Молитвы о здоровье домашних животных
Домашние животные многие тысячелетия сопровождают жизнь человека, находятся рядом с ним и становятся его верными друзьями, кормильцами, помощниками. Но так же, как и люди, они болеют, страдают от различных недугов. Если это случается, помочь животному может квалифицированная ветеринарная помощь и молитвы о здоровье домашних животных, обращенных к Высшим Силам их хозяевами.
Молитва святому Власию
У животных, как и у людей, есть небесные покровители, причем считается, что у каждого вида – он свой. Обращение к ним, поможет его выздоровлению. Среди тех, к кому обращаются с молитвой о здоровье животного — святой Власий. Жизнеописание гласит, что в земной жизни он спасал людей, находящихся при смерти, и молитвой излечивал животных.
К нему обращаются с просьбами защиты животных от болезней. Ему молятся о повышении приплода в стаде, здоровье крупного рогатого скота, свиней и кабанов. Сейчас у многих городских жителей в квартирах живут карликовые свиньи. В случае их болезни, обращение к святому Власию с молитвой будет вполне уместно. К нему можно обращать слова молитвы и при болезни других домашних животных.
Услыша нас от селений райский, где ты обитаешь, Святый священномученик Власий, призри нас на земле, с любовию совершающих святую память твою. Благодать испросил ты у Господа исцелять болящих гортанью, также животных и людей врачевать от различных недугов, как читаем об этом в житии твоем. Сам ты, Святый иерарх, так молился Господу: «Господи, услыши молитвы моя и, аще в скотех, как болезнь случится и помянет кто имя мое, глаголя: Боже, молитвами раба Твоего Власия, помози тому, ты, Господи, ускори на помощь и исцеление подаждь в славу и честь святаго имени Твоего!» Исцели же, Власий досточудный, болезни наша и скот наш сохрани здоровым, ибо все суть создания Божий Единым Творцом сотворенные. Воззри на нас милостиво, святитель Божий Власий, ибо ты всякое творение на земле возлюбил, как призванное к бытию Богом. Внемли нам, Власий достохвальный, потому что ты перед кончиною своей молил Владыку и Господа нашего 6 тех, которые память твою захотят совершить, да исполнятся они даров Божиих, и пребудут благословенны. Услышь, священномученик Власий, нас, почитающих всечестную память твою, и умоли Господа, который обещался всегда прошения твои исполнять; пусть дома наши всякими благами изобилуются, и мольбы наши о всяких нуждах будут услышаны. Ты знаешь, святой Власий, что, имея все по потребу, человек благодарения вохылает Богу и от довольства духа становится добрым и незлобливым. Не отринь же нас, молящихся тебе, Святый Власий, и будь ходатаем о нас перед Господом, да в благополучии, и во всяком благочестии поживем и по кончине нашей сподобимся неосудженно предстать к престолу Спаса Христа, прославляя Его со Безначальным Его Отцем и животворящим Его Духом во веки. Аминь.
Молитва о выздоровлении кошки
Сегодня лидерство среди домашних животных, которых содержит человек, наряду с собаками, занимают кошки. С давних времен к этим представителям животного мира относились очень осторожно, считая, что они связаны не только с миром живых, но и мертвых. Однако все они – создания Божьи, и требуют заботы и внимания, если человек взял на себя ответственность за их содержание. Так же, как и люди, они подвержены различным болезням, которые нужно лечить, облегчая страдания животного. Святому Власию можно читать молитву о выздоровлении домашнего животного – кошки.
Преблаженне и приснопамятне священномучениче Власие, дивный страдальче и предстателю наш теплый, по отшествии твоем в жизнь вечную призывающим твое святое имя пособствовати и во всяких прошениях услышанным быти обещавый! Се, ныне к тебе угоднику Божию, яко ко истинному ходатаю спасения, притекаем и смиренно молимся: предстани нам в помощь, узами грехов связанным, подвигнися на всемощныя твоя к Богу молитвы и помолися о нас грешных: тя бо, недостойнии, призывати на заступление дерзаем, и желаем от всех грехов наших тобою свобождение получити. О, святче Божий Власие! В сокрушении и смирении сердца нашего пред тобою припадаем и молимся: осияй нас, омраченных наветы вражиими, светом благодати свыше, да в нем ходяще, не преткнем о камень ног наших. Тя, яко сосуд в честь избранный и исполненный благодати Божия, молим: сподоби нас грешных от исполнения твоего желаемое прияти, и исцели наша душевныя и телесныя язвы, грехом же нашим прощение и душевному и телесному нашему здравию спасение полезное у Господа испроси, да всегда прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство о душах и телесех наших, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва Святым Флору и Лавру
Среди покровителей домашнего скота в старые времена были святые Флор и Лавр. Они считались защитниками лошадей, которые в глубокой древности были верными помощниками человека. В благодарность им был даже учрежден «лошадиный праздник». В этот день лошадей приводили к храмам, читали молитвы святым о защите и здоровье животных, кропили их святой водой. Это укрепляло здоровье лошадей, исцеляло от болезней.
Сегодня эта традиция ушла в прошлое, но известно, что не менее верным другом человека была собака. Церковь лояльно относится к ее содержанию в доме, где есть иконы. Однако у животного должно быть свое место. К святым Флору и Лавру, как и к Власию, можно обращаться с молитвой о здоровье собаки. Если она тяжело больна, слезные молитвы хозяина помогут в ее излечении.
Мученики достохвальные, всечестные братья Флор и Лавр, услыште всех притекающих к вашему заступлению, и как при жизни вашей вы исцеляли коней, так и теперь избавляйте их от всяких недугов. Вонмите мольбе прибегающих к вам, да от всех будет прославляемо пресвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, теперь и всегда, и во веки веков. Аминь.
Молитва Господу о спасении и здоровье животных
Господь наш покровительствует не только людям, но и «всяким тварям», о чем можно найти подтверждение в Библии. Поэтому при болезнях домашних животных можно обращать слова молитвы о здравии животного к Богу, будучи твердо убежденным, что она будет услышана.
Го́споди, Бо́же на́ш, Бо́же си́льный и кре́пкий, вла́сть жи́зни и сме́рти име́ющий, люде́й и ско́т спаса́ющий и посыла́ющий ско́ро проси́мое все́м, с ве́рою к Тебе́ прибега́ющим и проше́ния и́х ми́лостиво исполня́ющий! К Тебе́ мы́, недосто́йныя рабы́ Твои́, припа́дая смире́нно, с ве́рою в сокруше́нном се́рдце про́сим и умиле́нно мо́лимся: при́зри ми́лостиво на ско́т се́й, одержи́мый не́мощию тя́жкой и болезнью па́губной, и ско́ро исцели́ си́лою Твоего́ благослове́ния, погашая жгу́щий вну́тренности его́ (скота́) пла́мень и боле́знь облегча́я; зловредительно деющие и губящие его́ ве́тры перемени на благоприятные и да́руй ему́ жи́знь и здра́вие, ра́ди моле́ния ве́рных люде́й Твои́х, к Тебе́ взыва́ющих: по моли́твам Пречи́стой Влады́чицы на́шей Богоро́дицы и Присноде́вы Мари́и, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Креста́, покровительством небе́сных Си́л безпло́тных, честна́го и сла́внаго проро́ка, Предте́чи и Крести́теля Иоа́нна, святы́х сла́вных и всехва́льных апо́столов, святы́х победоно́сных му́чеников, святы́х безсре́бреников враче́й: Косьмы и Дамиа́на, Ки́ра и Иоа́нна, Пантелеи́мона и все́х святы́х Твои́х, и́бо Ты́ – исто́чник жи́зни и ея́ пода́тель, и Ты́ спаса́еши люде́й и ско́т, и Тебе́ сла́ву возно́сим, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва святому Власию о животных
Животные являются постоянными спутниками человека, они живут вместе с людьми с давних пор и нуждаются в заботе и охране. Случается, что домашние животные заболевают и нуждаются в помощи.
Можно совершать и прошения за животных, для этого следует читать кондак и молитву к святому Власию — епископу Севастийскому, который обладал даром исцеления людей и животных.
О чем просят?
Жил святой Власий в 200-х годах н.э. и обладал удивительным даром — он смог приручить диких животных и исцелять их по своим молитвам. Дело в том, что после принятия Христа, он самоотверженно служил людям, стремясь помочь им во всяком деле. За его добрый нрав и любящее сердца жители города Севастии избрали его в свои епископы.
Однако после того, как римляне начали гонения на христиан епископ, с многими членами своей паствы, должен был бежать. Он скитался по горам и в итоге поселился в пещере с дикими животными. Именно тогда проявился его дар, и он стал помогать тем, с кем делил кров — исцелял больных, ухаживал за умирающими животными.
Святого поймали и пытали, стремясь вырвать у мученика отречение в вере. Однако епископ был тверд в своих убеждениях и в итоге был казнен. Он стал великомучеником Церкви Христовой и помощником людям в их заботах о животных.
Еще о православных мучениках:
К великомученику обращаются когда:
- Необходима прибыль в стаде (рождение нового поколения скота).
- Скот болеет или растет слабым, чтобы святой помог укрепить и вырастить здоровое стадо.
- Тяжело болеет рогатый скот или кабаны.
- В случае тяжелого опороса — чтобы поросята были живые и здоровые, вместе со свиноматкой.
- О здоровье всего домашнего скота.
Важно! Молится за животных не грех, если священнослужитель утверждает иначе, то следует попросить его указать это в церковных догматах.
Многие батюшки из личного предубеждения отговаривают молиться о скоте или высмеивают прихожан, но это неверно — Бог слышит каждую человеческую нужду и пребывает в них. Поэтому молится святому обязательно стоит, особенно если есть не только домашние питомцы, но и скот.
Читайте о животных:
Правила чтения
Молитва святому епископу Севастийскому читается в домашней остановке, желательно в красном уголке. Можно для уверенности приобрести иконку Власия и ставить ее перед лицом во время молитвы. Среди рекомендаций также:
- Зажечь свечу церковную или лампаду.
- Закрыть двери и приглушить свет.
- Выключить телевизор, радио и телефон.
- Сосредоточится на просьбе.
- Поблагодарить Господа за все, что Он дает.
- Прочитать искренне молитву и кондак.
Преблаженне и приснопамятне священномучениче Власие, дивный страдальче и предстателю наш теплый, по отшествии твоем в жизнь вечную призывающим твое святое имя пособствовати и во всяких прошениях услышанным быти обещавый! Се, ныне к тебе угоднику Божию, яко ко истинному ходатаю спасения, притекаем и смиренно молимся: предстани нам в помощь, узами грехов связанным, подвигнися на всемощныя твоя к Богу молитвы и помолися о нас грешных: тя бо, недостойнии, призывати на заступление дерзаем, и желаем от всех грехов наших тобою свобождение получити. О, святче Божий Власие! В сокрушении и смирении сердца нашего пред тобою припадаем и молимся: осияй нас, омраченных наветы вражиими, светом благодати свыше, да в нем ходяще, не преткнем о камень ног наших. Тя, яко сосуд в честь избранный и исполненный благодати Божия, молим: сподоби нас грешных от исполнения твоего желаемое прияти, и исцели наша душевныя и телесныя язвы, грехом же нашим прощение и душевному и телесному нашему здравию спасение полезное у Господа испроси, да всегда прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство о душах и телесех наших, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
О великий и славный страстотерпче, помощниче наш и теплый заступниче всем с верою притекающим к тебе, святый священномучениче Власие! Призри от горния славы милостивым оком твоим на предстоящия люди и умильно тебе молящияся, простри теплыя молитвы твоя ко Господу Богу нашему, испроси у Него прощения согрешений наших, но еже избавитися нам от всегубительной язвы, труса, потопа, огня, меча и вечныя казни, исходатайствуй пред Престолом Господа Вседержителя немощным телесем нашим оставления согрешений, всем же чтущим честную память твою, укрепления на дела благая, не презри нас недостойных, молящихся тебе пред честною иконою твоею и просящих твоея помощи и заступления, испроси нам вся яже ко спасению нашему полезная, да богоугодная Владыце нашему Иисусу Христу зде творяще, сподобимся молитвами твоими наследовати Царствие Небесное, идеже вкупе с тобою прославим Единаго в Троице славимаго Бога Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.
О, многострадальный отче, великий угодниче Божий, священномучениче Власие. Услыши нас грешных к тебе прибегающих и тепле тебе молящихся. Буря многих зол, бед и скорбей обдержит нас, болезни душевныя и телесныя и всякие навождения вражия обуревают нас. Мы же нерадим о спасении нашем, ниже достойны есмы по грехом нашим у Господа помощи просити. Но ты, добрый пастырю, велие дерзновение имеяй у милостиваго Бога, якоже иногда ведомый на мучения твоя, вдовицы слезящия, приникшия к тебе, не отринул еси, ину бо от напасти зверя свободил еси, иныя же отроку исцеление у Господа испросил еси. Такожде и ныне призри на чада твоя в час сей к тебе притекшия, утешения и помощи просящия. Ты убо Господа умолил еси, аще кая болезнь или беда имут кому быти и той помянет имя твое — помощи всякому в прославление Его Пресвятаго Имени. Не отрини нас, молящихся тебе, но якоже обещался еси, во благо сотвори всякое прошение наше, по милости Всеблагаго Бога, Ему же честь и слава во веки веков. Аминь.
Обрел еси Богодохновение в видения восход: сего ради слово истины исправляя и веры ради пострадал еси даже до крове, священномучениче Власие, моли Христа Бога спастися нашим душам.
Божественное прозябение, цвет неувядаемый, лозы Христовы розго многострадальная, богоносе Власие: верою чтущыя память твою веселия твоего исполни, моляся непрестанно о всех нас.
Молиться можно в любое время дня, но удобнее всего добавить эти тексты к утреннему или вечернему правилу — так точно не забыть их.
Важно понимать, что на все происходящее в мире — есть воля Божия, но просить Его о милости можно всегда, особенно когда случаются или ожидаются неприятности. Поэтому надо просить о домашнем скоте, но быть готовым принять любое решение свыше, даже если оно принесет потери или убытки — воля Бога о людях благая, стоит об этом помнить.
Эти прошения можно читать так часто, как этого хочется, в любое время дня и недели. Подавать записки о животных в храме не принято, но помолиться о них никто не запрещает.
Святой Власий считается покровителем всех фермеров и всего рогатого скота, а также кабанов и поросят, поэтому читать прошения ему стоит обязательно!
Кто на небесах молится о наших питомцах? О святых братьях, мучениках Флоре и Лавре
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Сейчас в наших домах можно встретить много разнообразных домашних животных: от кошек и собак до рыбок и медлительных улиток. Животные становятся полноценными членами семьи: о них заботятся, ухаживают, их лечат, за них переживают, когда они болеют.
Христианское учение не дает однозначного описания: наследуют ли животные Царство Небесное и что с ними происходит после смерти. Однако, нам всем хочется верить, что и после смерти мы встретимся с нашими пушистыми, когтистыми и забавными питомцами.
Нет, ничего удивительного в том, что мы начинаем задаваться вопросом, а существуют ли святые – покровители животных? В агиографической литературе существует повествование о святых страстотерпцах Флоре и Лавре.
О мучениках Флоре и Лавре известно крайне мало. К сожалению, сведения об их жизни ограничиваются житием.
Иконография: Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре Датировки: XIX в. Материал: Дерево, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 101 см, ширина 82 см Композиция иконы делиться условно на 2 части: верхнюю и нижнюю. Наверху в центре изображен ангел. Архангел Михаил изображен в рост, в фас, стоящим на пригорке. С левой и правой сторон помещены фигуры святых Флора и Лавра. Они представлены в рост, в повороте ¾, в легком наклоне вперед. Немного ниже изображены фигуры двух коней в профиль, вставших на задние ноги. На первом плане иконы изображения трех всадников и лошадей у водопоя. Инв. № КГИАХИМ КП 5504. © Каргапольский государственный историко-архитектурный и художественный музей
Содержание страницы
Житие святых
Мученики Флор и Лавр были родными братьями, исповедующими жизнь во Христе. Они жили во II веке в Византии, откуда перебрались в Иллирию (современная территория Босния и Герцеговина, Сербия) и были искусными мастерами в обработке камня.
В житие святых, составленным Дмитрием Ростовским, мы можем прочесть:
Правитель области, где жили братья, Ликаон, послал их на строительство храма Геракла в соседний край. Флор и Лавр усердно исполняли свои обязанности.
Полезные материалы
Братья не скрывали, что исповедуют христианство. Днем работали на стройке храма, ночью молились. Большую часть заработанных денег раздавали нищим, помогали нуждающимся, рассказывали язычникам о христианской вере.
Однажды на место строительства храма пришел сын верховного оракула, чтобы наблюдать за работой братьев. К несчастью, он подошел слишком близко и кусок камня поразил его в глаз. От боли юноша закричал и на его стенания прибежал языческий жрец Мемертин, отец юноши и даже хотел побить нерадивых работников, но его остановили.
Флор и Лавр дали ему слово вылечить его сына. Они привели отрока в свой дом и стали ревностно молиться об уврачевании глаза, призывая больного уверовать в Иисуса Христа. Флор и Лавр увещевали юношу уверовать в Единого Бога Иисуса Христа. Только чистая и искренняя вера в Бога может помочь больному. Сын языческого жреца ответил, что уверует, если глаз его станет здоров.
Икона святых мучеников — братьев Флора и Лавра
В подтверждение своих слов он рассказал о случае, произошедшим с одним жрецом, по имени Ерм. По обычаю, язычника привели в храм Зевса, чтобы посвятить его в жрецы. Обряд обращения состоял в том, чтобы опустить на голову посвящаемого огромную тяжелую руку идола.
Когда опускали десницу языческого божества на голову будущего жреца, она была настолько тяжелой, что ее не смогли удержать и рука идола сильно повредила лицо Ерма. С каждым днём несчастному становилось всё хуже, но ни один из языческих богов не пришёл к нему на помощь и не вылечил его.
Лавр и Флор, выслушав рассказ, стали снова молиться, призывая помощи Бога вернуть здоровье раненному глазу. Окончив молитву, они осенили отрока крестным знамением и тотчас же глаз заживился и стал видеть, как раньше. Видевший это чудо, Мемертин уверовал в Истинного Бога Иисуса Христа также, как и излечившийся юноша.
После окончания строительства храма, Флор и Лавр не передали его жрецам, а наоборот установили в восточной части сооружения крест и собрав вместе около трехсот человек из новообращенных ими горожан, исполнили первую молитву.
Во время служения произошло чудо храм озарился небесным светом. Видя всё это, присутствующие немедленно отправились в соседнее здание, где хранились идолы, приготовленные для установки в новом храме, там они принялись бить и ломать статуи.
Правитель области, узнав об этом, пришел в ярость и приказал поймать всех, кто были вместе с Фролом и Лавром и придать сожжению, среди погибших были Мемертин и его сын. Братьев, после жестокого избиения, отправили обратно в Иллирию.
Там, правитель Ликаон, убедившись, что они исповедуют христианство и не собираются отрекаться от своих убеждений, приказал кинуть несчастных в глубокий колодец и закопать его. Так, Флор и Лавр, приняли мученическую смерть за Бога нашего Иисуса Христа.
Позднее, мощи святых мучеников были обретены и триумфально перевезены в Константинополь.
Почему братья считаются покровителями животных
Зародилось чинопочитание святых мучеников как покровителей домашних животных, в особенности лошадей, уже в XIII веке. Свидетельства о чудесных исцелениях, исходящих от мощей праведных мучеников описывал новгородский паломник Антоний уже в 1200 году.
С тех пор в Новгороде бытовало предание о прекращении падежа скота и врачевание животных через молитвы Флору и Лавру.
Житийная икона мучеников Флора и Лавра
Икона
Изображать лошадей на иконах святых принято только в русской православной традиции. У других народов, исповедующих православие такой особенности, нет.
Чудо Архангела Михаила
Это же предание легло в основу сюжета самой известной иконы, посвященной мученикам «Чудо о Флоре и Лавре». Сюжет иконы рассказывает о том, как святые пришли на выручку пастуху, лишившемуся своих коней и помогли отыскать утерянных животных.
На иконе на золотом фоне изображены Архангел Михаил, стоящий на вершине холма, лицом к молящимся, а по сторонам, страстотерпцы Флор и Лавр. Ниже – два коня: белый и вороной под красивыми седлами. Архангел Михаил передает братьям поводья этих коней.
О чём возносят молитвы и читают акафисты
В Древней Руси икона святых Флора и Лавра была в каждой крестьянской семье потому что лошадь являлась основной кормилицей. Ко дню памяти мучеников-братьев, крестьяне старались закончить все работы в поле, чтобы освободить животных от работы.
Лошадей приводили на церковные паперти, украшали яркими попонами, вплетали в гривы различные ленты и цветы. После праздничного богослужения коней окропляли освященной водой. Сейчас эту икону часто можно встретить на конюшнях и в ветеринарных клиниках.
Память святых мучеников Флора и Лавра
Святые мученики Флор и Лавр были братьями не только по плоти, но и по духу, так как оба единодушно веровали во Христа и угождали Ему добрыми делами. По занятию они были каменщиками. Учителями их были благочестивые мужи Прокл и Максим, от которых вместе с ремеслом они научились и богоугодной жизни по правилам христианской веры. За веру во Христа сперва преданы были смерти их учителя, а потом, спустя некоторое время, вслед за учителями своими и они унаследовали мученические венцы, приняв страдальческую смерть от правителя Иллирии [1] Ликиона. Поводом к страданию их был следующий случай.
К правителю Иллирии обратились с просьбою прислать искусных каменщиков для построения каменного языческого храма
Некий правитель соседней страны обратился к правителю Иллирии с просьбою прислать ему искусных каменщиков для построения великолепного каменного храма языческим богам. Так как самыми искусными в стране знатоками этого дела были святые Флор и Лавр, то Ликион и отправил их к этому правителю. Сооружая согласно воле последнего храм, святые братья раздавали бедным плату, получаемую ими за свой труд, и при этом учили бедных святой вере во Христа. Сами они всегда проводили время в посте, молитве и трудах: ночью молились, а днем производили свои работы; пищу принимали в малом количестве, зато обильно кормили голодных и бедных. Действуя таким образом, они обратили к христианской вере не только призреваемых ими бедняков, но и одного языческого жреца с его сыном. Случилось это так.
От камня отскочил осколок, ударил сына жреца в глаз и выбил его
В один день, когда святые братья тесали камень, к ним подошел сын жреца, молодой юноша, и, ставши близко, смотрел на их работу. Вдруг от камня отскочил осколок, ударил юношу в глаз и выбил его. От боли юноша закричал; на его крик прибежал отец его, языческий жрец. Видя, что лицо сына окровавлено и глаз выпал, он разорвал от горя на себе одежды, стал бранить святых работников и бросился было на них, чтобы их побить, но его удержали бывшие тут же другие рабочие. Удостоверяя невинность святых братьев, они говорили, что виноват в своем несчастии сам юноша, потому что он близко подошел к ним в то время, когда они тесали камень и смотрел на их работу, не принимая мер предосторожности. Святые угодники Божии Флор и Лавр, стараясь успокоить жреца, обещали скоро исцелить глаз его сыну и сделать его настолько же зрячим, как и прежде.
После сего они взяли юношу на ночь к себе в дом и стали учить его познанию Единого Истинного Бога, Иисуса Христа, причем говорили ему:
— Если будешь всем сердцем веровать в Того Бога, о Котором мы возвещаем тебе, то глаз той скоро будет здоров.
— Если глаз мой станет таким же, как был прежде, — ответил юноша, — то я уверую в вашего Бога и буду чтить Его. Без сомнения больше надлежит веровать в Того Бога, Который исцеляет больных и возвращает зрение слепым, нежели в тех богов, которые не только больных не исцеляют, но и здоровых делают больными.
При этом юноша рассказал святым о таком происшествии:
— Есть, — сказал он, — среди наших жрецов один жрец по имени Ерм. Когда за несколько лет пред этим хотели поставить его в жреческое звание, то привели к идолу Зевса, чтобы возложить руку идола на его голову. Такой существует у нас обряд при поставлении в жречество. Он состоит в том, что руку идола, приделанную к плечам и движущуюся в суставе, жрецы при помощи серебряной цепи поднимают кверху, а потом спускают на голову поставляемого. Когда эту руку спускали на голову Ерма, то серебряная цепь случайно выскользнула из рук держащих ее, и рука идола, упав на лицо Ерма, ободрала его ногтями вплоть до костей так, что до сего дня издалека видны зубы его. И ни один бог не оказал ему помощи, напротив ему делается всё хуже.
Когда юноша рассказал об этом происшествии, святые Флор и Лавр со слезами начали молиться Богу о том, чтобы Он исцелил юношу и просветил не только его телесный глаз, но и душевные его очи. После усердной молитвы они осенили больной глаз юноши крестным знамением, и глаз немедленно зажил, сделался совершенно здоровым и так же хорошо видел, как и прежде. Вследствие такого чуда уверовал во Христа не только исцеленный юноша, но и отец его, языческий жрец. Имя этому жрецу было Мемертин, и он с этого времени из служителя демонов стал рабом Господа нашего Иисуса Христа вместе с сыном своим.
Флор и Лавр не оставили построенный храм для жилища идолов
После сего святые работники Флор и Лавр, получая в своей работе помощь от ангела Божия, в короткое время окончили постройкой сооружаемый храм, но не оставили его для жилища идолов, а освятили его для прославления пресвятого имени Иисуса Христа. Они поставили в нем к востоку честной крест и, собрав до трехсот человек бедняков, братьев своих по вере, совершили всенощную молитву, прославляя Христа Бога. Во время молитвы сошел свыше свет неизреченной небесной славы и наполнил храм дивным сиянием. По окончании всенощной молитвы все бывшие в храме отправились к стоявшему неподалеку зданию, в котором находились приготовленные для нового храма идолы и, обвязав шеи этих идолов своими поясами, стали влачить их по земле, бить и ломать, и таким образом раздробили их на мелкие части.
Узнав обо всём этом, областеначальник велел схватить Флора и Лавра и всех тех, кто были с ними, и в числе последних Мамертина и сына его. Всех, бывших со святыми, он приговорил к сожжению, а их самих, предав жестокому избиению, велел связать и отослал к правителю Иллирии Ликиону. Ликион обстоятельно расспросил их обо всём и, узнав, что они — христиане и остаются непоколебимыми в своей вере, велел бросить их в глубокий колодец и засыпать землею.
Спустя много лет были обретены их святые и многоцелебные мощи и с честью перенесены в Константинополь во славу Христа, Бога нашего.
Тропарь, глас 4:
Преудобренную и богомудрую двоицу пресветлую восхвалим вернии по достоянию, Флора преблаженнаго и Лавра всечестнаго, иже усердно Троицу Несозданную ясно проповедаста всем. Темже пострадавше до крове, и венцы пресветлыми увязостеся: молитеся Христу Богу, да спасет души наша.
Кондак, глас 8:
Яко благочестия мученики, и страдальцы Христовы богомудренны, вселенная преславно почитает Флора и Лавра днесь. Яко да улучим благодать и милость молитвами их и избавимся бед и напастей, гнева же и скорби в день судный.
Мученики Флор и Лавр
31 августа – память мучеников Флора и Лавра
Среди храмов Москвы, чудом сохранившихся в годы советских антицерковных гонений, многие только сегодня завершают свое восстановление. Понадобилось не менее четверти века, чтобы возродить их после десятилетий поругания. Одной из таких московских святынь является широко известная церковь святых Флора и Лавра на Зацепе. Храм, в XX столетии претерпевший многие мучения, символом которых стали двое новомучеников из числа священнослужителей этой церкви.
Старший священник храма мучеников Флора и Лавра на Зацепе протоиерей Григорий Белоус рассказал Царьград.TV:
“В нашем храме служило два священномученика, которые были впоследствии расстреляны за веру на Бутовском полигоне. Это – протоиерей Николай Виноградов и иерей Дмитрий. “
Мученический подвиг клириков этого храма, как и многих других новомучеников и исповедников Церкви Русской во многом напоминает подвиг раннехристианских мучеников. В том числе и тех, кому посвящена сама церковь – Флора и Лавра – святых братьев, отдавших жизнь за веру во II веке от Рождества Христова.
Из Жития мучеников Флора и Лавра
“Мученики Флор и Лавр были родными братьями. Они успешно проповедовали среди язычников, чему способствовали чудеса, в числе которых было исцеление сына языческого жреца, приведшее ко Христу и исцелённого, и его отца. Однажды святых братьев, как известных каменщиков, правитель балканского Иллирика направил строить языческий храм. В новопостроенном храме Флор и Лавр вместе с обращёнными ими христианами совершили молитву, после чего уничтожили языческих идолов. Все участники этих событий были схвачены и сожжены, а Флор и Лавр брошены в колодец и засыпаны землёй. Впоследствии их мощи были обретены нетленными и перенесены в Царьград. “
Церковь мучеников Флора и Лавра на Зацепе находится в минуте ходьбы от Павелецкого вокзала. Изначально же эти места были территорией знаменитой Ямской Коломенской слободы – места проживания ямщиков. Что в значительной степени послужило посвящению храма именно этим святым. Протоиерей Григорий Белоус отмечает:
“Мученики Флор и Лавр получили от Бога особую благодать молиться и помогать животным. И в нашей русской истории, когда в Новгороде был падеж скота, после молебнов святым мученикам Флору и Лавру эта моровая язва прекратилась, и с тех пор на Руси стали особенно почитать этих святых как покровителей животных. “
Это почитание особенно глубоким было среди русских крестьян, ямщиков и воинов. А потому неудивительно, что в народе святых Флора и Лавра нередко именовали “лошадниками”. В чем не было ни капли кощунства. По словам отца Григория Белоуса:
“Они настолько почитались как покровители животных, что на Куликовскую битву преподобный Сергий благословил благоверного князя Димитрия 31 августа, как раз в день святых мучеников Флора и Лавра. У нас есть чисто русская икона “Чудо о Флоре и Лавре”. Этой иконы вы ни в одной православной стране не найдете, только на Руси. И здесь наш народ, наши иконописцы изобразили целое богословие: не сам Флор и Лавр управляют животными, но тут изображен Архистратиг Божий Михаил, который дает им поводья. Тем самым, Высшая Сила дает им силу и разум для управления животными. “
И сегодня, как в былые века, многие христиане молятся в церкви Флора и Лавра перед иконами этих святых, в том числе и о своих домашних питомцах. И эти трогательные молитвы очень часто бывают услышаны.
Мученики Флор и Лавр
Флор и Лавр (II в.), мученики. Память 18 августа (31 августа).
Мученики Флор и Лавр были родными братьями не только по плоти, но и по духу. Они жили во II веке в Византии, затем переселились в Иллирию (ныне Югославия). По ремеслу братья были камнетесами (их учителями в этом искусстве были христиане Прокл и Максим, от которых братья научились и богоугодной жизни). Правитель Иллирии Ликаон послал братьев в соседнюю область для работы над строящимся языческим храмом. Святые трудились на стройке, раздавая заработанные деньги нищим, сами же соблюдали строгий пост и непрестанно молились. Однажды сын местного жреца Мамертина неосторожно подошел к стройке, и осколок камня попал ему в глаз, сильно повредив его. Святые Флор и Лавр обнадежили разгневанного отца, что сын его получит исцеление. Они взяли юношу к себе и наставили вере во Христа. После того, как юноша исповедал Иисуса Христа Истинным Богом, братья помолились о нем, и глаз исцелел. При виде такого чуда отец юноши также уверовал во Христа. Когда постройка храма была закончена, братья собрали христиан, помогавших при постройке, сокрушили идолов и поставили в восточной части храма святой крест. Всю ночь они провели в молитве, озаряемые небесным светом. Узнав об этом, начальник области приговорил к сожжению бывшего жреца Мамертина с его сыном и 300 христиан. Мученики Флор и Лавр, отправленные к правителю Ликаону, были брошены в пустой колодец и засыпаны землей.
Через много лет святые мощи мучеников Флора и Лавра были обретены нетленными и перенесены в Константинополь. В 1200 г. их видел новгородский паломник Антоний; около 1350 г. главы мучеников в монастыре Вседержителя видел Стефан Новгородец.
В Минее за август сказано, что на Руси святых мучеников Флора и Лавра почитают как покровителей домашнего скота. Это почитание возникло еще в древние времена, и по всей Русской земле торжественно праздновался день памяти этих святых. По устному преданию, сохранившемуся в Новгородской земле, с открытием мощей святых мучеников Флора и Лавра прекратился падеж скота. Тогда и началось почитание святых как покровителей лошадей. Это почитание, возможно, пришло на Русь с Балкан — родины святых братьев. Именно там возникло предание о том, что мученики Флор и Лавр были обучены Архангелом Михаилом искусству управлять лошадьми. В древних иконописных подлинниках Руси дается наставление, что святые Флор и Лавр должны быть написаны с конями, которым они покровительствуют. И до сего дня во многих храмах и музеях России сохранились прекрасные иконы святых Флора и Лавра с изображением лошадей. Наибольшее распространение получил сюжет «Чудо о Флоре и Лавре».
Кондак 1
Избранную двоицу пресветлую, Христу спострадавшую даже до крове, Флора преблаженнаго и Лавра всечестнаго, в песнех, вернии, почтим духовных и, яко молитвами сих от бед избавляеми, благодарственно вопием, зовуще: Радуйтеся, Флоре и Лавре, рая Христова цвети прекраснии.
Икос 1
Ангельстии чини яко сликовники прияша вы, блаженнии мученицы, егда по страдании своем Престолу Господню предстасте, во еже со всеми, кровию Агнца Божия запечатленными, взывати «Осанна!» Седящему на Престоле. Мы же, бреннии, на земли, о таковой славе вашей дивящеся, восхваляем вы сице:
Радуйтеся, Христу последовавшии верою;
радуйтеся, крест Его, яко ярем, вземшии.
Радуйтеся, кровию Агнца Божия искупленнии;
радуйтеся, и своея крове Христа ради не пощадевшии.
Радуйтеся, смертию красною Христови спогребшиися;
радуйтеся, жизни источник обретшии.
Радуйтеся, путь узкий, прискорбный прошедшии;
радуйтеся, яко отверзошася вам райския двери.
Радуйтеся, Флоре и Лавре, рая Христова цвети прекраснии.
Кондак 2
Сидяще, яко многа мзда на небесех дана святым страстотерпцем, потщимся, вернии, тех житие земное прилежно разсмотревше, от сего научитися, колико может вера, деяньми споспешествуема, како воздвизает от земных к небесным и како научает взывати Богу: Аллилуиа.
Икос 2
Разум Божественный озари вы, Флоре и Лавре, егда благочестия хранители Прокл и Максим не токмо каменосечней хитрости вы научиша, но и на камени веры Христовой добре утвердиша, на немже несокрушими даже до конца пребысте, трудолюбно Господеви работающе, сего ради ублажаем вы, зовуще:
Радуйтеся, в трудех от юности воспитаннии;
радуйтеся, Христу себе поработившии.
Радуйтеся, леность далече отгнавшии;
радуйтеся, данный вам талант много усугубившии.
Радуйтеся, рабства плоти избегшии;
радуйтеся, духом Господеви работавшии.
Радуйтеся, трудолюбцев удобрение;
радуйтеся, ленивых укорение.
Радуйтеся, Флоре и Лавре, рая Христова цвети прекраснии.
Кондак 3
Сила Вышняго подвиже правителя страны некия призвати делателей святых ко устроению храма идольскаго, капищу бо сему сооружаему бывшу, иный храм нерукотворенный созидашеся; людие страны тоя, Флора и Лавра проповедию наученнии, Истиннаго Бога познаша и Тому Единому пети навыкоша: Аллилуиа.
Икос 3
Имуще твердую веру в сердцах своих, небоязненно отыдоша богоноснии братия во ину страну на делание чуждое, и, по мале времени, в труд апостолов обратися делание их; людие, во тме и сени смертней седящии, светом Евангелия озаришася, еже каменосечцы богомудрии с собою принесоша, сего ради воспоем сих, зовуще:
Радуйтеся, языков просветители;
радуйтеся, апостолов подражатели.
Радуйтеся, Евангелия Христова провозвестницы;
радуйтеся, на ниве неоранней Господни работницы.
Радуйтеся, в людех тяжцех Господа восхвалившии;
радуйтеся, во языцех славу Его возвестившии.
Радуйтеся, Церкве прекрасное прозябение;
радуйтеся, небесных садов леторасленное украшение.
Радуйтеся, Флоре и Лавре, рая Христова цвети прекраснии.
Кондак 4
Бурю злобы неистовыя воздвиже на вы Мемертин, идольский жрец, егда сыну его, на делание ваше неопасно взиравшу, око каменцем, внезапу отторгшимся, избодеся, и хулы многи отрыгаху на вы, делателие незлобивии, уста еще не ведевшаго пети: Аллилуиа.
Икос 4
Слышавше хуления многа и пристрашия свирепа Мемертина озлобленнаго, без страха прияша сия кротце Флор же и Лавр и, сострадания исполнени бывше, велие дерзновение веры проявиша, егда отрока уранена цела и здрава отцу предпоставити обещаша; мы же, таковей вере, кротости и упованию святых дивящеся, воспоем им тако:
Радуйтеся, равноангельныя кротости воплощение;
радуйтеся, велия веры исправление.
Радуйтеся, злословящаго вы благословившии;
радуйтеся, кленящему вас благотворившии.
Радуйтеся, на Бога, Помощника и Защитника, уповавшии;
радуйтеся, прибежище и утверждение в Бозе полагавшии.
Радуйтеся, в незлобии пред Господем ходившии;
радуйтеся, во уповании на Него николиже изнемогшии.
Радуйтеся, Флоре и Лавре, рая Христова цвети прекраснии.
Кондак 5
Боготечныя звезды явистеся, святии, юноше тому, емуже уломком камене око плотское избодено бысть; вас бо держайся, не токмо от раны исцеле, но и очесы духовными прозре, проповеданием вашим научен, Истиннаго Бога позна и Тому в радости возопи: Аллилуиа.
Икос 5
Видя чудо велие, в сыне явленное, и отец его Мемертин ему споследова, идольскую прелесть отверг, Бога Истинна, яко же и сын, позна и по исповедании добрем двоице преславных мученик спострада, юже и мы ныне воспеваем, зовуще:
Радуйтеся, чудотворцы предивнии;
радуйтеся, врачеве духовнии.
Радуйтеся, идольскую прелесть чудесы ниспровергшии;
радуйтеся, неразумных души светом веры озарившии.
Радуйтеся, идольскаго жреца от идолобесия отвратившии и Христу сочетавшии;
радуйтеся, и сына его из вражеских сетей извлекшии.
Радуйтеся, демонов огорчение;
радуйтеся, Ангелов радование.
Радуйтеся, Флоре и Лавре, рая Христова цвети прекраснии.
Кондак 6
Проповедницы любве истинныя явишася святии мученицы, егда при делании своем цену, за труд вземлемую, нищим раздаваху и, алчущих довольно питающе, сами в посте и лишении не сетующе пребываху, бодрственне воспевающе Богу: Аллилуиа.
Икос 6
Возсия свет неизреченныя славы небесныя и озари храм, руками Флора и Лавра созданный, и не яко идолов вместилище, но во славу Имени Иисуса Христа освященный, людие же, свет той видевше, вся кумиры идольския, для храма того уготованныя, сокрушше, храмоздателем взываху сице:
Радуйтеся, светом богоразумия нас озарившии;
радуйтеся, мрак идолослужения разсеявшии.
Радуйтеся, от обдержащия прелести ны свободившии;
радуйтеся, путь жизни истинныя нам показавшии.
Радуйтеся, яко благоухания честнаго Церковь исполнисте;
радуйтеся, яко злосмрадие вражие далече отгнасте.
Радуйтеся, бесов дерзновенное поражение;
радуйтеся, Богу красное присвоение.
Радуйтеся, Флоре и Лавре, рая Христова цвети прекраснии.
Кондак 7
Хотящим братиям святым по скончании делания, на неже звани быша, мирно во своя отыти, возбрани им работодавец жестокий; связав бо их и бив, яко злодеи к правителю Ликиону отведе, зане Христа яко Бога исповедаху и люди научиша взывати Ему: Аллилуиа.
Икос 7
Новая и лютая мучения уготова вам, страстотерпцы святии, правитель, егда возвратистеся связаннии и раны за Христа приимшии во страну свою, твердости же веры вашея отнюд не поколеба, мы же, терпение ваше ублажающе, взываем к вам сице:
Радуйтеся, Христови спотерпевшии;
радуйтеся, с Ним и воцарившиися.
Радуйтеся, в терпении души ваша стяжавшии;
радуйтеся, обетование, еже на небесех, приимшии.
Радуйтеся, на Начальника веры и Совершителя, Господа Иисуса взиравшии;
радуйтеся, на предлежавший вам подвиг добре востекшии.
Радуйтеся, малодушных ободрение;
радуйтеся, страждущих утешение.
Радуйтеся, Флоре и Лавре, рая Христова цвети прекраснии.
Кондак 8
Странную и ужасную смерть изобрете людское жестокосердие кротчайшим братиям Флору и Лавру: в кладенец бо безводный ввержени и землею в нем посыпани быша; тако мняху нечестивии заглушити святых глас, к Богу вопиющих: Аллилуиа.
Икос 8
Весь мир не бе достоин вас, мученицы святии: вы бо, на земли себе места не обретше, в небесная преселившеся и яко истиннии граждане тамо отечествие снискавше, непрестанными благохвалениями Царю своему и Господу служите, восхвалим убо и мы сих богохвалящих похвалении сицевыми:
Радуйтеся, о земных небрегшии;
радуйтеся, на небесная ум свой вперившии.
Радуйтеся, нощь жития земнаго добре прешедшии;
радуйтеся, дне невечерняго — Царства Христова достигшии.
Радуйтеся, яко злато, в горниле мучений искушеннии;
радуйтеся, яко всеплодие жертвенное Богом приятии.
Радуйтеся, пред лицем человеческим муки приявшии;
радуйтеся, яко упование ваше безсмертия исполнено.
Радуйтеся, Флоре и Лавре, рая Христова цвети прекраснии.
Кондак 9
«Всяк, иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим», — рече Господь; по Господню сему словеси и вы, страстотерпцы Флоре и Лавре, яко доблии Христови исповедницы, пред Отцем Небесным прославлени есте и со всеми святыми выну зовете Святей Троице: Аллилуиа.
Икос 9
Витийство мира сего не может изрещи величие подвига страстотерпцев святых, яко же и премудрость века сего слова крестнаго вместити никакоже может; мы же, смиреннии, буйством проповеди о Распятом спасаеми, Флора и Лавра, яко себе самех отвергшихся и души своя Христа ради отщетивших, несумненно прославляем, зовуще к ним тако:
Радуйтеся, Христа пред человеки исповедавшии;
радуйтеся, яко и Сам Господь исповесть вы пред Ангелы Божии.
Радуйтеся, страсти Господа Иисуса Христа не устыдевшиися;
радуйтеся, ради благовестия Христова пострадавшии.
Радуйтеся, яко подвиг крепок подаде вам Господь;
радуйтеся, яко и разум свят дадеся вам от Вышняго.
Радуйтеся, яко искры по стеблию на небо востекшии;
радуйтеся, во время посещения вашего добре возсиявшии.
Радуйтеся, Флоре и Лавре, рая Христова цвети прекраснии.
Кондак 10
Спасению нашему ходатаи молим вас быти, святии мученицы, добре страдавшии и венчавшиеся, и того ради благодать приимшии; о нас молитеся, да, избавльшеся от суетныя работы вражия, благодарственно вопием Богу: Аллилуиа.
Икос 10
Стен каменных здатели иногда бывше, веры же твердостию, многоразличных мук и лютыя смерти за Христа претерпением велие дерзновение у Него снискавше, молятся ныне о чтущих память их верно, и в бедах многоразличных и напастех осеняют надежно поющих им сице:
Радуйтеся, Церкве Христовы столпи непоколебимии;
радуйтеся, веры христианския ограждение твердое.
Радуйтеся, в вере колеблемым утверждение крепкое;
радуйтеся, в мори напастей гибнущим пристанище надежное.
Радуйтеся, фиали златии, фимиама молитв исполненнии;
радуйтеся, смрадные страсти далече от нас прогоняющии.
Радуйтеся, теплии к Богу молитвенницы;
радуйтеся, преистиннии ходатаи.
Радуйтеся, Флоре и Лавре, рая Христова цвети прекраснии.
Кондак 11
Пение неумолчно и лики светлы исполниша Царский град, егда по обретении принесени и честно положени в нем быша многоцелебнии мощи ваша, святии мученицы Флоре и Лавре, от них же мнози цельбу чудну приимше, благодарно пояху Богу: Аллилуиа.
Икос 11
Светом невещественным облистаеми, в селениях святых водворяеми и радости неизреченныя исполняеми, ликуете ныне со Ангелы светло, мученицы Господни, осветите и нас, мраком суетствий покрываемых, злобою мира сего озлобляемых и едину токмо отраду имущих, еже к вам прибегати и сице вы воспевати:
Радуйтеся, мглу прелести разгнавшии;
радуйтеся, безбожия нощь осветившии.
Радуйтеся, ненавидением неправедным возненавиденнии на земли;
радуйтеся, в радость Господа вшедшии на небеси.
Радуйтеся, скорбьми многими живот вечный наследствовавшии;
радуйтеся, в скорбех и теснотах сущим утешение от Духа Свята просящии.
Радуйтеся, звезды, блистания терпения испущающия;
радуйтеся, светила, верных души просвещающия.
Радуйтеся, Флоре и Лавре, рая Христова цвети прекраснии.
Кондак 12
Благодать велика дана есть от Вышняго вам, доблии страдальцы, яко пришедшим от скорби великия и окропившим в крови Агнчей ризы своя; сего ради со всеми святыми Престолу Божию предстоите, выну зовуще: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще вы во храме вашем, хвалим вас, Флоре и Лавре, яко благочестия мученики, в трудех от юности пребывшия, веру в Троицу Нераздельную соблюдшия и ко Христу победно отшедшия, Ему же ныне предстояще, не забудите зовущих к вам сице:
Радуйтеся, Царя Небеснаго воини изряднии;
радуйтеся, венцы победными добре венчаннии.
Радуйтеся, камение многоценное в сокровищах Владыки Небеснаго;
радуйтеся, богатство неиждиваемое Церкве, на земли воинствующия.
Радуйтеся, зодчии, храм Духа Божественнаго в себе самех явившии;
радуйтеся, здатели, на недвижимем камени веры души многих утвердившии.
Радуйтеся, блистанием небесным ныне осияваемии;
радуйтеся, сумрак мыслей тяжких от нас прогоняющии.
Радуйтеся, Флоре и Лавре, рая Христова цвети прекраснии.
Кондак 13
О, преславная мученик двоице Флоре и Лавре, самобратное единение, Троице Святей честное похваление! Нынешнее приимши наше пение, молите Господа за ны, да избавит нас от всяких бед и скорбей, даровав же нам до конца пребывание во Святей Церкви Своей, да сподобит по кончине и последнем Суде с вами и со всеми святыми воспевати Богу: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.
(Этот кондак читается трижды, затем Икос 1 и Кондак 1)
Молитва святым мученикам Флору и Лавру
Прехвальнии мученицы Флоре и Лавре, вас не земля потаила есть, но небо прият вы, во еже быти вам молитвенники и предстатели о чтущих с любовию честную память вашу. Молитеся же за ны, трудолюбцы незлобивии, да подвигнет Господь и нас, в трудех и утеснении сущих, к деланию заповедей Его, да не токмо о пищи и питии, но и о еже како угодити Господеви попечемся; споболите печалем и воздыханием нашим, и да не озлобятся до конца души наша, но да возгорятся любовию друг ко другу, да пребудем в мире и единомыслии, якоже и вы, самобратнии блаженнии. Наипаче же утвердите ны в вере святей и правей, юже имуще в сердцам наших, не устрашимся в поношении и унижении и всяких обстояниих, имиже одержими есмы, но, яко испытание силы веры нашея с благодарением сие приимше, доброе исповедание соблюдем, в немже и прейдем от юдоли сей в вечное Царствие Господа нашего, Емуже слава и держава во веки веков. Аминь.
Тропарь мученикам Флору и Лавру
Тропарь
Преудобренную и богомудрую двоицу пресветлую восхвалим вернии по достоянию, Флора преблаженного и Лавра всечестнаго, иже усердно Троицу Несозданную ясно проповедаста всем. Темже пострадавше до крове, и венцы пресветлыми увязостеся: молитеся Христу Богу, да спасет души наша.
Кондак
Яко благочестия мученики, и страдальцы Христовы богомудренны, вселенная преславно почитает Флора и Лавра днесь: яко да улучим благодать и милость молитвами их, и избавимся бед и напастей, гнева же и скорби в день судный.