Псалом 13: текст молитвы, для чего читают

Псалом Давида 13

Среди псалмов, написанных царем Давидом, есть несколько с пророческими словами, которые говорят о пришествии Христа, Его смерти и о победе Господа в итоге над злом. Псалом 13 относится к таким песням и говорит о будущей победе Господа и всего израильского народа.

История написания

Надписание песни говорит: «Начальнику хора. В конец. Псалом Давида» хотя фраза «в конец» есть не во всех переводах Библии.

Какой вывод можно сделать из данного надписания?

  • Во-первых, автором текста был царь Давид.
  • Во-вторых, данную песнь пел хор на Сионе, в месте богослужений при ковчеге Завета. Это делалось только с особенными псалмами, которые касались судьбы всего израильского народа. В некоторых переводах в надписание добавлено, что песнь пели и играли на струнных орудиях, т.е. после написания текст был передан начальнику хора, который руководил его изучением и последующим пением. Струнные орудия использовались только для участия в богослужениях.
  • И, в-третьих, слова «в конец» указывает на конец времени, т.е. псалом относится к кончине мира, являясь пророческим текстом.

На заметку! По самому же содержанию псалом является рассуждением про праведников и грешников, про Божью любовь и конечную победу Всевышнего над злом.

Толкование псалма

Пророческие слова, которые звучат в данной песне — это слова надежды и хвалы Господу. Несмотря на все грехи человечества, Бог презрел на него и спас. Толковать псалом следует по стихам:

  1. В первом стихе употребляется слово «безумен», однако, в оригинале слово, которое употребляет Давид означает человека нечестивого, живущего неправедной жизнью. Переводчики использовали наиболее близкое по смыслу слово, ведь из дальнейшего текста понятно, что только безумный человек может отвергать Божье существование.
  2. В стихах 2–3 описывается картина, которую увидел Господь с небес — «нет делающего добро». Безусловно, в Священном Писании есть рассказы про многих праведников (Ной, Авраам, Иосиф и пр.), да и сам автор был назван «мужем по сердцу Божьему» именно поэтому толкователи приходят к мнению, что здесь идет речь о всеобщем грехе человечества. Перед Богом каждый человек грешен, как бы праведно он не жил, именно поэтому Иисус Христос должен был умереть на кресте, чтобы спасти весь мир.
  3. В стихе 4 автор задает вопрос, неужели люди нечестивые не понимают, что Господь все видит и рано или поздно им придется платить за свои дела? Толкователи тут расходятся во мнениях, одни утверждают, что речь все так же идет о грешниках мира, другие — что о врагах еврейского народа, которые постоянно притесняли их не за что.
  4. В стихах 5 и 6 пророк говорит, что Господь все равно явит свою милость над Израилем и не оставит свой народ, защитит их от врага. Тут же указывается, что бедные люди более верны Господу и уповают на Него увереннее и чаще, нежели богатые. Пророк утверждает, что богачи поплатятся за то, что презирают бедных и потешаются над ними в то время, когда сами не имеют такой веры.

Правила чтения

Псалом 13 относится ко второй кафизме и читается обычно на воскресном утреннем богослужении на церковнославянском языке:

Рече безумен в сердце своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниих: несть творяй благостыню. Господь с Небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога. Вси уклонишася, вкупе неключими быша: несть творяй благостыню, несть до единаго. Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие, снедающии люди моя в снедь хлеба? Господа не призваша. Тамо убояшася страха, идеже не бе страх, яко Господь в роде праведных. Совет нищаго посрамисте, Господь же упование его есть. Кто даст от Сиона спасение Израилево? Внегда возвратит Господь пленение людей Своих, возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.

Для лучшего понимания церковных чтений рекомендуется накануне прочитывать текст псалма на русском языке:

1 Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро.

2 Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.

3 Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.

4 Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа?

5 Там убоятся они страха, [где нет страха,] ибо Бог в роде праведных.

6 Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его.

7 «Кто даст с Сиона спасение Израилю!» Когда Господь возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.

Псалом 13

Псалом 13 условно включен в группу пророческих. В нем высказана мысль, что процветание и спасение Израиля наступит после пришествия Христа, который наблюдает те беззакония, которые творятся на земле и ищет того, кто еще не утратил разум и веру.

Текст молитвы псалом 13

На церковнославянском языке с ударениями

Текст псалма 13 читают при богослужениях в храмах на церковнославянском (старославянском) языке, что позволяет приблизить слова молитвы к Богу и передать мольбы верующих.

1 Рече́ безу́мен в се́рдце свое́м, несть Бог. Растле́ша и омерзи́шася в начина́ниих, несть творя́й благосты́ню.

2 Госпо́дь с Небесе́ прини́че на сы́ны челове́чeския, ви́дети, а́ще eсть разумева́яй или́ взыска́яй Бо́га.

3 Вси уклони́шася, вку́пе неключи́ми бы́ша: несть творя́й благосты́ню, несть до eди́наго.

4 Ни ли́ уразуме́ют вси де́лающии беззако́ние, снеда́ющии лю́ди моя́ в снедь хле́ба? Го́спода не призва́ша.,

5 Та́мо убоя́шася стра́ха, иде́же не бе страх, я́ко Госпо́дь в ро́де пра́ведных..

6 Сове́т ни́щаго посрами́сте, Госпо́дь же упова́ние eго́ eсть.

7 Кто даст от Сио́на спасе́ние Изра́илево?

8 Внегда́ возврати́т Госпо́дь плене́ние люде́й Свои́х, возра́дуется Иа́ков, и возвесели́тся Изра́иль.

На русском языке

Допускается чтение молитвы в домашних условиях, то есть келейно. Для более глубокого понимания его содержания можно читать псалом 13 на русском языке.

1 Сказал безумец в сердце своем: нет Бога. Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро.

2 Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.

3 Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.

4 Неужели не познают все, творящие беззаконие? Поедающие народ мой, как едят хлеб, Господа не призвали.

5 Там убоятся они страха, [где нет страха,] ибо Бог в роде праведных.

6 Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его.

7 Кто даст с Сиона спасение Израилю!

8 Когда Господь возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.

История написания

По утверждению исследователей, псалом 13 был написан Давидом в период его правления. Царя заботит падение нравственности среди народа Израиля, что, как он предрекает, неминуемо приведет к концу света и второму пришествию Христа. Бог взирает с небес на то, что происходит с родом человеческим и ищет среди них того, кто еще не утратил разум и ждет его возвращения. Надежда Давида на милость Божью, несмотря на грехи человеческие.

Для чего читают?

Понять, для чего читают псалом 13, можно, вникнув в его глубокое содержание. Он обычно читается на воскресном утреннем богослужении. В домашних условиях читается в случаях, если требуется укрепление в вере, поддержка и желание глубже познать Господа.

Толкование псалма 13

Пророческие слова, содержащиеся в песне, можно понять, обратившись к толкованию псалма 13.

Молитва начинается надписанием, в котором указано, что это псалом, написанный Давидом.

  • Стих 1: повествует о «безумии неверия», охватившем народ, живущий неправедно, потворствующий лжецам и нечестивцам, что печалит Давида. Он постоянно сталкивался с проявлениями несправедливости и нарушений нравственных канонов, и уверен, что Господь тоже наблюдает за происходящим на земле.
  • Стихи 2–3: в них представлена картина мира, скатывающегося в безнравственность и зло, за которой наблюдает Бог. Грехи накапливаются, добавляясь, что печалит спасителя, принесшего себя в жертву.
  • Стих 4: в нем звучит вопрос, который может быть адресован не только к врагам Израиля, но и всему человечеству: неужели люди не понимают, что за совершенные грехи и неблаговидные дела придется платить?
  • Стихи 5-6: в них высказывается мысль, что, как бы ни случилось, Господь обязательно проявит милость к народу Израиля, защитит его от недругов и не оставит без защиты. В них указывается, что вера в Бога более крепка в простых людях, а богачи с презрением относятся к бедноте и не отличаются крепостью веры, ведут праздный образ жизни. За это обязательно последует наказание.
  • Стихи 7-8: в них звучит риторический вопрос, ответ на который певцу известен: спасение Израилево в вере в Господа. Весь предыдущий текст как бы подготавливает к пониманию мысли, что только вера в Бога и жизнь по Божьим правилам – основной способ спасения. Радость и веселье в Израиль принесет возвращение на землю Христа.

О чем повествует 13 псалом, его толкование и правила чтения

В современном мире значительное место в обществе занимают духовные религиозные ценности. Вся жизнь человека, независимо от нации, строится на вере в Бога, надежде на его помощь и милосердие. Вера подкрепляется и усиливается благодаря молитвенным песнословиям, среди которых важное место занимает Псалтирь.

Псалом 13 царя Давида раскрывает тайну прихода в этот мир Иисуса Христа, посвящен долготерпению Божию. Автор находится в недоумении, как люди могут постоянно находиться в состоянии греха, огорчая этим Господа Бога, и приводят свою душу к погибели.

История псалма 13

Давид писал этот псалом, рассуждая об ассирийцах, которые напали на Израиль, чтобы унизить и посмеяться над народом, который считал своим покровителем Бога. В итоге вражеское войско потерпело поражение. Песнопение имеет также духовный смысл. Человек, который не творит добрых дел, неприятен и зол.

Об авторе

Автором молитвы является пророк Давид. После Саула он был вторым царем израильского народа, младшим сыном Иессея (Ишая) из Вифлеема. Согласно библейским сведениям, Давид царствовал сорок лет. Семь лет и шесть месяцев он был царем в Иудее со столицей в Хевроне, затем 33 года возглавлял объединенное царство Израиля и Иудеи со столицей в Иерусалиме.

Прежде чем Давид стал известным на весь мир правителем, он был малоизвестным молодым пастухом. Согласно библейским пророчествам Нового Завета, из рода Давида (по мужской линии) вышел Мессия – Иисус Христос.

История написания

Множество святых отцов считают, что данный псалом повествует о противостоянии двух врагов – Давида, которого Господь посредством пророка объявил ставленником, и Саула, который боролся за власть, не собираясь ее отдавать просто так. Борьба восхваляющего Господа в псалмах Давида и преследование его Саулом продолжались на протяжении долгого времени, но точный срок не известен. Ученые расходятся в мнениях, указывая период от 3 до 40 лет.

Молитва наводит на серьезные размышления о том, какие тяжелые времена пережил святой. Он укрывался в чужом государстве, его постоянно не покидал страх за свою жизнь. При этом он не терял веру в Бога, в его милосердие. Этому способствовали постоянные молитвы Давида, возводящие к Господу. Свидетельством его литературного наследия, созданного благодаря вдохновению, дарованному Святым Духом, является Книга псалмов.

Для чего читают

Текст тринадцатого псалма православные христиане читают в таких случаях:

  • когда просят, чтобы Господь оградил и избавил их от нападений недоброжелателей;
  • во время нападения нечистой силы, дьявола.

Правила чтения

Данная молитва обладает большой духовной силой. Читать ее необходимо три раза в день на протяжении трех дней тем, кто подвергается сильным бесовским нападениям. При чтении главное — помнить, что важно не количество повторных прочтений, а сосредоточенность на общении с Богом и на словах псалма. У человека не должно возникать посторонних, лишних помыслов в процессе чтения.

Текст и толкование

С первых строк автор псалма обвиняет окружающих в том, что они ведут неправедную жизнь, не соблюдают иудейский Закон. В дальнейшем излагаются пророческие строки о том, какое наказание приготовил Бог для тех, кто отступил от заповедей. В качестве будущего лидера Давид пытается направить на путь истинный всех отступающих от Божьей воли. Он молится за свой народ и на собственном примере пытается донести до верующих, какая награда ждет праведников.

О чем говорится в тринадцатом псалме:

  1. Автор описывает Саула, которого изображает в виде неправедного «безумца», который отказывается признавать Божью волю. Сам же Давид никогда не собирался свергать своего предшественника. Он терпеливо ждал, когда сбудется пророчество. Жадный к власти Саул неоднократно покушался на его жизнь. Он считал своего противника революционером, который стремился к власти.
  2. В молитве отразилась не только личная неприязнь, возникшая между противниками. Правитель Израиля собрал в своем окружении нечестных и корыстных людей. Они совершенно не заботились о благополучии народа, как было задумано Богом. Представители власти, забыв о Законе и потеряв страх наказания, искали только путь обогащения.
  3. Пророческие размышления Давида призывают человека задуматься о судьбе своей бессмертной и грешной души. Автор наглядно представляет в псалме борьбу светлых и темных сил, которая царит и в наше время. Всех грешников ждет неизбежное наказание.

Таким образом, тринадцатый псалом Давида обращен ко всем, кто творит беззаконие. Грешники – это безумцы, которые отрицают существование и силу Господа Бога. Это является их большим заблуждением, которое мешает жить. Такие люди выдают желаемое за действительное.

Псалом утверждает, что человек изначально был сотворен Господом чистым и невинным. Безумные отступники портят свой совершенный образ, поэтому становятся отвратительными своему Создателю. Они настолько грешны, что становятся не способны на какие-либо добрые поступки. Господь с небес наблюдает за жителями Земли, и не находит ни одного доброго. Все сошли с предначертанного пути.

Главная опасность состоит в том, что грешники превозносят себя, считая мудрецами, и поэтому не предвидят последующее наказание. Давид пытается их вразумить. Добровольное отречение от Бога делает людей более черствыми и бессердечными. Пороки становятся для них необходимыми наравне с пищей. Но надежда остается всегда – еще существуют те, кто ищет Бога. Именно эти люди увидят Мессию. Только он может спасти человечество.

Видео

В этом видео представлены слова 13-го псалма.

Укрепление в вере: как правильно читать текст псалма 13

История и общие сведения псалма 13

Песнь содержит надписание: «Начальнику хора. В конец. Псалом Давида». Последняя часть фразы явно указывает на авторство Давида. Также он предназначался для хора на Сионе, что указывало на его особе предназначение. Обычно это относилось к псалмам, которые затрагивали судьбу всего еврейского народа. Фраза «в конец» относит текст к пророчествам, которые указывают на конец мира.

Псалом 13 указывает на будущую победу Всевышнего

Толкование и богословское значение

Песнь восхваляет Господа за его безграничное терпение к своим детям и их постоянным прегрешениям. Главная мысль послания – спасение человека в Боге. Толкование псалма проводят по стихам:

  • Стих 1. Переводчики применили слово «безумен», чтобы донести смысл послания Давида. Он упоминал о нечестивом, живущем неправедной жизнью человеке. В контексте можно понять, что только безумец отвергает существование Всевышнего.
  • Стих 2-3. В нем представлено выражение – «нет делающего добро». Священное Писание содержит множество упоминаний о праведных людях и их поступках. Однако здесь дана общая картина человечества, которое в любом случае грешно в глазах Творца. Именно поэтому он послал Иисуса, чтобы он своей кровью спас весь сир.
  • Стих 4. Содержит вопрос, как нечестивцы могут не понимать, что Бог видит все их прегрешения и в конце их ждет расплата за содеянное.
  • Стих 5-6. Давид говорит про любовь Господа к людям, которых он не оставит в беде и распространит свою милость над землями Израиля. Также он указывает, что бедные больше приближены к Всевышнему и уповают на его помощь, чем богатые.
  • Стих 7. В нем звучит риторический вопрос: «Кто даст от Сиона спасение Израилево?». Автор уже знает ответ, что только твердая вера в Творца спасет еврейский народ.

Видео «Чтение псалма 13»

В этом видео представлена аудиозапись написанной царем Давидом молитвы.

Правила прочтения молитвы

Вторая кафизма включает 13 псалом, который в православной церкви принято читать на воскресном утреннем богослужении. Текст произносят на церковнославянском языке, однако накануне можно прочитать его на русском языке. Это позволит лучше понять слова священнослужителя и проникнуться глубинной сутью песни.

Псалтырь содержит молитвы, которые помогают в различных жизненных ситуациях.

Псалом 13 обладает особенной силой и рекомендован к прочтению людям, подвергающимся сильным бесовским нападениям. Читать его следует 3 раза в день в течение трех суток, после чего сердце освободится от страха, а душу наполнит смирение и умиротворение.

Текст псалма 13 на русском языке

1 Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро.

2 Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.

3 Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.

4 Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа?

5 Там убоятся они страха, [где нет страха,] ибо Бог в роде праведных.

6 Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его.

7 «Кто даст с Сиона спасение Израилю!» Когда Господь возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.

Ярким примером пророческого текста, который указывает на греховность людей и неминуемое наказание, является псалом 13. В нем описано безграничное терпение Создателя к невежественному человеку, который, не боясь наказания, совершает неправедные поступки. Однако, в конечном счете, ему придется ответить за все и понести достойное его прегрешений наказание.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Псалом 13 толкование

Детально: псалом 13 толкование – со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Перед тем, как стать известным на весь мир правителем, Давид был малоизвестным молодым пастушком. Хотя Господь через пророка объявил его своим ставленником, Саул не собирался отдавать власть просто так. О противостоянии двух врагов повествует 13 псалом, в нем всего шесть стихов, но они наполнены страстью и верой. Попробуем поглубже вникнуть в смысл этого псалма, хорошо известного православным христианам.

Общие сведения

Большинство святых отцов сходятся во мнении, что данная глава посвящена преследованиям со стороны Саула. Его противостояние с народным любимцем было довольно продолжительным, хотя точно обозначить этот срок никто не может. Ученые выдвигают различные версии — от 3 до 40 лет. Псалом 13 заставляет всерьез задуматься о том, какие темные времена пришлось пережить Давиду.

Среди немногочисленных друзей он скрывался в чужой стране, постоянно опасаясь за свою жизнь. При этом старался не терять веры в Божьи обетования, для чего постоянно пребывал в молитвах. Об этом как нельзя лучше свидетельствует литературное наследие, вдохновленное Духом Святым, то есть книга Псалмов. Текст 13 псалма православные верующие читают в ряде случаев:

  • когда хотят, чтобы Господь избавил от нападок недоброжелателей;
  • во время нападений нечистой силы.

Считается, что лучше продолжать молитвы в течение трех дней. Но главное все же не количество повторов, важно при этом полностью сосредоточиться на общении с Богом.

Текст 13 псалма на русском

1. Сказал безумец в сердце своем:
«Нет Бога».
Они развратились, гнусны их дела;
нет делающего добро.
2. Господь взирает с небес на людей,
чтобы увидеть, есть ли понимающий,
ищущий Бога.
3. Все сбились с пути,
все, как один, развратились;
нет делающего добро,
нет ни одного.
4. Неужели не вразумятся делающие зло –
те, кто поедает мой народ, как хлеб,
и Господа не призывает?
5. Там их охватит страх,
потому что Бог на стороне праведных.
6. Вы осмеяли надежды нищих,
но прибежище их – Господь.
7. О, кто дал бы с Сиона спасение Израилю!
Когда Господь восстановит Свой народ,
пусть ликует Иаков и радуется Израиль!

Толкование 13 псалма

В первых же строках автор обвиняет окружающих в том, что они ведут неправедную жизнь, не соблюдают иудейский Закон. Далее следуют пророческие строки о том, какое наказание уготовал Бог тем, кто отступил от Его путей. Как будущий лидер, Давид пытается вразумить всех отступающих от воли Божией. Он молится за своей народ, делится радостным предвкушением награды, которая ждет праведников.

  • Давид описывает Саула, как «безумца», потому что тот отказывается признавать волю Господа. К чести Давида следует сказать — он никогда не собирался свергать своего предшественника, терпеливо ожидая, когда сбудется пророчество. Саул же многократно покушался на его жизнь. Он считал бывшего фаворита революционером, стремящимся к власти.
  • Но здесь отражается не только личная неприязнь. Правитель Израиля был виновен в том, что собрал вокруг себя людей нечестных, корыстных. Они вовсе не думали о благе народном, как задумано Богом. Эти представители власти искали только средств обогащения, забыв о Законе, потеряв страх наказания.
  • Пророческие стихи должны были заставить их задуматься об участи своей бессмертной души. Всех, кто согрешает, ждет неизбежное наказание.

В переносном смысле 13 псалом Давида применим ко всем, кто творит беззаконие. Грешники являются безумцами, поскольку отрицают существование и силу Господа. Это не более, чем заблуждение их слабого разума. Такие люди выдают желаемое за действительное.

Человек изначально сотворен чистым, невинным. Насколько безумны отступники, что извращают пороком совершенный свой образ, портят его, становятся отвратительны своему Создателю. Несут такой сильный отпечаток греха, что становятся неспособны на добро. Господь предстает заинтересованной стороной. С небес Он наблюдает за жителями земли, но не может найти ни одного доброго. Буквально все сошли с предначертанного пути.

Главная опасность в том, что грешники считают себя мудрецами, не предвидят наказания, которое обязательно последует. Давид пытается вразумить их. Добровольное отречение от Бога делает их все более черствыми, бессердечными настолько, что пороки становятся им также необходимы, как пища.

Но остается надежда — есть еще те, кто ищет Бога. Именно эти люди увидят Мессию — ведь только Ему под силу спасти человечество. С текстом 13 псалма на русском языке следует ознакомиться до того, как начнете учить церковнославянский вариант:

Рече безумен в сердце своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниих: несть творяй благостыню. Господь с Небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога. Вси уклонишася, вкупе неключими быша: несть творяй благостыню, несть до единаго. Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие, снедающии люди моя в снедь хлеба? Господа не призваша. Тамо убояшася страха, идеже не бе страх, яко Господь в роде праведных. Совет нищаго посрамисте, Господь же упование его есть. Кто даст от Сиона спасение Израилево? Внегда возвратит Господь пленение людей Своих, возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.

13 псалом — текст на русском, зачем читают, толкование was last modified: Июнь 13th, 2018 by Bogolub

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 13

Толкование Псалма 13

Псалом мог быть навеян теми же обстоятельствами (гонений на Давида со стороны Саула), нов целом он-о развращенности рода человеческого, все дальше уходящего от Бога. В нем томление по царству Божию, желание, чтобы оно было утверждено на земле. Псалом 13 почти идентичен Псалму 52.

А. Горестные мысли об отрицающих Бога (13:1-3)

Пс. 13:1. Они безумны – те, которые “говорят в сердце своем”, что “нет Бога”. Развращенность их, совершение ими гнусных дел, неспособность делать добро – естественные последствия этого. Если под “безумцем” здесь подразумевается конкретно Саул, то его “неверие” следует понимать не буквально, а в том смысле, что он не хотел принять Божиего решения относительно помазания Давида в цари Израиля. Можно предположить, что, считая Давида лицемером и властолюбцем, Саул был искренен в своем заблуждении, но многие из его придворных клеветали на Давида и совершали в отношении него гнусные дела, преследуя свои корыстные цели.

Фраза Давида, с которой начинается этот псалом, звучит в веках. Независимо оттого, имела ли она конкретного “адресата”, она вполне применима к атеистам всех времен – как к полным, так и к практическим, т. е. таким, которые живут без Бога, словно забывая или не думая о том, что Он есть. Отторгши себя от источника Божией мудрости – слова Его – они делаются “безумны” – в том смысле, что испорченность их, превратное виденье вещей, эгоизм и своеволие постоянно прогрессируют. (сравните со словами из Прит. 1:7, что “Начало мудрости – страх Господень”.)

Пс. 13:2. Состояние рода человеческого псалмопевец характеризует как бы через виденье его Господом. Вот, Господь обозревает с небес… сынов человеческих в поисках понимающего, что Бог есть (“разумеющего”) и жаждущего найти Его…

Пс. 13:3. Выводы, к которым приходит Бог, – неутешительны, следует из этого стиха: уклонились, творят непотребство все, и нет ни одного… делающего добро. Мысль о всеобщей развращенности рода человеческого облечена псалмопевцем в гиперболическую форму, но – близка к истине.

Б. О наказании “беззаконников” (13:4-6)

Пс. 13:4-6. Давид изумляется “всем делающим беззаконие”, которым не хватает разума понять, что им, “не призывающим Господа”, Он не позволит терзать Его народ (“поедать его, как едят хлеб”). Эти слова могли относиться как к корыстным и бессовестным сановникам царя Саула, так и к язычникам, опустошавшим земли Израиля.

Псалмопевец надеется, однако, что “беззаконники” убоятся Бога, страха, который насылает Он. Так что напрасно они смеются над упованием нищего (гонимого, страждущего) на Господа.

В. Жажда царства (13:7)

Пс. 13:7. В этом стихе видят томление Давида по царству Божию на земле. По всей вероятности, он приводится (в определенной интерпретации) апостолом Павлом, жаждавшим избавления Израиля от власти Рима: “Приидет от Сиона Избавитель и отвратит нечестие от Иакова” и далее (Рим. 11:26-27). Это “отвратит нечестие от Иакова” (у Павла), вероятно, соответствует словам Давида “возвратит пленение народа Своего”.

По смыслу стих 7 явно перекликается (в плане томления по праведному правлению Господа на земле и, в первую очередь, по установлению такого правления “среди Израиля”) со словами пророка Софонии (Соф. 3:14-16).

В конец, псалом Давиду

К исполнению. Псалом Давида.

1 Рече безумен в сердце своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниих, несть творяй благостыню.

1 Сказал безумный в сердце своём: “Нет Бога!” Они развратились и стали гнусны в поступках; нет делающего добро.

2 Господь с Небесе приниче на сыны человечeския, видети, аще eсть разумеваяй или взыскаяй Бога.

2 Господь с небес взглянул на сынов человеческих, увидеть, есть ли разумеющий или ищущий Бога.

3 Вси уклонишася, вкупе неключими быша: несть творяй благостыню, несть до eдинаго.

3 Все уклонились, вместе стали негодными, нет делающего добро, нет ни одного.

4 Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие, снедающии люди моя в снедь хлеба? Господа не призваша.

4 Неужели не познают все, творящие беззаконие? Поедающие народ мой, как едят хлеб, Господа не призвали.

5 Тамо убояшася страха, идеже не бе страх, яко Господь в роде праведных.

5 Там оробели они в страхе, где не было страха, ибо Господь – в роде праведных.

6 Совет нищаго посрамисте, Господь же упование eго eсть.

6 Совет нищего вы осмеяли, но Господь – надежда его.

7 Кто даст от Сиона спасение Израилево?

7 “Кто даст с Сиона спасение Израилю?”

8 Внегда возвратит Господь пленение людей Своих, возрадуется Иаков, и возвеселится Израиль.

8 Когда возвратит Господь плен народа Своего, возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.

Слава:

Слава:

Рече безумен в сердце своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниих: несть творяй благостыню. Господь с Небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога. Вси уклонишася, вкупе неключими быша: несть творяй благостыню, несть до единаго. Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие, снедающии люди моя в снедь хлеба? Господа не призваша. Тамо убояшася страха, идеже не бе страх, яко Господь в роде праведных. Совет нищаго посрамисте, Господь же упование его есть. Кто даст от Сиона спасение Израилево? Внегда возвратит Господь пленение людей Своих, возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.

Слава:

Текст 13 псалма на русском языке продолжает тему гонений, которые претерпевал псалмопевец Давид от первого царя Израиля Саула. Преследования, вынуждающие Давида быть в бегах, часто наталкивали его на мысли о греховности человеческого рода, и он изливал свои сомнения в виде молитвы к Богу.

Христианский псалом 13 – одно из таких молитвенных размышлений, в котором Давид поражается долготерпению Бога, терпящего бесчинства людей с начала времен, и одновременно недоумевает, как люди могут постоянно пребывать в состоянии греха, огорчая этим милосердного Господа, и ведя свою душу к погибели.

Толкование православного псалма 13 говорит нам, что Давид не видит ни одного праведника вокруг себя: «Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного» (Пс. 13, 3). В то же время текст 13 псалма частично пророческий: в нем автор предсказывает ужас, который испытают грешники, представ пред лицом Божиим, явно подразумевая при этом Страшный Суд.

Псалом 13 , согласно пояснению, обладает особенной силой: слушать и читать его следует трижды в день в течение трех дней тем, кто подвергается сильным бесовским нападениям.

Слушать на видео православную молитву псалом 13 на русском языке

Чтение текста молитвы псалом 13 на русском языке

Сказал безумец в сердце своем: нет Бога. Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро. Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного. Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа? Там убоятся они страха, где нет страха, ибо Бог в роде праведных. Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его. Кто даст с Сиона спасение Израилю! Когда Господь возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль

Текст псалом 13 для чтения на церковно славянском языке

Рече безумен в сердцы своем; несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинанiих; несть творяй благостыню. Господь с небесе приниче на сыны человечeскiя, видети, аще eсть разумеваяй, или взыскаяй Бога. Вси уклонишася, вкупе неключими быша; несть творяй благостыню, несть до eдинаго. Ни ли уразумеют вси делающiи беззаконiе, снедающiи люди моя в снедь хлеба? Господа не призваша. Тамо убояшася страха, идеже не бе страх; яко Господь в роде праведных. Совет нищаго посрамисте; Господь же упованiе eго eсть. Кто даст от Сiона спасенiе Израилево? Внегда возвратит Господь плененiе людiй своих, возрадуется iаков, и возвеселится Израиль.

Псалом 13

Надписание сего псалма то же, что и в псалмах 10, 12 и других: В конец, псалом Давиду. Объяснение см. в псалмах 4 и 6.

Пс.13:1 Рече безумен в сердце своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниих: несть творяй благостыню.

Слово безумен по русскому словоупотреблению означает человека, лишенного ума, или, что то же, неразумного,– но в настоящем выражении: рече безумен в сердце своем – слово это употреблено в другом значении, как это можно видеть и по связи этого выражения с последующими речениями псалма и вообще по употреблению его в Священном Писании. Весь Пс.13 есть не что иное, как выражение жалобы на нечестивых и беззаконных, а потому и словом безумен пророк обозначает здесь, должно думать, не одно какое-либо определенное лицо, а вообще человека нечестивого или, вообще, развращенного беззаконною жизнью. «Прирожденная духу нашему идея (мысль) о Боге есть сущность разумной природы человека и наилучшее ее украшение; истина же бытия Божия есть коренное начало, жизнь и душа всякого ведения; без этой истины неразрешимы все высшие вопросы человеческого знания. А потому, действительно, только безумный может сказать, что нет Бога». Справедливо замечает блж. Августин и другие толковники, что Давид разумеет здесь таких людей, кои умом сознают бытие Божие, но по нечестию, из любви к греху не веруют или, лучше сказать, не хотят, боятся верить в Бога-Промыслителя, Судию и Мздовоздаятеля, живут без Бога, а потому и предаются пороку необузданно. Слово безумен на языке Священного Писания означает нечестивого, ибо и на самом деле нечестие есть безумие, потому и Давид свое беззаконие называет безумием ( Пс.37:6 ). Весьма уместно здесь припомнить евангельскую притчу об одном безрассудном богаче, который, быв предан любостяжательности и сластолюбию до забвения о Боге, не знал надлежащего употребления временному богатству своему и думал употребить его на свою роскошь и пресыщение, за что именно и назван был от Самого Господа Иисуса Христа «безумным» ( Лк.12:16–21 ). Так вот такой-то нечестивец, безумец, и сказал в сердце своем: нет Бога, нет Судии и Мздовоздаятеля. Растлеша и омерзишася в начинаниих – в этих словах и заключается достаточное подтверждение тому что под словами рече безумен пророк разумел не одно какое-либо определенное лицо, а вообще хотел выразить свое мнение о безбожии или неверии современных ему евреев, или еще более общую мысль о повреждении человеческой природы и необходимости спасения свыше. Люди развратились, потеряли веру в истинного Бога, сделались суеверны, безбожны и нечестивы, – а без веры в Бога и все дела их оказывались пред очами Божиими гнусными и мерзкими ( Рим.1:24, 32 ); омерзишася в начинаниих, так что не стало между ними человека добродетельного, который совершал бы только доброе и полезное дело: несть творяй благостыню.

Пс.13:2–3 Господь с небесе приниче на сыны человеческий, видети аще есть разумеваяй, или взыскаяй Бога. Вси уклонишася, вкупе неключими Быша : несть творяй благостыню, несть до единаго.

Всеведущему и Живущему на Небесах Господу естественно надзирать не только землю с живущими на ней сынами человеческими, но и всю вселенную: «Ибо Сам поднебесную всю надзирает, ведый, яже на земли, вся яже сотвори», – как написано в книге Иова ( Иов.28:24 ). И многое из того, что Всеведущему и вся назирающему Господу Богу известно, делается по откровению от Господа известным и святым Его пророкам. Дух Святой открывает им многие тайны судеб Божиих. Так и пророк Давид, извещенный от Духа Святого, в псалме своем воспевает данные ему от Бога откровения о безбожии и нравственной развращенности людей. Господь, говорит он, с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли между ними знающие или ищущие Бога; и увидел, что все уклонились от путей правды, все равномерно неключимы, т.е. все сделались непотребны и мерзки пред Богом, так что нет ни одного человека, который был бы расположен к добру и любил бы добродетель. Читая эти слова псалма, можно подумать, что пророк как бы забывает о праведном Ное, который жил во дни потопа и всеобщего развращения нравов у людей, о праведном Аврааме, о Моисее и других пророках, «иже верою победиша царствия», как говорит апостол ( Евр.11:32–33 ), «которых весь мир не был достоин, которые стремились к лучшему, т.е. к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом» ( Евр.11:16, 38 ). Говоря, что при воззрении Господа с небесе на сынов человеческих, все они, даже до единого, оказались непотребными пред Ним. Давид не исключает и себя, и Самуила, и Нафана, и многих других современных ему и последовавших за ним пророков Божиих, которые все старались служить Господу во истине и правде, и все были исполнены благодати Духа Святого ( 2Пар.8:14, 15:1 ). Вси уклонишася, вкупе неключими Быша – слова эти нужно понимать в общем смысле; псалмопевец говорит в них о всеобщем развращении рода человеческого, об общей порче человеческой природы, которая вошла в мир через грехопадение первых человеков, говорит о том, каковы все люди по растленному естеству, а не о том, каковыми они становятся по благодати Божией. О том, что, по благодати Божией, и из грешных людей могут быть, и многие действительно бывают, праведными, преподобными и святыми, что на земле всегда был, есть и будет род праведных и что Сам Господь пребывает в роде праведных, – об этом пророк Давид говорит и в сем же псалме (ст. 5).

Пс.13:4 Ни ли уразумеют вси делающий беззаконие, снедающии люди Моя в снедь хлеба, Господа не призваша?

Вопрошается, неужели того, что есть Бог, что Господь видит дела человеческие и судит их, – неужели всего этого не разумеют и не понимают люди нечестивые, снедающий люди Моя в снедь хлеба, т.е. притесняющие и обижающие людей Моих (народ израильский), как бы питающиеся притеснениями народа, как питаются хлебом? В этом стихе от мысли о всеобщем развращении рода человеческого пророк переносит речь свою к нечестивым врагам народа еврейского, которые (ассирияне, вавилоняне, египтяне и др.) не только разоряли и притесняли этот народ опустошительными войнами, но и принуждали его к идолопоклонству и тем как бы поедали, уничтожали не только материальное, но и нравственное, духовное благополучие народа Божия. А причина, или источник такого враждебного и жестокого отношения нечестивых языческих народов к народу еврейскому заключалась в том, что они Господа не призваша. Кто призывает имя истинного Бога, в том обнаруживается явный признак веры и благочестия; непризывание же Бога обнаруживает совершенное забвение Бога и непочтение к Нему. Таковыми, т.е. забывшими и не почитавшими Бога, и были все враги народа Божия.

Пс.13:5 Тамо убояшася страха, идеже не бе страх, яко Господь в роде праведных.

Пророк этими словами говорит, что нечестивые, живущие без Бога, вострепещут от страха там, где нет страха, когда увидят, что Господь пребывает в роде праведных и является со Своею помощью людям благочестивым, притесняемым; тогда-то нечестивые вострепещут от гнева и наказания Божия, которое постигнет их там, где и не ожидали его увидеть. Наглядный пример сего представляет нам библейская история из времен благочестивого царя иудейского Езекии, который царствовал спустя около 300 лет по смерти Давида. Сеннахирим, царь ассирийский, с многочисленным войском вторгся в пределы царства Иудейского и грозил разрушить не только Иерусалим и храм, но и все царство Иудейское ( 2Пар. 32 ). Но, по молитвам самого царя и пророка Исайи, Господь послал помощь Свою Езекии и его народу – в одну ночь ангел Господень умертвил 185 тысяч воинов в стане ассирийского царя, а остальные обратились в бегство, убоясь страха там, где раньше того не представлялось никакого страха, никакой опасности для них, и увидев воочию, что Господь пребывает в роде праведных, т.е. благочестивых царей иудейских, потомков Давида царя.

Пс.13:6 Совет нищаго посрамисте: Господь же упование его есть.

Весьма обычное явление у людей, что простые и бедные люди наиболее тверды бывают в вере и благочестии, и они же всегда с верою прибегают к Богу и от Него одного больше всего ожидают помощи. Не теряют они надежды на милость Божию даже и тогда, когда, по-видимому, долго не получают ее, когда вера их подвергается испытанию, когда люди беззаконные и нечестивые, преданные суете и плотоугодию, осмеивают их веру и надежду на Бога, называя ее тщетною и говоря, что они всуе уповают на Бога, от Которого нет им никакой помощи. Обличая нечестивых за такое соблазнительное отношение к бедным, пророк говорит, что и оно будет также причиною их погибели, в наказание за то, что они посрамляют совет нищаго, будто бедные, но верующие люди глупо делают, когда надеются на покровительство Божие.

Пс.13:7 Кто даст от Сиона спасение Израилево?

Так как на Сионской горе был храм Иерусалимский, в котором благоволил особенным образом обитать Сам Господь, как это уже и ранее было сказано (при объяснении 3-го псалма), то даровать спасение от Сиона значит даровать спасение в Церкви, или чрез Церковь. Враги народа иудейского с насмешкою говорили, что напрасно этот народ ожидает себе помощи от Сиона ( Исх.36:7, 15 ), что Бог, на помощь Которого верные Ему иудеи надеются, не спасет их от руки врагов. В опровержение такой хулы на Бога пророк и говорит, что верному Израилю не от кого ожидать более помощи и спасения, как только от Господа Бога. Это и выразил он в следующем, последнем стихе псалма:

Пс.13:8 Внегда возвратит Господь пленение людей Своих, возрадуется Иаков, и возвеселится Израиль.

Для незнакомых с историей ветхозаветной Церкви нужно сказать, что Иаков и Израиль – это два имени одного и того же лица: сын Исаака и внук Авраама Иаков от Самого Господа получил наименование «Израиль». А так как он, этот Израиль, сделался патриархом, или, что то же, родоначальником еврейского, или израильского, народа, то и весь народ этот, избранный быть народом Божиим, стал именоваться у священных писателей Израилем. Таким образом, словами сего стиха, под именем Иакова и Израиля, пророк утешает верных рабов Божиих, хотя и не получающих долго помощи от Господа, но не теряющих надежды на Него. Он как бы так говорит: беззаконные и нечестивые враги ваши угнетают вас, делая опустошительные нападения и разоряя города ваши, они держат вас как бы в плену лишая вас свободы и возможности проводить тихое и безмятежное житие. Но вы не отчаивайтесь в милости Божией, не теряйте надежды на Бога. Настанет время, когда вас Господь освободит от нападений вражеских, избавит вас от этого плена духовного – затем настанет общая всем радость: тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль. Сион и храм Иерусалимский представляли собою ветхозаветную Церковь; а так как ветхозаветная Церковь была образом новозаветной, христианской Церкви, то св. отцы под образом спасения от Сиона справедливо видят спасение, дарованное миру Спасителем. Таким образом, в последних словах псалма выражается в таинственном смысле молитва пророка о скорейшем пришествии Христа Спасителя, дабы избавил людей Своих от пленения диавольского, в котором находился весь род человеческий, растленный грехом, как сказано в первых стихах псалма, – и тогда настанут времена радости и веселия для всего нового Израиля, т.е. рода христианского.

ПСАЛОМ 52

С рассмотренным и объясненным псалмом 13 вполне сходен Пс.52 ; небольшая разница есть только: 1) в надписании и 2) в замене одних слов и выражений другими, синонимичными им (однозначными), или – в ином значении, как-то: выражение в стихе первом Пс.13 омерзишася в начинаниих заменено в 52-м псалме выражением – омерзишася в беззакониих; выражение несть творяй благостыню заменено выражением несть творяй благое; слово Господь в 52-м псалме заменено словом Бог; выражение яко Господь в роде праведных заменено в 52-м псалме выражением яко Бог разсыпа кости человекоугодников. Стиха 6: совет нищаго посрамисте: Господь же упование его есть в 52-м псалме совсем нет; его заменяют там слова постыдешася, яко Бог уничижи их. Вот и вся разница в изложении псалмов 13 и 52.

Надписание Пс.52 читается так: В конец, о Маелефе, разума Давиду. По переводу с еврейского надписание читается так: «Начальнику хора. На духовом орудии. Учение Давида». Слова в конец были уже объясняемы неоднократно; они значат, что пророчество, заключающееся в псалме, придет (или пришло) во исполнение в последнее время. Слова о Маелефе переводятся: «для ликования», или «с помощью лика» (т.е. нужно петь этот псалом).

Затем подлежат объяснению те выражения Пс.52 , которых нет в Пс.13 . Это слова 6-го стиха: яко Бог разсыпа кости человекоугодников: постыдешася, яко Бог уничижи их. В русской Псалтири по переводу с еврейского этот стих передается так: ибо Бог разсыплет кости ополчающихся против тебя; под именем человекоугодников, или противников Богу некоторые из древних церковных толковников (блж. Феодорит [6, с. 248]) разумеют ассириан, коих кости Бог рассыпал, избив их чрез ангела, в числе 185 тысяч воинов, и в частности – военачальника их Рабсака, который произносил хульные слова на Бога и Творца всяческих, думая тем угодить безбожным ассирианам (во времена блж. Иеронима Стридонского Рабсака считали отступником из евреев). Ассирийский царь Сеннахирим и главный военачальник ассирийских войск Рабсак, подступив к Иерусалиму, с гордостью требовали себе покорности от иессеев и царя их Езекии, произнося в то же время хулы на Бога иудеев и говоря, что Бог не спасет их от мощной силы ассириян. Но вскоре им пришлось устыдиться и устрашиться, когда они увидели свое уничижение – быстрое поражение своего войска от руки ангела: тогда они постыдешася, яко Бог уничижи их.

Итак, оба рассмотренные нами псалма – 13 и 52, сходные один с другим и по содержанию и по буквальному изложению, достаточно выясняют ту мысль, что лукавый мир, уклонившись от Бога, пременил «истину Божию во лжу» ( Рим.1:25 ), хитрый отец лжи посеял между человеками все виды суеверия и заблуждения. И нет такой лжи и нелепости, которой не верили бы человеки. Взгляните на мир языческий: не совершенное ли это царство глубочайшей тьмы и неведения? Не полное ли торжество отца лжи и заблуждения? Чему не поклонялся бедный язычник, кроме истинного Бога? Поклонялся и солнцу и луне, боготворил животных и растения, служил праздным мечтам своего нечистого воображения, говорил древу и камени: ты мой бог, боготворил даже собственные свои страсти и пороки. Блуждал, как бессловесные, без веры и Закона Божия; жил, как бессловесные, водясь одними чувствами и побуждениями плотскими; умирал, как бессловесные, без надежды и упования другой, лучшей и совершеннейшей жизни. Как ни притворяется иногда мир добрым и любящим правду: но нетрудно видеть при свете Слова Божия, что он весь во зле лежит ( 1Ин.5:19 ). Нет беззакония, в которое не впал бы падший человек; нет преступления, которым не пятналось бы человечество; нет вида нечистоты и скверны, которым не осквернилась бы земля наша; нет вида злобы и лукавства, от которых не страдал бы род человеческий. Хотя темное сознание правды и добродетели не умирало совершенно в человечестве; но и это сознание служило только к обличению, а не к исправлению, томило душу и сердце, а не утешало и не ободряло. Чего не предпринимала мудрость человеческая, чтобы остановить поток зла? Изобретались правила и нравоучения, писались законы и постановления, употреблялись жестокости и казни во имя правды и добра: но эти слабые преграды падали одна за другой, а зло росло и ширилось. Приниче Господь с высоты Своея видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога – и что же увидело чистое око Божие? Вси уклонишася, омерзишася в начинаниих вкупе непотребны Быша , несть творяй благое, несть до единаго. И до того огрубело падшее человечество в беззакониях, что, когда Сама Правда Божия явилась миру в лице Иисуса Христа – Праведника, Она была не узнана и отвергнута, презрена и уничижена. Гонимая и преследуемая злобою, Она не имеет, где главу подклонити ( Мф.8:20 ; Лк.9:58 ), и обретает убежище на позорном месте казни; Она поругана и осмеяна, увенчана тернием и пригвождена ко кресту. Не полное ли, по-видимому, торжество нечестия и злобы? Сам диавол не мог пожелать большего торжества себе, как сделать из ученика – предателя, из первосвященников и вождей народа Божия – злодеев и христоубийц, из народа, возлюбленного Богом, – народ богоненавистный и отверженный. Но надолго ли это мнимое торжество? Думала ли сама злоба, что, предавая на смерть неповинного, она предает собственное счастье – временное и вечное, и покупает себе вечное мучение геенны? Губя Иисуса, губит в Нем все свое блаженство и остается с одною адскою мукой. Предвидел ли сам диавол, что воздвигнутый по наущению его крест поразит его самого во главу, что пригвожденный ко кресту Иисус ныне же разрушит его царство, ниспровергнет его державу? Что осужденный на распятие Сын Человеческий Сам явится некогда Судиею всего мира и низвергнет его во огнь вечный, на мучение нескончаемое? Надеялись ли бедные рыбаки Галилейские, что преданный на крест Учитель их сядет на престоле славы Своея ( Мф.25:31 ), что и они сами сядут с Ним на двунадесяти престолах, судяще обеманадесяте коленома израилевама? ( Мф.19:28 ). Но воскресе Христос, – и все нечаемое совершилось, ненадеемое исполнилось, неожиданное явилось во свете. Распятый Иисус сидит на престоле славы, одесную Бога Отца; призванные Им рыбари прославлены во Царствии Божием; злоба и нечестие поруганы, ад и диавол ниспровергнуты, правда и святыня превознесены и прославлены» (Димитрий, архиеп. Херсонский. Слова, беседы и речи). Вот когда возвратил Господь пленение людей Своих, вот когда настали радость для Иакова и веселие для Израиля!

Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8

Читайте также:  Псалом 1: текст молитвы, для чего читают
Ссылка на основную публикацию