Наум: житие святого, день памяти, молитва

Молитвы к святому пророку Науму. Этот день не случайно называли «мудрым» и молились святому Науму, прося «надоумить» – научить. Считали, что “Святой Наум острит ум”. Народная мудрость говорит: Голова без ума, что фонарь без огня. Не учась, и лаптя не спле

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Посещение православного монастыря Святого Наума в – не просто экскурсия, это истинное торжество души. Старинное сооружение располагается на берегу, на юго-востоке от жемчужины – . Тихое, приятное место, в котором можно увидеть дефилирующих перед туристами павлинов и красивейшие источники, питающие озеро. На сегодняшний день монастырь является частью неканонической Македонской православной церкви.

Основание монастыря приходится на 893-900 гг., благодаря ученику Кирилла и Мефодия, преподобному Науму Охридскому. Когда святой умер, его мощи поместили в храм монастыря.

Свети-Наум пережил множество событий. В средневековье он был весьма популярным культурным центром, и мог похвастаться значительными земельными владениями. Были и набеги чужеземцев, после которых монастырь приходилось отстраивать вновь. Особенный ущерб принесли сооружению турки, хотя именно они и восстановили монастырь после, превратив его в объект почитания мусульман. Верующие считали, что мощи святого могут излечивать от недугов, причем как физических, так и душевных. Отсюда появилась пословица «Или ум, или Свети Наум».

Еще одним важным губительным событием в жизни монастыря считается пожар 1875 г. Целых два дня монастырь пылал синим пламенем, а после несколько лет восстанавливался.

Во времена Второй мировой войны над монастырем доминирует Албанская православная церковь. В послевоенный период проводится ряд археологических раскопок, благодаря которым местами был выявлен оригинальные фасады и часть храма монастыря.

Пестрое здание монастыря и однотонная площадь, на которой оно стоит, создают сильный контраст. Тем не менее, выглядит это всё достаточно гармонично. Вместо привычных православное архитектуре куполов, вы обнаружите пирамидальные своды, а у парадного входа – просторные портики.

Монастырь внутри впечатляет не меньше, чем снаружи. Прежде всего, хочется отметить шикарные работы македонского живописца, который рассказал в них в жизни и подвигах основателя монастыря – Святого Наума. В глаза бросается большая коллекция икон, самыми ценными из которых являются «Вход в Иерусалим» и «Распятие Христа».

В монастыре Святого Наума существует поверье, из-за которого паломники со всего света стремятся попасть в святую обитель. Приложив ухо к саркофагу с мощами преподобного Наума, можно услышать биение сердца святого. Редкие, но четкие удары были проанализированы учеными, которые сделали вывод: звуки соответствуют спектрограмме тонов сердца.

Как найти монастырь Святого Наума?

Монастырь скрыт от посторонних глаз, поэтому найти его не так уж и просто. Сооружение расположено в южной части города, на горе Галичице, на территории , носящего аналогичное название.

Есть несколько способов добраться до монастыря. Первый – арендовать автомобиль или воспользоваться услугами туристического автобуса. Это достаточно дорого, но удобно. В случае выбора первого варианта, ваш путь будет лежать по трассе №501, а по времени отнимет примерно 40 минут жизни.

В качестве второго способа вам предлагается сесть на баржу и совершить маленький круиз. Охридское озеро очень красивое, поэтому, несмотря на кратковременность, такое путешествие вам запомнится на всю жизнь.

В монастыре для посетителей накрывают стол с угощениями. Не отказывайтесь от трапезы ни в коем случае. Во-первых, вы можете обидеть монахов, а во-вторых, вы лишите себя замечательной возможности испробовать настоящее монастырское вино и некоторые национальные македонские блюда.

О, прехвальный и пречудный пророче Божий Науме! Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходатайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, приспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими; да всадит в сердце наше дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и спасению ближних. Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней Православней вере, к уставам святыя Церкви и к заповедем Господним, непочтением к родителем и влаcтем предержащим, и низвергающий людей в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий, и избави вся грады и веси царства нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобныя брани. Укрепи твоими молитвами православных людей, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниях к водворению мира и правды в державе их. Пособствуй Всероссийкому Христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Бозе, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость в учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и послушание ко влаетем и усердное исполнение своих обязанностей; да, тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Святой отче Наум, Направь отрока моего на ум, Дай ему благословение на ярое учение, Память его укрепи, старанья пробуди. Возьми его руку, отгони лень и скуку. Пусть будет сей отрок на умок скор, в ученье спор. Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О, святый угодниче Божий, пророче Науме! Подвигом добрым позвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславном окончании жительства твоего и чтем светлую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавлыпеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякого зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, вйдети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь святому пророку Науму

Пророка Твоего Наума память, Господи, празднующе, тем Тя молим, спаси души наша.

Просветившееся Духом чистое твое сердце, пророчества бысть светлейшаго приятелище: зриши бо, яко настоящая, далече сущая; сего ради тя почитаем, пророче блаженне, Науме славне.

Молитва всем святым и бесплотным небесным силам

Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от Ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый: давый Святым Твоим Духом комуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей святей овы Апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, их же словом проповеди. Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными добродетель-ми благоугодившии Тебе, и к Тебе нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедшии, готови, в нем же сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, паче те Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго духа во веки. Аминь.

Наум Грамотник. День святого пророка Наума.

На Руси пророка Наума считали покровителем учащихся и называли Грамотником. В прописях и азбуковниках XVII века можно найти молитву: «Святый пророче Божий Науме, вразуми мя и накажи своею милостию добре руководствию навыкати», что значит «хорошо постигать наставления». В народе к этому святому обращались за помощью и тогда, когда требовался разум в житейских делах: «Пророк Наум, наставь нас на ум».

По старой русской традиции со дня Наума (с 1 декабря по старому стилю) начинали учить детей грамоте, именно в этот день детей отправляли учиться. Служили молебен, спрашивали благословения на отрока и с почётом приглашали в дом «учителя » . А роль учителей тогда исполняли дьяки. В доме, где был хоть мало-мальский достаток и где задумали «наумить», т.е. научить сына грамоте, разыгрывался самый настоящий спектакль. С поклонами и радушными приветствиями встречали чадолюбивые родители «учителя» с просьбами научить уму-разуму: «Батюшка Наум, наведи на ум», а за леность наказывать побоями , усаживали его в передний угол, а затем отец подводил к нему отрока и, положив на скамью возле учителя плетку, почтительно отходил в сторону. Будущий ученик трижды кланялся наставнику до самой земли, а тот ударял его три раза плеткой по спине. Потом вступала в «игру» мать. Усаживалась она за стол вместе с сыном и учителем, а тот доставал букварь. Начиналось ученье, и пока разучивали «аз» – первую букву алфавита,- матушка, причитая и обливаясь слезами, уговаривала наставника «очень уж сильно сына грамотой не морить». Учитель, якобы вняв мольбам матери, тут же прерывал обучение. Затем, получив в подарок шматок сала, яйца, а чаще всего ситный пирог, завернутый в расшитое полотенце, выходил из дома в сопровождении родителей и уже у ворот наказывал им, чтобы отрок теперь ходил к нему сам.
Сердобольные матери выпекали в этот день маленькие лепешки в виде монет и дарили их своим и соседским детям – на счастье и удачу.
Немногие в те времена могли отдать в ученье подростка, как раньше говорили «недоросля». Однако понимали, что человеку грамотному «в люди» из вечной нужды выбиться гораздо легче. Даже сны толковали так: безграмотному видеть во сне азбуку означает горе и непредвиденные хлопоты, а ученому – счастье и успех в его предприятиях.

На другой день ученика отправляли к учителю с азбукой и указкой. Каждое учение начиналось с трёх ударов розгами. Даже в первый день встречи с учителем тот должен был наградить каждого из учеников тремя символическими ударами плёткой. Дети же каждое занятие должны были начинать с трёх земных поклонов учителю, и обязаны были слушаться его беспрекословно.

На уроках нельзя есть, «а то заешь выученное»; книгу следовало закрывать, «а то все позабудешь». Говорили, что «пророк Наум и худой разум наведет на ум».

В награду за труды отец с матерью подносили учителю каравай хлеба и полотенце, в которое завязывали и деньги в качестве оплаты занятий. Но чаще всего занятия оплачивались едой: мать ученика приносила учителю курицу, лукошко яиц или горшок с гречневой кашей.

В старину учебный год в школах начинался не в один день, как сейчас, да и сами школы сильно отличались друг от друга. Кто начинал учение в августе, кто в сентябре, кто 14 ноября, в день святых бессребреников Космы и Дамиана, кто 14 декабря, в день Наума Грамотника… Для сельских ребят, помогавших родителям убирать урожай, пора учёбы наступала лишь с окончанием страды. День Наума-грамотника раньше считался Днём учителя.

Этот день не случайно называли «мудрым» и молились святому Науму, прося «надоумить» – научить. Считали, что “Святой Наум острит ум”. Народная мудрость говорит: Голова без ума, что фонарь без огня. Не учась, и лаптя не сплетёшь.

Молитвы о развитии ума у детей и просвещении разума к учению

Молитва о плохо обучающемся отроке

Господи Иисусе Христе Боже наш, вселивыйся в сердца двунадесяти Апостолов нелицемерно, благодатию Всесвятаго Духа, сошедшаго в виде огненных язык, и сих устне отверзый, и начаша глаголати иными языки: Сам Господи Иисусе Христе Боже наш, ниспосли того Духа Твоего Святаго на отроча сие (имя); и насади во ушеса сердца его Священныя Писания, яже рука Твоя Пречистая на скрижалех начерта законоположнику Моисею, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва Святому Пророку Науму:

О, святый угодниче Божий, пророче Науме! Подвигом добрым позвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславном окончании жительства твоего и чтем светлую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавлыпеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякого зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, вйдети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

ПАТЕРИКЪ ЗЕМЛИ БОЛГАРСКОЙ

Патерикъ земли Болгарской.

Мѣсяцъ Декабрь.
День двадцать третій.

Преподобный и равноапостольный Наумъ Охридскій, чудотворецъ.

С вятой Наумъ Охридскій родился въ Мизіи, какъ называлась нѣкогда Болгарія, въ семьѣ благочестивыхъ родителей. Когда онъ выросъ, то, презрѣвъ свое благородное происхожденіе и богатство, послѣдовалъ за равноапостольными Константиномъ Философомъ и его братомъ Меѳодіемъ, которые шли и проповѣдовали христіанство среди мизійскихъ, далматинскихъ, паннонскихъ и моравскихъ народовъ, и дошелъ съ ними до самого Рима. Тамъ блаженный папа Адріанъ по бывшему ему Божіему откровенію приготовилъ имъ торжественную встрѣчу на подходѣ къ городу со всѣмъ церковнымъ причтомъ и именитыми горожанами. Богъ явилъ много чудесъ и исцѣленій, прославляя Своихъ святыхъ.

П ослѣ встрѣчи папа отслужилъ Божественную Литургію и совершилъ постригъ въ монашество Константина Философа, давъ ему имя Кириллъ. Меѳодія же онъ рукоположилъ въ архіепископа Моравіи и всей Панноніи. По окончаніи Литургіи папа Адріанъ показалъ всѣмъ книги, переведенныя братьями съ греческаго языка на болгарскій. Каждая изъ нихъ, являя чудо, раскрывалась сама при словахъ папы: «Благословенъ Богъ!» Адріанъ говорилъ, что книги тѣ были истиннымъ жертвоприношеніемъ, угоднымъ Богу.

Т огда же многіе были имъ рукоположены въ священниковъ и дьяконовъ, въ томъ числѣ и Климентъ съ Наумомъ. Папа повелѣлъ рукоположеннымъ совершить все богослужебное правило, — и вечернее, и утреннее, — по болгарскимъ книгамъ въ большомъ храмѣ святаго апостола Петра, чтó и было сдѣлано. Тамъ же прошла по новымъ книгамъ и Божественная Литургія, и всѣ прославляли Бога за явленныя Имъ чудеса.

Читайте также:  Илия: житие святого, день памяти, молитва

С пустя нѣкоторое время, 14 февраля 869 года, въ Римѣ скончался богоносный отецъ Кириллъ. Его тѣло было положено въ храмѣ святаго Климента Римскаго, ученика апостола Павла. Послѣ смерти равноапостольнаго учителя словенскаго Богъ явилъ чудеса и черезъ знаменія прославилъ Своего истиннаго угодника. Окончивъ скорбѣть по дорогому брату и получивъ благословеніе отъ блаженнаго папы Адріана отправиться въ путь, Меѳодій, сопровождаемый учениками, пошелъ въ Паннонію и Моравію, гдѣ въ санѣ архіепископа устраивалъ все во благо ввѣренной ему паствы.

П ослѣ его смерти 6 апрѣля 885 года архіепископскій престолъ занялъ Вихингъ, слѣдовавшій ереси Македонія и Аполлинарія, по которой утверждалось, что Святой Духъ исходитъ и отъ Отца, и отъ Сына. Много бѣдъ и скорбей пришлось испытать отъ него ученикамъ святаго Меѳодія. Ихъ держали въ заточеніи, скованныхъ цѣпями, но они горячо молились, и нѣсколько разъ случалось землетрясеніе, вынуждавшее всѣхъ бѣжать изъ домовъ, а двери темницы распахивались, и оковы сами падали съ узниковъ. Люди, изумляясь чуду, называли учениковъ великими святыми. Однако духоборцы приписали все случившееся веельзевулу, какъ іудеи то, что совершалъ Іисусъ (Матѳ. 12, 24), а самихъ учениковъ изгнали съ тѣхъ земель, причинивъ имъ много страданій. Тѣхъ же изъ нихъ, кто имѣлъ санъ пресвитера или дьякона, предали за деньги евреямъ, и они доставили всѣхъ въ Венецію на продажу. Но по Божіему усмотрѣнію во время торговъ въ городъ пріѣхалъ по нѣкому дѣлу изъ Царьграда посланецъ правителя. Узнавъ объ узникахъ, однихъ онъ выкупилъ, другихъ просто взялъ, доставилъ въ Константинополь и представилъ Императору Василію. Каждаго изъ изгнанниковъ возстановили въ санѣ, и никому изъ нихъ не пришлось умереть въ рабствѣ. Одни остались въ Византіи при помощи, оказанной имъ тамошними правителями, а другіе вернулись въ Болгарію, гдѣ были приняты съ большимъ почетомъ.

М оравія, какъ и пророчествовалъ святой Архіепископъ Меѳодій, вскорѣ получила отъ Бога воздаяніе за свои беззаконія и ереси, за изгнаніе правовѣрныхъ отцовъ и перенесенныя ими отъ еретиковъ страданія. Черезъ нѣсколько лѣтъ пришелъ пеонскій народъ, который плѣнилъ и опустошилъ моравскія земли, а тѣ изъ жителей, кто уцѣлѣлъ, бѣжали къ болгарамъ, такъ что вся разоренная земля ихъ осталась врагамъ.

Т ѣ изъ учениковъ Меѳодія, что не были проданы іудеямъ, пошли къ рѣкѣ Дунай, отряхнувъ прахъ отъ ногъ своихъ, какъ сказано въ Писаніи (Матѳ. 10, 14). Въ селеніи, гдѣ они остановились, по ихъ молитвамъ воскресъ умершій единственный сынъ нѣкого вельможи. Домъ его просвѣтился христіанствомъ, какъ и многіе другіе, и жители стали почитать пришедшихъ къ нимъ учителей. Но тѣ отправились дальше.

П ридя къ Дунаю, они помолились, призывая имя Святой Троицы, связали плотъ изъ деревьевъ и переправились на немъ на другой берегъ. Въ Бѣлградѣ представитель болгарскаго Царя встрѣтилъ ихъ съ почетомъ и сразу же послалъ къ самому правителю, благовѣрному Борису-Михаилу, въ его столицу — городъ Плиску. Узнавъ о прибытіи святыхъ, Царь Борисъ очень обрадовался, потому что давно искалъ такихъ учителей болгарскаго языка.

С вятые Климентъ и Наумъ остановились въ домѣ боярина Эсхага, а Ангеларій въ домѣ Чеслава. Блаженный Ангеларій скоро слегъ съ тяжелой болѣзнью и отошелъ ко Господу.

Ц арь Борисъ полюбилъ бесѣдовать съ преподобными и съ удовольствіемъ слушалъ ихъ благодатныя слова о вѣрѣ и благочестивой жизни. Въ 886 году послалъ онъ Климента въ западные предѣлы своихъ земель, въ мѣста, называвшіяся Кутмичевицей, гдѣ тотъ основалъ школу болгарскаго языка и собралъ до 3500 учениковъ, которыхъ училъ болгарской письменности, Священному Писанію, христіанскому благочестію и церковному благочинію. Изъ учениковъ этихъ были поставлены священники, дьяконы и чтецы.

Н аумъ остался въ Плискѣ и Преславѣ, продолжая то же дѣло просвѣщенія людей. Въ 893 году святой Климентъ былъ поставленъ епископомъ Дрембичскимъ, или Бѣличскимъ, по просьбѣ Симеона сына Царя Бориса, который отказался отъ престола и принялъ монашескій постригъ. Тогда же святой Наумъ былъ отпущенъ Царемъ учительствовать вмѣсто Климента въ городѣ Охридѣ. Тамъ онъ продолжалъ совершеніе подвиговъ въ угожденіи Богу, сохранивъ свое дѣвство отъ рожденія до кончины.

П ри устьѣ Бѣлаго озера святой воздвигъ большую обитель, въ которой былъ построенъ имъ храмъ святыхъ Архангеловъ. Сдѣлано это было на деньги и по распоряженію благовѣрнаго Царя Бориса-Михаила и его сына, благочестиваго Царя Симеона. Наумъ учительствовалъ въ теченіе семи лѣтъ, а по прошествіи этого срока удалился отъ дѣлъ и поселился въ своемъ монастырѣ, гдѣ прожилъ еще десять лѣтъ.

В ъ концѣ жизни принялъ онъ монашескій постригъ и почилъ о Господѣ съ миромъ 23 декабря, будучи уже въ глубокой старости. Тѣло его было убрано къ погребенію руками святаго архіерея — епископа Климента Охридскаго, почившаго шесть лѣтъ спустя, въ 910 году. Гробъ преподобнаго Наума былъ положенъ въ храмѣ съ правой стороны. Богъ прославилъ преподобнаго Наума многими чудесами, изгнаніемъ бѣсовъ и исцѣленіемъ отъ болѣзней.

Источникъ: Патерикъ земли Болгарской. Томъ 1: Сентябрь-Январь. — М.: Издательство Сестричества во имя свт. Игнатія Ставрапольскаго, 2008. — С. 278-284.

Молитвы о детях

Молитва родителей на благословение детей

Г о́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, благослови́, освяти́, сохрани́ ча́до мое́ си́лою Животворя́щаго Креста́ Твоего́.

Молитва о детях

(преподобного Амвросия Оптинского)

Г о́споди, Ты Еди́н вся ве́си, вся мо́жеши и всем хо́щеши спасти́ся и в ра́зум Истины прийти. Вразуми́ сына моего́ (имя) позна́нием и́стины Твоея́ и во́ли Твоея́ Святы́я и укре́пи его ходи́ти по за́поведям Твои́м и меня́, гре́шного, поми́луй.

Молитва родителей о детях

Г о́споди Иису́се Христе́, бу́ди ми́лость Твоя́ на сы́не мое́м (имя) , сохрани́ его́ под кро́вом Твои́м, покры́й от вся́каго лука́ваго похоте́ния, отжени́ от него́ вся́каго врага́ и супоста́та, отве́рзи ему́ у́ши и о́чи серде́чныя, да́руй умиле́ние и смире́ние се́рдцу его́, обрати́ его́ на покая́ние, просвети́ ум его́ све́том ра́зума Ева́нгелия Твоего́, наста́ви его́ на стезю́ за́поведей Твои́х и научи́ его́, Спа́се, твори́ти во́лю Твою́, я́ко Ты есть Бог наш. A ми́нь.

Молитвы о детях к Божией Матери

(Из женского монастыря в Шуе, Ивановской области)

О , Пресвята́я Влады́чице Де́во Богоро́дице, спаси́ и сохрани́ под кро́вом Твои́м моего сына (имя) . Укро́й его́ ри́зою Твоего́ матери́нства, соблюди́ его в стра́хе Бо́жием и в послуша́нии роди́телям, умоли́ Го́спода моего́ и Сы́на Твоего́, да да́рует им поле́зное ко спасе́нию их. Вруча́ю их Матери́нскому смотре́нию Твоему́, я́ко Ты еси́ Боже́ственный Покро́в раба́м Твои́м.

Ма́терь Бо́жия, введи́ меня́ во о́браз Твоего́ небе́снаго матери́нства. Уврачу́й душе́вные и теле́сные ра́ны сына моего́ (имя) , мои́ми греха́ми нанесе́нные. Вруча́ю дитя́ мое́ всеце́ло Го́споду моему́ Иису́су Христу́ и Твоему́, Пречи́стая, небе́сному покрови́тельству. А ми́нь.

Молитвы к Святому пророку Науму

(для успехов в учебе)

Молитва 1

П роро́к Нау́м, наведи́ меня́ (моего сына, дочь) на ум.

Молитва 2

В о и́мя Отца́ и Сы́на и Свято́го Ду́ха. Свято́й о́тче Нау́м, напра́вь о́трока моего́ на ум, дай ему благослове́ние на я́рое уче́ние, па́мять его укрепи́, стара́нья пробуди́. Возьми́ его́ ру́ку, отгони́ лень и ску́ку. Пусть будет сей о́трок на умо́к скор, в уче́нье спор. Ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. А ми́нь.

Молитва об отроке неудобоучащемся

Г о́споди Иису́се Христе́ Бо́же наш, всели́выйся в сердца́ двуна́десятых Апо́столов нелицеме́рно, благода́тию Всесвята́го Ду́ха, сошедшаго в виде о́гненных язы́к, и сих устне́ отве́рзый, и нача́ша глаго́лати иными языки́. Сам Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же наш, ниспосли́ Того́ Ду́ха Твоего́ Свята́го на отроча́ сие́ (имя) и насади́ во ушеса́ се́рдца его́ Свяще́нныя Писа́ния, я́же рука́ Твоя́ пречи́стая на скрижа́лех начерта́ законополо́жнику Моисе́ю, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. А ми́нь.

Благословение матери

Г о́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тери услы́ши меня́, гре́шную и недосто́йную рабу́ Твою́.

Г о́споди, в ми́лости Твое́й вла́сти ча́до мое́, поми́луй и спаси́ его́ и́мени Твоего́ ра́ди.

Г о́споди, прости́ ему́ вся согреше́ния, во́льныя и нево́льныя, соверше́нные им пред Тобо́ю.

Г о́споди, наста́ви его́ на и́стинный путь за́поведей Твои́х и вразуми́ его́ и просвети́ све́том Твои́м Христо́вым, во спасе́ние души́ и исцеле́ние те́ла.

Г о́споди, благослови́ его́ в до́ме, о́коло до́ма, в шко́ле, в по́ле, в рабо́те и в доро́ге, и на ка́ждом ме́сте Твоего́ владе́ния.

Г о́споди, сохрани́ его́ под кро́вом Твои́м Святы́м от летя́щей пу́ли, стрелы́, ножа́, меча́, я́да, огня́, пото́па, от смертоно́сной я́звы и от напра́сныя сме́рти.

Г о́споди, огради́ его́ от ви́димых и неви́димых враго́в, от вся́ких бед, зол и несча́стий.

Г о́споди, исцели́ его́ от вся́ких боле́зней, очи́сти от вся́кия скве́рны (вина́, табака́, нарко́тиков) и облегчи́ его́ душе́вные страда́ния и ско́рби.

Г о́споди, да́руй ему́ благода́ть Ду́ха Твоего́ Свята́го на мно́гие ле́та жи́зни, здра́вия и целому́дрия.

Г о́споди, умно́жь и укрепи́ его́ у́мственные спосо́бности и теле́сные си́лы.

Г о́споди, дай ему́ Твое благослове́ние на благочести́вую семе́йную жизнь и благочести́вое деторожде́ние.

Г о́споди, да́руй и мне, недосто́йной и гре́шной рабе́ Твое́й, роди́тельское благослове́ние на ча́до мое́ в настоя́щее вре́мя утра́, дня, ве́чера и но́чи и́мени Твоего́ ра́ди, и́бо Ца́рствие Твое́ ве́чно, всеси́льно и всемогу́ще. А ми́нь.

Молитва святому апостолу Иакову

Одно из самых простых и понятных посланий в Новом Завете — это послание святого апостола Иакова, который дал христианам весьма четкие наставления. Многие люди сомневаются, какой же Иаков был автором этого текста — родственник Иоанна Богослова, или брат Иисуса Христа?

Кто такой святой Иаков

Путаница произошла из-за того, что в Евангелиях упоминаются сразу два человека с таким именем — один из них брат Христа, сын Иосифа. Ведь мало кому известно, что муж Марии был вдовцом и имел несколько детей от первого брака.

В Евангелиях можно прочитать, что однажды Мария с детьми пришла ко Христу и вот среди этих детей был Иаков — ее пасынок. Исторические документы говорят, что он не верил в своего брата как в Мессию при жизни Христа на земле, но принял после Распятия и Воскресения. После он присоединился к числу апостолов и стал одним из проповедников иудеям, апостолом от 70 — людей, ревностно проповедавших Христа в I веке н.э. Именно ему принадлежит финальная речь на Иерусалимском соборе, поскольку он был первым епископом в столице Израиля в то время.

Молитвы другим апостолам:

Второй Иаков — это один из братьев Заведеевых, родственник Иоанна Богослова. Иисус встретил их у моря Галилейского, где они ловили рыбу с отцом, и призвал их следовать за Собой. Оба брата тотчас откликнулись на призыв и стали второй парой учеников Мессии. Братья Заведеевы были названы Учителем как сыновья грома, что дает представление об их взрывном характере — именно они просили свести огонь с неба на поселение самарян и просили о приближенном положении на небесах. Несмотря на это, братья были одними из приближенных учеников Христа и стали свидетелями Его Преображения и борений в Гефсимании.

Иаков — это единственный апостол, чья смерть описывается на страницах Нового Завета — он был убит мечом царя Агриппы (Деян.12:2).

Одноименное послание принадлежит руке первого ученика, брата Христа по земному отцу (согласно большинству толкователей). Он также принял мученическую смерть — его сбросили с крыла храма в Иерусалиме и побили камнями. Всю свою жизнь он посвятил свидетельству жизни и смерти Христа, а также Его Воскресения.

Именно Иакову принадлежит активная работа в Иерусалиме, где находился «штаб» апостолов, там распределялись средства между миссионерами, вдовами и сиротами. Там поддерживали другие общины и принимались догматические решения Церкви.

Читайте также интересные статьи:

Епископ не только писал послания и решал организационные вопросы, он также:

  • молился об исцелении;
  • проповедовал иудеям Христа;
  • обличал безбожников и фарисеев;
  • изгонял бесов;
  • сокрушал идолов;
  • творил чудеса для проповеди Христа.

Понять, что было важно для апостола можно из его послания — ключевая идея заключается в мысли, что вера без дел мертва. Христианская жизнь — это баланс между доверием Господу и делами, которые человек совершает. Сегодня многие считают, что верить «в душе» достаточно, но это не так. Необходимо выражать свою веру в своих поступках, иначе как можно доказать, что ты на самом деле являешься христианином?

В чем помогает молитва к апостолу

В своем послании святой епископ говорит: «Много может усиленная молитва праведника», поэтому христиане должны постоянно совершать молитвы.

К апостолу обращаются, прежде всего, для укрепления в вере:

Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от Ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый: давый Святым Твоим Духом комуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей святей овы Апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, их же словом проповеди. Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными добродетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедшии, готови, в нем же сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, паче те Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго духа во веки. Аминь.

В дни памяти во время храмового богослужения звучит тропарь:

Апостоле святый Иакове, моли Милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим.

Апостол Христов был еси избранный и Богослову возлюбленному брат единородный, всехвальне Иакове, поющим тя грехов оставление испроси и душам нашим велию милость.

Ученика Мессии просят о многом:

  • об укреплении в вере;
  • об исцелении;
  • о защите от трудностей и проблем;
  • о силе, совершать добрые дела.

Если есть необходимость молиться Иакову, то можно читать по утрам краткую молитву:

Всемогущий милостивый Боже, избравший двенадцать апостолов для обращения всего мира! Среди них трое были особенным образом любимы Твоим Сыном Иисусом Христом, и в число этих трех избраннейших удостоился войти апостол Иаков. Соделай, чтобы по его заступничеству мы сподобились войти в небесную славу, где Ты живешь и царствуешь вовеки веков.

Великий апостол Иаков, ближний Господа нашего, еще более близкий к Нему духовно! Ты был призван Им в числе первых учеников, удостоился Его особой близости и дружбы и ответил на Его призыв всей душой своей, оставив все, чтобы следовать за Ним по первому зову. Также ты сподобился чести первым из апостолов умереть за Него, собственной кровью запечатлев свою проповедь.

Читайте также:  Захария: житие святого, день памяти, молитва

Громоподобный «Сын Громов» в своем рвении, с небес потрясающем Землю, ты многократно явил себя заступником Его святой Церкви, являясь христианам на полях битвы, чтобы рассеять и повергнуть врагов Креста и привести верных к победе, когда они уже теряли боевой дух. Сила христиан, надежное прибежище призывающих тебя с верой, — защити нас ныне от обступивших нас опасностей.

Пусть по твоему заступничеству Господь наш ниспошлет нам Свою святую любовь, страх сынов Божиих, справедливость, мир и победу над врагами нашими — видимыми и невидимыми, а прежде всего дарует нам счастье видеть Его и пребывать с Ним на небесах — в сообществе твоем и всех ангелов и святых во веки веков. Аминь.

Главное — просить с верой и подкреплять это добрыми поступками, не сомневаясь, как заповедал апостол Иаков.

Молитвы Сергию Радонежскому

Сергий Радонежский – один из самых почитаемых святых в нашей стране. Мощи преподобного являются источником душевных и телесных исцелений для тех, кто обращается к нему за помощью. Многие верующие в сложных обстоятельствах читают молитвы Сергию Радонежскому, рассчитывая на покровительство и поддержку.

5 июня – Собор Ростово-Ярославских святых;

6 июля – Собор Владимирских святых;

18 июля – Обре́тение честных мощей;

19 июля – Собор Радонежских святых;

6 сентября (переходящая) – Собор Московских святых;

8 октября – Преставление.

Житие святого

Будущий святой родился в селе под Ростовом. Точная дата неизвестна – 1314 или 1322 год. При крещении мальчика назвали Варфоломеем.

Когда ребенку исполнилось 7 лет, его отдали учиться грамоте. Но учеба давалась тяжело. Однажды в лесу Варфоломей повстречался со старцем, который угостил его просфорой и предсказал, что с этого дня он станет учиться с необыкновенной легкостью. Так и случилось.

Особенно Варфоломей пристрастился к чтению Священного писания. Мальчик стал поститься, воздерживаться от еды в среду и пятницу и много молиться.

Через некоторое время семья переехала в город Радонеж. Когда умерли родители, Варфоломей вместе со старшим братом Стефаном ушел на пустынное жительство. В глуши они соорудили себе хижину, а затем построили маленькую церковь. Впоследствии она была освящена во имя Святой Троицы.

Вскоре брат, ощутив все тяготы пустынной жизни, уехал. Варфоломей же принял постриг под именем Сергия. Он жил в глуши в полном одиночестве. Пропитание составляли хлеб и вода. К нему стал приходить медведь, с которым тот делился своими скудными припасами.

Не один раз к подвижнику являлись бесы, но тот побеждал их силой молитвы. Молва о его духовных подвигах распространилась, и вскоре вокруг него начинает селиться братия. Новопришедшие учились у Сергия пустынножительству, молитве, тяжелому труду. Предположительно, в 1342-1344 гг. подвижник стал игуменом этой обители, знаменитой впоследствии Троице-Сергиевой лавры.

Сергий совершил множество чудес. По его молитвам забил источник с водой. Он исцелял людей, изгонял бесов. Однажды к нему приехал безутешный отец с больным мальчиком. В келье Сергия ребенок умер, но молитва подвижника вернула его к жизни.

К преподобному явилась сама Пресвятая Богородица с апостолами Петром и Иоанном и пообещала, что будет покровительствовать обители. Свидетелем чуда был келейник, преподобный Михей.

Слава об удивительном молитвеннике росла и дошла до Константинополя. Константинопольский патриарх Филофей благословил его деяния.

Сергий основал еще несколько обителей: Благовещенский монастырь на реке Киржач, Старо-Голутвин возле Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме.

Митрополит Алексей чрезвычайно почитал Сергия, поручил ему дело примирения русских князей, а также рассчитывал на него как на своего преемника. Однако тот отказался от высокого церковного поста.

Преподобный представился Богу 25 сентября 1392 года. Накануне он обратился к братии со следующими словами:

Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную.

В каких случаях молятся Сергию Радонежскому?

Священнослужители считают, что любые просьбы, обращенные к святому, не остаются без ответа. Читая молитвы преподобному Сергию Радонежскому, верующие получают помощь:

  • в исцелении болезней;
  • в учебе;
  • в воспитании детей подросткового возраста;
  • в решении сложных жизненных вопросов;
  • в усмирении гордости.

Чаще всего молитвы святому Сергию Радонежскому с просьбой о помощи читают студенты накануне сдачи экзаменов. Эпизод из его детства, связанный со встречей со старцем, который предсказал ему успехи в учебе, и служит основанием для молитвенных обращений многих поколений учащихся. Молиться могут как сами школьники и студенты, так и их родители.

Молитву Сергию Радонежскому о помощи в делах лучше всего читать в храме перед его иконой. На территории нашей страны огромное количество церквей в честь преподобного. Особенно сильной будет молитва около мощей святого, которые находятся в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры (г. Сергиев Посад в Московской области).

Тексты молитв Сергию Радонежскому

Тропарь, глас 4

И́же доброде́телей подви́жник,/ я́ко и́стинный во́ин Христа́ Бо́га,/ на стра́сти вельми́ подвиза́лся еси́ в жи́зни вре́менней,/ в пе́ниих, бде́ниих же и поще́ниих о́браз быв твои́м ученико́м;/ те́мже и всели́ся в тя Пресвяты́й Дух,/ Его́же де́йствием све́тло укра́шен еси́./ Но я́ко име́я дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице,/ помина́й ста́до, е́же собра́л еси́, му́дре,/ и не забу́ди, я́коже обеща́лся еси́,/ посеща́я чад твои́х,// Се́ргие преподо́бне, о́тче наш.

Перевод: Добродетелей подвижник, ты, как истинный воин Христа Бога, против страстей крепко подвизался в жизни временной, в псалмопении, бдении и постах став примером для твоих учеников. Потому и вселился в тебя Пресвятой Дух: Его действием ты украшен светло. Но имея дерзновение ко Святой Троице, поминай стадо, собранное тобой премудро, и не забудь, как ты обещал, посещать детей твоих, Сергий, преподобный отче наш.

Кондак, глас 8

Христо́вою любо́вию уязви́вся, преподо́бне,/ и Тому́ невозвра́тным жела́нием после́довав,/ вся́кое наслажде́ние плотско́е возненави́дел еси́,/ и я́ко со́лнце Отече́ству твоему́ возсия́л еси́;/ тем и Христо́с да́ром чуде́с обогати́ тя./ Помина́й нас чту́щих пресве́тлую па́мять твою́, да зове́м ти:// ра́дуйся, Се́ргие Богому́дре.

Перевод: Любовью ко Христу уязвленный, и за Ним с неуклонной волей следуя, всякое наслаждение плотское возненавидел ты, преподобный, и как солнце Отечеству твоему воссиял: потому и Христос даром чудес обогатил тебя. Поминай нас, почитающих пресветлую память твою, дабы мы взывали тебе: «Радуйся, Сергий Богомудрый!

Молитва первая

О свяще́нная главо́, преподо́бне и Богоно́сне о́тче наш Се́ргие, моли́твою твое́ю, и ве́рою и любо́вию, я́же к Бо́гу, и чистото́ю се́рдца, еще́ на земли́ во оби́тель Пресвяты́я Тро́ицы ду́шу твою́ устро́ивый, и а́нгельскаго обще́ния и Пресвяты́я Богоро́дицы посеще́ния сподо́бивыйся, и дар чудоде́йственныя благода́ти прие́мый, по отше́ствии же твое́м от земны́х наипа́че к Бо́гу прибли́живыйся, и небе́сныя си́лы приобщи́выйся, но и от нас ду́хом любве́ своея́ не отступи́вый, и честны́я твоя́ мо́щи, я́ко сосу́д благода́ти по́лный и преизлива́ющийся, нам оста́вивый! Ве́лие име́я дерзнове́ние ко Всеми́лостивому Влады́це, моли́ спасти́ рабы́ Его́, су́щей в тебе́ благода́ти Его́ ве́рующия и к тебе́ с любо́вию притека́ющия. Испроси́ нам от Великодарови́таго Бо́га на́шего вся́кий дар, всем и коему́ждо благопотре́бен, ве́ры непоро́чны соблюде́ние, градо́в на́ших утвержде́ние, ми́ра умире́ние, от гла́да и па́губы избавле́ние, от наше́ствия иноплеме́нных сохране́ние, скорбя́щим утеше́ние, неду́гующим исцеле́ние, па́дшим возставле́ние, заблужда́ющим на путь и́стины и спасе́ния возвраще́ние, подвиза́ющимся укрепле́ние, благоде́лающим в дела́х благи́х преспе́яние и благослове́ние, младе́нцем воспита́ние, ю́ным наставле́ние, неве́дущим вразумле́ние, сирота́м и вдови́цам заступле́ние, отходя́щим от сего́ вре́меннаго жития́ к ве́чному благо́е уготовле́ние и напу́тствие, отше́дшим блаже́нное упокое́ние, и вся ны споспешеству́ющими твои́ми моли́твами сподо́би в день Стра́шнаго суда́ шу́ия ча́сти изба́витися, десны́я же страны́ о́бщники бы́ти и блаже́нный о́ный глас Влады́ки Христа́ услы́шати: прииди́те, благослове́ннии Отца́ Моего́, насле́дуйте угото́ванное вам ца́рствие от сложе́ния ми́ра. Ами́нь.

Молитва вторая

О свяще́нная главо́, преподо́бне о́тче, преблаже́нне а́вво Се́ргие вели́кий! Не забу́ди убо́гих свои́х до конца́, но помина́й нас во святы́х свои́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу. Помяни́ ста́до свое́, е́же сам упа́сл еси́, и не забу́ди посеща́ти чад свои́х. Моли́ за ны, о́тче свяще́нный, за де́ти своя́ духо́вныя, я́ко име́я дерзнове́ние к Небе́сному Царю́, не премолчи́ за ны ко Го́споду и не пре́зри нас, ве́рою и любо́вию чту́щих тя. Помина́й нас, недосто́йных, у престо́ла Вседержи́телева, и не преста́й моля́ся о нас ко Христу́ Бо́гу, и́бо дана́ тебе́ бысть благода́ть за ны моли́тися. Не мним бо тя су́ща ме́ртва: а́ще бо и те́лом преста́вился еси́ от нас, но и по сме́рти жив сый пребыва́еши. Не отступа́й от нас ду́хом, сохраня́я нас от стрел вра́жиих, и вся́кия пре́лести бесо́вския, и ко́зней диа́вольских, па́стырю наш до́брый; а́ще бо и моще́й твои́х ра́ка пред очи́ма на́шима ви́дима есть всегда́, но свята́я твоя́ душа́ со а́нгельскими во́инствы, со безпло́тными ли́ки, с Небе́сными си́лами, у престо́ла Вседержи́теля предстоя́щи, досто́йно весели́тся. Ве́дуще бо тя вои́стинну и по сме́рти жи́ва су́ща, тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся, е́же моли́тися о нас Всеси́льному Бо́гу о по́льзе душ на́ших, и испроси́ти вре́мя на покая́ние, и о невозбра́нном преи́тии от земли́ на Не́бо, мыта́рств же го́рьких, бесо́в, возду́шных князе́й и ве́чныя му́ки изба́витися, и Небе́сному Ца́рствию насле́дником бы́ти со все́ми пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние со Безнача́льным Его́ Отце́м и с Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Его́ Ду́хом ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва третья

О Небе́снаго граждани́не Иерусали́ма, преподо́бне о́тче Се́ргие! Воззри́ на нас ми́лостиво и к земли́ приве́рженных возведи́ к высоте́ Небе́сней. Ты горе́ на Небеси́; мы, на земли́ ни́зу, удалены́ от Тебе́ не толи́ко ме́стом, ели́ко греха́ми свои́ми и беззако́ниями; но к тебе́, я́ко нам сро́дному, прибега́ем и взыва́ем: наста́ви нас ходи́ти путе́м твои́м, вразуми́ и руково́дствуй. Сво́йственно есть тебе́, о́тче наш, благоутро́бие и человеколю́бие: на земли́ живу́щу, не о свое́м то́кмо спасе́нии бысть тебе́ попече́ние, но и о всех к тебе́ притека́ющих. Наставле́ния твоя́ бы́ша тро́стию кни́жника скоропи́сца, на се́рдце ка́ждаго глаго́лы жи́зни начертава́ющаго. Не теле́сныя то́кмо врачева́л еси́ боле́зни, но па́че душе́вных врач изя́щный яви́лся еси́; и вся твоя́ свята́я жизнь бысть зерца́лом вся́кия доброде́тели. А́ще толи́к был еси́, свя́тче Бо́жий, на земли́, коли́к ны́не еси́, на Небеси́! Ты Днесь предстои́ши Престо́лу Све́та Непристу́пнаго и в нем, я́ко в зерца́ле, зри́ши вся на́ши ну́жды и проше́ния; ты водворя́ешися вку́пе со А́нгелы, о еди́ном гре́шнице ка́ющемся ра́дующимися. И человеколю́бие Бо́жие есть неистощи́мо, и твое́ к Нему́ дерзнове́ние мно́го, не преста́ни о нас вопия́ ко Го́споду. Испроси́ предста́тельством свои́м у Всеми́лостиваго Бо́га на́шего мир Це́ркви Его́, под зна́мением креста́ во́инствующей, согла́сие в ве́ре и единому́дрие, суему́дрия же и раско́лов истребле́ние, утвержде́ние во благи́х де́лех, больны́м исцеле́ние, печа́льным утеше́ние, оби́женным заступле́ние, бе́дствующим по́мощь. Не посрами́ нас, к тебе́ с ве́рою притека́ющих. Аще бо и недосто́йни есмы́ толи́каго отца́ и хода́тая, но ты, быв подража́тель человеколю́бия Бо́жия, сотвори́ нас досто́йны чрез обраще́ние от злых дел к благо́му житию́. Вся богопросвеще́нная Росси́я, твои́ми чудесы́ испо́лненная и ми́лостями облагоде́тельствованная, испове́дует тя бы́ти своего́ покрови́теля и засту́пника. Яви́ дре́вния ми́лости твоя́ и и́хже отце́м спомоществова́л еси́, не отри́ни и нас, чад их, стопа́ми их к тебе́ ше́ствующих. Ве́руем, я́ко ду́хом нам сопрису́тствуеши. Иде́же бо есть Госпо́дь, я́коже сло́во Его́ учи́т нас, та́мо и слуга́ Его́ бу́дет. Ты ве́рный еси́ раб Госпо́день, и Бо́гу везде́ су́щу, ты в Нем еси́, и Он в тебе́ есть, па́че же и те́лом с на́ми еси́. Се нетле́нныя и живоно́сныя твоя́ мо́щи, я́ко сокро́вище безце́нное, вручи́ нам чуде́с Бог. Предстоя́ще им, я́ко тебе́ жи́ву су́щу, припа́даем и мо́лимся: приими́ моле́ния на́ша и вознеси́ их на же́ртвенник благоутро́бия Бо́жия, да прии́мем тобо́ю благода́ть и благовре́менну в ну́ждах на́ших по́мощь. Укрепи́ на́ше малоду́шие и утверди́ нас в ве́ре, да несомне́нно упова́ем получи́ти вся блага́я от благосе́рдия Влады́ки моли́твами твои́ми. Па́ству же твою́ духо́вную, тобо́ю со́бранную, не преста́ни управля́ти жезло́м духо́вныя му́дрости: подвиза́ющимся помози́, разсла́бленных возста́ви, споспеши́ и́го Христо́во нести́ во благоду́шии и терпе́нии и всех нас упра́ви в ми́ре и покая́нии сконча́ти живо́т наш и пресели́тися со упова́нием в блаже́нная не́дра Авраа́мова, иде́же ты ра́достно по труде́х и по́двизех ны́не почива́еши, прославля́я со все́ми святы́ми Бо́га, в Тро́ице сла́вимаго, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

Молитва четвертая

О преподобне и богоносне отче наш Сергие! Воззри на нас (имена) милостивно и, к земли приверженных, возведи к высоте небесней. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки Бога молитвами твоими. Испроси предстательством твоим всякий дар всем и коемуждо благопотребен и вся ны споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго суда шуия части избавитися, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.

Молодость 35+

  • А ну-ка отдохни (328)
    • Притчи (66)
  • Бесплатности (25)
  • Велнес (285)
    • Вода – источник жизни (27)
    • Здоровый сон – залог молодости (9)
    • Здоровье (208)
  • Вкусности (118)
    • Коктейли (14)
  • Гламурненько (24)
  • Драгоценности и не только (13)
    • Драгоценности (7)
    • Медальон Мунами (3)
  • Изба-читальня (27)
  • Как увеличить свои доходы (239)
  • Купить! (81)
  • Лунный календарь (178)
  • Любовь (57)
  • Магия (298)
    • Магические дни (209)
  • Молитвы от православной церкви на всякую потребу (132)
  • Наши детки (125)
    • Заботливым родителям (65)
    • Инфобизнес для школьников (14)
  • Немного о сексе (34)
  • Новости (3,270)
  • Опыт по раскрутки своего сайта (13)
  • Отзывы читателей (19)
  • Полезные советы (1,162)
  • Политика – это жизнь (9)
  • Реклама (3)
  • Рекомендую (79)
  • Религия (47)
  • Сама себе психолог (307)
  • Секреты омоложения (95)
    • Без пластических операций уколов и прочего кошмара! (19)
  • Симорон (6)
  • Советы дачникам-удачникам (38)
  • Советы эксперта (1,503)
    • Астрология (487)
    • Гороскопы (746)
    • Кинезиология (20)
    • Магия и Волшебство (119)
    • Места силы (4)
    • Фэншуй (80)
    • Ченнелинг (137)
    • Эзотерика (171)
  • Тайны дней календаря (124)
  • Таро (90)
  • Тесты (15)
  • Худеем легко (74)
  • Чудеса своими руками (76)
  • Школа Бизнеса (79)
    • Основы финансовой грамотности (36)
  • Школа Волшебства (417)
  • Школа Нумерологии (54)
  • Юридический ликбез (62)
  • Я хочу замуж! (146)
Читайте также:  Малахия: житие святого, день памяти, молитва

14 декабря день – Наума грамотника. С молитвой поможем деткам в учебе.

14 декабря Православная церковь отмечает память пророка Наума – одного из 12 малых пророков. Этот праздник пришёл к нам из глубины веков.

Наум Грамотник. День святого пророка Наума.

На Руси пророка Наума считали покровителем учащихся и называли Грамотником. В прописях и азбуковниках XVII века можно найти молитву: «Святый пророче Божий Науме, вразуми мя и накажи своею милостию добре руководствию навыкати», что значит «хорошо постигать наставления». В народе к этому святому обращались за помощью и тогда, когда требовался разум в житейских делах: «Пророк Наум, наставь нас на ум».

По старой русской традиции со дня Наума (с 1 декабря по старому стилю) начинали учить детей грамоте, именно в этот день детей отправляли учиться. Служили молебен, спрашивали благословения на отрока и с почётом приглашали в дом «учителя » . А роль учителей тогда исполняли дьяки. В доме, где был хоть мало-мальский достаток и где задумали «наумить», т.е. научить сына грамоте, разыгрывался самый настоящий спектакль. С поклонами и радушными приветствиями встречали чадолюбивые родители «учителя» с просьбами научить уму-разуму: «Батюшка Наум, наведи на ум», а за леность наказывать побоями , усаживали его в передний угол, а затем отец подводил к нему отрока и, положив на скамью возле учителя плетку, почтительно отходил в сторону. Будущий ученик трижды кланялся наставнику до самой земли, а тот ударял его три раза плеткой по спине. Потом вступала в «игру» мать. Усаживалась она за стол вместе с сыном и учителем, а тот доставал букварь. Начиналось ученье, и пока разучивали «аз» — первую букву алфавита,— матушка, причитая и обливаясь слезами, уговаривала наставника «очень уж сильно сына грамотой не морить». Учитель, якобы вняв мольбам матери, тут же прерывал обучение. Затем, получив в подарок шматок сала, яйца, а чаще всего ситный пирог, завернутый в расшитое полотенце, выходил из дома в сопровождении родителей и уже у ворот наказывал им, чтобы отрок теперь ходил к нему сам.
Сердобольные матери выпекали в этот день маленькие лепешки в виде монет и дарили их своим и соседским детям — на счастье и удачу.
Немногие в те времена могли отдать в ученье подростка, как раньше говорили «недоросля». Однако понимали, что человеку грамотному «в люди» из вечной нужды выбиться гораздо легче. Даже сны толковали так: безграмотному видеть во сне азбуку означает горе и непредвиденные хлопоты, а ученому — счастье и успех в его предприятиях.

На другой день ученика отправляли к учителю с азбукой и указкой. Каждое учение начиналось с трёх ударов розгами. Даже в первый день встречи с учителем тот должен был наградить каждого из учеников тремя символическими ударами плёткой. Дети же каждое занятие должны были начинать с трёх земных поклонов учителю, и обязаны были слушаться его беспрекословно.

На уроках нельзя есть, «а то заешь выученное»; книгу следовало закрывать, «а то все позабудешь». Говорили, что «пророк Наум и худой разум наведет на ум».

В награду за труды отец с матерью подносили учителю каравай хлеба и полотенце, в которое завязывали и деньги в качестве оплаты занятий. Но чаще всего занятия оплачивались едой: мать ученика приносила учителю курицу, лукошко яиц или горшок с гречневой кашей.

В старину учебный год в школах начинался не в один день, как сейчас, да и сами школы сильно отличались друг от друга. Кто начинал учение в августе, кто в сентябре, кто 14 ноября, в день святых бессребреников Космы и Дамиана, кто 14 декабря, в день Наума Грамотника… Для сельских ребят, помогавших родителям убирать урожай, пора учёбы наступала лишь с окончанием страды. День Наума-грамотника раньше считался Днём учителя.

Этот день не случайно называли «мудрым» и молились святому Науму, прося «надоумить» – научить. Считали, что “Святой Наум острит ум”. Народная мудрость говорит: Голова без ума, что фонарь без огня. Не учась, и лаптя не сплетёшь.

Молитвы о развитии ума у детей и просвещении разума к учению

Молитва о плохо обучающемся отроке

Господи Иисусе Христе Боже наш, вселивыйся в сердца двунадесяти Апостолов нелицемерно, благодатию Всесвятаго Духа, сошедшаго в виде огненных язык, и сих устне отверзый, и начаша глаголати иными языки: Сам Господи Иисусе Христе Боже наш, ниспосли того Духа Твоего Святаго на отроча сие (имя); и насади во ушеса сердца его Священныя Писания, яже рука Твоя Пречистая на скрижалех начерта законоположнику Моисею, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва Святому Пророку Науму:

О, святый угодниче Божий, пророче Науме! Подвигом добрым позвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславном окончании жительства твоего и чтем светлую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавлыпеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякого зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, вйдети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пророку Науму

Тропарь, глас 2
Пророка Твоего Наума память, Господи, празднующе, тем Тя молим, спаси души наша.

Заговор на трудолюбие и ум к Святому Науму

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Святой отче Наум,
Направь отрока моего на ум,
Дай ему благословение на ярое учение,
Память его укрепи, старанья пробуди.
Возьми его руку, отгони лень и скуку.
Пусть будет сей отрок на умок скор, в ученье спор.
Ныне и присно и во веки веков. Аминь .

Большим уважением в народе пользуется икона Пресвятой Богородицы «Подательница ума».

Если дети не делают успехов в усвоении учебы, особенно из-за своей невнимательности , можно обратиться с молитвой к иконе Божией Матери « Подательница ума », как к источнику высшей мудрости и просят о прибавлении ума и улучшении поведения.

Для этого, начитать текст на воду и сладкое, помещенное перед иконой, и начитывают текст:

« Вьюн, вьюн, не завивайся, а развейся

Раб Божий (имя) не вертись, не крутись,

Лучше делом займись. Аминь.

По окончании всех действий вода выпивается ребенком и ему же отдается сладость.

Этот образ имеет два названия, но закрепилось одно из них: « Прибавление ума ». Но хочется вспомнить и другое: « Подательница ума».

Необыкновенна история этой иконы. Легенда гласит, что во времена патриарха Никона некий иконописец, испугавшись потери рассудка оттого, что не мог уразуметь, какие же богослужебные книги спасительны, «старые» или «новые», взмолился Богородице о вразумлении. Богоматерь обещала исцелить его, взяв обет изобразить Ее в том виде, в котором Она ему явилась. Обет был исполнен. Так появилась икона «Прибавление ума». Кроме этой легенды существует интересное свидетельство церковной археологии. В итальянском городе Лорето находится почитаемый католиками святой домик, где хранится вырезанное из кедрового дерева и обвитое жемчужными нитями изваяние Богоматери, что является скульптурным прототипом иконописного образа «Подательницы ума».

Согласно католическому преданию, этот домик был перенесен в Италию в XIII веке из Назарета. В те времена многие христианские святыни спешно увозились с захваченных турками земель туда, где им не грозила опасность осквернения. Сама Богородица, явившись епископу Лорето, сказала: «Сын мой, Мое скромное жилище в Назарете, где Я родилась и провела молодость, прибывает на ваши берега».

Вместе с жилищем Марии в Лорето была доставлена и Ее кедровая статуя, изваянная (по легенде) евангелистом Лукой.

Эта святыня так и осталась бы католической, если бы в 1528 году ее не увидели наши соотечественники – послы царя Василия Иоанновича. Они прибыли в Италию по приглашению папы Климента VII, который был заинтересован в униатстве.

Среди русских икон, написанных по западным образцам, «Совет Предвечный», «Ветхое изображение Господа Саваофа» и Лоретская Богоматерь, изображение которой вобрало в себя черты явленной в России иконы и приняло ее название.

Образ этот хранится в Спасо – Преображенском храме г.Рыбинска Ярославской области. Его список есть в Троицком соборе Александро – Невской Лавры Петербурга.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред иконой Ее «Подательница ума» или «Прибавление ума»

О Пресвятая Дево! Ты — Невеста Бога Отца и Матерь Божественнаго Его Сына Иисуса Христа! Ты — Царица Ангелов и спасение людей, обличительница грешников и наказательница богоотступников. Помилуй и нас, тяжко согрешивших и не исполнивших заповедей Божиих, нарушивших обеты крещения и обеты монашества и многие другие, которые обещали исполнять. Когда Дух Святый отступил от царя Саула, тогда боязнь и уныние напали на него и тьма отчаяния и безрадостное состояние души мучили его. Теперь и мы за грехи наши все лишились благодати Духа Святаго. Ум осуетился суетою помышлений, забвение о Боге омрачило души наша, и теперь теснят сердце всякаго рода печали, скорби, болезни, ненависть, зло, вражда, мстительность, злорадство и прочие грехи. И, не имея радости и утешения, зовем к Тебе, Мати Бога нашего Иисуса Христа, да умолиши Сына Твоего простить нам все наши согрешения и послать к нам Духа Утешителя, как послал Он Его на апостолов, да утешенные и просвещенные им воспоим Тебе благодарственную песнь: радуйся Пресвятая Богородице, ко спасению прибавившая нам ума. Аминь.

Тропарь, глас 4 : О Преславная Мати Христа Бога нашего, / благих Подателя, / милостию Своею всю вселенную сохрани, / даруй нам, рабом Твоим, премудрость и разум, / светом Сына Твоего души наша просвети, / едина Всепетая, // от Херувим и Серафим славимая.

Кондак, глас 2 : Яко Единицы умом нас просвещающую, / хвалим Тя, Пречистая, / Мати Разума, всю вселенную держащаго, / Красото мира видимаго и невидимаго, // лучами жизни нас озаряющая.

В настоящее время в этот день в нашей стране во многих детских садах и школах проводятся различные конкурсы, спектакли, игры, посвященные грамотности.

Предлагаю всей семьей провести викторину по русскому языку. Интересно, кто победит? Но в любом случае запаситесь призом-сюрпризом для знатока нашего родного русского языка.

Очень интересны ваши домашние результаты. Пишите в комментариях к данной статье.

Проверьте себя

1. Выберите правильный вариант:

А. заведующая библиотекой / библиотеки;

Б. согласно приказу / приказа;

В. выходить / сходить на остановке;

Г. актовый зал с девятистами пятидесятью / девятьюстами пятьюдесятью местами.

2.Отметьте предложения, не содержащие речевых ошибок; исправьте ошибки:

А. Сколько можно народ пользовать?

Б. Петербургский Губернатор Валентина Матвиенко присутствовала на совещании.

В. Здесь нет как бы лентяев, все занимаются своим делом.

3. Выберите правильную форму родительного падежа множественного числа:

А. нет яблок/ яблоков;

Б. пять помидор/ помидоров;

В. пара чулок/ чулков;

Г. нет сидений/ сиденьев;

Д. детских носок / носков.

4. Вставьте, где необходимо, пропущенную букву:

преце…дент; инци…дент; по…скользнуться; э…скаватор; э…скалатор; ина…гурация; юрис…консульт.

5. Вставьте пропущенные буквы:

А. На улице изморо…ь – надень плащ.

Б. Утром на крышах изморо..ь под солнцем сверкает.

В. На столе впереме…ку лежали разные пуговицы.

Г. Мальчики и девочки сидели за столом впереме…ку.

6. Какое из словосочетаний имеет значение, указанное в скобках:

А. Неуместная похвала / неуместная похвальба («неуместное восхваление своих собственных достоинств»).

Б. Старый адресант / старый адресат («прежний получатель писем»).

В. Молодой парламентер / молодой парламентарий («молодой человек, уполномоченный одной из воюющих сторон вступить в переговоры с неприятелем»).

Г. Новый этюдик / новый этюдник («новая небольшая доска, на которую, живописец помещает бумагу, холст, когда пишет этюды»).

7. Соотнесите слова и соответствующие им толкования значений:

Индеец живущий в Индии

Индиец не каждый житель Индии, а лишь тот, кто исповедует религию «индуизм»

Индус коренной житель Америки

8. Выберите правильный вариант сочетания в следующем предложении: «Приказ подписал (н…)кто иной, как сам директор»:

Посмотреть ответы

Ответы.

1. А. Заведующая библиотекой. Б. Согласно приказу. В. Выходить на остановке Г. Актовый зал с девятьюстами пятьюдесятью местами.

3. А. Нет яблок. Б. Пять помидоров. В. Пара чулок. Г. Нет сидений. Д. Детских носков.

4. Буквы пропущены в следующих словах: инаугурация, экскаватор. В остальных словах пропущенных букв нет.

5. А. Изморось. Б. Изморозь. В. Вперемешку. Г. Вперемежку.

6. А. Неуместная похвальба. Б. Старый адресат. В. Молодой парламентер. Г. Новый этюдник.

7. Индеец – коренной житель Америки. Индиец – житель Индии. Индус – не каждый житель Индии, а лишь тот, кто исповедует религию «индуизм».

Комментарии к ответам.

1. А. Заведующий библиотекой. Причастие «заведующий» сохраняет то же управление, что и у глагола «заведовать»: заведующий чем (творительный падеж).

Б. Согласно приказу. Предлог «согласно» употребляется с дательным и творительным падежом: согласно чему и с чем.

В. В данном словосочетании стилистически правильный вариант «выходить на остановке».

Г. B составных количественных числительных склоняются все образующие их слова.

У сложных числительных от двухсот до девятисот при склонении также изменяются обе части, причём первая часть изменяется как соответствующее простое числительное, а вторая часть — как существительное во множественном числе.

П.П. о девятистах

У сложных числительных от пятидесяти до восьмидесяти при склонении изменяются обе части по образцу существительных третьего склонения.

П.П. о пятидесяти

2. Предложения А и В нужно исправить следующим образом. А. Сколько можно народом пользоваться. В. Здесь нет лентяев, все заняты делом.

3. Форма родительного падежа множественного падежа указана в толковых и орфографических словарях.

4. Смотрите орфографический словарь.

5. А. Изморось – очень мелкий дождь.

Б. Изморозь – похожая на иней снежная рыхлая масса, образующаяся в туманную морозную погоду на ветвях деревьев, проводах и т. п.

В. Вперемешку – беспорядочно перемешиваясь, смешиваясь.

Г. Вперемежку – перемежаясь, чередуясь один с другим.

5. В ответах указаны правильные варианты, в тесте – значения этих слов.

6. В ответах указано правильное соотношение слов и толкования значений.

8. Сочетания не кто иной, как; не кто другой, как имеют значение противопоставлен ия, поэтому в них употребляется отрицательная частица не. Противопоставлен ие может быть выражено не только союзом как, следующим за местоименным сочетанием не кто иной, но и союзом а, предшествующим данному сочетанию, например: Приказ подписал директор, а не кто другой.

Ссылка на основную публикацию