Православное толкование молитвы псалом 105
Христианский текст 105 псалма является логическим продолжением предыдущей, 104 песни. Поскольку 104 псалом закончился Исходом из египетского рабства и странствием по пустыне, псалом 105 повествует о последующих событиях еврейской истории. Оба эти псалма можно назвать песнями покаяния и исповедания, поскольку в них автор последовательно показывает иудеям степень их неблагодарности перед Богом, противопоставляя их беззакония и постоянные нарушения заповедей Его долготерпению и милостям.
Толкование 105 псалма говорит о том, что в нем перечисляются проявления маловерия и греховного упрямства еврейского народа, начиная с паники при переходе Чермного моря, и заканчивая необходимостью сотворения Моисеем истукана для исцеления от укусов змей.
Помощь от христианского псалма 105: молитва о просвещении
Поскольку в тексте 105 псалма присутствует описание рассеяния евреев по всей земле, можно сделать вывод, что написан он приблизительно в дни вавилонского пленения. Цель его написания анонимным автором, вероятно, заключалась в поднятии духа ропщущих единоплеменников, и призыве их к покаянию, молитве и более тщательному исполнению заповедей. Православная церковь рекомендует читать и слушать онлайн 105 псалом о спасении людей, чтобы Бог указал им верный путь.
Слушать на видео псалом 105 на на русском языке
Читать текст молитвы псалом 105 на русском языке
Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. Кто изречет могущество Господа, возвестит все хвалы Его? Блаженны хранящие суд и творящие правду во всякое время! Вспомни о мне, Господи, в благоволении к народу Твоему; посети меня спасением Твоим, дабы мне видеть благоденствие избранных Твоих, веселиться веселием народа Твоего, хвалиться с наследием Твоим. Согрешили мы с отцами нашими, совершили беззаконие, соделали неправду. Отцы наши в Египте не уразумели чудес Твоих, не помнили множества милостей Твоих, и возмутились у моря, у Чермного моря. Но Он спас их ради имени Своего, дабы показать могущество Свое. Грозно рек морю Чермному, и оно иссохло; и провел их по безднам, как по суше; и спас их от руки ненавидящего и избавил их от руки врага. Воды покрыли врагов их, ни одного из них не осталось. И поверили они словам Его, и воспели хвалу Ему. Но скоро забыли дела Его, не дождались Его изволения; увлеклись похотением в пустыне, и искусили Бога в необитаемой. И Он исполнил прошение их, но послал язву на души их. И позавидовали в стане Моисею и Аарону, святому Господню. Разверзлась земля, и поглотила Дафана и покрыла скопище Авирона. И возгорелся огонь в скопище их, пламень попалил нечестивых. Сделали тельца у Хорива и поклонились истукану; и променяли славу свою на изображение вола, ядущего траву. Забыли Бога, Спасителя своего, совершившего великое в Египте, дивное в земле Хамовой, страшное у Чермного моря. И хотел истребить их, если бы Моисей, избранный Его, не стал пред Ним в расселине, чтобы отвратить ярость Его, да не погубит их. И презрели они землю желанную, не верили слову Его; и роптали в шатрах своих, не слушались гласа Господня. И поднял Он руку Свою на них, чтобы низложить их в пустыне, низложить племя их в народах и рассеять их по землям. Они прилепились к Ваалфегору и ели жертвы бездушным, и раздражали Бога делами своими, и вторглась к ним язва. И восстал Финеес и произвел суд, — и остановилась язва. И это вменено ему в праведность в роды и роды во веки. И прогневали Бога у вод Меривы, и Моисей потерпел за них, ибо они огорчили дух его, и он погрешил устами своими. Не истребили народов, о которых сказал им Господь, но смешались с язычниками и научились делам их; служили истуканам их, которые были для них сетью, и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам; проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, — и осквернилась земля кровью; оскверняли себя делами своими, блудодействовали поступками своими. И воспылал гнев Господа на народ Его, и возгнушался Он наследием Своим и предал их в руки язычников, и ненавидящие их стали обладать ими. Враги их утесняли их, и они смирялись под рукою их. Много раз Он избавлял их; они же раздражали Его упорством своим, и были уничижаемы за беззаконие свое. Но Он призирал на скорбь их, когда слышал вопль их, и вспоминал завет Свой с ними и раскаивался по множеству милости Своей; и возбуждал к ним сострадание во всех, пленявших их. Спаси нас, Господи, Боже наш, и собери нас от народов, дабы славить святое имя Твое, хвалиться Твоею славою. Благословен Господь, Бог Израилев, от века и до века! И да скажет весь народ: аминь! Аллилуия!
Псалом 105
В тексте псалма 105 повествуется о событиях истории еврейского народа в период странствий и поселения в Палестине. Псалмопевец обращается к Господу с молитвой об избавлении народа из плена, видимо, вавилонского.
Текст молитвы псалом 105
На церковнославянском языке с ударениями
1 Испове́дайтеся Го́сподеви, я́ко Благ, я́ко в век ми́лость Его.
2 Кто возглаго́лет си́лы Госпо́дни? Слы́шаны сотвори́т вся хвалы́ Его?
3 Блаже́ни храня́щии суд и творя́щии пра́вду во вся́кое вре́мя.
4 Помяни́ нас, Го́споди, во благоволе́нии люде́й Твои́х, посети́ нас спасе́нием Твои́м.
5 Ви́дети во бла́гости избра́нныя Твоя́, возвесели́тися в весе́лии язы́ка Твоего́, хвали́тися с достоя́нием Твои́м.
6 Согреши́хом со отцы́ на́шими, беззако́нновахом, непра́вдовахом.
7 Отцы́ на́ши во Еги́пте не разуме́ша чуде́с Твои́х, ни помяну́ша мно́жества ми́лости Твоея́ и преогорчи́ша восходя́ще в Чермно́е мо́ре.
8 И спасе́ их и́мене Своего́ ра́ди, сказа́ти си́лу Свою́,
9 и запрети́ Чермно́му мо́рю, и изся́че, и наста́ви я́ в без́дне, я́ко в пусты́ни.
10 И спасе́ я́ из руки́ ненави́дящих, и изба́ви я́ из руки́ враго́в.
11 Покры́ вода́ стужа́ющыя им, ни еди́н от них избы́сть.
12 И ве́роваша словеси́ Его, и воспе́ша хвалу́ Его.
13 Ускори́ша, забы́ша дела́ Его, не стерпе́ша сове́та Его
14 и похоте́ша жела́нию в пусты́ни, и искуси́ша Бо́га в безво́дней.
15 И даде́ им проше́ние их, посла́ сы́тость в ду́шы их.
16 И прогне́ваша Моисе́а в стану́, Ааро́на свята́го Госпо́дня.
17 Отве́рзеся земля́ и пожре́ Дафа́на, и покры́ на со́нмищи Авиро́на,
18 и разжже́ся огнь в со́нме их, пла́мень попали́ гре́шники.
19 И сотвори́ша тельца́ в Хори́ве, и поклони́шася истука́нному,
20 и измени́ша сла́ву Его в подо́бие тельца́ яду́щаго траву́,
21 и забы́ша Бо́га спаса́ющаго их, сотво́ршаго ве́лия во Еги́пте,
22 чудеса́ в земли́ Ха́мове, стра́шная в мо́ри Чермне́м.
23 И рече́ потреби́ти их, а́ще не бы Моисе́й, избра́нный Его, стал в сокруше́нии пред Ним, возврати́ти я́рость Его, да не погуби́т их.
24 И уничижи́ша зе́млю жела́нную, не я́ша ве́ры словеси́ Его,
25 и поропта́ша в селе́ниих свои́х, не услы́шаша гла́са Госпо́дня.
26 И воздви́же ру́ку Свою́ на ня, низложи́ти я́ в пусты́ни.
27 И низложи́ти се́мя их во язы́цех, и расточи́ти я́ в страны́.
28 И причасти́шася Веельфего́ру, и снедо́ша же́ртвы ме́ртвых.
29 И раздражи́ша его в начина́ниих свои́х, и умно́жися в них паде́ние.
30 И ста Финее́с, и уми́лостиви, и преста́ сечь.
31 И вмени́ся ему в пра́вду, в род и род до ве́ка.
32 И прогне́ваша Его на воде́ пререка́ния, и озло́блен бысть Моисе́й их ра́ди,
33 я́ко преогорчи́ша дух его́ и ра́знствова устна́ми свои́ма.
34 Не потреби́ша язы́ки, я́же рече́ Госпо́дь им,
35 и смеси́шася во язы́цех, и навыко́ша дело́м их.
36 И порабо́таша истука́нным их, и бысть им в собла́зн,
37 и пожро́ша сы́ны своя́ и дще́ри своя́ бесово́м,
38 и пролия́ша кровь непови́нную, кровь сыно́в свои́х и дще́рей, я́же пожро́ша истука́нным ханаа́нским, и убие́на бысть земля́ их кровьми́,
39 и оскверни́ся в де́лех их, и соблуди́ша в начина́ниих свои́х.
40 И разгне́вася я́ростию Госпо́дь на лю́ди Своя́, и омерзи́ достоя́ние Свое́,
41 и предаде́ я́ в ру́ки враго́в, и облада́ша и́ми ненави́дящии их.
42 И стужи́ша им врази́ их, и смири́шася под рука́ми их.
43 Мно́жицею изба́ви я́, ти́и же преогорчи́ша Его сове́том свои́м и смири́шася в беззако́ниих свои́х.
44 И ви́де Госпо́дь, внегда́ скорбе́ти им, внегда́ услы́шаше моле́ние их.
45 И помяну́ заве́т Свой, и раска́яся по мно́жеству ми́лости Своея́,
46 и даде́ я́ в щедро́ты пред все́ми плени́вшими я́.
47 Спаси́ ны, Го́споди Бо́же наш, и собери́ ны от язы́к испове́датися и́мени Твоему́ свято́му, хвали́тися во хвале́ Твое́й.
48 Благослове́н Госпо́дь Бог Изра́илев от ве́ка и до ве́ка. И реку́т вси лю́дие: бу́ди, бу́ди.
На русском языке
1 Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.
2 Кто изречет могущество Господа, возвестит все хвалы Его?
3 Блаженны хранящие суд и творящие правду во всякое время!
4 Вспомни о мне, Господи, в благоволении к народу Твоему; посети меня спасением Твоим,
5 дабы мне видеть благоденствие избранных Твоих, веселиться веселием народа Твоего, хвалиться с наследием Твоим.
6 Согрешили мы с отцами нашими, совершили беззаконие, соделали неправду.
7 Отцы наши в Египте не уразумели чудес Твоих, не помнили множества милостей Твоих, и возмутились у моря, у Чермного моря.
8 Но Он спас их ради имени Своего, дабы показать могущество Свое.
9 Грозно рек морю Чермному, и оно иссохло; и провел их по безднам, как по суше;
10 и спас их от руки ненавидящего и избавил их от руки врага.
11 Воды покрыли врагов их, ни одного из них не осталось.
12 И поверили они словам Его, [и] воспели хвалу Ему.
13 Но скоро забыли дела Его, не дождались Его изволения;
14 увлеклись похотением в пустыне, и искусили Бога в необитаемой.
15 И Он исполнил прошение их, нопослал язву на души их.
16 И позавидовали в стане Моисею иАарону, святому Господню.
17 Разверзлась земля, и поглотила Дафана и покрыла скопище Авирона.
18 И возгорелся огонь в скопище их, пламень попалил нечестивых.
19 Сделали тельца у Хорива и поклонились истукану;
20 и променяли славу свою на изображение вола, ядущего траву.
21 Забыли Бога, Спасителя своего, совершившего великое в Египте,
22 дивное в земле Хамовой, страшное у Чермного моря.
23 И хотел истребить их, если бы Моисей, избранный Его, не стал пред Ним в расселине, чтобы отвратить ярость Его, да не погубит их.
24 И презрели они землю желанную, не верили слову Его;
25 и роптали в шатрах своих, не слушались гласа Господня.
26 И поднял Он руку Свою на них, чтобы низложить их в пустыне,
27 низложить племя их в народах и рассеять их по землям.
28 Они прилепились к Ваалфегору и ели жертвы бездушным,
29 и раздражали Бога делами своими, и вторглась к ним язва.
30 И восстал Финеес и произвел суд, — и остановилась язва.
31 И это вменено ему в праведность в роды и роды во веки.
32 И прогневали Бога у вод Меривы, и Моисей потерпел за них,
33 ибо они огорчили дух его, и он погрешил устами своими.
34 Не истребили народов, о которых сказал им Господь,
35 но смешались с язычниками и научились делам их;
36 служили истуканам их, которые были для них сетью,
37 и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам;
38 проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, — и осквернилась земля кровью;
39 оскверняли себя делами своими, блудодействовали поступками своими.
40 И воспылал гнев Господа на народ Его, и возгнушался Он наследием Своим
41 и предал их в руки язычников, и ненавидящие их стали обладать ими.
42 Враги их утесняли их, и они смирялись под рукою их.
43 Много раз Он избавлял их; они же раздражали Его упорством своим, и были уничижаемы за беззаконие свое.
44 Но Он призирал на скорбь их, когда слышал вопль их,
45 и вспоминал завет Свой с ними и раскаивался по множеству милости Своей;
46 и возбуждал к ним сострадание во всех, пленявших их.
47 Спаси нас, Господи, Боже наш, и собери нас от народов, дабы славить святое имя Твое, хвалиться Твоею славою.
48 Благословен Господь, Бог Израилев, от века и до века! И да скажет весь народ: аминь! Аллилуия!
История написания
В тексте псалма 105 перечислены проявления маловерия и неблагодарности еврейского народа, начиная с момента паники при переходе Чермного моря. Многие толкователи считают, что он был написан в период вавилонского пленения евреев. Об этом свидетельствует описание расселения евреев по всей земле. Псалмопевец возносит молитву Господу об избавлении его народа из плена.
Для чего читают псалом 105?
В православном богослужении псалом 105 читается на старославянском языке.
Священнослужители рекомендует читать его для укрепления в вере боязливых и малодушных людей. Псалмопевец хочет поддержать своих соплеменников, утрачивающих веру. Он стремится призвать их к покаянию, молитве и исполнению заповедей.
Дома псалом 105 читают на русском языке в следующих случаях:
- желая вспомнить, какие блага дарованы Господом;
- о просвещении людей, чтобы не сошли с пути спасения;
- когда испытываешь потребность исповедования истинного Бога.
Толкование
В тексте псалма 105 перечислены ситуации непослушания евреев Богу и последовавшие за этим наказания. Описанные примеры свидетельствуют, что на верность Бога Израилю евреи постоянно отвечали неблагодарностью.
Чтобы понять текст псалма 105, разберемся в толковании более подробно:
- Стих 1-5: автор возносит молитву с просьбой о даровании благоденствия своему народу. Он призывает славить Господа за Его милости, которые неисчислимы. Псалмопевец подчеркивает, что никто не сможет описать могущество Господа во всей его мере.
- Стих 6: звучит признание в совершенных прегрешениях, которое предваряет описание последующих событий.
- Стих 7-12: по мнению автора, в своей вере евреи похожи на детей, когда после всякой помощи Господа легко приходят в молитвенный экстаз, но при любой неудаче снова проявляют недоверие и страх. Описывается переход через Чермное море, когда поддавшись панике при приближении фараонова войска, евреи продемонстрировали свое маловерие. После помощи, оказанной Господом, они восторженно воспели хвалу Ему.
- Стих 13-33: с болью псалмопевец отмечает, что евреи быстро забыли о помощи свыше и стали заботиться лишь о своей плоти, тем самым искушая Бога. В наказание Господь наслал на них язву. Пока Моисей находился на горе Синай, евреи отлили золотого тельца и стали поклоняться ему. Разгневанный Господь хотел уничтожить их, но заступничество Моисея спасло израильтян.
- Стих 34-46: псалмопевец напоминает евреям о том, как они упорствовали в прегрешениях. Несмотря на свой праведный гнев, Господь неоднократно спасал Свой народ, слыша его вопль о помощи. Но Ему приходилось снова наказывать евреев за их упорство и продолжающееся беззаконие.
- Стих 47-48: автор молит Господа о спасении своего народа. В заключительных строках псалмопевец славит Бога.
Псалом 105 – слушать и читать текст. Толкование.
Ветхий Завет
Псалтырь
К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.
Здесь можно слушать и читать текст Псалма 105
Толкование Псалма 105
Изложение истории еврейского народа (в основных чертах) доведено в предыдущем псалме до исхода из Египта; здесь оно продолжается по тому же принципу: автор псалма переходит от одного из наиболее значимых фактов, оставивших в истории след, к другому. И на примере их показывает, что на верность Бога Израилю народ этот, на протяжении своей истории, сплошь и рядом отвечал неверностью и неблагодарностью.
В Пс. 105, который может быть назван псалмом исповедания, прослеживаются некоторые из актов неповиновения израильтян Богу и следовавшие за этим наказания. Псалмопевец возносит далее молитву об избавлении его народа из плена (очевидно, вавилонского; стих 47). Схожее “исповедание” находим в Неем. 9. Черты сходства имеет Пс. 105 с Ис. 63 и Иез. 20.
А. Молитва о даровании благоденствия (105:1-5)
Пс. 105:1-5. Риторический вопрос в стихе 2 подразумевает, что никому не под силу описать могущество Господа во всей его полноте, как и вознести Ему достойную Его… хвалу за все чудесные дела, которые Он совершил для Израиля. Счастливы те, кто блюдут справедливость (“хранят суд”) и поступают по правде во всякое время! – восклицает псалмопевец в стихе 3. Милости Господней к себе и спасения для себя (стих 4) он хочет как для одного из представляющих еврейский народ, благоволения к которому молит у Бога (подразумевая, по-видимому, освобождение из плена; сравните стих 47). Мысль об этом развивается в стихе 5.
Б. Исповедание в грехах народа (105:6-46)
Пс. 105:6. Признание в согрешениях “отцов” служит введением к последующему экскурсу в историю.
Пс. 105:7-12. Здесь ссылка на события, происшедшие при пересечении евреями Чермного моря. Отцы… не уразумели чудес Твоих (стих 7) надо понимать в том значении, что всего явленного им Господом прежде они не оценили, как должно, не поняли до конца всего его значения. Поддавшись панике при виде приближающегося фараонова войска (Исх. 14:11-12), они “расписались” в своем маловерии. Подробно о сказанном в стихах 8-12 читаем в Исх. 14:26 – 15:21.
Пс. 105:13-33. С грустью констатирует псалмопевец, что отцы, скорые в маловерии своем как на панику при первой опасности, так и на радость при недвусмысленном явлении помощи свыше, скоро забыли о ней: По мере продвижения к обетованной им земле они все чаще являли нетерпение (не дождались Его изволения; стих 13), заботились лишь о насыщении плоти (Увлеклись похотением) и тем искушали Бога (стих 14; Чис. 11:4), и тогда Он, исполнив их “похотение”, наказал их губительною болезнью (“язвою”; стих 15). О ропоте против Моисея и Аарона (стихи 16-18) читаем в Чис. 16; 26:8-9.
Хорив – древнее название горы Синай (стих 19; Втор. 5:2; Мал. 4:4). В стихах 19-25 речь идет о том, как в стане евреев, пока Моисей находился на горе Синай, отлили золотого тельца, чтобы, вместо Бога, поклониться истукану. В образе вола, ядущего траву (стих 20), или тельца, поклонялись своему богу Апису египтяне, и с культом этим еврейские рабы были хорошо знакомы. Придя в ярость от столь явного отступления их от Него, Иегова хотел истребить их, и спасло евреев заступничество Моисея (Исх. 32).
В стихах 24-27 подразумевается факт, описанный в Чис. 14:26-35. Евреи презрели… землю желанную, не верили слову Его. Это сказалось в том, что они более поверили “впечатлениям” своих “соглядатаев”, посланных на разведку в Ханаан (Чис. 13; 14:1-4)чем Господу. В стихах 28-31 имеется в виду согрешение израильских воинов с язычницами-моавитянками (Чис. 25). И ели жертвы бездушным означает, что и евреи стали поклоняться “бездушным идолам” и есть идоложертвенное мясо.
Ревность по Боге у Финееса, произведшего суд над провинившимися, была вменена ему в праведность; долгое время после этого люди из рода Елеазара, к которому принадлежал Финеес, были первосвященниками в Израиле (в чем евреи видели награду за праведность Финееса).
Не выдержав ропота соплеменников, вверенных ему Богом, Моисей… погрешил устами… у вод Меривы и был за это наказан (потерпел за них) тем, что лишен был права войти в землю Ханаанскую (стихи 32-33; Исх. 17:2-7; Чис. 20:2-13; о “согрешении Моисея устами” и о реакции Бога на это в стихе 11-12).
Пс. 105:34-46. Псалмопевец напоминает затем еврейскому народу, как за свое упорство, непослушание и постоянные отпадения от Бога Он попустил им. вместо того, чтобы “истребить народы”, о которых Он сказал им (Втор. 7:1-2), смешаться с ними и научиться скверным делам их. Евреи стали служить истуканам их, которые были для них сетью (стих 36; Втор. 7:5,16,25-26 и сравните Суд. 2:11-12. Стихи 37-38 сравните с Втор. 32:17). О справедливом гневе Бога на “блудодействовавших” израильтян (стихи 39-41) также в Суд. 2:14,20. И стали язычники обладать ими, так как Сам Бог предал их в руки их (стих 41); полагают, что в этой фразе более всего имеется в виду переселение Иуды в Вавилон.
Неоднократно, однако, Бог избавлял избранных Своих и снова наказывал за неослабевавшее их упорство и продолжавшееся беззаконие (стих 43). И опять, видя скорбь их и слыша вопль их, приходил к ним на помощь, возбуждая к ним сострадание со стороны тех, которые увели их в плен (стихи 44,46). В свете этого и следует понимать “раскаивался” в стихе 45 – как “снисходил”, “сострадал”, ибо Господь не действует ошибочно, чтобы затем “раскаиваться” в обычном понимании этого слова.
В. Молитва об избавлении (105:47-48)
Пс. 105:47-48. Собери нас от народов в стихе 47 говорит о рассеянии Израиля в то время, когда Пс. 105 был написан.
Славословием в стихе 48 завершается 4-ая книга Псалтири. Стих этот схож со стихом 13 в Пс. 41 – славословием, завершающим 1-ую книгу. Относительно Аллилуия в толковании на Пс. 103:35.
Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге
Псалом 105: текст молитвы, для чего читают
ПСАЛМЫ | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 |