Псалом 3: текст молитвы, для чего читают

Псалом Давида 3

Каждый псалом Давида написан в результате каких-либо событий, происходящих в его жизни. Очень часто — это события тяжелые, моменты испытаний, несмотря на то, что многие песни не имеют исторического объяснения и контекста, то псалом 3 в своем начале дает понять, когда именно и при каких обстоятельствах была написана эта песнь надежда на Господа.

История написания

Несмотря на множество испытаний и трудностей в жизни, пророк Давид всегда оставался непоколебимым в одном — своей надежде на Господа. Он был преследован врагами не раз, но всегда в такие периоды, помимо псалмов-плачей, были у псалмопевца и радостные, полные надежды произведения. Псалом № 3 был написан в один из таких периодов жизни Давида. В начале самим автором указано «когда бежал от сына своего Авессалома», что дает читателям понять исторический контекст написания.

Сын Давида Авессалом переманил на свою сторону несколько уважаемых и могущественных людей в Израиле и поднял восстание против своего отца. Давид вынужден был бежать из города, чтобы спастись с небольшим количеством все еще преданных ему людей. Состояние царя тогда сложно представить: он болен, сын поднялся против, друг предал, ему некуда бежать, и никто не готов принять беглеца. Внешнее и внутреннее состояние Давида крайне разбитое.

Важно! Историки утверждают, что данный псалом был написан уже после бегства из Иерусалима, когда за Авессалома была большая часть войска, и царь был вынужден опасаться за свою жизнь.

Именно поэтому начало псалма отличается унылым настроением и описанием безвыходности ситуации, но уже к середине настроения автора меняется, ведь он понимает, что Господь все равно не оставил.

Другие псалмы царя Давида:

Богослов Александр Лопухин говорит, что именно Всевышний стал для беглеца источником уверенности в будущем. Так псалом превращается из плача в хвалу Господу.

Толкование

Подробное описание истории, во время которой был написан данный текст изложен во второй книге Царств 12 главе. Но чтобы лучше понять автора следует вначале прочитать псалом, ниже он приведен на старославянском и русском языке, для лучшего понимания читателей.

Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же, Господи, Заступник мой ecи, слава моя и возносяй главу мою. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея. Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил ecи вся враждующыя ми всуе: зубы грешников сокрушил ecи. Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое.

1. Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего.

2. Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня,

3. многие говорят душе моей: «нет ему спасения в Боге».

4. Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою.

5. Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей.

6. Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня.

7. Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня.

8. Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых.

9. От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое.

После внимательного прочтения, следует разобрать построчно:

  1. Стихи 2-4: описание скорбей автором. Он рассказывает, что подвергся заговору со стороны близких, которые ополчились против и жаждут его смерти. Он не сделал зла ни своему сыну, ни своим подданным, которые теперь обратились против и день ото дня их число растет. Он также упоминает, что многие другие начали сомневаться в избранности царя Богом, ведь он болен, бежал и имеет весьма шаткое положение среди своего народа. Но Господь слава и защита в любых искушениях и Ему он вознесет свою славу и хвалу;
  2. Стихи 5-6: Давид воззвал к Творцу всеми своими чувствами и мыслями, и Господь услышал его на Своей горе и пришел на помощь. Давид долго был в скорбях и печален духом, он не знал, что предпринять подобно спящему, но Всевышний пришел на помощь и возбудил дух;

Правила чтения

Данный текст входит в последование Шестопсалмия — молитвенные тексты, которые составляют вечернее православное богослужение. Читать псалом можно и дома в вечернее время, во время совершения молитвы, но лучше выделять время для вечерней службы. Во время нее гасят свет и в полумраке читают псалмы, источником света часто является только лампада в руках у священника.

Читайте также интересные статьи:

В полумраке есть и сакральный смысл: человек без Господа пребывает в темноте и не знает пути и дороги, но Бог своей милостью касается сердца человеческого и помогает ему верой и молитвами зажечь надежду на спасение.

Псалом 3

В жизни царя Давида было много тяжелых испытаний и горя, но предательство родного сына стало самым мучительным временем для Давида. Именно в те минуты отчаяния и уныния он написал текст псалма 3, в котором возлагает надежды на спасение и избавления на Господа.

Текст молитвы псалом 3

На церковнославянском языке

Псалом Давиду, внегда отбегаше от лица Авессалома, сына своего

1 Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя,

2 мнози глаголют души моей: несть спасения eму в Бозе eго.

3 Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою.

4 Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея.

5 Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя.

6 Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя.

7 Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующыя ми всуе: зубы грешников сокрушил еси.

8 Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое.

На русском языке

Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего.

1 Господи, почему умножились теснящие меня?

2 Многие восстают на меня, многие говорят душе моей: нет спасения ему в Боге его.

3 Но Ты, Господи, заступник мой, слава моя, и Ты возносишь главу мою.

4 Гласом моим я ко Господу воззвал, и Он услышал меня со святой горы Своей.

5 Я уснул и спал; пробудился, ибо Господь защитит меня.

6 Не убоюсь множеств людей, кругом нападающих на меня.

7 Восстань, Господи, спаси меня, Боже мой, ибо Ты поразил всех враждующих против меня тщетно, зубы грешников Ты сокрушил.

8 От Господа спасение и к народу Твоему – благословение Твоё.

История написания

Трудности встречаются в жизни каждого, но жизнь царя Давида за 1000 лет до Рождества Христова была полна смертельно опасных испытаний. Родного сына царя Авессалома переманили на свою сторону предатели и враги. Этот удар был для Давида неожиданным, подкосил и без того больного царя. Ему пришлось бежать из города с небольшим количество верных людей, в то время как сын, заручившись поддержкой большей части войска, преследовал царя. В подписи к тексту псалма 3 указано, что именно об этом периоде жизни и писал Давид.

Молитва пропитана тоской и унынием, страхом за жизнь и искренней надеждой в поддержку и защиту Господа. Третий псалом относится и к псалмам-плачам, и к хвалебным песням. Если вначале описываются страдания Давида, то к концу молитва преображается, наполняется силой и твердой верой в силу Господа, в светлое будущее, которое обреет праведник.

Когда читать псалом 3?

Текст песни входит в состав Шестопсалмия, которое используется в православных вечерних службах. Разрешается читать псалом 3 на русском языке дома, но желательно вечером и в полумраке, например, при зажженных свечах перед иконами. Приглушенный свет здесь играет свою роль, олицетворяет смятение человека, оказавшегося на перепутье, молитвой он взывает к Господу, который дарует ему свет – путь к спасению.

Толкование

История, которая описывается в тексте песни, приведена во второй книге Царств, в главе 12. Псалом 3 отличается эмоционально насыщенным изложением, которое не просто повествует о событиях прошлого, но и описывает чувства царя Давида, силу его веры и преданности Богу.

Песни Псалтири состоят из стихов, разбор которых открывает общее толкование псалма 3:

  • Стих 1-3 – царь Давид говорит о своих горестях и врагах. Он был предан близкими людьми, большинство ополчилось на него, но он не оставлял веру, которую не все хотели признавать. Люди забыли о Боге, а потому перестали верить в то, что Давид Господом избран на царствование. И всё же царь не оставлял надежды и искал защиты только у Бога.
  • Стих 4-5 – просьбы и молитвы Давида были услышаны, Господь защищал и оберегал его беспрестанно. Печаль и скорбь лишали сил, но Бог был помощником, а вера — источником силы даже в трудные времена.
  • Стих 6 – дух Давида окреп, царь обрел уверенность в будущем, которую принесла ему надежда. Уповая на Господа, Давид перестал бояться врагов и расправы, здесь понимаются не только конкретные люди, но и все преграды, даже внутренняя борьба, которые встают на пути праведного.
  • Стих 7-8 – автор признает и восхваляет силу Господа. Давид возлагает надежду на свое спасение Богу, так как Он защищает весь свой народ, каждого верующего.

Толкование псалма 3 открывает главную мысль песни – даже в скорби и отчаянии нужно верить и надеяться в Господа, так как в нём единственное спасение человека.

Псалом 3: для чего читают, толкование, текст молитвы

Для чего читают Псалом 3? Каково толкование Псалма и что значат его стихи? Слушать онлайн или читать текст молитвы Псалом 3 на русском и церковнославянском языке вы можете у нас на сайте.

Псалом 3 на русском языке

1 Господи, почему умножились теснящие меня?

2 Многие восстают на меня, многие говорят душе моей: нет спасения ему в Боге его.

3 Но Ты, Господи, заступник мой, слава моя, и Ты возносишь главу мою.

4 Гласом моим я ко Господу воззвал, и Он услышал меня со святой горы Своей.

5 Я уснул и спал; пробудился, ибо Господь защитит меня.

6 Не убоюсь множеств людей, кругом нападающих на меня.

7 Восстань, Господи, спаси меня, Боже мой, ибо Ты поразил всех враждующих против меня тщетно, зубы грешников Ты сокрушил.

8 От Господа спасение и к народу Твоему – благословение Твоё.

Псалом 3 на церковнославянском языке

1 Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя,

2 мнози глаголют души моей: несть спасения eму в Бозе eго.

3 Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою.

4 Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея.

5 Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя.

6 Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя.

7 Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующыя ми всуе: зубы грешников сокрушил еси.

8 Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое.

Псалом Давида о том, что только от Господа можно иметь спасение

Читать третий Псалом необходимо тем, кто находится в стесненных обстоятельствах. Особенно в тех случаях, когда они преданы близкими людьми. Давид бежал от своего сына Авессалома, потому что тот решил отобрать у Давида, отца своего, престол. Хотел царствовать вместо него. Предыстория тому, что Авессалом поступил так, большая. У него была сестра Фамарь, которая приходилась ему родной. Но у Давида были и другие жены, помимо их матери. И детей было много. Один из них, по имени Амнон, обесчестил Фамарь, но Давид не вынес ему жесткого приговора. Оттого Авессалом затаил обиду на Давида и решил отобрать у него царство. Давиду пришлось скрываться от собственного сына.

Он не желает сражаться с тем, кого когда-то баюкал на руках и укладывал спать. Это против его моральных устоев. Он с радостью отдал бы престол Авессалому, но незадолго до этого получил от Бога слово, что следующим правителем после него станет его самый младший сын Соломон. Что не будет правителя мудрее и богаче, чем Соломон. Авессалом же не столько хотел получить именно престол, сколько желал просто отомстить отцу за то, что тот не был достаточно строг в Амноном, который лишит его сестры девственности насильственным путем. Почему Давид так и не отважился наказать Амнона, до сих пор остается загадкой.

Детальное толкование

Третий Псалом Ветхого Завета можно поделить на 4 части:

  1. Давид сетует на то, что у него стало много врагов и тех, кто восстает на него (стихи 1-3).
  2. Давид уверен, что Бог в силе спасти его, Господь слышит его стенания (стихи 4-5).
  3. Давид знает, что Бог защищает его, поэтому он спокойно ложится спать, надеясь на своего Спасителя (стихи 6-7).
  4. Давид просит Господа заступиться за него и помочь поразить всех его врагов (стихи 8-9).

Деление условное, сделано для того, чтобы лучше понять значение Псалма и его основную мысль.

Часть 1 – Давид сокрушен по поводу того, что на него восстал собственный сын

Стих 1

Давид поет этот Псалом Богу, когда находится в бегах от своего сына Авессалома. Однако не нужно думать, что царь приходит к Богу только тогда, когда ему было плохо. Нет. В Библии очень много Псалмов, написанных им во времена, когда все у царя было хорошо. Давид в такие моменты своей жизни начинал благодарить Бога в песнях и прославлять Его. Делал он это еще с подросткового возраста, когда пас овец своего отца. Для него восхвалить Бога такое же привычное занятие, как вести баранов на пастбище и обратно.

Параллельные стихи из Писания:

    2 Цар 15:13 – к Давиду пришел вестник и сказал ему о том, что многие из его народа перешли на сторону Авессалома. 2 Цар 17:22 – Давид вместе со своей семьей и подданными, которые остались ему верны, перешли реку Иордан к рассвету, чтобы не настиг их Авессалом и не убил всех тех, кто решил быть с Давидом до конца.

Стих 2

Давид осознал, что не все из его страны поддерживают и одобряют его. Нашлись те, кто захотел, чтобы правителем стал его сын Авессалом. Это стало для него ударом и предательством. Причем двойным, от подданных и от родного сына, который когда-то клялся ему в верности. Он никак не ожидал, что в его семье могут возникнуть такие разногласия.

Хотя Бог предупреждал его об этом. В то время, когда он согрешил с Вирсавией, своей нынешней женой. Он взял ее себе еще тогда, когда она была замужем за другим мужчиной. Что являлось большим грехом. Первый их совместный ребенок умер при родах и тогда Бог возвестил Давиду, что в его семье грядут распри и ссоры. С того времени прошло много лет. И вот слово Господа исполнилось в его жизни. Бог держит свое слово. Ничего, из сказанного Им, не остается тщетным, но обязательно исполняется.

Параллельных стихов из Писания нет.

Стих 3

Многие из тех, кто перешел на сторону его сына, уверены, что в скором времени сокрушат Давида и посадят на престол Авессалома. Они полагают, что это произойдет быстро, потому что Авессалом молод, силен и имеет поддержку при дворе. Смеются над Давидом и ждут его скорейшего поражения и смерти.

Параллельных стихов из Писания нет.

Часть 2 – В каком бы бедственном положении Давид ни находился, он уповает на Господа

Стих 4

Давид называет Бога своим щитом и славой. Щитом, потому считает, что Бог ограждает его от неприятностей и спасает от смерти. Никакое оружие не коснется Давида, потому что сам Господь является его щитом. Славой, потому что когда Давид одержит победу над своими предателями, это прославит его, но всю благодарность он воздаст Богу. Давид никогда не говорил, что всего он добился только собственными силами. Если бы не Бог, то не быть бы ему царем. Ведь именно Господь отправил своего пророка помазать Давида на царствование, когда тот был еще подростком и ничего не понимал.

Параллельных стихов из Писания нет

Стих 5

Давид уверен, что когда он взывает к Господу, что Тот слышит его и помогает царю. Даже находясь на Святой горе. Местонахождение Бога описано тут не в прямом смысле, потому что Господь не может находиться только в каком-то одном месте. Он вездесущ. Он везде сразу. Его личность невозможно объять и уж тем более поместить только в какую-то одну область вселенной.

Параллельных стихов из Писания нет.

Часть 3 – Давид не боится восставшего на него народа, потому что уповает на Господа

Стих 6

Давид спокойно ложится спать и говорит Богу, что надеется на то, что Тот защити его во время сна. Что не будет нападения посреди ночи, потому что сам Бог будет защищать царя, его семью и весь народ, который отправился с ним.

Параллельных стихов из Писания нет

Стих 7

Со всех сторон на Давида ополчился народ, который считает, что он был несправедлив по отношению к Авессалому и слишком мягок к Амнону. Но сам Давид не видит в своем поведении несправедливости. Царь не боится протестующих и всех тек, кто принял сторону его сына. Он любит своего отпрыска и не желает ему плохого. Поэтому и сбежал, чтобы не сражаться на мечах с тем, кого сам же произвел на свет.

Параллельный стих из Писания:

    ПС 26:3 – Давид говорит Богу, что если на него ополчится все войско, которое есть у в царстве, он не убоится его, потому что полностью доверяет Богу свою жизнь и знает, что Всевышний не позволит его умереть не в свое время.

Часть 4 – Давид призывает Бога поспешить к нему на помощь

Стих 8

Давид, несмотря на свое доверие Богу, все равно просит его помочь ему как можно скорее, потому что находится в стесненных обстоятельствах. Во время отхода с ним находится его жена Вирсавия и совсем еще маленький сын Соломон, который впоследствии сядет на царство. Побег очень сложен для всего его народа и не все города принимают царя. Но есть провинции, которые с радостью распахивают для Давида свои ворота, кормят их и помогают всем, чем могут, потому что принимают сторону своего правителя и считают, что лучшего им не сыскать.

Параллельных стихов из Писания нет

Стих 9

Давид уверен, что Бог благословляет весь его народ, который остался с ним и не перешел на сторону Авессалома. Он уверен, что только от Господа придет к нему спасение. Он не уповает на собственные силы, хотя за все время своего царствования победил много врагов, одержал в войнах много побед. Но в данной ситуации против него восстал его собственный сын. Он не хотел быть детоубийцей, поэтому полностью доверился Богу в надежде на то, что Господь все сделает так, как должно быть.

Параллельных стихов из Писания нет.

Краткое толкование

Истолковать третий Псалом коротко можно так:

    Давид, убегая от преследования своего сына Авессалома, который хочет занять его престол, молится Богу. Много стало тех, кто противится Давиду и восстает против него. Они говорят ему, что Бог не поможет ему и победа обязательно будет за Авессаломом, потому что тот молод, красив и силен. Он больше всех из его сыновей достоин царствовать еще и потому, что является старшим сыном. Но Бог идет перед Давидом как щит, чтобы обезопасить его от его же врагов, защитить и не дать случиться беде. Бог сам возносит Давида высоко, потому что сам выбрал когда-то его царем для этого мятежного народа. Бог слышит каждое слово своего помазанника, знает его мысли и то, что творится в сердце у Давида. Он все держит в своих руках и в нужное время обязательно выведет Давида из этой непростой ситуации. Давид спокойно ложиться спать в надежде на то, что Бог будет охранять его сон и не даст его недругам неожиданно напасть на его семью и всех подданных неожиданно ночь. Давид не боится народа, потому что его защищает Тот, кто сильнее любой человеческой силы на земле. Царь просит Господа восстать и сокрушить всех его предателей. Сокрушить их так, чтобы они уже не смогли больше восставать против собственного царя. Бог благословляет тех, кто остался верен Давиду. Только от него они ждут спасения и избавления. Верят, что скоро вернуться в свои дома и продолжать вести прежнюю жизнь, которая была у них до бегства и всех этих серьезных политических проблем.

Третий Псалом состоит из 9 стихов и 13 предложений. Находится на странице 569 Библии синодального перевода. Исполнил третий Псалом царь Давид.

Слушать Псалом 3


Псалом 3

ПСАЛОМ 3- ТЕКСТ С УДАРЕНИЯМИ И ПЕРЕВОДОМ

Псалом № 3 (со Славой) слушать:

КАФИЗМА 1

Псалом 3Псалом 3
1 Псалом Давиду, Внегда́ отбегаше от лица́ Авессалома, Сы́на своего́,1 Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего.
2 Го́споди, что ся умно́жиша стужа́ющии ми? Мно́зи востаю́т на мя,2 Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня
3 мно́зи глаго́лют души́ мое́й: несть спасе́ния ему́ в Бо́зе его́.3 многие говорят душе моей: «нет ему спасения в Боге».
4 Ты же, Го́споди, Засту́пник мой еси́, сла́ва моя́ и вознося́й главу́ мою́.4 Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою.
5 Гла́сом мои́м ко Го́споду воззва́х, и услы́ша мя от горы́ святы́я Своея́.5 Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей.
6 Аз усну́х, и спах, воста́х, я́ко Госпо́дь засту́пит мя.6 Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня.
7 Не убою́ся от тем люде́й, о́крест напа́дающих на мя.7 Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня.
8 Воскресни́, Го́споди, спаси́ мя, Бо́же мой, я́ко Ты порази́л еси́ вся вражду́ющыя ми всу́е: зу́бы гре́шников сокруши́л еси́8 Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых.
9 Госпо́дне есть спасе́ние, и на лю́дех Твои́х благослове́ние Твое.9 От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое.

Слава:

ОБЪЯСНЕНИЕ И КРАТКОЕ ТОЛКОВАНИЕ 3 ПСАЛМА

По Божиему попущению вера Давида была, в течение его жизни, неоднократно была испытана Богом. На жизнь Давида, в борьбе за власть, покушался и его сын Авессалом, который подготовил вооруженное восстание. Из-за этого Давид вынужден был оставить Иерусалим и бежать с некоторыми из приближенных людей от преследования Авессалома.
Поэтому псалом 3 имеет такое надписание — Псалом Давиду, внегда отбегаше от лица Авессалома сына своего.

Пс.3:2 Господи, что ся умножиша стужающии ми; мнози востают на мя.

«Господи! как много у меня врагов!» Во Второй книге Царств повествуется, что с Авессаломом против Давида восстали очень многие «мнози восстают на мя», потому что Авессалом лестью и обманом «приусвои сердца сынов Израилевых», т.е. вкрался в сердца их (2Цар. 15:6,12).
Почти весь израильский народ пристал к Авессалому, решившемуся низвергнуть Давида и взойти на престол израильского царства. Посему в молитве к Богу Давид жалуется на множество врагов своих.
Давид любил сына своего Авессалома и просил военачальников своих сохранить жизнь его в случае поражения его войска, и горько потом плакал он о сыне своем, когда узнал о смерти его. Так и Иисус Христос плакал о погибели врагов Своих и молился за них.
Ахитофел, искренний друг и советник Давида, изменил ему, предался на сторону Авессалома и потом сам удавился. Так Иуда, один из близких учеников Христа, предал Его и после того сам удавился.

Пс.3:3–4 Мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою.

Давид, молитвенно жалуясь Господу Богу под множеством врагов, понимает не одних внешних, видимых врагов своих, но и врагов внутренних, которые в душе пророка старались возбудить помыслы отчаяния в милости Божией, чтобы вернее погубить его. Потому он и говорит в молитве Богу: «Многие говорят душе моей: напрасно он надеется на помощь Божию; нет ему спасения от Бога».
Как и нечестивые иудеи, ругаясь Христу, распятому на кресте, говорили: «Упова на Бога: да избавит ныне Его, аще хощет Ему» (Мф. 27:43).

Пс.3:4 Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою.

Но никакие злобные внушения врагов Давида не могли поколебать твердости веры его в Бога, он всегда твердо исповедовал – и пред людьми, и пред лицем Всеведущего Бога, говоря как бы так: пусть враги мои говорят, что всуе, напрасно надеялся на Бога: все они прельщаются. Ты, Господи, не оставляешь никогда уповающих на Тя, – всегда это скажу; Ты заступник мой; Ты слава моя; Тобою одним хвалюсь я, и Ты не предашь меня поруганию врагов моих. Ты возносишь главу мою.
Возношение главы, поднятие ее кверху означает состояние радости и веселия духа, как и наоборот, наклонение главы и посупление лица есть знак печали и сетования.

Пс.3:5 Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея.

Под горою святою разумеет псалмопевец те места особого невидимого присутствия Божия, какие в его время особенно свято чтились иудеями.
Это, во-первых, храм, или тогдашняя скиния Божия, находившаяся на горе Сион, и, во-вторых, небо, «небесный Иерусалим» (Евр. 12:22). Таким образом, стих пятый псалма может быть выражен следующими словами: в тяжких скорбях, при нападениях врагов моих взывал я ко Господу, и Он милостиво принимал молитвенный вопль мой так же, как и во храме Своем святом, и в небесном Своем Сионе.

Пс.3:6–7 Аз уснух и спах, востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людий, окрест нападающих на мя.

Тмами на славянском языке называются великое множество людей, или десятки тысяч. Таким образом, смысл изречений 6-го и 7-го стихов может быть выражен так: «Господь слышит молитвенный вопль мой, и потому во время вражеских нападений, сплю ли я или бодрствую, я уверен, что Господь защищает и ограждает меня. Поэтому-то и не страшно для меня великое множество врагов, окружающих и ополчающихся на меня, хотя бы их были десятки тысяч, тмы».

Пс.3:8 Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой: яко Ты поразил еси вся враждующыя ми всуе, зубы грешников сокрушил еси.

Слово «воскресни» употреблено здесь не в прямом смысле воскресения из мертвых, а в переносном. Господь называется воскресающим, или восстающим от сна, когда приходит нам на помощь, и, наоборот, называется спящим, когда не приходит или не оказывает Своей помощи.
Под зубами грешников разумеется, по изъяснению св. отцов, крепость, или сила согрешающих против Давида, или злословие их и хулы. Поэтому сокрушать зубы грешников – значит лишать их крепости, силы, уничтожать их клеветы.
Таким образом, выразив уверенность в Божественном покровительстве и заступлении от врагов, Давид и еще обращается с молитвою к Господу, чтобы Он опять восстал на защиту его и спас его от всех враждующих против него напрасно, безвинно: «Восстань, – говорит, – Господи, в помощь мою и спаси меня, как и доселе Ты поражал всех враждовавших против меня и, как презренных, сокруши их десницею Твоею».

Пс.3:9 Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое.

В заключение псалма святой псалмопевец еще раз выражает глубокое признание, или исповедание того, что спасением своим от врагов и сам он, и находящиеся при нем люди обязаны Единому Господу, и что благословение Господне почивает на тех людях, которые надеются на Господа и ищут Его помощи: не только я Тебе единому, Господи, обязан спасением, но и на всех исповедающих имя Твое Ты простираешь Свое благоволение.

Почему 3-й, 53-й, 58-й, 142-й и 101-й псалмы читаются во время посещения скорбей?

Священная история, раскрываемая в Библии, имеет словно бы двойной смысл. С одной стороны, это реальные факты, произошедшие в прошлом, с другой – их можно транспонировать на внутренний мир человека, на его сокровенную духовную жизнь. Гениально сочетал духовные микрокосм и макрокосм Священного Писания преподобный Андрей Критский в своем Великом покаянном каноне. Тот же самый гений обнаруживается и у святого пророка и царя Давида, когда события из его личной жизни и истории Израильского царства выходят за пространственно-временные рамки и становятся событиями духовного вселенского и в то же время сокровенно-внутреннего масштаба жизни человеческой души, ее взаимоотношений с Богом.

Именно потому еще псалмы имеют для нас такое ценное значение. Для сотен поколений православных христиан псалмы становились надежным оружием в духовной брани с диаволом и словесным путем ко спасению.

Вышеозначенные псалмы с Божьей помощью соединил в одно молитвенное правило преподобный Амвросий Оптинский, назвав его «Правило, читаемое во время скорби». Об этом он писал одному своему духовному чаду в письме: «Надейся на милость и помощь Божию и веруй, что силен Господь избавить тебя от всех козней человеческих и вражеских. Сказано в псалмах: “Господь разоряет советы языков и отметает мысли людей; совет же Господень пребывает во век”.

Выписываю тебе псалмы, которыми молился святой Давид, когда был в гонении от врагов: 3-й, 53-й, 58-й, 142-й. Выбери из этих псалмов приличные для тебя слова и почасту прочитывай их, обращаясь к Богу с верою и смирением. А когда будет бороть тебя уныние или томить душу безотчетная скорбь – прочитывай 101-й псалом».

Итак, почему же именно эти псалмы преподобный Амвросий выбрал для молитвы, читаемой во время скорби?

3-й псалом

Третий псалом был написан Давидом, когда на него восстал его сын Авессалом. Все исторические реалии предвещали ему победу. Так, народ в большинстве своем был за Авессалома. Царя Давида поддержала всего горстка людей, даже ближайший советник Давида Ахитофел оказался на стороне Авессалома. Давид был принужден бежать, преследуемый, как затравленная лань, войском сына. Все это позволило резонно заметить профессору Александру Лопухину в книге «Толковая Библия»: «Точно указать, в какой момент был написан этот псалом нельзя, но можно думать, что уже после бегства его из Иерусалима, когда с Давидом была только небольшая группа преданных ему лиц, на стороне же врагов была громадная масса, энергично преследовавшая Давида, так что, по-видимому, нельзя было ожидать спасения для него (Пс. 3:3), и он сам опасался за свою жизнь (Пс. 3:6)».
Поэтому псалом так и начинается: «Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня…» Но в то же время в псалме нет и нотки уныния. Святой Давид убежден, что Господь его спасет: «От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое (Пс. 3:9).

И это действительно происходит. Бог выступает на стороне праведника. Ахитофел заканчивает жизнь самоубийством. Войско Авессалома разбивают сторонники Давида. Его же самого, запутавшегося длинными волосами в ветвях дуба, пронзают стрелами.

Хотя сам Давид дал четкое приказание воинам не убивать сына. И после его смерти он оплакивал смерть непокорного чада словами: «Сын мой Авессалом, – восклицал он, – сын мой, сын мой, Авессалом! О, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой!» (2 Цар. 18:33).

Сердце его в этой страшной Богоборческой и отцеубийственной войне не ожесточилось, но осталось чистым, милосердным и любящим.

53-й псалом

Написан святым пророком и царем Давидом по похожему историческому поводу. Когда законно помазанный царь евреев молодой Давид принужден был спасаться бегством от безумного, не желающего отдавать власть царя Саула. Одно время Давид укрывался в пустыне возле иудейского города Зиф, но зифляне решили предать его и выдать Саулу. Но Господь спас праведника, потому что он уповал на Него, как это мы видим из стихов псалма: «Се бо Бог помогает ми, и Господь Заступник души моей» (Пс. 53:6).

58-й псалом

Этот псалом очень схож с предыдущим, так как написан примерно по тому же поводу. Когда еще Давид служил Саулу, последний, подстрекаемый унынием, властолюбием и бесом, пытался убить Давида, метая в него копье или окружая стражами в доме. Это святое стихотворение написал псалмопевец, находясь под страшным и убийственным прессингом царя и его слуг. Как и в предыдущем псалме, он полностью уповал на Бога, непреложно веря, что Он спасет его: «Помощник мой еси, Тебе пою: яко Бог Заступник мой еси, Боже мой, милость моя» (Пс. 58:18).

142-й псалом

Этот псалом снова нас отсылает к гонению, воздвигнутому сыном Авессаломом на отца Давида. Именно эти скорби побудили святого псалмопевца его написать. Как и прежде, пророк полностью уповает на Всевышнего и во всем происходящем видит Его благую волю. Он молится о следующем: «Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Тво благий наставит мя на землю праву» (Пс. 142:10). Несмотря на скорби, Давид учится словно бы смотреть сквозь них, вперяя средоточие своих ума и сердца в живого истинного Бога и в Нем только обретая спасение.

101-й псалом

Интересно, что в Библии данный псалом надписан следующим образом: «Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою».

Этот псалом написан уже не святым пророком и царем Давидом, но после его смерти, во время страшной скорби, постигшей еврейский народ в конце VI века до Рождества Христова, которое в исторической науке называется Вавилонским пленением. Это воистину была страшная скорбь, постигшая евреев за отступление от веры в истинного Бога и уклонение в язычество. Иерусалим и его главную святыню – храм Соломонов практически разрушили до основания. Многие евреи были убиты, многие уведены в вавилонский плен, многие рассеялись по миру. Но и в этом страшном испытании, в этом кровавом мраке истинно верующему видится лучик надежды. И псалом заканчивается стихом: «Сыны рабов Твоих будут жить, и семя их утвердится пред лицеем Твоим» (Пс. 101:29).

История подтвердила эту надежду. Евреи милостью Божией вернулись из вавилонского плена и снова отстроили храм. Он не был уже такой великолепный, как Соломонов, но именно в него пришел Господь и Спас наш Иисус Христос.

Заключение

Из этих псалмов можно сделать вывод о трех вещах, необходимых православному христианину для жизни и особенно для претерпевания скорбей.

Первая из них – твердое упование на Бога и надежда, что Господь верных Своих не оставит никогда. Он их спасет, проведя через горнило испытаний.

Вторая – нужно любить своих врагов, иметь незлобие сердца, подобно царю Давиду, который имел несколько возможностей убить Саула, но всякий раз миловал его. Он не мог поднять руку на помазанника Божия, которым являлся царь Саул. Но и любой человек – это своего рода помазанник Божий. Он образ и подобие Божие.

И третья – нужно молиться. И тогда пламя скорби утихнет, а сквозь него покажутся чистые родники спасения. И все будет с Божьей помощью хорошо…

Псалом Давида 3 на русском и церковнославянском языке

Жизнь пророка Давида никогда не была простой. На пути его поджидали опасности и испытания. Одной Богородице было не под силу справиться с этими проблемами, и Давид обратился к Богу. Отражение его жизненных неурядиц являет миру Псалтырь.

Если многие псалмы не могут достоверно объяснить читателю, когда и где происходило событие. В псалме 3 уточняется момент, при каких обстоятельствах написана эта песня, уповающая на милость Господа.

Внимание! Рекомендуем вам прочитать молитву о деньгах и благополучии, перейдя сюда.

История написания

Какие бы препятствия не появлялись на пути ветхозаветного пророка, тот уповал на единственную силу, способную уберечь от невзгод. На любовь Господа-Бога нашего. Тогда Божья Матерь еще не появилась, и ветхозаветный мир был под защитой Бога. Давида же постоянно преследовали враги, которые хотели навредить ему.

Именно таким событиям посвящено большинство псалмов-плачей Давида. Однако не все в жизни горести да страдания. Псалом 3 рассказывает нам о периоде из жизни пророка, наполненного надеждой на лучшее. «Когда бежал от сына своего Авессалома».

Эта фраза отсылает нас в конкретный период Иудейского Царства. Контекст написания становится понятнее и на основе исторических фактов мы может составить картину событий, которые подтолкнули Давида бежать Иерусалима.

Сын Давида честолюбив и эгоистичен. Его безумная тяга к власти была нездоровой. Возымев желание свергнуть отца и стать царем Иудейским, Авессалом переманил на свою сторону могущественных людей. Об этом узнал Давид и бежал из Иерусалима.

В этот момент будущий пророк переживал не лучшие времена. Его здоровье было разбитым, предательство лучшего друга и сына только усугубили его недуги. Душевное истощение сулило царю гибель. Его сын поднял войска и устремился на поиски беглеца. Нетрудно представить, в каком положении находился Давид.

Именно поэтому в начале стиха мы не можем обнаружить позитивных мыслей. Все пропитано печалью и унынием. Однако, ближе к середине повествования, Давид все-таки обращает думы к Господу. Тогда плач прекращается и начинается период восхваления Бога и его Даров.

Когда читать псалом 3

Рассматриваемый псалом Давида входит в состав Шестопсалмия, которое объединяет Псалтырь. Обычно их читают на вечерних православных службах. Псалмы обладают удивительной силой, поэтому, помимо храмов, их разрешается читать и дома. Однако создайте особые условия дома: подготовьте икону и зажгите свечи. Только тогда начинайте читать акафизму 3.

Важно! Свечи создают необходимый настрой. В приглушенном свете происходить реализация состояния души христианина. Смятение, в котором некогда находился ветхозаветный пророк. Именно в таком состоянии Господь укажет вам верный путь. Дома он читается так же в вечернее время.

Акафизма 3 имеет особую силу, когда читается при определенных жизненных ситуациях:

  • Когда создается ощущение, что Господь оставил наш мир, вера в святые Дары Его начинает угасать.
  • Беды обрушиваются непрерывно и будто не собираются прекращаться.
  • Верующего человека начинают окружать враги явные и мнимые (пороки, злые люди в греху, страсти и тд)
  • Эмоции не поддаются контролю. Радость сменяется на уныние, мир «сереет».
  • Когда нет явного выхода из ситуации. Тупик и нет пути назад.

Для чего читается эта акафизма? Для того, чтобы излечиться от уныния.. Уныние действует как яд, постепенно убивая человека изнутри. Порождает духовных самоубийц. Сосредоточьтесь на своей вере и призовите Господа в жизнь, как некогда сделал пророк Давид. Только чистое сердце, благородные стремления и крепкая вера позволит вашей акафизме достигнуть Его ушей.

Толкование

В отличие от остальных плачей,третий псалом сопровождает эмоциональная насыщенность. Толкование смысла заключается в том, что объединяются повествование событий прошлого и описание чистых чувств и сильной веры к Господу.

Если взяться за подробный разбор стихов акафизмы 3, то можно понять, какие чувства испытывал пророк, и в каком смятении находилась его душа.

  • Стих 1-3. Здесь Давид рассказывает о том, как его предали дорогие ему люди. Произошло то, что не должно было происходить: люди забыли оБоге. Забыли они так же о том, что он избран Господом на царство. Таким образом, в таком падении веры, Давид все равно не отворачивается от Владыки своего и продолжает верить в то, что наступит мир и спокойствие.
  • Стих 4-5. В этих стихах Господь услышал молитвы и на протяжении всего пути оберегал его от опасностей. Да, пророку было тяжело, ибо печаль и скорбь съедали его. Но вера и любовь Бога помогали ему двигаться вперед, постепенно исцеляя душу.
  • Стих 6. Давид исцелился, физические и духовные силы возросли. Страх перед недругами пропал. На стороне был Господь, а значит в силах пророка было изменить злые законы, установленные его сыном и приближенными.
  • Стих 7-8. Окончательная победа Давида и Господа. Вероломный сын-предатель Авессалом был низложен, Бог вернулся в жизнь иудеев. Здесь пророк хвалит Бога за его Дары и как Он бережно охраняет весь свой народ от тьмы и бесовского влияния. Все слова Давида посвящены во славу Его.

Суть песнопения заключается в том, что вера в Бога всегда приводит на нужный путь. Давид имел шанс поддаться унынию и потерять собственный свет. Но помня, что уныние – это недуг, развращающий душу, не усомнился в любви Бога. Вместе со своим Владыкой они преодолели большие трудности, дух укрепился и страх врагом явных и мнимых перестал терзать его.

Пускай вас, постигла печаль, душит тоска, убивает уныние, то единственное исцеление, которые вы можете получить – это исцеление любовью Господа.Прочитать молитву – это то, что вы в силах сделать. Только Он в состоянии защитить вас и излечить ваши недуги. Вначале всегда тяжело. Вам лишь остается сохранять истинную веру в Божественный Промысел и не отказываться от своего Владыки.

Текст молитвы Псалом 3

На церковнославянском языке

Традиционно во время богослужения используется старославянский язык. Там же можно слушать живое исполнение. Такой подход к делу считается традицией, которой нельзя приминать. Обычно, по желанию верующего, 3 псалом читается в храме лично. В этом случае рекомендуется сохранить все ударения.

Церковно-славянский язык сложен для современного христианина. Если у вас возникли проблемы с прочтением или пониманием определенного слова, или псалом 3 текст которого не укладывается у вас в голове, то, не стесняйтесь обратиться за помощью к святому отцу. Тот всегда поможет, потому что молитва – это правильное дело, приближающее и душу, и тело к Граду Божьему, где восседают Бог и Богородица.

На русском языке

Церковь идет в ногу со временем и подготовила русский синодальный перевод третьего псалма. Этот вариант подходит для всех христиан. Псалом 3 на русском языке осовременен и понимаем всеми. Такое песнопение можно читать дома, пропуская через себя каждое слово в надежде понять его смысл. И он будет понят. Текст молитвы на русском языке рекомендуются к ознакомлению тем христианам, которые подготавливаются к исполнению песен-плачей на церковно-славянском языке.

Читайте также:  Псалом 4: текст молитвы, для чего читают
Ссылка на основную публикацию