110, 112,
85. При перебоях в сердце – 37, 101, 144,
86. При онемении языка и потере голоса – 18,
87. При унынии – 41, 42,
88. От гипноза, кодирования, зомбирования – 26, 67, 90,
89. О прибавлении ума и памяти – 71, 118,
90. Об избавления от холода и жары – 120,
91. О благословении на новое дело или новый дом – 100, 126,
92. О благословение на собрание людей – 131,
93. При повышении давления крови – 32,110,
94. При болезни костной системы – 21, 41,
95. Когда муж ненавидит и гонит жену – 12, 126,
96. При лихорадке и жаре – 96,
97. О возвращении мужа с войны или отлучки – 74, 104,
98. От засилия вредителей – 101,
99. Отыскать украденное – 63,
100. При параличе – 102, 112,
101. На страждущего перед смертью – 111, 128,
102. От духа гордости – 61,
103. От укуса ядовитых змей и насекомых – 90,
104. От курения и наркомании и блуда – 37, 78, 105,
105. От туберкулеза, гриппа и др. инфекций – 76, 110, 112, 132,
106. От рака и др. опухолей, СПИДа – 36, 69, 81, 101, 151,
107. При ожогах – 49, 107,
108. Прощение не церковных родственников 34, 100,и Евангелие от Иоанна.

Со страхом Божиим и верою приступите, помните, что псалмы – это не заклинание, а святые молитвы. Аминь.

ДОПОЛНЕНИЕ
От 18 октября 2015 года

Вышла книга в 400 страниц
МОЛИТВЫ и ПСАЛМЫ
На всякую потребу души
наследие
Святого Паисия Святогорца
Издательство “Сатисъ” С-Пб
2015 год
По благословению митрополита Арголиды
НЕКТАРИЯ

Этот молитвослов содержит избранные псалмы и молитвы с указанием, в каких случаях и обстоятельствах их читал великий подвижник нашего времени святой Паисий Святогорец в соответствии с практикой греческого православного благочестия.

Кратко:
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
1. Читаем псалом 50
2. Под Твою милость.
3. Молитва св. Арсению Капподокийскому,
4. Молитва свт. Тихону Московскому, патриарху,
5. Псалом – соответствующий нужде
6. Сподоби Господи, в день сей без греха сохранитеся нам.
7. Достойно есть.
8. Яко Твое есть Царство и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Ссылка на основную публикацию