Псалом 4: текст молитвы, для чего читают

Псалом 4

ПСАЛОМ 4- ТЕКСТ С УДАРЕНИЯМИ И ПЕРЕВОДОМ

Псалом № 4 слушать:

КАФИЗМА 1

Псалом 4Псалом 4
1 В коне́ц, в песнех псалом Давида,1 Для исполнения на струнных инструментах. Псалом Давида.
2 внегда́ призва́ти ми, услы́ша мя Бог пра́вды моея́, в ско́рби распространи́л мя еси́, уще́дри мя и услы́ши моли́тву мою́.2 Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор. Помилуй меня и услышь молитву мою.
3 Сы́нове челове́честии, доко́ле тяжкосе́рдии? Вску́ю лю́бите суету́ и и́щете лжи?3 Сыны мужей! доколе слава моя будет в поругании? доколе будете любить суету и искать лжи?
4 И уве́дите, я́ко удиви́ Госпо́дь преподо́бнаго Своего́: Госпо́дь услы́шит мя, внегда́ воззва́ти ми к Нему.4 Знайте, что Господь отделил для Себя святаго Своего; Господь слышит, когда я призываю Его.
5 Гне́вайтеся, и не согреша́йте, я́же глаго́лете в сердца́х ва́ших, на ло́жах ваших умили́теся.5 Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь;
6 Пожри́те же́ртву пра́вды и упова́йте на Го́спода.6 приносите жертвы правды и уповайте на Господа.
7 Мно́зи глаго́лют: кто яви́т нам блага́я? Зна́менася на нас свет лица́ Твоего́, Го́споди.7 Многие говорят: «кто покажет нам благо?» Яви нам свет лица Твоего, Господи!
8 Дал еси́ весе́лие в се́рдце мое́м: от плода́ пшени́цы, вина́ и еле́а своего́ умно́жишася.8 Ты исполнил сердце мое веселием с того времени, как у них хлеб и вино и елей умножились.
9 В ми́ре вку́пе усну́ и почи́ю, я́ко Ты, Го́споди, еди́наго на упова́нии всели́л мя еси́.9 Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности.

ОБЪЯСНЕНИЕ И КРАТКОЕ ТОЛКОВАНИЕ 4 ПСАЛМА

Этот псалом, по объяснению отцов Церкви, написан вскоре после поражения Авессалома с преданными ему мятежниками, восставшими против помазанника Божия, и здесь Давид, воздает благодарное слово к Господу Богу за избавление его от врагов. Содержание 4-го псалма может служить наставительным уроком о высоком достоинстве упования на Бога и всецелой преданности в волю Божию.

Пс.4:1 В конец, в песнех, псалом Давиду,

Слово в конец, по мнению некоторых толковников, означает, что псалом этот относится к кончине веков, т.е. ко временам Христа, Грядущего Мессии.
В песнех, означает, что псалом этот предназначен для пения.

Пс.4:2 Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея: в скорби распространил мя еси: ущедри мя и услыши молитву мою.

С каждым человеком случаются скорби, из-за которых он испытывает тяжесть в душе, впадает в уныние, иногда предается даже отчаянию; но такое состояние бывает только с теми, кто не обращается с молитвою к Богу., кто не верит в Промысел Божий. Кто имел великую скорбь и обращался с усердною молитвою к Богу, тот испытал, конечно, и наступавшую после скорби радость в сердце своем. Радость эта происходит от благодати Божией, наполняющей сердце во время молитвы.
Пророк Давид, конечно, испытал все эти состояния , и потому он говорит: «Когда воззвал я, услышал меня Бог правды моей: в тесноте давал Ты мне простор: будь щедр и милостив ко мне, и услышь молитву мою».
Но прежде всего о Боге выражается: Бог правды моея. Давид не потому так говорит, чтобы свидетельствовать о своей правде и добродетели, а потому, что он всегда исповедовал праведность Божию, правосудие, на которое он всегда надеялся и которое и наказывало, и оправдывало его, и покровительствовало ему: и таким образом правду Божию он называет правдой своей.

Пс.4:3 Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? вскую любите суету и ищете лжи?

После поражения Авессалома в мятеже против Давида, пророк благодарит Господа Бога за избавление от врагов и обращается к восставшим, называя их
сынами человеческими, порабощенными мирской суете, у которых сердце отяжелело oт нечистых мирских привязанностей.
Давид царствовал по избранию и помазанию от Бога, а восставшие против него мятежники, увлеклись льстивыми обещаниями Авессалома, людьми тяжкосердыми, преданными лжи и мирской суете.

Пс.4:4 И уведите, яко удиви Господь преподобнаго Своего. Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему.

Давид говорит тем, кто уклонился от истины, увещевает их обратиться к Богу и добродетели, оставить лживые увлечения и пристрастные расположения. И тогда они познают дивную силу вседействующего Промысла Божия, столь очевидно и столь дивно явленную на преподобном Своем, каковым Давид назвал себя, сказав: удиви Господь преподобного Своего (вместо того чтобы сказать про себя: невинного и никого ничем не обидевшего).
При этом опять выражает уверенность в том, что Господь услышит его молитву и подаст милость Свою всегда, когда бы он ни обратился к Нему. А на этот раз Господь удивил милость Свою на нем тем, что не только избавил от приключившихся ему бедствий со стороны мятежников, но и прославил чрез одержанную так неожиданно победу над врагами.

Пс.4:5–6 Гневайтеся, и не согрешайте, яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся. Пожрите жертву правды и уповайте на Господа.

Эта речь направлена к верным Давиду сторонникам, которые не предали его, но которые гневались на мятежников. Пророк допускает гнев, как чувство, когда оно возбуждается против людей неправедных, против порочной и дурной жизни, против греха, но отвергает несправедливый гнев.
А потому увещевает, чтобы не согрешали злобою, продолжительным и безрассудным гневом против врагов, не воздавали бы им зла за зло, а старались бы зло побеждать добром. При этом нужно и самим размышлять о причинах и последствиях гнева – на ложах своих. Другими словами: если начнете гневаться, то, чтобы не согрешить вам, – в наступающую ночь, когда будете находиться в постели, на ложах ваших, обдумайте все, что говорили в течение дня, вспомните все дурные помыслы, какие у вас были. И тогда это приведет вас в чувство раскаяния и умиротворения, греховная раздражительность пройдут, и вы успокоитесь сердцем.
И далее псалмопевец предупреждает: пожрите жертву правды, т.е. если ваш гнев был несправедлив- не надейтесь на искупление греха жертвоприношением волов или козлов , а лучше будьте правдивыми, делайте добрые дела, и всегда надейтесь на Бога, на Его помощь- уповайте на Господа.

Пс.4:7 Мнози глаголют: кто явит нам благая? знаменася на нас свет лица Твоего, Господи.

Обычно те, кого Давид называет тяжкосердыми, которые в первую очередь озадачены материальными благами для себя, задают такие вопросы: вот, Ты учишь нас не согрешать во гневе, а размышлять о поводах и причинах, возбуждающих гнев, приносить в жертву Богу дела правды и надеяться на Господа; но какая от всего этого польза? Где то добро, какое должно последовать от правды, которую Ты нам предлагаешь? Кто явит нам благая!
И сам же пророк на этот безрассудный вопрос дает ясный ответ: вы не видите благ и милостей Божиих, а между тем на нас ясно отпечатан свет благости и милости Господа. Свет Его лица и покровительства, Его попечение и промышление о нас, уповающих на Него, очевидны для всех: знаменася на нас свет лица Твоего, Господи.

Пс.4:8 Дал еси веселие в сердце моем: от плода пшеницы, вина и елеа своего умножишася.

Невзирая на то, что на Давида нападают враги, гонят его, он говорит : я не печалюсь и в сердце моем радость; Ты, Господи, дал ecи веселие в сердце моем.
А они, жестокие, любящие суету и ищущие ложь, хотя тоже изобилуют всеми вещественными благами, от плода пшеницы, вина и елеа своего умножишася (под пшеницею, вином и елеем разумеются и другие блага), но в своем ожесточении не видят Щедрого Подателя и Раздаятеля благ и дерзают говорить: где блага Божии? Кто их даст нам?

Пс.4:9 В мире вкупе усну и почию, яко Ты, Господи, единаго на уповании вселил мя еси.

В этом стихе псалма пророк еще раз выражает уверенность в том, что он, всегда находясь под неусыпным покровительством над ним Промысла Божия, может быть всегда спокойным, и в бодрственном состоянии, и во сне.
Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности.

Псалом Давида 4

Великий и милостивый Господь даровал своему народу множества путей обращения к Нему через Святую Троицу, Святых, Богородицу и молитвы. Имея во всеоружии множество воззваний, православные верующие часто обращаются к Псалтырю, хранителю молитв, проверенных веками.

Псалом 4 — одна из многих песен, написанных царем Давидом в час испытаний и страданий, на которую псалмопевец получил ответ и поддержку Бога.

Толкование Псалма 4

Авессалом, предавший отца и поднявший на царя восстание, уничтожен. Давид благодарит Бога за спасение, подчеркивая свою преданность Творцу, но в его душе живет боль.

В самом начале этой песни написано «В конец». Многие толкователи Библии сходятся в том, что это означает приход Христа.

Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом Давида.

Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор. Помилуй меня и услышь молитву мою.

Сыны мужей! доколе слава моя будет в поругании? доколе будете любить суету и искать лжи?

Знайте, что Господь отделил для Себя святаго Своего; Господь слышит, когда я призываю Его.

Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь;

приносите жертвы правды и уповайте на Господа.

Многие говорят: «кто покажет нам благо?» Яви нам свет лица Твоего, Господи!

Ты исполнил сердце мое веселием с того времени, как у них хлеб и вино [и елей] умножились.

Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности.

  • В стихе 2 Давид подчеркивает, что Создатель всегда признавал его Своим, и слышал молитвы царя.

И в этот раз Давид в скорби обращается к Творцу, у него тяжело на душе, но, несмотря на великую боль, царь утверждает, что Господь слышит молитвы взывающих.

Другие псалмы царя Давида:

Акцент этого стиха стоит на утверждении, что Бог — наша правда, Он есть праведность, покровительство и сила нашего оправдания.

  • Укор, звучащий в стихе 3, касается каждого из нас. Как часто, в час страданий и испытаний, мы суетимся, порой идем на компромиссы, не доверяя Всевышнему.

Предавший отца Авессалом многое обещал восставшим воинам, они обольстились обещаниями предателя, увлеклись мирской суетой, забыв, что Давид — помазанник Божий.

Читайте также интересные статьи:

Чтобы познать дивную силу Творца, нужно встать на путь истины, отказаться от лживых увлечений и пристрастий.

Вседействующий промысел Господний сходит на преподобных Создателю. Давид полностью осознает, кто он есть перед Богом. Любящий Отец знает о наших грехах, слышит покаяния и видит в каждом, призывающим имя Иисуса, Свое подобие.

Милостивый Творец избавил Давида от восставших воинов и даровал ему победу, как ответ на хвалу.

  • 5-6 стихи должны быть написаны в сердцах всех христиан. «Гневаясь, не согрешайте», эти слова красной нитью проходят через всю Библию. Как часто в минуты гнева верующие теряют разум.

Бесчинствуют, забывая, что суд должен творить только Всевышний. Бог есть любовь, и не может от любящего создания течь река грязной ругани, гнева.

Важно! Не согрешайте, когда в пылу возмущения, посылаете проклятия в жизнь своих людей. Ведь придется пожинать посеянное через жертву правды. Упование на Бога — великая награда для всех последователей Христа.

На ложах своих, то есть в состоянии покоя, размышляйте о содеянном, дурном. Анализируйте все слова и помыслы, которые овладевали вами на протяжении дня. Раскаяние и умиротворение сменит гнев и раздражение в суетном, наполненном возмущении сердце.

Нераскаянный грех захлопнет двери милости Божьей, и тогда можно часами вопрошать, почему нет ответа, ибо Богу угодно прощение и смирение.

  • О том, кто привык надеяться только на себя, говорит стих 7. Люди, у которых материальные блага на первом месте, часто спрашивают, какая им польза в вере Господу. Зачем размышлять о содеянном, если ничего не меняется в жизни.

Статьи о Ветхом Завете:

Псалмопевец отвечает просто, что слепым не дано видеть, настолько благ и милостив Господь, ибо на уповающих на Создателя всегда снисходит свет Его Лица.

  • Великолепно утверждение в конце Псалма 4, где псалмопевец подчеркивает, что ложась спать, он всегда уверен в Господней защите, на Него одного все упования царя.

Когда и как читать псалом

Бог наш, Всевышний Создатель, всегда с нами, Он готов прийти на помощь во всех ситуациях, когда:

  • ослабела вера;
  • невозможно справиться с эмоциями;
  • безысходности нет конца;
  • враги одолевают в лице болезней и финансовых проблем.

Важно! Читать Псалом 4 нужно с покаянным сердцем и полным доверием Создателю.

Читайте также:  Псалом 5: текст молитвы, для чего читают

Псалом Давида 4: рассмотрим все нюансы

Псалом 4 — одна из тех многочисленных песен, которые были написаны царем Давидом в часы выпавших на его долю страданий и испытаний. Он сокрушается по поводу ожесточения сердец человеческих и просит Бога помочь людям освободиться от жестокосердия.

Псалом Давида о том, чтобы люди отложили свой гнев и повернулись к Господу

Читать четвертый Псалом необходимо тем людям, которые отличаются раздражительность, суетливостью и нервозность. Которым непросто взять себя в руки и успокоится. Кто постоянно переживает по поводу всяких мелочей. Любит ссорится и выяснять отношения. Суетятся попусту. Не могут полностью довериться Богу и все свои проблемы возложить на Него. Доподлинно не известно, когда именно этот Псалом был написан Давидом. Но это явно было тяжелое для него время. Тогда его слава как царя была поругана. Многие были недовольны его правлением. Может, в то время была война, может, он бежал от своего сына Аввессалома, который хотел занять его престол еще при жизни отца. Историки разнятся во мнениях.

Но ясно одно, что Давид переживал по поводу волнений среди своего народа и своего шаткого положения. Но продолжал уповать на Господа, который никогда его не подводил. И в это раз царь был уверен, что все будет хорошо. Бог много раз до этого доказывал Давиду, что всегда находится рядом и следит за тем, что жизни Давиду ничего не угрожало. В каких бы сражениях ни участвовал Давид, он всегда возвращался с поля боя живым и здоровым. Вот и сейчас, как тяжело не было бы царю на сердце, но уверен, что Всемогущий не оставит его, а поддержит, как делал это на протяжении всей жизни мужчины.

Текст молитвы псалом 4

При проведении богослужений используется церковнославянский или старославянский язык. С его помощью молитва достигает Господа и доносит просьбы и мольбы верующих

На церковнославянском языке

В конец, в песнех псалом Давиду

1 Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея, в скорби распространил мя еси, ущедри мя и услыши молитву мою.

2 Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? Вскую любите суету и ищете лжи?

3 И уведите, яко удиви Господь преподобнаго Своего: Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему.

4 Гневайтеся, и не согрешайте, яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся.

5 Пожрите жертву правды и уповайте на Господа.

6 Мнози глаголют: кто явит нам благая? Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи.

7 Дал еси веселие в сердце моем: от плода пшеницы, вина и елеа своего умножишася.

8 В мире вкупе усну и почию, яко Ты, Господи, единаго на уповании вселил мя еси.

На русском языке

Если читать псалом 4 на русском языке, то становятся более понятны переживания и страдания певца, его смятение и желание найти защиту Господа:

К исполнению, на струнах. Песнь Давида.

1 Когда я призвал, услышал меня Бог правды моей; в тесноте Ты дал мне простор. Сжалься надо мною и услышь молитву мою.

2 Сыны человеческие, доколе вы тяжки сердцем? Для чего любите тщету и ищете лжи?

3 И познайте, что дивным соделал Господь святого Своего. Господь услышит меня, когда я воззову к Нему.

4 Гневайтесь – но не грешите, в том, что говорите в сердцах ваших; на ложах ваших сокрушайтесь.

5 Принесите жертву правды и уповайте на Господа.

6 Многие говорят: «Кто покажет нам благо?» – Отметил нас свет лица Твоего, Господи!

7 Ты дал веселье сердцу моему: от плода пшеницы, вина и елея своего они преисполнились.

8 С миром лягу и сразу усну, ибо Ты, Господи, мне одному дал с надеждою жить.

История написания

Точное время написание псалма 4 не установлено, зато точно известно, что его автором был Давид. Из него понятно, что рассказ идет о сложном времени в жизни и правлении царя Давида. Появилось много недовольных, но источник этого недовольства неизвестен. Возможно, это – война или побег от Аввесалома, сына Давида, который стремился занять отцовский трон еще при жизни Давида – точных указаний на это нет.

Мнения по поводу событий, послуживших источником написания песни, расходятся. Однако все сходятся во мнении, что в это время Давид был переполнен переживаниями и страданиями, но постоянно обращался к Господу, уповая на его помощь и защиту.

При этом жизнь свидетельствовала, что царь постоянно находился под защитой Всевышнего: из самых тяжелых ситуаций всегда находился выход, а Давид оставался живым и здоровым даже после самых тяжелых сражений. И в период, о котором идет речь в 4 псалме, Давид уверен, что обязательно получит поддержку Господа.

Толкование Псалма 4

Авессалом, предавший отца и поднявший на царя восстание, уничтожен. Давид благодарит Бога за спасение, подчеркивая свою преданность Творцу, но в его душе живет боль.

В 4 псалме Давид просит Бога услышать его молитву

В самом начале этой песни написано «В конец». Многие толкователи Библии сходятся в том, что это означает приход Христа.

Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом Давида.

Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор. Помилуй меня и услышь молитву мою.

Сыны мужей! доколе слава моя будет в поругании? доколе будете любить суету и искать лжи?

Знайте, что Господь отделил для Себя святаго Своего; Господь слышит, когда я призываю Его.

Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь;

приносите жертвы правды и уповайте на Господа.

Многие говорят: «кто покажет нам благо?» Яви нам свет лица Твоего, Господи!

Ты исполнил сердце мое веселием с того времени, как у них хлеб и вино умножились.

Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности.

  • В стихе 2 Давид подчеркивает, что Создатель всегда признавал его Своим, и слышал молитвы царя.

И в этот раз Давид в скорби обращается к Творцу, у него тяжело на душе, но, несмотря на великую боль, царь утверждает, что Господь слышит молитвы взывающих.

Другие псалмы царя Давида:

Акцент этого стиха стоит на утверждении, что Бог — наша правда, Он есть праведность, покровительство и сила нашего оправдания.

  • Укор, звучащий в стихе 3, касается каждого из нас. Как часто, в час страданий и испытаний, мы суетимся, порой идем на компромиссы, не доверяя Всевышнему.

Предавший отца Авессалом многое обещал восставшим воинам, они обольстились обещаниями предателя, увлеклись мирской суетой, забыв, что Давид — помазанник Божий.

Чтобы познать дивную силу Творца, нужно встать на путь истины, отказаться от лживых увлечений и пристрастий.

Вседействующий промысел Господний сходит на преподобных Создателю. Давид полностью осознает, кто он есть перед Богом. Любящий Отец знает о наших грехах, слышит покаяния и видит в каждом, призывающим имя Иисуса, Свое подобие.

Милостивый Творец избавил Давида от восставших воинов и даровал ему победу, как ответ на хвалу.

  • 5-6 стихи должны быть написаны в сердцах всех христиан. «Гневаясь, не согрешайте», эти слова красной нитью проходят через всю Библию. Как часто в минуты гнева верующие теряют разум.

Бесчинствуют, забывая, что суд должен творить только Всевышний. Бог есть любовь, и не может от любящего создания течь река грязной ругани, гнева.

Важно! Не согрешайте, когда в пылу возмущения, посылаете проклятия в жизнь своих людей. Ведь придется пожинать посеянное через жертву правды. Упование на Бога — великая награда для всех последователей Христа.

На ложах своих, то есть в состоянии покоя, размышляйте о содеянном, дурном. Анализируйте все слова и помыслы, которые овладевали вами на протяжении дня. Раскаяние и умиротворение сменит гнев и раздражение в суетном, наполненном возмущении сердце.

Бог дает через Давида совет, как можно совладать с гневом, чтобы не согрешить

Нераскаянный грех захлопнет двери милости Божьей, и тогда можно часами вопрошать, почему нет ответа, ибо Богу угодно прощение и смирение.

  • О том, кто привык надеяться только на себя, говорит стих 7. Люди, у которых материальные блага на первом месте, часто спрашивают, какая им польза в вере Господу. Зачем размышлять о содеянном, если ничего не меняется в жизни.

Статьи о Ветхом Завете:

Псалмопевец отвечает просто, что слепым не дано видеть, настолько благ и милостив Господь, ибо на уповающих на Создателя всегда снисходит свет Его Лица.

  • Великолепно утверждение в конце Псалма 4, где псалмопевец подчеркивает, что ложась спать, он всегда уверен в Господней защите, на Него одного все упования царя.

Когда и как читать псалом

Бог наш, Всевышний Создатель, всегда с нами, Он готов прийти на помощь во всех ситуациях, когда:

  • ослабела вера;
  • невозможно справиться с эмоциями;
  • безысходности нет конца;
  • враги одолевают в лице болезней и финансовых проблем.

Важно! Читать Псалом 4 нужно с покаянным сердцем и полным доверием Создателю.

Псалом 4

Псалом 4 — одна из тех многочисленных песен, которые были написаны царем Давидом в часы выпавших на его долю страданий и испытаний. Он сокрушается по поводу ожесточения сердец человеческих и просит Бога помочь людям освободиться от жестокосердия.

Текст молитвы псалом 4

При проведении богослужений используется церковнославянский или старославянский язык. С его помощью молитва достигает Господа и доносит просьбы и мольбы верующих

На церковнославянском языке

В конец, в песнех псалом Давиду

1 Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея, в скорби распространил мя еси, ущедри мя и услыши молитву мою.

2 Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? Вскую любите суету и ищете лжи?

3 И уведите, яко удиви Господь преподобнаго Своего: Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему.

4 Гневайтеся, и не согрешайте, яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся.

5 Пожрите жертву правды и уповайте на Господа.

6 Мнози глаголют: кто явит нам благая? Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи.

7 Дал еси веселие в сердце моем: от плода пшеницы, вина и елеа своего умножишася.

8 В мире вкупе усну и почию, яко Ты, Господи, единаго на уповании вселил мя еси.

На русском языке

Если читать псалом 4 на русском языке, то становятся более понятны переживания и страдания певца, его смятение и желание найти защиту Господа:

К исполнению, на струнах. Песнь Давида.

1 Когда я призвал, услышал меня Бог правды моей; в тесноте Ты дал мне простор. Сжалься надо мною и услышь молитву мою.

2 Сыны человеческие, доколе вы тяжки сердцем? Для чего любите тщету и ищете лжи?

3 И познайте, что дивным соделал Господь святого Своего. Господь услышит меня, когда я воззову к Нему.

4 Гневайтесь – но не грешите, в том, что говорите в сердцах ваших; на ложах ваших сокрушайтесь.

5 Принесите жертву правды и уповайте на Господа.

6 Многие говорят: «Кто покажет нам благо?» – Отметил нас свет лица Твоего, Господи!

7 Ты дал веселье сердцу моему: от плода пшеницы, вина и елея своего они преисполнились.

8 С миром лягу и сразу усну, ибо Ты, Господи, мне одному дал с надеждою жить.

История написания

Точное время написание псалма 4 не установлено, зато точно известно, что его автором был Давид. Из него понятно, что рассказ идет о сложном времени в жизни и правлении царя Давида. Появилось много недовольных, но источник этого недовольства неизвестен. Возможно, это – война или побег от Аввесалома, сына Давида, который стремился занять отцовский трон еще при жизни Давида – точных указаний на это нет.

Мнения по поводу событий, послуживших источником написания песни, расходятся. Однако все сходятся во мнении, что в это время Давид был переполнен переживаниями и страданиями, но постоянно обращался к Господу, уповая на его помощь и защиту.

При этом жизнь свидетельствовала, что царь постоянно находился под защитой Всевышнего: из самых тяжелых ситуаций всегда находился выход, а Давид оставался живым и здоровым даже после самых тяжелых сражений. И в период, о котором идет речь в 4 псалме, Давид уверен, что обязательно получит поддержку Господа.

Для чего читается псалом 4?

Чтение молитвы уместно, когда у человека возникает чувство безысходности от навалившихся проблем, если ему сложно справиться с отчаянием и отрицательными эмоциями, если вера его ослабевает. Когда одолевают болезни, а финансовые проблемы кажутся неразрешимыми, слова молитвы, обращенной к Господу, помогут. Чтобы просьбы дошли до Господа, читать текст псалма 4 нужно с полным доверием к Богу и открытым сердцем.

Молитва подходит для чтения людям нервным и неуравновешенным, постоянно тревожащимся из-за любой мелочи, суетливым, постоянно выясняющим отношения. Чтобы избавиться от пустой суеты и ненужной тревоги, важно обратиться к Господу, усмирив свой гнев.

Читайте также:  Псалом 13: текст молитвы, для чего читают

Толкование

Чтобы глубже прочувствовать весь трагизм ситуации, о которой повествует Давид, требуется толкование: возможность обрести силы и найти защиту Божью. Толкование раскрывает глубокий смысл псалма 4.

  • Стих 1: Давид непосредственно обращается к Богу и просит услышать его молитву. Бедствия, которые обрушиваются на человека, — результат его неверия в Господа. Чтобы избавиться от этих «оков», нужно обратиться к Богу.
  • Стих 2: в нем царь задается вопросом, почему «сыны человеческие» живут во лжи и суете, когда можно пребывать в спокойствии и мире.
  • Стих 3: Царь призывает свой народ обратиться к Богу и восхититься делами его, уверовать в силу его и дела Господни, как верит он в то, что Бог не оставит его без помощи и поддержки.
  • Стих 4-5: в нем призыв одуматься и раскаяться. Каждый волен выражать свои мысли и несогласие, при этом не преступая законы Божьи и не опускаясь до греха. Чтобы обвинять, нужно проанализировать ситуацию и выяснить, насколько правомерно осуждение и гнев, доказана ли вина того, кого обвиняют во всех грехах.
  • Стихи 6-8: наполнены искренностью, светлыми чувствами и верой в Бога. Он помог тогда, когда окружение Давида было на грани отчаяния из-за отсутствия понимания происходящего и «хлеба насущного». Именно в это время пришла Божья помощь. И хотя до решения всех проблем еще далеко, царь полностью уверен в милости Господней, поэтому спокойно ложится спать, несмотря на недружелюбное окружение.

Псалом 4: для чего читают, толкование, текст молитвы

Для чего читают Псалом 4? Каково толкование Псалма и что значат его стихи? Слушать онлайн или читать текст молитвы Псалом 4 на русском и церковнославянском языке вы можете у нас на сайте.

Псалом 4 на русском языке: текст

1 Когда я призвал, услышал меня Бог правды моей; в тесноте Ты дал мне простор. Сжалься надо мною и услышь молитву мою.

2 Сыны человеческие, доколе вы тяжки сердцем? Для чего любите тщету и ищете лжи?

3 И познайте, что дивным соделал Господь святого Своего. Господь услышит меня, когда я воззову к Нему.

4 Гневайтесь – но не грешите, в том, что говорите в сердцах ваших; на ложах ваших сокрушайтесь.

5 Принесите жертву правды и уповайте на Господа.

6 Многие говорят: «Кто покажет нам благо?» – Отметил нас свет лица Твоего, Господи!

7 Ты дал веселье сердцу моему: от плода пшеницы, вина и елея своего они преисполнились.

8 С миром лягу и сразу усну, ибо Ты, Господи, мне одному дал с надеждою жить.

Псалом 4 на церковнославянском языке

1 Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея, в скорби распространил мя еси, ущедри мя и услыши молитву мою.

2 Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? Вскую любите суету и ищете лжи?

3 И уведите, яко удиви Господь преподобнаго Своего: Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему.

4 Гневайтеся, и не согрешайте, яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся.

5 Пожрите жертву правды и уповайте на Господа.

6 Мнози глаголют: кто явит нам благая? Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи.

7 Дал еси веселие в сердце моем: от плода пшеницы, вина и елеа своего умножишася.

8 В мире вкупе усну и почию, яко Ты, Господи, единаго на уповании вселил мя еси.

Псалом Давида о том, чтобы люди отложили свой гнев и повернулись к Господу

Читать четвертый Псалом необходимо тем людям, которые отличаются раздражительность, суетливостью и нервозность. Которым непросто взять себя в руки и успокоится. Кто постоянно переживает по поводу всяких мелочей. Любит ссорится и выяснять отношения. Суетятся попусту. Не могут полностью довериться Богу и все свои проблемы возложить на Него. Доподлинно не известно, когда именно этот Псалом был написан Давидом. Но это явно было тяжелое для него время. Тогда его слава как царя была поругана. Многие были недовольны его правлением. Может, в то время была война, может, он бежал от своего сына Аввессалома, который хотел занять его престол еще при жизни отца. Историки разнятся во мнениях.

Но ясно одно, что Давид переживал по поводу волнений среди своего народа и своего шаткого положения. Но продолжал уповать на Господа, который никогда его не подводил. И в это раз царь был уверен, что все будет хорошо. Бог много раз до этого доказывал Давиду, что всегда находится рядом и следит за тем, что жизни Давиду ничего не угрожало. В каких бы сражениях ни участвовал Давид, он всегда возвращался с поля боя живым и здоровым. Вот и сейчас, как тяжело не было бы царю на сердце, но уверен, что Всемогущий не оставит его, а поддержит, как делал это на протяжении всей жизни мужчины.

Детальное толкование

Четвертый Псалом Ветхого Завета можно поделить на 5 частей:

  1. Давид поет Псалом и просит Господа, чтобы Бог был с ним, когда он взывает к Нему (стихи 1-2).
  2. Давид спрашивает у людей о суете и лжи (стихи 3-4).
  3. Царь советует не грешить, гневаясь (стихи 5-6).
  4. Благодарность Богу за то, что Он заботится о народе (стихи 7-8).
  5. Давид выражает уверенность в Боге (стих 9).

Деление условное, сделано для того, чтобы лучше понять значение Псалма и его основную мысль.

Часть 1 – Просьба Давида о том, чтобы Бог услышал его молитву

Стих 1

Псалом поется Давидом. Это первый Псалом, который царь поет для начальника своего хора. Для прославления Бога у него был хор, в котором он любил петь, потому что славить Бога, особенно по утрам, было для него первостепенной и очень важной задачей.

Параллельных стихов из Писания нет.

Стих 2

Давид называет Бога Богом своей правды, просит помиловать его и услышать его молитву. «В тесноте Ты давал мне просто» – слова, которые означают, что когда Давид находится в трудных или стесненных обстоятельствах, Бог освобождал его и помогал выбраться. Это было всегда. Поэтому Давид и сейчас доверяет Богу и знает, что Господь не замедлит поддержать его и утешить.

Параллельных стихов из Писания нет.

Часть 2 – Давид обращается к своему народу и к врагам

Стих 3

«Сыны мужей» – обычные люди, мужчины. Давид обращается к ним с вопросом о том, почему они выбирают суету и ложь. Царю всегда приятно, когда его народ пребывает в мире и спокойствии. Но в тот промежуток времени люди, поверив лжи, восстали против царя, осуетились, гнев их возгорелся. Поэтому Давид и сетует, что «слава его в поругании», то есть, ничего не значит для народа. Его величие не делает людей кроткими, они не преклоняются перед ним, как перед царем, не трепещут, не уважают.

Параллельных стихов из Писания нет

Стих 4

Царь продолжает обращение к народу в своей молитве и говорит ему, что Бог заботится о нем, отделив его для Себя. Давид называет себя святым, потому что уверен, что не грешит против Господа, а в точности исполняет то, что Бог говорит ему делать. Царь знает и поэтому утверждает, что Всемогущий слышит его, когда он молится Ему и взывает. Откуда у царя такая уверенность?

Он непоколебим в свое вере, потому что Бог на протяжении его жизни не раз показывал Давиду, что всегда помогает ему. Еще в подростковом возрасте, когда Давид пас овец своего отца, бывало, что на стадо нападал дикий зверь. Давид был молод, но мог справиться с животным и уберечь домашний скот от разорения. Он вступал в битву с хищником и не раз одерживал победу. Но перед этим он внутренне молился Богу, чтобы Он поддержал его и помог победить дикое животное. И Бог давал ему сил на сражение в, казалось бы, неравном бою.

Бог был рядом с ним, когда Давиду пришлось убить 100 иноплеменников за то чтобы жениться на дочери царя, когда народом правил Саул. Такого было царское повеление – он отдает свою дочь Мелхолу Давиду только после того, как тот принесет ему сто отрезков от одежды филистимлян (недругов). Край одежда можно было отрезать только у мертвого врага. Давид ради любимой отправился на сражение и победил. И тогда он взывал к Господу, чтобы тот поддержал его. Поэтому в этом Псалме его не покидает надежда на то, что и сейчас Господь не оставит его.

Параллельных стихов из Писания нет.

Часть 3 – Давид говорит о гневе и его проявлениях

Стих 5

«Гневаясь, не согрешайте» означает, что гнев сам по себе не является грехом. Можно гневаться, сердиться, расстраиваться. Но…не нужно в это время согрешать. То есть, предпринимать такие действия, которые окажутся греховными. Например, ругаться нецензурной бранью, драться. Такие действия уже являются грехом. Именно об этом и говорит Давид. Что же он предлагает делать в этой ситуации? Когда гнев переполняет и хочется сделать что-то нехорошее, Царь говорит, чтобы человек просто лег и подумал. О том свидетельствует выражение «на ложах ваших». Думать и размышлять о жизни лучше, находясь в спокойном умиротворенном положении, то есть, лежа.

Для многих это может показаться странным. Однако и современные психологи придерживаются такого правила. У них в кабинетах клиенты не сидят и не стоят, а лежат на специальных кушетках – креслах, разложенных для того, чтобы человек находился в горизонтальном положении. Учеными давно доказано, что положение лежа способствует приведению эмоционального состояния в норму. Давид, зная его, советует гневливым людям, не прибегать к ругательствам и рукоприкладству, а подумать о своем поведении и о жизненных обстоятельствах, лежа.

Параллельный стих из Писания:

    Еф 4:26 – Не нужно грешить при гневе. Солнце не должно восходит, когда человек еще находится в раздраженном состоянии. То есть, еще до рассвета человек должен успокоиться, ему не следует ложиться спать, будучи в гневе. Необходимо, приняв горизонтальное положение, прийти в состояние спокойствия, чтобы к утру, когда рассветет, быть спокойным и уравновешенным.

Стих 6

Давид говорит людям, чтобы их жертвы для Бога были жертвами правды. Чтобы они были честны перед Господом и приходили в молитве к Нему без лжи и лукавства. Потому что Бог знает, что находится в сердце у каждого из них. Нет смысла врать Тому, кто знает все наперед. Царь советует уповать не на собственные силы, связи, положение в обществе, деньги и другие временные вещи, а на Господа. На того, кто постоянен и неизменен.

Параллельных стихов из Писания нет.

Часть 4 – Слова о том, чтобы Бог проявил себя для народа, как делал это и раньше

Стих 7

Люди, отчаявшись, спрашивают о том, кто показал бы им благо. То есть, улучшил бы их жизнь. Это очень похоже на современное время и людей, которые сетуют на правительство, говоря о том, что жизнь стала невыносимо тяжело. Они ждут такого президента, который своими указами облегчил бы бремя народа. Однако такое не случается. Потому что каждый последующий правитель чем-нибудь да не нравится народу. Такая хула только усугубляет и без того сложное положение в стране.

Давид в этом случае просит Бога о помощи. Говорит, что не нужно уповать на человека, потому что он просто человек, у которого тоже есть свои недостатки и страхи. Поэтому верить и ждать изменений в положительную сторону нужно на Бога, который в силе изменить их жизнь, обратив негативные последствия на положительные и позитивные изменения.

Параллельных стихов из Писания нет.

Стих 8

Давид говорит Богу, чтобы Тот наполнил его сердце весельем, потому что Господь сам заботится о его народе и стране. Наполняет дома людей «хлебом и вином» и всем необходимым для жизни. И ему, как царю, не нужно переживать и беспокоится. Он благодарен Богу за то, что Господь помогает ему управлять страной, дает мудрость и силу, терпение и смелость. Его народ живет в достатке и ни в чем не нуждается.

Но Давид понимает, что без Бога он не смог бы дать людям то, чего они хотят. Это подобно современным президентам, которые не уповают в своем правлении на Бога, а надеются на свои силы. И терпят поражение в нескольких сферах своей жизни. Отчего народ не всегда доволен их правлением и реформами. Давид же мудрый царь, который понимает, что его силы не бесконечны, и без Бога ему просто не справиться.

Параллельных стихов из Писания нет.

Часть 5 – Давид спокоен в своей надежде на Бога

Стих 9

Давид спокойно ложится и спит, говорит Господу, что Он «един дает ему жить в безопасности». То есть он не надеется на свою охрану и высокие стены замка. Свою жизнь и сон он полностью доверяет Богу. Только с верой в Него он чувствует себя в безопасности. Как часто современные люди не могут уснуть, потому что переживают по поводу своих проблем. А Давид спокойно ложился спать и засыпал, потому что знал, что находился в полной безопасности. Он уверен в завтрашнем дне и непоколебим в этом.

Читайте также:  Псалом 86: текст молитвы, для чего читают

Параллельных стихов из Писания нет.

Краткое толкование

Истолковать четвертый Псалом коротко можно так:

    Когда я молюсь тебе, Бог, услышь меня. Когда мне было плохо, Ты поддерживал меня. И сейчас яви мне свою милость и услышь то, о чем я молюсь Тебе. Люди, до какой поры вы будете суетиться и верить всему тому, что вам говорят? Бог отделил меня, царя, от прочих людей и назвал своим святым человеком. Когда вы находитесь во гневе, не согрешайте. Лучше лягте и спокойно поразмыслите о жизни и о тех обстоятельствам, в которых вы сейчас находитесь. Только так к вам придет утешение, а в сердце будет мир. Уповать нужно на Бога, а не на что-то другое в этом мире, потому что временно, а Бог постоянен. Люди спрашивают о том, кто показал бы хорошую жизнь. Давид просит, чтобы это сделал для них Бог. Господь и так не раз благословлял народ, и дальше будет заботиться о нем. Он печется о том, чтобы у людей для жизни было все самое необходимое и даже больше. Давид спокойно ложится и спит, потому что знает, что с Богом он в безопасности. Он не надеется на свою многочисленную охрану. Он верит Богу, и доверяет Ему свою жизнь.

Четвертый Псалом состоит из 9 стихов и 16 предложений. Находится на страницах 569 и 570 Библии синодального перевода. Исполнил четвертый Псалом царь Давид для начальника своего хора.

Слушать Псалом 4


Псалом 4

Пс.4:1 В конец, в песнех, псалом Давиду,

– в этих словах заключается надписание четвертого псалма, составление которого всеми толковниками приписывается Давиду. Слово в конец, по мнению некоторых толковников, означает, что псалом этот относится к кончине веков, т.е. ко временам Христа, Грядущего Мессии. Другое слово, в песнех, означает, что псалом этот предназначен для пения, что его должно петь или читать как можно чаще. В переводе с еврейского, например и в Псалтири, издаваемой по благословению Св. Синода на русском языке, это надписание читается так: «Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом Давида». Первые слова: начальнику хора означают, что псалом, по составлении его, передан начальнику хора, по-нашему – регенту, для разучения его хором певцов; выражение на струнных орудиях означает, что заведующий музыкальным оркестром (по-нашему, капельмейстер) должен был музыкальное исполнение этого псалма расположить именно на cтpyнныx, а не на других каких-либо музыкальных орудиях , бывших в то время в употреблении у евреев при богослужении.

Пс.4:2 Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея: в скорби распространил мя еси: ущедри мя и услыши молитву мою.

Случаются с каждым, можно сказать, человеком скорби, которые происходят или от клеветы, или от другой какой напасти или несчастья. Такие скорби производят в сердце человека тугу, тесноту сердечную, человек испытывает такое стесненное состояние, что, не зная, чем и как облегчить эту тяжесть на душе, впадает в уныние, иногда предается даже отчаянию; но такое состояние бывает только с теми, кто не обращается с молитвою к Богу. Человек верующий и преданный во всех обстоятельствах жизни своей Промыслу Божию, в молитвах к Богу всегда получает успокоение и утешение. Кто имел великую скорбь и обращался с усердною молитвою к Богу, тот испытал, конечно, и наступавшую после скорби радость в сердце своем. И как скорбь производит тесноту в сердце, так радость производит в нем простор, как бы распространяет его. Радость эта происходит от благодати Божией, наполняющей сердце во время молитвы. Пророк Давид, конечно, испытал все эти состояния духовные и различные скорби, и глубокое сердечное сокрушение в молитве, и облегченное состояние души – радость, наступающую по освобождении от скорбей и напастей. А потому он говорит: «Когда воззвал я, услышал меня Бог правды моей: в тесноте давал Ты мне простор: будь щедр и милостив ко мне, и услышь молитву мою». Но прежде всего о Боге выражается: Бог правды моея. Давид не потому так говорит, чтобы свидетельствовать о своей правде и добродетели, а потому, что он всегда исповедовал праведность Божию, правосудие, на которое он всегда надеялся и которое и наказывало, и оправдывало его, и покровительствовало ему: и таким образом правду Божию он называет правдой своей.

Пс.4:3 Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? Вскую любите суету и ищете лжи?

Так как псалом 4, по объяснению отцов Церкви, написан вскоре после поражения Авессалома с преданными ему мятежниками, восставшими против помазанника Божия, то Давид, воздав благодарное слово к Господу Богу за избавление его от врагов, обращает свою речь к этим мятежникам, называя их сынами человеческими, или, что то же, сынами века сего, порабощенными мирской суете, у которых сердце отяжелело oт нечистых мирских привязанностей. Назвав свое положение основанным на правде, так как он царствовал по избранию и помазанию от Бога, а восставших против него мятежников, увлекших льстивыми и суетными обещаниями Авессалома, людьми тяжкосердыми, преданными лжи и мирской суете, Давид обращает их внимание на то, что они уклонились от истины, возлюбили суету и ищут того, что основано на лжи, увещевает обратиться к Богу и добродетели и оставить лживые увлечения и пристрастные расположения.

Пс.4:4 И уведите, яко удиви Господь преподобнаго Своего. Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему.

Тех же сынов века сего, преданных лжи и суете мирской, псалмопевец увещевает, чтобы образумились и познали дивную силу вседействующего Промысла Божия, столь очевидно и столь дивно явленную на преподобном Своем, каковым Давид назвал себя, сказав: удиви Господь преподобного Своего (вместо того чтобы сказать: невинного и никого ничем не обидевшего). При этом опять выражает уверенность в том, что Господь услышит его молитву и подаст милость Свою всегда, когда бы он ни обратился к Нему. А на этот раз Господь удивил милость Свою на нем тем, что не только избавил от приключившихся ему бедствий со стороны мятежников, но и торжественно пред всеми прославил чрез одержанную так неожиданно победу над врагами.

Пс.4:5–6 Гневайтеся, и не согрешайте, яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся. Пожрите жертву правды и уповайте на Господа.

По объяснению св. отцов, Давид относит эту речь к своим домашним, т.е. к тем, которые остались ему верными во время восстания против него врагов и которых несправедливое восстание врагов Давида приводило в сильный гнев. Он допускает гнев как естественное страстное возбуждение, особенно когда негодование возбуждается против людей неправедных и нерадивых, против порочной и дурной жизни, против греха; но отвергает несправедливый гнев и безрассудное продолжительное негодование. А потому увещевает, чтобы не согрешали злобою, продолжительным и безрассудным гневом против врагов, не воздавали бы им зла за зло, а старались бы зло побеждать добром, размышлять о причинах и последствиях гнева – на ложах своих. Как бы так говорит: когда придете в состояние гнева и раздражительности, то, чтобы не согрешить вам, – в наступающую ночь, когда будете находиться в постели, на ложах ваших, обдумайте все, что в течение дня говорили в сердцах ваших, все страстные порывы и чувства и все дурные помыслы, какие вы имели; это приведет вас в чувство раскаяния и умиления. Тогда гнев и греховная раздражительность пройдут, и вы успокоитесь сердцем. Повторяя это псаломское предостережение от гнева, и апостол Павел наставляет ефесских христиан так. «Гневайтеся и не согрешайте: солнце да не зайдет в гневе вашем» ( Еф. 4:26 ). Но к предостережению от несправедливого греховного гнева псалмопевец присовокупляет наставление о праведности: пожрите жертву правды, т.е. не надейтесь на искупление греха от несправедливого гнева жертвоприношением волов или козлов, а делайте правду, добрые дела творите, приобретайте праведность и ее приносите в жертву Богу, и ко всему этому присоедините надежду на Бога: пожрите жертву правды и уповайте на Господа. Не предавайтесь самонадеянности и самомнению, даже и тогда, когда будете творить добро и приобретете праведность, а уповайте на Господа.

Пс.4:7 Мнози глаголют: кто явит нам благая? знаменася на нас свет лица Твоего, Господи.

В связи с предыдущим увещанием пророка о праведности и уповании на Бога, последние слова его имеют такой смысл: вот, Ты научаешь нас, говорят многие, не согрешать во гневе, а размышлять о поводах и причинах, возбуждающих гнев, приносить в жертву Богу дела правды и надеяться на Господа; но какая от всего этого польза? Где то добро, какое должно последовать от правды, которую Ты нам предлагаешь? Кто явит нам благая! Подобные вопросы возникают, конечно, от тех многих, которых раньше пророк назвал тяжкосердыми, преданными суетной материальной жизни, которые поэтому не видят Промысл Божий и не видят тех благодеяний и милостей Божиих, которые изливаются безразлично на всех – «добрых и злых» ( Мф. 5:45 ). И сам же на безрассудный вопрос этих любящих суету и ищущих лжи людей тут же дает ясный ответ: вы, как бы так говорит, не видите благ и милостей Божиих, а между тем на нас ясно отпечатан – знаменася свет благости и милости Господа. Свет лица Твоего, Господи, Твое покровительство, Твое попечение и промышление о нас, уповающих на Тя, очевидны для всех: знаменася на нас свет лица Твоего, Господи.

Пс.4:8 Дал еси веселие в сердце моем: от плода пшеницы, вина и елеа своего умножишася.

В этих изречениях Давид представляет как бы очевидное доказательство милости и благодеяний Божиих, изливаемых как на него, так и на тех, которые говорят: «кто явит нам благая?» Несмотря на то, что на меня, говорит он, нападают враги мои, меня гонят и преследуют, я не печалюсь, в сердце моем радость; Ты, Господи, дал ecи веселие в сердце моем, а они, жестокосердые, любящие суету и ищущие ложь, хотя тоже изобилуют всеми вещественными благами, от плода пшеницы, вина и елеа своего умножишася (под пшеницею, вином и елеем разумеются и другие блага), но в своем ожесточении и ослеплении как будто не видят Щедрого Подателя и Раздаятеля благ и дерзают говорить: где блага Божии? Кто их даст нам?

Пс.4:9 В мире вкупе усну и почию, яко Ты, Господи, единаго на уповании вселил мя еси.

В этом последнем стихе псалма пророк еще раз выражает уверенность в том, что он, всегда находясь под неусыпным покровительством над ним Промысла Божия, может быть всегда спокойным, и в бодрственном состоянии, и во сне. И не просто это выражает, а опять в виде молитвенного обращения к Богу, как бы так говорит: я, Господи, на Тебя надеюсь, и Ты, утвердив меня в этой надежде, сохраняешь меня в мире и безопасности одного, вне сообщества людей порочных, лживых и злых.

Таким образом, все содержание 4-го псалма может служить наставительным уроком о высоком достоинстве упования на Бога и всецелой преданности в волю Божию. Урок этот имеет особенную важность для отрекшихся от мира. «Сын Иессеев, – говорит св. Ефрем Сирин, – настроив цевни свои, воспевает: «Блажени непорочнии в пути Господни, ходящий в законе Его» ( Пс. 118:1 ). И Спаситель наш в Евангелии жизни сказал: блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят; блажени сетующие, яко тии утешатся; блажени плачущие, яко тии возвеселятся ( Мф. 5:4–8 ; Лк. 6:21–23 ). Отрекшимся от мира и от суетных дел его, возненавидевшим похоти его и гнушающимся утехами его, в Евангелии спасения дано обетование воздаяния – непреходящий чертог и нескончаемая жизнь. Из любви к Господу своему оставили они в мире семьи, родных, родителей, богатства и имение; ибо слышали, что блажени нищии духом. И за сие ожидает их горнее Царство. Тела свои соделали они храмом Духа Святого, строгостью жизни препобедили похоти, несли иго тяжких трудов, из любви к Господу своему презирали жизнь свою. Христос взывает к ним, говоря: приидите, потрудившиеся во имя Мое, войдите в чертог, из которого никогда не выйдут званные» (Псалтирь св. Ефрема Сирина).

Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8

Ссылка на основную публикацию