Псалом 37: текст молитвы, для чего читают

Псалом Давида 37: «В воспоминание о субботе»

Псалом № 37 читают в ходе шестопсалмия — он идет вторым по счету. Слова данной песни обращаются к Господу и стремятся выразить не только раскаяние в собственных делах, но и восхвалить Творца за то, что Он подарил. В историческом контексте — это эмоциональный крик Давида к Всевышнему о помиловании его.

История написания

Точной информации об истории написании данного текста нет. В оригинале и синодальном переводе перед песней идет предписание «В воспоминание», при этом в греческом варианте и церковнославянском предписании более пространственное «В воспоминание о субботе». Эта приписка дает читателю понять, что содержание песни наполнено покаянием и составлен как воспоминание о субботе. Но суббота тут не просто день недели, а состояние покоя, который приходит в сердце к человеку во время его невинности и близких взаимоотношений с Господом.

Текст написан в ярких эмоциональных выражениях, что подтверждает крайне изнеможённое и депрессивное состояние Давида в момент написания.

Другие псалмы царя Давида:

Соотносят данный текст с прочими песнями из Псалтири, исследователи приходят к выводу, что он был написан в одном из трех случаев:

  1. Во время преследования Давида царем Саулом, когда невиновный ни в чем юноша бежал со своими людьми в пустыню и долгое время там скрывался от жаждущего мести царя.
  2. После прелюбодеяния с Вирсавией, когда царь Давид потерял ребенка, зачатого в грехе с чужой женой.
  3. Во время бегства от Авессалома и серьезной болезни, которая настигла царя.

Толкование псалма

Псалом состоит из глубоко прочувствованных жалоб человека, изнемогающего от болезни, которая случилась с ним из-за его собственных беззаконий. Он находится в отдалении от своего Спасителя и изнемогает не только от физической немощи, но и от духовной. Отдельные стихи помогут в целом истолковать песнь:

  • В 4 стихе певец объясняет, что его грех привел к физическим и душевным страданиям. Не следует исходя из этого места думать, что все болезни — результат греха, просто в данном случае именно так и произошло. Слова «от гнева Твоего… от грехов моих» — являются параллельной конструкцией и указывает на причину болезни;
  • В 6 стихе вновь повторяется мысль, что страдания, которые сегодня переносит певец являются результатом его раннего «безумия», т.е. отступление от закона Божьего;
  • В 12 стихе певец говорит о своем одиночестве, поскольку он либо находится вдалеке от своих друзей (что говорит о версии с бегством Давида), либо он пугает и отталкивает их (возможно совершенным поступком и это может подтвердить версия с прелюбодеянием);
  • В 13 стихе Давид говорит, что когда друзья его оставили, то враги не преминули расставить ловушки, чтобы уничтожить его;
  • 14 стих говорит о собственной беспомощности автора;
  • Стихи 16-23 являются обращением к Господу и покаянием певца, а также просьбой о защите. Он понимает, что только Бог может помочь ему.

Важно! Взывая к Богу, прося Его о защите от врагов, псалмопевец берет за аксиому тот факт, что Всевышний не допустит торжества неприятелей над верным Своим рабом. Он надеется, что Творец защитит его, поскольку он является Его дитем.

Правила чтения

Начать чтение псалма лучше всего с церковнославянского варианта: это не только поможет лучше понимать язык службы в храме, но и будет отвечать традиции церкви.

Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене. Яко стрелы Твоя унзоша во мне, и утвердил еси на мне руку Твою. Несть исцеления в плоти моей от лица гнева Твоего, несть мира в костех моих от лица грех моих. Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне. Возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего. Пострадах и слякохся до конца, весь день сетуя хождах. Яко лядвия моя наполнишася поруганий, и несть исцеления в плоти моей. Озлоблен бых и смирихся до зела, рыках от воздыхания сердца моего. Господи, пред Тобою все желание мое и воздыхание мое от Тебе не утаися. Сердце мое смятеся, остави мя сила моя, и свет очию моею, и той несть со мною. Друзи мои и искреннии мои прямо мне приближишася и сташа, и ближнии мои отдалече мене сташа и нуждахуся ищущии душу мою, и ищущии злая мне глаголаху суетная и льстивным весь день поучахуся. Аз же яко глух не слышах и яко нем не отверзаяй уст своих. И бых яко человек не слышай и не имый во устех своих обличения. Яко на Тя, Господи, уповах, Ты услышиши, Господи Боже мой. Яко рех: да не когда порадуют ми ся врази мои: и внегда подвижатися ногам моим, на мя велеречеваша. Яко аз на раны готов, и болезнь моя предо мною есть выну. Яко беззаконие мое аз возвещу и попекуся о гресе моем. Врази же мои живут и укрепишася паче мене, и умножишася ненавидящии мя без правды. Воздающии ми злая воз благая оболгаху мя, зане гонях благостыню. Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене. Вонми в помощь мою, Господи спасения моего.

Для лучшего понимания псалом можно читать в Синодальном или Современном русском переводе. Греха в этом нет, просто может быть после будет сложнее переключиться в храме на старославянский язык.

1 Псалом Давида. В воспоминание [о субботе].

2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня,

3 ибо стрелы Твои вонзились в меня, и рука Твоя тяготеет на мне.

4 Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих,

5 ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне,

6 смердят, гноятся раны мои от безумия моего.

7 Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу,

8 ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей.

9 Я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзания сердца моего.

10 Господи! пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое не сокрыто от Тебя.

11 Сердце мое трепещет; оставила меня сила моя, и свет очей моих,- и того нет у меня.

12 Друзья мои и искренние отступили от язвы моей, и ближние мои стоят вдали.

13 Ищущие же души моей ставят сети, и желающие мне зла говорят о погибели моей и замышляют всякий день козни;

14 а я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих;

15 и стал я, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа,

16 ибо на Тебя, Господи, уповаю я; Ты услышишь, Господи, Боже мой.

17 И я сказал: да не восторжествуют надо мною [враги мои]; когда колеблется нога моя, они величаются надо мною.

18 Я близок к падению, и скорбь моя всегда предо мною.

19 Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем.

20 А враги мои живут и укрепляются, и умножаются ненавидящие меня безвинно;

21 и воздающие мне злом за добро враждуют против меня за то, что я следую добру.

22 Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня;

23 поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой!

Читайте также интересные статьи:

Читая данный текст можно зажигать свечу перед иконой Иисуса Христа или Спиридона Тримифунтского. В каких случаях его следует читать? Следует помнить, что Библию можно и нужно читать ежедневно с целью научения и наставления духа, при этом не нужны никакие особенные причины. Но можно читать текст как особую молитву в случае:

  1. Необходимости покаяться перед Господом или человеком в определенном проступке.
  2. Испытаний, душевных мук или депрессии.
  3. Тяжелой болезни, для исцеления и укрепления духа и тела.
  4. Проблем на работе.
  5. Финансового кризиса в жизни.

Совет! Всегда следует помнить, что Господь смотрит на сердце человека, а не на его слова, поэтому во время чтения следует наблюдать за своим духом и сердцем в первую очередь.

Покаяние в прегрешения своих: когда следует читать псалом 37

История и цель написания

Достоверные данные о периоде написания молитвы отсутствуют. Присутствующая в оригинале и синодальном переводе фраза «В воспоминание» трактуется языковедами как призыв к покаянию. В церковнославянском и греческом переводах встречается более пространственное предписание: «В воспоминание о субботе». Под субботой подразумевается не день недели, а душевное состояние человека в период общения со Всевышним.

Псалом 37 играет важную роль в жизни каждого христианина

Повышенная эмоциональность текста свидетельствует об угнетении и депрессивных настроях автора. По этой причине выделяют три возможных периода написания молитвы:

  1. Гонения царем Саулом отрока Давида, который был вынужден покинуть родные места и скрываться в пустынной и отдаленной от дома местности.
  2. Прелюбодеяние с Вирсавией. Потеря ребенка, зачатого Давидом в греховной связи с чужой женой.
  3. Вынужденное бегство от Авессалома. Постигший царя тяжкий недуг.

Псалом 37, входящий в состав молитвослова Псалтырь, переполнен эмоционально. В каждой строке просматривается отчаяние и душевные муки автора. По этой причине отнести текст к какому-то конкретному временному отрезку из жизни пророка Давида не удается.

Детальное толкование псалма

Главная мысль псалма 37 – покаяние. Пророк просит Всевышнего помиловать его и простить все содеянные прегрешения. И лишь потом он молит о защите. Каждый стих псалма, которых в произведении насчитывается 23, состоит из глубоких переживаний, душевных мук и прочувствованных жалоб автора. Находящийся вдали от родных мест псалмопевец страдает от физической и духовной немощи.

Так, стих 4 посвящен взаимосвязи греховности и страданий человека. Строка «от гнева Твоего… от грехов моих» подчеркивает мысли автора, что каждый грех будет наказан. Псалмопевец считает свои болезни и душевные муки результатом свершенных при жизни греховных деяний.

12-й стих посвящен мыслям об одиночестве и вынужденном скитании. В следующей строке говорится о предательстве близких и ополчении врагов. Результатом таких размышлений стала полная беспомощность автора, о чем и упоминается в 14-м стихе.

Заключительные строки произведения – с 16 по 23 – отображают смиренность и покаяние псалмопевца. В своих речах Давид обращается к Господу Богу с просьбами о покаянии, милости и защите.

Видео «Прочтение псалма 37»

В этом видеоролике вы можете прослушать аудиозапись молитвенного покаяния.

Когда и как читать молитвенное обращение

Песнопения из книги Псалтырь читают на церковнославянском и русском языках. Молиться можно перед иконой Иисуса Христа либо ликом святого чудотворца Спиридона Тримифунтского.

Читайте также:  Псалом 93: текст молитвы, для чего читают

Обращаться с молитвенными речами стоит в минуты тяжких испытаний и душевных мук. Молитва читается при физическом или духовном недомогании.

Псалом 37 помогает избежать проблем на работе и финансового кризиса в жизни.

Текст псалма 37 на русском языке

1 Псалом Давида. В воспоминание [о субботе].

2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня,

3 ибо стрелы Твои вонзились в меня, и рука Твоя тяготеет на мне.

4 Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих,

5 ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне,

6 смердят, гноятся раны мои от безумия моего.

7 Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу,

8 ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей.

9 Я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзания сердца моего.

10 Господи! пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое не сокрыто от Тебя.

11 Сердце мое трепещет; оставила меня сила моя, и свет очей моих,- и того нет у меня.

12 Друзья мои и искренние отступили от язвы моей, и ближние мои стоят вдали.

13 Ищущие же души моей ставят сети, и желающие мне зла говорят о погибели моей и замышляют всякий день козни;

14 а я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих;

15 и стал я, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа,

16 ибо на Тебя, Господи, уповаю я; Ты услышишь, Господи, Боже мой.

17 И я сказал: да не восторжествуют надо мною [враги мои]; когда колеблется нога моя, они величаются надо мною.

18 Я близок к падению, и скорбь моя всегда предо мною.

19 Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем.

20 А враги мои живут и укрепляются, и умножаются ненавидящие меня безвинно;

21 и воздающие мне злом за добро враждуют против меня за то, что я следую добру.

22 Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня;

23 поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой!

Псалом 37 может произносить каждый православный христианин. Чтение Библии и священной книги Псалтырь сближает человека с Господом Богом, дарует ему прощение и покровительство Всевышнего.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Псалом 37

«В воспоминании о субботе» понимается, или как указание на время богослужебного исполнения псалма – в субботу, или в переносном смысле, отвечающем буквальному пониманию слова (суббота – покой) и содержанию псалма – «в напоминание о покое», т. е. этот псалом является просительной молитвой к Богу о даровании покоя, что указывает на тяжелое состояние, испытываемое в это время Давидом. Некоторые же, выходя из того положения, что суббота была установлена по окончании дней творения, толкуют это надписание буквально, т. е., что псалом написан Давидом в воспоминание окончания творения мира. Но последнее понимание принять нельзя: окончание творения мира, когда все явилось «добра зело» ( Быт.1:31 ), было торжественным и величественным актом, с которым не гармонирует грустное и просительное содержание псалма.

Все содержание псалма отличается покаянным характером: в нем Давид ярко изображает картину своих страданий, как физических (от болезни), так и нравственных, от сознания своего преступления пред Богом. Таким же преступлением Давида, как известно, был его грех с Урией и Вирсавией. В этом же псалме Давид изображает себя одиноким, от него начинают даже отдаляться его бывшие друзья. Обе эти черты дают основание предполагать, что псалом написан при начале восстания Авессалома (на связь своего преступления с восстанием сына, как мы уже говорили, указывал и Давид), чем объясняется и вероломство друзей царя.

Господи! Снизойди к моим страданиям и болезни тела и души (2–5). Я покрыт ранами и изнемог (6–11). Друзья оставили меня, а враги усилились (13–15). Я только на Тебя надеюсь. Сознание моего греха тяготит меня и враги умножаются. Не оставь меня, Господи, и поспеши своей помощью (16–23).

Пс.37:2 . Го­с­по­ди! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня,

Пс.37:3 . ибо стрелы Твои вонзились в меня, и рука Твоя тяготеет на мне.

Пс.37:4 . Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих,

Пс.37:5 . ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне,

Давид молит Бога, чтобы Он не наказывал его всею силою своего праведного гнева, хотя последний он и считает заслуженным. Страдания Давида велики: в него «вонзились. стрелы» , т. е. те страдания, которые сейчас испытывает Давид и которые ниже он описывает очень подробно; по испытываемой боли он сравнивает страдания с болью от стрел на войне. «Рука. тяготеет» , т. е. рука гнева, или – Господь сильно карает. Этой карой была какая-то болезнь, которая поразила Давида и, по его образному выражению, заставляла страдать не только его тело, мускулы, но и кости, т. е. внедрилась очень глубоко. Сила физических страданий вполне отвечает сознанию Давидом глубины своего падения и тяжести совершенного им преступления, которое он в своем сокрушенно-покаянном настроении образно рисует потопившим его с головой и давящим, как тяжелое бремя.

Пс.37:6 . смердят, гноятся раны мои от безумия моего.

Пс.37:7 . Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу,

Пс.37:8 . ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей.

Представляют описание болезни. – «От безумия моего» , вследствие моего греха, мое тело покрылось ранами, которые издают смрадный запах; мои страдания тяжелы и я совсем поник, целый день хожу и “сету ю», томлюсь, осуждаю себя самого. Мои чресла полны воспалений и нет здорового места в моем теле. Какая это была болезнь, по указанным здесь признакам трудно определить. Согласно евр. тексту, многие толковники (напр., Иероним, а из новейших – Крамер, Евальд) и раввины считали эту болезнь «в роде проказы». Но такого определения нельзя составить по признакам, указанным в Библии. Если у Давида были поражены уже кости, то при таком развитии болезни он не мог бы ходить, чему, по данному псалму, эта болезнь, однако, не мешала. Кроме того, если бы это была проказа, то едва ли о ней, как явлении важном, умолчали бы исторические книги, так как при взгляде того времени на эту болезнь, как знак отвержения от Бога, едва ли бы она прошла для царя бесследно и не вызвала бы в народе политических волнений. Данная болезнь, как видно из псалма, вызывала насмешки над Давидом за болезнь чресл. Последние признавались носителями производительной силы, источником чадородия, в чем видели знак божественного благоволения; поэтому считали, что потеря этой силы и, следовательно, способности чадородия, являлась знаком отвержения от Бога и вызывала поношения. Русский текст дает, таким образом, общее указание, что болезнь Давида поразила весь его организм и была настолько изнурительной, что совершенно истощила его силы, но не дает возможности точно определить вид ее.

Пс.37:9 . Я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзания сердца моего.

«Кричу от терзания сердца моего» – от внутренних, душевных мучений, я “кричу” , издаю вопль.

Пс.37:11 . Сердце мое трепещет; оставила меня сила моя, и свет очей моих, – и того нет у меня.

С потерей мужества ( «сердце мое трепещет» ) и силы для Давида погас и “свет” в глазах. Это выражение, понимаемое буквально, указывает на развитие болезни, которая отразилась и на его зрении: или же под светом в образном смысле разумеется счастье, благо вообще, тогда оно будет значить – я лишился всех благ и их нет при мне – ни здоровья, ни силы, ни уважения от людей, ни даже друзей. Можно понимать и в том смысле, что “свет” означает Бога, раньше изливавшего на Давида свои милости и светившего ему в жизни, а теперь переставшего. Все эти толкования могут быть приняты без нарушения смысла выражения, контекста речи и всего содержания псалма.

Пс.37:12 . Друзья мои и искренние отступили от язвы моей, и ближние мои стоят вдали.

Пс.37:13 . Ищущие же души моей ставят сети, и желающие мне зла говорят о погибели моей и замышляют всякий день козни;

Моя болезнь отдалила от меня друзей, а враги сделались смелее. Искренние мои стали против меня в некотором расстоянии, как простые наблюдатели, но не подходили ко мне. Это делали самые приближенные ко мне лица, а обыкновенные друзья, – так те стояли вдали. Зато не дремали враги Давида. Его страдания побуждали их, желавших гибели и зла ему, распространять ложные о нем сведения и строить козни.

Пс.37:14 . а я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих;

Пс.37:15 . и стал я, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа,

Давид видел, что делалось кругом его, но не принимал никаких мер к прекращению козней и лживых слов, как потому, что его болезнь как бы подтверждала правоту речей его врагов, так и потому, что он не считал себя вправе выступить мстителем и поборником истины, когда продолжающаяся его болезнь, по его мнению, служила знаком, что он еще не прощен Богом.

Пс.37:16 . ибо на Тебя, Господи, уповаю я; Ты услышишь, Господи, Боже мой.

Пс.37:17 . И я сказал: да не восторжествуют надо мною [враги мои]; когда колеблется нога моя, они величаются надо мною.

Пс.37:18 . Я близок к падению, и скорбь моя всегда предо мною.

Пс.37:19 . Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем.

Пс.37:20 . А враги мои живут и укрепляются, и умножаются ненавидящие меня безвинно;

Пс.37:21 . и воздающие мне злом за добро враждуют против меня за то, что я следую добру.

Пс.37:22 . Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня;

Пс.37:23 . поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой!

Поэтому-то Давид прежде всего взывает к Богу о прощении своего греха, как о великой милости и залоге Его помощи. Я на Тебя, Господи, надеюсь: не дай им (врагам) восторжествовать надо мною. Моя слабость, мои несчастия являются для них источником злорадства (17). Я же сейчас нахожусь в настолько беспомощном и беззащитном положении, что «близок к падению» , готов погибнуть, не могу противодействовать нападениям на себя и грех давит меня. Давид кается пред Богом в своем грехе и обещает публичное покаяние в нем (что он и исполнил написанием этого и L Пс, посвященных его покаянному настроению). В этом псалме он и говорит: «беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем» . Насколько полон Давид сознания своей греховности и смирения, настолько, наоборот, сильны его враги, которые ненавидят его незаслуженно ( “безвинно” ); за сделанное им, Давидом, добро они платят злом, клевещут, враждуют против него за его верность доброму, истинному в его предшествующей жизни. Под добром, какое сделал Давид, разумеется как его гуманное, справедливое отношение к каждому из его подданных, так все его реформы во внутренней и государственной жизни, установившие правопорядок и ограничившие произвол и самоуправство, царившие до него. Степень страданий Давида, сознание им греха и покаяние в нем, несправедливость преследований от врагов, все это вызывает в нем горячую молитву к Богу: «не оставь меня, Господи, Боже мой! вонми в помощь мою» !

Читайте также:  Псалом 100: текст молитвы, для чего читают

37-й псалом занимает в шестопсалмии второе место. Словами этого псалма каждый верующий приносит покаяние пред Богом в своей греховности с исповеданием полной покорности и преданности Его воле (16 ст.). Человек здесь выражает желание в наступающем дне загладить сделанные им раньше дурные поступки (19 ст.).

Вам может быть интересно:

1. Толкование на Псалтирь – Псалом 38 – профессор Александр Павлович Лопухин

Псалом 37

Псалом 37 стоит вторым в шестопсалмии, важной части утрени в Православии, во время которой читают шесть избранных псалмов. Эта песнь выражает раскаяние и сожаление о совершенных грехах, благодарность Господу за помилование и помощь.

Текст молитвы Псалом 37

На церковнославянском языке

Псалом Давиду, в воспоминание о субботе
1 Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене.
2 Яко стрелы Твоя унзоша во мне, и утвердил еси на мне руку Твою.
3 Несть исцеления в плоти моей от лица гнева Твоего, несть мира в костех моих от лица грех моих.
4 Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне.
5 Возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего.
6 Пострадах и слякохся до конца, весь день сетуя хождах.
7 Яко лядвия моя наполнишася поруганий, и несть исцеления в плоти моей.
8 Озлоблен бых и смирихся до зела, рыках от воздыхания сердца моего.
9 Господи, пред Тобою все желание мое и воздыхание мое от Тебе не утаися.
10 Сердце мое смятеся, остави мя сила моя, и свет очию моею, и той несть со мною.
11 Друзи мои и искреннии мои прямо мне приближишася и сташа,
12 и ближнии мои отдалече мене сташа и нуждахуся ищущии душу мою, и ищущии злая мне глаголаху суетная и льстивным весь день поучахуся.
13 Аз же яко глух не слышах и яко нем не отверзаяй уст своих.
14 И бых яко человек не слышай и не имый во устех своих обличения.
15 Яко на Тя, Господи, уповах, Ты услышиши, Господи Боже мой.
16 Яко рех: да не когда порадуют ми ся врази мои: и внегда подвижатися ногам моим, на мя велеречеваша.
17 Яко аз на раны готов, и болезнь моя предо мною есть выну.
18 Яко беззаконие мое аз возвещу и попекуся о гресе моем.
19 Врази же мои живут и укрепишася паче мене, и умножишася ненавидящии мя без правды.
20 Воздающии ми злая возблагая оболгаху мя, зане гонях благостыню.
21 Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене.
22 Вонми в помощь мою, Господи спасения моего.

На русском языке

Псалом Давида, в воспоминание о субботе.
1 Господи, не обличи меня в ярости Твоей и не накажи меня гневом Твоим.
2 Ибо стрелы Твои вонзились в меня, и Ты утвердил на мне руку Твою.
3 Нет исцеления для плоти моей от гнева Твоего, нет мира костям моим от грехов моих,
4 ибо беззакония мои превысили голову мою, как бремя тяжкое отяготели на мне.
5 Смердят и гноятся раны мои от безумия моего:
6 пострадал я и был согбен до конца, весь день, сетуя, ходил.
7 Ибо исполнились глумлений чресла мои, и нет исцеления для плоти моей.
8 Я был сокрушен и унижен безмерно, кричал от стенания сердца моего.
9 Господи, пред Тобою – всё желание моё, и стенание моё от Тебя не сокрыто.
10 Сердце моё смутилось, оставила меня сила моя, и свет очей моих – и того нет со мною.
11 Друзья мои и соседи мои приблизились и стали напротив меня,
12 и ближние мои встали вдали, и теснились ищущие душу мою, и ищущие мне зла говорили пустое и козни весь день измышляли.
13 Я же как глухой не слышал, и как немой, не отверзающий уст своих;
14 и стал как человек не слышащий и не имеющий в устах своих обличения.
15 Ибо я на Тебя, Господи, уповал: Ты услышишь, Господи, Боже мой.
16 Ибо я сказал: «Пусть не злорадствуют обо мне враги мои!», ибо когда колебались ноги мои, они надо мной величались.
17 Ибо я к ударам готов, и страдание моё всегда предо мною.
18 Ибо беззаконие моё я возвещу и позабочусь о грехе моём.
19 Враги же мои живут, и укрепились более меня, и умножились ненавидящие меня неправедно.
20 Воздающие мне злом за добро клеветали на меня, ибо я ко благу стремился.
21 Не оставь меня, Господи, Боже мой, не отступи от меня,
22 обратись на помощь мне, Господи спасения моего!

История написания

История написания этой песни не дошла до наших дней, но перед текстом псалма 37 стоит предписание «В воспоминание о субботе». Эта информация позволила историкам выяснить, что речь идет не о конкретной субботе, а о душевном состоянии царя Давида, в котором тот пребывал. Слова были написаны Давидом в момент покоя, который принесли ему раскаяние и связь с Богом.

Полагаясь на содержание текста молитвы псалма 37, специалисты утверждают, что царь Давид был в подавленном, депрессивном состоянии, когда писал песню. Выявление связи текста с другими песнями из Псалтири привела к появлению трех версий:

  1. Псалом 37 был написан по время гонений царя Саула на Давида;
  2. Царь Давид написал песню после совершенного с Вирсавией греха, прелюбодеяния с чужой женой;
  3. Во время войны с Авессаломом, родным сыном Давида, и болезни царя.

Когда читать псалом 37?

К псалму 37 обращаются в разных случаях, не только во время проведения церковных служб. Песнь часто читают во время душевных терзаний и испытаний духа, проблем на работе или с финансами. Молитва помогает не только при болезнях духа, но и тела. Чаще всего текст псалма 37 используют для покаяния в грехах перед Богом.

Толкование

Песнь псалма 37 состоит из душевных терзаний, покаяния и жалоб. Царь Давид говорит о том, что грехи и отдаление от Бога приводят не только к душевным, но и физическим недугам.

В первой половине текста молитвы псалма 37 певец признается в своих грехах, кается в них, рассказывает о том, что именно грехи привели его к страданиям и мукам. Искреннее раскаяние в прошлых безумствах, отступлении от Бога, отдалении от близких и друзей описывается в песне. От врагов царь Давид терпел много нападок именно в этот период одиночества, когда он был наиболее уязвим и беспомощен.

Псалом 37 заканчивается обращением Давида к Богу, просьбой о помиловании и защите. Именно в Боге он видит спасение и единственную помощь.

Правила чтения псалма 37

Текст псалма 37 существует в трех вариантах: в синодальном, русском и старославянском. В церковных службах используется последний вариант, поэтому его предпочтительнее читать и дома. В использовании других переводов нет ничего плохого или греховного, но старославянский текст способствует лучшему пониманию православных традиций.

Как и любую молитву, песнь псалма 37 на русском языке или в любом другом переводе нужно произносить сосредоточенно и искренне. Обращение к Богу – таинство, поэтому дома это лучше делать в отдельной комнате перед иконой. Не лишним будет поставить перед образом свечу.

Псалом 37 царя Давида: правила чтения, текст молитвы на русском

Я давно изучаю псалмы и их трактовку. К самым читаемым текстам относится псалом 37. Сегодня я расскажу о нем, его история появления и правила чтения.

Неизвестные псалмы

Псалмы несут в себе важный смысл, поэтому в православной религии не принято считать их менее действенными, чем молитвы. Более того, их используют очень часто не только православные христиане, но и священнослужители. Большинство этих текстов было включено в богослужение. Это означает, что на службе в церкви такие тексты можно услышать достаточно часто. Особенно, если человек посещает храм не только в праздники, но и в будние дни.

Некоторые псалмы хорошо известны христианам, о некоторых они до определенного момента могут и не догадываться. В данном случае все полностью зависит от того, насколько сильно люди интересуются религией и духовно развиваются. Поскольку далеко не все псалмы используются в богослужении. Следовательно, есть среди них и такие тексты, о которых верующий узнает в тот момент, когда начинает заниматься самостоятельно своим просвещением.

По мнению служителей церкви, данный аспект является очень важным. Ведь невозможно донести абсолютно всю информацию до христианина. Он также должен прикладывать определенные усилия, чтобы стать ближе к Господу. И в этом случае речь идет не только о богоугодных делах.

Очень важно, чтобы человек постарался как можно лучше изучить религию и все, что с ней связано. Особое внимание, разумеется, рекомендуется уделить изучению псалмов. Одним из наиболее известных в православии является псалом 37.

История написания псалма и тайна авторства

Прежде чем поговорить более подробно об истории написания данного текста, следует упомянуть о том, почему он столь известен. Как упоминалось выше, большинство псалмов известны христианам по одной простой причине – их используют во время литургий и служб в церкви. То же самое касается и данного текста. Его принято читать во время шестопсалмия. Этот псалом идет вторым по счету. Следовательно, те люди, которые достаточно часто посещают церковь, должны быть очень хорошо знакомы с текстом.

Читайте также:  Иоанн Креститель: житие святого, день памяти, молитва

Используя слова этого божественного текста, человек получает возможность обратиться ко Всевышнему и выразить ему раскаяние. Более того, песнь восхваляет Творца и передает восторг человека силой небес.

Если говорить именно об историческом контексте, то считается, что песнь представляет собой крик души царя Давида. Как известно, он был наказан Богом за то, что совершил ужасный грех. Именно поэтому на его семью пало страшное проклятие, которое вполне могло уничтожить весь королевский род и лишить самого правителя жизни.

Однако, благодаря милости Всевышнего и благоразумию самого Давида, подобного удалось избежать. Царь был помилован и с тех пор вел исключительно благочестивый образ жизни, стараясь привлечь к религии как можно больше людей.

Деяния царя Давида

Именно благодаря Давиду церковь получила больше влияния. Поскольку царь смог добиться того, чтобы светская жизнь не оказывала такого сильного давления на духовников. Это решение было воспринято как еще один шаг на пути к искуплению грехов не только правителя Израиля, но и каждого человека.

Впоследствии сын Давида, Соломон, продолжил его дело и сделал все возможное, чтобы укрепить церковную власть. Данное обстоятельство благотворно повлияло на благополучие народа Израиля. Хотя в определенный период времени решение Давида подвергалось критике со стороны не только знати, но и простого люда. Поскольку люди искренне опасались того, что церковь, получив практически безграничную власть, этим воспользуется. Но подобного не произошло, и израильтяне успокоились, осознав, что решение, принятое Давидом, было правильным.

Значение текста

Теперь вернемся к истории написания данного псалма. К сожалению, никакой точной информации об этом найти ученым и исследователям не удалось. Поэтому, все, что остается, это строить догадки и теории, исходя из самого текста молитвенной песни. В оригинальном переводе имеется предписание к этой песни. И оно носит название «В воспоминание». Однако церковнославянский перевод более точный и звучит так «В воспоминание о субботе».

Людям, далеким от религии, это уточнение ровным счетом ничего не скажет. Но для глубоко верующего христианина оно наполнено смыслом. Ведь в православии суббота считается совершенно особенным днем. В этот день недели обычно люди каялись в совершенных прегрешениях, просили у Господа прощения и надеялись на прощение небес. Следовательно, можно сделать вывод, что и у автора псалма суббота олицетворяла время душевного спокойствия, отведенное для общения с Творцом.

Детально изучив текст, становится понятно, что он пестрит эмоциональными выражениями. Это указывает на то, что во время написания псалма Давид испытывал сильное эмоциональное потрясение. Возможно, современные психологи даже назвали бы его состояние депрессивным. Именно это и натолкнуло ученых, изучающих религию, на мысли о том, что псалом был написан в непростое для царя время.

Ознакомившись с достаточным количеством информации, ученые сделали вывод, что псалом мог быть написан:

  • во время бегства Давида из Израиля – в те годы, когда страной правил Саул, будущему царю приходилось несладко. Ведь правитель его невзлюбил с того дня, как узнал, что он помазанник Бога. Когда Саул попытался лишить Давида жизни, тот был вынужден бежать. Вместе со своими людьми он долгое время прятался в огромной пещере, расположенной в пустыни;
  • после совершенного греха – недаром многих священников волновало то обстоятельно, что у правителя был гарем. Поскольку, согласно законам Господа, у мужчины могла быть только одна жена. А поскольку царь был слишком падок на красоту женщин, возникали опасения, что однажды он совершит грех прелюбодеяния. Именно это и произошло. Ребенок, зачатый в грехе, умер в утробе матери, так и не увидев света божьего;
  • во время бегства от Авессалома – когда в Израиле началось восстание, которое возглавил сын Давида, ему пришлось покинуть страну. Скитаясь в поисках приюта, царь быстро ослабел и подхватил хворь. Это время для него было самым тяжелым, поскольку царь понимал, что его предал собственный сын.

Разумеется, в жизни царя было немало и других эпизодов, отличающихся сложностью и вынуждающих его действовать вопреки собственным желаниям. В случае в Авессаломом это наиболее очевидно.

Во время бегства от солдат, несчастный юноша запутался волосами в ветвях деревьев и погиб от удушения. Таким образом, он получил наказание от небес за то, что посмел пойти против законного правителя и даже посягнул на его жизнь. А ведь отягчающим обстоятельством в данном случае является то, что правителем, которого он вознамерился свергнуть и убить, был его отец.

Сложно сказать, в какое время точно был написан псалом 37, поскольку, никаких подсказок в самом тексте нет. Именно по этой причине ученым остается лишь строить догадки. Хотя, возможно, некоторые из них действительно верны. Церковь придерживается мнения, что псалом был написан в годы скитания из-за предательства собственного сына. Поскольку другие события уже были воспеты в песнях, которые Давид впоследствии записал. Следовательно, велика вероятность того, что новый псалом он написал именно во время болезни и изгнания из королевства.

Правила чтения псалма

Читая ту или иную молитву, человек невольно начинает задумываться о том, как делать это правильно. Ведь существуют определенные правила, которые расписаны церковью абсолютно для всех молящихся. То же самое касается и псалмов.

Установлены определенные требования к процессу чтения псалмов, которым следует подчиняться:

  • читать текст лучше именно на старославянском языке, поскольку подобное поможет лучше понять его смысл. Но и в этом случае возможны исключения. Если человеку тяжело дается данный язык, он может читать текст на русском;
  • во время моления можно зажечь свечу, чтобы настроиться на определенный лад и вознести свою молитву согласно всем канонам;
  • поскольку псалом представляет собой песню, его текст необходимо произносить нараспев. Научиться этому можно, посетив церковь и послушав хор;
  • во время чтения псалма на сердце у человека не должно быть никакой злости или раздражения;
  • беседуя со Всевышним посредством псалма, следует помнить о том, что Он видит душу человека. И поэтому нельзя стараться умышленно скрыть что-то от Господа и надеяться на то, что это останется незамеченным.

Эти правила очень легко соблюдать, поскольку они не являются какими-то сложными. Именно по этой причине церковь настаивает на том, чтобы они не нарушались. Более того, подобное поможет человеку еще больше приблизиться к Господу и продемонстрировать свое рвение и желание познать религию.

Псалом 37 – слушать и читать текст. Толкование.

Ветхий Завет

Псалтырь

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 37

Толкование Псалма 37

Этот псалом – песнь печали. В надписи, соответствующей стих 1, помимо указания на автора, читаем: В воспоминание. При более полном переводе с еврейского это звучало бы как “В воспоминание о субботе”. Некоторые богословы читают эту надпись как “В воспоминание о покое (субботнем)”; исходя из содержания псалма, фраза может быть понята как лаконичное указание на молитву страждущего к Богу о ниспослании покоя.

Свое мучительное физическое состояние и гонения на него со стороны его врагов псалмопевец сознает как наказание, ниспосланное ему свыше за совершенный им грех. Искренне каясь в нем перед Господом, он умоляет Его о сострадании и избавлении

А. О наказании Господнем (37:2-13)

Пс. 37:2-3. Давид молит Господа не обличать его столь “яростно” и, наказывая его, умерить Свой гнев, ибо терзающая его боль, подобная боли от вонзившихся в тело стрел, – нестерпима.

Пс. 37:4-9. Образ “руки Божией, тяготеющей над ним” (стих 3), получает развитие в стихе 4: это гнев Божий, поразивший Давида какой-то столь тяжкой болезнью, что нет места в плоти его, которое не болело бы, и даже в кости его проникла эта боль. Он сознает, что грехи его – велики, и в нынешнем своем состоянии ощущает их как тяжелое физическое и нравственное бремя, которое ему приходится нести. В стихах 6-9 – подробности о “страданиях тела”, сопряженных с моральными страданиями, как от сознания своей вины, так и от потери уважения со стороны окружающих (следующие стихи): Я… кричу от терзания сердца моего (стих 9).

Пс. 37:10-13. В стихе 10 – выражение страстного упования страдальца на Господа, пред Которым открыты все желания его и Который слышит все его стоны и вздохи (воздыхание его). Свет очей Давида оставил его (стих 11); фраза может быть понята как буквально (от болезни ослабло зрение царя), так и в переносном смысле – все, что было благого в жизни Давида: сила, здоровье, преданность друзей и ближних, а главное – милость Божия, сопутствовавшая ему, – всего этого больше нет у него. В этой связи высказывают мысль, что таинственная болезнь, изнурившая Давида, оттолкнула от него даже его близких, которые увидели в ней знак Божией кары. Враги же царя, “искавшие души его”, восприняли ее как “свидетельство” собственной правоты и усилили козни против него (стих 13).

Б. Упование страдальца (37:14-23)

Мотив покаяния и надежды на то, что, в конце концов, Господь услышит Давида и сжалится над ним, звучит во второй части псалма с особой силой.

Пс. 37:14-19. Видя, как сети клеветы и заговора все более стягиваются вокруг него, Давид реагирует на это, как глухой… и немой, вероятно, потому, что и в этом видит часть Божиего наказания. В сложившейся ситуации он целиком уповает на Господа, а в устах своих ответа… не имеет (стихи 14-15). Он лишь надеется, что Господь не даст его врагам, которые стремятся показать, что они выше его – теперь, когда “нога его поколебалась”, восторжествовать над ним, хотя он и близок к падению (стихи 16-18). Ибо он всем сердцем сознает грех свой и сокрушается о беззаконии своем (стих 19). Полагают, что более всего преследовало Давида “сокрушение” о его грехе с Вирсавией, о гибели Урии, и что Пс. 37 был, следовательно, написан в дни заговора, который готовил против отца Авессалом.

Пс. 37:20-23. Жалоба на врагов, которые живут и укрепляются, и воздают ему злом за добро (для государства в целом, как и для многих своих подданных в отдельности, Давид действительно был добрым царем). Не оставь же меня, Господи, молит он в завершение псалма, но поспеши на помощь мне… Спаситель мой.

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Ссылка на основную публикацию