Псалом 24: текст молитвы, для чего читают

Псалом 24

В надписании сего псалма ничего особенного нет, кроме обычных слов: Псалом Давиду. Он содержит в себе как бы исповедание веры, соединенное с теплейшими молитвами человека, окруженного различными напастями и врагами. Человек этот есть не кто иной, как сам Давид пророк, который просит помощи у Бога и при этом исповедует, что Бог праведно наказывает за грехи его, потом, приводя себе на память прежние и новые грехи, умоляет Бога об избавлении от них.

Пс.24:1 К Тебе, Господи, воздвигох душу мою, Боже мой, на Тя уповах, да не постыжуся во век, ниже да посмеютмися врази мои.

Жизнь суетная, когда человек предается всецело житейским заботам и попечениям, до забвения о Боге и о душе своей, приводит человека в такое тяжелое состояние душевное, что он испытывает невыносимую тоску, а когда при этом совесть напоминает ему о его прежних грехопадениях, от которых никто не может избавить, кроме Всещедрого и Милосердного Бога, тогда человеку, чтобы не впасть в отчаяние и не подвергнуться окончательной погибели, ничего более не остается, как обратиться к помощи Божией и просить у Него помилования. Так и поступил Давид, который, не находя ни в чем успокоения и окруженный притом врагами и завистниками, возопил ко Господу: «К Тебе, Господи, вознесся я душою моею. Боже мой, на Тебя возложил я всю надежду мою и уверен, что эта надежда моя будет непостыдна: помощь Твоя, на которую я вполне надеюсь, не оставит меня, и тогда враги мои не будут иметь повода смеяться надо мною».

Пс.24:2 Ибо вси терпящии Тя не постыдятся.

Надежда на помощь и милость Божию всегда соединена с терпением. Надеющиеся на Господа выражают свою надежду в молитвах; но бывает нередко, что молитвенные прошения к Богу, по премудрому промышлению Божию, не всегда или не скоро исполняются, и тогда молящийся должен с терпением ожидать просимого от Бога, и не переставая надеяться, продолжать с терпением свои молитвенные прошения к Богу. И только такая надежда на Бога, соединенная с терпением, бывает непостыдна: все, терпящии Господа, не постыдятся. Или, как в другом псалме говорит: «Терпя потерпех Господа, и внят ми и услыша молитву мою» ( Пс.39:2 ).

Пс.24:3 Да постыдятся беззаконнующии вотще.

Вотще значит «напрасно». Здесь Давид выражает моление о том, чтобы Господь обратил стыд и срамоту на врагов его, как бы так говоря: не попусти, Господи, чтобы я был посрамлен от врагов. Потому что если случится так, что я оставлен буду Твоею помощью, то они посмеются и о погибели моей возрадуются, но пусть сами они постыдятся, когда увидят, что они вотще, т.е. несправедливо, напрасно и беззаконно против меня поступали. Вообще же изречение сего стиха имеет такой смысл: должны постыдиться, будут посрамлены все те, которые творят беззаконие вотще, т.е. которые несправедливо поступают против ближнего и потому грешат не по неведению или по немощи, а по злобе. Они не помышляют о покаянии и не думают оставить грех, а потому если и надеются что-либо получить от Бога, то надежда их будет тщетна. Праведника, не лишенного помощи Божией, они не могут погубить своими кознями, а сами себе, напротив, уготовляют срамоту и погибель.

Пс.24:4 Пути Твоя, Господи, скажи ми, и стезям Твоим научи мя.

Под именем путей и стезей Господних пророк разумеет здесь заповеди закона Божия и определения Божии о человеке. Заповеди закона Господня составляют единственный путь, по которому люди восходят к Богу. «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди», – говорит Сам Господь в Евангелии ( Мф.19:17 ). Тот, кому Господь Иисус Христос изрек эти слова, без сомнения знал заповеди и исполнял их (ст. 20), но исполнял не так, как должно, не по духу закона, не в совершенстве. Точно так же и пророку Давиду заповеди закона и оправдания его были не безызвестны, но тем не менее он просит Господа Бога не только сказать их, но и научить, т.е. просит, чтобы ему не только знать заповеди закона, но и деятельно исполнять их.

Пс.24:5 Настави мя на истину Твою и научи мя: яко Ты еси Бог Спас мой, и Тебе терпех весь день.

Человек, водимый одним своим естественным разумом, без озарения благодатью Божией, может легко заблуждаться, блуждать в обманчивых помыслах и ложных понятиях, предпочитая нередко ложное истинному, злое доброму. И я, как человек, как бы так говорит Давид, могу увлекаться и уклоняться от пути истины. Сего ради настави мя на путь заповедей Твоих, на путь закона Твоего, который един есть путь истинный: ибо «вся заповеди Твоя истина» ( Пс.118:86 ). Научи меня, потому что Ты Един, как Бог, можешь спасти душу мою: яко Ты ecи Бог Спас мой. Здесь пророк исповедует веру в Бога как Спасителя своего не только от временных бед и напастей, но и от вечной погибели: так как Господь Иисус Христос (Спас) вскоре по умерщвлении плоти Своей на кресте ( 1Пет.3:18–19 ) вместе с душами других праведников вывел и его душу из ада преисподнего. А вместе с верою исповедует и всегда неизменную надежду свою на милость Божию, говоря: и Тебе терпех весь день. Выражение весь день пророк употребляет вместо: «всегда», или «во всю жизнь». Во всю жизнь свою, говорит, я ни на кого более не надеялся и ни от кого другого не ожидал милости, как от Тебя единого.

Пс.24:6 Помяни щедроты Твоя, Господи, и милости Твоя яко от века суть.

Терпеливо, так молится пророк, я ожидаю от Тебя, Господи, милости и спасения, потому что уверен в том, как Ты щедр и милостив ( Пс.102:8 ), и Ты не забудешь тех щедрот и благодеяний, какие всегда, от века, Ты являешь всем боящимся Тебя, и которые также вечны, как Сам Ты вечен.

Пс.24:7 Грех юности моея и неведения моего не помяни: по милости Твоей помяни мя Ты, ради благости Твоея, Господи.

Продолжая молитвенное возношение сердца к Богу, Давид говорит: поминая существующие от века щедроты и милости Твои, Господи, не поминай грехов моих, забудь о грехах, содеянных мною в молодости и по неведению. Ты благ и милостив, а потому, не поминая о грехах, содеянных мною, вспомни о мне, грешнике кающемся, – помяни меня не во гневе, карающем грешников, а по милости Твоей.

Пс.24:8 Благ и прав Господь, сего ради законоположит согрешающым на пути.

По переводу с греческого стих сей читается так: «Благ и праведен Господь. Посему согрешающим укажет путь закона». В этих словах пророк выражает основание своей надежды на помилование. Благ, говорит, Господь, потому и милует согрешающих. Но Он и праведен, ибо праведно наказывает за грехи, – праведен в судах и решениях Своих. По благости Своей Господь любит людей и прошения их исполняет, а по праведности Своей, по правосудию, полагает закон для согрешающих на пути жизни сей, для того чтобы они, раскаявшись и оставя путь неправды, из неправедных и злых соделались праведными и благими.

Пс.24:9 Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем Своим.

Положив закон для людей слабых, удобопреклонных ко греху, согрешающих, Господь тех из них, которые не противятся Ему, Законоположнику, но желают научиться от Него, людей кротких и смиренных, наставит на суд, приведет на правый путь закона Своего. Покорные закону Господню и последующие всем заповедям Его, кроткие по суду Божию получат оправдание и блаженство ( Мф.5:5 ). Во второй половине стиха Давид, по изъяснению св. отцов, явно предсказывает о Христе Иисусе и учениках Его, которых Он и словом, и примером жизни Своей научал кротости и другим путям Божиим для достижения вечного блаженства, как это видно из Святого Евангелия ( Мф.11:29, 5:2–12 ).

Пс.24:10 Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета Его и свидения Его.

Здесь прежде всего нужно знать, что такое завет Господень и свидения Его и кто суть взыскающие завета Его и свидения Его. Завет Господень – это воля Божия, выраженная в законе Его, а свидения, или свидетельства – то же, что заповеди, или закон, свидетельствующие о воле Божией. Воля Божия в отношении к человеку состоит в том, чтобы он не погиб, но имел жизнь вечную. Значит, в этой воле заключается милость Божия, для того чтобы человек не блуждал по распутиям мира сего, а шествуя истинным путем, достигал вечного блаженства с Богом. Господь по благости Своей указал ему сей путь в законе Своем, который есть истина, как Сам Он есть истина ( Ин.14:6 ). А потому и взыскающие завета Господня – это те люди, которые, возлюбив закон Божий, постоянно поучаются в нем ( Пс.1:2 ), и тем самым убеждаются, что все пути Господни суть милость и истина.

Пс.24:11 Ради имене Твоего, Господи, и очисти грех мой, мног бо есть.

По переводу с греческого этот стих читается так: «Ради имени Твоего, Господи, очисти греховность мою. Ибо она велика». Под словом грех пророк разумеет не один какой-либо грех, а все грехи свои, все греховное состояние, которое просит очистить, снять с его души, уничтожить, если не за раскаяние, то ради имене Твоего, как бы так говоря: поелику Ты именуешься Благим, Милостивым и Человеколюбивым, то ради этого имени, а не ради только моего раскаяния, очисти грех мой; ибо он велик (по многосложности его) и тяжек. Ты един можешь его очистить, уничтожить. Выражение сего псаломского стиха Святая Церковь христианская употребляет в своих молитвах (например, «Пресвятая Троице, помилуй нас. имене Твоего ради»).

Пс.24:12–13 Кто есть человек бояйся Господа? законоположит ему на пути, егоже изволи. Душа его во благих водворится, и семя его наследит землю.

Если есть человек, боящийся Господа, как бы так говорит пророк, то пусть знают, какие воздаяния ему обещаются. Во-первых, Сам Господь укажет ему в Своем законе правила, как проходить тот путь, который он избрал, или, что то же, как проводить тот род жизни, который ему предназначен. В жизни человека различны бывают состояния, или так называемые роды жизни и соответственные им звания; таковы, например, звания и состояния: городское, сельское, воинское, купеческое, крестьянское, духовное, монашеское, мирское и проч. Каждому человеку или по рождению и воспитанию предназначено то или другое звание и состояние, или он сам избирает таковое по своему изволению. И для каждого из этих состояний есть особые законы и правила, основанные на законоположениях Божественных. Человек верующий и боящийся Бога, руководствуясь в своем образе жизни указанными ему правилами и законами, идет, значит, по пути, узаконенному Богом. И наоборот, человек, нарушающий правила и законы своего звания, уклоняется от истинного пути, указанного ему Богом, и тем самым обнаруживает недостаток страха Божия или совершенное безверие. Во-вторых, душа благочестивого и богобоязненного человека исполнится благ, будет наслаждаться благами беспрерывно, – во благих водворится, т.е. будет пребывать, жить среди благ, которые уготованы «боящимся и любящим Бога» ( 1Кор.2:9 ). И не только будущими благами будет наслаждаться душа боящегося Бога, но и в настоящей жизни она не лишится благоденствия. Радость ли, утешение пошлет ему Бог – он с благодарностью будет наслаждаться ими, или, наоборот, попустит на него скорби и горести – он перенесет их с терпением и также с благодарностью в уповании и ожидании будущего воздаяния. Следовательно, в том и другом случае он благодушествует: любящим Бога, по слову апостола, «вся поспешествуют во благое» ( Рим.8:28 ), и самые скорби обращаются в радость. В-третьих, не только сам боящийся Бога будет благополучен и во благих водворится, но и семя его наследит землю, т.е. потомство его будет пользоваться правами благословения Божия, данного Богом Аврааму и его потомкам, или, что то же, будет жить на земле спокойно, и никто не причинит ему зла.

Пс.24:14 Держава Господь боящихся Его, и завет Его явит им.

По переводу с греческого этот стих читается так: «Господь опора боящимся Его. И это докажет им завет Его». Слово держава значит здесь «опора», или «утверждение». Завет по-русски значит «договор», или «союз». Такой договор, или завет, Господь заключил с народом израильским в лице патриархов сего народа – Авраама, Исаака и Иакова ( Исх.2:24 ), сущность которого выражена в следующих словах апостола: «Сей завет, его же завещаю дому Израилеву. и буду им Бог, и тии будут Мне людие» ( Евр.8:10 ). Для утверждения сего завета Господь дал законы народу Своему, которые повелел в точности сохранять и исполнять. Ревностным исполнением законов люди выражали верность свою завету с Богом, сыновнюю преданность свою Богу, их законоположнику, и страх (боязнь) свой пред Ним. А Господь Бог, в свою очередь, за эту верность и преданность народа завету с Богом являлся защитником его от врагов, крепким помощником и опорой ему во всем, был державою боящимся Его. Таким образом, завет Бога с людьми был явным показателем для боящихся Его, что они на Бога, как на твердую опору, как на крепчайшее основание, могут безопасно возлагать всю свою надежду: завет Его явит им.

Пс.24:15 Очи мои выну ко Господу, яко Той исторгнет от сети нозе мои.

Выну значит «всегда, во всякое время, непрестанно». Сетями называет пророк повсюду встречающиеся на пути жизни опасности и искушения ко греху. Обращая речь свою опять на себя, пророк говорит здесь о непрестанном обращении очей своих к Господу Богу и разумеет, конечно, очи духовные, мысленные. Это то же самое, что у подвижников иноческой отшельнической жизни называется всегдашним памятованием о Боге. И лучшим средством для всегдашней памяти о Боге теми же подвижниками признается и советуется «со вниманием повторять святое имя Сладчайшего Иисуса Христа и Бога нашего – день и ночь, всякий час и всякое мгновение, пока напечатлеется в сердце его (безмолвника) сие Божественное речение: Господи Иисусе Христе, помилуй мя, Сыне Божий, помози мне! Ибо сия Божественная память отгоняет от ума безмолвствующего, ради Бога, всезлобного диавола» (еп. Феофан. Митерикон. М., 1891. С. 22). В этом смысле нужно понимать и это изречение пророка, который говорит как бы так: умные очи мои всегда обращены ко Господу, чтобы непрестанно помнить о Нем и Его призывать на помощь; ибо Он Один властен исторгать ноги мои из сетей вражеских, или, что то же, избавлять меня от напастей, искушений и соблазнов.

Пс.24:16 Призри на мя и помилуй мя, яко единород и нищ есмь аз.

Здесь Давид, прося у Бога помилования, называет себя единородным, но не в том смысле, чтобы он признавал себя не имеющим ни братьев, ни другого какого-либо родства, а потому, что был оставлен всеми, и сродниками и друзьями, а также и потому, что сам, возложив все упование на Бога, духом устранился от всех преданных суете и неправде, как говорит в следующем псалме ( Пс.25:4 ). А нищим здесь же называет себя, в том смысле, что, будучи оставлен всеми, принужден был терпеть разные угнетения и обиды со стороны врагов. Нищим он называет себя также и по великому смирению (см. ниже, ст. 18), признавая себя не имущим (нищим) никаких добродетелей и заслуг.

Читайте также:  Псалом 39: текст молитвы, для чего читают

Пс.24:17–18 Скорби сердца моего умножишася, от нужд моих изведи мя. Виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя.

Выражая полнейшее сокрушение о прежде бывших грехах и искушениях греховных, Давид в этих стихах, как и в предыдущем, умоляет Бога обратить внимание на его тяжкое, удрученное душевное состояние. Воззри, говорит он, на меня, Господи, и умилосердись надо мною, одиноким и всеми оставленным. Посмотри, как много скорбей тяготят мою душу – от бедствий, причиняемых мне врагами, а еще более от мучений совести за прежде совершенные грехопадения, и избавь меня от всех этих скорбей и бедственных обстояний. Взгляни на мое раскаяние и сокрушение сердечное, на мое изнеможение, и прости мне все грехи мои. Вот готовый образец искреннего сердечного сокрушения о грехах для всякого грешника, обращающегося с раскаянием к милосердию Божию! Такое излияние чувств не может остаться бездейственным на самое огрубелое и погрязшее во грехах сердце в деле обращения его на истинный путь спасения. А с другой стороны, такая покаянная молитва не может оставаться без воздействия на милосердие Божие в отношении к кающемуся грешнику.

Пс.24:19 Виждь враги моя, яко умножишася, и ненавидением неправедным возненавидеша мя.

Пророк Давид часто и в других псалмах жалуется на множество врагов своих, которые преследовали его постоянной враждой и ненавистью, и притом неправедной, несправедливой ненавистью; так что на эту несправедливую ненависть Сам Господь Иисус Христос указал в Своей первосвященнической речи к ученикам Своим, сопоставляя ненависть к Давиду врагов его, как прообразовательную, с ненавистью к Нему и Отцу Его фарисеев и книжников иудейских, враждовавших против Господа Иисуса. «Ныне же и видеша, и возненавидеша Мене и Отца Моего: но да сбудется слово, писанное в законе их, яко возненавидеша Мя туне» ( Ин.15:24, 25 ; ср. Пс.34:19, 68:5 ).

Пс.24:20 Сохрани душу мою и избави мя, да не постыжуся, яко уповах на Тя.

В этих словах пророк почти буквально повторяет то же, что он уже сказал в первых двух стихах. По причине, говорит, множества врагов моих и их несправедливых на меня напастей и козней, избавь меня, Господи, от них; ибо на Твою всесильную помощь я вполне надеюсь, и да будет эта надежда моя непостыдна, – чтобы не смеялись надо мной враги мои.

Пс.24:21 Незлобивии и правии прилепляхуся мне, яко потерпех Тя, Господи.

Выражение прилепляхуся мне в переводе с греческого читается: «присоединились ко мне». Потерпех Тя значит: с терпением ожидаю от Тебя, надеюсь на Тебя, – то же, что и выше, в стихах 2 и 5 сего псалма. Таким образом, изречения сего стиха, в связи с предыдущим, имеют такой смысл: так как я всегда, говорит Давид, надеялся на Тебя, Господи, и от Тебя одного ожидал помощи, каковую и получал, то многие невинные и прямодушные люди, побуждаемые примером моим, присоединились ко мне, а потому надежда моя на помощь Твою и спасение души моей получает особенную важность от этого. И если бы я обманулся в своей надежде, то не только враги мои посмеялись бы надо мной, но мне пришлось бы стыдиться и краснеть и пред теми, которые по своему незлобию и прямоте души присоединились ко мне.

Ст. 22. Избави, Боже, Израиля от всех скорбей его.

Под именем «Израиля» ближе всего нужно разуметь весь народ израильский, состоящий из 12 колен потомства Иакова патриарха, названного Израилем ( Быт.32:28 ), а потому и все потомство его в Писании обычно называется Израилем. Вознеся ко Господу Богу молитвенные прошения об избавлении самого себя от скорбей и бедственных обстояний, Давид как царь молится вместе с тем и о всем народе своем, чтобы Господь избавил Израиля от всех скорбей его. Во время царствования Давида в царстве его происходило немало волнений и смут гражданских и общественных, от которых страдал и претерпевал скорби весь народ израильский, а потому и Давиду как царю этого народа естественно было возносить молитвы Господу Богу о народе своем.

Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8

Псалом Давида 24

В минуты покаяния человек по особому осознает свой грех, находясь в стесненных обстоятельствах. С чистым сердцем он взывает к Создателю в поисках помощи и выхода из создавшейся ситуации.

История написания и значение псалма

Псалом 24 — молитвенное воззвание царя Давида, в котором праведник кается за свои грехи, совершенные на протяжении жизни, и умоляет Господа вывести из сложившейся ситуации с сыном Авессаломом.

Написанный в минуты отчаяния и слабости, когда Давид находился в одиночестве, оставленный многими соратниками и друзьями, преданный собственным сыном, Псалом 24 выражает искреннее раскаяние и полное доверие Творцу.

Интересно! Уникальной является форма построения этой песни, многие еврейские дети именно по Псалму 24 изучали алфавит. Каждый стих Псалма 24 на еврейском языке начинается с алфавитной буквы, что облегчает его запоминание.

В чем смысл Псалма 24

1 К Тебе, Господи, возношу душу мою. Боже мой, на Тебя уповаю, да не буду посрамлен вовеки, и да не посмеются надо мною враги мои!

2 Ибо все надеющиеся на Тебя не посрамятся.

3 Да посрамятся творящие беззакония тщетно!

4 Пути Твои, Господи, укажи мне, стезям Твоим научи меня.

5 Наставь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог, спасающий меня; и на Тебя надеюсь всяк день.

6 Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо вечны они.

7 Грехов юности моей и неведения моего не помяни; по милости Твоей вспомни меня, по благости Твоей, Господи!

8 Благ и праведен Господь, посему дарует закон Свой согрешающим на пути.

9 Укажет кротким истину, научит кротких стезям Своим.

10 Все пути Господни — милость и истина для тех, кто ищет завета Его и откровений Его.

11 Во славу имени Твоего, Господи, очисти меня от греха, ибо он велик.

12 Кто из людей боится Господа? Дарует ему Бог закон на пути, уготованном ему.

13 Душа его обретет блаженство, и потомство его наследует землю.

14 Господь — опора боящимся Его, и явит Он им завет Свой.

15 Очи мои всегда взирают на Господа, и Он исторгнет из сети стопы мои.

16 Воззри на меня и помилуй меня, ибо одинок я и беден.

17 Скорби сердца моего умножились, от бед моих избавь меня!

18 Воззри на смирение мое и на бремя тяжкое мое и отпусти грехи мои!

19 Воззри на врагов моих, умножились они и ненавистью неправедной возненавидели меня.

20 Сохрани душу мою и избавь меня от бед, да не постыжусь, что уповал на Тебя!

21 Незлобивые и праведные примкнули ко мне, ибо надеялся я на Тебя, Господи.

22 Избавь, Боже, Израиля от всех скорбей его!

Милостивый Создатель не оставит в беде всех, кто надеется на Него.

Осознание своих грехов вызывает у Давида желание очиститься и спастись, ибо он понимает, что грех приводит к тяжелым испытаниям и даже смерти.

Стихи 4-5 подчеркивают, что только Творец может направить на путь истины, спасти от опасной дороги, ведущей в погибель.

Путь Божий — Его заповеди, Истина в их исполнении. Многие верующие могут перечислить все 10 заповедей, демонстрируя свою религиозность, но при этом имеют лицемерное сердце, которое невозможно спрятать от Бога.

Важно! Царь Давид не был святым человеком, и он отступал от истины, но каждый раз находил в себе силы покаяться и вернуться на истинную тропинку, ведущую к спасению.

Псалмопевец пишет, что всякий час он надеется на Божью помощь.

Не единожды Господь щедро одарял Давида (стихи 6-7), покрывал Своим прощением грехи юности, забывал впоследствии расскаянные преступления. Так было покрыто прощением и преступление против Урии, когда Давид впал в блуд с Вирсавией. Наказание в виде смерти сына пришлось пережить, осознав всю полноту греха.

Читайте о других псалмах:

Божественная любовь проявлялась в прощении и ниспослании материального благополучия. Милость Творца даровала спокойствие и мир в мятежную душу царя.

О совершенстве и благости Бога к грешникам, которые приняли решение идти путем праведности, поет помазанник Божий в стихах 8-10.

По закону грех подлежит наказанию, по милости Иисуса мы имеем награду в виде благодати. В случае, когда человек сбивается с истинного пути, Всевышний нежной рукой, а порой и более жестко, возвращает любящих Его людей на истинную дорогу во благо самого грешника.

Наставления Бога могут проявляться разными способами:

  • обличением голосом совести;
  • наставлениями от других людей, в случае царя Давида его обличал пророк Нафан;
  • стесненными обстоятельствами, допущенными во благо грешнику для раскаяния.

Велика Божья любовь, облегчающая путь к суду Всевышнего, когда уже ничего нельзя будет изменить. Что кроется в имени Бога? Где найти слова, чтобы описать Его величие, могущество, милость и щедрость, справедливость и суд?

Стихом 11 праведник описывает великое поклонение и признание власти Творца, подчеркивая тяжесть своих грехов.

Всесовершенный Бог является для людей примером чистоты, той высотой, к которой необходимо стремиться каждому из нас. Царь Давид, занимающий высокую ступень человеческой власти, признает себя грешником перед Создателем.

Великое обетование тем, кто боится Господа, звучит в стихах 12 — 15. Если ты благоговеешь перед Богом, тогда душе твоей гарантировано благо, Сам Творец наставит верное дитя на путь истины и проведет дорогой правды.

Боящимся Бога открывается Его завет.

Некогда могущественный праведник признает себя одиноким и бедным, он ищет защиту в Божьей милости.

В 18-19 стихах Давид призывает Создателя посмотреть на его грехи и прегрешения его врагов. При этом царь не указывает Творцу, что делать и как наказать нечестивых. Весь суд он отдает Богу, принося перед престолом справедливости, как себя, так и врагов.

Великое доверие и надежда на спасение, справедливость звучит в последних стихах Псалма 24 на русском языке. Царь Давид провозглашает свободу от проблем во время любого пленения.

Важно! Псалом 24 читается во время покаяния, перед исповедью, в период пленения грехами и страстями при искреннем желании получить освобождение и очищение.

Псалом 24

Жизнь состоит не только из взлетов, но и падений, за грехами и преступлениями всегда следует наказание. В самые тяжелые испытания человек осознает свои грехи и их тяжесть, остается только молить Господа о помощи и прощении. Псалом 24 – раскаяние в грехах, мольба о милости и снисхождении.

Текст молитвы псалом 24

На церковнославянском языке

1 К Тебе, Господи, воздвигох душу мою, Боже мой, на Тя уповах, да не постыжуся во век, ниже да посмеют ми ся врази мои,

2 ибо вси терпящии Тя не постыдятся.

3 Да постыдятся беззаконнующии вотще.

4 Пути Твоя, Господи, скажи ми, и стезям Твоим научи мя.

5 Настави мя на истину Твою, и научи мя, яко Ты еси Бог Спас мой, и Тебе терпех весь день.

6 Помяни щедроты Твоя, Господи, и милости Твоя, яко от века суть.

7 Грех юности моея, и неведения моего не помяни, по милости Твоей помяни мя Ты, ради благости Твоея, Господи.

8 Благ и прав Господь, сего ради законоположит согрешающым на пути.

9 Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем Своим.

10 Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета Его, и свидения Его.

11 Ради имене Твоего, Господи, и очисти грех мой, мног бо есть.

12 Кто есть человек бояйся Господа? Законоположит eму на пути, eгоже изволи.

13 Душа eго во благих водворится, и семя eго наследит землю.

14 Держава Господь боящихся Его, и завет Его явит им.

15 Очи мои выну ко Господу, яко Той исторгнет от сети нозе мои.

16 Призри на мя и помилуй мя, яко единород и нищ есмь аз.

17 Скорби сердца моего умножишася, от нужд моих изведи мя.

18 Виждь смирение мое, и труд мой, и остави вся грехи моя.

19 Виждь враги моя, яко умножишася, и ненавидением неправедным возненавидеша мя.

20 Сохрани душу мою, и избави мя, да не постыжуся, яко уповах на Тя.

21 Незлобивии и правии прилепляхуся мне, яко потерпех Тя, Господи,

22 Избави, Боже, Израиля от всех скорбей eго.

На русском языке

1 К Тебе, Господи, возвысил я душу мою. Боже мой, на Тебя уповаю, – да не постыжусь вовек, и да не посмеются надо мною враги мои,

2 ибо и все ожидающие Тебя не постыдятся:

3 да постыдятся беззаконующие тщетно.

4 Пути Твои, Господи, открой мне и стезям Твоим научи меня.

5 Направь меня к истине Твоей и научи меня, ибо Ты – Бог, Спаситель мой, и Тебя я ожидал весь день.

6 Вспомни о сострадании Твоём, Господи, и о милостях Твоих, ибо от века они.

7 Грехов юности моей и неведения моего не помяни; по милости Твоей вспомни меня Ты ради благости Твоей, Господи.

8 Благ и справедлив Господь, потому даст закон согрешающим в пути.

9 Направит кротких в суде, научит кротких путям Своим.

10 Все пути Господни – милость и истина для ищущих завета Его и свидетельств Его.

11 Ради имени Твоего, Господи, и умилосердишься Ты о грехе моём, ибо он велик.

12 Кто человек, боящийся Господа? Ему даст Он закон в пути, который тот избрал.

13 Душа его среди благ водворится, и семя его унаследует землю.

14 Господь – твердыня боящимся Его, и завет Свой Он явит им.

15 Очи мои – всегда ко Господу, ибо Он извлечёт из сети ноги мои.

16 Воззри на меня и помилуй меня, ибо я одинок и нищ.

17 Скорби сердца моего умножились, из бедствий моих изведи меня.

18 Посмотри на смирение моё и изнеможение моё и прости все грехи мои.

19 Посмотри на врагов моих – ибо они умножились и ненавистью неправедной возненавидели меня.

20 Сохрани душу мою и избавь меня, да не постыжусь я, что уповаю на Тебя.

21 Беззлобные и прямодушные присоединялись ко мне, ибо я ожидал Тебя, Господи.

22 Избавь, Боже, Израиль от всех скорбей его!

История написания

Как и многие песни Псалтыря, псалом 24 был написан царем Давидом в один из важных этапов в его жизни. Царь был предан своим сыном Авессаломом, который переманил на свою сторону многих соратников отца и поднял восстание. Долгое время сын преследовал отца, посылал наемников убить его. Это были страшные дни в жизни Давида, когда Господь был его единственным спасением и надеждой.

Читайте также:  Псалом 145: текст молитвы, для чего читают

Одиночество, отчаяние, бессилие, уныние и боль от предательства легли в основу текста псалма 24. Царь Давид взывает к Богу, молит о защите и помощи. Царь считает, что таким образом был наказан за свои грехи, и молит Бога о прощении и милости.

Удивительной особенностью псалма 24 является то, что каждый стих начинается с последовательно идущих букв в еврейском алфавите, поэтому песня использовалась, как помощь детям в изучении и запоминании алфавита.

Когда читать псалом 24?

Строгих правил и ограничений для чтения псалма 24 нет, но есть ряд общих советов и рекомендаций для всех молитв. Самое главное, текст молитвы должен соответствовать ситуации и мыслям читающего. Только искреннее раскаяние и просьба будут услышаны Господом, слова должны быть честными.

Дома допускается читать псалом 24 на русском языке, но во время служб используются старославянские тексты. Обращаться к Богу лучше перед иконами, чтобы сосредоточится на просьбе и словах молитвы.

Псалом 24 читают для покаяния перед исповедью. К песне обращаются в минуты слабости перед грехами и страстями, чтобы получить прощение и очистить душу.

Толкование

Для использования молитв нужно знать их точный смысл, чтобы просьба была услышана и исполнена. Толкование псалма 24 открывается при разборе стихов песни:

  • Стихи 1-3 – Давид осознает свою вину и искренне желает очиститься от грехов, избавиться от тяжелых испытаний, выпавших на его долю.
  • Стихи 4-5 – автор подчеркивает, что Господь единственный помощник и защитник для верующего, только Он может наставить оступившегося на путь истины. Царь Давид не был безгрешным, но он раскаивается во всех прегрешениях и видит спасение в соблюдении Божьих законов.
  • Стихи 6-7 – Давид просит о сострадании и прощении. Он совершил страшный грех, совершив прелюбодеяние с чужой женой Вирсавией, но принимает предательство сына, как наказание.
  • Стихи 8-11 – Господь милостив и справедлив, поэтому автор просит о прощении, хоть и преступил Божий закон. Давид просит вернуть его на верный путь и спасти от смертельной угрозы.
  • Стихи 12-15 – верующий всегда остается любим Богом, если он искреннее признает Его силу и мудрость. Оступившегося Господь направляет на верный путь, открывает свой завет.
  • Стихи 16-19 – Давид признает и кается в грехах, он молит Господа увидеть и услышать его, посмотреть на прегрешения врагов царя и честно рассудить их. Он не проклинает своих врагов, а передает их на суд Божий.
  • Стихи 20-21 – мольба о спасении, надежда в светлое будущее и вера в Господа. Не только себя, но и всех евреев Давид просит избавить от бед и скорби.

24 псалом текст молитвы

Подробно: 24 псалом текст молитвы – подробная и точная информация собранная из открытых источников в сети.

Библия. Псалтирь

Псалом 24

1 К Тебе, Господи, возношу душу мою.

2 Боже мой! на Тебя уповаю, да не постыжусь [вовек], да не восторжествуют надо мною враги мои,

3 да не постыдятся и все надеющиеся на Тебя: да постыдятся беззаконнующие втуне.

4 Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим.

5 Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день.

6 Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо они от века.

7 Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; по милости Твоей вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи!

8 Благ и праведен Господь, посему наставляет грешников на путь,

9 направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим.

10 Все пути Господни — милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его.

11 Ради имени Твоего, Господи, прости согрешение мое, ибо велико оно.

12 Кто есть человек, боящийся Господа? Ему укажет Он путь, который избрать.

13 Душа его пребудет во благе, и семя его наследует землю.

14 Тайна Господня — боящимся Его, и завет Свой Он открывает им.

15 Очи мои всегда к Господу, ибо Он извлекает из сети ноги мои.

16 Призри на меня и помилуй меня, ибо я одинок и угнетен.

17 Скорби сердца моего умножились; выведи меня из бед моих,

18 призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои.

19 Посмотри на врагов моих, как много их, и какою лютою ненавистью они ненавидят меня.

20 Сохрани душу мою и избавь меня, да не постыжусь, что я на Тебя уповаю.

21 Непорочность и правота да охраняют меня, ибо я на Тебя надеюсь.

22 Избавь, Боже, Израиля от всех скорбей его.

Псалом Давида 25

В жизни христиан часто возникают ситуации, когда нас предают самые близкие люди, претендуют на наше добро или достижения, возводя напраслину и обвиняя напрасно.

Псалом 25 — покаянный псалом, воззвание к Творцу с просьбой поставить Господню защиту против клеветы и коварства.

История написания и значение псалма

Великое отчаяние и печаль накрыла царя Давида в тот момент, когда он узнал об измене своего сына Авессалома. Еще нет открытых нападений, но лживыми слухами о царствовании помазанника Божьего уже полнится еврейская земля. Праведник не бежит ничего доказывать. Он склоняет колени перед престолом Божьим с молитвой.

В момент написания Псалма 25 царь Давид мог свободно посещать скинию, приносить дары.

Этот факт еще раз подчеркивает, что время написания не связано с гонениями от Саула, когда псалмопевец вынужден был постоянно скрываться.

1 Суди меня, Господи, по правде Твоей, ибо живу я в незлобии и, на Господа уповая, не изнемогу.

2 Искуси меня, Господи, испытай меня, разожги утробу мою и сердце мое!

3 Милость Твоя пред очами моими, и угождал я Тебе, соблюдая истину Твою.

4 Не сидел я в совете суетных и к беззаконным не войду.

5 Возненавидел я сборище лукавых и с нечестивыми не сяду.

6 Умою с невиновными руки мои и вокруг жертвенника Твоего пойду, Господи;

7 Да услышу я песнь во славу Твою и поведаю чудеса Твои.

8 Господи, возлюбил я благолепие дома Твоего и место святое, где обитает слава Твоя.

9 Да не погубишь с нечестивыми душу мою и с мужами, проливающими кровь, жизнь мою!

10 В руках у них беззаконие, полны они корысти.

11 Я же в незлобии живу; избавь меня,

12 Господи, и помилуй меня! Стопы мои стоят на правом пути; в церквах благословлю Тебя, Господи!

Толкование Псалма 25

В первых стихах своей молитвы псалмопевец подчеркивает свою непорочность. Это не означает, что Давид не осознает греховности или считает себя святым.

Этими стихами царь хочет донести до Господа свою непричастность к тем клеветническим слухам, которые распространяют люди Авессалома.

Псалмопевец взывает к Всевышнему, просит рассудить и оправдать его перед народом, ведь его выставили несправедливым судьей, кровожадным и глупым правителем.

Помазанник Божий не просит незаслуженной защиты, а только исследования настоящего положения дел, участником которых он не признает себя.

Довольно смело царь утверждает, что готов к любым испытаниям, чтобы доказать свою невиновность. Эта же просьба об испытании звучит в псалме, когда Давид умоляет Господа указать ему момент перехода на опасный путь и направить на дорогу истины.

Помазанник Божий понимает всю ответственность сказанного, ведь Творец смотрит не на дела, а на помышления и задуманное в сердце. Как часто христиане на исповеди рассказывают о своих делах, при этом забывая, что Господь видит все тайные уголки души.

Правдивость и искренность покаяния всегда находят ответ на молитвы у ног Всевышнего. В стихах 3-5 звучит надежда на справедливую милость. Здесь нет слов покаяния, а только полное доверие и ожидание справедливого суда. Коварные, злонамеренные люди пытались погубить царя, он отгородился от каких-либо дел с врагами.

Далее Давид с полной ответственностью дает обет постоянно приносить жертвы хвалы и приношения на жертвенник, при этом живя в святости.

Говоря об омовении рук, он утверждает свою невиновность в этой ситуации.

Важно! Праведник любил Создателя всем сердцем, приходя в храм по велению сердца, а не только для исполнения религиозного долга, он черпал в своих молитвах силы и надежды для праведной жизни.

При этом Давид помнил и благодарил Творца за все чудеса, сотворенные Богом в его жизни.

Утверждая свою невинность, в конце Псалма 25 Давид подчеркивает еще раз тот факт, что он не имеет ничего общего с теми обвинениями в кровожадности и мздоимстве, о которых говорит Авессалом. Его враги брали и давали взятки, чтобы очернить праведника, ими двигало не желание справедливости, а чувство корысти и честолюбия.

Некогда близкий соратник Ахитофел также пошел на предательство ради наживы, однако, ноги праведника стоят на праведной дороге.

Когда и как читать псалом 25

Порой христиане просят у Господа о таких вещах, которые в будущем могут навредить им самим.

Чтобы не нанести вреда себе самому и принять волю Творца в смирении и терпении, рекомендуется святыми отцами церкви читать псалом 25 на русском языке, чтобы лучше понимать каждое слово.

Наполнит миром и надеждой святое послание Давида в момент:

  • несправедливых гонений;
  • клеветы;
  • семейных недоразумений;
  • необоснованных лживых обвинений;
  • поиска истинного пути.

Псалом Давида 24

В минуты покаяния человек по особому осознает свой грех, находясь в стесненных обстоятельствах. С чистым сердцем он взывает к Создателю в поисках помощи и выхода из создавшейся ситуации.

История написания и значение псалма

Псалом 24 — молитвенное воззвание царя Давида, в котором праведник кается за свои грехи, совершенные на протяжении жизни, и умоляет Господа вывести из сложившейся ситуации с сыном Авессаломом.

Написанный в минуты отчаяния и слабости, когда Давид находился в одиночестве, оставленный многими соратниками и друзьями, преданный собственным сыном, Псалом 24 выражает искреннее раскаяние и полное доверие Творцу.

Интересно! Уникальной является форма построения этой песни, многие еврейские дети именно по Псалму 24 изучали алфавит. Каждый стих Псалма 24 на еврейском языке начинается с алфавитной буквы, что облегчает его запоминание.

В чем смысл Псалма 24

1 К Тебе, Господи, возношу душу мою. Боже мой, на Тебя уповаю, да не буду посрамлен вовеки, и да не посмеются надо мною враги мои!

2 Ибо все надеющиеся на Тебя не посрамятся.

3 Да посрамятся творящие беззакония тщетно!

4 Пути Твои, Господи, укажи мне, стезям Твоим научи меня.

5 Наставь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог, спасающий меня; и на Тебя надеюсь всяк день.

6 Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо вечны они.

7 Грехов юности моей и неведения моего не помяни; по милости Твоей вспомни меня, по благости Твоей, Господи!

8 Благ и праведен Господь, посему дарует закон Свой согрешающим на пути.

9 Укажет кротким истину, научит кротких стезям Своим.

10 Все пути Господни — милость и истина для тех, кто ищет завета Его и откровений Его.

11 Во славу имени Твоего, Господи, очисти меня от греха, ибо он велик.

12 Кто из людей боится Господа? Дарует ему Бог закон на пути, уготованном ему.

13 Душа его обретет блаженство, и потомство его наследует землю.

14 Господь — опора боящимся Его, и явит Он им завет Свой.

15 Очи мои всегда взирают на Господа, и Он исторгнет из сети стопы мои.

16 Воззри на меня и помилуй меня, ибо одинок я и беден.

17 Скорби сердца моего умножились, от бед моих избавь меня!

18 Воззри на смирение мое и на бремя тяжкое мое и отпусти грехи мои!

19 Воззри на врагов моих, умножились они и ненавистью неправедной возненавидели меня.

20 Сохрани душу мою и избавь меня от бед, да не постыжусь, что уповал на Тебя!

21 Незлобивые и праведные примкнули ко мне, ибо надеялся я на Тебя, Господи.

22 Избавь, Боже, Израиля от всех скорбей его!

Милостивый Создатель не оставит в беде всех, кто надеется на Него.

Осознание своих грехов вызывает у Давида желание очиститься и спастись, ибо он понимает, что грех приводит к тяжелым испытаниям и даже смерти.

Стихи 4-5 подчеркивают, что только Творец может направить на путь истины, спасти от опасной дороги, ведущей в погибель.

Путь Божий — Его заповеди, Истина в их исполнении. Многие верующие могут перечислить все 10 заповедей, демонстрируя свою религиозность, но при этом имеют лицемерное сердце, которое невозможно спрятать от Бога.

Важно! Царь Давид не был святым человеком, и он отступал от истины, но каждый раз находил в себе силы покаяться и вернуться на истинную тропинку, ведущую к спасению.

Псалмопевец пишет, что всякий час он надеется на Божью помощь.

Не единожды Господь щедро одарял Давида (стихи 6-7), покрывал Своим прощением грехи юности, забывал впоследствии расскаянные преступления. Так было покрыто прощением и преступление против Урии, когда Давид впал в блуд с Вирсавией. Наказание в виде смерти сына пришлось пережить, осознав всю полноту греха.

Божественная любовь проявлялась в прощении и ниспослании материального благополучия. Милость Творца даровала спокойствие и мир в мятежную душу царя.

О совершенстве и благости Бога к грешникам, которые приняли решение идти путем праведности, поет помазанник Божий в стихах 8-10.

По закону грех подлежит наказанию, по милости Иисуса мы имеем награду в виде благодати. В случае, когда человек сбивается с истинного пути, Всевышний нежной рукой, а порой и более жестко, возвращает любящих Его людей на истинную дорогу во благо самого грешника.

Наставления Бога могут проявляться разными способами:

  • обличением голосом совести;
  • наставлениями от других людей, в случае царя Давида его обличал пророк Нафан;
  • стесненными обстоятельствами, допущенными во благо грешнику для раскаяния.

Велика Божья любовь, облегчающая путь к суду Всевышнего, когда уже ничего нельзя будет изменить. Что кроется в имени Бога? Где найти слова, чтобы описать Его величие, могущество, милость и щедрость, справедливость и суд?

Стихом 11 праведник описывает великое поклонение и признание власти Творца, подчеркивая тяжесть своих грехов.

Всесовершенный Бог является для людей примером чистоты, той высотой, к которой необходимо стремиться каждому из нас. Царь Давид, занимающий высокую ступень человеческой власти, признает себя грешником перед Создателем.

Великое обетование тем, кто боится Господа, звучит в стихах 12 — 15. Если ты благоговеешь перед Богом, тогда душе твоей гарантировано благо, Сам Творец наставит верное дитя на путь истины и проведет дорогой правды.

Боящимся Бога открывается Его завет.

Некогда могущественный праведник признает себя одиноким и бедным, он ищет защиту в Божьей милости.

В 18-19 стихах Давид призывает Создателя посмотреть на его грехи и прегрешения его врагов. При этом царь не указывает Творцу, что делать и как наказать нечестивых. Весь суд он отдает Богу, принося перед престолом справедливости, как себя, так и врагов.

Великое доверие и надежда на спасение, справедливость звучит в последних стихах Псалма 24 на русском языке. Царь Давид провозглашает свободу от проблем во время любого пленения.

Читайте также:  Псалом 15: текст молитвы, для чего читают

Важно! Псалом 24 читается во время покаяния, перед исповедью, в период пленения грехами и страстями при искреннем желании получить освобождение и очищение.

Псалом Давида 139

Псалом 139 относится к песням-прощениям, для них характерны тяжелые обстоятельства написания: плен, бегство, преследование, угроза жизни. Все это царь Давид испытал в своей жизни, даже бегство и угроза смерти от собственного сына.

Другие псалмы царя Давида:

Данный текст крайне важен для христианина, в нем собрана не только мудрость царя, но и заложено правильное отношение христианина к трудностям и испытаниям.

История написания

Надписания в еврейском, латинском и греческом Псалтире говорит, что автор данного псалма — царь Давид. Кроме надписания, этот факт подтверждает и схожесть текста с псалмами 57 и 63 — их заключения почти одинаковы. При этом псалом 139 относится к песням-плачам и прошениям, поскольку в ней Давид говорит о врагах, которые показаны в тексте как очень коварные и изобретательные.

Все эти изображения, а главное, стилистические особенности характерны для песней царя в тот исторический период, когда против царствования песнопевца замышлял злое сын Авессалом.

Статьи о ветхозаветных пророках:

Исследователи говорят, что текст был создан в то время, когда Авессалом уже начал собирать войско против отца, но еще не начинал открытого противостояния. Давид в то время был в Иерусалиме, но уже готовился сбежать. Царь был беспомощным против хитрого и коварного сына, не мог ничего поделать с ним и был вынужден молчаливо наблюдать как Авессалом коварно настраивал против него людей.

Возможно, Давид до конца не верил, что сын дерзнет объявить войну, точно это неизвестно.

Толкование псалма

Текст начинается мрачно — автор не видит спасения, он страдает духовно и физически (царь был в то время чем-то болен). Он жалуется на врагов, которые преследуют и жаждут смерти автора, но при этом певец уповает на Бога и просит Его наказать врагов и поступить справедливо со всеми. Наравне с мрачностью и печалью автора можно в тексте увидеть и упование на Отца Небесного.

Читайте также похожие статьи:

Разбирая по стихам, можно наблюдать следующую картину:

  1. Стихи 1-4: Описание врагов автора и средств их действий. Автор подчеркивает, что они возбуждают против него народ путем клеветы и лжи, что соотносится с описанием действий Авессалома в Царствах. Сын царя настраивал против Давида приходящих к нему, убеждая, что дела народа просто не интересны и никто не будет их решать.
  2. Стих 8: выражение надежды только на Господа, только в Его руке Давид видит себя спокойным и защищенным. Это стих упования и надежды, что Бог покарает виновных и защитит Давида, ведь он невинно страдает. Он не ждет помощи от приближенных или просто человека, надежда царя только на Творца.
  3. Стих 9: прошение Бога заступиться за царя, наказать виновных и поступить с ними сообразно справедливому суду. Выражение «последнее покроет голову их» тут означает понести заслуженное наказание, в то время как Давида защитят праведные поступки и выполнение Закона Божьего.

Правила чтения

Данный псалом читают в составе 17 кафизмы на церковнославянском языке в течение недельных служб и в течение Великого поста дважды:

Изми мя, Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя, иже помыслиша неправду в сердце, весь день ополчаху брани, изостриша язык свой, яко змиин, яд аспидов под устнами их. Сохрани мя, Господи, из руки грешничи, от человек неправедных изми мя, иже помыслиша запяти стопы моя. Скрыша гордии сеть мне, и ужы препяша сеть ногама моима. При стези соблазны положиша ми. Рех Господеви: Бог мои еси Ты, внуши, Господи, глас моления моего. Господи, Господи, сило спасения моего, осенил еси над главою моею в день брани. Не предаждь мене, Господи, от желания моего грешнику: помыслиша на мя, не остави мене, да не когда вознесутся. Глава окружения их, труд устен их покрыет я. Падут на них углия огненная, низложиши я в страстех, и не постоят. Муж язычен не исправится на земли: мужа неправедна злая уловят во истление. Познах, яко сотворит Господь суд нищым и месть убогим. Обаче праведнии исповедятся Имени Твоему, и вселятся правии с лицем Твоим.

В домашних условиях его можно читать в любое время на русском языке:

1 Начальнику хора. Псалом Давида.

2 Избавь меня, Господи, от человека злого; сохрани меня от притеснителя:

3 они злое мыслят в сердце, всякий день ополчаются на брань,

4 изощряют язык свой, как змея; яд аспида под устами их.

5 Соблюди меня, Господи, от рук нечестивого, сохрани меня от притеснителей, которые замыслили поколебать стопы мои.

6 Гордые скрыли силки для меня и петли, раскинули сеть по дороге, тенета разложили для меня.

7 Я сказал Господу: Ты Бог мой; услышь, Господи, голос молений моих!

8 Господи, Господи, сила спасения моего! Ты покрыл голову мою в день брани.

9 Не дай, Господи, желаемого нечестивому; не дай успеха злому замыслу его: они возгордятся.

10 Да покроет головы окружающих меня зло собственных уст их.

11 Да падут на них горящие угли; да будут они повержены в огонь, в пропасти, так, чтобы не встали.

12 Человек злоязычный не утвердится на земле; зло увлечет притеснителя в погибель.

13 Знаю, что Господь сотворит суд угнетенным и справедливость бедным.

14 Так! праведные будут славить имя Твое; непорочные будут обитать пред лицем Твоим.

Песня укрепит дух христианина и позволит сконцентрироваться не на притеснениях и испытаниях, а на милости Творца.

Псалом 101

В трудные минуты человек обращается к Господу с мольбой и просьбами, так как не видит других источников спасения. Бог всегда слышит обращения верующих и не оставляет их в беде. Псалом 101 словно крик души взывает к Господу, наполненная страданиями и отчаянием молитва обращена к единственному Спасителю и Защитнику.

Псалом 24 – слушать и читать текст. Толкование.

Ветхий Завет

Псалтырь

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 24

Толкование Псалма 24

Этот псалом – молитва к Господу о наставлении и прощении – да дарует их Давиду по милости Своей. Псалом написан как акрост, т. е. каждый из его стихов начинается с буквы еврейского алфавита в их последовательности (такая литературная форма была употребительна у народов древнего Востока, потому, что облегчала запоминание поэтического произведения).

Полагают, что Пс. 24 был написан в дни мятежа Авессалома, который Давид воспринимал как расплату за тяжелый грех, некогда им совершенный (движимый страстью к Вирсавии, он обрек на смерть ее мужа Урию). В стихе 3 он говорит о людях, действующих против него, в нарушение закона; в стихе 16 – жалуется на подавленность свою и одиночество (число сохранивших верность Давиду и бежавших вместе с ним из Иерусалима было невелико). С другой стороны, признанием тяжести греха своего, искренним раскаянием в нем и мольбой о прощении по милости Господней звучат стихи 7,11,18 и другие.

Пс. 24:1-3. Беззаконнующие втуне (стих 3); подразумеваются те (по-видимому, Аввессалом и принявшие его сторону), которые решились выступить против Давида, помазанника Божиего, “втуне”, напрасно, не имея на то ни причин ни поводов, сколько-нибудь оправдывающих их. Да постыдятся они, точнее, да будут они постыжены (в значении “да не осуществятся их планы”). В стихе 2 фраза “да не постыжусь я” означает “не дай мне разочароваться” (ибо на Тебя уповаю).

Пс. 24:4-7. Просьба о постоянном, изо дня в день, наставлении Божием; знавший закон Моисея, Давид просит Господа о том, чтобы в практической, повседневной, жизни Он указывал ему пути и “стези”, и ими направлял избранника Своего. Да не отнимутся от Давида щедроты… и милости, вечным источником которых является Господь. Под “щедротами” может пониматься ниспослание материальных благ, под “милостями” – как материальные блага, так и вещи духовного порядка, и прежде всего – чувство внутреннего мира, покоя.

В стихе 7 – мольба о прощении грехов… и преступлений, совершенных в молодости, когда человеку свойственно более действовать в порыве чувств, чем по здравом рассуждении. Давид не пытается оправдывать эти грехи “юностью” своей, он молит Бога простить их по милости… и благости Его.

Пс. 24:8-10. Псалмопевец славит Господа за праведность Его и за то, что кротких, т. е. любящих Его и готовых Ему внимать, хранящих завет Его и откровения Его, Он тоже направляет… к правде, и научает их путям Своим.

Пс. 24:11. В стихе 11 – вновь мольба о прощении “великого согрешения” Давида (очевидно, в поступке с Вирсавией и Урией).

Пс. 24:12-14. Эти стихи перекликаются по своей “теме” с древне-израильской “литературой мудрости” и, прежде всего, – с Притчами (сравните Прит. 1:7; 9:10; 15:33; 31:30): лишь человек, боящийся Бога, пребудет во благе, и потомки его унаследуют землю. Ибо только им укажет Господь путь, который избрать, и откроет “тайну”.

Свою, т. е. нечто, сокрытое от других. (Подразумеваются особо доверительные отношения Бога с такими людьми, в процессе которых им открывается в духовном плане больше чем разумеют другие; глубокое проникновение в смысл завета Его с людьми благотворно сказывается на их внутреннем состоянии, как и все непосредственное воздействие на них Бога.)

Пс. 24:15-22. Псалом 24 завершается смиренной и страстной молитвой, в которой вновь повторяются и сетования на скорби и страдание, и мольба об избавлении от врагов, и выражение искреннего упования на Господа. Надежда на “избавление” тесно увязана в этом псалме с исповеданием греха. Последний стих – молитва об избавлении Израиля от всех скорбей его.

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Псалтирь | псалом 24

Псалом 24: Тайна Господня

Данный псалом представляет собой акростих, хотя одна буква древнееврейского алфавита в нем опущена, а еще одна встречается дважды. В нем трудно выделить единую тему; скорее, его можно назвать смесью молитв и размышлений, не имеющих другой очевидной связи между собой, кроме алфавитного порядка.

24:1-3 Сначала идет молитва о защите. Похоже, враги Давида никогда не оставляют его в покое. Поэтому он взывает к Господу о помощи, признавая, что может уповать только на Бога. Давид просит о двух вещах – что он никогда не окажется разочарован, во всем полагаясь на Иегову, и что его враги никогда не восторжествуют, злорадствуя из-за того, что Бог забыл одного из Своих сынов. Это молитва за всех тех, кто уповает на Господа. А что касается тех, кто намеренно поступает неправедно, то им Давид желает оказаться полностью посрамленными.

24:4, 5 В следующем разделе псалмопевец говорит об ученике, ищущем наставления. Он хочет познать пути

Господа, ходить по Его стезям и обрести Божию истину. На это его подвигла любовь к Богу спасения своего, к Тому, с Кем связаны все его надежды.

24:6, 7 Затем Давид предстает грешником, ищущим прощения. Он, указав на давние щедроты и милости Господа, просит Его помнить, что в прошлом Он проявлял такую благодать – словно бы Господь мог об этом забыть! Если подобные молитвы представляются нам признаком несовершенства в понимании Божией благодати у Давида, мы должны учитывать, что он жил в сумеречный век, тогда как для нас все совершенно явственно освещено сиянием благовестия. Давид мучается из-за грехов юности своей; к тому есть основания. Псалмопевец без лишних слов просит Господа забыть эти грехи, но помнить его самого по милости и ради благости Божией. На такую мольбу невозможно не откликнуться. Какое облегчение знать, что наши грехи смыты Кровию, удалены от нас так далеко, как восток от запада, погребены в океане Божиего прощения, навек забыты!

24:8-10 Теперь Давид переходит от молитвы к размышлению. Он полон восхищения при одной мысли об учительном наставлении от Иеговы. Так как Господь по Своей сути благ и праведен, Он наставляет грешников на путь истины, справедливости и спасения. Одно важнейшее качество, которое мы должны усвоить от Него – это смирение; мы должны быть настолько кротки, чтобы признавать свое невежество и свою потребность в дальнейшем наставлении. Если мы прилежные ученики, мы скоро узнаем, что праведно, то есть какова воля Божия. Те, кто покоряется Слову Господа, отнюдь не находят повода об этом пожалеть, обнаруживая, наоборот, что их жизнь наполнена знамениями неколебимой Божией любви и верности.

24:11 На короткое время Давид возвращается к молитве о прощении. Полностью сознавая огромную тяжесть своей вины, он взывает о прощении “ради имени Твоего, Господи”. Поскольку имена нередко обозначают свойства своих обладателей, псалмопевец здесь апеллирует к благим качествам Бога – в особенности к Его милости и благодати – как единственному основанию для своего прощения. Он ни слова не говорит о своих собственных заслугах!

24:12, 13 Давид еще раз прерывает свою молитву для монолога о духовном. Темой его становится человек, боящийся Господа – он-то и получит от Бога все самое лучшее. Такого человека ждут: Верное руководство – Бог укажет ему, какой путь избрать. Личное благоденствие – он в изобилии получит средства к существованию.

Благополучие семьи – дети его унаследуют землю.

Общение с Богом – он войдет во внутренний дружеский круг, которому Господь задушевно раскрывает Свои замыслы и пути Свои.

24:14 Это, несомненно, золотой стих данного псалма:

“Тайна Господня – боящимся Его, и завет Свой Он открывает им”. Даниил, “муж желаний”, оказался тем, кому Бог раскрыл в чудесных видениях грядущее – как на смену языческим царствам придет последнее Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. А Иоанну, ученику, который возлежал у груди Иисуса, было дано величественное откровение на Патмосе.

24:15 Давид причисляет себя к тем, кто боится Бога. Очи его всегда обращены с верою и упованием на небеса, и он твердо знает, что Господь извлечет его из сети невзгод и опасностей, которая сейчас его оплетает.

24:16-21 Воспоминание об опутывающих его сетях заставляет Давида прервать духовные раздумья и вернуться к молитве о своей нынешней беде. Он одинок и угнетен. А скорби сердца его все умножаются. Поэтому он просит Бога проявить к нему милость, снять тяжкое бремя с его сердца, вызволить из бед, заметить его страдание и простить ему все грехи. Давид также просит Бога оградить его от врагов с их оголтелой ненавистью, показав тем самым, что не напрасно он уповает на Иегову. Когда Давид восклицает: “непорочность и правота да охраняют меня”, он говорит отнюдь не о собственной нравственности, а напротив, просит Бога проявить Свою праведность, помогая тому, кто во всем положился на Него.

24:22 В заключительном стихе Давид, выступая от имени Израиля, просит Бога об искуплении избранного народа. Это предполагает, что такие псалмы станут молитвами благочестивого остатка Израиля в грядущие дни Великой скорби.

Ссылка на основную публикацию