Псалом 14: текст молитвы, для чего читают

Псалом 14

Надписание сего псалма то же, что и псалма тринадцатого: В конец, псалом Давиду (объяснение см. в Пс.4 и 6).

Пс.14:1 Господи, кто обитает в жилищи Твоем? Или кто вселится во святую гору Твою?

Обитать значит «жить»; отсюда слово «обитель». Жилищем Божиим называется здесь, как и в других псалмах ( Пс.83:5 ), скиния Божия при Давиде, а после него храм Иерусалимский, построенный Соломоном; святою горою пророк называет гору Мориа, или Сион, на которой построен был город Иерусалим. Таково общепринятое значение слов сего стиха. Но, конечно, не в таком значении нужно понимать здесь эти слова. Пророк Давид, как это показывает содержание всего псалма, начертывает в нем путь благочестивой жизни, которым можно достигнуть Царствия Небесного и удостоиться вечного сожительства в нем с Самим Богом. Как другие пророки проповедовали о Царствии Небесном вообще через видимые, вещественные прообразы, так и Давид, под именем святой горы, изображает здесь небесный, горний Иерусалим ( Евр.12:22 ), а под именем жилища или дома Божия – скинию нерукотворенную, вечную, обители небесные ( Деян.7:47–49 , Откр.21:2–3 ; Ин.14:2 ). Взирая на свой город Иерусалим и на устроенную в нем новую скинию, Давид как бы так рассуждает: вот, Господи, многие из иудеев собираются в скинию Твою святую, построенную на сей горе Сионской, и здесь совершают установленный Тобою чин внешнего богослужения, принося Тебе тучные жертвы, состоящие во всесожжении тельцов, овнов, волов и проч.; но все ли они, все ли эти чтители скинии земной, вступающие на Сион, святую гору Твою, удостоятся обитать в той скинии небесной, которая предназначена для вечного обитания Твоего с избранными Тобою? Все следующие стихи псалма составляют ответ на этот вопрос, предложенный в первом стихе. Ответ этот пророк получает от Святого Духа и говорит:

Пс.14:2 Ходяй непорочен и делаяй правду, глаголяй истину в сердце своем.

То есть тот будет обитать в жилище, или в дому Божием, и унаследует небесное блаженство, кто проводит жизнь беспорочную, кто идет по святому пути добродетели и делает правду, и у кого истина не на языке только, но и в сердце, – кто действительно любит истину. Достоподражаемым примером такой жизни по закону Ветхого Завета могут служить праведные родители Иоанна Предтечи Захария и Елизавета, о которых Святое Евангелие повествует: «Беста же праведна оба пред Богом, ходяща во всех заповедех и оправданиих Господних безпорочна» ( Лк.1:6 ).

Пс.14:3 Иже не ульсти языком своим и не сотвори искреннему своему зла, и поношения не прият на ближния своя.

Сначала пророк вообще сказал о пути непорочной и праведной жизни, который один только приводит в обители Отца Небесного, а далее – показывает частные, что именно тот удостоится жить в дому Божием, или наследовать Царствие Небесное, кто не делает никакого зла, ни сердцем, ни языком, ни делом. «Соблюдая строгую последовательность, – говорит блж. Феодорит, – пророк сперва упомянул о сердце, потом о языке, а затем уже о самом действии; потому что делу предшествует слово, а слову мысль» [6, с. 61]. Глаголяй истину в сердце своем – это говорит о сердце, т.е. о том, кто имеет мысли и чувства чистые и говорит одну только правду, не боясь ненависти злобных людей и не стараясь угодить сильным и властным. И всякий, кто поступает вопреки сему, уже не имеет, не глаголет истины в сердце своем. Таковы все те, кто преследует свои честолюбивые, корыстолюбивые и вообще низкие цели и выгоды, забывая о чести и пользе ближнего. Они не глаголют истины в сердце своем, но ложь; потому что предпочитают бесполезное полезнейшему, свою личную пользу и выгоду пользам и интересам общественным. Иже не ульсти языком своим – эти слова пророк относит к языку, т.е. кто не льстит, говорит он, не клевещет, не злословит и не поносит ближнего языком, тот может несомненно надеяться на вселение в горнем Иерусалиме, или, что то же, в Царствии Небесном. А в следующих за тем словах пророк говорит о самых делах, за которые можно удостоиться блаженной жизни в обителях небесных: и не сотвори искреннему своему зла, и поношения не прият на ближний своя.

Пс.14:4 Уничижен есть пред ним лукавнуяй, боящыяжеся Господа славит: кленыйся искреннему своему и не отметаяся.

То есть обитать в жилище Бога Небесного и вселиться во святую гору Его может только тот, кто не только не делает зла ближнему своему, но и не допускает, насколько то возможно, чтобы другие озлобляли его. И потому не принимает поношения, ругательства или укоризны на ближних своих, не попускает, чтобы кто в присутствии его оскорбил ближнего не только делом, но даже и словом: он отворачивается, затыкает уши от всякого поносного слова, лжи и клеветы, сплетаемых людьми злоязычными и праздными, которые ничем другим не занимаются, как только переговорами и пересудами ближних своих. Таковые злонамеренные и лукавые люди ничтожны и мерзки в глазах его; он удаляется от них. И напротив того, он почитает и прославляет людей добрых, честных и богобоязненных. Вместе с этим, что скажет или обещает ближнему, то он свято и нерушимо исполняет, тем более никогда он не изменяет своей клятве, никогда не нарушает клятвенного обещания: кленыйся искреннему своему и не отметаяся.

Пс.14:5 Сребра своего не даде в лихву и мзды на неповинных не прият. Творяй сия не подвижится во век.

Сребра не даде в лихву – значит: денег не давал в рост, под проценты. По закону ( Втор.23:19–20 ), евреям дозволено было брать проценты, но только с иноплеменников, а не со своих евреев; впоследствии же времени отдача денег в рост распространилась и между евреями и потому была осуждаема пророками ( Иез.18:8 ). И мзды на неповинных не прият, т.е. не берет взятки или подарки, для того чтобы осудить или притеснить невинного. Сказав вообще о праведной и добродетельной жизни, чрез которую можно достигнуть Царствия Небесного, пророк в частности упоминает о трех пороках, которыми в особенности нарушается святая и благочестивая жизнь и которых особенно должен удаляться человек, желающий наследовать блаженство будущей жизни. Это – 1) клятвопреступление, о котором сказано в словах предыдущего стиха: кленыйся искреннему своему и не отметаяся; 2) лихоимство, о котором говорит, сребра своего не даде в лихву и 3) мздоимство – и мзды на неповинных не прият. Пророк упоминает об этих трех пороках в особенности, или потому, что «сребролюбие есть корень всех зол», как говорит апостол ( 1Тим.6:10 ): от него – и клятвопреступление, и ложь, и обман, и лихоимство, и мздоимство; или потому, что пороки эти всегда были свойственны иудеям, как свойственны они и потомкам их, нынешним евреям. Таким образом, в Пс.14 в кратких словах изложены почти все главные обязанности нравственного ветхозаветного закона и указан путь к достижению Царствия Божия. Творяй сия, т.е. исполняющий эти обязанности, не подвижится во век, будет иметь твердую и непоколебимую надежду наследовать вечноблаженную жизнь на небесах, твердо пойдет по пути добродетели – таковому уготован вечный покой на святой горе Божией.

Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8

Псалом 14 толкование

Детально: псалом 14 толкование – со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 14

Толкование Псалма 14

Псалом 14 – это песнь-раздумье о том, что не все достойны пребывать вблизи “жилища” Господня, и о людях, которое действительно достойны этого, как и поклонения Богу истинному. Псалмопевец рисует образ “достойного”.

А. Вопрос: кто может (достоин)? (14:1)

Пс. 14:1. Это вопрос духовного порядка. Кто вправе приближаться к “жилищу” Божию (т. е. к скинии), расположенному на святой горе Сион?

Б. Ответ: только праведный человек (14:2-5)

Пс. 14:2-5. Давид подробно перечисляет свойства такого человека. Выражение “ходить” в значении “вести себя” и “поступать” весьма распространено в Библии. “Ходить непорочно” в стихе 2 в этом же стихе “расшифровывается”: это значит поступать справедливо, “по правде” (т. е. в соответствии с законом, который дал Бог), иметь в сердце своем чистые помыслы и намерения, быть искренним. Достойный общения с Богом характеризуется далее “от противного”, т. е. псалмопевец перечисляет то, что ему не должно и не может быть присуще. Он не может быть клеветником, не должен и верить клевете на ближнего своего, не может злом отвечать на добро (стих 3)

В стихе 4 слово “отверженный” употреблено в противопоставление “боящимся Господа”. То есть те, кто не боятся Его, не могут вызывать у “достойного” ничего, кроме презрения.

Вторая фраза в стихе 4 означает, что клятву (которая давалась в древнем Израиле “в присутствии Господа”, т. е. клявшийся призывал “имя” Его) следовало исполнять в любом случае, даже если она была дана человеку злому (нечестивому). (Подразумевается, что именем Господа клятва, направленная на дурное, бесчестное, не могла быть дана.) Истинный почитатель Иеговы, каким видит его Давид, не может изменить данной им клятве и тогда, когда исполнение ее сопряжено для него с болью (так в англ. тексте Библии).

Праведный не преступит закона, запрещающего заниматься ростовщичеством (стих 5; сравните с Исх. 22:25; Лев. 25:36). Он не польстится на взятку, чтобы дать ложное свидетельство в суде против невинного.

Поступающий так не поколеблется во век, потому что Бог не перестанет благословлять его и никогда не лишит его Своей поддержки и защиты, убежден Давид. Мысль о неизменном благоволении Бога к такому человеку может относиться и к его “жизни после смерти”.

Текст христианского 14 псалма, согласно историческим исследованиям, был написан Давидом, вторым царем Израиля, в честь перенесения Ковчега Завета из дома Аведдарова. Через некоторое время после основания иудейского царства, в нем была устроена копия Моисеевой Скинии собрания, и со временем Давид решил перенести в него главную святыню иудеев – Ковчег Завета. Но при перенесении воз с Ковчегом перевернулся, и левит Оза, подбежавший поднять его, упал мертвым. Давид был настолько потрясен произошедшим, что решил приостановить перенесение, и Ковчег был оставлен в доме Аведдара. Завершилось перенесение Ковчега Завета через три месяца после инцидента, с соответствующими торжественности события почестями и жертвоприношениями.

Толкование православного псалма 14 гласит о том, что в нем Давид размышляет о том, кто достоин приближаться к дому Божию и святыням его, и приходит к выводу, что это может сделать лишь человек, чистый сердцем, не занимающийся ростовщичеством, не злословящий и не приемлющий клеветы.

Читать и слушать 14 псалом пророка Давида, рекомендуется против грабителей, с молитвой о том, чтобы Господь изменил их мысли и обратил их сердце к покаянию.

Слушать на видео православную молитву псалом 14 на русском языке

Читать текст христианской молитвы псалом 14 на русском языке

Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем; кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет; кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек.

Псалтырь, текст православного псалма 14 на церковно славянском языке

Господи, кто обитает в жилищи твоем? или кто вселится во святую гору твою? Ходяй непорочен и делаяй правду, глаголяй истину в сердцы своем; иже не ульсти языком своим и не сотвори искреннему своему зла, и поношенiя не прiят на ближнiя своя; уничижен eсть пред ним лукавнуяй, боящыяжеся Господа славит; кленыйся искреннему своему и не отметаяся; сребра своего не даде в лихву и мзды на неповинных не прiят. Творяй сiя не подвижится во век.

В конец, псалом Давиду

Псалом Давида.

1 Господи, кто обитает в жилищи Твоем? Или кто вселится во святую гору Твою?

1 Господи, кто будет обитать в жилище Твоём, или кто поселится на святой горе Твоей?

2 Ходяй непорочен и делаяй правду, глаголяй истину в сердце своем.

2 Поступающий непорочно и творящий правду, говорящий истину в сердце своём,

3 Иже не ульсти языком своим и не сотвори искреннему своему зла, и поношения не прият на ближния своя.

3 кто не льстил языком своим, и не сделал соседу своему зла, и не принял поношения на ближних своих.

4 Уничижен eсть пред ним лукавнуяй, боящыя же ся Господа славит, кленыйся искреннему своему и не отметаяся.

4 Ничтожен в глазах его бесчестный, а боящихся Господа он славит, клянется ближнему своему и не отпирается.

5 Сребра своего не даде в лихву и мзды на неповинных не прият. Творяй сия не подвижится во век.

5 Серебра своего он не отдал в рост и не принял даров против невинных. Делающий это не поколеблется вовек.

Читайте также:  Псалом 120: текст молитвы, для чего читают

Господи, кто обитает в жилищи Твоем? Или кто вселится во святую гору Твою? Ходяй непорочен и делаяй правду, глаголяй истину в сердце своем. Иже не ульсти языком своим и не сотвори искреннему своему зла, и поношения не прият на ближния своя. Уничижен есть пред ним лукавнуяй, боящыя же ся Господа славит, кленыйся искреннему своему и не отметаяйся. Сребра своего не даде в лихву и мзды на неповинных не прият. Творяй сия не подвижится во век.

Псалтирь | псалом 14

Цель этого краткого, но превосходного псалма – показать нам путь на небеса и убедить в том, что для собственного счастья мы должны быть святы и честны. Христос, который есть путь и в котором мы должны пребывать как на своем пути, показал нам тот же путь, который здесь описывается. «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Мат 19:17). Этот псалом,

(I) поднимая вопрос (ст. 1), побуждает спросить о пути.

(II) Ответ на этот вопрос (весь оставшийся текст псалма) направляет нас пройтись по этому пути (ст. 2-5).

(III) Уверенностью в безопасности и счастье тех, кто отвечает этим характеристикам, изложенной в заключительной части псалма, мы получаем ободрение идти по этому пути (ст. 5).

Стихи 1-5. В данных стихах I. Задается серьезный и важный вопрос о характере обитателей Сиона (ст. 1): «Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? Скажи мне, кто сможет отправиться на небеса». Не по имени (так только Господь может знать Своих), а по описанию: «Какими являются люди, которые принадлежат Тебе и которых Ты увенчаешь отличительным и вечным благоволением?» Эти слова подразумевают, что быть обитателем Сиона – великая привилегия, неизреченная честь и преимущество; что эта привилегия дарована не всем, а лишь остатку; что право на эту привилегию не передается по крови и при рождении; что не все, чьим отцом является Авраам, будут пребывать в жилище Божьем, а участь людей будет соответствовать расположению их сердец и образу жизни. Это побуждает каждого из нас задать себе следующий вопрос: «Господи! Каким я должен быть и что я должен делать, чтобы пребывать в жилище Твоем?» (Лук 18:18; Деян 16:30).

1. Обратите внимание, кому задается этот вопрос. Самому Богу. Заметьте, чтобы найти путь на небеса, мы должны взирать на Господа, иметь направление от Его Слова и просить наставления от Его Духа. Вполне разумно, что Он сам дает закон Своим слугам, назначает условия для Своего благоволения и говорит, кто принадлежит Ему, а кто – нет.

2. Обратите внимание, как это выражается языком Ветхого Завета.

(1) Под словом «жилище» мы можем понимать воинствующую Церковь, прообразом которой была скиния Моисея, служившая местом поклонения в пустыне, простая и передвижная. Там Бог являет себя, там Он встречается со Своим народом, как это было в прежние времена в скинии завета, скинии собрания. Кто же может пребывать в этой скинии? Кто может считаться истинным живым членом Церкви Божьей, быть допущенным находиться среди духовных священников, чтобы жить во дворах этой скинии? Мы должны задать этот вопрос, так как многие притворяются, что имеют место в этой скинии, а на самом деле не имеют в ней никакой части.

(2) Под словами «святая гора» мы можем подразумевать победоносную Церковь, ссылаясь на гору Сион, на которой Соломон построил храм. Счастье прославленных святых заключается в том, что они обитают на этой святой горе; там их дом, и там они будут пребывать вечно. Мы беспокоимся и хотим знать, кто сможет обитать там, чтобы приобрести уверенность, что наше место также будет среди них; чтобы утешиться этой мыслью и возрадоваться при виде этой святой горы.

II. Дается очень простой и точный ответ на этот вопрос. Тот, кто хочет знать о своих обязанностях и имеет решимость совершать их, тот увидит, что Писание – очень верный наставник, а совесть – очень справедливый контролер. Давайте же рассмотрим особые черты характера жителей Сиона.

1. Это человек, который искренне и всецело поглощен религией: кто ходит непорочно в соответствии с условием завета (Быт 17:1): «…ходи предо Мною и будь непорочен; (то же самое слово «непорочно» используется), и тогда ты обретешь Меня – вседостаточного Бога». Он является таким, каким представляет себя; у него здравое сердце, и он может представить себя Господу честным во всех своих поступках. Его образ жизни постоянен, он пребывает в мире с самим собой и старается полностью совершать волю Божью. Возможно, его глаз слаб, но он цел; безусловно, он имеет недостатки, но не лжет, он – подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства (Иоан 1:47; 2Кор 1:12). Я не знаю религию, а лишь искренность.

2. Это человек, который честен и справедлив во всех своих поступках; он верен всем, с кем имеет дело; он делает правду. Он живет, исполняя все постановления и заповеди Господа, старается заплатить все налоги, справедлив перед Богом и человеком; и, разговаривая с каждым, говорит истину в сердце своем. Его молитвы, исповедания и обетования Господу выходят не из льстивых уст; он не осмеливается лгать или говорить двусмысленно с партнером. Он живет по правилам праведности и истины, презирает и испытывает отвращение к несправедливой прибыли и мошенничеству. Он считает, что не может быть хорошей сделкой и приобретением то, что добыто ложью, и что тот, кто обижает своего ближнего, войдя в доверие, в конце концов принесет вред самому себе.

3. Он придумывает, как бы сделать добро всем своим близким, очень осторожен, чтобы не причинить вред ни одному человеку, и особо внимателен к репутации своего ближнего (ст. 3). Он не делает искреннему своему умышленного зла и ничего, что могло бы огорчить его дух; ничего, что могло бы нанести вред здоровью или лишить его жизни; ничего, что могло бы нанести вред его имуществу или его земным интересам в семье либо среди родственников. В жизни он следует золотому правилу справедливости: «Поступай так, как хочешь, чтобы с тобой поступали». Он особо внимателен, чтобы не нанести вреда ближнему и его доброму имени, хотя многие, поступающие подобным образом, не считаются с этим принципом. Если же человек в этом вопросе не надевает уздечку на свой язык, то его религия тщетна. Он знает, как дорого доброе имя, и поэтому не клевещет языком своим, не оговаривает ни одного человека, не говорит зло ни об одном человеке, не делает ошибки других темой для разговора, не смеется над ними и не говорит о них с удовольствием. Он говорит лишь для назидания. Он делает все возможное для любого человека и никого не оставляет без помощи. Он не принимает поношения, то есть не является их источником, и не принимает их; он не верит и не прислушивается к клевете, а хмурится, видя клеветнический язык, и заставляет его молчать (Прит 25:23). Если ему расскажут о зловредном характере своего соседа или какую-нибудь злобную историю, то он опровергнет ее, если сможет; если же нет, то эта информация умрет в нем и не будет распространяться дальше. Его любовь покрывает множество грехов.

4. Он оценивает людей по их добродетельности и благочестию, а не по положению, которое они занимают в мире (ст. 5).

(1) Он считает, что благодаря богатству и роскоши порочность человека не уменьшается. В глазах его презрен отверженный. Нечестивцы – подлые люди, они непригодны ни для чего хорошего (что подчеркивает это слово), как нечистоты, как шелуха или соль, потерявшая свои свойства. Они низменны в своем выборе (Иер 2:13) и в своих поступках (Ис 32:6). И за это мудрые и благочестивые люди презирают их; в то же время они не отказывают им в гражданских почестях и уважении как людям, представителям власти и силы (1Пет 2:17; Рим 13:7);

это выражается в том, как они судят о нечестивцах в соответствии со Словом Божьим. Благочестивые не завидуют нечестивцам, а сочувствуют им, презирая их прибыли (Ис 33:15), не желают вкушать от сладостей их (Пс 140:4) и участвовать в их временных наслаждениях (Евр 11:24,25), безжизненных и скучных. Они презирают их общество (Пс 118:115; 4Цар 3:14), их насмешки и угрозы (все это не волнует и не беспокоит их);

они презирают немощные усилия их бессильной злобы (Пс 2:1,4) и вскоре будут ликовать над их падением (Пс 51:7,8). Бог презирает их, а благочестивые единомышленны с Ним.

(2) Такой человек не думает хуже о благочестии человека, если тот беден и низкого происхождения, но боящихся Господа славит. Он высоко ценит благочестие любого человека и облачает его в почести, и тогда его лицо начинает сиять ярче золота, остроумия или великого имени среди людей. Он почитает таких людей, высоко с любовью ценит их, желает иметь дружбу и общение с ними, участвует в их молитвах. Он использует каждую возможность, чтобы проявить свое уважение или услужить, отстаивает их дело и говорит с благоговением о них; радуется их процветанию, скорбит, когда у них неприятности, и воспоминания о них во время их отсутствия приятны для него. В какой-то мере по этим характеристикам мы можем оценивать себя. Какими принципами мы руководствуемся, оценивая других?

5. Он всегда предпочитает добрую совесть мирским интересам или продвижению: если он пообещал что-либо сделать, то даже если впоследствии выполнение этого общения будет убыточно для него и нанесет ущерб его мирскому состоянию, он выполняет данное слово и не изменяет (ст. 4). Обратите внимание, как близоруки и слабы иногда оказываются даже мудрые и благочестивые люди: они иногда дают клятву себе же во вред, о чем не подозревают. Но какими бы ни были обязательства этой клятвы, такой человек скорее нанесет убыток себе и своей семье, чем будет несправедлив к ближнему, нарушив свою клятву. Клятва священна, и поэтому мы не должны быть скоропалительны и легкомысленны, давая клятву.

6. Он никогда не будет обогащаться, применяя несправедливые действия (ст. 5)

(1) ни посредством ростовщичества: он серебра своего не отдает в рост (чтобы жить беззаботно за счет труда других), пока в состоянии зарабатывать деньги собственным трудом. Закон справедливости или благотворительности не запрещает одалживающему деньги получать часть прибыли, которую одалживающий одерживает от использования его денег, как и владельцу земли – требовать у арендатора за ее использование денег, добываемых его искусством и трудом. Но житель Сиона добровольно даст бедному соответственно своим возможностям и не будет неумолимым и безжалостным, требуя принадлежащего ему по праву у тех, кто ограничен провидением.

(2) Он не будет обогащаться взятками, ибо не принимает даров против невинного. Если он трудится в администрации гражданской юстиции, то никогда ради прибыли или надежды на ее получение не совершит ничего, что нанесло бы ущерб справедливости.

III. Этот псалом заканчивается одобрением данной характеристики обитателей Сиона. Они сами похожи на эту гору, которая не поколеблется, а будет пребывать вовек (Пс 124:1). Каждый живой член Церкви подобен самой Церкви, поставленной на камне, которую не одолеют врата ада. «Поступающий так не поколеблется вовек», – говорит Слово Бога. Благодати Господа всегда будет достаточно для него, чтобы сохранить его в безопасности и непорочности для Царства Небесного. Искушение не победит его, бедствия не переполнят его, ничто не лишит его мира и будущего блаженства. Воспевая этот псалом, мы должны наставлять и увещевать себя и друг друга соответствовать характеристикам обитателя Сиона, приведенным здесь, чтобы никогда не быть изгнанными из Божьей скинии здесь, на земле, и в конце достичь святой горы, где будем пребывать вечно вне пределов достижения искушения и опасности.

Псалом 14: текст молитвы, для чего читают

ПСАЛМЫ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150

14:1 Псалом Давида. Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей?
Хороший вопрос Особенно для тех, кто говорит что все попадут на небо.
Жилище Бога – на небесах. Но вопрос здесь о том, кто в принципе может жить в вечности у Бога? Для того, чтобы попасть в мироздание творца, нужно иметь определённые внутренние качества. Если их нет, то и путь в обители Бога закрыт.

14:2-5 К ратко и ёмко Давид нарисовал минимум от портрета праведника:
2Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем;
он говорит истину В СЕРДЦЕ своём, стало быть, вредное обрезано у праведника не от плоти, а от сердца, не только не лжёт на словах, но и в сердце своём старается всё взвешивать честно и объективно, учитывая абсолютно всю картину, а не только те фрагменты, какие учитывать выгодно и какие выставляют размышляющего – в хорошем свете.
В итоге духовного обрезания – и в устах – правда, и в поступках – старания поступать так, как ожидает Бог

3 кто не клевещет языком своим,
он не клевещет языком своим, значит, не просто не лжёт, себя выгораживая, а не лжёт с целью опорочить ближнего.

не делает искреннему своему зла
Кто есть искренний? Тот, кто живёт со мной без опасения, считает меня своим братом, принимает меня с открытым сердцем и открытым домом, не ожидая от меня никакого зла.
Праведник не только не порочит ближнего языком своим злым, но и в делах плохих для того, чтобы досадить ближнему – не замечен

и не принимает поношения на ближнего своего
Но не только сам не клевещет – вот что ценно. Но и не желает слушать от кого-то речи, порочащие репутацию ближнего. Даже если ближний – редкостный пакостник, всё равно праведнику Божьему не пристало с удовольствием перемывать ему кости в обсуждении с кем-то.
Праведник не принимает сплетни и не участвует в их распространении.

4 тот, в глазах которого презрен отверженный,
Он не стремится иметь ничего общего с теми, кого Бог отвергает, то есть, с откровенными любителями забавляться от нечестия своего и Бога похулить
Не станет праведник с богохульниками хороводы водить и в дружбе состоять. Потому, что не пустая поговорка: скажи мне кто твой друг – и я скажу, кто ты.

но который боящихся Господа славит;
он стремится сближаться с соверующими своими и подбадривает их

кто клянется, [хотя бы] злому, и не изменяет;
праведник обещания свои держит и верен слову своему, даже если это и тяжело и возникает соблазн оправдаться возможностью слово своё изменить – от тяжести, например, обстоятельств или результата выполнения обещания. Надёжен праведник, на слово его можно положиться

5 кто серебра своего не отдает в рост.
праведнику не приходит в голову одалживать ближнему и требовать возврата с лихвой – в рост серебро отдавать. Сколько занял -столько же и ожидает получить. И всегда готов к тому, что долг и вовсе могут не отдать.
(Здесь не идёт речь о том, чтобы, к примеру, не пользоваться услугами банков и вложения денег на депозит: с иноземца (язычника, неверующего) – взыскивай, со своего соверующего – нет:
Втор.23:19 Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что [можно] отдавать в рост; иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя)

и не принимает даров против невинного.
праведник не принимает даров, даваемых с целью совершить беззаконие – это принцип в общем. Тем более, если подарок нацелен на то, чтобы обвинить невиновного:
Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного – оба мерзость пред Господом . (
Прит.17:15)

Псалтирь

Молитва убогого, когда унывает он и пред Господом изливает моление свое, 101

2 Господи, услышь молитву мою, и вопль мой к Тебе да вознесется!

3 Не отвращай лица Твоего от меня; в день, когда я скорблю, приклони ко мне ухо Твое; в день, когда призову Тебя, вскоре услышь меня!

4 Ибо исчезают, как дым, дни мои, и кости мои, подобно хворосту, высохли.

5 Срезан был я, как трава, иссохло сердце мое, и даже забывал я вкушать хлеб мой.

6 От непрестанных стенаний моих присохла кость моя к плоти моей.

7 Уподобился я птице пустынной, был я как филин в ночи на развалинах.

8 Бодрствовал я и был как птица одинокая на кровле.

9 Всяк день поносили меня враги мои и те, кто прежде хвалили меня, клятвенно от меня отрекались.

10 Пепел ел я с хлебом и воду пил со слезами,

11 Удрученный гневом Твоим и яростью Твоей, ибо Ты вознес меня, но затем низверг.

12 Дни мои, словно тень, канули, и я, будто сено, иссох.

13 А Ты, Господи, вовеки пребываешь, и помнят Тебя из рода в род.

14 Ты восстанешь и явишь милость Сиону, ибо время явить милость, уже пришло время!

15 Ибо возлюбили рабы Твои камни Сиона, и даже прах его дорог сердцу их.

16 И устрашатся народы имени Господа, и цари земные — славы Его;

17 Ибо Господь воздвигнет Сион и явится в славе Своей.

18 Услышал Он молитву смиренных, не отверг моления их.

19 Да возвестится это поколениям грядущим, и потомки наши восхвалят Господа;

20 Ибо Он приклонился с высоты святой Своей, Господь с Небес на землю воззрел;

21 Услышит Он воздыхания пленников, развяжет узы сыновей убитых отцов.

22 И возвестится на Сионе имя Господне, прославят Его в Иерусалиме,

23 Когда соберутся воедино народы и цари служить Господу.

24 Говорил я Богу, когда был в полноте сил своих: «Поведай мне, много ли еще осталось дней жизни моей.

25 Не отними жизнь мою на половине лет моих!» Неисчислимы годы Твои!

26 В начале Ты, Господи, сотворил землю, и дело рук Твоих — небеса.

27 Они погибнут, а Ты пребываешь вовеки; точно одежда, они обветшают, и словно ризу, совьешь Ты их, и преобразятся;

28 А Ты пребываешь неизменным, и годы Твои не иссякнут.

29 Сыновья рабов Твоих вселятся с праведными, и потомство их вовеки будет жить в правде.

Псалом Давида, 102

1 Благослови, душа моя, Господа, благослови, сердце мое, имя святое Его!

2 Благослови, душа моя, Господа и не забывай даров благих Его!

3 Очищающего от беззаконий тебя, исцеляющего все недуги твои,

4 Избавляющего от погибели жизнь твою, венчающего тебя милостью и щедротами,

5 Исполняющего благие желания твои. Обновится, подобно орлиной, юность твоя!

6 Творит милость Господь и правый суд всем обиженным;

7 Открыл пути Свои Моисею, сынам Израилевым — веления Свои.

8 Щедр и Милостив Господь, Долготерпелив и Многомилостив,

9 Не вечно гневается Он и неприязни Своей полагает конец.

10 Не по беззакониям нашим сотворил Он нам и не по грехам нашим воздал нам.

11 Как высоко небо над землей, так велика милость Господа к боящимся Его;

12 Как далек восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши.

13 Как милует отец сыновей, так помиловал Господь боящихся Его.

14 Ибо Он знает творение Свое, помнит, что мы прах земной.

15 Человек! Как трава, дни его, как цветение полей, отцветет он;

16 Ибо дух отлетит от него, и не станет его, и уже не узнает он селения своего.

17 Милость же Господня во все века на боящихся Его,

18 И правда Его на сыновьях сынов, тех, что хранят завет Его, помнят заповеди Его и соблюдают их.

19 Господь на Небесах воздвиг Престол Свой, И Царству Его все подвластно.

20 Благословите Господа, все Ангелы Его, крепкие силой Его, внемлющие гласу Его и творящие волю Его!

21 Благословите Господа, все Небесные силы Его, слуги Его, творящие волю Его!

22 Благослови Господа, все, сотворенное Им, повсюду, где владычествует Он! Благослови, душа моя, Господа!

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь

Псалом Давида, о бытии мира, 103

1 Благослови, душа моя, Господа! Господи Боже мой, безмерно величие Твое! Великолепием и славою облекся Ты.

2 Одеваешься Ты светом, словно ризою, простираешь небо, как шатер кожаный;

3 Покрываешь водами высоты Свои, на облаках совершаешь восхождение Свое, шествуешь на крыльях ветра;

4 Ты сотворил духов Своих — Ангелов, и облек слуг Своих в пламя огненное.

5 Незыблемо утвердил Ты землю; не уклонится от пути своего вовеки.

6 Бездна, словно риза, одеяние ее; на горах станут воды.

7 От угрозы Твоей побегут, гласа грома Твоего убоятся;

8 Вздымаются волны горами и падают вниз, куда предназначил Ты им.

9 Ты положил предел, воды не перейдут его, не затопят они землю.

10 Направляешь потоки в дебри, среди гор текут воды.

11 Напоют они зверей полевых, утолят онагры жажду свою.

12 У воды птицы небесные обитают; среди скал подают голос.

13 Напояешь Ты горы с высот Своих; плодами дел Твоих насытится земля.

14 Произрастает трава для скота, и злаки на пользу человеку, да принесет ему хлеб земля;

15 И вино веселит сердце человека, и лицо его сияет, как помазанное елеем, и хлеб сердце человека укрепит.

16 Напьются влаги деревья среди полей, кедры ливанские, насажденные Тобой;

17 Там птицы обитают, гнездо аиста высится над ними.

18 Горы высокие — прибежище оленей, скалы — приют зайцев.

19 Сотворил Ты луну для указания времен; солнце знает час захода своего.

20 Простираешь мрак, и настает ночь, и во тьме бродят звери дубравные;

21 Молодые львы рычат, алчут добычи и просят у Бога пищи себе.

22 Воссияет солнце, и возвратятся они, в логова свои залягут.

23 Выйдет человек на дела свои, на деяния свои до вечера.

24 Как величественны дела Твои, Господи! Как премудро Ты все сотворил! Населили землю создания Твои.

25 Вот море великое и пространное; там гадам нет числа, рыбам малым и великим;

26 Там корабли плавают, там змей, сотворенный Тобой, чтоб веселился в море.

27 Все ждут от Тебя, что даруешь им пищу во время свое.

28 Подаешь Ты им, и принимают; простираешь руку, и все насыщаются благами;

29 Отвратишь лицо Твое, и придут в смятенье; отнимешь дыхание у них, и исчезнут, и в прах земной возвратятся;

30 Пошлешь Духа Твоего, и возникнут иные твари, и Ты обновишь лицо земли.

31 Да будет слава Господу вовеки! Возрадуется Господь о делах Своих.

32 Взирает Он на землю, и сотрясается она; прикоснется к горам, и дымятся.

33 Воспою Господу во все дни жизни моей; пою Богу моему, доколе я есть.

34 Да будет угодна Ему молитвенная беседа моя, а я возвеселюсь о Господе!

35 Да исчезнут грешники с лица земли и беззаконники, да не будет их! Благослови, душа моя, Господа!

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь

Аллилуиа, 104

1 Прославляйте Господа и призывайте имя Его, возвестите народам деяния Его!

2 Воспойте Его и пойте Ему; поведайте чудеса Его!

3 Хвалитесь именем святым Его! Да возрадуется сердце ищущих Господа!

4 Ищите Господа и укрепляйтесь, ищите Его непрестанно!

5 Вспоминайте чудеса, сотворенные Им, знамения Его и приговоры уст Его!

6 Потомство Авраама — верные рабы Его, сыны Иакова — избранники Его.

7 Он Господь Бог наш; вершит Он суд по всей земле.

8 Вовеки помнит Он завет Свой, слово, что заповедал Он тысячам родов,

9 Что завещал Он Аврааму, в чем клятву давал Исааку;

10 И вменил Он клятву Свою Иакову в повеление, Израилю — в завет вечный,

11 Говоря: «Тебе дарую землю Ханаанскую, удел и наследие твое!»

12 Когда были они еще в малом числе, в малых силах, были пришельцами на той земле,

13 И переходили от племени к племени, от одного царства к другому народу,

14 Никому не давал Он их в обиду и обличал царей, угнетателей их:

15 «Не прикасайтесь к помазанникам Моим и пророкам Моим не делайте зла!»

16 И призвал Он голод на землю их; всякий хлебный злак истребил.

17 Послал перед ними человека; в рабство продан был Иосиф.

18 Сдавили оковы ноги его, железо вонзилось в тело его.

19 Но вот сбылось толкование его; слово Господне озарило его.

20 Послал царь слуг расторгнуть цепи его, властитель народа освободил его.

21 Поставил его правителем дома своего и начальником над всеми владениями своими,

22 Чтоб вразумлял Иосиф вельмож царя, как вразумил его самого, и чтоб старейшин его умудрял.

23 И вошел Израиль в Египет, Иаков поселился на земле Хамовой.

24 И приумножил Господь народ Свой, и стал он сильнее врагов своих.

25 Склонил Он сердца египтян возненавидеть народ Его, коварство учинить рабам Его.

26 Послал Он Моисея, раба Своего, Аарона, избранника Своего;

27 Поведал им о грядущих знамениях Своих и чудесах на земле Хамовой.

28 И навел Он тьму и мрак на египтян, ибо отвергли они слова Его.

29 Обратил воды их в кровь и уморил рыбу в них.

30 Вскипела земля их жабами, проникали они даже в сокровищницы царей.

31 Повелел, и налетели песьи мухи и вредные мошки во все пределы их;

32 Наслал на них вместо дождей град и огонь, опаляющий землю их;

33 И поразил виноградники их и смоковницы их, и сокрушил все деревья в пределах их.

34 Повелел, и появились саранча и гусеницы, не было им числа;

35 И съели всю траву на земле их, и пожрали все плоды земли их.

36 И поразил Он всякого первенца на земле их, начатки всех трудов их.

37 И вывел народ Свой, обогащенный серебром и золотом; и не было в их коленах больных.

38 Обрадован был Египет уходом их, ибо страх пред ними напал на него.

39 Распростер Господь облако, как покров над ними, и послал огонь, да светит им ночью.

40 Просили они, и налетели перепела, и хлебом небесным насытил Он народ Свой;

41 Разверз Он камень, и потекли воды, потекли в пустыне безводной реки;

42 Ибо Он помнил слово святое Свое, сказанное Аврааму, рабу Его.

43 И вывел Он народ Свой в радости, избранников Своих в веселии.

44 И даровал им земли язычников, плоды труда народов унаследовали они,

45 Чтоб сохраняли повеления Его и закон Его соблюдали.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь

Псалтирь. Кафизма 14

КАФИ́СМА ЧЕТВЕРТАЯНА́ДЕСЯТЬ.

Псалом 101.

1 Моли́тва ни́щаго, егда́ уны́ет, и пред Го́сподем пролие́т моле́ние свое́.

2 Го́споди, услы́ши моли́тву мою́, и вопль мой к Тебе́ да прии́дет. 3 Не отврати́ лица́ Твоего́ от мене́: во́ньже а́ще день скорблю́, приклони́ ко мне у́хо Твое́: во́ньже а́ще день призову́ Тя, ско́ро услы́ши мя. 4 Я́ко исчезо́ша я́ко дым дни́е мои́, и ко́сти моя́ я́ко суши́ло сосхо́шася. 5 Уя́звен бых я́ко трава́, и и́зсше се́рдце мое́, я́ко забы́х сне́сти хлеб мой. 6 От гла́са воздыха́ния моего́ прильпе́ кость моя́ пло́ти мое́й. 7 Уподо́бихся нея́сыти пусты́нней, бых я́ко нощны́й вран на ны́рищи. 8 Бдех и бых я́ко пти́ца осо́бящаяся на зде. 9 Весь день поноша́ху ми врази́ мои́, и хва́лящии мя мно́ю кленя́хуся. 10 Зане́ пе́пел я́ко хлеб ядя́х, и питие́ мое́ с пла́чем растворя́х. 11 От лица́ гне́ва Твоего́ и я́рости Твоея́: я́ко возне́с низве́ргл мя еси́. 12 Дни́е мои́ я́ко сень уклони́шася, и аз я́ко се́но изсхо́х. 13 Ты же, Го́споди, во век пребыва́еши, и па́мять Твоя́ в род и род. 14 Ты воскре́с уще́дриши Сио́на, я́ко вре́мя уще́дрити eго́, я́ко прии́де вре́мя. 15 Я́ко благоволи́ша раби́ Твои́ ка́мение eго́, и персть eго́ уще́дрят. 16 И убоя́тся язы́цы и́мене Госпо́дня, и вси ца́рие зе́мстии сла́вы Твоея́. 17 Я́ко сози́ждет Госпо́дь Сио́на, и яви́тся во сла́ве Свое́й. 18 Призре́ на моли́тву смире́нных, и не уничижи́ моле́ния их. 19 Да напи́шется сие́ в род ин, и лю́дие зи́ждемии восхва́лят Го́спода. 20 Я́ко прини́че с высоты́ святы́я Своея́, Госпо́дь с Небесе́ на зе́млю призре́, 21 услы́шати воздыха́ние окова́нных, разреши́ти сы́ны умерщвле́нных, 22 возвести́ти в Сио́не И́мя Госпо́дне, и хвалу́ Его́ во Иерусали́ме. 23 Внегда́ собра́тися лю́дем вку́пе, и царе́м, е́же рабо́тати Го́сподеви. 24 Отвеща́ eму́ на пути́ кре́пости eго́: умале́ние дней мои́х возвести́ ми. 25 Не возведи́ мене́ в преполове́ние дней мои́х: в ро́де родо́в ле́та Твоя́. 26 В нача́лех Ты, Го́споди, зе́млю основа́л еси́, и дела́ руку́ Твое́ю суть небеса́. 27 Та поги́бнут, Ты же пребыва́еши: и вся, я́ко ри́за обетша́ют, и я́ко оде́жду свие́ши я́ и изменя́тся. 28 Ты же то́йжде еси́, и ле́та Твоя́ не оскуде́ют. 29 Сы́нове раб Твои́х вселя́тся, и се́мя их во век испра́вится.

Псалом 102.

1 Благослови́, душе́ моя́, Го́спода, и вся вну́тренняя моя́ и́мя свя́тое Его́. 2 Благослови́, душе́ моя́, Го́спода, и не забыва́й всех воздая́ний Его́, 3 очища́ющаго вся беззако́ния твоя́, исцеля́ющаго вся неду́ги твоя́, 4 избавля́ющаго от истле́ния живо́т твой, венча́ющаго тя ми́лостию и щедро́тами, 5 исполня́ющаго во благи́х жела́ние твое́: обнови́тся я́ко о́рля ю́ность твоя́. 6 Творя́й ми́лостыни Госпо́дь, и судьбу́ всем оби́димым. 7 Сказа́ пути́ Своя́ Моисе́ови, сыново́м Изра́илевым хоте́ния Своя́: 8 Щедр и Ми́лостив Госпо́дь, Долготерпели́в и Многоми́лостив. 9 Не до конца́ прогне́вается, ниже́ во век вражду́ет, 10 не по беззако́нием на́шим сотвори́л есть нам, ниже́ по грехо́м на́шым возда́л есть нам. 11 Я́ко по высоте́ небе́сней от земли́, утверди́л есть Госпо́дь ми́лость Свою́ на боя́щихся Его́. 12 Ели́ко отстоя́т восто́цы от за́пад, уда́лил есть от нас беззако́ния на́ша. 13 Я́коже ще́дрит оте́ц сы́ны, уще́дри Госпо́дь боя́щихся Его́. 14 Я́ко Той позна́ созда́ние на́ше, помяну́, я́ко персть есмы́. 15 Челове́к, я́ко трава́ дни́е eго́, я́ко цвет се́льный, та́ко оцвете́т, 16 я́ко дух про́йде в нем, и не бу́дет, и не позна́ет ктому́ ме́ста своего́. 17 Ми́лость же Госпо́дня от ве́ка и до ве́ка на боя́щихся Его́, 18 и пра́вда Его́ на сыне́х сыно́в, храня́щих заве́т Его́, и по́мнящих за́поведи Его́ твори́ти я́. 19 Госпо́дь на Небеси́ угото́ва Престо́л Свой, и Ца́рство Его́ все́ми облада́ет. 20 Благослови́те Го́спода вси А́нгели Его́, си́льнии кре́постию, творя́щии сло́во Его́, услы́шати глас слове́с Его́. 21 Благослови́те Го́спода вся си́лы Его́, слуги́ Его́, творя́щии во́лю Его́. 22 Благослови́те Го́спода вся дела́ Его́, на вся́ком ме́сте влады́чества Его́, благослови́, душе́ моя́, Го́спода.

Слава:

Псалом 103.

Псало́м Дави́ду, о мирсте́м бытии́.

1 Благослови́, душе́ моя́, Го́спода. Го́споди, Бо́же мой, возвели́чился еси́ зело́. Во испове́дание и в велеле́поту обле́клся еси́. 2 Одея́йся све́том, я́ко ри́зою, простира́яй не́бо, я́ко ко́жу. 3 Покрыва́яй вода́ми превы́спренняя Своя́, полага́яй о́блаки на восхожде́ние Свое́, ходя́й на крилу́ ве́треню. 4 Творя́й А́нгелы Своя́ ду́хи и слуги́ Своя́ пла́мень о́гненный. 5 Основа́яй зе́млю на тве́рди ея́, не преклони́тся в век ве́ка. 6 Бе́здна, я́ко ри́за, одея́ние ея́, на гора́х ста́нут во́ды, 7 от запреще́ния Твоего́ побе́гнут, от гла́са гро́ма Твоего́ убоя́тся. 8 Восхо́дят го́ры и нисхо́дят поля́ в ме́сто, е́же основа́л еси́ им. 9 Преде́л положи́л еси́, eго́же не пре́йдут, ниже́ обратя́тся покры́ти зе́млю. 10 Посыла́яй исто́чники в де́брех, посреде́ гор про́йдут во́ды. 11 Напая́ют вся зве́ри се́льныя, ждут она́гри в жа́жду свою́. 12 На ты́х пти́цы небе́сныя привита́ют, от среды́ ка́мения дадя́т глас. 13 Напая́яй го́ры от превы́спренних Свои́х, от плода́ дел Твои́х насы́тится земля́. 14 Прозяба́яй траву́ ското́м, и злак на слу́жбу челове́ком, извести́ хлеб от земли́. 15 И вино́ весели́т се́рдце челове́ка, ума́стити лице́ еле́ем, и хлеб се́рдце челове́ка укрепи́т. 16 Насы́тятся древа́ польска́я, ке́дри Лива́нстии, и́хже еси́ насади́л. 17 Та́мо пти́цы вогнездя́тся, ероди́ево жили́ще предводи́тельствует и́ми. 18 Го́ры высо́кия еле́нем, ка́мень прибе́жище за́яцем. 19 Сотвори́л есть луну́ во времена́, со́лнце позна́ за́пад свой. 20 Положи́л еси́ тму, и бысть нощь, в не́йже про́йдут вси зве́рие дубра́внии. 21 Ски́мни рыка́ющии, восхи́тити и взыска́ти от Бо́га пи́щу себе́. 22 Возсия́ со́лнце и собра́шася и в ло́жах свои́х ля́гут. 23 Изы́дет челове́к на де́ло свое́ и на де́лание свое́ до ве́чера. 24 Я́ко возвели́чишася дела́ Твоя́, Го́споди, вся прему́дростию сотвори́л еси́, испо́лнися земля́ тва́ри Твоея́. 25 Сие́ мо́ре вели́кое и простра́нное, та́мо га́ди, и́мже несть числа́, живо́тная ма́лая с вели́кими, 26 та́мо корабли́ препла́вают, змий сей, eго́же созда́л еси руга́тися eму́. 27 Вся к Тебе́ ча́ют, да́ти пи́щу им во бла́го вре́мя. 28 Да́вшу Тебе́ им соберу́т, отве́рзшу Тебе́ ру́ку вся́ческая испо́лнятся бла́гости, 29 отвра́щшу же Тебе́ лице́, возмяту́тся, отъи́меши дух их, и исче́знут, и в персть свою́ возвратя́тся. 30 По́слеши Ду́ха Твоего́, и сози́ждутся, и обнови́ши лице́ земли́. 31 Бу́ди сла́ва Госпо́дня во ве́ки, возвесели́тся Госпо́дь о де́лех Свои́х, 32 призира́яй на зе́млю, и творя́й ю́ трясти́ся, прикаса́яйся гора́м, и дымя́тся. 33 Воспою́ Го́сподеви в животе́ мое́м, пою́ Бо́гу моему́, до́ндеже есмь, 34 да услади́тся Ему́ бесе́да моя́, аз же возвеселю́ся о Го́споде. 35 Да исче́знут гре́шницы от земли́, и беззако́нницы, я́коже не бы́ти им. Благослови́, душе́ моя́, Го́спода.

Слава:

Псалом 104.

1 Испове́дайтеся Го́сподеви, и призыва́йте и́мя Его́, возвести́те во язы́цех дела́ Его́. 2 Воспо́йте Ему́ и по́йте Ему́, пове́дите вся чудеса́ Его́. 3 Хвали́теся о и́мени святе́м Его́, да возвесели́тся се́рдце и́щущих Го́спода. 4 Взыщи́те Го́спода, и утверди́теся, взыщи́те лица́ Его́ вы́ну. 5 Помяни́те чудеса́ Его́, я́же сотвори́, чудеса́ Его́, и судьбы́ уст Его́. 6 Се́мя Авра́амле раби́ Его́, сы́нове Иа́ковли избра́ннии Его́. 7 Той Госпо́дь Бог наш, по всей земли́ судьбы́ Его́. 8 Помяну́ в век заве́т Свой, сло́во, е́же запове́да в ты́сящы родо́в, 9 е́же завеща́ Авраа́му, и кля́тву Свою́ Исаа́ку. 10 И поста́ви ю́ Иа́кову в повеле́ние, и Изра́илю в заве́т ве́чен, 11 глаго́ля: тебе́ дам зе́млю Ханаа́ню, у́же достоя́ния ва́шего, 12 внегда́ бы́ти им ма́лым число́м, мале́йшым и прише́льцем в ней. 13 И преидо́ша от язы́ка в язы́к, и от ца́рствия в лю́ди и́ны. 14 Не оста́ви челове́ка оби́дети их, и обличи́ о них цари́. 15 Не прикаса́йтеся пома́занным мои́м, и во проро́цех мои́х не лука́внуйте. 16 И призва́ глад на зе́млю, вся́ко утверже́ние хле́бное сотры́. 17 Посла́ пред ни́ми челове́ка: в раба́ про́дан бысть Ио́сиф. 18 Смири́ша во око́вах но́зе eго́, желе́зо про́йде душа́ eго́, 19 до́ндеже прии́де сло́во Его́, сло́во Госпо́дне разжже́ eго́. 20 Посла́ царь и разреши́ eго́: князь люде́й, и оста́ви eго́. 21 Поста́ви eго́ господи́на до́му своему́, и кня́зя всему́ стяжа́нию своему́, 22 наказа́ти кня́зи eго́ я́ко себе́, и ста́рцы eго́ умудри́ти. 23 И вни́де Изра́иль во Еги́пет, и Иа́ков прише́льствова в зе́млю Ха́мову. 24 И возрасти́ лю́ди своя́ зело́, и укрепи́ я́ па́че враго́в их. 25 Преврати́ се́рдце их возненави́дети лю́ди Его́, лесть сотвори́ти в рабе́х Его́. 26 Посла́ Моисе́а раба́ Своего́, Ааро́на, eго́же избра́ Себе́. 27 Положи́ в них словеса́ зна́мений Свои́х, и чуде́с Свои́х в земли́ Ха́мове. 28 Посла́ тму и помрачи́, я́ко преогорчи́ша словеса́ Его́. 29 Преложи́ во́ды их в кровь, и измори́ ры́бы их. 30 Воскипе́ земля́ их жа́бами в сокро́вищницах царе́й их. 31 Рече́, и приидо́ша пе́сия му́хи, и скни́пы во вся преде́лы их. 32 Положи́ дожди́ их гра́ды, огнь попаля́ющ в земли́ их, 33 и порази́ виногра́ды их и смо́квы их, и сотры́ вся́кое дре́во преде́л их. 34 Рече́, и приидо́ша пру́зи и гу́сеницы, и́мже не бе числа́. 35 И снедо́ша вся́ку траву́ в земли́ их, и поядо́ша всяк плод земли́ их. 36 И порази́ вся́каго пе́рвенца в земли́ их, нача́ток вся́каго труда́ их, 37 и изведе́ я́ с сребро́м и зла́том, и не бе в коле́нах их боля́й. 38 Возвесели́ся Еги́пет во исхожде́нии их, я́ко нападе́ страх их на ня. 39 Распростре́ о́блак в покро́в им и огнь, е́же просвети́ти им но́щию. 40 Проси́ша и приидо́ша кра́стели, и хле́ба небе́снаго насы́ти я́, 41 разве́рзе ка́мень и потеко́ша во́ды, потеко́ша в безво́дных ре́ки, 42 я́ко помяну́ сло́во свято́е Свое́, е́же ко Авраа́му, рабу́ Своему́. 43 И изведе́ лю́ди Своя́ в ра́дости, и избра́нныя Своя́ в весе́лии. 44 И даде́ им страны́ язы́к, и труды́ люде́й насле́доваша, 45 я́ко да сохраня́т оправда́ния Его́ и зако́на Его́ взы́щут.

Слава:

По 14-й кафисме, Трисвятое по Отче наш:
Таже тропари, глас 8:

Я́ ко блудни́ца припа́даю Ти, да прииму́ оставле́ние, и вме́сто ми́ра сле́зы от се́рдца приношу́ Ти, Христе́ Бо́же: да я́ко о́ную уще́дриши мя, Спа́се, и пода́си очище́ние грехо́в. Я́ко о́ная бо зову́ Ти: изба́ви мя от тиме́ния дел мои́х.

Слава: Почто́ не помышля́еши, душе́ моя́, сме́рти? Почто́ не обраща́ешися про́чее ко исправле́нию, пре́жде трубы́ глаше́ния на суде́? Тогда́ несть вре́мя покая́ния. Приими́ во уме́ мытаря́ и блудни́цу зову́щыя: согреши́х Ти, Го́споди, поми́луй мя.

И ныне: Я́ко превосходя́щая вои́стинну рождество́м Твои́м си́лы Небе́сныя, Присноде́во Богоро́дице, и́же Тобо́ю Божество́м обогати́вшеся, непреста́нно Тя велича́ем.

Г о́споди, поми́луй (40) и молитва:

Б лагодари́м Тя, Го́споди Бо́же спасе́ний на́ших, я́ко вся твори́ши во благодея́ния жи́зни на́шея, я́ко упоко́ил еси́ нас в преше́дшем нощно́м вре́мени, и воздви́гл еси́ нас от ло́жей на́ших, и поста́вил еси́ нас в поклоне́ние честна́го и сла́внаго и́мене Твоего́. Те́мже мо́лимся Тебе́, Го́споди: даждь нам благода́ть и си́лу, да сподо́бимся Тебе́ пе́ти разу́мно, и моли́тися непреста́нно: и вы́ну к Тебе́ зре́ти, Спаси́телю и Благоде́телю на́ших душ, стра́хом и тре́петом свое́ спасе́ние де́йствующе. Услы́ши у́бо и поми́луй, Благоутро́бне, нас: сокруши́ под но́ги на́ша неви́димыя ра́тники и враги́: приими́ я́же по си́ле на́шей благодаре́ния: даждь нам благода́ть и си́лу во отверзе́ние уст на́ших, и научи́ нас оправда́нием Твои́м. Я́ко что помо́лимся, я́коже подоба́ет, не ве́мы, а́ще не Ты, Го́споди, Ду́хом Твои́м Святы́м наста́виши ны. А́ще же что согреши́хом да́же до настоя́щаго часа́, сло́вом, или́ де́лом, или́ помышле́нием, во́лею, или́ нево́лею, осла́би, оста́ви, прости́. А́ще бо беззако́ния на́зриши, Го́споди, Го́споди, кто постои́т? Я́ко у Тебе́ очище́ние есть, у Тебе́ избавле́ние. Ты еси́ Еди́н Свят, Помо́щник Кре́пкий, и Защи́титель жи́зни на́шея, и Тя благослови́м во вся ве́ки, ами́нь.

Заметили ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Ссылка на основную публикацию