Псалом 29
Псалом этот имеет следующее надписание: Псалом песни обновления дому Давидова, и он составляет 1-й стих псалма. В русских изданиях Псалтири надписание это читается различно. В переводе с еврейского оно читается так: «Псалом Давида; песнь при обновлении дома»; а в переводе с греческого так: «Псалом Давиду. Песнь освящения». Все эти три разночтения однако же понятны и не заключают в себе какого-либо противоречия. Они, напротив, ясно указывают: 1) на то, что псалом этот принадлежит Давиду, или составлен Давидом, 2) что составитель псалма назначил его для пения, с участием органа, псалтири и других употреблявшихся тогда музыкальных инструментов ( 1Пар.15:16 ; 2Цар.6:5 ), и 3) надписание это указывает на повод, или побудительную причину к составлению псалма сего. Впрочем, отцы Церкви и другие толковники псалмов дают различные объяснения относительно повода к составлению сего псалма. В историческом, или буквальном, смысле, под именем обновления, или освящения, дома некоторые разумеют освящение жертвенника на гумне Орны Иевусеянина, построенного Давидом по случаю язвы, опустошавшей землю Иудейскую ( 2Цар.24:18–25 ). Другие думают, что Давид, вместе с приготовлением различных материалов для построения храма, приготовил к освящению знаменитого храма Соломонова и этот псалом. Иные же в надписании сего псалма видят указание на торжественное празднество, устроенное царем Езекией, когда он, по воцарении своем, распорядился очистить храм Соломонов от запустения, допущенного при его предшественниках, и совершил праздник обновления храма ( 2Пар.29:3–28, 30:26 ). Большая же часть толковников надписание это относят к освящению новоустроенной Давидом скинии или к освящению дома Давидова по окончании постройки его или после осквернения его Авессаломом ( 2Цар.16:22 ). Вместе с тем весьма многие дают словам песнь обновления духовный, или таинственный, смысл и разумеют: или – обновление Церкви Божией чрез воплощение Христово, или – воссоздание человеческого естества смертью и воскресением Сына Божия и благодатью святого крещения. Домом, говорят еще, названа здесь душа Давидова, как сделавшаяся жилищем пророческого дара Святого Духа. Обновлением посему названо «обновление души» его ( Пс.50:12 ), когда, по учинении тяжкого греха ( 2Цар.12:9 ), чрез слезное покаяние он опять удостоился дара пророческого и стал пророчествовать по-прежнему.
Пс.29:2 Вознесу Тя, Господи, яко подъял мя еси, и не возвеселил еси врагов моих о мне.
Вознесу, или «превознесу», как читается в переводах с еврейского и греческого, значит то же, что – прославлю Тебя, Господи. Подъял, от слова подъять – значит: поднял, поддержал. Поднимают то, что упало; поддерживают то, что падает или чему грозит опасность падения. Или еще поднимают на высоту то, что лежит низко или внизу. Здесь пророк Давид говорит, очевидно, о себе и, обращаясь к Господу Богу, выражает намерение свое, или желание, прославить Господа за то, что Он поднял его. Давид происходил из низкого звания и состояния, был пастухом овец; но Господь поднял его на самую высоту земного звания и состояния, поставил его царем народа еврейского. Но прежде чем вступил он на высоту царского престола, нашлись у него враги, которые не только хотели лишить его царства, но еще всячески преследовали его и искали случая убить его. В то время, когда он уже помазан был на царство, по злобе и ненависти к нему царя Саула, он был изгнан из дома и отечества и подвергался всяческим унижениям, а Господь, везде и всегда являвший Свою помощь избраннику Своему, поднял Давида от угрожавшего ему унижения и падения и не допустил врагов его порадоваться погибели, которую они ему готовили. Исполненный благодарных чувств к Господу Богу за такие Его милости, Давид говорит: превознесу, или, что то же – прославлю, Тебя, Господи, песнопениями за то, что Ты из самого низкого состояния поднял и возвысил меня на высоту царского престола и не допустил врагов моих возвеселиться о той злосчастной участи, которой они домогались подвергнуть меня.
Пс.29:3–4 Господи Боже мой, воззвах к Тебе, и исцелил мя еси. Господи, возвел еси от ада душу мою, спасл мя еси от низходящих в ров.
В этих стихах Давид продолжает речь свою о тех милостях и благодеяниях, какие получал от Господа в то время, когда подвергался гонениям и различным смертным опасностям, угрожавшим ему со стороны преследовавших его врагов его. Адом он называет здесь опасность близкой смерти, после которой души всех ветхозаветных праведников нисходили во ад, т.е. в такое темное место, в котором они содержались до самой смерти Господа Иисуса Христа, изведшего их из пропасти ада. Под именем низходящих в ров псалмопевец разумеет мертвых, которых хоронят во рве, или могиле. Он говорит: подвергшись жестоким нападениям со стороны врагов, я часто находился в опасностях смерти и потому изнемогал душою и телом, но всякий раз, когда я взывал к Тебе, Господи, о помощи, Ты исцелял меня: воззвах к Тебе, и исцелил мя ecи. И не только исцелил, но и от самого ада извел душу мою, избавил меня от той участи, какой подвергаются все мертвые, нисходящие в ров.
Пс.29:5–6 Пойте Господеви, преподобнии Его, и исповедайте память святыни Его: яко гнев в ярости Его, и живот в воли Его: вечер водворится плачь, и заутра радость.
Преподобнии значит: праведные, святые, угодные Богу. Выражение гнев в ярости Его в переводе с греческого читается: «гнев во власти Его», а под именем гнева, по мнению отцов (св. Василий Великий [4, с. 95], блж. Феодорит [6, с. 133]), разумеется наказание Божие. Поэтому слова гнев в ярости Его имеют такой смысл: Он наказывает по праведному суду Своему. А выражение – живот в воли Его имеет тот смысл, что Господь не желает погибели и смерти человека, но хочет, чтобы он получил спасение и жизнь вечную ( Иез.33:11 ). Таким образом, словами: гнев в ярости Его и живот в воли Его, – псалмопевец выражает ту мысль, что гнев Господень если и посещает людей за грехи наказаниями, но зато люди, вразумленные этими наказаниями и раскаявшиеся, получают от Бога вечную милость, как говорит пророк Исайя: «Во ярости мале отвратих лице Мое от Тебе , но милостию вечною помилую тя» ( Ис.54:8 ). Следующее затем изречение: вечер водворится плачь, и заутра радость, – служит пояснением той же мысли, т.е. что за наказаниями от Бога следуют Его милости. Сознание наказания Божия возбуждает в грешнике чувство раскаяния, а покаяние доставляет ему скорое и немедленное прощение греха. Таким образом, происходит то, что кто вечером плачет, тот утром радуется, получив утешение в прощении грехов благодатию Единственного Утешителя, Духа Святого. Вся речь настоящих стихов псалма, следовательно, может быть выражена так: пойте Господу, преподобные Его, прославляйте Его в песнях, благодарите за память святыни Его; заслуженное вами наказание гнева Его Он скоро отвратит, желая даровать всем вечную жизнь. Господь наказывает, но Он же скоро и утешает: вечером скорбь, плач, а утром уже спасение, радость. Последнее изречение, по словам св. Василия Великого [4, с. 96–97] и блж. Феодорита [6, с. 134], есть пророчество об апостолах Христовых, которые вечером в субботу, по погребении Господа, плакали, а в утро пасхального воскресения возрадовались, получив от мироносиц благовестие, что Господь воскрес.
Пс.29:7–8 Аз же Рех во обилии моем: не подвижуся во век. Господи, волею Твоею подаждь доброте моей силу: отвратил же еси лице Твое, и бых смущен.
Во обилии – значит: в состоянии избытка, или довольства, в цветущем состоянии, в благоденствии. Не подвижуся – значит: не поколеблюсь, не потерплю перемены. Давид говорит здесь и далее о разных переменах в своей судьбе. Было время, как бы так говорит он, когда и я благоденствовал, жизнь моя текла в состоянии избытка, в довольстве, и я, в ослеплении своем, уповая на временное счастье, мечтал, что такое счастье никогда не изменится для меня. Так именно было, когда Давид, после поражения филистимлянина Голиафа, любим был царем Саулом и еще более сыном его Ионафаном и прославился во всем царстве Израильском и в короткое время сделался военачальником и зятем царя. Воспоминая о сем счастливом времени, Давид говорит: аз же Рех во обилии моем: не подвижуся во век. В следующем затем изречении слово подаждь в переводе с еврейского читается в прошедшем времени: подал, а потому, по связи с предыдущим, смысл этого изречения будет таков: когда я, говорит, безрассудно счастье мое приписывал собственным заслугам, не рассудив того, что Ты, Господи, волею Своею подал доброте моей силу, тогда Ты отвратил лицо Свое от меня, Саул изменил свои отношения ко мне, из друга и тестя сделался ожесточенным врагом моим, и я вдруг лишился всего благосостояния и оттого бых смущен, т.е. потерял прежнюю самоуверенность и подвергся бедствиям и несчастьям.
Пс.29:9–10 К Тебе, Господи, воззову, и к Богу моему помолюся. Кая польза в крови моей, внегда сходити ми во истление? Еда исповестся Тебе персть? или возвестит истину Твою?
Персть – значит: прах, земля. Воззову – значит: призову, закричу. Оба эти слова: воззову и помолюся – в переводе с еврейского читаются в прошедшем времени (призывал, умолял), как и предыдущее им бых смущен. Когда, говорит, во время моих бедствий и превратностей я пришел в смущение, поколебалась моя самонадеянность, тогда Тебя, Господи, призывал я и Господа моего умолял: какая польза в крови моей, когда я сойду в могилу, чтобы там истлеть? Будет ли прах славить Тебя? Будет ли возвещать истину Твою? Подобное сему сказано в другом месте псалмов: «Не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже вси низходящии во ад: но мы живии благословим Господа отныне и до века» ( Пс.113:25–26 ). И та, и другая речь выражают одну и ту же мысль: нет никакой пользы ни мне, ни другим в том, чтобы сойти мне в истление. Подвергаясь ежечасно смерти, и я лишусь жизни, и другие не приобретут чрез меня спасения, потому что не услышат от меня возвещаемой истины Твоей.
Пс.29:11–13 Слыша Господь и помилова мя: Господь бысть Помощник мой. Обратил еси плачь мой в радость мне, растерзал еси вретище мое и препоясал мя еси веселием, яко да воспоет Тебе слава моя, и не умилюся. Господи Боже мой, во век исповемся Тебе.
Вретищем называлась у древних грубая одежда, сделанная из толстого холста, или из козьего волоса, в форме мешка, она же – власяница; она надевалась во время скорби и злострадания как знак смирения, покаяния и сердечного сокрушения. Растерзал вретище – значит: разорвал, снял вретище, избавил от скорби. Не умилюся заменено словом: не промолчу (см. прибавл. в учеб. слав. Псалтири, на поле против сего слова). Исповемся Тебе – значит: исповедаю Тебя, буду славить Тебя. А вся речь этих трех стихов должна быть выражена так: когда я в скорби своей, говорит псалмопевец, когда я в смущении призывал Господа и молился Богу моему, то Господь услышал меня, помиловал, Он стал помощником мне. Печаль мою обратил мне в радость, снял с меня вретище, избавил от скорби и препоясал, то есть одел меня веселием. Таково действие усердной и искренней молитвы и таковы последствия ее, что Давид из бедного изгнанника сделался царем знаменитым и сильным. Пророки, апостолы, мученики и исповедники святой веры Христовой силою молитвы и благодати Божией восторжествовали над своими мучителями, и все святые от земной плачевной юдоли преселились в небесное отечество. Сподобившись такой милости и толиких благодеяний, продолжает псалмопевец, я буду воспевать Тебя, Господи, и прославленная жизнь моя не премолчит, непрестанно будет славить и благодарить Тебя. Господи Боже мой, вечно я должен прославлять Тебя, и в псалмах и песнопениях славословить Тебя!
Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8
Псалом 29
В Библии упомянуто много великих людей, один из них – царь Давид, который был благословлен на царствование в Израиле самим Господом 3000 лет назад. Однако Давид, несмотря на множество заслуг и непоколебимую веру, отступал от законов Божьих и получал наказания за свои грехи. Псалом 29 относится к хвалебным песням Псалтири, которая была написана по окончанию трудных времен для еврейского народа.
Текст молитвы псалом 29
На церковнославянском языке
Псалом песни, обновления дому Давидова,
1 Вознесу Тя, Господи, яко подъял мя еси, и не возвеселил еси врагов моих о мне.
2 Господи Боже мой, воззвах к Тебе, и исцелил мя еси.
3 Господи, возвел еси от ада душу мою, спасл мя еси от низходящих в ров.
4 Пойте Господеви, преподобнии Его, и исповедайте память святыни Его.
5 Яко гнев в ярости Его, и живот в воли Его: вечер водворится плачь, и заутра радость.
6 Аз же рех во обилии моем: не подвижуся во век.
7 Господи, волею Твоею подаждь доброте моей силу. Отвратил же еси лице Твое, и бых смущен.
8 К Тебе, Господи, воззову, и к Богу моему помолюся.
9 Кая польза в крови моей, внегда сходити ми во истление? Еда исповестся Тебе персть, или возвестит истину Твою?
10 Слыша Господь и помилова мя: Господь бысть Помощник мой.
11 Обратил еси плачь мой в радость мне: растерзал еси вретище мое, и препоясал мя еси веселием.
12 Яко да воспоет Тебе слава моя, и не умилюся: Господи Боже мой, во век исповемся Тебе.
На русском языке
Псалом-песнь, на обновление дома, Давида.
1 Вознесу Тебя, Господи, ибо Ты поддержал меня и не возвеселил врагов моих о мне.
2 Господи, Боже мой, я воззвал к Тебе, и Ты исцелил меня.
3 Господи, Ты возвёл из ада душу мою, спас меня от участи сходящих в ров.
4 Пойте Господу, святые Его, и поведайте память о Святыне Его.
5 Ибо гнев – в ярости Его, и жизнь – в воле Его: вечером водворится плач, а наутро – радость.
6 Я же сказал в изобилии моём: «Не поколеблюсь вовек!»
7 Господи, по воле Твоей подай красоте моей силу; но Ты отвратил лицо Твоё, и был я смущён.
8 К Тебе, Господи, воззову и к Богу моему помолюсь:
9 «Что пользы в крови моей при схождении моём в погибель? Неужели прославит Тебя прах, или возвестит истину Твою?»
10 Услышал Господь и помиловал меня, Господь стал помощником мне.
11 Ты обратил скорбь мою в радость мне, разорвал рубище моё и опоясал меня весельем,
12 чтобы воспевала Тебя слава моя и я не сокрушался. Господи, Боже мой, вовек буду славить Тебя!
История написания
Простой, никому не известный пастух Давид был венчан на царствование в Израиле самим Господом. На пути Давида к престолу было много испытаний, ему пришлось завоевывать не только власть, но и любовь народа. Постепенно люди проникались к новому царю, число его верных подданных быстро росло, что очень радовало Давида. В радости он забыл о помощи и покровительстве Бога, полагая, что только его личные заслуги привели к такому результату. Текст псалма 29 повествует о моровой язве, которая долгое время прореживала ряды мирного населения, и вразумила царя. Давид осознал свою ошибку и молил Господа о помиловании, считая эпидемию наказанием за грехи. Царь просил Бога избавить людей от страшной болезни, предлагал ему вершить суд только над его домом, однако язва отступила, а все члены семьи Давида остались в целости.
Псалом 29 – песнь восхваления Господа и благодарность за все блага, что он даровал людям, признание Его силы. Царь Давид не только написал молитву, но и освятил ей жертвенник, на месте которого затем построили храм.
Для чего читают псалом 29?
В моменты горести и радости нельзя забывать о Боге и пути, который он выбрал для людей. Псалом 29 относится к благодарственным песням, которые используются в обрядах освящения, обновления дома. Многие придают ему и другой смысл – обновление человека через крещение.
Псалом 29 читают для просьбы защиты у Господа в опасных и трудных ситуациях. С текстом песни обращаются к Богу, чтобы попросить о здравии и помощи близким. Читать его рекомендуется каждый день до тех пор, пока просьба не будет исполнена. Молиться можно как в храме, так и дома перед иконами. Если во время служб используются старославянские тексты, то дома разрешается читать псалом 29 на русском языке.
Толкование
Благодарственная песнь была написана для восхваления Бога после того, как Он избавил людей от тяжелого испытания. Псалом 29 следует понимать признанием грешника и его искренним раскаянием.
Для толкования псалма 29 следует разобрать каждый его стих:
- Стихи 1 – благодарность Давида за избавление от врагов и бед, обещание восхвалять и прославлять Господа, что и следует в дальнейших стихах.
- Стихи 2-3 – псалмопевец благодарит за спасение и сохранение души и тела. Не только болезни, но и нападки соседей-язычников причиняли много бед израильтянам.
- Стих 4 – Давид призывает восхвалять Господа и проповедовать веру в Него.
- Стих 5-9 – царь раскаивается в своем преступлении, считает все беды наказанием за его ликование и присваивание заслуг Бога. Только милость Господа приносит настоящий покой, она стирает все невзгоды и стоит всех испытаний.
- Стихи 10-12 – восхваление Господа, выражение радости от снизошедшей милости, которая избавила от напастей и принесла долгожданный мир. Обещание Давида вовек прославлять Бога.
Псалом 29 – слушать и читать текст. Толкование.
Ветхий Завет
Псалтырь
К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать просмотреть это видео и затем посмотреть его.
Здесь можно слушать и читать текст Псалма 29
Толкование Псалма 29
В надписи, предваряющей псалом (которая соответствует стих 1), помимо указания на то, что он принадлежит Давиду, сказано, что это песнь при обновлении дома (подразумевалась скиния). Полагают, что Пс. 29 был написан Давидом по случаю освящения места для будущего храма (скорее всего, при установлении царем жертвенника на гумне Орны – 1-Пар. 21:26; 22:1; произошло это после поражения народа массовой эпидемией, в наказание за произведение Давидом самовольного “исчисления” его).
В 29:8 Давид говорит о том, что Бог “сокрыл лице” Свое от него, подразумевая ниспослание ему наказания за честолюбие его и самонадеянность; именно мотив наказанной гордыни звучит в стихе 7 (в англ. тексте – не “в благоденствии”, а “в процветании”; “процветая” и “благоденствуя”, царь преисполнился самонадеянности).
Из стиха 4 может возникнуть впечатление о физическом заболевании самого Давида, но речь тут, по всей вероятности, о его мучительном душевном состоянии и об искреннем раскаянии в соделанном (1-Пар. 21:13). Ведь из-за его своевольного, гордостью продиктованного поступка погибло 70 тысяч израильтян (1-Пар. 21:2,8,14).
Некоторые богословы видят в предваряющей псалом надписи указание на литургическое назначение его (исполнение его при освящении будущих храмовых построек; к примеру, Езд. 6:16; Неем. 12:27).
На опыте познав благость освобождения от Божьего наказания за грех, Давид восхваляет Господа, гнев Которого – “на мгновение” (стих 6), а милость – вечна.
А. Освобождение от наказания (29:2-6)
Давид воспевает посланное Господом избавление и призывает народ к восхвалению Его.
Пс. 29:2. Для Давида важен не только самый факт избавления от массовой эпидемии, поражавшей народ три дня (1-Пар. 21:12), но и то, что Господь не дал… врагам Давида восторжествовать над ним. Речь может идти как о противниках царя внутри страны, так и о язычниках – соседях Израиля, которым Иегова не позволил воспользоваться бедствием, обрушившимся на народ, чтобы сокрушить Давида.
Пс. 29:3-4. Царь воззвал к Господу, и Он ответил, за что Давид исполнен благодарности Ему. Смысл стих 4 проясняется при сопоставлении его с 1-Пар. 21:17. Моровая язва косила евреев по причине согрешения Давида, и царь просил Господа, чтобы она поразила его и дом его – за зло, которое он, Давид, соделал. Вероятно, глубина раскаяния и смирения Давида привели к прекращению “поражения” (1-Пар. 21:18 и далее). Таким образом, Господь не дал Давиду “сойти в могилу” (буквально) и вывел из ада душу его (в переносном смысле).
Пс. 29:5-6. Призыв к восхвалению Господа по причине “краткости” гнева Его и вечного Его благоволения к людям.
Б. Наказание за самоуверенность (29:7-11)
Пс. 29:7-8. Самоуверенность Давида выразилась в возникшем у него ложном чувстве независимости от Иеговы. “Благоденствием” своим царь обязан был Ему, Который, по благоволению Своему, укрепил гору (образ силы) Давида. И тогда Давид, в гордыне своей, решил, что “не поколеблется вовек”. (Упоенный своей силой, почувствовав себя в безопасности от врагов, царь залог всего этого стал видеть в себе самом, а не в Господе. Об этом и свидетельствовала произведенная им – с целью еще больше утвердиться в сознании своего могущества – перепись населения Израиля.) И тогда-то Господь наказал Давида, “сокрыв от него лице Свое” (т. е. лишив его благословений Своих и защиты).
Пс. 29:9-11. В покаянной своей молитве Давид вспоминает, как потрясенный бедствием, разразившимся в стране, он стал взывать к Господу, как он умолял Его. Да, он просил о гибели для себя и дома своего (выше) и в то же время молил об избавлении от нее – на том основании, что, сойдя в могилу, не мог бы продолжать славить Господа и возвещать истину Его (стих 10 сравните с Ис. 38:18). Он просил о помиловании, о помощи (стих 11).
В. И был услышан… (29:12-13)
Пс. 29:12-13. Господь обратил сетование царя в ликование, прекратив поражение Израиля. Вретище – образ печали (сравните 34:13; ком на Быт. 37:34). Образно же говорится о веселии, сменившем печаль. Псалом заканчивается славословием и обещанием непрестанной хвалы в адрес Господа.
Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге
Псалтирь | псалом 29
Этот благодарственный псалом за великие избавления, которые Бог совершил для Давида, был написан по случаю посвящения Его дома и воспевался с благочестивой торжественностью, хотя нигде мы не находим ссылки на этот случай. Некоторые, исходя из различных отрывков псалма, считают, что он был написан по случаю исцеления после опасного приступа болезни, имевшего место приблизительно в то же время, что и посвящение его дома.
(I) В этом псалме Давид прославляет Бога за совершенные для него избавления (ст. 2-4).
(II) Он также призывает других прославить Бога и ободряет их уповать на Него (ст. 5,6).
(III) Он укоряет себя в прежней беспечности (ст. 7,8). (IV) Он вспоминает свои молитвы и жалобы, вознесенные к Богу во время бедствий (ст. 9-11). С их помощью он побуждает себя быть очень благодарным Богу за настоящие приятные перемены (ст. 12,13). Воспевая этот псалом, мы должны с благодарностью вспоминать любые избавления, совершенные Богом для нас, побуждать себя славить Его и, размышляя над ними, уповать на Него.
Псалом Давида; песнь при посвящении дома Давида.
Стихи 2-6. Среди благочестивых евреев наблюдалась похвальная, хотя и не обязательная практика, которая в то же время признавалась и допускалась: когда они строили новый дом, то посвящали его Богу (Втор 20:5). Так же поступил Давид, когда его дом был построен и он вступил во владение им (2Цар 5:11), ибо царские дворцы в такой же степени нуждаются в Божьей защите и обязаны служить Господу, как и обычные дома. Обратите внимание, дома, в которых мы проживаем, при нашем первом вхождении в них должны посвящаться Богу, как маленькие святилища. Мы должны торжественно вручить себя, наши семьи, наши дела Божьей заботе и Божьему водительству; должны молиться о Его присутствии и благословении; должны посвящать себя и все, что нам принадлежит, Его славе; принять твердое решение убирать беззаконие подальше от наших скиний, а себя и свои дома посвятить служению Господу, участвуя и в семейном поклонении, и во всех сферах евангельского послушания. Некоторые предполагают, что этот псалом исполнялся при вторичном посвящении дома Давида, после того, как он был изгнан из него Авессаломом, осквернившим его своим грехом кровосмешения, и что в нем звучит благодарение за подавление этого опасного восстания. В этих стихах:
I. Давид воздает Богу благодарение за великие избавления, совершенные для него (ст. 2): «Превознесу Тебя, Господи; я буду превозносить Твое имя, буду славить Тебя, как самого превознесенного; я буду делать все возможное, чтобы продвинуть интересы Твоего царства среди людей. Я буду восхвалять Тебя, ибо Ты возвысил меня, не только избавив от рва, в котором я тонул, но и посадив на трон Израиля». Он из праха поднимает бедного. Размышляя о великих делах, совершенных Богом, для того чтобы превознести нас посредством своего провидения и Своей благодати, мы должны с благодарностью превозносить Его имя, хотя можем сделать очень мало. Три вещи возвеличили избавление Давида:
(1) поражение его врагов. Им не было позволено одержать над ним победу, что имело бы место в том случае, если бы он умер от этой болезни или погиб от отчаяния (Пс 40:11).
(2) Это был ответ на его молитвы (ст. 3): «Я воззвал к Тебе». Все наши чувства, вызываемые проблемами, мы должны направлять к Богу. Каждый наш вопль должен был направлен к Нему. Подобным образом давая выход своей скорби, мы облегчаем свой огорченный дух. «Я воззвал к Тебе, и Ты не только услышал, но и Ты исцелил меня; исцелил мое расстроенное тело, обеспокоенный разум, устроил находящиеся в беспорядке дела моего царства». Так прославляется Бог: «Я Господь, целитель твой» (Исх 15:26), и Ему мы должны отдавать всю славу за это.
(3) Бог спас его жизнь. Давид был доведен до крайности, погружался в глубокий ров и был готов сойти в могилу. В то же время он был спасен и его жизнь была сохранена (ст. 4). Чем более неотвратимой является опасность, которой мы подвергаемся, тем более выдающимся становится избавление, тем более оно приятно для нас и являет более сияющее доказательство силы и милости Божьей. Жизнь после смерти должна быть посвящена превозношению Бога нашей жизни.
II. Давид призывает других присоединиться к его хвале не только ради особого благоволения, которым Бог наградил его, но и для того, чтобы Его святые могли получить общие доказательства Его доброй воли к ним (ст. 5). «Пойте Господу, святые Его!» Истинно святых Бог считает Своими. В этом мире находится остаток таковых, и Господь ожидает, что они воспоют Ему, ибо они сотворены и освящены, сделаны святыми, чтобы носить Его имя и славить Его. Его святые на небесах поют Ему, почему же святые на земле не совершают то же все вместе, насколько это в их силах?
1. Они верят, что Он – Бог незапятнанной чистоты; поэтому славьте память святыни Его; прославьте Его святое имя, ибо святость – Его памятник на протяжении всех веков. Бог – святой Бог; Его святость – это Его слава, Его отличительная особенность, которую святые ангелы в своей хвале превозносят более всего (Ис 6:3; Отк 4:8). Мы должны чаще говорить и вспоминать святость Бога. Сущность радости святых заключается в том, что Бог – святой Бог; ибо тогда они имеют надежду, что Он сделает их более святыми. Ни одно из совершенств Бога не устрашает больше нечестивцев и не утешает больше благочестивых, чем Его святость. И если мы можем искренне радоваться и благодарить при воспоминании о Его святости, то это является добрым признаком того, что мы в какой-то степени – соучастники Его святости.
2. Они ощутили, что Он – Бог добрый и милостивый, поэтому пусть воспевают Ему.
(1) Мы увидели, что Его недовольство очень коротко. Хотя мы заслуживаем того, чтобы оно длилось вечно, чтобы Он гневался на нас, пока не истребит, и нам кажется, что Он никогда не сможет примириться с нами, в то же время на мгновение гнев Его (ст. 6). Когда мы обижаем Господа, Он гневается; но так как Он медлителен на гнев и Его нелегко спровоцировать, то, когда Он гневается, но видит наше раскаяние и смирение, Его гнев уходит, и Он желает быть в мире с нами. Если Бог прячет Свое лицо от собственных детей и временно исключает желаемые ими доказательства Своего благоволения, то Его гнев невелик и на малое время; в то же время Он вечною милостью помилует их (Ис 54:7,8). Если вечером водворяется плач и это будет изнуряющая ночь, то так же, как после ночной тьмы наступает утренний свет, так и через малое время народу Божьему возвращается утешение и радость, ибо завет благодати так же тверд, как и завет дня. Это слово часто исполнялось для нас в букве. Плач длился ночь, но вскоре скорбь прошла. Обратите внимание, до тех пор, пока Бог продолжает гневаться, продолжается плач святых. Если же гнев длится лишь мгновение, то и страдание – лишь на мгновение; и когда свет лица Божьего восстановлен, тогда страдание с легкостью провозглашается легким и мгновенным.
(2) Мы увидели, что Его улыбки приятны; в Его благоволении жизнь19 , то есть все блага. Возвращение Его благоволения страдающей душе можно сравнить с жизнью после смерти – ничто не может оживлять с большей силой. Наше счастье зависит от Божьего благоволения: если мы имеем его, то имеем достаточно, в чем бы мы ни нуждались. Это – жизнь души, духовная жизнь, залог вечной жизни.
Стихи 7-13. В этих стихах приводятся три различных состояния, в которых последовательно пребывал Давид, а также расположение его сердца по отношению к Богу в каждом из них: что он говорил и делал, каким воздействиям подвергалось его сердце. Первое состояние – какими мы бываем, два других – какими должны быть.
I. Давид довольно долго наслаждался процветанием и поэтому стал беспечным и уверенным в том, что так будет всегда (ст. 7,8): «В благоденствии моем, когда я был здоров телесно и Бог успокоил меня от всех врагов моих, я говорил: «Не поколеблюсь вовек». Я никогда не думал, что буду страдать телесно или что мое царствование будет поколеблено; у меня не было предчувствий каких-либо надвигающихся опасностей». Он одерживал такие сокрушительные победы над оппозицией, сердца его народа были так преданны ему, его разум был так трезв, а тело – крепко, что он считал свое процветание устойчивым, как скала. В то же время он приписывает свое благополучие не собственной мудрости или стойкости, а божественной благости. «По благоволению Твоему, Господи, Ты укрепил гору мою» (ст. 8). Псалмопевец не смотрит на нее, как на свои небеса (как делают это мирские люди, сделавшие собственное процветание своим счастьем), а лишь как на гору. Она так и осталась землей, лишь поднялась немного выше общего уровня. Давид считал, что по благоволению Бога так будет продолжаться всегда, возможно, представляя, что раз в начале жизни он имел так много бедствий, то уже получил свою долю, и до самого конца ничего не приключится с ним; или полагал, что Бог, предоставивший ему так много доказательств Своего благоволения, никогда не будет недоволен им. Отметьте, (1) мы склонны мечтать, что когда у нас все благополучно, то так будет всегда. «Завтра будет такой же день». Словно, имея хорошую погоду, мы можем полагать, что она всегда будет такой; хотя с полной уверенностью можно сказать, что она изменится.
(2) Когда мы обманываемся в своих ожиданиях, то очень полезно задуматься со стыдом о собственной самоуверенности, как о безрассудстве (как здесь делает Давид), чтобы в следующий раз быть мудрее и радоваться собственному процветанию, словно не радуясь, потому что оно не вечно.
II. Внезапно Давид попадает в беду и молится Богу, искренне умоляя о помощи и сострадании.
1. Его гора пошатнулась, и он вместе с ней. Это показало, что, став самоуверенным, он оказался уязвимым: «Ты сокрыл лице Твое, и я смутился; и разум, и тело, и богатство оказались в беде». Но в каждом из этих состояний Давид продолжает взирать на Бога и так же, как свое процветание он приписывал Божьему благоволению, так и причину своего бедствия он видел в том, что Господь сокрыл от него Свое лицо. Если Бог прячет Свое лицо, то благочестивый человек оказывается в беде, даже если никакие другие бедствия не обрушиваются на него. Когда солнце уходит и наступает ночь, то ни луна, ни звезды не могут сделать день.
2. Когда гора пошатнулась, тогда он возвел свои глаза выше гор. Молитва – это целебная мазь для любой раны, и Давид должным образом использовал ее. Злостраж-дает ли кто? Оказался ли кто в беде? Пусть молится. Хотя Бог сокрыл от него Свое лицо, псалмопевец продолжал молиться. Если Бог в Своей мудрости и справедливости отвернулся от нас, то величайшей глупостью и несправедливостью было бы нам отвернуться от Него. Нет; давайте научимся молиться во тьме (ст. 9): «Тогда к Тебе, Господи, взывал я!» Кажется, что уход Бога сделал его молитвы более страстными. В этих стихах говорится, (1) На что ссылается Давид (ст. 10).
[1] Что Бог не получит никакой выгоды от его смерти: «Что пользы в крови моей?» Эти слова подразумевают, что он добровольно бы умер, если бы тем самым смог принести какую-то действенную пользу Богу или своей стране (Фил 2:17);
но он не видел, какая польза может быть получена благодаря тому, что он умрет на смертном одре из-за болезни, если он может умереть с почестями. «Господь, – говорит он, – неужели без выгоды Ты продашь хоть одного из народа Твоего и не возвысишь цены его?» (Пс 43:13). Более того,
[2] Бог, похоже, только проиграет из-за его смерти: «Будет ли прах славить Тебя?» Освященный дух, который вернется к Богу, будет продолжать славить Его, но прах, который вернется в землю, не прославит Господа и не возвестит Его истину. Прах не сможет совершать служение в доме Божьем; он не может славить Его; никто не может быть средством и служить, находясь в могиле, ибо это земля тишины. Обетования завета Божьего не касаются праха. «Господь, – говорит Давид, – если я умру сейчас, то что будет с обетованием, данным мне? Кто возвестит его истину?» Наилучшие прошения в молитве – это те, которые взывают к чести Бога; и мы правильно просим сохранить нам жизнь, если желаем жить, чтобы славить Его.
(2) О чем Давид молится (ст. 11). Он молится о милости и прощении: «Помилуй меня, Господи!»; о благодати, которая помогла бы ему в трудные времена: «Будь мне помощником». С этими двумя прошениями мы можем смело приступать к престолу благодати (Евр 4:16).
III. В должное время Бог избавил Давида от бедствий и восстановил его прежнее процветание. Он ответил на его молитвы и обратил сетование его в ликование (ст. 12). Гнев Божий пребывал лишь мгновение, и плач Давида длился лишь ночь. Власяница, в которую он облекся со смирением перед божественным провидением, была снята. Его скорби были уравновешены; его страхи умолкли; утешения вернулись, и он препоясался весельем. Радость стала его украшением, его силой и, похоже, прилепилась к нему так же, как ремень плотно охватывает поясницу мужчины. То, как Давид погрузился в беду с вершины процветания, когда меньше всего ожидал этого, учит нас радоваться, словно мы не радуемся, потому что мы не знаем, как близко беда может подкрасться к нам. В той же мере его внезапное возвращение к процветанию учит нас скорбеть, словно мы не скорбим, потому что не знаем, как скоро буря успокоится и чудовищный ураган превратится в приятный ветерок. Каким же было настроение его разума в связи со счастливой переменой в его делах? Что Давид говорит теперь? Он говорит, (1) что его жалобы превратились в хвалу (ст. 13). Он полагает, что Бог препоясал его весельем, чтобы он мог стать сладким певцом Израиля (2Цар 23:1), чтобы его слава могла воспеть хвалу Богу, то есть его язык (который является нашей славой, когда мы прославляем Бога) и его дух (наша слава, так как возносит нас выше всех тварей) благословляли Господа и тем самым издавали для Него приятную мелодию, воспевая псалмы. Тот, кто не молчит, оказавшись в глубоком рву, не должен молчать, находясь на земле живой, а постоянно и ревностно славить Бога публично.
(2) Что эта хвала будет вечной: «Буду славить Тебя вечно!» Это свидетельствует о твердом решении Давида быть постоянным и славить Бога до конца своих дней, а также о его надежде на то, что ему никогда не будет нужен новый повод для хвалы и скоро он окажется там, где это будет его вечным служением. «Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя». Таким образом, мы должны научиться приспосабливаться к различным провидениям Бога, касающимся нас, к нужде и процветанию, а также научиться воспевать Богу о милости и о суде.
Читаем Псалтирь. Псалом 29
Аудио
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.
– Псалом 29-й – тоже пророческий и очень удивительный. Надписание к псалму: «Обновление дому Давидова». Если брать буквальный смысл, то здесь речь идет об обновлении храма, но святые отцы нам говорят и об обновлении человеческой души через покаяние; мы знаем, насколько обновляется человек, когда приносит покаяние Господу. Из истории известно, что и некогда павший царь Давид принес покаяние, и Господь простил ему, возвестив об этом через пророка Нафана, а через пророка Исаию Господь возвестил о прощении Иезекииля.
«Вознесу Тя, Господи, яко подъял мя еси, и не возвеселил еси врагов моих о мне». Как может человек вознести Господа? Через свое служение Богу он может сам уподобиться Господу, а это возможно, только когда человек начнет исполнять заповеди Божии. Он будет подниматься в своих словах и действиях до той высоты, которую нам задает Сам Господь, призывая к святости и совершенству. «Будьте святы, как Свят Аз есмь», говорит Христос. «Будьте совершенны, как Отец Мой Небесный». И потому, конечно, «вознесу Тя, Господи, яко подъял мя еси и не возвеселил еси врагов моих о мне». Враги не могли порадоваться о пророке Давиде; когда он чувствовал свою ущемленность, ущербность через падение, он понимал, что если Господь не на его стороне, то он становится уязвимым для всякого человека, желающего ему зла. Еще немного – и враги возрадуются о нем, и он будет побежден…
Когда пророк Нафан возвещает царю Давиду, что Господь его простил, псалмопевец благодарит Бога за то, что Он не дал возможности его врагам. Если человек поднимается и служит Богу, то он никогда не будет побежден врагами, они никогда не будут смеяться над ним и радоваться его слабости: Господь укрепляет только того, кто верен Ему.
«Господи Боже мой, воззвах к Тебе, и исцелил мя еси». Здесь продолжается та же мысль, что и в первом стихе. Воззвал к Господу с молитвой. Мы всегда взываем к Богу с молитвой, и Господь поддерживает, благословляет и исцеляет человека. Она бывает самой разнообразной: и покаянной, и славословной, и благодарственной. Здесь псалмопевец Давид взывает в покаянной молитве и просит прощения за все совершенные им грехи, за которые он сильно переживал. Мы знаем, сколько таких покаянных слов произносится им за неправильные поступки, и Господь прощает и укрепляет его – и эта мысль выражается почти в каждом стихе псалмопевца Давида.
– В таком случае можно сказать, что Псалтирь – это покаянная песнь?
– Конечно, именно покаянная. Все псалмы царя Давида (где-то в большей, где-то в меньшей степени) имеют внутреннее покаянное напряжение, потому что псалмопевец понимает, что связь с Богом будет только тогда, когда человек очистится, а это возможно лишь за счет покаяния.
Не можем мы совершать всякую правду. «Несть человека, еже жив будет и не согрешит», говорят нам слова молитвы. Нет ни одного безгрешного человека, но нам дается покаяние, возможность примирения с Богом, очищения от грехов. И эта мысль особенно проводится псалмопевцем Давидом, который сам испытал на себе всю тяжесть греха и отлучение от Бога. Он пережил не только внутреннее, но и внешнее поражение из-за греха и падения, которое случилось в его жизни.
«Господи, возвел еси от ада душу мою, спасл мя еси от низходящих в ров». Мы должны четко понимать, что такое ад. Это не только место пребывания человека, праведного и грешного в Ветхом Завете или грешного в Новом Завете после того, как Господь открыл двери Царствия Небесного и вывел всех из ада. С одной стороны, здесь звучат пророческие слова псалмопевца Давида: Господь Своим Воскресением, Своим подвигом, Своей жертвенной любовью вывел человека из ада. Но ведь мы не можем отрицать и того состояния, о котором в буквальном смысле слова говорил псалмопевец Давид, когда говорим: «В душе моей ад». Из-за грехов, из-за страстей, из-за многих неразрешенных проблем, которые раздирают человека, лишая целостности, целомудрия. Он оказывается разделен многими страстями в своей жизни, пока не принесет покаяния, пока Господь не уврачует разрушенное, не соединит разорванные нити души. Только после покаяния человек чувствует, что Господь вывел его из ада.
«Спасл еси от низходящих в ров». Ров – это не маленький окоп, а страшное место, из которого невозможно самому выйти, где ты заживо погибаешь и действительно просишь и молишься, чтобы Господь вывел тебя из этого рва. Это, по сути, могила, гроб, куда ты попадаешь из-за своего грехопадения, богооставленности и видишь, что тебе не на кого больше надеяться. Но в то же время, если ты приносишь молитву и славословие, то Господь избавляет от смерти, и ты чувствуешь, сколько раз тебя Он спасал от смерти.
Этот псалом очень близок человеку, который видел в своей жизни милость Божию. Словно ему вначале ставили смертельный диагноз, а потом он не подтвердился, или он находился в море и случайно спасся, или произошло крушение самолета, и он чудом выжил. Господь творит разные чудеса.
И здесь, в этом псалме, Господь выводит человека от тех, кто уже считается покойными. Он творит великие чудеса.
«Пойте Господеви, преподобнии Его, и исповедайте память святыни Его». Память о Божией святости приводит человека к служению Богу, но Господь не от каждого принимает его; от человека грешного, исполненного всякой неправды, не принимает, потому псалмопевец Давид и говорит: «Пойте Господеви, преподобнии Его». Наверное, не случайно здесь дан образ особого видения служения Богу, существующего в нашей Церкви. Ведь когда мы приходим в храм, то видим, что перед богослужением стоит очередь на исповедь. Человек, исповедавшись, становится чистым, и в этой своей чистоте он идет и совершает свое служение Богу. Этот образ необходим для понимания истинного служения Ему.
«Яко гнев в ярости Его, и живот в воли Его: вечер водворится плачь, и заутра радость». Это очень глубокие слова, очень тонкие и милостивые, дающие надежду, свидетельствующие о внутреннем переживании человека. Жизнь, конечно же, находится в воле Божией, но в то же время есть и гнев, и ярость Его: Господь наказывает человека, и он проходит через страдание в своей жизни. Святые отцы пишут, что это необходимо, чтобы человек соприкоснулся с жизнью, изменился: не будет принят человек в вечности, если он не утончится, если духовно не приобщится к Небу, а это происходит только через страдания, скорби, болезни. Да, неприятно, конечно, когда режет хирург, но только когда убрана опухоль или очищена рана от гноя, человек получает исцеление. Так через страдание и боль происходит спасение человека. Такова воля Божия о нас. К сожалению, в нашей свободе невозможно по-другому поддержать святость, и Господь, поддерживая ее в нас, дает нам понимание кратковременности пребывания здесь, на земле, через страдания.
«…Вечер водворится плачь, а заутра радость». Здесь есть разные толкования святых отцов. И апостолы святые плакали, горевали в Великую Субботу, а уже на утро воскресенья узнали, что Господь воскрес, и их плач обратился в радость. И человек, который кается вечером, утром, получая очищение, избавление от своих грехов, радуется. Святые отцы так же говорят о смерти человека: он умер и не знает, что с ним будет дальше, но когда он вселяется в Небесное Царствие, то радость наполняет его сердце. Поэтому не стоит плакать и печалиться об умершем человеке: участь праведника велика в вечности.
«Аз же рех во обилии моем: не подвижуся во век». Когда человек живет в изобилии, то он думает, что так будет всегда, никуда его богатство не денется. Но мы знаем, что особенно сейчас, в кризисное время, когда многие были богатыми, вдруг все заканчивается, и человек еле сводит концы с концами или научается жить так, как живут обычные люди. Так что не нужно думать, что все, что тебе дает Бог, вечно и всегда будет в твоих руках. Если только ты будешь жить праведно, оно у тебя сохранится, а если нет, то богатство пропадет.
«К Тебе, Господи, воззову, и к Богу моему помолюся». Естественно, человек может укрепиться, только когда он будет обращаться к Богу, взывать к Нему и молиться. Тогда Господь будет давать силу и крепость. Без Бога, без молитвы к Нему человек не может уверенно идти по жизни.
«Кая польза в крови моей, внегда сходити ми во истление? Еда исповестся Тебе персть, или возвестит истину Твою?» Здесь псалмопевец Давид хитро обращается к Господу и в то же время научает всех нас: какая нам польза, если мы будем жить не для вечности? Выражение «в крови моей» означает все тело человеческое. Зачем я буду тучнеть, полнеть, богатеть, если все равно умру? Если я буду жить только для себя, какая мне от этого польза? Может, мне тогда лучше поработать для вечности? И псалмопевец Давид покаянно обращается к Господу и просит Его, чтобы Он помог служить Ему и простил за грехи. Какая польза будет человеку, который пожил здесь, на земле, и превратится в прах и пепел, который не будет Тебя и дальше прославлять и хвалить и Тебе служить? Ты же будешь получать хвалу не от земли, а только от человека, приобщенного к святости, к вечности в будущем… Поэтому здесь вразумление для каждого из нас, чтобы наша жизнь не была только для того, чтобы мы наполняли свое тело, ублажали его на мягких постелях, ездили на дорогих машинах, отдыхали в фешенебельных отелях. Может, лучше попоститься немного, помолиться, сотворить доброе дело, чтобы в вечности Господь принял тебя и чтобы ты дальше славословил Его? В то же время человек, приносящий покаяние Богу, не должен отчаиваться: Господь примет его покаяние.
Это доказывает покаяние самого царя Давида, который говорит: «Какая польза будет, если Тебе, Господи, исповестся персть, возвестит истину?» Какая польза, если не человек, а земля, истлевшая плоть будет воссылать Тебе славу? А если Тебя будет исповедовать весь ангельский мир, живой человек, спасенный, праведный, в вечности будет воспевать, то тогда будет огромная польза. Это своего рода назидание, что ты через свое терпение и перенесение страданий в этой жизни становишься участником вечности и отсюда прославляешь Бога. Вот тогда будет большая польза! Здесь говорится о силе покаяния, о том, что Господь всегда слышит кающегося грешника.
«Слыша Господь и помилова мя: Господь бысть Помощник мой». И дальше говорит царь Давид: «Обратил еси плачь мой в радость мне, растерзал еси вретище мое, и препоясал мя еси веселием». Здесь уже говорится о результате этой молитвы, о том, что Господь слышит и будет Помощником для человека и всякий плач его покаяния претворяет в радость: человек уже ощущает легкость, чувствует избавление от греха, и она дает ему радость, поскольку Господь простил его.
Дальше псалмопевец Давид использует язык образов. Когда раньше человек находился в удрученном, покаянном состоянии, он надевал на себя козью власяницу, которая называлась вретищем, и если он чувствовал избавление от греха через принесенное покаяние, то он раздирал вретище, сбрасывал его, препоясывал себя и одевался в мягкие одежды. Подпоясаться поясом означало стать аккуратным, подчеркнуть красоту своего тела. Это мог сделать человек только тогда, когда не имел за собою греха или порока. И вот псалмопевец Давид говорит, что Сам Господь растерзал вретище и препоясал его весельем.
«Яко да воспоет Тебе слава моя, и не умилюся: Господи Боже мой, во век исповемся Тебе». Слово «не умилюся» значит, что псалмопевец не сможет молчать: когда человек получает прощение, он всегда воспевает Господа, он не станет молчать и из века в век будет прославлять имя Господа Вышняго.
Псалом 29 текст
Детально: псалом 29 текст – со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.
Псалом песни, обновления дому Давидова,
Псалом-песнь, на обновление дома, Давида.
1 Вознесу Тя, Господи, яко подъял мя еси, и не возвеселил еси врагов моих о мне.
1 Вознесу Тебя, Господи, ибо Ты поддержал меня и не возвеселил врагов моих о мне.
2 Господи Боже мой, воззвах к Тебе, и исцелил мя еси.
2 Господи, Боже мой, я воззвал к Тебе, и Ты исцелил меня.
3 Господи, возвел еси от ада душу мою, спасл мя еси от низходящих в ров.
3 Господи, Ты возвёл из ада душу мою, спас меня от участи сходящих в ров.
4 Пойте Господеви, преподобнии Его, и исповедайте память святыни Его.
4 Пойте Господу, святые Его, и поведайте память о Святыне Его.
5 Яко гнев в ярости Его, и живот в воли Его: вечер водворится плачь, и заутра радость.
5 Ибо гнев – в ярости Его, и жизнь – в воле Его: вечером водворится плач, а наутро – радость.
6 Аз же рех во обилии моем: не подвижуся во век.
6 Я же сказал в изобилии моём: “Не поколеблюсь вовек!”
7 Господи, волею Твоею подаждь доброте моей силу. Отвратил же еси лице Твое, и бых смущен.
7 Господи, по воле Твоей подай красоте моей силу; но Ты отвратил лицо Твоё, и был я смущён.
8 К Тебе, Господи, воззову, и к Богу моему помолюся.
8К Тебе, Господи, воззову и к Богу моему помолюсь:
9 Кая польза в крови моей, внегда сходити ми во истление? Еда исповестся Тебе персть, или возвестит истину Твою?
9 “Что пользы в крови моей при схождении моём в погибель? Неужели прославит Тебя прах, или возвестит истину Твою?”
10 Слыша Господь и помилова мя: Господь бысть Помощник мой.
10 Услышал Господь и помиловал меня, Господь стал помощником мне.
11 Обратил еси плачь мой в радость мне: растерзал еси вретище мое, и препоясал мя еси веселием.
11 Ты обратил скорбь мою в радость мне, разорвал рубище моё и опоясал меня весельем,
12 Яко да воспоет Тебе слава моя, и не умилюся: Господи Боже мой, во век исповемся Тебе.
12 чтобы воспевала Тебя слава моя и я не сокрушался. Господи, Боже мой, вовек буду славить Тебя!
Слава:
Слава:
Вознесу Тя, Господи, яко подъял мя еси, и не возвеселил еси врагов моих о мне. Господи Боже мой, воззвах к Тебе, и исцелил мя еси. Господи, возвел еси от ада душу мою, спасл мя еси от низходящих в ров. Пойте Господеви, преподобнии Его, и исповедайте память святыни Его. Яко гнев в ярости Его, и живот в воли Его: вечер водворится плачь, и заутра радость. Аз же рех во обилии моем: не подвижуся во век. Господи, волею Твоею подаждь доброте моей силу. Отвратил же еси лице Твое, и бых смущен. К Тебе, Господи, воззову, и к Богу моему помолюся. Кая польза в крови моей, внегда сходити ми во истление? Еда исповестся Тебе персть, или возвестит истину Твою? Слыша Господь и помилова мя: Господь бысть Помощник мой. Обратил еси плачь мой в радость мне: растерзал еси вретище мое, и препоясал мя еси веселием. Яко да воспоет Тебе слава моя, и не умилюся: Господи Боже мой, во век исповемся Тебе.
Слава:
- Псалом Давида; песнь при обновлении дома.
- Превознесу Тебя, Господи, что Ты поднял меня и не дал моим врагам восторжествовать надо мною.
- Господи, Боже мой! я воззвал к Тебе, и Ты исцелил меня.
- Господи! Ты вывел из ада душу мою и оживил меня, чтобы я не сошел в могилу.
- Пойте Господу, святые Его, славьте память святыни Его,
- ибо на мгновение гнев Его, на всю жизнь благоволение Его: вечером водворяется плач, а наутро радость.
- И я говорил в благоденствии моем: «не поколеблюсь вовек».
- По благоволению Твоему, Господи, Ты укрепил гору мою; но Ты сокрыл лицо Твое, и я смутился.
- Тогда к Тебе, Господи, взывал я, и Господа умолял:
- «Что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою?
- Услышь, Господи, и помилуй меня; Господи! будь мне помощником».
- И Ты обратил сетование мое в ликование, снял с меня вретище и препоясал меня веселием,
- да славит Тебя душа моя и да не умолкает. Господи, Боже мой! буду славить Тебя вечно.
Текст христианского 29 псалма, согласно толкованию святых отцов, был написан царем Давидом после того, как отступила моровая язва, косившая его народ в течение продолжительного времени. Увидев в этом явлении Божье наказание за собственную излишнюю самоуверенность, пророк Давид горестно раскаивается и признает свои ошибки. Что же за событие послужило поводом к подобной губительной гордости израильского царя?
Толкование 29 псалма повествует, что незадолго до нашествия язвы Давид благодарил Бога за большое количество подданных, которое год от года увеличивалось, и, вместо того, чтобы осознавать подобную плодовитость как милость Божию, усмотрел в этом свои заслуги и, как следствие, – Господне благословение.
Православный 29 псалом повествует о том, что царь осознал свою неправоту и даже призывал в качестве наказания эпидемию на свой дом, однако Бог сжалился над ним, и все многочисленные члены его семейства остались живы. Подобное сокрушение, тем не менее, смягчило Бога, и Он отвел в конце концов эпидемию с земель Израиля. Слушать и читать 29 псалом можно о здравии и спасении людей, находящихся в опасности.
Слушать на видео православную молитву псалом 29 на русском языке
Православный Псалтырь, читать текст псалом 29 на русском языке
Песнь при обновлении дома.
Превознесу Тебя, Господи, что Ты поднял меня и не дал моим врагам восторжествовать надо мною. Господи, Боже мой! я воззвал к Тебе, и Ты исцелил меня. Господи! Ты вывел из ада душу мою и оживил меня, чтобы я не сошел в могилу. Пойте Господу, святые Его, славьте память святыни Его, ибо на мгновение гнев Его, на всю жизнь благоволение Его: вечером водворяется плач, а на утро радость. И я говорил в благоденствии моем: «не поколеблюсь вовек». По благоволению Твоему, Господи, Ты укрепил гору мою; но Ты сокрыл лице Твое, и я смутился. Тогда к Тебе, Господи, взывал я, и Господа моего умолял: «что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою? услышь, Господи, и помилуй меня; Господи! будь мне помощником». И Ты обратил сетование мое в ликование, снял с меня вретище и препоясал меня веселием, да славит Тебя душа моя и да не умолкает. Господи, Боже мой! буду славить Тебя вечно.
Текст псалом 29 царя Давида, на церковно славянском языке
Вознесу тя, Господи, яко подял мя eси, и не возвеселил eси врагов моих о мне. Господи Боже мой, воззвах к тебе, и исцелил мя eси. Господи, возвел eси от ада душу мою, спасл мя eси от низходящих в ров. Пойте Господеви, преподобнiи eго, и исповедайте память святыни eго; яко гнев в ярости eго, и живот в воли eго; вечер водворится плачь, и заутра радость. Аз же рех во oбилiи моем; не подвижуся во век. Господи, волею твоею подаждь доброте моей силу; отвратил же eси лице твое, и бых смущен. К тебе, Господи, воззову, и к Богу моему помолюся. Кая польза в крови моей, внегда сходити ми во истленiе? eда исповестся тебе персть? или возвестит истину твою? Слыша Господь и помилова мя; Господь бысть помощник мой. Обратил eси плачь мой в радость мне, растерзал eси вретище мое и препоясал мя eси веселiем, яко да воспоет тебе слава моя, и не умилюся. Господи Боже мой, во век исповемся тебе.
К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать просмотреть это видео и затем посмотреть его.
Здесь можно слушать и читать текст Псалма 29
Толкование Псалма 29
В надписи, предваряющей псалом (которая соответствует стих 1), помимо указания на то, что он принадлежит Давиду, сказано, что это песнь при обновлении дома (подразумевалась скиния). Полагают, что Пс. 29 был написан Давидом по случаю освящения места для будущего храма (скорее всего, при установлении царем жертвенника на гумне Орны – 1-Пар. 21:26; 22:1; произошло это после поражения народа массовой эпидемией, в наказание за произведение Давидом самовольного “исчисления” его).
В 29:8 Давид говорит о том, что Бог “сокрыл лице” Свое от него, подразумевая ниспослание ему наказания за честолюбие его и самонадеянность; именно мотив наказанной гордыни звучит в стихе 7 (в англ. тексте – не “в благоденствии”, а “в процветании”; “процветая” и “благоденствуя”, царь преисполнился самонадеянности).
Из стиха 4 может возникнуть впечатление о физическом заболевании самого Давида, но речь тут, по всей вероятности, о его мучительном душевном состоянии и об искреннем раскаянии в соделанном (1-Пар. 21:13). Ведь из-за его своевольного, гордостью продиктованного поступка погибло 70 тысяч израильтян (1-Пар. 21:2,8,14).
Некоторые богословы видят в предваряющей псалом надписи указание на литургическое назначение его (исполнение его при освящении будущих храмовых построек; к примеру, Езд. 6:16; Неем. 12:27).
На опыте познав благость освобождения от Божьего наказания за грех, Давид восхваляет Господа, гнев Которого – “на мгновение” (стих 6), а милость – вечна.
А. Освобождение от наказания (29:2-6)
Давид воспевает посланное Господом избавление и призывает народ к восхвалению Его.
Пс. 29:2. Для Давида важен не только самый факт избавления от массовой эпидемии, поражавшей народ три дня (1-Пар. 21:12), но и то, что Господь не дал… врагам Давида восторжествовать над ним. Речь может идти как о противниках царя внутри страны, так и о язычниках – соседях Израиля, которым Иегова не позволил воспользоваться бедствием, обрушившимся на народ, чтобы сокрушить Давида.
Пс. 29:3-4. Царь воззвал к Господу, и Он ответил, за что Давид исполнен благодарности Ему. Смысл стих 4 проясняется при сопоставлении его с 1-Пар. 21:17. Моровая язва косила евреев по причине согрешения Давида, и царь просил Господа, чтобы она поразила его и дом его – за зло, которое он, Давид, соделал. Вероятно, глубина раскаяния и смирения Давида привели к прекращению “поражения” (1-Пар. 21:18 и далее). Таким образом, Господь не дал Давиду “сойти в могилу” (буквально) и вывел из ада душу его (в переносном смысле).
Пс. 29:5-6. Призыв к восхвалению Господа по причине “краткости” гнева Его и вечного Его благоволения к людям.
Б. Наказание за самоуверенность (29:7-11)
Пс. 29:7-8. Самоуверенность Давида выразилась в возникшем у него ложном чувстве независимости от Иеговы. “Благоденствием” своим царь обязан был Ему, Который, по благоволению Своему, укрепил гору (образ силы) Давида. И тогда Давид, в гордыне своей, решил, что “не поколеблется вовек”. (Упоенный своей силой, почувствовав себя в безопасности от врагов, царь залог всего этого стал видеть в себе самом, а не в Господе. Об этом и свидетельствовала произведенная им – с целью еще больше утвердиться в сознании своего могущества – перепись населения Израиля.) И тогда-то Господь наказал Давида, “сокрыв от него лице Свое” (т. е. лишив его благословений Своих и защиты).
Пс. 29:9-11. В покаянной своей молитве Давид вспоминает, как потрясенный бедствием, разразившимся в стране, он стал взывать к Господу, как он умолял Его. Да, он просил о гибели для себя и дома своего (выше) и в то же время молил об избавлении от нее – на том основании, что, сойдя в могилу, не мог бы продолжать славить Господа и возвещать истину Его (стих 10 сравните с Ис. 38:18). Он просил о помиловании, о помощи (стих 11).
В. И был услышан… (29:12-13)
Пс. 29:12-13. Господь обратил сетование царя в ликование, прекратив поражение Израиля. Вретище – образ печали (сравните 34:13; ком на Быт. 37:34). Образно же говорится о веселии, сменившем печаль. Псалом заканчивается славословием и обещанием непрестанной хвалы в адрес Господа.