Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы: что можно и нельзя делать в праздник, день отмечания

Рождество Богородицы 2019: когда отмечают, приметы, обычаи, что нельзя делать в этот день

В субботу, 21 сентября, православные отмечают один из 12 важнейших после Пасхи праздников — Рождество Пресвятой Богородицы. Об истории, традициях, народных приметах и поверьях этого дня — в материале Федерального агентства новостей.

История праздника

О рождении материи Иисуса Христа — Пресвятой Богородице Деве Марии — не сказано в Писании. О нем говорится в апокрифическом тексте середины II века «Протоевангелие Иакова».

Согласно преданию, родители Богородицы — благочестивые Анна и Иоаким, жившие в Назарете и Иерусалиме в первом веке до нашей эры, — долгое время были бездетными. У древних евреев отсутствие детей у супругов считалось божьим наказанием. За это уже престарелого Иоакима однажды даже выгнали из Иерусалимского храма, куда он принес дар Богу вместе с другими женатыми мужчинами.

Огорченный этим происшествием праведный Иоаким удалился в пустыню для поста и молитвы. А Анна, узнав о случившемся, винила во всем себя и взмолилась Богу еще более истово, чем прежде.

И тогда женщине явился Ангел Господень и сказал: «Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Ради нее благословятся все роды земные. Нареки ее Мария».

Этот же Ангел посетил и молящегося Иоакима.

«Бог милостиво принял твои молитвы. Жена твоя Анна зачнет и родит дочь, о которой весь мир будет радоваться. Вот и знамение верности моих слов: иди в Иерусалим, и там у Золотых ворот ты встретишь свою жену», — сказал Иоакиму благовестник.

Иоаким немедленно отправился в Иерусалим, где встретил Анну, как и предсказал Ангел Божий. Они рассказали друг другу обо всем, что с ними произошло во время молитв, и решили отправиться в родной город Назарет. Там, спустя девять месяцев, у них родилась девочка, которую назвали Марией. Ее отдали на служение Господу. И именно она, безгрешная, чудесным образом родила Спасителя, зачав его от Святого Духа.

Праздник Рождества Богородицы начали отмечать с IV века.

Традиции и обычаи

Рождество Богородицы считается утешением для бездетных пар. Этот праздник считается женским, а потому в этот день чествуют женщину как продолжательницу рода. А женщины 21 сентября молятся о самом сокровенном, в том числе об избавлении от бесплодия, рождении ребенка и здравии детей.

Есть поверье, что искренние молитвы в Рождество Богородицы не остаются без ответа.

Православные христиане в этот день соблюдают пост, ограничиваясь растительной пищей. Также в этот день запрещен алкоголь.

Древние славяне в этот день праздновали Осенины — праздник урожая, в который благодарили Матушку—Землю за собранные дары. В деревнях устраивали застолья, главным угощением которых служили пироги и караваи из зерна нового урожая.

Незамужние девушки гадали на суженого, на замужество и на удачу. Также было принято чествовать новобрачных.

Считалось, что 21 сентября заканчивается бабье лето и осень окончательно вступает в свои права.

Что нельзя делать в Рождество Богородицы, а что — необходимо

На Руси считалось, что на Рождество Богородицы не следует делать никакую домашнюю работу, нельзя ссориться, сплетничать, сквернословить и осуждать ближних.

Этот день полагается начинать с похода в церковь, где на службе читаются красивые и поэтичные молтивы:

«Рождество твое, Богородица дева, радость возвестило всей вселенной: ибо из тебя воссияло солнце правды — Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную. Святым твоим рождением, пречистая, Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева — от смертной гибели. Славь, душа моя, преславное рождение Божией Матери. Славим тебя, Пресвятая дева, и почитаем святых твоих родителей, и во всем славное прославляем рождение твое».

Народные приметы

Существовало поверье, что погода, которая была на Рождество Богородицы, продержится еще четыре недели.

На Рождество Богородицы также говорили: «Матерь божья капустные головки складывает», потому что наступала пора убирать позднюю капусту, подходящую для засола.

Также Рождество Богородицы называли Луковым днем, потому что в это время выкапывали лук. А еще этот день именовали Пасиковым, потому что из-за пришедших с ним холодов убирали пчел с пасек.

Положение честно ́ го Пояса Пресвятой Богородицы (395 – 408)

Историческое содержание

Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы в Константинопольском Влахернском храме было при императоре Аркадии (395–408). До того великая святыня, вверенная апостолу Фоме самой Божией Матерью, после Ее Успения преемственно хранилась в Иерусалиме у благочестивых христиан. Через много лет, в царствование императора Льва Мудрого (886–911), от Пояса Божией Матери совершилось чудо исцеления его супруги Зои, страдавшей от нечистого духа.

Императрице было видение, что она будет исцелена от недуга, когда на нее будет возложен Пояс Матери Божией. Император обратился с просьбой к Константинопольскому Патриарху Евфимию II (память 5 августа – греч.). Патриарх снял печать и открыл ковчег, в котором хранилась святыня: Пояс Матери Божией оказался совершенно целым, неповрежденным от времени. Патриарх возложил Пояс на больную императрицу, и она тотчас освободилась от своего недуга. Был отслужен торжественный благодарственный молебен Пресвятой Богородице, а честной Пояс положили обратно в ковчег и запечатали печатью.

В память происшедшего чуда и двукратного положения честного Пояса был установлен праздник Положения честного Пояса Пресвятой Богородицы. Частицы святого Пояса Богоматери находятся в Афонском Ватопедском монастыре, в Трирском монастыре и в Грузии.

Богослужения

Молитвы

Тропарь Святому и Пречестному Поясу Пресвятой Богородицы, глас 5

Я́ко некра́домо бога́тство,/ по́яс Твой честны́й, Присноблаже́нная,/ и благи́х подая́ние иму́ще,/ Оби́тель Ватопе́дская взыва́ет Ти,/ препоя́ши со благогове́нием,/ притека́ющия ны к нему́,/ си́лою его́ боже́ственною,/ и кре́пость льсти́ваго врага́ разруши́,// спасе́ние ве́рным Чи́стая.

Перевод: Как богатство, краже не подверженное, пояс Твой почитаемый, Вечноблаженная, и как источник благ имеет обитель Ватопедская и взывает к Тебе: «Препояшь с благоговением приходящих к нему, силой его божественной, а силу коварного врага уничтожь, даруя спасение верующим, Чистая».

Кондак Святому и Пречестному Поясу Пресвятой Богородицы, глас 6

Богоприе́мное Твое́ чре́во, Богоро́дице,/ объе́мший по́яс Твой честны́й,/ держа́ва гра́ду Твоему́ необори́ма/ и сокро́вище есть благи́х неоску́дно,// еди́на ро́ждшая, Присноде́во.

Перевод: Принявшее Бога чрево Твое, Богородица, объявший пояс Твой почитаемый есть сила городу Твоему непобедимая и неоскудеваемое сокровище благ, единственная родившая Непорочная Дева.

Каноны и Акафисты

Акафист Святому и Пречестному Поясу Пресвятой Богородицы

Кондак 1

Ко пречестному, Богородице, божественному поясу Твоему, со благоговением притекающе, исполняемся просвещения и благоухания премирнаго, но, яко пучино сущи, Дево благости, препояши ны силою его, Непорочная, зовущия:

Радуйся, поясе пречестный.

Икос 1

Ангели невидимо пояс Твой святый со страхом обстояще, Отроковице, мы же, во плоти сущия, с верою припадаем к нему, освящение приемлюще, и во благоговении вопием:

Радуйся, поясе Богородицы,

радуйся, сияние всему миру.

Радуйся, Непорочныя Девы препоясание,

радуйся, Церкве всея сокровище.

Радуйся, поясе многоценный Владычицы небес,

радуйся, цвете благоуханный благочестивых христиан.

Радуйся, яко тело Девыя препоясаеши,

радуйся, яко крепость льстиваго ослабеваеши.

Радуйся, светильниче благодати всесветлый,

радуйся, источниче чудес неизсякаемый.

Радуйся, имже вернии светозаряются,

радуйся, имже врази упраздняются.

Радуйся, поясе пречестный.

Кондак 2

Воззри, Богородительнице, оком благоутробным, ко иже верою ко святому Ти поясу, якоже источнику вод освященных, честно припадающих, и просящих благодати Твоея, необоримую бо силу темже подаждь вопиющим: Аллилуиа.

Икос 2

Бысть, Богородице, честнаго Ти пояса принесение во Царский Град, источник веселия истиннаго, царицу бо скоро исцелил еси, нам же благодать обильную присно подает, вопиющим:

Радуйся, источниче радости вечныя,

радуйся, чаше душепищнаго брашна.

Радуйся, имже Всечистая Дево препоясася,

радуйся, иже во Афоне, яко свет, возсия.

Радуйся, яко Зою царицу излечил еси,

радуйся, яко точиши всем веселие умное.

Радуйся, пленице всесвятая Чистыя Богородицы,

радуйся, стрело огненосная на врага человекоубийцу.

Радуйся, радости вина и ходатаю,

радуйся, тихое душам пристанище.

Радуйся, Христу благочестно связующий,

радуйся, страстей стремления упраздняющий.

Радуйся, поясе пречестный.

Кондак 3

Пояс Твой Фоме предаде, Богородице, к Сыну Твоему восходяще, и чрез онаго же, яко честен дар и благ, исполнение его нам оставила еси, Всепетая, поющим и вопиющим Ти: Аллилуиа.

Икос 3

Имеет святая Обитель Твоя Ватопедская, яко неотъемлемо богатство, Отроковице, и яко столп Твоего заступления, миродохновенный и всечестный Твой пояс, емуже, благочестно припадающе, во умилении зовет:

Радуйся, богатство нетления,

радуйся, столпе сострадания.

Радуйся, подателю благ неисчерпаемый,

радуйся, иноком водружение незыблемое.

Радуйся поясе всепречестне ангелом радосте,

радуйся монахом утверждение и бед отриновение.

Радуйся, Ватопеду хвало многоценная,

радуйся, благочестивым победное пение.

Радуйся, благовонием небесным дыхающий,

радуйся, крепость непобедимую подающий.

Радуйся, тобою бо монашествующия укрепляются,

радуйся, тобою бо враждующия упраздняются.

Радуйся, поясе пречестный.

Кондак 4

Живоносный кивот всечестнаго Ти пояса, подает благоухание Дево, и злосмрадие страстей отгоняет присно от душ наших, темже, величию Твоему дивящеся, вопием: Аллилуиа.

Икос 4

Пояс Твой святый, Всесвятая Дево, яко свет сияет на горе Афонстей, и лучи златовидными, вся облистает твоей благодатию, темже чудеса того почитающе, верою вопием:

Радуйся, чудес подателю,

радуйся, благодатей светолитие.

Радуйся, сокровищь сокровище святое,

радуйся, свеще сердец богомудрых.

Радуйся, поясе, егоже поносила есть Всенепорочная на земли,

радуйся, всякую подающий благодать и многую крепость.

Радуйся, яко показуеши Девыя славу,

радуйся, яко отвращаеши демонския луки.

Радуйся, многая исцеления источающий,

радуйся, души страстей свобождающий.

Радуйся, верным ликование божественное,

Читайте также:  Богоявление: что можно и нельзя делать в праздник, день отмечания

радуйся, честная милосердия клете.

Радуйся, поясе пречестный.

Кондак 5

Богодарованный дар и небесное богатство, пояс Твой держаще, Отроковице, на страсти силу непобедимую, еюже препоясаемся, благодать бо и милость присно подает вопиющим: Аллилуиа.

Икос 5

Исцеление источает пояс Твой святый души и телу, Отроковице, якоже росу весненную, яко бо Исаийа, глаголет Всенепорочная, и сладость небесную благоговейно тому вопиющим:

Радуйся, источниче вод невещественных,

радуйся, поточе многих даров.

Радуйся, Всечистыя пояс всечестный,

радуйся, Церкви радость небесная.

Радуйся, сокровище святое дарований духовных,

радуйся, венче славный христиан благочестивых.

Радуйся, Ватопеду стена нерушимая,

радуйся, всему миру столпе крепости божественныя.

Радуйся, честное Девыя опоясание,

радуйся, Богом нам данная купля.

Радуйся, Единыя Девыя поясе,

радуйся, верным Богодарованная сило.

Радуйся, поясе пречестный.

Кондак 6

Стяжа Обитель Твоя Ватопедская, яко сокровище божественное, Отроковице, пояс Твой дивный, и чудесы того хвалится, и благодарственныя песни Тебе воспевает, глаголюще: Аллилуиа.

Икос 6

Свет сияющий зряшеся пояс Твой святый, внегда принесеся во остров Тира, отонудуже со благоговением многим во Обитель Твою сей принесоша, поюще Твое промышление и радостию вопиющи:

Радуйся, поясе Богородицы,

радуйся, Ватопеду слава.

Радуйся, егоже осеняет благодать Духа Святаго,

радуйся, егоже похваляет народ христоименитый.

Радуйся, чредо всечестная дарований небесных,

радуйся, песнопение непрестанное монахом и постником.

Радуйся, яко струи исцелений точиши,

радуйся, яко пламень страстей угашаеши.

Радуйся, честное Чистыя препоясание,

радуйся, всем верным спасение.

Радуйся, света заре облистающая,

радуйся, страстей уставляеши пагубу.

Радуйся, поясе пречестный.

Кондак 7

Величаем вси, многая величия, еже о нас Твоего попечения, и пояс Твой священный верою обстояще, Всепетая, освящения исполняемся, и Сыну Твоему взываем: Аллилуиа.

Икос 7

Яко облак мысленный, пояс Твой святый, простри на ны, Богородице, и душа наша исполни, освящения и умиления божественнаго, к Тебе бо прибегаем, и поясу Твоему взываем:

Радуйся, жилище благодати божественныя,

радуйся, сострадания кладязе.

Радуйся, даров богоданных сокровище,

радуйся, Чистыя Богородицы препоясание.

Радуйся, твердый соузе и мира подателю,

радуйся, благочестивым утверждение незыблемо и сладость.

Радуйся, яко чудес лучи испущаеши,

радуйся, яко свирепства болезней разоряеши.

Радуйся, Божией благости луче,

радуйся, крепосте наша Богодарованная.

Радуйся, радость истинную подающий,

радуйся, тлю душевную умерщвляющий.

Радуйся, поясе пречестный.

Кондак 8

Странна твоя чудеса, о поясе пречестный Всецарицы Девы, поветрия губительнаго Царский Град свободил еси, чудяху бо ся и дивляхуся во умилении вопиющия: Аллилуиа.

Икос 8

Пристанище обуреваемым, пояс Твой святый показася, Богородице Дево, благодать бо Твоя, яже на нем, действует бо чудесы приходящим, темже к нему припадающе, с любовию взываем:

Радуйся, рако добрых небесных,

радуйся, чудес точение различных.

Радуйся, Девы нам посещение,

радуйся, скорбящим душам заступниче.

Радуйся, божественное жилище действа божественнаго,

радуйся, благодати Девыя святое сокровище.

Радуйся, яко холеры Град Царский спасаеши,

радуйся, яко скорое всем заступление посылаеши.

Радуйся, угль, погашающий страсти,

радуйся, вся ны возвеселяющий.

Радуйся, многих даров палато,

радуйся, славы божественныя честное хранилище.

Радуйся, поясе пречестный.

Кондак 9

Исполнь славы святыя видится, пояса Ти кивот воистину святый, Богородице Дево Чистая, разум нам удивляющий, благоуханием бо дышит премирным, вопиющим: Аллилуиа.

Икос 9

Жезл крепости божественныя, пояс Твой нам дадеся, дивная Богоматерь, умным бо того содействием, от всякия беды избавляемся и благодати исполняемся, во благоговении вопиюще:

Радуйся, сосуде святаго благоухания,

радуйся, диадима нетления.

Радуйся, монашествующим честное прибежище,

радуйся, имже во Афоне даяние препетое.

Радуйся, Чистыя Девы всечестное священие,

радуйся, Ея же воистину нам дар всесовершенный.

Радуйся, Ватопеду веселие истинное,

радуйся, всякому сердцу благочестному радосте.

Радуйся, цветов благодати благоухание,

радуйся, горней красоты дыхание.

Радуйся, фиало ароматов божественных,

радуйся, святым божественное пение.

Радуйся, поясе пречестный.

Кондак 10

Покров и предстательство, и Божию помощь, присно плодяще, Всесвятая, от миродохновеннаго Ти пояса, с верою к нему приступаем, и, благоговейно припадающе, из Тебе Рождшемуся вопием: Аллилуиа.

Икос 10

Благодатию святаго Ти пояса, Богородице, силу нам препояши на врага началозлобнаго, яко лев, на ны рыкающаго, якоже да одолеем злобу того, вопиющия:

Радуйся, Чистыя Девы поясе,

радуйся, чаше Господния крепости.

Радуйся, связующий ны и спасающий,

радуйся, узы страстей разрешающий.

Радуйся, поясе драгоценнейший Рождшия Христа,

радуйся, благочестному народу даяние священнейшее.

Радуйся, божественныя нам силы подателю,

радуйся, вражие неистовство отвергающий.

Радуйся, о поясе Богоматери,

радуйся, о слава нам и соузе.

Радуйся, Церкви Христовой украшение,

радуйся, народу православному утверждение.

Радуйся, поясе пречестный.

Кондак 11

Благодарственными песньми, поясе всепречестне всех Зиждителя Рождшия, твою благодать воспеваем присно, многих чудес твоих наслаждающеся, и славим Чистую Всецарицу, Христу вопиюще: Аллилуиа.

Икос 11

Светоприемную свещу, пояс Твой святый, имуще Обитель Ватопедская, светлеется Дево присно, и славит еже о ней Твое промышление, яко той даровася пояс Твой, верно вопиющей:

Радуйся, поясе Богородицы,

радуйся, светильниче света трисветлаго.

Радуйся, разделенным божественное сочетание,

радуйся, недугующим богоданная сило.

Радуйся, поясе божественный державу верным подающий,

радуйся, всевоинства велиарова полки погубляющий.

Радуйся, яко силы душам укрепляеши,

радуйся, яко к восхождениям добрым направляеши.

Радуйся, язвы душ омывающий,

радуйся, колесницы врагов сокрушающий.

Радуйся, истинное нам веселие,

радуйся, верным божественное утешение.

Радуйся, поясе пречестный.

Кондак 12

Радуется, Богородице, Обитель Ватопедская, поясом божественным Ти обладающе, и ко славословию величий Твоих обители вся созывает, славяще славу Твою, Троице же вопиюще: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще по долгу, Богородице Дево, пояса Ти благодать преобильную, и проповедуем ясно, Чистая, еже о нас богатное Ти попечение, и пресвятому Ти поясу всеблагодарно вопием:

Радуйся, Девыя честная пленице,

радуйся, Ватопеду радосте.

Радуйся, верных к Богу возводящий,

радуйся, ко истинней жизни влекущий.

Радуйся, поясе всепречестный, Церкви сокровище,

радуйся, миру веселие и мира подателю.

Радуйся, благочествующим прибежище спасения,

радуйся, монашествующим богатство утешения.

Радуйся, имже страстей очищаюся,

радуйся, имже света исполняюся.

Радуйся, души моея радость истинная,

радуйся, жизни моея пристанище верное.

Радуйся, поясе пречестный.

Кондак 13

О, пречестный поясе Пречистыя Богородицы, препоясавый тело непорочное, подавай нам от сокровища всельшияся в тя благодати божественныя, действо животворящее, яко да Христу присно вопием: Аллилуиа.

Этот кондак читаем трижды, затем снова:

Икос 1

Ангели невидимо пояс Твой святый со страхом обстояще, Отроковице, мы же, во плоти сущия, с верою припадаем к нему, освящение приемлюще, и во благоговении вопием:

Радуйся, поясе Богородицы,

радуйся, сияние всему миру.

Радуйся, Непорочныя Девы препоясание,

радуйся, Церкве всея сокровище.

Радуйся поясе многоценный Владычицы небес,

радуйся цвете благоуханный благочестивых христиан.

Радуйся, яко тело Девыя препоясаеши,

радуйся, яко крепость льстиваго ослабеваеши.

Радуйся, светильниче благодати всесветлый,

радуйся, источниче чудес неизсякаемый.

Радуйся, имже вернии светозаряются,

радуйся, имже врази упраздняются.

Радуйся, поясе пречестный.

Кондак 1

Ко пречестному, Богородице, божественному поясу Твоему, со благоговением притекающе, исполняемся просвещения и благоухания премирнаго, но, яко пучино сущи, Дево благости, препояши ны силою его, Непорочная, зовущия:

Положение Честного Пояса Богородицы

День празднования: 13 сентября

ИСТОРИЯ ОБРЕТЕНИЯ ЧЕСТНОГО ПОЯСА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Вся жизнь православных христиан проходит под благодатным Покровом Пресвятой Богородицы. В церковном календаре существует несколько праздников, которые посвящены Пресвятой Богородице. 13 сентября – это один из таких дней, в нем отмечается Положение Честного Пояса Пресвятой Богородицы.
По преданиям, Святая Мария собственноручно соткала пояс из верблюжей шерсти. По одной из версий Пресвятая Богородица, после Своего Успения, явилась к апостолу Фоме и отдала ему пояс. Как известно из писаний, апостол не успел к погребению Божией Матери, в это время он был далеко в Индии. Чтобы утешить верного ученика Христова, Она, по его молитвам, передала ему в руки святыню.
В первые века Пояс находился в Иерусалиме, а через несколько столетий, при императоре Аркадии (395-408), он был перевезен в Константинополь и торжественно положен в Халкопратийскую церковь, в ней были установлены всенощные бдения и молебствия по средам. Единственная, оставшаяся от земной жизни Богородицы святыня, была помещена в ковчег и запечатана золотой печатью императора Аркадия с указанием года и точного дня этого великого события.
Несколько веков пролежал Пояс, запечатанный в закрытом ларце, до тех пор, пока Он не помог супруге императора Льва Мудрого (886-911) Зое, которая долгое время страдала недугом (возможно это была одержимость). Ее болезнь доктора не могли вылечить врачебными средствами.
Зое, по видению, было указано, что ее болезнь отступит, если на нее возложат святой Пояс Богородицы. Узнав об этом, патриарх, по просьбе императора, снял печать, открыл раку со святыней и все увидели, что она вообще не пострадала за столько веков.
По благословению патриарха на больную был возложен Пояс, и императрица сразу же была исцелена от болезни. С благодарностями Господу и Божией Матери был отслужен молебен, а исцеленная царица расшила спасший ее Пояс нитями из золота. Святыню положили обратно в ларец и снова запечатали.
Таким образом, случилось второе положение пояса. В память о чуде, которое произошло и в честь двукратного положения, был установлен праздник Положения честного пояса Пресвятой Богородицы.
В десятом веке Пояс Богородицы оказался разделен на несколько частиц. Прошло время, и три части пояса Божией Матери обнаружились в Болгарии, Грузии (Зугдиди) и на Кипре (монастырь Троодитисса).

В начале девятнадцатого столетия Грузия была принята в состав российской империи и в благодарность этому событию, грузинская царица Нино, подарила святыню императору Александру I. Когда реликвия прибыла из Грузии, царь украсил ларец драгоценными камнями и отдал ее обратно царице с наказом, чтобы она построила в Зугдиди церковь, которая будет местом хранения пояса. Повеление было исполнено, и до настоящего времени святыня находится в этом месте.
Богородица через Свой Пояс явила миру великое множество чудес, через Него получали излечения тысячи людей и даже целые народы.

Читайте также:  Воздвижение Креста Господня: что можно и нельзя делать в праздник, день отмечания

Некоторые из чудес, которые явила Богородица через Пояс:

1871 год.
В Константинополе произошла необычайно сильная вспышка холеры, которая буквально выкосила его жителей. Когда Пояс привезли в зараженный город, почти сразу же, после прибытия святыни, эпидемия отступила. А уже зараженные ею люди излечились. Тогда же стал известен случай, когда возложение Пояса Богородицы на юношу, который только что скончался от тяжелой болезни, помогло воскресить его из мертвых.
1894 год.
Избавление от саранчи, пожиравшей посевы в городе Мадита (Малая Азия). Как только корабль со святыней причалил к берегу, небо потемнело от насекомых, которые тут же стали падать в воду. Жители были спасены от неминуемого голода.
1915 год.
Также произошло спасение посевов в греческих провинциях от нашествия саранчи. В этот раз прилетели стаи птиц, которые стали есть вредителей.
1957 год.
С острова, который находится недалеко от Афона, в Ватопедский монастырь прибыли старейшины и попросили монахов спасти их от страшной засухи. Со святым Поясом из монастыря выдвинулся крестный ход. Как только святыня появилась на острове, начался сильный ливень.
В Ватопедском монастыре шьют и освящают копии Пояса, которые на своем чреве носят женщины, страдающие бесплодием. Наверное, Богородица слышит горячие просьбы, поэтому Божия благодать, при помощи настоящей веры и искренних молитв, через святыню опускается на бездетных супругов. В монастыре хранится огромное количество писем от счастливых людей с благодарностями Богу за рождение ребенка.

В 2011 году архимандрит Ефрем, настоятель монастыря Ватопед, привез ковчег с частицей Пояса Богородицы в нашу страну. Святыню выставили для поклонения в Москве в Храме Христа Спасителя и сразу, со всей страны, для поклонения стали приезжать паломники. Невзирая на холодную погоду, на поклонение к Поясу образовалась огромнейшая живая очередь. Позже ковчег побывал еще в некоторых русских городах. За все это время около трех миллионов смогли поклониться Святому Поясу, который Своими руками держала Пречистая Дева Мария. Она благословила и помогла великому множеству людей, всем, кто обратился к Ней с верою и надеждою на помощь и спасение.
К частицам Пояса Богородицы в России можно приложиться в московском храме Ильи-пророка (2-й Обыденский переулок, д. 6), в Троице-Сергиевой лавре, в Казанском соборе в Петербурге.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим Пояс Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы

31 августа (13 сентября по новому стилю), в последний день церковного года, совершается праздник Положения Пояса Пресвятой Богородицы.

Пояс Пресвятой Богородицы был одной из трех главных святынь Константинополя, связанных с земной жизнью Божией Матери; кроме Пояса, в Царьграде хранились Риза (точнее, мафорий) Девы Марии и икона Божией Матери Одигитрии, написанная, по преданию, евангелистом Лукой .

Именно обладание этими тремя святынями и было одним из главных оснований для того, чтобы считать Константинополь городом Божией Матери — выражение Град Твой, Богородице, встречающееся во многих и многих византийских песнопениях (и, в том числе, и в песнопениях праздника Положения Пояса Пресвятой Богородицы), для византийцев было синонимом слова Константинополь.

Согласно преданию, отраженному в Менологии Василия II (X в.; см.: PG. 117. Col. 613), Пояс и Риза Божией Матери незадолго до Ее Успения были отданы двум благочестивым иерусалимским вдовам и затем передавались из поколения в поколение (до того великая святыня, была вверенная апостолу Фоме самой Божией Матерью).

При императоре Восточной Римской империи Аркадии (император с 395 г.; ум. в 408 г.) Пояс Пресвятой Богородицы был доставлен в Константинополь и помещен в прекрасный ларец, который обрел свое место в одном из трех главных Богородичных храмов Царьграда — Халкопратийскую церковь (некоторые источники говорят о нахождении Пояса не в этом, а во Влахернском храме — вероятно, это следствие путаницы — Влахернский храм был местом хранения Ризы Богоматери; вполне возможно, однако, что святыни могли быть перемещаемы из одного храма в другой). На протяжении столетий ларец с Поясом Богоматери не открывали, но спустя пять веков после Положения Пояса в Халкопратийском храме, при императоре Льве VI Мудром, его жене Зое Карбонопсине было видение, что она избавится от своего недуга (как повествует Менологий, императрицу мучил нечистый дух), если на нее возложат Пояс Пресвятой Богородицы. Император открыл ларец и обрел Пояс в целости и сохранности, сверкающим и чистым, будто сотканным вчера; Пояс был запечатан золотым хрисовулом императора Аркадия, на котором были указаны год и индикт Положения Пояса в Царьграде, а также точная дата этого события — 31 августа. По повелению императора Пояс Пресвятой Девы был возложен на голову страждущей императрицы (это было поручено Евфимию, будущему Патриарху Константинопольскому, который составил и Слово в честь торжества нового обретения Пояса), и та исцелилась. Все вознесли хвалу Христу Спасителю и Его Пречистой Матери. Благодарная императрица вышила Пояс золотыми нитями, и святая реликвия была снова положена в раку, а праздник Положения Пояса получил еще большую торжественность, чем прежде.

В результате двух падений Константинополя — сначала в 1204 году, затем, окончательно, в 1453 году, — Пояс, как и почти все другие святыни Царьграда, покинул город, но не исчез бесследно. Части Пояса доныне хранятся на Св. Горе Афон (в монастыре Ватопед) и на Кипре (в монастыре Троодитисса); они прославились множеством чудес. Освящаемые на частях Пояса Божией Матери пояски раздаются верующим для ношения; многие женщины, имевшие ту или иную немощь, благодаря Предстательству Пресвятой Богородицы получили от них исцеление.

Глубоко символична дата празднования Положения Пояса Пресвятой Богородицы. Этот праздник является продолжением праздника Успения Пресвятой Богородицы — он не только посвящен Божией Матери, но само событие дарования Пояса произошло в связи с Успением. В практике афонских монастырей эта связь еще очевиднее — на Афоне попразднство Успения продолжается вплоть до дня Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, а ведь вслед за этим днем и его однодневным попразднством и совершается торжество Положения Пояса.

Тем самым, церковный год начинается с Рождества Пресвятой Богородицы (8 сентября (21 сентября н. ст.), спустя неделю после церковного новолетия) и заканчивается Успением Пресвятой Богородицы и связанным с ним праздником Положения Ее честного Пояса. Об этом говорится и в тропаре праздника Положения Пояса: Богородице Приснодево, человеков Покрове, Ризу и Пояс пречистаго Твоего телесе, державное граду Твоему обложение даровала еси, безсеменным Рождеством Твоим, нетленна пребывающи: о Тебе бо и естество обновляется, и время. Темже молим Тя, мир граду Твоему даровати, и душам нашим велию милость

Годовой круг церковных праздников вновь и вновь напоминает нам о событиях, благодаря которым и стало возможно спасение человека, и такие его начало и конец ясно указывают на смиренный подвиг Той, что была избрана стать Матерью Христа; Той, между Рождеством и Успением Которой и наступило лето благоприятное совершенного Господом Иисусом Христом домостроительства спасения; Той, на Чье Предстательство и уповают все православные христиане.

Диакон Михаил Желтов

Честной Пояс, прикасавшийся к Пречистому Чреву, носившему Творца, и смоченный каплями молока, питавшего Того, Кто есть Жизнь мира, является для всех христиан свидетельством спасения. Он словно говорит о том, что нужно обуздывать все устремления плоти и подражать душевной и телесной чистоте Пресвятой Девы и Матери Божией, чтобы удостоиться и в своем сердце носить Христа, Который присно становится ради нас Младенцем.

Тропарь, глас 8:
Богородице Приснодево, человеков покрове, ризу и пояс пречистаго Твоего телесе, державное граду Твоему обложение даровала еси, безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи, о Тебе бо и естество обновляется и время. Темже молим Тя, мир граду Твоему даровати, и душам нашым велию милость.

Кондак, глас 2:
Богоприятное Твое чрево, Богородице, объемший пояс Твой честный, держава граду Твоему необорима, и сокровище есть благих неоскудно, едина рождшая Приснодево.

Другой кондак, глас 4:
Честнаго пояса Твоего положение празднует днесь Твой, препетая, храм, и прилежно взывает Ти: радуйся, Дево, христиан похвало.

ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО ПОЯСА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

13 сентября (31 августа по юлианскому календарю) Православная Церковь совершает празднование Положения Честного Пояса Пресвятой Богородицы.

Пояс Пресвятой Богородицы был одной из трех главных святынь Константинополя, связанных с земной жизнью Божией Матери; кроме Пояса, в Царьграде хранились Риза (точнее, мафорий) Девы Марии и икона Божией Матери Одигитрии, написанная, по преданию, евангелистом Лукой.

Существуют два рассказа о происхождении пояса Богородицы, один из них в Минологии Василия II, другой в Синаксаре Константинопольской церкви, оба источника X века.

По преданиям, Святая Мария собственноручно соткала пояс из верблюжей шерсти . По одной из версий Пресвятая Богородица, после Своего Успения, явилась к апостолу Фоме и отдала ему пояс . Как известно из писаний, апостол не успел к погребению Божией Матери. Чтобы утешить верного ученика Христова, Она, по его молитвам, передала ему в руки святыню.

Камень, на котором стоял Апостол Фома, когда получал от Пресвятой Богородицы Её пояс с Небес. «Монастырь св. Марии Магдалины в Гефсимании»

Согласно преданию, отраженному в Менологии Василия II, Пояс и Риза Божией Матери незадолго до Ее Успения были отданы двум благочестивым иерусалимским вдовам и затем передавались из поколения в поколение.

Читайте также:  День Святой Троицы: что можно и нельзя делать в праздник, день отмечания

В первые века Пояс находился в Иерусалиме, а через несколько столетий, при императоре Восточной Римской империи Аркадии (395-408), он был перевезен в Константинополь и торжественно положен в Халкопратийскую церковь (некоторые источники говорят о нахождении Пояса не в этом, а во Влахернском храме — вероятно, это следствие путаницы — Влахернский храм был местом хранения Ризы Богоматери; вполне возможно, однако, что святыни могли быть перемещаемы из одного храма в другой). Пояс Пресвятой Богородицы был помещен в ковчег и запечатан золотой печатью императора Аркадия с указанием года и точного дня этого великого события.

На протяжении столетий ларец с Поясом Богоматери не открывали, но спустя пять веков после Положения Пояса в Халкопратийском храме, при императоре Льве VI Мудром (886-911) , его жене Зое Карбонопсине, которая долгое время страдала неизлечимой болезнью (возможно это была одержимость), было видение, что она избавится от своего недуга, если на нее возложат Пояс Пресвятой Богородицы. Император открыл ларец и обрел Пояс в целости и сохранности, сверкающим и чистым, будто сотканным вчера; Пояс был запечатан золотым хрисовулом императора Аркадия, на котором были указаны год и индикт Положения Пояса в Царьграде, а также точная дата этого события — 31 августа. По повелению императора Пояс Пресвятой Девы был возложен на голову страждущей императрицы (это было поручено Евфимию, будущему Патриарху Константинопольскому, который составил и Слово в честь торжества нового обретения Пояса), и та исцелилась. Все вознесли хвалу Христу Спасителю и Его Пречистой Матери. Благодарная императрица вышила Пояс золотыми нитями, и святая реликвия была снова положена в раку, а праздник Положения Пояса получил еще большую торжественность, чем прежде. Таким образом, случилось второе Положение Пояса .

В память о чуде, которое произошло и в честь двукратного положения, был установлен праздник Положения честного пояса Пресвятой Богородицы .

В X веке Пояс Богородицы оказался разделен на несколько частиц. Части Пояса доныне хранятся на Св. Горе Афон (в монастыре Ватопед), на Кипре (в монастыре Троодитисса) и в Грузии (Зугдиди); они прославились множеством чудес. Освящаемые на частях Пояса Божией Матери пояски раздаются верующим для ношения; многие женщины, имевшие ту или иную немощь, благодаря Предстательству Пресвятой Богородицы получили от них исцеление.

Глубоко символична дата празднования Положения Пояса Пресвятой Богородицы. Этот праздник является продолжением праздника Успения Пресвятой Богородицы — он не только посвящен Божией Матери, но само событие дарования Пояса произошло в связи с Успением . В практике афонских монастырей эта связь еще очевиднее — на Афоне попразднство Успения продолжается вплоть до дня Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, а ведь вслед за этим днем и его однодневным попразднством и совершается торжество Положения Пояса.

Тем самым, церковный год начинается с Рождества Пресвятой Богородицы (8 сентября (21 сентября н. ст.), спустя неделю после церковного новолетия) и заканчивается Успением Пресвятой Богородицы и связанным с ним праздником Положения Ее честного Пояса. Об этом говорится и в тропаре праздника Положения Пояса:

Богородице Приснодево, человеков Покрове, Ризу и Пояс пречистаго Твоего телесе, державное граду Твоему обложение даровала еси, безсеменным Рождеством Твоим, нетленна пребывающи: о Тебе бо и естество обновляется, и время. Темже молим Тя, мир граду Твоему даровати, и душам нашим велию милость.

Годовой круг церковных праздников вновь и вновь напоминает нам о событиях, благодаря которым и стало возможно спасение человека, и такие его начало и конец ясно указывают на смиренный подвиг Той, что была избрана стать Матерью Христа; Той, между Рождеством и Успением Которой и наступило лето благоприятное совершенного Господом Иисусом Христом домостроительства спасения; Той, на Чье Предстательство и уповают все православные христиане.

Диакон Михаил Желтов

Тропарь Святому и Пречестному Поясу Пресвятой Богородицы, глас 8
Богородице Приснодево, человеков покрове, ризу и пояс пречистаго Твоего телесе, державное граду Твоему обложение даровала еси, безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи, о Тебе бо и естество обновляется и время. Темже молим Тя, мир граду Твоему даровати, и душам нашым велию милость.

Кондак Святому и Пречестному Поясу Пресвятой Богородицы, глас 2
Богоприемное Твое чрево Богородице, объемший пояс Твой честный, держава стаду Твоему необорима, и сокровище есть благих неоскудно, едина рождшая Приснодево.

Другой кондак, глас 4:
Честнаго пояса Твоего положение празднует днесь Твой, препетая, храм, и прилежно взывает Ти: радуйся, Дево, христиан похвало.

Фильм Аркадия Мамонтова «Пояс Богородицы»

Информация о фильме
Название: ПОЯС БОГОРОДИЦЫ
Оригинальное название: Пояс Богородицы
Год выхода: 2011
Жанр: Документальный
Режиссер: Аркадий Мамонтов

О фильме:
Пояс Пресвятой Богородицы – одна из самых ценных реликвий христианского мира. Сейчас святыня хранится на полуострове Афон, куда закрыт доступ женщинам. Многие верят, что пояс помогает не только бесплодным, но и при различных болезнях. Авторы фильма рассказывают об истории этой святыни и о чудесах, которые она принесла верующим.

Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратийском храме

Аудио

Ковчег с Поясом Пресвятой Богородицы

Согласно древнему церковному преданию, оставляя этот мир для того, чтобы соединиться со Своим Сыном и Господом, Пресвятая Богородица завещала две Свои одежды двум бедным еврейским женщинам, служившим Ей. Они бережно хранили эти реликвии, передававшиеся от поколения к поколению. В правление Льва I христиане Гальвий и Кандид получили ризу Богородицы, прибегнув к простительной хитрости, и положили ее во Влахернской церкви [1] .

Пояс Богородицы был обретен при неизвестных обстоятельствах в епархии Зела, близ Амасии в Понте. Около 530 года, в правление Юстиниана, он был привезен в Константинополь [2] и положен в Халкопратийской церкви, находившейся к западу от Святой Софии, в квартале медников. В этот день в Халкопратийском храме отмечался престольный праздник и память обретения двух хранившихся там драгоценных реликвий – честного Пояса Богородицы и Пелен Христовых.

Много лет спустя (ок. 888 г.) супруга императора Льва VI Мудрого Зоя тяжело заболела из-за наваждения нечистого духа. Она увидела сон, в котором ей было открыто, что она исцелится, если на нее возложат Пояс Богородицы. Император тотчас повелел сломать печати на раке с реликвией и с изумлением увидел честной Пояс сверкающим и чистым, будто сотканным вчера. Рядом лежала записка, в которой был назван день перенесения Пояса в Константинополь и рассказано о том, как сам император положил его в эту раку и собственноручно ее запечатал. Император Лев с благоговением приложился к реликвии и передал ее патриарху. Тот возложил Пояс на голову императрицы, и она тотчас исцелилась от недуга. Все вознесли хвалу Христу Спасителю и Его Пречистой Матери. Благодарная императрица вышила Пояс золотыми нитями, и святая реликвия была снова положена в раку.

По преданию, болгарский царь Иван Асень (1187–1196), одержав победу над императором Исааком II Ангелом (1190), захватил крест с вложенной в него частицей честного Пояса. Этот крест был брошен неким священником в реку, чтобы он не подвергся поруганию. Святыня затем попала к сербам и впоследствии была передана князем Лазарем († 1389) в афонский монастырь Ватопед. Там она почитается и доныне. Святая реликвия источает сладостное благоухание, и от нее совершаются многочисленные чудеса.

Честной Пояс, прикасавшийся к Пречистому Чреву, носившему Творца, и смоченный каплями молока, питавшего Того, Кто есть Жизнь мира, является для всех христиан свидетельством спасения. Он словно говорит о том, что нужно обуздывать все устремления плоти и подражать душевной и телесной чистоте Пресвятой Девы и Матери Божией, чтобы удостоиться и в своем сердце носить Христа, Который присно становится ради нас Младенцем.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

[1] Праздник Положения честного Пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратийском храме следует отличать от праздника Положения честной Ризы, или Мафория, Богородицы во Влахернах (празднуется 2 июля и 1 октября).

[2] Данные агиографических источников весьма туманны и противоречивы. Здесь мы приводим версию «Константинопольского Синаксаря», подтверждаемую «Императорским Минологием» (XI в.). Однако в том же тексте, как и в «Минологии Василия II», далее говорится, что перенесение святыни произошло при Аркадии, сыне Феодосия (395–408). С другой стороны, известно, что строительство Халкопратийской церкви было начато Пульхерией, а закончено только при Льве I. Возможно, церковь была разрушена землетрясением и затем восстановлена Юстином II (565–578), который сделал большой вклад в этот храм и построил часовню для честного Пояса. 12 апреля в «Синаксаре» поминается другое перенесение честного Пояса – из Зелы в Константинополь, но в тексте оно отнесено к IX в. Эта дата, безусловно, ошибочна, поскольку сохранились церковные песнопения на этот праздник, сочиненные в VII в. св. Максимом Исповедником, а также гомилия св. Германа Константинопольского, относящаяся к следующему столетию. Некоторые историки полагают, что сначала существовал только один праздник в честь честного Пояса и Ризы, отмечавшийся во Влахернах, и что нынешний праздник появился только в IX в. Как бы то ни было, крестный ход, который совершался каждую пятницу от Влахерн в Халкопратию, указывает на связь между этими двумя величайшими Богородичными святынями Константинополя.

Ссылка на основную публикацию