Псалом 25: текст молитвы, для чего читают

Псалом Давида 25

В жизни христиан часто возникают ситуации, когда нас предают самые близкие люди, претендуют на наше добро или достижения, возводя напраслину и обвиняя напрасно.

Псалом 25 — покаянный псалом, воззвание к Творцу с просьбой поставить Господню защиту против клеветы и коварства.

История написания и значение псалма

Великое отчаяние и печаль накрыла царя Давида в тот момент, когда он узнал об измене своего сына Авессалома. Еще нет открытых нападений, но лживыми слухами о царствовании помазанника Божьего уже полнится еврейская земля. Праведник не бежит ничего доказывать. Он склоняет колени перед престолом Божьим с молитвой.

В момент написания Псалма 25 царь Давид мог свободно посещать скинию, приносить дары.

Этот факт еще раз подчеркивает, что время написания не связано с гонениями от Саула, когда псалмопевец вынужден был постоянно скрываться.

1 Суди меня, Господи, по правде Твоей, ибо живу я в незлобии и, на Господа уповая, не изнемогу.

2 Искуси меня, Господи, испытай меня, разожги утробу мою и сердце мое!

3 Милость Твоя пред очами моими, и угождал я Тебе, соблюдая истину Твою.

4 Не сидел я в совете суетных и к беззаконным не войду.

5 Возненавидел я сборище лукавых и с нечестивыми не сяду.

6 Умою с невиновными руки мои и вокруг жертвенника Твоего пойду, Господи;

7 Да услышу я песнь во славу Твою и поведаю чудеса Твои.

8 Господи, возлюбил я благолепие дома Твоего и место святое, где обитает слава Твоя.

9 Да не погубишь с нечестивыми душу мою и с мужами, проливающими кровь, жизнь мою!

10 В руках у них беззаконие, полны они корысти.

11 Я же в незлобии живу; избавь меня,

12 Господи, и помилуй меня! Стопы мои стоят на правом пути; в церквах благословлю Тебя, Господи!

Толкование Псалма 25

В первых стихах своей молитвы псалмопевец подчеркивает свою непорочность. Это не означает, что Давид не осознает греховности или считает себя святым.

Этими стихами царь хочет донести до Господа свою непричастность к тем клеветническим слухам, которые распространяют люди Авессалома.

Псалмопевец взывает к Всевышнему, просит рассудить и оправдать его перед народом, ведь его выставили несправедливым судьей, кровожадным и глупым правителем.

Читайте еще о псалмах:

Помазанник Божий не просит незаслуженной защиты, а только исследования настоящего положения дел, участником которых он не признает себя.

Довольно смело царь утверждает, что готов к любым испытаниям, чтобы доказать свою невиновность. Эта же просьба об испытании звучит в псалме, когда Давид умоляет Господа указать ему момент перехода на опасный путь и направить на дорогу истины.

Помазанник Божий понимает всю ответственность сказанного, ведь Творец смотрит не на дела, а на помышления и задуманное в сердце. Как часто христиане на исповеди рассказывают о своих делах, при этом забывая, что Господь видит все тайные уголки души.

Правдивость и искренность покаяния всегда находят ответ на молитвы у ног Всевышнего. В стихах 3-5 звучит надежда на справедливую милость. Здесь нет слов покаяния, а только полное доверие и ожидание справедливого суда. Коварные, злонамеренные люди пытались погубить царя, он отгородился от каких-либо дел с врагами.

Далее Давид с полной ответственностью дает обет постоянно приносить жертвы хвалы и приношения на жертвенник, при этом живя в святости.

Говоря об омовении рук, он утверждает свою невиновность в этой ситуации.

Важно! Праведник любил Создателя всем сердцем, приходя в храм по велению сердца, а не только для исполнения религиозного долга, он черпал в своих молитвах силы и надежды для праведной жизни.

При этом Давид помнил и благодарил Творца за все чудеса, сотворенные Богом в его жизни.

Утверждая свою невинность, в конце Псалма 25 Давид подчеркивает еще раз тот факт, что он не имеет ничего общего с теми обвинениями в кровожадности и мздоимстве, о которых говорит Авессалом. Его враги брали и давали взятки, чтобы очернить праведника, ими двигало не желание справедливости, а чувство корысти и честолюбия.

Некогда близкий соратник Ахитофел также пошел на предательство ради наживы, однако, ноги праведника стоят на праведной дороге.

Когда и как читать псалом 25

Порой христиане просят у Господа о таких вещах, которые в будущем могут навредить им самим.

Чтобы не нанести вреда себе самому и принять волю Творца в смирении и терпении, рекомендуется святыми отцами церкви читать псалом 25 на русском языке, чтобы лучше понимать каждое слово.

Наполнит миром и надеждой святое послание Давида в момент:

  • несправедливых гонений;
  • клеветы;
  • семейных недоразумений;
  • необоснованных лживых обвинений;
  • поиска истинного пути.

Псалом 25

В случае с этим псалмом авторство царя Давида не ставится под сомнение, он пишет от первого лица в трудной для него жизненной ситуации. Из текста псалма 25 мы видим, что во время его написания Давид спокойно посещал скинию и приносил дары. Этот факт дает понять, что события, во времена которых был написан псалом, никак не связан с конфликтом с Саулом, когда Давид был отправлен в гонения и был вынужден скрываться. Речь в данном случае идет об измене Авессалома – сына Давида, узнав о которой он впал в отчаяние и печаль. Поползли слухи по земле иудейской о восхождении на трон помазанника Божьего. И Давид в очередной раз склоняет голову, прося милости Бога, не оправдываясь и не доказывая свою правду. Праведник верит в справедливый суд Создателя и знает, что он все ведает. Царь вкладывает в свою молитву особый смысл о смирении и терпении.

Текст молитвы псалом 25

На церковнославянском языке с ударениями

1 Суди́ ми, Го́споди, я́ко аз незло́бою мое́ю ходи́х, и на Го́спода упова́я, не изнемогу́.

2 Искуси́ мя, Го́споди, и испыта́й мя, разжзи́ утро́бы моя́, и се́рдце мое́.

3 Яко ми́лость Твоя́ пред очи́ма мои́ма есть, и благоугоди́х во и́стине Твое́й.

4 Не седо́х с со́нмом су́етным, и со законопресту́пными не вни́ду.

5 Возненави́дех це́рковь лука́внующих, и с нечести́выми не ся́ду.

6 Умы́ю в непови́нных ру́це мои́, и обы́ду же́ртвенник Твой, Го́споди.

7 Е́же услы́шати ми глас хвалы́ Твоея́, и пове́дати вся чудеса́ Твоя́.

8 Го́споди, возлюби́х благоле́пие до́му Твоего́ и ме́сто селе́ния сла́вы Твоея́.

9 Да не погуби́ши с нечести́выми ду́шу мою, и с му́жи крове́й живо́т мой.

10 И́хже в руку́ беззако́ния, десни́ца их испо́лнися мзды.

11 Аз же незло́бою мое́ю ходи́х, изба́ви мя, Го́споди, и поми́луй мя.

12 Нога́ моя́ ста на правоте́: в це́рквах благословлю́ Тя, Го́споди.

На русском языке

1 Суди меня, Господи, ибо я в беззлобии моём ходил, и, на Господа надеясь, не изнемогу.

2 Проверь меня, Господи, и испытай меня, расплавь внутренность мою и сердце моё.

3 ибо милость Твоя пред моими очами, и я ходил в истине Твоей,

4 не сидел я с людьми лживыми, и с коварными не пойду;

5 возненавидел я сборище злонамеренных, и с нечестивыми не сяду;

6 Омою среди невинных руки мои и обойду жертвенник Твой, Господи,

7 чтобы возвещать гласом хвалы и поведать все чудеса Твои.

8 Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей.

9 Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными,

10 у которых в руках злодейство, и которых правая рука полна мздоимства.

11 А я хожу в моей непорочности; избавь меня, [Господи,] и помилуй меня.

12 Моя нога стоит на прямом пути; в собраниях благословлю Господа.

Для чего читают псалом 25?

Верующий человек в определенный момент своей жизни чувствует необходимость в чтении того или иного псалма. Святые отцы остерегают православных, ведь порой по незнанию они могут просить о таких вещах, которые могут негативно сказаться на их будущем. В связи с этим церковь рекомендует читать псалом 25 на русском языке, чтобы молитва была осознанна и понятна, прежде всего, для самого просящего. Псалом 25 читают для того, чтобы наполнить свою душу надеждой и умиротворением, оградиться от клеветы и лживых объяснений, а также получить помощь в поиске своего истинного пути.

Толкование

Толкователи находят схожесть между 25 и 7 псалмами, где Давид так просит Бога о защите против клеветы завистников, когда он был обвинен в том, что претендует на трон Саула. Псалом начинается с обычного надписания «Псалом Давиду». Составляя этот псалом, Давид просит праведного суда у Бога и помощь в избавлении его от нападок врагов и клеветников. Каждый стих псалма наполнен своим чудодейственным смыслом.

  • Стих 1: Давид говорит, что не на кого ему положиться, кроме Господа Бога, только его справедливый суд может помочь ему в этой сложной ситуации. Однажды молитва уже помогла ему, разрешив проблемы с царем Саулом.
  • Стих 2: автор просит искусить, испытать его, разжечь его словно металл, чтобы понять прочность, на которую он способен. Таким образом, Давид предлагает проверить самые сокровенные и внутренние помыслы и чувства его души. Только Бог по своему решению может открыть невинность праведника перед народом.
  • Стих 3: в этом стихе открывается причина, почему Давид так уповает на Бога. Он находится под милостью Божьей, которую получал не единожды в различных ситуациях мирской жизни, считая ее наградой за свое праведное служение и доброту. Так же автор признает, что всегда живет по заветам и не верит в непреложную истину Божью, что так же дает ему силу и уверенность в успехе.
  • Стих 4-5: Давид говорит о язычниках, чьи сборища он наблюдал на капищах, будучи там в изгнании в земле Филистимской. Служение этим идолам он считает неправильным и нечестивым, словно нарушающим закон. Он высказывает презрение к этой псевдорелигии и утверждает, что не общался с ними и не имел ничего общего, хоть и был вынужден находиться рядом.
  • Стих 6-7: среди древних верующих был обычай омовения рук и других частей тела, дабы очиститься от негативного, преступного и заявить о своей чистоте и невиновности. Именно об этом пишет Давид, обращаясь к Богу и словно смывая с себя все воспоминания о язычниках, у которых он томился в изгнании. Певцы скинии во время чтения Моисеевых книг приносили жертву и обходя вокруг места для жертвоприношения, об этом и говорит автор, обещая умилостивить Всевышнего и отмолить свой недостойный поступок.
  • Стих 8: насколько ненавистны для Давида идолы и капища язычников, настолько сильна его любовь и тоска по дому Божьему. Под именем дома Господа автор имеет в виду скинию, в которой особым образом являлась слава Создателя и он открывал народу своему свои заветы.
  • Стих 9-10: при толковании этого стиха у историков возникают противоречия. Согласно первому мнению, под нечестивыми автор представляет своих обидчиков – царя Саула и его подданных, а вот во втором варианте так он называет все тех же язычников, у которых жил Давид во время своего изгнания. Праведник просит Бога уберечь его от судьбы этих нечестивых, а также мужей крови (убийц), так как он всегда благочестив и верен своему Создателю.
  • Стих 11: здесь вновь просматривается смысл, заложенный в начале псалма. Давид уже поведал о своих поступках и возможных прегрешениях Богу и теперь ждет, что он проведет свой праведный суд и примет верное решение, наградив его милостью. Праведник говорит, что он беззлобен и добр в своей жизни, а потому просит избавить его от бед и несчастий.
  • Стих 12: в заключении Давид говорит, что, несмотря на все его несчастья, он не свернул с истинного пути и сохранил свою веру. Псалмопевец утверждает, что он всегда будет чувствовать благодарность и любовь к Богу, а потому не устанет прославлять его, словно создавая пророчество о том, насколько будет востребован Псалтырь во время богослужений.

Псалом Давида 25 — изучаем вопрос

В жизни христиан часто возникают ситуации, когда нас предают самые близкие люди, претендуют на наше добро или достижения, возводя напраслину и обвиняя напрасно.

Псалом 25 — покаянный псалом, воззвание к Творцу с просьбой поставить Господню защиту против клеветы и коварства.

Текст молитвы псалом 25

На церковнославянском языке с ударениями

1 Суди́ ми, Го́споди, я́ко аз незло́бою мое́ю ходи́х, и на Го́спода упова́я, не изнемогу́.

2 Искуси́ мя, Го́споди, и испыта́й мя, разжзи́ утро́бы моя́, и се́рдце мое́.

3 Яко ми́лость Твоя́ пред очи́ма мои́ма есть, и благоугоди́х во и́стине Твое́й.

4 Не седо́х с со́нмом су́етным, и со законопресту́пными не вни́ду.

5 Возненави́дех це́рковь лука́внующих, и с нечести́выми не ся́ду.

6 Умы́ю в непови́нных ру́це мои́, и обы́ду же́ртвенник Твой, Го́споди.

7 Е́же услы́шати ми глас хвалы́ Твоея́, и пове́дати вся чудеса́ Твоя́.

8 Го́споди, возлюби́х благоле́пие до́му Твоего́ и ме́сто селе́ния сла́вы Твоея́.

9 Да не погуби́ши с нечести́выми ду́шу мою, и с му́жи крове́й живо́т мой.

10 И́хже в руку́ беззако́ния, десни́ца их испо́лнися мзды.

11 Аз же незло́бою мое́ю ходи́х, изба́ви мя, Го́споди, и поми́луй мя.

12 Нога́ моя́ ста на правоте́: в це́рквах благословлю́ Тя, Го́споди.

На русском языке

1 Суди меня, Господи, ибо я в беззлобии моём ходил, и, на Господа надеясь, не изнемогу.

2 Проверь меня, Господи, и испытай меня, расплавь внутренность мою и сердце моё.

3 ибо милость Твоя пред моими очами, и я ходил в истине Твоей,

4 не сидел я с людьми лживыми, и с коварными не пойду;

5 возненавидел я сборище злонамеренных, и с нечестивыми не сяду;

6 Омою среди невинных руки мои и обойду жертвенник Твой, Господи,

7 чтобы возвещать гласом хвалы и поведать все чудеса Твои.

8 Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей.

9 Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными,

10 у которых в руках злодейство, и которых правая рука полна мздоимства.

11 А я хожу в моей непорочности; избавь меня, и помилуй меня.

12 Моя нога стоит на прямом пути; в собраниях благословлю Господа.

История написания и значение псалма

Великое отчаяние и печаль накрыла царя Давида в тот момент, когда он узнал об измене своего сына Авессалома. Еще нет открытых нападений, но лживыми слухами о царствовании помазанника Божьего уже полнится еврейская земля. Праведник не бежит ничего доказывать. Он склоняет колени перед престолом Божьим с молитвой.

Читайте также:  Псалом 90: текст молитвы, для чего читают

В 25 псалме Давид просит Бога избавить его от нападений врагов

В момент написания Псалма 25 царь Давид мог свободно посещать скинию, приносить дары.

Этот факт еще раз подчеркивает, что время написания не связано с гонениями от Саула, когда псалмопевец вынужден был постоянно скрываться.

1 Суди меня, Господи, по правде Твоей, ибо живу я в незлобии и, на Господа уповая, не изнемогу.

2 Искуси меня, Господи, испытай меня, разожги утробу мою и сердце мое!

3 Милость Твоя пред очами моими, и угождал я Тебе, соблюдая истину Твою.

4 Не сидел я в совете суетных и к беззаконным не войду.

5 Возненавидел я сборище лукавых и с нечестивыми не сяду.

6 Умою с невиновными руки мои и вокруг жертвенника Твоего пойду, Господи;

7 Да услышу я песнь во славу Твою и поведаю чудеса Твои.

8 Господи, возлюбил я благолепие дома Твоего и место святое, где обитает слава Твоя.

9 Да не погубишь с нечестивыми душу мою и с мужами, проливающими кровь, жизнь мою!

10 В руках у них беззаконие, полны они корысти.

11 Я же в незлобии живу; избавь меня,

12 Господи, и помилуй меня! Стопы мои стоят на правом пути; в церквах благословлю Тебя, Господи!

Для чего читают 25 псалом

Для чего христиане читают псалмы? Каждый верующий находит удовольствие в изучении Священного Писания. Но имеет оно и другие цели:

  • Духовное возрастание верующего.
  • Постоянно пребывая в общении с Богом, человек получает дары Духа Святого — веру, воздержание, радость и любовь.
  • Обучение упованию на Господа, невзирая на свои прегрешения.

Псалтирь составлялась для того, чтобы верующие могли находить в ней утешение в любых жизненных ситуациях. Святые строки помогут покаяться, отблагодарить Творца за милости. Псалом Давида 25 показывает христианам пример того, как им следует наставлять себя и окружающих. Пророк становится образцом для подражания. Только имея чистую душу, человек может уповать на милость Господа.

Даже находясь в сложных обстоятельствах, христиане могут утешаться тем, что старались соответствовать Его заповедям. Читайте текст на русском и церковнославянском языках, назидайтесь и получайте Божье благословение!

Богословский разбор

Чтобы глубже понять текст, верующим рекомендуется читать толкования на Псалом 25, написанные опытными духовниками. Например, подробно разбирает каждую строку Евфимий Зигабен. Неопытным в чтении Библии лучше поначалу опираться на исследования святых отцов.

1-5 стихи

Духовное состояние гонимого Давида можно ясно увидеть во второй строке, где он просит Бога исследовать его сердце и разум (в славянском переводе — почки и сердце). Это должно показать Творцу, что в самой глубине существования даже мысли не зародилось о том, чтобы занять трон Саула или причинить ему какой-либо урон. Такое поведение объясняется тем, что праведник ощущает заботу и расположение Господа по отношению к себе. Поэтому он должен подражать Ему и в собственной жизни.

Источник своей безгрешной жизни автор видит не в себе. Он приписывает все достоинства одному лишь Создателю. Каждое действие, совершаемое на протяжении дня, человек должен обдумать с позиций грядущей вечности. Не расстроит ли он этим Творца, не нарушит ли какую-либо заповедь? Современному человеку кажется непонятным, что даже сидеть за одним столом с неправедными людьми считалось плохим поступком. Об этом можно судить по 5 строке.

Давид был предан также и своему царю, не общался с его недоброжелателями. Он выражает твердое желание и впредь находиться в чистоте. Опасным может быть общение не только с отъявленными злодеями. Проводить время с бездельниками также недостойное занятие. Ведь праздность может послужить источником опасного греха.

Каждому время от времени приходится общаться с недобрыми людьми. Благочестивые христиане не должны продолжать с ними видеться, иметь совместные дела, тем более дружить. Ведь если положительное окружение приносит пользу, так и плохое способно причинить вред.

6-12 стихи

Псалом 25 на русском языке довольно сильно отличается от славянского текста. Для полноценного изучения следует внимательно прочесть оба варианта, сравнить их. Перед тем, как просмотреть построчный перевод, следует помолиться Христу, чтобы Он открыл разум для усвоения послания, которые Дух Святой вложил в строки.

Исполнять повеления Бога могут не только истинно верующие люди, но и лицемеры. Разница в том, что первые получают от этого настоящую духовную радость, а вторые надеются лишь откупиться от грозного Владыки. Но Давид был не таков.

  • Он относился с полной серьезностью ко всему, что завещал Господь. Имел твердое намерение исполнять Его волю («омывал руки в невинности»).
  • В псалме мы видим пример из повседневных обрядов священнослужителей древности. Они перед входом в алтарь совершали омовение рук. Даже не будучи духовным лицом, каждому подобает очистить свою совесть покаянием.

Давид, являясь высокопоставленным человеком, не считал для себя зазорным исполнять надлежащие обряды вместе с простыми людьми. У евреев было принято обходить жертвенник, на котором горела туша забитого животного. Очевидно, что на это требовалось время. Не забывал праведник и возносить хвалу. Обязанность каждого верующего — благодарить и славить милосердного Спасителя.

Дом Божий

Скиния, которую посещал Давид, была прообразом христианских храмов. Сегодня верующие повсеместно посещают молитвенные дома, церкви. Великое благолепие можно увидеть в здании, предназначенном для Господа. Священники одеты в пышные облачения, стены украшены иконами, во время службы звучит торжественное пение. Все это сделано с единственной целью — достойно прославить Творца.

Давид любил посещать место присутствия Господа, и скорбел, когда был лишен такой возможности. Поэтому современные христиане должны с усердием посещать богослужения, не пренебрегать этой своей священной обязанностью.

Самообманом занимаются те, кто считает, что молиться можно и дома. Можно, только разница будет ощутимой. Единодушное вознесение просьбы или хвалы не сравнится с частным прошением в привычной бытовой обстановке. Об этом говорили еще святые отцы древности, эту же мысль пытается донести до нас и Давид.

Особая молитвенная помощь

В духовной среде есть одно предание святых подвижников о молитвенном правиле призывания особой помощи Божией: «Кто утром перед утренними молитвами прочитает 26-й, 50-й и 90-й псалмы – по тому хоть пушки стреляют, ничего с ним не будет».

Писатель Сергей Александрович Нилус с женой Еленой Александровной при беседе с Оптинским старцем отцом Иоанном (Саловым) получили такой наказ: «Если на вас враг пускает стрелы свои, – не бойтесь! Ни одна вас не коснется, только возьмите мой совет за правило, послушайтесь: читайте утром и вечером перед вашей молитвой оба эти псалма — 26-й и 90-й, а перед ними великое Архангельское обрадование — «Богородице Дево, радуйся». Будете так делать, ни огонь вас не возьмет, ни вода не потопит… — Больше вам скажу: бомбой не разорвет!»
«И бомба не разорвет. » Предсказание о. Иоанна (Салова) в точности исполнилось во время гражданской войны. По воспоминаниям М. В. Смирновой-Орловой, Елена Александровна рассказывала ей, что однажды, когда они с мужем ехали под обстрелом в тарантасе, рядом с ними разорвалась бомба, но их совершенно не задела.

Старец схиархимандрит Виталий (Сидоренко) (1928—1992гг.) был воспитанником великих старцев Глинской пустыни. Он прошел жизненный путь и как монастырский послушник, и как странник-юродивый, и как монах-пустынник, явившись, наконец, пастырем многих Христовых овец. Как истинный христианин, он исполнил Евангелие всей своей жизнью. Батюшка советовал утром, выходя из дома, прочитать 26, 50 и 90 псалмы, а между ними, в начале и в конце по одной молитве «Богородице Дево, радуйся». После этого, он говорил, если рядом разорвется снаряд или пуля, или случится пожар — никакая беда тебя не коснется. «Читайте 26, 50, 90 псалмы, и Господь и Матерь Божия подадут Свои милости» — говорил старец.

Святой праведный Феодор Ушаков, адмирал Российского флота, прославленный Церковью в лике святых, провел 40 крупных морских сражений и не потерпел ни одного поражения, не потерял ни одного корабля, ни один его матрос не попал в плен. Его корабли носили имена святых и православных праздников. Его любили моряки. Основное напутствие адмирала перед боем было: «Братцы, читайте 26, 50 и 90 псалмы, и вас не возьмет ни пуля, ни сабля!» [Журнал «София. Премудрость Божия» №3 2008 г, стр. 52] Все воины св. прав. Феодора Ушакова читали 26-й, 50-й, 90-й псалмы и “Да Воскреснет Бог. ” перед боем. Эти псалмы и молитва были их щитом от физической опасности.

По опыту жизни и Церкви данное правило дополнено здесь еще некоторыми краткими молитвами, через которые было также явлено особое заступничество Божие.

Православная подвижница и исповедница ХХ века схимонахиня Нила (Евдокия Андреевна Колесникова, 1902-1999) 12-летней ушла в монастырь, где приняла в 18 лет постриг с именем Евфросиния. После разорения обители в советское время пережила ужасы этапов и лагерей в течении 14 лет. Выйдя на свободу в послевоенные годы жила в Туле, а затем в Подмосковье. В 1960-е годы приняла схиму с именем Нила. Господь наделил её благодатными дарами: прозорливости, пророчества, исцелений. Со всех концов России приходили люди к благодатной старице, получая духовную помощь, утешение, исцеление от недугов.
Схимонахине Ниле дано было глубоко видеть души людей, раскрывая все их мысли и сердечные переживания, даже тех, кто находился далеко от неё.
Свое духовное чадо она наставляла: «Когда выходишь из дома, садишься за руль, выходишь из машины, непременно читай молитву: «Господи, даруй ми печать дара Святаго Духа на все мои пути и дороги. Аминь». Эта молитва должна всю жизнь быть с тобой».
Матушка Нила считала, что молиться надо постоянно – и на работе, и на отдыхе, и в транспорте:
– Работа в руках, а молитва в устах. Молитва прежде всего, доченьки!
О значении молитвы она говорила так:
– Мир держится молитвой. Если хотя бы на один час молитва прекратится, то мир перестанет существовать. И особенно нужна молитва ночная, она более других угодна Богу. Самый великий и трудный подвиг – молиться за людей. Нужно терпеть, молиться, трудиться, несмотря ни на что, сколько бы ни ругали, ни поносили. Есть поношение слева, от лукавого, а бывает и справа, от близких. И то и другое – трудно, но полезно и даже необходимо. Не внешние труды нужны, нужно очищение сердца. Не позволяйте себе никакого лукавства, будьте открытыми с людьми. И не думайте о себе плохого.

ОСОБАЯ МОЛИТВЕННАЯ ПОМОЩЬ

Архангельское приветствие Богородице:

“Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших”.

“Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся?
Внегда приближатися на мя злобующим, еже снести плоти моя, оскорбляющии мя и врази мои, тии изнемогоша и падоша. Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое, аще восстанет на мя брань, на Него аз уповаю. Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его. Яко скры мя в селении Своем в день зол моих, покры мя в тайне селения Своего, на камень вознесе мя. И ныне се, вознесе главу мою на враги моя: обыдох и пожрох в селении Его жертву хваления и воскликновения, пою и воспою Господеви. Услыши, Господи, глас мой, имже воззвах, помилуй мя и услыши мя. Тебе рече сердце мое, Господа взыщу, взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу. Не отврати лица Твоего от мене и не уклонися гневом от раба Твоего: помощник мой буди, не отрини мене и не остави мене, Боже, Спасителю мой. Яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя. Законоположи ми, Господи, в пути Твоем, и настави мя на стезю правую враг моих ради. Не предаждь мене в душы стужающих ми, яко восташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе. Верую видети благая Господня на земли живых. Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа”.

“Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших”.

“Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего чисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отъими от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу безнаконныя путем Твоим, и нечистивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже, спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на алтарь Твой тельцы”.

“Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших”.

“Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое”.

Читайте также:  Псалом 151: текст молитвы, для чего читают

“Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших”.

Богородичный псалом 90:

“Живый в помощи Матери Божией, под крепким кровом Ея водворится; адский противник враг не повредит его, и стрела его летящая не коснется ему, яко многомощная Владычица избавит его сети ловящаго, и крилами Своими покрыет его. Возопийте к Ней вси в бедах ваших, и зловредная рана не приближится душам и телесем вашим: явит бо вам всюду спасение Свое”.

“Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших”.

“Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя. Помощь моя от Господа, Сотворшаго небо и землю. Не даждь во смятение ноги твоея, ниже воздремлет храняй тя, се не воздремлет, ниже уснет Храняй Израиля. Господь сохранит тя, Господь Покров твой на руку десную твою. Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию. Господь сохранит Тя от всякаго зла, сохранит душу твою Господь. Господь сохранит вхождение твое и исхождение твое, отныне и до века”.

“Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших”.

Знаменуй себя крестом и твори молитву Честному Кресту:

“Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшего силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь”.

“Крест Христов, на весь мир освященный благодатию и Кровию Господа нашего Иисуса Христа, дан нам – оружие на всех врагов наших, видимых и невидимых, во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь”.

“Да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего, Господи, вся сопротивныя силы”.(Читается трижды)

“Яко с нами Бог!” (трижды)

“Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!” (трижды)

«Господи, даруй ми печать дара Святаго Духа на все мои пути и дороги. Аминь».

“Слава Тебе, Боже, за всё во веки!”

Читайте также не менее 150 раз в день молитву
«Богородице Дево, радуйся…»
и почаще, не спеша, со вниманием молитву Иисусову:
«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

Защитные псалмы

Здесь представлены псалмы, которые читают для защиты от всякого зла себя и близких.

Выберите нужное из меню:

Все молитвы подряд:

Псалом 26

Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся?

Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся?

Внегда приближатися на мя злобующым, еже снести плоти моя, оскорбляющии мя и врази мои, тии изнемогоша и падоша.

Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое;

аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю.

Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его.

Яко скры мя в селении Своем в день зол моих, покры мя в тайне селения Своего, на камень вознесе мя.

И ныне се, вознесе главу мою на враги моя: обыдох и пожрох в селении Его жертву хваления и воскликновения; пою и воспою Господеви.

Услыши, Господи, глас мой, имже воззвах, помилуй мя и услыши мя.

Тебе рече сердце мое: Господа взыщу, взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу.

Не отврати лица Твоего от мене и не уклонися гневом от раба Твоего: помощник мой буди, не отрини мене и не остави мене.

Боже, Спасителю мой. Яко отец мой и мати моя остависта мя.

Господь же восприят мя.

Законоположи ми, Господи, в пути Твоем, и настави мя на стезю правую враг моих ради.

Не предаждь мене в душы стужающих ми: яко восташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе.

Верую видети благая Господня на земли живых. Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа.

Псалом 50

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.

аипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя;

яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну.

Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти.

Се бо, в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя.

Се бо, истину возлюбил еси;

безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси.

Окропиши мя иссопом, и очищуся;

омыеши мя, и паче снега убелюся.

Слуху моему даси радость и веселие;

возрадуются кости смиренныя.

Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти.

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя.

Научу беззаконыя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся.

Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего;

возрадуется язык мой правде Твоей.

Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою.

Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши.

Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.

Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския.

Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на oлтарь Твой тельцы.

Псалом 90

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится.

Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.

Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его.

Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго.

Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши.

Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое.

Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих.

На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия.

Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое.

Воззовет ко Мне, и услышу eго: с ним есмь в скорби, изму eго и прославлю eго, долготою дний исполню eго и явлю eму спасение Мое.

Псалтирь | псалом 25

В этом псалме святой Давид подвергает себя торжественному испытанию, но не со стороны Бога и своей страны, а со стороны Бога и своей собственной совести, что говорит о его непорочности (ст. 1,2), для доказательства которой он ссылается (I) на постоянную связь с Богом и Его благодатью (ст. 3).

(II) На закоренелую неприязнь ко греху и грешникам (ст. 4,5);

(III) на искреннюю любовь к Божьим постановлениям и беспокойство об их исполнении (ст. 6-8). Таким образом, доказав свою честность, (1) Давид осуждает участь нечестивцев (ст. 9,10).

(2) Он вверяет себя милости и благодати Божьей, и принимает решение твердо держаться своей непорочности и упования на Бога (ст. 11,12). Воспевая этот псалом, мы должны учиться, назидать себя и друг друга, какими мы должны быть и что должны делать, чтобы иметь благоволение Бога и утешение в своей совести; утешать себя этим, как Давид, если только хоть в какой-то степени благодаря благодати мы соответствуем этим чертам характера. Богослов Амиральдус (Amyraldus) в своем толковании этого псалма предполагает, что здесь Давид духом пророчества перенесен, чтобы говорить о себе как о прообразе Христа, в отношении которого слова псалмопевца о его непорочности были в высшей степени истинными. И только к Нему мы можем применить эти слова, воспевая этот псалом. «Мы имеем полноту в Нем».

Стихи 1-5. Возможно, Давид сочинил этот псалом, будучи преследуем Саулом и его сообщниками, который, чтобы приукрасить свою несправедливую ярость, представлял псалмопевца как очень плохого человека и открыто обвинял его во многих страшных грехах и преступлениях, одевал его в шкуры диких зверей, чтобы они кусали его. Сама по себе невиновность не является ограждением для имени, хотя она важна для внутренней уверенности, чтобы отбивать стрелы клеветы. Поэтому Давид был прообразом Христа, который стал порицанием в устах людей и предсказал, что Его последователей также будут всячески злословить и лживо обвинять. А теперь обратите внимание, что в связи с этим делает Давид.

I. Он требует справедливого Божьего приговора (ст. 1): «Рассуди меня, Господи! Будь Судьей между мною и моими обличителями, между преследователями и бедным пленником; выведи меня с почестями и предай стыду тех, кто лживо обвинял меня». Его противником был Саул – верховный судья Израиля, и поэтому, будучи с ним в ссоре, ему не к кому было взывать, кроме как к Богу. О своих проступках перед Богом Давид молится: «Не входи в суд с рабом Твоим (Пс 142:2), преступлений моих не вспоминай (Пс 24:7)», где он взывает к Божьей милости. Но относительно преступлений против Саула Давид обращается к Божьей справедливости и просит Господа вступиться за него, как в Псалме 42:1. Или это можно истолковать таким образом: он не может сам оправдать себя от обвинений во грехе; он считает свое согрешение великим, а себя – погибшим, если Бог в Своей безграничной милости не простит его; но он может оправдать себя от обвинений в лицемерии и имеет причину надеяться, что, в соответствии с заветом благодати, он является одним из тех, кто может надеяться обрести благоволение у Бога. Таким же образом святой Иов, признавая, что согрешил, в то же время крепко держался своей невиновности. Обратите внимание, каким утешением для тех, кто лживо обвинен, является осознание того, что есть праведный Бог, который раньше или позже прояснит их невиновность и даст утешение всем, кто искренен в религии, что сам Бог является свидетелем их искренности.

II. Давид подчиняется Его безошибочному исследованию (ст. 2): «Искуси меня, Господи, и испытай меня, как золото испытанное, соответствует ли оно норме». Бог знает истинный характер каждого человека, ибо Он знает мысли и намерения сердца, так как видит через маскировку. Давид молится: «Искуси меня, Господи», что подразумевает, что ему приятно, что Бог знает его и его истинные стремления, что Он раскроет его для Себя и для всего мира. Псалмопевец был таким искренним в молитве к своему Богу и в верности своему царю (в обоих случаях его считали притворщиком), что хотел, чтобы в его груди было окно, и каждый желающий мог заглянуть в его сердце.

III. Давид торжественно защищает свою невиновность (ст. 1): «Я ходил в непорочности моей; мой образ жизни соответствовал моему исповеданию, и одна ее часть была частицей другой». Напрасно хвастаться своей непорочностью, если мы не сможем показать, что благодаря благодати Божьей мы живем непорочно и что наша жизнь в мире протекает в простоте и благочестии. Здесь Давид приводит несколько доказательств своей невиновности, что помогает ему довериться Богу как своему праведному Судье, который будет главенствовать на суде и заступится за его правое дело. Он уверен, что в конце выйдет с добрым именем (поэтому я не поколеблюсь) и проиграют те, которые посоветовали низринуть его превосходства, пошатнуть его веру, оклеветать его имя и помешать ему завладеть короной (Пс 61:4). Тот, кто непорочен в религии, может довериться Богу, что он не поколеблется, то есть не отступит от своей веры.

1. Давид постоянно обращался к Богу и Его благодати (ст. 3).

(1) Его главной целью и основным благом было Божье благоволение: «Ибо милость Твоя пред моими очами». Если все, что мы совершаем в религии, делаем из любви к Богу и добрых мыслей о Нем, как о наилучшем из всех существ, наилучшем из друзей и покровителей и, в частности, из чувства благодарности за Его милости к нам, получаемые на протяжении всех дней жизни своей, то это будет хорошим доказательством нашей невиновности. Если мы располагаем милость Бога перед своими глазами как пример, которому стараемся подражать, будучи ревнителями доброго (1Пет 3:13), если мы располагаем ее перед собой как наше великое поручение и ободрение к нашему долгу, боимся сделать что-либо, что может лишить нас Божьего благоволения, и пытаемся всеми средствами хранить себя в Его любви – то это послужит не только добрым доказательством нашей невиновности, но и сохранит нас в ней.

Читайте также:  Псалом 39: текст молитвы, для чего читают

(2) Давид руководствовался словом Божьим, как своим правилом: «Я ходил в истине Твоей, то есть в соответствии с Твоим законом, ибо Твой закон – истина». Обратите внимание: лишь тот может надеяться получить привилегии милости Божьей, кто живет по Его истинам, по Его законам, которые основываются на них. Некоторые понимают это как преобразование самого себя по примеру Бога как в истине и верности, так в благости и милости. Безусловно, что идут правильно те, которые следуют за Богом, как дети.

2. У него не было общения ни с бесплодными делами тьмы, ни с людьми, которые так поступали (ст. 4,5). Исходя из этого, можно прийти к выводу, что Давид был действительно предан своему царю и никогда не общался с теми, кто был недоволен его правлением, или с теми негодными людьми, которые презрели его (1Цар 10:27). Он не присутствовал на их тайных собраниях и не участвовал в их политических интригах; в своем сердце он никогда не проклинал царя. И то, что Давид никогда не общался с теми, о ком можно было бы сказать, что он недоволен религией, или был ее явным врагом, или лицемером, также было доказательством его верности своему Богу. Обратите внимание, что когда мы избегаем плохой компании, то это является как доказательством нашей непорочности, так и хорошим средством сохранить нас в ней. А теперь отметьте, (1) что эта часть торжественного заявления Давида говорит о его беспокойстве по этому вопросу в прошлом и о его заботе по этому поводу в будущем: «Не сидел я с людьми лживыми, и с коварными не пойду». Заметьте, что наши хорошие поступки до нынешнего момента являются доказательством нашей честности в том случае, если они сопровождаются решением в силе Божьей оставаться такими же до конца и не поворачивать обратно; а наши хорошие решения относительно будущего мы можем принимать как утешение лишь тогда, когда они являются продолжением наших хороших поступков, совершенных до этого момента.

(2) Давид избегал компаний не только нечестивцев, но и пустых людей, которые все свое время отдавали веселью и развлечениям, а в себе не имели ничего основательного или серьезного. Из этих двух беспутная компания для хорошего человека, возможно, будет более губительной, ибо он не готов организовать стражу против пагубного влияния суетности, как против открытой порочности.

(3) Сообщество лицемеров так же опасно, как все другие, и из благоразумия, как и из благочестия, ее нужно избегать. Злоумышленники притворяются друзьями тех, кого они собираются заманить в сеть, они маскируются. «Если он говорит и нежным голосом, не верь ему».

(4) Хотя иногда Давиду приходилось бывать в сообществе плохих людей, тем не менее он принимает решение не ходить с ними; он не выбирает таких людей своими попутчиками и не ищет возможности познакомиться и общаться с ними. Он может случайно сталкиваться с ними, но не будет специально назначать встречи, чтобы идти с ними. Если ему случится быть среди них, он не будет ни сидеть с ними, ни продолжать общение; он будет находиться среди них лишь до тех пор, пока этого будут требовать дела, но он не будет ни сотрудничать с ними, ни говорить, как они говорят, или делать, как они делают и как поступает тот, кто сидит в собрании развратителей (Пс 1:1). Он не будет размышлять с ними о путях и возможностях совершить зло, как не будет сидеть в собрании с ними, чтобы осуждать род праведных.

(5) В своей жизни мы должны не только избегать плохих компаний, но в своих принципах и чувствах иметь антипатию к ним. Здесь Давид говорит, что он не только избегал, а что возненавидел их (Пс 138:21).

(6) Благочестивые люди должны особым образом ненавидеть собрания злоумышленников, клубы, их сообщества. «Возненавидел я ecclesiam malignantium – церковь злонамеренных», -как читается это место по-латыни. Как благочестивые люди, собираясь вместе, делают друг друга лучше и дают возможность совершить больше добра, так и плохие люди, собираясь вместе, делают друг друга хуже и совершают больше зла. Во всем этом Давид был прообразом Христа, который хотя и принимал грешников и ел с ними, чтобы наставить их и сделать добро, но в то же время был свят, безобиден, непорочен и отделен от грешников, в особенности от фарисеев – этих лицемеров. Он также является примером для христиан, когда они объединяются со Христом, чтобы спастись от рода сего развращенного (Деян 2:40).

Стихи 6-12. В этих стихах I. Давид упоминает, как следующее доказательство его непорочности, свою искреннюю любовь к постановлениям Бога, его постоянную заботу следовать им и удовольствие, которое он черпал из них. Лицемеры и притворщики, безусловно, тоже могут исполнять постановления Бога, как, например, гордый фарисей, зашедший в храм, чтобы помолиться с кающимся мытарем. Но это будет добрым признаком нашей непорочности только в том случае, если мы относимся к ним, как Давид, рассказывающий здесь об этом (ст. 6-8).

1. Он был очень внимателен и добросовестен в своих приготовлениях к святым обязанностям: «Буду омывать в невинности руки мои». Давид не только воздерживается от общества грешников, но и содержит себя в чистоте от греховных осквернений; здесь он имеет в виду место, которое занимал среди тех, кто окружал Божий алтарь. «Я омоюсь и обойду алтарь, зная, что в противном случае не буду принят». Это место созвучно со следующим: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест…» (1Кор 11:28), то есть подготовившись определенным образом. Это означает (1) обычные приготовления: «Буду омывать в невинности руки мои, то есть буду бдителен против всех грехов, буду содержать свою совесть в чистоте от тех мертвых дел, которые оскверняют ее, и никогда не отойду от Бога» (см. Пс 23:4,5).

(2) Фактические приготовления. Здесь автор ссылается на обряд священников, когда они омывались, прежде чем приступить к служению (Исх 30:20,21). И хотя Давид не был священником, в то же время, как и приличествует каждому поклоняющемуся, он рассматривал сущность поступков, совершаемых ими. Готовясь совершать торжественные постановления, мы должны не только очиститься от обвинений в собственном неверии или лицемерии и заявить о собственной непорочности (что символизировалось омыванием рук, Втор 21:6), но и прилагать усилия, чтобы очистить себя от пятен остаточной порочности, обновляя свое покаяние и освежая воздействие Крови Христа на нашу совесть для ее очищения и умиротворения. Тому, кто омыт (то есть находится в оправданном состоянии), необходимо лишь омыть свои ноги (Иоан 13:10), омыть свои руки, омыть их в невиновности; тот, кто раскаялся, pene innocens, почти невиновен, а тот, кто прощен, настолько невиновен, что его грехи даже не припомнятся ему.

2. Давид был очень прилежен, исполняя постановления: «Буду… обходить жертвенник Твой, Господи»; это ссылка на обычай священников обходить алтарь, пока жертва горела; и, возможно, принесшие жертву подобным образом совершали то же на некотором расстоянии, что подчеркивало усердное уважение к происходящему и должное поведение во время служения. «Буду… обходить жертвенник Твой, Господи; я буду среди толпы, которая обходит его, среди самых тучных из них». Давид, муж чести, деловой человек, воин, не считал ниже своего достоинства вместе с толпой приходить к Божьему жертвеннику и находил время для этих посещений. Обратите внимание:

(1) весь народ Божий будет ожидать у Божьего жертвенника, повинуясь Его повелениям и стремясь добиться Его благоволения. Христос – наш жертвенник, но не такой, как жертвенник в иудейской церкви, который наполнялся людьми, а жертвенник, от которого мы питаемся (Евр 13:10).

(2) Приятно наблюдать, когда люди обходят Божий жертвенник и приятно видеть себя среди обходящих.

3. Каждый раз, исполняя Божьи постановления, целью которых была слава Божья, Давид уделял много времени благодарственной хвале и восхищению. Он взирал на место поклонения, как на место, где пребывала слава Божья (ст. 8), и поэтому сделал своей обязанностью прославлять Бога и воздавать славу имени Его, возвещая гласом хвалы все чудеса Господа. Дела Божьего милосердия, взывающие к благодарению, – дела чудесные, которые призывают нас к восхищению. Мы должны возвещать их и рассказывать о них для Его славы, для побуждения других славить Его. И мы должны делать это с гласом хвалы как люди, осознающие свою обязанность совершать это всеми возможными способами, признавать с благодарностью благоволение, которое мы получаем от Бога.

4. Давид делал это с удовольствием, движимый истинной любовью к Богу и Его наставлениям. Упоминая об этом, он взывает к Богу: «Господи! Ты знаешь, как возлюбил я обитель дома Твоего (ст. 8);

скиния – место, где Тебе было угодно обитать и принимать почитание Своего народа, – место жилища славы Твоей». Давид, будучи преследуем, иногда был вынужден бежать в места обитания идолопоклонников и не мог посещать жертвенник Бога, за что, возможно, его преследователи, сами воспрепятствовавшие этому, порицали и вменяли ему в вину (см. 1Цар 20:27). «Но, Господи, – говорит Давид, – хотя я не могу прийти в жилище дома Твоего, я люблю его; там находится сердце мое, и я больше всего страдаю из-за того, что меня нет там». Обратите внимание: каждый, кто истинно любит Бога, любит Его постановления, – и он любит потому, что в них Бог провозглашает Свою славу, а они имеют возможность почтить Его. Наш Господь Иисус любит почести, воздаваемые Его Отцу, и Он сделал Своим делом Его прославление; Он полюбил обитель дома Своего, Свою Церковь среди людей, полюбил и отдал Себя за нее, чтобы иметь возможность построить и благословить ее. Для тех, кто любит общение с Богом и наслаждается, приходя к Нему, это станет постоянным наслаждением, приятным доказательством их непорочности и залогом их бесконечного блаженства.

II. Давид, предоставив доказательства своей непорочности, искренно молится со смиренным упованием на Бога (как те люди, чьи сердца не осуждают их), чтобы его не постигла участь нечестивцев (ст. 9,10): «Не погуби души моей с грешниками». В этих стихах (1) он описывает тех нечестивцев, чье положение считает настолько бедственным, что не пожелал бы подобной судьбы самому наихудшему из своих врагов в этом мире. «Они кровожадны, они жаждут крови других и почти всегда виновны в кровопролитии. Они совершают злодейства; зло всегда в их руках. Хотя они обогащаются за счет нечестия (ибо их правая рука полна мздоимства, когда они берут взятки, чтобы извратить справедливость), но в то же время их состояние никогда не улучшается, ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

(2) Давид боится, чтобы его не постигла участь нечестивцев. Он никогда не любил их и не общался с ними в этом мире, и поэтому может с верой молиться, чтобы в другом мире его не постигла их участь. Наши души вскоре будут собраны и возвратятся к Богу, который дал их и вскоре опять призовет к себе (см. Иов 34:14). Это побуждает нас задуматься, будут ли наши души собраны вместе со святыми или с грешниками – будем ли мы собраны в один букет жизни с Господом навечно, как души всех преданных Ему (1Цар 25:29), или в снопы плевел для огня (Мат 13:30). Смерть собирает нас к нашему народу, к которому мы принадлежим, пока живем здесь, на земле, чье общение мы предпочитаем и чью участь мы выбираем. Смерть собирает нас вместе, и мы должны выбрать свой жребий в вечности. Валаам хотел умереть смертью праведника, Давид боялся умереть смертью нечестивцев, поэтому обе стороны пришли к одной и той же мысли, что если мы будем принадлежать к праведным и жить по их принципам, то будем счастливы вечно. Тот, кто не будет сообщником грешников в их веселье и не будет питаться их лакомствами, может с верой молиться, чтобы ему не быть их сообщником в их бедствии и не пить их чаши трепета.

III. Давид со святым смиренным упованием вручает себя благодати Божьей (ст. 11,12).

(1) Он обещает, что благодаря ей он будет выполнять свой долг: «А я, чтобы ни делали другие, хожу в моей непорочности». Обратите внимание: когда свидетельство нашей совести о том, что мы ходили в непорочности, приятно для нас, то это может укрепить наше решение продолжать так же.

(2) Давид молится о том, чтобы божественная благодать дала ему и силы поступать так, и утешение от этого: «Избавь меня от рук моих врагов и помилуй меня и в жизни, и в смерти». Даже если бы мы были так же уверены в собственной непорочности, то и тогда должны были бы полагаться на Божью милость, великое искупление, которое Христос совершил ради нас, и молиться, чтобы эти привилегии принадлежали нам.

(3) Давид с удовольствием вспоминает о своей стойкости: «Моя нога стоит на прямом пути, где я не споткнусь и не упаду». Здесь он говорит как человек, принявший решение посвятить себя Богу и благочестию, который не колеблется из-за искушений этого мира, человек, чьи утешения находятся в Боге и Его благодати, и которого не поколеблют трудности и бедствия этого мира.

(4) В то же время Давид молится, чтобы у него был повод хвалить Господа, чтобы он всегда имел повод для прославления, чтобы его сердце всегда было расположено к славословию; и хотя сейчас он лишен возможности публично исполнять постановления, но чтобы вновь смог благословить Бога в собрании Его народа. Ненавидящие сообщества злоумышленников объединятся в собрании праведных и соединятся в прославлении Бога. Это приятно совершать в хорошей компании -чем больше, тем лучше, ибо это похоже на небеса.

Ссылка на основную публикацию