Псалом 145
Псалом 145 — один из заключительных в Псалтыре. Именно с этой молитвы начинаются надписания «Аллилуйя!» Это благодарственные хвалебные песни, которые преподносят милость Господа.
Текст молитвы псалом 145
В храмах используют текст на церковнославянском. В домашних условиях читается текст псалма 145 на русском языке.
На церковнославянском языке
1 Хвали, душе моя, Господа.
2 Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь.
3 Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения.
4 Изыдет дух eго и возвратится в землю свою. В той день погибнут вся помышления eго.
5 Блажен, eмуже Бог Иаковль Помощник его, упование eго на Господа Бога своего,
6 сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них, хранящаго истину в век,
7 творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущым. Господь решит окованныя.
8 Господь умудряет слепцы. Господь возводит низверженныя. Господь любит праведники.
9 Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет и путь грешных погубит.
10 Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род.
На русском языке
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают [все] помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и все, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.»
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
История написания
Автором текста псалом 145 является царь Давид. Молитва рассказывает нам о том, как возвращались евреи из плена в разгромленный Иерусалим. В то время войны были обычным явлением, ведь так были ценны земли. А если это земли священного Иерусалима, то ценность их повышается вдвое. В одной из войн были пленены евреи, любимый город был полностью разгромлен, а религия уничтожена. Но царь Давид просил помощи и защиты своего народа под крылом Господним. И молитва описывает времена освобождения еврейского народа.
Для чего читают псалом 145?
Текст молитвы читают для восхваления Господа, для поддержания своей веры и в благодарность за милость.
Толкование
Толкование псалма 145 говорит о временах возвращения еврейского народа из вавилонского плена. Данная хвалебная песнь очень популярна среди верующих.
Стихи 1-2: Восхваление Господа. Во втором стихе описан обет хвалы.
Стихи 3-6: Люди на самом деле бессильны и помощи от них ожидать не нужно. Защиту может оказать лишь Господь. Ведь он верит и помогает тем, кто истинно мыслями с ним.
Стихи 7-10: Всевышний справедлив. Он берет под крыло нуждающихся. Бог избавляет еврейский народ от пленения. Милость Божья не для всех, нечестивых не ждет помощь и защита.
Правила чтения
Молитва зачитывается в храмах вторым антифоном на Литургии. Верующие читают псалом 145 на русском языке, иногда зачитывают наизусть или вшивают в пояс. Определенных правил чтения псалма 145 нет.
Псалом 145
Аллилуиа (Аггея и Захарии).
Настоящий псалом есть хваление и славословие Богу, что означает надпись: Аллилуия, которая, по переводу, есть то же, что «хвалите Господа». В некоторых же списках к сей надписи прибавлено и сие: «Аггея и Захарии»; хотя сих имен не имеется ни в еврейской, ни у Семидесяти, ни у переводчиков псалмов в шестистолбцовом, по замечанию Феодорита.
Пс.145:1 . Хвали, душе моя, Господа
Это сходно с словами: благослови, душа моя, Господа ( Псал.102:1 Псал.103:1 ). (1)
(1) Слова Златословесного: Чем кончил пророк, тем начинает снова: кончил в предыдущем псалме хвалою, сказав: хвалу Господню произнесут уста мои, и здесь опять начинает: хвали, душа моя, Господа. Ибо не мало служит к очищению души сие, т. е. хвала Богу. А хвалою называет ту, которая составляется из дел, что и Христос сказал: так да светить свет ваш, чтобы видели ваши добрые дела, и прославили Отца вашего, который на небесах; и Павел также: прославьте Бога телом вашим и духом вашим. И далее говорит: но посмотрим, что значит: хвали, душа моя, Господа. сии слова и мы поем с Давидом ныне, ибо хотя он и не находится здесь телом, но находится духом; поелику праведники находятся с нами и поют вместе. Если тот, кто поставив пред собою образ отрока, или друга, воображает, что сам отсутствующий находится при нем, представляя себе его в сем бездушном изображении, то гораздо более мы пользуемся присутствием при нас святых чрез посредство Божественных Писаний, в которых мы имеем не изображения тел их, но душ. Ибо что сказано ими, то составляет образ душ их (Слово на великую седмицу том 5 издания).
Пс.145:2 . Восхвалю Господа в животе моем; пою Богу моему Дóндеже есмь
Слова: пою Богу моему, доколе нахожусь в живых в этом мире, суть изъяснение слов: восхвалю Господа моего в жизни моей; так что и те и другие означают почти одну и ту же мысль. (1)
(1) Евсевия: Или дух (т. е. находившийся в Давиде) повелевает душе, или душа сама себе, или, что и лучше, пророк возбуждает душу свою к пению во славу Божию. А душа, слушаясь повеления Его, охотно ответствует сему: восхвалю Господа в жизни моей. Но как душа бессмертна, то она и живет и существует всегда и по освобождении от тела. Итак, по силе, говорит, никогда не перестану хвалить Господа, но во всю бессмертную мою жизнь, бесконечные веки, буду хвалить Его.
Пс.145:3 . Не надейтеся на князи (начальствующих) и на сыны человеческия, в нихже несть спасения .
Не надейтесь, советует, люди, на начальников и на смертных людей, как не имеющих силы спасти себя и помочь самим себе, по изъяснению Златоуста. А если они не могут помочь самим себе, то не гораздо ли больше не могут помочь другим? Ибо сам видишь, читатель, в сколь многих и сколь великих опасностях и смертоносных болезнях находятся начальники: и не имеют силы избавиться от сих опасностей и смерти. Да слышат сие те неизвестные христиане, которые совершенно устремили все внимание свое к великим людям, надеясь, что они помогут во время их нужды. (1)
(1) Почему и Иеремия говорит: Проклят тот человек, который уповает на человека и утвердит плоть мышцы своей на нем, а от Господа отступит сердце его ( Иер.17:5 ). Феодорита: Хорошо это увещание; ибо начальники и не начальствуют вечно, но имеют временную власть и не все начальники дорожат правдою. Посему смотри на природу их и не полагайся на власть. Ибо человек суете уподобляется и человек таков, что как трава дни его.
Пс.145:4 . Изыдет дух его, и возвратится в землю свою
Здесь Давид излагает причину, по которой нет спасения у начальников. Он ее полагает в том, что душа князя, на которого ты, христианин, надеешься, выходит из тела и не навсегда в соединении с ним, иначе, князь есть смертный человек и не пребывает бессмертным. А по исходе души из тела его, оно обращается чрез разрушение в землю, из которой, как изъясняет Феодорит, взято: ибо ты земля, говорит, и в землю пойдешь ( Быт. 3:19 ). (1)
(1) Златословесного: Не говори, что он начальник; ибо он не имеет ничего выше человека, той же неизвестности подлежит. Если же нужно сказать что-либо и удивительное; то и тем сильнее низвергается, что он начальник, потому-то особенно и не должно полагаться на него. Ибо крайне не надежны такие власти. Если он и не упадет, то весьма склонен к гневу и безрассудно употребляет свою власть во зло. Притом падение его легче падения частных людей и тем скореe и сильнее низвергается он, чем подлежит большим и многочисленнейшим злоумышлениям других. Ибо что значат телохранители, для чего столь много темниц? Как тот, который и в благоустроенном городе не вне опасности касательно своего тела и живет как среди неприятелей, может спасти других?
В той день погибнут вся помышления его
Днем здесь Давид называет день смерти, в который душа человека выходит из тела, а помышлениями именует заботы о житейских делах, т. е. о богатстве, о славе, о силе, об удовольствиях и о другом подобном тому. Для чего, как бы так вопрошает, надеешься, безрассудный человек, на такого смертного, служащего в пищу червям и самого бессильного начальника? Устранив же верующих от упования на людей, Давид далее показывает безопасную и надежную пристань и крепкий столп, на который должны надеяться они, и к которому должны прибегать во всяком случае; это один Бог: потому что способ и порядок увещания и наставления таков, что учитель сперва удаляет слушателей или учеников своих от неосновательных и ничтожных мыслей и надежд и потом ведет их к надежным и прочным, сперва разрушает учением своим суетное и ложное и потом выставляет постоянное и истинное, открывает вредное и обманчивое и указывает полезное и душеспасительное. (1)
(1) Ибо по распряжении души, по словам Феодорита, и разрешении тела в прах, вся мечтательность помыслов вдруг оказывается суетною. А мечтают одни о начальствах и властях, другие, как сонные грезы, видят победы на бранях. Но наступив внезапно смерть оставляет сию мечту мыслей без исполнения. Евсевия: Слова: погибнут помышления его, сказаны о помышлении относящемся к веку сему, как то: к постройкам, к местам, странам и подобному тому. Все сие, как только душа выйдет из тела, пропадет у нее и ни о чем не вспомнит тогда и не позаботится она. А что сделала по отношению к добродетели или с страданием здесь, все это, и слова и дела и помышления, будет помнить и ничего такового не может забыть, и то, чем доставила кому-либо пользу, или сама воспользовалась, также будет помнить, притом гораздо яснее, как освободившаяся от земного тела.
Пс.145:5 . Блажен, ему же Бог Иаковль помощник его, упование его на, Господа Бога своего
То же самое написано и в 117-м псалме: благо надеяться на Господа, а не на человека; благо уповать на Господа, а не уповать на начальствующих. Блажен, уверяет, и счастлив тот человек, которому Бог есть помощник, единственный и собственно Бог, на которого и патриарх Иаков надеялся и от которого получал многократно великую помощь. Ибо в таком значении прибавлено здесь имя Иакова, по словам Феодорита. За сим излагает и то, какова сила у помощника сего, чтобы побудить нас к усерднейшему стремлению к Богу. (1)
(1) Видишь ли силу совета? вопрошает Златоуст, ибо в наименовании блаженства он заключил все блага; и назвав надеющегося на Бога блаженным, он показал могущество помощника. Начальник (на которого надеются безрассудные) есть человек; а сей (на которого надеются благоразумные) есть Бог; Тот погибает, а сей пребывает, и не только остается сам, но и дела Его.
Пс.145:6 . Сотворшаго небо и землю, море, и вся, яже в них (содержится); хранящего истину в век .
Блажен, продолжает, тот человек, который надеется на Бога, сотворившего небо и землю и море и все, что содержится в сих трех местах, притом всегда истинного и в обещаниях благодеянии своих и в угрозах наказаниями от Него. (1)
(1) Феодорита: Сими словами вкратце объемлет всю видимую тварь; ибо не только упомянул о небе, земле и море, но и о том, что в них и в небе, ангелы и все естество невидимых, также солнце, месяц и множество звезд; на земле и в море люди и различных родов бессловесные. Столь велика, говорит, сила Творца всех. Из сего можешь заключить, сколь велико различие между тленными начальниками и Творцом всех.
Пс.145:7 . Творящего суд обидимым, дающего пищу алчущым
Блажен, присовокупляет, тот человек, который надеется на Бога, отмщевающего за обижаемых согласно с сказанным: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь ( Рим. 12:19 ), т. е. производящего мщение и в настоящей и в будущей жизни, и дающего необходимую пищу алчущим и телесных и душевных благ, как сказано: блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся ( Матф. 5:6 ). И бесчисленное множество примеров как тех, которые, быв обижены, получили от Бога помощь и защиту в настоящей жизни, так и алчущих, которых Бог пропитал в различные времена. (1)
(1) Златоустам: Это, говорит, дело Его, это обычай, это особенно Богу свойственно – не презирать обижаемых, не оставлять без внимания подвергающихся злоумышлениям, подавать руку терпящему нападения. И это непрерывное дело; почему и сказал: во век, показывая сие. И свидетели о сем Иосиф, Сусанна и Давид, за обиду которых Он отмстил своим судом. Он же пропитал евреев в пустыне манною, а Илию посредством ворона и Данила чрез Аввакума; и в новом завете насытил девять тысяч, пять из них пятью хлебами, а четыре тысячи семью хлебами.
Господь решит окованныя
Пс.145:8 . Господь умудряет слепцы. Господь возводит низверженные
Господь, говорит, разрешает и освобождает не только тех, которые связаны узами чувственными и житейскими бедствиями и заключены в мрачных темницах, но и тех, которые связаны узами грехов своих. Далее, Господь не только умудряет лишенных телесных глаз, так что сей недостаток чувственных очей восполняет подаваемая им от Бога мудрость, но еще и не имеющим душевных очей. А равно Господь восстановляет не только падших из состояния здоровья в состояние болезненное, из счастья телесного в несчастье, но и тех, которые ниспали из добродетели в порок, каковы были язычники, которые по отношению к добродетели были связаны, почему и не могли производить ее, и слепцы в отношении к истине и – низринуты в пропасть погибели. (1)
(1) Феодорита: В сих словах предсказывает о произведенных Спасителем чрез вочеловечение Его благодеяниях, о которых предвозвестил Бог всех чрез Исаию. Ибо, сказав: Я дал тебя во свет народов, прибавил: отверзать очи слепым, извести из уз окованных ими, и из темницы сидящих во тьме; и в другом месте: тогда услышать глухиe слова книги и покрытые тьмою и мглою очи слепых прозрят ( Ис.42:6–7 ). Оригена: Называет едиными тех, которых Господь умудряет, которые не видят ни своих совершенств, ни чужих недостатков.
Господь любит праведники
Пс.145:9 . Господь хранит пришельцы
Праведниками Давид называет просиявших в добродетели прежде Евангелия, а пришлецами пришедших к благочестивой вере во Христа после Евангелия. Или праведниками именует совершеннейших в добродетели, а пришлецами – новоначальных в ней. Тех, говорит, т. е. совершеннейших праведников, как благоприятных Господу, Он любит, а пришлецов, как новоначальных в добродетели, Господь хранит, как нетвердых и бессильных и еще не испытавших брани с бесами.
Сиру и вдову приимет
Господь, говорит, подает заступление и помощь вдове и сироте; почему и в различных местах Писания повелевает вдовам и сиротам помогать. Но можешь понимать это и иносказательно. Сирота и тот, кто оставляет отца и мать, если они неверны, ради Христа, в Которого верует; или тот, кто оставит родителей своих, хотя и верных, и последует Христу монашеским житием. А равно вдова и та, которая оставит мужа, пребывающего в неверии, или еретика, и уверует во Христа и сделается православною. Потому что как для сирот драгоценнейшие и приятнейшие из родных суть отец и мать, так и для вдовы самый дорогой и возлюбленный из родных есть муж. Сиротою можно почитать и того человека, который отвергнул диавола, бывшего прежде отцом и учителем его во зле; а равно и вдовою душу, отвергнувшую диавола, к которому была прилеплена своим служением и угождением ему, когда исполняла злые его хотения. Итак, сего-то сироту и сию-то вдову Господь заступает, подавая им свою помощь, и сироту делает своим сыном, по благодати, а вдову невестою своею посредством Святого Духа. (1)
(1) Слова Божественного Максима: Еще вдова есть душа, умершая по естественному закону; а сирота есть скрытный образ жизни, который из тщеславия и больших выгод деятелен и не имеет отцом своим Бога. Итак, Господь условным советом сим естественный закон оживотворяет, а скрытный нрав исправляет, чтобы он совершался для самого блага, а не для тленной славы, и таким образом сироту и вдову поднимает, т. е. истребляя прежний образ жизни и злоупотребление.
И путь грешных погубит
Путь грешников есть злонравие и лукавство, которое Бог истребит. О сем сказано и в конце первого псалма так: и путь нечестивых погибнет, и в 9м псалме: будут искать греха его, и не найдется. (1)
(1) Златословесного: Замечай последние слова, с какою точностью они сказаны. Не сказал грешников погубит, чтобы ты не подумал, что души их тленны, но: путь их, т. е. действия, жизнь; ибо он отвращается не от природы, но ненавидит зло.
Пс.145:10 . Воцарится Господь во век
Сын Божий, пророчествует, царствующий как Бог, будет царствовать, и как человек, во век, как это значится и в словах Его: дана Мне всякая власть на небеси и на земли ( Матф. 28:18 ). Или просто Бог будет царствовать вечно, и царству Его не будет конца.
Бог твой, Сионе, в род и род
Бог твой, Сион, заключает, будет царствовать, или существовать в род и род. И в предыдущем сказано: царство Твое царство всех веков, и владычество Твое во всяком роде и роде. Род и род суть один умирающих, а другой имеющих восстать из мертвых. А Сион есть Церковь из верующих, как сказано и в 96м псалме, где мы изъясняли слова: и возрадовались дщери Иудейские. (1)
(1) Слова Златоуста: Итак, ежели Он царствует всегда, то нет места подозрению, но хотя до времени и не воздает, Он отлагает сие до воздаяния за большее. Посему мы не должны и во время искушений негодовать, если не вдруг подается свобода от них; но предоставим самому Господу избрать время для освобождения от оных, и если мы совершим что-либо доброе, не вдруг станем требовать награды, но и здесь станем ожидать Его на то воли. Потому что когда Он отлагает воздаяние, то дает большее; и всегда будем благодарить, постоянно хвалить Его.
Псалом 145. Хвала
Автор комментария – Вячеслав Горшков
- Главная
- Великий пост
- Псалом 145. Хвала
На церковнославянском языке
На русском языке
2. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, / в нихже несть спасения.
1. Изыдет дух его, / и возвратится в землю свою: / в той день погибнут вся помышления его.
2. Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, / упование его на Господа Бога своего.
1. Сотворшаго небо и землю, / море и вся, яже в них.
2. Хранящаго истину в век, / творящаго суд обидимым, / дающаго пищу алчущим.
1. Господь решит окованныя, / Господь умудряет слепцы.
2. Господь возводит низверженныя, / Господь любит праведники.
1. Господь хранит пришельцы, / сира и вдову приимет, / и путь грешных погубит.
2. Воцарится Господь во век, / Бог твой, Сионе, в род и род.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
2. Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, / в которых нет спасения.
1. Выйдет дух его, / и он возвратится в землю свою, / в тот день погибнут все помышления его.
2. Блажен тот, кому Бог Иакова – помощник его, / надежда его – на Господа Бога своего.
1. Сотворившего небо и землю, / море и все, что в них.
2. Хранящего истину вовек, / совершающего суд обиженным, / дающего пищу алчущим.
1. Господь освобождает узников, / Господь умудряет слепых.
2. Господь поднимает поверженных, / Господь любит праведных.
1. Господь хранит пришельцев, / сироту и вдову Он примет, / а путь грешных обратит в ничто.
2. Будет царствовать Господь вовек, / Бог Твой, Сион, – в род и род.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, / и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
С какого призыва начинается этот псалом?
Псалом 102-й призывает благословлять Господа, а 145-й – хвалить Его. Чем, по-вашему, отличается благословение от хвалы?
Есть ли разница между благословением Бога и хвалой Бога? В общем-то, благословлять, хвалить и славить Бога – это почти одно и тоже. Этими словами мы называем наше открытое восхищение качествами Бога (т.е. тем, Каков Он) и Его действиями.
С другой стороны, сравнивая тексты 102-го (Благослови, душа моя, Господа) и 145-го (Хвали, душа моя, Господа) псалмов, можно обнаружить некоторые различия между благословением и хвалой.
Благословение рождается как отклик на присутствие Бога именно в моей жизни. Господь как-то открывается мне, что-то мне даёт, оказывает на меня какое-то действие. И благословение – мой ответ на всё это.
Что касается хвалы, то она скорее связана с действиями Бога по отношению к внешнему миру. Получается, что хвала – это отклик свидетелей Божьего присутствия в мире. Часто содержанием хвалений являются действия или проявления Бога, очевидные для многих людей.
И в еврейском языке, на котором написаны псалмы, и в нашем, глагол хвалить, хвалиться близок глаголу хвастаться. Обычно хвастают тем, что очевидно для окружающих. Так и с хвалой. Говоря детским языком, хвалить Бога – это хвастаться нашим Небесным Отцом.
Какие проявления Бога в нашем мире вызываю у вас желание хвалить Его? Почему?
Что вы чувствуете, когда слышите, как кто-то искренне хвалит Бога?
Имеет ли смысл хвалить Бога, когда находишься в уединении? Почему?
Напомню, что 102-й и 145-й псалмы были частью келейной (уединённой) подготовки к внелитургическому самопричащению палестинских монахов.Что, по-вашему, давало им пение хвалебных псалмов?
У апостола Павла есть интересный текст, приоткрывающий некоторые смыслы восхваления Бога. В послании Ефесянам Павел призывает Церковь исполняться Духом, и указывает на то, что помогает этого достичь.
Прочитайте Послание Ефесянам 5:18-21
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
20 благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа,
21 повинуясь друг другу в страхе Божием.
Как видим, христианину, для того, чтобы исполниться Духом нет нужды ожидать какого-то особого события или вдохновляющего переживания. Мы можем исполняться Духом когда только этого пожелаем. Мы можем исполняться Духом сами, и можем помогать в этом друг другу. Искреннее славословие, благодарность и уважительное отношение к ближним – делают нас открытыми для действия Духа.
Что из перечисленного (сердечное пение Господу, благодарение Господа и повиновение друг другу) даётся вам труднее всего? Как вы думаете, почему?
Какое значение имеет исполненность Духом в жизни христианина?
Автор 145-го псалма хвалит Бога, опираясь на реалии своего времени. Каким мог бы быть хвалебных псалом человека XXI века?
Пусть размышление над этим вопросом будет вашим домашним заданием к этому уроку.
Проект «Библия в Литургии» делает целый коллектив. Это авторы, которые пишут тексты. Редактор, который приводит их в удобный для чтения формат, публикует на сайте и подбирает картинки. Дизайнер, который нарисовал инфографику. Программисты, которые делают так, чтобы всё работало. Руководитель проекта, который заказал тексты автору, инфографику дизайнеру, программные фишки программистам и следит, чтобы всё было сделано в срок и качественно. И ещё несколько человек, занятых самыми разными делами, вплоть до анализа – кто, когда и сколько раз прочитал текст.
Если вам кажется, что эта работа проделана не зря, если она кажется вам нужной и полезной – пожалуйста, поддержите наш проект хотя бы небольшой суммой денег. Потому что это позволит нам не останавливаться, а развиваться. И сделать ещё много хороших проектов.
Поверьте, у нас ещё масса идей.
PS И даже если вам кажется неправильным давать нам деньги или вы стеснены в средствах – просто помолитесь за нас.
Татьяна, Вячеслав, Максим, Александр, Игорь, Владимир, Владимир, Ирина, Наталья
Псалтирь | псалом 145
Данный и все последующие псалмы до конца книги начинаются и завершаются словом «Аллилуйя», которое заключает в себе великую хвалу Господу, ибо, произнося его, мы славим Бога по имени Иегова – в сокращенном виде имя входит в состав слова. В этом великолепном псалме хвалы (I) псалмопевец обязуется славословить Господа сам (ст. 1, 2).
(II) Давид призывает других довериться Всевышнему, что является одним из необходимых и приемлемых способов хвалы.
(1) Автор объясняет, почему не следует полагаться на людей (ст. 3, 4).
(2) На Господа следует уповать (ст. 5) благодаря Его могуществу в царстве природы (ст. 6), владычеству в царстве провидения (ст. 7) и благодати в Царстве Мессии (ст. 8,9), которое вечно (ст. 10) и с которым иудейские богословы связывают данный псалом, поэтому, воспевая его, нам следует думать о вечном Царстве Мессии.
Стихи 1-4. Предположительно, данный псалом был записан Давидом, а он сам был правителем, причем могущественным; на этом основании, возможно, возникает мысль, (1) что Давид мог бы и освободить себя от служения прославления. Разве недостаточно того, что этим занимаются его священники и народ, неужели нужно еще и лично самому славить? Мелхола считала неприличным для него танцевать пред ковчегом, но сам Давид был настолько далек от таких мыслей, что в служении хвалы Господу был первым и самым прилежным (ст. 1,2). Свое достоинство псалмопевец видел не в исключении себя из прославления, а напротив – в своей обязанности быть ведущим в славословии, и был совершенно далек от мысли, что это унижает его, так что на самом деле своим активным участием в хвале был возвеличен. Поэтому Давид побуждал себя к славословию и относился к нему со всей серьезностью: хвали, душа моя, Господа! Он решил сделать прославление делом своей жизни: «Буду хвалить Его всем сердцем моим, буду восхвалять устами. Буду смотреть на Него как на Господа безмерно благословенного и славного самого по себе и как на Бога моего, состоящего в завете со мною». Хвала наиболее приятна, когда, славя Господа, мы смотрим на Него как на своего Бога, в котором имеем интерес и к которому имеем отношение. «Буду заниматься этим постоянно, пока живу, каждый день моей жизни и до конца моих дней, более того – доколе есмь, ибо, когда прекращу свое земное существование, надеюсь быть на небе, где жизнь лучше и где я буду еще лучше прославлять». Мы должны стремиться к великой цели нашего бытия, быть постоянно занятыми ее осуществлением и радоваться, доколе живем: «Тебе, Господи, должны мы посвятить все наше время и силы».
(2) Что, возможно, Давид сам по себе, будучи таким большим благословением для страны, достоин поклонения, если следовать примеру языческих народов, которые обожествляли своих героев, и якобы все должны идти и покоиться под его тенью, сделать его своим прибежищем и крепостью. «Нет, – говорит Давид, – не надейтесь на князей (ст. 3), не надейтесь на меня и ни на кого другого; не полагайтесь на людей, не лелейте в отношении их никаких ожиданий. Не будьте так уверены в их искренности: некоторые из них считали, что чем лучше притворяешься, тем лучше царствуешь. Не полагайтесь на их постоянство и верность, они могут и поменять свое мнение и нарушить слово». И хотя мы считаем правителей очень мудрыми и такими же добрыми, как сам Давид, нам не следует быть уверенными в их способностях и постоянстве, ибо они – сыны Адамовы – немощны и смертны. На самом же деле есть один Сын человеческий, в котором находим помощь и спасение и который никогда не подведет доверившихся Ему. Однако все остальные сыны человеческие подобны человеку, потомками которого они являются и который, несмотря на свое почетное положение, не долго продержался.
[1] Мы не можем быть уверенными в способностях правителей. Даже власть царей может быть настолько ограниченной, урезанной и ослабленной, что они не властны сделать для нас то, что мы от них ожидаем. Давид сам признавался: «Я теперь еще слаб, хотя и помазан на царство» (2Цар 3:39). Так что в сыне человеческом зачастую нет ни помощи, ни спасения. Псалмопевец сам в затруднении и в недоумении, как человек изумленный, как сильный, не имеющий силы спасти (Иер 14:9).
[2] Мы не можем быть уверенными в постоянстве правителей. Предположим, во власти царя помогать нам, пока он жив, однако он может внезапно погибнуть именно в тот момент, когда мы ждем от него самого большего (ст. 4): выходит дух его – речь идет не просто о дыхании, когда дух выходит каждое мгновение, а потом опять возвращается; здесь же подразумевается, что дух выходит навсегда, и тогда правитель возвращается в землю свою. В свою – значит туда, откуда он был взят изначально как человек, то есть из земли, в которую поэтому должен вернуться, согласно приговору, вынесенному Всевышним (Быт 3:19). Земля – его, если правитель был мирским человеком в смысле совершенного им выбора; земля – его, если он выбрал ее своим уделом, а также помышлял о земном. Он отправляется в свое собственное место. Или же, скорее, земля названа его землею, благодаря его собственности, на ней расположенной; и, несмотря на то что владения его на земле были весьма обширны, ему останется только могила. Землю Бог дал сынам человеческим, и вокруг нее развернулась настоящая борьба. В знак своей власти люди называли земли своими именами. Однако по истечении некоторого времени ничто на земле не будет их собственностью, кроме того участка, на котором покоится мертвое тело и который будет принадлежать ему впредь во все дни земли. Но когда человек возвращается в землю свою, в тот день исчезают помышления его, испаряются и пропадают все планы и благие намерения в отношении нас и он не способен продвинуться в них ни на шаг, все его думы разбиты и похоронены вместе с ним (Иов 17:11). А что же с нашими ожиданиями от князя? Правители, как и другие люди, смертны, поэтому мы не можем ждать от них помощи с такой же уверенностью, с какой мы ее ждем от бессмертного Владыки. Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его и который не пребудет долго.
Стихи 5-10. Псалмопевец предостерег нас, дабы мы не уповали на князей (ибо в таком случае нас ждет жестокое разочарование), а теперь он воодушевляет нас довериться Богу, потому что именно в таком случае мы надежно защищены: блажен, кому помощник Бог Иаковлев, кто заинтересован в Его атрибутах и обетованиях и извлекает из них пользу, а также у кого надежда на Господа Бога его.
I. Сначала рассмотрим приведенное здесь описание человека, которого поддерживает Господь. Господь будет помогать тому, (1) кто почитает Его своим Богом и, соответственно, служит и поклоняется Ему.
(2) Кто надеется на Господа, кто полагает жизнь свою в зависимость от Всевышнего, помышляет о Нем благое и воодушевляется в Господе, когда помощи ждать неоткуда. Каждый верующий может смотреть на Господа как на Бога Иакова, Бога всей Церкви, и поэтому вправе ждать от Него помощи во времена бедствий, постигших общество в целом, а также может считать Его, в частности, своим Богом, и поэтому вправе полагаться на Него во всех своих нуждах и невзгодах. Мы должны надеяться [1] на Божье провидение: Господь обеспечит нас всяким благом, в котором мы нуждаемся в этой жизни.
[2] На благодать Христа: Он даст нам всякое благо для жизни грядущей. Ученый богослов доктор Хаммонд ссылается на данный и последующие стихи, учитывая то, о чем говорится в последней части псалма, как на самое очевидное и замечательное предсказание о вечном Сыне Божием в Его воплощении. Он цитирует одного из раввинов, который говорит, что стих 10 имеет отношение ко времени Мессии. По его мнению, это становится очевидным, если принять во внимание стихи 7 и 8, в которых звучат слова, сказанные Христом о служении Мессии: слепые прозревают и хромые ходят, а в заключение слова – и блажен, кто не соблазнится о Мне (Мат 11:5,6);
богослов проводит параллель между данными словами и стихом 5: блажен тот, у кого надежда на Господа Бога его и кто не соблазнится о Нем.
II. Теперь рассмотрим, на что ссылается псалмопевец, воодушевляя нас надеяться на Господа нашего Бога.
1. Господь – Творец мира, поэтому заключает в Себе всю силу и повелевает силами всего сущего, произведенного Им, а значит, и зависимым от Него – Бога, сотворившего небо и землю, море и все, что в них (ст. 6), а посему рука Его не укоротилась, чтобы утратить способность спасать. Данные слова вполне применимы ко Христу, которым Бог сотворил мир и без которого ничто не начало быть, что начало быть. Большой поддержкой вере служит тот факт, что Искупитель мира – тот же, что и его Творец, а посему относится к миру благосклонно, обладает совершенным знанием о том, что случилось с его творением, и в силах ему помочь.
2. Господь – Бог непоколебимой верности. Мы можем смело полагаться на слово Всевышнего, вечно хранящего верность, а посему ни одно из Его слов не останется неисполнившимся. Слово Его верно от начала и, следовательно, до конца. Наш Господь Иисус – Аминь, свидетель верный, а также начало, автор и принцип создания Божия (Отк 3:14). Ему навеки поручено хранение Божьей истины, ибо все обетования в Нем – да и Аминь.
3. Господь – заступник невинно пострадавших, творящий суд обиженным, то есть защищающий их дело в суде. В Своем провидении Бог часто это делает, вознаграждая невинно пострадавшего и восстанавливая его непорочность. Сделает Он это и на суде в день Господень. Мессия пришел, чтобы спасти сынов человеческих от рук сатаны – великого угнетателя, вершить суд над всеми и обличить всех между ними угнетателей (Иуда 15).
4. Господь – щедрый благотворитель нуждающимся, дающий хлеб алчущим; так Господь делает что-либо обычное в ответ на естественные потребности: подчас Он совершал нечто сверхъестественное, например, когда вороны кормили Илию, так же неоднократно поступал Христос, когда дивным образом насыщал тысячи людей количеством еды, которой хватило бы лишь Его семье для одного, от силы – двух приемов пищи. Данный пример вдохновляет нас надеяться, что Господь насытит наши души хлебом жизни.
5. Бог – освободитель заключенных: Господь разрешает узников. Он вывел Израиль из дома рабства в Египте, а потом – в Вавилоне. Христос творил чудеса, заставляя немых говорить, а глухих – слышать при помощи одного лишь слова «еффафа», то есть «от-верзнись»; Он очищал прокаженных, освобождая их от ограничений в местопребывании, поднимал мертвых из гроба – все это относится к разрешению узников и может воодушевить нас уповать на то, что Господь даст нам духовную свободу, о которой Он пришел возвестить (Ис 61:1,2).
6. Господь дарует зрение тому, кто долго был его лишен: Господь отверзает очи слепым и часто помогает скорбящим увидеть благо, о котором они раньше не подозревали, например см. Быт 21:19 или случай со слугой пророка (4Цар 6:17). Но это имеет особое отношение к Христу, ибо от века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному, пока этого не сделал Христос (Иоан 9:32), и побудил нас таким образом уповать на Него в духовном просвещении.
7. Господь выравнивает искривленное, облегчает боль страждущих и готовых предаться отчаянию: Господь восставляет согбенных, утешая и поддерживая несущих бремена, и в должное время освободит их от бремени. Христос совершил это в буквальном смысле, когда исцелил немощную женщину, которая была скорчена и не могла выпрямиться (Лук 13:12), и до сих пор совершает сие Своей благодатью, давая отдых изможденным и обремененным, подбадривая утешением униженных и угнетенных обличениями.
8. Господь неизменно добр по отношению ко всем благочестивым: Господь любит праведных, и они могут с большей уверенностью полагаться на Его силу, когда знают о благосклонности Всевышнего. Наш Господь Иисус показал Свою любовь к праведным, исполнив всякую правду.
9. Господь нежно заботится о том, кто особо в Нем нуждается: Господь хранит пришельцев. Нельзя обойти вниманием и тот факт, что имя Иегова повторяется здесь в пяти строках пять раз, дабы подчеркнуть, что в облегчении участи угнетенных задействовано всемогущество Иеговы, а слава Всевышнего, явленная в помощи, оказанной страждущим в трудную минуту, так же велика, как слава Шествующего на небесах; имя Ему: Господь (Пс 67:5).
(1) Пришельцы уязвимы и обычно лишены друзей, но Господь хранит их от унижений и гибели. Многие из бедных странников испытали на себе благо Божьей защиты, благодаря которой остались живы.
(2) Вдовы и сироты, потерявшие кормильцев, заботившихся о делах семьи, часто попадают в руки вымогателей, которые желают сделать их жертвами, поступая с ними несправедливо, но Господь поддерживает сироту и вдову и посылает им друзей (см. Исх 22:22,23). Наш Господь Иисус пришел в мир, чтобы помочь беспомощным, принять язычников – пришельцев в Свое Царство и чтобы грешники – сироты нашли в Нем милосердие (Ос 14:4).
10. Господь явится для уничтожения всех противоставших Его Царству и угнетавших Его верных подданных: а путь нечестивых извращает, а посему будем надеяться на Него и не будем страшиться ярости притеснителя, даже если он готов истребить. Слава Мессии в том, что Он разрушит все советы ада и земли, направленные против Его Церкви; Господь на нашей стороне, и поэтому нам незачем бояться происков врага.
11. Царство Божие выстоит во всех водоворотах истории во веки веков (ст. 10). Пусть побуждением для нас надеяться на Господа во все времена станет тот факт, что Господь будет царствовать во веки, несмотря на всю злобу сил тьмы, Бог твой, Сион, в род и род. Христос взошел на престол святой горы Сион, и Его царство будет процветать в бесконечной славе. Оно не подвластно разрушениям захватчиков, не подлежит передаче по наследству – ни наследному принцу, ни другой правящей династии, но будет стоять вовек. Какое невыразимое словами утешение мы находим в том, что Господь царствует как Бог Сиона, как царь Сиона и что Мессия – глава над всем для Церкви; и так будет, пока стоит мир!
Псалом 145: текст молитвы, для чего читают
ПСАЛМЫ | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 |