Псалом 140
Хвалебная песня не несет в себе ни одного гневного слова. Это молитва покаяния. Ведь во многих бедах виноваты мы сами. И важно вовремя искупить свои грехи и покаяться в плохих деяниях. Псалом 140 – особенная молитва для тех, кто хочет очистить душу.
Текст молитвы псалом 140
В храмах на богослужении используют текст псалма 140 на церковнославянском языке. В домашних условиях можно читать псалом 140 на русском языке.
На церковнославянском языке
1 Го́споди, воззва́х к Тебе́, услы́ши мя: вонми́ гла́су моле́ния моего́, внегда́ воззва́ти ми к Тебе́.
2 Да испра́вится моли́тва моя́, я́ко кади́ло пред Тобо́ю, воздея́ние руку́ мое́ю – же́ртва вече́рняя.
3 Положи́, Го́споди, хране́ние усто́м мои́м, и дверь огражде́ния о устна́х мои́х.
4 Не уклони́ се́рдце мое́ в словеса́ лука́вствия, непщева́ти вины́ о гресе́х, с челове́ки де́лающими беззако́ние, и не сочту́ся со избра́нными их.
5 Нака́жет мя пра́ведник ми́лостию и обличи́т мя, еле́й же гре́шнаго да не нама́стит главы́ моея́, я́ко еще́ и моли́тва моя́ во благоволе́ниих их.
6 Поже́рты бы́ша при ка́мени судии́ их: услы́шатся глаго́ли мои́, я́ко возмого́ша.
7 Яко то́лща земли́ просе́деся на земли́, расточи́шася ко́сти их при а́де.
8 Яко к Тебе́, Го́споди, Го́споди, о́чи мои́: на Тя упова́х, не отыми́ ду́шу мою́.
9 Сохрани́ мя от се́ти, ю́же соста́виша ми, и от собла́зн де́лающих беззако́ние.
10 Паду́т во мре́жу свою́ гре́шницы: еди́н есмь аз, до́ндеже прейду́.
На русском языке
1 Господи! к тебе взываю: поспеши ко мне, внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе.
2 Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя.
3 Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих;
4 не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных вместе с людьми, делающими беззаконие, и да не вкушу я от сластей их.
5 Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; но мольбы мои — против злодейств их.
6 Вожди их рассыпались по утесам и слышат слова мои, что они кротки.
7 Как будто землю рассекают и дробят нас; сыплются кости наши в челюсти преисподней.
8 Но к Тебе, Господи, Господи, очи мои; на Тебя уповаю, не отринь души моей!
9 Сохрани меня от силков, поставленных для меня, от тенет беззаконников.
10 Падут нечестивые в сети свои, а я перейду.
История написания
Авторство псалма 140 принадлежит царю Давиду. Некоторые толкователи утверждают, что псалмопевец написал во времена гонения царем Саулом. Тогда ему пришлось нелегко. Давид пытался доказать свою невиновность и преданность правителю, но все было тщетно. Давид мог собственноручно убить Саула, но не стал. Он надеялся только на защиту и помощь Господа.
Для чего читают псалом 140?
Чаще всего псалом 140 на русском языке читают во время стенаний и опасностей. Рекомендуется использовать текст молитвы в следующих случаях:
- во время семейных неурядиц;
- в благодарность Господу;
- дабы восторжествовала справедливость;
- если испытываете притеснения начальства.
Толкование псалма 140
- Стихи 1-4: Автор просит просто покаяния, чтобы Господь не гневался на врагов, подарил им жизнь. Он не просит наказать злопыхателей, он лишь просит защиты от них. Если Господь услышит молитвы, то наступит справедливость.
- Стихи 5-10: Всевышний даст силы верующему пережить все трудности. Пусть каждый поступок будет благословенен. Все мольбы против злодеев и их дел. Вожди нечестивых следуют за автором по пятам, у них везде есть глаза. От них не укрыться. Не справедлива злость врагов по отношению к певцу. Ведь ничего злого и дурного в нем и его поступках никогда не было.
Правила чтения
Строгих правил чтения псалма 140 нет. Лучше читать молитву в уединении и тишине. Многие читают текст со сборника Псалтырь или заучивают наизусть.
Толкование 140 псалма
Детально: толкование 140 псалма – со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.
Согласно многочисленным толкованиям, текст 140 псалма был написан во время гонений, которые испытывал пророк Давид во время восстания Авессалома. Слова этого христианского псалма, в отличие от предыдущего, не содержат гнева царя по отношению к своим преследователям – напротив, он наполнен смирением и покаянием его автора.
Толкование псалма 140 говорит о том, что это связано с осознанием Давида собственной вины – его нерадение и греховность по отношению к детям, а также излишняя заинтересованность новой возлюбленной Вирсавией привели к внутрисемейным конфликтам, и, как следствие – к разгоревшемуся восстанию.
Православный псалом 140: сильная молитва за начальника
В тексте 140 псалма автор большое внимание уделяет состоянию собственной души. Он просит Бога наградить его рассудительностью, чтобы дар речи, данный ему свыше, использовать на благочестивое дело восхваления Господа. Он смиренно относится к сложившейся ситуации, видя в ней очищение своей души, но в то же время взывая к справедливости. В конце 140 псалма Давид высказывает убеждение о том, что Бог сохранит его, наказав преследователей, которое позже сбудется. Читать и слушать онлайн 140 псалом рекомендуется людям, испытывающим притеснения от начальства.
Слушать на видео молитву псалом 140 на русском языке
Читать православный текст молитвы псалом 140 на русском языке
Господи! к Тебе взываю: поспеши ко мне, внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе. Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя. Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих; не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных вместе с людьми, делающими беззаконие, и да не вкушу я от сластей их. Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; но мольбы мои — против злодейств их. Вожди их рассыпались по утесам и слышат слова мои, что они кротки. Как будто землю рассекают и дробят нас; сыплются кости наши в челюсти преисподней. Но к Тебе, Господи, Господи, очи мои; на Тебя уповаю, не отринь души моей! Сохрани меня от силков, поставленных для меня, от тенет беззаконников. Падут нечестивые в сети свои, а я перейду.
Церковный Псалтырь, текст псалма 140 на церковно славянском языке
Господи, воззвах к тебе, услыши мя; вонми гласу моленiя моего, внегда воззвати ми к тебе. Да исправится молитва моя яко кадило пред тобою; воздеянiе руку моeю, жертва вечерняя. Положи, Господи, храненiе устом моим и дверь огражденiя о устнах моих. Не уклони сердце мое в словеса лукавствiя, непщевати вины о гресех с человеки делающими беззаконiе; и не сочтуся со избранными их. Накажет мя праведник милостiю и обличит мя, eлей же грешнаго да не намастит главы моея; яко eще и молитва моя во благоволенiих их. Пожeрты быша при камени судiи их; услышатся глаголи мои, яко возмогоша. Яко толща земли проседеся на земли, расточишася кости их при аде. Яко к тебе, Господи, Господи, oчи мои; на тя уповах, не отими душу мою; сохрани мя от сети, юже составиша ми, и от соблазн делающих беззаконiе. Падут во мрежу свою грешницы; eдин eсм аз, дондеже прейду
К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать просмотреть это видео и затем посмотреть его.
Здесь можно слушать и читать текст Псалма 140
Толкование Псалма 140
Псалом написан Давидом в пору гонений на него (может быть, Авессалома), в некоей острой конфликтной ситуации, в которой, по убеждению автора, лишь Господь может помочь ему.
Пс. 140:1-4. Судя по стих 2, Давид мог находиться в это время вне Иерусалима, вдали от храма: не будучи в состоянии принять участие в вечернем жертвоприношении (совершавшемся около 3 часов пополудни), с возжиганием фимиама, он просит Господа принять, вместо них, молитву его, которую приносил, воздев вверх руки (в книге Откровения молитва представлена в образе фимиама; Откр. 5:8; 8:3-4).
В стихах 3-4 псалмопевец молит Господа соблюсти его от неугодных Ему речей (по другим переводам в стихе 4 стоит “дел”). Так или иначе, Давид боится уклониться на путь “лукавого” поведения, лицемерного оправдания дел греховных, – по примеру творящих беззаконие. Да не станет он причастен к “сластям” их (возможно, имеется в виду чувственная роскошь, которой предавались “беззаконные”).
Пс. 140:5-7. В этом псалме Давид нигде не говорит о полной своей невиновности. Он, напротив, допускает, что заслуживает осуждения. Но пусть оно исходит от праведника (стих 5); для него это было бы как благотворное возлияние на голову елея. (В этой связи приходит на память, как в свое время Давид принял обличение в грехе его с Вирсавией и в убийстве Урии от пророка Нафана; обличение это привело царя Давида к покаянию и примирению с Господом.) Заканчивается стих 5 мольбой псалмопевца оградить его от злодейства людей враждующих против него. В стихе 6 – образ повсюду присутствующих вождей этих “враждующих”; Давид обращается к ним с кроткими увещаниями, но напрасно: они исполнены намерения сеять раздор в народе, они жаждут видеть, как кости Давида и его сторонников “посыпятся в преисподнюю” (стих 7).
Пс. 140:8-10. Завершение молитвы к Богу, выражение уверенности в том, что падут нечестивые в сети свои, а он, Давид, переживет и эти обстоятельства (а я перейду).
Содержание: И этот псалом подобен предыдущему, кроме того, что он более поучителен. (1). Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Воззвание означает, без сомнения, напряженность мысли. Давид говорит: благоволительно приими, Владыко, прошение мое.
(2). Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою. Помышления уподобляет благовонным курениям, потому что они тонки и приносятся Богу единым умом. Воздеяние руку моею, жертва вечерняя. А дела, представляемые под образом рук, уподобляет жертве, потому что они имеют как бы более доблести в сравнении с мысленными приношениями. Говорит же: жертва вечерняя, потому что в добрых делах упражняться должно до конца.
(3). Положи Господи хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих. Поскольку знает, что хранение языка — дело великое; то просит Бога даровать ему силу воздерживать язык.
(4). Не уклони сердце мое в словеса лукавствия. То есть, не попусти, чтобы ум мой, единожды хорошо уготованный, уклонился в противное, и возымел я беззаконные мысли.
(5). Накажет мя праведник милостью и обличить мя. Всякое вразумление охотно прииму от праведного, но от грешника не прииму благословения и ласкательства, которым, как елеем, умащают главу мою.
Яко еще и молитва моя во благоволениих их. (6) Пожерты быша при камени cyдии их. Находясь близ камня, будут они поглощены. Дает же разуметь, что сам Христос погрузит их в бездну. Услышатся глаголы мои, яко усладишася. Следствие предреченного им наказаны то, что глаголы мои будут признаны истинными и приличными.
(7). Яко толща земли проседеся на земли. Расторгли мы все, что было в нас земного, до того смирясь ради Тебя, что вся наша сила уничтожена даже до ада. А это подобно сказанному: Тебе ради умерщвляемся весь день (Пс. 43, 23).
(8). Яко к Тебе Господи, Господи, очи мои. А я не надеюсь ни на что человеческое, но ожидаю Твоей помощи, и умоляю не лишить ее душу мою. На Тя уповах, не отъими душу мою, то есть, не извлеки из нее того упования, какое имею на Тебя.
(10). Падут во мрежу свою грешницы. Пусть, говорит, грешные впадут в сети свои. Един есмь аз, дондеже прейду. Тогда прейду небоязненно и беспечально, когда грешники сами впадут в сети свои. А я отдельно от них буду проводить жизнь, пока не достигну конца жизни.
Псалом 140
Можно относить написание этого псалма Давидом ко времени гонения от Авессалома. На это указывает изображение Давидом себя преследуемым от врагов, причем он нигде не говорит о своей полной невинности пред Богом, а только о том, что неприязненность действий врагов не вызвана поступками с его стороны, которые бы оправдывали силу этой неприязненности. Наоборот, его молитва к Богу о том, чтобы Он сохранил его от всего дурного и слова “пусть накажет мя праведник» (Пс. 140_5) дают возможность предполагать, что Давид не всегда следовал Богу, и что он получил обличение от праведника. Такое понимание данных слов псалма указывает на известное преступление Давида с Вирсавией и обличение его пророком. Следствием же указанного преступления Давида, были, как мы говорили ранее, семейные нестроения и, в частности, восстание Авессалома.
В еврейской, греческой и латинской Библиях псалом приписывается Давиду.
Поспеши, Господи, ко мне со Своею помощью; да направится к Тебе молитва моя, как фимиам вечерней жертвы (1–2). Сохрани меня от дурных слов и лукавых мыслей; пусть меня обличает праведник, но я всегда против злодейств (3–5). Враги жестоко преследуют нас, как бы плугом рассекают землю, я же невиновен пред ними и кроток (6–7). Я надеюсь на Тебя и верую, что Ты защитишь, а враги нечестивые падут (8–10).
Пс.140:2 . Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих – как жертва вечерняя.
Псалом представляет молитву к Богу о спасении от врагов. Да будет моя молитва так же угодна Тебе, Господи, как угодна вечерняя жертва и фимиам, приносимые пред Тобою по закону Моисея. Давид, очевидно, находился вне Иерусалима, когда не мог приносить Богу узаконенной жертвы и место последней занимают теперь его устная молитва и воздеяние рук к Господу.
Пс.140:3 . Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих;
Пс.140:4 . не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных вместе с людьми, делающими беззаконие, и да не вкушу я от сластей их.
Пс.140:5 . Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; но мольбы мои – против злодейств их.
«Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст» – не дай мне преступить Твои заповеди словом, дай мне силы к достойному пользованию даром речи, направляя его к служению Тебе. Сохрани меня, сбереги от уклонения в сторону лукавых, соблазнительных и преступных по греховности речей, сохрани мой путь прямым, не допусти «уклониться. к словам лукавым для извинения дел греховных» – измышлять, прибегать к извинениям, изворачиваться в отыскивании искусственных оправданий, как то делают люди нечестивые; да не буду считаться в числе избранных их, их соучастником. Пусть всякий мой поступок будет обличаем праведником; это обличение благодетельно и полезно, как елей на голове. Фактическим подтверждением служит обличение Давида пророком Нафаном, вызвавшее в нем глубокое покаяние и послужившее к его нравственному возрождению и примирению с Богом. – «Мольбы мои – против злодейств их» – я не только не желаю быть соучастником злых, но молю Тебя прекратить, остановить злодеяния их.
Пс.140:6 . Вожди их рассыпались по утесам и слышат слова мои, что они кротки.
Пс.140:7 . Как будто землю рассекают и дробят нас; сыплются кости наши в челюсти преисподней.
«Вожди их рассыпались по утесам» – вожди нечестивых моих врагов всюду следят за мною, они рассеялись даже по всем холмам и скалам. – «Слышат слова мои, что они кротки» – мои увещевания к ним кротки и слышались ими. Злоба врагов не вызывалась моим отношением к ним: я был кроток, они же стремились так уничтожить нас, как раздробляют землю для посевов.
Пс.140:8 . Но к Тебе, Господи, Господи, очи мои; на Тебя уповаю, не отринь души моей!
Пс.140:9 . Сохрани меня от силков, поставленных для меня, от тенет беззаконников.
Пс.140:10 . Падут нечестивые в сети свои, а я перейду.
Давид здесь указывает, что преследующие его не могут найти в нем ничего злобного, дурного, за что бы его должно гнать так, как они. Такое злобное преследование Давида с их стороны найдет должную кару от Бога. Господь накажет их тяжелым, конечным исходом их жизни, отвержением от Себя. Вера в свою правоту и сознание греховности действий врагов вселяют в Давида уверенность, что они погибнут в тех кознях ( “силк и”, “тенет а»), которые ставят для него; он же, Давид, останется невредим ( “я перейду” ). Эта вера Давида, как показывает исход Авессаломовых гонений, оправдалась.
Псалтирь | псалом 140
Давид был в беде, когда писал данный псалом, гонимый, по всей вероятности, Саулом, человеком жестоким. Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Давид поступал именно так и находил утешение. I. Давид молится о Божьей благосклонности к нему (ст. 1, 2).
II. О могучей поддержке от Всевышнего (ст. 3,4).
III. Молится, чтобы другие люди способствовали благу его души, равно как и сам псалмопевец надеялся нести благо душам ближних (ст. 5,6).
IV. О том, чтобы Господь милостиво пришел на помощь и освободил Давида и его подвижников, пребывающих сейчас на краю гибели (ст. 7-10). Мы нуждаемся в Божьей милости и благодати не меньше, чем Давид, и поэтому со смиренным усердием должны просить о них, воспевая данный псалом.
Стихи 1-4. О милости, принимающей наши благие деяния, и о благодати, удерживающей нас от злых дел, – вот о чем нам надлежит молиться Господу, следуя примеру псалмопевца.
I. Давид любил молиться, и здесь он просит Всевышнего о том, чтобы молитвы были услышаны и на них пришел ответ (ст. 1,2). Давид взывает к Господу. Его воззвание подразумевает особое усердие и серьезное отношение к молитве. Зов Давида к Господу свидетельствует о вере псалмопевца и о постоянстве в молитве. Так чего же он желает достичь?
1. Чтобы Господь принял молитву к сведению: «… внемли голосу моления моего, да буду я благосклонно услышан». Взывающий к Господу в молитве вправе надеяться быть услышанным, но не потому, что молитва громкая, а потому, что она живая.
2. Чтобы Господь посетил его после молитвы: «… поспеши ко мне». Тот, кто умеет ценить благодатное Божье присутствие, будет настойчиво просить о нем и со смиренным нетерпением ждать в случае отсрочки. Верующий не станет суетиться, но молящийся вправе усердно просить Господа поспешить.
3. Чтобы Господь был доволен им, чтобы Всевышнему было угодно моление псалмопевца и вознесение рук, свидетельствующее об усилении его возвышенного желания и о рвущейся наружу надежде, ибо вознесение рук говорит о вознесении сердца, которое приносится Господу в жертву вместо потрясания и возношения пред Ним плоти жертвенных животных. Молитва – духовная жертва, приношение Господу души и ее лучших чувств. И здесь Давид молится о посвящении и направлении таковых к Господу, подобно фимиаму, который ежедневно воскуряли на золотом жертвеннике, и подобно жертве вечерней, именно о ней, а не об утренней жертве упоминает псалмопевец, возможно, потому что Христос должен был принести Себя в жертву искупления на закате дня или на закате мира и учредить духовное жертвоприношение, отменив все плотские постановления закона. Молящийся с верою вправе уповать на то, что его жертва угодна Господу более, нежели телец или вол. В то время Давид был изгнан из дворов Божьих и не мог присутствовать на обряде жертвоприношения или воскурения фимиама, поэтому он упрашивает Господа принять вместо традиционной жертвы его молитву. Заметьте, что молитва для Господа – приятное благоухание, фимиам, который, однако, не пахнет, если нет огня; так и молитва не станет благоухать без огня святой любви и страсти.
II. Давид боялся греха и поэтому просит Господа удержать его от последнего, зная, что молитвы не будут приняты, если только он не проявит бдительности в отношении греха. Нам надлежит просить для себя Божьей благодати с таким же усердием, как мы просим Всевышнего о благосклонности.
1. Давид молится о том, чтобы ему случайно не проронить какого-либо грешного слова (ст. 3): «Положи, Господи, охрану устам моим и, сотворив уста по природе быть дверями для слов, благодатью Твоею стереги эти двери, дабы не позволить ни единому порочащему Тебя или оскорбляющему других слову выйти из них». Благочестивые люди знают о зле, которое несет грех языка, и знают о том, насколько они склонны к таковому (когда нас огорчают враги, мы сильно рискуем зайти в своей обиде настолько далеко, что можем согрешить устами, как случилось с Моисеем, хотя он и был кротчайшим из всех людей на земле), поэтому благочестивые усердно просят Всевышнего не дать им произнести худого слова, зная, что без особой Божьей благодати ни собственной решимости, ни собственной бдительности не достаточно для управления языком, тем более – сердцем. Мы должны обуздывать уста свои, но и это не поможет, если не попросим Господа хранить их. Неемия молился Господу, когда ставил стражу, так же надлежит поступать и нам, ибо если Господь не хранит, напрасно бодрствует страж.
2. Псалмопевец молится о том, чтобы ему не склониться к греховным делам (ст. 4): «Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым; любую склонность во мне ко греху прошу не только обуздать, но и умертвить благодатью Твоею, Господи». Пример окружающих и провокации наших врагов способны обнаружить и взбудоражить в нас тленные склонности. Мы готовы поступать так, как поступают другие, и думать, что если нас оскорбили, то и нам следует ответить тем же. А посему нам нужно молиться и просить Господа не допустить, чтобы мы свершили какое-либо злодеяние то ли против людей делающих беззаконие, то ли вместе с ними. Пока мы живем в таком порочном мире и носим в себе порочные сердца, нам необходимо молиться о том, чтобы не поддаваться никакому соблазну и никакой провокации на совершение злых дел.
3. Давид молится о том, чтобы не попасть в ловушку греховных утех: «… и да не вкушу я от сластей их. Не допусти, чтобы я принимал участие в их пиршествах и развлечениях, дабы не заманили они меня таким образом в свои грехи». Лучше блюдо зелени вдали от пути искушения, нежели откормленный бык на нем. Грешники делают вид, что находят удовольствие во грехе. Воды краденые сладки, а запретный плод приятен для глаз. Но тот, кто понимает, что очень скоро сладость греха обратится в горькую полынь и желчь и что впоследствии грех обязательно, как змей укусит, и ужалит, как аспид, будет опасаться вкушать эти сласти и станет молить Господа, чтобы Он Своим провидением удалял их с глаз долой и благодатью Своей отвращал от них святых. Более того, благочестивые будут молиться против сладости греха.
Стихи 5-10. В этих стихах:
I. Давид желает, чтобы ему рассказали о его прегрешениях. Враги засыпали его упреками, в которых не было правды, на что псалмопевец мог только сетовать. Но в то же время Давид хочет, чтобы друзья обличили его в заблуждениях, в частности в том, что действительно могло послужить причиной для поношений (ст. 5): Пусть наказывает меня праведник: это милость; праведный Бог (есть и такое чтение стиха);
«Я приму обличения со стороны Его провидения и не буду с ними спорить, более того, приму их как знак любви, воспользуюсь ими как средством благодати и буду молиться о причинивших мне страдания». Но обычно данные слова относят к обличениям со стороны праведных людей; и более всего они подходят тому, кто, будучи сам праведным, вправе обличать неправедность других и от кого охотнее всего примут обличение. Однако если обличение справедливо, а сам обличитель – нет, мы также должны извлечь из обличения пользу и научиться послушанию. Здесь нас учат тому, как принимать обличения со стороны праведных и мудрых.
1. Мы должны охотно принимать замечания о любых своих недостатках или ошибках: «Господи, положи на сердце праведному исправить меня и обличить. Если мое собственное сердце не наказывает меня, хотя и должно, пусть это сделает мой друг; не допусти, чтобы меня постигла суровая кара так и остаться во грехе».
2. Нам надлежит принимать обличение как одно из проявлений дружбы. Мы не только должны отнестись к нему терпеливо, но и почитать его за любезность, ибо назидательные поучения – путь к жизни (Прит 6:23) и идут нам на пользу, приводя к раскаянию в содеянных грехах и предотвращая повторные прегрешения. И хотя обличения болезненны, эта боль необходима для излечения, поэтому они более желанны, нежели поцелуи врага (Прит 27:6) или песни глупых (Еккл 7:5). Давид благословил Господа за своевременное вразумление от Авигеи (1Цар 25:32).
3. Мы должны знать, что обличения несут нам пользу и исцеление: это лучший елей для раны, он ее смазывает и заживляет; он не повредит голове моей, как считают некоторые, уподобляющие упреки за проступки ударам по голове, но Давид говорит: «Я так не думаю; ударом, сокрушающим мою голову и мои кости, является грех (Пс 50:10). Обличение же – чудодейственный елей, заживляющий раны, нанесенные мне грехом. Оно не повредит голове моей, разве что поспособствует сокрушению моего сердца».
4. Мы должны воздать людям, поступившим с нами так честно, за их доброту и дружелюбие хотя бы молитвами за них во дни их бедствий52 , показав тем самым, что с благодарностью приняли их обличения. Доктор Хаммонд совсем иначе читает данный стих: «Поношение падет на меня – праведного и обличение; но этот ядовитый елей не сокрушит моей головы (не уничтожит меня, не принесет мне, вопреки замыслам, большого вреда), ибо, пока против меня строят козни, я буду молиться, чтобы Господь уберег меня от злодеев, и моя молитва не будет тщетной».
II. Давид надеется, что его притеснителям однажды тоже придется услышать обличения в их проступках, подобно тому как и сам он пожелал услышать о своих (ст. 6): «Вожди53 их… (судьями могли быть только Саул и его воины, вершившие над Давидом суд и осудившие его) рассыпались по утесам среди камней в пустыне, и слышат слова мои, что они кротки». Существует мнение, что речь идет о смягчении сердца Саулова, когда царь со слезами на глазах говорил: «…твой ли это голос, сын мой Давид?» (1Цар 24:17; 26:21). Либо мы можем понимать это в более общем смысле: даже судьи, какими бы великими они ни были, могут оказаться низвергнутыми. Путь того, кто становится сильным мира сего, не всегда бывает гладким. И тот, кто прежде пренебрегал Божьим словом, полюбит его и найдет в нем радость, когда его постигнет скорбь, ибо она готовит ухо к наставлению. Когда мир горек – слово сладко. Угнетаемые невинно не могут достучаться до живущих в роскоши, однако, когда последние сами оказываются низвергнутыми, они становятся более чуткими по отношению к скорбящим.
III. Давид сетует на чрезвычайное положение, в котором он оказался вместе со своими друзьями (ст. 7): «… сыплются кости наши в челюсти преисподней, из которой выбрасываются вверх – так долго они были мертвы – или же в которую они готовы упасть, ибо близки к краю пропасти; они подобны щепкам в лесу, небрежно сброшенным дровосеками в кучу: как будто землю рассекают и дробят нас. Здесь проводится сравнение со вспахиванием земли – земледелец рвет плугом землю на куски (Пс 118:3). Могут ли кости сухие ожить?
IV. Давид бросается за помощью к Господу, он надеется получить избавление именно от Всевышнего: «Но к Тебе, Господи, Господи, очи мои (ст. 8);
ибо когда положение столь плачевно, только Ты можешь унять все печали. Только от Тебя я жду облегчения при таком ужасном положении дел и на Тебя уповаю». Тот, чей взор направлен к Господу, вправе надеяться на Него.
V. Давид молит Господа прийти на помощь и облегчить его скорбь.
1. Просит Господа утешить его: «… не отринь души моей! Дай мне увидеть, откуда придет помощь».
2. Просит Господа расстроить козни врагов (ст. 9): «Сохрани меня от попадания в силки, поставленные для меня. Помоги мне обнаружить их и избежать». Какой бы хитрой ни была западня, Господь в силах обезопасить свой народ и не допустить его попадания туда.
3. Просит Господа по справедливости Своей обратить замыслы врагов против них самих и по милости Своей не дать им уничтожить его (ст. 10): Падут нечестивые в сети свои, которые они намеренно поставили для меня, но вполне заслуженно приготовили для самих себя. Nec lex est justioir ulla qaum necis artifices arte perire sua – никакой закон не может быть более справедливым, чем тот, что гласит: замышляющие погибель должны погибнуть от своего собственного изобретения. Всякий подлежащий суду Божьему связан канатами собственного беззакония. Но пусть я в то же время обрету избавление. Когда в сети и силки попадают нечестивые, это зачастую знаменует избавление и освобождение для праведных.
«Да исправится молитва моя» или текст стихов из 140 псалма
История и значение молитвы
Открытие, над которым трудится первооткрыватель, дается ему нелегко, но потом становится достоянием для многих поколений. В древности люди трудились, чтобы получить огонь при соприкосновении двух камней, а теперь достаточно чиркнуть спичкой и получить огонь. Эдисон сделал множество попыток, прежде чем была явлена миру электрическая лампочка, которой мы пользуемся, даже не задумываясь об этом. Так же происходит и в духовной жизни.
Духовный опыт одного человека, полученный трудами и скорбями, становится достоянием для людей многих эпох и источником огромного блага. Так же как достижение ученых, открывших электричество, подарило нам электрический свет, который мы можем иметь в любое время, щелкнув выключателем, так и духовный опыт великих мужей Божьих является источником благодатного света и спасения для всех, кто обращается к Нему.
Взгляните на Царя Давида, автора многих псалмов: его хвалебные песни основаны на его собственном, порой драматическом опыте. Одни из них были написаны во время скорбей, жизненных испытаний и даже после согрешений, которые были осмыслены и вынесены на свет Божий в покаянии. Другие написаны во время избавления от напастей. Они были вдохновлены Духом Святом, родились в любящем Бога сердце.
Несмотря на все испытания, Давид сохранил праведность и преданность Господу. Псалмы, написанные Давидом, полны силы наполнять наши сердца благодатью. Единственное, что нужно нам сделать – прочитать их.
Речь пойдет о псалме 140. Мы попытаемся осмыслить употребление этого молитвенного стихотворения на Литургии Преждеосвященных Даров в виде песнопения «Да исправится молитва моя».
По мнению толкователей Священного Писания, Псалом был написан в то время, когда Давид прятался от царя Саула, который хотел его убить, так как боялся потерять царский престол. Давид был женат на дочери Саула Мелхоле. Давид и в помыслах не имел лишать Саула власти, но он вынужден был бежать и скрываться. Его состояние и мысли описаны в псалме.
Давид взывает к Господу и просит Его услышать молитву. Давид понимает, что невиновен, и просит Господа избавить его от сети, ему приготовленной, и чтобы те, кто задумали коварные замыслы, сами в нее попали. Давид также осознает свою греховность и просит, чтобы Господь положил ограду устам его, чтобы Он не прибегал к самооправданию. Псалмопевец понимает, что хотя вины его нет, но достаточно других грехов, чтобы Господь наказал его.
Если мы обратимся к песнопению «Да исправится молитва моя», то легко заметим, что в нем использована только первая часть псалма. Рассмотрим, какие смысловые аспекты псалма применимы к современной жизни.
Прежде всего обращаем внимание на то, что песнопение построено в виде прокимена (сначала исполняется первый стих, а потом он чередуется с тремя последующими). Далее следует пропевание основного стиха.
Согласно литургическим источникам, в константинопольской соборной традиции это песнопение являлось прокименом. Чтец пел его с амвона, а духовенство сидело в алтаре. В XII веке константинопольская традиция была вытеснена студийской монашеской.
Во время исполнения люди преклоняют колени, а священник кадит. Хождение благовонным дымом является прообразом молитвы.
Как кадильный дым возносится ввысь, так и наша молитва возносится к Небесам. Мы, люди грешные, и наша молитва «неисправна». В молитве мы просим Господа, чтобы он исправил нашу молитву.
Видео «Да исправится молитва моя»
В этом видео вы услышите, как исполняются стихи из 140-го псалма Давида.
Текст для чтения
Перевод молитвы
Да исправится молитва моя, как кадило пред Тобой, Поднятие рук моих – как жертва вечерняя. Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня! Услышь голос моления моего, когда взываю к Тебе. Охраняй, Господи, уста мои и ограждай двери уст моих. Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым, оправдывающимся от грехов.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Псалом 140: текст молитвы, для чего читают
ПСАЛМЫ | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 |
140:1 Псалом Давида. Господи! к тебе взываю: поспеши ко мне, внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе.
Давид, взывая в молитве к Богу, всегда надеется, что будет услышан и ответ не замедлит прийти, настолько близок был Давид к Господу.
140:2 Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих – как жертва вечерняя.
Он понимал, что не всякое слово человеческое Бог воспринимает, не всё ему из уст человеческих нравится слышать, поэтому он тщательно подбирал слова и старался вкладывать в них такой смысл, чтобы Богу приятны были речи его, как приятно вдыхать благоухание фимиама, сожигаемого на золотом жертвеннике.
140:3,4 Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих;
4 не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных
Давид осознаёт, что извинения после того, как делаются дела греховные – лукавство есть: не нужно делать того, за что потом приходится извиняться, ведь человек, наученный Господом, всегда знает, ЧТО он делает неправильно и не по правде Божьей, а что – правильно. Поэтому и просит Бога помочь ему хотя бы не лукавить устами, уж если сердце иногда уклоняется к мыслям, а руки – к делам греховным
вместе с людьми, делающими беззаконие, и да не вкушу я от сластей их. Так поступают все нечестивые, то есть, и все мы (ибо нет на земле праведника ни одного) : сначала делаем зло, а потом надеемся на прощение через извинения. Давид не желает быть соучастником в этом, но и понимает также, что ему самому сложно противостоять множеству соблазнов, исходящих от делающих беззаконие.
140:5 Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей;
Давид желает обличения , вразумления и даже наказания от праведников: он не рассматривает это как злодеяние и хотя неприятно терпеть наказание – от него всегда есть польза тому, кто стремится к достижению праведности. Праведники, по крайней мере, могут помочь Давиду исправить пути свои и стать лучше в глазах Бога, ибо и они точно знают, как это сделать.
но мольбы мои – против злодейств их.
Чьих злодейств? Праведников? Нет, Давид здесь продолжил мысль о том, что он категорически против наказания от руки нечестивых, он рассматривает все их виды наказаний – как злодейства нечестивых, не приносящих никакой пользы тем, против кого они направлены.
140:6 Вожди их рассыпались по утесам и слышат слова мои, что они кротки.
Организаторы нападений на Давида знают, что ничего плохого он не замышляет против них, но, тем не менее, не останавливаются в охоте за тем, чтобы довести его до падения пред Богом.
140:7 Как будто землю рассекают и дробят нас; сыплются кости наши в челюсти преисподней.
Давиду кажется, что страдания от этих преследований – нестерпимые, он недалёк от гибели, и в эти минуты Давид как никогда надеется на помощь Господа в том, чтобы устоять ему и не согрешить. Потому что в минуты отчаянья очень часто хочется поступить по-своему и можно вытворить что-нибудь такое, что окажется после непоправимой бедой.
140:8,9 Но к Тебе, Господи, Господи, очи мои; на Тебя уповаю, не отринь души моей!
9 Сохрани меня от силков, поставленных для меня, от тенет беззаконников.
Если Бог не поможет уберечься от сетей беззаконников, то никто не поможет Давиду устоять против них, настолько велика сила давления нечестивых. Нельзя её недооценивать.
Псалом 140: текст молитвы, для чего читаютСсылка на основную публикацию