Псалом 114: текст молитвы, для чего читают

Автор: | 10.01.2021

Псалом 114

Близкое соответствие благодарности сего, 114-го, псалма с предшествующею ему молитвою псалма 113 дает основание признать сей краткий псалом благодарственною песнию иудеев Господу Богу за избавление их от тех затруднительных обстоятельств, в каких находились они при построении второго храма Иерусалимского. Надписывается он так же, как и предшествующие и последующие ему псалмы, словом Аллилуиа («хвалите Бога»).

Пс.114:1–2 Возлюбих, яко услышит Господь глас моления моего, яко приклони ухо Свое мне: и во дни моя призову.

Хотя по краткости речи пророк не досказал здесь, кого он возлюбил, но это ясно видно из последующих его слов, когда он тут же благодарит Господа Бога за то, что Он услышал его молитву. Вместо возлюбих по переводу с еврейского читаем: «Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление мое». Слова различны, но чувства, выраженные словами, одни и те же. Сильная молитва, когда она бывает услышана, производит в молящихся чувство радости и еще большую любовь к Тому, от Кого видит удовлетворение своей молитвы. А потому и сказать ему: «возлюбил я» – не то же ли значит, что сказать: «я рад, что Господь услышал моление мое»? И как не радоваться, как не любить Того, как бы так продолжает речь свою пророк, Который будучи Господом всяческих и благих наших не требуя, так удобопреклонен к выслушиванию молитв недостойных рабов Своих, что мы благонадежно и дерзновенно во всех нуждах наших можем призывать Его, и я потому всегда во дни моя, при всяких обстоятельствах, в счастии и в несчастии, буду призывать Господа.

Пс.114:3–4 Объяша мя болезни смертныя, беды адовы обретоша мя: скорбь и болезнь обретох и имя Господне призвах: о, Господи, избави душу мою: милостив Господь и праведен, и Бог наш милует.

Изречения сии почти буквально повторяются и в псалме 17 (ст. 5–7). Как здесь, так и там пророк выражает те скорби и бедствия, каким подвергался он в жизни и от коих избавлялся чрез призвание Господа на помощь. «Объяли меня муки смертные, и потоки беззакония устрашили меня, цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня. В тесноте моей я призвал Господа», или, как выражено в сем псалме, по переводу с еврейского: «Я встретил тесноту и скорбь. Тогда призвал я имя Господне: Господи! избавь душу мою». В объяснение этих псаломских изречений, св. Иоанн Златоуст говорит: «Заметил ли ты оружие крепкое, заметил ли утешение, уничтожающее все бедствия, заметил ли, как душа воспламеняется любовию ко Господу? Для меня, говорит, довольно было только призвать Бога, чтобы освободиться от окружавших меня зол. Почему же мы часто призываем и не освобождаемся от бед? Потому что не призываем, как должно. Ибо Он всегда готов подавать. и Его благость такова, что наша в сравнении с нею может показаться злостью. Для того и попускает тебе падать в неожиданное бедствие, чтобы ты призывал Его, чтобы прилежнее искал Его» [5, с. 339–340]. Пророк опытом многотрудной жизни научился, как важно и как спасительно призывать имя Господне. И потому, всегда призывая его, имеет основательные причины уверять, что милостив Господь, но и праведен, не оставляет без наказания достойных сего ( Евр.12:6 ). Но и после наказания Бог наш милует, т.е. сподобляет еще больших милостей.

Пс.114:5 Храняй младенцы Господь: смирихся, и спасе мя.

Младенцев в собственном смысле хранит Господь, по учению Св. Церкви, чрез ангелов хранителей, особенно потому, что они, как слабые силами, особенно нуждаются в таком хранении. Здесь же пророк говорит о младенцах не по возрасту, а по нраву, почему это изречение о младенцах и читается по переводу с еврейского так «Хранит Господь простодушных». Таково и учение Господа нашего Иисуса Христа: «Истинно говорю вам: если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» ( Мф.18:3 ). В том же смысле говорит и апостол Павел: «Братие! не будьте дети умом: на зло будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни». Таков и есть смысл псаломского изречения, которое продолжается следующими словами: смирихся, и спасе мя. Это значит, я страдал от искушений, и Он спас меня, т.е. Господь избавил меня от них. По изъяснению св. Василия Великого, эти слова можно разуметь так: «поелику я смирился, вел себя и жил, как младенец, принимая Царствие Небесное как отрок, и посредством незлобия я низвел себя к детскому смирению, то хранитель младенцев Господь спас меня от болезней смертных и от бед адских. Не сказал: не попустил пасть в беды, но что – и по падении спас» [7, c. 912).

Пс.114:6–8 Обратися, душе моя, в покой твой, яко Господь благодействова тя: яко изъят душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения. Благоугожду пред Господем во стране живых.

Выразив полную признательность Богу за Его благодеяния и возблагодарив Его, пророк утешается чрез обращение к самому себе, к душе своей, говоря: «Возвратись, душа моя, в покой твой; ибо Господь облагодетельствовал тебя» (пер. с евр.). Благодеяния Его все предо мною: Он избавил душу мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои от преткновения; все опасности смертные и все прежние беды миновали; Он отгнал от меня всякую печаль, и мне остается только предаться в волю Божию и благоугождать Ему. Об этом я и постараюсь. Благоугожду пред Господем во стране живых, а по переводу с еврейского: «буду ходить пред лицем Господним на земле живых». Страною, или землею, живых, говорит св. Афанасий Александрийский, «пророк называет небесный Иерусалим» [3, с. 360]. А по мнению св. Василия Великого, Иоанна Златоустого и блж. Феодорита, это страна живых, не умирающих грехом, но живущих истинною жизнию во Христе Иисусе [7, с. 914; 5, с. 343; 6, с. 558].

Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8

Псалом 114

Псалом 114 входит в состав 16 кафизмы. Псалом надписан словом «Аллилуйя», то есть «хвалите Бога», он относится к числу благодарственных. Автор псалма неизвестен, можно только догадаться по содержанию, что эта песнь-размышление написана уже после избавления от бед и болезней.

Текст молитвы псалом 114

На церковнославянском языке с ударениями

1 Возлюби́х, я́ко услы́шит Госпо́дь глас моле́ния моего́,

2 я́ко приклони́ у́хо Свое́ мне, и во дни моя́ призову́.

3 Объя́ша мя боле́зни сме́ртныя, беды́ а́довы обрето́ша мя, скорбь и боле́знь обрето́х, и и́мя Госпо́дне призва́х:

4 о, Го́споди, изба́ви ду́шу мою́. Ми́лостив Госпо́дь и Пра́веден, и Бог наш ми́лует.

5 Храня́й младе́нцы Госпо́дь: смири́хся, и спасе́ мя.

6 Обрати́ся, душе́ моя́, в поко́й твой, я́ко Госпо́дь благоде́йствова тя.

7 Яко изъя́т ду́шу мою́ от сме́рти, о́чи мои́ от слез и но́зе мои́ от поползнове́ния.

8 Благоугожду́ пред Го́сподем во стране́ живы́х.

На русском языке

1 Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление мое;

2 приклонил ко мне ухо Свое, и потому буду призывать Его во все дни мои.

3 Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь. Тогда призвал я имя Господне:

4 Господи! избавь душу мою. Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш.

5 Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне.

6 Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя.

7 Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои от преткновения.

8 Буду ходить пред лицем Господним на земле живых.

История написания

В псалме автор вспоминает, какие страдания и тяжкие внутренние мучения он претерпел. Иудеи читали псалом 114 в благодарность Богу за избавление от трудностей при строительстве второго Иерусалимского храма после возвращения из Вавилонского плена.

Для чего читают псалом 114?

  • Чтобы Бог дал благословение бедным детям, которых презирают богатые;
  • Чтобы призвать помощь Бога в бедственном положении, душевном или материальном;
  • Чтобы выразить радость и благодарность Богу за избавление от любых грехов, за покаяние;
  • Для получения мира душевного, спокойных мыслей;
  • Как напоминание о вечном покое и мире в Царстве Небесном.

Толкование псалма 114

Чтобы благодарность Богу была принята, а молитва – услышана, следует понять смысл стихов, читать текст псалма 114 в мирном состоянии души и сердца, простив обиды и избавившись от злых чувств.

  • Стихи 1-2: Блажен человек, молитву которого внимательно слушает Бог, — такими словами начинается 114 псалом. «Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, мою молитву», — то есть автор чувствует отклик от своей молитвы, близость к Богу дает ему чувство познания, что молитва принята. С опытом этой принятой молитвы псалмопевец обещает Богу, что будет молиться Ему и в радости, и в беде, в любых обстоятельствах и нуждах.
  • Стихи 3-4: Человек, скорбящий и гонимый, здесь Давид горячо обращается к Богу, рассказывает о своих болезнях, гонениях, адских муках. В ответ на это Господь его милует, что рождает в душе Давида благодарность. Любовь к Богу уничтожает все бедствия, имя Господа призывать всегда спасительно, надо быть уверенным в Его помощи и милости, — в этом убедился пророк.
  • Стих 5: Под «младенцем» здесь подразумевается человек простой нравом, незлобный, чистый в мыслях. Это сравнение показывает образ смирения человека – как нуждающегося во всем младенца, которого оберегает Господь.
  • Стих 6: В таком зависимом от Бога состоянии душа человека обретает покой – отдых от мятежей и браней, вечно воюющих внутри человеческого сердца, мир помыслов. Этот мир превыше всякого человеческого понимания, поэтому Давид призывает свою душу обратиться к Господу.
  • Стихи 7-8: В конце псалма – троякое благословение: душу избавил от смерти, глаза – от слез, ноги (действия) – от препятствий. Псалмопевец как бы говорит человеку: «ты не умрешь, не будешь плакать, не упадешь в грех».

Псалтирь | псалом 114

Это благодарственный псалом. Неясно, написал ли его Давид по какому-то определенному случаю или благодаря тому, что имел перед собой общую картину многих милостивых избавлений, которые Бог совершил для него, избавив от шести бед и семи. Эти случаи побудили его использовать очень энергичные выражения поклонения, любви и благодарности. С подобными благоговейными чувствами должны возноситься наши души к Богу, воспевая Его. Обратите внимание на:

(I) великую беду и опасность, в которой оказался псалмопевец и которая довела его почти до отчаяния (ст. 3).

(II) Его обращение к Богу, когда он находился в этой беде (ст. 4).

(III) Проявления Божьей милости к нему в ответ на Его молитву. Бог услышал его (ст. 1,2), посочувствовал ему (ст. 5,6), избавил его (ст. 8).

(IV) Его беспокойство о том, чтобы он мог публично признать проявленную к нему Божью милость.

(1) Он будет любить Бога (ст. 1).

(2) Он будет продолжать призывать Его (ст. 2).

(3) Он будет покоиться в Нем (ст. 7).

(4) Он будет ходить пред ним (ст. 9). Подобные дыхания святой души свидетельствуют о том, что она очень счастлива.

Стихи 1-9. В этих стихах нам представлено:

I. Общее описание ощущений Давида и его благочестивые решения (ст. 1,2), которые представляют собой содержание всего псалма и дают о нем представление.

1. Он ощутил милость Божью к нему в ответ на свою молитву: «Господь услышал голос мой, моление мое». Давид в стесненных обстоятельствах смиренно и настоятельно просил у Бога милости; и Бог услышал его, то есть милостиво принял его молитву, ознакомился с его ситуацией и даровал ему благоприятный ответ. «Он приклонил ко мне ухо Свое», -говорит псалмопевец. Это означает, что Он был готов и хотел услышать молитву; Он как бы прикладывает Свое ухо к молящимся устам, чтобы услышать молитву, даже если это будут воздыхания неизреченные. Он наблюдает и слушает (Иер 8:6). В то же время эти слова также подразумевают, что Бог чудесным образом снисходит и приклоняет Свое ухо, чтобы услышать молитву. Господи, что такое человек, чтобы Бог так снисходил до него!

2. Размышляя обо всем этом, он принял решение посвятить себя полностью Богу и Его славе.

(1) Он еще сильнее будет любить Бога. Давид начинает этот псалом с неожиданного исповедания того, чем было переполнено его сердце: «Я люблю Тебя, Господи!»31 (как и Пс 17:2). Он вполне уместно начинает псалом этими словами, так как они соответствуют первой великой заповеди и цели, которую достигает Бог, даруя нам дары Своей щедрости. «Я люблю лишь Его и никого, кроме Него, и то, что люблю, люблю ради Него». Сострадательная любовь Господа к нам справедливо в ответ от нас требует любви, удовлетворенной в Нем.

(2) Он будет еще больше любить молитву: «…и потому буду призывать Его». Ощущения Божьей милости к нам, проявленной в ответ на молитву, являются великим ободрением продолжать молиться. Мы хорошо продвинулись в молитве, несмотря на свою недостойность и слабости, так почему бы нам не продолжить? Бог отвечает на молитву, чтобы заставить нас любить ее, и ожидает от нас этого чувства в ответ на Его благоволение. Зачем подбирать колосья на другом поле, если на этом с нами хорошо обращались? Более того, буду призывать Его во все дни мои (пока живу, англ.пер., KJV) – каждый день, до последнего дня. Отметьте: пока продолжается наша жизнь, мы должны продолжать молиться. Этим воздухом мы должны дышать до самого последнего вдоха, так как после него мы освободимся от дыхания, а до того момента у нас будет постоянная возможность молиться.

II. Более детальный пересказ милостивого обращения с ним Бога и добрых впечатлений, которые они отложили на нем.

Читайте также:  Псалом 41: текст молитвы, для чего читают

1. Бог в Своем отношении к нему проявил себя добрым Богом, и об этом он свидетельствует Ему, оставляя свои слова в записи (ст. 5): «Милостив Господь и праведен. Он праведен и не огорчал меня, причиняя мне зло; Он очень милостивый и добрый, поддерживая и избавляя меня». Давайте всегда говорить о Боге так, каким мы открыли Его для себя. И разве когда-то Он был для нас каким-то другим, а не справедливым и милостивым? Нет, наш Господь милостив, милостив к нам, ибо по милости Господа мы не исчезли.

(1) Давайте еще раз посмотрим на ощущения Давида.

[1] Он был в великой беде и страдании (ст. 3): «Объяли меня болезни смертные, то есть такие болезни, которые могли привести его к смерти и которые очень напоминали муки смертные». Возможно, критическая телесная боль или беспокойство разума здесь названы муками адскими, ужасом в совести, возникающим из-за чувства вины. Отметьте: скорби смертные являются великими скорбями, а муки адские – великими муками. Поэтому давайте усердно готовиться к первому, чтобы избежать второго. Болезни смертные объяли его со всех сторон; они арестовали, крепко схватили его, чтобы он не мог сбежать. Снаружи – сражения, внутри – страхи. «Я встретил тесноту и скорбь; не только они встретили меня, но и я встретил их». Люди, склонные к меланхолии, часто находят скорби. Большую часть трудностей они сами себе создают, потакая своему воображению и страстям. Благочестивые люди также иногда имеют эту слабость. Когда Божье провидение делает условия нашей жизни плохими, то давайте не делать их еще хуже своим безрассудством.

[2] Оказавшись в беде, Давид верной и ревностной молитвой просит помощи у Бога (ст. 4). Он говорит нам, что молится: «Тогда призвал я имя Господне»; когда он был доведен до крайности, то прибегнул к молитве, но не как к последнему, а как к проверенному средству, которое, по его собственному опыту, залечивало любую рану. Он рассказывает, что это была за молитва. Она была короткая, но имела цель: «Господи! избавь душу мою, спаси меня от смерти и от греха, так как он убивает мою душу». Смирение и ревностность молитвы подчеркиваются словами: «Господи, умоляю Тебя…» (в русском переводе эти слова отсутствуют). Когда мы приступаем к престолу благодати, то приходим как просящие подаяния и необходимой пищи. Следующие слова (ст. 5) «милостив Господь» можно воспринять, как часть этой молитвы – как повод, усиливающий эту просьбу и ободряющий веру и молитву просящего: «Господи! избавь душу мою, ибо Ты милостив и милосерд и я уповаю лишь на помощь Твою».

[3] Бог в ответ на эту молитву приходит со своевременной и действенной помощью. Давид на собственном опыте познал, что Бог милостив и милосерд и в Своем сострадании хранит простодушных (ст. 6). Бог хранит их, так как они простодушны (т.е. искренни, правые сердцем и без лукавства), как Он хранил Павла, который жил в мире не по плотской мудрости, а в простоте и богоугодной искренности. Хотя они простодушны (т.е. слабы, беспомощны и не способны обойтись без посторонней помощи -люди, не имеющие проницательности и замыслов), в то же время Бог хранит их, так как они вручили себя Ему и не полагаются на собственную достаточность. Тот, кто верой отдает себя под защиту Бога, будет в безопасности.

(2) Давайте послушаем, что Давид говорит о своем опыте.

[1] Бог поддерживал его в бедствиях: «Я изнемог, – говорит Давид, -погрузился в пучину несчастья, и тогда Он помог мне – помог услышать наихудшее и надеяться на лучшее, помог мне молиться, чтобы желание не покинуло меня, помог мне ожидать, чтобы вера моя не пошатнулась. Я был одним из простодушных, кого Бог сохранил, нищим, который воззвал, — и Господь услышал его» (Пс 33:7).Отметьте, что Народ Божий никогда не изнеможет, так как над ним простерта вечная мышца, и не погибнет тот, кто ею поддерживается. Более того, Богу нравится помогать, когда человек в нужде, в критическом положении (Втор 32:36).

[2] Бог спас его от бед (ст. 8): «Ты избавил…» Эти слова означают, что либо Бог предотвратил отчаяние, в которое он готов был впасть, либо исцелил от отчаяния, в котором он уже находился. Бог милостиво избавил, во-первых, его душу от смерти. Отметьте, великая милость Бога к нам проявляется в том, что мы живы; эта милость особенно ощутима, если мы были на пороге смерти, но Бог пощадил и поднял нас – предал гибели, но потом повелел вернуться. То, что жизни так часто можно лишиться и она подвергается опасности, но в то же время продляется, является чудом милости. Все те, кто сейчас освящается, а вскоре будет прославлен, особенно должны быть признательны за избавление души от духовной и вечной смерти. Во-вторых, его глаза – от слез, то есть его сердце – от чрезмерной скорби. Великая милость – быть избавленным от оснований для скорби, от зла, которое является причиной скорби, или, по крайней мере, от состояния, когда человек чрезмерно скорбит. Когда Бог утешает огорченных – снимает вретище скорбящего и препоясывает весельем, – тогда Он избавляет очи их от слез, что не сможет быть сделано окончательно до тех пор, пока мы не придем в тот мир, где отрет Бог всякую слезу с очей их. В-третьих, ноги его от преткновения, чтобы они не стали на путь греха и несчастья. Великое счастье – иметь Бога, который держит нас за правую руку, когда наши ноги почти поскользнулись (Пс 72:2,23), поэтому хотя мы и впадаем в искушение, но оно не побеждает и не свергает нас. Или эти слова можно понимать так: «Ты избавил ноги мои от преткновения – от падения в могилу, когда одна нога уже была там».

2. Давид, благодаря Бога, показывает себя благочестивым человеком. Господь все это сделал для него, и поэтому:

(1) Он будет жить, наслаждаясь Богом (ст. 7): «Возвратись, душа моя, в покой твой.

[1] Отдохни и успокойся, не волнуй себя подозрительными и беспокойными страхами, как ты иногда это делала. Успокойся и возвеселись. Бог милостиво обращался с тобой, и поэтому ты не должна опасаться, что Он в дальнейшем будет суров к тебе».

[2] «Успокойся в Боге. Возвратись в Него, как в свой покой, и не ищи в творении тот покой, который может быть лишь в Нем». Бог – место покоя для души; только в Нем она может пребывать в покое, и поэтому к Нему она должна возвращаться и радоваться в Нем». Господь облагодетельствовал нас. Он обеспечивал нас всем необходимым для нашего утешения и восстановления и ободрял прийти к Нему ради собственного блага во все времена и во всех случаях. Поэтому давайте удовлетворимся этим. Возвратитесь в тот покой, который Христос дает труждающимся и обремененным (Мат 11:28). Вернись к своему Ною, чье имя означает «покой», как голубица, которая не нашла покоя и возвратилась в ковчег. Я не знаю более подходящих слов, которые можно было бы произнести, закрывая глаза перед ночным сном или в смертный час, чем эти: «Возвратись, душа моя, в покой твой!»

(2) Он посвятит свою жизнь Богу (ст. 9): «Буду ходить пред лицем Господним на земле живых», то есть в этом мире до тех пор, пока живу. Отметьте:

[1] наш великий долг -ходить пред лицем Господним, то есть поступать так, словно мы находимся в Его присутствии и под Его бдительным оком, одобрять Его как святого Бога, подчиняться как всемогущему Богу и покоряться Его воле как Богу вседостаточному, радостно уповая на Него. «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною» (Быт 17:1). Мы должны поступать достойно Бога, во всем угождая Ему.

[2] Размышления о том, что мы живем на земле живых, должны побудить нас поступать именно так. Бог продолжает щадить нас и поддерживает на земле живых Своей силой, терпением и милостью, и поэтому мы должны добросовестно исполнять перед Ним свой долг. Земля живых – это земля милости, за которую мы должны благодарить. Это земля огромных возможностей, которую мы должны использовать. Ханаан называли землей живых (Иез 26:20), и те, чей жребий указал на эту землю видений, особым образом заботятся, чтобы всегда видеть пред собою Господа. Если Бог избавил нашу душу от смерти, то мы должны ходить перед Ним. Новая жизнь, безусловно, должна быть новой жизнью.

Псалом 114 на русском языке

Детально: псалом 114 на русском языке – со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Аллилуиа

Аллилуиа.

1 Возлюбих, яко услышит Господь глас моления моего,

1 Я возлюбил, потому что услышит Господь глас моления моего,

2 яко приклони ухо Свое мне, и во дни моя призову.

2 ибо склонил Он ухо Своё ко мне, и во все дни мои буду Его призывать.

3 Объяша мя болезни смертныя, беды адовы обретоша мя, скорбь и болезнь обретох, и имя Господне призвах:

3 Охватили меня муки смертные, беды ада постигли меня; скорбь и муку я встретил и имя Господне призвал:

4 о, Господи, избави душу мою. Милостив Господь и Праведен, и Бог наш милует.

4 “О Господи, избавь душу мою!” Милостив Господь и праведен, и Бог наш милует.

5 Храняй младенцы Господь: смирихся, и спасе мя.

5 Хранит младенцев Господь: я смирился, и Он спас меня.

6 Обратися, душе моя, в покой твой, яко Господь благодействова тя.

6 Возвратись, душа моя, к покою твоему, ибо Господь облагодетельствовал тебя;

7 Яко изъят душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения.

7 ибо Он избавил душу мою от смерти, очи мои от слёз и ноги мои от преткновения.

8 Благоугожду пред Господем во стране живых.

8 Буду угоден Господу на земле живых!

Слава:

Слава:

Возлюбих, яко услышит Господь глас моления моего, яко приклони ухо Свое мне, и во дни моя призову. Объяша мя болезни смертныя, беды адовы обретоша мя, скорбь и болезнь обретох, и имя Господне призвах: о, Господи, избави душу мою. Милостив Господь и Праведен, и Бог наш милует. Храняй младенцы Господь: смирихся, и спасе мя. Обратися, душе моя, в покой твой, яко Господь благодействова тя. Яко изъят душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения. Благоугожду пред Господем во стране живых.

Слава:

псалом 113псалом 115 Список книг

  1. Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление мое;
  2. приклонил ко мне ухо Свое, и потому буду призывать Его во все дни мои.
  3. Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь.
  4. Тогда призвал я имя Господне: Господи! избавь душу мою.
  5. Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш.
  6. Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне.
  7. Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя.
  8. Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои от преткновения.
  9. Буду ходить пред лицом Господним на земле живых.

псалом 113псалом 115 Список книг

Текст христианского псалма 114 представляет собой радостное восклицание человека, получившего ответ от Бога на свою молитву. Авторство псалма не установлено, как и обстоятельства, подтолкнувшие псалмопевца к его написанию, но по содержанию песни становится понятно, что причины ее написания являются глубоко личными. Автор возносит хвалу Господу, благодаря Его за исцеление от смертельных болезней, из-за которых он, очевидно, начал уже прощаться с жизнью.

Исходя из толкования 114 псалма, исцеление было столь внезапным и скорым, что автор не смог удержаться от славословия, решив поделиться свое радостью со всем народом.

Текст православного 114 псалма в помощь в бедственном положении

Текст 114 псалма, видимо, призван был поддержать духовное состояние евреев, вернувшихся из вавилонского рабства: словами «Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне» (Пс. 113, 6) он обращает внимание своих сограждан на то, что Бог бывает особенно благорасположен к людям, которые трудятся во славу Его, а не ропщут из-за лишений. В таком положении были евреи по возвращении из плена: разоренная земля, требующая восстановления, и следующие за этим лишения часто повергали их в уныние. В православной традиции читать, слушать онлайн и смотреть видео с текстом 114 псалма советуют людям, находящимся в тяжелом материальном состоянии.

Слушать на видео молитву псалом 114 на современном русском языке

Читать текст молитвы псалом 114 на русском языке

Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление мое; приклонил ко мне ухо Свое, и потому буду призывать Его во все дни мои. Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь. Тогда призвал я имя Господне: Господи! избавь душу мою. Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш. Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне. Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя. Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои от преткновения. Буду ходить пред лицем Господним на земле живых.

Православный Псалтырь, текст псалма 114 на церковнославянском языке

Возлюбих, яко услышит Господь глас моленiя моего, яко приклони ухо свое мне; и во дни моя призову. Обяша мя болезни смeртныя, беды адовы обретоша мя; скорбь и болезнь обретох и имя Господне призвах; О, Господи, избави душу мою; милостив Господь и праведн, и Бог наш милует. Храняй младенцы Господь; смирихся, и спасе мя. Обратися, душе моя, в покой твой, яко Господь благодействова тя; яко изят душу мою от смерти, oчи мои от слез и нозе мои от поползновенiя. Благоугожду пред Господем во стране живых.

Читайте также:  Псалом 135: текст молитвы, для чего читают

Псалом 114 текст молитвы на русском

А. П. Лопухин. Толковая Библия. Псалтирь

Псалом 114

К этому псалму в еврейской Библии присоединяется следующий по счету 70-ти 115 псалом, и таким образом с 116 псалма по греческой Библии, а по еврейской 117, восстанавливается прежний счет на один псалом вперед.

То чувство радости, которое изображается в этом и следующих двух (115-116) псалмах, показывает, что они написаны после уже получения помощи от Господа.

Я радуюсь, так как Господь помогает мне, когда я воззвал к Нему при гнетущих меня обстоятельствах (1-4). Господь милостив и помогает всем простодушным пред ним (5-6). Я покоен, так как Господь осушил мои слезы и дал мне при жизни увидеть ниспосланные Им блага.

1 Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление мое;
2 приклонил ко мне ухо Свое, и потому буду призывать Его во все дни мои.
3 Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь.
4 Тогда призвал я имя Господне: Господи! избавь душу мою.
5 Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш.
6 Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне.

6. Господь «хранит простодушных» — т. е. тех, кто просто и глубоко, как дети, веруют в Него, или беспомощных, как дети, а потому нуждающихся в защите со стороны. Такими простодушными по вере и беспомощными, как дети, были евреи данного времени, возвратившиеся из плена, так как жили верой и ожиданиями исполнения предсказанных пророками обетований, они же были и беспомощны, так как им самим, без всякого стороннего содействия и при нищете приходилось начинать снова устроение своей земли как в политическом и религиозном, так в гражданском и экономическом отношениях.

7 Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя.

7. «Возвратись, душа моя, в покой твой» — период страданий и опасностей миновал, настало время довольства и благоприятного течения жизни, так как Господь «облагодетельствовал».

8 Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои от преткновения.
9 Буду ходить пред лицем Господним на земле живых.

9. «Ходить пред лицом Бога» — служить Ему своей жизнью; на «земле живых» на земле людей своего народа, теперь довольного и осчастливленного.

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Библия. Псалтирь

Псалом 144

1 Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь [мой], и благословлять имя Твое во веки и веки.

2 Всякий день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твое во веки и веки.

3 Велик Господь и достохвален, и величие Его неисследимо.

4 Род роду будет восхвалять дела Твои и возвещать о могуществе Твоем.

5 А я буду размышлять о высокой славе величия Твоего и о дивных делах Твоих.

6 Будут говорить о могуществе страшных дел Твоих, и я буду возвещать о величии Твоем.

7 Будут провозглашать память великой благости Твоей и воспевать правду Твою.

8 Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив.

9 Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его.

10 Да славят Тебя, Господи, все дела Твои, и да благословляют Тебя святые Твои;

11 да проповедуют славу царства Твоего, и да повествуют о могуществе Твоем,

12 чтобы дать знать сынам человеческим о могуществе Твоем и о славном величии царства Твоего.

13 Царство Твое — царство всех веков, и владычество Твое во все роды. [Верен Господь во всех словах Своих и свят во всех делах Своих]

14 Господь поддерживает всех падающих и восставляет всех низверженных.

15 Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время;

16 открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению.

17 Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих.

18 Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине.

19 Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их.

20 Хранит Господь всех любящих Его, а всех нечестивых истребит.

21 Уста мои изрекут хвалу Господню, и да благословляет всякая плоть святое имя Его во веки и веки.

Псалом 114

Аллилуиа

Аллилуиа.

1 Возлюбих, яко услышит Господь глас моления моего,

1 Я возлюбил, потому что услышит Господь глас моления моего,

2 яко приклони ухо Свое мне, и во дни моя призову.

2 ибо склонил Он ухо Своё ко мне, и во все дни мои буду Его призывать.

3 Объяша мя болезни смертныя, беды адовы обретоша мя, скорбь и болезнь обретох, и имя Господне призвах:

3 Охватили меня муки смертные, беды ада постигли меня; скорбь и муку я встретил и имя Господне призвал:

4 о, Господи, избави душу мою. Милостив Господь и Праведен, и Бог наш милует.

4 «О Господи, избавь душу мою!» Милостив Господь и праведен, и Бог наш милует.

5 Храняй младенцы Господь: смирихся, и спасе мя.

5 Хранит младенцев Господь: я смирился, и Он спас меня.

6 Обратися, душе моя, в покой твой, яко Господь благодействова тя.

6 Возвратись, душа моя, к покою твоему, ибо Господь облагодетельствовал тебя;

7 Яко изъят душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения.

7 ибо Он избавил душу мою от смерти, очи мои от слёз и ноги мои от преткновения.

8 Благоугожду пред Господем во стране живых.

8 Буду угоден Господу на земле живых!

Возлюбих, яко услышит Господь глас моления моего, яко приклони ухо Свое мне, и во дни моя призову. Объяша мя болезни смертныя, беды адовы обретоша мя, скорбь и болезнь обретох, и имя Господне призвах: о, Господи, избави душу мою. Милостив Господь и Праведен, и Бог наш милует. Храняй младенцы Господь: смирихся, и спасе мя. Обратися, душе моя, в покой твой, яко Господь благодействова тя. Яко изъят душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения. Благоугожду пред Господем во стране живых.

Толковая Библия
Толкование на Псалтирь

К этому псалму в еврейской Библии присоединяется следующий по счету LXX-ти 115 псалом, и таким образом с 116 псалма по греческой Библии, а по еврейской 117, восстанавливается прежний счет на один псалом вперед.

То чувство радости, которое изображается в этом и следующих двух ( Пс.115–116 ) псалмах, показывает, что они написаны после уже получения помощи от Господа.

Я радуюсь, так как Господь помогает мне, когда я воззвал к Нему при гнетущих меня обстоятельствах (1–4). Господь милостив и помогает всем простодушным пред ним (5–6). Я покоен, так как Господь осушил мои слезы и дал мне при жизни увидеть ниспосланные Им блага.

Пс.114:6 . Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне.

Господь «хранит простодушных» – т. е. тех, кто просто и глубоко, как дети, веруют в Него, или беспомощных, как дети, а потому нуждающихся в защите со стороны. Такими простодушными по вере и беспомощными, как дети, были евреи данного времени, возвратившиеся из плена, так как жили верой и ожиданиями исполнения предсказанных пророками обетований, они же были и беспомощны, так как им самим, без всякого стороннего содействия и при нищете приходилось начинать снова устроение своей земли как в политическом и религиозном, так в гражданском и экономическом отношениях.

Пс.114:7 . Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя.

«Возвратись, душа моя, в покой твой» – период страданий и опасностей миновал, настало время довольства и благоприятного течения жизни, так как Господь «облагодетельствовал».

Пс.114:9 . Буду ходить пред лицем Господним на земле живых.

«Ходить пред лицем Бога» – служить Ему своей жизнью; на «земле живых» на земле людей своего народа, теперь довольного и осчастливленного.

Объяснение священной книги псалмов

Близкое соответствие благодарности сего, 114-го, псалма с предшествующею ему молитвою псалма 113 дает основание признать сей краткий псалом благодарственною песнию иудеев Господу Богу за избавление их от тех затруднительных обстоятельств, в каких находились они при построении второго храма Иерусалимского. Надписывается он так же, как и предшествующие и последующие ему псалмы, словом Аллилуиа («хвалите Бога»).

Пс.114:1–2 Возлюбих, яко услышит Господь глас моления моего, яко приклони ухо Свое мне: и во дни моя призову.

Хотя по краткости речи пророк не досказал здесь, кого он возлюбил, но это ясно видно из последующих его слов, когда он тут же благодарит Господа Бога за то, что Он услышал его молитву. Вместо возлюбих по переводу с еврейского читаем: «Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление мое». Слова различны, но чувства, выраженные словами, одни и те же. Сильная молитва, когда она бывает услышана, производит в молящихся чувство радости и еще большую любовь к Тому, от Кого видит удовлетворение своей молитвы. А потому и сказать ему: «возлюбил я» – не то же ли значит, что сказать: «я рад, что Господь услышал моление мое»? И как не радоваться, как не любить Того, как бы так продолжает речь свою пророк, Который будучи Господом всяческих и благих наших не требуя, так удобопреклонен к выслушиванию молитв недостойных рабов Своих, что мы благонадежно и дерзновенно во всех нуждах наших можем призывать Его, и я потому всегда во дни моя, при всяких обстоятельствах, в счастии и в несчастии, буду призывать Господа.

Пс.114:3–4 Объяша мя болезни смертныя, беды адовы обретоша мя: скорбь и болезнь обретох и имя Господне призвах: о, Господи, избави душу мою: милостив Господь и праведен, и Бог наш милует.

Пс.114:5 Храняй младенцы Господь: смирихся, и спасе мя.

Младенцев в собственном смысле хранит Господь, по учению Св. Церкви, чрез ангелов хранителей, особенно потому, что они, как слабые силами, особенно нуждаются в таком хранении. Здесь же пророк говорит о младенцах не по возрасту, а по нраву, почему это изречение о младенцах и читается по переводу с еврейского так «Хранит Господь простодушных». Таково и учение Господа нашего Иисуса Христа: «Истинно говорю вам: если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» ( Мф.18:3 ). В том же смысле говорит и апостол Павел: «Братие! не будьте дети умом: на зло будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни». Таков и есть смысл псаломского изречения, которое продолжается следующими словами: смирихся, и спасе мя. Это значит, я страдал от искушений, и Он спас меня, т.е. Господь избавил меня от них. По изъяснению св. Василия Великого, эти слова можно разуметь так: «поелику я смирился, вел себя и жил, как младенец, принимая Царствие Небесное как отрок, и посредством незлобия я низвел себя к детскому смирению, то хранитель младенцев Господь спас меня от болезней смертных и от бед адских. Не сказал: не попустил пасть в беды, но что – и по падении спас» [7, c. 912).

Пс.114:6–8 Обратися, душе моя, в покой твой, яко Господь благодействова тя: яко изъят душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения. Благоугожду пред Господем во стране живых.

Выразив полную признательность Богу за Его благодеяния и возблагодарив Его, пророк утешается чрез обращение к самому себе, к душе своей, говоря: «Возвратись, душа моя, в покой твой; ибо Господь облагодетельствовал тебя» (пер. с евр.). Благодеяния Его все предо мною: Он избавил душу мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои от преткновения; все опасности смертные и все прежние беды миновали; Он отгнал от меня всякую печаль, и мне остается только предаться в волю Божию и благоугождать Ему. Об этом я и постараюсь. Благоугожду пред Господем во стране живых, а по переводу с еврейского: «буду ходить пред лицем Господним на земле живых». Страною, или землею, живых, говорит св. Афанасий Александрийский, «пророк называет небесный Иерусалим» [3, с. 360]. А по мнению св. Василия Великого, Иоанна Златоустого и блж. Феодорита, это страна живых, не умирающих грехом, но живущих истинною жизнию во Христе Иисусе [7, с. 914; 5, с. 343; 6, с. 558].

Псалтырь

Чтение псалмов на всякую потребу

Какие псалмы читать в различных обстоятельствах, искушениях и нуждах

Икона. Царь и пророк Давид-псалмопевец

Чтобы уберечься от тяжких грехов: 18

Против нападений бесовских: 45, 67

При обвинениях и клевете, воздвигающихся на тебя: 4, 7, 36, 51

Когда видишь гордыню и злобу многих, когда нет у людей ничего святого: 11

Для смирения духа: 5, 27, 43, 54, 78, 79, 138

Когда враги продолжают искать твоей погибели: 34, 25, 42

В благодарность за победу над врагом: 17

Во время скорби и в несчастиях: 3, 12, 21, 68, 76, 82, 142

При унынии и в безотчетной скорби: 90, 26, 101

В защиту от врагов, в напастях, при кознях человеческих и вражьих: 90, 3, 37, 2, 49, 53, 58, 139

  • Основы Православия – подборка лучших публикаций о Православии
  • Полный псалтырь со всеми кафизмами и молитвами – одним текстом (формат htm)
  • Смотрите также иные молитвы в нашем разделе “Православный молитвослов” – молитвы разные на все случаи жизни, молитвы святым, молитвы путешествующих, псалмы, Молитвы воинов, молитвы за болящих, молитвы на разные случаи семейной жизни: благословление на вступление в брак, молитвы о покровительстве Бога вступающим в брак, молитвы о счастливом браке, молитвы беременных женщин о благополучном разрешении и о рождении здоровых детей, молитвы родителей о детях молитвы при бесплодии, молитвы о учащихся детях и многие другие.
  • Молитвы о благополучии и счастье семьи – подборка известных православных молитв о семье
  • Молитвы православных воинов – сборник молитв для духовной помощи и защиты православных воинов, а также молитвы во время бедствия и нашествия врагов, иноплеменников и иноверных..
  • “Православные акафисты” – сборник акафистов
  • Молитва и ее необходимость для нашего спасения – сборник поучительных публикаций
  • Словарь православных гимнографических терминов (значение слов акафист, глас, икос, кондак, канон, тропарь и пр.)

Читайте также:  Псалом 111: текст молитвы, для чего читают

В обстояниях, чтобы Господь услышал молитву твою: 16, 85, 87, 140

Когда просишь милости и щедрот у Бога: 66

Если желаешь научиться, как должно приность благодарение Господу: 28

Чтобы не скупиться и подавать милостыню: 40

Восхваляя Господа: 23, 88, 92, 95, 110, 112, 113, 114, 133, 138

В болезнях: 29, 46, 69

В смятении душевном: 30

В душевном уязвлении: 36, 39, 53, 69

В утешение угнетаемым: 19

От порчи и колдунов: 49, 53, 58, 63, 139

Когда имеешь потребность исповедования истинного Бога: 9, 74, 104, 105, 106, 107, 117, 135, 137

О прощении грехов и в покаянии: 50, 6, 24, 56, 129

В радости духовной: 102, 103

Когда слышишь, что хулят Промысл Божий: 13, 52

Чтобы не соблазниться, когда видишь, что нечестивые благоденствуют, а праведные терпят скорби: 72

В благодарность за всякое благодеяние Божие: 33, 145, 149, 45, 47, 64, 65, 80, 84, 97, 115, 116, 123, 125, 134, 148

Перед выходом из дома: 31

В дороге: 41, 42, 62, 142

Перед посевом: 64

От потопления: 68

В гонениях: 53, 55, 56, 141

О даровании мирной кончины: 38

О желании переселиться в вечные селения: 83

Если одолевает лукавый: 142, 67

“Изъяснение каждого псалма Псалтири”. – М.: Изд-во Православного братства святого апостола Иоанна Богослова, 2000.

Изложено по преподобному Арсению Каппадокийскому афонским старцем Паисиеем. Преподобный Арсений использовал псалмы для благословения, подходящие к различным случаям; особенно в тех случаях, когда не имелось церковного чинопоследования на особую потребность.

Цифрой указан номер псалма, а затем указано, при какой нужде его следует читать:

1. Когда посадить древо или лозу, да принесут плод.

2. Да просветит Господь грядущих на собрания и советы.

3. Да оставит людей злоба, и да не пытают они неправедно ближних своих.

4. Да исцелит Господь мягкосердечных, впадающих в уныние при виде деяний жестокосердных.

5. Да исцелит Господь глаза, уязвленные злодеем.

6. Да освободит Господь находящегося под заклятием.

7. Мучимым страхом от козней и угроз злодеев.

8. Уязвленным бесами или нечестивыми людьми.

9. Да прекратятся бесовские страхования во сне или искушения днем.

10. Жестокосердным супругам, что препираются и разводятся (когда жестокосердный муж или жена терзают супругу или супруга).

11. Душевнобольным, что мучимы злобой и нападают на ближних.

12. Страдающим болезнями печени.

13. От беса читать трижды в день три дня.

14. Да обратятся воры или разбойники, и вернутся восвояси и да покаются.

15. Да найдется потерянный ключ.

16. При тяжких несправедливых обвинениях читать трижды в день три дня.

17. При землетрясениях, других бедствиях или буре с грозой.

18. Да разродится роженица.

19. Бесплодным супругам, чтобы Господь исцелил их и они не развелись.

20. Да умягчит Господь сердца богатых и подадут они милостыню бедным.

21. Да сдержит Господь пожар, и да не будет большого ущерба.

22. Да усмирит Господь непокорных детей, чтобы не огорчали они родителей.

23. Да откроется дверь, когда ключ потерян.

24. Сильно страдающим от искушений, что теряют и жалуются.

25. Когда кто испрашивает что у Бога, чтобы Он подал просимое без вреда для просящего.

26. Да защитит Господь крестьян от вражеской рати, чтобы не было вреда народу и полям.

27. Да исцелит Господь страдающих душевными и нервными болезнями.

28. Страдающим морской болезнью и страшащимся бурного моря.

29. В опасностях в дальних землях сущим, среди варваров и безбожных, да защитит их Господь и да просветит людей земель тех и умирит их, дабы узнали Бога.

30. Да ниспошлет Господь достаточно зерна и плодов, когда погода неблагоприятна для земледелия.

31. Да найдут заблудившиеся и смятенные путники дорогу.

32. Да откроет Господь правду о неправедно осужденных и да отпустят их на свободу.

33. Стоящим на пороге смерти, когда терзают их бесы. Или когда неприятель вторгается со зловещими намерениями.

34. Да освободит Господь добрых от козней злых, что притесняют людей Божиих.

35. Да рассеется враждебность после споров и недоразумений.

36. Израненным разбойниками.

37. При зубной боли.

38. Да найдут брошенные и впавшие в уныние работу, чтобы больше им не скорбеть.

39. Да помирятся хозяин и работник после ссоры.

40. Да разрешится жена от бремени успешно, если роды преждевременные.

41. Молодым, когда страдают от несчастной любви.

42. Да освободятся соотечественники из вражеского плена.

43. Да откроет Господь супругам правду, если было между ними недоразумение, чтобы жить им в мире и любви.

44. Страдающим болезнями сердца или почек.

45. Молодым, которым враги из зависти не позволяют жениться.

46. Дабы примириться работнику или хозяину, когда работник уходит обиженный хозяином, и да найти ему работу.

47. Когда шайки разбойников грабят людей и происходят тяжкия бедствия, читать в продолжение 40 дней.

48. Тем, чей труд сопряжен с опасностями.

49. Да покаются удалившиеся от Бога и обратятся, дабы спастись им.

50. Когда по грехам нашим для вразумления посылает Бог кару (мор людей или животных).

51. Да покаются жестокосердные правители и да умягчатся сердца их, и да перестанут мучить народ.

52. Да благословит Бог сети и да наполнятся они рыбой.

53. Да просветит Господь богатых, купивших рабов, и да отпустят они их на свободу.

54. Да восстановится доброе имя семьи, что была неправедно обвинена.

55. Для мягкосердечных людей, уязвленных ближними.

56. Страдающим от головной боли, происходящей от великой скорби.

57. Да благоприятствуют обстоятельства трудящимся с добрыми намерениями и да запретит Господь бесам и лукавым людям.

58. Немым, да даст им Господь дар речи.

59. Да откроет Господь правду, когда много людей осуждены неправедно.

60. Тем, кому трудно работать от лени или от страха.

61. Да избавит Господь от напастей слабого, дабы тот не жаловался.

62. Да принесут поля и деревья плоды при засухе.

63. Когда укусит кого бешеная собака или волк.

64. Да процветают купцы.

65. Да не принесет лукавый в дом разлад, и да не ввергнет семью в скорбь.

66. Благословение да будет на домашнем скоте.

67. Да излечится страдающая выкидышами.

68. Когда разольются от дождей реки и смывают людей и дома.

69. Мягкосердечным, которые по пустякам грустят и впадают в отчаяние, да укрепит их Господь.

70. Одиноким, которые по козням бесовским наскучили ближним и впадают в отчаяние, да помилует их Господь и исцелит.

71. Да благословит Бог новый урожай, который собирают крестьяне.

72. Да покаются разбойники.

73. Да защитит Господь крестьян, которые работают на полях, когда неприятель окружил деревню.

74. Да умирится злобный хозяин и не терзает своих ближних, работников.

75. Матери, страшащейся во время родов, да укрепит и защитит ее Господь.

76. Когда нет взаимопонимания между родителями и детьми, да просветит их Господь, дабы дети слушались родителей, а родители любили детей.

77. Да просветит Господь заимодавцев, дабы они были сострадательны и не вымогали долги у должников.

78. Да защитит Господь деревни от грабежа неприятельским войском.

79. Да исцелит Господь больного водянкой.

80. Да не оставит Господь бедных в нужде и горе, впавших в отчаяние от бедности.

81. Дабы люди покупали товары у крестьян, и те не впадали в горе и отчаяние.

82. Да запретит Господь злодеям, замыслившим убийство.

83. Да охранит Господь домашнюю утварь, скот и плоды трудов.

84. Да исцелит Господь раненых разбойниками и страдающих от испуга.

85. Да спасет Господь мир, когда приходит чума и люди умирают.

86. Да продлит Господь жизнь тех членов семьи, без которых не могут обойтись другие.

87. Да защитит Господь беззащитных, страдающих от жестокосердных ближних.

88. Да укрепит Господь болезненных и слабых, дабы не изнемогали они на работе и не впадали в уныние.

89. Да пошлет Господь дождь в засуху, и да наполнятся пересохшие источники.

90. Да исчезнет бес, являющийся перед человеком и пугающий его.

91. Да даст Господь людям благоразумие, чтобы возрастали они духовно.

92. Да защитит Господь корабль, находящийся в опасности в море. (Преподобный также советовал кропить корабль святой водой с четырех сторон.)

93. Да просветит Господь смутьянов, что сеют раздоры в народе и вызывают беспорядки и разделения.

94. Да не подпадут супруги влиянию чар, что заставляют их ссориться и препираться.

95. Да исцелит Господь глухих.

96. Да рассеются чары.

97. Да утешит Господь удрученных горем.

98. Да благословит Бог молодых, что хотят оставить все и последовать Ему, и да подаст им благодать. (По-видимому, речь идет о собирающихся принять монашеский постриг – прим. переводчика.)

99. Да благословит Господь творящих волю Его и да исполнит желания их.

100. Да подаст Господь дары и таланты добрым и простосердечным людям.

101. Да благословит Господь власть имущих, дабы они были добры и сострадательны и помогали людям.

102. Да поможет Господь женщине, страдающей женской немощью.

103. Да благословит Господь имения людей, дабы не впадали они в уныние, но прославляли Бога.

104. Да покаются люди и исповедуют свои грехи.

105. Да просветит Господь людей, дабы не отступили они от пути спасения.

106. Да исцелит Господь бесплодную.

107. Да усмирит Господь врагов и да оставят они свои злые намерения.

108. Да исцелит Господь больного падучей. Да помилует Господь неправедно обвиняющих, чтобы они покаялись.

109. Дабы младшие уважали старших.

110. Да покаются неправедные судьи и право судят людей Божиих.

111. Да защитит Господь воинов, отправляющихся на войну.

112. Да благословит Господь бедную вдову, дабы она заплатила долги и спаслась от тюрьмы.

113. Да исцелит Господь слабоумных детей.

114. Да благословит Господь бедных детей и утешит их, дабы не страдали они от богатых детей и не впадали в уныние.

115. Да исцелит Господь от ужасной страсти лжи.

116. Да сохранится в семье любовь и да прославят Бога.

117. Да смирит Господь варваров, когда они окружают деревню и наводят страх на жителей, и да отвратит их от злых намерений.

118. Да устрашит Господь варваров и запретит им, когда они убивают невинных женщин и детей.

119. Да подаст Господь долготерпенье тем, кому приходится жить с лукавыми и неправедными.

120. Да защитит Господь рабов от рук неприятеля, чтобы их не искалечили, прежде чем они вернутся на свободу.

121. Да исцелит Господь страдающих суеверием.

122. Да исцелит Господь слепых и страдающих глазными болезнями.

123. Да защитит Господь людей от змей, дабы те не жалили.

124. Да защитит Господь поля праведных от злых людей.

125. Да исцелит Господь страдающих головными болями.

126. Да принесет Господь мир в семью, если возникла ссора.

127. Да не коснется домов злоба врагов и да пребудут в семье мир и благословение Божие.

128. Да исцелит Господь страдающих от мигрени. Да явит Господь милость свою на жестокосердных и несдержанных, которые приносят горе мягкосердечным.

129. Да ниспошлет Господь мужество и надежду тем, кто начинает новую работу и не искусны в ней, и да не испытают они великих трудностей.

130. Да подаст Господь людям покаяние и.утешит их надеждой, чтобы спастись им.

131. Да явит Господь милость свою в мире, где по нашим грехам не прекращаются войны.

132. Да просветит Господь народы, дабы стали они миролюбивыми и жили в мире.

133. Да защитит Господь людей от всякой напасти.

134. Да сосредоточатся люди во время молитвы и да соединятся их души с Богом.

135. Да защитит Господь беженцев, когда те оставляют свои дома и уходят, да спасутся они от варваров.

136. Да умирит Господь вспыльчивого.

137. Да просветит Господь правителей, дабы те понимали нужды народа.

138. Да избавит Господь слабых духом от искушений кощунственными мыслями.

139. Да умирит Господь тяжелый характер главы семьи, дабы не страдали от него домашние.

140. Да умирит Господь жестокого правителя, терзающего ближних.

141. Да умирит Господь смутьяна, приносящего горе людям.

142. Да защитит Господь беременную женщину, дабы не потерять ей плод.

143. Да умирит Господь брожение в народе, дабы не было бунта.

144. Да благословит Бог труды людей и примет их.

145. Да исцелит Господь страдающих кровотечением.

146. Да исцелит Господь укушенных и раненных злодеями.

147. Да усмирит Господь диких зверей, да не причинят те вреда людям и хозяйству.

148. Да ниспошлет Господь благоприятную погоду, дабы люди собрали богатый урожай и прославили Его.

Все вышеприведенные толкования принадлежат преподобному Арсению, следующие два – отцу Паисию со Святой Горы Афон:

149. В благодарность Богу за Его многие милости и за обилие Его любви, что не знает границ и пребывает с нами.

150. Да ниспошлет Господь довольство и утешение братьям и сестрам нашим в дальних землях сущим, и братьям и сестрам нашим усопшим, что еще дальше от нас. Аминь.

“Православная жизнь” (Приложение к “Православной Руси”) № 12, 2007