Псалом 1: текст молитвы, для чего читают

Псалом Давида 1

Псалтирь начинается с псалма 1, текст которого знает каждый христианин, ведь он часто цитируется во время богослужения и именно с него начинается чтение Псалтыря в Великий пост. Несмотря на то, с него начинается Псалтырь, автором текста не является псалмопевец Давид. Текст наполнен размышлениями о праведности человека.

История написания

Авторство текста до сих пор не установлено, но это не был царь Давид, поскольку в еврейской, греческой и латинских Письменах он обычно подписывался под своими текстами. Поскольку псалом относится к типу песней-размышлений, нет в нем описаний каких-либо событий или отсылок к историческим периодам. Это мешает установить также время написания и исторический контекст.

Содержание описывает лишь различия между судьбой праведных и неправедных людей, и прекрасно подходит как введение в поэтическую книгу Псалтирь.

Ещё статьи о псалмах Давида:

Из-за более поздних отсылок (книга Деяний, например) исследователи приходят к выводу, что ранее первый и второй псалмы были одной песнью. Если это правильная догадка, тогда можно сказать, что два первых псалма были написаны Давидом, во времена его войны с сирийцами и аммонитянами, которые описываются в книге Царств.

Толкование псалма

Главной идеей текста является мысль, что праведник — блажен. Под словом «блажен» подразумевается слово счастлив, т.е. человек, который исполняет заповеди Божьи и ходит Его путями — счастливый. Имеет в виду не только земное благополучие, но и духовное состояние спокойствия и счастья. Под словом «муж» имеет в виду просто человек, а нечестивый тут — человек, который не имеет ничего общего с Господом и заповедями.

Более подробный разбор стихов даст лучшее представление о тексте:

  1. Первый стих описывает действия праведного человека: он никоим образом не сообщается с грешниками и неправедными. «Не ходит, …не стоит, …не сидит» — три вида уклонения от зла, несмотря на внутреннюю тягу к злому, человек всячески уклоняется от него и малейшего соблазна.
  2. Второй стих говорит о том, что праведник, вместо пребывания с неправедными, целый день погружен в мысли о вышнем. Праведник характеризуется с положительной стороны, каждое свое действие он соотносит с Божьей волей и Его законом. Воля тут — это влечение к «закону Господа», т.е. к Божественному.
  3. Третий стих описывает состояние праведного человека — последствие исполнения Божьего закона — это рост и благополучие человека как в духовной, так и материальной сфере. Для лучшего понимания идеи автор сравнивает такого человека с деревом у водоема.
  4. Стихи 4-6 сравнивают два типа людей, соблюдающих и не соблюдающих Закон. Автор дает характеристику грешникам — они как пыль, не могут устоять на месте, не имеют веса. Тут же идет речь о суде над такими, но до конца неясно, какой именно суд — небесный или суд при жизни.

Важно! Первая песнь является отличным текстом для размышления. Тут описывается истинно верующий человек, не религиозный, целью которого — неукоснительное соблюдение буквы закона, но желание и жажда Божьего слова.

Правила чтения

Псалом 1 входит в первую кафизму и читается на утренней службе, т.е. в субботу вечером в храме. Дома можно читать данный текст на русском языке или в современном переводе:

1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,

2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!

3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.

4 Не так — нечестивые, [не так]: но они — как прах, возметаемый ветром [с лица земли].

5 Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных.

6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

Когда лучше всего читать песнь? На самом деле, псалмы настолько душевные и наполненные понятные и привычными человеческими переживаниями, что особого повода для чтения их искать не надо.

Другие интересные статьи:

Первый псалом можно читать, когда:

  • сердце наполнено унынием;
  • вера пошатнулась в испытаниях и нуждается в поддержке;
  • перед началом сельскохозяйственных работ;
  • когда наступает период искушений.

Важно! В такие моменты, псалом перестает быть священным текстом и становиться молитвой человека, поэтому надо максимально сосредоточить свое внимание на словах и переживать их, а не просто заученно читать.

Псалом 1

В богослужениях во многих религиях цитируется именно псалом 1. Это начало сборника Псалтырь, который начинают читать с Великого поста. В хвалебной песне указывается на жизнь праведников и грешников. Сама молитва наполнена простыми рассуждениями о судьбе и праведности человека.

Текст молитвы псалом 1

Каждый верующий христианин почти наизусть знает первый псалом. В храмах зачитывают текст на церковнославянском. Дома можно использовать русский вариант молитвы.

На церковнославянском языке с ударениями

Псалом Давиду, не надписан у еврей

1 Блаже́н муж, и́же не и́де на сове́т нечисти́вых и на пути́ гре́шных не ста, и на седа́лищи губи́телей не се́де,

2 но в зако́не Госпо́дни во́ля его́, и в зако́не Его́ поучи́тся день и нощь.

3 И бу́дет я́ко дре́во насажде́нное при исхо́дищих вод, е́же плод свой даст во вре́мя свое́, и лист его́ не отпадет́, и вся, ели́ка а́ще твори́т, успе́ет.

4 Не та́ко нечести́вии, не та́ко, но я́ко прах, его́же возмета́ет ветр от лица́ земли́.

5 Сего́ ра́ди не воскре́снут нечисти́вии на суд, ниже́ гре́шницы в сове́т пра́ведных.

6 Яко весть Госпо́дь путь пра́ведных, и путь нечисти́вых поги́бнет.

На русском языке

Псалом Давида, не надписанный у евреев.

1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,

2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!

3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.

4 Не так — нечестивые, не так: но они — как прах, возметаемый ветром с лица земли.

5 Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных.

6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

История написания

Хотя считается, что автором всех псалмов является царь Иерусалима и Иудеи Давид, к тексту псалма 1 он не имеет никакого отношения. В еврейской, греческой и латинской версии молитвы нет подтверждения тому, что именно царь – автор произведения.

Это песнь-размышление. Соответственно здесь нет описаний событий или исторических фактов. Печально, что именно из-за этого нельзя установить время его написания. Псалом 1 Давида является песнью о судьбах праведников и нечестивых людей. Это введение в сборник Псалтырь. Считается, что первая и вторая песнь были единой, но позже произошло разделение.

Для чего читают псалом 1?

Хотя чаще всего используется в богослужении текст молитвы на старославянском, праведный человек может читать псалом 1 на русском языке. Молитву зачитывают в следующих случаях:

  • При унынии и депрессии;
  • Если ослабла вера;
  • Если в жизни есть искушения;
  • Часто используется во время сельскохозяйственных работ.

Толкование псалма 1

Основная идея текста в том, что праведник блаженный. С этих слов и начинается толкование псалма 1.

Стих 1: Праведный человек не поддается искушениям. Он всячески уклоняется от зла и врагов. Вся внутренняя сила направлена на борьбу с соблазнами.

Стих 2: Праведный человек всеми мыслями направлен к Господу, а не к общению с нечестивыми. Каждое свое слово и действо он соотносит с законами Божьими.

Стих 3: Вера в Господа может возвысить человека: и духовно, и физически, и материально.

Стихи 4-6: Противостояние праведников и грешников. Ведь любой из нас когда-нибудь встретиться с Всевышним на Божьем суде.

Правила чтения

Зачитывается текст в храмах на утренней службе в субботу. В домашней обстановке можно читать ежедневно. Определенных правил чтения псалма 1 нет.

Значение псалма 1 для православных христиан и правила его прочтения

История создания псалма 1

Историки и теологи до сих пор не установили истинного автора, который написал первый псалом. Они исключают царя Давида, составившего Псалтырь, поскольку свои тексты он подписывал. Даже приблизительно установить время написания и исторические события того периода затруднительно.

Читайте также:  Псалом 4: текст молитвы, для чего читают

Псалом причисляют к типу песней-размышлений, поскольку он не содержит конкретизирующих фактов. Он показывает различия между праведными и грешными людьми, и служит введением к поэтической книге Псалтырь.

Более поздние исследования натолкнули ученых на размышления о том, что Псалом 1 и 2 были единой песнью. Если предположить, что эти догадки верны, то автором является Давид, который написал их в период военных действий с сирийцами и аммонитянами (книга Царств).

Псалом причисляют к типу песней-размышлений

Толкование и значение Первого Псалма

Главная идея, проходящая красной линией через песнь, заключается в том, что праведник – блажен. Это означает, что человек, соблюдающий слово Божье и ступающий его дорогой, счастлив. Под счастьем подразумевается как земное, так и духовное благополучие. Слово «муж» обозначает обычного человека, а «нечестивый» – отступившего от заповедей Всевышнего.

Толкование Псалма дает лучшее представление о тексте и его глубинном смысле. В первом стихе содержится описание деяний праведного человека, который любыми путями избегает общения с грешниками. «Не ходит, … не стоит, … не сидит» – три вида уклонения от греховного. Во втором стихе заключена мысль о постоянном пребывании праведника в мыслях о Всевышнем вместо общения с неправедным.

Когда читаем третий стих, погружаемся в последствия исполнения Божьего слова. Праведный человек благополучен как в духовном, так и материальном аспекте. Автор сравнивает его с деревцем, которое пустило корни у водоема. В 4-6 стихах сравниваются праведники и грешники. Отступников сравнивают с пылью, которую уносит при малейшем дуновении ветра. Также идет речь о суде, который свершится над ними, только не ясно о каком именно – небесном или земном.

Видео «Толкование псалма 1»

В этом видеосюжете представлено подробное толкование молитвы.

Правила чтения

Первая кафизма содержит псалом 1, который читают на утренней службе, т.е. в субботу вечером в церкви. В домашних условиях его можно читать как на церковнославянском языке, так и в современном переводе.

Особых наставлений по времени чтения псалмов нет, поскольку они наполнены привычными для человека переживаниями.

Главное правило, чтобы душа была открыта и благоговейно воспринимала послание. Обращаются к первому псалму когда:

  • в сердце поселилась тоска;
  • жизненные испытания пошатнули веру и нужна поддержка;
  • в преддверии сельскохозяйственных работ;
  • в период искушений.

Текст псалма 1 из книги Псалтырь

1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,

2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!

3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.

4 Не так — нечестивые, (не так): но они — как прах, возметаемый ветром (с лица земли).

5 Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных.

6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

Первый псалом доносит до человека основное значение веры. Он раскрывает отличия между праведными и грешными людьми, а также предрекает их дальнейшую судьбу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Псалом 1

1 ПСАЛОМ- ТЕКСТ С УДАРЕНИЯМИ И ПЕРЕВОДОМ

КАФИЗМА 1

Псалом 1
Псалом Давиду, не надписан у еврей
Псалом 1
Псалом Давида, не надписанный у евреев.
1 Блаже́н муж, и́же не и́де на сове́т нечисти́вых и на пути́ гре́шных не ста, и на седа́лищи губи́телей не се́де,1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,
2 но в зако́не Госпо́дни во́ля его́, и в зако́не Его́ поучи́тся день и нощь.2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!
3 И бу́дет я́ко дре́во насажде́нное при исхо́дищих вод, е́же плод свой даст во вре́мя свое́, и лист его́ не отпадет́, и вся, ели́ка а́ще твори́т, успе́ет.3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.
4 Не та́ко нечести́вии, не та́ко, но я́ко прах, его́же возмета́ет ветр от лица́ земли́.4 Не так — нечестивые, не так: но они — как прах, возметаемый ветром с лица земли.
5 Сего́ ра́ди не воскре́снут нечисти́вии на суд, ниже́ гре́шницы в сове́т пра́ведных.5 Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных.
6 Яко весть Госпо́дь путь пра́ведных, и путь нечисти́вых поги́бнет.6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

ОБЪЯСНЕНИЕ И КРАТКОЕ ТОЛКОВАНИЕ 1 ПСАЛМА

В первом псалме изображается блаженное состояние праведника в противоположность гибельному состоянию нечестивых, блаженство есть основание и начало учения о нравственной жизни людей, и оно сообщается только людям праведным, то есть охотно исполняющим закон Господень.

Пс.1:1 Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе.

Здесь слово «муж» нужно понимать, как «человек», а не только мужчину.
По учению св. Афанасия совет нечестивых- это «собрание, или сходбище, людей лукавых» , а по словам св. Василия Великого, к совету нечестивых можно отнести нечестивые помыслы, от которых начинается нечестивое дело.
Не иде, не ста, не ceдe, – означает: кто не пошел, не ходит и не останавливается. Т.е. блажен тот, кто не разделяет мыслей и чувств людей нечестивых и соблюдает чистоту помыслов; а если и увлечен в зло, то не стоит в нем, не закостневает; блажен – кто не участвует в собраниях губителей веры и нравственности, кто удаляется от согласия и соучастия с нечестивыми.

Пс.1:2 Но в законе Господни воля его, и в законе его поучится день и нощь.

Благочестие верующего человека держится в неуклонном исполнении воли Божией.

Пс.1:3 И будет яко древо насажденое при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет.

Эти слова практически те же, что и слова Божии, изреченными через пророка Иеремию (17 глава пророчеств Иеремии), обличавшего нечестие евреев: «Благословен человек, иже (который) надеется на Господа, и будет яко древо насажденное при водах, и во благе пустит корение свое: не убоится, егда приидет зной (жара, засуха), и будет на нем стеблие зелено, и во время бездождия не устрашится и не престанет творити плода»

Пс.1:4 Не тако нечестивии, не тако, но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли.

Благочестивые люди, в отличие от нечестивых, все делают с надеждой на помощь Божию, поэтому на них изливается благодать Божия, и труды эти всегда благоуспешны. А дела нечестивых лишены благодатного Божия содействия и потому, как прах, возметаемый ветром от лица земли, дела эти уничтожаются и не приносят плода. Они, по долготерпению Божию, пользуются часто всеми благами мира сего; а между тем, как написано в книге Иова, они говорят Богу: «Отойди от нас, не хотим мы знать путей Твоих! Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему? и что пользы прибегать к Нему?» Будучи безбожниками, они живут во грехе и предаются всем порокам, всем постыдным страстям ( Рим. 1:24–32 ). Будучи сами злы и безумны, они преследуют верующих ( Ин. 16:23 ).

Пс.1:5 Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных.

В переводе с еврейского: Не устоят нечестивые на суде, не устоят потому, что подобны земному праху, не утверждены верою во Христа и уже осуждены, по слову Самого Спасителя: «Иже не имет веры, осужден будет» ( Мк. 16:16 ).
Нечестивые, грешники будут осуждены, праведные же и благочестивые по воскресении последуют в Царствие Божие, или – что то же – в жизнь вечную, как говорит и Сам Спаситель: «Аминь, аминь глаголю вам, яко слушаяй словесе Моего и веруяй пославшему Мя, имать живот вечный, и на суд не приидет, но прейдет от смерти в живот» ( Ин. 5:24 ).

Пс.1:6 Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет.

Это значит, что Всеведущему и Праведному Судии все известно. Он и до суда все знает и не имеет потому нужды ни в доказательствах, ни в обличениях.
Под путем имеется ввиду не дорога, по которой ходим, а наши дела, мысли и намерения, а потому и эти слова псалма: путь нечестивых погибнет означают, что дела, замыслы, козни нечестивых, а с ними вместе и сами они погибнут.

Читайте также:  Псалом 133: текст молитвы, для чего читают

Блаженны все те, которые ищут Господа Бога всем сердцем своим, которые находят удовольствие в законе Божием и размышляют о нем день и ночь ( Пс. 11:1, 1:2 ), которые слушают Слово Божие и поступают по нему. Блаженны все те, на которых в день суда прострется благословение Отца Небесного, изреченное устами Сына Божия: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира» ( Мф. 25:34 ). Но «какая скорбь наполнит сердце грешника в тот час, когда Судия Христос воссядет на страшном престоле Своем, все поколения предстанут пред Ним и откроются все тайны сердечные!

Псалом 1 Давида: текст, толкование, сила

«Дорога в тысячу ли начинается с первого шага» – говорит китайская мудрость. Доброе начало – это уже половина хорошего дела. С чего начинается 1 Псалом Давида? Со слов о блаженном муже.

В Библии слово «блаженный» переводится, как «благословенный» или «счастливый». Хотя ни первое, ни второе слово не передают всей глубины, содержащейся в библейском термине.

Макариос Блаженный – это человек, носящий в себе истинные смыслы бытия. Еще на земле он приобщен к жизни будущей – небесной, райской. Не зря Господь Иисус Христос, сын Давидов, начал свою нагорную проповедь к учению о блаженстве: блаженный нищий духом, блаженный плачущий, блаженный кротцыи. Мы еще много будем говорить о блаженствах.

А вот первая жемчужина:

Теперь приведем первый псалом Давида (текст на церковно-славянском):

Псалом 1: толкование

Блаженному мужу, оказывается, нельзя делать некоторых вещей, но важны не только запреты, нужна и позитивная деятельность. По Давиду, блаженный муж должен непрестанно заниматься тем, чтобы сочетать свою волю с волей Бога и изучать закон Божий день и ночь. Тогда он будет похож на дерево, посаженное при потоках воды: листья его не отпадают, а ветви отягчаются плодами.

Нам детям суетного и торопливого века известна общая проблема – мы ничего не успеваем. Мчатся часы, пролетают дни, проходят годы, а наши планы так и остаются планами. Мы так их и не реализовываем. От чего так? Давид убежден, что это потому, что мы мало думаем о Боге и его законе. Если бы человек думал о Боге чаще, изучал его заповеди, он был бы во всем успешен. А вот с нечестивыми дело обстоит иначе.
Нечестивые и грешники, уподобляются в псалме пыли или сухому песку перед лицом сильного ветра. Ветер разметает пыль, и она беспомощна перед его лицом, ее нельзя собрать. Вот почему нечестивые не устоят на суде и грешники – в собрании праведных.

Псалом 1 содержит много ключевых, исключительно важных для нас слов:

  • «Блаженство» ­– это основание и начало нашего учения нравственного. Здесь пророк хочет показать, что блаженство и в настоящей жизни, и в будущей сообщается лишь людям праведным, тем, кто исполняет закон Господний.
  • «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» – блажен праведник, который не ходит к нечестивым и не имеет с ними никаких дел.
  • «Закон Господень» – закон, заповеди, словеса Господни, завет «Господень» – именно так мы представляем закон, зная, что за ним скрывается несколько синонимов, которые образуют, то, что называют законом Божьим. Закон, где он показал нам свою волю, и мы добровольно должны его соблюдать. О чем и говорит первый псалом.
  • «Блаженная жена» – это Пресвятая Богородица, которую ублажает православная церковь.

Псалтирь. Кафизма 1. Псалом 1. Толкование по стихам:

  1. Первый стих. Праведный человек уклоняется от врагов и зла, а также всякого рода искушений. Он направил все свои силы на противостояние соблазнам.
  2. Второй стих. Праведный человек направляет каждое слово осмысленно к Господу. Они не расходятся с законом Божьим. Он не имеет никаких дел с нечестивыми.
  3. Третий стих. Искренняя вера в Создателя возвысит праведного человека: физически, духовно и материально.
  4. Четвертый, пятый и шестой стихи. В них рассказано о противостоянии грешников и праведников. Все они предстанут перед Божьим судом.

Интересно! Первая песнь – это повод для размышления. В этом стихе описан человек, ведущий праведную жизнь. Он не религиозный, но в тоже время соблюдает закон Божий.

История написания псалма

В названии подчеркивается, что этот псалом написал именно Давид, хотя святая церковь приписывает все псалмы ему, как и в целом оформление самой книги Псалтырь, но все-таки бытуют и другие мнения. И этот псалом начальный, самый первый решили подписать, что это Давидов псалом, с него начинается Псалтырь.

Внимание! В латинской, греческой и еврейской версии молитвы нет подтверждения, что автором произведения является именно Царь Давид.

Поскольку псалом 1 относится к числу песней-размышлений, в нем не содержится никаких исторических фактов. Это тоже мешает установить время написания псалма и его авторство.

В содержании псалма указано только отличие между тем, какая судьба ждет праведных и нечестивых людей, и отлично подходит в качестве введения в книгу Псалтырь.

Из-за более ранних отсылок (к примеру, Книга Деяний) историки решили, что раньше первый и второй псалмы были единой песнью.

Если исследователи правы, то можно точно сказать, что авторство двух первых псалмов действительно принадлежит Царю Давиду, во времена его войны с аммонитянами и сирийками (эти исторические события описаны в Книге Царств).

Слушать псалом 1

Псалтырь – универсальная вещь. Его могут петь и читать в радости, в горести и по случаю каких-то торжеств, и по случаю смерти или рождения кого-нибудь. Псалтырь читается по любому случаю: и за здравие, и за упокой.

Почему-то у многих сложилось впечатление, что Псалтырь – это что-то заупокойное. Ничего подобного. Это самая читаемая книга Библии. Его очень широко используют на Богослужении (чуть ли не половина – это Псалтирь).

На литургию, ежедневные антифоны читают просто псалмы. Огромное количество песнопения взято из псалмов. Сейчас мы предлагаем Вам послушать, как звучит псалом 1:

Особенно красиво звучит 1 кафизма в исполнении Валаамского монастыря.

Интересно! Неусыпаемая псалтырь получила это название по той причине, что ее чтение осуществляется без перерывов, круглосуточно. Этой молитвой нужно молиться только монастырях.

Правила чтения псалма 1

Несмотря на то, что при богослужениях молитву поют или читают на старославянском языке, православный может прочитать псалом 1 на русском.

Сила псалма 1, или в каких случаях его советуют читать:

  • Если не получается справиться с искушениями.
  • Если вера во Всевышнего ослабевает.
  • Если Вы столкнулись с депрессией, и Вас захватило уныние.

Помимо этого, первый псалом может читаться при сельскохозяйственных работах.

Важно! Текст этого псалма читается в храмах на утренней службе в субботу. Сколько и когда читать псалтырь дома? Здесь нет определенных правил, поэтому Вы можете читать его ежедневно в любое время.

Есть интересная история о двух монахах, из которых один учил другого читать псалмы. Когда они выучили первый псалом, второй ученик ушел и отказался учиться далее. Через много лет они встретились. «Читаешь ли ты псалмы дальше?» – спросил первый у второго. «Нет!» – отвечал тот. –«Почему?». – «Потому, что я еще не научился на практике исполнять то, что понял из первого», – ответил бывший ученик.

Если бы мы с Вами ничего больше не читали и не учили, но хорошо усвоили смысл первого начинательного псалма, мы все-таки бы знали много полезного и важного для жизни. Но мы будем учиться и дальше читать!

Псалом 1: для чего читают, толкование, текст молитвы

Для чего читают Псалом 1? Каково толкование Псалма Давида и что значат его стихи? Слушать онлайн или читать текст молитвы Псалом 1 на русском языке вы можете у нас на сайте.

1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,
2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!
3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.
4 Не так — нечестивые, [не так]: но они — как прах, возметаемый ветром [с лица земли].
5 Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных.
6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

Псалом Давида о том, каким должен быть муж (мужчина)

Читать первый Псалом необходимо тем, кто хочет знать, каким Бог видит поведение праведника – человека, который хочет угодить воле Всевышнего. Из Псалма можно узнать, что Бог обещает тому, кто живет в соответствии в Божьими законами и заповедями. В Псалме прослеживается сравнение между праведниками и грешника. В конце главы описано то, что ждет каждую из этой категории людей в будущем. Что должно привести читающего человека на мысль – что выбрать в жизни. Следовать Божьим путям и заповедям или выбрать свой, кажущийся правильным, путь.

Читайте также:  Псалом 14: текст молитвы, для чего читают

Детальное толкование

Первый Псалом Ветхого Завета можно поделить на 5 частей:

    Описание того, каким бывает благочестивый мужчина и то, как он ведет себя в повседневной жизни (стихи 1-2). Благословение, которое Бог обещает человеку, описанному в первой части (стих 3). Описание нечестивого человека и его сравнение с прахом (стих 4). Наказание, которое ждет грешника (стих 5). Участь праведника и нечестивца (стих 6).

Деление условное, сделано для того чтобы лучше понять значение Псалма и его основную мысль.

Часть 1 – Поведение благочестивого мужа

Стих 1

Слово «блажен» означает полное счастье, радость, которой нет границ. Часто можно услышать, как людей, у которых есть отклонения в умственном или психической развитие, называют «блаженными». Оттого понимание этого слова исказилось в мышлении большинства людей. Блаженный не значит придурковатый. Слово подразумевает человека, который по-настоящему счастлив.

Слово «муж» не означает человека, который вступил в законные отношения с женщиной и стал ее супругом. Это человек мужского пола. Хотя свесь Псалом смело можно применить и к женщинам. Потому что далее по тексту происходит сравнение грешника и праведника в поведении. Первым и вторым может быть и женщина, которая тоже способна выбирать свой путь и линию поведения.

«Не ходит на собрание нечестивых» – не совещаться с теми, кто является грешниками. Нечестивец – человек, оскорбляющий что-то священное и непорочное. Те, кто советуется с таким человеком, вскоре начинаете поступать так же. Человек всегда влияет на человека. Случается это и на подсознательном уровне. Как супруги, которые прожили много лет, начинают копировать мимику и жесты друг друга. Так и люди, друзья, знакомые, которые, не осознавая того, начинают повторять сначала слова друг друга, а потом и копировать манеру поведения. Мысли их начинают «сходиться»

«Не сидит в собрании развратителе» – не проводит время с теми, кто развращен. Развратитель – человек распущенный, нарушающий нормы общественной морали. В основном это касается области сексуальных отношений. Когда мужчины сидят и обсуждают либо своих жен, либо женщин в целом, говорят о них похотливо. Праведный человек не участвует в таких беседах и не поддерживает подобные разговоры. Для него это является омерзительным.

Параллельных стихов из Писания нет.

Стих 2

«В законе Господа воля его» – человек выбирает следовать Божьи заповедям, а не тому, что делает большинство людей. Воля его в том, чтобы исполнять то, что написано в Библии. Несмотря на то что знакомые и друзья не поддерживают его в этом, а выбирают советоваться с нечестивыми и проводить время с развратителями. Возможно и сами являются таковыми людьми. Бог наградил каждого человека волей, с помощью которой он вправе выбирать, как ему жить и поступать каждый день. На этом основании праведник выбирает Божий путь и соглашается с Его промыслом.

Параллельный стих из Писания:

    Нав 1: 8 – необходимо читать Библию день и ночь, чтобы она не отходила от глаз и от уст того, кто ее изучает. Это нужно для того, чтобы с точностью исполнять то, что в ней написано. Только человек будет успешен в своих путях и все его поступки будут благоразумными.

Часть 2 – Благословение, которое ожидает благочестивого человека

Стих 3

Праведник сравнивается с деревом, которое «посажено при потоках вод», то есть, растет возле озера (реки, моря), что очень важно для его насыщения. Без воды любое растение гибнет. Такое дерево плодовитое и плоды его созревают в срок – не рано и не поздно. Листья растения сочны и зелены, не вянут. Дерево благоухает, наслаждается ветром, солнцем и водой. Оно довольно и счастливо.

Так же чувствует себя и тот, что слушает Господа и следует Его путям. «Во всем, что он ни делает, успеет» – в любом мероприятии ему сопутствует удача и везение. Все в его руках получается. Не возникает трудностей ни в одной деятельности, которая не противоречит заповедям Господа. Хорошее обещание, которое сулит преуспевание, как в материальном, так и в любом другом плане.

Параллельный стих из Писания:

    Иер 17:8 – дерево пускает корни возле воды, ему не страшна жара или засуха. Плоды его созревают постоянно.

Часть 3 – Сравнение нечестивого человека с прахом

Стих 4

Если в третьем стихе праведник был сравнен с деревом, которое растет и не знает бед и лишений, то здесь грешник предстает в виде праха. Прах – это пыль, что-то ничтожное и малоценное. Колоссальная разница. «Прах, взметаемый ветром» – это нечестивый, которого заносить то в одну сторону, то в другую. Он не знает покоя, не имеет корня как дерево, не успевает насладиться жизнью – то поднимается, то опускается, то носится из стороны в сторону.

Параллельные стихи из Писания

    Иов 21: 18 – грешник сравнивается с соломинкой, которая уносится ветром; Пс 34: 5 – прах вздымается ветром и Ангел Господень прогоняет его от себя; Ис 29:5 – враги праведного человека сравниваются с мелкой пылью, которая разлетается мгновенно.

Часть 4 – Наказание для грешников

Стих 5

«Потому не устоят» – нечестивые не смогут быть твердыми и держать ответ за свои поступки. Не имели корня и основания. Не понимали, почему поступали, как поступали. «Не устоят на суде…в собрании праведных» – среди безгрешных людей они не смогут находиться. На суде у них не будет защитника. Их жизнь сама будет свидетельствовать против них.

Параллельных стихов из писания нет.

Часть 5 – То, что ждет грешника и праведного

Стих 6

Описывается, что у грешника и праведника свой путь. Каждый жил так, как считал нужным. Однако путь того, кто следовал Божьим путям и заповедям, известен Богу, потому что все, что он делал, было «перед» Ним. А путь нечестивца «погибнет», то есть, не будет иметь успеха и хорошего результата. Очень часто человек, отвергая Бога в своей жизни, живет и не подозревает, что после его смерти все, что он нажил, никто не оценит. Наследники могут быстро растранжирить его накопления и любые материальные блага. А результат жизни праведного будет влиять на поколения вперед даже после смерти, потому что Бог благословляет его.

Параллельных стихов из писания нет.

Краткое толкование

Истолковать первый Псалом коротко можно так:

    Человек, который по-настоящему счастлив, не сидит вместе с теми, кто ведет развращенные беседы, не советуется с ними и не принимает их точку зрения, Он думает только о Божьих заповедях и о том, как угодить Господу, размышляет об этом постоянно – день и ночь, Он сравним с деревом, которое не знает нужды ни в воде, ни в солнце, ни в питании, зеленое, сочное, в самом расцвете своих сил, Грешник же похож на прах – субстанция, которая не имеет никакой ценности. Поэтому не устоять нечестивому на суде и не сидеть вместе с праведными людьми. Бог знает как жил праведник и грешник. Но путь человека, который старался жить по Божьим законам, известен Ему. А путь, который выбрал грешник, не будет успешным. Конец такой жизни всегда приводит человека к разочарованию и пониманию того, что все дни прошли перед его глазами бесцельно.

Первый Псалом состоит из 6 стихов и 6 предложений. Находится на странице 569 Библии синодального перевода. Исполнил первый Псалом царь Давид.

Слушать Псалом 1


Ссылка на основную публикацию