2 молитвы святым сорока мученикам Севастийским

Молитвы и акафист сорока мученикам Севастийским

ТРОПАРЬ И КОНДАК СОРОКА МУЧЕНИКАМ СЕВАСТИЙСКИМ

Тропарь, глас 1

Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша, умолен буди, Господи, и вся наша болезни исцели, Человеколюбче, молимся.

Кондак, глас 6

Все воинство мира оставльше, на Небесех Владыце прилепистеся, страстотерпцы Господни четыредесять: сквозе огнь бо и воду прошедше, блаженнии, достойно восприясте славу с Небес и венцев множество.

МОЛИТВА К СОРОКА МУЧЕНИКАМ СЕВАСТИЙСКИМ

О, святии, сливнии страстотерпцы Христовы, четыредесяте, во граде Севастии Христа ради мужественно пострадавшии, чрез огнь бо и воду проидосте и, яко друзи Христовы, в покой Небеснаго Царствия вшедше, имате велие дерзновение ко пресвятей Троице ходатайствовать о роде христианском, наипаче же о почитающих святую память вашу и с верою и любовию вас призывающих.
Испросите у Всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да, в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем Страшному Судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем.
Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг, видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последняго дне жизни нашея и тако прославим великое и достопоклоняемое Имя Вседетельныя Троицы, Отца, Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

АКАФИСТ СОРОКА МУЧЕНИКАМ СЕВАСТИЙСКИМ

Кондак 1

Избраннии страстотерпцы Христовы четыредесяте, во граде Севастийстем чрез огнь и воду прошедшии и в покой вечный вшедшии, песньми восхваляем вас, заступников наших. Вы же, яко имущии велие дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободите, любовию вам зовущих:
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Икос 1

Ангели Божии, хранителие рода человеческаго, зряще пред мучителем дерзновенное ваше исповедание Христа, на подвиг страдальческий невидимо вас укрепляху. Мы же, ведуще вас, подвиг сей добре совершивших, радостно взываем:
Радуйтеся, дерзновенным исповеданием Христа возвеселившии Ангелы; радуйтеся, дивным терпением вашим мучителей удивившии.
Радуйтеся, страдании вашими диавола посрамившии; радуйтеся, непобедимою силою Христовою противу невидимаго врага вооружившиися и вся злохитрости того на вы и козни победившии.
Радуйтеся, неисчетнаго мученическаго лика украшение; радуйтеся, земныя воинствующия Церкве сильнии помощницы.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Кондак 2

Видя зверонравный мучитель веру мучеников, заключи их в темницу, Господь же благоутробный яве посети Своя рабы, похваляя начаток подвига их и увещевая неослабно оный совершити. Яко токмо претерпевый до конца венчается в Царствии Небеснем и сподобляется со Ангелы пети: Аллилуиа.

Икос 2

Р азум божественный от явльшагося вам Христа приимше, утвердистеся в страдальческом подвизе, святии страстотерпцы, и укоризну Агриколая мучителя в похвалу себе вменисте. Сего ради хвалебно вам вопием:
Радуйтеся, разум правый боговедения стяжавшии и волю свою воле Божией всецело предавшии; радуйтеся, вся прелести мирския и славу воинскую ради Христа ни во что вменившии.
Радуйтеся, ласканий мучителя не послушавшии и грозных того прещений не убоявшиеся; радуйтеся, темничное заключение ради Христа претерпевшии.
Радуйтеся, Спасителем мира во узах посещеннии, благими словесы от Него утешеннии и на подвиг укрепленнии; радуйтеся, яко с верою вас почитающих в скорбех утешаете и от бед избавляете.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Кондак 3

С ила Вышняго содела вас, страстотерпцы святии, сильных в слове пред нечестивыми, темже не терпя дерзновения вашего, гордый мучитель паки в темницу вас вверже, в нюже радостно текосте, поюще Богу: Аллилуиа.

Икос 3

И муще, страстотерпцы, в темнице сострадальца вашего Кириона блага себе учителя, укреплястеся в вере Христовой и по днех осмих ведени бывше на судище, безбоязненно предстасте Лисию-князю и Агриколаю-воеводе, мудре обличисте их нечестие. За таковое ваше дерзновение приносим вам сицевыя хвалы:
Радуйтеся, в броню веры Христовой облеченнии и щитом благодати Его покровеннии; радуйтеся, единаго Христа паче всех возлюбившии и ради Его повеления беззаконная мучителей презревшии.
Радуйтеся, силу Христову пред нечестивыми проповедавшии и всемогущество Божие яве показавшии; радуйтеся, яко и каменная метания вам не прикасахуся.
Радуйтеся, яко та силою Божиею на метающих я возвращахуся; радуйтеся, яко и ныне молитвами вашими к Богу вражия стрелы от нас отражаете.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Кондак 4

Б урею злобы противу Христа дыша, гордый Лисий третицею вверже страдальцев в темницу, в нейже паки Христос явися, утешая, ободряя их и нетленныя венцы в Царствии Небеснем обещавая, они же сия слышавше, радостно пояху Богу: Аллилуиа.

Икос 4

С лышавше мучителие твердое страстотерпцев Христа исповедание, осудиша я на всенощное в хладнем езере стояние, они же огнь любве Божественныя в сердцах имуще, не убояхуся лютаго мраза, но, единодушно славяще Бога, идоша на страдание. Мы же, терпению сих чудящеся, зовем сице:
Радуйтеся, добропобеднии Христовы исповедницы; радуйтеся, кумирослужения низложителие.
Радуйтеся, терпением лютаго мучения в покой вечный вшедшии; радуйтеся, болезньми страданий обретшии неизреченная блага.
Радуйтеся, драгии и крепции четыредесяте камение; радуйтеся, Церковь Христову собою укрепляющии и осиявающии.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Кондак 5

Б оготечнии звезды Христовы явистеся, святии, в нощнем хладе во езере Севастийстем сияющии, ихже не прельсти теплая баня соблазна, но со Ангелы Богу пояху: Аллилуиа.

Икос 5

В идевше святии, яко един от них отпаде, убоявся мраза нощнаго, и скрыся в теплой бане и абие умре, тепле взываху ко Господу, да их укрепит в подвизе страдания и прославит имя Свое. Мы же зовем вам сице:
Радуйтеся, славнии победоносцы, вся козни сопротивных победившии; радуйтеся, всю нощь нази во езере стоявшии.
Радуйтеся, единодушно тамо Господа призывавшии; радуйтеся, яко в терпении вашем помощь скорую Господь низпосла вам.
Радуйтеся, яко свет Божественный осия вас; радуйтеся, венцы пресветлии с Небесе приявшии.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Кондак 6

П роповедницы дивнаго чудесе, стражие, в бани бывшии, поведаша, како в нощи свет Небесный во езере облиста мученики, лед растопи и хлад в теплоту преложи, еже слышавше, мучителие паче злобою распаляхуся, не ведуще Богу пети: Аллилуиа.

Икос 6

В озсиявшу во езере свету Небесному, возсия и в сердце единаго от стражей благодать Божия, яко той совлекше ризы своя, ввержеся во езеро ко святым мучеником, восполняя место отпадшаго; и тако посрамися князь тьмы, ликовавый о умалении лика страдальцев, имже мы ныне вопием таковая:
Радуйтеся, Христовы страстотерпцы, молитвами и терпением вашим веселие диавола в печаль обратившии; радуйтеся, от злобы и коварства его верныя избавляющии.
Радуйтеся, в хладе воды благодатию Святаго Духа просветившиися; радуйтеся, стоянием вашим во езере мысленнаго змия главу сокрушившии.
Радуйтеся, полная четыредесятнице, Христу бодренно представшии; радуйтеся, верою и страданием ради Христа блаженство райское унаследовавшии.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Кондак 7

Х отяще чуднии страдальцы веру во Христа непорочно сохранити, славу воинскую и ласкания мучителей ни во чтоже вменисте, и вся лютая мучения, аки безплотнии, претерпесте, поюще Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Н овое и последнее святии прияша мучение, яко голени их сокрушени млатами быша, и тако скончаша подвиг страдания, прияша от Бога нетленныя венцы. Темже возглашаем в похвалу им сице:
Радуйтеся, прекраснии леторасли сада Иисусова, не секирами, но млатом посеченнии; радуйтеся, сосуды благодати Божией за имя Христово сокрушеннии.
Радуйтеся, страдальческий подвиг славно скончавшии; радуйтеся, от ликов Ангельских в сожительство приятые.
Радуйтеся, от пророк и апостол, яко тех последователие, прелюбезно сретенные; радуйтеся, рода христианскаго слава великая.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Кондак 8

С транную доблесть показа чудная матерь святаго Мелитона, видяще бо телеса мучеников везома на сожжение, своего же сына еще жива суща, взя на рамена своя, и той испусти дух свой Богу, поя: Аллилуиа.

Икос 8

В се зверонравие проявиша мучители, егда повелеша святыя телеса мученик сожещи огнем и прах их в реку воврещи, да истребится от земли память их, обаче посрамишася; Господь же в роды вечныя прослави я пред Ангелы и человеки; сего ради зовем им:
Радуйтеся, по словеси псалмопевца чрез огнь и воду прошедшии; радуйтеся, страстем Христовым общницы.
Радуйтеся, врагов Христа низложителие; радуйтеся, ко Господу за христианы предстателие.
Радуйтеся, верныя во правоверии утвердившии; радуйтеся, неусыпныя молитвенницы за род христианский.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Кондак 9

В си христиане зело удивишася, яко кости святых мученик чудесно нощию в реце яко звезды просияша, и, честно собрани, по повелению святых, неоскудныя верным исцеления подают, да поем Богу: Аллилуиа.

Икос 9

В ития древний пророчески, Божиим Духом озаренный, о кончине верных во псалтири пояше: «Проидохом сквозе огнь и воду, и извел ны еси в покой». Вы же, святии мученицы, делом сие исполниша. Сего ради приимите от нас похвалы сицевыя:
Радуйтеся, соблюдшии до конца веру Христову; радуйтеся, страдании вашими, яко злато в горниле, очистившиися.
Радуйтеся, предстателие великии к Богу, от бед нас спасающии; радуйтеся, в скорбех нам помогающии.
Радуйтеся, ко спасению душ нас наставляющии.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Кондак 10

С пасению нашему споспешницы есте, святии страстотерпцы, темже усердно к вам прибегаем: помозите нам вашим предстательством ко Господу остающее время нашего жития в покаянии проводити и всегда благодарно Богу взывати: Аллилуиа.

Икос 10

С теною молитв ваших оградите нас, святии мученицы, от всяких зол и козней вражиих, да охраняеми вами, ублажаем вас сице:
Радуйтеся, Кирионе, Кандиде и Домне, Божественнаго Писания наставницы; радуйтеся, Агнине и Аетие славнии, на Небо духом возлетевшии.
Радуйтеся, Афанасие, Аглаие, Вивиане и Горгоние, Христа Бога возлюбившии; радуйтеся, Екдите, Гаие, Евноикие, Евтихие, Дометиане и Иоанне, души своя за Христа положившии.
Радуйтеся, Исихие, Ираклие, Кирилле, Клавдие, Лисимахе и Леонтие, небесная блага получившии; радуйтеся, Илиане и Илие, пророку Илие поревновавшии.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Кондак 11

П ение хвалебное приносим вам, святии мученицы, яко любве ради Христовы плоти своея не пощадисте. Темже и память ваша, яко пресветлый светильник в Церкви сияет, верных духом озаряя, поющих Богу: Аллилуиа.

Икос 11

С ветом небесным осиянных зрим вас, преславнии страстотерпцы Христовы, Престолу бо Пресвятыя Троицы выну предстоите и о мире молитвы со дерзновением приносите; темже хвалебная вам взываем:
Радуйтеся, страстотерпцы Христовы Николае, Приске, Смарагде, Сакердоне, Севериане и Сисиние, злобы вражия победителие; радуйтеся, Филоктимоне и Феофиле, любве Божественныя совершителие.
Радуйтеся, Худионе, Ксанфие и Флавие, воини Христовы премудрии; радуйтеся, Мелитоне, Феодуле и Валенте, раби Бога преславнии.
Радуйтеся, Христовы мученицы Валерие, Александре и Акакие; радуйтеся, весеннею памятию вашею нам весну Христову возвещающии.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Кондак 12

Б лагодатию обильно исполняется обитель Ксиропотамская, имущи честныя останки ваша, преславнии мученицы и чудотворцы, темже и нас, память вашу светло совершающих, благодати Божия молитвами вашими исполняйте, да поем чудес подателю Богу: Аллилуиа.

Икос 12

П оюще честная страдания ваша, святии мученицы, прославляем Господа, вас укрепившаго и венцы нетленными венчавшаго, и яко теплых заступников и ходатаев за род христианский, ублажаем сице:
Радуйтеся, звезды Небесныя от Севастии возсиявшии; радуйтеся, яко луна духовная, на Небо от земли возшедшии.
Радуйтеся, яко солнце мысленное, наша скорби просвещаете; радуйтеся, яко в трудех поста и молитвы нас утешаете.
Радуйтеся, четыредесяте крепции столпы Христовы Церкве; радуйтеся, всех верных хранителие и защитницы.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Кондак 13

О святии страстотерпцы Севастийстии, лести лукаваго славнии победоносцы, предстательством вашим у Господа испросите нам победу на душевредныя страсти и гордость житейскую, да в покаянии поживше, Небеснаго Царствия сподобимся, поюще Богу: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Икос 1

Ангели Божии, хранителие рода человеческаго, зряще пред мучителем дерзновенное ваше исповедание Христа, на подвиг страдальческий невидимо вас укрепляху. Мы же, ведуще вас, подвиг сей добре совершивших, радостно взываем:
Радуйтеся, дерзновенным исповеданием Христа возвеселившии Ангелы; радуйтеся, дивным терпением вашим мучителей удивившии.
Радуйтеся, страдании вашими диавола посрамившии; радуйтеся, непобедимою силою Христовою противу невидимаго врага вооружившиися и вся злохитрости того на вы и козни победившии.
Радуйтеся, неисчетнаго мученическаго лика украшение; радуйтеся, земныя воинствующия Церкве сильнии помощницы.
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Кондак 1

Избраннии страстотерпцы Христовы четыредесяте, во граде Севастийстем чрез огнь и воду прошедшии и в покой вечный вшедшии, песньми восхваляем вас, заступников наших. Вы же, яко имущии велие дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободите, любовию вам зовущих:
Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Молитвы 40 Севайстийским мученикам

История сорока христиан, замученных в городе Севастии за веру свою, стала примером мужества и стойкости в религиозных убеждениях. Вознося молитву 40 мученикам Севастийским, верующие просят об укреплении духа, о стойкости в борьбе с испытаниями.

История сорока Севастийских мучеников

В 14 веке, когда римляне позволили уже христианам исповедовать свою веру, император Ликиний решил вернуть язычество и возобновить гонения на последователей Христа. Сначала Ликиний задумал очистить армию от христиан. Сорок воинов, истинно верующих в Господа Бога, отказались приносить жертву языческим богам, как того требовали вероломный император и их военачальник. Они были заточены в темницу, где истово молились Богу, уповая на волю его, и несколько раз отказывались менять свою веру.

Читайте также:  2 молитвы преподобному Никону Радонежскому

Будущих мучеников испытывали холодом, заставив войти в ледяную воду во время мороза обнаженными, но и это испытание прошли воины-христиане с достоинством, только лишь один из них не выдержал и побежал к теплу. Утром охранник, пораженный появившимися нимбами над головой христиан, решил также принять веру Христову и вместе с остальными был жестоко казнен: верующим перебили ноги и сожгли на костре.

День памяти

22 марта русская православная церковь отмечает День памяти 40 мучеников.

В этот день во всех храмах тысячи прихожан возносят молитву 40 святым мученикам, молясь о душах героев, не побоявшихся отдать свою жизнь во имя веры своей.

В чем помогают молитвы 40 Севастийским мученикам?

Умирая от жестоких мучений и испытаний, 40 мужественных воинов Севастийских не допускали ни одной мысли о том, чтобы отказаться от своего вероубеждения. Поэтому, молясь перед святыми их образами и читая молитву 40 святым, верующие просят у них помощи в проявлении стойкости, решительности.

Помогает молитва и в час отчаяния, когда у человека, кажется, нет уже сил сопротивляться несчастьям, так как пример мучеников доказывает, что даже самые невыносимые муки можно перенести благодаря вере и молитвами.

Особенно молитва оказывает помощь в укреплении веры, а также помогает в поисках работы, в некоторых случаях – решить материальные проблемы.

Молитва 40 мученикам Севастийским

О, святии славнии страстотерпцы Христовы, четыредесяте, во граде Севастии Христа ради мужественно пострадавши, через огонь бо и воду проидосте и, яко друзи Христовы, в покой Небеснаго Царствия вшедше, имате велие дерзновение ко Пресвятей Троице ходатайствовати о роде христианском, наипаче же о почитающих святую память вашу и с верою и любовию вас призывающих. Испросите у Всещедрого Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем Страшному Судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем.

Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг, видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последняго дне жизни нашея и тако прославим Великое и Достопоклоняемое Имя Вседетельныя Троицы, Отца, Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О страстотерпцы Христовы, во граде севастийстем мужественно пострадавшии, к вам, яко молитвенникам нашим усердно прибегаем и просим: испросите у Всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам, рабам Божиим (имена), защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последнего дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопоклоняемое имя Вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь и кондак 40 мученикам Севастийским

Тропарь, глас 1

Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша, умолен буди, Господи, и вся наша болезни исцели, Человеколюбие, молимся.

Ин тропарь, глас 1

Страстотерпцы всечестнии, воини Христовы четыредесяте, твердии оружницы, сквозе бо огнь и воду проидосте/ и Ангелом сограждане бысте, с нимиже молитеся Христу о иже верою хвалящих вас. Слава Давшему вам крепость, слава Венчавшему вас, слава Подавающему вами всем исцеления.

Ин тропарь, глас 3

Страстотерпцы Христовы четыредесяте, во граде Севастийстем мужественно пострадавшии, чрез огнь и воду прошедшии, в покой вечный вшедшии, молитеся о нас ко Господу, да жизнь мирну сохранит и души наша спасет, яко Человеколюбец.

Кондак, глас 6

Все воинство мира оставльше, на Небесех Владыце прилепистеся, страстотерпцы Господни четыредесять, сквозе огнь бо и воду прошедше, блаженнии, достойно восприясте славу с Небес/ и венцев множество.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Икона и молитва — Сорок Севастийских мучеников, в чем помогают

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Один страж Аглаий и тридцать девять православных воителей замученные на озере неподалеку от армянского городка Севас (Севастий) являются олицетворением духовной стойкости, сильной веры, а также образца мужественности. В этой же статье вы сможете узнать о житие Святых, когда день сорока мучеников Севастийских, как молится им, в чем помогают и многое другое.

Житие Севастийских мучеников

Страдальцы являют собой святых первых веков православия, а само их бытие оставило по себе значительный отпечаток в летописи Христовой веры. Римский правитель святой Константин Великий в 313 г. дал православным христианам долгожданную свободу. Однако в Римской империи был и другой правитель Ликиний, который олицетворял собой яростного язычника замыслившего восстановить прежние гонения на православных людей, а также вынашивал план предательства Константина, дабы стать единоправным римским правителем.

Предатель решил начать свои смертоубийства с военнослужащих, среди которых можно было найти немалое количество последователей Бога.

Как раз таки одно из войск с целой дружиной православных, восхваляемых за многие одержанные победы, находилось в городе Севастии, под началом язычника Агриколая. Под внушением Ликиния, язычник попытался заставить людей принести языческим богам себя в жертву, на те в свою очередь наотрез отказались, за что и были подвергнуты тюремному заключению. И будучи под стражей они, не переставая, взывали в мольбе к Всевышнему и снизошло на них откровение, что тот, кто претерпит до конца будет спасен.

Агриколай на утро вновь повторил свою попытку склонить дружину к отречению от Господа, однако он и в этот раз его ожидало поражение и дней православных вновь отправили в заточение. Спустя 7 дней состоялся суд язычников, где благородные христианские воины твердо стояли на своем отвечая: «Берите не только наши воинские чины, но и жизни, ведь для нас не существует ничего ценнее Всевышнего».

Сорок Севастийских мучеников хотели избить булыжниками, но те падали, даже не долетев до них, как будто сам Святой Дух оберегал их от гибели. После православных вновь отправили в темницу, где они во время произнесения молебни услышали: «Тот, кто верит в меня, если и погибнет, то возродится. Решайтесь и ничего не страшитесь, ибо ощутите вы нетленные венцы».

Когда наступил зимний морозный день, воинов привели к здешнему водоему оставив их там под присмотром стражников, обнаженными прямо на льду в том месте где плескалась морозная вода, а рядом с ними растопили парилку, дабы в смертельных муках получить от дружины отречение от Господа меняя его на тепло. Однако только один из всех мучеников не в силах устоять бросился к бане, но и тут же пред ней пал бездыханным.

Когда на утро один из стражей проснулся то обнаружил над головами каждого из 39 православных воинов сияющие нимбы и осознав, почему венцов всего лишь тридцать девять воскликнул «Я тоже христианин!», сбросил с себя одежду и встал рядом с дружиной. На следующее утро всех воителей заодно со стражником вывели из водоема и перебили ноги, после чего тела сгрузили на колесницы и отвезли к кострищу предав их огню.

А спустя трое суток после наказания, митрополит Петр Севастийский во сне увидел всех святых воителей, которые сказали ему схоронить их останки. Митрополит вместе с помощником собрал по косточкам все священные мощи и предал их земле произнося при этом молебень.

Икона мученикам Севастийским: о чем можно просить?

Наиболее часто православные верующие люди преклоняются пред этим чудотворным изображением, взывая о помощи в различных ситуациях, а именно:

  • Когда нужно обрести стойкость;
  • Получить способность достойно преодолевать все беды, возникшие на жизненном пути человека;
  • Молитва Севастийским мученикам также способна помочь сохранить или даже вернуть утраченную веру;
  • Не в состоянии преодолеть отчаяние;
  • Отсутствие сил для того чтобы бороться с возникшими неурядицами и тяжелыми испытаниями, преподносимыми жизнью;
  • Икона сорок мучеников Севастийских поможет справиться с нехваткой душевной стойкости и убежденности в своей правоте.

Когда совершается день празднования чудотворного изображения

День памяти в честь сорока страдальцев является одним из наиболее прославляемых праздников, который в Христианской православной религии отмечается 22 марта (9 марта – по старому стилю). Стоит отметить, что сам праздник является не переходящим, т. е. его дата является фиксированной и вместе с тем облегчается и строгость Великого Поста, а также проводится песнопение Преждеосвященных даров.

Но есть также и интересные особенности этого праздника. 21 марта день сорока мучеников Севастийских припадает на весеннее равноденствие, считаясь началом весны и потому существует интересный обычай готовить обрядовое печенье в виде птицы – «Жаворонок».

Где можно найти чудотворное изображение 40 мучеников

Священный образ с изображением страдальцев имеет ярко выраженную и довольно богатую иконографию. На самой иконе особенно хорошо отражается тот постулат, что образ являет собой красочное богословие, а рассматривая лик можно узреть всю ту историю, которые пережили страдальцы за свою веру.

А вот сами изображения и мощи Святых можно найти в следующих храмах:

  • В Спасской слободе в Соборе сорока Севастийский мучеников (Патриаршее подворье, город Москва) находится ковчег с частицей мощей страдальцев;
  • Церковь в Троицком монастыре в Тюмени;
  • Храм в Псковской области в городе Печоры.

Молитва 40 мученикам Севастийским звучит так:

О святии славнии страстоносцы Христовы четыредесяте, во граде Севастии Христа ради мужественно пострадавшии, чрез огнь бо и воду проидосте, и яко друзи Христовы в покой Небеснаго Царствия вшедше, имате велие дерзновение ко Пресвятей Троице ходатайствовати о роде христианском: наипаче же о святую память вашу, и с верою и любовию вас призывающих.

Испросите у всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову, и вашим предстательством одесную праведнаго Судии предстанем.

Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последняго дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопокланяемое имя вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео о 40 мучениках Севастийских:

Акафист святым сорока мученикам Севастийским

Кондак 1

Избраннии страстотерпцы Христовы четыредесяте, во граде Севастийстем чрез огнь и воду прошедшии и в покой вечный вшедшии, песньми восхваляем вас, заступников наших. Вы же, яко имущии велие дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободите, любовию вам зовущих:

Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславные чудотворцы.

Ангели Божии, хранители рода человеческаго, зряще пред мучителем дерзновенное ваше исповедание Христа, на подвиг страдальческий невидимо вас укрепляху. Мы же ведуще вас, подвиг сей добре совершивших, радостно взываем:

Радуйтеся, дерзновенным исповеданием Христа возвеселившие ангелы;

радуйтеся, дивным терпением вашим мучителей удивившии.

Радуйтеся, страдании вашими диавола посрамившии;

радуйтеся, непобедимою силою Христовою противу невидимаго врага вооружившиися и вся злохитрости того на вы и козни победившии.

Радуйтеся, неисчетнаго мученическаго лика украшение;

радуйтеся, земныя воинствующия Церкве сильнии помощницы.

Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Видя зверонравный мучитель веру мучеников, заключи их в темницу, Господь же Благоутробный яве посети Своя рабы, похваляя начаток подвига их и увещевая неослабно оный совершити. Яко токмо претерпевый до конца венчается в Царствии Небесном и сподобляется со Ангелы пети: Аллилуиа.

Разум божественный от явльшагося вам Христа приимше, утвердистеся в страдальческом подвизе, святии страстотерпцы, и укоризну Агриколая мучителя в похвалу себе вменисте. Сего ради хвалебно Вам вопием:

Радуйтеся, разум правый боговедения стяжавший и волю свою воле Божией всецело предавшии;

радуйтеся, вся прелести мирския и славу воинскую ради Христа нивочто вменившии.

Радуйтеся, ласканий мучителя не послушавшии и грозных того прещений не убоявшиеся;

радуйтеся, темничное заключение ради Христа претерпевшии.

Радуйтеся, Спасителем мира во узах посещеннии, благими словесы от Него утешеннии и на подвиг укрепленнии;

радуйтеся, яко с верою Вас почитающих в скорбех утешаете и от бед избавляете.

Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Сила Вышняго содела Вас, страстотерпцы святии, сильных в слове пред нечестивыми, темже не терпя дерзновения Вашего, гордый мучитель паки в темницу Вас вверже, в нюже радостно текосте, поюще Богу: Аллилуиа.

Имуще, страстотерпцы, в темнице сострадальца вашего Кириона блага себе учителя, укреплястеся в вере Христовой и по днех осмих ведени бывше на судище, безбоязненно предстасте Лисию-князю и Агриколаю-воеводе, мудре обличисте их нечестие. За таковое Ваше дерзновение приносим Вам сицевая хвалы:

Радуйтеся, в броню веры Христовой облеченнии и щитом благодати Его покровеннии;

радуйтеся, единаго Христа паче всех возлюбившии и ради Его повеления беззаконныя мучителей презревшии.

Радуйтеся, силу Христову пред нечестивыми проповедавшии и всемогущество Божие яве показавшии;

Читайте также:  4 сильных молитвы Гавриилу Ургебадзе на русском языке

радуйтеся, яко и каменная метания Вам не прикасахуся.

Радуйтеся, яко та силою Божиею на метающих я возвращахуся;

радуйтеся, яко и ныне молитвами вашими к Богу вражия стрелы от нас отражаете.

Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславные чудотворцы.

Бурею злобы противу Христa дыша, гордый Лисий третицею вверже страдальцев в темницу, в нейже паки Христос явися, утешая, ободряя их и нетленныя венцы в Царствии Небеснем обещавая, они же сия слышавше, радостно пояху Богу: Аллилуиа.

Слышавше мучители твердое страстотерпцев Христа исповедание, осудиша я на всенощное в хладнем езере стояние, они же огнь любве Божественныя в сердцах имуще, не убояхуся лютаго мраза, но единодушно славяще Бога, идоша на страдание. Мы же, терпению сих чудящеся, зовем сице:

Радуйтеся, добропобеднии Христовы исповедницы;

радуйтеся, кумирослужения низложителие.

Радуйтеся, терпением лютаго мучения в покой вечный вшедшии;

радуйтеся, болезньми страданий обретшии неизреченные блага.

Радуйтеся, драже и крепцыи четыредесяте камение;

радуйтеся, Церковь Христову собою укрепляющии и осиявающии.

Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславные чудотворцы.

Боготечнии звезды Христовы явистеся святии, в нощнем хладе во езере Севастийстем сияющии, ихже не прельсти теплая баня соблазна, но со Ангелы Богу пояху: Аллилуиа.

Видевше святии, яко един от них отпаде, убоявся мраза нощнаго, и скрыся в теплой бане и абие умре: тепле взываху ко Господу, да их укрепит в подвизе страдания и прославит имя Свое. Мы же зовем вам сице:

Радуйтеся, славнии победоносцы, вся козни сопротивных победившии;

радуйтеся, всю нощь нази во езере стоявшии.

Радуйтеся, единодушно тамо Господа призывавшии;

радуйтеся, яко в терпении вашем помощь скорую Господь ниспосла вам.

Радуйтеся, яко свет Божественный осия вас;

радуйтеся, венцы пресветлии с небесе приявшии.

Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Проповедницы дивнаго чудесе, стражие, в бани бывшии, поведаша, како в нощи свет небесный во езере облиста мученики, лед растопи, и хлад в теплоту преложи, еже слышавше мучителие паче злобою распаляхуся, не ведуще Богу пети: Аллилуиа.

Возсиявшу во езере свету небесному, возсия и в сердце единого от стражей благодать Божия, яко той совлекше ризы своя, ввержеся во езеро ко святым мучеником, восполняя место отпадшаго: и тако посрамися князь тьмы, ликовавый о умалении лика страдальцев, имже ныне вопием таковая:

Радуйтеся, Христовы страстотерпцы, молитвами и терпением вашим веселие диавола в печаль обратившии;

радуйтеся, от злобы и коварства его верныя избавляющии.

Радуйтеся, в хладе воды благодатию Святаго Духа просветившиеся;

радуйтеся, стоянием вашим во озере мысленнаго змия главу сокрушившии.

Радуйтеся, полная четыредесятнице Христу бодренно представшии;

радуйтеся, верою и страданием ради Христа блаженство райское унаследовавшии.

Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславные чудотворцы.

Хотяще чуднии страдальцы веру во Христа непорочно сохранити, славу воинскую и ласкания мучителей нивочтоже вменисте, и вся лютая мучения, аки безплотнии, претерпесте, поюще Богу: Аллилуиа.

Новое и последнее святии прияша мучение, яко голени их сокрушени млатами быша, и тако скончаша подвиг страдания, прияша от Бога нетленнии венцы. Темже возглашаем в похвалу им сице:

Радуйтеся, прекраснии леторасли сада Иисусова, не секирами, но млатом посеченнии;

радуйтеся, сосуды благодати Божией за Имя Христово сокрушеннии.

Радуйтеся, страдальческий подвиг славно скончавшии;

радуйтеся, от ликов Ангельских в сожительство приятые.

Радуйтеся, от пророк и апостол, яки тех последователие, прелюбезно сретенные;

Радуйтеся, рода христианскаго слава великая.

Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Странную доблесть показа чудная матерь святаго Мелитона, видяще бо телеса мучеников везома на сожжение, своего же сына еще жива суща, взя на рамена своя, и той испусти дух свой Богу, поя: Аллилуиа.

Все зверонравие проявиша мучители, егда повелеша святыя телеса мученик сожещи огнем и прах их в реку воврещи, да истребится от земли память их, обаче посрамишася; Господь же в роды вечныя прослави я пред Ангелы и человеки; сего ради зовем им:

Радуйтеся, по словеси псалмопевца, чрез огнь и воду прошедшии;

радуйтеся, страстем Христовым общницы.

Радуйтеся, врагов Христа низложителие;

радуйтеся, ко Господу за христианы предстателие.

Радуйтеся, верные во правоверии утвердившии;

радуйтеся, неусыпныя молитвенницы за род христианский.

Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Вси христиане зело удивишася, яко кости святых мученик чудесно нощию в реце яко звезды просияша, и честно собрани, по повелению святых, неоскудныя верным исцеления подают, да поем Богу: Аллилуиа.

Ветия древний пророчески, Божиим Духом озаренный, о кончине верных во Псалтири пояше: проидохом сквозе огнь и воду, и извел ны еси в покой; вы же, святии мученицы, делом сие исполниша. Сего ради приимите от нас похвалы сицевыя:

Радуйтеся, соблюдшии до конца веру Христову;

радуйтеся, страдании вашими, яко злато в горниле, очистившиеся.

Радуйтеся, предстателие великия к Богу, от бед нас спасающии;

радуйтеся, в скорбех нам помогающии.

Радуйтеся, ко спасению душ нас наставляющии;

радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Спасению нашему споспешницы есте, святии страстотерпцы, темже усердно к вам прибегаем: помозите нам вашим предстательством ко Господу остающее время нашего жития в покаянии проводити и всегда благодарно Богу взывати: Аллилуиа.

Стеною молитв ваших оградите нас, святии мученицы, от всяких зол и козней вражиих, да охраняеми вами ублажаем вас сице:

Радуйтеся, Кирионе, Кандиде и Домне, Божественнаго Писания наставницы;

радуйтеся, Агнине, Аетие славнии, на Небо духом возлетевшии.

Радуйтеся, Афанасие, Аглаие, Вивиане и Горгоние, Христа Бога возлюбившии;

радуйтеся, Екдите, Гаие, Евноикие, Евтихие, Дометиане и Иоанне, души своя за Христа положившии.

Радуйтеся, Исихие, Ираклие, Кирилле, Клавдие, Лисимахе и Леонтие, Небесная блага пoлyчившии;

радуйтеся, Илиане и Илие, Пророку Илие поревновавшии.

Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Пение хвалебное приносим Вам, святии мученицы, яко любве ради Христовы плоти своея не пощадисте. Темже и память Ваша, яко пресветлый светильник в Церкви сияет, верных духом озаряя, поющих Богу: Аллилуиа.

Светом небесным осиянных зрим вас, преславнии страстотерпцы Христовы, Престолу бо Пресвятыя Троицы выну предстоите и о мире молитвы со дерзновением приносите; темже хвалебная вам взываем:

Радуйтеся, страстотерпцы Христовы Николае, Приске, Смарагде, Сакердоне, Севериане и Сисиние, злобы вражия победителие;

радуйтеся, Филоктимоне и Феофиле, любве божественныя совершителие.

Радуйтеся, Худионе, Ксанфие и Флавие, воини Христовы премудрии;

радуйтеся, Мелитоне, Фeoдуле и Валенте, раби Бога преславнии.

Радуйтеся, Христовы мученицы Валерие, Александре и Акакие;

радуйтеся, весеннею памятию вашею нам весну Христову возвещающии.

Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславнии чудотворцы.

Благодатию обильно исполняется обитель Ксиропотамская, имущи честныя останки ваша, преславнии мученицы и чудотворцы, темже и нас память вашу светло совершающих, благодати Божия молитвами вашими исполняйте, да поем чудес подателю Богу: Аллилуиа.

Поюще честная страдания ваша, святии мученицы, прославляем Господа, вас укрепившаго и венцы нетленными венчавшаго, и яко теплых заступнков и ходатаев за род христианский, ублажаем сице:

Радуйтеся, звезды небесныя от Севастии возсиявшии;

радуйтеся, яко луна духовная, на Небо от земли возшедшии.

Радуйтеся, яко солнце мысленное, наша скорби просвещаете;

радуйтеся, яко в трудех поста и молитвы нас утешаете.

Радуйтеся, четыредесяте крепцыи столпы Христовы Церкве;

радуйтеся, всех верных хранителие и защитницы.

Радуйтеся, святии четыредесяте мученицы Севастийстии, преславные чудотворцы.

О святии страстотерпцы Севастийстии, лести лукаваго славнии победоносцы, предстательством вашим у Господа испросите нам победу на душевредныя страсти и гордость житейскую, да в покаянии поживше, Небеснаго Царствия сподобимся, поюще Богу: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитвы святым сорока мученикам Севастийским

О святии славнии страстоносцы Христовы четыредесяте, во граде Севастии Христа ради мужественно пострадавшии, чрез огнь бо и воду проидосте, и яко друзи Христовы в покой Небеснаго Царствия вшедше, имате велие дерзновение ко Пресвятей Троице ходатайствовати о роде христианском: наипаче же о почитающих святую память вашу, и с верою и любовию вас призывающих. Испросите у всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову, и вашим предстательством одесную праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последняго дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопокланяемое имя вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О страстотерпцы Христовы, во граде севастийстем мужественно пострадавшии, к вам, яко молитвенникам нашим усердно прибегаем и просим: испросите у Всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем Cтрашному судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам, рабам Божиим (имена), защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последнего дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопоклоняемое имя Вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша, умолен буди Господи, и вся наша болезни исцели Человеколюбче, молимся.

Все воинство мира оставльше, на небесах Владыце прилепистеся, страстотерпцы Господни четыредесять: сквозе огнь бо и воду прошедше, блаженнии, достойно восприясте славу с небес и венцев множество.

Страстоносцы всечестнии, воини Христовы четыредесяте, твердии оружницы, сквозе огнь и воду проидосте, и Ангелом сограждане бысте, с нимиже молитеся Христу о иже верою хвалящих вас: слава давшему вам крепость, слава венчавшему вас, слава подавающему вами всем исцеления.

Страстотерпцы Христовы четыредесяте, во граде Севастийстем мужественно пострадавшии, чрез огонь и воду прошедшии, в покой вечный вшедшии, молитеся о нас ко Господу, да жизнь нашу мирну сохранит, и души наша спасет, яко Человеколюбец.

Величаем вас, святии мученицы, и чтем честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте. 19.03.2004

2 молитвы святым сорока мученикам Севастийским

СВЯТЫХ 40 МУЧЕНИКОВ В СЕВАСТИЙСКОМ ОЗЕРЕ МУЧИВШИХСЯ.

Сорок мучеников Севастийских — это святые первых веков христианства. Их житие оставило глубокий след в истории веры Христовой. В 313 году римский император святой Константин Великий дал христианам свободу. Но был в Риме и второй правитель — Ликиний. Ярый язычник, он не только замыслил возобновить гонения на верующих во Христа, но и готовился предать Константина и стать единоличным императором Рима. Начать массовые убийства предатель решил с военных, среди которых было немало последователей Спасителя.

В городе Севастии как раз было одно из таких — христианских — войск. Под началом язычника Агриколая находилась целая дружина христиан — сорок воинов, прославленных многими победами. По наущению Ликиния, Агриколай попытался заставить их принести жертву языческим богам, но те отказались, за что были брошены в тюрьму. Там воины молились Христу, и было им откровение, что «претерпевший до конца, тот спасен будет».

Наутро коварный Агриколай вновь попробовал склонить войско отречься от Спасителя. Но и во второй раз потерпел неудачу. Христиан вновь бросили в темницу. Через неделю их судили. Языческому суду отважные воины отвечали твердо: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога».

Мучеников хотели побить камнями, но булыжники не долетали до них — будто сам Дух Святой защищал их от смерти. И вновь заключили христиан в тюрьму. Во время молитвы они услышали: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».

И вот, когда наступил морозный зимний день, мучеников привели к местному озеру и оставили там под стражей — обнаженными, прямо на льду, где плескалась холодная вода. Рядом растопили баню, чтобы в смертной агонии воины отреклись от Христа и променяли Его на тепло. Но лишь один из страдальцев не выдержал и побежал к бане — и тут же упал перед ней замертво.

Под утро, когда один из охранников проснулся, то увидел сиющие нимбы над головами каждого из тридцати девяти христиан. Осознав, почему венцов только 39, он воскликнул «И я — христианин», сбросил одежду и встал рядом с воинами. Утром воинов и стражника вывели из озера и перебили им ноги. Затем их тела на колесницах отвезли к костру и предали огню.

Когда после казни минуло три дня, святых воинов увидел во сне епископ Севастийский Петр — ему было сказано похоронить их останки. Вместе с помощниками он по косточке собрал святые мощи и предал их земле с молитвой.

Когда празднуется память сорока Севастийских мучеников

Память 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, празднуется в Русской Православной Церкви 22 марта по новому стилю. Это непереходящий праздник, то есть дата его фиксирована.

Молитвы святым сорока мученикам Севастийским

Молитва первая

О святии славнии страстоносцы Христовы четыредесяте, во граде Севастии Христа ради мужественно пострадавшии, чрез огнь бо и воду проидосте, и яко друзи Христовы в покой Небеснаго Царствия вшедше, имате велие дерзновение ко Пресвятей Троице ходатайствовати о роде христианском: наипаче же о почитающих святую память вашу, и с верою и любовию вас призывающих. Испросите у всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову, и вашим предстательством одесную праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последняго дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопокланяемое имя вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Читайте также:  3 молитвы на Благовещение Пресвятой Богородицы

Молитва вторая

О страстотерпцы Христовы, во граде севастийстем мужественно пострадавшии, к вам, яко молитвенникам нашим усердно прибегаем и просим: испросите у Всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам, рабам Божиим (имена), защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последнего дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопоклоняемое имя Вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Икона 40 Севастийских мучеников

В центре иконы 40 Cевастийских мучеников мы видим самих воинов. Они стоят на ледяном озере — нагие. Одни поддерживают других, некоторые пробуют хоть как-то спастись от мороза — их фигуры изображены в динамике.
Также на иконе мы видим фигуру сорокового воина, который отступил от веры в Спасителя и бросился к бане, которую охранники, приставленные к мученикам, специально растопили для соблазна. Лицо отступника на иконе не пишется — это символ его предательства.

В нижнем углу иконы иконописцы изображают стражника Аглаийя. Именно он стал сороковым мучеником взамен отступника, когда увидел сияющие нимбы над головами воинов. Также на иконе пишется образ Спасителя, которые благословляющим жестом осеняет святых.

Народные традиции празднования дня памяти 40 Севастийских мучеников

На Руси церковный праздник — день памяти сорока мучеников Севастийских — называли Жаворонки или Сороки (с ударением на первый слог). Самый яркий обычай этого дня — печь постные булочки в виде птиц — «жаворонков».

День памяти сорока мучеников Севастийских был для простого люда знаком, что долгая и морозная зима подходит к концу. Близилась весна, и в разгаре был пост — «весна души». Праздник совпадал с днем весеннего равнодействия, очень значимым в языческом сознании наших предков. Это был день, когда христианские смыслы накладывались на ветхие языческие. Люди славили мучеников, но оставались верными древним народным обычаям.

Сорок мучеников Севастийских: история праздника, иконы, обычаи, рецепты (+Видео, аудио)

22 марта Православная Церковь вспоминает страдания сорока мучеников Севастийских (320 год по Р.Х.). Святые были римскими легионерами и погибли, как и многие их современники-христиане, за отказ поклониться языческим богам.

История

Примечательно, что эти сорок мучеников погибли уже после принятия Миланского эдикта — указа «о веротерпимости», принятого святым равноапостольным императором Константином. Однако они жили и служили на той части Римской империи, которой в тот момент правил соправитель Константина — Ликиний, убежденный язычник.

В своей части империи Лициний решил искоренить христианство, которое значительно там распространилось. Дело было в том, что он готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско.

В то время в одном армянском городе Севастии одним из военачальников был Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые вышли победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Войны предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет».

На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение самого императора. Снова услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов. Однако старший из них, Кирион, сказал: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы». Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков.

Через семь дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Святые твердо отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Тогда Лисий велел побить мучеников камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что Святых ограждает какая-то невидимая сила. В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа: «Верующий в Меня , если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо примете венцы нетленные».

На следующий день суд и допрос перед мучителем повторился, воины же остались непреклонны.

Сорок мучеников Севастийских и святые воины. Византийский триптих

Стояла зима, был сильный мороз. Святых воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов не выдержал и бросился бегом к бане, но едва он переступил порог, как упал замертво. В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий.

Взглянув на озеро он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Аглаий насчитал тридцать девять венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: «И я – христианин!» – и присоединился к мученикам. Стоя в воде он молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».

Наутро истязатели с удивлением увидели, что мученики живы, а их стражник Аглаий вместе с ними прославляет Христа. Тогда воинов вывели из воды и перебили им голени. Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле. Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда Мелитон испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников. Тела святых были сожжены на костре, а обуглившиеся кости брошены в воду, чтобы христиане не собрали их.

По прошествии трех дней святые мученики явились епископу г. Севастии Петру и сказали ему: «Приди ночью и вынеси нас». Блаженный епископ с благоговейными мужами из своего клира в темную ночь пришел на берег реки. Там они увидели дивное зрелище: кости святых сияли в воде, как звезды, светились и те места в реке, где лежали малейшие частицы их. Епископ собрал все до одной кости и частицы их и положил в достойном месте.

Имена мучеников сохранились: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггей, Аетий, Флавий, Акакий, Екдекий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филиктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглай.

Празднование

Память святых 40 мучеников во всех древнейших месяцесловах относилась к кругу наиболее чтимых праздников и памятей святых. По Уставу в состав службы им входит 2 канона. В день их памяти облегчается строгость поста — разрешается вкушать вино и даже елей и предписывается непременно совершать Литургию Преждеосвященных Даров.

Тропарь Севастийским мученикам

Страстоносцы всечестнии, воины Христовы четыредесяте, твердии оружницы: сквозе бо огнь и воду проидосте, и Ангелом сограждане бысте. С ними же молитеся Христу о иже верою хвалящих вас: слава Давшему вам крепость, слава Венчавшему вас, слава Подавающему вами всем исцеления.

«Всеславные страстотерпцы, мужественные бойцы, сорок воинов Христовых, вы прошли сквозь огонь и воду и стали согражданами Ангелов. С ними молитесь Христу о тех, кто воспевает вас: слава Давшему вам твердость, слава Увенчавшему вас, слава Тому, кто подает всем исцеления по вашим молитвам».

Кондак

Все воинство мира оставльше, на Небесех Владыце прилепистеся, страстотерпцы Господни четыредесять, сквозе огнь бо и воду прошедше, блаженнии, достойно восприясте славу с Небес и венцев множества.

Стихира

Пророчески убо вопияше Давид во псалмех: проидохом сквозе огнь и воду, и извел ны еси в покой. Вы же, мученицы Христовы, самеми делы слово исполняюще, проидосте сквозе огнь и воду и внидосте в Царство Небесное. Темже молитеся, четыредесяте суще страдальцы, даровати нам велию милость.

Проповеди

Из проповеди, произнесенной 22 марта 2003 года Схиигуменом Авраамом (Рейдманом), духовником Ново-Тихвинского монастыря г. Екатеринбурга:

Что же помогло им это сделать? Что было в них такого, чего нет в нас? Сама история дает нам объяснение, в особенности история страданий сорока мучеников Севастийских. Мы видим, что, после того как они показали свое долготерпение, вдруг появился сверхъестественный Божественный свет, осиявший их и даже согревший воздух. Но главное – не то, что согрелись воздух и вода, в которой находились мученики, но то, что благодать Божия, этот Божественный свет проник в их души, в их сердца и как бы воссиял внутри них самих, тем самым сделав их способными к сверхчеловеческому мужеству.

Благодать Божия дала им силы вытерпеть то, что превышает возможности не только обыкновенного человека, но даже и какого-нибудь особенно твердого духом и, как бы мы сейчас сказали, сильного волей человека. Именно благодать Божия делает нас способными совершить нечто сверхъестественное. Она помогает нам вытерпеть все скорби, которые враг наш, дьявол, уготавливает нам, чтобы заставить свернуть с истинного пути. Иногда это действительно страшные скорби, какие постигли, например, мучеников Севастийских или новомучеников и исповедников российских, пострадавших в недавнее время. Но иногда дьявол незаметно мелкими скорбями и неприятностями, не требуя от нас явного отречения от Христа, тем не менее, заставляет нас вести себя не по-христиански. Мы же, недооценивая значения этих как будто бы незначительных происшествий, много и часто погрешаем – и на деле, как это ни прискорбно, как это ни страшно звучит, являемся отступниками.

Мы постоянно предаем евангельские заповеди, вменяя их ни во что, однако почему-то думаем, что если бы на нашу долю выпало какое-нибудь особенное испытание, вроде того, какое пришлось вытерпеть сорока мученикам Севастийским, то мы проявили бы твердость, потому что сознавали бы, что здесь речь явно идет о спасении или погибели, об исповедании Христа или отречении от Него. Но многих дьявол искушает именно мелочами – мелкими, ничтожными, незначительными происшествиями, легкими скорбями, маленькими соблазнами. Мы же не заботимся о том, чтобы в нас всегда была благодать Божия, не приобретаем ее усиленной молитвой, покаянием и тщательным исполнением своего христианского долга, то есть участием в богослужениях, постами и так далее.

Мы пренебрегаем понуждением себя к исполнению заповедей, пребываем в нерадении, небрежении и беспечности. Таким образом, мы теряем ту благодать, которую получили в Таинстве Крещения, которую получаем в Таинствах Исповеди и Причащения, и потому оказываемся бессильными перед бесчисленными кознями дьявольскими. Сейчас они мелкие, но кто знает, что будет завтра?

Обычаи

В России издавна был обычай в день памяти Севастийских мучеников лепить из теста и печь «жаворонков» — булочки в виде птиц. Почему именно жаворонки? Крестьяне, обращая внимание на то, что поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле, объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Богом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Господа, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так жаворонки, по мысли наших благочестивых предков, изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды — Христу.

Рецепт жаворонков:

Для теста: 2 кг муки, 50 г дрожжей, 250 г растительного масла, 1 стакан сахара, 0,5 л воды, щепотка соли.

Для смазки: сладкий крепкий чай.

Жаворонки делаются из крепкого, упругого теста.

Из куска хорошо выбродившего теста раскатывается валик, нарезается на куски массой примерно 100 г. Затем раскатываются жгуты, так, чтобы один конец был тонким и гибким — головка, а все тело потолще, удлиненное, его надо слегка примять пальцами. завязываются узлом, головке придается соответствующая форма.

Слегка примять пальцами хвостик, веерообразно надрезать ножиком сделать надрезы-перышки, Для крылышек тесто тонко раскатать, вырезать крылышко, надрезать перышки, смазать чаем, последняя деталь — изюминки-глазки.

Смазать поверхность настоем крепкого чая с сахаром, испечь.

Сорок мучеников в литературе и искусстве

Светлана Копылова. Сорок мучеников Севастийских

Ссылка на основную публикацию