Псалом Давида 39
Псалтирь содержит в себе тексты разного характера: пророческие, песни-плачи, прошения и рассуждения. Псалом 39 относится к псалмам рассуждениям, поскольку в нем Давид собрал отельные советы читателям, которые можно извлечь из прошедших им испытаний и искушений.
История написания
Конкретной информации о дате и обстоятельствах написания текста нет, но исходя из текста и толкуя отдельные стихи можно сделать вывод, что данный псалом был написан уже в конце жизни царя Давида.
Другие псалмы царя Давида:
В тексте упоминаются гонения царя Саула, но они приводятся скорее в качестве примера, т.е. автор говорит о них как о прошедших событиях. Ниже рассказывается и про восстание Авессалома, т.е. можно сделать вывод, что текст написан уже после этого.
Таким образом, можно сделать вывод, что псалом 39 написан как рассуждение и откровение, автор в нем рассуждает о милости Всевышнего, которая преследовала его всю жизни. Он старается научить будущее поколение полагаться только на Творца и не на кого другого.
Толкование псалма
По своему содержанию текст можно разделить на три основные части:
- стихи 2–9: воспоминания о пережитых опасностях;
- стихи 10–11: рассказ о многочисленных откровениях, которые царь оглашал перед всем народом;
- стихи 12–18: прошение, возносимое к Творцу о сохранении жизни царя в дальнейшем.
Читайте также интересные статьи:
Более подробно можно рассмотреть толкование по каждой отдельной части:
- Первая часть говорит о твердом уповании на Бога. Давид всю жизни искал помощи и защиты у Творца, не полагаясь на людей, об этом он и пишет в первой части. «Страшный ров» здесь означает глубокие страдания, которые пережил автор, «тинистое болото» тут постоянное шаткое положение или полная опасностей жизнь. Упоминаются гонения от Саула, Авессалома и проводиться параллель между постоянно шатким положением Давида и твердости упования на Творца. Также автор называет блаженным того человека, который находит свое упование в Господе, тем самым давая понять будущему поколению, что надеяться и искать защиты следует только в Господе. При этом нужно следить за своей жизнью и быть праведным в глазах Творца, т.е. отказаться от злых и нечестивых поступков;
- В стихе 6 царь благодарит и вспоминает все благодеяния, которые произошли в жизни по милости Творца. Их было настолько много, что автор даже не может посчитать их. При этом подразумеваются не только личные чудеса в жизни одного человека, но упоминаются и чудеса, совершенные Иеговой для своего народа — Израиля.
- Стихи 7 — 9 говорят об отношениях между Богом и человеком. Иегова не требовал от Давида очень многого: совершать жертвы по закону Моисея, делать приношения, все то, что было обязанностью еврея по закону для прощения греха. Вместо этого Бог проколол уши Давиду, что является отсылкой к еврейскому обычаю: раз в семь лет хозяева должны были освобождать рабов, но если раб хотел остаться в услужении добровольно, то хозяин должен был проколоть ему уши. В контексте псалма подразумевается, что Давид пожелал навсегда остаться в услужении у Бога, чтобы служить всем своим естеством. Для этого Иегова «проколол уши», чтобы обозначить Давида своим рабом;
Правила чтения
Псалом 39 входит в состав шестой кафизмы и читается на богослужениях в храме в начале недели на церковнославянском языке:
Терпя, потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою. И возведе мя от рова страстей, и от брения тины, и постави на камени нозе мои, и исправи стопы моя, и вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему. Узрят мнози и убоятся, и уповают на Господа. Блажен муж, емуже есть имя Господне упование его, и не призре в суеты и неистовления ложная. Многа сотворил еси Ты, Господи, Боже мой, чудеса Твоя и помышлением Твоим несть кто уподобится Тебе: возвестих и глаголах, умножишася паче числа. Жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил ми еси, всесожжений и о гресе не взыскал еси. Тогда рех: се прииду, в главизне книжне писано есть о мне: еже сотворити волю Твою, Боже мой, восхотех, и закон Твой посреде чрева моего. Благовестих правду в церкви велицей, се устнам моим не возбраню: Господи, Ты разумел еси. Правду Твою не скрых в сердце моем, истину Твою и спасение Твое рех, не скрых милость Твою и истину Твою от сонма многа. Ты же, Господи, не удали щедрот Твоих от мене: милость Твоя и истина Твоя выну да заступите мя. Яко одержаша мя злая, имже несть числа, постигоша мя беззакония моя, и не возмогох зрети, умножишася паче влас главы моея, и сердце мое остави мя. Благоволи, Господи, избавити мя: Господи, во еже помощи ми вонми. Да постыдятся и посрамятся вкупе ищущии душу мою изъяти ю, да возвратятся вспять и постыдятся хотящии ми злая. Да приимут абие студ свой глаголющии ми: благоже, благоже. Да возрадуются и возвеселятся о Тебе вси ищущии Тебе, Господи, и да рекут выну: да возвеличится Господь, любящии спасение Твое. Аз же нищ есмь и убог, Господь попечется о мне. Помощник мой и Защититель мой еси Ты, Боже мой, не закосни.
Для лучшего понимания его можно читать как молитву дома на русском языке:
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой;
3 извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои;
4 и вложил в уста мои новую песнь — хвалу Богу нашему. Увидят многие и убоятся и будут уповать на Господа.
5 Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи.
6 Много соделал Ты, Господи, Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих о нас — кто уподобится Тебе! — хотел бы я проповедовать и говорить, но они превышают число.
7 Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши; всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал.
8 Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне:
9 я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце.
10 Я возвещал правду Твою в собрании великом; я не возбранял устам моим: Ты, Господи, знаешь.
11 Правды Твоей не скрывал в сердце моем, возвещал верность Твою и спасение Твое, не утаивал милости Твоей и истины Твоей пред собранием великим.
12 Не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня; милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно,
13 ибо окружили меня беды неисчислимые; постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу: их более, нежели волос на голове моей; сердце мое оставило меня.
14 Благоволи, Господи, избавить меня; Господи! поспеши на помощь мне.
15 Да постыдятся и посрамятся все, ищущие погибели душе моей! Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла!
16 Да смятутся от посрамления своего говорящие мне: «хорошо! хорошо!»
17 Да радуются и веселятся Тобою все ищущие Тебя, и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: «велик Господь!»
18 Я же беден и нищ, но Господь печется о мне. Ты — помощь моя и избавитель мой, Боже мой! не замедли.
В каких случаях принято читать написанный пророком Давидом псалом 39
История и период написания
Библейская книга Псалтирь состоит из 150 отдельных песнопений, большая часть из которых принадлежит руке пророка Давида. Псалом 39 является одним из таких произведений.
Точная информация о дате и обстоятельствах написания молитвы отсутствует. После детального анализа каждой строки произведения языковеды пришли к единому мнению: 39 псалом был написан царем Давидом на последних годах его жизни. Гонения царя Саула не вызывают столь ярких эмоций и тяжких переживаний. Автор лишь упоминает об этом периоде из своей жизни.
Строки, в которых говорится о восстании Авессалома, также относятся к прошедшим событиям. Поэтому написанный пророком Давидом 39 стих относят к посмертным откровениям и рассуждениям псалмопевца. Автор, который всю свою жизнь твердо уповал и веровал в Господа Бога, учит будущее поколение смиренности, искренности и вере.
Толкование и значение псалма 39
По своему смысловому наполнению псалом 39 считается мессианским. Главная мысль произведения заключается в том, что Сын Божий будет ниспослан на землю, чтобы защитить и спасти весь род человеческий.
Первые стихи – с 2 по 9 – напоминают дневник и размышления автора. Псалмопевец рассказывает о гонениях и жизненных трудностях, выпавшими на его пути. «Страшный ров» и «тинистое болото» – такими речами он описывает свою жизнь. Именно в первой части произведения упоминаются преследования царем Саулом и гонения Авессаломом. При этом автор не теряет веру во Всевышнего и убежден в милости Божией.
Строки 10 и 11 посвящены откровениям пророка. Давид повествует о собственных переживаниях и размышлениях, которыми он всегда готов был делиться с окружающими.
В 12–18 стихах молитвы царь просит защиты и покровительства Божиего. В этих строках прослеживается благодарность христианина. Верующий в милость и силу Господнюю псалмопевец произносит благодарственные речи за спасение от многочисленных опасностей, выпавших на его жизненном пути.
Когда и как читать
39 псалом читают дома и в храме Божием. Написанное пророком произведение входит в состав шестой кафизмы и зачитывается на богослужениях в начале недели. Священнослужители произносят каждую строку нараспев.
В храме Божием читают церковнославянскую версию, в домашней молитве можно использовать перевод текста на русский язык.
Читать псалмы в домашних условиях лучше в тишине и уединении. Перед ликом Иисуса Христа зажигают свечу и произносят православные молитвы. По окончании прочтения молитв зачитываются песнопения из библейской книги Псалтырь.
В молитвенных обращениях можно просить как за самого себя, так и за близких родственников. Чтение псалма 39:
- укрепляет отношения внутри семьи;
- помогает избежать конфликтов и разладов на работе;
- предупреждает финансовый крах и различные неприятности.
Видео «Чтение псалма 39»
В этом видео представлена аудиозапись перевода молитвенного обращения на русский язык.
Текст псалма 39 на русском языке
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой;
3 извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои;
4 и вложил в уста мои новую песнь – хвалу Богу нашему. Увидят многие и убоятся и будут уповать на Господа.
5 Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи.
6 Много соделал Ты, Господи, Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих о нас – кто уподобится Тебе! – хотел бы я проповедовать и говорить, но они превышают число.
7 Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши; всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал.
8 Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне:
9 я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце.
10 Я возвещал правду Твою в собрании великом; я не возбранял устам моим: Ты, Господи, знаешь.
11 Правды Твоей не скрывал в сердце моем, возвещал верность Твою и спасение Твое, не утаивал милости Твоей и истины Твоей пред собранием великим.
12 Не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня; милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно,
13 ибо окружили меня беды неисчислимые; постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу: их более, нежели волос на голове моей; сердце мое оставило меня.
14 Благоволи, Господи, избавить меня; Господи! поспеши на помощь мне.
15 Да постыдятся и посрамятся все, ищущие погибели душе моей! Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла!
16 Да смятутся от посрамления своего говорящие мне: “хорошо! хорошо!”
17 Да радуются и веселятся Тобою все ищущие Тебя, и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: “велик Господь!”
18 Я же беден и нищ, но Господь печется о мне. Ты – помощь моя и избавитель мой, Боже мой! не замедли.
Читая псалом 39, как, впрочем, и другие откровения пророка Давида из священной книги Псалтырь, важно говорить сердцем, а не разумом. Господь внимает искренним и чистым просьбам молящихся.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Псалом 39
Среди песен в Псалтири есть благодарственные, плачи, пророчества, прошения и рассуждения. Псалом 39 относится к последней категории, так как царь Давид собрал в нём мудрость, накопленную с годами, которую представил в виде советов.
Текст молитвы псалом 39
На церковнославянском языке с ударениями
2 Терпя́, потерпе́х Го́спода, и внят ми, и услы́ша моли́тву мою.
3 И возведе́ мя от ро́ва страсте́й, и от бре́ния ти́ны, и поста́ви на ка́мени но́зе мои́, и испра́ви стопы́ моя́,
4 и вложи́ во уста́ моя́ песнь но́ву, пе́ние Бо́гу на́шему. У́зрят мно́зи и убоя́тся, и упова́ют на Го́спода.
5 Блаже́н муж, ему́же есть и́мя Госпо́дне упова́ние его, и не призре́ в суеты́ и неистовле́ния ло́жная.
6 Мно́га сотвори́л еси́ Ты, Го́споди, Бо́же мой, чудеса́ Твоя́ и помышле́нием Твои́м несть кто уподо́бится Тебе́: возвести́х и глаго́лах, умно́жишася па́че числа́.
7 Же́ртвы и приноше́ния не восхоте́л еси́, те́ло же сверши́л ми еси́, всесожже́ний и о гресе́ не взыска́л еси́.
8 Тогда́ рех: се прииду́, в глави́зне кни́жне пи́сано есть о мне:
9 е́же сотвори́ти во́лю Твою́, Бо́же мой, восхоте́х, и зако́н Твой посреде́ чре́ва моего́.
10 Благовести́х пра́вду в це́ркви вели́цей, се устна́м мои́м не возбраню́: Го́споди, Ты разуме́л еси́.
11 Пра́вду Твою не скрых в се́рдце мое́м, и́стину Твою и спасе́ние Твое рех, не скрых ми́лость Твою и и́стину Твою от со́нма мно́га.
12 Ты же, Го́споди, не удали́ щедро́т Твои́х от мене́: ми́лость Твоя́ и и́стина Твоя́ вы́ну да засту́пите мя.
13 Яко одержа́ша мя зла́я, и́мже несть числ́а, постиго́ша мя беззако́ния моя́, и не возмого́х зре́ти, умно́жишася па́че влас главы́ моея́, и се́рдце мое́ оста́ви мя.
14 Благоволи́, Го́споди, изба́вити мя: Го́споди, во е́же помощи́ ми вонми́.
15 Да постыдя́тся и посра́мятся вку́пе и́щущии ду́шу мою изъя́ти ю́, да возвратя́тся вспять и постыдя́тся хотя́щии ми зла́я.
16 Да прии́мут а́бие студ свой глаго́лющии ми: бла́гоже, бла́гоже.
17 Да возра́дуются и возвеселя́тся о Тебе́ вси и́щущии Тебе́, Го́споди, и да реку́т вы́ну: да возвели́чится Госпо́дь, лю́бящии спасе́ние Твое.
18 Аз же нищ есмь и убо́г, Госпо́дь попече́тся о мне. Помо́щник мой и Защи́титель мой еси́ Ты, Бо́же мой, не закосни́.
На русском языке
1 К исполнению. Псалом Давида.
2 Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой;
3 извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои;
4 и вложил в уста мои новую песнь — хвалу Богу нашему. Увидят многие и убоятся и будут уповать на Господа.
5 Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи.
6 Много сотворил Ты, Господи, Боже мой, чудес Твоих, и в замыслах Твоих никто не сравнится с Тобой! Я возвестил и сказал: «Умножились они сверх числа!»
7 Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши; всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал.
8 Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне:
9 я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце.
10 Я возвещал правду Твою в собрании великом; я не возбранял устам моим: Ты, Господи, знаешь.
11 Правды Твоей не скрывал в сердце моем, возвещал верность Твою и спасение Твое, не утаивал милости Твоей и истины Твоей пред собранием великим.
12 Не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня; милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно,
13 ибо окружили меня беды неисчислимые; постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу: их более, нежели волос на голове моей; сердце мое оставило меня.
14 Благоволи, Господи, избавить меня; Господи! поспеши на помощь мне.
15 Да постыдятся и посрамятся все, ищущие погибели душе моей! Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла!
16 Да смятутся от посрамления своего говорящие мне: «хорошо! хорошо!»
17 Да радуются и веселятся Тобою все ищущие Тебя, и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: «велик Господь!»
18 Я же беден и нищ, но Господь печется о мне. Ты — помощь моя и избавитель мой, Боже мой! не замедли.
История написания
Царь Давид жил за 1000 лет до Рождества Христова, поэтому о том времени сохранилось немного информации. Точных сведений об истории написания текста молитвы псалом 39 не найдено, но ученые, на основе анализа этой песни и других трудов Давида, сделали несколько выводов. Во-первых, царь повествует о гонениях царя Саула, но пишет о том времени, как о чем-то далеким, из-за чего можно сказать, что Давид на момент написания был далеко не юношей. Во-вторых, упоминается восстание Авессалома, родного сына царя, а значит, песнь была написана позднее.
Наиболее вероятно, что царь Давид псалмом 39 хотел наставить молодое поколение на праведный путь, поделиться опытом и знаниями, которые достались ему трудным путем за долгие годы. Он говорит о том, что только в Господе истинное спасение и утешение, и лишь милость Божья дарует жизнь.
Когда и как читать псалом 39?
В начале недели в храмах читают шестую кафизму, в состав которой входит и псалом 39. Молитву во время церковной службы традиционно читают на старославянском языке, но псалом 39 на русском языке рекомендуется к прочтению для лучшего понимания его смысла.
Не существует строгих правил и ограничений для обращения к Господу, но ряд рекомендаций всё же есть. Желательно посетить храм, где перед иконой обратиться с молитвой к Богу, но читать псалом 39 можно и дома. Делать это лучше в одиночестве, успокоившись и сосредоточившись на тексте. Как и любое обращение к Господу, слова песни должны читаться искренне, без притворства.
Толкование
Царь Давид и его приближенные были праведными и богобоязненными людьми, находившими единственное спасение и утешение в Господе. Это отразилось и в толковании псалма 39, в каждом отдельном стихе.
- Стих 2-9 – царь Давид вспоминает все горести и опасности, которые вставали у него на пути. Вспоминает о том, что помощи от людей он не ждал, а верил и полагался лишь на Господа. Праведные, по словам автора, всегда блаженны, так как находят утешение в Боге. Здесь же он говорит о несчетных благах, дарованных Господом не только ему, но всем христианам.
- Стих 10-11 – здесь говорится об откровениях и проповедях Давида народу, в которых он без утайки рассказывал о своей вере, любви к Господу.
- Стих 12-18 – просьба, молитва Богу о спасении и сохранении жизни. Благодарности за помощь и блага.
Псалтирь 39 псалом
Толкование Псалма 39
Пс. 39 (предваряющая его надпись соответствует стих 1) зримо делится на две части: вознесение благодарственного славословия Господу за оказанную помощь (стихи 2-11) и мольба о новой помощи – в новых бедствиях (стихи 12-18).
А. Посвящение себя Богу (39:2-11)
Пс. 39:2-5. Псалом начинается радостно – торжественным возвещением народу об избавлении Давида от бедствий – в ответ на вопль его и упование на Господа.
После долгих молитв Давида и его терпеливого ожидания Бог произвел в его жизни поразительные изменения. Прежнее свое состояние псалмопевец образно описывает как «страшный ров», как «тинистое (засасывающее) болото»; вырвав его из них, Господь поставил… ноги Давида на твердом камне. Тогда он пел печальные песни, полные мольбы, но, в корне изменив его обстоятельства, Господь дал ему повод петь новую песнь – хвалу Богу (стих 4; сравните Пс. 32:3; 95:1; 97:1) – в назидание всем, кто видел, что сделал для Давида Господь, и кто слышит теперь новый его гимн, – да убоятся, и будут уповать на Господа и они. Из сказанного им псалмопевец делает вывод о том, что блажен человек, который… не обращается к гордым и лживым людям, имеющим силу и власть, но на Господа возлагает надежду свою (стих 5).
Пс. 39:6 Чудные дела и планы («помышления») Господа, направленные на благо человечества, столь многочисленны, что Давид не в силах, как бы ни хотел этого, воспеть их все.
Пс. 39:7-9. Эти стихи имеют мессианский подтекст они явно не относятся только к Давиду. Жертвы и приношения Ты не восхотел, говорит псалмопевец и уточняет: не потребовал. Применительно к Давиду это может означать, что под бедствиями, от которых избавил его Господь, он разумел весь период преследования его царем Саулом. Именно тогда Давид, вынужденный постоянно «уходить» от Саула, лишен был возможности приносить жертвы в скинии, как этого требовал закон Моисея.
Однако Бог не поставил этого в вину ему, но вменил Давиду посвятить всего себя на служение Ему. Примечательна в этой связи фраза Ты открыл (по другим переводам – «проколол») мне уши. Согласно древнееврейскому обычаю ухо прокалывалось рабу – иудею же, который, по окончании срока своего служения, желал остаться в доме господина своего (Исх. 21:6).
Здесь это «проколол – открыл» означает как добровольное желание Давида всегда быть рабом Господа, посвятить Ему себя, так и признание того факта, что Господь «открыл ему уши», чтобы он слышал слово Его и повиновался Ему. В Септуагинте эта фраза переведена как «(Ты) уготовал тело Мне»; переводчик воспользовался тут так называемой «синедохой» – литературным приемом, исходящим из того, что часть служит восприятию целого (т, е «ухо», как здесь, выражает понятие «тела»). При этом мысль, выраженная в псалме, – о служении Давида Богу всем существом его («всем телом») была передана вполне адекватно.
В согласии с написанным в книге закона (в свитке книжном; стих 8), т. е. в слове Божием, о необходимости послушания Господу, Давид выражает сердечную готовность исполнить волю Его (Тогда я сказал: вот, иду… закон Твой у меня в сердце; стихи 8-9).
Выше говорилось о мессианском подтексте этих стихов. Он обнаруживает себя при цитировании сказанного здесь автором Послания к евреям (Евр. 10:5-7) применительно к Иисусу Христу (ем. комментарии на Евр. 10:5-7). В новозаветном контексте Пс. 39:7-9 становится гораздо значительнее, а в чем-то и конкретнее.
Так, Давид говорит, что «в свитке книжном» сказано о нем; между тем, такого (как подразумеваемое здесь) пророчества о Давиде в Священном Писании евреев нет, но есть (и неоднократные) – о великом Потомке Давида, к Которому слова (в частности) о законе Божием в сердце относятся буквально. Автор Послания к евреям как раз и противопоставлял совершенное послушание Христа недостаточности ветхозаветных жертв. Слова «Ты… уготовал тело Мне» применительно к Мессии говорят о воплощении Его ради полноты исполнения Божиего плана – как об этом «написано… в свитке книжном». Итак, Давид выступает в Пс. 39 как прообраз Христа.
Пс. 39:10-11. Подчиняясь воле Господа, Давид с охотой и радостью возвещал правду Его в собрании еврейского народа. Он «не удерживал уст своих» – не возбранял им, свидетельством чему является этот и другие псалмы Давида.
Б. Мольба об избавлении от новых бед (39:12-18)
Пс. 39:12-13. Начиная с этих стихов, тон псалма драматически меняется. Новые белы постигли царя (может быть, имелся в виду заговор Авессалома и его сторонников), и он молит Господа не отнимать от него милости и щедрот Своих (Не удерживай их, Господи, да окрыляют меня непрестанно; стих 12). Слова Давида в стихе 13, где он говорит, что «беззаконий», совершенных им, более чем волос на голове его, не следует понимать буквально: ведь Давид всегда оставался избранником Божиим. Скорее, сознавая свою греховность и, вероятно, особенно остро переживая тот свой трех, который был связан с Вирсавией, Давид выражал – в столь эмоциональной форме – свои переживания.
Пс. 39:14-16. Следует мольба об избавлении от нового бедствия (Господи! поспеши на помощь мне), о посрамлении тех, кто жаждут гибели Давида и, не скрываясь, злорадствуют, говоря ему в лицо: «хорошо! хорошо!»
Пс. 39:17-18. Псалом завершается молитвой о торжестве «всех ищущих Господа и любящих спасение Его» – да славят Его непрестанно, убедившись на примере Давида, что единственным источником защиты и помощи является Господь Последним смиренным аккордом звучит стих 18 – Давид признает свои «бедность и нищету» перед Господом и радуется, что Он печется о нем. Боже мой! не замедли, просит псалмопевец.
Православный Псалтырь толкование псалма 39
Весь христианский текст 39 псалма можно условно разделить на три части: в первой псалмопевец Давид пишет о трудностях, которые ему довелось пережить за свою жизнь, и вспоминает о том, как Бог избавлял его от этих трудностей. Во второй части псалма он повествует читателям о некоем откровении, данном ему Богом, а в третьей вновь обращается к Господу с мольбой не отворачиваться от него и ныне, защищая и всячески помогая на непростом жизненном пути.
Толкование православного 39 псалма поясняет, что под прошедшими несчастьями пророк Давид подразумевает гонения, которые ему пришлось пережить от первого царя Израиля Саула, а под испытаниями, которые выпали на его долю на момент написания псалма – преследования своего сына Авессалома.
В каких случаях принято читать 39 псалом?
В тексте христианского псалма 39 Давид говорит о том, что Господь открыл ему уши. Следует пояснить, что в еврейском варианте используется слово «проколол», а это означает, что псалмопевец добровольно признает себя рабом Божиим, ибо в иудейской традиции ухо было принято прокалывать рабу, который после окончания срока своей службы изъявлял желание продолжать служить своему хозяину. Слушать онлайн и читать православный псалом 39 рекомендуется для улучшения отношений между работником и хозяином.
Читать текст молитвы псалом 39 на русском языке
Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой; извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои; и вложил в уста мои новую песнь — хвалу Богу нашему. Увидят многие и убоятся и будут уповать на Господа. Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи. Много соделал Ты, Господи, Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих о нас — кто уподобится Тебе! — хотел бы я проповедывать и говорить, но они превышают число. Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши; всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал. Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне: я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце. Я возвещал правду Твою в собрании великом; я не возбранял устам моим: Ты, Господи, знаешь. Правды Твоей не скрывал в сердце моем, возвещал верность Твою и спасение Твое, не утаивал милости Твоей и истины Твоей пред собранием великим. Не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня; милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно, ибо окружили меня беды неисчислимые; постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу: их более, нежели волос на голове моей; сердце мое оставило меня. Благоволи, Господи, избавить меня; Господи! поспеши на помощь мне. Да постыдятся и посрамятся все, ищущие погибели душе моей! Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла! Да смятутся от посрамления своего говорящие мне: «хорошо! хорошо!» Да радуются и веселятся Тобою все ищущие Тебя, и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: «велик Господь!» Я же беден и нищ, но Господь печется о мне. Ты — помощь моя и избавитель мой, Боже мой! не замедли.
Текст на церковно славянском языке псалом 39
Терпя потерпех Господа, и внят ми и услыша молитву мою; и возведе мя от рова страстей и от бренiя тины, и постави на камени нозе мои и исправи стопы моя; и вложи во уста моя песнь нову, пенiе Богу нашему. Узрят мнози и убоятся, и уповают на Господа. Блажен муж, eмуже eсть имя Господне упованiе eго, и не призре в суeты и неистовлeнiя ложная. Многа сотворил eси ты, Господи Боже мой, чудеса твоя, и помышленieм твоим несть кто уподобится тебе; возвестих и глаголах; умножишася паче числа. Жертвы и приношенiя не восхотел eси, тело же свершил ми eси; всесожженiй и о гресе не взыскал eси. Тогда рех; се, прiиду; в главизне книжне писано eсть о мне; eже сотворити волю твою, Боже мой, восхотех, и закон твой посреде чрева моего. Благовестих правду в церкви велицей, се, устнам моим не возбраню; Господи, ты разумел eси. Правду твою не скрых в сердцы моем, истину твою и спасенiе твое рех, не скрых милость твою и истину твою от сонма многа. Ты же, Господи, не удали щедрот твоих от менe; милость твоя и истина твоя выну да заступите мя. Яко одержаша мя злая, имже несть числа; постигоша мя беззаконiя моя, и не возмогох зрети; умножишася паче влас главы моея, и сердце мое остави мя. Благоволи, Господи, избавити мя; Господи, во eже помощи ми, вонми. Да постыдятся и посрамятся вкупе ищущiи душу мою, изяти ю; да возвратятся вспять и постыдятся хотящiи ми злая. Да прiимут абiе студ свой глаголющiи ми; благоже, благоже. Да возрадуются и возвеселятся о тебе вси ищущiи тебе, Господи, и да рекут выну, да возвеличится Господь, любящiи спасенiе твое. Аз же нищ eсмь и убог, Господь попечется о мне; помощник мой и защититель мой eси ты, Боже мой, не закосни.
Псалом 39 – слушать и читать текст. Толкование.
Ветхий Завет
Псалтырь
К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.
Здесь можно слушать и читать текст Псалма 39
Толкование Псалма 39
Пс. 39 (предваряющая его надпись соответствует стих 1) зримо делится на две части: вознесение благодарственного славословия Господу за оказанную помощь (стихи 2-11) и мольба о новой помощи – в новых бедствиях (стихи 12-18).
А. Посвящение себя Богу (39:2-11)
Пс. 39:2-5. Псалом начинается радостно – торжественным возвещением народу об избавлении Давида от бедствий – в ответ на вопль его и упование на Господа.
После долгих молитв Давида и его терпеливого ожидания Бог произвел в его жизни поразительные изменения. Прежнее свое состояние псалмопевец образно описывает как “страшный ров”, как “тинистое (засасывающее) болото”; вырвав его из них, Господь поставил… ноги Давида на твердом камне. Тогда он пел печальные песни, полные мольбы, но, в корне изменив его обстоятельства, Господь дал ему повод петь новую песнь – хвалу Богу (стих 4; сравните Пс. 32:3; 95:1; 97:1) – в назидание всем, кто видел, что сделал для Давида Господь, и кто слышит теперь новый его гимн, – да убоятся, и будут уповать на Господа и они. Из сказанного им псалмопевец делает вывод о том, что блажен человек, который… не обращается к гордым и лживым людям, имеющим силу и власть, но на Господа возлагает надежду свою (стих 5).
Пс. 39:6 Чудные дела и планы (“помышления”) Господа, направленные на благо человечества, столь многочисленны, что Давид не в силах, как бы ни хотел этого, воспеть их все.
Пс. 39:7-9. Эти стихи имеют мессианский подтекст они явно не относятся только к Давиду. Жертвы и приношения Ты не восхотел, говорит псалмопевец и уточняет: не потребовал. Применительно к Давиду это может означать, что под бедствиями, от которых избавил его Господь, он разумел весь период преследования его царем Саулом. Именно тогда Давид, вынужденный постоянно “уходить” от Саула, лишен был возможности приносить жертвы в скинии, как этого требовал закон Моисея.
Однако Бог не поставил этого в вину ему, но вменил Давиду посвятить всего себя на служение Ему. Примечательна в этой связи фраза Ты открыл (по другим переводам – “проколол”) мне уши. Согласно древнееврейскому обычаю ухо прокалывалось рабу – иудею же, который, по окончании срока своего служения, желал остаться в доме господина своего (Исх. 21:6).
Здесь это “проколол – открыл” означает как добровольное желание Давида всегда быть рабом Господа, посвятить Ему себя, так и признание того факта, что Господь “открыл ему уши”, чтобы он слышал слово Его и повиновался Ему. В Септуагинте эта фраза переведена как “(Ты) уготовал тело Мне”; переводчик воспользовался тут так называемой “синедохой” – литературным приемом, исходящим из того, что часть служит восприятию целого (т, е “ухо”, как здесь, выражает понятие “тела”). При этом мысль, выраженная в псалме, – о служении Давида Богу всем существом его (“всем телом”) была передана вполне адекватно.
В согласии с написанным в книге закона (в свитке книжном; стих 8), т. е. в слове Божием, о необходимости послушания Господу, Давид выражает сердечную готовность исполнить волю Его (Тогда я сказал: вот, иду… закон Твой у меня в сердце; стихи 8-9).
Выше говорилось о мессианском подтексте этих стихов. Он обнаруживает себя при цитировании сказанного здесь автором Послания к евреям (Евр. 10:5-7) применительно к Иисусу Христу (ем. комментарии на Евр. 10:5-7). В новозаветном контексте Пс. 39:7-9 становится гораздо значительнее, а в чем-то и конкретнее.
Так, Давид говорит, что “в свитке книжном” сказано о нем; между тем, такого (как подразумеваемое здесь) пророчества о Давиде в Священном Писании евреев нет, но есть (и неоднократные) – о великом Потомке Давида, к Которому слова (в частности) о законе Божием в сердце относятся буквально. Автор Послания к евреям как раз и противопоставлял совершенное послушание Христа недостаточности ветхозаветных жертв. Слова “Ты… уготовал тело Мне” применительно к Мессии говорят о воплощении Его ради полноты исполнения Божиего плана – как об этом “написано… в свитке книжном”. Итак, Давид выступает в Пс. 39 как прообраз Христа.
Пс. 39:10-11. Подчиняясь воле Господа, Давид с охотой и радостью возвещал правду Его в собрании еврейского народа. Он “не удерживал уст своих” – не возбранял им, свидетельством чему является этот и другие псалмы Давида.
Б. Мольба об избавлении от новых бед (39:12-18)
Пс. 39:12-13. Начиная с этих стихов, тон псалма драматически меняется. Новые белы постигли царя (может быть, имелся в виду заговор Авессалома и его сторонников), и он молит Господа не отнимать от него милости и щедрот Своих (Не удерживай их, Господи, да окрыляют меня непрестанно; стих 12). Слова Давида в стихе 13, где он говорит, что “беззаконий”, совершенных им, более чем волос на голове его, не следует понимать буквально: ведь Давид всегда оставался избранником Божиим. Скорее, сознавая свою греховность и, вероятно, особенно остро переживая тот свой трех, который был связан с Вирсавией, Давид выражал – в столь эмоциональной форме – свои переживания.
Пс. 39:14-16. Следует мольба об избавлении от нового бедствия (Господи! поспеши на помощь мне), о посрамлении тех, кто жаждут гибели Давида и, не скрываясь, злорадствуют, говоря ему в лицо: “хорошо! хорошо!”
Пс. 39:17-18. Псалом завершается молитвой о торжестве “всех ищущих Господа и любящих спасение Его” – да славят Его непрестанно, убедившись на примере Давида, что единственным источником защиты и помощи является Господь Последним смиренным аккордом звучит стих 18 – Давид признает свои “бедность и нищету” перед Господом и радуется, что Он печется о нем. Боже мой! не замедли, просит псалмопевец.
Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге