Псалом 31
Считается, что псалом 31 написан для духовного покаяния, очищающего душу до самой глубины и в корне меняющего сознание. Очищение нужно проводить не откладывая его на более поздние сроки, чтобы не заглушать голос совести.
Текст молитвы псалом 31
На церковнославянском языке с ударениями
Чтобы донести глубинный смысл текста псалма 31, мольбы верующих до Господа, в храмах его читают во время богослужения на церковнославянском (старославянском) языке.
1 Блаже́ни, и́хже оста́вишася беззако́ния и и́хже прикры́шася греси́.
2 Блаже́н муж, ему́же не вмени́т Госпо́дь греха́, ниже́ есть во усте́х его лесть.
3 Яко умолча́х, обетша́ша ко́сти моя́, от е́же зва́ти ми весь день
4 Яко день и нощь отяготе́ на мне рука́ Твоя́, возврати́хся на страсть, егда́ унзе́ ми терн.
5 Беззако́ние мое́ позна́х и греха́ моего́ не покры́х, рех: испове́м на мя беззако́ние мое́ Го́сподеви, и Ты оста́вил еси́ нече́стие се́рдца моего́.
6 За то помо́лится к Тебе́ всяк преподо́бный во вре́мя благопотре́бно: оба́че в пото́пе вод мно́гих к нему́ не прибли́жатся.
7 Ты еси́ прибе́жище мое́ от ско́рби обдержа́щия мя: ра́досте моя́, изба́ви мя от обыше́дших мя.
8 Вразумлю́ тя и наста́влю тя на путь сей, во́ньже по́йдеши, утвержу́ на тя о́чи мои́.
9 Не бу́дите я́ко конь и меск, и́мже несть ра́зума: брозда́ми и уздо́ю че́люсти их востя́гнеши, не приближа́ющихся к тебе́.
10 Мно́ги ра́ны гре́шному, упова́ющаго же на Го́спода ми́лость обы́дет.
11 Весели́теся о Го́споде, и ра́дуйтеся, пра́веднии, и хвали́теся, вси пра́вии се́рдцем.
На русском языке
Общение с Господом не всегда возможно для верующего во время храмовых богослужений. Однако это не значит, что ему не позволено обращать к Богу свою молитву. Чтобы слова псалма 31 дошли до самого сердца молящегося, его можно читать на русском языке в домашних условиях (келейно):
1 Блаженны те, кому прощены беззакония и у кого покрыты грехи!
2 Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!
3 Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего,
4 ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху.
5 Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего.
6 За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его.
7 Ты покров мой: Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления.
8 «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою».
9 «Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе».
10 Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость.
11 Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте, все правые сердцем.
История написания
Считается, что написан псалом 31 Давидом, который написал его, находясь в состоянии величайшего удовлетворения, связанного с прощением Господом его греха, связанного с убийством Урии и женитьбе на его вдове Версавии.
Осознав ужас совершенного греха, Давид молился и просил отпустить грехи его. Псалом наполнен словами покаяния и радости от полученного прощения.
Для чего читают псалом 31?
Читать псалом 31, в том числе – и на русском языке, рекомендуется для спасения заблудившихся путников, которым Бог может указать верный путь не только в путешествии, но и духовном стремлении.
Толкование
Чтобы слова молитвы могли проникнуть в самое сердце молящегося, нужно, чтобы каждая строка псалма 31 была ему понятна. Для этого требуется построчное толкование:
Предпосланное Псалму надписание нужно воспринимать как наставление, вразумление, основанное на собственном опыте.
- Стихи 1-2: содержат мысли о полном нравственном очищении, когда требуется оправдание не в юридическом, а духовном смысле, так как нравственные терзания за грехи более болезненны, чем наказания по закону.
- Стихи 3-4: повествуют о нравственных терзаниях от осознания греховности совершенного поступка. Муки совести настолько высоки, что привели физическому измождению.
- Стихи 5-6: продолжают разговор о страданиях, вызванных грехом, и облегчении, которое ему дал Господь, сняв с него вину греха. Автор указывает, что грех обязательно влечет за собой наказание.
- Стих 7: молитва облегчает душу грешника, наполняет ее радостью.
- Стихи 8-9: слова звучат от имени Бога, который советует не превращаться в упрямых лошадей и ослов, которые понимают только кнут. Важно воспринимать бедствия, посылаемые Господом, тем кнутом, который должен вразумлять упрямцев и направлять их на путь покаяния.
- Стихи 10-11: на милость Божию, радость и защиту могут рассчитывать только верующие. Нечестивцев ожидают многие скорби и испытания.
Псалом 31
Псалом принадлежит Давиду. Содержанием своим он имеет раскрытие того удовлетворенного внутреннего состояния автора, которое явилось вследствие прощения его греха Господом. Если сопоставить этот псалом с L-м, в котором излагается покаяние и молитва о прощении, то настоящий псалом нужно считать писанным после L-го, по получении уже этого прощения. Грехом, который указывают на Давида исторические книги и сходный с настоящим – псалом L-й, нужно считать его грех с Урией и Вирсавией.
Надписание в евр. Библии «маскил» – можно перевести «вразумление, наставление», или как в русской Библии – «учение». Это надписание указывает на характер содержания псалма, представляющего научение человека в истинном поведении, к которому Давид пришел путем своего личного опыта и размышления. Псалом, как и шестой, покаянный.
Блажен человек, которому Господь простил грехи (1–2). Когда я скрывал свой грех, то испытывал сильные мучения (3–4). Когда же я раскрыл его пред Господом, то почувствовал облегчение и нашел в Нем защиту (5–7). Господь милостив к людям и заповедует им не противиться Его воле и воздействию, как противятся укрощению дикие кони, и тогда праведный пред Ним будет радоваться, а нечестивый – испытает много скорбей (8–11).
Пс.31:1 . Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты!
Пс.31:2 . Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!
«Кому отпущены беззакония» , «чьи грехи покрыты» , «не вменит греха» – нужно понимать в смысле полного нравственного очищения человека, а не внешне-юридического оправдания, по которому человек признается только не подлежащим каре, но свободным от того нравственного недостатка, за который он является ответственным пред Богом. На такое полное очищение указывает последнее выражение стиха – «в чьем духе нет лукавства» , т. е. блажен только тот, кто очистил свой дух, нравственно переродился, а не внешне только оправдан.
Пс.31:3 . Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего,
Пс.31:4 . ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху.
«Когда я молчал» – покаяние Давида в содеянном преступлении совершилось через год, что можно видеть из сопоставления XI и XII гл. 2 книги Царств – «Обветшали кости мои от вседневного стенания моего» . Голос совести мучил Давида и он повседневно терзался от сознания совершенного им проступка. Эти мучения совести рассматриваются им, как “тяготе ние рук и Господней», последствием чего было измождение Давида со стороны физической – потеря бодрости и свежести.
Пс.31:5 . Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего.
Пс.31:6 . За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его.
Насколько тяжело чувствовал Давид себя при сокрытии своего проступка пред Богом, настолько легко ему сделалось после покаяния, так как Господь “снял с него вину греха» . Под виной греха здесь нужно разуметь опять-таки не освобождение от ответственности, не юридическое оправдание, так как Давид понес наказание в смерти сына, рожденного от Вирсавии и впоследствии в восстании Авессалома, но нравственное и полное очищение от проступка. Со стороны юридической в женитьбе Давида даже и не было преступления: муж Вирсавии был убит, она сделалась свободной, и Давид мог на ней жениться, а если не было состава юридического преступления, то не могло быть и юридического же оправдания, а было полное, действительное и нравственное очищение. – «За то помолится» – лучше перевести – «поэтому да молится». На основании пережитых Давидом мучений совести он советует всякому “праведник у», тому, на кого действует голос совести, «во время благопотребное» , в нужное время для облегчения совести, т. е. по первому ее зову, раскаяться пред Богом, чтобы тем достигнуть как нравственного успокоения, так и предотвратить «разлитие вод многих» , силу бедствий, которыми Господь покарает его. ( “Вод ы» – в Библии постоянно означают многочисленные и тяжелые бедствия, как в потопе, смывшем всех нечестивых).
Пс.31:8 . «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою».
Пс.31:9 . «Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе».
Представляется говорящим Бог. Господь всегда наблюдает и промышляет над человеком, направляя его на путь истины. Одним из таких воздействий Бога на человека является голос совести, которого должно слушаться, а не упорствовать, как дикие лошади и лошаки, челюсти которых нужно обуздывать, чтобы сделать этих животных пригодными для службы человеку. Такою уздою нужно считать бедствия, насылаемые Богом на человека в целях вразумления последнего, укорачивания, обуздания его диких греховных влечений. Бог желает и ждет от человека добровольного послушания Себе, искреннего пред Ним покаяния.
Псалом 31 толкование
Детально: псалом 31 толкование – со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.
Текст 31 псалма, по мнению историков и исследователей, принадлежит перу царя Давида. Еще в бытность свою простым пастухом, Давид очень любил играть на различных музыкальных инструментах и сочинять молитвенные песнопения, впоследствии вошедшие в состав сборника, называемого Псалтирь.
Согласно толкованию, православный 31 псалом – поучительный, то есть содержащий в себе Божественную мудрость. Перед его написанием Давид много молился, испрашивая у Господа вразумления, и, получив его, счел необходимым поделиться откровением со своим народом.
Начало христианского псалма 31 доводит до ведома читающих, в каком состоянии должен пребывать человек, чтобы сподобиться настоящего, небесного блаженства: ему необходимо очистить свою душу покаянием. Следует учесть, что в данном случае подразумевается не внешнее покаяние – исповедь, а глубинное покаяние, в корне меняющее сознание человека. Далее Давид говорит о том, что нельзя откладывать покаяние на потом и противиться голосу совести: «Не будьте как конь, как лошак несмысленный» (Пс. 31, 9) – упрямствующий в своих прегрешениях становится подобен неразумному животному. Слушать и читать онлайн 31 псалом рекомендуется для спасения заблудившихся путников.
Слушать на видео православную молитву псалом 31 на русском языке
Читать текст христианского псалма 31 царя Давида
Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства! Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху. Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего. За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его. Ты покров мой: Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления. «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою». «Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе». Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость. Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте, все правые сердцем.
Православный Псалтырь, текст молитвы псалом 31 на церковно славянском языке
Блажени, ихже оставишася беззаконiя, и ихже прикрышася греси. Блажен муж, eмуже не вменит Господь греха, ниже eсть во устех eго лесть. Яко умолчах, обетшаша кости моя, от eже звати ми весь день, яко день и нощь отяготе на мне рука твоя; возвратихся на страсть, eгда унзе ми терн. Беззаконiе мое познах и греха моего не покрых, рех; исповем на мя беззаконiе мое Господеви; и ты оставил eси нечестiе сердца моего. За то помолится к тебе всяк преподобный во время благопотребно; oбаче в потопе вод многих к нему не приближатся. Ты eси прибежище мое от скорби обдержащiя мя; радосте моя, избави мя от обышедших мя. Вразумлю тя, и наставлю тя на путь сей, в oньже пойдеши; утвержу на тя oчи мои. Не будите яко конь и меск, имже несть разума; броздами и уздою чeлюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе. Многи раны грешному; уповающаго же на Господа милость обыдет. Веселитеся о Господе и радуйтеся праведнiи, и хвалитеся, вси правiи сердцем.
Псалом Давиду, разума
Псалом Давида, в научение.
1 Блажени, ихже оставишася беззакония и ихже прикрышася греси.
1 Блаженны те, кому прощены беззакония и у кого покрыты грехи!
2 Блажен муж, eмуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех eго лесть.
2 Блажен муж, кому Господь не зачтёт греха, и в устах его нет коварства.
3 Яко умолчах, обетшаша кости моя, от еже звати ми весь день.
3 Ибо я замолчал; состарились кости мои от того, что кричал я весь день,
4 Яко день и нощь отяготе на мне рука Твоя, возвратихся на страсть, егда унзе ми терн.
4 ибо днём и ночью тяготела на мне рука Твоя; я превратился в страдальца, когда уязвил меня терн.
5 Беззаконие мое познах и греха моего не покрых, рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви, и Ты оставил еси нечестие сердца моего.
5 Беззаконие моё я сознал и греха моего не сокрыл; я сказал: “Исповедаюсь в беззаконии моём Господу”, – и Ты простил нечестие сердца моего.
6 За то помолится к Тебе всяк преподобный во время благопотребно: обаче в потопе вод многих к нему не приближатся.
6 Потому помолится Тебе всякий праведник в подходящее время, – и тогда при разливе многих вод они к нему не приблизятся.
7 Ты еси прибежище мое от скорби обдержащия мя: радосте моя, избави мя от обышедших мя.
7 Ты мне прибежище от скорби, охватившей меня; Радость моя! Избавь меня от окруживших меня.
8 Вразумлю тя и наставлю тя на путь сей, воньже пойдеши, утвержу на тя очи Мои.
8 “Вразумлю тебя и наставлю тебя на этом пути, по которому ты пойдёшь, устремлю на тебя очи Мои”.
9 Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе.
9 Не будьте как конь и мул, у которых нет разума, уздой и удилами нужно челюсти их затягивать, не покоряющихся тебе.
10 Многи раны грешному, уповающаго же на Господа милость обыдет.
10 Много ударов грешнику, а надеющегося на Господа окружит милость.
11 Веселитеся о Господе, и радуйтеся, праведнии, и хвалитеся, вси правии сердцем.
11 Веселитесь о Господе, и радуйтесь, праведные, и хвалитесь, все правые сердцем.
Слава:
Слава:
Блажени, ихже оставишася беззакония и ихже прикрышася греси. Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть. Яко умолчах, обетшаша кости моя, от еже звати ми весь день. Яко день и нощь отяготе на мне рука Твоя, возвратихся на страсть, егда унзе ми терн. Беззаконие мое познах и греха моего не покрых, рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви, и Ты оставил еси нечестие сердца моего. За то помолится к Тебе всяк преподобный во время благопотребно: обаче в потопе вод многих к нему не приближатся. Ты еси прибежище мое от скорби обдержащия мя: радосте моя, избави мя от обышедших мя. Вразумлю тя и наставлю тя на путь сей, воньже пойдеши, утвержу на тя очи Мои. Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе. Многи раны грешному, уповающаго же на Господа милость обыдет. Веселитеся о Господе, и радуйтеся, праведнии, и хвалитеся, вси правии сердцем.
Слава:
Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты!
Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!
Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего,
ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху.
Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: “исповедаю Господу преступления мои”, и Ты снял с меня вину греха моего.
За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его.
Ты покров мой: Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления.
“Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою”.
“Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе”.
Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость.
Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте, все правые сердцем.
Псалтирь | псалом 31
Хотя этот псалом, как многие другие из ранее рассмотренных, не говорит о Христе, но и в нем содержится внушительная часть евангельских истин. Апостол говорит, что в этом псалме Давид описывает блаженство человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел (Рим 4:6). Здесь кратко излагается (I) евангельская благодать, проявившаяся в прощении греха (ст. 1,2), в божественной защите (ст. 7) и божественном водительстве (ст. 8).
(II) Евангельский долг исповедовать грех (ст. 3-5), молиться (ст. 6), правильно управлять собой (ст. 9,10) и веселиться о Господе (ст. 11). Мы можем получить эти привилегии, если будем сознательно совершать эти обязанности. Воспевая этот псалом, мы должны думать о прежних привилегиях – для нашего утешения, и о последних – для нашего оживления. Гроций считает, что он был сочинен для пения в день искупления.
Псалом Давида. Учение.
Стихи 1-6. Этот псалом озаглавлен словом Maschil. Некоторые принимают его за название мелодии, для которой он был сочинен и под которую его нужно исполнять, но другие считают, что оно имеет определенное значение. На полях псалма написано: «Псалом Давида. Учение», и более всего мы нуждаемся в наставлении о природе истинного блаженства: в чем оно заключается и как к нему можно прийти, что мы должны сделать, чтобы быть счастливыми. Этот псалом наставляет нас в нескольких истинах. В общем, здесь нам преподносится, что наше счастье заключается в благоволении Бога и в духовных благословениях, а не в богатствах и благах этого мира. Когда Давид говорит: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых» (Пс 1:1) и «Блаженны непорочные в пути» (Пс 118:1), то он имеет в виду, что в этом заключается характер счастливого человека, и тот, кто не обладает им, не может надеяться быть счастливым. Но когда здесь говорится: «Блажен, кому отпущены беззакония», то имеется в виду, что это является основанием его блаженства, то есть той фундаментальной привилегией, из которой вытекают все остальные составляющие его блаженства. В общем, нас здесь наставляют I. Относительно природы прощения греха. Оно необходимо всем нам, и без него мы погибнем; об этом мы должны заботиться, этого жаждать и стремиться побольше узнать о нем.
(1) Это прощение беззаконий. Грех есть беззаконие. Благодаря покаянию наши беззакония прощаются, то есть необходимость в наказании, которому мы подлежим на основании закона, отменяется; оно снимается (как некоторые читают это место), чтобы благодаря прощению мы могли освободиться от тяжелой ноши, подобной грузу на спине, под тяжестью которого мы сгибаемся, или тяжести в желудке, из-за которой мы чувствуем себя больными, или грузу на нашем духе, который угнетает его. Прощение грехов дает покой и освобождает труждающихся и обремененных (Мат 11:28).
(2) Прощение покрывает грех, подобно одежде, покрывающей тело, чтобы не видна была срамота наготы (Отк 3:18). Наши первые родители покраснели при виде собственной обнаженности, что было первыми симптомами их виновности. Грех делает нас отвратительными в глазах Бога и абсолютно непригодными для общения с Ним, и когда совесть просыпается, она делает нас мерзкими в своих собственных глазах. Но когда грех прощен, то он покрыт одеждой праведности Христа подобно одеждам из шкур, в которые Бог одел Адама и Еву (эмблема прощения грехов), и поэтому Бог уже доволен нами и полностью примирен с нами. Наши грехи не сокрыты от нас (нет, грех мой всегда предо мною);
грех сокрыт не от Божьего всеведения, а лишь от Его карающей справедливости. Когда Бог прощает грех, то не вспоминает его более и бросает его за хребет Свой, его будут искать и не найдут. Грешник, будучи таким образом примирен с Богом, примиряется с самим собой.
(3) Прощение означает, что беззакония не будут ему вменяться, что грешника не будут призывать к ответу, не будут возбуждать против него дело по всей строгости закона и обращаться с ним так, как он того заслуживает. Так как нам вменяется праведность Христа и мы стали праведностью Бога в Нем, то наши беззакония не вменяются нам; Бог возложил на Него грехи всех нас и сделал Его грехом за нас. Обратите внимание, что Бог, будучи Судьей, имеет право не вменять беззаконие. Бог оправдывает их.
II. Относительно характера тех, кому прощены грехи: в чьем духе нет лукавства. Он не говорит: «В ком нет вины» (ибо кто живет и не грешит?), а «в чьем духе нет лукавства». Прощенный грешник – это тот, кто не лукавит перед Богом ни в своих исповеданиях покаяния и веры, ни в своих молитвах о мире или прощении, а во всем этом искренен и говорит то, что имеет в сердце; кто не кается для того, чтобы вновь грешить, а затем грешит, чтобы вновь каяться, как превратно истолковывают это искусные толкователи. Тот, кто имеет честные цели и является таким, каким исповедует себя, является настоящим израильтянином, в котором нет лукавства.
III. Относительно блаженства в оправданном состоянии: Блажен, кому отпущены беззакония. Здесь подразумеваются всевозможные благословения, которые могут сделать человека абсолютно счастливым. Все, что влечет за собой проклятие и преграждает путь благословениям, исчезает, и тогда Бог проливает благословения до тех пор, пока есть место, чтобы принимать их. Прощение грехов – это статья завета, которая является причиной и основанием для всех остальных. «Я буду милостив к неправдам их» (Евр 7:12).
IV. Относительно неприятного положения несмирившегося грешника, который видит свою вину, но еще не исповедал ее с раскаянием. Это положение Давид описывает очень патетически, так как знаком с ним на собственном печальном опыте (ст. 3,4): «Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего». Можно сказать, что продолжают молчать те, которые заглушают собственные обличения; которые, видя зло греха и возможную опасность, облегчают себе жизнь, не думая о нем и занимая свой разум чем-то другим, как, например Каин, начавший строить город; которые не вопиют, когда Бог связывает их; которые не облегчают свою совесть кающимся исповеданием и не ищут мира (как должно быть) верой и страстной молитвой; которые скорее предпочтут изнемогать в своих беззакониях, но не выберут определенный Богом метод, чтобы обрести покой своим душам. Пусть таковые знают, что их подавленные обличения станут огнем в их костях, а скрытые раны греха вызовут нагноение и станут нестерпимо болезненными. Если совесть сожжена, то их случай еще опаснее; а если она испугается и проснется, то будет услышана. Душа почувствует тяжелую руку божественного гнева, опустившуюся на нее, а страдания духа повлияют на тело. Давид испытал это. Когда он был еще молодым, его кости обветшали, и даже молчание заставило его стенать дни напролет, словно он испытывал чудовищную боль и телесные страдания, когда на самом деле причиной страданий была борьба, происходившая в душе между обличениями и порочностью. Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; при покаянии могут присутствовать некоторые внутренние проблемы, но они намного больше при нераскаянности.
V. Относительно истинного и единственного пути обретения мира совести. В данном месте Писание учит нас исповедовать свои грехи, чтобы они стали прощенными, и заявлять о них, чтобы мы стали оправданными. Именно этим путем шел Давид: «Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего» (ст. 5). Обратите внимание: тот, кто хочет иметь утешение от прощения своих грехов, должен взять на себя позор и раскаянно исповедать их. Мы должны исповедовать факт греха и быть при этом точными («я совершил то и то»), исповедовать ошибки греха, отягощать его и возлагать на себя ношу за него («я совершил чудовищное преступление»), исповедовать справедливость наказания, которому подверглись («Господь справедлив и все, что выпало на нашу долю»), и то, что заслуживаем большего («я не достоин называться Твоим сыном»). Мы должны исповедовать грех со стыдом и смущением, со страхом и святым трепетом.
VI. Относительно готовности Бога простить грех тем, кто истинно раскаялся в нем: «Я сказал: «исповедаю Господу преступления мои» (я искренно решился на это, не колебался больше и пришел к тому, что необходимо открыто исповедать свои грехи), и Ты снял с меня вину греха моего, дал моей совести утешение от прощения; и сразу же душа обрела покой». Обратите внимание, что Бог более готов простить наш грех после покаяния, чем мы готовы покаяться, чтобы получить прощение. Давид испытал много трудностей, прежде чем решился на это (ст. 3,4), он бы еще долго тянул и не подчинялся, если бы дело не дошло до крайней точки. Но когда он действительно покорился, то посмотрите, как быстро и с какой легкостью он получил прощение: «Я лишь сказал: «Исповедаю…», и Ты немедленно снял с меня вину греха моего». Таким же образом отец блудного сына видел его возвращение, когда он был еще далеко, и побежал, чтобы встретить его поцелуем и запечатлеть свое прощение. Каким ободрением это может послужить бедным кающимся грешникам и какую уверенность дает нам в том, что если мы исповедаем Господу грехи наши, то увидим, что Он не только верен и праведен, а добр и милостив, чтобы простить нам наши грехи!
VII. Относительно выгоды, которую получаем благодаря опыту Давида в том, что Бог готов простить его грехи (ст. 6): «За то помолится Тебе каждый праведник». Обратите внимание:
(1) все благочестивые люди молятся. Как только Павел обратился, о нем сказали: «Он теперь молится» (Деян 9:11). Вы с таким же успехом сможете найти живого человека без дыхания, как и живого христианина без молитвы.
(2) Наставления о блаженстве тех, чьи грехи прощены, и о том, как легко это прощение получить, должны побудить нас молиться, в особенности словами: «Боже, будь милостив к нам, грешникам». Для этого пусть каждый, кто имеет желание быть искренним с Богом в молитве, приступает с дерзновением к престолу благодати, с надеждой получить милость (Евр 4:16).
(3) Пусть те, которые торопятся с молитвой, ищут Бога во время благопотребное. Когда Своим провидением, а также Своим Духом Он побуждает их искать Его, то они должны идти и искать Господа (Зах 8:21);
они должны торопиться и не терять времени, чтобы смерть не забрала их, ибо тогда будет слишком поздно искать Его (Ис 55:6). Вот, теперь время благоприятное (2Кор 6:2).
(4) Тот, кто много и искренне молится, благодаря этому получит привилегии во время бедствий, и тогда разлитие многих вод, которые бывают очень страшными, не достигнет его, чтобы напугать и наполнить беспокойством, тем более они не смогут овладеть им. Если близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его (как ко всем верным, раскаявшимся и молящимся людям), то мы находимся под такой охраной и заботой, что никакие воды, даже многие, не приблизятся к нам и не причинят нам вреда. Как искушения лукавого не прикасается к ним (1Иоан 5:18), так и всякие беды этого нечестивого мира – обе разновидности этих раскаленных стрел не достигают их.
Стихи 7-11. В этих стихах Давид совершенствует ощущение прощающей милости.
I. Он говорит с Богом, исповедует свое упование на Него и рассказывает о своих ожиданиях (ст. 7). Вкусив сладость божественной благодати, данной кающемуся грешнику, он не может сомневаться в продолжительности этой благодати, предназначенной молящемуся святому, как и в том, что в этой благодати он сможет обрести и безопасность, и радость.
(1) Безопасность: «Ты покров мой; когда верой я прихожу к Тебе, то имею полное основание быть спокойным в этом мире и осознавать, что нахожусь вне пределов достижения какого-либо реального зла. Ты охраняешь меня от скорби, от ее жала и ее ударов до тех пор, пока это полезно для меня. Ты охраняешь меня от таких бед, которые окружали меня, когда я молчал» (ст. 3). Если бы, простив наши грехи, Бог предоставлял нас самим себе, то мы скоро оказались бы в прежнем положении и вновь погрузились в ту же самую пучину. Поэтому, получив утешение от прощения грехов, мы должны лететь к благодати Божьей, чтобы она хранила нас и не позволила вернуться к прежней глупости, чтобы наши сердца вновь не ожесточились из-за обманчивости греха. Бог удерживает Свой народ от бед, удерживая от греха.
(2) Радость: «Ты не только избавляешь меня, но и окружаешь меня радостями избавления; куда бы я ни посмотрел, я вижу повод радоваться и славить Бога. Друзья окружают меня в великом собрании, чтобы соединиться со мной в песне хвалы: они присоединят свои песни избавления к моей. Помолится со мной каждый праведник, и вместе со мной все они вознесут благодарение».
II. Давид обращает свою речь к сынам человеческим. Обратившись к Богу, он делает все возможное, чтобы утвердить братьев своих (Лук 22:32): «Вразумлю тебя (каждого, кем бы ты ни был, если хочешь быть наставленным), наставлю тебя на путь, по которому тебе идти» (ст. 8). В другом своем покаянном псалме, когда Бог вернул ему радость спасения, Давид приходит к такому же решению: научить беззаконников своим путям, делать все возможное, чтобы обратить грешников к Богу, а также утешать обращенных (Пс 50:13,14). Когда Соломон покаялся, он сразу же стал проповедником (Еккл 1:1). Лучше всего учить других о благодати Божьей могут те, которые сами испытали ее; а тот, кто научен Богом, должен возвещать, что сотворил Он для души его (Пс 65:16), и учить их. «Буду руководить тебя, око Мое над тобою». Некоторые воспринимают эти слова как указание Бога. Он учит нас через Свое слово и направляет нас Своим глазом, дает нам знать тайные намерения Своей воли через подсказки и проявления провидения. Таким образом Господь дает возможность Своему народу понимать и идти в правильном направлении (подобно тому, как господин дает возможность слуге знать свои желания движением век). Когда Христос обернулся и посмотрел на Петра, то Он вел его Своим глазом. Но, скорее всего, эти слова нужно воспринимать как обещание Давида тем, кто был под его попечением, в особенности его детям и членам его семьи: «Вразумлю тебя… око Мое над тобою» (как некоторые читают это место);
«Я дам тебе наилучший совет, а затем посмотрю, последуешь ли ты ему». Тот, кто научен в Слове, должен находиться под постоянным надзором тех, кто учит его; духовные наставники должны следить за своими учениками. Применяя вышеизложенную доктрину о блаженстве тех, чьи грехи прощены, у нас есть слово к грешникам и слово к святым; это слово несет истину, воздает должное каждой группе.
1. Грешникам предназначено слово предостережения, и для этого приведен хороший повод.
(1) Предостережение в том, чтобы они не оставались без наставления и руководства: «Не будьте как конь, как лошак несмыслен-ный» (ст. 9). Когда псалмопевец укоряет себя за грехи, в которых покаялся, то сравнивает себя со скотом: «…тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою» (Пс 72:22), и поэтому предупреждает других не становиться такими. Наша честь и блаженство заключаются в том, что мы имеем разумение, и разум может управлять нами и назидать нас. Так давайте использовать способности, которые имеем, и поступать разумно. Конем и лошадью можно управлять лишь уздою и удилами, чтобы они не приблизились к тебе и не причинили вред (как читают это место некоторые);
или чтобы они приблизились и послужили нам, то есть чтобы они покорялись тебе (Иак 3:3). Давайте не будем похожими на них; давайте следить, чтобы аппетиты и страсти постоянно не подгоняли нас, чтобы мы не шли вопреки здравому смыслу и нашим истинным интересам. Если бы грешники направлялись и следовали здравому смыслу и своим истинным интересам, то вскоре стали бы святыми и не сделали бы и шагу вперед по своему прежнему греховному пути. Там, где пребывает обновляющая благодать, не нужны уздечка и удила ограничивающей благодати.
(2) Причина этого предостережения заключается в том, что если вы будете продолжать идти греховным путем, который мы убеждаем вас оставить, то он, безусловно, приведет вас к скорбям (ст. 10): много скорбей нечестивому; они не только испортят его пустое и плотское веселье и тем самым положат ему конец, эти скорби заставят его дорого заплатить за него. Следствием греха будет вечная скорбь, если только вы в нем не раскаетесь. Часть приговора звучит так: «…умножу скорбь твою». Поэтому будьте мудры и отвратитесь от нечестия, чтобы предотвратить многие скорби.
2. Слово утешения для святых. Для этого также есть хороший повод.
(1) Они могут быть уверены, что если будут уповать лишь на Господа и быть близко от Него, то уповающего на Господа окружает милость со всех сторон (ст. 10);
они не отпадут от Бога, так как эта милость будет ограждать их со всех сторон, и никакое настоящее зло не обрушится на них, ибо эта милость будет удерживать его.
(2) Поэтому в следующем стихе святым дается повеление: «Веселитесь о Господе и радуйтесь в Нем; торжествуйте и восклицайте от радости» (ст. 11). Вознеситесь в этой святой радости до такой степени, когда уже не сможете вмещать себя; воздействуйте ею на других, чтобы они также могли увидеть, что жизнь в общении с Богом является самой приятной и удобной жизнью, которую мы можем иметь в этом мире. В этом заключается то блаженство, которое могут иметь лишь правые сердцем, обладающие правом и предназначенные для него.
Что такое псалом?
Что такое псалом
Слово «псалом» произошло от греческого «щипать», то есть щипать струны. Пение псалмов обычно сопровождалось аккомпанементом щипкового инструмента. Псалом — это особый жанр молитвословной поэзии. Книгу Псалтирь составляют 150 псалмов.
Каждый псалом состоит из нескольких стихов, которые называют «версами», версы в свою очередь тоже делятся на два-три полустиха. Количество полустихов часто зависит от редакции Псалтири.
Псалмы напоминают песни Библейские (кантики). Псалмы и кантики составляют основу музыки богослужения в западно-христианских конфессиях.
Как читать псалмы
Раньше псалмы пели на богослужении всей общиной, теперь же это обычно делает группа певчих или церковный хор. Но поют и читают их не только на богослужении.
Псалтирь считается книгой, где собраны молитвы на все случаи жизни. Более 80 из них написал сам библейский царь Давид. Но в Псалтири также есть псалмы авторства:
- Соломона,
- Моисея,
- Асафа и его потомков,
- Емана,
- Ефама,
- сынов Кореевых,
- неизвестных авторов.
Некоторые псалмы призваны прославлять Господа, иные же — просить покаяния. Знаменитый 50-ый псалом входит в состав ежедневного утреннего правила. Автором псалма стал царь Давид, совершивший преступление перед Господом. Чтобы завладеть чужой женой, он отправил ее мужа на верную гибель.
Святой Ефрем Сирин о псалмах
Святой Ефрем Сирин давал такое определение псалмам:
Псалом – отгнание демонов.
Псалом – оружие против страха ночного.
Псалом – успокоение от дневных трудов. Псалом – безопасность младенцев.
Псалом – утешение старцам, самое приличное убранство женщинам. Он светлыми делает праздники, он производит печаль по Богу.
Псалом и из каменного сердца вызывает слезы.
Псалом – дело Ангелов, небесное жительство, духовное кадило. Он просвещает ум, он возводит на небеса, он делает людей собеседниками Божиими, радует душу, прекращает суд, смиряет враждующих. Где псалом с сокрушением, там и Бог с Ангелами.
Читать псалмы можно келейно. Важно сосредоточиться на молитве, не отвлекаться, настроится не на монотонное чтение, а на живой разговор с Богом. Чтение псалмов не должно быть формальным, попробуйте проникнуться каждым словом и, стоящей за ней историей. Псалмы писались людьми, которые были близки к Господу, приблизиться к Нему, славить Его и просить о милости Бога — это и есть цель чтения псалмов.
Не стоит воспринимать псалмы, как волшебные заклинания. В интернете часто можно встретить «псалом, чтобы встретить свою любовь», «псалом, чтобы хорошо сдать экзамен». Вера в помощь Господа не имеет ничего общего с суевериями и представлениями псалмов, как магических заклятий. Всегда стоит читать толкования псалмов, чтобы произносить их не бездумно, а прочувствовав каждое слово всей душой.
Значение псалмов по номерам
- Чтобы уберечься от тяжких грехов: 18
- Против нападений бесовских: 45, 67
- При обвинениях и клевете, воздвигающихся на тебя: 4, 7, 36, 51
- Когда видишь гордыню и злобу многих, когда нет у людей ничего святого: 11
- Для смирения духа: 5, 27, 43, 54, 78, 79, 138
- Когда враги продолжают искать твоей погибели: 34, 25, 42
- В благодарность за победу над врагом: 17
- Во время скорби и в несчастиях: 3, 12, 21, 68, 76, 82, 142
- При унынии и в безотчетной скорби: 90, 26, 101
- В защиту от врагов, в напастях, при кознях человеческих и вражьих: 90, 3, 37, 2, 49, 53, 58, 139
- В обстояниях, чтобы Господь услышал молитву твою: 16, 85, 87, 140
- Когда просишь милости и щедрот у Бога: 66
- Если желаешь научиться, как должно приность благодарение Господу: 28
- Чтобы не скупиться и подавать милостыню: 40
- Восхваляя Господа: 23, 88, 92, 95, 110, 112, 113, 114, 133, 138
- В болезнях: 29, 46, 69
- В смятении душевном: 30
- В душевном уязвлении: 36, 39, 53, 69
- В утешение угнетаемым: 19
- От порчи и колдунов: 49, 53, 58, 63, 139
- Когда имеешь потребность исповедования истинного Бога: 9, 74, 104, 105, 106, 107, 117, 135, 137
- О прощении грехов и в покаянии: 50, 6, 24, 56, 129
- В радости духовной: 102, 103
- Когда слышишь, что хулят Промысл Божий: 13, 52
- Чтобы не соблазниться, когда видишь, что нечестивые благоденствуют, а праведные терпят скорби: 72
- В благодарность за всякое благодеяние Божие: 33, 145, 149, 45, 47, 64, 65, 80, 84, 97, 115, 116, 123, 125, 134, 148
- Перед выходом из дома: 31
- В дороге: 41, 42, 62, 142
- Перед посевом: 64
- От покраж: 51
- От потопления: 68
- От мороза: 147
- В гонениях: 53, 55, 56, 141
- О даровании мирной кончины: 38
- О желании переселиться в вечные селения: 83
- По усопшим: 118
- Если одолевает лукавый: 142, 67
«Изъяснение каждого псалма Псалтири». — М.: Изд-во Православного братства святого апостола Иоанна Богослова, 2000.
Читаем Псалтирь. Псалом 31
Аудио
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.
– С протоиереем Алексием Ладыгиным мы продолжаем говорить о Псалтири и разбираем 31-й псалом. Совершенно необычный псалом мы рассматривали в прошлый раз: с одной стороны, покаянный, показывающий грехопадение человека, а с другой – невероятно жизнеутверждающий.
– Да, псалмопевец Давид дает нам увидеть и чувство покаяния (он показывает свои ошибки), и великое милосердие Божие. Он говорит о Боге, показывая Его как Царя царствующих, называя Его «Господь», а в другой раз он называет Его «Бог мой, Боже мой» – именно в более мягкой и нежной форме, чтобы показать, что Господь Милосерден. Когда он называет Его Господом, всегда показывает силу Божию, а называя Его «Боже мой, Боже мой», показывает милосердие Божие, и не просто всем нам, но и Самому Господу как бы напоминает о словах, которые Он Сам сказал: «Я Бог милости» (мы встречаем эти слова в Священном Писании). И Давиду становится легче, и Господь долго не медлит, а приходит на помощь к нему. Псалмопевец призывает, чтобы мы мужались и крепились сердцем своим, ведь Господь помогает всякому уповающему на Него.
31-й псалом – тоже удивительный, замечательный, как и вся Псалтирь Давида. Он пишет надписание к псалму – рáзума. Конечно, если мы говорим о разуме, то действительно, чтобы принести Богу покаяние, нужно иметь разум. Не каждый может принести достойное покаяние, измениться, найти момент, в который он может это сделать, для этого нужен разум. Если человек обладает разумом, то он может принести достойное покаяние. В то же время Давид говорит, что мы должны уразуметь Божественную истину, принять ее разумом: мы ее сначала понимаем, потом принимаем, и тогда она приносит достойный плод в нашей жизни.
«Блажени, ихже оставишася беззакония и ихже прикрышася греси». Действительно, блажени, что Господь им оставил, то есть простил, беззакония и прикрыл грехи. В какой-то степени понятно, что «оставишася беззакония»: Закона не понимали язычники, и Господь им оставляет их беззакония ради их непонимания, поскольку они не имели Закона, хотя «язычники, не имея закона, – говорит апостол Павел, – естеством законное творят». Не всегда они совершали правду, но жили беззаконно. Но Господь им оставляет беззакония «и ихже прикрышася греси». А чьи грехи можно прикрыть? Тех, кто имел Закон. А кто имел Закон? Иудеи, евреи, имевшие истинное богопочитание, и тогда они нуждались в том, чтобы Господь простил грехи.
Тем – беззакония, а здесь – грехи. Вот такое деление проводит Давид, понимая, какую тяжесть и какие последствия несут в себе согрешения человека. «Блажени, ихже оставишася». Кому оставляются беззакония и кому прощаются грехи? И когда это происходит? Он блаженными называет уже живущих в новозаветное время, христианское, когда от купели крещения прощаются грехи: не только грехи, которые человек совершил, но и упраздняется первородный грех. Здесь Давид пророчествует, что скоро придет такое время, где люди от воды и Духа будут иметь возможность прощения своих грехов.
«Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть». Здесь тоже очень хорошо Давид говорит, что Господь не вменяет греха человекам, но предупреждает: «ниже есть во устех его лесть». То есть ты дал, человече, определенное в таинстве Крещения обещание, Богу сказал, что будешь стремиться изменяться, преображаться. И обеты, данные в крещении, ты должен обязательно соблюдать, не обманывать Господа в своей жизни.
«Яко умолчах, обетшаша кости моя, от еже звати ми весь день». Говоря о костях, Давид говорит о внутренних духовных и телесных силах, которых человек лишается за счет греха и потому находится в таком расслабленном состоянии.
«Яко день и нощь отяготе на мне рука Твоя: возвратихся на страсть, егда унзе ми терн». День и ночь изнуряют меня. Терном называется грех, который входит в сердце человека, мешает ему жить и приносит ему массу поражений. И Давид говорит, что хорошо бы вооружиться против греховной страсти. А чем? Молитвами, слезами, подвигом. И когда человек совершает молитву, пост и коленопреклонение, то он изнемогает в своей физической силе. Это ему необходимо, ведь грех вошел в его сердце; как тернии входят в полевые культуры, мешая им развиваться, так и грех мешает развиваться добродетели человеческой.
«Беззаконие мое познах и греха моего не покрых, рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви: и Ты оставил еси нечестие сердца моего». Давид говорит, в каком состоянии находится человеческое сердце: «и Ты оставил еси нечестие сердца моего». Когда Господь увидел грех человеческий «и греха моего не покрых, рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви». То есть Господь, с одной стороны, прощает грех (о чем и говорит здесь Давид), но в то же время – «исповем на мя беззаконие мое Господеви»: человек должен потерпеть за свое прегрешение. Давид терпел испытания, но он все-таки раскаялся в своих грехах перед пророком Нафаном, и Нафан от Господа прощает ему грех, видя его покаяние, но предупреждает, что за грех он понесет некое наказание.
И наказание затем и случилось. Ведь Давид жил как под покровом Божиим, не испытывая трудностей, и победа всегда была в руках его, а после этого пошли очень сильные испытания. Самое тяжелое испытание – это восстание сына Авессалома. Давиду пришлось и скрываться, и прятаться, оставаясь еле живым, и потом уже чудом Божиим, милосердием Божиим и молитвою, которую он возносил к Богу, ему удалось подняться. Поэтому этот псалом указывает на обстоятельства, которые ждут нас, ежели мы будем сродны со своим грехом.
«За то помолится к Тебе всяк преподобный во время благопотребно: обаче в потопе вод многих к нему не приближатся». Здесь мы слышим, что преподобный, праведный человек всегда помолится перед Богом и молитва его будет услышана. «Обаче в потопе вод многих к нему не приближатся» что? Конечно, грех. Здесь говорится о таинстве Крещения, в котором потопляется грех и не приближается к человеку крещеному, праведному, если тот будет не творить некую неправду, а исполнять обеты Святого Крещения.
– Только первородный грех омывается или все грехи?
– Только первородный, если младенец крестится, а когда человек крестится во взрослом состоянии, то прощаются ему все грехи, которые были до принятия Святого Крещения – от купели всегда человек выходит чистый, светлый, как младенец.
– Поэтому некоторые бабушки любят по нескольку раз креститься? Такие случаи были, к сожалению.
– Это грех. «Исповедую едино крещение…». Может быть, это невежество, которое родило нам советское время. «Когда человек теряет веру, – сказал Честертон, – он становится суеверным».
– Об этом Вы говорили недавно в своей программе на телеканале «Союз»: очень важно во многих своих действиях, особенно связанных с Церковью, спрашивать совета священника, а не идти наобум.
«Ты еси прибежище мое от скорби обдержащия мя: Радосте моя, избави мя от обышедших мя». Давид указывает, что Господь – прибежище от скорби, Господь являет милосердие, радость. Как хорошо сказано: «Радосте моя, избави мя от обышедших мя». Давид через эти слова дает Господу покаяние за прошедшую жизнь и говорит: «Я никого в своей жизни, Господи, не ищу, ни перед кем не склоняю свою голову, я всегда уповаю на Тебя и ищу в Тебе помощь. Ты моя радость, только Ты мне являешь помощь, Ты только мне являешь утешение, Ты только защищаешь меня и избавляешь меня от всех врагов моих». Вот такие очень красивые обороты Давида дают нам великую силу в вере. Если человек верит в Господа, если он уповает на Него, то это упование никогда не будет посрамлено; Господь будет всегда с человеком.
«Вразумлю тя, и наставлю тя на путь сей, воньже пойдеши: утвержу на тя очи Мои». Здесь как бы уже Господь обращается к Давиду и говорит ему эти очень глубокие слова. Надо понимать, что если Господь вразумил, наставил человека и тот исправился, то он стал приятен лицу Божию. «Утвержу на тя очи Мои» (или «отвращу очи Мои от тебя»)? Здесь Господь говорит: «Я наставил тебя, вразумил, и если ты понял Меня и принес покаяние, то Мои очи опять будут направлены на тебя». Что значит – «направил Господь очи Свои на нас»? Это значит, что мы ходим перед Богом: когда Господь смотрит на нас, никакой враг не может подступиться к нам, ведь Он смотрит не просто на нас, а чтобы увидеть, может быть, какого-то врага, который может причинить нам зло, какую-то трудность нашу в жизни или пропасть, в которую мы можем упасть. Смотрит, чтобы удержать нас или защитить от кого-то.
Это очень важно. Господни очи с нами, как очи матери, защищающей своего ребенка, ведь она никогда не допустит, чтобы ребенок попал в беду, или кто-то напал на него, или чтобы он упал с каруселей, с качелей: всегда родители смотрят за своими детьми, а если не смотрят, то ребенок попадает во всякую беду. И здесь важно, что Господь говорит: «Очи Мои с вами». И с Давидом непосредственно. Значит, он опять обрел милосердие у Самого Господа. Опять-таки мы должны всегда помнить: если Господь отворачивает от нас лицо, значит, мы неприятны лицу Божию, совершая грехи, недостойные поступки, не исполняя Его заповеди.
– Многие старцы говорят, что не Господь отворачивается от нас, а скорее мы от Него. Что правильно?
– Псалмопевец Давид по-другому говорит. Мы, конечно, отворачиваемся от Бога через свои поступки и уходим от Него, и Господь уже не смотрит на нас, а когда мы приносим покаяние, то возвращаемся к Богу. Чтобы принести покаяние Богу, нужно, как блудному сыну, это понять. Это образный язык. Если старцы говорят, что это мы отвращаемся от Бога, здесь они больше подразумевают, что мы сами «уходим» от Бога своими поступками, поворачиваемся к Нему спиной и не видим уже лицо Божие, мы отвернулись – разворот произошел. «Разврат» – это разворот: развернулся и пошел от Бога в другую сторону. Конечно, мы отвернулись от лица Божия.
– А Давид просит, чтобы даже в таком состоянии Господь смотрел на него.
– Здесь уже не Давид, а Господь ему отвечает: «утвержу на тя очи Мои», то есть «возвращусь и буду смотреть на тебя».
«Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе». Удивительное сравнение: не будьте же неистовы, как конь и меск. Меск – это мул. Толкователь очень хорошо говорит, что мул (мулы) – это не творение Божие, они появились за счет скрещивания.
– За счет деяний человеческих.
– Да. Обычно животных показывают всегда как творящих добро, олицетворение добра, а если хотим олицетворить какое-то зло, то это деяние человеческое. Как апельсин – это творение Божие, лимон – творение Божие, а если их скрестить, получается грейпфрут – это уже творение человеческое, ешь и морщишься, что называется. Здесь осел (или мул) как некое зло показывается. Что значит «броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе»? Действительно, таким людям нужно, чтобы ими управляли. Управляет конем уздечка, а человеком, с одной стороны, великое милосердие Божие, а с другой стороны, Господь вразумляет его и направляет к исполнению заповедей Своих.
«Многи раны грешному: уповающаго же на Господа милость обыдет». Грешный человек может испытывать не радость на этой земле, но постоянные трудности и скорби. Уповающий на Господа, конечно, будет под защитой Самого Господа, и его, как говорят святые отцы, будет везде сохранять благодать Божия. И мы это часто видим, и Давид испытал на себе, почему он и ставит акцент именно на эти моменты: он не хочет, чтобы другие попали в те же сети, куда он попадал в течение своей жизни. И его чувство покаяния – это, наверное, образец молитвы и покаяния каждого человека, который в своей жизни испытывает трудности.
Как мы можем от всего этого избавиться? Ведь грех бывает вольный и невольный, бывают слабости человеческие, которые не сразу можно победить. Но если ты впал в такие беды, искушения, то как Давид принес покаяние через пророка Нафана, так и ты можешь, особенно в наше время, принести достойное покаяние в храме Божием, обратившись к Богу, и через священника, через таинство Покаяния принести некое сокрушение о своих грехах. Тогда возвратится к человеку мир и благодать Божия будет сопровождать его.
А если человек будет пребывать в своем упрямстве, то будет испытывать очень большие трудности, о чем и говорит Давид: «Многи раны грешному». Порой нет у нас в жизни понимания, что происходит с нами, почему мы испытываем такие трудности. Казалось бы, не голодные, не холодные, но мы начинаем думать, какие мы несчастные. Почему? У нас есть квартиры, которые отапливаются, холодная и горячая вода; зайди в каждый дом – есть что покушать, никто не голодает. Но в то же время мы не имеем внутреннего мира.
Мы живем в грехах и пребываем в грехе и не приносим покаяния. Только когда человек приносит покаяние, он сразу обретает внутренний мир и покой для своей души. «И обрящете покой душам вашим». Вот когда мы обретаем покой душам своим: когда либо бегаем греха, либо приносим достойное покаяние Богу и в своей жизни уповаем только на Его милосердие.
«Веселитеся о Господе, и радуйтеся праведнии, и хвалитеся, вси правии сердцем». Здесь Давид очень хорошо говорит: «веселитеся о Господе». Те, кто живет в праведности на земле, стремятся полностью к исполнению заповедей Божиих. Кто может хвалиться Господом, веселиться, прославлять Бога? Конечно, только тот, кто живет с Богом, живет добродетельною жизнью. И эти добродетели Господь сохраняет, утверждает и за счет их укрепляет человека праведного. «Веселитеся о Господе и радуйтеся праведнии, и хвалитеся, вси правии сердцем»: не только веселиться о Господе, но и веселиться в течение всей своей жизни. Веселость – это и внутренняя успокоенность, это и радость. Как Давид сегодня хорошо сказал о Господе: «Радость моя». То есть Бог действительно является радостью и полнотой жизни для всякого человека.
– Благодарю Вас сердечно, отец Алексий, за очень содержательную беседу.