3 сильных молитвы святым страстотерпцам Борису и Глебу, благоверным князям Российским чудотворцам

Молитвы Борису и Глебу

Страстотерпцы, святые Борис и Глеб, канонизированные как Русской Православной, так и Константинопольской Церковью, пользуются особой любовью и почитанием верующих во всем мире. Молитва Борису и Глебу помогает верующим укрепить свою веру и излечиться от болезней.

История жизни

Сыновья крестителя Руси, Владимира Мономаха, Борис и Глеб, приняли мученическую смерть от сводного брата Святополка во имя единения земли русской, отказавшись от междоусобной войны.

Князь Владимир Святославович имел 12 сыновей, так как женат был не единожды. Практически все его сыновья были князьями в разных значимых городах Руси, в частности, Борис правил Ростовом, а Глеб – Муромом. Их старший брат, Святополк, владевший Пинском, всегда мечтал занять место отца, и воспользовавшись его недугом, решил захватить власть любым способом.

Практически перед смертью князь Владимир отправил младшего сына Бориса против печенегов, а когда сам скончался, власть в Киеве захватил Святополк. Узнав об этом, Борис отказался идти с дружиной против старшего брата, но и это не остановило захватчика – по его приказу Бориса убили в собственном шатре, а тело привезли в Киев.

Печальная участь ждала и Глеба: Святополк обманным путем призвал его в Киев. В дороге он был предупрежден, что старший брат задумал подлость, однако князь Глеб, глубоко верующий в душе, не стал противиться судьбе, предпочтя смерть войне со старшим братом. По приказу Святополка он был убит собственным поваром. За братьев отомстил Ярополк, прекратив междоусобные войны на земле Русской.

Канонизация Бориса и Глеба

Вознося молитву страстотерпцам Борису и Глебу, православные верующие должны помнить, что подвиг братьев – это жертва во имя основного христианского принципа: любви к ближнему своему. Борис и Глеб решили, что злом отвечать на зло – не по-христиански, и что всепрощение и смиренность должны жить в сердцах верующих. В то время это было не принято в языческой Руси, которая спокойно относилась к кровной мести, поэтому поступок братьев – страстотерпцев был канонизирован.

«Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20).

По преданию, приходящие к мощам братьев и произносящие молитву Борису и Глебу, излечивались от многих болезней, слепые вновь начинали видеть, лежачие больные уходили на своих ногах.

В чем помогают молитвы страстотерпцам Борису и Глебу?

Вознося молитву святому Глебу и брату его, Борису, верующие надеются получить помощь святых в разных трудных ситуациях. Помогают молитвы при болезнях, особенно при сердечных и опорно-двигательной системы. Обращаются к святым и с просьбой о спасении души, о защите от нечистой силы. Произнося слова молитвы Глебу и Борису просительной, можно быть уверенным, что в семье вашей воцарится мир и покой.

Молитва страстотерпцам князьям Борису и Глебу

О, двоице священная, братия прекрасная, доблии страстотерпцы Борисе и Глебе, от юности Христу верою, чистотою и любовию послуживший, и кровьми своими, яко багряницею, украсившиися, и ныне со Христом царствующий! Не забудите и нас, сущих на земли, но яко теплии заступницы, вашим сильным ходатайством пред Христом Богом сохраните юных во святей вере и чистоте неврежденными от всякаго прилога неверия и нечистоты, оградите всех нас от всякия скорби, озлоблений и напрасныя смерти, укротите всякую вражду и злобу, действом диавола воздвизаемую от ближних и чуждих. Молим вас, христолюбивии страстотерпцы, испросите у Великодаровитаго Владыки всем нам оставление прегрешений наших, единомыслие и здравие, избавление от нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, язвы и глада. Снабдевайте своим заступлением (град сей и) всех, чтущих святую память вашу, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Святии страстотерпцы, боголюбивая двоице, благовернии князи Борисе и Глебе, измлада всею душею Христа возлюбившии, целомудрие, кротость, смирение и прочия добродетели стяжали есте и, яко Агнцы незлобивии, от брата своего неправедное убиение претерпели есте, чистыя своя души в благоприятную жертву Богу принесосте и от Него венцы нетленныя приясте, припадающе к честному образу вашему, молим вас в дусе сокрушенне и смиренне: вознесите своя усердныя молитвы ко Всемилостивому Спасу нашему, да подаст нам, чтущим святую память вашу, великия Своя и богатыя милости. Церковь Свою Святую да соблюдет от ересей и расколов, в чадех ея да оживет дух правыя веры и любве, дух ведения и благочестия, да дарует всем нам вся, яже к жизни временней и вечней потребная. Ей, святии страстотерпцы, ускорите на помощь к нам, якоже сроднику вашему благоверному князю Александру Невскому и избавите страну нашу от враг видимых и невидимых, от глада, огня, смертоносныя язвы, от всяких бед и напастей; разгоните облежащий ны мрак неверия и развращения, да мирно и благочестно поживем в веце сем и сподобимся христианския кончины и добраго ответа на Страшнем Суде Христа Бога, Емуже подобает честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитвы святым и благоверным князьям и страстотерпцам Борису и Глебу

Описание иконы Святые Борис и Глеб

Хотя канонизированные братья приняли смерть в разных местах, на иконах они всегда изображаются вместе, в знак их жертвы и праведности. Примером является икона «Борис и Глеб», написанная в ХІV веке. Как правило, Святые изображаются в полный рост в богатом одеянии, с мечом в одной руке и крестом в другой, как символом их приверженности христианской вере и принятых ими мучений.

Чуть позже появилась икона «Борис и Глеб» на конях, где на Святых взирает сам Христос.

В сознании народа братья навсегда останутся страстотерпцами, которые остались верными христианским заповедям даже во время прямой угрозе их жизни. За это православная церковь прославила мужчин, как покровителей Руси и небесных помощников русских князей.

Перед образом «Святые Борис и Глеб» читали молитвы воины Александра Невского перед битвой на Чудском озере, а перед Донским побоищем – войско князя Дмитрия Донского.

День празднования иконы — 15 мая и 6 августа.

Значительно реже можно встретить лик одного только святого благоверного князя Бориса. Образ «Святой Борис» станет покровителем мальчика или мужчины, носящего это имя, внесет в жизнь семьи мир и взаимопонимание.

День празднования иконы — 18 сентября.

История жизни

Сыновья крестителя Руси, Владимира Мономаха, Борис и Глеб, приняли мученическую смерть от сводного брата Святополка во имя единения земли русской, отказавшись от междоусобной войны.

Князь Владимир Святославович имел 12 сыновей, так как женат был не единожды. Практически все его сыновья были князьями в разных значимых городах Руси, в частности, Борис правил Ростовом, а Глеб – Муромом. Их старший брат, Святополк, владевший Пинском, всегда мечтал занять место отца, и воспользовавшись его недугом, решил захватить власть любым способом.

Практически перед смертью князь Владимир отправил младшего сына Бориса против печенегов, а когда сам скончался, власть в Киеве захватил Святополк. Узнав об этом, Борис отказался идти с дружиной против старшего брата, но и это не остановило захватчика – по его приказу Бориса убили в собственном шатре, а тело привезли в Киев.

Печальная участь ждала и Глеба: Святополк обманным путем призвал его в Киев. В дороге он был предупрежден, что старший брат задумал подлость, однако князь Глеб, глубоко верующий в душе, не стал противиться судьбе, предпочтя смерть войне со старшим братом. По приказу Святополка он был убит собственным поваром. За братьев отомстил Ярополк, прекратив междоусобные войны на земле Русской.

В чем помогает икона Бориса и Глеба

Борис и Глеб – одни из наиболее почитаемых в православном христианстве Святых, их образ считается заступником государства Российского. Молитва перед ним помогает избавиться от недугов, примерить врагов, спасти душу от дурных помыслов, восстановить мир и гармонию.

Если вы потеряли работу или не можете длительное время найти достойную работу, придите в храм и прочитайте перед ликом Святых молитву о помощи в работе, и ваши просьбы будут услышаны.

Перед иконой князя Бориса молятся об исцелении от тяжелых недугов, особенно опорно-двигательного аппарата, о защите от недругов, о мирной жизни между супругами. Учтите, что хотя на иконе изображен только один страстотерпец Борис, в молитве обращаются сразу к обоим братьям.

Молитвы святым и благоверным князьям и страстотерпцам Борису и Глебу.

О двоице священная, братие прекрасная, доблии страстотерпцы Борисе и Глебе, от юности Христу верою, чистотою и любовию послужившии, и кровми своими, яко багряницею украсившиися и ныне со Христом царствующии, не забудите и нас сущих на земли, но яко теплии заступницы, вашим сильным ходатайством пред Христом Богом, сохраните юных во святей вере и чистоте неврежденными от всякаго прилога неверия и нечистоты, оградите всех нас от всякия скорби, озлоблений и напрасныя смерти, укротите всякую вражду и злобу, действом воздвизаемую от ближних и чуждых, Молим вас, христолюбивии страстотерпцы, испросите у Великодаровитаго Владыки всем нам оставление прегрешений наших, единомыслие и здравие, избавление от нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, язвы и глада. Снабдевайте своим заступлением всех чтущих святую память вашу во веки веков. Аминь.

О двоице священная, страстотерпцы Борисе и Глебе! Не забудите нас, раб Божиих (имена), но яко заступницы, вашим сильным ходатайством пред Христом Богом нас помилуйте; от нечистоты сохраните, от скорби, озлоблений и внезапный смерти избавите. Испросите у Великодаровитаго Владыки нам оставление прегрешений наших, единомыслие и здравие. Снабдевайте заступлением вашим приход сей, дом (святый храм) сей и вся чтущия святую память вашу во веки веков.

Тропарь мученикам благоверным князьям Борису и Глебу, в Крещении Роману и Давиду

Правдивая страстотерпцы и истинныя Евангелия Христова послушатели, целомудренный Романе с возлюбленным Давидом, не сопротив стаста врагу сущу брату, убивающему телеса ваша, душам же коснутися не могущу: да плачется убо злый властолюбец, вы же радующеся с лики ангельскими, предстояще Святей Троице, молитеся о державе сродников ваших, Богоугодней быти, и сыновом Российским спастися.

Мученическою кровию порфиру окропивше светло, украшени предстоите, страдальцы славнии, Царю Безсмертному, и, венцы славы от Него приимше, молитеся стране нашей подати на враги одоление и душам нашим велию милость.

Тропарь, глас 4 (Перенесение мощей)

Днесь церковная расширяются недра, приемлющи богатство Божия благодати, веселятся русстии собори, видяще преславная чудеса, яже творите приходящим к вам верою, святии чудотворцы Борисе и Глебе, молите Христа Бога, да спасет души наша.

Акафист святым и благоверным князьям и страстотерпцам Борису и Глебу

Икона Святым и благоверным князьям и страстотерпцам Борису и Глебу, в Крещении Роману и Давиду

Популярные молитвы:

Молитва святому мученику Архидиакону Лаврентию Римскому

Молитва Захарию и Елизавете святым праведникам, икона

Молитва преподобному Агапиту Печерскому, врачу безмездному

Молитва мученику Фалалею

Молитвы преподобному Сергию Радонежскому чудотворцу

Молитвы Ксенофонту и Марии святым преподобным

Молитва Пресвятой Богородицы Умягчение злых сердец или Семистрельная

Молитва святому преподобному Иоанну Печерскому

Молитва мученицам Домнине, Виринее и Проскудии

Молитва преподобной Сарре Египетской

Молитва святителю Стефану, епископу Пермскому

Молитва Смоленской иконе Пресвятой Богородицы, именуемой Смоленская Одигитрия

Молитва к Пресвятой Богородице Целительница

Молитва преподобному Герману Соловецкому

Православные информеры для сайтов и блогов

Молитва оберегающая от любых неприятностей

Молитва от неприятностей помогает не идти течению жизни, обретя решение проблем. Много бед постоянно сопровождают нас. Кому выпала черная полоса в судьбе — чувствуют безнадежность, сжимающую душу ледяными щупальцами.

Тогда просят помощи для решения жизненных проблем у бога, ведь на земле взору предстает унылое зрелище таких же впавших в депрессию людей.

В такие моменты отчаявшийся человек возносит взор к кому-то на Небесах. Он просит о помощи в тяготах Высшие Силы, потому как каким бы скептиком ни был человек — он нуждается в любви и защите Господа, понимании, что о нем заботятся.

Потому обращается он к Богу в тяжкие моменты бытия, прося помощи и защиты от бед, надеясь, что кто-то свыше покажет истинный путь и даст сил пережить трудности.

Просьбы выражаются искренней молитвой. Даже если обращающийся не знает слова, он продолжает повторять мысленно «Господи, помоги!» и надеется на помощь.

Есть молитвы, сила каких проверялась временем. Страждущие с давних времён обращались с записанными словами к иконам. Святые слова стали панацеей от бед, словно обезболивающее при приступах острой боли. Просьбы о помощи от верующих идут к Господу. Результат последует непременно, ведь Бог всегда слышит искренние молитвы.

Рассчитывайте на поддержку свыше

Условия каждой молитвы, защищающей от бед, подразумевают необходимость концентрации. Представьте святого, которому обращены просьбы о поддержке.

Вы обязательно будете вознаграждены, когда почувствуете сильную Веру в Господа. Приготовьтесь принять то, что общество отвергало в советское время, как пережиток прошлого. Впустите добро в своё сердце, ведь Он поможет!

Чтобы легче представлять желаемое, приобретите освященную икону святого. Отведите место дома, где возносите святые слова Всевышнему. Зажгите свечу, дабы усилить действие молитвы.

Относитесь ко всему с вниманием, интересом, оставаясь с чистыми помыслами. И не просите о карах для врага — эта молитва не будет услышана

Молебен Борису и Глебу защитит от неприятностей

Каждый верующий молится о ниспослании защиты от бед, используя написанные в священных источниках слова. Молитесь кому угодно — святому, мученику, самому Господу, лишь бы слова шли от сердца. Ниже приводятся молитвы, которые считаются самыми действенными.

Прося оберег у Господа или Матери Божьей, возносите просительную мольбу. Когда кажется, будто притягиваете к одни несчастья, возможно, Ангел Хранитель потерял связь с Вами.

Ангелам нельзя вмешиваться, пока человек сам не попросит. Мольба возносит прошение Ангелу Хранителю, кому предстоит помочь в неурядицах на работе.

Семья занимает особое место в жизни каждого. Даже небольшой конфликт переносится болезненно. Мудрые решают семейные споры, используя силу компромисса. Однако случается, что когда аргументы исчерпываются ― зарождается Хаос. Молитва поможет сгладить неприятности, породить мир в семье, улучшить положение на работе. Она представляет собой сильный оберег, способный подарить счастье.

Благодать и решение проблем

Молитва возымеет действие, если произносится с любовью. После прочтения молебна ощущается благодать. Кажется, будто все проблемы решаемы и, возможно сделать жизнь лучше, благодаря тому, к кому обращены сильные слова.

Традиционно покровителями семьи считаются святые Петр и Феврония, но молиться о ниспослании гармонии в семье можно не только им.

После вознесения молитв, верующие люди отмечают: в жизнь действительно приходит счастье.

Испробовавшие подобный вариант решения проблем рекомендуют его всем как наиболее действенный. Это поможет сконцентрироваться, отыскав лучшее решение на вопрос на работе, а также личной жизни.

Комментариев — 4,

Друзья. Всегда молитесь Богу. Данная статья прекрасно раскрывает зачем, как и кому нужно молиться, чтобы проблем в вашей жизни стало гораздо меньше. Необходимо всем сердцем верить в то, что любая проблема — решаема! И даже когда кажется, что все уже кончено и ничего нельзя поделать, верьте и молитесь, и Бог обязательно поможет. Недаром говорят, что непоколебимая вера — самое грозное оружие на долгом пути.

Читайте также:  2 молитвы «Боголюбской» иконе Божией Матери

Искренне благодарим за Ваше пожертвование!

Помоги Вам Бог, молитвами святой праведной блаженной старицы Матроны Московской!

Большое спасибо за молитвы! Я хотела сохранить себе и распечатать, но мне не удалось скачать их. Это так и задумано, или что-то у меня не получается? Ответьте, пожалуйста. Заранее спасибо.

Сначала надо выделить текст ) потом копировать . Открыть страничку ворде ) вставить текст и можно печатать . Попробуйте может у Вас получиться так

>Православные иконы и молитвы

Святые Борис и Глеб, краткая биография

Князь Владимир был крестителем Руси, он всей душой был предан христианству и поэтому младших сыновей воспитал в праведности и преданности истинной вере. Младшие наследники были хорошо образованы, много времени проводили за изучением Священного Писания и богослужебных книг, они постоянно помогали убогим и обездоленным в соответствии с христианскими заповедями.

Перед своей смертью Владимир завещал киевский престол Борису, а также отдал ему дружину, Глеб, младший, получил во владение Муромские земли. После смерти отца в 1015 году, между братьями началась междоусобные войны, хотя Владимир и завещал соблюдать мир.

Пока Борис, ставший по завещанию отца князем киевским, находился в походе против печенегов, Святополк, его старший брат самовольно занял киевский престол. Борис же даже не попытался вернуть власть, поскольку слишком велико было его уважение к старшему брату и святости кровных уз.

Несмотря на это, Святополк, опасаясь брата, решился на его убийство. Хотя Борис и знал о страшном замысле брата, он даже не попытался сбежать был убит 24 июля 1015 года, его закололи копьями во время молитвы.

На убийстве Бориса Святополк не остановился и послал своих верных людей в Муромскую землю, где правил его младший брат Глеб.

Младший княжич также знал о замыслах брата, но считал братоубийство невозможным, в итоге убийцы настигли его вблизи от Смоленска возле реки Смядыни.

После своих деяний в древних летописях Святополка стали называть Окаянным, под этим прозвищем он и вошел в историю. В Киеве он правил недолго, так как его единокровный брат Ярослав, прозванный, как Мудрым, вступил со Святополком в борьбу за власть и разбил его войско.

Ярослав не стал убивать Святополка, а только изгнал его. Остаток своей жизни Святополк, всеми ненавидим и гонимый, провел в бесконечных скитаниях.

Ярослав отыскал останки своих невинноубиенных единокровных братьев, Бориса и Глеба, и поместил их в церковь Василия Великого в

Вышгороде, где их мощи прославились благодаря чудесным исцелениям и чудотворным явлениям.

История гибели князей

У Владимира было много жен и одиннадцать своих сыновей и один приемный. Два старших Святополк и Ярослав пытаются вести личную политику, что огорчает отца, он жестоко их наказывает. Святополк вместе с женой арестован и помещен в тюремное заключение. Ярослав, князь Великого Новгорода, отказывается платить дань Киеву. Противодействие старших сыновей привело отца к смерти, этим воспользовался Святополк и захватил престол.

Два младших сына Борис и Глеб были рождены Волжской булгаркой. Когда князья повзрослели, отец отправил Бориса править в Ростовское княжество, а Глеба в Муромское. Владимир больше всех любил Бориса и держал его в Киеве. Перед кончиной отец послал его разбить печенегов, но, не встретив врагов, он повернул обратно в Киев. По пути войско разбило шатер, прибыл посланец и сообщил о смерти отца. Борис понимает, что Святослав, чтобы захватить власть, убьет его. Бояре уговаривают идти войной на брата, но он отказывается. Посланные Святополком убийцы вероломно ночью убивают Бориса.

Второго брата Глеба Святополк просит приехать в Киев. По пути следования он узнает об убийстве брата и ему советуют бежать, но он не верит в злодеяние. По одним летописным данным он плывет дальше на корабле, а по другим бежит на север. Посланцы Святослава настигают и убивают. Старший брат Ярослав, узнав о братоубийстве, собирает новгородское войско и низвергает Святослава.

Ярослав Мудрый позаботился и разыскал останки двух братьев и предал их земле согласно княжескому положению в саркофаге в храме Василия Великого Вышгорода.

О целебной силе мощей святых распространилась слава. Святые во сне пришли к мальчику и перекрестили его больные ноги, на следующий день юноша мог ходить. Варяг, который недостойно себя вел на могиле князей, получил ожог ног.

Подвиг братьев в те времена междоусобицы и кровопролития был не понятен, но они яркий пример того, что на зло не надо отвечать злом, даже под угрозой смерти.

Киевский князь Святослав Ярославович начинает строительство храма в честь братьев, а заканчивает возведение князь Всеволод.

Князь Олег возвел в Вышгороде новый собор, а Владимир Мономах выковал серебряные изображения князей, серебряно-золотую ограду с хрустальными подвесками и покрытые позолотой светильники для гробницы. Приезжие паломники в те времена из Греции восторгались красотой усыпальницы.

Дни памяти святых 15 мая, 6 августа и 18 сентября.

Значение молитв святым князьям

Святые князья служили покровителями Руси. Молитвы страстотерпцам Борису и Глебу помогли в борьбе:

  • с печенежскими и половецкими племенами;
  • перед сражением на Неве Александру Невскому, когда святые явились в ладье;
  • на Чудском озере;
  • во время мятежей в Твери против татар;
  • при взятии новгородским войском крепостного сооружения Ландскрона в устье Невы;
  • в сражении на Куликовом поле, когда воины видели небесных святых князей.

Помогают молитвы Борису и Глебу о примирении родных, когда в доме постоянные ссоры и скандалы, а также молятся:

  • о защите чистоты и нравственности;
  • об избавлении от междоусобных распрей;
  • во время нашествия недоброжелателей и врагов;
  • о благодетельстве посевов;
  • об излечении болезней;
  • о примирении враждующих сторон.

Читают молитвы Борису и Глебу при заболевании ног.

Вот как выглядит молитвословие святым:

Смотрите еще видео с молитвой на примирение святым князьям:

3 сильных молитвы святым страстотерпцам Борису и Глебу, благоверным князям Российским чудотворцам

П равди́вая страстоте́рпца/ и и́стинная Ева́нгелия Христо́ва послу́шателя,/ целому́дренный Рома́не с незло́бивым Дави́дом,/ не сопроти́в ста́ста врагу́ су́щу бра́ту,/ убива́ющему телеса́ ва́ша,/ душа́м же косну́тися не могу́щу./ Да пла́чется у́бо злый властолю́бец,/ вы же ра́дующеся с ли́ки А́нгельскими,/ предстоя́ще Святе́й Тро́ице,/ моли́теся о держа́ве сро́дников ва́ших, богоуго́дней бы́ти,// и сыново́м Росси́йским спасти́ся.

Ин тропарь, глас 4:

Я́ ко плодови́та виногра́да, о́трасли доброде́телей су́ще,/ Небе́сный дождь Христо́в прия́сте,/ источа́юще оте́честву своему́ струю́ Правосла́вия,/ Бори́се пречу́дне с до́блим Гле́бом,/ вку́пе моли́теся Го́сподеви сохрани́ти град и лю́ди,/ и на враги́ посо́бствовати,// и ду́шам на́шим дарова́ти ве́лию ми́лость.

Ин тропарь, глас 4:

М у́ченическою кро́вию порфи́ру окропи́вше све́тло,/ укра́шени предстои́те, страда́льцы сла́внии, Царю́ Безсме́ртному,/ и, венцы́ сла́вы от Него́ прии́мше,/ моли́теся стране́ на́шей пода́ти на враги́ одоле́ние // и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Ин тропарь перенесению мощей, глас 4:

Д несь церко́вная расширя́ются не́дра,/ прие́млющи бога́тство Бо́жия благода́ти,/ веселя́тся ру́сстии собо́ри,/ ви́дяще пресла́вная чудеса́,/ я́же твори́те приходя́щим к вам ве́рою,/ святи́и чудотво́рцы Бори́се и Гле́бе,// моли́те Христа́ Бо́га, да спасе́т ду́ши на́ша.

Ин тропарь перенесению мощей, глас 2:

П речестни́и, и целому́дреннии, и незло́бивии страстоте́рпцы,/ Рома́не сла́вный и Дави́де чу́дный,/ и́го бо Госпо́дне ева́нгельски на ра́мо взе́мше,/ после́довасте Христу́/ и, крест Его́, я́ко ски́петр, в руку́ иму́ще,/ врага́ бра́та и зла́го властолю́бца соодоле́сте,/ и той ны́не в гее́нне му́чится,/ вы же ра́дуетеся, с ли́ки а́нгельскими предстоя́ще Святе́й Тро́ице,/ моли́теся о держа́ве сро́дник ва́ших, благоуго́дней бы́ти,// и сыново́м ру́сским спасти́ся.

Ин тропарь перенесению мощей, глас 4:

М у́ченицы Госпо́дни спа́сшиися,/ пресла́внии блаже́ннии кня́зи Бори́се и Гле́бе,/ тружда́ющимся бы́стрии помо́щницы,/ неду́жным цели́тели,/ вы бо боле́зни врачу́ете/ притека́ющих в це́рковь с ве́рою./ Те́мже и мы мо́лимся:/ от бед изба́вите нас,// чту́щих с любо́вию пренесе́ние моще́й ва́ших.

Ин тропарь перенесению мощей, глас 8:

Д несь вся́кая душа́ ве́рных весели́тся,/ в пренесе́ние честны́х моще́й ва́ших, Бори́се и Гле́бе,/ слепы́я просвеща́ете, немы́м уста́ отверза́ете и печа́льныя утеша́ете,/ прия́ли бо есте́ от Христа́ Бо́га благода́ть исцеле́ний,// моли́теся о душа́х на́ших.

В озсия́ днесь пресла́вная па́мять ва́ша,/ благоро́днии страстоте́рпцы Христо́вы, Рома́не и Дави́де,/ созыва́ющи нас к похвале́нию Христа́ Бо́га на́шего./ Тем притека́юще к ра́це моще́й ва́ших,/ исцеле́ния дар прие́млем моли́твами ва́шими, святи́и:// вы бо боже́ственнии вра́чеве есте́.

Ин кондак, глас 8:

А ́ще и убие́ни бы́сте и во гробе́х положе́ни,/ но на Вы́шнее Ца́рство преидо́сте,/ о́ваго бо ко́пии насу́нуша,/ друга́го же, я́ко а́гнца незло́бива, ноже́м заре́заша,/ тем и кровь ва́ша бысть исцеле́ние ми́ру,// ве́рою призыва́ющим вас, святи́и, на по́мощь.

Ин кондак перенесению мощей, глас 4:

Я ви́ся днесь в стране́ Ру́сстей/ благода́ть исцеле́ния всем,/ к вам, блаже́ннии, приходя́щим и вопию́щим:// ра́дуйтеся, засту́пницы те́плии.

Ин кондак перенесению мощей, глас 3:

П рииди́те, вси ру́сстии собо́ри,/ чудотво́рцев и му́чеников Бори́са и Гле́ба восхва́лим,/ зако́нно бо пострада́вше,/ победи́сте сопроти́внаго врага́,/ тем святы́м заступле́нием кня́зи ру́сстии враги́ побежда́ют,/ тем па́мять е́ю ве́село и любо́вию похва́лим, вопию́ще:/ за ны моли́те Святу́ю Тро́ицу,// умири́ти мир и спасти́ ду́ши на́ша.

Ин кондак перенесению мощей, глас 4:

О т гро́ба зна́мения показа́сте во стране́ Ру́сстей,/ яви́ся днесь благода́ть исцеле́ния/ всем, к вам, страстоте́рпцы, притека́ющим с ве́рою,/ Бори́се сла́вный со Гле́бом чу́дным./ Кре́пцы ве́рою, добропобе́днии му́ченицы, за Христа́ подъе́мше разли́чныя му́ки,/ и на мно́га ле́та сокрове́ни бы́ша ва́ши святи́и мо́щи,/ ны́не же явля́етеся от земли́,/ возсия́вше луча́ми, я́ко бога́тство многоце́нно,/ и в це́рковь Бо́жию че́стно носи́ми, архиере́й Бо́жиих дла́ньми./ Те́мже вопие́м вам:// ра́дуйтеся, кня́зи, ру́сстии засту́пницы.

О дво́ице свяще́нная, бра́тие прекра́сная, до́блии страстоте́рпцы Бори́се и Гле́бе, от ю́ности Христу́ ве́рою, чи́стотою и любо́вию послужи́вшии, и кровми́ свои́ми, я́ко багряни́цею укра́сившиися и ны́не со Христо́м ца́рствующии, не забу́дите и нас су́щих на земли́, но я́ко те́плии засту́пницы, ва́шим си́льным хода́тайством пред Христо́м Бо́гом, сохрани́те ю́ных во святе́й ве́ре и чистоте́ неврежде́нными от вся́каго прило́га неве́рия и нечистоты́, огради́те всех нас от вся́кия ско́рби, озлобле́ний и напра́сныя сме́рти, укроти́те вся́кую вражду́ и зло́бу, де́йством воздвиза́емую от бли́жних и чу́ждых. Мо́лим вас, христолюби́вии страстоте́рпцы, испроси́те у Великодарови́таго Влады́ки всем нам оставле́ние прегреше́ний на́ших, единомы́слие и здра́вие, избавле́ние от наше́ствия иноплеме́нных, междоусо́бныя бра́ни, я́звы и гла́да. Снабдева́йте свои́м заступле́нием всех чту́щих святу́ю па́мять ва́шу во ве́ки веко́в. Ами́нь.

О дво́ице свяще́нная, страстоте́рпцы Бори́се и Гле́бе! Не забу́дите нас, раб Бо́жиих (имена), но я́ко засту́пницы, ва́шим си́льным хода́тайством пред Христо́м Бо́гом нас поми́луйте; от нечистоты́ сохрани́те, от ско́рби, озлобле́ний и внеза́пной сме́рти изба́вите. Испроси́те у Великодарови́таго Влады́ки нам оставле́ние прегреше́ний на́ших, единомы́слие и здра́вие. Снабдева́йте заступле́нием ва́шим прихо́д сей, дом (святы́й храм) сей и вся чту́щия святу́ю па́мять ва́шу во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В елича́ем вас, страстоте́рпцы святи́и Бори́се и Гле́бе, и чтим честна́я страда́ния ва́ша, я́же за Христа́ претерпе́ли есте́.

В елича́ем вас, святи́и благове́рнии кня́зие страстоте́рпцы Христо́вы Рома́не и Дави́де, и чтим честна́я страда́ния ва́ша, я́же за Христа́ претерпе́ли есте́.

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении — Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира.

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении — Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью.

Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира (+ 15 июля 1015).

Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев — Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести.

Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным.

Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении Православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским.

Святой Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно, испугавшихся его и ушедших в степи. Узнав о смерти отца, он сильно огорчился.
Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»
Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После службы они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями.
Любимый слуга святого князя Бориса — Георгий Угрин (родом венгр) бросился на защиту господина и немедленно был убит. Но святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда один из них подошел и пронзил его копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им попались навстречу два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце.

Читайте также:  3 сильных молитвы священномученику Власию Севастийскому

Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого. После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела — Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом.
Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.

В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так — без сопротивления погибнуть от рук убийц? Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию — любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести — они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28).

Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе.
«Видите ли, братия, — замечает преподобный Нестор Летописец, — как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые».

Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: «Мне отмщение и аз воздам» (Рим. 12, 19).
В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка. По промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит святой Борис.
Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.

«С того времени, — пишет летописец, — затихла на Руси крамола». Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси.

Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они — особые покровители, защитники Русской земли.

Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, — святому Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380).

Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I (1008-1035).

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки святого Глеба, бывшие 4 года непогребенными, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса.
Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы, и от них совершалось много чудотворений.

Один варяг неблагоговейно стал на могилу святых братьев, и внезапно исшедшее пламя опалило ему ноги. От мощей святых князей получил исцеление хромой отрок, сын жителя Вышгорода: святые Борис и Глеб явились отроку во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик пробудился от сна и встал совершенно здоровым.

Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на этом месте каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства. Множество храмов и монастырей по всей Руси было посвящено святым князьям Борису и Глебу, фрески и иконы святых братьев-страстотерпцев также известны в многочисленных храмах Русской Церкви.

3 сильных молитвы святым страстотерпцам Борису и Глебу, благоверным князям Российским чудотворцам

Наталия Берестова, Надежда Светова

100 молитв на быструю помощь. Самые сильные молитвы на исцеление

© Н. Берестова, Н. Светова, cост. 2012

© ООО «Издательство Астрель», 2012

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Объяснение молитвенных терминов, которые вы можете встретить в тексте

Акафист – хвалебное песнопение в честь Иисуса Христа, Богородицы, святых или церковного праздника, при пении которого нельзя сидеть. Состоит из 25 строф, 13 из них называют кондаками.

Кондак – короткое православное песнопение на тему праздника.

Тропарь – древнейший вид церковного песнопения, выражающий сущность празднуемого события.

Молитва – это пища для души» – так наставляют нас отцы христианской Церкви. И как наше тело не может обходиться без насущной пищи и воды, так и душа наша чахнет и погибает без спасительного молитвенного слова.

История христианства знает немало примеров тому, как эта духовная пища могла становиться заменой пищи материальной – немало число святых угодников Божьих, отказывающихся от воды и пищи и изнурявших себя строжайшим постом, однако тело их жило и здравствовало благодаря благодатной силе молитв.

Молитва – это не только духовное питание каждого верующего человека, это и уникальное средство, которое помогает справляться с любой бедой. Обращаясь с молитвенной просьбой о помощи к Господу в сложной жизненной ситуации, в скорби или болезни, человек неизменно получает благодатную помощь Небесного Отца.

Болезнь – наказание за грехи?

Во все времена людей интересовали причины их болезней, и на протяжении веков многие мыслители, врачи, ученые искали ответ на этот вопрос. На связь внутреннего, духовного здоровья человека и его физического состояния указывали еще философы времен античности, о грехе как о причине множества болезней на протяжении двух тысячелетий говорила христианская Церковь, и современная медицина подтверждает эту теорию – здоровое тело невозможно без глубокого нравственного здоровья человеческого духа.

Да, действительно, очень часто человек сам навлекает на себя болезни, предаваясь пагубным страстям. Вряд ли у кого-то вызовет сомнение, что нарушение работы желудочно-кишечного тракта и обменных процессов – это следствие греха чревоугодия, а венерические заболевания, которые нередко приводят к бесплодию, идут рука об руку с грехом прелюбодеяния.

Грехи уныния и гнева – прямая дорога к нервным расстройствам, которые, в свою очередь, повлекут сбои в работе всех жизненноважных органов и систем…

Итак, вывод о том, что болезнь – это наказание за грехи, несомненен. Однако нелепо в таком случае сетовать на Бога, ведь человек сам наказывает себя. Всевышний лишь попускает болезнь, для того чтобы страждущий вернулся из дебрей греха на истинный Путь.

За тысячелетия существования медицины человечество обогатилось средствами для лечения огромного количества болезней. Но зачастую самые лучшие лекарства оказываются бессильны победить недуг, причина которого кроется глубоко в грешной душе человеческой. И самым верным средством для борьбы с болезнью оказывается молитва.

Недаром в прежние времена первым вопросом, который задавал мудрый доктор пришедшему к нему больному, был «Как давно Вы причащались?» – воистину это было лечение больного, а не болезни.

Обращая свой ум и душу со святым молитвенным словом к Всевышнему, Пречистой Богородице или святым угодникам Божьим, мы просим в первую очередь о том, чтобы понять – что именно в нашей жизни привело к такому мучительному разладу. Иногда это понимание приходит достаточно быстро, но порой требуются часы горячей молитвы, прежде чем душе человека откроется ее истинная суть.

Следующим шагом после осознания своих грехов становится раскаяние в них – искреннее, с упованием на милосердие всепрощающего Господа, и искупление – молитвой, постом, добром к своим ближним…

Святое Крещение, исповедь, Святое Причастие – все эти средства для сохранения духовного и физического здоровья даровал человеку Господь, и первым шагом на этом пути к обретению истинного здравия становится святая молитва.

Молитвы для избавления от различных недугов

Молитвы в любой болезни

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Яко Твое есть и Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа

И ныне, и присно, и во веки веков.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.

Молитва перед иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Сестра патриарха Иоакима Евфимия долгое время страдала неизлечимой болезнью. Однажды утром, во время молитвы, она услышала голос: «Иди в храм Преображения Сына Моего; там есть образ, именуемый “Всех скорбящих Радость”. Пусть священник отслужит молебен с водосвятием, и получишь исцеление от болезни». Евфимия исполнила повеление Пресвятой Богородицы и исцелилась.

Тропарь, глас 2-й

Всех скорбящих радосте и обидимых заступнице, и алчущих питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покрове и заступнице, жезле старости, Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая: потщися, молимся, спастися рабом Твоим.

Тропарь, глас 4-й

Не Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Не имамы иныя помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы рабы, да не постыдимся.

Боголюбивая Царице, неискусомужняя Дево, Богородице Марие, моли за ны Тебе возлюбившаго и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего: подати нам оставление прегрешений, мирови мир, земле плодов изобилие, пастырем святыню и всему человечу роду спасение. Грады наша и страны российская от нахождения иноплеменных заступи и от междоусобныя брани сохрани. О Мати боголюбивая Дево! О Царице всепетая! Ризою Своею покрый нас от всякаго зла, от видимых и невидимых враг защити и спаси души наша. Аминь.

Молитва всем святым и бесплотным Небесным Силам

Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от Ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый: давый Святым Твоим Духом комуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей святей овы Апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, их же словом проповеди.

Святые благоверные князья Борис и Глеб

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении — Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира (+ 15 июля 1015). Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев — Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести.

Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным.

Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении Православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно, испугавшихся его и ушедших в степи. Узнав о смерти отца, он сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»

Так повествует об этом летопись (перевод Д.Лихачева): «Когда Борис, выступив в поход и не встретив врага, возвращался обратно, прибыл к нему вестник и поведал ему о смерти отца. Рассказал он, как преставился отец его Василий (этим именем назван был Владимир в святом крещении) и как Святополк, утаив смерть отца своего, ночью разобрал помост в Берестове и, завернув тело в Ковер, спустил его на веревках на землю, отвез на санях поставил в церкви святой Богородицы. И как услышал это святой Борис, стал телом слабеть и все лицо его намокло от слез, обливаясь слезами, не в силах был говорить. Лишь в сердце своем так размышлял: «Увы мне, свет очей моих, сияние и заря лица моего, узда юности моей, наставник неопытности моей! Увы мне, отец и господин мой! К кому прибегну, к кому обращу взор свой? Где еще найду такую мудрость и как обойдусь без наставлений разума твоего? Увы мне, увы мне! Как же ты зашло, солнце мое, а меня не было там! Был бы я там, то сам бы своими руками честное тело твое убрал и могиле предал. Но не нес я доблестное тело твое, не сподобился целовать твои прекрасные седины. О блаженный, помяни меня в месте упокоения твоего! Сердце мое горит, душа моя разум смущает, и не знаю, к кому обратиться, кому поведать эту горькую печаль? Брату, которого я почитал как отца? Но тот, чувствую я, о мирской суете печется и убийство мое замышляет. Если он кровь мою прольет и на убийство мое решится, буду мучеником перед Господом моим. Не воспротивлюсь я, ибо написано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». И в послании апостола сказано: «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец». И еще: «В любви нет страха, совершенная любовь изгоняет страх». Поэтому, что я скажу, что сделаю? Вот пойду к брату моему и скажу: «Будь мне отцом — ведь ты брат мой старший. Что повелишв мне, господин мой?»

И помышляя так в уме своем, пошел к брату своему и говорил в сердце своем: «Увижу ли я хотя бы братца моего младшего Глеба, как Иосиф Вениамина?» И решил в сердце своем: «Да будет воля Твоя, Господи!» Про себя же думал: «Если пойду в дом отца своего, то многие люди станут уговаривать меня прогнать брата, как поступал, ради славы и княжения в мире этом, отец мой до святого крещения. А все это преходящее и непрочно, как паутина. Куда я приду по отшествии своем из мира этого? Где окажусь тогда? Какой получу ответ? Где скрою множество грехов своих? Что приобрели братья отца моего или отец мой? Где их жизнь и слава мира сего, и багряницы, и пиры, серебро и золото, вина и меды, яства обильные, и резвые кони, и хоромы изукрашенные, и великие, и богатства многие, и дани и почести бесчисленные, и похвальба боярами своими. Всего этого будто и не было: все с ними исчезло, и ни от чего нет подспорья — ни от богатства, ни от множества рабов, ни от славы мира сего. Так и Соломон, все испытав, все видев, всем овладев и все собрав, говорил обо всем: «Суета сует — все суета!» Спасение только в добрых делах, в истинной вере и в нелицемерной любви».

Читайте также:  Канон, тропарь и кондак святому апостолу Иакову Алфееву

Идя же путем своим, думал Борис о красоте и молодости своей и весь обливался слезами. И хотел сдержаться, но не мог. И все видевшие его тоже оплакивали юность его и его красоту телесную и духовную. И каждый в душе своей стенал от горести сердечной, и все были охвачены печалью.

Кто же не восплачется, представив перед очами сердца своего эту пагубную смерть?

Весь облик его был уныл, и сердце его святое было сокрушено, ибо был блаженный правдив и щедр, тих, кроток, смирен, всех он жалел и всем помогал.

Так помышлял в сердце своем богоблаженный Борис и говорил: «Знал я, что брата злые люди подстрекают на убийство мое и погубит он меня, и когда прольет кровь мою, то буду я мучеником перед Господом моим, и примет душу мою Владыка». Затем, забыв смертную скорбь, стал утешать он сердце свое Божьим словом: «Тот, кто пожертвует душой своей ради меня и моего учения, обретет и сохранит ее в жизни вечной». И пошел С радостным сердцем, говоря: «Господи Премилостивый, не отринь меня, на тебя уповающего, но спаси душу мою!»

Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После службы они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Любимый слуга святого князя Бориса — Георгий Угрин (родом венгр) бросился на защиту господина и немедленно был убит. Но святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда один из них подошел и пронзил его копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им попались навстречу два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.

После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела — Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.

В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так — без сопротивления погибнуть от рук убийц?

Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию — любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести — они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28). Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. «Видите ли, братия, — замечает преподобный Нестор Летописец, — как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые».

Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: «Мне отмщение и аз воздам» (Рим. 12, 19).

В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка.

Обратимся вновь к летописи: «Блаженный же Борис возвратился и раскинул свой стан на Альте. И сказала ему дружина: «Пойди, сядь в Киеве на отчий княжеский стол — ведь все воины в твоих руках». Он же им отвечал: «Не могу я поднять руку на брата своего, к тому же еще и старейшего, которого чту я как отца». Услышав это, воины разошлись, и остался он только с отроками своими. И был день субботний. В тоске и печали, с удрученным сердцем вошел он в шатер свой и заплакал в сокрушении сердечном, но с душой просветленной, жалобно восклицая: «Не отвергай слез моих, Владыка, ибо уповаю я на тебя! Пусть удостоюсь участи рабов Твоих и разделю жребий со всеми Твоими святыми, ты Бог милостивый, и славу Тебе возносим вовеки! Аминь».

Вспомнил он о мучении и страданиях святого мученика Никиты и святого Вячеслава, которые были убиты так же, и о том, как убийцей святой Варвары был ее родной отец. И вспомнил слова премудрого Соломона: «Праведники вечно живут, и от Господа им награда и украшение им от всевышнего». И только этими словами утешался и радовался.

Между тем наступил вечер, и Борис повелел петь вечерню, а сам вошел в шатер свой и стал творить вечернюю молитву со слезами горькими, частым воздыханием и непрерывными стенаниями. Потом лег спать, и сон его тревожили тоскливые мысли и печаль горькая, и тяжелая, и страшная:, как претерпеть мучение и страдание, и окончить жизнь, и веру сохранить, и приуготовленный венец принять из рук вседержителя. И, проснувшись рано, увидел, что время уже утреннее. А был воскресный день. Сказал он священнику своему: «Вставай, начинай заутреню». Сам же, обувшись и умыв лицо свое, начал молиться к Господу Богу.

Посланные же Святополком пришли на Альту ночью, и подошли близко, и услышали голос блаженного страстотерпца, поющего на заутреню Псалтырь. И получил он уже весть о готовящемся убиении его. И начал петь: «Господи! Как умножились враги мои! Многие восстают на меня» — и остальные псалмы до конца. И, начавши петь по Псалтыри: «Окружили меня скопища псов и тельцы тучные обступили меня», продолжил: «Господи Боже мой! На тебя я уповаю, спаси меня!» И после этого пропел канон. И когда окончил заутреню, стал молиться, взирая на икону господню и говоря: «Господи Иисусе Христе! Как ты, в этом образе явившийся на землю и собственною волею давший пригвоздить себя к кресту и принять страдание за грехи наши, сподобь и меня так принять страдание!»

И когда услышал он зловещий шепот около шатра, то, затрепетал, и потекли слезы из глаз его, и промолвил: «Слава тебе, Господи, за все, ибо удостоил меня зависти ради принять сию горькую смерть и претерпеть все ради любви к заповедям твоим. Не захотел ты сам избегнуть мук, ничего не пожелал себе, последуй заповедям апостола: «Любовь долготерпелива, всему верит, не завидует и не превозносится». И еще: «В любви нет страха, ибо истинная любовь изгоняет страх». Поэтому, Владыка, душа моя в руках твоих всегда, ибо не забыл я твоей заповеди. Как господу угодно — так и будет». И когда увидели священник Борисов и отрок, прислуживающий князю, господина своего, объятого скорбью и печалью, то заплакали горько и сказали: «Милостивый и дорогой господин наш! Какой благости исполнен ты, что не восхотел ради любви Христовой воспротивиться брату, а ведь сколько воинов держал под рукой своей!» И, сказав это, опечалилась.

И вдруг увидел устремившихся к шатру, блеск оружия, обнаженные мечи. И без жалости пронзено было честное и многомилостивое тело святого и блаженного. Христова страстотерпца Бориса. Поразили его копьями окаянные: Путьша, Талец, Елович, Ляшко. Видя это, отрок его прикрыл собою тело блаженного, воскликнув: «Да не оставлю тебя, господин мой любимый, — где увядает красота тела твоего, тут и я сподоблюсь окончить жизнь свою!»

Был же он родом венгр, по имени Георгий, и наградил его князь золотой гривной [*], и был любим Борисом безмерно. Тут и его пронзили, и, раненный, выскочил он в оторопе из шатра. И заговорили стоящие около шатра: «Что стоите и смотрите! Начав, завершим поведенное нам». Услышав это, блаженный стал молиться и просить их, говоря: «Братья мои милые и любимые! Погодите немного, дайте помолиться богу». И воззрев на небо со слезами, и вознося вздохи горе, начал молиться такими словами: «Господи Боже мой многомилостивый и милостивый и премилостивый! Слава Тебе, что сподобил меня уйти от обольщений этой обманчивой жизни! Слава Тебе, щедрый дарователь жизни, что сподобил меня подвига достойного святых мучеников! Слава тебе, Владыка-Человеколюбец что сподобил меня совершить сокровенное желание сердца моего! Слава Тебе, Христос, слава безмерному, Твоему милосердию, ибо направил ты стоны мои на правый путь! Взгляни с высоты святости твоей и узри боль сердца моего, которую претерпел я от родственника моего — ведь ради Тебя умерщвляют меня в день сей. Меня уравняло с овном, уготованным на убой. Ведь Ты знаешь, Господа, не противлюсь я, не перечу и, имев под своей рукой, всех воинов отца моего и всех, кого любил отец мой, ничего не замышлял против брата моего. Он же сколько мог воздвиг против меня. «Если бы враг поносил меня — это я стерпел бы; если бы ненавистник мой клеветал на меня, — укрылся бы от него». Но ты, Господи, будь свидетель и сверши суд между мною и братом моим и не осуждай их, Господи, за грех этот, но прими с миром душу мою. Аминь».

И, воззрев на своих убийц горестным взглядом, с осунувшимся лицом, весь обливаясь слезами, промолвил: «Братья, приступивши — заканчивайте порученное вам. И да будет мир брату моему и вам, братья!»

И все, кто слышал слова его, не могли вымолвить ни слова от страха и печали горькой и слез обильных. С горькими воздыханиями жалобно сетовали и плакали, и каждый в душе своей стенал: «Увы нам, князь наш милостивый и блаженный, поводырь слепым, одежда нагим, посох старцам, наставник неразумным! Кто теперь их всех направит? Не восхотел славы мира сего, не восхотел веселиться с вельможами честными, не восхотел величия в жизни сей. Кто не поразится столь великому смирению, кто не смирится сам, видя и слыша его смирение?»

И так почил Борис, предав душу свою в руки Бога Живого в 24-й день месяца июля, за 9 дней до календ августовских.

Перебили и отроков многих. С Георгия же не могли снять гривны и, отрубив голову ему, отшвырнули ее прочь. Поэтому и не смогли опознать тела его.

Блаженного же Бориса, обернув в шатер, положили на телегу и повезли. И когда ехали бором, начал приподнимать он святую голову свою. Узнав об этом, Святополк послал двух варягов, и те пронзили Бориса мечом в сердце. И так скончался, восприняв неувядаемый венец. И, принесши тело его, положили в Вышгороде и погребли в земле у церкви святого Василия.»
Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.

«С того времени, — пишет летописец, — затихла на Руси крамола». Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси. Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они — особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, — святому Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380). Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I (1008-1035).

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки святого Глеба, бывшие 4 года непогребенными, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы, и от них совершалось много чудотворений. Один варяг неблагоговейно стал на могилу святых братьев, и внезапно исшедшее пламя опалило ему ноги. От мощей святых князей получил исцеление хромой отрок, сын жителя Вышгорода: святые Борис и Глеб явились отроку во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик пробудился от сна и встал совершенно здоровым. Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на этом месте каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства. Множество храмов и монастырей по всей Руси было посвящено святым князьям Борису и Глебу, фрески и иконы святых братьев-страстотерпцев также известны в многочисленных храмах Русской Церкви.

Ссылка на основную публикацию