Псалом 143
Псалом 143 представляет собой молитвенную просьбу грешника, который преследует врага.
В 5 стихе Псалмопевец твёрдо верит в Божью помощь благодаря его воспоминаниям: так, он через всю жизнь ощущает действие Бога.
В 8 и 10 стихах Псалмопевец просит приспособиться к воле Господа. Чтобы молитва Псалмопевца была услышана, у первого должна быть непоколебимая вера и преданность Богу.
Текст молитвы псалом 143
На церковнославянском языке с ударениями
1 Благослове́н Госпо́дь Бог мой, науча́яй ру́це мои́ на ополче́ние, пе́рсты моя́ на брань.
2 Ми́лость моя́ и прибе́жище мое́, Засту́пник мой и Изба́витель мой, Защи́титель мой, и на Него́ упова́х: повину́яй лю́ди моя́ под мя.
3 Го́споди, что есть челове́к, я́ко позна́лся еси́ ему? Или́ сын челове́чь, я́ко вменя́еши eró?
4 Челове́к суете́ уподо́бися: дни́е его́ я́ко сень прехо́дят.
5 Го́споди, приклони́ небеса́, и сни́ди, косни́ся гора́м, и воздымя́тся.
6 Блесни́ мо́лнию, и разжене́ши я́, посли́ стре́лы Твоя́, и смяте́ши я́.
7 Посли́ ру́ку Твою́ с высоты́, изми́ мя и изба́ви мя от вод мно́гих, из руки́ сыно́в чужди́х,
8 и́хже уста́ глаго́лаша суету́, и десни́ца их – десни́ца непра́вды.
9 Бо́же, песнь но́ву воспою́ Тебе́, во псалти́ри десятостру́ннем пою́ Тебе́,
10 даю́щему спасе́ние царе́м, избавля́юшему Дави́да, раба́ Своего́, от меча́ лю́та.
11 Изба́ви мя, и изми́ мя из ру́ки сыно́в чужди́х, и́хже уста́ глаго́лаша суету́, и десни́ца их – десни́ца непра́вды.
12 И́хже сы́нове их я́ко новосажде́ния водруже́нная в ю́ности свое́й. Дще́ри их удо́брены, преукра́шены, я́ко подо́бие хра́ма.
13 Храни́лища их испо́лнена, отрыга́ющая от сего́ в сие́, о́вцы их многопло́дны, мно́жащыяся во исхо́дищах свои́х, воло́ве их то́лсти.
14 Несть паде́ния опло́ту, ниже́ прохо́да, ниже́ во́пля в сто́гнах их.
15 Ублажи́ша лю́ди, и́мже сия́ суть. Блаже́ни лю́дие, и́мже Госпо́дь Бог их.
На русском языке
1 Благословен Господь, твердыня моя, научающий руки мои битве и персты мои брани,
2 милость моя и ограждение мое, прибежище мое и Избавитель мой, щит мой, — и я на Него уповаю; Он подчиняет мне народ мой.
3 Господи! что есть человек, что Ты знаешь о нем, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание?
4 Человек подобен дуновению; дни его — как уклоняющаяся тень.
5 Господи! Приклони небеса Твои и сойди; коснись гор, и воздымятся;
6 блесни молниею и рассей их; пусти стрелы Твои и расстрой их;
7 простри с высоты руку Твою, избавь меня и спаси меня от вод многих, от руки сынов иноплеменных,
8 которых уста говорят суетное и которых десница — десница лжи.
9 Боже! новую песнь воспою Тебе, на десятиструнной псалтири воспою Тебе,
10 дарующему спасение царям и избавляющему Давида, раба Твоего, от лютого меча.
11 Избавь меня и спаси меня от руки сынов иноплеменных, которых уста говорят суетное и которых десница — десница лжи.
12 Да будут сыновья наши, как разросшиеся растения в их молодости; дочери наши — как искусно изваянные столпы в чертогах.
13 Да будут житницы наши полны, обильны всяким хлебом; да плодятся овцы наши тысячами и тьмами на пажитях наших; да будут волы наши тучны;
14 да не будет ни расхищения, ни пропажи, ни воплей на улицах наших.
15 Блажен народ, у которого это есть. Блажен народ, у которого Господь есть Бог.
История написания
139, 140, 141 и 142 псалмы были записаны Давидом до его восхождения на престол, во время преследования псалмопевца Саулом. Псалом 143 был создан несколько позже. Здесь царю досаждают соседние народы, приносят различные беспокойства, особенно филистимляне (2 Цар 5:17). В 143 псалме царь Давид благодарит Господа Бога за то, что Он приблизил время его правления.
Когда читать псалом 143?
Псалом 143 принято читать в случаях народных восстаний, моля Господа об усмирении бунтовщиков.
Толкование псалма 143
- Стих 1-2: Царь Давид обращается к Господу Богу как к Учителю ратных искусств, видя в Нём защиту, избавление и милость. Давид благодарит Бога за то, что Он удерживает его на троне, подчиняет ему его народ.
- Стих 3-4: Псалмопевец Давид поражается тому факту, что Господь не только нисходит к человеческим слабостям, но и внимателен к каждому человеку.
- Стихи 5-11 отображают молитвенную просьбу Псалмопевца к Господу о даровании победы в борьбе с врагом.
- Стих 12-15: в отличие от еврейской Библии, латинская и православная имею перед текстом 143 псалма надписание «Против Голиафа». Данный текст ни отрицает, ни подтверждает факта времени его сочинения, поэтому исследователи считают, что текст псалма был создан непосредственно после победы царя Давида над Голиафом – легендарным филистимским силачом-великаном.
Христианский псалом 143 является молитвой во время народных восстаний. Так, царь Давид прославляет Господа Бога, который позволил ему прославить имя Своё. Согласно древним традициям, Бог победившего являлся более сильным, нежели Бог побеждённого: так, извечными врагами иудеев были язычники-филистимляне, и они были вынуждены признать силу Иеговы, который помог хрупкому юноше победить великана.
Псалом 143 завершается просьбой Давида к Господу благословить евреев – даровать им здоровье и хорошее потомство, а также урожаи и общее благоденствие.
О чем верующие просят читая молитву псалом 143
В отличие от еврейской, латинская и православная Библии перед текстом 143 псалма содержат надписание, позволяющее судить о времени его сочинения: «Против Голиафа». Сам текст не содержит ни подтверждения, ни отрицания этого факта, поэтому исследователи остановились на версии, что он написан уже после победы царя Давида над филистимским великаном и силачом.
Толкование псалма содержит пояснение, что стих «Милость моя и ограждение мое, прибежище мое и Избавитель мой, щит мой, ‑ и я на Него уповаю; Он подчиняет мне народ мой» (Пс. 143, 2) свидетельствует о том, что песнь написана пророком Давидом уже во времена его царствования, то есть в воспоминание о его битве с Голиафом.
Христианский псалом 143: молитва во время народных волнений
Текст 143 псалма – хвалебная молитва Давида, в которой он прославляет Бога, позволившего ему прославить имя Свое. По древней традиции, Бог победившего считался более сильным, чем Бог побежденного, а, поскольку извечные враги иудеев филистимляне были язычниками, то вынуждены были признать силу Иеговы, который помог щуплому юноше победить известного силача. В конце псалма сто сорок три автор просит Господа благословить еврейский народ: даровать ему здоровое и красивое потомство, хороший урожай и общее благоденствие. Читать и слушать онлайн православный псалом 143 принято в случаях народных восстаний, чтобы Бог усмирил бунтовщиков.
Слушать на видео молитву псалом 143 на русском языке
Читать текст церковной молитвы псалом 143 на русском языке
Благословен Господь, твердыня моя, научающий руки мои битве и персты мои брани, милость моя и ограждение мое, прибежище мое и Избавитель мой, щит мой, — и я на Него уповаю; Он подчиняет мне народ мой. Господи! что есть человек, что Ты знаешь о нем, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание? Человек подобен дуновению; дни его — как уклоняющаяся тень. Господи! Приклони небеса Твои и сойди; коснись гор, и воздымятся; блесни молниею и рассей их; пусти стрелы Твои и расстрой их; простри с высоты руку Твою, избавь меня и спаси меня от вод многих, от руки сынов иноплеменных, которых уста говорят суетное и которых десница — десница лжи. Боже! новую песнь воспою Тебе, на десятиструнной псалтири воспою Тебе, дарующему спасение царям и избавляющему Давида, раба Твоего, от лютого меча. Избавь меня и спаси меня от руки сынов иноплеменных, которых уста говорят суетное и которых десница — десница лжи. Да будут сыновья наши, как разросшиеся растения в их молодости; дочери наши — как искусно изваянные столпы в чертогах. Да будут житницы наши полны, обильны всяким хлебом; да плодятся овцы наши тысячами и тьмами на пажитях наших; да будут волы наши тучны; да не будет ни расхищения, ни пропажи, ни воплей на улицах наших. Блажен народ, у которого это есть. Блажен народ, у которого Господь есть Бог.
Православный Псалтырь, текст псалом 143 на церковно славянском языке
Благословен Господь Бог мой, научаяй руце мои на ополченiе, персты моя на брань. Милость моя и прибежище мое, заступник мой и избавитель мой, защититель мой, и на него уповах; повинуяй люди моя под мя. Господи, что eсть человек, яко познался eси eму? или сын человечь, яко вменяеши eго? Человек суете уподобися; днiе eго яко сень преходят. Господи, преклони небеса, и сниди; коснися горам, и воздымятся; блесни молнiю, и разженеши я; посли стрелы твоя, и смятеши я. Посли руку твою с высоты, изми мя и избави мя от вод многих, из руки сынов чуждих, ихже уста глаголаша суету, и десница их десница неправды. Боже, песнь нову воспою тебе, во псалтири десятоструннем пою тебе; дающему спасенiе царeм, избавляющему Давида раба своего от меча люта. Избави мя и изми мя из руки сынов чуждих, ихже уста глаголаша суету, и десница их десница неправды; ихже сынове их яко новосаждeнiя водружeная в юности своей, дщeри их удобрeны, преукрашeны яко подобiе храма; хранилища их исполнeна, отрыгающая от сего в сiе; oвцы их многоплодны, множащыяся во исходищих своих; волове их толсти; несть паденiя оплоту, ниже прохода, ниже вопля в стогнах их. Ублажиша люди, имже сiя суть; блажени людiе, имже Господь Бог их.
Издание преемников А. П. Лопухина. Толковая Библия. Толкование на Псалтирь
Псалом 143
Давида. [Против Голиафа]
В греческой и латинской Библиях сравнительно с еврейским надписанием к имени Давида еще добавлено “против Голиафа”, чем указывается на повод написания псалма. В содержании псалма нет ничего, что бы могло стоять в противоречии с этим указанием надписания, а потому его можно считать молитвой пред единоборством с Филистимским богатырем, написанной только уже по одержании победы.
В псалме много мест, которые встречались нам ранее в других псалмах, напр., в 8, 17, 37, 101 и др.
Благословен Господь, мой щит и моя крепость (1-2). Господи, человек ничтожен пред Тобою, жизнь его, как тень, но Ты помнишь о нем (3-4). Господи! Приклони небеса, блесни молниею, простри руку Твою и спаси меня от иноплеменных, которые полны лжи (5-8). За спасение мое я буду петь Тебе новую песнь, равно как и за избавление своего народа от иноплеменников (9-11). Пусть настанет жизнь в моем народе полная как семейного счастья, так и внешнего, материального изобилия (12-15).
1 Благословен Господь, твердыня моя, научающий руки мои битве и персты мои брани,
1. Давид свою победу над Голиафом приписывает Божественной помощи, о которой он и молил пред вступлением в битву.
2 милость моя и ограждение мое, прибежище мое и Избавитель мой, щит мой,- и я на Него уповаю; Он подчиняет мне народ мой.
3 Господи! что есть человек, что Ты знаешь о нем, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание?
3. Избрание Давида и помазание его пророком Самуилом в цари над Израилем наполнило Давида чувством благоговения пред Богом, Который его, ничтожного из людей, удостоил, однако, великого избрания и назначения. В последнем – проявлении великой милости Бога к Давиду. Победа Давида над Голиафом сделала имя его самым популярным среди еврейского народа. В честь его составляли песни и ставили его выше Саула. Сердца евреев заметно склонялись к Давиду, что замечал и Давид и в чем он видел начало исполнения над ним Божественного назначения быть царем над Израилем, почему и говорит, что Господь “подчиняет ему народ”.
4 Человек подобен дуновению; дни его – как уклоняющаяся тень.
4. Может быть, что слова этого стиха относятся к Голиафу, который, при уверенности в своей силе и победе над Давидом, не предполагал, как близка к нему гибель.
5 Господи! Приклони небеса Твои и сойди; коснись гор, и воздымятся;
6 блесни молниею и рассей их; пусти стрелы Твои и расстрой их;
7 простри с высоты руку Твою, избавь меня и спаси меня от вод многих, от руки сынов иноплеменных,
5-7. Господь всемогущ: ему подчиняются и пред Ним трепещут горы, Он сыплет молнии. Окажи и мне защиту в борьбе со врагом, пошли с неба чудесную помощь мне (“простри с высоты руку Твою”).
8 которых уста говорят суетное и которых десница – десница лжи.
8. Характеристика филистимлян. Евреи вели с ними частые войны и для полного обезопашения своих пределов от их нападений недостаточно было одной победы Давида над Голиафом, но нужно было полное рассеяние всего этого народа. Давид и молит Господа помочь ему рассеять врагов, столь враждебных для евреев и коварных в отношении к ним.
9 Боже! новую песнь воспою Тебе, на десятиструнной псалтири воспою Тебе,
10 дарующему спасение царям и избавляющему Давида, раба Твоего, от лютого меча.
11 Избавь меня и спаси меня от руки сынов иноплеменных, которых уста говорят суетное и которых десница – десница лжи.
12 Да будут сыновья наши, как разросшиеся растения в их молодости; дочери наши – как искусно изваянные столпы в чертогах.
13 Да будут житницы наши полны, обильны всяким хлебом; да плодятся овцы наши тысячами и тьмами на пажитях наших;
14 да будут волы наши тучны; да не будет ни расхищения, ни пропажи, ни воплей на улицах наших.
15 Блажен народ, у которого это есть. Блажен народ, у которого Господь есть Бог.
12-15. Давид желает, чтобы с победой над филистимлянами для евреев открылась новая эра счастливой и довольной жизни.
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Псалтирь | псалом 143
По-видимому, четыре предыдущих псалма были записаны Давидом до восхождения на престол, во время преследования псалмопевца Саулом. Данный псалом, похоже, был записан позже – и опять Давид в беде (ибо никоим образом сильные мира сего не застрахованы от напастей). Царю досаждают соседние народы, принося много беспокойств; в особенности это касается филистимлян (2Цар 5:17). В данном псалме (I) очень торжественно и с большой благодарностью Давид признает, какую великую благость проявил Господь, когда приблизил время его правления (ст. 1-4).
(II) Псалмопевец молит Господа о помощи в борьбе с угрожающими ему врагами (ст. 5-8 и 11).
(III) Давид радуется, ибо уверен в победе над ними (ст. 9,10).
(IV) Он молится о процветании своего царства и находит радость в надежде на это (ст. 12-15). При пении данного псалма мы воздаем Господу славу за наши духовные преимущества и прогресс, просим Всевышнего о помощи в борьбе с духовными врагами. Мы можем молиться о благополучии собственной души, семьи и страны. И, по мнению некоторых иудейских богословов, данный псалом имеет отношение к Мессии и Его Псалом Давида.
Стихи 1-8. В этих стихах:
I. Давид признает свою зависимость от Бога и свои обязательства перед Всевышним (ст. 1-2). Молитвенное прошение о милости в будущем, как и подобает, начинается с благодарения за милости, ниспосланные Господом в прошлом. И когда мы ждем благословения от Бога, нам следует побеспокоиться о том, чтобы самим благословить Его. Псалмопевец воздает Всевышнему славу:
(1. За то, чем Господь стал для Давида: благословен Господь, твердыня моя (ст. 1) …милость моя и ограждение мое (ст. 2). Заключая завет, Господь взял на Себя обязательство быть твердыней, милостью и ограждением и, в соответствии с этим, призывал нас полагаться на Него. Все святые, верою принявшие Господа, убедились, что Всевышний не только отвечает всем их ожиданиям, но и превосходит их. Здесь Давид говорит о данных качествах Бога как об основании для доверия Ему, ибо они облегчили участь псалмопевца, равно как и об основании для торжества в Господе, ибо они стали причиной его радости и в них он прославился. Обратите внимание, какое разнообразие слов использует Давид, чтобы поведать об удовлетворении своих интересов в Господе.
(1) «Господь – твердыня моя, на которой я стою и в которой я черпаю силы для работы и брани; Господь – скала, на которой я буду строить и в которой найду кров». Даже будучи немощными, мы укрепляемся Господом и могуществом силы Его.
(2) «Господь – милость моя; Он не просто милостив ко мне, но и является моим наивысшим благом; я нахожу блаженство в Его расположении; Господь – творец всего доброго, что есть во мне, от Него нисходит всякое даяние доброе и всякий дар совершенный».
(3) «…Ограждение мое, прибежище мое, которое, подобно замку или крепости, надежно защитит любого правителя». Ранее Давид укрывался в безопасных местах Ен-Гадди (1Цар 24:1), служивших, по-видимому, естественным укреплением. В дальнейшем он стал хозяином искусно укрепленной крепости Сион и поселился в ней (2Цар 5:7,9). Однако псалмопевец уповает отнюдь не на эти твердыни. «Господи, – говорит он, – Ты – ограждение мое и прибежище мое». Божьи атрибуты и обетования – вот твердыни для верующего, они безмерно превосходят созданные руками человека крепости и естественные укрепления.
(4) Избавитель мой – и если быть ближе к тексту первоисточника, на котором данная фраза звучит очень выразительно, – мой избавитель для меня, «не просто избавитель, в котором я заинтересован, но тот, кто всегда находится рядом и по-настоящему обращает всякое мое избавление мне на пользу».
(5) «…Щит мой для защиты от смертоносных стрел, нацеленных на меня врагами. Господь – не только мое ограждение, когда я дома, но и мой щит, когда я отправляюсь на поле брани». Куда бы ни пошел верующий, его защита всегда при нем. Не бойся, Аврам; Я твой щит.
2. За то, что Господь сделал для него. Давида воспитывали как будущего пастуха, и, похоже, ни он, ни его родители не мыслили о чем-то большем. Но (1) Господь сделал Давида воином. Его руки были приучены к пасторскому посоху, а пальцы – к игре на гуслях, однако Бог научил руки его битве и персты – брани, ибо предначертал ему стать воинствующим защитником Израиля. И если Господу угодно призывать людей к какой-либо миссии, то Он или находит подходящего человека, или делает его таковым. Так пусть же мужи брани воздадут Господу славу за все свое военное мастерство. Тот, Кто учит ремеслу простого землепашца, учит и величайшего полководца. Жаль только, что подчас люди, персты которых Господь обучил брани, обращают их против Него самого или Его Царства на земле. А в особенности Всевышнего должен благодарить тот, кто стал пригоден к служению, о котором сам даже не помышлял.
(2) Господь сделал Давида верховным правителем, научил его держать царский жезл не хуже, чем владеть мечом, управлять так же искусно, как и воевать, что было миссией более сложной и благородной: Он подчиняет мне народ мой. В подчинении народов правителям, а также в поддержании порядка и разных общественных благ следует видеть Божье провидение. Господь позаботился о том, чтобы народ Израиля захотел подчиниться Давиду, что соответствовало обетованию, данному Богом псалмопевцу, и это стало прообразом великого деяния Божьей благодати, благодаря которому души охотно подчинились Господу Иисусу в день явления Его силы.
II. Давид восхищается Божьей снисходительностью к людям и, в частности, к себе самому (ст. 3,4). «Господи! что есть человек, это жалкое ничтожество, что Ты знаешь о нем… что обращаешь на него внимание, так много интересуешься им и заботишься о нем, что Ты настолько обходителен с любым представителем этого подлого и недостойного рода, как Ты обходителен со мною!» Учитывая все позорные деяния, коими запятнал себя род человеческий, у нас есть все основания восхищаться почестями, которыми Бог удостоил человечество в целом (в особенности – святых и в частности – Давида), а также Мессию, к которому относятся эти слова (Евр 2:6), которого Бог превознес, потому что Он уничижил Себя Самого…по виду став как человек, и дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Поэтому Давид и задавался вопросом (Пс 8:5) и не скрывал своего удивления, поразмыслив о великой чести, оказанной Богом человеку: славою и честью увенчал его (Пс 8:6). Теперь, дабы подчеркнуть, насколько велика эта честь, псалмопевец рассуждает о слабости и недолговечности человека, несмотря на оказанную ему честь: человек подобен дуновению (ст. 4), он хил, немощен и беспомощен, опутан множеством недостатков; его пребывание здесь быстротечно и неопределенно, так что сам собою он являет воплощение суе-ты54 . Более того, он действительно тщета даже в самом лучшем своем состоянии. Дни его почти не имеют собственной значимости, если учесть, как много мыслей и забот бессмертная душа посвящает бренному и немощному телу. Дни его подобны тени, темной и блуждающей, мимолетной и уходящей вместе с солнцем, которое после заката само полностью растворяется в тени. Дни его – как уклоняющаяся бесследно тень. Давид называет и себя в числе этих жалких и презренных тварей.
III. Псалмопевец умоляет Всевышнего укрепить его и даровать преимущество над вторгшимися в его владения врагами (ст. 5-8). Давид не говорит конкретно, кого боится, но просит: «…рассей их…и расстрой их». Господь знал, кого псалмопевец имел в виду, хотя и не назвал. Но далее (ст. 7,8) следует описание врагов: «Они – сыны иноплеменные, филистимляне, чужестранцы, недобрые соседи Израиля, язычники, которых мы обязаны считать врагами и не вступать с ними в союз, которые потому и относятся к нам весьма прохладно». Несмотря на преимущества, которыми Господь благословил руку Давида в борьбе с врагами, последние все равно досаждают ему и поступают вероломно, им не стоит доверять: «Слову их верить нельзя, ибо уста говорят суетное; более того, даже если они поклянутся или предложат вам руку помощи, не верьте им, ибо их десница – десница лжи». Сами мы не можем защитить себя от таковых, но вправе полагаться на справедливость и правду Всевышнего, который ненавидит ложь и защитит нас от врагов.
1. Давид молит Господа выступить и сделать что-либо необычное, дабы осудить тех, что предпочитают Богу Израилеву свои мерзкие божества (ст. 5): «Господи! Приклони небеса Твои и докажи, что они действительно Твои, и Ты – их Господь (Ис 66:1). Да станет Твое провидение угрозой моим врагам, да скроет их во мраке, как происходит с землей при появлении низко нависших над нею туч, готовых разразиться грозой. Борись с теми, что вышли на брань против нас. Коснись гор -наших сильных и стойких врагов, – и они воздымятся. Яви Себя в служении ангелов Твоих, как Ты поступил на горе Синай».
2. Давид просит Господа выступить против врагов и сражаться с ними с небес, как Он бывало поступал и раньше, – молниями – стрелами Всевышнего (Его огненными стрелами, от которых не защитит самая прочная броня, ибо они проникают с силой молнии);
просит, дабы Господь, который, как известно, не промахнется, но всегда попадет в цель, Сам пускал эти стрелы. 3. Просит, чтобы Господь выступил на его стороне (ст. 7). Давид умоляет Всевышнего уничтожить врагов ради избавления его самого и для спокойствия народа: «…простри руку Твою, силу Твою с высоты, ибо именно ввысь мы смотрим в ожидании помощи; избавь меня и спаси меня от вод многих, готовых меня поглотить». Божье время для оказания помощи народу наступает тогда, когда он тонет и уже никто другой не может спасти.
Стихи 9-15. Во второй части псалма автор использует тот же прием, что и в первой: сначала он воздает Господу славу и лишь затем просит Его о милости.
I. Давид славит Господа за то, что на собственном опыте вкусил благость Господа, и с воодушевлением ожидает от Него новых милостей (ст. 9,10). Среди сетований псалмопевца на силу и вероломство врагов возносится восторженное восклицание к Господу: «Боже! новую песнь воспою Тебе, песнь хвалы за новые милости, за утешение, которое обновляется каждое утро». Новые милости побуждают к новому благодарению. Более того, мы должны благодарить Господа за милости, на которые уповаем по обетованию, так же усердно, как и за милости, полученные по Его провидению (2Пар 20:20,21). Давид будет исполнять песнь хвалы под музыку, дабы наилучшим образом выразить и усилить свою святую радость в Господе. Он восхвалит Всевышнего на деся-тиструнной псалтири как нельзя лучше, ибо нет такого исполнения, чтобы в достаточной степени воздать Богу хвалу. Давид говорит нам, о чем будет песнь (ст. 10): «…дарующему спасение царям. », что подразумевает:
(1) великие цари без Господа сами себя спасти не могут. У царей есть телохранители, войска в подчинении и всевозможные средства безопасности, но в конечном счете только Бог дает им спасение, обеспечивая безопасность упомянутыми средствами, хотя при случае может обойтись и без таковых (Пс 32:16). Цари призваны защищать свой народ, но их защитник – Господь. О, как же они должны служить изо всех сил Тому, кто дарует им всякое спасение!
(2) Благочестивые цари, служащие Господу на благо своих народов, обретут от Всевышнего защиту и спасение. Бог взял на себя обязательство даровать спасение покорившимся Ему царям, правящим во имя Его. Свидетельством тому служат великие дела, сотворенные Господом рабу Своему Давиду, которого Он неоднократно избавлял от лютого меча, часто нависавшего над псалмопевцем из-за злобы Саула и его собственного ревностного желания служить своей стране. То же можно сказать и Христе, Сыне Давидовом, и тогда эта песнь действительно новая – новозаветная. Господь избавил Давида от лютого меча, поддержал его как Своего раба и дал ему превозмочь все силы тьмы (Ис 42:1; 49:8). Всевышний даровал Давиду спасение не только для него самого, но и для нас – поставил его рогом спасения.
II. Давид молится о постоянстве Божьей благосклонности.
1. Дабы ему избавиться от врагов государства (ст. 11). Давид повторяет свою молитву и обоснование к ней (ст. 7,8). Гонители Давида по сути своей не изменились, но остались такими же лживыми и вероломными в своем стремлении добраться до честного человека и сделать его жизнь невыносимой: «Поэтому, Господи, избавь меня от них, они странные люди».
2. Дабы ему увидеть в своей стране мир и благополучие: «Господи, даруй нам победу, чтобы мы обрели покой, которого не будем иметь до тех пор, пока наши враги в силах причинить нам зло». Давид, будучи царем, выражает искреннее желание видеть свой народ процветающим, выступая при этом прообразом Христа, который активно заботится о благе Своих избранных. Здесь приводятся:
(1) Конкретные примеры того, какого именно процветания Давид желает своему народу.
[1] Подающего надежды потомства (ст. 12): «Да будут сыновья наши и дочери наши во всех отношениях такими, какими мы желаем их видеть». Давид имеет в виду не только свое потомство, но и детей своих подданных – семя грядущего поколения. Подающие надежды и преуспевающие дети – утешение и счастье для родителей в этом мире. Во-первых, приятно видеть, что сыновья наши, как разросшиеся растения в их молодости, как ветви маслины (Пс 117:3), как насаждения Господа (Ис 61:3). Приятно видеть в детях полезные растения, а не волчцы или тернии; приятно видеть, что они разрослись, а не зачахли от болезней, видеть их здоровыми, работоспособными, послушными, благочестивыми, могущими принести Господу плод в свое время. Хорошо видеть, что дети в их молодости, когда они еще растут, совершенствуются во всяком добром деле и становятся лучше и мудрее, пока не достигнут духовной зрелости. Во-вторых, не менее желанно видеть, что дочери наши – как искусно изваянные, столпы или краеугольные камни, в чертогах или в храме. Благодаря дочерям происходит объединение семей и устанавливается связь между ними; вместе семьи становятся сильнее; подобным же образом краеугольные камни поддерживают разные части строения. И когда дочери изящны и красивы как телом, так и душой, мы вправе сравнить их с искусно изваянными колоннами великолепного дворца. Когда мы видим, что наши дочери хорошо утвердились, опираясь на мудрость и благоразумие, и, подобно краеугольным камням, привязаны к дому, когда мы видим, что они верою соединились с Христом, как с главным краеугольным камнем, украшены благодатями Божьего Духа, помогающими исправить природные недостатки, и стали женами, посвящающими себя благочестию, когда мы видим, что дочери очистились и посвятили себя Господу, как храмы живые, мы чувствуем себя счастливыми благодаря им.
[2] Материального изобилия. Многочисленная семья скорее становится предметом для беспокойства, а не утешения, если средств для ее поддержания недостаточно, поэтому Давид молится, чтобы с увеличением семьи рос и ее достаток. Во-первых, чтобы закрома были полны зерна и других плодов земли: да будут житницы наши полны, как у рачительного хозяина, который выносит из них старое и новое (у него есть и то, что наиболее полезно свежим, и то, что наиболее пригодно после хранения), чтобы житницы были обильны всяким хлебом как для нас, так и для наших друзей, дабы, живя в достатке, мы не стремились к роскоши, ибо тогда злоупотребляем своим изобилием, но радовались и распоряжались своим имением благоразумно, благодарили Бога, были щедры по отношению к друзьям и благотворили бедным, иначе – какой прок от полных амбаров (Иак 5:3)? Во-вторых, чтобы увеличивались стада: да плодятся овцы наши тысячами и тьмами на пажитях наших. В стране Давида благосостояние зависело от численности отар (Прит 27:26), впрочем, как и в других странах, иначе шерсть не была бы одним из главных продуктов на рынке. Увеличение поголовья скота – благословение, за которое мы должны быть признательны Господу. В-третьих, чтобы скот, предназначенный для помощи по хозяйству, был пригоден для этого: да будут волы наши тучны, дабы тянуть плуг с огромною силою. Никто из нас не был сотворен для праздности, и поэтому мы должны молиться о здравии тела не для того, чтобы предаваться наслаждениям, но чтобы иметь силы трудиться, исполнять работу на своем месте и в свое время, иначе мы будем хуже скота, ибо ему силы даются для труда.
[3] Постоянного мира. Во-первых, чтобы не было войны, чтобы не было расхищения со стороны захватчиков и не было пропаж в лице дезертиров. «Да не нападут на нас враги наши; пусть никому из нас не придется выступить против них». Война несет с собой много горя, независимо от того, наступательная она или оборонительная. Во-вторых, чтобы не было угнетения и распрей – ни воплей на улицах наших, дабы у людей не было повода жаловаться на власти или друг на друга, и чтобы народ не был сварливым и не сетовал без причины. Как желанно жить в спокойных обителях!
(2) Мнение Давида относительно данного описания благополучия народа, которого он так сильно желал (ст. 15): блажен народ, у которого это есть (но такое случается нечасто и никогда не длится долго), блажен народ, у которого Господь есть Бог. Автор говорит здесь об отношении народа к Господу, как к своему Богу, по одной из двух причин:
[1] Господь – источник, в котором берут начало все упомянутые благословения. Блаженны израильтяне, если они верно прилепились к Господу как к своему Богу, ибо они вправе ожидать блаженства в таком случае. Как правило, благочестие народа приводит к процветанию. Государства, в которых живут такие народы, способны награждать и карать только в этой жизни.
[2] Отношения с Господом безмерно предпочтительнее всех перечисленных благ. Псалмопевец начинает со слов: «Блажен народ, у которого это есть, блаженны процветающие в мире». Но тотчас же поправляет себя: «Блажен народ, у которого Господь есть Бог», народ, пользующийся любовью, расположением и благодатью Всевышнего, согласно завету, даже если народ этот не обладает благами мира сего в изобилии. Ибо все на свете блага не сделают нас счастливыми, если наш Бог – не Господь, и напротив, когда Господь – наш Бог, недостаток или потеря благ и даже их отсутствие не сделают нас несчастными.
Псалом 143 толкование
Детально: псалом 143 толкование – со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.
Псалом Давиду, к Голиафу
Псалом Давида, к Голиафу
1 Благословен Господь Бог мой, научаяй руце мои на ополчение, персты моя на брань.
1 Благословен Господь, Бог мой, научающий руки мои для битвы, персты мои – для войны:
2 Милость моя и прибежище мое, Заступник мой и Избавитель мой, Защититель мой, и на Него уповах: повинуяй люди моя под мя.
2 милость моя и прибежище моё, Заступник мой и Избавитель мой, Защитник мой, и на Него я уповал, Он подчиняет народ мой мне.
3 Господи, что есть человек, яко познался еси eму? Или сын человечь, яко вменяеши eгo?
3 Господи, что человек, что Ты открылся ему, или сын человека, что Ты вменяешь ему?
4 Человек суете уподобися: дние eго яко сень преходят.
4 Человек тщете уподобился, дни его как тень проходят.
5 Господи, приклони небеса, и сниди, коснися горам, и воздымятся.
5 Господи, наклони небеса и сойди, коснись гор – и задымятся,
6 Блесни молнию, и разженеши я, посли стрелы Твоя, и смятеши я.
6 блесни молнией – и рассеешь их, пошли стрелы Твои – и смутишь их.
7 Посли руку Твою с высоты, изми мя и избави мя от вод многих, из руки сынов чуждих,
7 Пошли руку Твою с высоты, избавь меня и извлеки меня из вод многих, от руки сынов чужих,
8 ихже уста глаголаша суету, и десница их – десница неправды.
8 чьи уста говорили суетное, и десница их – десница неправды.
9 Боже, песнь нову воспою Тебе, во псалтири десятоструннем пою Тебе,
9 Боже, песнь новую воспою Тебе, на псалтири десятиструнной сыграю Тебе,
10 дающему спасение царем, избавляюшему Давида, раба Своего, от меча люта.
10 дающему спасение царям, избавляющему Давида, раба Своего, от меча лютого.
11 Избави мя, и изми мя из руки сынов чуждих, ихже уста глаголаша суету, и десница их – десница неправды.
11 Избавь меня и освободи меня из руки сынов чужих, чьи уста говорили суетное, и десница их – десница неправды.
12 Ихже сынове их яко новосаждения водруженная в юности своей. Дщери их удобрены, преукрашены, яко подобие храма.
12 Чьи сыны, как молодые деревца, утверждённые в юности их, дочери их нарядны, разукрашены по подобию храма;
13 Хранилища их исполнена, отрыгающая от сего в сие, овцы их многоплодны, множащыяся во исходищах своих, волове их толсти.
13 кладовые их полны, пересыпаются из одной в другую, овцы их многоплодны, умножаются при выходах своих,
14 Несть падения оплоту, ниже прохода, ниже вопля в стогнах их.
14 волы их толсты; нет ни падения, ни пролома ограды, ни крика на улицах их.
15 Ублажиша люди, имже сия суть. Блажени людие, имже Господь Бог их.
15 Считают счастливым народ, у которого это есть; блажен народ, у которого Господь – Бог его!
Благословен Господь Бог мой, Научаяй руце мои на ополчение, персты моя на брань. Милость моя и Прибежище мое, Заступник мой и Избавитель мой, Защититель мой, и на Него уповах: повинуяй люди моя под мя. Господи, что есть человек, яко познался еси ему? Или сын человечь, яко вменяеши eгo? Человек суете уподобися: дние его яко сень преходят. Господи, приклони небеса, и сниди, коснися горам, и воздымятся. Блесни молнию, и разженеши я, посли стрелы Твоя, и смятеши я. Посли руку Твою с высоты, изми мя и избави мя от вод многих, из руки сынов чуждих, ихже уста глаголаша суету, и десница их – десница неправды. Боже, песнь нову воспою Тебе, во псалтири десятоструннем пою Тебе, дающему спасение царем, избавляюшему Давида, раба Своего, от меча люта. Избави мя, и изми мя из руки сынов чуждих, ихже уста глаголаша суету, и десница их – десница неправды. Ихже сынове их яко новосаждения водруженная в юности своей. Дщери их удобрены, преукрашены, яко подобие храма. Хранилища их исполнена, отрыгающая от сего в сие, овцы их многоплодны, множащыяся во исходищах своих, волове их толсти. Несть падения оплоту, ниже прохода, ниже вопля в стогнах их. Ублажиша люди, имже сия суть. Блажени людие, имже Господь Бог их.
К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать просмотреть это видео и затем посмотреть его.
Здесь можно слушать и читать текст Псалма 143
Толкование Псалма 143
Пс. 143:1-2. Давид обращается к Господу как к Тому, Кто обучает его ратному искусству. Он видит в Нем источник милости, защиты, избавления. Он благодарит Господа за то, что удерживает его, Давида, на троне (подчиняет ему народ его).
Пс. 143:3-11. В Пс. 143 есть несколько образов и даже фраз, почти идентичных тем, которые встречаем в других псалмах. Сравните, к примеру, стих 3 этого псалма со стихом 5 в Пс. 8; или образ “уклоняющейся тени” (стих 4), которой уподобляется человек: мы находим его и в Пс. 101. Псалмопевец поражается тому, что всемогущий Бог не просто нисходит к маленькому слабому человеку, но делает его предметом постоянного Своего внимания.
В стихах 3-11 содержится просьба о даровании победы в сражении с врагами. В стихах 5-6 аллегорическая картина “схождения” Бога на землю для того, чтобы принять участие в сражении на стороне Давида, против врагов его. “Воды многие” в стихе 7 – образ сынов иноплеменных, с которыми Давиду предстоит сражение. В стихе 8 они характеризуются как люди пустые и лживые.
В стихах 9-10 Давид обещает новой песней прославить Господа, если Он, по воле Своей дарующий спасение царям в битвах, избавит Давида, раба Своего, от лютого меча.
Пс. 143:12-15. Да благословит Господь Израиля чадородием, просит псалмопевец, чтобы сыновья его были многочисленны и крепки, как молодые разросшиеся растения, а дочери – стройны и красивы, как искусно изваянные колонны, украшающие богатые чертоги (стих 12). Да благословит Господь народ Свой всяческим изобилием (стихи 13-14). В стихах 12-14 – и молитва об этом, и выражение псалмопевцем уверенности в том, что именно так и будет. Блажен (счастлив) народ, который все это имеет, заключает псалмопевец. Блажен народ, у которого Господь есть Бог.
В отличие от еврейской, латинская и православная Библии перед текстом 143 псалма содержат надписание, позволяющее судить о времени его сочинения: «Против Голиафа». Сам текст не содержит ни подтверждения, ни отрицания этого факта, поэтому исследователи остановились на версии, что он написан уже после победы царя Давида над филистимским великаном и силачом.
Толкование псалма содержит пояснение, что стих «Милость моя и ограждение мое, прибежище мое и Избавитель мой, щит мой, ‑ и я на Него уповаю; Он подчиняет мне народ мой» (Пс. 143, 2) свидетельствует о том, что песнь написана пророком Давидом уже во времена его царствования, то есть в воспоминание о его битве с Голиафом.
Христианский псалом 143: молитва во время народных волнений
Текст 143 псалма – хвалебная молитва Давида, в которой он прославляет Бога, позволившего ему прославить имя Свое. По древней традиции, Бог победившего считался более сильным, чем Бог побежденного, а, поскольку извечные враги иудеев филистимляне были язычниками, то вынуждены были признать силу Иеговы, который помог щуплому юноше победить известного силача. В конце псалма сто сорок три автор просит Господа благословить еврейский народ: даровать ему здоровое и красивое потомство, хороший урожай и общее благоденствие. Читать и слушать онлайн православный псалом 143 принято в случаях народных восстаний, чтобы Бог усмирил бунтовщиков.
Слушать на видео молитву псалом 143 на русском языке
Читать текст церковной молитвы псалом 143 на русском языке
Благословен Господь, твердыня моя, научающий руки мои битве и персты мои брани, милость моя и ограждение мое, прибежище мое и Избавитель мой, щит мой, — и я на Него уповаю; Он подчиняет мне народ мой. Господи! что есть человек, что Ты знаешь о нем, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание? Человек подобен дуновению; дни его — как уклоняющаяся тень. Господи! Приклони небеса Твои и сойди; коснись гор, и воздымятся; блесни молниею и рассей их; пусти стрелы Твои и расстрой их; простри с высоты руку Твою, избавь меня и спаси меня от вод многих, от руки сынов иноплеменных, которых уста говорят суетное и которых десница — десница лжи. Боже! новую песнь воспою Тебе, на десятиструнной псалтири воспою Тебе, дарующему спасение царям и избавляющему Давида, раба Твоего, от лютого меча. Избавь меня и спаси меня от руки сынов иноплеменных, которых уста говорят суетное и которых десница — десница лжи. Да будут сыновья наши, как разросшиеся растения в их молодости; дочери наши — как искусно изваянные столпы в чертогах. Да будут житницы наши полны, обильны всяким хлебом; да плодятся овцы наши тысячами и тьмами на пажитях наших; да будут волы наши тучны; да не будет ни расхищения, ни пропажи, ни воплей на улицах наших. Блажен народ, у которого это есть. Блажен народ, у которого Господь есть Бог.
Православный Псалтырь, текст псалом 143 на церковно славянском языке
Благословен Господь Бог мой, научаяй руце мои на ополченiе, персты моя на брань. Милость моя и прибежище мое, заступник мой и избавитель мой, защититель мой, и на него уповах; повинуяй люди моя под мя. Господи, что eсть человек, яко познался eси eму? или сын человечь, яко вменяеши eго? Человек суете уподобися; днiе eго яко сень преходят. Господи, преклони небеса, и сниди; коснися горам, и воздымятся; блесни молнiю, и разженеши я; посли стрелы твоя, и смятеши я. Посли руку твою с высоты, изми мя и избави мя от вод многих, из руки сынов чуждих, ихже уста глаголаша суету, и десница их десница неправды. Боже, песнь нову воспою тебе, во псалтири десятоструннем пою тебе; дающему спасенiе царeм, избавляющему Давида раба своего от меча люта. Избави мя и изми мя из руки сынов чуждих, ихже уста глаголаша суету, и десница их десница неправды; ихже сынове их яко новосаждeнiя водружeная в юности своей, дщeри их удобрeны, преукрашeны яко подобiе храма; хранилища их исполнeна, отрыгающая от сего в сiе; oвцы их многоплодны, множащыяся во исходищих своих; волове их толсти; несть паденiя оплоту, ниже прохода, ниже вопля в стогнах их. Ублажиша люди, имже сiя суть; блажени людiе, имже Господь Бог их.
Псалом 143: текст молитвы, для чего читают
ПСАЛМЫ | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 |
143:1 Давида. Благословен Господь, твердыня моя, научающий руки мои битве и персты мои брани,
Бог и сам является «мужем брани» (Исх.15:3), поэтому может и Давида научить, как правильно вести битвы за победу праведности Своей. Давид не был самонадеян, всегда спрашивал у Бога, как ему поступать, поэтому и победы одерживал
143:2 милость моя и ограждение мое, прибежище мое и Избавитель мой, щит мой, – и я на Него уповаю; Он подчиняет мне народ мой.
Давид понимал, что даже подчинение народа ему – и то во власти Божьей милости и помощи Давиду, а не его личная заслуга
143:3,4 Господи! что есть человек, что Ты знаешь о нем, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание?
4 Человек подобен дуновению; дни его – как уклоняющаяся тень Давида приводит в восторг мысль о том, что Бога, Владыка мироздания и недосягаемых высот, тем не менее, прислушивается к живущим на земле немощным и недолговечным людям: подует на такого ветер проблем – и следа мокрого от него не останется.
Как незаметно дуновение и как исчезает тень, не оставляя после себя следа – так же мимолётен и незаметен для мироздания всякий человек живущий.
И, казалось, бы, ну зачем Богу эти бесследные «мурашки»? А Он мало того, что внимательно выслушивает их, ещё и помогает решать им земные проблемы.
Давид был в восторге от такого великодушного и любящего Бога своего.
143:5-7 Господи! Приклони небеса Твои и сойди; коснись гор, и воздымятся;
6 блесни молниею и рассей их; пусти стрелы Твои и расстрой их;
7 простри с высоты руку Твою, избавь меня и спаси меня от вод многих, от руки сынов иноплеменных
Давид знает, что у Бога – множество способов для победы над всеми врагами народа Его. Народы иноплемённые тем и опасны для Божьего народа, что беспрестанно поднимают руку на него
143:8 которых уста говорят суетное и которых десница – десница лжи. Эти народы не знают принципов Бога, поэтому непоследовательны и хаотичны как в мыслях и словах своих, так и в делах
143:9,10 Боже! новую песнь воспою Тебе, на десятиструнной псалтири воспою Тебе,
10 дарующему спасение царям и избавляющему Давида, раба Твоего, от лютого меча.
Давид, побуждаемый благодарностью, готов слагать множество песен Богу ; о спасении своём из неприятностей – он готов сложить ещё одну новую песнь Господу, только бы этого спасения достичь
143:11,12 Избавь меня и спаси меня от руки сынов иноплеменных, которых уста говорят суетное и которых десница – десница лжи.
12 Да будут сыновья наши, как разросшиеся растения в их молодости; дочери наши – как искусно изваянные столпы в чертогах.
Давид противопоставляет никчемность для Бога и мироздания Его сынов иноплеменных – великой значимости сыновей и дочерей Божьего народа
143:13,14 Да будут житницы наши полны, обильны всяким хлебом; да плодятся овцы наши тысячами и тьмами на пажитях наших;
14 [да будут] волы наши тучны; да не будет ни расхищения, ни пропажи, ни воплей на улицах наших.
Божий народ, в отличие от народа иноплеменного и не признающего Бога Израиля, ожидают великие благословения. Почему? Потому, что так желает для них их Бог, способный реализовать в жизни Свои желания :
Псалом 143: текст молитвы, для чего читаютСсылка на основную публикацию
×
×