Псалом 111: текст молитвы, для чего читают

Псалом 111

Псалом сей – из числа тех, которые надписываются словом Аллилуиа («хвалите Бога»). Он имеет некоторое сходство с предыдущим псалмом, и по внешности, и по содержанию. Знатоки еврейского языка утверждают, что сей, 111-й, псалом содержит 22 буквы еврейского алфавита; и начала стихов сего псалма в еврейской Псалтири имеют те же начала еврейского алфавита, как и в предыдущем псалме, который содержит то же число букв сего алфавита; почему и псалмы сии названы ими алфавитными: в каждом из восьми первых стихов полагается по две алфавитных буквы, а в двух последних находится по три буквы, и таким образом в десяти стихах помещены 22 буквы еврейского алфавита. По содержанию в сих обоих псалмах сходство заключается в том, что в настоящем, 111-ом, псалме описывается блаженство мужа праведного и богобоязненного, с тою целию, чтобы примером его убедить и подвигнуть других людей к благочестию и добродетели, а в предыдущем, 110-ом, псалме содержатся хвала и прославление Бога от людей благочестивых.

Пс.111:1 Блажен муж бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело.

Псалом сей начинается теми же мыслями и чувствами, какими оканчивается ему предшествующий псалом. Страх Божий, или, что то же, – страх Господень, есть начало премудрости, – сказано в конце того псалма, то есть приводит человека к деятельному богопознанию и благочестию то духовное состояние его, когда он старается воспитать в себе дух разума, дух благочестия, дух страха Божия. А здесь, начиная с 1-го стиха и до конца псалма, выражаются похвала и одобрение тому человеку, который имеет страх Божий, и прежде всего ему усвояется блаженство: «Блажен муж бояйся Господа». Но так как не всякий боящийся Господа удостаивается блаженства и благословения от Бога, потому что и о бесах известно, что они «веруют и трепещут» ( Иак.2:19 ), то и прибавлено: в заповедех Его восхощет зело, т.е. тот человек блажен, который боится Господа и с сыновним страхом пребывает в исполнении Его заповедей, который любит заповеди Божии и в ревностном исполнении их находит для себя великое удовольствие.

Пс.111:2–3 Сильно на земли будет семя его, род правых благословится: слава и богатство в дому его, и правда его пребывает в век века.

От блаженства души, которое принадлежит людям богобоязненным и любящим закон Божий, псалмопевец переносится мыслию к земным благам, которых удостаиваются пребывающие в страхе Божием. Первое благополучие, которого удостаивается человек, боящийся Бога и исполняющий закон Божий, состоит в многочадии: Сильно (т.е. многочисленно) на земли будет семя его, род правых благословится, то есть по благословению Божию, род праведных людей умножается и благоденствует. И мы видим немало примеров такого благословения Божия не только в священной истории, но и в жизни вообще всех людей. Угодил Авраам Богу, и не только ближайшие, а и самые отдаленные потомки его благоденствовали под осенением почившего на предке их благословения Божия. Стяжал благоволение Божие праведный Давид, – и потомки его восседали преемственно на престоле его, как было обещано ему Богом. Лишился благословения Божия нечестивый Саул, и царственные потомки его скитались нищими, и самый род его пресекся в непродолжительное время. Так велико и важно, так благонадежно и прочно для самого земного благополучия благословение Божие, почивающее на людях благочестивых и праведных. Род правых благословится. Кто без порока живет в правде, тот живет трудолюбиво, умеренно и воздержно. Слава и богатство в дому его; а если он и не имеет большого богатства, зато имеет довольство во всем и честное имя, и, вместе с тем, он не имеет ни излишних, изысканных нужд, ни разнообразных, изобретенных праздностию, потребностей, ни безграничных, ничем неудовлетворяемых желаний, а довольствуется тем, что посылает и чем благословляет его Господь Бог. Значит, он доволен своим состоянием, а если доволен, то и счастлив, блажен. Ибо истинное счастие человека не вне его, а внутри, в его сердце: «Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:21 ), говорит Христос, Спаситель наш. Он же поэтому научает нас «искать», как самого главного в жизни, «Царствия Божия и правды его», и помнит, что все остальное, потребное в жизни временной, «приложится нам» ( Мф.6:33 ). Род правых, о котором говорит здесь псалмопевец, знает и помнит все это, ищет Царствия Божия и правды Его, и правда Его пребывает в век века.

Пс.111:4–5 Возсия во тме свет правым: милостив и щедр и праведен. Благ муж щедря и дая: устроит словеса своя на суде, яко в век не подвижится.

Ублажая человека, боящегося Бога и любящего заповеди Его, псалмопевец с разных сторон рассматривает его счастие и благополучие его временной жизни. Кроме благословения Божия, изливаемого на его потомство, и правды его, Господь Бог возсиявает, или проливает, на него свет Свой, озаряющий пути жизни его во тьме искушений и скорбей, среди различных недоумений, встречающихся на этом скорбном пути. И Свет этот есть не кто иной, как Он же, Господь Бог, «просвещающий всякого человека, приходящего в мир» ( Ин.1:9 ), и всякий, «поступающий по правде, идет к Свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» ( Ин.3:21 ). И этот воссиявший во тьме Свет, Господь Бог наш, по сказанию псалмопевца, есть милостив и щедр и праведен. По своей благости Он милостив и щедр, а по суду Своему Он праведен, или правосуден. По словам св. Василия Великого, «Он соединяет судом милости, дабы строгость суда смягчить преизбытком милости. Ибо если, говорит, на беззаконие будешь взирать, то кто устоит? Благ Бог, но и праведен, а правда есть воздаяние по достоинству, как написано: благо твори, Господи, благим. А уклоняющихся в развращение отведет Господь с делающими беззаконие. Он милостив, но и Судия, ибо любит, говорит, милостыню и суд. Посему и говорит в другом месте: «милость и суд воспою Тебе, Господи» ( Пс.100:1 ). Итак: милостив и праведен Господь, посему мы не должны разуметь Его вполовину и не брать в повод к нерадению Его человеколюбие». Таков Господь, то есть милостив, и щедр, и праведен в отношении к праведнику, а сам он праведник; по переводу с еврейского, «добрый человек милует и взаймы дает, он даст твердость словам своим на суде», т.е. расположит слова свои, говоря рассудительно и обдуманно, а не так, что пришло на мысль; или же: он расположит ответы свои на суде так, что приготовит посредством милостыни помощь и защиту себе на суде, по примеру упоминаемого в Евангелии верного и благоразумного управителя дома ( Лк.16:1–9 ). Поступая так, милостиво и благоразумно, он в век не подвижится, то есть ничто в жизни поколебать его не может. Правда, много скорбей у праведных ( Пс.33:20 ), но это-то и удивительно, что они, подвергаясь бесчисленным бедствиям, соблюдают непреклонным и непоколебимым до конца свой здравый смысл и свою волю. Не очевидно ли, что их укрепляет помощь и благодать Божия?

Пс.111:6–8 В память вечную будет праведник. От слуха зла не убоится: готово сердце его уповати на Господа: утвердися сердце его, не убоится, Дóндеже воззрит на враги своя.

Еще одно заслуженное достоинство, или высокое свойство души, указывает псалмопевец в лице человека праведного. По своим славным и честным деяниям праведник, говорит он, всегда будет жить в памяти людей. И не только в память вечную будет он у людей смертных, но имя его впишется в книгу животную, из которой во веки не изгладится, и таким образом память его будет благословенна и пред Богом, и пред ангелами, и пред всем сонмом святых, так что не убоится он ни клевет, ни поношений злых людей (от слуха зла не убоится). И что всего важнее, ему не страшно будет и то ужасное изречение праведного Судии: «идите от Меня, проклятии, во огнь вечный» ( Мф.25:41 ). Стих 7, по переводу с еврейского, читается так: «Не боится злого слуха; сердце его твердо, надеется на Господа». По словам св. Иоанна Златоуста, смысл этих слов следующий: «ничто не устрашает и не колеблет его и не привязывает к настоящему, но он весь всецело устремлен к Богу, пребывает в надежде, постоянно утвержден на уповании, и ничем настоящим не расслабляется и не развлекается» [5, с. 318]. Сверх того, высокое преимущество праведника заключается в особом покровительстве Божием, которому он вполне вверяет судьбу свою всегдашним упованием своим на Бога: готово сердце его уповати на Господа, и в этом уповании оно так твердо пребывает (утвердися сердце его), что не представляется опасности отпасть от него: «он не убоится, когда посмотрит на врагов своих» (по переводу с еврейского), – не убоится и тогда, когда увидит их побежденных и поверженных». поелику , по словам блж. Феодорита, – сердце праведника утверждено в уповании на Бога, то он не только не боится неприязненных (по Иоанну Златоусту – злых духов), но, по надежде на Бога, ожидает их низложения» [6, с. 547].

Пс.111:9–10 Расточи, даде убогим: правда его пребывает во век века: рог его вознесется в славе. Грешник узрит и прогневается, зубы своими поскрежещет и растает: желание грешника погибнет.

В этих последних стихах псалмопевец указывает еще на некоторые свойства праведного мужа, именно, на его щедрость и милосердие к нищим и убогим. Последним он не просто благотворит, или раздает милостыню, а расточает, то есть, щедро осыпает их милостынями. Расточити значит: (греч., лат. dispergere) «раскидывать, рассеивать, рассыпать». По заповеди Христовой (хотя во время написания псалма неизвестной), он не скрывал себе сокровищ на земле ( Мф.6:19 ), а, заботясь о нищих и убогих, старался о том, чтобы они не терпели никакой скудости и недостатка, и тогда правда его, или праведность, превосшедшая праведность фарисейскую и пребывающая во век века, поставила его «великим в Царстве Небесном» ( Мф.5:19 ) и вознесла рог его в чести и славе: не только великая награда уготована ему в будущей жизни, но и в этой жизни умножатся сила и слава его. Рог в Св. Писании употребляется в значении силы, спасительной крепости ( Лк.1:69 ; Пс.131:17 ). Таким образом, люди, обильно подающие милостыню, не только не беднеют, а еще увеличивают свое богатство, а вместе с тем и силу, и славу, примеров чего весьма много имеется в Св. Писании (см. книги Иова, Товита) и в жизнеописаниях святых. А грешник, взирая на добрые дела праведного и на преуспевающее благополучие его, мучится завистию и злобою, исполняется гневом (прогневается), и от сего гнева и зависти поскрежещет зубами своими, обнаруживая тем досаду и печаль в сердце своем, и растает, т.е. вся его злоба обращается в ничто: желание грешника, то есть его благожелательство, погибнет.

Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8

Псалом 111

Псалом 111 относится к хвалебным и благодарственным песням. Имеет богослужебное предназначение, так как начинается со слова «Аллилуйя». В тексте говорится о том, что любая человеческая мудрость без страха Божия суетна. Псалмопевец обещает разнообразные милости Божьи тому человеку, кто выполняет все заповеди.

Текст молитвы псалом 111

На церковнославянском языке

Аллилуиа, Аггеево и Захариино

1 Блажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело.

2 Сильно на земли будет семя eго, род правых благословится:

3 Слава и богатство в дому eго, и правда eго пребывает в век века.

4 Возсия во тме свет правым, милостив и щедр, и праведен.

5 Благ муж, щедря и дая: устроит словеса своя на суде, яко в век не подвижится.

6 В память вечную будет праведник.

7 От слуха зла не убоится,

8 готово сердце eго уповати на Господа. Утвердися сердце eго, не убоится, дондеже воззрит на враги своя.

9 Расточи, даде убогим, правда eго пребывает во век века, рог eго вознесется в славе.

10 Грешник узрит и прогневается, зубы своими поскрежещет и растает, желание грешника погибнет.

Читайте также:  Псалом 4: текст молитвы, для чего читают

На русском языке

1 Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он возлюбит крепко.

2 Сильным на земле будет семя его, род правых благословится:

3 Слава и богатство в доме его, и правда его пребывает во век века.

4 Взошёл во тьме свет правым: он милостив, и щедр, и праведен.

5 Благ муж, милующий и дающий взаймы, подберёт он слова свои на суде, ибо вовек не поколеблется.

6 Вечно в памяти будет праведник,

7 От злой молвы не убоится:

8 Готово сердце его уповать на Господа. Утверждено сердце его, он не убоится, доколе не посмотрит на врагов своих.

9 Расточил он, дал бедным, – правда его пребывает во век века, рог его вознесется в славе.

10 Грешник увидит и разгневается, зубами своими заскрежещет и истает; желание грешника погибнет.

Когда и для чего читают псалом 111

Псалом 111 входит в состав XVI кафизмы и его читают на субботнем богослужении. Песнь исполняется на старославянском языке. Во время Великого поста псалтырь прочитывается в течение недели дважды. Поэтому к псалму 111 обращаются во вторник и субботу. На Светлой седмице кафизм не положено.

Во время церковного богослужения песнь исполняется на церковнославянском языке. При домашней молитве разрешается читать псалом 111 на русском языке. Православная церковь благословляет читать и слушать его как просьбу о защите здоровья и жизни отправляющихся на войну воинов.

Толкование

В тексте псалма 111 описываются черты праведного человека и награды, которые его ожидают. Также говорится и о грешнике, недоумевающем и злящемся глядя на изливаемые на благочестивого человека милости Божьи. Для подробного толкования псалма 111 необходимо разобрать его стихи по отдельности:

  • Стихи 1-2. Человек должен быть движим внутренним благочестием и радостно повиноваться заповедям Божьим. И потомки его получат особое благословение.
  • Стихи 3-4. Господь благословляет праведного человека, который и в трудные времена сохраняет милосердие и праведность, как в своей душе, так и во внешнем поведении.
  • Стихи 5-6. Благо получит человек добрый, умеющий жить по справедливости и давать взаймы.
  • Стихи 7-8. Праведного человека не лишают душевного мира и покоя плохие новости и людская молва, так как он полностью доверяет Господу и сердце его твердо.
  • Стихи 9-10. Праведными чертами перед Богом являются помощь нуждающимся и щедрость. Они приводят к славе. А такие черты как зависть, ненависть, нечестие становятся причиной саморазрушения и погибели.

Псалом 111 текст молитвы для чего читают

Святой текст: Псалом 111 текст молитвы для чего читают специально для Вас!

Толковая Библия
Толкование на Псалтирь

Блаженством будет пользоваться тот, кто боится Господа и крепко любит Его заповеди. Как его самого, так и потомков его, наградит Господь, даст обилие внешних благ, поможет в несчастьях (1–4). Истинный чтитель Господа – милостив к другим, честен в слове, не боится молвы, тверд в вере, и Господь наградит его вечной памятью. Нечестивый, при виде его блаженства, заскрежещет зубами и истает от зависти (5–10).

Пс.111:2 . Сильно будет на земле семя его; род правых благословится.

«Сильно будет на земле семя его» – потомство его будет пользоваться прочным благом, так как Господь изливает свои милости обильно и на потомство любящих Его.

Пс.111:3 . Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек.

«Правда его пребывает во век» – или в том смысле, что за праведность предка обильно награждаются и его потомки, т. е. милость Господа обильна и продолжительна, или в том, что праведность награждается вечным блаженством и за гробом.

Пс.111:4 . Во тьме восходит свет правым; благ он и милосерд и праведен.

«Тьм а» – бедствия. Во время бедствий Господь поможет ему.

Пс.111:5 . Добрый человек милует и взаймы дает; он даст твердость словам своим на суде.

«Даст твердость словам своим на суде» – давать правдивые свидетельства, которые являются основанием для приговора судей.

Пс.111:6 . Он вовек не поколеблется; в вечной памяти будет праведник.

Истинный праведник никогда не отступает от начал своей жизни, он «непоколеб им» во весь век, во всю продолжительность своей жизни. Он будет «в вечной памяти» – память о нем сохранится в потомстве и истории. Можно здесь видеть, как и в 3 ст., указание на вечную близость с Богом, т. е. на вечную жизнь и загробную награду.

Пс.111:7 . Не убоится худой молвы: сердце его твердо, уповая на Господа.

Он не боится худой молвы, в своей деятельности не прислушивается к суждениям других лиц и к их порицанию. Руководством его жизни служит не отзыв людей, а вечный и неизменный закон Господа, который и неизменяем-то за свою непогрешимость и непреложную высоту, тогда как вкусы и потребности людей, а отсюда и их отзывы, не отличаются постоянством и устойчивостью.

Пс.111:8 . Утверждено сердце его: он не убоится, когда посмотрит на врагов своих.

Вера в Господа и сознание правоты своей делает его храбрым и не боящимся происков врагов. Он верит, что Господь его защитит.

Пс.111:9 . Он расточил, роздал нищим; правда его пребывает во веки; рог его вознесется во славе.

«Он расточил» – обильно помогал всем нуждающимся. – «Рог его вознесется» – его духовное величие, его нравственная сила будет вознесена, непременно будет награждена.

Пс.111:10 . Нечестивый увидит это и будет досадовать, заскрежещет зубами своими и истает. Желание нечестивых погибнет.

«Желание нечестивых погибнет» – стремление нечестивых своими происками повредить праведнику не удастся.

Описанный здесь праведник очень подходит к Неемии с его широкой просветительной деятельностью среди возвратившихся из плена евреев, с его благотворительностью, прямотою и теми интригами, которые велись против него при персидском дворе.

Объяснение священной книги псалмов

Псалом сей – из числа тех, которые надписываются словом Аллилуиа («хвалите Бога»). Он имеет некоторое сходство с предыдущим псалмом, и по внешности, и по содержанию. Знатоки еврейского языка утверждают, что сей, 111-й, псалом содержит 22 буквы еврейского алфавита; и начала стихов сего псалма в еврейской Псалтири имеют те же начала еврейского алфавита, как и в предыдущем псалме, который содержит то же число букв сего алфавита; почему и псалмы сии названы ими алфавитными: в каждом из восьми первых стихов полагается по две алфавитных буквы, а в двух последних находится по три буквы, и таким образом в десяти стихах помещены 22 буквы еврейского алфавита. По содержанию в сих обоих псалмах сходство заключается в том, что в настоящем, 111-ом, псалме описывается блаженство мужа праведного и богобоязненного, с тою целию, чтобы примером его убедить и подвигнуть других людей к благочестию и добродетели, а в предыдущем, 110-ом, псалме содержатся хвала и прославление Бога от людей благочестивых.

Пс.111:1 Блажен муж бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело.

Псалом сей начинается теми же мыслями и чувствами, какими оканчивается ему предшествующий псалом. Страх Божий, или, что то же, – страх Господень, есть начало премудрости, – сказано в конце того псалма, то есть приводит человека к деятельному богопознанию и благочестию то духовное состояние его, когда он старается воспитать в себе дух разума, дух благочестия, дух страха Божия. А здесь, начиная с 1-го стиха и до конца псалма, выражаются похвала и одобрение тому человеку, который имеет страх Божий, и прежде всего ему усвояется блаженство: «Блажен муж бояйся Господа». Но так как не всякий боящийся Господа удостаивается блаженства и благословения от Бога, потому что и о бесах известно, что они «веруют и трепещут» ( Иак.2:19 ), то и прибавлено: в заповедех Его восхощет зело, т.е. тот человек блажен, который боится Господа и с сыновним страхом пребывает в исполнении Его заповедей, который любит заповеди Божии и в ревностном исполнении их находит для себя великое удовольствие.

Пс.111:2–3 Сильно на земли будет семя его, род правых благословится: слава и богатство в дому его, и правда его пребывает в век века.

Пс.111:4–5 Возсия во тме свет правым: милостив и щедр и праведен. Благ муж щедря и дая: устроит словеса своя на суде, яко в век не подвижится.

Пс.111:6–8 В память вечную будет праведник. От слуха зла не убоится: готово сердце его уповати на Господа: утвердися сердце его, не убоится, Дóндеже воззрит на враги своя.

Пс.111:9–10 Расточи, даде убогим: правда его пребывает во век века: рог его вознесется в славе. Грешник узрит и прогневается, зубы своими поскрежещет и растает: желание грешника погибнет.

Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8

Псалом 111 толкование

Детально: псалом 111 толкование – со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 111

Толкование Псалма 111

А. Благословен тот, кто боится Господа (41:1)

Пс. 111:1. Чувствуется, что этот стих как бы вытекает из стиха, завершающего предыдущий псалом. “Начало мудрости – страх Господень” (Пс. 110:10) – Блажен (т. е. счастлив и благословен) муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его (стих 1).

Б. Благословения ожидают праведного (111:2-9)

Пс. 111:2-9. Благословения эти многочисленны, и среди них – утверждение на земле и процветание не только его самого, но и потомства его (стихи 2-3). Правда в стихе 3 употреблена в значении праведности и либо а том смысле, что награды за нее не оскудевают и распространяются и на семя праведника, либо в том, что праведность награждена будет и в вечности.

Стих 4 прозвучит понятнее, если начать его с “И”: “И во тьме восходит свет правым”. Подразумевается, что и среди всеобщего бедствия подается праведным помощь свыше, либо что они сохраняют способность “видеть свет” и тогда, когда все вокруг помрачено невежеством, заблуждениями, несчастиями. Вторая часть стих 4 имеет и другое прочтение: “Потому что благ и милосерд, и праведен Господь”. Во второй части стих 5 речь о том, что, выступая на суде… добрый человек свидетельствует лишь правдиво и искренне.

Именно в праведности своей не поколеблется таковой во век и потому память о нем сохранится надолго (стих 6). Ему не страшна людская недобрая молва, ибо в сердце своем он твердо уповает на Господа (стих 7). По той же причине не убоится… он и врагов своих (стих 8). Он расточил в стихе 9 – в значении “щедро раздал” (то, что имел); раздал людям нуждавшимся. Рог (там же) – символ силы; здесь речь о силе нравственного и духовного величия праведного, который будет вознагражден (рог его вознесется во славе).

В. О реакции нечестивого (111:10)

Пс. 111:10. Видя, как благословляется праведник, нечестивый станет исходить от досады, зависти и злобы. Желание нечестивых повредить тем, кого благословляет Господь, – неосуществимо.

Аллилуиа, Аггеево и Захариино

Аллилуиа, Аггея и Захарии.

1 Блажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело.

1 Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он возлюбит крепко.

2 Сильно на земли будет семя eго, род правых благословится:

Читайте также:  Псалом 142: текст молитвы, для чего читают

2 Сильным на земле будет семя его, род правых благословится:

3 слава и богатство в дому eго, и правда eго пребывает в век века.

3 слава и богатство в доме его, и правда его пребывает во век века.

4 Возсия во тме свет правым, милостив и щедр, и праведен.

4 Взошёл во тьме свет правым: он милостив, и щедр, и праведен.

5 Благ муж, щедря и дая: устроит словеса своя на суде, яко в век не подвижится.

5 Благ муж, милующий и дающий взаймы, подберёт он слова свои на суде, ибо вовек не поколеблется.

6 В память вечную будет праведник.

6 Вечно в памяти будет праведник,

7 От слуха зла не убоится,

7 от злой молвы не убоится:

8 готово сердце eго уповати на Господа. Утвердися сердце eго, не убоится, дондеже воззрит на враги своя.

8 готово сердце его уповать на Господа. Утверждено сердце его, он не убоится, доколе не посмотрит на врагов своих.

9 Расточи, даде убогим, правда eго пребывает во век века, рог eго вознесется в славе.

9 Расточил он, дал бедным, – правда его пребывает во век века, рог его вознесется в славе.

10 Грешник узрит и прогневается, зубы своими поскрежещет и растает, желание грешника погибнет.

10 Грешник увидит и разгневается, зубами своими заскрежещет и истает; желание грешника погибнет.

Слава:

Слава:

Блажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело. Сильно на земли будет семя его, род правых благословится: слава и богатство в дому его, и правда его пребывает в век века. Возсия во тме свет правым, милостив и щедр, и праведен. Благ муж, щедря и дая: устроит словеса своя на суде, яко в век не подвижится. В память вечную будет праведник. От слуха зла не убоится, готово сердце его уповати на Господа. Утвердися сердце его, не убоится, дондеже воззрит на враги своя. Расточи, даде убогим, правда его пребывает во век века, рог его вознесется в славе. Грешник узрит и прогневается, зубы своими поскрежещет и растает. Желание грешника погибнет.

Слава:

Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его.

Сильно будет на земле семя его; род правых благословится.

Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек.

Во тьме восходит свет правым; благ он и милосерд и праведен.

Добрый человек милует и взаймы дает; он даст твердость словам своим на суде.

Он вовек не поколеблется; в вечной памяти будет праведник.

Не убоится худой молвы: сердце его твердо, уповая на Господа.

Утверждено сердце его: он не убоится, когда посмотрит на врагов своих.

Он расточил, роздал нищим; правда его пребывает во веки; рог его вознесется во славе.

Нечестивый увидит это и будет досадовать, заскрежещет зубами своими и истает. Желание нечестивых погибнет.

Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его.

Сильно будет на земле семя его; род правых благословится.

Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек.

Во тьме восходит свет правым; благ он и милосерд и праведен.

Добрый человек милует и взаймы дает; он даст твердость словам своим на суде.

Он вовек не поколеблется; в вечной памяти будет праведник.

Не убоится худой молвы: сердце его твердо, уповая на Господа.

Утверждено сердце его: он не убоится, когда посмотрит на врагов своих.

Он расточил, роздал нищим; правда его пребывает во веки; рог его вознесется во славе.

Нечестивый увидит это и будет досадовать, заскрежещет зубами своими и истает. Желание нечестивых погибнет.

Псалом 111: текст молитвы, для чего читают

ПСАЛМЫ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150

111:1 Аллилуия. Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его .
О счастливом (блаженном) человеке много разных представлений. Но Бог знает, что по-настоящему может быть счастлив только тот, кто крепко держится за исполнение заповедей Бога и не желает нарушать их.
Понимание того, что Бог радуется успешному преодолению трудностей, связанных с противостоянием греху – делает человека счастливым, как и осознание того, что он способен при помощи Божьей победить грех.

111:2,3 Сильно будет на земле семя его; род правых благословится.
На земле будет жить только род таких счастливых, кто смог противостать греху и победил его с Божьей помощью. Потому и сказано о роде таких счастливчиков, что:
3 обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек .

111:4 Во тьме восходит свет правым.
Тьма – обычная метафора тяжких, смутных времен. Так вот, даже в тяжкие и смутные времена Бог не оставляет правых Своих (живущих по принципам Его) – в неведении о том, как жить и к чему стремиться, просвещая их Своими знаниями пути жизни во всякое время.

благ он и милосерд и праведен .
Человек Божий отражает в себе качества Бога

111:5 Добрый человек милует и взаймы дает; он даст твердость словам своим на суде .
Божьего человека можно узнать по его добрым поступкам: не спешит такой осудить и обвинить даже провинившегося, его милость превосходит обвинение, он даёт взаймы не только в буквальном смысле в отношении денег, но и в отношении шанса исправиться, не торопясь выносить суд без милости.
Такой человек способен обосновать уверенно все свои решения – на суде Божьем.

111:6 Он вовек не поколеблется; в вечной памяти будет праведник.
Бога для вечности в Его мироздании интересуют только праведники. Остальные Его не интересуют.

111:7 Не убоится худой молвы: сердце его твердо, уповая на Господа. Праведному не страшны ни плохие вести о предстоящих несчастиях, ни клевета на него, ибо он знает, что Господь – опора его и защита: сердце его твердо, уповая на Господа.

111:8 Утверждено сердце его.
Сердце праведного уверено в Господе и утверждено в желании жить по истине Божьей, в нём нет сомнений и терзаний в том, как ему поступать: всегда и во всём – так, как угодно Богу.

он не убоится, когда посмотрит на врагов своих.
Если помощник – Бог, то что могут сделать враги – человеки?

111:9 Он расточил, роздал нищим.
Этот текст апостол Павел цитирует в 2 Кор. 9:9 и 8:9, призывая членов коринфской общины быть щедрыми по примеру Бога и Христа Его, которые не поскупились для человечества и отдали самое дорогое, что было у каждого из них.

правда его пребывает во веки; рог его вознесется во славе
Здесь речь об Иисусе Христе – высшем примере щедрости: он отдал свою жизнь на благо человечества и так исполнил правду Божью о нём (предсказания). Потому и возвысится владычество его (рог) вовеки.

Псалтирь | псалом 111

Этот псалом, как и предыдущий, составлен в алфавитном порядке и, подобно ему же, озаглавлен «Аллилуйя», хотя рассматривает вопрос о блаженстве святых, так как это возвеличивает славу Бога, и мы должны благодарить за все, что доставляет нам наслаждение. Он представляет собой комментарий к последнему стиху предыдущего псалма и демонстрирует, насколько мудро бояться Бога и исполнять Его заповеди. В этом псалме нам представлен (I) характер праведных (ст. 1).

(II) Блаженство праведных.

(1) Блаженство по праву передается их потомству (ст. 2).

(2) Блаженство, дарованное им самим:

[1] процветание внутреннее и внешнее (ст. 3);

[2] утешение (ст. 4);

[3] мудрость (ст. 5);

[4] стабильность (ст. 6-8);

[5] почести (ст. 6,9).

(III) Бедственное положение нечестивых (ст. 10). Нам четко представлено добро и зло, блаженство и проклятие. Воспевая этот псалом, мы должны не только учиться, назидать самих себя и друг друга, чтобы соответствовать приведенным характеристикам счастливого человека, но утешать и ободрять себя и друг друга привилегиями и утешениями, хранящимися для святых.

Стихи 1-5. Псалмопевец начинает псалом с призыва к нам прославить Бога, но сразу же направляет себя, чтобы прославить народ Божий, ибо если какая-то слава и пребывает на них, то она приходит от Бога и Ему же должна возвратиться, так как Он является их хвалой и они принадлежат Ему. У нас есть основание прославить Бога за то, что в этом мире есть народ, который боится Его и служит Ему; за то, что он является счастливым народом, так как все это имеет лишь благодаря благодати Божьей. В этих стихах нам представлено:

I. Описание тех, кто здесь провозглашается блаженным и кому принадлежат эти обетования.

1. Они движимы благочестивыми и благоговейными чувствами. Привилегии Божьих подданных имеют не те, кто взывает: «Господи, Господи», а кто с радостью подчиняется Его правлению.

(1) Это те, которые в благоговении стоят перед Богом и испытывают постоянное почтение к Его величию и уважение к Его воле. Счастливый человек, который боится Господа (ст. 1).

(2) Это те, которые получают удовольствие, исполняя свой долг. Тот, кто боится Господа как Отца и относится к Нему как ребенок, а не раб, тот крепко любит заповеди Его. Они нравятся ему своей справедливостью и милостью, они записаны в его сердце; он сам выбрал и покорился им и называет их легким и приятным ярмом. Ему нравится исследовать и общаться с Божьими заповедями, читая, слушая и размышляя о них (Пс 1:2). Он радуется не только Божьим обетованиям, но и Его заповедям, и считает себя счастливым, находясь под Божьим правлением и испытывая Его благоволение. Ему нравится следовать путем своего долга, и он находится на своем месте, служа Богу. Это ему нравится больше всего, больше всех других занятий и наслаждений этого мира. Все, что он совершает в религии, исходит из твердых моральных норм, так как в религии он видит дружелюбие и выгоду.

2. Они честны и искренни в своем исповедании и намерениях. Таких называют правыми (ст. 2,4), так как они действительно такие хорошие, какими кажутся, и поступают верно по отношению к Богу и к человеку. Без искренности нет истинной религии; это евангельское совершенство.

3. Они справедливы и добры во взаимоотношениях с другими: «…благ он и милосерд и праведен (ст. 4), не осмеливается причинить зло человеку, а старается сделать добро каждому, насколько это в его силах, и делает это из сострадания и милости». В предыдущем псалме говорилось о том, что Бог милостив и щедр (ст. 4), а в этом – что благочестивый человек такой же, так как в этом мы должны подражать Богу, как чада возлюбленные. Будьте милостивы, как Он. Он милосерд, но в то же время праведен; его благотворительность – это то, чего он честно достиг. Бог ненавидит грабеж ради жертвоприношения – так и благочестивый. Один из примеров, демонстрирующих его благотворительность (ст. 5): «Добрый человек милует и взаймы дает». Иногда человек много жертвует и много дает взаймы, а это обязывает берущего взаймы много трудиться и быть честным. Он милует и взаймы дает (Пс 36:26);

он делает это из правильного принципа, а не как ростовщик, дающий взаймы, чтобы нажиться; он дает не столько из щедрости, сколько из благотворительности. Он делает это правильно: охотно, с удовольствием и радостным лицом.

II. Тот, кто соответствует этим характеристикам, наследует блаженство. Блажен, абсолютно блажен муж, боящийся Господа. Чтобы ни говорили о таком человеке люди, Бог говорит, что он блажен, а Его слова делают его таковым.

1. Потомки благочестивого человека будут преуспевать благодаря его благочестию (ст. 2): «Сильно будет на земле семя его». Возможно, сам он не будет великим в этом мире и не займет такого положения, как его потомки после него благодаря ему. Многие семьи поднялись благодаря религии; если они не продвинулись далеко в своем положении, то, по крайней мере, утвердились. Когда благочестивые люди счастливы на небесах, то их потомки, возможно, почитаемы здесь, на земле, и признают, что имеют уважение благодаря благословению, исходящему от них. Род правых благословится. Если потомки будут идти их путями, то будут еще больше благословлены благодаря родству с ними – возлюбленные Божии ради отцов (Рим 11:28), – ибо завет звучит так: «Я буду Богом твоим и потомков твоих, в то время как во веки не помянется племя злодеев». Пусть дети благочестивых родителей оценивают себя согласно этому обетованию и остерегаются совершить то, что могло бы лишить его прав, принадлежащих поколению праведных.

2. Они будут процветать в этом мире и в особенности их души (ст. 3).

(1) Они будут благословлены внешним процветанием в той степени, насколько это будет полезно для них. Обилие и богатство в доме праведного человека: не в его сердце (так как он не принадлежит к тем, в чьем сердце царствует любовь к деньгам), возможно, не в его руке (так как он только начинает обзаводиться состоянием), а в доме его; его семья станет богатой, когда он уйдет.

Но, (2) что намного важнее, они будут благословлены духовными благословениями, которые являются истинным богатством. Его обилие и богатство будет в доме его, так как он должен оставить его другим, но правда его, благодаря которой он будет иметь утешение, пребывает вовек. Благодать лучше золота, так как она переживет его. Имея обилие и богатство, он будет придерживаться своей религии и даже во время процветания будет тверд в своей непорочности, которую многие отбрасывают, когда сияет солнце, придерживаясь во время шторма. Мирское процветание является благословением в том случае, если оно не охлаждает человека в благочестии и он продолжает придерживаться его. Если, несмотря на обилие и богатство, семья продолжает оставаться благочестивой и наследники отцовского имущества наследуют его добродетели, то несомненно такая семья является счастливой. Однако праведность благочестивого человека пребывает вовек, и венец праведности не увянет.

3. В страдании они будут иметь утешение (ст. 4): «Во тьме восходит свет правым». Эти слова подразумевают, что благочестивый человек может страдать; обетование не освобождает его от них. Благочестивые должны разделять общие трудности человеческой жизни, но даже если они оказываются во мраке, то Господь свет для них (Мих 7:8). В своих бедах они получат поддержку и утешение; их дух увидит проблески света, хотя внешние условия будут оставаться мрачными. Sat lucis intus – достаточно внутреннего света. Во время египетской тьмы у сынов Израилевых был свет в жилищах их. В должное время и, возможно, когда они меньше всего ожидают, они будут избавлены от бед своих. Когда ночь становится особенно темной, зарождается день, более того, в вечернее время, когда ожидается ночь, явится свет.

4. У них будет мудрость, чтобы управлять своими делами (ст. 5). Тот, кто правильно управляет своим имуществом, благодаря Божьему провидению увеличит его – не благодаря чуду, а благодаря своей рассудительности. Он будет управлять своими делами благоразумно (ст. 5, англ.пер. KJV);

такому порядку учит его Бог его; Он наставляет его (Ис 28:26). Частью характеристики благочестивого человека является то, что он использует благоразумие для управления своими делами; он зарабатывает и хранит, чтобы иметь возможность давать. Возможно, эти слова говорят о делах благотворительности: «Добрый человек милует и взаймы дает». Его благоразумие проявляется тогда, когда он распределяет благотворительность так, чтобы она попала в правильное место к правильным людям в должное время и в нужном количестве. Обетование говорит, что тому, кто подобным образом пользуется рассудительностью, Бог даст еще. Тот, кто часто использует свою мудрость, видит, как она ему необходима, и просит ее у Бога, дающего всем просто (Иак 1:5). Он даст твердость словам своим на суде (написано в оригинале), так как мудрость больше всего проявляется в управлении своим языком; и блажен тот человек, которому Бог дает такую мудрость.

Стихи 6-10. В этих стихах нам представлена:

I. Удовлетворенность и стабильность святых. Блаженство благочестивого заключается в том, что он вовек не поколеблется (ст. 6). Сатана и его инструменты прилагают усилия, чтобы поколебать его, но его основание твердо и никогда не поколеблется, по крайней мере вовек не поколеблется. Если он и испытает потрясение на короткое время, то быстро вновь восстановится.

1. Благочестивый человек будет иметь устойчивую репутацию, а это – большое удовольствие. Благочестивый человек будет иметь доброе имя; он будет известен своими добрыми делами для Бога и среди благочестивых людей: «…в вечной памяти будет праведник» (ст. 6). В этом смысле правда его (память о ней) пребывает вовек (ст. 9). Есть люди, которые делают все возможное, чтобы замарать его репутацию и опозорить, но его непорочность всегда будет доказана и ее честь уцелеет. Некоторые, кто особо отличился своей праведностью, будут в вечной памяти на земле. Везде, где читается Писание, их добрые дела пребудут в памяти о них. Память о многих благочестивых людях, которые умерли и ушли, все еще благословляется, но на небесах память о них действительно будет вечной, а почести их праведности пребудут вовек в награде за нее и в венце славы неувядающем. Тот, кем на земле пренебрегали и о ком забыли, почитаем и пребывает в памяти там, а его праведность – к похвале и чести и славе (1Пет 1:7);

и затем, в будущем, рог праведника превознесется к чести, как рог единорога, когда он является завоевателем. Сейчас нечестивцы с гордостью поднимают рог свой высоко, но все роги нечестивых будут сломлены (Пс 74:6,11). Благочестивые со смирением положили рог свой в прах (Иов 16:15), но настанет день, когда рог его вознесется во славе. Особенно славе благочестивого человека будет способствовать его щедрость к бедным. Он расточил, роздал нищим. Он не позволил своей благотворительности течь по одному каналу и не направлял ее лишь к нескольким объектам, к которым испытывал особую доброту. Он расточал свое богатство, давая часть семи и даже восьми, он сеял при всех водах, и, благодаря подобной благотворительности, он укрепился; правда его пребывает во веки. Милостыни названы правдой, но не потому, что они оправдают нас, принеся искупление за наши злые дела, а потому что сами являются добрыми делами, которые мы должны совершать. Поэтому, не благотворя, мы не являемся благочестивыми и отказываем в благодеянии нуждающемуся. Слава благотворителя пребывает вовек, так как его дело вспомнится в великий день. Я был голоден, и вы дали мне есть. Для ободрения и побуждения к благотворительности цитируются эти слова (2Кор 9:9).

2. Благочестивый человек будет иметь спокойный дух, и это несет в себе намного большее удовлетворение, чем добрая репутация, ибо тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом. Утверждено сердце его; что бы ни случилось, он не поколеблется ни в своем долге, ни в своем утешении, так как он не убоится – сердце его твердо (ст. 7,8). Это является характеристикой и утешением благочестивого народа. Они должны прилагать усилие, чтобы мысли были сконцентрированы на Господе, и таким образом поддерживать их спокойными, беспечными и безмятежными. И Бог пообещал, что у них будет и повод, и благодать быть таковыми. Обратите внимание, (1) народ Божий не должен бояться худой молвы и плохих новостей, так как это в их интересах. Если же они услышат их, то не должны смущаться, с ошеломлением ожидая самого худшего, а, что бы ни случилось и что бы ни угрожало, должны сказать вместе с блаженным Павлом: «Но я ни на что не взираю…» и: «Посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля» (Пс 45:3).

(2) Утвержденность сердца является всемогущим средством против беспокойного страха перед худой молвой. Если мы храним свои мысли невозмутимыми и управляем ими, если наша воля покоряется святой воле Бога, если мы имеем характер спокойный, а дух – уравновешенный, несмотря на все повороты провидения, – тогда мы хорошо укреплены против смятений боязливых.

(3) Доверие Господу является наилучшим и верным путем для утверждения и укрепления сердца. Верой мы должны забрасывать якорь в обетование и слово Божье и таким образом возвращаться к нему и полагаться на него, как на свой покой. Сердце человека не может утвердиться и получить удовлетворение от чего-то другого, кроме истины Божьей, и именно в ней оно крепко укореняется.

(4) Те, чьи сердца утверждены верой, будут терпеливо уповать, пока не достигнут своей цели. Он не убоится, когда посмотрит на врагов своих, то есть когда попадет на небеса и увидит сатану и всех своих духовных врагов растоптанными под своими ногами, как Израиль видел мертвых египтян, выброшенных на морской берег. «Когда посмотрит на своих угнетателей, – как толкует это место д-р Хаммонд, – когда посмотрит смело и дерзновенно в их лица как человек, который больше не в их власти». Это окончательно удовлетворит святых. Когда они вспомнят свои беды и преследования, то смогут сказать вместе со святым Павлом, когда он рассказывал о выпавших на его долю преследованиях: «…от всех избавил меня Господь» (2Тим 3:11).

II. Неприятности грешников (ст. 10). Их будут раздражать две вещи:

(1) блаженство праведных. Нечестивец увидит процветание и славу праведника и будет досадовать. Они будут раздражаться, видя, что подтверждена невиновность праведных и принята во внимание их бедность, видя любимцами небес тех, кого они ненавидели и презирали, чьей гибели искали и надеялись созерцать, видя, что праведные продвинулись настолько, что владычествуют над ними (Пс 48:15). Это заставит нечестивого скрежетать зубами своими, и истает. Это часто исполняется в этом мире. Блаженство святых является причиной зависти нечестивых и представляет собой гниль для костей. Но более полно это исполнится в ином мире, когда они увидят вдали Авраама и Лазаря на лоне его и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. Тогда зависть заставит осужденных скрежетать зубами своими.

(2) Их личное огорчение: «Желание нечестивых погибнет». Их желание было полностью посвящено этому миру и плоти; мир и плоть царствовали над ними, и поэтому когда они погибли, то радость покинула нечестивцев, а их ожидания, к их вечному смущению, остались неисполненными. Их надежда была похожа на паутину паука.

Ссылка на основную публикацию