Псалом 30 – слушать и читать текст. Толкование.
Ветхий Завет
Псалтырь
К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.
Здесь можно слушать и читать текст Псалма 30
Толкование Псалма 30
Это еще один псалом Давида, написанный им в бедственные для него дни; еще одна молитва презираемого, оклеветанного, преследуемого. Не удивительно, что в Псалтири много подобных молитв – ведь на протяжении своей жизни Давид не раз оказывался в подобном положении, Пс. 30 служит призывом ко всем страждущим – любить Господа и черпать силу в уповании на то, что Он защитит их от злобы человеческой. Они не будут постыжены в своем уповании: Давид знает это по собственному опыту, ибо не раз предавал свою жизнь в руки Господа, когда враги покушались на нее, и Господь спасал его.
Надпись, предваряющая псалом, соответствует стих 1.
А. Вопль об избавлении (30:2-3)
Пс. 30:2-3. С мольбой об избавлении Давид взывает к Господу, любящему правду, потому что себя сознает жертвой невинной. В стихе 3 – образы защиты и спасения от зла.
Б. Упование на Божию милость (30:4-9)
В руку Господа предает Давид жизнь свою (стих 6), уповая на милость Его (стихи 17,22).
Пс. 30:4-5. Образы силы Божией и надежности защиты, исходящей от Него. Давид просит вызволить его из сети опасности, которой угрожают ему враги, он хочет, чтобы Господь водил его и управлял им.
Пс. 30:6. С доверием к Господу предает псалмопевец дух свой (т. е. жизнь свою) в Его руку; по опыту прежних дней своих, зная, что избавление страждущему приходит от Бога истины (сравните Ис. 65:16), Бога, любящего правду, он и теперь обращается к Нему. Сравните со схожим выражением в устах Христа в последнее мгновение Его земной жизни (Лук. 23:46). Мысль о том, что страждущим следует с верой и молитвой предавать себя в волю Создателя, продолжая до последней минуты творить добро, была выражена апостолом Петром (1-Пет. 4:19).
Пс. 30:7-9. В том, что Давид говорит здесь о своей ненависти к идолопоклонникам, некоторые богословы видят указание на то, что этот псалом был написан в дни преследования Давида Саулом, когда будущий царь вынужден был спасаться от своего преследователя у филистимлян. Грамматическая категория прошедшего времени во второй части стих 8 и в стихе 9 свидетельствует об уверенности псалмопевца в избавлении свыше: он видит его как бы уже совершившимся и предвкушает радость о нем.
В. Излияние душевной боли (30:10-14)
Пс. 30:10-14. Тесно ему, жалуется псалмопевец, от обступивших его горестей, из-за которых он и глаза выплакал, и которыми “иссушена” душа его (стих 10). (Евр. слово в стихе 11, переведенное как от грехов, переводят и как “от несчастий”.) Все это по причине происков врагов Давида и клевет их, которые отпугивают от него даже друзей его (соседей… знакомых); стих 12. Друзья забыли его, он умер в их сердцах, а враги постоянно злоумышляют против него – с целью лишить его жизни (стихи 13-14).
Г. Молитва об избавлении (30:15-19)
Пс. 30:15-19. Да не придется Давиду разочароваться (“постыдиться”) в уповании его на Господа, Которого он молит об избавлении от… врагов… и… гонителей своих. Да постыдит Господь нечестивцев, клевещущих на него, праведника. Злое, которое сеют, да навлечет на них погибель, чтобы в шеоле онемели, наконец, лживые их уста.
Д. Восхваление Господа и призыв к верующим (30:20-25)
Пс. 30:20-25. В первой части стих 21 выражена мысль, близкая той, что находим в Пс. 90, стих 1: верующие в Господа хранимы Им от нечестивых намерений и жестоких дел людских, от человеческой клеветы.
Давид признается, что, охваченный смятением, думал, что Господь отвернулся от него (стих 23), но сразу же благословляет (восхваляет) Его за явление ему дивной милости – возможно, подразумевается ответ на какую-то из недавних молитв (стихи 22-23). На основании своего духовного опыта он призывает всех верных Господу любить Его и всех надеющихся на Него – мужаться (стих 24:25).
Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге
Псалом 30
Содержание псалма отвечает положению Давида во время гонений от Саула. Давид говорит о своей невинности (Пс.30_2, 6, 19), унижении и преследовании со стороны врагов (Пс.30_5–11), об унижении со стороны народа (Пс.30_12, 14). Давид скрывается в укрепленном городе (Пс.30_22), но несмотря на пребывание в последнем, он ненавидит «почитателей суетных идолов» (Пс.30_7). Последние два выражения указывают на факт спасения Давида в Секелаге филистимском (см. Пс. 15 ).
Дополнение в русской Библии «во время смятения» – взято на основании Пс.30_23 ст. То же дополнение находится в Вульгате, у LXX-ти и в слав. Библии.
Так как Ты, Господи, Бог истины, то я надеюсь на Тебя одного и молю освободить меня от всех опасностей и сетей, которыми меня окружили враги (2–5). Я свою жизнь вверяю Тебе, ненавижу идолов и за оказанные мне милости буду воспевать Тебя (6–9). Настоящие мои бедствия тяжелы; мои силы истощились, меня все избегают, кругом слышу злоречие и попытки лишить меня жизни (10–14). Я жду защиты от Тебя одного: не дай врагам восторжествовать надо мною (15–19). Благословен Господь за ту милость, которою Он награждает преданных Ему и которую Он излил на меня в моем смятении. Да мужаются и укрепляются все, надеющиеся на Господа (20–25)!
Пс.30:2 . На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек; по правде Твоей избавь меня;
«По правде Твоей избавь меня» – потому что Ты, Господи, любишь правду, избавь меня от врагов. Здесь исповедание Давидом своей полной невинности пред Богом, на чем основана его уверенность и просьба о защите.
Пс.30:4 . ибо Ты каменная гора моя и ограда моя; ради имени Твоего води меня и управляй мною.
Пс.30:6 . В Твою руку предаю дух мой; Ты избавлял меня, Господи, Боже истины.
«Ради имени Твоего води меня и управляй мною» . Имя Божие – Бог истины. Давид пред Ним чист. Чтобы имя Божие не подвергалось осуждению и осмеянию со стороны врагов, Давид молит “води ть его», т. е. спасти от бедствий, так как гибель в последних могла быть истолкована врагами в смысле указания на бессилие Бога спасти преданных Ему (6). – «В Твою руку предаю дух мой» – Тебе вверяю свою жизнь.
Пс.30:7 . Ненавижу почитателей суетных идолов, но на Господа уповаю.
Давид спасался в Секелаге, под защитой царя Анхуса и язычников. Но эта защита, не лишая Давида благодарного чувства к своим покровителям, не могла привязать его к ним по религиозным побуждениям: они почитают идолов, ложных богов и тем оскорбляют единого истинного Бога – Иегову. Эти-то верования Давид и ненавидит, и они-то не могут сблизить его с язычниками и вселить в него любовь и уважение к ним.
Пс.30:9 . и не предал меня в руки врага; поставил ноги мои на пространном месте.
«Поставил ноги мои на пространном месте» – вывел меня из стесненного положения на относительно свободное и безопасное место, именно в Секелаг.
Пс.30:11 . Истощилась в печали жизнь моя и лета мои в стенаниях; изнемогла от грехов моих сила моя, и кости мои иссохли.
Давид молит Бога и в последующее время гонений, по оставлении им Секелага, спасти его от врагов. – «Изнемогла от грехов моих сила моя» – неточный перевод с еврейского, нужно бы сказать от «бедствий», или как в Вульгате «in paupertate», и у LXX-ти – ἐν πτωχεία .
Пс.30:12 . От всех врагов моих я сделался поношением даже у соседей моих и страшилищем для знакомых моих; видящие меня на улице бегут от меня.
Давида избегали знающие его. Это понятно: его преследовал Саул, как своего личного врага, и близкие отношения к Давиду, и сношения с ним кого-либо из евреев могли бы вызвать подозрения со стороны Саула в покровительстве ему и тем навлечь гнев царя.
Пс.30:13 . Я забыт в сердцах, как мертвый; я – как сосуд разбитый,
«Я забыт в сердцах, как мертвый» – обо мне, как о мертвом, никто не вспоминает с сердечным, деятельным сочувствием.
Пс.30:14 . ибо слышу злоречие многих; отвсюду ужас, когда они сговариваются против меня, умышляют исторгнуть душу мою.
«Исторгнуть душу» – лишить жизни.
Пс.30:18 . Господи! да не постыжусь, что я к Тебе взываю; нечестивые же да посрамятся, да умолкнут в аде.
«Да не постыжусь, что я к Тебе взываю» – синонимично ст. 4.
Пс.30:23 . В смятении моем я думал: «отвержен я от очей Твоих»; но Ты услышал голос молитвы моей, когда я воззвал к Тебе.
«В смятении моем» – в тяжелом, смятенном состоянии, когда Давид нигде не видел и не находил защиты от людей.
Пс.30:24 . Любите Господа, все праведные Его; Господь хранит верных и поступающим надменно воздает с избытком.
Помощь, полученная Давидом от Господа, наполняет его чувством благодарения к Нему. В этом факте он видит и утешительное указание для всех праведных, что Господь сохранит их, а поступающих “надменно” , руководящихся в своих действиях не указаниями Бога, но своими личными соображениями, карает «с избытком» , обильно, т. е. тяжко, как тяжек самый проступок неповиновения и отвержения руководства Бога.
Вам может быть интересно:
1. Толкование на Псалтирь – Псалом 29 – профессор Александр Павлович Лопухин
В чем помощь для верующих при чтении 30 псалма
Текст 30 псалма написан пророком Давидом предположительно во время гонений от Саула. Как видно, несчастья, переживаемые в этот период, подтолкнули будущего царя Израиля к написанию большого количества песней, вошедших в состав всех известных книг псалмов: славянской и греческой Псалтири, латинской Вульгаты, еврейской Тегилим. И это неудивительно – ведь что, если не несчастья и испытания, подталкивают нас обращаться к Господу наиболее часто и искренне? Не был исключением и ветхозаветный псалмопевец: пребывая в положении, в котором от него отвернулись все родные и близкие, он молился Богу как своей последней надежде.
Толкование христианского 30 псалма очень ярко свидетельствует об этом: в каждой его строке царь Давид возвеличивает Господа, защищающего его во всякой скорби. «Ибо Ты каменная гора моя и ограда моя; ради имени Твоего води меня и управляй мною» (Пс. 30, 4), ‑ взывает автор псалма к своему Создателю и Богу. Несмотря на тягостное положение Давида, текст 30 псалма, безусловно, наполнен верой и на протяжении нескольких тысячелетий служит поддержкой всем, находящимся в схожих обстоятельствах. Слушать и читать онлайн 30 псалом православная церковь советует садоводам при неблагополучной погоде.
Слушать на видео православную молитву псалом 30 на русском языке
Православный Псалтырь, читать текст псалом 30 на русском языке
Начальнику хора. Псалом Давида. Во время смятения.
На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек; по правде Твоей избавь меня; приклони ко мне ухо Твое, поспеши избавить меня. Будь мне каменною твердынею, домом прибежища, чтобы спасти меня, ибо Ты каменная гора моя и ограда моя; ради имени Твоего води меня и управляй мною. Выведи меня из сети, которую тайно поставили мне, ибо Ты крепость моя. В Твою руку предаю дух мой; Ты избавлял меня, Господи, Боже истины. Ненавижу почитателей суетных идолов, но на Господа уповаю. Буду радоваться и веселиться о милости Твоей, потому что Ты призрел на бедствие мое, узнал горесть души моей и не предал меня в руки врага; поставил ноги мои на пространном месте. Помилуй меня, Господи, ибо тесно мне; иссохло от горести око мое, душа моя и утроба моя. Истощилась в печали жизнь моя и лета мои в стенаниях; изнемогла от грехов моих сила моя, и кости мои иссохли. От всех врагов моих я сделался поношением даже у соседей моих и страшилищем для знакомых моих; видящие меня на улице бегут от меня. Я забыт в сердцах, как мертвый; я — как сосуд разбитый, ибо слышу злоречие многих; отвсюду ужас, когда они сговариваются против меня, умышляют исторгнуть душу мою. А я на Тебя, Господи, уповаю; я говорю: Ты — мой Бог. В Твоей руке дни мои; избавь меня от руки врагов моих и от гонителей моих. Яви светлое лице Твое рабу Твоему; спаси меня милостью Твоею. Господи! да не постыжусь, что я к Тебе взываю; нечестивые же да посрамятся, да умолкнут в аде. Да онемеют уста лживые, которые против праведника говорят злое с гордостью и презреньем. Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя и которые приготовил уповающим на Тебя пред сынами человеческими! Ты укрываешь их под покровом лица Твоего от мятежей людских, скрываешь их под сенью от пререкания языков. Благословен Господь, что явил мне дивную милость Свою в укрепленном городе! В смятении моем я думал: «отвержен я от очей Твоих»; но Ты услышал голос молитвы моей, когда я воззвал к Тебе. Любите Господа, все праведные Его; Господь хранит верных и поступающим надменно воздает с избытком. Мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше, все надеющиеся на Господа!
Текст псалом 30 на церковно славянском языке
На тя, Господи, уповах, да не постыжуся во век; правдою твоею избави мя и изми мя. Приклони ко мне ухо твое, ускори изяти мя; буди ми в Бога защитителя и в дом прибежища, eже спасти мя. Яко держава моя и прибежище мое eси ты; и имене твоего ради наставиши мя и препитаеши мя. Изведеши мя от сети сея, юже скрыша ми; яко ты eси защититель мой, Господи. В руце твои предложу дух мой; избавил мя eси, Господи Боже истины. Возненавидел eси хранящыя суeты вотще; аз же на Господа уповах. Возрадуюся и возвеселюся о милости твоей, яко призрел eси на смиренiе мое, спасл eси от нужд душу мою и неси мене затворил в руках вражiих, поставил eси на пространне нозе мои. Помилуй мя, Господи, яко скорблю; смятеся яростiю oко мое, душа моя и утроба моя. Яко исчезе в болезни живот мой, и лета моя в воздыханiих; изнеможе нищетою крепость моя, и кости моя смятошася. От всех враг моих бых поношенiе, и соседом моим зело, и страх знаeмым моим; видящiи мя вон бежаша от менe. Забвен бых яко мертв от сердца; бых яко сосуд погублен. Яко слышах укоренiе многих живущих окрест; внегда собратися им вкупе на мя, прiяти душу мою совещаша. Аз же на тя, Господи, уповах, рех; ты eси Бог мой. В руку твоeю жрeбiи мои; избави мя из руки враг моих и от гонящих мя. Просвети лице твое на раба твоего; спаси мя милостiю твоею. Господи, да не постыжуся, яко призвах тя; да постыдятся нечестивiи, и снидут во ад. Немы да будут устны льстивыя, глаголющыя на праведнаго беззаконiе, гордынею и уничиженiем. Коль многое множество благости твоея, Господи, юже скрыл eси боящымся тебe, соделал eси уповающым на тя, пред сыны человеческими; скрыеши их в тайне лица твоего от мятежа человеческа, покрыеши их в крове от пререканiя язык. Благословен Господь, яко удиви милость свою во граде огражденiя. Аз же рех во изступленiи моем; отвержен eсмь от лица oчiю твоeю; сего ради услышал eси глас молитвы моея, внегда воззвах к тебе. Возлюбите Господа, вси преподобнiи eго; яко истины взыскает Господь и воздает излише творящым гордыню. Мужайтеся, и да крепится сердце ваше, вси уповающiи на Господа.
Псалом 30
Жизненный путь царя Давида был полон предательств и клеветы со стороны его окружения, поэтому в большом количестве псалмов можно почувствовать его горечь и разочарование. Так и в псалме 30 он призывает всех верующих любить Бога и уповать на него, ведь только Господь способен защитить от злобы и предательства человеческих.
Текст молитвы псалом 30
На церковнославянском языке
В конец, псалом Давиду, изступления
1 На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся во век: правдою Твоею избави мя и изми мя.
2 Приклони ко мне ухо Твое, ускори изъяти мя, буди ми в Бога Защитителя, и в дом прибежища, еже спасти мя.
3 Яко держава моя и прибежище мое еси Ты, и имене Твоего ради наставиши мя, и препитаеши мя.
4 Изведеши мя от сети сея, юже скрыша ми, яко Ты еси Защититель мой, Господи.
5 В руце Твои предложу дух мой: избавил мя еси, Господи Боже истины.
6 Возненавидел еси хранящыя суеты вотще: аз же на Господа уповах.
7 Возрадуюся и возвеселюся о милости Твоей, яко призрел еси на смирение мое, спасл еси от нужд душу мою,
8 и неси мене затворил в руках вражиих, поставил еси на пространне нозе мои.
9 Помилуй мя, Господи, яко скорблю: смятеся яростию око мое, душа моя и утроба моя.
10 Яко исчезе в болезни живот мой и лета моя в воздыханиих, изнеможе нищетою крепость моя и кости моя смятошася.
11 От всех враг моих бых поношение, и соседом моим зело, и страх знаемым моим: видящии мя вон бежаша от мене.
12 Забвен бых яко мертв от сердца, бых яко сосуд погублен.
13 Яко слышах гаждение многих, живущих окрест, внегда собратися им вкупе на мя, прияти душу мою совещаша.
14 Аз же на Тя, Господи, уповах, рех: Ты еси Бог мой.
15 В руку Твоею жребии мои: избави мя из руки враг моих и от гонящих мя.
16 Просвети лице Твое на раба Твоего, спаси мя милостию Твоею.
17 Господи, да не постыжуся, яко призвах Тя: да постыдятся нечестивии и снидут во ад.
18 Немы да будут устны льстивыя, глаголющыя на праведнаго беззаконие, гордынею и уничижением.
19 Коль многое множество благости Твоея, Господи, юже скрыл еси боящымся Тебе, соделал еси уповающым на Тя пред сыны человеческими.
20 Скрыеши их в тайне лица Твоего от мятежа человеческа, покрыеши их в крове от пререкания язык.
21 Благословен Господь, яко удиви милость Свою во граде ограждения.
22 Аз же рех во изступлении моем: отвержен есмь от лица очию Твоею: сего ради услышал еси глас молитвы моея, внегда воззвах к Тебе.
23 Возлюбите Господа, вси преподобнии Его, яко истины взыскает Господь, и воздает излише творящым гордыню.
24 Мужайтеся, и да крепится сердце ваше, вси уповающии на Господа.
На русском языке
К исполнению. Псалом Давида, омрачения.
1 На Тебя, Господи, я уповаю, да не постыжусь вовек: по правде Твоей избавь меня и освободи меня,
2 склони ко мне ухо Твоё, поспеши избавить меня: стань для меня Богом-Защитником и домом прибежища, чтобы спасти меня.
3 Ибо твердыня моя и убежище моё – Ты, и ради имени Твоего поведёшь меня и пропитаешь меня,
4 выведешь меня из этой сети, которую скрыли для меня, ибо Ты – защитник мой, Господи.
5 В руки Твои предам дух мой: Ты избавил меня, Господи, Боже истины.
6 Возненавидел Ты впустую соблюдающих суетное; но я на Тебя, Господи, уповал;
7 возрадуюсь и возвеселюсь о милости Твоей, ибо Ты призрел на смирение моё, спас от бедствий душу мою
8 и не заключил меня в руках врага, поставил на просторе ноги мои.
9 Помилуй меня, Господи, ибо тяжко мне; смутилось от гнева око моё, душа моя и внутренность моя.
10 Ибо истощилась в страдании жизнь моя, и годы мои – в стенаниях; ослабела в нищете сила моя, и кости мои сотряслись.
11 Для всех врагов моих я стал поношением, и особенно – для соседей моих, и ужасом – для знакомых моих, видящие меня вне дома бежали от меня.
12 Я забыт был как мёртвый, от сердца, я стал как разбитый сосуд,
13 ибо услышал хуление многих, живущих вокруг, когда они вместе собрались на меня, овладеть душою моею решили.
14 А я на Тебя, Господи, уповал, я сказал: Ты – Бог мой.
15 В руках Твоих – жребии мои; избавь меня из руки врагов моих и от преследующих меня.
16 Яви лицо Твоё рабу Твоему, спаси меня по милости Твоей.
17 Господи, да не постыжусь я, что призвал Тебя: да устыдятся нечестивые и да низведут их во ад.
18 Да будут безмолвны уста коварные, говорящие на праведного беззаконие с гордостью и презрением.
19 Как велико множество благости Твоей, Господи, которую Ты скрыл для боящихся Тебя, соделал для надеющихся на Тебя пред сынами человеческими!
20 Скроешь их в тайном месте пред лицом Твоим от мятежа человеческого, покроешь их в шатре от пререкания языков.
21 Благословен Господь, ибо Он дивно явил милость Свою в ограждённом городе.
22 Но я сказал в омрачении моём: «Отвергнут я от взора очей Твоих», – потому Ты услышал глас моления моего, когда я воззвал к Тебе.
23 Возлюбите Господа, все святые Его, ибо истины ищет Господь и воздаёт проявляющим безмерную гордость.
24 Мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше, все надеющиеся на Господа!
История написания
По данным исследователей, текст псалма 30 был написан праведником во времена его конфликта с царем Саулом, в ходе которого Давид был изгнан. Этот период жизни был достаточно тяжелым для пророка, а потому множество псалмов посвящено именно этим гонениям.
Давид в результате клеветы на него был вынужден бежать из Кеиля и пережидать долгое время в капищах с язычниками. Обозначая этот эпизод жизни как основу для написания текста, историки не могут говорить об этом точно, но связывают эти факты. Псалом 30 – настоящая поддержка всем страждущим, наполненная верой.
Толкование псалма 30
В псалме 30 царь Давид вновь возвращается к теме своего изгнания и пытается рассказать о своей невиновности и преследовании со стороны врагов. Тяжелое положение царя Давида вовсе не сломило его, он по-прежнему верит и возвеличивает Бога, это настроение четко прослеживается в тексте псалма, который сотни столетий помогает и поддерживает людей в сложных жизненных ситуациях.
- Стих 1-3: Давид начинает псалом со своей исповеди Богу, говоря о своей невиновности, а значит праве на защиту и милость. Безусловная вера в Бога и в его справедливый суд не единожды спасали Давида, а потому он справедливо уповает вновь на поддержку Господа.
- Стих 4-5: праведник надеется на помощь Бога, который должен вывести его из беды, ведь Давид чист перед ним. Гибель же искренне преданного Богу праведника может быть истолкована неверными как слабость и бессилие перед врагами. Автор вверяет свою жизнь Богу.
- Стих 6-7: судьба распорядилась таким образом, что Давид в своем изгнании спасался во владениях царя Анхуса среди язычников. Это было сложное для автора время, ведь вера идолопоклонников была для него чужда и ненавистна. Он считал, что они оскорбляют истинного Бога, а потому не могут вызывать у него какие-либо положительные чувства, кроме чувства благодарности за спасение.
- Стих 8-9: Давид говорит, что Бог не оставил его и помог найти безопасное место для него в Сакелаг.
- Стих 10: время гонений тяжело сказалось на праведнике, он устал и был истощен духовно своими испытаниями, вновь и вновь он молит Бога спасти его от бедствий, от врагов, которые по-прежнему его преследуют.
- Стих 11: из-за преследования Саула, которого боялись и не смели противоречить, праведник стал нежеланным гостем и знакомым для людей. Он пишет, что всякий, кто его знает, избегает при встрече, потому что боится гнева царя.
- Стих 12-13: Давид даже сравнивает себя с мертвым, но с таким мертвым, о котором никто и не вспомнит, никто не посочувствует. Он подозревает, что многие из тех, кто окружает его, и вовсе хотели бы лишить его жизни.
- Стих 14-17: вновь начинает взывать праведник к милости Божьей, говоря о вере своей и любви, полагаясь на суд его праведный, и здесь стихи перекликаются со стихами 4-5.
- Стих 18-22: Бог способен помочь только истинно верующим, сокрыть их от бедствий и защитить. Те, кто не почитает Господа и предпочитает других идолов, никогда не узнают насколько он милостив может быть и справедлив.
- Стих 23: никто из людей не был способен помочь Давиду и защитить его. Праведник приходит в смятение и даже на мгновение сомневается в том, что Бог слышит его молитвы.
- Стих 24: Господь услышал молитвы Давида. Наполненный благодарностью и любовью, праведник благодарит его. Он делает вывод, что праведных людей Бог хранит своей милостью, а тех, кто поступает надменно, накажет за неповиновение его воле и наказание это будет суровым.
Правила чтения
В случае, если верующий человек не был обучен церковнославянскому языку, разрешается читать псалом 30 на русском языке, чтобы прочитанное было понято и осмысленно. Одно из применений, для чего читают псалом 30 – неблагополучная погода, которая грозит плохим урожаем.
Читаем Псалтирь. Псалом 30
Аудио
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.
– В 30-м псалме царь Давид говорит, что человек приближается к Богу быстрее всего и ощущает Его мощь и крепость тогда, когда находится в трудных обстоятельствах. Иначе, уповая на то, что имеет, он забывает о Боге и в итоге остается посрамленным. Надписание псалма такое: «В конец, псалом Давиду, изступления». Что это значит? Псалмопевец говорит нам о своем преступлении. Когда человек впадает в грех, то есть нарушает заповеди Божии, то оказывается в состоянии исступления, какой-то заторможенности тех невидимых процессов, которые происходят у него в жизни. У царя Давида это было именно тогда, когда он совершил грех по отношению к Урии, убив его из-за жены Вирсавии.
Всякий человек приходит в исступление от беды, скорби или от внутреннего переживания. Конечно, человек возвращается в нормальное состояние только за счет покаяния. Царь Давид хочет показать, насколько был тяжел его грех, сколько ему пришлось пережить из-за этого поражений, испытаний, трудностей. И хотя Господь простил ему этот грех, но за него Псалмопевцу многое пришлось претерпеть, чтобы до конца осознать и, может быть, другим показать, что лучше избежать в своей жизни грех, нежели терпеть такие поношения в течение жизни, то есть находиться, как бы мы сказали, в исступлении.
– А царь Давид понимал, что он совершает грех? Понимал и все-таки совершил его?
– Когда человек находится в страсти (а именно так и было: царь Давид увидел Вирсавию, и страсть к ней захватила его сердце), тогда он не видит греха и стремится удовлетворить эту страсть. Кроме того, он прятал этот грех и наслаждался жизнью до тех пор, пока пророк Нафан не показал ему, какое зло он совершил. Только после этого царь Давид понял, в каком грехе находится, и принес Богу покаяние.
Здесь содержатся очень интересные и глубокие мысли. Псалмопевец всегда очень мудро начинает каждый свой псалом: восхваляет Господа, показывая, насколько в благостном состоянии пребывает человек, когда он находится в мире с Господом, и как Бог являет ему Свою милость.
«На тя, Господи, уповах, да не постыжуся во век: правдою Твоею избави мя и изми мя».
Мы уже рассуждали, прав ли человек, который надеется на другого человека? «Всяк человек ложь», – говорит Псалмопевец: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения» – другие очень яркие слова царя Давида. Уповающий на Бога останется вовек непосрамленным и, живя в правде, будет избавлен Господом от всех искушений и бед.
«Приклони ко мне ухо Твое, ускори изъятии мя: буди ми в Бога Защитителя, и в дом прибежища, еже спасти мя». Мы не раз говорили, что значит приклонить ухо; Давид очень часто использует это выражение в своих псалмах. Если мы разговариваем друг с другом в ситуации, когда что-то отвлекает, в шуме, мы можем не услышать друг друга, но когда человек другому говорит на ухо, то он обязательно будет услышан, потому что акцентирует внимание на том, о чем говорит. Царь Давид просит Бога, чтобы Господь его услышал в эту трудную минуту: «Приклони ко мне ухо Твое». Иными словами, Псалмопевец говорит: «Прояви, Господи, ко мне Свою любовь, Свое снисхождение, даруй мне Свое милосердие. Будь мне прибежищем и прости меня». Он испытывает большие трудности и понимает, что без Божией помощи невозможно их преодолеть.
«Яко держава моя и прибежище мое еси Ты: имени Твоего ради наставиши мя, и препитаеши мя». Здесь царь Давид говорит, что он уповает именно на имя Божие. Некуда было обратиться Псалмопевцу, не у кого было искать защиты: все восстали против него. И если кто-то уповал на людей, если кто-то показывал силу человеческую, то Давид оставался верен милосердию Божию, любви Божией, имени Божиему и прибегал к защите Бога. И Милосердный Господь никогда его не оставлял.
«Изведеши мя от сети сея, юже скрыша ми: яко Ты еси Защититель мой, Господи». Псалмопевец просит Господа, чтобы Он избавил его от тех сетей, в которые он попал. Здесь говорится о событии, когда сын царя Давида восстал против него: он не думал, что Авессалом восстанет, и не был готов к этим сетям, поэтому в какое-то время удалось свергнуть царя, захватить дом и осквернить ложе его. Давиду пришлось скитаться. И он взывает к Богу: «Только Ты, Господи, можешь избавить меня от тех сетей, которые расставил мой сын!»
Мы всегда говорили, что Псалтирь имеет и таинственное, духовное толкование, здесь много мессианских мест. И, конечно, сети всегда ассоциируются в нашей духовной жизни с сетями врага рода человеческого, которые он расставляет, чтобы уловить в них человека, и потому многие из нас падают в искушения.
«В руце Твои предложу дух мой: избавил мя еси, Господи Боже истины». Давид говорит здесь о силе Божией; он отдает свой дух, свою душу в руки Божии, понимая, что Господь может его избавить от бед и скорбей. Он называет Господа истинным Богом, Который избавляет человека по правде Своей от неправды.
«Возненавидел еси хранящыя суеты вотще: аз же на Господа уповах». Что значат слова «хранящыя суеты вотще»? Здесь говорится о тех, кто уповает на свое богатство, силу, на других людей, на войско. Давид никогда такого упования не имел, все свое упование он возложил на Господа и никогда не предавал Его. Как говорят толкователи, есть люди разные: есть те, кто уповает временами на деньги, временами – на связи и временами – на Господа. Такие люди пребывают в неправде. В истине пребывает тот человек, который постоянно в своей жизни уповает на Бога.
«Возрадуюся и возвеселюся о милости Твоей, яко призрел еси на смирение мое, спасл еси от нужд душу мою». Царь Давид здесь говорит о милости Божией, не только вразумляя каждого из нас, но и взывая к Богу в молитве: «Ты же Сам сказал, Господи, что Ты милосерден по отношению к нам». Это милосердие, которое Псалмопевец выставляет перед лицом Божиим, как бы понуждает Бога быть милосердным и к самому Давиду. Здесь говорится о смирении; не том, которым обладал он в полноте как некоей добродетелью, данной от природы, а о пришедшем за счет испытанных им страданий. Царь Давид смирил себя, свою гордыню: он находится в смиренном состоянии, потому что, по сути, уже лишен и своего царства, и войска, и части народа, отвернувшегося от него.
«И неси мене затворил в руках вражиих, поставил еси на пространнее нозе мои». «Ты избавил меня от врагов моих, вывел из тесноты», – говорит царь Давид, обращаясь к Богу. Псалмопевец находился в тесноте, был в том месте, где скрывался от врагов. Здесь уже Давид обладает свободой.
«Помилуй мя, Господи, яко скорблю: смятеся яростию око мое, душа моя и утроба моя». Когда человек в слезах от покаянного чувства, от нужды, скорби, то у него происходит помутнение в глазах, он уже не может ничего видеть: и душа, и утроба его находятся в таком смятении, в котором находится человек, когда пребывает в трудностях. Святые отцы называют око умом души, а утробу памятью в душе, а в ней как стекаются все сосуды и расходятся, питая его, так и чувства сходятся. Это образ ума нашего, тоже находящегося в смятении. Давид просит Господа, чтобы Господь помиловал, простил и избавил его от этой скорби.
«Яко исчезе в болезни живот мой, и лета моя в воздыханиих: изнеможе нищетою крепость моя, и кости моя смятошася».
Псалмопевец пишет о состоянии душевного и внутреннего потрясения, в котором находится, и сравнивает его с физическим состоянием человека, когда и его кости не могут явить свою крепость, чтобы удержать его – как старец не может опереться на свои суставы, так как они не держат его, так и больной человек, находящийся в расслаблении, не может опираться на свое тело. И Давид говорит, что у него вот такое же состояние, и хотя он обладает физической силой, но уже и стоять не может от своих внутренних и душевных переживаний.
– Грехи тянут вниз.
– И грехи тянут вниз, и в то же время это состояние скорби как следствие его грехопадения. Это тоже приносит человеку некую брань.
«От всех враг моих бых поношение, и соседом моим зело, и страх знаемым моим: видящий мя вон бежаша от мене». Давид говорит о своем состоянии: он становится для всех презренным. Если до этого он был царем, которого все ждали, приглашали в свой дом, с которым было приятно увидеться, и можно было этим состоянием вдохновляться и радоваться, то теперь все изменилось.
Враги радуются падению царя. Языческие государства, народы, которые радовались той высоте, что была у Давида, завидуя ему, теперь же радуются тому, что он лишен всего, презрен. И те, кто знал его, отказываются от него, испугавшись преследования со стороны Авессалома и его военачальников. Если раньше видели царя и радовались ему, то теперь те, кто видит его на дороге, пытаются свернуть с нее, не быть с ним, чтобы и их не убили вместе с Давидом. Вот такое состояние смятения было у Псалмопевца. Это тяжелое состояние!
– Но как точно Давид описывает его, с каким покаянием!
– Да. Но в таком состоянии находится всякий человек, совершивший грех. Из-за него Господь посылает тебе такие наказания, и ты будешь испытывать это состояние – душевное терзание. Это испытывает человек после грехопадения – внутреннюю скорбь, оставленность, когда тебя оставили и близкие, и друзья, посмеявшись и убежав от тебя. То есть человек всегда за счет греха теряет внутреннее равновесие, испытывает терзание в своей душе.
– Но подобные терзания, наверное, может испытывать только верующий человек, который сможет осознать свое грехопадение; бессовестного человека, если он совершил грех, ничто не терзает? Все-таки чувство, приближающееся к покаянному, свойственно людям церковным.
– И верующим, и церковным людям, но я думаю, что в какой-то степени никто не может избавиться от того терзания, которое одолевает его: совесть как некий Закон Божий есть у каждого человека.
«Забвен бых яко мертв от сердца: бых яко сосуд погублен». Как сосуд, если про него забыли, потеряется и может быть разбит, так и о Давиде все забыли.
«Яко слышах гаждение многих, живущих окрест: внегда собратися им вкупе на мя, прияти душу мою совещаша. Аз же на Тя, Господи, уповах, рех: Ты еси Бог мой. В руку Твоею жребии мои: избави мя из руки враг моих и от гонящих мя». Царь Давид, взывая о помощи, говорит: «Бог мой, я уповаю на Тебя, и судьба моя, жизнь моя в руках Твоих!» Только Господь может избавить от тех, кто гонит его.
«Просвети лице Твое на раба Твоего: спаси мя милостию Твоею». Мы уже говорили, царь Давид всегда уповает на милость Божию, которой Господь спасает всякого человека.
«Господи, да не постыжуся, яко призвах Тя: да постыдятся нечестивии и снидут во ад». Господь прощает всякий грех, как говорит царь Давид, кроме бесчестия. Нечестивыми псалмопевец называет еретиков и безбожников; они никогда не спасутся, их наказывает Господь, чтобы другим было неповадно.
Это удивительный псалом, одни из последних в нем такие прекрасные, просто замечательные слова: «Возлюбите Господа, вси преподобнии Его: яко истины взыскает Господь и воздает излише творящым гордыню». Конечно, Бога прославлять могут только те, кто уподобляется Ему.
И завершается псалом так: «Мужайтеся, и да крепится сердце ваше, вси уповающии на Господа». Какие прекрасные слова! Царь Давид еще раз подчеркивает, что даже тот, кто испытывает какие-то трудности и скорби, должен уповать на Господа. Хотя Господь и не сразу явит ему Свою помощь, испытывая его терпение, но никогда не оставит того, кто уповает на Него.
Лечение Божественными псалмами
Лечение Божественными псалмами св. царя Давида
По благословению архиепископа Германа, Волгоградского и Камышинского
Составлен иереем Димитрием (Бегечев-Ильин), в 1996 году.
Жития святых, предания старцев содержат много примеров исцеления души и тела страждущих чтением псалмов. Святой Дух наполнял уста псалмопевца Давида, когда он в нужде, искал покаяния, защиты, радости, благодати. Каждый псалом открывает конкретную ипостась Господню в милосердии, миротворчестве, правосудии и позволяет нам по образу и подобию укрепить это свойство в себе.
ПСАЛОМ ЧИТАЕТСЯ ОТ 3 ДО 24 РАЗ В СУТКИ! (По Св. Преп. Лаврентию Черниговскому).
Желательно псалмы читать на Церковно-Славянском языке, в этом случае духовное воздействие намного сильнее.
Правило, данное Пахомию Великому от Ангела, содержит молитвы читаемые ежечасно. Монашеское правило требует чтение избранных псалмов в соответствии с 3, 6, 9 часами.
1. О прозрении слепых очей – 145 пс.,
2. Об исцелении болезни очныя (глаз) – 76, 150 псс.,
3. Об избавлении от нашествия иноплеменных – 90, 108,
4. Об избавлении междуусобныя брани – 21, 108,
5. От зубной болезни – 3, 73,
6. От болезни главы – 27, 80,
7. О любви и мире супругов – 20, 38, 71, 102,
8. От недуга расслабления – 6, 27, 95, 130,
9. От огненного запаления (пожара) – 49,
10. О спасении и сохранении плавающих – 51, 88,
11. О сохранении от ересей и расколов – 8, 21, 24, 41, 108,
12. Об умирении враждующих – 94, 110,
13. При мысленной брани, против бесов – 26, 32, 61, 140,
14. От разных недугов и болезней 37, 68, 146,
15. Об исцелении от беснования – 26, 67, 90, 108,
16. Об обращении заблудших – 31, 96,
17. О духовном прозрении очей – 111,
18. О спасении и сохранении России – 74, 94, 98, 101,
19. О восстановлении самодержавия Царства Русского 98, 140,
20. О защите от воров и убийц – 5, 90,
21. От бездождия и засухи – 63, 77,
22. О просвещении разума и научении духовной грамоте и помощи в трудном учении – 111, 132,
23. О просвещении детей – 41, 102,
24. О замужестве дочерей – 144,
25. О благоуспешной торговле – 5, 106,
26. О сохранении и помощи в пути – 6, 90, 97, 118,
27. О болезни в ногах – 16, 72, 114,
28. О заключенных в темницах – 145,
29. О прогнании лукавых духов от человека – 26, 34, 67, 90,
30. Об успехи в бортничестве (Пчеловодство) – 150,
31. От разных бед и напастей – 26, 67, 90,
32. О сохранении от внезапной скоропостижной смерти – 9, 90, 113,
33. Дабы не умереть без причастия – 22,
34. При заикании – 36,
35. Когда не почитают кормильца дети или жена – 40,
36. Самые важные ежедневные псалмы – 20, 50, 70, 90, 110, 120, 150,
37. О даровании дочери – 80,
38. О даровании сына – 103,
39. Все виды кровотечений – 73,
40. О научении церковному чтению и пению – 126, 150,
41. О научении иконописанию – 41, 143,
42. Об исцелении от пьянства – 12, 17, 101,
43. О помощи при родах, о кормлении молоком – 21, 91, 100,
44. Об исцелении от младенческаго у детей (родимца) – 118,
45. О младенце не спящем – 80,
46. От разных детских болезней – 8, 108, 118,
47. Об утверждении в вере – 73, 129, 136,
48. Об избавлении от блудной страсти – 96, 105,
49. От лихорадки и горячки – 111,
50. Об исцелении от грыжи – 30, 36,
51. От болезней в пояснице – 36,
52. В скорбях и напастях – 37, 117, 150,
53. Об умерших без покаяния, но имевших веру – 118,
54. О помощи в бедности и нужде – 77, 90,
55. От насилия от иноверных язычников, безбожных правителей – 108,
56. О возвращении потерянных вещей – 71, 104,
57. От струпов и нарывов – 13, 146,
58. О плодородии земли – 95, 99,
59. О врачевании животных – 28,
60. От болезней чревных (желудка и пр.) – 79, 112,
61. Об избавлении от чародеяний – 67, 76, 108,
62. Об спасении при угрозе землятрясения – 17,
63. От отека тела и органов – 147,
64. О даровании источника воды – 17, 77,
65. При бесплодии мужском, болезнях мочеполовой системы (м) – 101, 111,
66. При бесплодии женском, болезнях мочеполовой системы (ж) – 30, 112, 118, 127,
67. При болезни (печени, сердца и др.) с истощением организма – 101,
68. При паразитарных и бактериальных болезнях – 71, 110,
69. При кожных болезнях, язвах – 63, 105,
70. При болезнях легочной системы – 18, 150,
71. При болезни сердечно-сосудистой системы – 13, 94, 101,
72. При болезни рук – 37, 143,
73. При болезни ушей – 9, 114,
74. В голодную годину – 32, 36, 77,
75. При болях в спине – 36, 101,
76. При болезнях горла, языка – 144,
77. При укреплении сил в старости – 20, 102,
78. При бессоннице – 4, 131,
79. При болезни крови, анемии – 9, 21,
80. От страхования – 13, 54,
81. О даровании вразумления у Бога – 15, 142,
82. От клеветы и суда напрасного – 57, 71,
83. О прощении забытых грехов – 18, 24,
84. При нагноении и воспалении ран и внутренностей – 37, 110, 112,
85. При перебоях в сердце – 37, 101, 144,
86. При онемении языка и потере голоса – 18,
87. При унынии – 41, 42,
88. От гипноза, кодирования, зомбирования – 26, 67, 90,
89. О прибавлении ума и памяти – 71, 118,
90. Об избавления от холода и жары – 120,
91. О благословении на новое дело или новый дом – 100, 126,
92. О благословение на собрание людей – 131,
93. При повышении давления крови – 32,110,
94. При болезни костной системы – 21, 41,
95. Когда муж ненавидит и гонит жену – 12, 126,
96. При лихорадке и жаре – 96,
97. О возвращении мужа с войны или отлучки – 74, 104,
98. От засилия вредителей – 101,
99. Отыскать украденное – 63,
100. При параличе – 102, 112,
101. На страждущего перед смертью – 111, 128,
102. От духа гордости – 61,
103. От укуса ядовитых змей и насекомых – 90,
104. От курения и наркомании и блуда – 37, 78, 105,
105. От туберкулеза, гриппа и др. инфекций – 76, 110, 112, 132,
106. От рака и др. опухолей, СПИДа – 36, 69, 81, 101, 151,
107. При ожогах – 49, 107,
108. Прощение не церковных родственников 34, 100,и Евангелие от Иоанна.
Со страхом Божиим и верою приступите, помните, что псалмы – это не заклинание, а святые молитвы. Аминь.
ДОПОЛНЕНИЕ
От 18 октября 2015 года
Вышла книга в 400 страниц
МОЛИТВЫ и ПСАЛМЫ
На всякую потребу души
наследие
Святого Паисия Святогорца
Издательство “Сатисъ” С-Пб
2015 год
По благословению митрополита Арголиды
НЕКТАРИЯ
Этот молитвослов содержит избранные псалмы и молитвы с указанием, в каких случаях и обстоятельствах их читал великий подвижник нашего времени святой Паисий Святогорец в соответствии с практикой греческого православного благочестия.
Кратко:
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
1. Читаем псалом 50
2. Под Твою милость.
3. Молитва св. Арсению Капподокийскому,
4. Молитва свт. Тихону Московскому, патриарху,
5. Псалом – соответствующий нужде
6. Сподоби Господи, в день сей без греха сохранитеся нам.
7. Достойно есть.
8. Яко Твое есть Царство и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.