3 молитвы преподобным Антонию и Феодосию Киево-Печерским

Автор: | 28.07.2023

Молитвы Пр. Антонию и Феодосию Киево-Печерским

ПОСТОЯННОЕ МЕСТО ПУБЛИКАЦИИ:http://proza.ru/2019/09/15/319
СБОРНИК “МНОГО МЫ ВСТРЕЧАЕМ ЧИСТОТЫ!”

МОЛИТВЫ ПР. АНТОНИЮ И ФЕОДОСИЮ КИЕВО-ПЕЧЕРСКИМ.

Молитвы преподобным Антонию и Феодосию Печерским
(6 голосов: 5.0 из 5)
Скрыть перевод

Преподобные Антоний и Феодосий Печерские
Тропарь, глас 4*
Зве;зды мы;сленныя,/ просия;вшия на тве;рди Церко;вней,/ и;ноков Росси;йских основа;ние/ пе;сньми, лю;дие, почти;м,/ ра;достныя похвалы; сим воздаю;ще:/ ра;дуйтеся, преблаже;ннии отцы;, Анто;ние с Феодо;сием богому;дрым,// при;сно моля;щиися о возсле;дствующих и чту;щих па;мять ва;шу.

Перевод: Духовные звезды, просиявшие на Церковном небе, монашества российского основание песнопениями, люди, почтим, радостные похвалы им воздающе: «Радуйтесь, преблаженные отцы, Антоний с Феодосием богомудрым, всегда молящиеся о последователях и почитающих вашу память».

Кондак, глас 8**
Возложи;в себе; Бо;гу, па;че всех возлю;бленному от ю;ности, преподо;бне,/ Тому; от всея; души; любо;вию после;довал еси;;/ ми;ра же тле;нная нивочто;же вмени;в, в земли; пеще;ру соде;лал еси;,/ и в ней до;бре проти;ву неви;димаго врага; ко;зней подвиза;вся,/ я;ко светоза;рное со;лнце во вся концы; земли; возсия;л еси;,/ отону;дуже веселя;ся преше;л еси; к Небе;сным Черто;гом./ И ны;не со А;нгелы Влады;чню Престо;лу предстоя;,/ помина;й нас, чту;щих па;мять твою;, да зове;м ти:// ра;дуйся, Анто;ние, о;тче наш.

Перевод: Вверив себя Богу, больше всех возлюбленному с юности, преподобный, Ему от всей души с любовью ты последовал, всем тленным в мире пренебрег и, сделав пещеру в земле, в ней прекрасно подвизался против козней невидимого врага, как яркое солнце воссиял во всех концах земли, оттуда же с радостью перешел в Небесные Чертоги. И сейчас с Ангелами предстоя Престолу Владыки, вспоминай нас, почитающих память твою, да взываем к тебе: «Радуйся, Антоний, отче наш».

Молитва 1-я,
преподобному Антонию Печеpскому**
О, до;брый наш па;стырю и наста;вниче, приснопомина;емый и;ноков росси;йских первонача;льниче, преподо;бне и богоно;сне о;тче наш Анто;ние! Ты горе; на Небеси; пребыва;еши, мы ни;зу на земли;, удале;ни су;ще от Тебе; не толи;ко ме;стом, коли;ко грехо;вною нечистото;ю на;шею; оба;че па;мятующе оте;ческую любо;вь твою; к лю;дем, ти сро;дным, припа;даем и мо;лимтися с умиле;нием и ве;рою: помози; нам, гре;шным, покая;нием очи;ститися и досто;йным бы;ти поми;лования и проще;ния от Го;спода и Созда;теля на;шего. Умоли; Его; бла;гость дарова;ти нам вели;кия и бога;тыя ми;лости: земли; плодоно;сие, возду;ха благорастворе;ние, мир глубо;к, братолю;бие и;скреннее, благоче;стие нелицеме;рное, жите;йских потре;б дово;льство, и да не во зло обрати;м блага;я, да;руемая нам от щедрода;тельныя Его; десни;цы, но во сла;ву Имене Его; свята;го и во спасе;ние на;ше. Соблюди;, чудотво;рче святы;й, благомо;щными твои;ми моли;твами росси;йския гра;ды, оби;тель твою; и всю страну; Правосла;вно Росси;йскую невреди;мы от вся;каго зла, и вся лю;ди, жи;тельствующия в оби;тели твое;й и на поклоне;ние в ню приходя;щия, осени; Небе;сным твои;м благослове;нием, и в ско;рбех, беда;х и боле;знех утеше;ние, избавле;ние и исцеле;ние им пода;ждь, да благода;рно сла;вим, хва;лим и велича;ем просла;вльшаго тя Го;спода, чрез тебе; ди;вно благоде;тельствующаго нам, Безнача;льнаго Отца;, Единоро;днаго Его; Сы;на и Единосу;щнаго Его; Ду;ха, Тро;ицу Живонача;льную и Неразде;льную, и твое; свято;е заступле;ние во ве;ки веко;в. Ами;нь.

Молитва 2-я,
преподобному Феодосию Печеpскому***
О, свяще;нная главо;, А;нгеле земны;й и челове;че Небе;сный, преподо;бне и Богоно;сне о;тче наш Феодо;сие, изря;дный слуго; Пресвяты;я Богоро;дицы, во имя; Ея; свято;е оби;тель пречу;дну на гора;х Пече;рских сооруди;вши и в ней чуде;с мно;жеством просия;вый! Мо;лим тя со усе;рдием мно;гим: моли;ся за нас ко Го;споду Бо;гу и испроси; нам от Него; вели;кия и бога;тыя ми;лости: ве;ру пра;ву, наде;жду спасе;ния несомне;нну, любо;вь ко всем нелицеме;рну, благоче;стие непоколеби;мое, душ и теле;с здра;вие, жите;йских потре;б дово;льство, и да не во зло обрати;м блага;я, да;руемая нам от щедрода;тельныя Его; десни;цы, но в сла;ву И;мене Его; свята;го и во спасе;ние на;ше. Сохрани;, уго;дниче Бо;жий, предста;тельством твои;м святы;м страну; на;шу, Це;рковь Православноросси;йскую, град твой и Ла;вру твою; невреди;мыми от вся;каго зла, и вся лю;ди, притека;ющия на поклоне;ние к честно;му твоему; гро;бу и пребыва;ющия во святе;й оби;тели твое;й, осени; Небе;сным твои;м благослове;нием и от вся;ких зол и бед ми;лостивно изба;ви. Наипа;че же в час кончи;ны на;шея покажи; нам многомо;щное твое; покрови;тельство: да изба;вимся моли;твами твои;ми ко Го;споду вла;сти лю;таго мироде;ржца и сподо;бимся насле;дити Ца;рство Небе;сное. Яви; нам, о;тче, благосе;рдие твое; и не оста;ви нас, си;рых и безпомо;щных, да вы;ну славосло;вим ди;внаго во святы;х Свои;х Бо;га, Отца;, и Сы;на, и Свята;го Ду;ха, и твое; свято;е заступле;ние, во ве;ки веко;в. Ами;нь.

Молитва 3-я,
преподобным Антонию и Феодосию Печеpским
Преподо;бнии и богоно;снии отцы; на;ши Анто;ние и Феодо;сие! К вам, я;ко к те;плым засту;пником и ско;рым помо;щником и изве;стным предста;телем, прибега;ем мы гре;шнии, смире;нно прося;ще ва;шея по;мощи и заступле;ния, в бе;здне зол и бед погружа;емии, я;же на всяк день и час нам и от челове;к лука;вых приключа;ются, и от духо;в зло;бы поднебе;сныя, всегда; поги;бели душ и теле;с на;ших и;щущих, нахо;дят на ны. Изве;стни же есмы; несумне;нно, коль вели;кое к милосе;рдому Бо;гу и;мате дерзнове;ние: еще; бо на земли; между; стра;нствующими к Го;рнему Оте;честву пребыва;юще, ве;лию си;лу благода;ти Бо;жия, ва;ми чудоде;йствующия, в себе; показа;сте, я;ко и огнь с Небесе;, по подо;бию Илиину;, на показа;ние ме;ста, на не;мже вели;кая це;рковь Пече;рская стро;итися хотя;ше, низведо;сте, и ро;су, по о;бразу Гедео;нову, на очище;ние и ве;чное прославле;ние того;жде свята;го ме;ста призва;сте: та;кожде ве;мы, коль мно;гое мно;жество муже;й и жен, из ра;зных стран и наро;дов, скорбя;щих и напа;ствуемых или; разли;чными тя;жкими боле;зньми одержи;мых, ва;шими моли;твами и заступле;нием получи;ша ско;рое себе; облегче;ние и избавле;ние. Аще у;бо вся та помоществова;ния, еще; в сме;ртнем су;ще стра;нствовании, бе;дствующим ми;лостивно подава;сте, кольми; па;че днесь, егда; уже; всемогу;щей предста;сте Тро;ице и бо;льшее прия;сте дерзнове;ние, во е;же моли;ти ю о на;шем недосто;инстве и в беда;х нас заступа;ти и защища;ти. Сего; ра;ди и мы, столь мно;гими вражде;бными наве;ты, озлобле;ньми и кова;рными злоумышле;ньми отвсю;ду угрожа;емии и тесни;мии, ва;шему те;плому и си;льному по Бо;зе вруча;ем себе; защище;нию и усе;рдно мо;лим благосты;ню ва;шу: сохрани;те нас неврежде;нных от всех бед и зол, наипа;че же от бесо;вских ко;зней, да не бу;дем им в поруга;ние и посмея;тельство, но та;ко их кре;пкою ва;шею по;мощию от нас отжени;те, я;коже во дни о;ны от оби;тели отгна;сте я, иногда; па;кости де;явшия. Сицева;я же их неполе;зная укроти;вше на ны возста;ния, та;ко нас утвержде;нных в ве;ре, наде;жде и любви; соде;лайте, да николи;же на;ми каково;е недоуме;ние или; сумне;ние возоблада;ет. Чу;вства на;ша душе;вная вку;пе и теле;сная в таково;м благоустрое;нии и боголе;пней ме;рности на всяк день и час удержава;йте и снабдева;йте, да те;ми никогда;же Блага;го и Человеколюби;ваго Бо;га прогне;ваем. Ра;зум уцелому;дрите, да сей па;че о Бо;зе, Его; вездепрису;тствии и благопромышле;нии помышля;ет, не;же о вре;менных пече;тся. Развраще;нную во;лю на;шу всегда; исправля;йте, да николи;же хо;щет, е;же хоте;нию Бо;жию сопротивля;ется, но те;ми да уловля;ется и в сих безмяте;жно и безпеча;льно да пребыва;ет, я;же суть Бо;гу уго;дна и прия;тна, челове;ку же спаси;тельна и поле;зна. К сим же, о преподо;бнии отцы;, и оте;чества ва;шего не забыва;йте, но в ми;рнем устрое;нии пребыва;ти ему; у Престо;ла вели;чества Бо;жия непреста;нно хода;тайствуйте. Вся лю;ди, су;щия в держа;ве на;шей, ми;рны и безпеча;льны сохрани;те и от вся;каго зла;го обстоя;ния вско;ре изба;вите. Егда; же приспе;ет на;ше от вре;меннаго сего; жития; отше;ствие и к ве;чности преселе;ние, си;це нам в по;мощь предста;ните и от наси;лий вра;жиих свободи;те, я;коже предста;сте не;когда Ера;зму мона;ху, в тя;жком сме;ртнем бе;дствии обрета;вшемуся, и та;ко сердца; на;ша ко и;стинному покая;нию и жале;нию о гресе;х подви;гните, я;коже и о;наго се;рдце подвиго;сте, да и мы в чи;стем со;вести на;шея свиде;тельстве, Пресвяте;й и Нераздели;мей предста;вше Тро;ице, прославля;ем ю ку;пно с ва;ми и все;ми святы;ми в безконе;чныя ве;ки веко;в. Ами;нь.

* Минея. 2-е сентября.
** Минея. 10-е июля.
*** Минея. 3-е мая.
Акафист преподобному Антонию Печерскому
Канон первый преподобному Антонию Печерскому
Канон второй преподобному Антонию Печерскому
Канон первый преподобным Антонию и Феодосию Печерским
Канон второй преподобным Антонию и Феодосию Печерским

Молитвы святым

Память: 3 май / 16 мая, 10 июля / 23 июля, 14 августа / 27 августа (перенесение мощей), 28 августа / 10 сентября (Собор преподобных отцов Киево-Печерских), в Дальних пещерах – преподобного Феодосия, почивающих), 2 сентября / 15 сентября, 28 сентября / 11 октября преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах – преподобного Антония почивающих

Преподобный Феодосий является одним из основателей русского монашества и устроителем Киево-Печерской Лавры. Покровитель русских монахов и благотворителей, собирающих средства для больных и малоимущих. К нему обращаются в молитве для помощи в обуздании страстей, приобретения смирения и аскетизма.

Тропарь преподобного Феодосия Печорского, глас 8

Возвысився на добродетель, измлада возлюбив монашеское житие, к желанию доблественне достиг, вселился еси в пещеру и, украсив житие твое пощением и светлостию, в молитвах, яко безплотен, пребывал еси, в Российстей земли, яко светлое светило, просияв, отче Феодосие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Феодосия Печорского, глас 3

Звезду Российскую днесь почтим, от востока возсиявшую и на запад пришедшую, всю бо страну сию чудесы и добротою обогатившу и вся ны содеянием и благодатию монашескаго устава, блаженнаго Феодосия.

Тропарь преподобного Антония Печорского, глас 4

От мирскаго мятежа изшед, отвержением же мира евангельски Христу последовал еси и, равноангельное житие пожив, в тихое пристанище Святыя Горы Афона достигл еси, отонудуже благословением отцев в гору Киева пришед и тамо трудолюбно жизнь совершив, Отечество твое просветил еси и, множеству монашествующих стезю, ведущую к Небесному Царствию, показав, Христу сия привел еси, Егоже моли, Антоние преподобне, да спасет души наша.

Кондак преподобного Антония Печорского, глас 8

Возложив себе Богу, паче всех возлюбленному от юности, преподобне, Тому от всея души любовию последовал еси, мира же тленная ни во чтоже вменив, в земли пещеру соделал еси и, в ней добре противу невидимаго врага козней подвизався, яко светозарное солнце, во вся концы земли возсиял еси, отонудуже, веселяся, прешел еси к Небесным чертогом. И ныне со Ангелы Владычню престолу предстоя, поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти: радуйся, Антоние, отче наш.

Тропарь преподобных отцов Киево-Печерских, глас 4

Мысленное солнце и светлую луну, первоначальных Печерских, со всем собором преподобных днесь почтим, тии бо, церковную твердь озаряюще, просвещают во тьме страстей бедствующих, и подают от Христа Бога молитвами своими помощь во всех скорбех, и душам нашим просят избавления.

Кондак преподобных отцов Киево-Печерских, глас 8

Избраннии от всех родов угодницы Божии, святии преподобнии Печерстии, на сих горах добродетельми просиявшии, вас земля не потаила есть, но Небо отверзеся вам и райское селение. Темже мы похвальныя песни Богу, прославльшему вас, в памяти вашей приносим; вы же, яко имущии дерзновение, ваш собор почитающих от всех бед молитвами вашими заступайте, яко заступницы наши и к Богу ходатаи.

Молитва преподобным Антонию и Феодосию Печерским:

О угодницы Христовы, преподобнии отцы наши Антоние и Феодосие и вси святии Киево-Печерстии, светильницы пресветлые, святостию иноческаго жития первые просиявшие на земле Российстей, покровители града Киева и всего отечества нашего! К вам, молитвенникам теплым и предстателям непостыдным, усердно притекаем, в нуждах и скорбях наших утешения и помощи просяще. Помозите нам, рабам Божиим (имена), заступницы наши! Утвердите нас в вере святей, сохраните Церковь Божию от пагубных ересей и расколов, научите нас всегда творити заповеди Божия и вся предания церковная, от отец нам заповеданная, будите нам благосердые отцы и теплые молитвенницы, яко да прославим имя Живоначальныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.

Молитвы преподобным Антонию и Феодосию Печерским

Тропарь, глас 4 1

Зве́зды мы́сленныя,/ просия́вшия на тве́рди Церко́вней,/ и́ноков Росси́йских основа́ние/ пе́сньми, лю́дие, почти́м,/ ра́достныя похвалы́ сим воздаю́ще:/ ра́дуйтеся, преблаже́ннии отцы́, Анто́ние с Феодо́сием богому́дрым,// при́сно моля́щиися о возсле́дствующих и чту́щих па́мять ва́шу.

Перевод: Духовные звезды, просиявшие на Церковном небе, монашества российского основание песнопениями, люди, почтим, радостные похвалы им воздающе: «Радуйтесь, преблаженные отцы, Антоний с Феодосием богомудрым, всегда молящиеся о последователях и почитающих вашу память».

Кондак, глас 8 2

Возложи́в себе́ Бо́гу, па́че всех возлю́бленному от ю́ности, преподо́бне,/ Тому́ от всея́ души́ любо́вию после́довал еси́;/ ми́ра же тле́нная нивочто́же вмени́в, в земли́ пеще́ру соде́лал еси́,/ и в ней до́бре проти́ву неви́димаго врага́ ко́зней подвиза́вся,/ я́ко светоза́рное со́лнце во вся концы́ земли́ возсия́л еси́,/ отону́дуже веселя́ся преше́л еси́ к Небе́сным Черто́гом./ И ны́не со А́нгелы Влады́чню Престо́лу предстоя́,/ помина́й нас, чту́щих па́мять твою́, да зове́м ти:// ра́дуйся, Анто́ние, о́тче наш.

Перевод: Вверив себя Богу, больше всех возлюбленному с юности, преподобный, Ему от всей души с любовью ты последовал, всем тленным в мире пренебрег и, сделав пещеру в земле, в ней прекрасно подвизался против козней невидимого врага, как яркое солнце воссиял во всех концах земли, оттуда же с радостью перешел в Небесные Чертоги. И сейчас с Ангелами предстоя Престолу Владыки, вспоминай нас, почитающих память твою, да взываем к тебе: «Радуйся, Антоний, отче наш».

Молитва 1-я, преподобному Антонию Печеpскому 2

О, до́брый наш па́стырю и наста́вниче, приснопомина́емый и́ноков росси́йских первонача́льниче, преподо́бне и богоно́сне о́тче наш Анто́ние! Ты горе́ на Небеси́ пребыва́еши, мы ни́зу на земли́, удале́ни су́ще от Тебе́ не толи́ко ме́стом, коли́ко грехо́вною нечистото́ю на́шею; оба́че па́мятующе оте́ческую любо́вь твою́ к лю́дем, ти сро́дным, припа́даем и мо́лимтися с умиле́нием и ве́рою: помози́ нам, гре́шным, покая́нием очи́ститися и досто́йным бы́ти поми́лования и проще́ния от Го́спода и Созда́теля на́шего. Умоли́ Его́ бла́гость дарова́ти нам вели́кия и бога́тыя ми́лости: земли́ плодоно́сие, возду́ха благорастворе́ние, мир глубо́к, братолю́бие и́скреннее, благоче́стие нелицеме́рное, жите́йских потре́б дово́льство, и да не во зло обрати́м блага́я, да́руемая нам от щедрода́тельныя Его́ десни́цы, но во сла́ву Имене Его́ свята́го и во спасе́ние на́ше. Соблюди́, чудотво́рче святы́й, благомо́щными твои́ми моли́твами росси́йския гра́ды, оби́тель твою́ и всю страну́ Правосла́вно Росси́йскую невреди́мы от вся́каго зла, и вся лю́ди, жи́тельствующия в оби́тели твое́й и на поклоне́ние в ню приходя́щия, осени́ Небе́сным твои́м благослове́нием, и в ско́рбех, беда́х и боле́знех утеше́ние, избавле́ние и исцеле́ние им пода́ждь, да благода́рно сла́вим, хва́лим и велича́ем просла́вльшаго тя Го́спода, чрез тебе́ ди́вно благоде́тельствующаго нам, Безнача́льнаго Отца́, Единоро́днаго Его́ Сы́на и Единосу́щнаго Его́ Ду́ха, Тро́ицу Живонача́льную и Неразде́льную, и твое́ свято́е заступле́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва 2-я, преподобному Феодосию Печеpскому 3

О, свяще́нная главо́, А́нгеле земны́й и челове́че Небе́сный, преподо́бне и Богоно́сне о́тче наш Феодо́сие, изря́дный слуго́ Пресвяты́я Богоро́дицы, во имя́ Ея́ свято́е оби́тель пречу́дну на гора́х Пече́рских сооруди́вши и в ней чуде́с мно́жеством просия́вый! Мо́лим тя со усе́рдием мно́гим: моли́ся за нас ко Го́споду Бо́гу и испроси́ нам от Него́ вели́кия и бога́тыя ми́лости: ве́ру пра́ву, наде́жду спасе́ния несомне́нну, любо́вь ко всем нелицеме́рну, благоче́стие непоколеби́мое, душ и теле́с здра́вие, жите́йских потре́б дово́льство, и да не во зло обрати́м блага́я, да́руемая нам от щедрода́тельныя Его́ десни́цы, но в сла́ву И́мене Его́ свята́го и во спасе́ние на́ше. Сохрани́, уго́дниче Бо́жий, предста́тельством твои́м святы́м страну́ на́шу, Це́рковь Православноросси́йскую, град твой и Ла́вру твою́ невреди́мыми от вся́каго зла, и вся лю́ди, притека́ющия на поклоне́ние к честно́му твоему́ гро́бу и пребыва́ющия во святе́й оби́тели твое́й, осени́ Небе́сным твои́м благослове́нием и от вся́ких зол и бед ми́лостивно изба́ви. Наипа́че же в час кончи́ны на́шея покажи́ нам многомо́щное твое́ покрови́тельство: да изба́вимся моли́твами твои́ми ко Го́споду вла́сти лю́таго мироде́ржца и сподо́бимся насле́дити Ца́рство Небе́сное. Яви́ нам, о́тче, благосе́рдие твое́ и не оста́ви нас, си́рых и безпомо́щных, да вы́ну славосло́вим ди́внаго во святы́х Свои́х Бо́га, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, и твое́ свято́е заступле́ние, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читайте также:  2 сильных молитвы Марии и Кириллу Радонежским

Молитва 3-я, преподобным Антонию и Феодосию Печеpским

Преподо́бнии и богоно́снии отцы́ на́ши Анто́ние и Феодо́сие! К вам, я́ко к те́плым засту́пником и ско́рым помо́щником и изве́стным предста́телем, прибега́ем мы гре́шнии, смире́нно прося́ще ва́шея по́мощи и заступле́ния, в бе́здне зол и бед погружа́емии, я́же на всяк день и час нам и от челове́к лука́вых приключа́ются, и от духо́в зло́бы поднебе́сныя, всегда́ поги́бели душ и теле́с на́ших и́щущих, нахо́дят на ны. Изве́стни же есмы́ несумне́нно, коль вели́кое к милосе́рдому Бо́гу и́мате дерзнове́ние: еще́ бо на земли́ между́ стра́нствующими к Го́рнему Оте́честву пребыва́юще, ве́лию си́лу благода́ти Бо́жия, ва́ми чудоде́йствующия, в себе́ показа́сте, я́ко и огнь с Небесе́, по подо́бию Илиину́, на показа́ние ме́ста, на не́мже вели́кая це́рковь Пече́рская стро́итися хотя́ше, низведо́сте, и ро́су, по о́бразу Гедео́нову, на очище́ние и ве́чное прославле́ние того́жде свята́го ме́ста призва́сте: та́кожде ве́мы, коль мно́гое мно́жество муже́й и жен, из ра́зных стран и наро́дов, скорбя́щих и напа́ствуемых или́ разли́чными тя́жкими боле́зньми одержи́мых, ва́шими моли́твами и заступле́нием получи́ша ско́рое себе́ облегче́ние и избавле́ние. Аще у́бо вся та помоществова́ния, еще́ в сме́ртнем су́ще стра́нствовании, бе́дствующим ми́лостивно подава́сте, кольми́ па́че днесь, егда́ уже́ всемогу́щей предста́сте Тро́ице и бо́льшее прия́сте дерзнове́ние, во е́же моли́ти ю о на́шем недосто́инстве и в беда́х нас заступа́ти и защища́ти. Сего́ ра́ди и мы, столь мно́гими вражде́бными наве́ты, озлобле́ньми и кова́рными злоумышле́ньми отвсю́ду угрожа́емии и тесни́мии, ва́шему те́плому и си́льному по Бо́зе вруча́ем себе́ защище́нию и усе́рдно мо́лим благосты́ню ва́шу: сохрани́те нас неврежде́нных от всех бед и зол, наипа́че же от бесо́вских ко́зней, да не бу́дем им в поруга́ние и посмея́тельство, но та́ко их кре́пкою ва́шею по́мощию от нас отжени́те, я́коже во дни о́ны от оби́тели отгна́сте я, иногда́ па́кости де́явшия. Сицева́я же их неполе́зная укроти́вше на ны возста́ния, та́ко нас утвержде́нных в ве́ре, наде́жде и любви́ соде́лайте, да николи́же на́ми каково́е недоуме́ние или́ сумне́ние возоблада́ет. Чу́вства на́ша душе́вная вку́пе и теле́сная в таково́м благоустрое́нии и боголе́пней ме́рности на всяк день и час удержава́йте и снабдева́йте, да те́ми никогда́же Блага́го и Человеколюби́ваго Бо́га прогне́ваем. Ра́зум уцелому́дрите, да сей па́че о Бо́зе, Его́ вездепрису́тствии и благопромышле́нии помышля́ет, не́же о вре́менных пече́тся. Развраще́нную во́лю на́шу всегда́ исправля́йте, да николи́же хо́щет, е́же хоте́нию Бо́жию сопротивля́ется, но те́ми да уловля́ется и в сих безмяте́жно и безпеча́льно да пребыва́ет, я́же суть Бо́гу уго́дна и прия́тна, челове́ку же спаси́тельна и поле́зна. К сим же, о преподо́бнии отцы́, и оте́чества ва́шего не забыва́йте, но в ми́рнем устрое́нии пребыва́ти ему́ у Престо́ла вели́чества Бо́жия непреста́нно хода́тайствуйте. Вся лю́ди, су́щия в держа́ве на́шей, ми́рны и безпеча́льны сохрани́те и от вся́каго зла́го обстоя́ния вско́ре изба́вите. Егда́ же приспе́ет на́ше от вре́меннаго сего́ жития́ отше́ствие и к ве́чности преселе́ние, си́це нам в по́мощь предста́ните и от наси́лий вра́жиих свободи́те, я́коже предста́сте не́когда Ера́зму мона́ху, в тя́жком сме́ртнем бе́дствии обрета́вшемуся, и та́ко сердца́ на́ша ко и́стинному покая́нию и жале́нию о гресе́х подви́гните, я́коже и о́наго се́рдце подвиго́сте, да и мы в чи́стем со́вести на́шея свиде́тельстве, Пресвяте́й и Нераздели́мей предста́вше Тро́ице, прославля́ем ю ку́пно с ва́ми и все́ми святы́ми в безконе́чныя ве́ки веко́в. Ами́нь.

Преподобным Антонию и Феодосию Печерским.

Тропарь, глас 4:

Звезды мысленныя,/ просиявшия на тверди Церковней,/ иноков Российских основание,/ песньми, людие, почтим,/ радостныя похвалы сим воздающе,/ радуйтеся, преблаженнии отцы, Антоние со Феодосием богомудрым,// присно молящиися о возследствующих и чтущих память вашу.

Ин тропарь, глас 3:

Двоицу начальных российских светил почтим,/ Антония, Богом посланнаго, и Феодосия, Богом дарованнаго:/ тии бо первии, равноангельным в России житием просиявше от гор Киевских,/ осветиша отечествия нашего вся концы,/ и путь к Небеси правый многим показаша,/ и, первоотцы иноком бывше,/ лики спасаемых Богови приведоша,/ и ныне, предстояще в Вышних немерцаемому Божества Свету,// молятся о душах наших.

Ин канон. Глас 8.

Песнь 1

Ирмос: Воду прошед, яко сушу,/ и египетскаго зла избежав,/ израильтянин вопияше:// Избавителю и Богу нашему поим.

Воды мирскаго мятежа, аки Моисей с Аароном Чермное море,/ преподобный Антоний с Феодосием блаженным немокренно преидоста/ и, без вреда пристанища Небеснаго достигше, радостно возгласиста:/ Избавителю и Богу нашему поим.

Волнами житейскими влаяйся аз, окаянный,/ и, да не погрязну фараонитски в глубине зол,/ бояся, к вам вопию: о отцы преподобнии,/ Избавителю и Богу нашему о мне помолитеся.

Водами слез твоих фараона мысленнаго потопил еси, Антоние,/ во умерщвленном же телеси, аки в тимпане, победная воспел еси, Феодосие,/ оба же о ны моление Избавителю и Богу нашему принесите.

Богородичен: Воды страстей моих изсуши, рождшая Незаходимое Солнце Христа,/ и на сух путь безстрастия настави мя,/ добрая Путеводительнице,/ да благодарственная Избавителю Богу нашему/ и Тебе воспою во веки.

Песнь 3

Ирмос: Небеснаго круга/ Верхотворче Господи/ и Церкве Зиждителю,/ Ты мене утверди в любви Твоей,/ желаний краю, верных утверждение,// Едине Человеколюбче.

Небесное житие в пещерах земных показасте,/ отцы преподобнии,/ утверждающеся же в любви Божией,/ желаемаго Горняго края достигосте/ и зрети сподобистеся единаго Человеколюбца.

На Небесный круг востекл еси, святе Антоние,/ к Небесным обителем преставился еси, преподобне Феодосие:/ тамо оба мольбу о нас грешных принесите к Единому Человеколюбцу.

Небесных благ лишився аз, окаянный,/ к вам притекаю, о небеснии граждане:/ да не в конец отчужден буду части спасаемых,/ умолите о мне Единаго Человеколюбца.

Богородичен: Небес пространнейшая Богородительнице,/ Невместимаго вместившая в пречистых ложеснах Твоих,/ сподоби мя грешнаго получити место в селениих праведных/ и с теми наслаждатися лицезрения Единаго рожденнаго от Тебе Человеколюбца.

Ин кондак, глас 2:

Твердыя столпы благочестия,/ недвижимая иноческих законоположений основания/ и необоримыя стены Российския восхвалим:/ Антония, возлюбльшаго Бога,/ и Феодосия, возлюбленнаго Богом:/ труды бо онех и постническия подвиги прият паче всякаго всеплодия// Един во святых прославляемый.

Седален, глас 4:

Небесное богатство и присносущную славу тщащеся восприяти,/ нищету и смирение смирившагося Владыки восприясте/ и миру себе распясте со похотьми и страстьми,/ тем, блажаще память вашу, преподобнии отцы наши Антоние и Феодосие, молим/ молите Христа Бога даровати нам велию милость.

Ин седален, глас 2:

Моление твое теплое, Антоние преблаженне,/ огнь с небесе сведе на место, идеже ныне основася Богородична церковь,/ твоя же прилежная мольба, богоносе Феодосие,/ на то же место благодать Божию образом дуги от ветхия церкве преведе:/ оба бысте чудотворцы, оба теплии к Богу молебники, оба велицыи Того угодники:/ и ныне молитвами вашими попалите хврастие грехов наших,/ и благодати Божией приобщите ны,/ и от бед избавляйте нас, вскоре предстательствующе.

Песнь 4

Ирмос: Услышах, Господи,/ смотрения Твоего таинство,/ разумех дела Твоя// и прославих Твое Божество.

Услышав глас Господень в Афоне к игумену, глаголющ:/ посли ми Антония в Россию, яко тамо его требую,/ и прииде Антоний в новопросвещенную страну повелением Господа своего,/ и прослави Того Божество.

Услышав Феодосий глас Христа, во Евангелии глаголюща:/ грядите по Мне и возьмите иго Мое на себе,/ абие, вся яко уметы вменив, во след Его пойде/ и прослави Того Божество.

Услышавше равноангельное двою тою отцу в пещерах пребывание,/ мнози стекошася к нима подражати постнических подвигов/ и, образом добродетельнаго ею жития наставльшеся, угождати Богу,/ прославиша Того Божество.

Богородичен: Услыши, Владычице, стенание и мольбы христоименитых людей,/ призри на озлобление и горесть утесняемых отвсюду,/ виждь слезы и рыдания сущих в бедах и скорбех и умилосердися на рабы Твоя,/ да Тя, Богородицу, прославляем.

Песнь 5

Ирмос: Просвети нас повелении Твоими, Господи,/ и мышцею Твоею высокою/ Твой мир подаждь нам,// Человеколюбче.

Просветишася, яко небеса, двема светилами горы/ Киевския/ двема начальнейшими отцы преподобными,/ Антонием, аки солнцем, Феодосием, аки луною,/ и свет святыни их во тьме пещерной светяше, и тьма не объят их:/ людие же, на свет добрых дел ею взирающе,/ прославляху Отца Небеснаго.

Просветися вся Россия лучами чудес ваю,/ сынове немерцающаго Света, отцы преподобнии,/ аще и под спудом пещерным скрыстеся:/ творимая бо вами богоугождения втайне показа та Бог яве/ и прослави прославляющих Его.

Просвещаетеся ныне, аки солнце, во Царствии Небеснем, о богоблаженнии:/ просветите помраченную мою душу/ и на светлую заповедей Божиих стезю наставите мя.

Богородичен: Просвети лице Твое на рабы Твоя, Христе, Свете истинный,/ и, отгнав тьму прегрешений наших, света присносущнаго общники сотвори ны,/ ради Рождшия Тя и преподобных Твоих, Человеколюбче.

Песнь 6

Ирмос: Молитву пролию ко Господу/ и Тому возвещу печали моя,/ яко зол душа моя исполнися/ и живот мой аду приближися,/ и молюся, яко Иона:// от тли, Боже, возведи мя.

Молитву излиял еси ко Господу, преподобне Антоние,/ да будет по всей земли роса, на месте же имевшия быти церкве суша;/ и паки по всей земли суша, на месте же святем роса,/ и услышан был еси вскоре;/ молю, и о мне помолися, да влаги моя изсушит страстныя,/ изсохшее же сердце мое росою благодати да оросит/ и от тли да возведет мя Бог мой.

Молитвами твоими, преподобне Феодосие,/ обитель твоя во оскудениих наполняшеся земных благ;/ душе моей скудной, не имущей добрых дел,/ исходатайствуй спасительная благая, и от тли да возведет мя Бог мой.

Молитвами преподобных Твоих угодников, Антония и Феодосия Печерских,/ излиявших пред Тобою сердца своя/ и молящихся к Тебе о всем мире выну,/ от тли, Боже мой, возведи мя.

Богородичен: Молитву мою по Господе Бозе к Тебе, Госпоже Богородице, проливаю/ и возвещаю моя душевныя печали:/ яко злыми моими делы в погибель влеком есмь/ и не исправляюся,/ греховным оружием уязвляемь есмь и не чувствую,/ кит преисподняго ада пожрети мя хощет, и не бежу от него;/ обаче к Твоему милосердию вопию:/ от тли, Владычице моя, возведи мя.

Кондак, глас 8:

Двоицу великих отец и правило иноков светлое,/ умныя зари, онебесившия Российскую Церковь,/ кто по достоянию хвалами воспоет?/ Тии бо Престолу Божию предстоят./ Но яко имущии дерзновение к Святей Троице,/ Антоние преблаженне и Феодосие приснопамятне,/ молитеся о молебная вам приносящих// и любовию песньми вас ублажающих.

В присносущнем Пресвятыя Троицы Божественнем свете да восприимете селение,/ преподобнии отцы,/ вся лета жизни сея в тесной пещере пожившии;/ темже и преставльшеся от временных великим чудес дарованием от Господа сподобистеся:/ болезни исцеляти, бесы от человек прогоняти/ и без вреда обитель свою сохраняти, заступающе во скорбех,/ молитеся о молебная к вам приносящих/ и песньми любовию вас ублажающих.

Песнь 7

Ирмос: От Иудеи дошедше, отроцы/ в Вавилоне иногда/ верою Троическою пламень пещный попраша, поюще:// отцев Боже, благословен еси.

От горы Афонския блаженный Антоний в Россию пришед/ и, да будет на месте сем святыя горы благословение,/ рек, пояше:/ отец наших Боже, благословен еси.

От дому родительню преподобный Феодосий к Иерусалиму тещи желая,/ на горы Киевския прииде и сотвори я своею святынею, яко Сиона:/ трудами же своими распространив обитель, яко Иерусалима, пояше:/ отец наших Боже, благословен еси.

От мирских любосластных страстей,/ аки от вавилонскаго пламене неопальни соблюдшеся, отцы святии/ ныне в Церкви торжествующих с радостию вопиют:/ Единый в Троице Боже отец наших, благословен еси.

Богородичен: От Христа Бога посылахуся на проповедь два два,/ аможе Сам идти хотяше;/ Пречистая же Дево Богородица, хотящи Сама новопросвещенныя люди российския посетити/ и сотворити Себе посреде их селение,/ посла в Россию, аки апостольскую двоицу,/ сия два избранныя рабы своя, Антония и Феодосия, поющия:/ воплощенный от Девы Христе Боже,/ со Отцем и Духом благословен еси.

Песнь 8

Ирмос: Царя Небеснаго,/ Егоже поют вои ангельстии,// хвалите и превозносите во вся веки.

Царя Небеснаго в ангельском чину прославити хотя,/ пещеру житием твоим равноангельным соделал еси аки Небо, Антоние святе,/ и, земных Ангелов лик собрав, глаголал еси к ним:/ Егоже поют на Небеси вои ангельстии,/ Того мы на земли хвалим и превозносим выну.

Царю Небесному ввоинитися хотя,/ железом приковался еси, аки воинским поясом препоясуяся, Феодосие терпеливодушне,/ и подвизался еси, яко добр воин Иисус Христов,/ дондеже, мир и плоть одолев, врага диавола победил еси,/ торжественно хваля и превознося укреплявшаго тя Господа.

Царю Небесному с вои ангельскими ныне на Небеси предстояще,/ не забудите нас, притекающих к вам, о отцы преблаженнии,/ да и мы сподобимся с вами в будущей жизни хвалити и превозносити Христа во веки.

Богородичен: Царя Небеснаго рождшая, Богоневесто Владычице,/ сподоби ны части праведных,/ да с ними купно восхвалим рождшагося от Тебе Владыку/ и прославим во веки.

Песнь 9

Ирмос: Воистину Богородицу/ Тя исповедуем,/ спасеннии Тобою, Дево Чистая,// с безплотными лики Тя величающе.

Воистину мертвы показастеся мирови,/ прежде погребения в пещеры недра земная, аки во гроб, всельшеся,/ но Богови живы бесте, богомысленными вашими умы к Небеси паряще/ и со безплотными лики Того и купно Рождшую Его величающе.

Воистину житие ваше ангельско бысть:/ во плоти бо суще, нерадисте о плоти,/ но, аки пленника, ту умерщвленьми смиривше, покористе духови и безплотных подражасте,/ неусыпно Господа и Госпожу Богородицу величающе.

Воистину наследницы Царствия Небеснаго сотвористеся,/ земная наследия презревше и отчуждившеся суетнаго мира, присвоистеся Богови и, разрешшеся союзов плоти, со Христом ныне жительствуете,/ со безплотными лики Тому и Пренепорочней Того Матери предстояще и о нас молящеся.

Богородичен: Воистину Тобою человеческий род получи спасение, о Пренепорочная Дево Марие!/ Ты бо соединила еси с человеком Бога,/ в пречистой Твоей утробе воплотивши неизреченное Отчее Слово,/ Ты и нас, грешных, удалившихся от Господа,/ паки к Господу приближи, и примири, и присоедини Ему,/ да со безплотными лики, купно и с теми, иже во плоти ангельски пожиша,/ и Тебе, и рождшагося от Тебе Христа Владыку величаем во веки.

Светилен:

Света суще Вышняго ближайшии граждане/ и прекраснаго Иерусалима насельницы святии,/ нижних, выну ратуемых, посетите и подавайте помощь/ вашу честную память ныне восхваляющим.

Богородичен:

Света Тричисленнаго Дева сущи и Мати,/ во свете вчини жити Вышнем/ поющих нетленное Рождество Твое, Обрадованная.

Читайте также:  6 молитв на Воздвижение Креста Господня

Молитва преподобным Антонию и Феодосию, игуменам Киево-Печеpским

Преподо́бнии и богоно́снии отцы́ на́ши Анто́ние и Феодо́сие, к вам мы гре́шнии и смире́ннии, я́ко к те́плым засту́пником и ско́рым помо́щником и изве́стным предста́телем, усе́рдно прибега́ем, смире́нно прося́ще ва́шея по́мощи и заступле́ния в бе́здне зол и бед погружа́емии, я́же на всяк день и час нам и от челове́к лука́вых приключа́ются и от духо́в зло́бы поднебе́сныя, всегда́ и везде́ и вся́кими о́бразы поги́бели души́ и теле́с на́ших и́щущих, нахо́дят на ны. Изве́стны бо есмы́ несумне́нно, коль вели́кое к Милосе́рдому Бо́гу и́мате дерзнове́ние: еще́ бо на земли́ ме́жду стра́нствующими к Го́рнему Оте́честву пребыва́юще, ве́лию си́лу благода́ти Бо́жией, уста́ми и рука́ма ва́шими чудоде́йствующей, в себе́ показа́сте, я́ко и огнь с небе́с, по подо́бию Илии́ну, на показа́ние ме́ста, на не́мже и́маше бы́ти осно́вана, на че́сть и всегда́шнее Бо́га и Бо́жия Ма́тере славосло́вие, вели́кая це́рковь Пече́рская, и ро́су, по о́бразу Гедео́нову, на очище́ние и ве́чное прославле́ние того́жде свята́го ме́ста низведо́сте: та́кожде ве́мы, коль мно́гое мно́жество муже́й и жен, из ра́зных стран и наро́дов, скорбя́щих и напа́ствуемых, или́ разли́чными тя́жкими боле́зньми одержи́мых, или́ под бре́менем наси́лия и притесне́ния неудо́бь носи́мым упа́дающих и жития́ своего́ отчаява́ющихся, ва́шими моли́твами и заступле́нием получи́ша ско́рое себе́ облегче́ние и избавле́ние. А́ще у́бо вся́ та помоществова́ния, еще́ в сме́ртном су́ще стра́нствовании, бе́дствующим ми́лостивно подава́сте, кольми́ па́че днесь, егда́ уже́ Всемогу́щей предста́сте Тро́ице, и бо́льшее прия́сте дерзнове́ние, во е́же моли́ти ю́ о на́шем недосто́инстве, и нас в беда́х и печа́лех су́щих утеша́ти, в тя́жких ну́ждах и напа́стех по нас ра́товати, в злоключе́ниях и бе́дствиях нас заступа́ти и защища́ти. Сего́ ра́ди и мы, столь мно́гими вражде́бными наве́тами, озлобле́ниями и кова́рными злоумышле́ниями отвсю́ду угрожа́емии и тесни́мии, ва́шему те́плому и си́льному по Бо́зе вруча́ем себе́ покрови́тельству и защище́нию, и усе́рдно мо́лим благосты́ню ва́шу, coxpaни́те нас неврежде́нных от всех бед и зол, наипа́че же от бесо́вских ко́зней и хи́тростей, льсти́вых по́дступов и на́глых нападе́ний: да не бу́дем им в поруга́ние и посмея́тельство, но та́ко их кре́пкою ва́шею по́мощию от нас отжени́те, я́коже во дни о́ны от оби́тели отгна́сте их, мно́гия па́кости иногда́ де́ющих. Сицева́я же их неполе́зная укроти́вше на ны воста́ния и устремле́ния, та́ко нас, утвержде́нных в ве́ре, наде́жде и любви́ постоя́нных соде́лайте, да николи́же на́ми каково́е возоблада́ет недоуме́ние, или́ сумне́ние в тех, я́же Свята́я Ма́ти Це́рковь ве́ровати поуча́ет, и испове́дати дерзнове́нно повелева́ет: наде́жду на́шу на Го́спода Бо́га в душа́х на́ших ве́сом и ме́рою пра́вды и ми́лости Бо́жия си́це устро́йте, я́ко да ниже́ изли́шне упова́ем обе́щанная от Бо́га без труда́ и по́двига восприя́ти, ниже́, зря́ща вели́кая прегреше́ния и тя́жкая законопреступле́ния, весьма́ Бо́жия милосе́рдия отчаива́емся. Любо́вь в сердца́х на́ших си́це утверди́те, и досто́йну соде́лайте, да ничто́же земно́е и скороги́бнущее па́че Бо́га, вся сотво́ршаго и вся в Себе́ содержа́щаго, ниже́ помышля́ем, ниже́ жела́ем, ниже́ предпочита́ем. Чу́вства на́ша душе́вная вку́пе и теле́сная в таково́м благоустрое́нии и благоле́пной ме́рности на всяк день и час удержива́йте и снабдева́йте, да те́ми никогда́же Блага́го, Человеколюби́ваго Бо́га прогне́ваем. Ра́зум уцелому́дрите, да он па́че о Бо́зе, Его вездепрису́тствии и благопромышле́нии помышля́ет, неже́ о вре́менных и ничто́же су́щих пече́тся. Развраще́нную во́лю на́шу вы́ну исправля́йте, да николи́же хо́щет, е́же хоте́нию Бо́жию сопротивля́ется, но те́ми да удовля́ется, и в сих безмяте́жно и безпеча́льно да пребыва́ет, я́же суть Бо́гу уго́дна и прия́тна, челове́ку же спаси́тельна и поле́зна. Па́мять истрезвля́йте, да та непреста́нно представля́ет уму́ и сия́, и́миже Всеми́лостиваго прогне́ва Бо́га и Его́ благоутро́бие раздражи́ и о́ная, я́же вся́каго челове́ка, кроме́ вся́каго сумне́ния по вре́менной сей жи́зни ожида́ют: к сим же и Оте́чества ва́шего не забыва́йте, но в ми́рном устрое́нии пребыва́ти ему́ у Престо́ла Вели́чества Бо́жия непреста́нно хода́тайствуйте. Вся лю́ди, су́щия в стране́ на́шей, ми́рных и безпеча́льных сохрани́тe, и от вся́каго зла́го обстоя́ния вско́ре изба́вите. Егда́ же приспе́ет на́ше от вре́меннаго сего́ жития́ отше́ствие и к ве́чности преселе́ние, си́це нам в по́мощь предста́ните и от наси́лий вра́жиих свободи́те, я́коже предста́сте иногда́ Ера́зму мона́ху в тя́жком сме́ртном бе́дствии обрета́вшемуся, и си́це сердца́ на́ша к и́стинному покая́нию и жале́нию о греха́х подви́гните, я́коже и о́наго се́рдце подвиго́сте, и́же в и́стинном покая́нии от зде́шних к Бо́гу отъи́де, да и мы, в чи́стем со́вести на́шея свиде́тельстве, Пресвяте́й и Нepaздели́мей предста́вше Тро́ице, прославля́ем Ю́ ку́пно с ва́ми и все́ми святы́ми в безконе́чныя ве́ки. Ами́нь.

Преподобный ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ (†1074)

Преподобный Феодосий Печерский – основатель общежительного монастырского устава и родоначальник монашества в Русской земле, один из основателей Киево-Печерской лавры, ученик Антония Печерского , третий святой (после Бориса и Глеба), канонизированный Русской Церковью, и первый ее преподобный. Именем Феодосия названы Дальние (Феодосиевые) пещеры Лавры и источник Феодосия на территории Лавры.

Родился около 1008 года в селе Василеве, неподалеку от Киева. Детство провел в Курске, куда, по повелению князя, переселились его родители. С юных лет он обнаружил непреодолимое влечение к подвижнической жизни, ведя аскетическую жизнь еще в родительском доме. Он не любил детских игр и увлечений, постоянно ходил в церковь. Сам упросил своих родителей отдать его для обучения чтению священных книг и, при отличных способностях и редком усердии, быстро выучился чтению книг, так что все удивлялись разуму отрока. На 14-м году он лишился отца и остался под надзором матери – женщины строгой и властной, но очень любившей своего сына. За стремление к подвижничеству она много раз наказывала его, но Преподобный твердо стал на путь подвига.

Будучи с детства набожным, Феодосий носил вериги и мечтал о монашестве. В 1032 году, на 24-м году жизни, тайно покинул родительский дом и ушел с паломниками в Киев. Там он пытался принять постриг в киевских монастырях, но получал везде отказы в силу своего молодого возраста. Узнав о святом Антонии, Феодосий пришёл к нему и принял постриг (пострижение по указанию Антония совершил Никон Печерский) в Киево-Печерском монастыре с именем Феодосий. Поселился в пещере вместе с Никоном Великим и Антонием.

Антоний и Феодосий Печерские

Через четыре года мать отыскала его и со слезами просила возвратиться домой, но святой сам убедил ее остаться в Киеве и принять иночество в обители святителя Николая на Аскольдовой могиле.

Преподобный Феодосий трудился в обители более других и нередко брал на себя часть трудов братии: носил воду, рубил дрова, молол рожь и относил каждому иноку муку. В знойные ночи он обнажал свое тело и отдавал его в пищу комарам и мошкам, кровь текла по нему, но святой терпеливо занимался рукоделием и пел псалмы. В храм он являлся прежде других и став на месте, не сходил с него до окончания Богослужения; чтение слушал с особым вниманием.

В 1054 году преподобный Феодосий был рукоположен в сан иеромонаха , а в 1057 году избран игуменом.

В период игуменства в 1060—62 годах он организовал постройку деревянного здания монастыря, куда и перешли все его тогдашние насельники числом около 100 человек. По инициативе Феодосия Печерского был принят первый Устав Печерского монастыря, составленный на основе студийского общежительного устава, список которого был прислан по просьбе Феодосия из Константинополя около 1068 года. При Феодосии было начато строительство главной монастырской церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы. Преподобный известен также как основатель и руководитель одной из первых церковных библиотек на Руси — библиотеки Киево-Печерской Лавры.

В сане игумена преподобный Феодосий продолжал исполнять самые трудные послушания в обители. Святой обыкновенно вкушал только сухой хлеб и вареную зелень без масла. Ночи проходили у него без сна в молитве, что много раз замечала братия, хотя избранник Божий и старался скрыть свой подвиг от других. Никто не видел, чтобы преподобный Феодосий спал лежа, обычно он отдыхал сидя. Во время Великого поста святой удалялся в пещеру, расположенную недалеко от обители, где подвизался, никем не зримый. Одеждою его была жесткая власяница, надетая прямо на тело, так что в этом нищем старце нельзя было узнать знаменитого игумена, которого почитали все знавшие его.

Св. Феодосий был одним из последовательных борцов с иудаизмом. В «Киево-Печерском Патерике» рассказывается о ночных посещениях прп. Феодосием религиозных собраний иудеев с целью изобличения последних в их замыслах против христианства и спасения русских христиан от иудейских обольщений. «Блаженный, — повествуется в Патерике, — имел следующее обыкновение: многократно ночью он вставал и тайно от всех ходил к евреям и спорил с ними о Христе; укорял их и досаждал им, называя их отступниками и беззаконниками, поелику желал быть убитым за исповедание Христа». В то время в Киеве было много иудеев, притворно принявших Православие, но продолжавших исповедовать иудаизм и всячески вредить христианам. Тайные иудеи проникли даже в Киево-Печерскую лавру и всячески досаждали православным. За этими перевертышами преподобный имел бдительный надзор. Не доверяя монастырской братии, среди которой могли найтись некоторые не вполне благонадежные иноки, преподобный игумен вставал много раз ночью и самолично, тайно от всех, «исходил» (из своих покоев) к сосланным в монастырь для исправления неискренним крещеным иудеям, препирался с ними, укоряя и стыдя их (коряше и досаждаше я) как отступников и изменников христианству, причем действительно рисковал подвергнуться каким-либо со стороны их оскорбительным действиям.

Преподобный Феодосий активно участвовал в политической жизни Киева, решительно выступил против князя Святополка, свергнувшего Изяслава в 1073 году. Однажды преподобный Феодосий возвращался от великого князя Изяслава. Возница, еще не знавший его, сказал грубо: “Ты, монах, всегда празден, а я постоянно в трудах. Ступай на мое место, а меня пусти в колесницу”. Святой старец кротко послушался и повез слугу. Увидев же, как преподобному кланялись, сходя с коней, встречные бояре, слуга испугался, но святой подвижник успокоил его и, по приезде, накормил в монастыре. Надеясь на помощь Божию, преподобный не хранил больших запасов для обители, поэтому братия иногда терпела нужду в насущном хлебе. По его молитвам, однако, являлись неизвестные благотворители и доставляли в обитель необходимое для братии. Великие князья, особенно Изяслав, любили наслаждаться духовной беседой преподобного Феодосия. Святой не страшился обличать сильных мира сего. Незаконно осужденные всегда находили в нем заступника, а судьи пересматривали дела по просьбе чтимого всеми игумена.

Особенно заботился преподобный о бедных: построил для них в монастыре особый двор, где любой нуждающийся мог получить пищу и кров.

Заранее предуведав свою кончину, преподобный Феодосий мирно отошел ко Господу в 1074 году. Он был погребен в выкопанной им пещере, в которой уединялся во время поста.

Мощи подвижника были обретены нетленными в 1091 году.

К лику святых преподобный Феодосий был причислен в 1108 году.

Память преподобного Феодосия совершается:

  • 16 мая (3 мая по старому стилю);
  • 27 августа (14 августа по старому стилю) — перенесение мощей;
  • 10 сентября (28 августа по старому стилю) — в составе Собора преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих;
  • 15 сентября (2 сентября по старому стилю) — вместе с преподобным Антонием Печерским.

Из произведений преподобного Феодосия до нас дошли 6 поучений, 2 послания к великому князю Изяславу и молитва за всех христиан.

Житие преподобного Феодосия составлено преподобным Нестором Летописцем, учеником великого аввы, через 30 с небольшим лет после его преставления и всегда было одним из любимейших чтений русского народа.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Молитва преподобному Феодосию, Печерскому чудотворцу
О, священная главо, ангеле земный и человече небесный, преподобне и богоносне отче наш Феодосие, изрядный слуго Пресвятыя Богородицы, во имя Ея святое обитель пречудну на горах Печерских соорудивый, и в ней чудес множеством просиявый! Молим тя со усердием многим, молися за нас ко Господу Богу, и испроси от него великия и богатыя милости: веру праву, надежду спасения несомненну, любовь ко всем нелицемерну, благочестие непоколебимое, душ и телес здравие, житейских потреб довольство, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от щедродательныя Его десницы, но в славу имени Его Святаго, и во спасение наше. Сохрани, угодниче Божий, предстательством твоим святым страну нашу, Церковь Православнороссийскую, град твой, и Лавру твою невредимыми от всякаго зла, и вся люди притекающия на поклонение к честному твоему гробу и пребывающия во святей обители твоей, осени Небесным твоим благословением и от всяких зол и бед милостивно избави. Наипаче же в час кончины нашея покажи нам многомощное твое покровительство: да избавимся молитвами твоими ко Господу власти лютаго миродержца и сподобимся наследити Царство Небесное. Яви нам, отче, благосердие твое и не остави нас сирых и безпомощных, да выну славословим дивнаго во святых Своих Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, и твое святое заступление, во веки веков. А минь.

Тропарь, глас 8
Возвысився на добродетель, измлада возлюбив монашеское житие, к желанию доблественне достиг, вселился еси в пещеру, и украсив житие твое пощением и светлостию, в молитвах яко безплотен пребывал еси, в Российстей земли яко светлое светило просияв, отче Феодосие: моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак, глас 8
Наследник отцев быв, преподобне, тех последуя житию и учению, нраву и воздержанию, молитве же и предстоянию. Тем, яко имея дерзновение ко Господу, прощение прегрешений и спасение испроси вопиющим ти: радуйся, отче Феодосие.

Преподобный Феодосий Печерский

Передача о житие преподобного Феодосия Печерского из цикла “Жития преподобных Печерских”.
Производство: телестудия Киево-Печерской Лавры. 2012 год
Автор: Ольга Леонтенко

Основатели Киево-Печерской лавры — Антоний и Феодосий

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Содержание страницы

Антоний и Феодосий Печерские: кто это?

Свенская Печерская икона Божией Матери с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими

Имена Антония и Феодосия Печерских навсегда вписаны в историю монашеского подвижничества Киево-Печерской лавры. Антоний создал первую пещеру, которая стала предвестницей обители. Её подвижником, а также добрым наставником для насельников, в трудах и молитвах будет он служить до конца своих дней. Феодосий стал преемником Антония и продолжил его начинания, укрепив славу монастыря.

Житие преподобного Антония

Был рожден в конце десятого века в г. Любече, под Черниговом. В крещении младенец получил имя Антипа – это было его мирское имя. С ранних лет он стремился к служению Господу, желая стать монахом.

«Измлада же име страх Божий, и желаше во иноческий облещися образ», – говорит житие.

В подростковом возрасте Антипа ушёл из дома и долго путешествовал. В Византии он побывал в Царьграде и пошёл на Святую гору. Он ходил по монастырям, наблюдал за монахами и понял, что именно такой жизни он хочет – жить в служении Христу. В одном из монастырей он был пострижен в монахи с именем Антоний.

Читайте также:  3 сильных молитвы святителю Димитрию Ростовскому

Иноческая жизнь Антония была полна трудов и молитв. Покорно неся своё послушание, он был добродетельным монахом и завоевал уважение и любовь остальных насельников. Часто иноки просили у Антония духовного совета и помощи.

Полезные материалы

Возвращение

На Афоне он прожил несколько лет, до поры, когда игумен получил знак – Антонию нужно вернуться.

Благословлённый, он ушёл с Афона.

Вернувшись в Киев, прп. Антоний стал жить в пещере на берегу р. Днепр. После смерти князя Владимира его наследники начали раздоры между собой, и прп. вернулся на Афон. Когда прекратились междоусобные войны, Антоний, по благословению Божьему, возвратился на Днепровские берега.

Преподобный Антоний Печерский. Икона иконостаса пещерной церкви Киево-Печерской лавры.

Отшельническая жизнь. Появление учеников

В своей пещере он стал проводить жизнь отшельника, как повествует его житие:

Молва о подвижнике, который пришёл с Афона, разнеслась по округе. К нему стали приходить те, кто мечтал посвятить себя служению Христу.

Среди них был прп. Моисей Угрин и другие монахи. Здесь преподобный Антоний познакомился со своим верным сподвижником – преподобным Феодосием.

Уединение. Первый преемник Варлаам

На Киевский престол сел Изяслав. Он много слышал о прп. Антонии, и явился к нему вместе с дружинниками с просьбой о благословении. Вскоре к Антонию пришёл сын известного человека, который хотел стать монахом.

Прп. Антоний никогда не отвергал тех, кто просил его помощи, и принимал желающих посвятить себя монашеству. Однако юноша этот был из знатного рода, и Антоний захотел его испытать, спросив, не захочет ли тот вновь вернуться к обеспеченной жизни. Юноша был твёрд, и преподобный благословил его на постриг под именем Варлаам.

Его отец пытался вернуть сына из монастыря, но эти попытки оказались безуспешными. Когда князь узнал об этом, то очень разгневался и пригрозил, что засыплет пещеру, если юноша не вернётся к родителям. Услышав такие слова, прп. Антоний покинул пещеру. С ним в другое место ушли все монахи.

Правитель послал дружинников просить их вернуться. Преподобный принял извинения князя. После возвращения монахи выкопали большую пещеру с кельями и церковью, которые существуют до сих пор. Св. Антоний стремился к монашескому уединению, и стал молиться в затворничестве в одной из келий, оставив игуменом прп. Варлаама.

Через некоторое время он ушёл в другое место, чтобы выкопать для себя пещеру. Игумен же Варлаам и монахи остались.

Чернигов. Основание монастыря

Количество насельников прирастало, стало тесно. Монахи приняли решение построить деревянную церковь. Варлаам стал служить настоятелем Дмитриевского монастыря, а игуменом Печерской обители стал прп. Феодосий.

«Преподобные Антоний и Феодосий Печерские». Сайда Афонина. Фрагмент

Между тем половецкие отряды разгромили русские дружины. В Киеве произошёл мятеж, и горожане прогнали Изяслава. На княжество был посажен Всеслав. Через год Изяслав, сбежав в Польшу, возвратился с большим войском и отвоевал престол.

Он наказал мятежников. Князь поверил клеветникам, которые обвиняли в помощи мятежникам преп. Антония. Его убедили, что тот был советником Всеслава и организатором смуты.

Антоний подвергся серьёзной опасности. Об этом узнал Святослав, который глубоко почитал прп. Антония. Чтобы спасти святого, он приказал тайно привезти его в Чернигов.

Святой пошёл на Болдину гору, выкопал там пещеру и поселился в ней. Сразу же к нему стали стекаться люди. Так в тех местах появился монастырь.

Князь Изяслав во всём разобрался и понял, что прп. Антоний ни в чем не виноват. Сожалея о своём гневе, он направил людей в Чернигов с просьбой святому вернуться в Печерскую обитель. Об этом же молили и все монахи. Услышав их молитвы, Антоний вернулся в 1072 году в Киев и снова поселился в своей пещере, продолжив своё монашеское служение.

Храм в Печерах. Кончина старца

К концу жизни прп. Антоний сожалел о том, что в обители нет своей каменой церкви. Он постоянно молился Господу о помощи в её создании. Эти мольбы были услышаны. Однажды, когда прпп. Феодосий и Антоний молились, то оказались вдруг во Влахернском храме, где увидели Богородицу.

Она подарила святым золото для постройки церкви, и они снова оказались в пещере. А через некоторое время появились греческие строители. Они рассказали, что им явилась Богородица и велела выстроить каменную церковь. Князь Святослав даровал для этой цели своё поле, на котором выросла прекрасная каменная церковь.

Прп. Антоний был к тому времени уже глубоким старцем около девяноста лет. Он благословил начало работ по строительству церкви, и в 1073 г. скончался. По его просьбе, был похоронен в той же пещере, где служил. По Божьей воле мощи его остаются скрытыми от глаз.

О чём молятся святому. Иконы

Имя прп. Антония Церковь славит 23 июля. Благодаря этому человеку на Руси распространились истинные традиции монашества.

Сегодня многие церкви украшают лики святого. Как правило, мы видим его в монашеских одеждах со свитком в руке. Часто рядом с прп. Антонием изображается прп. Феодосий, его ученик и преемник.

Любима и почитаема икона Божьей Матери Свенская, на которой мы видим на престоле Деву Марию с ребёнком Иисусом. Рядом с престолом по обе стороны стоят прпп. Феодосий и Антоний Печерские.

Свенская Печерская икона Божией Матери с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими. Фрагмент

Св. Антония просят о помощи в своих житейских делах, об урожае, об исцелении от болезней, утешении в скорби, избавлении от бед, о мире на земле, о спасении страны от врагов. Монахи просят св. Антония о покровительстве. А главное, св. Антоний помогает искренне желающим покаяться, и чтобы покаяние это было принято Господом.

Есть чудесное подтверждение, что прп. Антоний не оставляет верующих в этом желании – это история о блаженном Еразме, печерском монахе, который потратил много золота на украшение церкви, а потом стал сожалеть об этом золоте. Расплатой стала болезнь. Он лежал без сознания, но никак не мог умереть. Господь не желал, чтобы он умер в священном месте без покаяния.

Тогда к блаженному пришёл прп. Антоний с прп. Феодосием и сказал:

Еразм сразу стал здоров и покаялся в грехах. Через некоторое время он умер. Господь его помиловал и дал уйти с миром. Впоследствии, по воле Божьей, Еразм был прославлен в сонме святых.

Житие преподобного Феодосия

Прп. Феодосий Печерский. Икона иконостаса пещерной церкви Киево-Печерской лавры.

Прп. Феодосий был рожден в г. Васильеве, под Киевом, в семье княжеского дружинника. Дата его рождения до нас не дошла.

Юность. Решение стать монахом

Феодосий рос богобоязненным ребёнком – он ежедневно ходил в церковь и читал божественные книги. Когда ему было 13 лет, умер отец. Хозяйством стала управлять его мать. Она хотела, чтобы Феодосий был ей поддержкой и опорой, но он занимался подвижничеством.

Вместе с крестьянами он работал в поле, как равный с ними, а не как хозяин, чем очень огорчал свою матушку. Одевался Феодосий не как знатный человек, а как нищий. Когда мать делала ему замечания, он её не слушал. Преподобный мечтал побывать в святых местах. С паломниками он ушёл в Иерусалим. Но мать догнала и возвратила беглеца домой.

Феодосий вновь ежедневно стал посещать церковь. На собственные средства он покупал пшеницу и пёк просфоры. Над ним потешались – юноша из обеспеченной семьи унижает себя трудами. На что Феодосий говорил, что

Феодосий мечтал уйти в монастырь и пошёл в Киев, где обошёл с просьбой о принятии его множество монастырей. Но слышал только отказ. Узнав о св. Антонии, он пошёл к нему и стал молить о принятии в монашескую общину.

Поступление в ученики к Антонию. Избрание игуменом

Прп. Антоний благословил Феодосия, и юноша принял монашество. Он кротко нёс послушание в делах и молитвах, и заслужил уважение. Им был принят сан священника.

В 1062 г. игумен Варлаам перешёл настоятелем в обитель Великомученика Дмитрия. Игуменом в Печерах был избран прп. Феодосий. В чине настоятеля он продолжил смиренное служение: на работе появлялся первым, а уходил последним, помогал насельникам, исполняя заповедь Спасителя:

Монастырский Устав

Количество монахов прирастало и скоро в обители стало тесно. Прп. Феодосий стал хлопотать о перенесении части монастыря на поверхность, где была построена церковь и кельи для насельников. После устроения наземной части монастыря, было решено создать его устав, основой которого стал устав Студийской обители.

Теперь по правилам в монастырь принимались все желающие: богатые, бедные и убогие. Сначала кандидаты ходили в той одежде, в которой пришли. Только привыкнув к уставу, кандидат мог надеть одежду монаха. Такой человек теперь проходил испытания в послушании. Прошедшие испытание постригались в мантию. И если человек окончательно укреплялся в желании монашеской судьбы, только тогда его постригали в схиму.

Взгляды на духовную жизнь и монашество

Преподобный Феодосий Печерский

Прп. Феодосий придерживался определённых взглядов на духовную жизнь и прививал это видение своим монахам. Он не принимал празднословия и призывал молиться, а не празднословить после вечерней службы.

Не принимал прп. Феодосий также и стяжательства. Он говорил:

Преподобный Феодосий, будучи приверженцем нестяжания, наделся на Бога. Он считал, что Господь позаботится о Печерском монастыре и подаст всё необходимое в достаточном количестве.

И правда, по его молитве благотворители присылали в монастырь всё необходимое для его насельников.

Основание библиотеки

Прп. Феодосий с уважением относился к просвещению, считая его необходимым условием для духовного развития. Именно прп. Феодосий основал одну из первых церковных библиотек, которой стала библиотека Лавры.

Отношения с властью

Святой участвовал в политической жизни. Он выступал против усобиц между тремя братьями Ярославичами и открыто осуждал князя Святослава, когда тот сверг своего брата Изяслава. Он увещевал его, читал Священное Писание, говорил о братолюбии. Св. Феодосий не боялся говорить правду и наставлять князя, хотя понимал, что это могло для него плохо закончиться.

Письменное наследие

Из письменных трудов прп. Феодосия до нас дошли шесть его поучений монахам. В поучениях он призывает не поддаваться искушениям и гнать бесовские помыслы, а также не лениться, поскольку лень – причина пороков, а также призывал к исповеди и покаянию. К его письменному наследию относятся также два послания к князю и молитва за христиан.

Прп. Феодосий много внимания уделял делам милосердия. Возле Печерского монастыря были обустроены богадельни и больница, которые содержались на средства обители. Также он поддерживал другие монастыри и нищих, приходящих за милостыней. Заключённые в тюрьмах люди также получали помощь — монахи отправляли им хлеб.

Прп. Феодосий был милосерден даже к разбойникам, которых поймали на краже в одном из монастырей. Он сжалился над ними, приказал их развязать и накормить. А после наставления дал им денег и отпустил.

Часто прп. Феодосий выступал в защиту обиженных простых людей. Он требовал справедливости от властей. Современники называли его «заступником вдовиц и помощником сирот, и бедных заступником».

Кончина святого

В 1091 г. его мощи были найдены в нетленном состоянии. В 1108 г. прп. Феодосия Церковь стала почитать как святого. Дни памяти — 16 мая, 27 августа, 10 сентября, 15 сентября одновременно с прп. Антонием Печерским.

Иконография

Прп. Феодосий Печерский

Иконография святого обширна. Икона «Преподобный Феодосий Печерский с житием» (17 век), хранится в Государственном Русском музее, а списки с неё во многих храмах. На всех изображениях Феодосий в монашеской одежде. На некоторых рядом с Феодосием написаны другие святые, Дева Мария и его учитель – Антоний Печерский.

Что просят в молитвах

Св. Феодосия просят о помощи в непростых жизненных ситуациях, о здоровье духовном и телесном. Прп. Феодосия считают также покровителем монахов.

По молитвам к святому, которые произносили верующие рядом с местами, где при жизни нёс подвижничество прп. Феодосий, свершались чудеса. Исцелялись неизлечимые больные, многие люди обретали семейное счастье, когда уже отчаялись обрести семью.

Значение монастыря

Преподобные Антоний и Феодосий Печерские

Киево-Печерский монастырь всегда играл большую роль в русском православии. Постриженниками его были святые Леонтий и Исаия (епископы Ростовские), епископ Новгородский Нифонт, Вятский просветитель преподобный Кукша, писатель преп. Нестор Летописец.

Сегодня люди, которые попали в тяжёлую жизненную ситуацию, могу прийти в монастырь, где всегда найдут приют и помощь. Это стало возможно благодаря святым отцам Антонию и Феодосию, которые заложили традиции благочестия в общении между миром и монастырём.

Храмы и часовни в честь святых Антония и Феодосия Печерских

В честь преподобных Антония и Феодосия Печерских освящены храмы:

  • Трапезный храм в Киево-Печерской лавре, г. Киев, ул. Лаврская,11;
  • храм в Бибиреве, по адресу: г. Москва, ул. Корнейчука, 52-а.;
  • храм в г. Смоленске, пос. Печерск, ул. Загорная;
  • другие храмы.

Молитва преподобным Антонию и Феодосию Печерским

Для смирения и обуздания страстей

О угодницы Христовы, преподобнии отцы наши Антоние и Феодосие и вси святии Киево-Печерстии, светильницы пресветлые, святостию иноческаго жития первые просиявшие на земле Российстей, покровители града Киева и всего отечества нашего! К вам, молитвенникам теплым и предстателям непостыдным, усердно притекаем, в нуждах и скорбях наших утешения и помощи просяще. Помозите нам, рабам Божиим (имена), заступницы наши! Утвердите нас в вере святей, сохраните Церковь Божию от пагубных ересей и расколов, научите нас всегда творити заповеди Божия и вся предания церковная, от отец нам заповеданная, будите нам благосердые отцы и теплые молитвенницы, яко да прославим имя Живоначальныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.

Тропарь, кондак, величание

Тропарь преподобным Антонию и Феодосию Печерским, глас 4-й

Мысленное солнце и светлую луну, первоначальных Печерских, со всем собором преподобных днесь почтим, тии бо, церковную твердь озаряюще, просвещают во тьме страстей бедствующих, и подают от Христа Бога молитвами своими помощь во всех скорбех, и душам нашим просят избавления.

Кондак преподобным Антонию и Феодосию Печерским, глас 8-й

Избраннии от всех родов угодницы Божии, святии преподобнии Печерстии, на сих горах добродетельми просиявшии, вас земля не потаила есть, но Небо отверзеся вам и райское селение. Темже мы похвальныя песни Богу, прославльшему вас, в памяти вашей приносим; вы же, яко имущии дерзновение, ваш собор почитающих от всех бед молитвами вашими заступайте, яко заступницы наши и к Богу ходатаи.

Ин кондак преподобным Антонию и Феодосию Печерским, глас 2-й

Твердыя столпы благочестия, недвижимая иноческих законоположений основания, и необоримыя стены Российския восхвалим: Антониа, возлюбльшаго Бога, и Феодосиа, возлюбленнаго Богом: труды бо онех и постническия подвиги прият паче всякаго всеплодия, Един во святых прославляемый.