Молитва «Символ веры»
В жизни христианской церкви особое значение всегда имел Символ веры – молитва: как емкое содержание того, во что верит Церковь. Символ – изначально то, что держит вместе, объединяет. И Символ веры как раз вмещает те истины, что, как верит Церковь, нужны человеку для наполненности его существования и избавления от греха и духовной погибели.
Текст молитвы «Символ веры»
На русском языке
- Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
- И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.
- Ради нас людей и ради нашего спасения сошедшего с небес и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.
- Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного.
- И воскресшего в третий день, согласно Писанию.
- И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца.
- И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.
- И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопоклоняемого и прославляемого, говорившего через пророков.
- В единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
- Признаю одно крещение для прощения грехов.
- Ожидаю воскресения мертвых.
- И жизни будущего века. Аминь (истинно так).
На церковно-славянском языке
- Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́, Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым.
- И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век; Све́та от Света, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша.
- Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы и вочелове́чшася.
- Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна.
- И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием.
- И возше́дшаго на Небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́.
- И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́.
- И в Д́уха Свята́го, Го́спода, Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щего, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки.
- Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь.
- Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в.
- Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых,
- и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Аминь.
Весь Символ веры состоит из двенадцати членов (предложений), и в каждом из них содержится особая истина, или, как еще называют, догмат нашей православной веры.
1-й член говорит о Боге Отце, 2-й по 7-й члены говорят о Боге Сыне, 8-й – о Боге Духе Святом, 9-й – о Церкви, 10-й – о крещении, 11-й и 12-й – о воскресении мертвых и о вечной жизни.
Зарождение молитвы «Символ веры»
Символ веры зародился как подготовка новообращенных, собирающихся принять крещение. В далекие времена крестились, как правило, уже взрослые люди. Точно так же, как и сегодня, воцерквлялся каждый в результате своего собственного, именно его пути. Так как любое обращение, любое соприкосновение человека с Богом – тайна божественного промысла, открыть завесу которого нам не дозволено. Кто-то ищет Бога, переполнившись несчастьями, попав в беду. Прочие находят Бога, увидев его как свет радости и благодати.
Возникновение веры в душе человека – загадка. Но, тем не менее, вера в Христа – дорога человека к Церкви, к общине верующих во Христа. Именно вера стремится и призывает к объединению верующих, которые как раз своим единением, любовью один к другому показывают свету, что они последователи Христовы.
Жизнь новоуверовавшего, как христианина брала свое начала с его визита к епископу тамошней Церкви, и тот наносил крест на лбу, словно обозначая знак Христа. Человек явился к Богу, уверовал во Христа. Но теперь ему полагается выяснить содержание веры. Он превращается в ученика. Согласно церковным писаниям его начинают оглашать. Так как христианство – не всего лишь чувство, а встреча с Истиной, непростой подвиг принятия ее всецело. Словно человек, у которого страстная любовь к музыке, чтоб играть на инструменте, обязан освоить трудное обучение, аналогично уверовавший во Христа, возлюбивший его, обязан теперь осознать глубину своей веры и то, к чему она призывает.
В канун празднования Пасхи – потому как в ранней Церкви крестили в пасхальную ночь – любой, собирающийся принять крещение торжественно читал слова молитвы «Символ веры», производя «отдачу» его, принимая свое вхождение в единение веры и любви. У любой крупной тамошней церкви – Римской, Антиохийской и так далее, имелся собственный символ веры для крещения. И даже при том, что они были везде выражением единой и неделимой веры, стилистикой и фразеологией, они различались.
Роль Вселенских соборов
В первой половине 4-го столетия в Церкви разгорелись серьезные дискуссии, относительно основного христианского учения о Христе как о Боге. В 20-х годах 4-го века в городе Никее был созван первый Вселенский Собор, и на нем составили общий, одинаковый для всех христиан Символ веры. Через несколько десятков лет, на втором Вселенском соборе, в Константинополе, Символ веры дополнили и дали ему имя Никео-Царьградский, единого для вселенской Церкви. И третий, Вселенский собор, в Ефесе в 30-х годах 5-го столетия провозгласил, что этот символ сохранялся вовеки неприкосновенным, чтобы более он не дополнялся.
С того времени вселенский Символ веры поют либо читают в Церкви на любой литургии. Он – общее для всех непременное выражение Церковью своей веры. И по этой причине любой, кто хочет выяснить, во что верит Церковь, в чем суть христианской веры, какова Истина, передаваемая христианством свету – ответ отыщет в молитве «Символ веры».
Символ веры
Пение Символа веры на литургии:
Си́мволом ве́ры называется краткое и точное изложение основ христианского вероучения, составленное и утвержденное на 1-м и 2-м Вселенских Соборах.
Символ веры – не молитва (а исповедание веры). Ибо он не содержит обращений к Богу, Пресвятой Богородице, Ангелам или святым.
Весь Символ веры состоит из двенадцати членов (предложений), и в каждом из них содержится особая истина, или, как еще называют, догмат нашей православной веры.
1-й член говорит о Боге Отце, 2-й по 7-й члены говорят о Боге Сыне, 8-й – о Боге Духе Святом, 9-й – о Церкви, 10-й – о крещении, 11-й и 12-й – о воскресении мертвых и о вечной жизни.
1-й. Верую во еди́наго Бога Отца, Вседержителя, Творца не́бу и земли, видимым же всем и невидимым.
Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
2-й. И во еди́наго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единоро́днаго, И́же от Отца рожде́ннаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосущна Отцу, Им же вся бы́ша;
(Верую) и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не созданного, одного существа с Отцом, через Которого все сотворено;
3-й. Нас ради человек и нашего ради спасения сше́дшаго с небес, и воплоти́вшагося от Духа Свя́та и Марии Девы, и вочелове́чшася;
Для нас людей и для нашего спасения сшедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и сделавшегося человеком;
4-й. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пилате, и страдавша, и погребенна;
Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного;
5-й. И воскре́сшаго в третий день, по Писанием;
И воскресшего в третий день, согласно с Писаниями (пророческими).
6-й. И восше́дшаго на небеса, и седя́ща одесну́ю Отца;
И восшедшего на небеса и сидящего справа от Отца;
7-й. И па́ки гряду́щаго со славою суди́ти живым и мертвым, Его́же Царствию не будет конца.
И опять имеющего прийти со славою судить живых и мертвых, царству, Которого не будет конца.
8-й. И в Духа Святаго, Господа, Животворя́щаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланя́ема и ссла́вима, глаголавшаго пророки.
(Верую) и в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равно со Отцом и Сыном, говорившего через пророков.
9-й. Во Еди́ну, Святу́ю, Соборную и Апостольскую Церковь.
(Верую) и во Единую, Святую, Соборную (Вселенскую) и Апостольскую Церковь.
10-й. Испове́дую еди́но Крещение во оставле́ние грехов.
Исповедую одно Крещение во оставление грехов.
11-й. Ча́ю воскресе́ния мертвых.
Ожидаю воскресения мертвых.
12-й. И жизни будущаго века. Аминь.
И жизни будущего века. Истинно так.
* В церковно-славянском языке нет буквы ё, потому все е нужно читать как е (не ё).
Верую – верю, я убежден; Единороднаго – единственного; прежде всех век – прежде всякого времени, от вечности; единосущна Отцу – имеющего одинаковую сущность (природу, естество) с (Богом) Отцом; Им же вся быша, – и Им, то есть Сыном Божиим, все сотворено; воплотившагося – принявшего на Себя тело человеческое; вочеловечшася – сделавшегося человеком, подобным нам, но не переставая быть Богом; воскресшаго – ожившего: по Писанием – согласно со Священным Писанием, где пророки предсказали, что Он воскреснет из мертвых в третий день; восшедшаго – вознесшегося; одесную – по правую сторону Бога Отца, Слова седяща одесную, то есть сидящего с правой стороны (эту фразу следует понимать в том смысле, что Иисус Христос имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом); паки – опять, во второй раз; мертвых – умерших, которые тогда воскреснут; Его же Царствию не будет конца – после суда настанет бесконечно царство Его; Животворящаго – дающего жизнь; спокланяема и сславима – Духу Святому следует поклоняться и прославлять Его наравне с Отцом и Сыном, т. е. Дух Святой равный Богу Отцу и Богу Сыну; Глаголавшаго пророки – Дух Святой говорил через пророков; Соборную – согласную, единодушную, охватывающую людей со всей вселенной; исповедую – открыто признаю словом и делом; чаю – ожидаю; И жизни будущаго века – настанет после всеобщего суда вечная жизнь.
Никео-Цареградский Символ веры
Из катехизиса «Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений» дореволюционного миссионера диакона Иоанна Смолина.
3. Нас ради человек ( Быт.3:17 , Пс.50:7 , Иов.14:4 , 1Ин.1:8, 3:4-8 , Иак.3:2 , 1Пет.4:18 , Рим.5:12 ) и ради нашего спасения ( Мк.1:14-15 , Ин.14:6 , Деян.4:12 , Тит.3:4-6 , 1Тим.2:4-6 ) сошедшего с небес ( Ин.3:13 ), и воплотившагося ( Ин.1:14 , Ин.3:17 ) от Духа Свята и Марии Девы ( Быт.3:15 , Ис.7:14 , Мф.1:20-23 , Лк.1:30-35,43 ), и вочеловечшася ( Ин.2:2-3, 11:35 , 1Тим.2:5 ).
8. И в Духа Святаго ( Быт.1:2 , Мф.3:16 , Ин.3:5-8 , Деян.13:2 ), Господа ( Деян.5:3-4 ), Животворящаго ( Ис.11:1-3 , Ин.3:5 , 1Кор.3:16 , Рим.8:14-16,26 ), Иже от Отца исходящаго ( Ин.14:16,26, 15:26 ), Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима ( Мф.28:19 , Ин.16:13-15 , Пс.32:6 , Деян.5:3-4 , 1Кор.12:3 ), глаголавшего пророки ( 1Пет.1:12 , 2Пет.1:21 ).
С апостольских времен, христиане пользовались так называемыми “символами веры” для того, чтобы напоминать самим себе основные истины христианской веры. В древней церкви существовало несколько кратких символов веры. В 4-м веке, когда появились ложные учения о Боге Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость прежние символы пополнить и уточнить.
На Первом Вселенском Соборе были сформулированы первые семь членов Символа, на Втором – следующие пять. Первый Вселенский Собор состоялся в городе Никее в 325 г. по Рождестве Христовом для утверждения апостольского учения о Сыне Божием против неправильного учения Ария, считавшего, что Сын Божий создан Богом Отцом и поэтому не является истинным Богом. Второй Вселенский Собор состоялся в Константинополе (Царьграде) в 381 г. для утверждения апостольского учения о Святом Духе против лжеучения Македония, отвергавшего Божественное достоинство Духа Святого. По двум городам, в которых состоялись эти Вселенские соборы, Символ веры носит название Никео–Цареградского.
Символ веры произносится принимающим крещение (“оглашенным”) во время совершения Таинства Крещения. При крещении младенца Символ веры произносится восприемниками. Кроме того, Символ веры соборно поется верующими в храме за литургией и читается ежедневно в составе утреннего молитвенного правила.
Молитва «Символ веры»
Русскоязычный текст Символа Веры с ударениями и объяснением
1 Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 2 И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. 3 Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. 4 Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. 5 И воскресшаго в третий день по Писанием. 6 И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. 7 И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. 8 И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. 9 Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. 10 Исповедую едино крещение во оставление грехов. 11 Чаю воскресения мертвых, 12 и жизни будущаго века. Аминь.
С ударениями
Ве’рую во еди’наго Бо’га Отца’, Вседержи’теля, Творца’ не’бу и земли’, ви’димым же всем и неви’димым.
И во еди’наго Го’спода Иису’са Христа’, Сы’на Бо’жия, Единоро’днаго, И’же от Отца’ рожде’ннаго пре’жде всех век; Све’та от Све’та, Бо’га и’стинна от Бо’га и’стинна, рожде’нна, несотворе’нна, единосу’щна Отцу’, И’мже вся бы’ша.
Нас ра’ди челове’к и на’шего ра’ди спасе’ния сше’дшаго с небе’с и воплоти’вшагося от Ду’ха Свя’та и Мари’и Де’вы, и вочелове’чшася.
Распя’таго же за ны при Понти’йстем Пила’те, и страда’вша, и погребе’нна.
И воскре’сшаго в тре’тий день по Писа’нием.
И возше’дшаго на небеса’, и седя’ща одесну’ю Отца’.
И па’ки гряду’щаго со сла’вою суди’ти живы’м и ме’ртвым, Его’же Ца’рствию не бу’дет конца’.
И в Ду’ха Свята’го, Го’спода животворя’щаго, И’же от Отца’ исходя’щаго, И’же со Отце’м и Сы’ном спокланя’ема и ссла’вима, глаго’лавшаго проро’ки.
Во еди’ну Святу’ю, Собо’рную и Апо’стольскую Це’рковь.
Испове’дую еди’но креще’ние во оставле’ние грехо’в.
Ча’ю воскресе’ния ме’ртвых,
и жи’зни бу’дущаго ве’ка. Ами’нь.
Объяснение текста:
Веровать в Бога — значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях и всем сердцем принимать откровенное слово Его о спасении рода человеческого. Бог есть един по существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная. В Символе веры Бог называется Вседержителем, потому что все, что ни есть, Он содержит в Своей силе и Своей воле. Слова Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым означают, что все сотворено Богом и ничто не может быть без Бога. Слово невидимым указывает, что Бог сотворил невидимый, или духовный, мир, к которому принадлежат Ангелы.
Сыном Божиим называется второе Лицо Святой Троицы по Своему Божеству. Он назван Господом, потому что Он есть истинный Бог, ибо имя Господь есть одно из имен Божиих. Сын Божий назван Иисусом, то есть Спасителем, это имя наречено самим Архангелом Гавриилом. Христом, то есть Помазанником, назвали Его пророки — так издавна называли царей, первосвященников и пророков. Иисус, Сын Божий, назван так потому, что Его человечеству безмерно сообщены все дары Духа Святого и, таким образом, Ему в высочайшей степени принадлежат ведение пророка, святость первосвященника и могущество царя. Иисус Христос называется Сыном Божиим Единородным, потому что Он только один есть Сын Божий, рожденный из существа Бога Отца, и потому Он — единого существа с Богом Отцом. В Символе веры сказано, что Он рожден от Отца, и этим изображается то личное свойство, которым Он отличается от других Лиц Святой Троицы. Сказано прежде всех век, чтобы никто не думал, что было время, когда Его не было. Слова Света от Света некоторым образом изъясняют непостижимое рождение Сына Божия от Отца. Бог Отец есть вечный Свет, от Него рождается Сын Божий, Который также есть вечный Свет; но Бог Отец и Сын Божий есть единый вечный Свет, нераздельный, единого Божеского естества. Слова Бога истинна от Бога истинна взяты из Священного Писания: Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (1 Ин. 5, 20). Слова рожденна, несотворенна прибавлены святыми отцами Вселенского собора для обличения Ария, который нечестиво учил, что Сын Божий сотворен. Слова единосущна Отцу означают, что Сын Божий есть одного и того же Божественного существа с Богом Отцом. Слова Имже вся быша показывают, что Бог Отец все сотворил Сыном Своим как вечною премудростию Своею и вечным Словом Своим. Нас ради человек и нашего ради спасения — Сын Божий, по обещанию Своему, пришел на землю не для одного какого-либо народа, а вообще для всего рода людского. Сшедшаго с небес — как сам о себе говорит: Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах (Ин. 3, 13). Сын Божий вездесущ и потому всегда был на небе и на земле, но на земле Он прежде был невидим и стал видим лишь когда явился во плоти, воплотился, то есть принял на Себя плоть человеческую, кроме греха, и сделался человеком, не переставая быть Богом. Воплощение Христово совершилось содействием Святого Духа, так что Святая Дева как была Девою прежде зачатия, так и в зачатии, и после зачатия, и в самом рождении пребыла Девой. Слово вочеловечшася прибавлено, чтобы никто не подумал, что Сын Божий принял одну плоть или тело, но чтобы в Нем признавали совершенного человека, состоящего из тела и души. Иисус Христос был распят за нас — Он крестною смертию Своею избавил нас от греха, проклятий и смерти.
Слова при Понтийстем Пилате указывают на время, когда Он был распят. Понтий Пилат — римский правитель Иудеи, которая была покорена римлянами. Слово страдавша прибавлено, чтобы показать, что распятие Его было не одним видом страдания и смерти, как говорили некоторые лжеучителя, но подлинное страдание и смерть. Он страдал и умер не Божеством, а человеком, и не потому, что не мог избежать страдания, а потому, что восхотел пострадать. Слово погребен удостоверяет, что Он действительно умер и воскрес, ибо враги Его приставили даже стражу ко гробу и запечатали гроб. И воскресшаго в третий день по Писанием — пятый член Символа веры учит, что Господь наш Иисус Христос силою Божества Своего воскрес из мертвых, как написано о Нем у пророков и в псалмах, и что Он воскрес в том же теле, в котором родился и умер. Слова по Писанию означают, что Иисус Христос умер и воскрес точно так, как о том пророчески написано в книгах Ветхого Завета. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца — эти слова заимствованы из Священного Писания: Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все (Еф. 4, 10). Мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах (Евр. 8, 1). Слова седяща одесную, то есть сидящего с правой стороны, надо понимать духовно. Они значат, что Иисус Христос имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца — Священное Писание так говорит о будущем пришествии Христовом: Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян. 1, 11).
Дух Святый называется Господом, потому что он, как и Сын Божий, — истинный Бог. Дух Святой называется Животворящим, потому что Он вместе с Богом Отцом и Сыном дает тварям жизнь, людям же в том числе и духовную: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5). Дух Святой исходит от Отца, как говорит об этом Сам Иисус Христос: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин. 15, 26). Духу Святому приличествует поклонение и прославление, равное со Отцом и Сыном — Иисус Христос повелел крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19). В Символе веры сказано, что Дух Святой глаголал через пророков — это основано на словах апостола Петра: никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1, 21). Причастным Духу Святому можно сделаться через таинства и усердную молитву: если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него (Лк. 11, 13).
Церковь едина, потому что Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас (Еф. 4, 4–6). Церковь Святая, потому что Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Еф. 5, 25–27). Церковь Соборная, или, что то же, кафолическая, или Вселенская, потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но включает в себя истинно верующих всех мест, времен и народов. Церковь Апостольская, потому что она непрерывно и неизменно от времен апостолов сохраняет и учение, и преемство даров Святого Духа через освященное рукоположение. Истинная Церковь называется также Православной, или Правоверующей.
Крещение — это Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Крещение едино, потому что оно есть духовное рождение, а родится человек однажды, потому и крестится однажды.
Воскресение мертвых — это действие всемогущества Божия, по которому все тела умерших людей, соединясь снова с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны.
Жизнь будущаго века — это жизнь, которая будет после Воскресения мертвых и Всеобщего cуда Христова.
Слово Аминь, завершающее Символ веры, означает «Истинно так». Церковь хранит Символ веры с апостольских времен и будет хранить его вечно. Никому и никогда нельзя ни убавить, ни добавить что-либо к этому Символу.
Молитва “Символ веры” – нужно знать крестным наизусть
Подготовка к Таинству Крещения – очень важное время в жизни будущих крестных родителей. Во время огласительных бесед очень подробно рассказывается о чинопоследовании Крещения, а также о том, что должен в обязательном порядке знать восприемник. К этой категории относится и “Символ веры”.
По своей сути, Символ веры – это не молитва. В ней нет обращения, молитвенной просьбы к Богу, Богородице или Святым. В “Символе веры” сосредоточено краткое и очень точное изложение основ всего христианского вероучения, которое было составлено и утверждено еще на Первом и Втором Вселенских Соборах.
«Символ веры» крестным нужно выучить наизусть, поскольку во время Крещения она произносится восприемниками в храме. Но очень важно не только выучить, но еще и понимать, о чем говорится в молитве.
1 Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 2 И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. 3 Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. 4 Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. 5 И воскресшаго в третий день по Писанием. 6 И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. 7 И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. 8 И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. 9 Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. 10 Исповедую едино крещение во оставление грехов. 11 Чаю воскресения мертвых, 12 и жизни будущаго века. Аминь.
12 догматов православного Символа Веры с толкованием
«Символ веры» состоит из двенадцати догматов. В каждом – особая истина православной веры:
1-й догмат говорит о Боге Отце, со 2-ого по 7-й рассказывается о Боге Сыне, 8-й — о Боге Духе Святом, 9-й — о Церкви, 10-й — о Крещении, 11-й и 12-й — о воскресении мертвых и о вечной жизни.
Рассмотрим каждое утверждение Символа веры подробно.
1-й догмат: Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
В первую очередь этими словами мы признаем существование Бога, как Бесконечной Сущности, которую невозможно познать, исследовать, узнать человеку до конца. Все, что существует, получило «жизнь» от Него. Для христианина нет больше никаких других «богов» (перун, кришна, зевс и т.д.).
Бог – Вседержитель, потому что весь мир держится на Его силе. Бог называется Творцом Неба и земли, потому что Он создал из небытия Вселенную за шесть дней. Подвластно Ему все и видимый мир (материальная Вселенная), и невидимый. Под невидимым понимается, конечно, бессмертные души людей, а также жизнь Ангелов, которые не имеют материального тела.
2-й догмат: И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
Здесь говорится о том, что Иисус Христос – равнозначное «Лицо» Святой Троицы, Бог истинный, рожденный от Бога истинного. Он единосущен (той же сущности) Отцу.
3-й догмат: Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
Начиная с этого утверждения в «Символе веры» идет подробное изложение Спасения всего человечества Иисусом Христом. Вечный Сын «сходит с небес». Но не перемещается в пространстве, а воплощается от Духа Свята и Марии Девы. Принимает человеческую плоть. Будучи совершенным Богом становится Совершенным Человеком.
Карточка с текстом Символа веры, молитвы “Отче наш” и “Богородице Дево, радуйся” вложена в каждый крестильный набор нашей мастерской.
4-й догмат: Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
Первый человек привнес в мир смерть, а Христос дал вечную жизнь. Упоминанием конкретной личности «при Понтийстем Пилате», подчеркивается реальный исторический момент. Христос действительно страдал на Кресте, терпел страшные муки, для того, чтобы избавить нас от смерти. Он поистине умер и был погребен. Но Воскресе. Так рухнула стена между Богом и людьми – стена греха. И так исчезла причина вечной смерти.
5-й догмат: И воскресшаго в третий день по Писанием.
Здесь рассказывается о том, что в третий день Христос силой Своего Божества, воскрес из мертвых. Смерть была уничтожена. С Пасхального утра начался обратный ход мировой истории – процесс воскресения всех умерших. Об этом предсказывали и древние пророки. Их слова дошли до нас в священном Писании.
6-й догмат: И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
На сороковой день после Своего воскресения Христос плотью вознесся на небеса, прокладывая нам путь в вечное отечество. Господь Иисус восседает по правую сторону (одесную) Отца, и, как Человек, участвует в управлении миром. Он ожидает окончания проповеди Церкви, собирающей в Царство всех спасенных.
7-й догмат: И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
Здесь говорится о Втором Пришествии Господа Иисуса Христа. Он придет на землю уже не как Спаситель, а как Праведный Судья. По Его слову при пении трубы архангела воскреснут все мертвецы. Все живые будут мгновенно преображены. Так что человечество с первого человека и до последнего соберется перед Его троном.
Тогда Господь воздаст каждому по делам его. Праведники получат вечную жизнь, а грешники вместе с сатаной будут брошены в вечный огонь. И после суда наступит вечное Царство славы, которое больше никогда не кончится. В нем не будет ни смерти, ни болезней, ни печали, ни греха, но только все возрастающая радость.
8-й догмат: И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
Теперь в «Символе веры» говорится о еще одной «Личности» Святой Троицы – Святом Духе. Дух Святой вечно исходит от Отца, из Его сущности, и это Его личное свойство, которым Он отличается от Отца и Сына. Но при этом Он равен Им. Поэтому и говорится, что Духу Святому мы поклоняемся и прославляем Его вместе с Отцом и Сыном. Он руководит и Церковью, которую и создал, сойдя в виде огненных языков на апостолов в день Пятидесятницы. Дух Святой в конце мира преобразит творение и даст жизнь всем умершим. Через Него мы получили Божественное Откровение, потому и сказано, что Он говорил через пророков.
Прослушайте текст Символа веры
Представлены два варианта – в исполнении хора и в прочтении батюшки.
Аудиофайлы можно также скачать.
9-й догмат: Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
На земле Церковь – это собрание христиан. Все нас объединяет православная вера, богослужебное общение, следование закону Бога. Церковь называется единой – единственной, так как Она одна и нет других.
Церковь называется соборной или вселенской, потому что Она в целой вселенной для всех времен и всех без исключения народов несет свет спасения. В Ней нет ни национальности, ни социальных различий.
Апостольской называется Она потому, что основана через апостолов. И дар Духа Святого передается в Ней непрерывно через рукоположение епископов и священников от самих учеников Христа.
10-й догмат: Исповедую едино крещение во оставление грехов.
Здесь говорится о значимости и важности Таинства Крещения, потому что через него христианин обретает «новое рождение» от воды и Святого Духа. После этого человек может участвовать во всех Церковных Таинствах (Исповеди, Причастия, Венчания, Соборования)
11-й догмат: Чаю воскресения мертвых.
Каждый христианин с надеждой ожидает воскресения мертвых. Нам известно, что душа человека бессмертна. Полное воздаяние совершится в день Суда. Тела людей, те самые, которые умерли, вновь соединятся с душами. Они будут совершены. Наступит вечность, в которой воскресшие будут вечно пребывать с телами, ибо смерти больше не будет.
12-й догмат: И жизни будущаго века. Аминь.
Здесь говорится о том, что все христиане ждут вечной жизни. Только получат ее праведники. Они будут всегда созерцать Бога и от Него получать все большее знание, счастье и наслаждение. Святые будут царствовать вместе с Христом в новой вселенной.
Грешники же будут брошены в вечный огонь вместе с дьяволом и его «ангелами». Там их ожидает неугасимый пламень. И мучения их не прекратятся никогда.
Надеемся, что это краткое толкование «Символа веры» поможет будущим крестным родителям сделать первые шаги к познанию Закона Божьего, следованию заповедям Христовым, и, пожалуй, самое главное, становлению их полноценными христианами.
Молитва символ веры «Верую во Единого Бога Отца Вседержителя»
«Символ веры» – это величайшая христианская молитва, в которой изложены основы православного вероучения. Это одна из главных молитв, которая читается на любом богослужении.
«Символ веры» – одна из главных православных молитв
Эта молитва составлена на Первом и Втором Вселенском Соборе. Молитвенное обращение состоит из частей: первые семь частей были написаны святыми отцами на Первом Вселенском Соборе в городе Никее в 325 г, а остальные пять частей дополнение Второго Вселенского Собора, состоявшемся в Константинополе в 381 г.
Уникальность этой молитвы заключается в том, что она напоминает всем христианам, в чем смыл их веры. Этот молебен в храме является основным для всех ветвей христианства: православных, католиков и протестантов.
Значение молитвы в жизни каждого правоверного
Эта молитва является утверждением того, что сама – это великая великую тайну. Никто не может сказать с точностью, обретает ли человек веру при своей жизни или она дается ему Всевышним. В христианстве постоянно ведутся споры о том, что ждет после смерти людей, рожденных в другой культуре и верующих в нечто иное. Однозначно можно сказать, что если человек придерживается при жизни общечеловеческих правил и живет с любовью и искренностью в сердце, то двери в рай Господний ему открыты. Каждый человек достоин этого, вне зависимости от своего вероубеждения. Главное, чтобы в душе царило добро. И этот выбор делает каждый человек самостоятельно.
Молитвы «Символ веры» является средством сплочения всех верующих, и в этом заключается ее великая тайна. Она будто бы создает из всех людей одну большую семью, и направляет всех в людей вместе к Свету Божьему. В ней в краткой форме передается все то, о чем должен помнить верующий человек.
Согласно ее тексту верить, значит не принимать ничего того, что утверждают враги христианства. Хотя никто из людей при жизни не видел Бога, нужно верить, что в будущем это обязательно случиться. Каждый из нас должен также верить в то, что после смерти нас ожидает светлое небесное царство, а не холодная безмолвная пустота. И это дает силы жить и радоваться каждой минуте. Именно на этом акцентирует внимание в молитве слово «верую».
Обязательная молитва при крещения ребенка
Данная молитва обязательно читается при крещении. Она в данном обряде играет роль присяги. Если происходит крещение взрослого человека, то он читает ее сам. Молитвенными словам человек при крещении присягает Господу в принятии веры и самого Бога в сердце своем.
Когда проводится крещение младенца неразумного, то молитва произносится одним из крестных родителей. Причем принято, что при крещении мальчика, молитва читается крестной, а при крещении девочки произносить молитвенный тест должен крестный. Желательно, чтобы крестные родители перед церемонией крещения исповедались и причастились.
Важность крестных в жизни ребенка трудно переоценить. Эти люди являются свидетелем принятия рожденным Святой Веры Христовой. Они должны с этой минуты оказывать ему поддержку на всем жизненном пути. И если, по воле Господа, что-то случается с родителями, то крестный родитель должен восполнить ребенку эту утрату и опекать его всю жизнь.
Следует знать, что не обязательно иметь двух крестных родителей. Это скорее народная интерпретация, а не церковное правило. Но с другой стороны очень важно, чтобы крестный был обязательно христианином. В противном случае церемония крещения будет недействительной.
Вследствие всего сказанного к выбору крестного или крестной для своего ребенка родители должны подходить основательно. Это может быть родственник или чужой человек, но при этом очень важно, чтобы он был близок вам по духу и вы сможете доверить ему свое чадо.
Когда нужно читать молитву «Символ веры»
Данная молитва обязательно читается на каждом богослужении. Поэтому человек, который хоть раз присутствовал на нем, ее слышал. Все верующие, как правило, поют ее вместе. Молитва настолько сильна, что допускается читать ее не только в оригинале, но и на русском языке в максимальном приближении к исходному тексту. Совершенно не обязательно заучивать текст наизусть, главное в каждую произносимую фразу вкладывать всю искренность своей души.
Молитву «Символ веры» нужно читать на сон грядущий и в утренний час. Она позволяет поддерживать истинную веру в душе человека и не позволит свернуть с истинного пути, поддавшись дьявольским искушениям. Кроме того для укрепления веры молитвенный текст рекомендуется произносить в любой трудной жизненной ситуации.
Если читать эту молитву перед сном, то можно забыть обо всех случившихся в прошедший день неудачах и переосмыслить сложившуюся ситуацию. То есть, можно будет на следующий день найти новые более верные решения. В утренний час эта молитва помогает правильно настроиться на новый день. Также рекомендуется читать эту молитву в случае серьезной болезни, но делать это нужно только после основной молитвы.
Молитву «символ веры» можно не только читать, но и слушать. От этого действие ее не уменьшается. Главное при этом вдумываться в ее фразы и осознавать им. Такой молитвенный аудио-текст ни в коем случае не должен быть фоном к какой-либо деятельности.
Текст молитвы «Верую»
Слова молитвы на старославянском с ударениями
Слушать онлайн аудио молитву:
Текст молитвы на русском языке
Эту молитву можно читать на русском языке, молитвенные фразы в этом случае произносятся так:
Толкование молитвы «Символ веры»
Части молитвы «Символ веры» дают следующие важные утверждения:
- 1 часть – о Боге Отце. В ней говорится, что человек верует в Бога Отца и считает весь окружающий мир подарком от него.
- 2-7 часть – о Боге Сыне. Здесь утверждается, что он рожден от Бога и является его продолжением. Сын Божий сошел с небес ради людей. Ему пришлось пережить страшные муки при распятии, быть погребенным и воскреснуть, а потом снова вознестись на небо. С тех пор Сын Божий занимает на небесах место рядом с Отцом. Правление Господа бесконечно и он всегда будет судить и живых, и мертвым, так как является Создателем всего.
- 8 часть – о Боге Духе Святом. Дух Святой вдыхает жизнь во все творения Господние и говорит с людьми через пророков.
- 9 часть – о Церкви. Здесь содержится утверждения, что каждый человек должен верить в единую церковь.
- 10 часть – о Крещении. В этом разделе прославляется таинство Крещения.
- 11-12 часть – о воскресении мертвых и о вечной жизни.
«Верую в единого Бога Отца…» – эта фраза является основой христианства началом всех начал. Именно Отец дарует жизнь человеку и любит свое создание на протяжении всей жизни. Кроме того он заботится о нем и принимает участие во всех делах. Отец прощает ошибки и желает, чтобы чадо достигло благополучия в жизни. Бог Отец проявляет любовь ко всем живущим, ибо он является их Создателем. С другой стороны естественным является послушание и сыновье доверие Отцу во всем. Бог – Творец всего мира, всего того, что окружает человека видимого и невидимого. Мир создан Божественной мудростью, поэтому Всевышний в ответе за то, что все в нем должно складываться хорошо.
Сын Божий – второе Лицо Святой Троицы. Он истинный Бог, и он наречен самим Архангелом Гавриилом Иисусом, то есть Спасителем. Христос означает Помазанник, в древние времена так часто называли царей и властителей. Иисус Христос – Сын Божий Единородный, он рожден, а не создан. Это подтверждает безграничную любовь Творца к своим созданиям.
Сын Божий, пришел на землю с небес для спасения всего рода людского. Сын Божий вездесущий, он находится и на небе, и на земле. Он был и раньше, но невидимым, но для укрепления веры христианской явился во плоти пред родом людским. Он стал человеком, не переставая при этом быть Богом. Рождение Христово совершилось под содействием Святого Духа, Мать Божьего Сына как в зачатии, после зачатия, и в самом рождении оставалась целомудренной Девой, посвятившей свою жизнь Богу. Иисус Христос был распят за все грехи людские и этим избавил нас от них, даровав надежду каждому из нас на спасение души и вечную жизнь.
В тексте молитвы называет Иисус Христос называется спасителем рода человеческого. А Дева Мария является Пресвятой Богородицей, Царицей Небесной. Она чтится Православной Церковью выше всех святых и ангелов, поскольку она Матерь Господа Бога.
Каждый православный христианин должен верить в то, что распятием своим на кресте Иисус Христос расплатился за грехи человеческие и сделал это во спасение всех людей на земле. Такое убеждение позволит понять и принять безгрешность Иисуса Христа и его искреннюю Божью любовь к людям.
Воскрешение Христа дарует веру людям в жизнь после смерти. Поэтому одним их главных христианских праздником является Светлая Пасха. В этот день в душах людей появляется радость и надежда на то, что праведная жизнь приведет их в Божье царство.
Дух Святой также истинный Бог. Он Животворящим, потому Святая Троица дает всем тварям жизнь, а людей при этом наполняет дополнительно духовностью. Дух Святой исходит от Отца, поэтому его нужно прославлять и поклоняться. Причастным к Духу Святому можно быть, если придерживаться таинств, предусмотренных в Святом писании и усердно искренне молиться, признавая веру святую христианскую. Святой Дух всегда общается с людьми через пророков.
Церковь, основанная Иисусом Христом на земле едина и в ее святость обязательно должен верить каждый христианин. Именно она позволяет покаяться грешникам, получит прощение, после чего пойти по праведному пути, ведущему в Царство Божие. В храме соединяется душа человека с Богом, поэтому каждый верующий должен по возможности посещать богослужения. Церковь – это общее понятие православной веры. Оно включает в себя совокупность верующих живых и усопших, которые объединены между собой верой в Бога, истинной любовью и святейшими Таинствами. Поэтому можно утверждать, что каждый православный христианин является частью Церкви.
В молитве упоминается Таинство крещения человека, которое одинаково важно, как для взрослого, так и для ребенка. Это событие открывает для человека двери в Церковь Христову, которая принимает его, а Бог дарует ему защиту.Только крещеные люди могут участвовать во всех Таинствах. Эта молитва при крещении обязательно произносится одним из крестных. С момента крещения можно рассчитывать на Божью благодать, а также на покаяния в грехах.
В молитве говорится о всеобщем воскрешении. Согласно Святому писанию о время второго пришествия Иисуса Христа каждый второй усопший воскреснет, приняв новый облик, который будет наделенный глубокой духовностью и нетленностью тела. Изменения затронут тела и всех живущих во время пришествия Господа Бога.
Христов суд – обязателен для каждого человека. При этом праведники обретут бесконечную радость, воссоединившись с Господом Богом.
Видео молитва Символ Веры
Зачем нужна молитва «Символ веры»
Молитву «Символ веры» читают при крещении, чтобы дети были защищены божественной силой. Задание для крестной матери и отца — выучить наизусть, а затем прочесть ее.
История молитвы
В сборнике молитв есть одна, которая не похожа на остальные. В ней нет обращений к Богу, прошений чего-либо, а также благодарностей или покаяния. Первым словом является «Верую», а за ним следует длинное перечисление, во что же веруют православные христиане.
Название ее лаконичное — «Символ веры». Она была составлена в IV в. святыми отцами I и II вселенских сборов. С того времени она не претерпела изменений. В ней прописаны все христианские истины.
Во всех частях молитвы присутствуют разоблачение заблуждений и неверных толкований христианства.
Какой смысл в тексте символа веры
Текст молитвы разделен на 12 частей (строк). Первая строка повествует о вере в Господа, сотворившего все вокруг.
Молитва «Символ веры» — краткое и точное изложение основ христианского вероучения.
Во второй части упоминается о Божьем Сыне — Иисусе, рожденном от Бога, который является продолжением его в человеческом обличье.
Третья часть гласит о том, что Господь спустился с небес для того, чтобы защищать людей, стать их покровителем.
В четвертой строке речь идет о распятии Иисуса, который принял на себя все человеческие грехи.
После этого следует весть о чудесном Воскрешении его.
Шестая часть повествует о том, что Господь занял свое место на Небесах, рядом со своим Отцом.
В восьмой части начинается повествование о Святом Духе, вселяющем жизнь в каждое существо на Земле. Он обращается к людям через святых и пророков.
В девятой строке рассказывается о том, что человек, который верит в Бога, должен верить в Церковь.
Десятая часть воспевает таинство крещения.
В предпоследней строке повествуется о том, что все умершие когда-то воскреснут.
Двенадцатая строка, завершающая, гласит о вере в грядущую жизнь.
Тайна молитвы заключается в том, что она призвана сплотить всех верующих людей. Она объединяет их в 1 семью, идущую по пути света Господнего.
Молитва «Символ веры» читается в утреннем и вечернем молитвенных правилах.
Вера должна быть непоколебимой, т. е. настолько сильной, чтобы враги религии и другие неверные не смогли посеять зерно сомнения в душе верующего. Люди должны верить, что после смерти они встретятся с Богом и их ждет рай, если они совершали праведные поступки, и ад — если грешили.
Главный посыл и смысл молитвы «Верую во единого Бога…» скрыт в первом ее слове. Людям тяжело жить без веры во что-то светлое и возвышенное. Вера в Бога помогает людям обрести твердую почву под ногами, стать более совестливыми и смиренными, сострадающими и прощающими. Она делает людей божьими детьми, его земными воплощениями.
Также молитва проповедует веру во все то, что делает человека счастливым:
- добро;
- любовь;
- дружба;
- собственная сила;
- божественное покровительство и т. п.
Когда следует читать молитву
Молитва «Символ веры» очень важна в христианской вере и поется на каждом богослужении в церкви. С ее текстом знакомы многие. Чаще всего в церкви эту молитву поют хором.
Также и помимо церковных богослужений эту прославляющую молитву следует читать перед сном и утром, после пробуждения, как только проснулись.
Слова молитвы не обязательно учить наизусть. Можно читать ее нараспев или просто, как обычный текст с листа. Главное здесь — ни на что не отвлекаться и полностью сосредоточиться на словах молитвы и на том глубинном смысле, который в нее заложен.
Она станет своего рода напоминанием о том, во что верит человек.
Читайте эту молитву тогда, когда чувствуете что ваша вера пошатнулась, когда вы вдруг перестаете верить в высшие добро и свет.
Она убережет вас от беззверия и всевозможных соблазнов, выступая неким щитом.
Значение этой молитвы очень сильно перекликается с «Отче наш».
Как выучить
Процесс выучивания молитвы состоит из нескольких этапов. Чтобы было легче запомнить ее слова, нужно придерживаться следующих рекомендаций:
- Понять смысл, заключенный в ее строках. Для этого нужно несколько раз прочитать молитву. Она дает возможность проникнуться верой и осмыслить ее основу.
- Найти аудио-версию молитвы. После того как смысл был понят, человек сможет пересказать ее содержание. Тем не менее, нужно сделать это дословно. В таком случае на помощь придет аудио источник, в качестве которого можно использовать аудиозапись «Хор Троице-Сергиевой лавры — Символ веры». Его легко найти во ВКонтакте или других интернет источниках. Можно подпевать хору, вначале подглядывая в текст, а затем самостоятельно.
- Создать образ в своем воображении. Воспользовавшись предыдущими двумя пунктами, нужно создать у себя в голове образ молитвы. При произнесении каждой строки в уме должны возникать соответствующие образы и сюжет, создавая отдельную историю. Сделать это можно следующим образом: вначале представить то, что описывается в тексте строки, а после произнести саму строку. Например, произнося первую строчку, нужно представить образ Бога Отца, сотворившего землю и небеса. Вторую — Иисуса Христа, сына божьего, и т. д.
- Повторение. После выполнения предыдущих пунктов нужно повторить текст 10-12 раз одновременно с воспроизведением аудиозаписи. Затем следует попробовать воспроизвести его без аудио, рисуя в своем воображении картины из этой истории. Эту процедуру нужно повторить не менее 5 раз через небольшие промежутки времени.
Тексты на русском и старославянском
Текст молитвы «Символ веры» с ударениями на древнем славянском языке можно найти в различных источниках (книгах, интернете). Первые ее строки звучат так:
«Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́, Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым.».
Текст на русском языке имеет много общего с исходным. Начинается он такими строками:
«Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого…»