Молитвы святым
Память: 10 / 23 января, 16 / 29 июня (перенесение мощей)
В 1872 году святитель Феофан уходит в затвор в Вышенской Пустыне. С этого времени начинаются его великие литературно-богословские труды: истолкование Священного Писания, перевод творений древних отцов и учителей, многочисленная переписка с разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбой о помощи и наставлениях. Он отмечал: “Писать – это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников”. Святитель Феофан оказал и оказывает сейчас глубокое влияние на духовное состояние общества.
Святитель Феофан Затворник покровитель церковных учителей и миссионеров, семинаристов. Ему молятся для вразумления маловеров и близких, попавших в секты, иноверцев, в искушениях для укрепления веры.
Тропарь святителю Феофану Затворнику Вышенскому, глас 8
Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, Вышинский подвижниче, святителю Феофане богомудре, писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси/ и всем верным путь ко спасению указал еси, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак святителю Феофану Затворнику Вышенскому, глас 4
Богоявлению тезоименитый, святителю Феофане, ученьми Твоими многи люди просветил еси, со Ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы, моли непрестанно о всех нас.
Молитва первая святителю Феофану Затворнику Вышенскому
О, святителю, отче Феофане, земли нашея славо и радование! Приими сия смиренныя и теплыя моления нас грешных, любовию почитающих тя. Зря исполнившийся на тебе глагол Господень: “Прославляющия Мя прославлю”, со умилением припадаем ко святым мощем твоим силу целебную имущим, якоже избранника Божественныя Благодати ведуще, взываем ти сице: благослови убо и помилуй, архиерею истиннаго Бога, державу нашу Российскую, воином мужество непоколебимое даруй и вся люди беспечальны сохрани и в покаяние приведи, младенцем воспитание благое даждь, юныя научи, болящим и скорбящим здравие испроси, нам же всем радость о Господе присную подаждь да вси благодарно тя ублажаем, глаголюще тако: Величаем тя, святителю отче Феофане и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего. Аминь!
Молитва первая святителю Феофану Затворнику Вышенскому
О святителю отче Феофане, архиерею преславный и предивный затворниче, Божий избранниче и Таин Христовых служителю, богомудрый учителю и апостольских словес изрядный изъяснителю, отеческих добротолюбных сказаний списателю, христианскаго благочестия изящный проповедниче и жизни духовныя искусный наставниче, подвигов монашеских усердный ревнителю и всем людем благодати ходатаю! Ныне к тебе, на Небесех Богу предстоящему и о нас молящемуся, припадаем и сице взываем: испроси у Всещедраго Бога Церкви Российстей и стране нашей мир и благостояние, святителем Христовым – истины Божественныя достойное охранение, паствы доброе окормление, лжеучителей и еретиков изрядное посрамление; подвизающимся – смирение, страх Божий и чистоту душевную и телесную; учителем – боговедение и мудрость, учащимся – ревность и помощь Божию; и всем православным – утверждение на пути ко спасению, да вкупе с тобою прославим Божию Силу и Премудрость, Господа нашего Иисуса Христа, со Безначальным Его Отцем, с Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Величание
Величаем тя, святителю отче Феофане, и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего.
Акафист святителю Феофану Затворнику Вышенскому:
Канон святителю Феофану Затворнику Вышенскому:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Феофане Затворнике:
- Полное житие святителя Феофана Затворника – Азбука веры
Труды святителя Феофана Затворника:
- Феофан Затворник о чтении келейного правила – ответы на вопросы – Анатолий Баданов
- Учение об Иисусовой молитве по трудам святителя Феофана Затворника – игумен Амвросий Ермаков
- “Размышления на Рождество Христово” – святитель Феофан Затворник
- “Слово на Сретение Господне” – святитель Феофан Затворник
- “Краткое учение о Богопочитании” – святитель Феофан Затворник
- “Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения” – святитель Феофан Затворник
- “Письма о христианской жизни. Поучения. Собрание писем” – святитель Феофан Затворник
- “Письма о духовной жизни” – святитель Феофан Затворник
- “Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии” – святитель Феофан Затворник
- “Письма о разных предметах веры и жизни” – святитель Феофан Затворник
- “Письма” – святитель Феофан Затворник
- “Два слова о Святом Таинстве Крещения” – святитель Феофан Затворник
- “Девять слов по случаю пожаров в Тамбове и губернии Тамбовской” – святитель Феофан Затворник
- “О совершенном обращении к Богу от прелестей мира и греха” – святитель Феофан Затворник
- “Проповедь на Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии” – святитель Феофан Затворник
- “Простые истины сердца” – святитель Феофан Затворник
- “Сборник проповедей “Небесный Покров над нами” – святитель Феофан Затворник
- “Сборник проповедей “Слова о покаянии, причащении Святых Христовых Тайн и исправлении жизни” – святитель Феофан Затворник
- “Сборник слов “Внутренняя жизнь” – святитель Феофан Затворник
- “Сборник слов и проповедей о нашем отношении к храмам” – святитель Феофан Затворник
- “Сборник слов и проповедей о православии с предостережениями от погрешений против него” – святитель Феофан Затворник
- “Сборник слов на Господские, Богородичные и торжественные дни” – святитель Феофан Затворник
- “Сборник слов на разные случаи” – святитель Феофан Затворник
- “Сборник слов посвященных Богоугодной жизни вообще” – святитель Феофан Затворник
- “Душа и ангел – не тело, а дух” – святитель Феофан Затворник
- “Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики” – святитель Феофан Затворник
- “Пять поучений о пути ко спасению” – святитель Феофан Затворник
- “Востани спяй” – святитель Феофан Затворник
- “Как надобно молиться” – святитель Феофан Затворник
- “Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия" – святитель Феофан Затворник
Читать другие молитвы раздела “Православный молитвослов”
Читайте также:
© Миссионерско-апологетический проект “К Истине”, 2004 – 2020
Молитва Феофану Затворнику Вышенскому
Феофан появился на свет в Орловской области у священника Василия 10 января 1815 года и при рождении звался Георгием Говоровым. Как сын священника, причем чрезвычайно благочестивого и пользующегося большим уважением, сообразительный, талантливый ребенок последовал путем своего отца и поступил на обучение в Духовную Семинарию.
Феофан Затворник
Мать мальчика была невероятно добра, именно от нее, на которую был очень похож внешне, Георгий и унаследовал эту черту характера, а также кротость. Так что детство будущего монаха проходило счастливо в окружении любящей семьи и общении с еще тремя братьями и тремя сестрами.
После Семинарии была Духовная Академия. Феофану посчастливилось иметь интересных и умнейших учителей, которые стимулировали его и без того пытливый ум к получению еще более качественного образования и к расширению его мировоззренческих и духовных границ.
Уже в Академии была замечена склонность Георгия к уединению, отмечались его рассудительность, трудолюбие и степенное поведение. Впоследствии годы обучения Феофан вспоминал с восторгом. По окончании Академии Георгий и стал монахом, взяв имя Феофан.
Он занимался преподавательской деятельностью и достигал очень хороших результатов у студентов. Твердой базой его преподавания стала христианская любовь к ученикам. Феофан не только обучал своих учеников, но и организовывал для них полезный труд и интересный отдых.
Чтение духовное умиротворяет душу
Благодаря своим выдающимся качествам, монах быстро поднимался по карьерной лестнице и дослужился до звания соборного иеромонаха Александро-Невской Лавры, а потом и до архимандрита и настоятеля монастыря. Вел обширную проповедническую работу. Каждая его проповедь была живой, исходила от сердца, но не была речью с заученными и прописными истинами.
В 1847 г. была организована поездка в составе Духовной Миссии по Святым местам, и Феофан посетил Иерусалим, старинные монашеские поселения, где проделал огромную духовную работу, вел беседы со святыми старцами, изучал ценнейшие рукописи. Феофан, обладая большими способностями к иностранным языкам, овладел французским и греческим, познакомился с арабским и еврейским. Кроме того, он выучился иконописи, столярным и токарным работам.
Когда началась Крымская война, Феофан вернулся в Россию и вновь обратился к преподавательской деятельности. А когда дослужился до Епископа, начал устраивать церковноприходские школы, чтобы повысить уровень образования народа. Также он основал епархиальное учебное заведение для женщин. В 1866 году Феофан обратился с прошением позволить ему отправиться на покой в Вышенскую пустынь, чтобы совершить новый духовный подвиг и стать затворником.
Монах много писал, дабы вразумить грешников, отвечал на вопросы населения, наставлял на путь истинный нуждающихся. Феофан создал большое количество трудов, с которыми обязательно стоит познакомиться любому православному человеку.
Монах обожествлял природу, любовался ее великолепием, часто наблюдал за звездами, имея телескоп. Много читал и имел очень крупную библиотеку не только русских, но и зарубежных сочинений на иностранных языках, которые он читал в оригинале. К сожалению, библиотека Феофана затворника затерялась.
Умер Феофан Затворник очень спокойно (зимой 1984 г.) и через несколько лет его канонизировали.
О чем молятся
Феофан Затворник является покровителем миссионеров, церковных учителей и семинаристов. Ему молятся, чтобы укрепить веру, за спасение тех, кто попадает в секты, в искушениях, а также о других земных делах и чаяниях.
Путь ко спасению
Молитва о встрече
Старец Феофан учит тому, что искренняя молитва является встречей с Богом, который его слышит и любит. Беседа с Всевышним во время обращения к нему в молитве должна быть, по мнению старца, основой жизни, а не эпизодическим случаем.
При этом нужно стараться убрать барьеры, которые создает наша суетность, мешающая нам полностью раствориться в молитве и почувствовать присутствие Высших Сил рядом.
О болящем
Смотрите видео
Феофан Затворник в своих трудах дает очень ценные советы болеющим людям. Он пишет, что не нужно бороться с болезнью, потому что болезнь пришла от Бога и служит во благо человеку. Болезнь говорит о том, что индивид идет не тем путем, не в ту сторону, что нужно остановиться, задуматься и изменить свою жизнь, встать на путь духовного роста и просветления.
Не нужно ходить в церковь постоянно во время болезни, но необходимо почаще молиться дома. Даже короткая молитва «Господи помилуй», по словам Феофана, поможет лучше, чем тысячи врачей и советующих людей.
О даровании дитя
Феофан в своих трудах вразумлял бездетных супругов об ответственности за вымоленных детей. По разумению старца, вымоленные дети – это огромная ответственность, в том числе и духовная, особенно, если родители давали какие-то обеты Богу. Впоследствии все обещания забываются, ребенок воспитывается, как обычно, не подозревая того, что был вымолен, и что у него особая миссия на земле.
Вымоленное чадо с детства должно жить по христианским заповедям, а для этого, такой же образ жизни должен быть и у родителей. Постепенно ребенка нужно направлять к Богу, ведь чем дальше он отдалится от него, тем несчастнее сложится его жизнь.
Необходимо помнить, что молить о ребенке можно, только достигнув духовной зрелости, чтобы хватило сил нести ту ответственность, которую налагает моление, и осознать то чудо, которое с вами произошло.
В жизни много примеров, когда вымоленный ребенок погибал, отклоняясь от заповедей Божьих, в том числе и по вине родителей, которые забывали о своем обещании святым.
Ведь Господь сразу не удовлетворяет наших нужд, не потому, что не может, а потому, что ждет, когда же мы будем готовы к тому, чтобы получить желаемое и оценить то, что получили.
А еще бывает, то молите о детях, а потом после первого дарованного ребенка делаете аборт. Так делать ни в коем случае нельзя, даже если кажется, что не справитесь. Бог лучше знает, кто справится, а кто – нет, и что кому послать. Поэтому помните о том, что есть ответственность перед Богом, и моление ему – это не сделка.
О молитве
Автор: | Феофан Затворник |
Жанр: | Православие |
О молитве Иисусовой
Книги Издательства Православного Братства “Споручницы грешных”
На молитвенном правиле приутруждать себя надо. В монастыре святаго Саввы на каждую молитву Иисусову кладут поясной поклон, а после каждаго десятка земной. Так и вам можно. Положить, – известное число молитв говорить стоя, без поклонов. Это есть в правиле отца Серафима. Как впрочем применитесь. Только утруждать себя надо, хоть в меру. А то льгота малая поведет к большой, и все можно разорить. Когда станете на правило, а голова разсеянничает, так что с нею не управишься, понудить ея надо к порядку, сначала какими-либо мыслями остепеняющими: ибо это значит, что страх отошел и душа стала неукротимою. Если это не поможет, возьмитесь читать какия-либо молитвы, и читайте со вниманием, пока соберется в себя ум. Когда станет он в строй, тогда начинайте поклоны. Кладущий поклоны с разсеянною головою есть трость, ветром колеблемая. Впрочем, этот блаженный труд сам научит вас, как в каком случае действовать.
О молитве скачать fb2, epub, pdf, txt бесплатно
Книга “Путь ко спасению” святителя Феофана является одним из лучших его сочинений. Ее переиздавали десятки раз огромными тиражами. Причина тому – простота и доступность изложения сложнейшего вопроса – “как спастись?”
Подобно хорошему путеводителю, она помогает пройти по скользким и опасным ступеням духовного совершенствования, по сложнейшему пути, наполненному множеством искушений и скорбей к главной цели человека – спасению собственной души.
Святитель Феофан Затворник (в миру Георгий Васильевич Говоров, 1815-1894) – не только высокий подвижник Церкви, но и один из тех, о ком святой апостол Павел говорил, что они являются «светильниками в мире». Советы этого богомудрого наставника, несомненно, будут полезны каждому христианину на пути ко спасению.
Как новый год есть начало дней лета, то в день этот надлежит набрать в душу такие помышления, чувства и расположения, которые могли бы, достойно христианина, заправлять всем ходом дел его в продолжение года. Это мы тотчас найдем, как только возьмем в мысль, что есть новый год в духовной жизни. В духовной жизни новый год есть, когда кто из живущих в нерадении начинает ревновать о спасении и богоугождении: ибо когда кто решается на это, тогда у него внутри и вне все перестраивается заново и на новых началах, древнее мимоходит и все бывает ново. Если у тебя есть это, понови; а если нет, произведи, и будет у тебя новый год.
Афонского Русского Пантелеимонова монастыря
От Московского Духовно-Цензурного Комитета
Москва. Октябрь 20 дня, 1911 года.
Цензор Протоиерей Николай Боголюбский
Жизнь в Боге и с Богом
Любовь – венец жизни христианской
Типо-Литография И.Ефимова, преемник И.С.Ефимов, Большая Якиманка, соб.д.
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II
Святитель Феофан Затворник
НАСТАВЛЕНИЯ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
О ВЕЧНОСТИ МУЧЕНИЙ
КАК НАЧИНАЕТСЯ В НАС ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ?
РУКОВОДСТВО К ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
(По письмам епископа Феофана)
БЛАГОДАТНОЕ СОСТОЯНИЕ ДУШИ
БЛАГОДАТЬ БОЖИЯ И ГРЕХОВНЫЕ НАПАДКИ
БОЖИЕ ПРЕДУСТАВЛЕНИЕ И ОЖЕСТОЧЕНИЕ
БОЖИИ ИСТИНЫ И ИХ ДЕЙСТВИЕ
БОРЬБА С ЗЕМНЫМИ ВЛЕЧЕНИЯМИ
ВНИМАНИЕ СЕБЕ В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
ВНИМАНИЕ К ВНУТРЕННЕМУ ДВИЖЕНИЮ СЕРДЦА
ГОРДОСТЬ, ГНЕВ, ОСУЖДЕНИЕ
ГОРЕНИЕ ДУХА И ОХЛАЖДЕНИЕ
ГОРЕСТИ И РАДОСТИ
ГОРЕЧЬ МИРА СЕГО
ГРЕХИ, ПОКАЯНИЕ И БОЖИЕ МИЛОСЕРДИЕ
ДУХОВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДУХОВНЫМ ЧАДАМ
ДУХОВНОЕ ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА
ДУХОВНОЕ ОХЛАЖДЕНИЕ ИЛИ СУХОСТЬ
ДУХОВНЫЕ ПРИЕМЫ ПРОТИВ ИСКУШЕНИЙ
ДУХ ХУЛЫ И СОМНЕНИЯ
ДУША, ОБРАЩЕННАЯ К БОГУ
ЕДИНОЕ НА ПОТРЕБУ
ЕЖЕДНЕВНОЕ ИСПОВЕДАНИЕ ГРЕХОВ И ПРИНЯТИЕ СВЯТОЙ ВОДЫ
ЖИЗНЬ ДУХОВНАЯ, ДУШЕВНАЯ И ПЛОТСКАЯ
ЖИЗНЕННАЯ ОБСТАНОВКА И ПРОМЫСЛ БОЖИЙ
ИГО ХРИСТОВО, КАК ЕГО НЕСТИ
ИЗМЕНЧИВОСТЬ ВНУТРЕННЕГО СОСТОЯНИЯ
ИЗЪЯСНЕНИЕ ТРУДНЫХ МЕСТ ИЗ ЕВАНГЕЛИЯ
ИСПЫТАНИЕ ОТ ГОСПОДА
КЛАДБИЩЕ ИЛИ МЕСТО ПОГРЕБЕНИЯ
ЛЮБОВЬ И ПРАВОСУДИЕ
МОЛИТВА О БОЛЯЩИХ
МОЛИТВА О НАС СВЯТЫХ
МОЛИТВА О ПОГИБАЮЩИХ
МОЛИТВА О СМЕРТИ
МОЛИТВА СО ВНИМАНИЕМ
МОЛИТВА ЦЕРКОВНАЯ И ДОМАШНЯЯ
МОЛИТВЕННОЕ УСТРОЕНИЕ В НАЧАЛЕ ДНЯ
МИЛОСЕРДИЕ И МИЛОСТИВОСТЬ СЕРДЕЧНАЯ
МИЛОСТЫНЯ И БЛАГОЧЕСТИЕ В ДЕЛЕ НАШЕГО СПАСЕНИЯ
НЕВЕРЫ И ВЕРУЮЩИЕ
НЕДОБРЫЕ ДВИЖЕНИЯ ВНУТРИ
НЕМОЩИ, ДУХОВНЫЕ СЛАБОСТИ, СТРАСТИ
НЕПРИЯЗНЬ К ЛЮДЯМ
НЕУРЯДИЦА В ПОМЫСЛАХ И ЧУВСТВАХ
ОБРАЗ БОЖИЙ ВО ВРЕМЯ МОЛИТВЫ
ОБЩЕНИЕ С ЛЮДЬМИ (СОСЕДЯМИ), МАЛО ДУМАЮЩИМИ О БОГЕ
ОКАМЕНЕННОЕ НЕЧУВСТВИЕ ИЛИ ДУХОВНАЯ СУХОСТЬ
ОСЛАБЛЕНИЕ БЛАГОНАСТРОЕННОСТИ ПОСЛЕ ГОВЕНИЯ И ПРИЧАЩЕНИЯ
ОТЛУЧЕНИЕ ОТ ПРИЧАСТИЯ
ОТРЕШЕНИЕ ОТ ВСЕГО
ОТРЕШЕНИЕ ОТ ЗЛА
ОХЛАЖДЕНИЕ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
ПАДЕНИЯ И МИЛОСТЬ БОЖИЯ
ПОКЛОНЫ И ИИСУСОВА МОЛИТВА
ПРЕДЗРЕНИЕ ГОСПОДА ВСЕГДА
ПРЕЛЬЩЕНИЕ ВНУТРЕННЕЕ И ВНЕШНЕЕ
ПРИГОТОВЛЕНИЕ СЕБЯ К СУДУ БОЖИЮ
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ ЖИЗНИ
ПРИТЧА О НЕПРАВЕДНОМ ПРИСТАВНИКЕ
ПРИЧАЩЕНИЕ И ИСПОВЕДЬ
ПРИШЕСТВИЕ ГОСПОДНЕ И ЛОЖНЫЕ ПРЕДСКАЗАНИЯ О НЕМ
ПУТЬ ЖИЗНИ, ИЛИ ТЕСНЫЙ ПУТЬ
РАЗНОСТИ В ЦЕРКОВНЫХ ПОРЯДКАХ
РАСПОЛОЖЕНИЕ ДУШИ К ЖИЗНИ И СМЕРТИ
РУКОВОДСТВО К ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
САМОЖАЛЕНИЕ И САМОУГОДИЕ
САМООЦЕНКА И САМОМЕРЕНИЕ
САМОЦЕН И БЛАГОДАТЬ
САМОЧУВСТВИЕ ИЛИ САМОВОЗВЫШЕНИЕ
СЕМЕЙНАЯ И ГРАЖДАНСКАЯ ЖИЗНЬ
СЕРДЕЧНОЕ СОКРУШЕНИЕ И САМООБЛИЧЕНИЕ
СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ И ГОСПОДЬ
СКОРБНОЕ И УТЕШИТЕЛЬНОЕ В НАШЕЙ ЖИЗНИ
СМЕРТЬ МАЛОЛЕТНИХ И РОДНЫХ
СПАСЕНИЕ ДУШИ СРЕДИ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
ТЕПЛОТА ДУХОВНАЯ И ТЕПЛОТА ПЛОТСКАЯ
УЕДИНЕНИЕ ДЛЯ ЖИВУЩИХ В МИРУ
УЕДИНЕНИЕ В МИРСКОЙ ОБСТАНОВКЕ
УМЕРШИЕ В СЕКТАНТСТВЕ ИЛИ НЕВЕРИИ
УСОПШИЕ И МОЛИТВА ЗА НИХ
УСПЕХ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
ХЛОПОТЫ И ПРАВИЛО
ХОДАТАЙ И ХОДАТАИ
ЦЕРКОВНАЯ МОЛИТВА ИЛИ МОЛИТВА В ЦЕРКВИ
ЧУВСТВО ПРАВЕДНОСТИ И ЧУВСТВО ГРЕХОВНОСТИ
Издательство «Отчий дом»
Святитель Феофан Затворник
НАСТАВЛЕНИЯ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
по письмам святителя Феофана Затворника,
составленная Преосвященнейшим Иоанном,
Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским
издательство «Отчий дом», 1997
Вниманию читателя предлагается книга изречений знаменитого учителя покаяния преподобного Ефрема Сирина, составление которой принадлежит святителю Феофану Затворнику.
Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894), оставил богатое духовно-литературное наследие. Особое место в писательских трудах преосвященного Феофана занимают его письма к разным людям, часто мирянам, ищущим спасения во Христе. Они представляют собой ответ на множество проблем его духовных детей, которые вытекают из одного единственного вопроса: «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?». Это – основной жизненный вопрос во все времена, он стоит также и перед христианами наших дней.
Письма, приведенные в предлагаемом издании, епископ Феофан пишет молодой девушке, “которая замуж не хочет, но и в монастырь не собралась с духом”. Эти письма – откровенное и подробное описание внутренней жизни человека. Удивляет, как святитель Феофан чутко улавливает духовные потребности писавшего, сердечно и терпеливо разъясняет все вопросы и недоумения, дает руководство к духовному устроению жизни в миру. Он говорит о необходимости обновления и самоочищения через отвращение от греха, борьбу со страстями, покаяние, молитву и воссоединение с Богом для спасения души.
Эти письменные советы и наставления, проникнутые отеческой любовью, многих спасли от духовной смерти и многих возродили к новой жизни; они и сейчас укрепляют в нас духовную ревность, направляют нас на путь истины, способствуют совершенству в богопознании и богоугодной жизни и дают надежду на спасение.
«Молитва – дыхание духа. Есть молитва – живет дух, нет молитвы – нет жизни в духе», – писал свт. Феофан. Для укрепления в себе молитвенного духа прекрасным подспорьем будет этот сборник.
(Страдание святого и блаженного Христова мученика Або, который замучен был в Картли, в городе Тбилиси от рук Сарацин. Составлено Иоанном, сыном Сабана, по повелению Самуила, во Христе католикоса Картлийского) Я, Самуил, во Христе Картлийский католикос, господина Иоанна, сына Сабана, духовного сына святой католической церкви и возлюбленного нашего, молитвенно о господе приветствую!
Мы сами знаем преданность твою благочестию и дарованное тебе богом знание божественных книг, равно как ревность твою по упражнению в добрых делах. Ты сам знаешь блаженного сего нового мученика Або, который пострадал в наши дни в качестве молитвенника за нас и за всю нашу страну Картли.
Нет необходимости обосновывать ту простую истину, что образование является одним из тех краеугольных камней, на которых стоит и строится само бытие народа во всем многообразии сторон его жизни. Если же говорить об образовании духовном, то его первичность и по существу, и по времени возникновения на Руси, и по значимости в развитии русской образованности и всей культуры очевидна. Поэтому изменение его характера всегда самым серьезным образом отражалось на духовном и нравственном состоянии народа. Иван Киреевский не случайно говорил: «Человек – это его вера». Но вера, пишет апостол Павел, от слышания, слышание же от проповедующего (см.: Рим. 10, 14-17). Не потому ли и Сам Христос последней и главной заповедью для апостолов повелел: «Идите, научите все народы» (Мф. 28, 19). Научение же и есть образование. Каким оно было на Руси? Из широкого круга вопросов, относящихся к данной проблеме, обратим преимущественное внимание на первый и ключевой – цель образования. С этой стороны историю нашего духовного образования можно достаточно четко разделить на два принципиально отличных друг от друга периода. Первый заканчивается фактически эпохой учеников Преподобного Сергия Радонежского в XV столетии, в котором наиболее ярко проявилась духовная устремленность русской образованности и который, несмотря на тяжелейшие впоследствии духовные потрясения, оставил неизгладимый след в самой сокровенной части души русского человека до сего дня. Второй период достаточно определенно обозначается уже с первой половины XVI столетия. В XVII же веке с основанием Киевской Духовной академии, а затем в 1685 году – первого высшего учебного заведения в России – Славяно-греко-латинской (впоследствии Московской Духовной) академии, ставшей матерью Академии наук и Московского государственного университета, а далее и других Духовных академий, семинарий, школ – новое направление становится господствующим в русском духовном образовании до настоящего времени. О каких целях и направлениях идет речь? Они отчетливо могут быть выражены в альтернативе: что важнее для человека – его духовное и нравственное состояние или интеллектуальный багаж и практические навыки? Сама постановка вопроса может, на первый взгляд, вызвать недоумение: разве одно противоречит другому? Но дело здесь не в противоречии, а в возможных последствиях для человека преобладания того или другого. Если духовно-нравственная чистота не только не противоречит знанию, но и всегда остается созидательным началом в человеке: любовь не может не творить добра, – то знания без морали легко становятся орудием порабощения и уничтожения себе подобных, разрушения всего и вся. Однако для древнерусского сознания проблемы выбора здесь не было. Цель образования была ясна: указать человеку путь, средства, условия очищения и восстановления в себе «прежде падшего» образа Божия, уподобления Христу, показавшему совершенный образ человечности в условиях этого мира. Такая цель прямо вытекала и из православного понимания богословия. В отличие от западного, рассматривающего богословие как науку чисто рациональную, русское церковное сознание, в соответствии с учением отцов Церкви, понимало богословие как науку опытного богопознания. Центральная мысль такого видения богословия глубоко выражена в ясных и точных словах одного из самых читаемых и почитаемых на Руси древних святых – преподобного Иоанна Лествичника: «Совершенство чистоты есть начало богословия» [1]. Эта мысль, исходящая из слов Христа: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8), и определяла содержание, характер и основную направленность всего древнерусского образования – не только духовного. Как осуществлялось оно? Подлинными его «университетами» были монастыри, которые создавали совершенно уникальный климат целостного воспитания человека. Там, изучая по кожаным рукописным книгам вселенский опыт святых, напитываясь примерами их многоразличных подвигов в пустынях и в миру, в царских дворцах и убогих хижинах, на поле боя и в делах гражданских, получая одновременно навык правильной христианской жизни от рядом стоящего духоносного наставника, ученики-послушники постепенно возрастали до нового человека, святого. В монастырях формировалась наука, замечательная по своей неразрывной связи между теорией и практикой. Святоотеческие творения изучались не ради теоретических богословских познаний (знания ради знания) или получения ученых степеней и почетных должностей, но единственно из стремления найти верный путь образования в себе истинного христианина. И таковой становился свят не для себя одного. Монах был зажженной свечой, на которую ориентировались и к которой стремились все сословия. Он примиряет смертельно враждующих князей, укрощает их страсти, объединяет вокруг великокняжеского престола. Он едет в Орду, чтобы спасти народ свой от очередного нашествия. Он первый и славнейший герой на Куликовом поле. Он утешает вдову, помогает нищему – и все это совершается тихо, без сенсаций, без торжественных заявлений. Даже внешний вид его: простое, нередко нищенское одеяние, бледное, изможденное лицо, легкая, худая фигура и чистый, ясный взор – невольно выделяли его из общей среды (отсюда русское слово «инок» – то есть иной по сравнению с обычным), привлекали к себе. Потому монастырь – собрание иноков – имел огромное нравственное влияние на все общество в целом. И не только нравственное. Вся русская книжность шла также из монастырей, в которых она формировалась главным образом на великой византийской книжности, несущей с собой высшую образованность того времени. Переводы здесь делались не случайные: брали лучшие книги, воспитывающие и ум, и душу человека, а не развращающие его под предлогом просвещения, как это видим позднее. Такая проверенная критерием истинной мудрости и святости литература закладывалась в основу всего образования на Руси. Потому оно не было ни самоцелью, ни тем более средством к земному успеху. Образование всегда было подчинено высшей цели – духовному и нравственному становлению человека. Отцы наши хорошо видели первичность духовного начала в жизни личной и общественной и понимали, что духовно цельный человек и худое сделает прекрасным, а многознающий, но страстный и развращенный и лучшую жизнь превратит в ад. Эта цель познавания – сделать человека святее, а не богаче, исходя от достойных ее выразителей: молитвенников, воздержников, кротких и любвеобильных иноков и священнослужителей, благочестивых мирян – находила отклик и с благоговением принималась во всех слоях русского общества, становясь достоянием практически всего народа, даже неграмотных, поскольку содержала в себе не абстрактные «философические» материи, а очевидную норму реальной святой жизни и прямо отвечала на самый главный вопрос человека – о смысле его жизни. Поэтому образование и в великокняжеских палатах, и в боярских теремах, у служилых людей, в купеческих домах и в семьях простого люда получало один и тот же целенаправленный духовный характер. Так воспитывался весь народ и постепенно, несмотря на постоянное противоборство языческих начал жизни, созидался общий дух нации, утверждался ее идеал – устроение Святой Руси. Хорошо писал об этом И. В. Киреевский: «Учения святых отцов Православной Церкви перешли в Россию, можно сказать, вместе с первым благовестом христианского колокола. Под их руководством сложился и воспитался коренной русский ум, лежащий в основе русского быта. Обширная русская земля. не столько в единстве языка находила свое притягательное средоточие, сколько в единстве убеждений, происходящих из единства верования в церковные постановления. Ибо ее необозримое пространство было все покрыто, как бы одною непрерывною сетью, неисчислимым множеством уединенных монастырей. Из них единообразно и единомысленно разливался свет сознания и науки во все отдельные племена и княжества. Ибо. духовные понятия народа из них исходили. и все его понятия нравственные, общественные и юридические. » [2].
2 молитвы святому Феофану Затворнику
- ЖАНРЫ 359
- АВТОРЫ 258 379
- КНИГИ 593 378
- СЕРИИ 22 193
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 553 961
На молитвенном правиле приутруждать себя надо. В монастыре святаго Саввы на каждую молитву Иисусову кладут поясной поклон, а после каждаго десятка земной. Так и вам можно. Положить, – известное число молитв говорить стоя, без поклонов. Это есть в правиле отца Серафима. Как впрочем, применитесь. Только утруждать себя надо, хоть в меру. А то льгота малая поведет к большой, и все можно разорить. Когда станете на правило, а голова разсеянничает, так что с нею не управишься, понудить ея надо к порядку, сначала какими – либо мыслями остепеняющими: ибо это значит, что страх отошел, и душа стала неукротимою. Если это не поможет, возьмитесь читать какия – либо молитвы, и читайте со вниманием, пока соберется в себя ум. Когда станет он в строй, тогда начинайте поклоны. Кладущий поклоны с разсеянною головою есть трость, ветром колеблемая. Впрочем, этот блаженный труд сам научит вас, как в каком случае действовать.
(№ 708. письмо 719. вып. 4. стр. 123.)
Молитвенное правило держите, как есть; только в механизм обратить поостерегитесь. Форма пустая – что есть? Надо душу в нея влагать. И богомыслия не забывайте, и чтения, и телеснаго труда. Да и ничего не надо забывать. Труженнический путь есть. Внимать надо, трезвиться и бодрствовать. Помоги вам Господи во всем.
(№ 813. письмо 719. вып. 4. стр. 125.)
Дорожное молитвенное правило
Спрашиваете об исполнении правила. Уж теперь какое правило? Дорога! Пришлось поклонник положить, хорошо; а не пришлось, так и быть. Лежа про себя что – либо поговорите Господу. Где тут, утомившись, правило справлять? Когда воротитесь на свое место, тогда все пойдет своим чередом.
(№ 811. письмо 699. вып. 4. стр. 125.)
Что касается до правила, то относительно сего этак думаю: какое ни избери кто себе правило, всякое хорошо, – коль скоро держит душу в благоговеинстве пред Богом. Еще: читать молитвы и псалмы до разшевеления души, а там самому молиться, излагая свои нужды, или без всего. «Боже милостив буди…» Еще: иногда все время, назначенное для правила, можно провесть в читании однаго псалма на память, составляя из всякаго стиха свою молитву. Еще – иногда можно все правило провесть в молитве Иисусовой с поклонами… А то из таго, другаго и третьяго понемногу взять. Богу сердце нужно (Притч. 23, 26), и коль скоро оно благоговейно пред Ним стоит, то и довольно. Непрестанная молитва в сем и состоит, чтобы всегда благоговейно стоять пред Богом. А при этом правило есть только подтопка, или подкинутие дров в печь.
Все сие пишу вам по – книжному. У вас сколько опытов! Из них выбирайте, что найдете пригожим.
(Письмо к отцу Архимандриту Задонскаго Святаго Тихона Монастыря Димитрию. 21 февраля 1881 г.)
(№ 815. письмо 2. вып. 1. стр. 126.)
Что делать, когда молитва нейдет на ум?
Что делать, когда молитва нейдет на ум? Если это домашняя молитва, то можно немножко – на несколько минут отложить ея… Если и после нейдет… нудьте себя исполнить молитвенное правило насильственно, напрягаясь и понимать глаголимое и чувствовать… похоже на то, как, когда дитя не хочет поклониться, его берут за чуб и нагинают.
(№ 845. письмо 113. вып. 1. стр. 128.)
Поспешность в чтении молитвеннаго правила
Беспокоит совесть вашу поспешное совершение молитвословий… И правильно. Зачем врага слушаете? Это враг гонит вас… скорей, поскорей… От этаго вы и никакаго плода от молитвы не ощущаете… Но положите себе законом не спешить… Но так произносить молитвы, чтобы ни одно слово не произносилось без сознания смысла и по возможности и чувства… Наложите на себя труд сей с решительностью главнокомандующаго, чтобы отнюдь никакаго не пораждалось возражения против сего… Враг внушает, то надо и другое надо, а вы ответьте: без тебя знаю, поди прочь…
Посмотрите, как пойдет молитва… А то у вас молитвословие только есть, а молитвы нет. Питает же душу одна молитва… Вот вы и чувствуете себя неудовлетворенною…
По часам сличите, сколько времени пройдет, если не станете спешить… и увидите, что несколько минут. А ущерб от поспешности какой!!
(№ 814. письмо 763. вып. 5. стр. 1.)
Руководственныя указания к благоговейно – молитвенному чтению правила
Собираетесь вычитывать правило… Добре! Выполняя свое правило, не то имейте в мысли, чтобы только вычитать все положенное, а чтобы в душе возбудить и укрепить молитвенное движение: чтобы это получалось,
1) никогда спешно не читайте, а читайте будто нараспев… близко к тому. В древности все читаемыя молитвы брались из псалмов.
Но нигде не встречаю слова: читать, а везде петь…
2) Во всякое слово вникайте и не мысль только читаемаго воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте.
3) Чтоб подсечь позыв на спешное чтение, положите не то и то вычитать, а простоять на читательном молитвословии четверть часа, полчаса, час… сколько обычно выстаиваете… и затем не заботьтесь, что сколько прочитаете молитв, – а как пришло время, если нет охоты стоять далее, переставайте читать…
4) Положив это, на часы, однако ж, не посматривайте, а так становитесь, чтоб стоять без конца: мысль и не будет забегать вперед…
5) Чтоб пособствовать движению молитвенных чувств, в свободное время перечитайте и передумайте все молитвы, которыя входят в ваше правило, – и перечувствуйте их, чтобы, когда на правиле станете их читать, и знать наперед, какое чувство должно быть возбуждаемо в сердце.
6) Никогда не читайте без перерыва молитвы… а всегда перерывайте их своеличною молитвою с поклонами, в середине ли молитв придется это сделать, или в конце. Как только вспадет что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны. Это последнее правильце – самое нужное и самое необходимое для воспитания духа молитвеннаго… Если иногда, какое чувство займет очень, вы и будьте с ним и кладите поклоны, а читание бросьте… так до самаго конца положеннаго времени. Молитвы творите не утром только и вечером, а и днем почасту кладите по несколько поклонов без установлений на то часов. Означенное в 5–м и 6–м пункте сделайте предварительно для одних утренних и наночных молитв. Может быть, больше их и не окажется нужным читать другое что.
(№ 807. письмо 773. вып. 5. стр. 3.)
О молитвенном правиле
Как вы положили действовать относительно молитвы – добре. Попекитесь так устроиться и навыкнуть. Правило молитвенное есть безопасная ограда молитвы… Молитва есть внутреннее дело, а правило молитвенное внешнее.
Но как без тела человек не полный человек, так и без правила молитвеннаго молитва не полна. То и другое надо иметь по силе исполнять. Неотложный закон внутренне молиться всегда и везде. Молитвословие же не может быть без определеннаго «времени, места и меры». Определение сих трех составляет правило молитвенное. И тут руководитель – благоразумие; когда, где, сколько стоять на молитве, и какия употреблять молитвы… всякий может определять по своим обстоятельствам, увеличать, умалять, передвигать время и место… все направлять к тому, чтобы внутренняя молитва совершаема была, как следует. Относительно же внутренней молитвы одно правило: «непрестанно молиться».
(№ 810. письмо 947. вып. 6. стр. 96.)
Наставление о молитвенном правиле и душеспасительном чтении
Святитель Феофан Затворник
В южной стене Николо-Сольбинского монастыря строятся две часовни: одна в честь святителей Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника, другая в честь преподобных Паисия Величковского и Максима Грека. В Успенском храме Сольбинской обители находится частица святых мощей святителя Феофана. Как начинал свой жизненный путь святитель Феофан Затворник, мудрый учитель Русской Церкви?
Родился он 10 января 1815 году в многодетной семье добросердечного и гостеприимного священника Василия Тимофеевича Говорова. Мать святителя тоже была из священнической семьи, и отличалась тихим и кротким характером. Родившийся младенец, будущий пастырь, унаследовал от нее смиренный нрав и доброту сердца, а также черты внешнего облика. При крещении мальчику дали имя Георгий.
Отец-священник с ранних лет стал брать сына прислуживать в алтаре и петь на клиросе. Начальное образование Георгий получал дома от матери. В 1823 году отрок поступил в Ливенское духовное училище. Благодаря хорошей подготовке и незаурядным способностям он успешно прошел курс духовного училища, и через шесть лет был переведен в Орловскую духовную семинарию, как один из лучших учеников. Уже в семинарии юноша ощутил потребность в работе над собой. Сам того не желая, он являлся примером благонравия и трудолюбия для своих товарищей, но обладая кротким и молчаливым нравом, стремился к уединению.
В 1837 году, отлично окончив семинарию, Георгий Говоров получил назначение в Киевскую духовную академию. Талантливые преподаватели, среди которых были такие духовно одаренные личности, как Киевский митрополит Филарет (Амфитеатров), архимандрит Иннокентий (Борисов), оказали большое влияние на становление будущего святителя. Несомненно, что и сама Киево-Печерская Лавра произвела большое впечатление на юношу. В 1841 году он принял постриг с именем Феофан. Окончив академию со степенью магистра, иеромонах Феофан был назначен ректором Киево-Софиевского духовного училища, но потрудился там недолго, так как в 1842 году был переведен в Новгородскую духовную семинарию на должность инспектора и преподавателя логики и психологии.
В 1844 году молодой и даровитый иеромонах был переведен духовным начальством в Санкт-Петербургскую духовную академию на должность бакалавра по кафедре Нравственного и Пастырского богословия. Несмотря на высокую оценку со стороны начальства, отца Феофана тяготила ученая должность. В 1847 году он по собственному желанию был назначен членом Русской Духовной миссии в Иерусалиме во главе с архимандритом Порфирием (Успенским). За неустанный труд и ревностное выполнение возложенных на него обязанностей будущий святитель был пожалован в 1851 году золотым наперстным крестом. 29 мая 1859 года состоялось наречение архимандрита Феофана во епископа Тамбовского и Шацкого. Несмотря на должность, владыка Феофан вел простой образ жизни, много молился, находил время для работы по дереву.
22 июля 1863 года святитель Феофан был переведен на Владимирскую кафедру. Но душа его желала покоя и уединения, поэтому владыка подал прошение об увольнении его на покой. В 1866 году святитель Феофан был освобожден от управления епархией и назначен настоятелем Вышенской пустыни, нравившейся ему строгим монашеским укладом. Благоговейным служением епископ Феофан доставлял духовное утешение всем присутствующим в храме. Впоследствии его современники вспоминали: «Едва ли кто из нас, иноков Вышенских, когда-либо слышал во святом алтаре какое стороннее слово из уст святителя Феофана, кроме последования богослужебного. И поучений он не говорил, но самое служение его пред Престолом Божиим было живым поучением для всех».
Прием посетителей и сношения с внешним миром отвлекали святителя от внутреннего делания, поэтому был решен вопрос о его затворе. Теперь святитель мог все время посветить молитве и реализации писательских способностей, отвечая на множество писем своих духовных чад. Святитель оказал глубокое влияние на духовное возрождение общества. Его учение во многом родственно учению старца Паисия Величковского, особенно в раскрытии тем о старчестве, умном делании и молитве. Наиболее значительные труды его — «Письма о христианской жизни», «Добротолюбие» (перевод), «Толкование апостольский посланий», «Начертание христианского нравоучения». Святитель отмечал: «Писать — это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников».
Кончина архипастыря последовала 6 января 1894 года. При облачении на лице его просияла блаженная улыбка. В 1988 году святитель Феофан был причислен к лику святых, «как подвижник веры и благочестия оказавший глубокое влияние на духовное возрождение современного ему общества». Мощи угодника Божия упокоились в возрожденном Казанском соборе — главном храме Свято-Успенского Вышенского женского монастыря Рязанской епархии.
«Спасение души – главное, – учил святитель Феофан, – но спасает души Спаситель, а не мы. Мы только веру свою, свою Ему преданность свидетельствуем, а Он уже по мере нашего прилепления к Нему, подает нам все нужное ко спасению. Не думайте трудами что заслужить, заслуживайте вы верою, сокрушением и преданностию себя Богу. Делайте побольше добра, помогайте нуждающимся. (…) Те, которые веруют, крестятся и другие принимают Таинства, соединяются живо со Спасителем, а чрез Него и с Богом. И в этом спасение! Цель наша – жизнь в Боге, но к Богу нам нет иного пути, как Господь Иисус Христос. Един есть Бог и Един ходатай Бога и человеков, Человек Христос Иисус (1 Тим. 2:5). Так надо веровать во Христа Спасителя, Таинство принимать, заповеди исполнять и все, что содержит и предписывает Святая Церковь. С Господом тот, кто с Церковью. Будьте так, не суемудрствуя, и будете на спасенном пути». (Вып. 1, пис. 89, стр. 74-75)
Часовня (строящаяся) в честь святителя Феофана Затворника и частица его мощей:
– В Николо-Сольбинском женском монастыре.
Икона святителя Феофана Затворника с мощами:
– Храм великомученика Никиты на Швивой горке за Яузой (Москва);
– Храм Вознесения Господня на Никитской (Малое Вознесение) (Москва);
– Храм святителя Николая (Троицы Живоначальной) на Берсеневке в Верхних Садовниках (Москва).
Дни памяти святого: 19 января (преставление), 23 января, 29 июня (перенесение мощей)
Молитва святителю Феофану, Затворнику Вышенскому
О, святителю отче Феофане, архиерею преславний и предивный затворниче, Божий избранниче и Тайн Христовых служителю, богомудрый учителю и апостольских словес изрядный изъяснителю, отеческих добротолюбных сказаний списателю, христианскаго благочестия изящный проповедниче и жизни духовныя искусный наставниче, подвигов монашеских усердный ревнителю и всем людем благодати ходатаю! Ныне к тебе, на Небесех Богу предстоящему и о нас молящемуся, припадаем и сице взываем: испроси у Всещедраго Бога Церкве Российстей и стране нашей мир и благостояние, святителем Христовым — Истины Божественныя достойное охранение, паствы доброе окормление, лжеучителей и еретиков изрядное посрамление, подвизающымся — смирение, страх Божий и чистоту душевную и телесную, учителем — боговедение и мудрость, учащимся — ревность и помощь Божию. И всем православным — утверждение на пути ко спасению, да вкупе с тобою прославим Божию Силу и Премудрость Господа нашего Иисуса Христа, со Безначальным Его Отцем, с Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Святитель Феофан Затворник: Молитва домашняя
О молитве домашней
Милость Божия буди с вами!
Благодарствую за молитвенную память у рак святых угодников Божиих.
Благослови, Господи, ваше уединение. Что в церкви не бываете, не безпокойтесь. Для Бога всякая молитва от сердца равноценна, где бы она ни возносилась. Тут разницу делает только одна привычка. И к безцерковной молитве можно привыкнуть. Меньше читайте по молитвенникам. Больше молитесь от себя… и с одним «Господи помилуй» можно обойтись… Переведите службы на поклоны и посредством их удовлетворяйтесь. Так делали все пустынники и уединенники. И это лучше гораздо, чем читать.
Совсем не читать- не обойдешься. Но кое-что на память без книжки.
Благослови Господи!
( № 771. письмо 417. вып.З. стр. 164.)
О молитве дома
В церковь будто нельзя ходить? Пустое. Когда захотите — ухитритесь. Никак нельзя так хорошо помолиться дома, как в церкви. Но уж коли нельзя бывать в церкви, молитесь дома, но не ленитесь. И правило заведите, чтоб стоять на молитве утром и вечером по часу, или больше, и в продолжении дня непрестанно к Богу устремляйте верующую и преданную мысль и чувство. Вот и будет острастка и остепенение. А то вы разболтаетесь и пошли спустя рукава, городить, что вспадет на сердце.
( № 788. письмо 117. вып. 1. стр.1237.)
0 молитве
Свое домашнее молитвословие хорошо применять к церковным службам: и при сем немножко читать, немножко молиться своею молитвою, но и все можно заменять своею молитвою, умною, или Иисусовою, разве коротенькия какия молитовки проговаривая на память, как: «Се жених грядет…» «День он страшный…» и подобныя… -А то и это лучше, когда без слов есть чувство к Господу, носящее упокоение в Боге. Тут можно целый день пролежать, и не терять внутренняго уверения, что служба Божия не прекращается. Однакож в те часы, в кои идет в церкви служба, лучше не лежать, а усесться на постеле, прислонясь, если немощь одолевает, к стене, и так молиться умно и сердечно, с полным желанием и бодренностию духа.
( № 734. письмо 1045. вып.6. стр.86.)
Служба по псалтири
По Псалтири следованной можно службу править, и когда служить треба. И сократить можно, положив, например, вместо кафизм класть поклоны, как означено в той же Псалтири. Можно и все службы отправлять поклонами, как опять указано в той же Псалтири… Там означены две меры: для мирян и ленивых монахов, и для монахов усердных. Если последняя мера покажется слишком великою, можно взять средину между ею и первою. Не надо поблажать лености. Молитва усердная никогда не бывает длинна, т.е. не кажется длинною.
1 сентября 89 г.
( № 787. письмо 907. вып.5. стр.64.)
О чтении псалмов
Если хотите, чтоб Псалмы не развлекали, прочитайте толкование их и уясните смысл их… Потом, никогда много не читайте… и читайте неспешно, вдумываясь в каждое слово. Когда разогреется от сего сердце, можно оставить Псалмы… Помните сказание о некоем старце, что он только одну славу прочитывал, а потом уходил в сердце и созерцание… и так молился.
( № 849а. письмо 908. вып.5. стр.66.)
Псалмы
Псалмы заучивать на память хорошо. Выбирать какия больше к себе подходят и заучить. Потом, ходя, читать их с размышлением. Из Евангелий хорошо заучивать слова Господа на память слово в слово, а прочее так помнить.
Все не суетясь, — чтоб внимания не разшатать. Оно главное. И все надо направлять к поддержанию его.
( № 867. письмо 1460. вып.8. стр.154.)
Чтение святаго Евангелия
Да, ведь, с одним Евангелием или Новым Заветом можно целый век прожить, и все читать. Все его читать и до конца не дочитаешь. Сто раз прочитай, а там все будет оставаться недочитанное.
Помните, я вам писал, вдумываться в дневния чтения, стараясь доводить встречающиеся мысли до чувства. Это занятие безконечное. Ибо как ни вдумывайся, до конца Божеских помышлений не доберешься.
18 октября 77 г.
( № 778. письмо 783. вып.5. стр.8.)
Ночная молитва
Когда я писал вам ночью больше молиться, то разумел молитву пред сном; — а когда просыпаетесь, — и молитесь лежа, это не худое дело, — а добрый замен пустых мечтаний, в промежутках сна. Хорошо знать на память несколько Псалмов, чтоб читать их в эту пору.
( № 765. письмо 1378. вып.8. стр. 155.)
Сон во время молитвы
Что дома сон одолевает, и не дает правило кончить, как следует, — что делать. Боритесь. Спали бы немного после обеда, как я говорил. Если не хочете этого, терпите нападки и боритесь. Не велика беда, если и заснете тут же на правиле. Будет за что укорить себя. На свежем воздухе попробовали бы походить в таком случае. Но все производит благодать Божия действующая в сердце. Ея и просите себе на всякое дело.
( № 796. письмо 708. вып. 4. стр. 148.)
Сон во время молитвы
Ваше высокопреподобие, Достопочтеннейший отец архимандрит!
Виноват, что немного не скоро отвечаю. Как вас сон одолевает, так меня леность.
Что вас сон берет, дело это натуральное, и ничего тут грешнаго нет. Жаление об этом, конечно, не худое дело. Но что же сделаешь?!
Попробуйте, когда читают вам, не садиться, а ходить. Может быть сон и не заберет. Если трудно ходить, по причине утомления предшествовавшаго, то лучше прямо и сесть затем, чтобы соснуть. Соснете немного, а потом читать заставляйте. Разрешаю вам, после служб, или ранней, соснуть часика два, или больше. А потом слушать чтение.
Если и это неудобно, то ничего не остается, как бороться по силе. Заснете, побраните себя — и только. Кажется, ведь, уж к старости подошли.
( № 795. письмо 508. вып.З. стр.215.)
Иисусова молитва отгоняет сон
Что до ваших немощей, как вы их называете, то, как я уже писал, я не умею составить против них рецепта. Терпите, боритесь, и укоряйте себя, когда не устаиваете, и все тут. Когда подходит сон, встаньте и пройдитесь. Когда и тут станет докучать, начинайте с читающим разсуждать о читаемом.
В книгах пишется, что когда молитва Иисусова возьмет силу и внедрится в сердце (на языке навязнет — это одно), а внедрится в сердце — это другое; тогда она придает бодрости и сон прогоняет. Попробуйте этот рецепт. Бог везде есть. Если живо сознать сие, то сну не будет места, как нельзя ему быть: Царь стоит пред глазами. Существо же молитвы Иисусовой то и есть, чтобы умом в сердце стоять пред Богом. В посылаемой книге много об этом говорится.
( № 794. письмо 512. вып.З. стр.216.)
О чем молиться за ближняго
За то, что вы хоть не писали, но все же не переставали вспоминать о мне, благодарствую. Но, попусту что вспоминать? Прошу вас поминать меня в молитве, и ни о чем не молить Господа для меня в молитве, как чтоб Он дал мне дух покаяния и Своих заповедей добрым делателем явил меня из грешных — грешнаго.
(№ 707. письмо 557. вып.4. стр.102.)
Молитвенныя слезы
Слезы ваши да сохранит в вас Господь навсегда, если сие возможно. Они мягкости придают и умиления. Но скрывать надо. Ибо тщеславие около их увивается, как пес около сытаго корма. Смысл надо иметь, чтоб управляться с ними как следует.
( № 698. письмо 731. вып. 4. стр. 102.)
Святитель Феофан Затворник
(Выдержки из писем святителя Феофана Затворника)