Псалом Давида 139
Псалом 139 относится к песням-прощениям, для них характерны тяжелые обстоятельства написания: плен, бегство, преследование, угроза жизни. Все это царь Давид испытал в своей жизни, даже бегство и угроза смерти от собственного сына.
Другие псалмы царя Давида:
Данный текст крайне важен для христианина, в нем собрана не только мудрость царя, но и заложено правильное отношение христианина к трудностям и испытаниям.
История написания
Надписания в еврейском, латинском и греческом Псалтире говорит, что автор данного псалма — царь Давид. Кроме надписания, этот факт подтверждает и схожесть текста с псалмами 57 и 63 — их заключения почти одинаковы. При этом псалом 139 относится к песням-плачам и прошениям, поскольку в ней Давид говорит о врагах, которые показаны в тексте как очень коварные и изобретательные.
Все эти изображения, а главное, стилистические особенности характерны для песней царя в тот исторический период, когда против царствования песнопевца замышлял злое сын Авессалом.
Статьи о ветхозаветных пророках:
Исследователи говорят, что текст был создан в то время, когда Авессалом уже начал собирать войско против отца, но еще не начинал открытого противостояния. Давид в то время был в Иерусалиме, но уже готовился сбежать. Царь был беспомощным против хитрого и коварного сына, не мог ничего поделать с ним и был вынужден молчаливо наблюдать как Авессалом коварно настраивал против него людей.
Возможно, Давид до конца не верил, что сын дерзнет объявить войну, точно это неизвестно.
Толкование псалма
Текст начинается мрачно — автор не видит спасения, он страдает духовно и физически (царь был в то время чем-то болен). Он жалуется на врагов, которые преследуют и жаждут смерти автора, но при этом певец уповает на Бога и просит Его наказать врагов и поступить справедливо со всеми. Наравне с мрачностью и печалью автора можно в тексте увидеть и упование на Отца Небесного.
Читайте также похожие статьи:
Разбирая по стихам, можно наблюдать следующую картину:
- Стихи 1-4: Описание врагов автора и средств их действий. Автор подчеркивает, что они возбуждают против него народ путем клеветы и лжи, что соотносится с описанием действий Авессалома в Царствах. Сын царя настраивал против Давида приходящих к нему, убеждая, что дела народа просто не интересны и никто не будет их решать.
- Стих 8: выражение надежды только на Господа, только в Его руке Давид видит себя спокойным и защищенным. Это стих упования и надежды, что Бог покарает виновных и защитит Давида, ведь он невинно страдает. Он не ждет помощи от приближенных или просто человека, надежда царя только на Творца.
- Стих 9: прошение Бога заступиться за царя, наказать виновных и поступить с ними сообразно справедливому суду. Выражение «последнее покроет голову их» тут означает понести заслуженное наказание, в то время как Давида защитят праведные поступки и выполнение Закона Божьего.
Правила чтения
Данный псалом читают в составе 17 кафизмы на церковнославянском языке в течение недельных служб и в течение Великого поста дважды:
Изми мя, Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя, иже помыслиша неправду в сердце, весь день ополчаху брани, изостриша язык свой, яко змиин, яд аспидов под устнами их. Сохрани мя, Господи, из руки грешничи, от человек неправедных изми мя, иже помыслиша запяти стопы моя. Скрыша гордии сеть мне, и ужы препяша сеть ногама моима. При стези соблазны положиша ми. Рех Господеви: Бог мои еси Ты, внуши, Господи, глас моления моего. Господи, Господи, сило спасения моего, осенил еси над главою моею в день брани. Не предаждь мене, Господи, от желания моего грешнику: помыслиша на мя, не остави мене, да не когда вознесутся. Глава окружения их, труд устен их покрыет я. Падут на них углия огненная, низложиши я в страстех, и не постоят. Муж язычен не исправится на земли: мужа неправедна злая уловят во истление. Познах, яко сотворит Господь суд нищым и месть убогим. Обаче праведнии исповедятся Имени Твоему, и вселятся правии с лицем Твоим.
В домашних условиях его можно читать в любое время на русском языке:
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Избавь меня, Господи, от человека злого; сохрани меня от притеснителя:
3 они злое мыслят в сердце, всякий день ополчаются на брань,
4 изощряют язык свой, как змея; яд аспида под устами их.
5 Соблюди меня, Господи, от рук нечестивого, сохрани меня от притеснителей, которые замыслили поколебать стопы мои.
6 Гордые скрыли силки для меня и петли, раскинули сеть по дороге, тенета разложили для меня.
7 Я сказал Господу: Ты Бог мой; услышь, Господи, голос молений моих!
8 Господи, Господи, сила спасения моего! Ты покрыл голову мою в день брани.
9 Не дай, Господи, желаемого нечестивому; не дай успеха злому замыслу его: они возгордятся.
10 Да покроет головы окружающих меня зло собственных уст их.
11 Да падут на них горящие угли; да будут они повержены в огонь, в пропасти, так, чтобы не встали.
12 Человек злоязычный не утвердится на земле; зло увлечет притеснителя в погибель.
13 Знаю, что Господь сотворит суд угнетенным и справедливость бедным.
14 Так! праведные будут славить имя Твое; непорочные будут обитать пред лицем Твоим.
Песня укрепит дух христианина и позволит сконцентрироваться не на притеснениях и испытаниях, а на милости Творца.
Псалом 139
Хвалебная песнь Псалом 139 относится к молитве для сложных бед, напастей и тяжелых обстоятельств. Для каждого верующего эта одна из самых важных молитв. Именно в этом тексте заложено правильное отношение человека к испытаниям и угрозам.
Текст молитвы псалом 139
Чаще всего используются в чтении текст молитвы Псалом 139 на русском языке, хотя в храмах священнослужители зачитывают его на старославянском.
На церковнославянском языке с ударениями
В коне́ц, псало́м Дави́ду.
1 Изми́ мя, Го́споди, от челове́ка лука́ва, от му́жа непра́ведна изба́ви мя,
2 и́же помы́слиша непра́вду в се́рдце, весь день ополча́ху бра́ни,
3 изостри́ша язы́к свой, я́ко змии́н, яд а́спидов под устна́ми их.
4 Сохрани́ мя, Го́споди, из ру́ки гре́шничи, от челове́к непра́ведных изми́ мя, и́же помы́слиша запя́ти стопы́ моя́.
5 Скры́ша го́рдии сеть мне, и у́жы препя́ша сеть нога́ма мои́ма.
6 При стези́ собла́зны положи́ша ми.
7 Рех Го́сподеви: Бог мои́ еси́ Ты, внуши́, Го́споди, глас моле́ния моего́.
8 Го́споди, Го́споди, си́ло спасе́ния моего́, осени́л еси́ над главо́ю мое́ю в день бра́ни.
9 Не преда́ждь мене́, Го́споди, от жела́ния моего́ гре́шнику: помы́слиша на мя, не оста́ви мене́, да не когда́ вознесу́тся.
10 Глава́ окруже́ния их, труд усте́н их покры́ет я́.
11 Паду́т на них у́глия о́гненная, низложи́ши я́ в страсте́х, и не постоя́т.
12 Муж язы́чен не испра́вится на земли́: му́жа непра́ведна зла́я уловя́т во истле́ние.
13 Позна́х, я́ко сотвори́т Госпо́дь суд ни́щым и месть убо́гим.
14 Оба́че пра́веднии испове́дятся и́мени Твоему́, и вселя́тся пра́вии с лице́м Твои́м.
На русском языке
К исполнению. Псалом Давида.
1 Избавь меня, Господи, от человека злого; сохрани меня от притеснителя:
2 они злое мыслят в сердце, всякий день ополчаются на брань,
3 изощряют язык свой, как змея; яд аспида под устами их.
4 Соблюди меня, Господи, от рук нечестивого, сохрани меня от притеснителей, которые замыслили поколебать стопы мои.
5 Гордые скрыли силки для меня и петли, раскинули сеть по дороге,
6 преткновения на пути положили мне.
7 Я сказал Господу: Ты Бог мой; услышь, Господи, голос молений моих!
8 Господи, Господи, сила спасения моего! Ты покрыл голову мою в день брани.
9 Не предай меня, Господи, против желания моего грешнику. Замыслили против меня, не оставь меня, чтобы им никогда не возвыситься.
10 Да покроет головы окружающих меня зло собственных уст их.
11 Да падут на них горящие угли; да будут они повержены в огонь, в пропасти, так, чтобы не встали.
12 Человек злоязычный не утвердится на земле; зло увлечет притеснителя в погибель.
13 Знаю, что Господь сотворит суд угнетенным и справедливость бедным.
14 Так! праведные будут славить имя Твое; непорочные будут обитать пред лицем Твоим.
История написания
Автором произведения является царь Давид, если верить писаниям на еврейском, латинском и греческом. Песнь написана во времена угрозы от хитрых и коварных врагов. Если верить писаниям, то псалом был написан в момент предательства сына Давида Авессалома. Даже настолько близкий человек может совершить зло и предательство. Авессалом собрал войско против отца. Подговорил близких знакомых и друзей, тем самым заставив Давида бежать. Царь был очень расстроен поведением сына, а также он был беспомощным против врагов. В момент слабости он и обратился к Господу с хвалебной песней-прощением.
Для чего читают псалом 139?
С давних времен все верующие обращались за помощью к милости и мудрости Господа. Зачитывая текст псалма 139, человек отдает всю душу и веру Богу, уповает на его помощь в любых сложных ситуациях. Христиане читают псалом 139 на русском языке для:
- Защиты от врагов;
- В сложных житейских ситуациях;
- Чтобы получить поддержку и опору от Господа;
- Надежды на благоприятный исход;
- Выйти на правильный путь.
Толкование псалма 139
Стихи 1-4: Давид рассказывает Господу о своих врагах, об их действиях и том зле, которое творят. Царь описывает все творения Авессалома, в словах которого только ложь и клевета.
Стихи 5-7: Давид говорит, что скован ложью по рукам и ногам. Что все отвернулись от царя, что привело к бегству. Вокруг только преграды и препятствия. Давид просит о милости Господа.
Стихи 8-11: Царь просит сил у Господа пережить сложные времена. Автор не может остаться без поддержки Всевышнего, ведь только он может помочь в борьбе с врагами и предателями. Пусть на них попадают огненные камни.
Стихи 12-14: Господь не покинет в трудную минуту, если верить всем сердцем. Праведные прославят имя Бога.
Правила чтения
Молитву читают два раза во время Великого поста. В храмах священнослужители зачитывают текст на церковнославянском. Дома верующий может проговаривать песнь в любое время. Псалом 139 читают 40 раз, чтобы отвадить врагов, выйти на правильный путь в любой ситуации, если есть угроза жизни.
Для чего читают и в чем помогает псалом 139 от царя Давида
История написания псалма 139
Авторство 139-го псалма принадлежит Давиду. Песня-плач повествует о коварных врагах и их злых кознях. По мнению богословов, текст был написан в тот время, когда властитель Древнего Израиля был предан своим сыном.
Наблюдая, как Авессалом собирает против него войска, царь собирался бежать из Иерусалима. Тяжело больной в то время, он не мог противостоять его хитрости, а потому молча смотрел на плетущиеся вокруг него интриги. Но, видимо, он все же не верил до конца, что сын способен его предать, а потому до последнего находился на Святой Земле.
Богословское значение и толкование
Псалом 139 передает отчаяние Давида, который жалуется Творцу, рассказывая о своих врагах, и просит Его о помощи. Первые четыре стиха рассказывают об интригах, лжи, злодеяниях, творимых Авессаломом. Он отворачивает от царя его подданных, сея сомнения в их головах, якобы властителю неинтересны проблемы простого люда.
Далее автор обращается к Создателю, уповая, что Он избавит его от страданий, защитит, возложит кару на виновных. Давид уже давно утратил веру в людей, а потому последняя его надежда – Господь Бог.
С 9 по 12 стихи царь просит Отца Всевышнего о заступничестве, праведном суде и достойном наказании для своих врагов. Он верит, что своими деяниями не нарушал Божьего закона. Думая таким образом, израильский властитель надеется на справедливое воздаяние каждому по заслугам. В конце молитвы автор обращается ко всем христианам, чтобы те возносили хвалу Творцу, как милостивому, но строгому Судье.
Видео «Чтение псалма 139»
В этом видео вы можете прослушать аудиозапись молитвенного обращения.
Правила чтения
Псалом 139 является частью 19-й кафизмы, включающей девять избранных текстов Псалтыря (Пс. 134-142). Его читают на недельных службах, а также два раза во время Великого поста. Дома это делать можно в любое время, когда душа наполняется смятением. Когда возникают сложные ситуации, жизненные трудности или неприятности, молиться следует по 40 раз. Песнь помогает:
- наладить отношения с близкими;
- избежать несправедливого суда;
- уладить конфликты в семье или работе.
Перед прочтением молитвы лучше зажечь свечу или лампадку, так как в православии огонь – одно из земных проявлений Господа Бога.
Текст псалма 139 на русском языке
Во время службы псалом читают на церковнославянском языке, однако, дома молиться можно и на русском. Главное правило – понимать, о чем идет речь, знать историю написания, а также всем сердцем вникать в суть текста.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Избавь меня, Господи, от человека злого; сохрани меня от притеснителя:
3 они злое мыслят в сердце, всякий день ополчаются на брань,
4 изощряют язык свой, как змея; яд аспида под устами их.
5 Соблюди меня, Господи, от рук нечестивого, сохрани меня от притеснителей, которые замыслили поколебать стопы мои.
6 Гордые скрыли силки для меня и петли, раскинули сеть по дороге, тенета разложили для меня.
7 Я сказал Господу: Ты Бог мой; услышь, Господи, голос молений моих!
8 Господи, Господи, сила спасения моего! Ты покрыл голову мою в день брани.
9 Не дай, Господи, желаемого нечестивому; не дай успеха злому замыслу его: они возгордятся.
10 Да покроет головы окружающих меня зло собственных уст их.
11 Да падут на них горящие угли; да будут они повержены в огонь, в пропасти, так, чтобы не встали.
12 Человек злоязычный не утвердится на земле; зло увлечет притеснителя в погибель.
13 Знаю, что Господь сотворит суд угнетенным и справедливость бедным.
14 Так! праведные будут славить имя Твое; непорочные будут обитать пред лицем Твоим.
Только раскрыв свое сердце перед Богом Отцом, можно уповать на Его помощь. Поэтому читать Псалтырь нужно искренне, отринув от всего сущего, посвятив свои мысли лишь общению с Творцом.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Псалом 139 толкование
Детально: псалом 139 толкование – со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.
Псалтырь не случайно пользуется особой любовью у верующих. В ней собрана мудрость всей Библии, только в более сокращенной форме. Раньше (да и теперь) псалмы использовались для пения, в котором со всем благоговением превозносится Господь. 139 псалом, как и другие, имеет перевод на русском.
Он посвящен не самым светлым временам, которые случаются в жизни каждого, хотя богословское толкование рассматривает даже эту ситуацию с положительной стороны.
- 1 Содержание
- 2 Текст псалома 139 на русском
- 3 Толкование 139 псалома
- 4 Для чего читают
Содержание
По замыслу автора, он продолжает развивать тему людской вражды, которая звучит и в предыдущих стихах. Написан 139 псалом в то время, когда царь Давид скрывался от сына своего Авессалома. Спустя какое-то время он сумел выбраться из Иерусалима и укрыться в неприступных горах. Но до тех пор окружающая обстановка кажется ему очень опасной. Каждый день он наблюдает за тем, как собственный отпрыск строит козни.
Ни одно действие недоброжелателей не укрывается от псалмопевца. Очевидно, родство с гонителем причиняет ему особую душевную боль. Что только не предпринимал сын, чтобы настроить всех вокруг себя против законного царя: пытался обольстить подданных лестью, наговаривал. Ежедневно от замышлял все новые хитрости.
В середине псалма автор обращается к Господу, как к единственному своему союзнику. Он верит в то, что тот сможет укрыть его от врагов. Он просит, чтобы те несчастья, которые недоброжелатели готовят ему, обратились на их собственные головы. На русском текст звучит более понятно. Ведь обороты церковного языка далеко не каждому знакомы.
Текст псалома 139 на русском
В конец, псалом Давиду | К исполнению. Псалом Давида. |
1 Изми мя, Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя, | 1 Спаси меня, Господи, от человека злого, от мужа неправедного избавь меня: |
2 иже помыслиша неправду в сердце, весь день ополчаху брани, | 2 они замыслили неправду в сердце, целый день готовились к битвам; |
3 изостриша язык свой, яко змиин, яд аспидов под устнами их. | 3 заострили язык свой, как у змеи, яд аспидов во устах их. |
4 Сохрани мя, Господи, из руки грешничи, от человек неправедных изми мя, иже помыслиша запяти стопы моя. | 4 Сохрани меня, Господи, от руки грешника, от людей неправедных избавь меня, которые задумали поколебать стопы мои. |
5 Скрыша гордии сеть мне, и ужы препяша сеть ногама моима. | 5 Скрыли гордые сеть для меня, и верви натянули, силки ногам моим; |
6 При стези соблазны положиша ми. | 6 преткновения на пути положили мне. |
7 Рех Господеви: Бог мой еси Ты, внуши, Господи, глас моления моего. | 7 Я сказал Господу: «Бог мой – Ты; услышь, Господи, глас моления моего!» |
8 Господи, Господи, сило спасения моего, осенил еси над главою моею в день брани. | 8 Господи, Господи, сила спасения моего, Ты осенил над головою моею в день битвы. |
9 Не предаждь мене, Господи, от желания моего грешнику: помыслиша на мя, не остави мене, да не когда вознесутся. | 9 Не предай меня, Господи, против желания моего грешнику. Замыслили против меня, не оставь меня, чтобы им никогда не возвыситься. |
10 Глава окружения их, труд устен их покрыет я. | 10 Главное для круга их – труд уст их – покроет их; |
11 Падут на них углия огненная, низложиши я в страстех, и не постоят. | 11 падут на них угли огненные, Ты низвергнешь их в мучениях, и не устоят. |
12 Муж язычен не исправится на земли: мужа неправедна злая уловят во истление. | 12 Муж злоязычный не преуспеет на земле, мужа неправедного зло уловит в погибель. |
13 Познах, яко сотворит Господь суд нищым и месть убогим. | 13 Я познал, что совершит Господь суд нищим и тяжбу бедных. |
14 Обаче праведнии исповедятся имени Твоему, и вселятся правии с лицем Твоим. | 14 Так, праведные прославят имя Твоё, и прямодушные поселятся пред лицом Твоим. |
Слава: | Слава: |
Толкование 139 псалома
Начинается библейская глава довольно мрачно — человек, кажется, не видит конца своим несчастьям. Он подыскивает самые выразительные эпитеты для того, чтобы описать характер своих недругов. Давид твердо убежден в том, что ненавистные люди заслужили суровую кару от Бога. Но торопится ли он сам наказывать их? Вовсе нет, он оставляет это дело Владыке мира, как и стоит поступать в подобной ситуации каждому верующему.
Также создатель псалма 139 не ждет помощи от окружающих, хотя возле него было несколько верных человек. Только Всевышнему доверяет гонимый всеми царь свою судьбу. Он однозначно уверен в том, что тяжелые обстоятельства не вечны. Именно пример твердого упования на Господа следует видеть православным в этом псалме.
- Псалом 50 — текст на русском, толкование.
- Псалом 33 — зачем читают;
- Текст Псалома 1 —
Для чего читают
С апостольских времен христиане вновь и вновь возвращаются к святым словам, полным мудрости. Поскольку здесь речь идет о защите от врагов, то читать эти стихи по 40 раз стоит в тяжелые времена. Так человек показывает Господу, что уповает на Его поддержку, верит в благополучный исход при любых неприятностях.
Псалом 139 — текст на русском, толкование, зачем читают was last modified: Сентябрь 20th, 2017 by Bogolub
Отличная статья 0
Псалом 108 — текст на русском, толкование, сколько раз…
Псалом 118 — текст на русском, толкование, зачем читают
Псалом 37 — текст на русском, толкование, зачем читают
Молитва Псалом 40 — текст на русском, для чего читают…
Псалом 50 — текст на русском, как правильно читать
К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.
Здесь можно слушать и читать текст Псалма 139
Толкование Псалма 139
Это один из псалмов Давида, которые насыщены страстной мольбой к Богу об избавлении от “злых притеснителей” (сравните Пс. 57 и 63). Существует предположение, что они возникли в дни, когда против царя Давида плелся заговор, возглавленный сыном его Авессаломом. Обращает на себя внимание явное сходство двух заключительных стихов этого псалма с таковыми в Пс. 57 и 63.
А. Молитва (139:1-8)
Пс. 139:1-8. Замышляющие злое против Давида изо дня в день готовятся к тому, чтобы выступить против него (стих 3). В народе они сеют ложь и распускают клеветы о Давиде. И вот он просит у Господа защиты от тех, которые замыслили поколебать его законную власть (стих 5). в стихе 6 – образ хитроумных интриг его врагов. В стихах 7-8 выражено безмерное упование псалмопевца на Господа: только в Нем сила спасения (т. е. сила к спасению) его. Покрыл в стихе 8 – в значении “защитил”.
Б. Проклятия (139:9-12)
Пс. 139:9-12. Высшей своей точки образно выраженное проклятие достигает в стихе 11. Но важно отметить, что это желание Давида, чтобы враги его погибли, исходит из потребности его в торжестве справедливости. Он не хочет, чтобы злые клеветники утверждались на земле, и верит, что зло увлечет того, кто сеет его (притеснителя), в погибель (стих 12).
В. Уверенность в праведном суде Господа (139:13-14)
Пс. 139:13-14. Псалмопевец знает, что ради страдающих невинно (“угнетенных и бедных”) Господь сотворит справедливый суд. И как следствие этого праведные будут славить имя Его. Обитать пред лицем Господа значит постоянно находиться под Его защитой.
Христианский текст 139 псалма вновь раскрывает перед нами уже хорошо знакомую тему преследований царя Давида сыном Авессаломом. Его содержание практически полностью посвящено врагам, не стеснявшимся в средствах, чтобы добиться смещения Давида с престола. Слова псалма – молитва и сетование Богу одновременно, в нем автор перечисляет, какие козни строят против него вчерашние друзья и единомышленники, и поражается разнообразию их уловок.
Толкование псалма 139 свидетельствует о том, что более всего Давида угнетала настойчивость, с которой враги преследовали его: он пишет о том, что практически ежедневно они не давали ему покоя.
Христианский псалом 139: молитва за главу семьи
В тексте православного псалма 139 автор делает акцент на способах, с помощью которых преследователи пытаются уничтожить его: «Изощряют язык свой, как змея; яд аспида под устами их» (Пс. 139, 4). Это говорит о том, что основным оружием врагов Давида была клевета, возводимая на поступки царя. Псалмопевец просит Бога сотворить так, чтобы ложь, испускаемая устами нечестивых, покрыла их же собственные головы, а имя праведника чтобы было оправдано. Слушать онлайн и читать текст 139 псалма следует семьям, глава которых сильно притесняет и обижает ее членов, чтобы Бог усмирил его.
Слушать на видео молитву псалом 139 на русском языке
Читать церковный текст молитвы псалом 139 на русском языке
Начальнику хора. Псалом Давида.
Избавь меня, Господи, от человека злого; сохрани меня от притеснителя: они злое мыслят в сердце, всякий день ополчаются на брань, изощряют язык свой, как змея; яд аспида под устами их. Соблюди меня, Господи, от рук нечестивого, сохрани меня от притеснителей, которые замыслили поколебать стопы мои. Гордые скрыли силки для меня и петли, раскинули сеть по дороге, тенета разложили для меня. Я сказал Господу: Ты Бог мой; услышь, Господи, голос молений моих! Господи, Господи, сила спасения моего! Ты покрыл голову мою в день брани. Не дай, Господи, желаемого нечестивому; не дай успеха злому замыслу его: они возгордятся. Да покроет головы окружающих меня зло собственных уст их. Да падут на них горящие угли; да будут они повержены в огонь, в пропасти, так, чтобы не встали. Человек злоязычный не утвердится на земле; зло увлечет притеснителя в погибель. Знаю, что Господь сотворит суд угнетенным и справедливость бедным. Так! праведные будут славить имя Твое; непорочные будут обитать пред лицем Твоим.
Православный Псалтырь, псалом 139 текст на церковно славянском языке
Изми мя, Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя; иже помыслиша неправду в сердцы, весь день ополчаху брани; изостриша язык свой яко змiин; яд аспiдов под устнами их. Сохрани мя, Господи, из руки грешничи, от человек неправедных изми мя, иже помыслиша запяти стопы моя. Скрыша гордiи сеть мне и ужы, препяша сеть ногама моима; при стези соблазны положиша ми. Рех Господеви; Бог мой eси ты, внуши, Господи, глас моленiя моего. Господи, Господи, сило спасенiя моего, осенил eси над главою моею в день брани. Не предаждь мене, Господи, от желанiя моего грешнику; помыслиша на мя, не остави мене, да не когда вознесутся. Глава окруженiя их, труд устен их покрыет я. Падут на них углiя oгнeнная, низложиши я во страстех, и не постоят. Муж язычен не исправится на земли; мужа неправедна злая уловят во истленiе. Познах, яко сотворит Господь суд нищым и месть убогим. Oбаче праведнiи исповедятся имени твоему, и вселятся правiи с лицем твоим.
В конец, псалом Давиду
К исполнению. Псалом Давида.
1 Изми мя, Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя,
1 Спаси меня, Господи, от человека злого, от мужа неправедного избавь меня:
2 иже помыслиша неправду в сердце, весь день ополчаху брани,
2 они замыслили неправду в сердце, целый день готовились к битвам;
3 изостриша язык свой, яко змиин, яд аспидов под устнами их.
3 заострили язык свой, как у змеи, яд аспидов во устах их.
4 Сохрани мя, Господи, из руки грешничи, от человек неправедных изми мя, иже помыслиша запяти стопы моя.
4 Сохрани меня, Господи, от руки грешника, от людей неправедных избавь меня, которые задумали поколебать стопы мои.
5 Скрыша гордии сеть мне, и ужы препяша сеть ногама моима.
5 Скрыли гордые сеть для меня, и верви натянули, силки ногам моим;
6 При стези соблазны положиша ми.
6 преткновения на пути положили мне.
7 Рех Господеви: Бог мой еси Ты, внуши, Господи, глас моления моего.
7 Я сказал Господу: “Бог мой – Ты; услышь, Господи, глас моления моего!”
8 Господи, Господи, сило спасения моего, осенил еси над главою моею в день брани.
8 Господи, Господи, сила спасения моего, Ты осенил над головою моею в день битвы.
9 Не предаждь мене, Господи, от желания моего грешнику: помыслиша на мя, не остави мене, да не когда вознесутся.
9 Не предай меня, Господи, против желания моего грешнику. Замыслили против меня, не оставь меня, чтобы им никогда не возвыситься.
10 Глава окружения их, труд устен их покрыет я.
10 Главное для круга их – труд уст их – покроет их;
11 Падут на них углия огненная, низложиши я в страстех, и не постоят.
11 падут на них угли огненные, Ты низвергнешь их в мучениях, и не устоят.
12 Муж язычен не исправится на земли: мужа неправедна злая уловят во истление.
12 Муж злоязычный не преуспеет на земле, мужа неправедного зло уловит в погибель.
13 Познах, яко сотворит Господь суд нищым и месть убогим.
13 Я познал, что совершит Господь суд нищим и тяжбу бедных.
14 Обаче праведнии исповедятся имени Твоему, и вселятся правии с лицем Твоим.
14 Так, праведные прославят имя Твоё, и прямодушные поселятся пред лицом Твоим.
Слава:
Слава:
Изми мя, Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя, иже помыслиша неправду в сердце, весь день ополчаху брани, изостриша язык свой, яко змиин, яд аспидов под устнами их. Сохрани мя, Господи, из руки грешничи, от человек неправедных изми мя, иже помыслиша запяти стопы моя. Скрыша гордии сеть мне, и ужы препяша сеть ногама моима. При стези соблазны положиша ми. Рех Господеви: Бог мои еси Ты, внуши, Господи, глас моления моего. Господи, Господи, сило спасения моего, осенил еси над главою моею в день брани. Не предаждь мене, Господи, от желания моего грешнику: помыслиша на мя, не остави мене, да не когда вознесутся. Глава окружения их, труд устен их покрыет я. Падут на них углия огненная, низложиши я в страстех, и не постоят. Муж язычен не исправится на земли: мужа неправедна злая уловят во истление. Познах, яко сотворит Господь суд нищым и месть убогим. Обаче праведнии исповедятся Имени Твоему, и вселятся правии с лицем Твоим.
Псалтирь | псалом 139
Данный и четыре следующих псалма составляют как бы единое целое, в них затронута та же тема, что и в большинстве псалмов начала и середины книги Псалтирь, хотя она звучит лишь в нескольких главах ее последней части. Видимо, они были записаны Давидом, когда его преследовал Саул. Об одном из псалмов сказано как о «молитве в пещере», и, вероятно, остальные были написаны приблизительно в то же время. В данном псалме (I) Давид сетует на злобность своих врагов и молит Господа, чтобы Он уберег его от них (ст. 2-6).
(II) Давид ободряет себя тем, что Господь – его Бог (ст. 7, 8).
(III) Он молится о поражении своих гонителей и предрекает его (ст. 9-12).
(IV) Псалмопевец заверяет весь скорбящий Божий народ в том, что в должное время его бедам придет конец (ст. 13,14). Воспевая данный псалом, нам надлежит утешаться этим заверением самим и ободрять друг друга.
Начальнику хора. Псалом Давида.
Стихи 2-8. Давид выступает в качестве прообраза Христа, ибо прежде царствования много страдал, был унижен, а потом вознесен, не многие люди любили, ценили его и стремились почтить; зато многие ненавидели, завидовали ему и стремились причинить зло, как становится очевидным из данных стихов, где:
I. Псалмопевец дает характеристику своим врагам, показывает их в истинном свете как опасных людей, бояться которых у него было достаточно причин, и в то же время как людей нечестивых, в отношении которых у него не было ни малейшего основания думать, что праведный Господь станет их поощрять. У врагов, похоже, был предводитель, которого Давид называет человеком злым и притеснителем (ст. 2,5), вероятно, он имеет в виду Саула. По рассказам халдеев (ст. 10), таким человеком мог быть и Доик, и Ахитофел, но их разделяет громадный промежуток времени. Притеснители – злые люди. Но рядом с этим злодеем было много других, объединившихся против Давида; здесь они представлены как истинные потомки и семя змея. Ибо (1) были слишком хитры и изобретательны на злодейство; с невообразимым коварством они придумали таковое (ст. 3) и составили план по всем правилам искусства. Замыслили и сговорились поколебать стопы благочестивого (ст. 5), ввести его в грех и в беду, погубить, запятнав его доброе имя, разорив его и отняв у него жизнь. С этой целью враги, подобно сильным охотникам, скрыли силки, раскинули сеть по дороге, разложили тенета (ст. 6), дабы их, хранимый в тайне, замысел против Давида с высокой степенью вероятности достиг цели, и псалмопевец попал бы в руки врагов, прежде чем смог бы опомниться. Великие гонители зачастую были великими политиками, чем еще больше прославились; но хранит Господь простодушных без всяких хитростей.
(2) Были весьма злобными, в чем не уступали самому сатане: изощряют язык свой, как змея, жалящая жертву языком, полным яда. Во всех речах врагов столько злобы, что вряд ли кто-либо усомнится, что под устами их нет ничего, кроме яда аспида (ст. 4). Со всею своею клеветою и замыслами они поставили себе за цель уничтожить Давида, но тайно, – так происходит, когда змея, спрятавшись в траве, неожиданно жалит человека. Притеснители подобным же образом стремились ужалить своей злобой других людей и сделать их чадами ада в семь раз худшими, чем они сами. Злой язык уподобляет человека древнему змию, а яд на устах – достоверный признак наличия яда в сердце.
(3) Враги объединились, их много, и все они ополчились против меня на брань (ст. 3). Те, что не могут достичь согласия ни в чем, достигают его в преследовании благочестивого мужа. В этом объединятся Ирод и Пилат, чем и уподобятся сатане, который не может разделиться сам в себе, и все бесы находят согласие в веельзевуле.
(4) Притеснители горды (ст. 6), тщеславны и уверены в успехе, чем тоже напоминают сатану, главным и губительным грехом которого была гордыня. Гордость гонителей хотя и вселяет ужас, тем не менее может послужить утешением для гонимого, ибо чем больше превозносятся притеснители, тем стремительнее они несутся к погибели. Погибели предшествует гордость.
II. Давид молится Господу о том, чтобы Он уберег псалмопевца от притеснителей, дабы те не поглотили его: « Избавь меня, Господи… соблюди меня… сохрани меня (ст. 2,5), не дай врагам одолеть меня и лишить жизни, доброго имени, преимуществ, утешения и помешать мне взойти на престол. Соблюди меня от поступков, которые совершают притеснители и могут подтолкнуть меня к таковым, ибо они сами обещают, что я буду так поступать». Заметьте, чем более злобны по отношению к нам враги, тем усерднее мы должны молиться Господу, прося Его взять нас под Свою защиту. Именно на Бога должны полагаться верующие в поисках безопасности и могут рассчитывать на нее со святым спокойствием. В безопасности только тот, кого бережет Господь. Если Бог за нас, то кто может быть против нас?
III. Давид торжествует в Господе, а следовательно, и восторжествовал над своими притеснителями (ст. 7, 8). Когда враги псалмопевца изощряли против него свой язык, не поступил ли он точно так же по отношению к ним? – Нет! Под устами врагов был яд аспида, а на устах Давида – елей благодати, доказательством тому служат слова, сказанные им Богу; именно Господа псалмопевец искал и к Нему обращался, когда ему грозила большая опасность в лице злобных врагов: как хорошо, что у нас есть Бог, к которому мы можем прийти! Давид находил утешение:
1. В преимуществах, которыми он обладает в Господе: «Я сказал Господу: Ты Бог мой; а если мой Бог, то значит – мой щит и могущественный покровитель». Во времена смуты и опасностей нам следует заявлять о своей зависимости от Господа и верою держаться за Него.
2. В своем доступе ко Всевышнему. Его утешал не только сам факт вступления в завет с Господом, но и общение с Ним и то, что ему разрешено обращаться к Богу и ждать от Него ответа с миром; Давид мог со смиренным дерзновением сказать: «…услышь, Господи, голос молений моих!»
3. В гарантии помощи от Господа и блаженства в Нем: «Господи, Господи, сила спасения моего! Как Господь Иегова – Ты самосуществующий, самодостаточный и безмерно совершенный. Как Господь Адо-най – Ты моя сила и опора, мой господин и повелитель, а следовательно, – сила спасения моего, мой сильный Спаситель; и не только мой Спаситель, но – само спасение – тот, от кого и в ком мое спасение; не просто сильный Спаситель, но сама сила спасения, на которого возлагаю все свои надежды о достижении и сохранении блаженства».
4. В том, что Господь и раньше заботился о нем: «Ты покрыл голову мою в день брани». Подобно тому как Саулу Давид напоминал, что в служении его государству он неоднократно рисковал своей жизнью на передовой поля брани, так и в обращении к Господу псалмопевец ссылается на то, что в данном служении Всевышний дивным образом хранил его и дал ему шлем, защитивший его лучше, чем шлем Голиафа: «Господь, Ты сохранил меня в день брани с филистимлянами и не допустил моего падения от коварных интриг израильтян со лживыми сердцами». Господь способен защитить Свой народ как от тайных заговоров, так и от открытого нападения; и, зная по собственному опыту о силе и защите Всевышнего, явленной нам в какой-то одной опасной для нас ситуации, мы можем надеяться на Него и в опасностях другого рода, ибо ничто не способно укоротить десницу Господню.
Стихи 9-14. Здесь Давид с верою предрекает:
I. Позор и крушение притеснителей.
1. Их разочарование. Псалмопевец молится о том (ст. 9), чтобы вожделения нечестивых не исполнились: вожделения честолюбия, зависти и мести: «Не дай, Господи, желаемого нечестивому, но расстрой его планы; не допусти, чтобы нечестивец стал свидетелем крушения моих надежд, что он так страстно желает увидеть; но услышь, Господи, голос молений моих!» Давид молится, чтобы планы нечестивого не осуществились, но провалились: «…не дай успеха злому замыслу его, да не найдет он Твоей благосклонности, но противостань нечестивцу в Своем провидении; не допусти, чтобы он продвинулся в своих злых замыслах, но опутай цепью его колесницу и останови на пути следования». Именно так нам надлежит молиться против врагов народа Божия, дабы нечестивцы не преуспели в своих предприятиях. Так Давид молился, чтобы Господь разрушил совет Ахитофела. Данное прошение обосновано: иначе они возгордятся, увидев в своем успехе свидетельство Божьего к ним расположения. Если гордый преуспеет, он еще больше возгордится, станет более дерзким по отношению к Господу и надменным – к Его народу, поэтому: «Господи, не дай врагам преуспеть».
2. Погибель притеснителей. Давид молится об этом (так мы читаем), хотя существует мнение, что псалмопевец пророчествует, и это не противоречит подлиннику. Если принимать данные стихи за молитву, то она продиктована духом пророчества, и все взаимосвязано. Давид предсказывает поражение (1) своих личных врагов: «…окружающих меня, ищущих моей погибели». Во-первых, «зло собственных уст покроет их головы (ст. 10);
несчастье, которого они желали мне, постигнет их самих, проклятия вернутся к ним, замыслы против меня обернутся им на погибель» (Пс 7:15,16). Пусть тот, кто несет зло клеветой и наговорами, пороча своего ближнего и распространяя недобрые слухи, с ужасом подумает о последствиях и о своей печальной участи, когда все злодеяния, к которым он был причастен, обратятся против него самого. Во-вторых, на врагов псалмопевца падет Божья кара, которая здесь сравнивается с горящими углями, – и таким образом проводится параллель с гибелью Содома. Более того, подобно тому как потоки вод, низвергающиеся свыше и поднимающиеся из глубин, встретились, когда разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились, и весь мир был потоплен – такое же полное уничтожение ждет врагов Христа и Его Царства – горящие угли свыше не только падут на их головы (Иов 20:23; 27:22), но и сами они будут повержены в огонь преисподней; небо и ад, гнев Бога – Судии и месть сатаны – истязателя объединят свои силы, дабы усилить их мучения. Огонь, в который будут повержены враги, – это не печь раскаленная, из которой они могли бы сбежать, но глубокая пропасть – из нее невозможно выбраться. Согласно Писанию, Тофет – глубок и широк (Ис 30:33).
(2) Всех остальных, им подобных (ст. 12). Во-первых, в неустойчивости злоязычных нет ничего удивительного, ибо они никогда не утвердятся на земле. Тому, что достигается ложью и мошенничеством, клеветой и ложными обвинениями, не суждено преуспеть и длиться вечно. Богатство, добытое в суете, исчезнет. Да не помышляет человек, подобный Доику, царствовать долго, ибо его постигнет та же участь (Пс 2:5). Лживый язык – только на мгновение, в то время как уста правдивые вечно пребывают. Во-вторых, в погибели злодеев нет ничего удивительного: зло увлечет притеснителя в погибель, подобно тому как собака-ищейка преследует убийцу, дабы обнаружить его, как лев охотится за добычей, дабы разорвать ее на куски. Злодеи будут разоблачены и уничтожены, уготованная им погибель настигнет их и низвергнет. Грешников преследует зло.
II. Здесь псалмопевец предсказывает избавление и утешение притесняемых (ст. 13,14).
1. Господь поступит справедливо, избавляя подвергшихся угнетению, но сохранивших при этом Ему преданность: «Знаю, что Господь сотворит суд угнетенным и справедливость бедным и не допустит, чтобы сила всегда торжествовала над справедливостью, даже если речь идет о справедливости по отношению к бедным, которым больше не на что рассчитывать, кроме как на справедливость». Господь всегда был и будет покровителем невинно угнетаемых и особенно – гонимых за благочестие; знающий Его не может не знать об этом.
2. Угнетенные тоже поступят справедливо по отношению к Господу (если можно так сказать), воздавая Ему славу за свое избавление: «Так! Праведные, сознательно воздавшие Господу, равно как и людям, должное, будут славить имя Твое, увидев, как ревностно Всевышний защищает их дело и доводит до победного конца». Заключительные слова «непорочные будут обитать пред лицем Твоим» подразумевают Божье расположение к непорочным: «Ты позволишь им пребывать в Твоем присутствии (в благодати здесь и во славе потом), и в Тебе они найдут безопасность и блаженство»; так и долг непорочных пред Богом: «Они будут служить Тебе, как слуги в присутствии своего господина, дабы оказывать ему честь и получать распоряжения». Это истинное благодарение и даже жизнь в благодарности; именно этому должно нас научить каждое наше избавление, и нам надлежит служить Господу с еще большим усердием и радостью.
Что такое псалом?
Что такое псалом
Слово «псалом» произошло от греческого «щипать», то есть щипать струны. Пение псалмов обычно сопровождалось аккомпанементом щипкового инструмента. Псалом — это особый жанр молитвословной поэзии. Книгу Псалтирь составляют 150 псалмов.
Каждый псалом состоит из нескольких стихов, которые называют «версами», версы в свою очередь тоже делятся на два-три полустиха. Количество полустихов часто зависит от редакции Псалтири.
Псалмы напоминают песни Библейские (кантики). Псалмы и кантики составляют основу музыки богослужения в западно-христианских конфессиях.
Как читать псалмы
Раньше псалмы пели на богослужении всей общиной, теперь же это обычно делает группа певчих или церковный хор. Но поют и читают их не только на богослужении.
Псалтирь считается книгой, где собраны молитвы на все случаи жизни. Более 80 из них написал сам библейский царь Давид. Но в Псалтири также есть псалмы авторства:
- Соломона,
- Моисея,
- Асафа и его потомков,
- Емана,
- Ефама,
- сынов Кореевых,
- неизвестных авторов.
Некоторые псалмы призваны прославлять Господа, иные же — просить покаяния. Знаменитый 50-ый псалом входит в состав ежедневного утреннего правила. Автором псалма стал царь Давид, совершивший преступление перед Господом. Чтобы завладеть чужой женой, он отправил ее мужа на верную гибель.
Святой Ефрем Сирин о псалмах
Святой Ефрем Сирин давал такое определение псалмам:
Псалом – отгнание демонов.
Псалом – оружие против страха ночного.
Псалом – успокоение от дневных трудов. Псалом – безопасность младенцев.
Псалом – утешение старцам, самое приличное убранство женщинам. Он светлыми делает праздники, он производит печаль по Богу.
Псалом и из каменного сердца вызывает слезы.
Псалом – дело Ангелов, небесное жительство, духовное кадило. Он просвещает ум, он возводит на небеса, он делает людей собеседниками Божиими, радует душу, прекращает суд, смиряет враждующих. Где псалом с сокрушением, там и Бог с Ангелами.
Читать псалмы можно келейно. Важно сосредоточиться на молитве, не отвлекаться, настроится не на монотонное чтение, а на живой разговор с Богом. Чтение псалмов не должно быть формальным, попробуйте проникнуться каждым словом и, стоящей за ней историей. Псалмы писались людьми, которые были близки к Господу, приблизиться к Нему, славить Его и просить о милости Бога — это и есть цель чтения псалмов.
Не стоит воспринимать псалмы, как волшебные заклинания. В интернете часто можно встретить «псалом, чтобы встретить свою любовь», «псалом, чтобы хорошо сдать экзамен». Вера в помощь Господа не имеет ничего общего с суевериями и представлениями псалмов, как магических заклятий. Всегда стоит читать толкования псалмов, чтобы произносить их не бездумно, а прочувствовав каждое слово всей душой.
Значение псалмов по номерам
- Чтобы уберечься от тяжких грехов: 18
- Против нападений бесовских: 45, 67
- При обвинениях и клевете, воздвигающихся на тебя: 4, 7, 36, 51
- Когда видишь гордыню и злобу многих, когда нет у людей ничего святого: 11
- Для смирения духа: 5, 27, 43, 54, 78, 79, 138
- Когда враги продолжают искать твоей погибели: 34, 25, 42
- В благодарность за победу над врагом: 17
- Во время скорби и в несчастиях: 3, 12, 21, 68, 76, 82, 142
- При унынии и в безотчетной скорби: 90, 26, 101
- В защиту от врагов, в напастях, при кознях человеческих и вражьих: 90, 3, 37, 2, 49, 53, 58, 139
- В обстояниях, чтобы Господь услышал молитву твою: 16, 85, 87, 140
- Когда просишь милости и щедрот у Бога: 66
- Если желаешь научиться, как должно приность благодарение Господу: 28
- Чтобы не скупиться и подавать милостыню: 40
- Восхваляя Господа: 23, 88, 92, 95, 110, 112, 113, 114, 133, 138
- В болезнях: 29, 46, 69
- В смятении душевном: 30
- В душевном уязвлении: 36, 39, 53, 69
- В утешение угнетаемым: 19
- От порчи и колдунов: 49, 53, 58, 63, 139
- Когда имеешь потребность исповедования истинного Бога: 9, 74, 104, 105, 106, 107, 117, 135, 137
- О прощении грехов и в покаянии: 50, 6, 24, 56, 129
- В радости духовной: 102, 103
- Когда слышишь, что хулят Промысл Божий: 13, 52
- Чтобы не соблазниться, когда видишь, что нечестивые благоденствуют, а праведные терпят скорби: 72
- В благодарность за всякое благодеяние Божие: 33, 145, 149, 45, 47, 64, 65, 80, 84, 97, 115, 116, 123, 125, 134, 148
- Перед выходом из дома: 31
- В дороге: 41, 42, 62, 142
- Перед посевом: 64
- От покраж: 51
- От потопления: 68
- От мороза: 147
- В гонениях: 53, 55, 56, 141
- О даровании мирной кончины: 38
- О желании переселиться в вечные селения: 83
- По усопшим: 118
- Если одолевает лукавый: 142, 67
«Изъяснение каждого псалма Псалтири». — М.: Изд-во Православного братства святого апостола Иоанна Богослова, 2000.