Псалом 10: текст молитвы, для чего читают

Псалом Давида 10

Десятый псалом — краткое, но очень емкое песнопение, выражающее огромный спектр человеческих чувств и переживаний. Дойдя до наших дней, это церковное произведение продолжает оставаться актуальным и включено в Псалтирь.

История написания

Этот текст является одним из самых коротких в Псалтири.

Его написание относят к временам, когда против царя Давида готовилось восстание его сыном Авессалом. Многие из окружения властителя советовали ему скрыться в горах, поскольку обстановка становилась все более угрожающей. Но Давид оставался непреклонен и всей душой уповал на поддержку Господа.

Не поддавшись искушению скрыться, он остался в городе и верил, что замыслы нечестивцев, задумавших свергнуть помазанника Божьего, будут сокрушены.

Важно! Данная молитва описывает человеческие внутренние переживания и борьбу с желанием сдаться.

Толкование псалма

Разобраться со смыслом псалма брались многие ученые-богословы и не только.

1 На Господа уповаю; как же вы говорите душе моей: «улетай на гору вашу, как птица»?

2 Ибо вот, нечестивые натянули лук, стрелу свою приложили к тетиве, чтобы во тьме стрелять в правых сердцем.

3 Когда разрушены основания, что сделает праведник?

4 Господь во святом храме Своем, Господь,- престол Его на небесах, очи Его зрят [на нищего]; вежды Его испытывают сынов человеческих.

5 Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его.

6 Дождем прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу; и палящий ветер — их доля из чаши;

7 ибо Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника.

Наиболее верным считается следующее толкование.

  • В первой строчке говорится об уповании на Господа. Давид всегда вверял свою жизнь Богу и, оказавшись в столь сложной ситуации, он не хочет отступать от этого принципа, хотя приближенные к нему люди советуют бежать. Ведь при царском дворе созрел заговор и Давиду угрожает опасность. Однако, мудрый царь не искушается подобными предложениями и остается жить в Иерусалиме.
  • Вторая строчка гласит о том, что нечестивые приготовили свой лук и приложили стрелу к тетиве, чтобы стрелять в праведных сердцем. То есть друзья псалмопевца указывают ему на полную готовность заговора. Он может быть приведен в действие в любой момент.
  • После этого следуют размышления о том, как поступить праведнику, когда разрушены основания. Под основаниями подразумевается фундамент государственной власти, порядок и закон. Давид задается вопросом, что же остается делать в таком случае слуге Божьему, который не располагает никакими средствами защиты, но может лишь полагаться на защиту главного небесного защитника — Господа. Бежать? Так ему советуют все вокруг.
  • В четвертом и пятом стихах говорится о Всевышнем, который с небес смотрит на людей. Он испытывает сынов человеческих. Посылая испытания праведникам, Бог ненавидит нечестивцев, попирающих Его закон.
  • Шестая строка повествует о бедствиях, которые обрушатся на головы грешников. Здесь употребляются вполне понятные аллегории «горящие угли, огонь и сера».

Вероятно, под ними подразумеваются молния и другие разрушительные стихии природы, уничтожившие когда-то Содом и Гоморру. Господь любит правду и видит ее в праведниках, защищая их.

Правила чтения

Как и другие псалмы, десятый стих читается перед образами с зажжённой церковной свечой. Псалтирь допускается читать сидя. При этом должен присутствовать правильный душевный настрой.

Для молитвы подойдет уединенное место, где никто не помешает сосредоточиться и вникнуть в смысл прочитанного. Главное, что должен помнить христианин, читающий псалом — это вера. Без нее молитва не будет услышана.

Для чего читают 10 псалом

Священные строки особенно рекомендуется читать супружеским парам, у которых часто случаются размолвки. Даже если один из них не воцерковлен, молитва другого будет услышана. Жена должна проявлять особенно много терпения и такта в отношениях, так как она — хранительница семейного очага. Но и супруг обязан тоже прилагать усилия для того, чтобы союз существовал гармонично.

Важно! 10 псалом — это песнь о борьбе и победе над искушением оказать недоверие Творцу.

Ведь часто дьявол действует через родных и друзей, подталкивая тем самым к малодушным поступкам. Важно сохранять свою душу в чистоте и быть ближе к Отцу небесному, чтобы в любой сложной ситуации не терять веры в провидение Господне и не прибегать к бесчестным средствам ради собственного спасения.

Псалом 10: для чего читают, толкование, текст молитвы

Для чего читают Псалом 10? Каково толкование Псалма и что значат его стихи? Слушать онлайн или читать текст молитвы Псалом 10 на русском языке вы можете у нас на сайте.

1 На Господа я уповаю; как вы скажете душе моей: «Улетай на горы, как птичка»?
2 Ибо вот, грешники натянули лук, приготовили стрелы в колчане, чтобы поразить во мраке правых сердцем.
3 Ибо то, что Ты исправил, они разорили, а праведник что сотворил? Господь во храме святом Своём;
4 Господь, на небесах престол Его. Глаза Его за бедным наблюдают, веки Его испытывают сынов человеческих.
5 Господь испытывает праведного и нечестивого, а любящий неправду ненавидит свою душу.
6 Как дождь низведёт Он на грешников сети: огонь, и сера, и бурный ветер – их доля из чаши.
7 Ибо праведен Господь, и правду возлюбил, к правоте обращено лицо Его.

Псалом о вере праведного человека и наказании, которое ждет нечестивого

Десятый Псалом Ветхого Завета необходимо читать тем, чья жизнь похожа на испытание – возникла тяжелая жизненная ситуация, возможно, кто-то из родных или близких заболел или оказался в непростом положении. Не помешает ознакомиться с Псалмом и тому, кто далек от исполнения воли Божьей и Его слова. Потому что Давид говорит здесь о том, какова будет участь каждого нечестивого. Что ждет того, кто отворачивается от Бога и не хочет признать Его господство и силу.

Каждый Псалом Библии наполнен славословием и прославлением Господа, поэтому слова в них вдохновляют праведников на хвалу и поклонение Богу. Считается, что Псалом был написан Давидом, когда он скрывался от своего сына Авессалома, который был очень обижен на отца и хотел занять его престол. Царь находился в очень тяжелой для него ситуации. Назревал дворцовый переворот, который должен был решить судьбу Давида – умрет он и на престол воссядет его сын Авессалом или трон снова окажется в руках Давида, но тогда пострадает его сын. Царь, конечно, не желает, чтобы Авессалом погиб, потому что любит его. Несмотря на то, что тот поднял восстание и устроил настоящую революцию.

Детальное толкование

Десятый Псалом Ветхого Завета условно можно поделить на 5 частей:

  1. Давид уповает на Господа (стихи 1 и 2)
  2. Царь описывает то, что сделали его враги для того, чтобы поймать его (стихи 2 и 3)
  3. Давид поет о том, что в это время скорби и притеснения делает Господь (стихи 4 и 5)
  4. Описано то, что ждет нечестивого от Бога, какая участь ему приготовлена (стих 6)
  5. Как Господь относится к праведнику (стих 7).

Подобного деления нет в самой Библии. Оно сделано для того, чтобы выделить смысловые части для более глубокого понимания содержания и его детального изучения.

Часть 1 – «На Господа уповаю»

Стих 1

Псалом исполняет Давид в присутствии своего начальника хора. Царь находится в стесненных для него обстоятельствах, потому что ему приходится скрываться от собственного старшего сына. Тот держал обиду на Давида за то, что мужчина не рассудил по справедливости между ним и Амноном (другим сыном Давида). Этой ситуацией решили воспользоваться противники Давида и расколоть царство – стали подговаривать Авессалома на то, чтобы тот взбунтовался, совершил заговор и переворот.

Хотя изначально у него не было таких намерений. Он долгое время скрывался от Давида, потому что убил Амнона. Но когда вернулся, Давид простил и впустил его во дворец. И вроде все наладилось. Но сам Бог когда-то сказал Давиду, что в его доме будет поднят меч. Это время пришло именно тогда, когда врагам царя удалось подговорить Авессалома на переворот.

Друзья и помощники царя советовали ему уйти в горы от сына, говоря, «улетай на гору вашу, как птица», но Давид не хотел делать этого, он уповал на Бога и ждал, что скажет ему Господь в этой ситуации. Он во всем привык полагаться на Бога.

Параллельных стихов из Библии нет.

Часть 2 – «Нечестивые натянули лук»

Стихи 2 и 3

Давид описывает то, как ведут себя его враги в то нелегкое для царя время. Они уже полностью вооружены и приготовлены к битве. Их не останавливает и то, что Давидом не было проиграно еще ни одно сражение. Они так уверены в силе его молодого сына Авессалома, что готовы погубить собственного царя для того, что посадить на престол того, кто даже не являлся его приемником. Потому что Бог сказал Давиду, что следующим царем после него станет его младший сын Соломон, рожденный ему от Вирсавии, которую он сделал своей женой вопреки воле Бога.

Именно поэтому сейчас Давид находится в ситуации, когда его собственный сын восстал против него – это было предречено Господом за то, что Давид когда-то убил мужа Вирсавии для того, чтобы сделать ее своей женой. Давид горюет, спрашивая своих советников о том, что же ему делать. Он потрясен случившимся, и чувствует себя так, как говорит – «когда разрушены основания». Он считает, что почва ушла из-под его ног, нет того, на что можно было бы опереться.

Такой исход взаимоотношений с сыном стал для него неожиданностью. Он не думал, что враги смогут переманить Авессалома на свою сторону и настроить его против собственного отца. Но недруги знали слабое место Авессалома – тот случай, когда Давид не смог наказать Амнона за изнасилование, которое тот совершил против сестры Авессалома Фамари. Именно вспоминая это, нечестивые быстро склонили сердце Авессалома на то, чтобы отобрать у Давид престол и править самому.

Параллельных стихов из Слова Божьего нет.

Часть 3 – «Господь испытывает праведного»

Стих 4

Давид уверен, что Бог в это время, когда ему плохо, не безучастен:

    Он находится в своем святом храме, Он смотрит на все, что происходит на земле, Он испытывает своих людей – праведников.

Поэтому трудности, которые проходит Давид, он воспринимает, как испытание, потому что знает, что заслужил такой проверки. Царь не раз грешил и оступался. А Господь, прощая, никогда не оставляет человека без наказания. За каждый свой поступок все равно приходится отвечать.

Но существенная разница в том, уповает ли человек во время испытания на Бога или нет. Грешники страдают от собственных проступков и, проходя трудности в своей жизни, не всегда приходят к Богу за помощью. Оттого им трудно и порой невыносимо проходить сложности. Праведник хоть и наказывается Господом, знает, что пройдет испытание с достоинством, потому что сам Бог будет поддерживать его в это время, направлять и подталкивать.

    Авв 2:20 – Бог сидит в Своем Святом храме и пред Ним замолкают все, живущие на земле.

Стих 5

Давид уверен, что проходит испытание, но также знает, что любим Богом. А вот в отношении нечестивых он уверен, что Господь ненавидит их. Не самых людей, поступающих гнусно, а их поступки, согласно которым они живут. Божья воля в том, чтобы спасти каждого человека, потому что Он создал всех. Но некоторые люди сами выбирают для себя путь, противным тому, который выбрал для них Господь. Этим они навлекают на себя разнее неприятности – страхи, болезни, сложности. За это Бог не может излить на них свою любовь и поддержать в трудной для них ситуации.

Параллельных стихов из Библии нет.

Часть 4 – «Дождем прольет Он на нечестивых горящие угли»

Стих 6

Давид поет о том, какая участь приготовлена Богом для нечестивых. У Господа для них приготовлена чаша, которую он выльет на всех, кто притесняет праведного и осознанно грешить перед Ним. В этой чаше содержатся горящие угли, сера, палящий ветер и огонь. Наказание весьма суровое, потому что вещества, находящиеся в сосуде, испепеляют, делает ничем то, что когда-то существовало, уничтожают и истребляют.

Параллельных стихов из Слова Божьего нет.

Часть 5 – «Ибо Господь праведен»

Стих 7

Почему Господь поступает так с нечестивыми? Давид отвечает на этот вопрос под водительством Духа Святого. Потому что Бог праведен и любит праведных. Он видит всех людей и особенно обращает Свое внимание на тех, кто послушен ему, чтобы помогать и поддерживать их в то время, когда они в этом нуждаются. Для того чтобы наказанных Им было как можно меньше, Господь медлит с судом, давая шанс грешникам для покаяния. Потом никто из них не сможет сказать Господу, что не успел покаяться в своих грехах. Потому что это будет неправдой. Пока есть время для примирения с Господом, нужно им воспользоваться.

Параллельных стихов из Библии нет.

Краткое толкование

Коротко десятый Псалом Ветхого Завета можно истолковать так:

    «Почему вы говорите мне, убегать в горы? Я уповаю на Бога и не постыжусь в своей вере». «Нечестивые уже приготовились к битве со мной, натянули свои луки, направили свои стрелы». «Что делать мне, когда вокруг много людей, ополчившихся против меня?» «Я знаю, что Бог сидит в Своем Святом храме, смотрит на меня и испытывает мое сердце». «Он испытывает меня, а нечестивого ненавидит». Поэтому Давид полагается на Господа и знает, что Он поддержит его и не даст случиться плохому. Бог приготовил для грешников чашу, наполненную палящим ветром, серой, огнем и горящими углями. Бог, будучи сам праведным, любит и поддерживает праведных. Он наблюдает за теми, кто послушен Ему.

История противостояния отца и сына закончилась для Давида и печально, и радостно. Он смог вернуть себе престол, но вместе с этим потерял Авессалома, который был убит военным начальником Давида. Хотя царь перед битвой строго наказывал своим людям, чтобы они не трогали Авессалома. Однако начальник войска решил, что так будет лучше.

Смерть же восставшего сына была нелепой – он обладал красивыми длинными волосами и, скача на коне от преследователей, запутался ими в кроне дерева и повиснул. Военный начальник Давида обнаружил его висящим и убил. После всего Давид долго находился в печали и даже не мог праздновать победу и то, что все кончилось для него хорошо. Но потом смог оправиться и выйти к своему народу с речью.

Читайте также:  Псалом 132: текст молитвы, для чего читают

Десятый Псалом Ветхого Завета состоит из 7 стихов. Находится на 572 и 573 страницах Библии синодального перевода. Имеет одно параллельное местописание, которое помогает лучше раскрыть смысл того стиха, к которому оно относится.

Слушать Псалом 10


10 псалом текст

Для наших читателей: 10 псалом текст с подробным описанием из различных источников.

В конец, псалом Давиду

К исполнению. Псалом Давида.

1 На Господа уповах, како речете души моей: превитай по горам, яко птица?

1 На Господа я уповаю; как вы скажете душе моей: “Улетай на горы, как птичка”?

2 Яко се, грешницы налякоша лук, уготоваша стрелы в туле, состреляти во мраце правыя сердцем.

2 Ибо вот, грешники натянули лук, приготовили стрелы в колчане, чтобы поразить во мраке правых сердцем.

3 Зане яже Ты совершил eси, oни разрушиша, праведник же что сотвори? Господь во храме святем Своем.

3 Ибо то, что Ты исправил, они разорили, а праведник что сотворил? Господь во храме святом Своём;

4 Господь, на Небеси Престол Его, oчи Его на нищаго призираете, вежди Его испытаете сыны человечeския.

4 Господь, на небесах престол Его. Глаза Его за бедным наблюдают, веки Его испытывают сынов человеческих.

5 Господь испытает праведнаго и нечестиваго, любяй же неправду ненавидит свою душу.

5 Господь испытывает праведного и нечестивого, а любящий неправду ненавидит свою душу.

6 Одождит на грешники сети, oгнь и жупел, и дух бурен часть чаши их.

6 Как дождь низведёт Он на грешников сети: огонь, и сера, и бурный ветер – их доля из чаши.

7 Яко праведен Господь, и правды возлюби, правоты виде лице Его.

7 Ибо праведен Господь, и правду возлюбил, к правоте обращено лицо Его.

Слава:

Слава:

На Господа уповах, како речете души моей: превитай по горам, яко птица? Яко се грешницы налякоша лук, уготоваша стрелы в туле, состреляти во мраце правыя сердцем. Зане яже Ты совершил еси, они разрушиша, праведник же что сотвори? Господь во храме святем Своем. Господь, на Небеси Престол Его, очи Его на нищаго призираете, вежди Его испытаете сыны человеческия. Господь испытает праведнаго и нечестиваго, любяй же неправду ненавидит свою душу. Одождит на грешники сети, огнь и жупел, и дух бурен, часть чаши их. Яко праведен Господь, и правды возлюби, правоты виде лице Его.

Слава:

Царь Давид был не только великим царем, но и уникальным литератором. С Божией помощью он смог выразить в псалмах целый спектр человеческих переживаний. Например, Псалом 10 является хотя небольшой, но очень выразительной песнью непреклонной веры.

  • 1 Содержание
  • 2 Текст 10 псалма
  • 3 Богословское толкование
  • 4 Для чего читают 10 псалом

Содержание

Данный текст один из самых коротких в Псалтири — в этой главе всего семь строчек. Псалом 10 написан в неспокойные времена, когда Авессалом готовил против законного царя, собственного отца, восстание. Обстановка становилась все более тревожной. Многие советовали властителю не искушать судьбу и скрыться, пока события не приняли опасный для него оборот.

Но Давид отринул мудрость житейскую, не смалодушничал. Он устоял в вере, полностью полагаясь на праведность и верность Господа.

Текст 10 псалма

В конец, псалом ДавидуК исполнению. Псалом Давида.
1 На Господа уповах, како речете души моей: превитай по горам, яко птица?1 На Господа я уповаю; как вы скажете душе моей: «Улетай на горы, как птичка»?
2 Яко се, грешницы налякоша лук, уготоваша стрелы в туле, состреляти во мраце правыя сердцем.2 Ибо вот, грешники натянули лук, приготовили стрелы в колчане, чтобы поразить во мраке правых сердцем.
3 Зане яже Ты совершил eси, oни разрушиша, праведник же что сотвори? Господь во храме святем Своем.3 Ибо то, что Ты исправил, они разорили, а праведник что сотворил? Господь во храме святом Своём;
4 Господь, на Небеси Престол Его, oчи Его на нищаго призираете, вежди Его испытаете сыны человечeския.4 Господь, на небесах престол Его. Глаза Его за бедным наблюдают, веки Его испытывают сынов человеческих.
5 Господь испытает праведнаго и нечестиваго, любяй же неправду ненавидит свою душу.5 Господь испытывает праведного и нечестивого, а любящий неправду ненавидит свою душу.
6 Одождит на грешники сети, oгнь и жупел, и дух бурен часть чаши их.6 Как дождь низведёт Он на грешников сети: огонь, и сера, и бурный ветер – их доля из чаши.
7 Яко праведен Господь, и правды возлюби, правоты виде лице Его.7 Ибо праведен Господь, и правду возлюбил, к правоте обращено лицо Его.
Слава:Слава:

Богословское толкование

Несмотря на кажущуюся простоту, эта глава содержит глубокий подтекст. В первых трех стихах можно увидеть скрытую борьбу, которая происходила в сердце великого мужа. Да, он не бежал, но окружающие искушали его. Так иногда дьявол подбирается к людям через посредство друзей и близких. Они внушают малодушные мысли о том, чтобы сдаться.

Но разве нужно бежать тому, за кого заступается Сам Бог? У такого человека всегда наготове самое сильное орудие — молитва. Неважно, на каком языке она будет звучать — на русском, еврейском, английском — Владыка услышит и заступится за праведных. Пусть враги считают себя хитрыми, Господь все видит и вовремя разрушит их планы.

Праведный человек не должен идти на хитрости, чтобы избежать тех испытаний, которые приготовил ему Бог. Помня о библейских обетованиях, он идет по своему пути прямо, никуда не сворачивая. Ведь если душа чиста — ей нечего бояться! У нее есть великий праведный защитник и судья.

Участь же грешников незавидна. Ужасная буря божьего гнева обрушится на головы нечестивых. Нераскаянных злодеев ожидает поток огня, который поглотит их. Так стоит ли честному человеку прятаться, будто он в чем-то провинился? Нет, он смело идет навстречу будущему.

  • 103 псалом — толкование и смысл;
  • зачем читают 37 псалом;
  • Сильные молитвы от злых людей.

Для чего читают 10 псалом

10 псалом рекомендуется слушать или произносить супругам, которые часто бывают в ссоре. Ведь Господь завещал мирную жизнь тем, кто связан узами брака. Если верующим является лишь один из супругов, это не страшно — молитвы другого будут услышаны.

Жена — христианка призвана быть вдвойне терпеливей и добрей, чтобы не опозорить свою веру в глазах мужа. Подобным образом и верующий муж должен проявлять больше терпения и такта в отношениях. В этом очень хорошо помогает чтение священных стихов.

Псалом 10 — текст на русском, зачем читают, толкование was last modified: Октябрь 4th, 2017 by Bogolub

Отличная статья 0

Псалом 45 — текст на русском, толкование, зачем читают

Псалом 139 — текст на русском, толкование, зачем читают

Псалом 36 — текст на русском, толкование, зачем читают

103 псалом — текст на русском, толкование, зачем читают

Псалом 67 — текст на русском, толкование, зачем читают

Текст 10 псалма вновь возвращает читателя в непростое для его автора, израильского царя Давида, время перед его свержением. В этот период факт готовящегося переворота был уже настолько явным, что все доброжелатели царя призывали его спасаться бегством, но пророк Давид отвечал им, что уповает на Бога и Его святую волю: «На Господа уповаю; к душе моей «улетай в горы, подобно птице?».

Согласно толкованию христианского 10 псалма, уверенность Давида в своей неприкосновенности происходила от его осознания чистоты и невиновности перед сыном Авессаломом, который и был идейным вдохновителем готовящегося восстания.

На русском языке псалом 10 может быть многим непонятен: в нем употребляются метафоры, описывающие наказания грешников, подобные гибели Содома и Гоморры, и указание на то, что именно праведного человека Бог часто испытывает, посылая скорби; в ответ же праведник должен принимать испытания с благодарностью, не оставляя молитвы и надежды на Господа. По толкованию преподобного Амвросия Каппадокийского, читать и слушать православный 10 псалом особенно нужно супругам, которые часто ссорятся.

Слушать на видео православную молитву псалом 10 на русском языке

Читать текст молитвы псалом 10 на русском языке

На Господа уповаю; как же вы говорите душе моей: «улетай на гору вашу, как птица»? Ибо вот, нечестивые натянули лук, стрелу свою приложили к тетиве, чтобы во тьме стрелять в правых сердцем. Когда разрушены основания, что сделает праведник? Господь во святом храме Своем, Господь, — престол Его на небесах, очи Его зрят на нищего; вежды Его испытывают сынов человеческих. Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его. Дождем прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу; и палящий ветер — их доля из чаши; ибо Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника.

Читать текст Псалтыри псалом 10, на церковно славянском языке

На Господа уповах, како речете души моей; превитай по горам, яко птица? Яко се, грешницы налякоша лук, уготоваша стрелы в туле, состреляти во мраце правыя сердцем. Зане яже ты совершил eси, oни разрушиша; праведник же что сотвори? Господь во храме святем своем. Господь, на небеси пртол eго; oчи eго на нищаго призираете, вежди eго испытаете сыны человечeскiя. Господь испытает праведнаго и нечестиваго; любяй же неправду ненавидит свою душу. Одождит на грешники сети; oгнь и жупел, и дух бурен часть чаши их. Яко праведн Господь и правды возлюби; правоты виде лице eго.

Псалтирь. Кафизма 10

КАФИ́СМА ДЕСЯ́ТАЯ.

Псалом 70.

Дави́ду псало́м, сыно́в Ионада́вовых и пе́рвых пле́ншихся, не надпи́сан у евре́й.

1 На Тя, Го́споди, упова́х, да не постыжу́ся в век. 2 Пра́вдою Твое́ю изба́ви мя и изми́ мя, приклони́ ко мне у́хо Твое́ и спаси́ мя. 3 Бу́ди ми в Бо́га Защи́тителя и в ме́сто кре́пко спасти́ мя, я́ко утверже́ние мое́ и прибе́жище мое́ еси́ Ты. 4 Бо́же мой, изба́ви мя из руки́ гре́шнаго, из руки́ законопресту́пнаго и оби́дящаго, 5 я́ко Ты еси́ терпе́ние мое́, Го́споди, Го́споди, упова́ние мое́ от ю́ности моея́. 6 В Тебе́ утверди́хся от утро́бы, от чре́ва ма́тере моея́ Ты еси́ мой покрови́тель: о Тебе́ пе́ние мое́ вы́ну. 7 Я́ко чу́до бых мно́гим, и Ты помо́щник мой кре́пок. 8 Да испо́лнятся уста́ моя́ хвале́ния, я́ко да воспою́ сла́ву Твою́, весь день великоле́пие Твое́. 9 Не отве́ржи мене́ во вре́мя ста́рости, внегда́ оскудева́ти кре́пости мое́й, не оста́ви мене́. 10 Я́ко ре́ша врази́ мои́ мне, и стрегу́щии ду́шу мою́ совеща́ша вку́пе, 11 глаго́люще: Бог оста́вил есть eго́, пожени́те и ими́те eго́, я́ко несть избавля́яй. 12 Бо́же мой, не удали́ся от мене́, Бо́же мой, в по́мощь мою́ вонми́. 13 Да постыдя́тся и исче́знут оклевета́ющии ду́шу мою́, да облеку́тся в студ и срам и́щущии зла́я мне. 14 Аз же всегда́ возупова́ю на Тя и приложу́ на вся́ку похвалу́ Твою́. 15 Уста́ моя́ возвестя́т пра́вду Твою́, весь день спасе́ние Твое́, я́ко не позна́х кни́жная. 16 Вни́ду в си́ле Госпо́дни, Го́споди, помяну́ пра́вду Тебе́ Еди́наго. 17 Бо́же мой, и́мже научи́л мя еси́ от ю́ности моея́, и до ны́не возвещу́ чудеса́ Твоя́, 18 и да́же до ста́рости и престаре́ния, Бо́же мой, не оста́ви мене́, до́ндеже возвещу́ мы́шцу Твою́ ро́ду всему́ гряду́щему, 19 си́лу Твою́ и пра́вду Твою́, Бо́же, да́же до вы́шних, я́же сотвори́л ми еси́ вели́чия. Бо́же, кто подо́бен Тебе́? 20 Ели́ки яви́л ми еси́ ско́рби мно́ги и злы, и обра́щься оживотвори́л мя еси́, и от бездн земли́ возве́л мя еси́. 21 Умно́жил еси́ на мне вели́чествие Твое́, и обра́щься уте́шил мя еси́, и от бездн земли́ па́ки возве́л мя еси́. 22 И́бо аз испове́мся Тебе́ в лю́дех, Го́споди, в сосу́дех псало́мских и́стину Твою́, Бо́же, воспою́ Тебе́ в гу́слех, Святы́й Изра́илев. 23 Возра́дуетеся устне́ мои́, егда́ воспою́ Тебе́, и душа́ моя́, ю́же еси́ изба́вил. 24 Еще́ же и язы́к мой весь день поучи́тся пра́вде Твое́й, егда́ постыдя́тся и посра́мятся и́щущии зла́я мне.

Псалом 71.

О Соломо́не, псало́м Дави́ду.

1 Бо́же, суд Твой царе́ви даждь, и пра́вду Твою́ сы́ну царе́ву: 2 суди́ти лю́дем Твои́м в пра́вде, и ни́щым Твои́м в суде́. 3 Да восприи́мут го́ры мир лю́дем, и хо́лми пра́вду. 4 Су́дит ни́щым людски́м, и спасе́т сы́ны убо́гих и смири́т клеветника́. 5 И пребу́дет с со́лнцем, и пре́жде луны́ ро́да родо́в. 6 Сни́дет я́ко дождь на руно́, и я́ко ка́пля, ка́плющая на зе́млю. 7 Возсия́ет во днех eго́ пра́вда и мно́жество ми́ра, до́ндеже отъи́мется луна́. 8 И облада́ет от мо́ря до мо́ря, и от рек до коне́ц вселе́нныя. 9 Пред ним припаду́т Ефио́пляне, и врази́ eго́ персть поли́жут. 10 Ца́рие Фарси́йстии и о́строви да́ры принесу́т, ца́рие Ара́встии и Сава́ да́ры приведу́т: 11 и покло́нятся eму́ вси ца́рие зе́мстии, вси язы́цы порабо́тают eму́. 12 Я́ко изба́ви ни́ща от си́льна, и убо́га, eму́же не бе помо́щника. 13 Пощади́т ни́ща и убо́га, и ду́шы убо́гих спасе́т: 14 от ли́хвы и от непра́вды изба́вит ду́шы их, и че́стно и́мя eго́ пред ни́ми. 15 И жив бу́дет, и да́стся eму́ от зла́та Арави́йска, и помо́лятся о нем вы́ну, весь день благословя́т eго́. 16 Бу́дет утвержде́ние на земли́ на версе́х гор, превознесе́тся па́че Лива́на плод eго́: и процвету́т от гра́да я́ко трава́ земна́я. 17 Бу́дет и́мя eго́ благослове́но во ве́ки, пре́жде со́лнца пребыва́ет и́мя eго́, и благословя́тся в нем вся коле́на земна́я, вси язы́цы ублажа́т eго́. 18 Благослове́н Госпо́дь Бог Изра́илев, творя́й чудеса́ Еди́н. 19 И благослове́но и́мя сла́вы Его́ во век и в век ве́ка, и испо́лнится сла́вы Его́ вся зе́мля: бу́ди, бу́ди.

Слава:

Оскуде́ша пе́сни Дави́да, сы́на Иессе́ова.

Псалом 72.

1 Коль благ Бог Изра́илев, пра́вым се́рдцем. 2 Мои́ же вма́ле не подвижа́стеся но́зе: вма́ле не пролия́шася стопы́ моя́. 3 Я́ко возревнова́х на беззако́нныя, мир гре́шников зря. 4 Я́ко несть восклоне́ния в сме́рти их, и утвержде́ния в ра́не их, 5 в труде́х челове́ческих не суть, и с челове́ки не прии́мут ран. 6 Сего́ ра́ди удержа́ я́ горды́ня их до конца́: оде́яшася непра́вдою и нече́стием свои́м. 7 Изы́дет я́ко из ту́ка непра́вда их, преидо́ша в любо́вь се́рдца. 8 Помы́слиша и глаго́лаша в лука́встве, непра́вду в высоту́ глаго́лаша. 9 Положи́ша на небеси́ уста́ своя́, и язы́к их пре́йде по земли́. 10 Сего́ ра́ди обратя́тся лю́дие мои́ се́мо, и дни́е испо́лнени обря́щутся в них. 11 И ре́ша: ка́ко уве́де Бог? И а́ше есть ра́зум в Вы́шнем? 12 Се си́и гре́шницы и гобзу́ющии в век, удержа́ша бога́тство. 13 И рех: еда́ всу́е оправди́х се́рдце мое́ и умы́х в непови́нных ру́це мои́, 14 и бых я́звен весь день, и обличе́ние мое́ на у́тренних. 15 А́ще глаго́лах, пове́м та́ко: се ро́ду сыно́в Твои́х, eму́же обеща́хся, 16 и непщева́х разуме́ти: сие́ труд есть предо мно́ю, 17 до́ндеже вни́ду во святи́ло Бо́жие и разуме́ю в после́дняя их. 18 Оба́че за льще́ния их положи́л еси́ им зла́я, низложи́л еси́ я́, внегда́ разгорде́шася. 19 Ка́ко бы́ша в запусте́ние? Внеза́пу исчезо́ша, погибо́ша за беззако́ние свое́. 20 Я́ко со́ние востаю́щаго, Го́споди, во гра́де Твое́м о́браз их уничижи́ши. 21 Я́ко разжже́ся се́рдце мое́, и утро́бы моя́ измени́шася. 22 И аз уничиже́н и не разуме́х, ско́тен бых у Тебе́. 23 И аз вы́ну с Тобо́ю, удержа́л еси́ ру́ку десну́ю мою́, 24 и сове́том Твои́м наста́вил мя еси́, и со сла́вою прия́л мя еси́. 25 Что бо ми есть на небеси́? И от Тебе́ что восхоте́х на земли́? 26 Исчезе́ се́рдце мое́ и плоть моя́, Бо́же се́рдца моего́, и часть моя́, Бо́же, во век. 27 Я́ко се удаля́ющии себе́ от Тебе́ поги́бнут; потреби́л еси́ вся́каго любоде́ющаго от Тебе́. 28 Мне же прилепля́тися Бо́гови бла́го есть, полага́ти на Го́спода упова́ние мое́, возвести́ти ми вся хвалы́ Твоя́ во врате́х дще́ре Сио́ни.

Читайте также:  Псалом 30: текст молитвы, для чего читают

Псалом 73.

1 Вску́ю, Бо́же, отри́нул еси́ до конца́? Разгне́вася я́рость Твоя́ на о́вцы па́жити Твоея́? 2 Помяни́ сонм Твой, eго́же стяжа́л еси́ испе́рва, изба́вил еси́ жезло́м достоя́ния Твоего́, гора́ Сио́н сия́, в не́йже всели́лся еси́. 3 Воздви́гни ру́це Твои́ на горды́ни их в коне́ц, ели́ка лука́внова враг во святе́м Твое́м. 4 И восхвали́шася ненави́дящии Тя посреде́ пра́здника Твоего́, положи́ша зна́мения своя́, зна́мения, и не позна́ша, 5 я́ко во исхо́де превы́ше, я́ко в дубра́ве дре́вяне секи́рами разсеко́ша. 6 Две́ри eго́ вку́пе: се́чивом и оско́рдом разруши́ша и́. 7 Возжго́ша огне́м святи́ло Твое́, на земли́ оскверни́ша жили́ще и́мене Твоего́. 8 Ре́ша в се́рдце свое́м ю́жики их вку́пе: прииди́те и отста́вим вся пра́здники Бо́жия от земли́. 9 Зна́мения их не ви́дехом: несть ктому́ проро́ка, и нас не позна́ет ктому́. 10 Доко́ле, Бо́же, поно́сит враг? Раздражи́т проти́вный и́мя Твое́ до конца́? 11 Вску́ю отвраща́еши ру́ку Твою́ и десни́цу Твою́ от среды́ не́дра Твоего́ в коне́ц? 12 Бог же Царь наш пре́жде ве́ка соде́ла спасе́ние посреде́ земли́. 13 Ты утверди́л еси́ си́лою Твое́ю мо́ре, Ты сте́рл еси́ главы́ змие́в в воде́, 14 Ты сокруши́л еси́ главу́ зми́еву, дал еси́ того́ бра́шно лю́дем Ефио́пским. 15 Ты расто́ргл еси́ исто́чники и пото́ки, Ты изсуши́л еси́ ре́ки Ифа́мския. 16 Твой есть день, и Твоя́ есть нощь: Ты соверши́л еси́ зарю́ и со́лнце. 17 Ты сотвори́л еси́ вся преде́лы земли́, жа́тву и ве́сну Ты созда́л еси́ я́. 18 Помяни́ сия́, враг поноси́ Го́сподеви, и лю́дие безу́мнии раздражи́ша и́мя Твое́. 19 Не преда́ждь звере́м ду́шу, испове́дающуся Тебе́, душ убо́гих Твои́х не забу́ди до конца́. 20 При́зри на заве́т Твой, я́ко испо́лнишася помраче́ннии земли́ домо́в беззако́ний. 21 Да не возврати́тся смире́нный посра́млен, нищ и убо́г восхвали́та и́мя Твое́. 22 Воста́ни, Бо́же, суди́ прю Твою́, помяни́ поноше́ние Твое́, е́же от безу́мнаго весь день. 23 Не забу́ди гла́са моли́твенник Твои́х, горды́ня ненави́дящих Тя взы́де вы́ну.

Слава:

Псалом 74.

1 В коне́ц, да не растли́ши, псало́м пе́сни Аса́фу.

2 Испове́мыся Тебе́, Бо́же, испове́мыся Тебе́, и призове́м и́мя Твое́; пове́м вся чудеса́ Твоя́. 3 Егда́ прииму́ вре́мя, Аз правоты́ возсужду́. 4 Раста́яся земля́ и вси живу́щии на ней, Аз утверди́х столпы́ ея́. 5 Рех беззако́ннующым, не беззако́ннуйте: и согреша́ющым, не возноси́те ро́га, 6 не воздвиза́йте на высоту́ ро́га ва́шего, и не глаго́лите на Бо́га непра́вду: 7 я́ко ниже́ от исхо́д, ниже́ от за́пад, ниже́ от пусты́х гор. 8 Я́ко Бог судия́ есть: сего́ смиря́ет, и сего́ возно́сит. 9 Я́ко ча́ша в руце́ Госпо́дни, вина́ нерастворе́на, испо́лнь растворе́ния, и уклони́ от сея́ в сию́: оба́че дро́ждие Его́ не истощи́ся, испию́т вси гре́шнии земли́. 10 Аз же возра́дуюся в век, воспою́ Бо́гу Иа́ковлю: 11 и вся ро́ги гре́шных сломлю́, и вознесе́тся рог пра́веднаго.

Псалом 75.

1 В коне́ц, в пе́снех, псало́м Аса́фу, песнь ко ассириа́нину.

2 Ве́дом во Иуде́и Бог: во Изра́или ве́лие и́мя Его́. 3 И бысть в ми́ре ме́сто Его́ и жили́ще Его́ в Сио́не. 4 Та́мо сокруши́ кре́пости луко́в, ору́жие и мечь и брань. 5 Просвеща́еши Ты ди́вно от гор ве́чных. 6 Смято́шася вси неразу́мнии се́рдцем: усну́ша сном свои́м, и ничто́же обрето́ша вси му́жие бога́тства в рука́х свои́х. 7 От запреще́ния Твоего́, Бо́же Иа́ковль, воздрема́ша все́дшии на ко́ни. 8 Ты стра́шен еси́, и кто противоста́нет Тебе́? Отто́ле гнев Твой. 9 С Небесе́ слы́шан сотвори́л еси́ суд: земля́ убоя́ся, и умолча́, 10 внегда́ воста́ти на суд Бо́гу, спасти́ вся кро́ткия земли́. 11 Я́ко помышле́ние челове́ческое испове́стся Тебе́: и оста́нок помышле́ния пра́зднует Ти. 12 Помоли́теся и воздади́те Го́сподеви Бо́гу на́шему. Вси и́же о́крест Его́ принесу́т да́ры, 13 стра́шному и отъе́млющему ду́хи князе́й, стра́шному па́че царе́й земны́х.

Псалом 76.

1 В коне́ц, о Идифу́ме, псало́м Аса́фу.

2 Гла́сом мои́м ко Го́споду воззва́х, гла́сом мои́м к Бо́гу, и внят ми. 3 В день ско́рби моея́ Бо́га взыска́х рука́ма мои́ма, но́щию пред Ним, и не прельще́н бых. Отве́ржеся уте́шитися душа́ моя́. 4 Помяну́х Бо́га и возвесели́хся, поглумля́хся и малоду́шествоваше дух мой. 5 Предвари́сте стражбы́ о́чи мои́: смято́хся и не глаго́лах. 6 Помы́слих дни пе́рвыя, и ле́та ве́чная помяну́х, и поуча́хся: 7 но́щию се́рдцем мои́м глумля́хся, и тужа́ше дух мой: 8 еда́ во ве́ки отри́нет Госпо́дь, и не приложи́т благоволи́ти па́ки? 9 Или́ до конца́ ми́лость Свою́ отсече́т, сконча́ глаго́л от ро́да в род? 10 Еда́ забу́дет уще́дрити Бог? Или́ удержи́т во гне́ве Свое́м щедро́ты Своя́? 11 И рех: ны́не нача́х, сия́ изме́на десни́цы Вы́шняго. 12 Помяну́х дела́ Госпо́дня, я́ко помяну́ от нача́ла чудеса́ Твоя́, 13 и поучу́ся во всех де́лех Твои́х, и в начина́ниих Твои́х поглумлю́ся. 14 Бо́же, во святе́м путь Твой: кто бог ве́лий я́ко Бог наш? 15 Ты еси́ Бог творя́й чудеса́: сказа́л еси́ в лю́дех си́лу Твою́, 16 изба́вил еси́ мы́шцею Твое́ю лю́ди Твоя́, сы́ны Иа́ковли и Ио́сифовы. 17 Ви́деша Тя во́ды, Бо́же, ви́деша Тя во́ды, и убоя́шася: смято́шася бе́здны, 18 мно́жество шу́ма вод, глас да́ша о́блацы, и́бо стре́лы Твоя́ прехо́дят. 19 Глас гро́ма Твоего́ в колеси́, освети́ша мо́лния Твоя́ вселе́нную: подви́жеся и тре́петна бысть земля́. 20 В мо́ри путие́ Твои́, и стези́ Твои́ в вода́х мно́гих, и следы́ Твоя́ не позна́ются. 21 Наста́вил еси́ я́ко о́вцы лю́ди Твоя́ руко́ю Моисе́овою и Ааро́нею.

Слава:

По 10-й кафисме, Трисвятое по Отче наш:
Таже тропари, глас 6:

С тра́шнаго дне прише́ствия Твоего́ ужаса́юся, Христе́, и, неумы́тнаго суди́лища боя́йся, Го́споди, ужаса́юся и трепе́щу, я́ко имы́й мно́жество согреше́ний, но пре́жде конца́ я́ко Ми́лостив Бог, обрати́ и спаси́ мя, Спа́се мой Многоми́лостиве.

Слава: Егда́ престо́ли на суд поста́вятся, Го́споди, и суди́лищу Твоему́ предста́нут челове́цы: не предпочте́тся царь во́ина, не преиму́ществит влады́ка раба́: ки́йждо бо от свои́х дел или́ просла́вится, или́ постыди́тся.

И ныне: Вели́ких дарова́ний, Чи́стая Де́во Богома́ти, Ты сподо́билася еси́, я́ко родила́ еси́ пло́тию Еди́наго от Тро́ицы, Христа́ Жизнода́вца, во спасе́ние душ на́ших.

Г о́споди, поми́луй (40) и молитва:

Г о́споди Бо́же наш, в ми́лости Бога́тый и в щедро́тах Непостижи́мый, Еди́не по естеству́ Безгре́шен, и нас ра́ди кроме́ греха́ быв Челове́к, услы́ши в час сей боле́зненное мое́ сие́ моле́ние, я́ко нищ и убо́г есмь от дел благи́х, и се́рдце мое́ смяте́ся внутрь мене́. Ты бо ве́си, Вы́шний Царю́, Го́споди небесе́ и земли́, я́ко всю мою́ ю́ность во гресе́х ижди́х и в след похоте́й пло́ти моея́ ходи́в, весь смех де́моном бых, весь диа́волу после́довах, вы́ну в тиме́нии сласте́й валя́яйся, омрачи́вся бо помышле́нием от младе́нства, да́же и до ны́не, никогда́же восхоте́х сотвори́ти во́лю Твою́ святу́ю, но весь от наве́тующих мя страсте́й плени́вся, смех и поруга́ние де́моном бых, ника́коже во уме помышля́яй, я́ко нестерпи́мый гнев е́же на гре́шники преще́ния Твоего́, и лежа́щую гее́нну о́гненную. Я́коже отсю́ду во отча́яние впады́й, и ника́коже в чу́встве обраще́ния быв, пуст и наг е́же от Твоея́ дру́жбы бых. Кий бо вид греха́ не соде́лах? Ко́е де́ло де́монское не соде́ях? Ко́е дея́ние сту́дное и блу́дное не с преиму́ществом и тща́нием соверши́х? Ум воспомина́ньми плотски́ми оскверни́х, те́ло смеше́ньми окаля́х, дух сосложе́нием оскверни́х, всяк уд окая́нныя моея́ пло́ти служи́ти и рабо́тати грехо́м возлюби́х. И кто про́чее не возрыда́ет мя, окая́ннаго? Кто не воспла́чет мя, осужде́ннаго? Аз бо еди́н, Влады́ко, я́рость Твою́ прогне́вах, аз еди́н гнев Твой на мя разжего́х, аз еди́н лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х, превозше́д и препобеди́в вся от ве́ка гре́шники, несравне́нно погреши́вый и непроще́нно. Но поне́же Многоми́лостивый, Благоутро́бный еси́, Человеколю́бче, и ожида́еши челове́ческаго обраще́ния, се и аз вверга́ю себе́ пред стра́шное и нестерпи́мое Твое́ суди́ще, и я́коже пречи́стым Твои́м нога́м каса́яйся, из глубины́ души́ взыва́ю Ти: очи́сти, Го́споди, прости́, Благопремени́телю, поми́луй не́мощь мою́, приклони́ся недоуме́нию моему́, вонми́ моле́нию моему́ и слез мои́х не премолчи́, приими́ мя ка́ющагося, и заблу́ждшаго обрати́, обраща́ющагося объими́ и моля́щагося прости́. Не бо положи́л еси́ покая́ние пра́ведным, не положи́л еси́ проще́ния не согреша́ющым, но положи́л еси́ покая́ние мне, гре́шному, в ни́хже в негодова́ние Твое́ соде́ях, наг и обнаже́н пред Тобо́ю предстою́, Сердцеве́дче Го́споди, испове́даяй моя́ грехи́: не бо могу́ воззре́ти и ви́дети высоту́ Небе́сную, от тя́жести грехо́в мои́х сляца́емь. Просвети́ у́бо о́чи се́рдца моего́ и даждь ми умиле́ние к покая́нию, и сокруше́ние се́рдца ко исправле́нию, да со благо́ю наде́ждею и и́стинным увере́нием, к та́мошнему ми́ру пойду́, хваля́ и благословя́ вы́ну всесвято́е и́мя Твое́, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.

Заметили ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Псалом Давида 10: излагаем главное

Десятый псалом — краткое, но очень емкое песнопение, выражающее огромный спектр человеческих чувств и переживаний. Дойдя до наших дней, это церковное произведение продолжает оставаться актуальным и включено в Псалтирь.

Псалом о вере праведного человека и наказании, которое ждет нечестивого

Десятый Псалом Ветхого Завета необходимо читать тем, чья жизнь похожа на испытание – возникла тяжелая жизненная ситуация, возможно, кто-то из родных или близких заболел или оказался в непростом положении. Не помешает ознакомиться с Псалмом и тому, кто далек от исполнения воли Божьей и Его слова. Потому что Давид говорит здесь о том, какова будет участь каждого нечестивого. Что ждет того, кто отворачивается от Бога и не хочет признать Его господство и силу.

Каждый Псалом Библии наполнен славословием и прославлением Господа, поэтому слова в них вдохновляют праведников на хвалу и поклонение Богу. Считается, что Псалом был написан Давидом, когда он скрывался от своего сына Авессалома, который был очень обижен на отца и хотел занять его престол. Царь находился в очень тяжелой для него ситуации. Назревал дворцовый переворот, который должен был решить судьбу Давида – умрет он и на престол воссядет его сын Авессалом или трон снова окажется в руках Давида, но тогда пострадает его сын. Царь, конечно, не желает, чтобы Авессалом погиб, потому что любит его. Несмотря на то, что тот поднял восстание и устроил настоящую революцию.

Содержание

Данный текст один из самых коротких в Псалтири — в этой главе всего семь строчек. Псалом 10 написан в неспокойные времена, когда Авессалом готовил против законного царя, собственного отца, восстание. Обстановка становилась все более тревожной. Многие советовали властителю не искушать судьбу и скрыться, пока события не приняли опасный для него оборот.

Но Давид отринул мудрость житейскую, не смалодушничал. Он устоял в вере, полностью полагаясь на праведность и верность Господа.

История написания

Этот текст является одним из самых коротких в Псалтири.

Его написание относят к временам, когда против царя Давида готовилось восстание его сыном Авессалом. Многие из окружения властителя советовали ему скрыться в горах, поскольку обстановка становилась все более угрожающей. Но Давид оставался непреклонен и всей душой уповал на поддержку Господа.

Давид пишет 10 Псалом, будучи в твердой уверенности спасения от Господа

Не поддавшись искушению скрыться, он остался в городе и верил, что замыслы нечестивцев, задумавших свергнуть помазанника Божьего, будут сокрушены.

Важно! Данная молитва описывает человеческие внутренние переживания и борьбу с желанием сдаться.

Текст молитвы псалом 10

В храмах на богослужениях праведники зачитывают текст псалма 10 на церковнославянском языке. В домашних условиях любой верующий может читать псалом 10 на русском языке.

На церковнославянском языке с ударениями

В конец, псалом Давиду

1 На Го́спода упова́х, ка́ко рече́те души́ мое́й: превита́й по гора́м, я́ко пти́ца?

2 Яко се, гре́шницы наляко́ша лук, угото́ваша стре́лы в ту́ле, состреля́ти во мра́це пра́выя се́рдцем.

3 Зане́ я́же Ты соверши́л eси́, oни́ разруши́ша, пра́ведник же что сотвори́? Госпо́дь во хра́ме святе́м Свое́м.

4 Госпо́дь, на Небеси́ Престо́л Еѓо, óчи Еѓо на ни́щаго призира́ете, ве́жди Еѓо испыта́ете сы́ны челове́чeския.

5 Госпо́дь испыта́ет пра́веднаго и нечести́ваго, любя́й же непра́вду ненави́дит свою́ ду́шу.

6 Одожди́т на гре́шники се́ти, oгнь и жу́пел, и дух бу́рен часть ча́ши их.

7 Яко пра́веден Госпо́дь, и пра́вды возлюби́, правоты́ ви́де лице́ Его́.

На русском языке

К исполнению. Псалом Давида.

1 На Господа уповаю; как же вы говорите душе моей: «улетай на гору вашу, как птица»?

2 Ибо вот, нечестивые натянули лук, стрелу свою приложили к тетиве, чтобы во тьме стрелять в правых сердцем.

3 Ибо то, что Ты исправил, они разорили, а праведник что сотворил? Господь во святом храме Своем,

4 Господь, — престол Его на небесах, очи Его зрят ; вежды Его испытывают сынов человеческих.

5 Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его.

6 Дождем прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу; и палящий ветер — их доля из чаши;

7 ибо Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника.

Читайте также:  Псалом 143: текст молитвы, для чего читают

Детальное толкование

Десятый Псалом Ветхого Завета условно можно поделить на 5 частей:

  1. Давид уповает на Господа (стихи 1 и 2)
  2. Царь описывает то, что сделали его враги для того, чтобы поймать его (стихи 2 и 3)
  3. Давид поет о том, что в это время скорби и притеснения делает Господь (стихи 4 и 5)
  4. Описано то, что ждет нечестивого от Бога, какая участь ему приготовлена (стих 6)
  5. Как Господь относится к праведнику (стих 7).

Подобного деления нет в самой Библии. Оно сделано для того, чтобы выделить смысловые части для более глубокого понимания содержания и его детального изучения.

Часть 1 – «На Господа уповаю»

Стих 1

Псалом исполняет Давид в присутствии своего начальника хора. Царь находится в стесненных для него обстоятельствах, потому что ему приходится скрываться от собственного старшего сына. Тот держал обиду на Давида за то, что мужчина не рассудил по справедливости между ним и Амноном (другим сыном Давида). Этой ситуацией решили воспользоваться противники Давида и расколоть царство – стали подговаривать Авессалома на то, чтобы тот взбунтовался, совершил заговор и переворот.

Хотя изначально у него не было таких намерений. Он долгое время скрывался от Давида, потому что убил Амнона. Но когда вернулся, Давид простил и впустил его во дворец. И вроде все наладилось. Но сам Бог когда-то сказал Давиду, что в его доме будет поднят меч. Это время пришло именно тогда, когда врагам царя удалось подговорить Авессалома на переворот.

Друзья и помощники царя советовали ему уйти в горы от сына, говоря, «улетай на гору вашу, как птица», но Давид не хотел делать этого, он уповал на Бога и ждал, что скажет ему Господь в этой ситуации. Он во всем привык полагаться на Бога.

Параллельных стихов из Библии нет.

Часть 2 – «Нечестивые натянули лук»

Стихи 2 и 3

Давид описывает то, как ведут себя его враги в то нелегкое для царя время. Они уже полностью вооружены и приготовлены к битве. Их не останавливает и то, что Давидом не было проиграно еще ни одно сражение. Они так уверены в силе его молодого сына Авессалома, что готовы погубить собственного царя для того, что посадить на престол того, кто даже не являлся его приемником. Потому что Бог сказал Давиду, что следующим царем после него станет его младший сын Соломон, рожденный ему от Вирсавии, которую он сделал своей женой вопреки воле Бога.

Именно поэтому сейчас Давид находится в ситуации, когда его собственный сын восстал против него – это было предречено Господом за то, что Давид когда-то убил мужа Вирсавии для того, чтобы сделать ее своей женой. Давид горюет, спрашивая своих советников о том, что же ему делать. Он потрясен случившимся, и чувствует себя так, как говорит – «когда разрушены основания». Он считает, что почва ушла из-под его ног, нет того, на что можно было бы опереться.

Такой исход взаимоотношений с сыном стал для него неожиданностью. Он не думал, что враги смогут переманить Авессалома на свою сторону и настроить его против собственного отца. Но недруги знали слабое место Авессалома – тот случай, когда Давид не смог наказать Амнона за изнасилование, которое тот совершил против сестры Авессалома Фамари. Именно вспоминая это, нечестивые быстро склонили сердце Авессалома на то, чтобы отобрать у Давид престол и править самому.

Параллельных стихов из Слова Божьего нет.

Часть 3 – «Господь испытывает праведного»

Стих 4

Давид уверен, что Бог в это время, когда ему плохо, не безучастен:

  • Он находится в своем святом храме,
  • Он смотрит на все, что происходит на земле,
  • Он испытывает своих людей – праведников.

Поэтому трудности, которые проходит Давид, он воспринимает, как испытание, потому что знает, что заслужил такой проверки. Царь не раз грешил и оступался. А Господь, прощая, никогда не оставляет человека без наказания. За каждый свой поступок все равно приходится отвечать.

Но существенная разница в том, уповает ли человек во время испытания на Бога или нет. Грешники страдают от собственных проступков и, проходя трудности в своей жизни, не всегда приходят к Богу за помощью. Оттого им трудно и порой невыносимо проходить сложности. Праведник хоть и наказывается Господом, знает, что пройдет испытание с достоинством, потому что сам Бог будет поддерживать его в это время, направлять и подталкивать.

  • Авв 2:20 – Бог сидит в Своем Святом храме и пред Ним замолкают все, живущие на земле.

Стих 5

Давид уверен, что проходит испытание, но также знает, что любим Богом. А вот в отношении нечестивых он уверен, что Господь ненавидит их. Не самых людей, поступающих гнусно, а их поступки, согласно которым они живут. Божья воля в том, чтобы спасти каждого человека, потому что Он создал всех. Но некоторые люди сами выбирают для себя путь, противным тому, который выбрал для них Господь. Этим они навлекают на себя разнее неприятности – страхи, болезни, сложности. За это Бог не может излить на них свою любовь и поддержать в трудной для них ситуации.

Параллельных стихов из Библии нет.

Часть 4 – «Дождем прольет Он на нечестивых горящие угли»

Стих 6

Давид поет о том, какая участь приготовлена Богом для нечестивых. У Господа для них приготовлена чаша, которую он выльет на всех, кто притесняет праведного и осознанно грешить перед Ним. В этой чаше содержатся горящие угли, сера, палящий ветер и огонь. Наказание весьма суровое, потому что вещества, находящиеся в сосуде, испепеляют, делает ничем то, что когда-то существовало, уничтожают и истребляют.

Параллельных стихов из Слова Божьего нет.

Часть 5 – «Ибо Господь праведен»

Стих 7

Почему Господь поступает так с нечестивыми? Давид отвечает на этот вопрос под водительством Духа Святого. Потому что Бог праведен и любит праведных. Он видит всех людей и особенно обращает Свое внимание на тех, кто послушен ему, чтобы помогать и поддерживать их в то время, когда они в этом нуждаются. Для того чтобы наказанных Им было как можно меньше, Господь медлит с судом, давая шанс грешникам для покаяния. Потом никто из них не сможет сказать Господу, что не успел покаяться в своих грехах. Потому что это будет неправдой. Пока есть время для примирения с Господом, нужно им воспользоваться.

Параллельных стихов из Библии нет.

Богословское толкование

Несмотря на кажущуюся простоту, эта глава содержит глубокий подтекст. В первых трех стихах можно увидеть скрытую борьбу, которая происходила в сердце великого мужа. Да, он не бежал, но окружающие искушали его. Так иногда дьявол подбирается к людям через посредство друзей и близких. Они внушают малодушные мысли о том, чтобы сдаться.

Но разве нужно бежать тому, за кого заступается Сам Бог? У такого человека всегда наготове самое сильное орудие — молитва. Неважно, на каком языке она будет звучать — на русском, еврейском, английском — Владыка услышит и заступится за праведных. Пусть враги считают себя хитрыми, Господь все видит и вовремя разрушит их планы.

Праведный человек не должен идти на хитрости, чтобы избежать тех испытаний, которые приготовил ему Бог. Помня о библейских обетованиях, он идет по своему пути прямо, никуда не сворачивая. Ведь если душа чиста — ей нечего бояться! У нее есть великий праведный защитник и судья.

Участь же грешников незавидна. Ужасная буря божьего гнева обрушится на головы нечестивых. Нераскаянных злодеев ожидает поток огня, который поглотит их. Так стоит ли честному человеку прятаться, будто он в чем-то провинился? Нет, он смело идет навстречу будущему.

Слушать Псалом 10


Как читать Псалтирь

Среди книг Священного Писания книга Псалтырь занимает особое место. Написанная задолго до воплощения Господа Иисуса Христа, она единственная из книг Ветхого завета целиком вошла в богослужебный устав христианской Церкви и занимает в нем видное место.

Особая ценность Псалтири в том, что в ней изображены движения человеческой души, стремящейся к Богу, даётся высокий образец молитвенного противостояния скорбям и искушениям и славословия Богу. «В словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояния души, все движения мысли, так что сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке», – говорит святитель Афанасий Великий. Благодать Святого Духа, проникающая каждое слово Псалтири, освящает, очищает, поддерживает молящегося этими священными словами, отгоняет демонов и привлекает Ангелов.

Первые христиане глубоко почитали и любили Псалтирь. Они заучивали все псалмы наизусть. Уже в апостольские времена Псалтырь получила широкое применение в христианском богослужении. В современном богослужебном уставе православной Церкви принято деление Псалтыри на 20 разделов – кафизм. Псалмы читаются в храме ежедневно за каждым утренним и вечерним богослужением. В течение недели книга Псалмов прочитывается полностью, а Великий пост – дважды в течение седмицы. Псалмы входят и в молитвенное правило, предписанное мирянам.

Для простого чтения псалмов, если христианин не принимает какого-то обета или постоянного дополнения к общепринятому правилу, благословение у духовника брать не нужно. Но обязательно надо взять у священника благословение, если мирянин возлагает на себя какое-то особое постоянное молитвенное правило или какой-то обет.

Псалтирь можно читать всегда, за исключением периода от Великого Четверга Страстной седмицы до Фоминой недели (антипасхи). В течении этих десяти дней отменяется всякое чтение Псалтири как в храмах, так и келейно.

Псалтирь можно читать и про себя, молча, но лучше читать её негромко вслух, по совету святых отцов.

Св. Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Произноси слова несколько вслух, когда ты молишься наедине, и это способствует сохранению внимания».

Преп. Серафим Саровский советовал, что необходимо читать молитвы вполголоса или тише, чтобы не только ум, но и слух внимали словам молитвы («Слуху моему даси радость и веселие»).

Названия псалмов читать не надо. Читать псалмы можно и стоя, и сидя (слово «кафизма» в переводе на русский язык «то, что читается сидя» в отличие от слова «акафист» – «не сидя»). Вставать обязательно нужно при чтении начинательных и заключительных молитв, а также на «Славах».

Не надо унывать и смущаться, если вначале иногда смысл псалмов непонятен. Всегда можно посмотреть непонятные выражения в русском переводе, в толковании на Псалтирь. По мере чтения и нашего духовного взросления будет открываться всё глубже и ярче глубинный смысл псалмов.

При чтении дома строго устава, как читать нет, гораздо важнее настроиться на молитву. Существуют разные практики чтения Псалтири. Одна из них, когда Вы не зависите от объема прочитанного, т.е. не обязаны читать по кафизме или по две в день. Если есть время и душевная потребность в молитве – Вы начинаете читать с того места, где остановились в прошлый раз, сделав закладку.

Если миряне прибавляют к келейному молитвенному правилу один или несколько избранных псалмов, то читают только их текст, как, например, пятидесятый псалом в утреннем правиле. Если же читается кафизма, или несколько кафизм, то перед ними и после них прибавляются особые молитвословия.

Перед началом чтения кафизмы или нескольких кафизм

Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Молитва Святому Духу

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Трисвятое

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи помилуй (12 раз)

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

Придите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

На «Славах»

Там, где кафизма прерывается пометкой «Слава», читаются следующие молитвы:

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже! (3 раза)

Господи, помилуй. (3 раза)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу

Здесь можно читать молитвы с поминовением о здравии и упокоении или особые прошения. На первой и второй «Славе» обычно поминаются имена о здравии, на третьей Славе – имена о упокоении.

Молитвы о здравии и упокоении на «Славах»:

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя), родителей моих (имена), сродников (имена), начальников, наставников, благодетелей (имена) и всех православных христиан.

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (имена) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

И далее читаются следующие псалмы.

После чтения кафизмы читают молитвы и тропари, указанные в кафизме

Молитва «Господи, помилуй» читается 40 раз.

Иногда по желанию между вторым и третьим десятком (между 20 и 21 молитвой «Господи, помилуй!») произносится личная молитва верующего о самых близких людях, о самом насущном.

И в конце всего молитвословия:

Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава, и ныне. Го́споди, поми́луй. (3 раза)

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста и святых Небесных сил безплотных, и преподобных и богоносных отец наших, и святаго пророка Давида, и всех святых, помилуй и спаси мя, грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

Ссылка на основную публикацию