Псалом 12: текст молитвы, для чего читают

Псалом Давида 12

На долю царя Давида, который назван в Писании «мужем по сердцу Божьему» выпало немало испытаний. Некоторые из них случались по Божьему плану, некоторые стали следствием падений и грехов самого Давида. Его псалмы — это хороший пример человека, который страдает, падает, но не перестает поклоняться Господу. Псалом 12 — это размышление, это надежда на Господа и молитва к Нему.

История написания

Точно не известно, какое именно событие толкнуло царя на данный текст, но надежда, выраженная последними стихами, может говорить о том, что момент написания пришелся на некий конец какого-либо испытания. Как известно, у пророка Давида была сложная жизнь, полная не только его собственными грехами, но и испытаниями от Господа, а также борьбы за власть и за народ.

Известно, что данная песнь написана почти сразу после создания 7-го псалма, который был приурочен к пророчеству Нафана о победе над Авессаломом. Как известно, дочь царя Фамарь, сестра Авессалома, была изнасилована своим сводным братом — Амноном. В результате этого, один брат убил другого и стал планировать сбросить с престола отца.

Другие псалмы царя Давида:

Авессалом настроил против Давида его приближенных и царь был вынужден бежать. В итоге он получил пророческое слово от Нафана о том, что победа останется за царем и Авессалом будет поражен.

Надпись в начале песни «в конец» говорит о победе над Авессаломом, т.е. победа, которая была в конце. Поэтому песня заканчивается хвалой и словами радости о победе и милости Божьей!

Толкование

Данный текст содержит в себе одну молитву к Господу, которая проходит различные стадии. Псалом можно разделить на три основные части:

  1. Жалоба автора на то, что Господь покинул и не дает облегчение измученной душе.
  2. Ревностное прошение к Творцу о помощи и утешении.
  3. Надежда на ответ Всевышнего и радость о том, что грядет милостивое избавление.

Толковать псалом необходимо по стихам, это позволяет подробно рассмотреть текст и понять его:

  • Стихи 1-6: Давид жалуется Господу и изливает перед Ним все страдания и горести, которые присутствуют в его жизни. Изливая свои мысли и тягости перед Господом, дух автора получает утешение и надежду. При этом звучат жалобы на недоброжелательность Господа — Тот оставил автора и забыл Свои заветы, раз допустил такие испытания в жизнь своего помазанника.

Читайте также интересные статьи:

При этом сам автор беспокоиться, он оказался в недоумении, у него много вопросов и нет совсем ответов на них. Его сердце переполняет скорбь, все его планы не удались, и он не знает, что еще предпринять. При этом враги высокомерны и ждут только момента, когда царь упадет. Все это автор высказывает Господу, но не в пафосной форме, а в форме обсуждения, он задает простые вопросы, в надежде получить ответы. Он просит Господа ответить ему.

  • Стих 7: в нем происходит переломный момент в самом настроении автора, если до него были жалобы и просьбы, то тут дух певца вновь наполняется надеждой. Он вспоминает свою надежду в Господе, что Тот не забывает человека и не нарушает Свои заветы. Молитвы становятся полноценной хвалой Богу. Разговаривая с Господом, Давид смог превратить свою скорбь и разочарование в благодарение и упование. От уныния и печали автор переходит к радости.

Важно! Этот псалом является отличным примером того, как необходимо христианину поступать в его жизни. При наступлении отчаянного момента, когда кажется, что ничто не спасет, приходить к Творцу и приносить свои отчаяния перед Ним, чтобы в процессе молитвы, печали стали утешением и радостью, а просьбы переросли в хвалу!

Правила чтения

Данный псалом входит во 2-ую кафизму, его читают в моменты смущения духа и необходимости Божьей защиты и поддержки от сил зла. При этом неважно на каком языке христианин будет его читать на церковнославянском, как он слышит в храме:

В коне́ц, псалом Давиду. Доко́ле, Го́споди, забу́деши мя до конца́? Доко́ле отвраща́еши лице́ Твое́ от менé? Доко́ле положу́ сове́ты в души́ мое́й, боле́зни в се́рдце мое́м день и нощь? Доко́ле вознесе́тся враг мой на мя? При́зри, услы́ши мя, Го́споди Бо́же мой, просвети́ óчи мои́, да не когда́ усну́ в смерть, да не когда́ рече́т враг мой, укрепи́хся на него́. Стужа́ющии ми возра́дуются, а́ще подви́жуся. Аз же на ми́лость твою́ упова́х, возра́дуется се́рдце мое́ о спасе́нии Твое́м, воспою́ Го́сподеви благоде́явшему мне и пою́ и́мени Го́спода Вы́шняго.

Или на современном русском языке, для лучшего понимания текста:

2 Доколе, Господи, будешь забывать меня до конца? Доколе будешь отвращать лицо Твоё от меня?

3 Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моем день и ночь? Доколе врагу моему возноситься надо мною?

4 Взгляни, услышь меня, Господи, Боже мой, просвети очи мои,

5 да не усну я смертным сном, да не скажет враг мой: .

6 Теснящие меня возрадуются, если я поколеблюсь,

7 но я на милость Твою уповаю. Возрадуется сердце моё о спасении Твоём: воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, и воспою имя Господа Всевышнего.

Лучше всего к чтению приступать в спокойное время утром или вечером, когда можно беспрепятственно сосредоточиться на тексте. Можно зажечь свечу или лампаду перед иконой Иисуса Христа, но строго правила в этом отношении нет.

Совет! Важнее всего — это иметь правильный настрой на чтение и молитву, спокойный дух и мир в сердце. Крайне полезно параллельно с текстом просматривать толкования святых отцов, чтобы лучше разобраться с историей создания и понять, о чем говорит автор.

Свято-Введенский Толгский женский монастырь Официальный сайт

Не требуй от себя праведности и не смущайся возникающими греховными помыслами и ощущениями; в противном случае вся деятельность твоя примет фальшивое направление.

Свт. Игнатий Брянчанинов

Новости

Чтение 12 псалмов в полночь

По традиции новопостриженные монахини проводят в храме безвыходно 3 дня и ночи. В полночь навестить и помолиться с постриженцами приходят сестры во главе с матушкой игуменьей. Матушка под пение “Хвалим Бога, Аллилуия” читает 12 псалмов, по окончании которых сестры трижды поют “Се Жених грядет в полуночи. “.Заканчивается это ночное моление пением тропарей святым, в честь которых были пострижены новые монахини (в этом году это: вмч.Екатерина, мч.Терентий, прп.Варсонофий, вмч. Параскева Пятница).

Чин пения двенадцати псалмов — богослужебное последование, основу которого составляют 12 определенных псалмов — (Пс. 26, Пс. 31, Пс. 56, Пс. 33, Пс. 38, Пс. 40, Пс. 69, Пс. 70, Пс. 76, Пс. 101, молитва Манассии, вседневное славословие, молитва св. Евстратия). Восходит к древнему циклу псалмов 12 часов ночи, в настоящее время используется в келейном правиле по благословению духовника. Находится в некоторых изданиях Следованной Псалтири и Каноника.

Чтение 12 псалмов входит в молитвенное правило толгских монахинь.

Чин, како подобает пети дванадесять псалмов особь, ихже пояху преподобнии отцы пустыннии во дни и в нощи, о нихже вспоминается в книгах отеческих и в житиях и мучениих святых многих. Сей же чин принесе от святыя горы преподобный Досифей архимандрит Киево-Печерский.

Слушать:

О чтении 12 псалмов по наставлению ангела. преп. Иоанн Кассиан Римлянин

Говорят, что в начале веры христианской, когда имени монахов удостоивались немногие испытанные, которые, приняв правила жизни от евангелиста Марка, бывшаго первым епископом в Александрии, не только обладали теми свойствами, какими отличалась, по сказанию Деяний Апостольских (Деян.4:32-35), первенствующая церковь, но еще домогались высших совершенств (так, например, удаляясь в уединенныя подгородныя места, вели столь воздержную жизнь, что возбуждали изумление в иноверцах, потому что с таким усердием днем и ночью занимались чтением Священнаго Писания, молитвою и рукодельем, что и алкание пищи не прерывало их поста, разве уже на другой или на третий день принимали пищу не лакомую, а только необходимую, и ту при закате солнца, дневное время употребляли на духовное размышление, а попечение о теле принимали только ночью, и другие более высокие подвиги совершали; (кто не знал этого из разсказа туземцев, тот может узнать из церковной истории), и так в то время, когда совершенство первенствующей церкви у преемников ея неизменно сохранялось еще в свежей памяти, и ревность немногих, избранных к вере, распространяемых во множестве народа, еще не охладела, – достопочтенные мужи, заботясь о благе потомков, собрались, чтобы определить, как должно во всех братствах совершать ежедневное богослужение; ибо они хотели своим преемникам оставить единообразное наследие благочестия и мира без всякаго раздора, потому что опасались, чтобы разноречие в ежедневном богослужении не произвело заблуждения, раздора и раскола. На собрании сем возник спор; потому что каждый предлагал число псалмов, кои должно прочесть в собрании, применяясь к своей силе и не обращая внимания на слабейших, о коих также не должно забывать: так одни требовали, чтобы было прочитываемо 50, другие – 60 псалмов, а иные более, и спор сей не был решен до вечерняго собрания. Когда же они по обычаю хотели начать вечернее молитвословие, то один вышел на средину петь псалмы Господу. Когда все сидели (как и доселе продолжается этот обычай в египетских странах) и с напряженным вниманием слушали слова поющаго псалмы, он пропел единообразно 12 псалмов, по 12 псалме «аллилуия», сделался невидим, чем и положил конец спору о богослужении.

© 2013—2020. Свято-Введенский Толгский женский монастырь. Официальный сайт.
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

Писания. Книга вторая. О правилах ночной молитвы и псалмопения

Глава 1

Итак, препоясавшись двойным* (* То есть телесным и духовным. Препоясавшись телесным поясом, монах бывает развязнее ко всем внешним делам, а духовный пояс означает обуздание похоти в чреслах) поясом, воин Христов должен знать те правила, какие издавна установлены святыми отцами на Востоке касательно молитвы и псалмопения. О качестве молитвы или о том, как мы можем, по апостолу, непрестанно молиться, сколько Бог поможет, я скажу в своем месте, когда буду излагать собеседования старцев.

Глава 2. О разном числе псалмов для пения в разных областях

Нам известно, что в разных странах установлены разные правила ночной молитвы и псалмопения, так что число этих правил почти равняется числу монастырей и келий. Некоторые ревнители благочестия думали, что каждую ночь надо пропеть двадцать или тридцать псалмов антифонным напевом* (* То есть попеременно на двух клиросах), с присовокуплением к ним некоторых песнопений, иные превышали и это число; другие пели восемнадцать псалмов. Некоторым казалось, что и во время дневных собраний на богослужение надо прочитывать в третий час три псалма и три молитвы, в шестой — есть, в девятый — девять; а другие полагали достаточным в каждое собрание днем на богослужение прочитать шесть псалмов и столько же молитв. Потому считаю необходимым сказать о том древнейшем уставе отцов, который по всему Египту рабы Божий соблюдают до сих пор, чтобы новому монастырю дать в руководство древнейшие правила древнейших отцов.

Глава 3. О соблюдении однообразного правила по всему Египту и об избрании начальников над братьями

В Египте и Фиваиде молитвы на вечерних собраниях или ночных бдениях совершаются правильно, потому что там монастыри до сих пор устраиваются согласно учению предков, а не так, как кому вздумается. В них никому не позволяется распоряжаться не только собранием, но и самим собою, пока не отречется не только от всех своих имений, но и от господства или власти над самим собою. При отречении от мира от обладающего каким-либо имением и богатством для поступления в киновию требуется, чтобы он не имел пристрастия ни к какой из тех вещей, что оставил у себя или внес в монастырь. Чтобы всем так был послушен, что, по выражению Господа (Мф 18, 3), дошел до прежнего детства, не чувствуя в себе никакой важности по причине возраста и многочисленности лет, которые, проведя в мирской суете, напрасно погубил; но как неопытный новичок в служении Христу, покорялся бы даже младшим. Требуется, чтобы приучался к труду, так чтобы своими руками, по заповеди апостола, готовя ежедневную пишу для себя и для приходящих странников, утомительным трудом мог истребить в себе память о пышности и удовольствиях прежней жизни и приобрести смирение сердца. Потому там избирают в начальники только того, кто научился сам делать то, что он будет приказывать подчиненным своим, и кто сам оказал старшим то послушание, которое будет требовать себе от младших. Правильное управление и правильное подчинение есть дело мудрого и высший дар Св. Духа, потому что спасительные правила может устанавливать только опытный в добродетели и истинно покоряться старшему может только богобоязненный и смиренный. А что в наших странах мы видим другие правила и уставы, то это происходит оттого, что у нас настоятелями делаются не знающие установлений предков и аввами — еще не вышедшие из учения, и что у нас больше требуют соблюдения наших изобретений, нежели уже испытанного учения предков. Но, желая объяснить образ молитв, который преимущественно следует соблюдать, и увлекшись постановлениями отцов, мы прервали повествование. Теперь возвратимся к тому, о чем намеревались говорить.

Глава 4. По всему Египту и Фиваиде соблюдалось одно правило — читать двенадцать псалмов

В Египте и Фиваиде, во время как вечерних, так и ночных собраний, читается двенадцать псалмов с присовокуплением двух чтений из Ветхого и Нового Заветов. Этот древний закон там во всех монастырях многие века ненарушимо соблюдается, потому что, по сказанию старцев, он установлен не людьми, а открыт отцам ангелом.

Глава 5. О чтении двенадцати псалмов по наставлению ангела

Говорят, что в начале веры христианской, когда имени монахов удостаивались немногие испытанные, которые, приняв правила жизни от евангелиста Марка, бывшего первым епископом в Александрии, не только обладали теми свойствами, какими отличалась, по сказанию Деяний Апостольских, первенствующая церковь (Деян 4, 32-35), но еще достигали высших совершенств. Так, например, удаляясь в уединенные подгородные места, вели столь воздержанную жизнь, что вызывали изумление в иноверцах, потому что с таким усердием днем и ночью занимались чтением Св. Писания, молитвой и рукоделием, что и голод не прерывал их поста, разве что на другой или на третий день принимали пишу не лакомую, а только необходимую, и ту при закате солнца, дневное время употребляли на духовное размышление, а заботам о теле посвящали только ночь, и другие более высокие подвиги совершали. Кто не знал этого из рассказа туземцев, тот может узнать из церковной истории. Итак, в то время, когда совершенство первенствующей церкви у преемников ее неизменно сохранялось еще в свежей памяти и ревность немногих, избранных к вере, распространяемой во множестве народа, еще не охладела, — достопочтенные мужи, заботясь о благе потомков, собрались, чтобы определить, как нужно во всех братствах совершать ежедневное богослужение. Ибо они хотели своим преемникам оставить единое наследие благочестия и мира без всякого раздора, потому что опасались, чтобы разногласие в ежедневном богослужении не произвело заблуждения, раздора и раскола. На собрании этом возник спор: каждый предлагал число псалмов, которые следует прочесть в собрании, применительно к своей силе и не обращая внимания на слабейших, о которых также не следует забывать. Так, одни требовали, чтобы прочитывалось пятьдесят; другие — шестьдесят псалмов, а иные больше, и спор этот не был решен до вечернего собрания. Когда же они по обыкновению хотели начать вечернюю молитву, то один вышел на середину петь псалмы Господу. Когда все сидели (как и до сих пор продолжается этот обычай в египетских странах) и с напряженным вниманием слушали поющего псалмы, он пропел единообразно двенадцать псалмов и на двенадцатом псалме аллилуйя сделался невидим, чем и положил конец спору о богослужении.

Глава 6. Об обычае прочитывать двенадцать молитв

Из этого собор уяснил, что Господь через ангела постановил общее привило дня молитвенных собраний, потому и определил, чтобы как в вечерние, так и в полуночные собрания читалось по двенадцать псалмов; от себя же добавил, чтобы желающие постоянно размышлять о Св. Писании к этому присовокупляли два чтения — одно из Ветхого, а другое из Нового Завета, в субботы же и воскресные дни, а также и в Пятидесятницу, два чтения — одно из апостольских посланий или Деяний, а другое из Евангелий.

Глава 7. О чине и молитве

Совершая эти молитвы, они не сразу по окончании псалма преклоняют колена, как это делают у нас некоторые, желающие скорейшего окончания богослужения и думающие больше об успокоении тела, нежели о пользе, происходящей от молитв, но прежде коленопреклонения немного молятся, и тотчас после этого, пав на землю, поклонясь божественному милосердию, немедленно встают и, стоя прямо с воздетыми руками, опять начинают с ревностью также молиться, как молились прежде. Они почитают неприличным долго лежать на земле, потому что на лежащего долго на земле, по словам их, нападают не только помыслы, но и сон. Встают же все с земли вслед за читающим молитву, так что никто не может ни колена преклонять прежде него, ни лежать на земле после того, как он встанет, чтобы не подать повода подумать, будто лежащий на земле совершает особенные молитвы.

Глава 8. О совершении молитвы после псалма

О том, чтобы на Востоке всюду все припевали, когда по окончании псалма один начинает петь — слава Отцу и Сыну и Св. Духу, как это делается в нашей стране, я не слыхал. Там читающий, по окончании псалма, начинает молитву, а прочие все молчат, прославлением же Св. Троицы оканчиваются обыкновенно антифоны.

Глава 9. О качестве молитвы

Изложение постановлений дошло до положенных правилом молитв, более полное пояснение которых мы отложили до изложения собеседований старцев, намереваясь подробнее исследовать, когда станем рассуждать об их качестве или постоянности в словах. Теперь же считаю необходимым, по удобству места и самого рассказа, рассказать немногое, чтобы, изображая действия внешнего человека, и как бы закладывая ныне некоторое основание молитвы, после этого, при рассуждении о состоянии внутреннего человека, мы могли бы с меньшим трудом установить и верх совершенства молитв. Мы заботимся, прежде всего, о том, если преждевременный конец нашей жизни воспрепятствует нам изложить предполагаемый трактат, оставить вам в этом сочинении хоть начало особенно важного предмета, чтобы в случае промедления этого дела представить вам хоть некоторые черты молитв, из которых могли бы получить назидание, особенно те, кто пребывает в киновиях. Также имеем в виду, чтобы те, которые случайно встретились с этой книгой, могли бы получить из нее какое-нибудь наставление о качестве молитвы, знали бы образ и одеяние внешнего человека, а также то, как они должны держать себя, принеся духовные жертвы. Эти книжки, которые мы предполагаем, при помощи Божией, теперь написать, будут больше относиться к благочинию внешнего человека и постановлениям киновии; а собеседования будут относиться больше к благочинию внутреннего человека, к совершенству сердца, к жизни и учению отшельников.

Читайте также:  Псалом 50: текст молитвы, для чего читают

Глава 10. О молчании и краткости молитв, совершаемых у египтян

Когда они соберутся на молитву, то в церквах царствует такое молчание, что, несмотря на бесчисленное множество присутствующих, будто нет никого, кроме читающего псалмы, а особенно когда совершается молитва, то не слышно не только харканья, кашля, зевоты, вздохов, но даже никаких слов, кроме священнических, и кроме тех, которые сами собою непостижимым образом вырываются у молящихся от сердечного избытка. А того, кто вслух молится или во время молитвы кашляет, зевает, вздыхает и прочее, они почитают вдвойне виновным. Во-первых, он виноват тем, что сам небрежно приносит молитву Богу и, во-вторых, — что мешает другому молиться с усердием. Поэтому, когда поднимается мокрота или харкотина, то советуют поскорее окончить молитву. По мнению их, это дьявол возбуждает в нас мокроты, чтобы через это отвлечь наши мысли от намерения молиться и погасить в нас усердие к молитве, потому что он больше всего враждует, когда видит наше желание молиться Богу. Потому-то они считают более полезным совершать молитвы хотя и короче, но чаще, чтобы через частые молитвы пребывать в постоянном союзе с Богом, а через краткие — избежать стрел дьявола, нападающего на нас особенно во время молитвы.

Глава 11. В каком порядке у египтян читаются псалмы

Псалмы эти они прочитывают не сразу, но, смотря по числу стихов, разделяют на две или на три статьи, присовокупляя к каждой молитве. Основываясь на словах апостола, который говорит: буду петь духом, буду петь умом (1Кор 14, 15), они почитают важным не прочитать много стихов, а понять содержание их. Потому говорят, что полезнее пропеть десять стихов с разумной раздельностью, нежели весь псалом со смятением, что иногда происходит от поспешности произносящего, когда он заботится не о том, чтобы внушить слушающим раздельное понятие, но о скорейшем окончании богослужения. Если же кто из новичков, по ревности или неопытности, станет читать слишком протяжно, то настоятель, чтобы сидящие не почувствовали скуки от такого чтения и, таким образом, не лишились плода, — сидя на своем месте, дает знак, чтобы все встали на молитву, тем самым и останавливает читающего. Чтение же двенадцати псалмов они разделяют между братьями так: если читают два брата, то каждый читает по шесть псалмов; если три — то по четыре псалма; а если четыре — то по три псалма. Читающих меньше двух и больше четырех никогда не бывает ни в одном собрании.

Глава 12. Почему, когда один поет, прочие в собрании сидят, и с какой ревностью после того в кельях своих проводят время в бдении далее до рассвета

Когда читаются эти двенадцать псалмов, то обыкновенно стоит один читающий, а слушающие сидят, потому что от поста и работ дневных и ночных они так устают, что если не дать им этого послабления, то не смогут слушать псалмов. Что касается их занятий, то они и малейшего времени не проводят в праздности, а постоянно занимаются не только делами, свойственными дню, но и теми, которые не препятствует сделать самая глубокая ночь. Они думают, что чем усерднее будут к рукоделию и работам, тем больше возродится в них желание высшей чистоты духовного созерцания. По их мнению, Бог для того определил посредственное число* (*То есть только по 12 псалмов с молитвами, как днем, так и ночью) молитв в собрании, чтобы более усердные в вере находили время для неутомимого упражнения в добродетелях, а с другой стороны, чтобы от чрезмерности (службы) не произошло для утомленных и больных тел обременения. И по окончании этих молитв каждый, возвратившись в свою келью, где живет или один, или с другим товарищем по работе, или с учителем своим, или единонравным другом, принимается опять за молитву, и не ложатся спать даже до восхода солнца, когда можно приняться за рукоделие и занятия дневные

Глава 13. Почему не следует спать после ночной молитвы

Кроме того убеждения, что они своим трудом со всем усердием приносят Богу жертву от плода рук своих, до утра они не прерывают своих занятий, во-первых, из опасения, чтобы дьявол, ненавидящий чистоту, не внушил каких-нибудь грез, если предадутся сну, и таким образом не лишил их той чистоты, какую им доставили ночная молитва и псалмопение. Ибо он силится осквернить нас во время покоя и повергнуть в отчаяние особенно после того, как мы принесли Богу покаяние и, испросив прощение в грехах неведения или нерадения, с горячностью совершаем чистые молитвы; и ему удается иногда и в краткое время этого часа сна уязвить того, кого он не мог уязвить в продолжение всей ночи. Во-вторых, они продолжают трудиться потому, что и чистый сон без опасных грез может расслабить монаха, которому нужно скоро встать, производит в духе ленивую вялость, ослабляет его бодрость на целый день, иссушает сердце, притупляет зоркость разума, которые на весь день могли бы сделать нас более осторожными и более сильными против всех наветов врага. Поэтому к общественному бдению они присоединяют и частное бдение, которое совершают с большим вниманием, чтобы не потерять той чистоты, какая приобретена псалмопением и молитвами, и ночным размышлением подготовить усердие, которое нужно сохранить в течение дня.

Глава 14. Как заниматься рукоделием и совершать молитвы в своих кельях

Но чтобы не напал на них сон, они, совершая частные молитвы, вместе занимаются и рукоделием, так что у них не бывает ни минуты без дела и размышления. Ибо, одинаково упражняя телесные и душевные силы, они уравнивают выгоды внешнего человека с пользой внутреннего. Страстным движением сердца и непостоянному волнению помыслов противопоставляют тяжесть рукоделия, как какой-нибудь твердый, непоколебимый якорь, которым можно удерживать рассеянность и блуждание сердца внутри кельи, как в безопасной пристани. Таким образом, занимаясь только духовным размышлением и охранением помыслов, бодрствующий ум не только не склоняется к согласию с каким-либо злым внушением, но и остерегается всякого суетного, праздного помысла, так что трудно и определить, что от чего зависит, духовное ли размышление заставляет их постоянно заниматься рукоделием или потому так совершенны они в духовном знании, что постоянно занимаются рукоделием.

Глава 15. В каком молчании всякий возвращается в свою келью по окончании молитв и какому укору подвергается тот, кто поступает иначе

По окончании псалмопения в общем собрании никто даже на короткое время не останавливается и не разговаривает с другим, также никто не выходит из кельи весь день и не оставляет дела, которым занимается, кроме тех, которые будут позваны на какое-либо необходимое дело. Выйдя из кельи, они ни с кем не разговаривают; но, исполняя порученное дело, твердят на память псалом или какое-либо место из Св. Писания; и таким образом, постоянно занимая ум и уста, не пристают не только к вредным заговорам, худым советам, но и к бесполезным разговорам. У них строго наблюдается, чтобы никто, а особенно младшие, ни с кем не останавливались и на короткое время, не выходили куда-нибудь и не брали друг друга за руки. Замеченные в нарушении этих правил почитаются людьми упрямыми, нарушителями заповедей, виновными, подвергаются подозрению в злоумышлении; и если в присутствии всех братьев не раскаются, то не допускаются к участию в общей молитве.

Глава 16. Никому не позволялось молиться с отлученным

С отлученным от участия в молитве, до тех пор, пока не принесет публично покаяния и настоятель не простит ему вину в проступке перед всеми братьями, никто не может молиться, потому что считают его преданным сатане. А того, кто, по неразумной ревности, до прощения старцем сообщится с ним в молитве, считают соучастником в его осуждении, по своей воле предающим себя сатане, и обвиняют его больше потому, что, вступая в разговор или молясь вместе с отлученным, усиливает в нем надменность и подает ему повод упорствовать. Ибо, утешая его, он может больше ожесточить сердце отлученного, так что, не уважая определений настоятеля, не будет заботиться о прошении прощения.

Глава 17. Будильник в урочный час должен будить братьев на молитву

Тот, на ком лежит обязанность извещать о времени общего собрания, должен будить братьев на бдения, не как ему вздумается или как сам ночью проснется; даже если ему самому не спится, всех он должен созывать на службу, руководясь положением звезд. Его долг — заботиться больше об общей пользе, нежели о собственном покое.

Глава 18. С вечера субботы до вечера воскресенья не преклоняют колен

Еще следует заметить, что египтяне не преклоняют колен и не постятся с вечера субботнего до вечера воскресного, а также и во всю Пятидесятницу. Причины этого я изложу, если Бог поможет, когда буду излагать мои собеседования с отцами.

© Онлайн библиотека сайта Православие и мир, 2011–2020

Псалтирь царя и пророка Давида

КАФИЗМА 12

Псалом 85

1 Молитва Давида.

Склони, Господи, ухо Твоё и услышь меня, ибо я беден и нищ. 2 Сохрани душу мою, ибо я благочестив; спаси раба Твоего, Боже мой, уповающего на Тебя. 3 Помилуй меня, Господи, ибо буду взывать к Тебе весь день. 4 Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе я возвысил душу мою. 5 Ибо Ты, Господи, благ, и кроток, и многомилостив ко всем призывающим Тебя. 6 Услышь, Господи, молитву мою и внемли́ гласу моления моего. 7 В день скорби моей я воззвал к Тебе, ибо Ты услышал меня. 8 Нет подобного Тебе среди богов, Господи, и нет равного по делам Твоим. 9 Все народы, сколько Ты их сотворил, придут и покло́нятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твоё. 10 Ибо велик Ты, и творишь чудеса, Ты – Бог единый. 11 Направь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей. Да возвеселится сердце моё в страхе имени Твоего. 12 Испове́даюсь Тебе, Господи, Боже мой, всем сердцем моим и прославлю имя Твоё вовек, 13 ибо велика милость Твоя ко мне, и избавил Ты душу мою из ада глубочайшего. 14 Боже, законопреступники восстали на меня, и сборище сильных искало души́ моей, и не представили Тебя пред собою. 15 И Ты, Господи, Боже мой, щедрый и милостивый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, 16 взгляни на меня и помилуй меня, дай силу Твою отроку Твоему и спаси сына рабыни Твоей. 17 Сотвори на мне зна́мение ко благу, и да увидят ненавидящие меня и постыдятся, ибо Ты, Господи, помог мне и утешил меня.

Псалом 86

1 Сынов Коре́евых. Псалом-песнь.

Основания Его на горах святых. 2 Любит Господь врата Сиона больше всех селений Иакова. 3 Славное сказано о тебе, город Божий. 4 Упомяну о Раа́ве и Вавилоне знающим меня. И вот, иноплеменники, и Тир, и народ Эфиопов, они были там. 5 «Матерь – Сион!» – скажет человек; и Человек родился в нём, и основал его Сам Всевышний. 6 Господь поведает это в списке народов, и князей этих, бывших в нём. 7 Ибо всех веселящихся жилище в тебе.

Псалом 87

1 Песнь-псалом, сынам Коре́евым, к исполнению на маеле́фе, для ответа. В научение, Ема́на Израильтя́нина.

2 Господи, Боже спасения моего, днём я взывал, и в ночи́ – пред Тобою, 3 да взойдёт пред лицо Твоё молитва моя, склони ухо Твоё к молению моему. 4 Ибо исполнилась зол душа моя, и жизнь моя к аду приблизилась; 5 сопричислен я был с нисходящими в ров, стал как человек беспомощный, среди мёртвых – свободный; 6 как сражённые, спящие в могиле, о которых Ты уже не вспомнишь, и они от руки Твоей отринуты. 7 Положили меня во рве глубочайшем, во тьме и тени смертной, 8 на мне утвердилась ярость Твоя и все волны Твои Ты навёл на меня. 9 Удали́л Ты знакомых моих от меня: они сочли меня мерзостью для себя; я был предан и выйти не мог. 10 Очи мои изнемогли от нищеты: я взывал к Тебе, Господи, целый день, простёр к Тебе руки мои. 11 Разве мёртвым Ты сотворишь чудеса? Или врачи их воскресят, и они прославят Тебя? 12 Разве возвестит кто в могиле о милости Твоей, и об истине Твоей – в месте гибельном? 13 Разве позна́ют во тьме чудеса Твои, и правду Твою – в земле забвения? 14 И я к Тебе, Господи, воззвал, и рано утром молитва моя достигнет Тебя. 15 Для чего, Господи, отстраняешь душу мою, отвращаешь лицо Твоё от меня? 16 Нищ я, и в трудах от юности моей; и, вознесённый, – был унижен и изнемог. 17 Надо мною гнев Твой прошёл, устрашения Твои смутили меня, 18 окружают меня, как вода, весь день, охватили меня все вместе. 19 Ты удали́л от меня друга и ближнего и знакомых моих из-за страдания.

Слава:

Псалом 88

1 В научение, Ефа́ма Израильтя́нина.

2 Милости Твои, Господи, вовек буду петь, в род и род возвещу истину Твою устами моими, 3 ибо Ты сказал: «Навек будет основана милость», – на небесах утвердится истина Твоя. 4 «Завещал Я завет избра́нным Моим, поклялся Давиду, рабу Моему: 5 До века утвержу семя твоё и устрою в род и род престол твой». 6 Небеса возвестят чудеса Твои, Господи, и истину Твою – в собрании святых. 7 Ибо кто в облаках сравняется с Господом, уподобится Господу среди сынов Божиих? 8 Бог, прославляемый в сонме святых, велик и страшен для всех, кто вокруг Него. 9 Господи, Боже сил, кто подобен Тебе? Си́лен Ты, Господи, и истина Твоя вокруг Тебя. 10 Ты властвуешь над мощью моря, и возмущение волн его Ты укрощаешь. 11 Ты смирил, как раненого, гордого, сильной мы́шцею Твоей рассеял врагов Твоих. 12 Твои – небеса, и Твоя – земля, вселенную и что́ наполняет её Ты основал. 13 Север и море Ты сотворил, Фаво́р и Ермо́н о имени Твоём возрадуются. 14 Твоя мы́шца – с силою; да укрепится рука Твоя и да возвысится десница Твоя! 15 Правда и суд – основание престола Твоего, милость и истина пойдут пред лицом Твоим. 16 Блаже́н народ, знающий победный клич; Господи, во свете лица́ Твоего они пойду́т, 17 и о имени Твоём будут радоваться весь день, и правдою Твоею возвысятся. 18 Ибо Ты – похвала силы их, и во благоволе́нии Твоём вознесется рог наш. 19 Ибо от Господа защита, и от Святого Израилева, Царя нашего. 20 Некогда говорил Ты в видении сына́м Твоим и сказал: «Оказал Я помощь сильному, возвысил и́збранного из народа Моего. 21 Обрёл Давида, раба Моего, еле́ем святым Моим помазал его. 22 Вот, рука Моя поддержит его, и мы́шца Моя укрепит его. 23 Враг не преуспеет против него, и сын беззакония больше не обидит его. 24 И сокрушу пред лицом его врагов его, и ненавидящих его поражу. 25 И истина Моя и милость Моя с ним, и в имени Моём вознесется рог его. 26 И положу на море руку его и на ре́ках десницу его. 27 Он призовёт Меня: «Отец мой Ты, Бог мой и заступник спасения моего!» 28 И Я первородным поставлю его, высочайшим среди царей земли. 29 Навек сохраню к нему милость Мою, и завет Мой с ним будет верен; 30 и продо́лжу во век века семя его, и престол его – как дни неба. 31 Если оставят сыны́ его закон Мой и по решениям Моим не будут поступать, 32 если повеления Мои осквернят и заповедей Моих не сохранят, 33 посещу жезло́м беззакония их и ударами неправды их, 34 но милости Моей не отниму от них, и не изменю истине Моей, 35 и не нарушу завета Моего и исшедшего из уст Моих не отвергну. 36 Однажды Я поклялся святостью Моей, Давиду ли солгу? 37 Семя его вовек пребудет, и престол его – как солнце предо Мною, 38 и как луна полная – навек. И Свидетель на небе верен». 39 Но Ты отверг и пренебрёг, отстранил помазанника Твоего, 40 разрушил завет с рабом Твоим, осквернил на земле святыню его. 41 Ниспроверг все ограды его, поселил в укреплениях его страх, 42 расхищали его все проходящие путём, он сделался поношением для соседей своих. 43 Ты возвысил десницу теснящих его, возвеселил всех врагов его, 44 о́тнял помощь у меча его и не поддержал его в войне. 45 Прекратил очищение у него, престол его на землю низверг, 46 сократил дни времени его, обдал его стыдом. 47 Доколе, Господи, будешь отвращаться до конца, разгораться, как огонь, будет гнев Твой? 48 Вспомни, какова природа моя; не напрасно же Ты со́здал всех сынов человеческих? 49 Кто человек, который будет жить и не увидит смерти, избавит душу свою из руки ада? 50 Где Твои древние милости, Господи, о которых Ты клялся Давиду в истине Твоей? 51 Вспомни, Господи, поругание на рабов Твоих, которое я носил в груди моей, от многих народов, 52 которым поносили враги Твои, Господи, которым поносили перемену с помазанником Твоим. 53 Благослове́н Господь вовек. Да будет, да будет!

Слава:

Псалом 89

1 Молитва Моисея, человека Божия.

Господи! Ты стал для нас прибежищем от рода в род. 2 Прежде, чем появились горы и были созданы земля и вселенная, и от века и до века Ты существуешь. 3 Не подвергай человека унижению! И сказал Ты: «Возвратитесь, сыны́ человеческие». 4 Ибо тысяча лет в очах Твоих, Господи, как день вчерашний, который прошёл, и как стража в ночи́. 5 Ничтожны будут годы их, как трава ранним утром пройдут они! 6 Ранним утром она зацветёт – и пройдёт: вечером опадёт, станет жёсткой и засохнет. 7 Ибо мы изнемогли во гневе Твоём и яростью Твоею потрясены. 8 Ты положил беззакония наши пред Тобою, век наш – во свете лица́ Твоего. 9 Ибо все дни наши пресеклись, и во гневе Твоём мы изнемогли. Годы наши как бы ткали паутину, 10 дни лет наших; а число их – семьдесят лет, если же кто в силах – восемьдесят лет, и бо́льшая часть их – труд и му́ка, ибо кротость пришла к нам, и будем научены. 11 Кто знает силу гнева Твоего, и по страху пред Тобою – как исчислить ярость Твою? 12 Та́к покажи мне десницу Твою и утверждённых сердцем в мудрости. 13 Обратись, Господи! Доколе? И смилуйся над рабами Твоими. 14 Насытились мы рано утром милостью Твоею, Господи, и возрадовались и возвеселились. 15 Во все дни наши возвеселились: за дни, в которые Ты смирил нас, за годы, в которые мы видели злое. 16 И воззри́ на рабов Твоих и на дела Твои, и укажи путь сынам их. 17 И да будет сияние Господа Бога нашего на нас, и дела́ рук наших исправь у нас, и дело рук наших исправь.

Читайте также:  Псалом 2: текст молитвы, для чего читают

Псалом 90

1 Хвалебная песнь Давида. Не надписан у евреев.

Живущий помощью Всевышнего под кровом Бога небесного водворится. 2 Скажет Господу: «Заступник мой Ты и прибежище моё, Бог мой и уповаю на Него». 3 Ибо Он избавит тебя от се́ти ловцов и от вести тревожной. 4 За плечами Своими сокроет тебя, и под крыльями Его будешь надеяться, – как оружие окружи́т тебя истина Его. 5 Не убоишься от страха ночного, от стрелы, летящей днём; 6 от опасности, во тьме блуждающей, от несчастья и демона полу́денного. 7 Падёт рядом с тобою тысяча, и десять тысяч справа от тебя, но к тебе не приблизятся. 8 Только очами твоими посмотришь и воздаяние грешников увидишь. 9 Ибо Ты, Господи, надежда моя! Всевышнего сделал ты прибежищем твоим. 10 Не подсту́пится к тебе зло, и бич не приблизится к шатру твоему, 11 ибо Он Ангелам Своим запове́дает о тебе сохранить тебя на всех путях твоих, – 12 на руках понесут тебя, чтобы ты не споткнулся о камень ногою твоею. 13 На а́спида и васили́ска наступишь и попирать будешь льва и дракона. 14 «Ибо на Меня он уповал, и избавлю его, прикрою его, ибо он познал имя Моё. 15 Призовёт Меня, и услышу его, с ним Я в скорби, избавлю его и прославлю его, 16 долгоде́нствием исполню его и явлю ему спасение Моё».

Слава:

ПОСЛЕ КАФИЗМЫ 12

Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй (3) . Слава, и ныне: Отче наш:

Тропари, глас 7

Слёзы блудницы и Петра приня́вший, Господи, / и оправдавший мы́таря, / из глубины сердца вздохнувшего, / и надо мною, в сокрушении припадающим к Тебе, / сжалься, Спаситель, / и помилуй меня.

Слава: Прими как мы́таря, Господи, / как блудницу, очисти меня, Владыка, / как ханане́янку, помилуй / по великой Твоей милости.

И ныне: Матерь Света, Благословенная Богородица, / молись Христу Богу, / дабы воссияли утро / и великая милость душам нашим.

Господи, помилуй (40) и молитва:

Господи, Боже мой, Один благой и человеколюбивый, Один милостивый и кроткий, Один истинный и праведный, Один щедрый и милостивый Боже наш! Да придёт сила Твоя на меня, грешного и непотребного раба Твоего, и да укрепит она храм души моей благою вестью Божественного учения Твоего. Владыка и Человеколюбец, любящий добро, любящий милосердие, просвети моё сердце и всё тело Твоею волею. Очисти меня от всякой злобы и греха, соблюди меня чуждым скверны и порока от всякого наи́тия и воздействия диавольского и да́руй мне по Твоей благости угодное Тебе познавать, угодное Тебе мыслить и по Твоей воле жить, страхом пред Тобою исполняться, чтобы творить Тебе благоугодное до последнего моего вздоха, дабы по неисповедимой Своей милости Ты сохранил моё тело и душу, как ум, так и мысли, храмом, не потерпевшим ни от какой сети, разложенной на пути. Господи мой, Господи, покрой меня Твоим милосердием и не оставь меня, грешного, и нечистого, и недостойного раба Твоего: ибо Ты Защитник мой, Господи, и о Тебе пение моё всегда, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Заметили ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

iskander_bel

Vanitas vanitatum et omnia vanitas

Библия, Ветхий Завет, Книга Екклесиаста, глава 1, стих 2: Суета сует – все суета!

Псалмы 26, 50, 90 и Похвала Богородице – защита при нападении врагов
“. и бомбой не разорвет”

«Человеческая жизнь стоит все меньше. Стало страшно жить — опасность со всех сторон. Любой из нас может быть ограблен, унижен, убит. Понимая это, люди пытаются защититься; кто-то заводит собаку, кто-то покупает оружие, кто-то превращает жилище в крепость.

Страх нашего времени не миновал и православных. Как защитить себя и близких? — часто спрашивают верующие люди. Наша главная защита — Сам Господь, без Его Святой воли, как сказано в Писании, и волос с головы нашей не упадет (Лк. 21, 18).

Бог дал нам величайшие святыни для защиты от видимых врагов. Это, в первую очередь, щит христианский — нательный крестик, который нельзя снимать ни при каких обстоятельствах. Во-вторых, святая вода и артос, вкушаемые каждым утром»
(Игумен Пахомий (Брусков).

Еще христиане хранимы молитвой, по которой Бог посылает нам Свою всесильную помощь.
Смотрите: Молитвы, читаемые в опасности http://www.verapravoslavnaya.ru/?molitvy_opasnosti

Архангельское приветствие ко Пресвятой Богородице:

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся? Внегда приближатися на мя злобующым, еже снести плоти моя, оскорбляющии мя и врази мои, тии изнемогоша и падоша. Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое; аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю. Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его. Яко скры мя в селении Своем в день зол моих, покры мя в тайне селения Своего, на камень вознесе мя. И ныне се, вознесе главу мою на враги моя: обыдох и пожрох в селении Его жертву хваления и воскликновения; пою и воспою Господеви. Услыши, Господи, глас мой, имже воззвах, помилуй мя и услыши мя. Тебе рече сердце мое: Господа взыщу, взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу. Не отврати лица Твоего от мене и не уклонися гневом от раба Твоего: помощник мой буди, не отрини мене и не остави мене. Боже, Спасителю мой. Яко отец мой и мати моя остависта мя. Господь же восприят мя. Законоположи ми, Господи, в пути Твоем, и настави мя на стезю правую враг моих ради. Не предаждь мене в душы стужающих ми: яко восташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе. Верую видети благая Господня на земли живых. Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа.

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя. Научу беззаконыя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на oлтарь Твой тельцы.

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу eго: с ним есмь в скорби, изму eго и прославлю eго, долготою дний исполню eго и явлю eму спасение Мое.

+ + + + + + +
Пишет Сергей Нилус о том, что сказал ему старец Иоанн Оптинский

Сергей Александрович Нилус с женой Еленой Александровной пришли к Оптинскому Старцу отцу Иоанну (Салову).

“Старец принял со свойственной ему в отношении к нам с женой радостной лаской.
— Берите табуретку, — сказал он, обнимая меня, — садитесь рядом со мною.
— Какие вы псалмы читаете? — предложил он мне вопрос. Я смутился: обычно на коротеньком своем, чисто мирском, не правиле даже, а правильце, я никаких псалмов не читал.
— Знаю, — ответил я, — «Живый в помощи», «Помилуй мя, Боже».
— А еще какие!
— Да я, батюшка, все псалмы читал и, хоть не наизусть, а все знаю; но правильце мое маленькое.
Старец перебил мое самооправдание:
— Не о том я хочу вас спросить, какое правило ваше, а о том, читаете ли вы еще псалом 26-й — «Господь просвещение мое?
— Нет, батюшка, не читаю.
— Ну, так вот что я вам скажу! Вы как-то раз говорили мне, что на вас враг пускает стрелы свои. Не бойтесь! ни одна вас не коснется, никакой дряни не опасайтесь: дрянь дрянью и останется. Только возьмите мой совет за правило, послушайтесь: читайте утром и вечером перед вашей молитвой оба эти псалма — 26-й и 90-й, а перед ними великое Архангельское обрадование — «Богородице Дево, радуйся». Будете так делать, ни огонь вас не возьмет, ни вода не потопит.
При этих словах старец встал со своего кресла, обнял меня и с какой-то особой силой, раскатисто-звонко, не сказал даже, а выкрикнул:
— Больше вам скажу: бомбой не разорвет! Я поцеловал обнимавшую меня руку старца. А он опять, прижавшись к самому моему уху, опять громко воскликнул:
— И бомба не разорвет!* А на всякую дрянь вы и внимания не обращайте: что вам дрянь сделать может. Вот, об этом-то я и хотел побеседовать с вами. Ну, а теперь идите с Господом!
И с этими словами старец отпустил нас с миром.
Я знал того человека, точнее говоря — женщину, на которую намекал старец, называя ее дрянью: к Оптинскому благолепнолиственному древу она прилепилась, как лишай, и долго ложной своей святостью и именем старцев морочила Оптинских богомольцев. Я ее понял, и она мне за то мстила, где могла. Бог с ней.
«И бомба не разорвет. » Предсказание о. Иоанна (Салова) в точности исполнилось во время гражданской войны. По воспоминаниям М. В. Смирновой-Орловой, Елена Александровна рассказывала ей, что однажды, когда они с мужем ехали под обстрелом в тарантасе, рядом с ними разорвалась бомба, но их совершенно не задела.”
http://www.liveinternet.ru/users/3561375/post120714868/

А вот тут http://lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/deputatov/deputatov1/4.html слова старца Иоанна переданы вот так: “Вы как-то раз говорили мне, что на Вас враг пускает стрелы свои. Не бойтесь! Ни одна Вас не коснется; никакой дряни не опасайтесь, дрянь дрянью и останется. Только возьмите мой совет за правило и послушайтесь: читайте утром и вечером перед Вашей молитвой оба эти псалма: 26 и 90, а перед ними великое архангельское обрадование: “Богородице Дево, радуйся. ” Будете так делать, ни огонь Вас не возьмет, ни вода не потопит. Бомбой не разорвет”

+ + + + + + +
ГОСПОДУ БОГУ, БОГОРОДИЦЕ, АРХИСТРАТИГУ НЕБЕСНЫХ ВОИНСТВ МИХАИЛУ, СВЯТИТЕЛЮ НИКОЛАЮ ЧУДОТВОРЦУ И ВЕЛИКОМУЧЕНИКУ ГЕОРГИЮ ПОБЕДОНОСЦУ ПОМОЛИМСЯ О СПАСЕНИИ И СОХРАНЕНИИ ВСЕХ ХРИСТИАН И РОССИИ ОТ ВСЯКОГО ЗЛА, И ОТ ВРАГОВ ВИДИМЫХ И НЕВИДИМЫХ!

Предлагаю всем православным христианам в это весьма непростое и судьбоносное для всего мира время сугубо молиться Господу, Богородице, Архангелу Михаилу, святителю Николаю Мир-Ликийскому, великомученику Георгию и всем святым о спасении России и всех стран христианских, о избавлении их от козней вражеских, о вразумлении, примирении и сохранении от всякого зла их властей, народов и воинств.

Для келейного правила начало обычное: “ЦАРЮ НЕБЕСНЫЙ” (от Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается трижды тропарь “Христос воскресе из мертвых. “, а от Вознесения до Троицы начинать моление сразу с Трисвятого), ТРИСВЯТОЕ по “ОТЧЕ НАШ”, Псалом 50-й, Символ веры и конечно – тропарь Кресту “Спаси, Господи, люди Твоя. “.

Можно добавить чтение из любого стандартного “Молитвослова” тропарей и кондаков “О умножении любви и искоренении ненависти и всякой злобы”, “О ненавидящих и обидящих нас”, “Во время бедствия и при нападении врагов”, “За неверующих, гонителей и презрителей веры”, а также Псалмов 26-го и 90-го (см.выше их текст), и других псалмов, по желанию и силам.

+Спаси, Господи, помилуй и сохрани Россию, и все страны христианские, и всех православных христиан (и всех христиан, страждущих и гонимых за веру во Христа и Евангелие) от всякого зла, и от врагов видимых и невидимых!
+Пресвятая Богородице, Державная Владычица наша, спаси нас, грешных!
+Архистратиже Божий Михаиле со всеми Небесными Силами, молите Бога о спасении нас, грешных!
+Святителю отче Николае, великий чудотворче, моли Бога о спасении нас, грешных!
+Святый великомучениче и победоносче Георгие, моли Бога о спасении нас, грешных!
+Ангелы-хранители наши и все святые, молите Бога о спасении нас, грешных!

+Тропарь в честь чудотворной Державной иконы Пресвятой Богородицы, глас 4-й:
“Ангелов лицы благоговейно Тебе служат, и вся Небесныя Силы немолчными гласы Тя ублажают, Богородице Дево, усердно молим Тя, Владычице: да пребудет Божественная благодать на честней иконе Твоей Державней, и светозарный луч славы чудес Твоих да нисходит от нея на всех, с верою молящихся и вопиющих Богу: аллилуия!”

+Кондак в честь чудотворной Державной иконы Пресвятой Богородицы, глас 8-й (составлен Святителем Тихоном, Патриархом Всероссийским, вскоре после обретения этой святой иконы в селе Коломенском):
“Взбранной Воеводе, Заступнице нашей Державней песни благодарственныя приносим о даровании нам иконы Ея святыя, еюже ограждаеми, ничесоже устрашимся, не от человек бо спасение наше, но Преблагословенныя Владычицы милосердием. Темже днесь радуемся и празднуем светло, яко прииде Державная на стражу земли Своея”.
(В этом кондаке священноисповедником Патриархом Тихоном заложен глубокий мистический смысл, что “не от человек бо спасение наше”, но только заступничеством Богородицы!)

+Тропарь в честь чудотворной иконы Божией Матери “Умягчение злых сердец” (“Семистрельная”), глас 5-й:
“Умягчи наши злые сердца, Богородице,и напасти ненавидящих нас угаси, и всякую тесноту души нашей разреши, на Твой бо святый образ взирающи, Твоим страданием и милосердием о нас умиляемся и раны Твои лобызаем, стрел же наших, Тя терзающих, ужасаемся. Не даждь нам, Мати Благосердная, в жестокосердии нашем и от жестокосердия ближних погибнути. Ты бо еси воистину злых сердец умягчение.”

+Молитва перед чудотворной иконой Божией Матери “Умягчение злых сердец” (“Семистрельная”):
“О, многострадальная Мати Божия, превысшая всех дщерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных! Приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Иного бо прибежища и теплаго предстательства, разве Тебе, не вемы, но яко дерзновение имущи ко Иже из Тебе Рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевати в Троице Единому Богу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.”

(Как известно, шесть лет назад, при избрании Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Храме Христа Спасителя замироточила икона Пресвятой Богородицы “Семистрельная”, и я думаю, что это знак Божией Матери нам грешным, чтобы мы умягчали свои злые сердца и возлюбили друг друга, по заповеди Господней и молитвенной помощью Пречистой Девы Марии; см. заметку 2009г. “Мироточение на Соборе”: http://www.rulit.net/books/neizvestnyj-patriarh-kirill-read-45527-9.html)


Тропарь Архангела Михаила, глас 4:
“Небесных воинств Архистратиже,/ молим тя присно мы, недостойнии,/ да твоими молитвами оградиши нас/ кровом крил невещественныя твоея славы,/ сохраняя нас припадающих прилежно и вопиющих:/ от бед избави нас,// яко чиноначальник вышних сил.”

Читайте также:  Псалом 21: текст молитвы, для чего читают

Кондак Архангела Михаила, глас 2:
“Архистратиже Божий,/ служителю Божественныя славы,/ Ангелов начальниче и человеков наставниче,/ полезное нам проси и велию милость,// яко безплотных Архистратиг.”

Молитва Архангелу Михаилу:
“О, святый Михаиле Архангеле, светлообразный и грозный Небесного Царя воеводо! Прежде Страшного Суда ослаби ми покаятися от грехов моих, от сети ловящих избави душу мою и приведи ю к сотворшему ю Богу, седящему на Херувимех, и молися о ней прилежно, да твоим ходатайством послет ю в место покойное. О грозный воеводо Небесных Сил, предстателю всех у Престола Владыки Христа, хранителю твердый всем человеком и мудрый оружниче, крепкий воеводо Небеснаго Царя! Помилуй мя грешнаго, требующаго твоего заступления, сохрани мя от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольского, и сподоби мя непостыдно предстати Создателю нашему в час страшнаго и праведнаго Суда Его. О всесвятый великий Михаиле Архистратиже! Не презри мене, грешнаго, молящагося тебе о помощи и заступлении твоем, в веце сем и в будущем, но сподоби мя тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.”


+Тропарь святителю Николаю великому угоднику Божиему, глас 4:
“Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая. Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.”

+Кондак святителю Николаю великому угоднику Божиему, глас 3:
“В Мирех, святе, священнодействитель показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.”

(Архангел Михаил и Святитель Николай Чудотворец особенно любимые святые православного русского народа.)

А ТАКЖЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОМОЛИМСЯ СВЯТОМУ ВЕЛИКОМУЧЕНИКУ ГЕОРГИЮ, ПОКРОВИТЕЛЮ ХРИСТОЛЮБИВОГО ВОИНСТВА И МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА, О ЧЕМ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ И ЕГО ИКОНА, ПОМЕЩЕННАЯ ИЗДРЕВЛЕ НА РУССКОМ ГЕРБЕ (НА ГРУДИ ДВУГЛАВОГО ВИЗАНТИЙСКОГО ОРЛА).

+Тропарь святому Георгию Победоносцу, глас 4-й:
“Подвигом добрым подвизался еси, страстотерпче Христов Георгие, и веры ради обличил еси мучителей нечестие: жертва же благоприятна Богови принеслся еси. Темже и венец приял еси победы, и молитвами, святе, твоими, всем подаеши прегрешений прощение.”

+Иной тропарь святому Георгию Победоносцу, глас тот же:
“Яко пленных свободитель, и нищих защититель, немощствующих врач, православных поборниче, победоносче великомучениче Георгие, моли Христа Бога, спастися душам нашим.”

+Кондак святому Георгию Победоносцу, глас 4-й:
“Возделан от Бога, показался еси благочестия делатель честнейший, добродетелей рукояти собрав себе: сеяв бо в слезах, веселием жнеши: страдальчествовав же кровию, Христа приял еси: и молитвами, святе, твоими, всем подаеши прегрешений прощение.”

+Пресвятая Богородица, спаси нас! Окончание обычное: “ДОСТОЙНО ЕСТЬ” (от Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается припев и ирмос 9-й песни пасхального канона “Ангел вопияше Благодатней. Светися, светися, новый Иерусалиме. “) и отпуст. АМИНЬ

Чин двенадцати псалмов

Чин пения 12-ти псалмов – это богослужебное последование, основу которого составляют 12 определенных псалмов. Хотя в принятом ныне в Православной Церкви Типиконе и других текстах, регламентирующих литургическую практику, Чин пения 12-ти псалмов не упоминается, он тем не менее включен во многие издания Следованной Псалтири и Каноника.

В наст. время Чин пения 12-ти псалмов не имеет определенного места в круге церковных богослужений и используется особенно усердными к молитве христианами в келейном правиле. Однако по происхождению этот чин не является правилом индивидуальной молитвы – он восходит к древнему циклу псалмов 12 часов ночи, являвшемуся частью специфической системы последований суточного круга, состоявшей из 24 служб (в отличие от принятой ныне повсеместно в Православной Церкви системы, основанной на палестинском Часослове и состоящей из 9 служб (или, если не считать полунощницу, позднее всего утвердившуюся в составе палестинского Часослова, и изобразительны, – из 7 служб)). Происхождением Чина пения 12-ти псалмов из иного по сравнению с принятым ныне Часослова и объясняется его неопределенный статус в современных богослужебных книгах.

По рукописям известно 2 ряда 12 ночных псалмов – древний и новый. Оба ряда были впервые изучены Е.П. Диаковским , чья работа доныне остается основным исследованием по этому вопросу. Новый материал по теме был опубликован И. Фундулисом; тем не менее весь комплекс сохранившихся данных о древней системе 24 суточных служб (и, в частности, о 12 ночных псалмах) изучен недостаточно, а представления о литургической традиции (или традициях), в рамках которойрой эта система существовала,- отрывочны.

Древний ряд

Древнейшая рукопись, описывающая ряды из 12 ночных и 12 дневных псалмов,- это Александрийский кодекс Библии V в. (Fol. 532v); номера (в их чтениях возможны ошибки) дневных псалмов здесь: 8, 29, 1, 41, 50, 6, 69, 4, 111, 140, 105, 120; ночных: 74, 29, 54, 6, 4, 40, 51, 80, 86, 95, 21, 56; здесь также указано по 3 псалма для утренней и вечерней служб, т. е. приведены краткие указания о составе целого Часослова. Следующим по времени свидетельством об этом Часослове является папирусный фрагмент 2-й пол. VI в. P. Naqlun inv. 72/8 (см.: Derda. 1995. P. 89-90), содержащий лишь номера 12 дневных псалмов (в основном совпадают с указанными в Александрийском кодексе, кроме псалмов для 8-11-го часов). Можно предположить (см.: Frøyshov. 2003. P. 555), что описанный в этих памятниках егип. происхождения круг из 24 суточных служб восходит к практике егип. монашества IV в. и соответствует «Правилу ангела», описанному еп. Еленопольским Палладием (Лавсаик. Гл. 32) и прп. Иоанном Кассианом Римлянином (De inst. coenob. II 4-6; III 2), где каждый час состоял из псалма и молитвы.

Древний ряд 24 суточных псалмов выписывается в качестве приложения в нек-рых рукописях Псалтири (см.: Диаковский. 1913. С. 176; Parpulov. 2004. P. 22-23. App. C5). В отдельных рукописях ряд объединен с системой суточных служб по палестинскому Часослову – напр., в Часослове Sinait. gr. 864, IX в., ряд из 12 ночных псалмов выделен в отдельную службу, следующую за 9-м часом и обозначенную специальным знаком, а ряд из 12 дневных псалмов (сохр. в рукописи фрагментарно) объединен с последованиями палестинского Часослова (см.: Диаковский. 1913. С. 176-177). Сходство в выборе псалмов указывает, что эта же система 24 псалмов, вероятно, была использована при составлении сложного цикла суточных служб, приведенного в знаменитой груз. рукописи X в. Sinait. Iber. 34 (см. о ней в ст. Грузинская Православная Церковь, разд. «Богослужение ГПЦ») (соответствующий фрагмент ныне находится в С.-Петербурге: РНБ. Сир. 16/1. Fol. 19) и основанного на палестинской практике, предположительно старше VII в. (см.: Frøyshov. 2003. P. 561-562).

Сопоставление указаний источников о древнем ряде 12 ночных псалмов позволяет выделить 2 редакции древнего ряда псалмов – α и β. Редакцию α кроме Александрийского кодекса и папируса P. Naqlun inv. 72/8 содержат рукописи (вероятно, существуют и др.): ГИМ. Хлуд. 129д (см. Хлудовская Псалтирь), ок. 850-875 гг. (Fol. 159-159v; см.: Corrigan. 1992. P. 129), Sinait. gr. 864, IX в. (см.: Maxime (Leila) Ajjoub. 2002. P. 174-179), Sinait. Iber. 34 и Athen. Bibl. Nat. 7, X в. (см.: Θουντούλης. 1963. Σ. 127-130), Кекел. А-38, нач. XI в. (см.: შანიმე. 1960. С. 470). 1-й, с 4-го по 6-й и 12-й из дневных псалмов в рукописях редакции α – одни и те же, а др. в источниках могут различаться (в сравнении с Александрийским кодексом: в качестве псалма 2-го часа может указываться 26; 3-го – 30; 7-го – 65 или 16; 8-го – 83, 84 или 81; 9-го – 114; 10-го – 150, 110 или 112; 11-го – 110 или 101). В выборе ночных псалмов рукописи редакции α едины между собой (кроме 10-го часа), не считая Александрийского кодекса (но разночтения псалмов между ним и проч. рукописями могут быть следствием ошибок писца или неточностей в чтениях; мелкие разночтения содержат также Псалтири Хлудовская и Athen. Bibl. Nat. 7) и указывают следующие псалмы: 74, 29, 54, 5, 7, 40, 31, 80 (Хлудовская Псалтирь: 8, тот же псалом указан, вероятно, в Athen. Bibl. Nat. 7), 81, 95 (или 92, или 93, 99), 104, 56 (Athen. Bibl. Nat. 7: 55).

Редакцию β древнего ряда 24 псалмов содержат Часословы Paris. gr. 331, XI в. (см.: Θουντούλης. 1963. Σ. 127-130), Leimonos. 295, XII в. (см.: Θουντούλης. 1963. Σ. 127-130; здесь для большинства дневных часов указано не по одному, а по неск. псалмов), Sinait. gr. 868, XII-XIV вв. (см.: Диаковский. 1913. С. 178). Выбор дневных псалмов в памятниках редакции β с нек-рыми разночтениями совпадает с их выбором в памятниках редакции α (принципиально отличаются только псалмы 5-го и 12-го дневных часов – в редакции β это псалмы 39 и 111 соответственно). Выбор ночных псалмов в известных рукописях редакции β – один и тот же; по сравнению с редакцией α здесь указаны иные псалмы для 2, 3, 4, 9, 10 и 11-го ночных часов: 26, 55, 101, 91, 6, 95 (или 97) соответственно. В совр. богослужебных книгах древний ряд псалмов (ни в редакции α, ни в редакции β) не встречается.

Новый ряд

Начиная с XIII в. в рукописях хорошо представлен новый ряд из 12 ночных псалмов, не имеющий при себе соответствующего ряда из 12 дневных псалмов; к нему относится и Д. п. ч. согласно совр. богослужебным книгам. Возможно, новый ряд происходит из студийской практики; во всяком случае он хорошо известен по рукописям, связанным с послеиконоборческой студийской традицией. Уже в X в. прп. Симеон Благоговейный (Студит) рекомендовал включать 12 псалмов в состав келейной ночной молитвы («Аскетическое поучение», главы 24-25). В южноитал. студийском Типиконе Vat. gr. 1877, 1292 г., в конце великопостного великого повечерия предписано петь 12 псалмов, объединенных в 4 группы по 3 псалма (29, 30, 31; 34, 39, 40; 43, 60, 69; 70, 76, 139; см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 875-876). В груз. Часослове студийского типа Hieros. S. Crucis. Iber. 127, XII-XV вв., выписано 6 ночных часов, в каждом из к-рых по 2 псалма (16, 26; 30, 31; 39, 40; 56, 70; 85, 117; 142, 144).

Среди слав. студийских Часословов новый ряд есть в рукописях РНБ. Q. п. I. 57, XIII в.; Соф. 1052 и О. п. I. 2, XIV в., а также ЯМЗ. 15481, XIII в., в к-рой раздел с ночными часами оказался утрачен, тогда как дневной раздел содержит отдельные 3-псалмные службы 12 часов дня, выбор псалмов для них не совпадает с древним рядом дневных псалмов (но, согласно РНБ. Q. п. I. 57, совпадает с выбором псалмов на «почасиях») (см.: Слива. 1999. С. 99-106). Последование 12 ночных псалмов в слав. студийских Часословах озаглавлено как «великий мефимон» (т. е. великое повечерие; так в РНБ. Q. п. I. 57 и О. п. I. 2) или как «ночные часы» (так в РНБ. Соф. 1052 и ЯМЗ. 15481) и содержит перемежаемые дополнительными молитвословиями 4 трехпсалмия (псалмы: 26, 31, 56; 37, 38, 40; 69, 70, 76; 101, молитва Манассии, Пс 50), замыкающиеся вседневным славословием (см. ст. Великое славословие), 5 тропарями на каждый из 8 гласов, молитвой св. Евстратия, отпустительными тропарями и неск. молитвами (см.: Слива. 1998. С. 188, 193-194),- это последование в очень большой степени совпадает с печатаемым в совр. богослужебных книгах Д. п. ч.

Если новый ряд 12 ночных псалмов действительно происходит из студийской практики, то можно предположить наличие связи между новым рядом псалмов и древней к-польской традицией акимитского богослужения, к к-рой в доиконоборческую эпоху принадлежал Студийский мон-рь (а если верно и это предположение, то «новый» (к-польский?) ряд ночных псалмов оказывается не менее древним, чем «древний», восходящий к егип. традиции). Можно также предположить, что недостающую дневную часть нового ряда следует искать в 12 «дневных часах» Часослова ЯМЗ. 15481, т. е. в «почасиях», или междочасиях, хорошо известных по различным Часословам и Следованным Псалтирям, включая современные.

Принципы выбора псалмов в древнем и новом рядах

не могут быть окончательно выяснены, пока не будет точно установлено происхождение обеих систем и их первоначальный вид. Тем не менее, сравнивая древний и новый ряды между собой, можно заметить, что только в новом ряду номера псалмов идут по возрастающей. С нумерацией, а не с содержанием псалмов, видимо, связаны и 2 др. закономерности, наблюдаемые в древнем и новом рядах: последовательные числа в выборе псалмов (в древнем ряду есть пары: 80-81 и 29-30; в новом: [29-]30-31, 39-40, 69-70) и соответствия номера псалма номеру часа (в древнем ряду для 8-го ночного часа выбран, согласно некоторым источникам, Пс 8; для 6-го дневного часа – Пс 6). Однако главным критерием в выборе псалмов, судя по всему, было обязательное наличие среди стихов псалма темы непрерывной молитвы к Богу и/или указания на к.-л. время суток.

Несмотря на то что присутствие, согласно палестинскому Часослову, шестопсалмий на великом повечерии и утрене (т. е. на 2 древних ночных службах), к-рые в сумме дают 12 псалмов, напоминает системы 12 псалмов древнего и нового рядов, связи между этими рядами и шестопсалмиями великого повечерия и утрени нет; нет связи и между древним рядом 12 дневных псалмов и 4 трехпсалмиями дневных часов палестинского Часослова.

Молитвы и гимнография, сопровождающие ряды 12 псалмов

Согласно прп. Иоанну Кассиану Римлянину, в «Правиле ангела» псалом каждого часа сопровождался молитвой; простая последовательность «псалом – молитва» фактически представляла собой основную структуру ежедневных последований. Основываясь на предположении о прямой связи древнего ряда 12 дневных и 12 ночных псалмов с древним егип. монашеским Часословом, можно ожидать, что в связи с этим рядом должна была сохраниться и соответствующая система суточных молитв. Однако древнейшие списки дневных и ночных псалмов ограничиваются лишь указанием их номеров, а в позднейших рукописях молитвы или не указываются, или указываются с очень большими вариациями от памятника к памятнику.

Тем не менее в нек-рых источниках XI в. и позднейших система суточных псалмов имеет литургическое обрамление, включающее различные молитвословия и христ. гимнографию. При этом такое обрамление могут получать как каждый из псалмов в отдельности, так и их сочетания – двухпсалмия и трехпсалмия. Оформление 24 суточных псалмов в виде 24 отдельных «малых» часов (противопоставляемых здесь 4 «великим») сохранилось в рукописи Athen. Bibl. Nat. 15, XII в., на основе к-рой (с привлечением Paris. gr. 331 и Leimonos. 295) Фундулис предложил свою реконструкцию акимитского Часослова (Θουντούλης. 1994r); каждый из 24 «малых» часов здесь состоит из Трисвятого (здесь и ниже под этим термином понимается комплекс молитв, начиная с Трисвятого и заканчивая «Отче наш»), «Приидите, поклонимся», псалма, «Аллилуия… Господи, помилуй. Слава… И ныне…», тропарей и богородична, 15-кратного «Господи, помилуй» и молитвы. В Часослове Sinait. gr. 868 система 12 ночных псалмов также оформлена в виде 12 отдельных часов, сопровождаемых полунощницей. Структура этих часов сходна с изложенной в Athen. Bibl. Nat. 15, но в Sinait. gr. 868 на первых 6 часах дано лишь по одному тропарю с богородичном, а на оставшихся часах тропарей вообще нет, и ничего не сказано о многократном «Господи, помилуй» после тропарей. В груз. Часослове Hieros. S. Crucis. Iber. 127 система 12 ночных псалмов представлена в виде 6 двупсалмных ночных часов, каждый из к-рых начинается с вводных молитвословий и «Приидите, поклонимся», за к-рыми следуют 2 псалма, «Слава…», Трисвятое, тропари и 40-кратное «Господи, помилуй»; особых молитв нет.

В тех древнейших сохранившихся древнерус. Часословах, к-рые имеют в составе 12 ночных псалмов, они оформлены в виде трехпсалмий, каждое заключается «Слава…», Трисвятым, тропарями и многократным «Господи, помилуй»; молитвы в конце всего последования (см. выше). Практически такой же вид Д. п. ч. имеет и в совр. изданиях – он состоит из 4 трехпсалмий (1-е: Пс 26, 31, 56; 2-е: 33, 38, 40; 3-е: 69, 70, 76; 4-е: 101, молитва Манассии, вседневное славословие, молитва св. Евстратия), каждое заключается Трисвятым (проч. обычные для псалмов вводные и заключительные краткие молитвословия не указаны), серией из 2 тропарей и богородична покаянного содержания (разные для каждого из трехпсалмий) и 30-кратным «Господи, помилуй»; Д. п. ч. открывается обычным началом и заканчивается отпустом.

Ист. и лит.: Никольский Н. К. Мат-лы для истории древнерус. духовной письменности. VI: Послание архим. печерского Досифея священно(иноку) Пахомию о святогорском уставе иноческого келейного правила // ИОРЯС. 1903. Т. 8. Кн. 2. С. 65-68; Диаковский Е. П. Последование ночных часов: (Чин 12 псалмов) // ТКДА. 1909. Т. 2. № 7/8. С. 546-595; он же. Последование часов и изобразительных: Ист. исслед. К., 1913; Скабалланович. Типикон. Вып. 1; შანიმე მ. ფსალმუნის მველი ჟართული რედაჟციები X-XIII ს. ხელნაწერების მიხედვით. თბილისი, 1960. (მველი ჟართული ენის მეგლები; 11); Θουντούλης ᾿Ι. Μ. ῾Η εἰκοσιτετράωρος ἀκοίμητος δοξολοϒία̇ Ϫιατριβὴ ἐπ διδακτορία. ᾿Αθῆναι, 1963 [= idem. Εἰκοσιτετράωρον ὡρολόϒιον // Idem. Κείμενα λειτουρϒικῆς. Τ. 1: ᾿Ακολουθίαι τοῦ νυχθημέρου. Θεσσαλονίκη, 1994. Σ. 329-421]; Derda T. Deir el-Naqlun: The Greek Papyri. Warsz., 1995. Vol. 1; Corrigan K. Visual Polemics in the 9th Cent. Byzantine Psalters. Camb., 1992; Слива Е. Э. О нек-рых церковнослав. Часословах XIII-XIV вв.: Особенности состава // Русь и южные славяне: Сб. ст. к 100-летию со дня рождения В. А. Мошина (1894-1987). СПб., 1998. С. 185-197; он же. Часословы студийской традиции в слав. списках XIII-XV вв. // ТОДРЛ. 1999. Т. 51. С. 91-106; Syméon leStoudite. Discours ascétique / Introd., texte et notes par Hilarion (Alfeyev); Trad. par L. Neyrand. P., 2001. (SC; 460); Frøyshov S. R. L’Horologe «géorgien» du Sinaiticus Ibericus 34: Diss. P., 2003; idem. Bønnens praksis i den egyptiske ørkenmonastisismen: En innledende studie // Norsk Teologisk Tidsskrift. Oslo, 2005. Vol. 106. P. 147-169; Maxime (Leila) Ajjoub. Livre d’Heures du Sinaï (Sinait. gr. 864). P., 2004. (SC; 486); Parpulov G. Toward a History of Byzantine Psalters: Diss. Chicago, 2004.

Ссылка на основную публикацию