Псалом 136
Текст молитвы псалом 136 известен больше как «На реках Вавилонских». Благодаря тому, что художественная культура напомнила о хвалебной песне, Псалом получил вторую жизнь. Он используется в кино и литературе, в эстрадной и академической музыке.
Текст молитвы псалом 136
Самыми популярными версиями текста псалма 136 являются еврейская, старославянская и латинская. В храмах используют церковнославянский вариант, а в домашних условиях верующий может зачитывать текст на русском языке.
На церковнославянском языке с ударениями
1 На река́х Вавило́нских, та́мо седо́хом и пла́кахом, внегда́ помяну́ти нам Сио́на.
2 На ве́рбиих посреде́ eго́ обе́сихом орга́ны на́ша.
3 Я́ко та́мо вопроси́ша ны пле́ншии нас о словесе́х пе́сней и ве́дшии нас о пе́нии: воспо́йте нам от пе́сней Сио́нских.
4 Ка́ко воспое́м песнь Госпо́дню на земли́ чужде́й?
5 А́ще забу́ду тебе́, Иерусали́ме, забве́на бу́ди десни́ца моя́.
6 Прильпни́ язы́к мой горта́ни моему́, а́ще не помяну́ тебе́, а́ще не предложу́ Иерусали́ма, я́ко в нача́ле весе́лия моего́.
7 Помяни́, Го́споди, сы́ны Едо́мския, в день Иерусали́мль глаго́лющыя: истоща́йте, истоща́йте до основа́ний eго́.
8 Дщи Вавило́ня окая́нная, блаже́н и́же возда́ст тебе́ воздая́ние твое́, е́же воздала́ еси́ нам.
9 Блаже́н и́же име́т и разбие́т младе́нцы твоя́ о ка́мень.
На русском языке
1 При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе;
2 на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы.
3 Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши — веселья: «пропойте нам из песней Сионских».
4 Как нам петь песнь Господню на земле чужой?
5 Если я забуду тебя, Иерусалим,- забудь меня десница моя;
6 прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего.
7 Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его».
8 Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам!
9 Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!
История написания
Во многих вариациях авторство царя Давида не подписано. В греческом и латинском варианте все же есть имя царя. Псалмы были написаны во времена правления царя Давида.
Тогда иудейский народ переживал непростые времена. Данная хвалебная песнь рассказывает о жизни евреев в момент падения Иерусалима. Случилось это в VI веке до Рождества Христова. Войско Вавилона силой вторглось в древний город, уничтожив при этом все, даже Храм Господень. Это был единственный храм, в котором поклонялись Богу. Все жители города были пленены. Люди были потеряны, они лишились не только своего дома, но и религии.
Толкование псалма 136
Текст молитвы псалом 136, толкование которого мы предлагаем, несет в себе боль всего еврейского народа. В каждой строчке чувствуется пустота и плач людей.
Стихи 1-3: Рассказывается о быте вавилонян. Описывается удивительная природа рек Евфрат и Тигр. И берега этих рек стали излюбленными для еврейских племенников. Многие знают, что евреи были очень музыкальны. Они с песней засыпали и просыпались. Почти все песни и стихи народа прославляли Господа и были религиозны.
Стихи 4-6: Каждый еврей не может позволить себе забыть свой город и дом. Первая и самая главная мечта народа – восстановить свой город, чтобы с ним расцвела и жизнь.
Стихи 7-9: Не смотря на то, что еврейский народ всегда был добр и не воинственен, у него всегда были враги. Одними из них является народ идумеяне. Они злорадствовали при падении Иерусалима.
Правила чтения
Все Псалмы разделены на кафизмы. Псалом 136 «На реках Вавилонских» является частью 19-й кафизмы. Текст зачитывается в Православной церкви каждую неделю во время утренней пятничной молитвы. Также песнь используется в богослужениях к Великому посту. В домашних условиях можно читать текст на русском языке еженедельно.
Живая Псалтирь день за днем. Псалом 136
В нашей церковной жизни есть немало парадоксов. Например, одновременная любовь к чтению Псалтири и при этом стойкое отсутствие интереса к содержанию этой богодухновенной книги. Совместно с издательством «Никея» мы подготовили серию публикаций, в которых библеист Владимир Сорокин помогает ввести текст Псалтири в наши будни. Книга В. В. Сорокина «Живая Псалтирь день за днем» — действительно живой опыт молитвенного чтения псалмов, который может быть доступен каждому. По мере погружения в размышления автора нам открывается, что книга псалмов пророка Давида — это не просто собрание заклинаний на всякий случай и потребу, а кладезь мудрости и благочестия, из которого по сей день можно в изобилии черпать воду живую.
1 При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе;
2 на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы.
3 Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши — веселья: «пропойте нам из песней Сионских».
4 Как нам петь песнь Господню на земле чужой?
5 Если я забуду тебя, Иерусалим, — забудь меня десница моя;
6 прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего.
7 Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его».
8 Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам!
9 Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!
Отрывок для молитвенного размышления на день (Пс. 136: 1–9)
Псалом 136 исполнен горечи, боли и ненависти. Здесь даже нет прямого обращения к Богу. Как можно обращаться к Нему в чужой земле? На протяжении веков, особенно в христианской традиции, ненависть, звучащую в псалме, пытались смягчить посредством аллегорических интерпретаций. Так, например, под младенцами, которых автор псалма призывал разбить о камни, понимали грехи самого человека, от которых надо избавляться самым решительным образом. Однако даже при условии таких аллегорических толкований псалом все равно вызывает немало вопросов. И, наверное, они остались бы без ответа, если бы не было в Книге Псалмов других текстов, где звучит уже не ненависть и боль, а покаяние. Библия — книга реалистичная, она описывает духовное состояние и отдельных людей, и целых народов таким, какое оно есть, а не таким, каким оно должно было бы быть в идеале, и Псалом 136 — яркое тому подтверждение.
Для понимания его важно помнить, что этот псалом, по-видимому, был написан в самом начале эпохи плена, вероятно, вскоре после разрушения Иерусалима и Храма в 587 г. до н. э. Разрушению предшествовало восстание, организованное остававшимися в городе патриотами, как называли себя представители воинствующей антивавилонской партии. Надо заметить, что такие настроения были вообще чрезвычайно сильны в еврейском обществе. Многие — и среди оставшихся, и среди депортированных — были уверены, что все происходящее представляет собой не более чем небольшое историческое недоразумение, которое скоро закончится. Проповедовавший в это время пророк Иеремия предупреждал всех, что плен затянется надолго, но его никто не слушал. Уверенность большинства была основана на почти иррациональной убежденности в том, что Бог не попустит Иерусалиму и Иудее пасть. В ход шли разные аргументы: от утверждения превосходства Яхве и яхвизма над всеми языческими богами до совершенно языческих по существу преданий о том, что стены Иерусалима зачарованы и поэтому ни один враг в город не войдет. За всем этим стояла национальная и религиозная гордыня, которая могла привести только к катастрофе.
Собственно, катастрофа и последовала, когда вавилонская армия после не слишком продолжительной, но тяжелой осады взяла Иерусалим, уведя в Вавилон царя Иудеи и первую довольно большую партию депортированных жителей города. Сам город еще не был разрушен, пощадили завоеватели и Храм. По-видимому, местная антивавилонская партия восприняла это как знак от Бога, знак того, что поражение — дело временное и скоропреходящее. Они не понимали и не хотели понимать, что плен — не простое историческое недоразумение, что Бог не хочет возвращения Своего народа назад в прошлое и поэтому никакое восстание успешным быть не может. А после его поражения город и Храм были разрушены до основания, и теперь уже большинство жителей попало в плен.
Первой реакцией на эту новую катастрофу и стал Псалом 136. Горечь, боль и ненависть вполне понятны: это нормальная реакция на происходящее, так же как и желание отомстить врагам. То, что месть выглядит столь безжалостной, удивлять не должно: чтобы ввести ее хотя бы в какие-то границы, не говоря о полном от нее отказе, нужно осознанное духовное усилие, на которое люди в той ситуации были не способны. Ни о каком покаянии речи еще нет, здесь не звучит даже раскаяние: в тексте псалма нет даже намека на хоть какое-нибудь понимание если не собственной ответственности, то, по крайней мере, неслучайности происходящего. Во всем виноваты враги, и жалеет псалмопевец лишь об одном: что их нельзя уничтожить — всех вплоть до грудных детей.
Сама по себе такая реакция вполне естественна. Интересно другое: нежелание обращаться к Богу на чужой земле. Мы обычно не вдумываемся в эту фразу, нам такое утверждение кажется очень понятным. На самом же деле такая связь национального и религиозного в сознании людей, от имени которых написан псалом, должна бы вызвать вопросы. Конечно, после разрушения Храма больше нельзя было говорить о жертвоприношениях, по крайней мере, до его восстановления, но почему это должно было помешать обращению к Богу, молитве? Молиться Ему можно было где угодно и когда угодно — даже в те, дохристианские времена. Но, как видно, и для псалмопевца, и для тех людей, от имени которых он говорит, пребывание на своей земле было необходимым условием молитвы. Отчего так? Об измене Богу говорить не приходится: Бог один, и обращение к Нему изменой стать не может, где бы ни находился обращающийся. Другое дело, если для самого человека своя земля, страна, государство являются необходимыми условиями доверия Богу. Это можно понять: многие действительно верили, что Иерусалим несокрушим, потому что он столица яхвизма, священный город, в котором находится Храм, который Бог не отдаст на поругание. Оказывается, что отдал: Иерусалим пал, Храм оказался не только осквернен, но и разрушен. Так как же теперь обращаться к Богу, Который оставил и Свою землю, и Свой Храм? Можно ли Ему доверять, находясь в Вавилоне, в изгнании? Ответы на эти вопросы были еще впереди. В свое время они будут найдены — а пока остается лишь горечь, боль и ненависть, через которые неизбежно надо пройти, двигаясь по пути к покаянию.
А как доверяем Богу мы — безусловно или нет?
Из книги Владимира Сорокина «Живая Псалтирь день за днем. Практика чтения, молитвы и созерцания». — М.: Никея, 2019.
Вы можете послушать курс лекций Владимира Сорокина о псалмах.
А здесь собраны все его лекционные курсы.
Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!
Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!
Библеист, преподаватель Библейского колледжа «Наследие».
Псалом 136: текст молитвы, для чего читают
Подготовительные недели Великого Поста.
Научный руководитель: игуменья Амвросия (Соломатина)
Смысловое значение 136 псалма
«На реках Вавилонских».
Следует привести текст самого псалма, прежде чем начать разговор о его смысловом значении: «На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона.На вербиих посреде его обесихом органы нашя. Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней, и ведшии нас о пении: воспойте нам от песней Сионских. Како воспоем песнь Господню на земли чуждей; Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего. Помяни, Господи, сыны Едомския в день Иерусалимль глаголющыя: истощайте, истощайте до оснований его. Дщи Вавилоня окаянная, блажен иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам: Блажен иже имет и разбиет младенцы твоя о камень» (Пс.136, 1-9).
Этим песнопением Церковь возбуждает человека, находящегося в рабстве греха и в плену у дьявола, к познанию своего несчастного и греховного состояния, на примере состояния иудейского народа, который осознавал свое плачевное положение в Вавилонском плену и в последствии принес покаяние.
Псалом этот является яркой исторической новеллой о жизни иудейского народа. Пророк Давид, вдохновленный Святым Духом, предсказывал будущее пленение вавилонское.
Пророк Иеремия изъяснил это Давидово пророчество непокорному народу, который и был пленен Вавилонским царем Навуходоносором за свою нераскаянность[ Псалтирь в святоотеческом изъяснении. Б/м., б/г. С.291.].
Пророчество это содержит воздыхание и плач всякого человека, который претерпевает множество бед и искушений «в плену греховного Вавилона»[ Там же.] и рыдающий, воспоминая «Небесный Сион»[ Там же.].
Голосом Давида показано, как слезной водой, покаянием и окормлением благодатью Божией христианин достигает «желаемого пристанища – вожделенного Небесного Отечества»[ Там же.].
«На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона» (Пс.136, 1).
Находясь вне городов, на берегах рек и в пустынях, пленный еврейский народ, сокрушая свои сердца в слезной молитве, оплакивал бедствие свое. Народ иудейский был лишен благ и свободы за презрение и гордость, для того чтобы вновь желать их и стремиться к ним.
«Бог всегда так поступает с презрителями благ Его, чтобы они вразумились лишением их и опять старались приобрести их»[ Там же. С.292.].
Все люди символично показаны в виде плененного Навуходоносором еврейского народа, а пленен весь род человеческий духовным Навуходоносором – дьяволом.
«Реки Вавилонские – это реки страстей и увлечений грехом»[ Там же.].
Евреи плакали о земном Иерусалиме, где был их храм истинному Богу; мы же должны плакать о Сионе духовном, граде Бога Живого, Иерусалиме небесном, истинном отечестве христиан, от которого удалились мы нерадением в исполнении заповедей Господних и равнодушием к небесной манне – Пречистому Телу и Крови Христовой (Златоуст, Иоанн Кронштадтский)[ Там же.].
«На вербиих посреде его обесихом органы наша» (Пс.136, 2).
Находясь в Иерусалиме, избранный народ мог совершать богослужение лишь в одном месте – в Иерусалимском храме. Богослужение сопровождалось игрой на органах – музыкальных инструментах. В плену Вавилонском эти музыкальные инструменты были ненужны.
Теперь же, в плену Вавилонском, народ израильский, при течении рек рассуждал о скоротечности дел человеческой жизни, и свои органы скрывали на берегах, чтобы не видели их враги, а «сами производили вместо псалмов рыдания, оплакивая лишения богослужения» (Феодорит, Евсевий)[ Там же.].
«Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней, и ведшии нас о пении: воспойте нам от песней Сионских» (Пс.136, 3).
Пленившие народ израильский просили исполнить им песнопения духовные, богослужебные, для того чтобы надругаться над святостью этих песен и предметов, используемых в богослужении.
Несмотря на то, что, евреи нарушили прежде закон, находясь в плену в чужой земле, они вели себя очень строго и никогда, даже под сильным давлением и воздействием вавилонян, не решились нарушить закон.
«Видишь ли, как скорбь делает людей сильными, сокрушенными, как смиряет душу?» (Златоуст, Феодорит) [ Там же.].
«Како воспоем песнь Господню на земли чуждей» (Пс.136, 4)
Нечистым ушам не должно слышать этих таинственных божественных песнопений, именно поэтому евреям не позволялось петь в чужой стране. Мир этот есть область иного, «князя века сего» (Ин. 14, 30).
«Не освободившись от пристрастия к миру, душа не может любить Бога искренно. Ибо житейское пристрастие для нас есть как бы покрывало. Ибо, доколе мысль наша рассеивается и душа возмущается в себе страстями, дотоле не можем петь Богу чистую песнь. Ибо как мы можем петь песнь Господню в сердце, обладаемом страстями? Ибо сердце иносказательно называется землею, а песнь означает чистую и нерассеянную молитву» (Златоуст, Григорий Богослов, Антиох, Серафим, Никита, Симеон Новый Богослов)[ Там же. С.293.].
«Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего» (Пс.136, 5-6).
Некогда потеряв отечественный Иерусалим, евреи искали его и плакали о потере. Так и многим из нас «должно так устроять настоящую жизнь, чтобы не быть изгнанниками из «вышняго града» (Златоуст)[ Там же.].
«Помяни, Господи, сыны Едомския в день Иерусалимль глаголющыя: истощайте, истощайте до оснований его» (Пс.136, 7).
«Просят наказания сынам Едомским, этим потомкам Исава (злейшим врагам евреев), которые находились в день разорения Иерусалима вместе с вавилонянами, требовали разрушения города даже без следов оснований его. Сыны Едомские – это гонители святой Церкви и враги человеческого спасения – демоны, которые повелевают друг другу истощать богатство нашей души до основания» (Афанасий, Феодорит)[ Там же. С.294.].
«Дщи Вавилоня окаянная, блажен иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам» (Пс.136, 8).
«Это пророческое слово, и оно изображает падение Вавилона. Окаянная, т.е. злосчастная, достойная жалости, которая будет разграблена. Как есть обыкновение у иудеев называть человека сыном человеческим, так и дщерию Вавилона называют тот же Вавилон. Это выражение страсти пленников! Ибо если хочешь знать расположенность Давида, то послушай, что он говорит: аще воздах воздающим ми зла? – А это показывает, что он стоял выше позволяемой законом соразмерности. Ибо когда передает он страсти других, то изображает ярость и печаль, что и теперь сделал, выставив сильное желание иудеев» (Феодорит, Златоуст)[ Там же. С.295.].
«Блажен иже имет и разбиет младенцы твоя о камень» (Пс.136, 9).
«Иудеи распространяют свой гнев и на незрелый возраст отроков, чтобы не произвели и они весьма много зла. Обрати внимание: как вавилоняне поступали жестоко с младенцами иудейскими, то Пророк предсказывает и им равное наказание. Но не таков Новый Завет; в нем повелевается нам поить и кормить врагов и молиться за творящих нам напасть, как ученикам кроткого и человеколюбивого Иисуса Христа. Младенцами вавилонскими, о камень разбиваемыми, непогрешительно можешь назвать семена зла и страстных помыслов, которые надлежит истреблять спасительным словом Иисусовой молитвы (ибо камень – есть Христос), чтобы не возрастало в нас зло и не очерняло светлейшую доброту души, и не приходило в действие, противозаконно заповедям любящего нас Кроткого и Смиренного Владыки – Господа нашего Иисуса Христа» (Феодорит, Златоуст, Василий В., Нил, Дорофей)[ Там же.].
Весь псалом побуждает грешника к осознанию своего несчастного состояния в плену греха, страсти и дьявола, как иудеи, понявшие свое горькое положение в Вавилонском плену и принесшим покаяние о содеянных грехах.
Пение 136 псалма «На реках Вавилонских» на утрени, после пения 134 «Хвалите имя Господне» и 135 «Исповедайтеся Господеви» бывает только в неделю о блудном сыне, в неделю мясопустную и сырную, то есть всего три раза в году[ Никольский К., протоиерей. Руководство к изучению богослужения Православной Церкви. Киев: Общество любителей православной литературы Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2005. С.212.].
Псалом 136/137
а. На рhкахъ вавvлwнскихъ, тамw сhдохомъ и плакахомъ, внgгда
пом№№#нuти намъ сїwна%:
в. на вgрбїихъ посрgдbh егw wбhсихомъ oрганы наш#//.
г. “†”кw тамw вопросиша ны плhншїи насъ w словgсhхъ пhснgй,
и вgдшїи насъ w пhнїи: воспойтg намъ ^ пhснgй сїwнскихъ.
д. Какw воспоgмъ пhснь гдню на зgмли чuждgй;
e. Аmg забluдu ntтgбg, itgрлимg, забвgна бuди дgсница мо#.
s. Прильпни #зыкъ мой гортани моgмu, аmg нg пом#нu тgбе, аmg
нg прgдложu igрлима‘ “кw въ началh вgсgлї# моgгw.
з. Пом#ни, гди, сыны едwмскї#, въ дgнь igрлимль глаголюmы#:
истоmайтg, истоmайтg до wснованїй ег/w.
и. Дmи вавvлwн# wка#нна#, блжgнъ, ижg воздастъ тgбh
возда#нїttg твоg, ежg воздала еси намъ:
f. блжgнъ, ижg bимgтъ и разбїgтъ младgнцы nтво# w камgнь.
При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе;
2. на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы.
3. Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притес-
нители наши — веселья: “пропойте нам из песней Сион-
ских”.
4. Как нам петь песнь Господню на земле чужой?
5. Если я забуду тебя, Иерусалим, — забудь меня десница моя;
6. прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить
тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего.
7. Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима,
когда они говорили: “разрушайте, разрушайте до основания
его”.
8. Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе
за то, что ты сделала нам!
9. Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!
Подражание псалму СХХХVI
В дни плена, полные печали,
На Вавилонских берегах,
Среди врагов мы восседали
В молчанье горьком и слезах;
Там вопрошали нас тираны,
Почто мы плачем и грустим.
“Возьмите гусли и тимпаны
И пойте ваш Ерусалим”.
Нет! Свято нам воспоминанье
О славной родине своей;
Мы не дадим на посмеянье
Высоких песен прошлых дней!
Твои, Сион, они прекрасны!
В них ум и звук любимых стран!
Порвитесь, струны сладкогласны,
Разбейся, звонкий мой тимпан!
Окаменей, язык лукавый,
Когда забуду грусть мою
И песнь отечественной славы
Ее губителям спою.
А Ты, среди огней и грома
Нам даровавший Свой закон,
напомяни сынам Эдома
День, опозоривший Сион,
Когда они в веселье диком
Убийства, шумные вином,
Нас оглушали диким криком:
“Все истребим, всех поженем!”
Блажен, кто смелою десницей
Оковы плена сокрушит,
Кто плач Израиля сторицей
На притеснителях отмстит!
Кто в дом тирана меч и пламень
И смерть ужасную внесет!
И с ярким хохотом о камень
Его младенцев разобьет!
Из “Опытов священной поэзии”
Плач плененных иудеев
На реках вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона. Пс 136
Когда, влекомы в плен, мы стали
От стен сионских далеки,
Мы слез ручьи не раз мешали
С волнами чуждыя реки.
В печали, молча, мы грустили
Все по тебе, святой Сион;
Надежды редко нам светили,
И те надежды были — сон!
Замолкли вещие органы,
Затих веселый наш тимпан.
Напрасно нам гласят тираны:
“Воспойте песнь сионских стран!”
Сиона песни — глас свободы!
Те песни слава нам дала!
В них тайны мы поем природы
И Бога дивного дела!
Немей, орган наш голосистый,
Как занемел наш в рабстве дух!
Не опозорим песни чистой:
Не ей ласкать злодеев слух!
Увы, неволи дни суровы
Органам жизни не дают:
Рабы, влачащие оковы,
Высоких песней не поют.
В стране изгнанья — в Вавилоне,
При дальних, неродных реках,
Мы по родном своем Сионе
Грустили молча и в слезах.
На серебристых ветвях ивы
Повесил каждый свой орган,
И с струн их отзывы плаксивы
Срывала буря чуждых стран.
“Зачем для песен Иеговы
Вы жизнь не взбудите в струне?
Играйте!” — говорят нам. — “Что вы?
Как нам играть в чужой стране?…
Забудь меня, моя десница,
Когда тебя забуду я,
Иерусалим — царей столица, —
Святая родина моя!
Припомни, Бог, как сын Эдома
Наш град неистово громил:
И меч и пламень в дом из дома,
Как лютый вихорь разносил!…
О, в ком дух мести Бог возбудит
На злую Вавилона дщерь,
И от кого терпеть ей будет
За то, что терпим мы теперь?
Блажен, кто, стоны преселенцев
Послышав, на тебя пойдет
И плачущих твоих младенцев,
Взмахнув, о камень расшибет!…”
Псалом Давиду Иеремием
На реках Вавилонских
Мы сидели и плакали, бедные,
Вспоминая в тоске и слезах
О вершинах Сионских:
Там мы лютни повесили медные
На зеленых ветвях.
И сказали враги нам:
“Спойте, пленники, песни Сионские”.
Нет, в земле нечестивой, чужой,
По враждебным долинам
Не раздаться, сыны Вавилонские,
Нашей песне святой!
Город Господа брани,
Мой Шалим светозарный, в забвении
Будет вечно десница моя,
И присохнет к гортани
Мой язык, если я на мгновенье
В день суда — как эдомляне пламени
Предавали Твой город и в плен
Нас вели, восклицая:
“Не оставим и камня на камени!”
О, блажен и блажен,
Злая дочь Вавилона,
Кто воздаст твоей злобе сторицею,
Кто младенцев твоих оторвет
От нечистого лона
И о камень их мощной десницею
Пред тобой разобьет!
Возле рек Вавилонских
мы сидели и плакали,
Мы повесили арфы
а властители наши
— Пойте нам песни
из песен Сионских! —
Песнь ли Господню
петь на чужбине?
Если забуду тебя,
да забудет меня
если тебя не поставлю
да прилипнет язык мой
Припомни, о Господи,
как взывали они:
блажен, кто поступит с тобою,
блажен, кто младенцев твоих
разобьет о камень!
Поэтическое переложение А. Сергеева
Это песня плененных, гонимых врагом,
Преисполнена горя и стона
На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом,
Внегда помянути нам Сиона.
И рыдают сидящие у чужих берегов,
Путь, которым ведут, как ты страшен!
И в молчаньи на вербиих посреде его
Обесихом органы наша.
Но отчаянье пленных не радует глаз,
И чтоб путь этот был интересней,
Вопросиша ны тамо пленшии нас
О словесех песней.
О, ведущие в плен, о, служители тьмы,
Что глумитесь над болью людей?
Како воспоем песнь Господню мы,
Находясь на земли чуждей?
Мы молитвою к Богу боль утолим
И в чужих необжитых краях.
Аще забуду тебе, Иерусалим,
Забвена буди десница моя!
О, ведущие в плен, притупите мечи,
Бога нашему мы и без вас воспоем.
Окаянная дочь, вавилонская дщи,
Да воздастся тебе воздаянье твое.
Так возьми же органы, плененный народ,
Зазвучи серебро под руками.
Вавилонская дочь, наш Господь разобьет
Младенцы твоя о камень.
Иеромонах Роман (Матюшин) 24 декабря 1987 г.
Перепечатано из: Иеромонах Роман. Камни святых алтарей. Псков, б. г., с. 118.
В чем заключается духовная польза чтения Псалтири?
Святитель Амвросий Медиоланский говорит: «Во всем писании дышит благодать Божия, но в сладкой песне псалмов дышит она преимущественно. История наставляет, закон учит, пророчествует, предвозвещает, нравоучение убеждает, а книга псалмов убеждает во всем этом и есть самая полная врачебница спасения человеческого». В храме псалмы читаются ежедневно за всяким утренним и вечерним богослужением. В чем же заключается духовная польза чтения Псалтири? Почему важно неукоснительно использовать эту книгу в своем домашнем молитвенном правиле? На эти вопросы отвечают священнослужители Русской Православной Церкви.
Читая Псалтирь, мы, несмотря на все наши грехопадения, воздвигаем свои сердца горе
– Псалтирь – собрание, должно быть, самых древних богослужебных текстов, составленных в разное время разными людьми, но в основе своей написанных ветхозаветным царем и пророком Давидом. Уже исходя из того, что книга эта – богослужебная по преимуществу, польза её заключается в возможности теснейшего и живого молитвенного общения человека с Богом. А цель такого общения – наше освящение и приобщение благости Божией. Кроме богослужебного употребления, существует древняя православная традиция домашнего, или «келейного», чтения этой великой книги. В любом случае, духовная польза чтения Псалтири заключается в принесении духовных плодов, которые суть: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22). Всё это – дары Духа Святого, но подаются они ищущим Бога, и чтение Псалтири, с одной стороны, служит исповеданием этого нашего искания, а с другой – в этом искании нам помогает. Потому что псалмопевец Давид именно и отличался крайним своим, всецелым устремлением к Богу. Притом он не лишен был грехов и треволнений, и страхов, и борений (всё это нашло отражение в Псалтири), как это свойственно и нам. Но всю эту житейскую, скажем так, мятежность Давид преодолевал непрестанно крайним упованием на Бога с любовью и покаянием. Вот почему, читая Псалтирь, мы вместе с этим великим мужем и сами, несмотря на все наши грехопадения, скорби и трудности, воздвигаем свои сердца горе, в надежде, что Господь не оставит нас, но по молитвам святого, также познавшего трудности земного странствия, подаст нам решимость неотступного и повседневного устремления ко Господу и упования на Него. А то, что Господь никогда не оставляет человека, имеющего такое сокрушенное сердечное расположение и соответствующие труды, – множество подтверждений этому мы опять же находим в Псалтири, где Давид снова и снова благодарит Господа за то, что во всех многосложных и опасных обстоятельствах жизни Он не оставляет раба Своего, одаривая многими милостями и щедротами, главная из которых – сама возможность теснейшего и живого общения с Богом.
Строки Псалтири остаются актуальными вот уже почти три тысячи лет
– Псалтирь – самая популярная сейчас книга Ветхого Завета. Исходя из смысла коротких песней, которые раньше исполнялись под аккомпанемент похожего на гусли инструмента, можно понять, что их авторы ставили своей целью восхваление Бога в любых житейских ситуациях: от покаяния и славления Бога до восхождения на крутые ступени ветхозаветного храма. А поскольку и у современного читателя довольно разнообразная жизнь, то и строки Псалтири остаются актуальными вот уже почти три тысячи лет. К сожалению, существует довольно серьезный перегиб в обществе: многие считают Псалтирь исключительно книгой, чтомой по усопшим. Но это умаляет значение прекрасного труда пророка Давида и единомышленников. Ведь те строки о покаянии, о справедливости Божией, о Его милости, о заботе и о долге верного последователя помогают не только усопшим, но более читающим. Именно в этом я вижу источник духовной пользы Псалтири.
– В Евангелии от Матфея мы читаем о событиях, которые происходили на Голгофе: А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мф. 27, 46). Этот текст воспроизводится Христом из Псалтири: Боже мой, Боже мой, для чего Ты оставил Меня? (Пс. 21, 2). Таким образом, Господь Иисус Христос научает нас, что в самые тяжелые моменты жизни нужно обращаться к святой Псалтири и от ее псалмов находить для себя молитвенные слова утешения. И действительно, когда мы молимся по Псалтири, то, с одной стороны, восхваляем Бога, так как в еврейской традиции эта книга с древности называется – Книга Восхвалений (ивр. תהלים (тəhилим). А с другой стороны, многие псалмы имеют покаянную содержательность, направленность, и они подсказывают нам такие слова, которые помогают нам в сердечном раскаянии перед Богом раскрыть свою душу и совершить акт настоящего покаяния. А так как в Псалтири не только покаянные, но и хвалительные псалмы, мы и каемся пред Богом, читая Псалтирь, и прославляем Его, читая Псалтирь, а также воспеваем Его чудные Имена, которые во множестве присутствуют на страницах Псалтири, когда говорится о Боге – Великом, Могущем, Милосердном, Любвеобильном и т.д.
В Древней Руси Псалтирь была излюбленным чтением. По Псалтири учили детей читать
В Древней Руси Псалтирь была излюбленным чтением. По Псалтири учили детей читать. И когда в Советское время занимались изучением берестяных грамот, то, хотя люди в основном на бересте писали на житейские темы, можно было выявить скрытые цитаты. По скрытым цитатам определили, что самой читаемой книгой Древней Руси является именно Псалтирь. Второе место занимали притчи царя Соломона. Уж не знаю почему. Может, потому, что там очень часто затрагивается семейная тематика, воспитание детей, – то, что было близко нашим предкам, которые воспринимали Православие прежде всего как образ жизни.
Чтение Псалтири – это особое состояние духа: когда человек погружается в эти глаголы, он как бы стяжает ангельскую благодать. Мы знаем, что ангелы непрестанно предстоят Престолу Божию и воспевают Его чудные Имена. И всякий раз, когда православный христианин или христианка, взрослый человек или ребенок открывают Псалтирь и начинают по ней молиться, они присоединяются к ангельскому хору. И, живя на земле, они как бы оказываются на небесах.
Псалтирь – это Божие слово к нам. Сам Бог дал нам Псалтирь как пример и образец молитвы
– Почему важно читать Псалтирь, а не только молитвослов или акафисты? Потому что псалмы – это не просто древние, трудно понятные молитвы, как многие думают, а часть Священного Писания, данного нам Самим Богом. Если любая молитва – наше обращение к Богу, стремление к Нему, подобно как пламя свечи устремляется к небу, то Псалтирь – это Божие слово к нам, это свет, нисходящий с неба и просвещающий самые тайные стороны нашей души. Псалтирь – книга Богооткровенная. Через царя и пророка Давида Сам Бог дал нам Псалтирь как пример и образец молитвы. «Вот так вы должны обращаться ко Мне, каяться во грехах, чего-то просить, прославлять Своего Творца и восхищаться Промыслом Божиим», – говорит нам Господь через священную книгу Псалтири.
Псалтирь – духовная защита от любых темных сил
Псалтирь включает в себя всё, все виды молитв: здесь и покаяние во грехах, и прошение в различных нуждах, скорбях нашей жизни, и благодарение Бога за Его многочисленные благодеяния, и радостное славословие Господа как нашего Отца и Промыслителя. Псалтирь – духовная защита от любых темных сил, и вместо того чтобы всюду бояться какой-то там порчи, достаточно просто читать регулярно Псалтирь, так что к тебе не приблизится никакой искуситель. Не случайно псалмы включены практически во все церковные моления и молебны.
Псалтирь вкратце излагает Священную историю – от сотворения мира и вплоть до Страшного Суда, о котором сказано, что Господь грядет судити земли: судити вселенней в правду и людем истиною Своею (Пс. 95, 13). Всё наше богослужение насыщено священными строками из Псалтири, поэтому тот, кто дома читает псалмы, тот и в храме лучше понимает богослужение.
Псалтирь – это камертон, который задает очень точный тон всей духовной жизни
Иногда говорят, что мы не понимаем псалмов, и, значит, зачем их читать. Но если мы не понимаем состав лекарства, то это не значит, что в болезни мы не должны его принимать. Как еще говорят, «ты не понимаешь, зато бесы понимают»: они отходят от искушаемого человека, когда слышат священные слова псалмов. Если не начать читать Псалтирь, то ты ее так никогда и не научишься понимать. Смысл становится понятен по мере нашего возрастания и духовного опыта, когда псалмы входят в нашу духовную жизнь, когда они становятся созвучны голосу нашего сердца.
Псалтирь имеет исключительную ценность, о которой мы подчас не задумываемся. Эту ценность трудно передать на словах. Ее понимаешь со временем. Псалтирь – это как камертон, который задает очень точный тон всей духовной жизни. Псалтирь дает нам духовную бодрость и трезвость, освобождает сердце от нашедших искушений, помогает выправить свой жизненный путь по стезе исполнения Божией воли.
Псалом 136
Давиду Иеремием. 655 . «Евреи, отведенные в плен и потом возвратившиеся, рассказывают в сем псалме, что было в Вавилоне» (Бл. Феод.).
1. На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом. Св. Афанасий принимает сии слова, как предсказание о плене и скорбях его, а св. Злат. и бл. Феод., – как воспоминание о прошедшем. На реках. Вавилон лежал на обоих берегах реки Евфрата, который разветвлялся на множество каналов, как и другая река Вавилонии – Тигр. По св. Златоусту, «Евреи, как пленники, жили вне стен и городов»; в скорби естественно удалялись в места уединенные и, сидя на берегах рек или каналов, горько, горько плакали, воспоминая о Сионе, о храме, о родине.
2. На вербиих посреде его обесихом органы нашя. С Евр.: «На вербах посреди его (Вавилона или Вавил. народа) повесили наши арфы». Музыкальные инструменты, коими не могли и не хотели пользоваться Евреи, взяты были с собою последними, по устроению Божию, «для того, – говорит св. Злат., – чтобы и в чужой стране они имели памятники своего прежнего общественного устройства и тем более сокрушались, видя знаки тогдашнего богослужения».
3. Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней, и ведшии нас о пении: воспойте нам от песней Сионских. С Евр.: «Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши – веселия: пропойте нам из песней Сионских». О словесех песней – о содержании песней; песни Сионския – те, которые пелись на Сионе, в храме, песни Господни (ст. 4), священные, которых не могли и недостойны были слышать нечестивые язычники. Притом Вавилоняне требовали петь Сионские песни «не для того, – говорит бл. Феод., – чтобы получить им от сего какую-либо пользу, но чтобы посмеяться над Евреями».
4. Како воспоем песнь Господню на земли чуждей? Т.е. нам не позволительно петь; хотя мы и лишились отечества, однако продолжаем хранить закон и соблюдать его в точности» (Злат.) А закон повелевал петь свящ. песни только во храме, в Иудее.
5. Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. «Пусть, говорит пророк, крепость моя, сила моя забудет меня, и пусть я буду безгласен от множества бедствий» (Злат.). Пленные Иудеи дают знать Вавилонянам, что для них невозможно забыть Иерусалим и его священные уставы, как невозможно забыть правую руку, всегда нужную. Но св. Афанасий и бл. Феодорит под десницею разумеют помощь свыше. Т.е., а если я забуду Иерусалим, то да не улучу помощи свыше. «Сию то помощь, – говорит бл. Феод., – пророк называет десницею».
6. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего. С Евр.: «Прильпни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего». Прильпни язык; «ибо что пользы, – говорит св. Афан., – иметь такое орудие слова, которое, по-видимому, здорово, но не издает должных звуков. Аще не предложу, т.е. если память о тебе, Иерусалим, предпочту всякому веселию. Ибо в таком только случае может быть, что и всякое другое веселие обратится мне во благо». «Слово: предложу, – говорит св. Злат., – значит: поставлю в начале песни; оно выражает сильное желание или лучше любовь и пламенное стремление к городу (Иерусалиму)». Т.е. «верх веселия для меня – зрение на тебя, Иерусалим, обновление твое, торжество среди тебя; потому что в них нахожу истинное наслаждение» (Бл. Феодорит).
7. Помяни, Господи, сыны Едомския, в день Иерусалимль глаголющыя: истощайте 656 , истощайте, до оснований его. С Евр.: «Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: разрушайте, разрушайте до основания его». Сыны Едомские суть Исавовы потомки – Идумеяне. Этот родственный Евреям народ был их злейшим врагом. С Филистимлянами они вместе и не раз опустошали Палестинские пределы ( 2Пар. 28:17 ). Бог, чрез св. пророка Авдия, обличал Идумеев за то, что они в день разорения Иерусалима Вавилонянами были вместе с ними; радовались гибели Иудеев и разширяли уста свои в день их скорби, т.е. смеялись и поносили; простирали руки на пленение в день несчастия их; стояли на распутиях, чтобы рубить бегущих, и таким образом не давали Евреям спасаться бегством ( Авд. 1:11–15 ). За такие злодеяния и дам отмщение Мое на Идумею, говорит Господь, рукою людей Моих Израиля ( Иез. 25:13–14 ), что и исполнилось в последствии; ибо Иоанн Гиркан наказал и поработил Идумеев по свидетельству Иосифа Флавия 657 . А потому слово: помяни – нужно принимать не как зложелание, а как предсказание.
8. Дщи Вавилоня окаянная. С Евр.: «Дочь Вавилона, опустошительница»! Здесь слово Вавилон означает страну Вавилонию, а дочь – Вавилон город. Слово; окаянная 658 , т.е. злосчастная, или достойная жалости, – произнесенное во дни славы и могущества Вавилона, должно быть понимаемо, как предсказание о погибели Вавилона. Так и разумеют Отцы. «Это – пророческое слово, – говорит св. Афан., – и оно изображает падение Вавилона». «Здесь пророк, – говорит св. Злат., – предсказывает несчастия, которые постигнут Вавилон и, по причине имеющих постигнуть его бедствий, называет его несчастным». Так же и бл. Феод. Блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам. С Евр.: «Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам», – «т.е. блажен, кто и тебя сделает пленником» (Св. Афанасий).
9. Блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень. «Поелику Вавилоняне, – говорит бл. Феод., – жестоко поступали с младенцами Иудейскими, то пророк предсказывает им равное наказание». Св. пророк Исаия предсказывал, что дети Вавилонян будут убиты пред глазами их, что враги не пощадят младенцев их ( Ис. 13:16–18 ); следовательно слова псалмопевца выражают не зложелание, но предсказывают, что случится при раззорении Вавнлона Киром и Дарием, Мидянами и Персами, по определению Божию: в нюже меру мерите, возмерится и вам ( Мф. 7:2 ). По мнению св. Златоуста, приведенные слова псалмопевца «суть слова страсти пленных, которые требуют великого наказания, простирали гнев свой даже на младенческий возраст. Пророки, – замечает сей святитель, – многое говорили не от себя, но изображая и выставляя на вид страсти других. Сам же пророк стоял выше даже той меры возмездия, которая была дозволена ему законом ( Пс. 7:5 ».
О сем надписании смотри в статье «о писателях псалмов».
Истощайте εκκενουτε – (от κενοω – опоражниваю, опустошаю) – опустошайте, – «чтобы не оставалось и самых оснований города». Злат.
Гл. XII, 9. 1. Иоанн Гиркан (128 – 126 до Р. X.), сын Симона, возвратив все города, отнятые Сирійцами и Греками, подчинил и Идумеев, и, под страхом изгнания, заставлял их принять Еврейскую веру. См. Истор. Евр. народа – Гехта, гл. 2, стр. 28.
Окаянная ταλαιπωρος – сугубо несчастная, – из ταλας – терпяший, несчастный и πωρος тоже – несчастный, слепой. Акила, Феодотіон перевели: разграбленная, опустошенная, или: которая будет разграблена. У св. Злат.
Источник: Издание второе, исправленное и дополненное. Вятка. Печатня А.А. Красовского. 1874. От С.-Петербурского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется. С-Петербург. 10-го января 1874 года. Цензор Архимаидрит Арсений
Вам может быть интересно:
4. Толкование на Псалтирь – Псалом 136 – профессор Александр Павлович Лопухин
6. Толкование на 59 псалом – преподобный Максим Исповедник