2 молитвы священномученику Серафиму Чичагову, митрополиту Петроградскому

Автор: | 18.11.2023

6 фактов о митрополите Серафиме (Чичагове)

“. мало кто знает, что владыка Серафим имел медицинское образование и был практикующим врачом. В то время, когда он учился в семинарии, разрешалось иметь второе образование, и отец Серафим как вольнослушатель посещал медицинский институт, где параллельно с духовным получал медицинское образование” – сообщает нам книжонка в мягкой обложке, отпечатанная на тонкой серой бумаге. Называется книжонка «Оздоровление организма по методу священномученика Серафима (Чичагова)».

Из каких еще удивительных фактов состояла жизнь новомученика митрополита Серафима?

1. Мало кто знает… точнее, никто не знает о медицинском образовании митрополита
Серафима.

Первый том труда Л. М. Чичагова. 1891

А все потому, что медицинского образования владыка не имел. В это нелегко поверить, когда берешь в руки два увесистых тома его «Медицинских бесед» – обстоятельнейшей книги с изложением оригинальной системы лечения болезней человека (не имеющей, к слову, ничего общего с содержимым книжонки в мягкой обложке). Удивительно, как человек, освоивший медицину самоучкой, смог прочесть и проработать горы специальной литературы – от античных трактатов и рукописных народных лечебников до новейших монографий зарубежных профессоров! И, тем не менее, во время учебы в семинарии будущий владыка не получал никакого второго образования. И не мог получить. Потому что этот выдающийся церковный деятель и энциклопедически образованный богослов… никогда не учился в семинарии.

2. Потомственный военный и подлинный аристократ, Леонид Михайлович Чичагов закончил элитное учебное заведение – Императорский Пажеский корпус.

Леонид Чичагов – офицер. Фото до 1890 г.

И в молодости сделал блестящую военную карьеру, достойную своих именитых предков – адмиралов и министров. Впрочем, сам Леонид Михайлович воспринимал это поприще как стезю испытаний и скорбей. Впоследствии он говорил, что именно скорби убедили его в необходимости «проложить себе жизненный путь собственным трудом и многолетним учением». Сила этого убеждения и незаурядные дарования молодого офицера определили необычную разносторонность его интересов. К 35 годам он полковник артиллерии, кавалер 12 российских и иностранных орденов, автор нескольких военно-исторических произведений (книга «Дневник пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии в 1877 г.» выдерживает три издания)… и – что было уж совсем необычным в конце просвещенного XIX века – состоявшийся врач-самоучка с обширной медицинской практикой. И вот, неожиданно для своих близких он выходит в отставку и начинает самостоятельное изучение богословских наук для подготовки к принятию священства.

3. Несомненно, большинство из нас наслышано о выдающемся вкладе святителя в дело церковного прославления его любимого святого – преподобного Серафима Саровского.

Митрополит Серафим в своем кабинете в Воскресенском Новодевичьем монастыре. Ленинград, начало 1930-х гг.

Многие читали самое значительное литературное произведение Серафима (Чичагова) – «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Но не многие помнят, что многолетняя работа над «Летописью» и труды по организации торжеств прославления преподобного осуществлялись в «свободное время» от основных церковных послушаний иерея Леонида – впоследствии архимандрита Серафима. Мало кто знает, сколько сил положил будущий святитель на восстановление обветшавших храмов и обителей, на наведение образцового порядка во всех местах своего служения. На стенах Храма Святителя Николая в Старом Ваганькове (одного из московских храмов, отреставрированных на личные средства настоятеля иерея Леонида Чичагова) до наших дней сохранились изображения евангелистов, написанные лично отцом Леонидом. Да, будущий святитель был еще и прекрасным иконописцем; в московском храме Илии Обыденного можно увидеть два замечательных образа его письма.

4. Возможно, кто-то вспомнит, что епископ (а затем – архиепископ) Серафим Чичагов был одним из самых ревностных энтузиастов возрождения жизни приходов Российской Церкви.

Митрополит Серафим с духовенством и прихожанами Троицкого прихода. Конец 1920-ых годов

«Бью набат, стремясь к скорейшему возрождению приходской жизни. Трудно поднимать духовенство, но мир поможет, если епископы будут жертвовать собой» – писал владыка Серафим. Заслуживает самого пристального внимания его «Обращение к духовенству Тверской епархии по вопросу о возрождении приходской жизни» – обстоятельный программный документ, актуальность которого лишь возросла в наши дни. Немногие слышали о том, как своеобразно «отблагодарила» святителя за труды его паства. Весной 1917 года по России прошла волна епархиальных съездов духовенства и мирян; в Твери такой съезд предпринял попытку радикального переустройства епархиального управления… и отстранил от власти преосвященного Серафима, не скрывавшего своего отрицательного отношения к произошедшим в стране переменам и пользовавшегося прочной репутацией монархиста и «черносотенца». Кстати, вполне заслуженной репутацией – в предреволюционные годы владыка искренне участвовал в деятельности национально-патриотических организаций. Вот как сам он формулировал смысл этой деятельности, обращаясь к членам «Союза русского народа»: «…Сзывайте же народ на мирную борьбу с распространившемся злом в Отечестве, на защиту веры православной, для объединения под сенью храмов, и тогда он на своих могучих плечах высоко поднимет Помазанника Божия, Русского Царя, и снова воссияет сила русская, создавшая великое государство не многочисленным войском, не золотом, а единственно крепкой верой в Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа».

5. Думается, у многих на слуху последний «титул» владыки Серафима – митрополит Ленинградский.

Митрополит Серафим (Чичагов). Фото 1925 г.

А многие ли хоть раз задумались о вопиющем внутреннем противоречии этого словосочетания – соединения имени святителя Серафима с названием города Ленина? Мало кто знает, что 72-летний митрополит, живший на покое после череды арестов и ссылок, был вновь призван к архиерейскому служению в условиях серьезного кризиса центральной церковной власти, когда большинство ленинградских приходов вышло из подчинения Заместителю патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию. Принимая назначение на ленинградскую кафедру, святитель мог бы, наверное, повторить слова, сказанные им почти четверть века назад при епископской хиротонии: «Когда… во мне открылось сознание, что Сам Господь требует от меня такой перемены в пути ради Его Божественных целей, что это необходимо для всей моей будущей жизни, для предназначенных мне еще испытаний и скорбей, для моего сораспятия Христу, – то несмотря ни на какие препятствия, поставленные мне миром, я исполнил святое послушание». Годы служения святителя на Ленинградской кафедре совпали с началом разгрома Православной Церкви в Советском Союзе. При преосвященном Серафиме прошла первая волна массового закрытия приходских храмов Ленинграда и была фактически ликвидирована монашеская жизнь в городе.

6. Многие слышали о мученической кончине святителя на полигоне НКВД в Бутово.

Последняя фотография митрополита Серафима. Таганская тюрьма, 1937

Но можно ли объяснить смысл ареста тяжело больного и почти обездвиженного старика, для доставки которого в Таганскую тюрьму потребовались носилки и машина «скорой помощи»? Не признавший своей вины, не назвавший на допросах ни одного имени, митрополит был расстрелян 11 декабря 1937 года. Ближайшие родственники так и не узнали дату его смерти и место захоронения. Но, говорят, что они верили в связь мученической кончины владыки с одним чудесным событием, произошедшим в 1902 году. Святитель сам описал это событие в частном письме: «…я сидел в своей комнате в одном из дивеевских корпусов и радовался, что закончил, наконец, труднейший период собирания и написания материала о преподобном Серафиме, и увидел его как живого. У меня ни на минуту не мелькнуло мысли, что это видение – так все было просто и реально. Но каково же было мое удивление, когда батюшка Серафим поклонился мне в пояс и сказал: «Спасибо тебе за летопись. Проси у меня все, что хочешь за нее». С этими словами он подошел ко мне вплотную и положил свою руку мне на плечо. Я прижался к нему и говорю: «Батюшка, дорогой, мне так радостно сейчас, что я ничего другого не хочу, как только всегда быть около Вас». Батюшка Серафим улыбнулся в знак согласия и стал невидим».

Священномученик Серафим (Чичагов), Петроградский, митрополит

Митрополит Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился 9 июня 1856 года; он правнук знаменитого адмирала В.Я. Чичагова, одного из первых исследователей Ледовитого океана, и внук П.В. Чичагова[1].
Леонид получил образование сначала в Первой Санкт-Петербургской классической гимназии, а затем в Пажеском корпусе, по окончании которого был зачислен в Преображенский полк. В тридцать семь лет он получил звание полковника. К этому времени уже были напечатаны его литературно-исторические труды: «Дневник пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии в 1877 г.», «Французская артиллерия в 1882 г.», «Записки о П.В. Чичагове».
В 1879 году Леонид Михайлович женился на Наталье Николаевне Дохтуровой, внучатой племяннице генерала Д.С. Дохтурова, героя Отечественной войны 1812 года.
Военная карьера не удовлетворяла Леонида Михайловича. С раннего детства он отличался глубокой религиозностью. Потеряв родителей, он, по его словам, привык искать утешение в религии. Полковник гвардейского Преображенского полка стал старостой Преображенского собора на Литейном проспекте и жертвовал немалые средства на храм.
Чувство милосердия, желание помогать страждущим привели Леонида Михайловича к изучению медицинских наук, и впоследствии он написал книгу «Медицинские беседы».
В 1891 году Леонид Михайлович объявил о своем желании оставить военную службу и, к великому удивлению близких, вышел в отставку в чине полковника армии, решив избрать иной жизненный путь – священство.
Жена его тяжело переживала это решение. Отец Иоанн Кронштадтский, духовным сыном которого был Леонид Михайлович, сказал ей:
– Ваш муж должен стать священником, и вы не должны препятствовать избранному вашим мужем пути, так как на этом поприще он достигнет больших высот.
Выйдя в отставку, Леонид Михайлович переехал с семьей в Москву и приступил к изучению богословских наук, готовясь к рукоположению. 28 февраля 1893 года он был рукоположен в кремлевском Успенском соборе в сан священника и приписан к кремлевской синодальной церкви Двунадесяти апостолов.
Через два года о. Леонид был определен священником для духовного окормления военнослужащих артиллерийского ведомства Московского военного округа.
Он со свойственной ему энергией частью на свои средства, частью на пожертвования отреставрировал храм – во имя святителя Николая на Старом Ваганькове, принадлежавший Румянцевскому музею и в течение тридцати лет стоявший закрытым, в котором и стал служить. В том же году неожиданно скончалась Наталья Николаевна, оставив четырех дочерей, из которых младшей было десять лет. Поручив воспитание дочерей двум доверенным лицам, о. Леонид в том же году поступил в Троице-Сергиеву Лавру и принял иночество. 14 августа 1898 года он был пострижен в мантию с именем Серафим.
После смерти настоятеля Суздальского Спасо-Евфимьева монастыря архимандрита Досифея обер-прокурор Святейшего Синода Победоносцев назначил на этот пост иеромонаха Серафима. Вскоре он был возведен в сан архимандрита и назначен благочинным монастырей Владимирской епархии. Он нашел древнюю обитель разрушающейся, обновил ее на собранные им пожертвования и за пять лет своего управления привел в цветущее состояние. Особые усилия были предприняты им по благоустройству арестантского отделения Суздальской тюрьмы-крепости: он
РАЗВЕРНУТЬ

Тропарь священномученику Серафиму (Чичагову), митрополиту Петроградскому
глас 5
Во́инство Царя́ Небе́снаго/ па́че земна́го возлюби́в,/ служи́тель пла́менный Святы́я Тро́ицы яви́лся еси́./ Наставле́ния Кроншта́дтскаго па́стыря/ в се́рдце свое́м слага́я,/ да́нная ти от Бо́га многообра́зная дарова́ния/ к по́льзе наро́да Бо́жия преумно́жил еси́./ Учи́тель благоче́стия/ и побо́рник еди́нства Церко́внаго быв,/ пострада́ти да́же до кро́ве сподо́бился еси́./ Священному́чениче Серафи́ме,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак священномученику Серафиму (Чичагову), митрополиту Петроградскому
глас 6
Саро́вскому чудотво́рцу тезоимени́т быв,/ те́плую любо́вь к нему́ име́л еси́,/ писа́ньми свои́ми по́двиги и чудеса́ того́ ми́ру возвести́в,/ ве́рныя к его́ прославле́нию подви́гл еси́/ и благода́рственнаго посеще́ния/ сама́го Преподо́бнаго сподо́бился еси́./ С ни́мже ны́не, священному́чениче Серафи́ме,/ в Небе́сных черто́зех водворя́яся,/ моли́ Христа́ Бо́га// серафи́мския ра́дости на́м прича́стником бы́ти.
Величание священномученику Серафиму (Чичагову), митрополиту Петроградскому
Велича́ем тя,/ священному́чениче Серафи́ме,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ ты бо мо́лиши за нас// Христа́ Бо́га на́шего.
Молитва священномученику Серафиму (Чичагову), митрополиту Петроградскому
О, вели́кий и пречу́дный уго́дниче Христо́в, священному́чениче Серафи́ме! Приими́ ны́не на́шу смире́нную песнь благодаре́ния и умоли́ Вседержи́теля Бо́га в Неразде́льней Тро́ице прославля́емаго низпосла́ти нам мир и благоде́нствие, да сохрани́тся от разоре́ния держа́ва на́ша. Любо́вию и му́дростию твое́ю лю́ди росси́йстии к едине́нию собо́рному приведи́ и от ересе́й и раско́лов огради́. Си́лою хода́тайства твоего́ терпе́ние в ско́рбех и боле́знех нам низпосли́. О, всехва́льный святи́телю Христо́в! Испроси́ у Всеми́лостиваго Бо́га пода́ти нам пре́жде конца́ покая́ние, да сподо́бимся с тобо́ю зре́ти лица́ Его́ добро́ту неизрече́нную, воспева́юще Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки. Ами́нь.

Серафиму (Чичагову), митрополиту Петроградскому

Избранный архиерею и добрый воине Христов, святителю отче Серафиме, восписуем ти похвальная пения, ты бо, всем сердцем Бога возлюбив, верен Ему даже до смерти пребыл еси и венец Небесныя славы приял еси. Темже, яко имеяй велие дерзновение ко Господу, моли Церкви Российстей непоколебимей пребыти и сыновом земнаго Отечества твоего спастися, да с любовию зовем ти: Радуйся, священно­мучениче Серафиме, веры Православныя пламенный поборниче.

Ангельскому служению подражая, бого- мудре святителю Серафиме, ревнитель Право­славныя веры явился еси и, душу пламенную имея, многим людем изрядный наставник был еси. Мы же, благодаряще Бога, даровавшаго нам таковаго архипастыря славна, воспеваем ти сицевая:

Радуйся, славнаго рода доброе прозябение.

Радуйся, светильниче веры негасимый. Радуйся, издетска Бога возлюбивый. Радуйся, в Нем единем надежду полагавый.

Радуйся, отечества нашего красный плоде.

Радуйся, молитвенниче ко Господу усерд­ный.

Радуйся, любовию к Богу и людем пре­исполненный.

Радуйся, народу Болгарскому ратным по­двигом послуживый.

Радуйся, священномучениче Серафиме, веры Православный пламенный поборниче.

Видя себе отроча младо и сира суща, Се­рафиме всеславне, Отцу сирых скорби сердеч- ныя принесл еси, и Того покровом покрываем, в молитвах и учении усердие велие явил еси. Мы же, прославляюще Отца Небеснаго, ни единаго сира оставляющаго, воспеваем с тобою Ему: Аллилуиа.

Разум почитающих тя, святителю, недо­умевает, коль многия таланты дарова ти Гос­подь, яже ты, яко верный раб Христов, умножил еси во славу Церкве. Сего ради Гос­подь, видя верность твою в малом, над мно­гими тя постави, мы же с любовию взываем ти сице:

Радуйся, в истинах христианских измлада наставленный.

Радуйся, от юности Господа всем сердцем возлюбивый.

Радуйся, во испытаниих многих Богом дивно хранимый.

Читайте также:  4 сильных молитвы Петру и Февронии

Радуйся, подвиги мужества, яко добрый воин, во брани явивый.

Радуйся, законы Божия в творении Его уразумевый.

Радуйся, людем болящим и недужным сострадавый.

Радуйся, целебными древесы врачевание людем подававый.

Радуйся, святым врачем безсребреником уподобивыйся.

Радуйся, священномучениче Серафиме, веры Православныя пламенный поборниче.

Силою Вышняго направляем, в чине ие- рейстем Богу постгужити возжелел еси, святи­телю отче Серафиме, и, благословением праведника Кронштадтскаго укрепляем, вся красная мира сего яко уметы вменил еси, и на служение пастырское ревностне устремився, добр плод сотворил еси, поя во умилении сердца Зиждителю Богу: Аллилуиа.

Имея тщание о Церкви Христовой, святый праведный Иоанн пред кончиною своею благослови тя иконою святою и завеща ти, яко чаду своему духовному, ратовати о Правосла­вии. Мы же, восхваляюще усердие твое в ис­полнении воли Божией, со благоговением вопием ти:

Радуйся, послушания пастырю Крон­штадтскому добрый рачителю.

Радуйся, заветов его верный исполни­телю.

Радуйся, отца твоего духовнаго от поно­шения защитивый.

Радуйся, верных к единомыслию призы- вавый.

Радуйся, паствы твоей богомудрый окор- мителю.

Радуйся, уставов церковных присный блюстителю.

Радуйся, чистоты Православныя веры проповедниче.

Радуйся, Предания отеческаго благого­вейный хранителю.

Радуйся, священномучениче Серафиме, веры Православныя пламенный поборниче.

Буря недоумения смути тя, святителю, егда блаженная старица Параскева откры тебе повеление преподобнаго Серафима, еже возвестити Императору Российскому о открытии святых мощей его. Ты же, последуя зову сему, летопись обители Дивеевския составил еси и в прославлении подвижника Саровскаго усердно потрудился еси, воспевая Богу: Аллилуиа.

Слышавше вернии людие благодатныя труды твоя, прославления ради Саровскаго подвижника подъятыя, святителю Серафиме, прославиша Бога, даровавшаго ти мудрость и разум. Сего ради и мы, подвиги твоя поми- нающе, гласом хваления вопием ти:

Радуйся, преподобнаго Серафима пла­менно возлюбивый.

Радуйся, усердными труды твоими того прославивый.

Радуйся, благодатнаго посещения его удо­стоенный.

Радуйся, обетованием старца, вкупе присно пребывати, обрадованный.

Радуйся, святыми его молитвами укреп­ленный.

Радуйся, светом любве его дивно просве­щенный.

Радуйся, яко сердце твое скрижальми Духа Божия соделал еси.

Радуйся, яко души верных Божественным разумом озарил еси.

Радуйся, священномучениче Серафиме, веры Православныя пламенный поборниче.

Яко боготечная звезда, просиял еси, до- сточудне, егда жезл архиерейский вручи ти Господь и поручи смотрению твоему паству многих градов и весей Российстих. Ты же, душу за люди полагая, премногия добродетели явил еси и, чистоту Православия ограждая, благочестие христианское насаждал еси, при­зывая пети Богу: Аллилуиа.

Видя оскудение веры в народе нашем, яко страж неусыпный Церкве Христовы явился еси, богомудре, завету преподобнаго Сера­фима о стяжании Духа Святаго последуя, при­зывал еси верныя люди православную веру истинным благочестием укрепляти. Мы же, о сем радуюшеся, глаголем ти сицевая:

Радуйся, паствы твоея премудрый управи­телю.

Радуйся, храмов и обителей Божиих доб­рый украсителю.

Радуйся, в служении святительстем рев­ность показавый.

Радуйся, к церковным Таинством благого­вейно приступати призывавый.

Радуйся, к деянию богомыслие приложивый.

Радуйся, молитву в основание добродете­лей полагати научавый.

Радуйся, смирением твоим многия добро­детели стяжавый.

Радуйся, ко спасению путь верным показавый.

Радуйся, священномучениче Серафиме, веры Православныя пламенный поборниче.

Проповедуя слово истины, призывал еси, святителю Серафиме, пастыри вкупе с миря­нами возраждати жизнь церковную, да усер­дием их не угаснет вера Православная, правда же Божия да вразумит люди российския воспевати хвалебную песнь Богу: Аллилуиа.

Возсия благодать, святителю отче Сера­фиме, в житии твоем, ты бо, труды к трудом прилагая, и тщание неусыпное о чадех церков­ных имея, истинный пастырь Христов в земли Российстей явился еси. Сего ради воспеваем тя сице:

Радуйся, пастырскаго служения добрый рачителю.

Радуйся, премудрости Божией дивный стяжателю.

Радуйся, многими даровании от Господа украшенный.

Радуйся, истинныя веры усердный пропо- ведниче.

Радуйся, ересей и душевредных учений обличителю.

Радуйся, юным от соблазнов мира верное ограждение и защищение.

Радуйся, во благостоянии Церкве спасе­ние России видевый.

Радуйся, до конца дней твоих Отечеству нашему верно послуживый.

Радуйся, священномучениче Серафиме, веры Православныя пламенный поборниче.

Хотяй в Православии страну Российскую утвердити и от губительства враг видимых и невидимых оградити, болезновал еси сердцем о Отечестве твоем, святителю Серафиме, и Господу предстоя, усердно молил еси о спасе­нии стада Христова, вопия к Нему: Аллилуиа.

Новаго Серафима яви тя Господь, егда на Отечество наше прииде тьма безбожия. Ты же, святителю, тезоименному старцу подражая, прилежно молил еси Пресвятую Богородицу, яко Заступницу Усердную, да отверзет двери милосердия Своего и укрепит люди российския в вере Православней. Сего ради вопием ти сице:

Радуйся, искренней любовию к Божией Матери исполненный.

Радуйся, милостию Ея к земли Российстей утешенный.

Радуйся, яко Заступницу Отечества и стену нерушимую Ю благовестивый.

Радуйся, молитвою к Ней паству укрепивый.

Радуйся, усердный и теплый пред Нею молитвенниче.

Радуйся, Гербовецкия Ея иконы сугубый почитателю.

Радуйся, Покров Пресвятыя Богородицы над обителию Дивеевскою прославивый.

Радуйся, многая чудеса благодатная, от Нея бываемая, списавый.

Радуйся, священномучениче Серафиме, веры Православныя пламенный поборниче.

Славное явление силы Божией видим на тебе, святителю Христов Серафиме, егда кре­стом вооружився, словом благодатным люди православныя от неверия ограждал еси, заблуждшия же и совращенныя вразумлял еси, неустанно взывая к Богу: Аллилуиа.

Весь был еси яко серафим огненный, все- блаженне отче, неусыпно пекийся о словеснем стаде твоем. Темже тя, яко пастыря добраго, песньми похвальными воспеваем тако:

Радуйся, Церкве Православныя твердое укрепление.

Радуйся, ересей и расколов небоязненное посрамление.

Радуйся, страждущим и в беде сущим ско­рый помощниче.

Радуйся, душ немощных дивный цели­телю.

Радуйся, отпавших от Православия крот­кий вразумителю.

Радуйся, смятенных и озлобленных муд­рый наказателю.

Радуйся, заблуждшия к покаянию приво- дивый.

Радуйся, любовию твоею сердца хладная согревавый.

Радуйся, священномучениче Серафиме, веры Православныя пламенный поборниче.

Всякое естество Ангельское возскорбе, егда народ земли нашея хладностию веры от Бога отступи. Ты же небоязненный защити- тель Православия явился еси, уготовав себе к мученическому страданию. Тем, тя убла­жающе, со благоговением вопием Богу: Аллилуиа.

Витийствующий язык оскудевает пред множеством дарований, от Бога ти данных, до- сточудне отче, яже мудре употребив, яко многоплодная маслина явился еси. Мы же, аще и неискусни есмы, обаче чада твоя суще, восхва­ляем тя сице:

Радуйся, слова Божия ревностный пропо- ведниче.

Радуйся, пастырей и народа церковнаго усердный учителю.

Радуйся, Отечества нашего мужествен­ный воине.

Радуйся, подвигов ратных помощию Бо­жией доблестный совершителю.

Радуйся, душ и телес любвеобильный врачевателю.

Радуйся, святых образов искусный живописателю.

Радуйся, песней церковных мудрый сочи­нителю.

Радуйся, деяний угодников Божиих благо­говейный составителю.

Радуйся, священномучениче Серафиме, веры Православныя пламенный поборниче.

Спасти хотяй люди Российския, постави тя Христос, отче Серафиме, пастыря верна сло­весных овец, да не расточатся в годину безбо­жия. Ты же, зову Божию последуя и благословением праведнаго Иоанна Кронштадтскаго наставляем, Православие рев­ностно защищал еси и призывал еси люди в братолюбии пети Богу: Аллилуиа.

Стена заступления бысть ти Богородица Дева, отче чадолюбивый, егда терпел еси гоне­ния и узы темничныя. Церковь же, в бедах сушую, и чад ея верных молитвами твоими и заботою пастырскою укреплял еси. Сего ради мир православный славит тя сице:

Радуйся, святейшаго Патриарха Тихона верный послушниче.

Радуйся, священномученика Петра во ис­поведании веры подражателю.

Радуйся, митрополита Сергия искренний сподвижниче.

Радуйся, алтаря Господня достойный слу­жителю.

Радуйся, всего себе в жертву Господеви предавый.

Радуйся, гонения многая претерпевый.

Радуйся, поругания в заточении кротко приемый.

Радуйся, православную веру даже до смерти сохранивый.

Радуйся, священномучениче Серафиме, веры Православныя пламенный поборниче.

Пение всеумиленное ко Пресвятей Троице принесл еси сердцем и житием твоим, святителю Серафиме, наипаче же кончиною мученическою, прославльшей Бога; сего ради прешел еси во обители небесныя, идеже со Ан­гельскими лики поеши Триипостасному Богу: Аллилуиа.

Свет Христов просвети тя от младенства, святителю Серафиме, сего ради, яко светиль­ник, возсиял еси людем многими доброде- тельми. Мы же, пребывающе во мраце грехов и скорбей наших, назидаемся чудным житием твоим и со упованием прославляем тя сице:

Радуйся, яко верный раб, Христу последо- вавый.

Радуйся, образ жития добродетельнаго и кончины мученическия явивый.

Радуйся, верою несумненною врагов по- срамивый.

Радуйся, в мучениях, яко злато в горниле, очищенный.

Радуйся, яко в немощи твоей силу Божию явил еси.

Радуйся, яко смирением козни диаволь- ския посрамил еси.

Радуйся, блаженную славу от Бога стяжавый.

Радуйся, нетленным венцем с новомуче- ники увенчанный.

Радуйся, священномучениче Серафиме, веры Православныя пламенный поборниче.

Благодатию Духа Святаго течение жизни совершил еси и веру соблюл еси невредимо, святителю Христов Серафиме. Сего ради приял еси венец правды, уготованный тебе от Подвигоположника Христа, Емуже, в радости предстоя с новомученики и исповедники Рос­сийскими, вопиеши: Аллилуиа.

Поюще песнь хвалы Человеколюбцу Богу, дивному во святых Своих, прославляем тя, отче Серафиме, яко сокровище благодатных даров Духа Святаго явился еси. Сего ради во умилении сердца взываем ти сице:

Радуйся, во обители небесныя водвори- выйся.

Радуйся, Пресвятую Троицу присно вели­чающий.

Радуйся, в ризах белых Агнцу Божию предстоящий.

Радуйся, обилием веселия духовнаго пре­исполненный.

Радуйся, в лице святителей Христовых ве­личаемый.

Радуйся, в сонме новомученик россий­ских прославляемый.

Радуйся, о нас пред Господем непостыд­ный ходатаю.

Радуйся, молитв с верою к тебе прибегаю­щих скорый исполнителю.

Радуйся, священномучениче Серафиме, веры Православныя пламенный поборниче.

О священномучениче Серафиме, всерос­сийский светильниче и воине Христов добро- победный, венцем мученичества от Господа увенчанный! Не забуди стадо твое и умоли Вла­дыку Христа в любви к Православию нам утвердитися, в вере укрепитися и вечныя из- бавитися муки, да с тобою воспеваем Ему: Аллилуиа.

Сей кондак глаголи трижды.

Посем икос г. Ангельскому служению. и кондак 1: Избранный архиерею.

Саровскому чудотворцу тезоименит быв, теплую любовь к нему имел еси, писаньми своими подвиги и чудеса того миру возвестив, верныя к его прославлению подвигл еси и благодарствен- наго посещения самаго Преподобнаго сподобился еси. С нимже ныне, священномучениче Серафиме, в Небесных чертозех водворяяся, моли Христа Бога серафимския радости нам причастником быти.

Молитва ко священномученику Серафиму

О великий и пречудный угодниче Христов, священномучениче Серафиме! Приими ныне нашу смиренную песнь благодарения и умоли Все­держителя Бога, в Нераздельней Троице прослав- ляемаго, низпослати нам мир и благоденствие, да сохранится от разорения держава наша. Любовию и мудростию твоею люди российстии к единению соборному приведи и от ересей и расколов огради. Силою ходатайства твоего терпение в скорбех и болезнех нам низпосли. О всехвальный святителю Христов! Испроси у Всемилостиваго Бога подати нам прежде конца покаяние, да сподобимся с тобою зрети лица Его доброту неизреченную, вос- певающе Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.

Оглавление

Предисловие ко второму изданию. 3

Что каждый из нас может сделать для

восстановления своего здоровья. 18

Советы при острых состояниях. 25

При высокой температуре. 25

При повышении давления. 26

При варикозном расширении вен. 27

При сахарном диабете. 28

При головных болях. 29

При гастрите. 30

При остеохондрозе. 30

О препарате Декарис. 31

Духовная сторона вопроса. 32

Приложение 1.О Чичагове и его методе. 34

Приложение 2. Общие рекомендации

для оздоровления организма. 43

Приложение 3. Основные принципы и

рекомендации из лечебной системы. 45

Приложение 4. Продукты, рекомендуемые

к употреблению. 47

Приложение 5. Продукты, не рекомендуемые

к употреблению. 51

Приложение 6. “Я лечился у Ксении Павловны”. 54

Приложение 7. Краткие советы для приступающих к оздоровлению организма 56

Приложение 8. Особенности взгляда сщмч Серафима на причины болезней и их лечение……………………….………………………..57

Акафист священиомученику Серафиму (Чичагову), митрополиту Петроградскому…………………………….59

Издательство “Благословение”, ООО “Техинвест-3″101000, г. Москва, ул. Маросейка, д. 4/2 Оптовые поставки книг: тел.: (495) 623-78-22, 623-81-50; факс: (495) 628-10-51;

e-mail: blagoslovenie3@mail.ru, blagoslovenie@rambier.ru, www.blagoslovenie.ru

В города, отдаленные от Москвы, книги в розницу можно

заказать по тел.: 8-965-140-93-10, или через интернет-магазин “Мудрый травник” www.travnik.umi.ru

Формат 60×90/16. Бумага газетная. Отпечатано в ООО “Вторая типография” 140004, г. Люберцы Московской обл., 1-ый Панковкий пр-д, д.1

Мало кто знает, что священномученик Серафим (Чичагов) имел медицинское образование и был практикующим врачом. Его медицинская система оздоровления человека во многом уникальна. Ключевым элементом системы является создание условий для организма, при которых он сам мобилизует резервы для борьбы с болезнью.

Особенность методики в том, что она направлена не на лечение внешнего проявления болезни, а на устранение первопричины заболевания. Другой особенностью методики является её простота и доступность для любого человека. Во второй части книги содержатся практические рекомендации о лечении конкретных заболеваний по этой методике. Эта методика прошла многолетнюю апробацию.

Книга составлена по двум выступлениям врача-практика Ксении Павловны Кравченко, которая имеет более чем двадцатилетний опыт лечения больных по данной методике. Заслугой её является восстановление исторической справедливости в отношении свщмч. Серафима (Чичагова), имя которого как врача оказалось незаслуженно забыто. В задачу книги входит донесение информации о свщмч. Серафиме и его методике лечения в форме, понятной любому человеку.

Следует отметить, что данная методика не является альтернативой традиционной медицинской науке и не отвергает возможность использования многих достижений традиционной медицины. Данная система лечения, как и любая другая, имеет своих ревнителей, но не выдается как единственно правильная во всех случаях. Автор книги предлагает глубоко изучить изложенный подход к лечению, не отвергая огульно всего изложенного здесь.

Рекомендуется лечиться по данной системе под наблюдением специалиста и не заниматься самолечением.

Мы благодарны автору книге за то, что она старается ввести методы оздоровления организма по системе владыки Серафима Чичагова в официальную медицину. Очень хорошо, если забытой методикой заинтересуются медики и студенты и если несправедливо забытая система обретет вторую жизнь.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Владыка Серафим Чичагов. Из рода Серафимов

Долгую жизнь даровал ему Господь, даже до восьмидесяти лет, ведь «долгота дней человека» в том, чтобы он «любил Господа Бога, слушал глас Его и прилеплялся к Нему» (Втор.30:19,20). Владыка Серафим действительно крепко любил Бога, верно служил Ему и во всем слушался Его. И не устрашился и не убоялся он, когда пришёл страшный час смертной муки за Христа, ведь хорошо помнил пророческие слова:

Читайте также:  14 самых сильных молитв Богородице

«Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр.2:10).

11 декабря на полигоне в подмосковном поселке Бутово по традиции соберется множество людей. Из года в год спешат они сюда для того, чтобы почтить память одного из самых выдающихся пастырей Русской Православной Церкви XX века – Серафима (Чичагова), митрополита Петроградского. Этот день – дата его расстрела…

Плоды жизни митрополита Серафима были настолько значительны, что в другой стране ему поставили бы памятник. В СССР он был оклеветан и объявлен «врагом народа». Но время все расставило по местам.

Пути Господни неисповедимы. Когда Леониду Михайловичу Чичагову было лет 30, никто не мог бы предположить, что он может стать священником. В то время он был блестящим офицером, настоящим «светским львом». Потомок двух известнейших адмиралов, дворянин, внешне он мало чем отличался от молодых людей своего круга – имел со вкусом обставленный дом, элегантный выезд, красавицу-жену, посещал театры и балы.

Прекрасно образованный, владевший иностранными языками, он находил удовольствие в занятии живописью и музыкой и для многих, кто знал его не близко, было открытием, что Чичагов является одним из лучших в России специалистов в области военной истории, автором капитального труда по артиллерии.

Ещё большее удивление вызывало то, что на протяжении многих лет он разрабатывал собственную систему лечения лекарствами растительного происхождения. Стимулом к занятию медициной послужило то, что, будучи участником войны на Балканах, Чичагов стал свидетелем страданий тысяч раненных. Его метод был описан в 2 томах фундаментального исследования «Медицинские беседы».

При его безупречной службе, учитывая его высокие награды – десять российских и иностранных орденов – ему прочили высшие государственные степени. Но в возрасте 34 лет Леонид Чичагов, только что возведенный в чин полковника, ошеломил Петербург решением выйти в отставку…

Призыв Божий

Причина такого поворота была скрыта от посторонних. Пройдя через «горнило войны», Леонид Михайлович вернулся в Петербург другим человеком.

Митрополит Серафим (Чичагов)

В поисках ответа на вопрос: «Как жить по божьему, по христиански», он пришел к выдающемуся духовному наставнику – отцу Иоанну Сергиеву. Беседа с кронштадтским пастырем произвела на него настолько сильное впечатление, что с того времени все жизненно-важные решения Леонид Чичагов принимал лишь по его благословению.

Иоанн Кронштадтский открыл ему и его будущее призвание – путь священства. А через несколько лет во время поездки Леонида Михайловича в Серафимо-Дивеевский монастырь, прозорливая монахиня вдруг обратилась к нему со словами: «А рукова-то у тебя поповские, даже, пожалуй, митрополичьи». И вот, в 37 лет в Москве, вдали от привычной суеты столицы, Леонид Михайлович вступил на стезю приходского священника.

Высший свет не понял и не разделил его устремления. В глазах людей «мира сего» переход из аристократического сословия в духовное был делом немыслимым.

На рубеже веков духовенство не пользовалось в России таким признанием, как в прежние времена. Наступала эпоха «материализма», научные открытия в области естественных наук, казалось, опровергали сложившуюся систему представлений об устройстве мира, и не многим хватало тогда мудрости соотносить их с духом христианского вероучения в том духе, как советовал это Преподобный Нектарий Оптинский: «чтобы вера не препятствовала научности, а научность не мешала вере».

Но повсеместное упование на прогресс имело неутешительные последствия. Общество, терявшее нравственные основания, освященные непреложностью евангельских заповедей, было увлечено культурой упадка и разного рода социальными теориями, чреватыми расколом национального и государственного единства.

В предреволюционное время такие люди, как Иоанн Кронштадтский и отец Леонид Чичагов были исключением. С амвонов во время проповедей они открыто призывали современников взыскать Бога, обрести покой и чистую совесть через покаяние и исполнение евангельского закона любви.

Итак, поступок Леонида Михайловича Чичагова требовал определённого мужества. Поначалу его не понимали даже домашние.

«Ходить достойно своего звания»

Сделав важнейший выбор, о. Леонид Чичагов приложил все усилия к тому, чтобы послужить Церкви данными ему талантами. Первые награды, полученные им, были даны ему «за усердную заботу об украшении придельной церкви во имя апостола Филиппа, что при Синодальной церкви Двенадцати апостолов в Кремле».

Митрополит Серафим (Чичагов)

Первый год службы оказался для о. Леонида осложнен личным испытанием – тяжело заболела его супруга, матушка Наталия. В 1895 г. её не стало – близкого человека, матери четырех дочерей. В тот тяжелый для него период с болью помогала справиться музыка. Когда в начале 90-х годов в Российском Фонде культуры впервые были исполнены музыкальные сочинения Священномученика Серафима (Чичагова), все были потрясены, настолько это было прекрасно.

Но в первые годы служения о. Леонид навыкал церковному послушанию. Возложенные на него поручения требовали по большей части обязательности, а не творчества. Было время, когда он служил в церкви Святителя Николая на Старом Ваганькове, которая окормляла артиллерийские части и учреждения Московского военного округа.

Но одновременно он открыл для себя и новую стезю, обратившись от привычной для него военной – к церковной истории. Добросовестно изучал он документы, и вот, из под его пера выходят замечательные описания истории Серафимо-Дивеевского и древнего Спасо-Ефимьего монастыря в Суздале, Зосимовой пустыни, и главный его труд – «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря».

Собранные им материалы о жизни и духовном подвиге Преп. Серафима Саровского – воспоминания Мотовилова, многочисленные свидетельства о помощи по молитвам к старцу – послужили основанием для канонизация святого, т.е. установления официального почитания в церкви. Благословение на этот труд о. Леонид Чичагов получил от одной из дивеевских стариц, блаженной Паши, приветствовавшей его словами:

Святой священномучениче Серафиме, моли Бога о нас!

СВЯЩЕННОМУЧЕНИКУ СЕРАФИМУ
Тропарь, глас 5

Воинство Царя Небеснаго / паче земнаго возлюбив, / служитель пламенный Святыя Троицы явился еси, / наставления Кронштадтскаго пастыря в сердце своем слагая, / данная ти от Бога многообразная дарования / к пользе народа Божия преумножил еси, / учитель благочестия / и поборник единства церковнаго быв, / пострадати даже до крове сподобился еси, / священномучениче Серафиме, / моли Христа Бога / спастися душам нашим.

Кондак, глас 6

Саровскому чудотворцу тезоименит быв, / теплую любовь к нему имел еси, / писаньми твоими подвиги и чудеса того миру возвестив, / верныя к его прославлению подвигл еси / и благодарственнаго посещения / самаго преподобнаго сподобился еси. / С нимже ныне, священномучениче Серафиме, / в Небесных чертозех водворяяся, / моли Христа Бога / серафимския радости нам причастником быти.

Молитва священномученику Серафиму (Чичагову), митрополиту Петроградскому

О, вели́кий и пречу́дный уго́дниче Христо́в, священному́чениче Серафи́ме! Приими́ ны́не на́шу смире́нную песнь благодаре́ния и умоли́ Вседержи́теля Бо́га в Неразде́льней Тро́ице прославля́емаго низпосла́ти нам мир и благоде́нствие, да сохрани́тся от разоре́ния держа́ва на́ша. Любо́вию и му́дростию твое́ю лю́ди росси́йстии к едине́нию собо́рному приведи́ и от ересе́й и раско́лов огради́. Си́лою хода́тайства твоего́ терпе́ние в ско́рбех и боле́знех нам низпосли́. О, всехва́льный святи́телю Христо́в! Испроси́ у Всеми́лостиваго Бо́га пода́ти нам пре́жде конца́ покая́ние, да сподо́бимся с тобо́ю зре́ти лица́ Его́ добро́ту неизрече́нную, воспева́юще Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки. Ами́нь.

Священномученик Серафим Чичагов

В годы тяжёлых испытаний для Православной Церкви и христианского духа в русской земле воссияли истинные подвижники веры. Люди, подобные священномученику Серафиму Чичагову, служили примером стойкости и смирения. Деятельность митрополита Серафима вносила покой в христианские души и смятение в сердца гонителей.

Биография

Митрополит Серафим — уникальная личность, в которой объединились лучшие черты образованного аристократа и глубоко верующего православного христианина. Вся его светская и церковная деятельность была направлена на помощь нуждающимся людям и защиту православия.

Образование

Будущий святитель родился в 1856 г. в семье потомственных военных Чичаговых. Его отец Михаил Никифорович дослужился до звания полковника артиллерии. Представители дворянского рода приумножили славу семьи и Отечества на ниве военного дела и исследовательской деятельности в северных водах.

Маленького Леонида крестили в одном из приходских храмов российской столицы. В десятилетнем возрасте он потерял отца, но мать — Мария Николаевна — воспитывала своих детей в духе семейных традиций, что предопределило его выбор военной карьеры.

Образование мальчика началось в Первой Санкт-Петербургской классической гимназии. С 1870 по 1875 гг. обучался в Пажеском корпусе. По окончании престижного у дворян учебного заведения юноша получает военное звание подпоручика и отправляется в действующую армию. Одновременно с этим он становится слушателем Михайловской артиллерийской академии.

Военная служба

Военная карьера Леонида Михайловича началась в 1-й конно-артиллерийской бригаде. К началу русско-турецкой войны он находился в звании подпоручика. Во время военных действий проявил себя храбрым и смелым воином, за что получил множество русских и зарубежных наград. Талантливый аристократ быстро поднимался по карьерной лестнице, дослужившись к 35 годам до звания полковника.

Блестящий офицер проявлял себя не только на военном деле, но и в научно-литературном поприще. Он подготовил для печати биографии своих знаменитых родственников адмиралов, а также фундаментальный труд «Медицинские беседы», который обобщал его изыскания в области лечения заболеваний при помощи лечебных трав. К написанию труда его подтолкнули страшные картины человеческих страданий в годы войны на Балканах.

Начало духовного пути

Пережив военные действия Леонид понял, что военная карьера тяготит его. Он стал задумываться о возможности принятия духовного пути. Этими мыслями он поделился со своим духовником — отцом Иоанном Сергиевом, известным в истории православия под именем Иоанн Кронштадтский. Священник благословил мужчину на принятие священнического сана.

В 1890 г. полковник Чичагов ушёл в отставку и переехал вместе с семьёй в Москву. Его решение было неоднозначно воспринято ближайшими родственниками. Супруга, урождённая Наталья Николаевна Дохтурова, согласилась поддержать мужчину только после откровенной беседы с Иоанном Кронштадтским, который поведал ей, что Леонида Михайловича ждёт великая судьба.

В течение 3 лет мужчина самостоятельно изучал богословские науки и готовился к принятию сана. Долгожданное событие свершилось в феврале 1893 г. Радость была омрачена тяжёлой болезнью матушки Натальи. Она скончалась в начале 1895 г. Отец Леонид привёз её тело в Дивеевскую обитель и похоронил с благословения настоятельницы на местном кладбище. С этого времени он стал частым посетителем святого места.

В 1896 г. отец Леонид становится настоятелем храма во имя святого Николая Чудотворца в Старом Ваганькове. Небольшая церковь пустовала в течение 30 лет и находилась в обветшавшие состоянии. На собственные средства священник восстановил здание, часть внутренних росписей которого сделал собственными руками.

Интересно! В это же время он занялся написанием духовной музыки и приступил к главному труду своей жизни — составлению «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря».

«Летопись» была написана под впечатлением от разговора с блаженной старицей Пашей, лично знакомой с саровским чудотворцем. Она передала священнику слова дивеевского основателя о необходимости ходатайства перед государем об открытии его мощей и прославлении. Священник Леонид решил, что император Николай, являвшийся большим любителем духовной литературы, непременно оценит его труд и примет решение о канонизации преподобного мужа.

Монашество

Подробное знакомство с жизнью преподобного отца Серафима Саровского побудило священника принять ионическое служение. В 1898 г., после принятия пострига и имени Серафим, мужчина вступил в Троице-Сергиеву монашескую общину.

Вскоре он был назначен настоятелем Суздальского Евфимиева монастыря и возведён в сан архимандрита. Он занялся восстановлением старинной обители и параллельно выполнял обязанности благочинного монастырских владений Владимирской епархии.

Одним из важнейших дел этого периода жизни отца Серафима является подготовка прославления преподобного Серафима Саровского. После множества необходимых процедур и оживленной полемики в Священном Синоде было принято решение о канонизации основателя Дивеевского монастыря. Настоятелю Евфимиевой обители была поручена подготовка торжественных мероприятий, которые прошли в середине июля 1903 г. Он подготовил подробный церемониал открытия мощей и написал житие святого мужа.

Интересно: святитель Серафим Чичагов вспоминал, что однажды после радостного события, ему явился саровский чудотворец и благодарил за его труд. Божий угодник спросил, чем он может отблагодарить своего собрата и, получив в ответ просьбу всегда быть рядом со старцем, благожелательно улыбнулся и исчез. Это событие во многом определило дальнейшую судьбу монаха.

Архиерейское служение

В 1904 г. архимандрита Серафима назначили главой Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря. На этой должности он пребывал в течение года.

В конце апреля 1905 г. он был хиротонисан в епископа и отправлен для служения на Сухумскую кафедру. Он принял Иверскую землю в трудное время революционного подъёма, когда усилились течения еретиков и безбожников.

Архиерей приложил много усилий для противоборства им и очищения церковных рядов. Активная деятельность и принципиальная позиция импонировала членам Священного Синода. Через год сподвижника поставили во главе Орловской и Севской кафедры. Руководитель епархии приложил много усилий для возрождения духовной жизни во всех приходах вверенной ему епархии.

Он считал, что основой стабильной епархиальной жизни является развитие приходских общин, которые должны выполнять не только духовные и административно-хозяйственные функции, но и решать вопросы просветительского, социального и нравственного характера.

Важно! Главную роль в их организации отец Серафим отводил епископам и епархиальным священнослужителям, которые своим жертвенным подвигом и активной деятельностью должны укреплять дух и веру мирян.

Активная деятельность орловского архиерея послужила основанием для его назначения членом Святейшего Синода. При этом его перевели на Кишиневскую церковную кафедру. Прибыв в Бессарабию, епископ обнаружил полный упадок церковной жизни, возникший вследствие попустительства священнослужителей, стремящихся к занятию ключевых постов в епархиальной иерархии, а не к служению на вверенных приходах. Архиерей сосредоточил свои усилия на следующих мероприятиях:

  • созданию и укреплению приходских общин;
  • возрождение традиций строгой литургической жизни среди местного духовенства;
  • церковное просвещение мирян и клира.

Читайте также:  Канон, тропарь и кондак святому апостолу Иакову Алфееву

В 1912 г. заслуги Кишиневского епископа были отмечены главой государства, с разрешения которого отец Серафим Чичагов получил сан архиепископа.

Деятельный священник участвовал и в общественно-политической жизни страны. Его дворянское происхождение определило направление его общественной деятельности. С 1905 г. он являлся активным участником Русского Собрания — старейшей монархической организации Российской Империи.

В марте 1914 г. архиепископ Серафим Чичагов занял должность главы Тверской и Кашинской епархии. В годы Первой мировой войны он ежедневно молился о победе русских воинов, организовывал госпитали для раненных солдат, приюты для осиротевших детей. Революционные события 1917 г. были встречены епархиальным главой отрицательно.

Но, оставаясь сторонником строго иерархического подчинения, он подчинился решению Священного Синода, поддержавшего Временное правительство. Позиция тверского архиерея настроила против него новые власти, при содействии которых участники местного епархиального съезда вынесли решение отстранить отца Серафима от управления епархией.

Решение было принято с минимальным перевесом голосов, при этом не учитывалось мнение членов 34 монашеских общин епархии, единодушно поддержавших архиерея. Синод продолжал считать сподвижника истинным главой епархии, но после большевистского переворота тверской совет рабочих и крестьянских депутатов вынес решение о высылке архиепископа с тверской земли.

В начале 1918 г. архиепископ Серафим Чичагов был назначен главой Варшавской православной епархии с возведением в сан митрополита. Но политическая и военная обстановка помешала святителю выехать на место нового назначения. Он поселился в Черниговском скиту, расположенной недалеко от Троице-Сергиевой Лавры.

Владыка спокойно жил в подмосковном городе до 1921 г. Но он был слишком уважаемым человеком и значимой фигурой в церковной иерархии, чтобы избежать советских репрессий. Против него было сфабриковано уголовное дело, в котором священника обвиняли в потенциальной антисоветской пропаганде в случае его выезда на Варшавскую кафедру.

В сентябре митрополит был помещён в Таганскую тюрьму. Его дочери просили смягчить участь престарелого монаха. Его отпустили в январе 1922 г., но уже в апреле вновь арестовали и отправили в ссылку в Архангельскую губернию.

В апреле 1923 г. владыке разрешили вернуться в Москву, но жизнь в суровом северном крае сильно подорвала старческое здоровье. Старец спокойно жил в столице, не участвуя в церковных и общественных событиях.

Новый арест произошёл через год. Престарелого священника обвиняли в подготовке и участии в канонизации преподобного Серафима Саровского. Его заставили давать разъяснения относительно событий двадцатилетней давности и заключили под стражу. За освобождение митрополита просил лично патриарх Тихон.

Прошение было проигнорировано, тем не менее священника освободили в июле 1924 г. Одновременно с этим всем православным церковным архиереям было приказано покинуть советскую столицу. Отец Серафим поселился в Воскресенско-Феодоровском женском монастыре, расположенном недалеко от города Шуя.

Интересно: находясь в отдалённом монастыре на покое, активный священник занимался устроением монастырского хора, написанием духовной музыки и святых изображений.

Последние годы жизни

В 1928 г. священнослужитель был призван для управления Ленинградской кафедрой. Он был возведён в сан митрополита. Владыка выступал за признание церковной власти патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия Страгородского и призывал к преодолению иосифлянского раскола. Старец лично проводил еженедельные воскресные службы и проповеди в разных городских приходах.

Благодаря его деятельности к 1933 г. в Ленинграде осталось всего два храма, поддерживающих митрополита Иосифа. На время правления митрополита Серафима пришлось время начала массового разорения и закрытия храмов.

В октябре 1933 г. владыка Серафим был отправлен на покой. Он поселился в Подмосковье на станции Удельная, где арендовал несколько комнат в дачном домике. С ним жили две монахини Воскресенского Феодоровского монастыря, которые в течение 7 лет сопровождали и помогали владыке.

Последние годы священника были наполнены покоем, который омрачали лишь физические болезни. Но уважаемого в народе батюшку не могли оставить в покое советские власти. В ноябре 1937 г. его арестовали по обвинению в контрреволюционном монархическом заговоре. В Таганскую тюрьму старика привезли в машине скорой помощи и заносили на носилках.

82-летний монах не признал ни одного обвинения. В декабре он был приговорён к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение 11 декабря на печально известном полигоне в подмосковном Бутово. Похоронили святителя здесь же в неизвестной могиле.

Канонизация и память

В год празднования тысячелетия крещения Руси с отца Серафима были сняты все обвинения, он был полностью реабилитирован. После падения советского режима внучка святителя — Варвара Васильевна, в 1994 г. принявшая монашеский постриг под именем Серафима, занялась подготовкой материала для его канонизации.

Через 50 лет после мученической кончины один из самых уважаемых архиереев русской церкви начала XX века был причислен к лику святых. Соответствующее решение было принято собором архиереев Русской Православной Церкви. Одновременно с этим были утверждены тропарь, кондак и иконография священномученика.

Во имя митрополита Петроградского освящены три храма в следующих населённых пунктах:

  • район Южное Бутово (г. Москва);
  • город Лобня (Московская область);
  • город Санкт-Петербург (епархиальное управление).

Труды

Серафим Чичагов оставил после себя богатое духовное наследие. Его основу составляют следующие литературные произведения:

  • Архив адмирала П. В. Чичагова;
  • Дневник пребывания императора Александра II в Дунайской армии 1877–1878 г.;
  • Медицинские беседы;
  • Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губернии Ардатовского уезда;
  • Житие преподобного Серафима, Саровского чудотворца.

Также известны два иконописных произведения, написанных святителем:

  • Христос в белом хитоне;
  • образ Серафима Саровского, молящегося у камня.

Помимо этого, деятельный монах являлся автором нескольких духовных музыкальных произведений.

Система оздоровления организма

С именем священномученика Серафима, митрополита Петроградского, связывают систему оздоровления организма. Её популяризатором является Ксения Кравченко. Она утверждает, что эта система была разработана священнослужителем, якобы имевшим медицинское образование.

Но биографы митрополита утверждают, что его именем прикрывается дилетант, не имеющий представления о медицине и использующий в своей работе сомнительные методы, угрожающие здоровью людей. Они отмечают, что «Медицинские беседы» — были трудом актуальным для своего времени и развития научных знаний об организме человека.

Важно! Богословы и медики призывают людей с осторожностью относиться к рекомендациям госпожи Кравченко.

Священномученик Серафим Чичагов — один из самых уважаемых священнослужителей Православной Церкви. Он был твердым поборником чистоты православия и подчинения строгому иерархическому устройству Русской Церкви. Существует легенда, что его мученическая смерть и канонизация были предопределены ещё в 1903 г., после видения преподобного Серафима Саровского.

6 фактов о митрополите Серафиме (Чичагове)


память 11 декабря/28 ноября

«…В то время, когда он учился в семинарии, разрешалось иметь второе образование, и отец Серафим как вольнослушатель посещал медицинский институт, где параллельно с духовным получал медицинское образование»

1. Мало кто знает о медицинском образовании митрополита Серафима

А все потому, что медицинского образования владыка не имел. В это нелегко поверить, когда берешь в руки два увесистых тома его «Медицинских бесед» – обстоятельнейшей книги с изложением оригинальной системы лечения болезней человека (не имеющей, к слову, ничего общего с содержимым книжонки в мягкой обложке). Удивительно, как человек, освоивший медицину самоучкой, смог прочесть и проработать горы специальной литературы – от античных трактатов и рукописных народных лечебников до новейших монографий зарубежных профессоров! И, тем не менее, во время учебы в семинарии будущий владыка не получал никакого второго образования. И не мог получить. Потому что этот выдающийся церковный деятель и энциклопедически образованный богослов… никогда не учился в семинарии.

2. Потомственный военный и подлинный аристократ, Леонид Михайлович Чичагов закончил элитное учебное заведение – Императорский Пажеский корпуc.

И в молодости сделал блестящую военную карьеру, достойную своих именитых предков – адмиралов и министров. Впрочем, сам Леонид Михайлович воспринимал это поприще как стезю испытаний и скорбей. Впоследствии он говорил, что именно скорби убедили его в необходимости «проложить себе жизненный путь собственным трудом и многолетним учением». Сила этого убеждения и незаурядные дарования молодого офицера определили необычную разносторонность его интересов. К 35 годам он полковник артиллерии, кавалер 12 российских и иностранных орденов, автор нескольких военно-исторических произведений (книга «Дневник пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии в 1877 г.» выдерживает три издания)… и – что было уж совсем необычным в конце просвещенного XIX века – состоявшийся врач-самоучка с обширной медицинской практикой. И вот, неожиданно для своих близких он выходит в отставку и начинает самостоятельное изучение богословских наук для подготовки к принятию священства.

3. Выдающийся вклад святителя в дело церковного прославления его любимого святого – преподобного Серафима Саровского

Многие читали самое значительное литературное произведение Серафима (Чичагова) – «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Но не многие помнят, что многолетняя работа над «Летописью» и труды по организации торжеств прославления преподобного осуществлялись в «свободное время» от основных церковных послушаний иерея Леонида – впоследствии архимандрита Серафима. Мало кто знает, сколько сил положил будущий святитель на восстановление обветшавших храмов и обителей, на наведение образцового порядка во всех местах своего служения. На стенах Храма Святителя Николая в Старом Ваганькове (одного из московских храмов, отреставрированных на личные средства настоятеля иерея Леонида Чичагова) до наших дней сохранились изображения евангелистов, написанные лично отцом Леонидом. Да, будущий святитель был еще и прекрасным иконописцем; в московском храме Илии Обыденного можно увидеть два замечательных образа его письма.

4. Епископ (а затем – архиепископ) Серафим Чичагов был одним из самых ревностных энтузиастов возрождения жизни приходов Российской Церкви

«Бью набат, стремясь к скорейшему возрождению приходской жизни… Трудно поднимать духовенство, но мир поможет, если епископы будут жертвовать собой» – писал владыка Серафим. Заслуживает самого пристального внимания его «Обращение к духовенству Тверской епархии по вопросу о возрождении приходской жизни» – обстоятельный программный документ, актуальность которого лишь возросла в наши дни. Немногие слышали о том, как своеобразно «отблагодарила» святителя за труды его паства. Весной 1917 года по России прошла волна епархиальных съездов духовенства и мирян; в Твери такой съезд предпринял попытку радикального переустройства епархиального управления… и отстранил от власти преосвященного Серафима, не скрывавшего своего отрицательного отношения к произошедшим в стране переменам и пользовавшегося прочной репутацией монархиста и «черносотенца». Кстати, вполне заслуженной репутацией – в предреволюционные годы владыка искренне участвовал в деятельности национально-патриотических организаций. Вот как сам он формулировал смысл этой деятельности, обращаясь к членам «Союза русского народа»: «…Сзывайте же народ на мирную борьбу с распространившемся злом в Отечестве, на защиту веры православной, для объединения под сенью храмов, и тогда он на своих могучих плечах высоко поднимет Помазанника Божия, Русского Царя, и снова воссияет сила русская, создавшая великое государство не многочисленным войском, не золотом, а единственно крепкой верой в Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа».

5. Последний «титул» владыки Серафима – митрополит Ленинградский

А многие ли хоть раз задумались о вопиющем внутреннем противоречии этого словосочетания – соединения имени святителя Серафима с названием города Ленина? Мало кто знает, что 72-летний митрополит, живший на покое после череды арестов и ссылок, был вновь призван к архиерейскому служению в условиях серьезного кризиса центральной церковной власти, когда большинство ленинградских приходов вышло из подчинения Заместителю патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию. Принимая назначение на ленинградскую кафедру, святитель мог бы, наверное, повторить слова, сказанные им почти четверть века назад при епископской хиротонии: «Когда… во мне открылось сознание, что Сам Господь требует от меня такой перемены в пути ради Его Божественных целей, что это необходимо для всей моей будущей жизни, для предназначенных мне еще испытаний и скорбей, для моего сораспятия Христу, – то несмотря ни на какие препятствия, поставленные мне миром, я исполнил святое послушание». Годы служения святителя на Ленинградской кафедре совпали с началом разгрома Православной Церкви в Советском Союзе. При преосвященном Серафиме прошла первая волна массового закрытия приходских храмов Ленинграда и была фактически ликвидирована монашеская жизнь в городе.

6. Мученическая кончина святителя на полигоне НКВД в Бутово

Но можно ли объяснить смысл ареста тяжело больного и почти обездвиженного старика, для доставки которого в Таганскую тюрьму потребовались носилки и машина «скорой помощи»? Не признавший своей вины, не назвавший на допросах ни одного имени, митрополит был расстрелян 11 декабря 1937 года. Ближайшие родственники так и не узнали дату его смерти и место захоронения. Но, говорят, что они верили в связь мученической кончины владыки с одним чудесным событием, произошедшим в 1902 году. Святитель сам описал это событие в частном письме: «…я сидел в своей комнате в одном из дивеевских корпусов и радовался, что закончил, наконец, труднейший период собирания и написания материала о преподобном Серафиме, и увидел его как живого. У меня ни на минуту не мелькнуло мысли, что это видение – так все было просто и реально. Но каково же было мое удивление, когда батюшка Серафим поклонился мне в пояс и сказал: «Спасибо тебе за летопись. Проси у меня все, что хочешь за нее». С этими словами он подошел ко мне вплотную и положил свою руку мне на плечо. Я прижался к нему и говорю: «Батюшка, дорогой, мне так радостно сейчас, что я ничего другого не хочу, как только всегда быть около Вас». Батюшка Серафим улыбнулся в знак согласия и стал невидим».

Использованы материалы журнала «Фома»

Величание священномученику Серафиму (Чичагову), митрополиту Петроградскому

Велича́ем тя,/ священному́чениче Серафи́ме,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ ты бо мо́лиши за нас// Христа́ Бо́га на́шего.

Молитва священномученику Серафиму (Чичагову), митрополиту Петроградскому

О, вели́кий и пречу́дный уго́дниче Христо́в, священному́чениче Серафи́ме! Приими́ ны́не на́шу смире́нную песнь благодаре́ния и умоли́ Вседержи́теля Бо́га в Неразде́льней Тро́ице прославля́емаго низпосла́ти нам мир и благоде́нствие, да сохрани́тся от разоре́ния держа́ва на́ша. Любо́вию и му́дростию твое́ю лю́ди росси́йстии к едине́нию собо́рному приведи́ и от ересе́й и раско́лов огради́. Си́лою хода́тайства твоего́ терпе́ние в ско́рбех и боле́знех нам низпосли́. О, всехва́льный святи́телю Христо́в! Испроси́ у Всеми́лостиваго Бо́га пода́ти нам пре́жде конца́ покая́ние, да сподо́бимся с тобо́ю зре́ти лица́ Его́ добро́ту неизрече́нную, воспева́юще Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки. Ами́нь.