2 молитвы иконе Божией Матери «Державная»

Икона Богородицы « Державная »

Празднование:

История

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая «Дер­жав­ная», яви­ла се­бя рус­ско­му пра­во­слав­но­му на­ро­ду 2/15 мар­та 1917 го­да — в день от­ре­че­ния от пре­сто­ла им­пе­ра­то­ра Ни­ко­лая II, бу­ду­ще­го цар­ствен­но­го стра­сто­терп­ца, — в се­ле Ко­ло­мен­ском близ Моск­вы.
Некой кре­стьян­ке Ев­до­кии Адри­а­но­вой, жи­тель­ни­це де­рев­ни Пе­ре­рвы, бы­ло три­жды во сне от­кры­то, что есть по­за­бы­тый об­раз Бо­го­ро­ди­цы, через ко­то­рый от­ныне бу­дет яв­ле­но небес­ное по­кро­ви­тель­ство Ца­ри­цы Небес­ной рус­ско­му на­ро­ду. Она яс­но слы­ша­ла сло­ва: «Есть в се­ле Ко­ло­мен­ском боль­шая чер­ная ико­на, ее нуж­но взять, сде­лать крас­ной, пусть мо­лят­ся».
На­сто­я­тель хра­ма в Ко­ло­мен­ском, отец Ни­ко­лай Ли­ха­чев, к ко­то­ро­му об­ра­ти­лась Ев­до­кия, не стал пре­пят­ство­вать, и они вме­сте осмот­ре­ли все ико­ны, на­хо­див­ши­е­ся в церк­ви. Не най­дя ни­че­го по­хо­же­го в хра­ме, отец Ни­ко­лай пред­ло­жил по­смот­реть ико­ны в под­ва­ле церк­ви, по раз­ным при­чи­нам сло­жен­ные там, сре­ди ко­то­рых и вы­бра­ли са­мую боль­шую, по­кры­тую ве­ко­вой пы­лью. Очи­стив ико­ну от пы­ли, они к сво­е­му удив­ле­нию уви­де­ли изо­бра­же­ние Бо­жи­ей Ма­те­ри, си­дя­щей на троне. По ме­ре при­ве­де­ния ико­ны в по­ря­док об­на­ру­жи­лось, что Мла­де­нец-Хри­стос на ко­ле­нях Бо­жи­ей Ма­те­ри про­стер бла­го­слов­ля­ю­щую ру­ку. В од­ной ру­ке Вла­ды­чи­ца дер­жа­ла ски­петр, в дру­гой — дер­жа­ву (зна­ки цар­ской вла­сти над ми­ром), на гла­ве Ее бы­ла ко­ро­на, а на пле­чах — крас­ная ман­тия или пор­фи­ра. При необык­но­вен­но су­ро­вом ли­ке Бо­го­ма­терь на иконе име­ла цар­ствен­ный вид — все ука­зы­ва­ло на то, что Вла­ды­чи­ца от­ныне при­ни­ма­ет на се­бя осо­бое по­пе­че­ние о мно­го­стра­даль­ном рус­ском на­ро­де.
Адри­а­но­ва сра­зу при­зна­ла ви­ден­ную во сне ико­ну, а свя­щен­ник тот­час же от­слу­жил пе­ред об­ра­зом мо­ле­бен с ака­фи­стом.
Слух о вновь най­ден­ной иконе быст­ро рас­про­стра­нил­ся не толь­ко в се­ле Ко­ло­мен­ском; бо­го­моль­цы сте­ка­лись в цер­ковь Воз­не­се­ния из Моск­вы и дру­гих мест, по­лу­чая от Бо­жи­ей Ма­те­ри бла­го­дат­ную по­мощь. В «Сер­ги­ев­ских лист­ках» опи­са­но при­бы­тие Дер­жав­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в Мар­фо-Ма­ри­ин­скую оби­тель в Москве, где ико­на бы­ла встре­че­на Ве­ли­кой кня­ги­ней Ели­са­ве­той Фе­о­до­ров­ной и дру­ги­ми сест­ра­ми с боль­шим тор­же­ством. Ико­ну для по­кло­не­ния во­зи­ли и в дру­гие церк­ви, а по вос­крес­ным и празд­нич­ным дням она оста­ва­лась в се­ле Ко­ло­мен­ском.
По неко­то­рым све­де­ни­ям, Дер­жав­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри до 1812 го­да пре­бы­ва­ла в Воз­не­сен­ском жен­ском мо­на­сты­ре в Москве. Спа­сая ико­ну от На­по­лео­нов­ско­го раз­граб­ле­ния, ее спря­та­ли в се­ле Ко­ло­мен­ском и, по всей ве­ро­ят­но­сти, за­бы­ли там на 105 лет, по­ка она не яви­ла се­бя в по­ло­жен­ное вре­мя.
Зна­ме­на­тель­но, что свя­той об­раз был об­на­ру­жен в осо­бое вре­мя — в на­ча­ле рус­ско­го ли­хо­ле­тья. Цар­ствен­ный вид ико­ны, ски­петр и дер­жа­ва слов­но под­чер­ки­ва­ют, что Вла­ды­чи­ца при­ня­ла на Се­бя и опе­ку, и окорм­ле­ние вер­ных чад Церк­ви Рос­сий­ской. Зна­ме­на­тель­на и алая пор­фи­ра Бо­го­ма­те­ри, цвет ко­то­рой на­по­ми­на­ет цвет кро­ви.
Служ­ба и ака­фист Дер­жав­ной иконе Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы со­став­ле­ны с уча­сти­ем Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на († 1925).
Ныне эта свя­тая ико­на на­хо­дит­ся в хра­ме Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в Ко­ло­мен­ском, ку­да бы­ла воз­вра­ще­на 27 июля 1990 го­да.

Молитвы

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Державной», глас 4

Гpа́да Сио́нска взыску́юще,/ под Твой покpо́в, Де́ва Чи́стая, днесь пpитека́ем,/ и никто́же возмо́жет на ны,/ я́ко несть гpад си́лен, а́ще не Су́щаго Бо́га,// и несть и́на кpе́пость, а́ще не ми́лость Влады́чицы Де́вы.

Перевод: Града Небесного [Царствия Небесного] ищуще, под Твое покровительство, Дева Чистая, сегодня прибегаем, и никто не сможет нас победить, потому что нет города сильнее, чем Божий (Сущего Бога), и нет другой силы, кроме милосердия Владычицы Девы.

Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Державной», глас 4

А́нгелов ли́цы благогове́йно Тебе́ слу́жат,/ и вся Небе́сныя си́лы немо́лчными гла́сы Тя ублажа́ют,/ Богоpо́дице Де́во;/ усе́pдно мо́лим Тя, Влады́чице,/ да пpебу́дет Боже́ственная благода́ть/ на честне́й ико́не Твое́й Деpжа́вней,/ и светоза́pный луч сла́вы чуде́с Твои́х да нисхо́дит от нея́/ на всех с ве́pою Тебе́ моля́щихся// и вопию́щих Бо́гу: Аллилу́ия.

Перевод: Собрание ангелов благоговейно Тебе служит и все Небесные силы неумолкающими голосами Тебя прославляют, Богородица Дева, усердно молим Тебя, Владычица, да пребудет Божественная благодать на почитаемой иконе Твоей Державной, и светозарный луч славы чудес Твоих да нисходит от нее на всех, с верой Тебе молящихся и взывающих к Богу: «Аллилуйя».

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Державной», глас 8

Взбра́нной Воево́де победи́тельныя пе́сни прино́сим,/ я́ко дарова́ся нам Держа́ва Твоя́, и ничесо́же устраши́мся,/ не от ми́ра бо спасе́ние на́ше,/ но Превознесе́нныя Влады́чицы милосе́рдием огражда́емся/ и тому́ днесь ра́дуемся,// я́ко прии́де Засту́пница на стра́жу земли́ Своея́.

Перевод: Высшей Военачальнице победные песни воспеваем, потому что даровалась нам Сила Твоя, и ничего не побоимся, потому что не от мира спасение наше. И защищаемся милосердием Превознесенной [очень уважаемой] Владычицы и этому сегодня радуемся, потому что пришла Заступница на стражу земли Своей.

Ин кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Державной», глас 8

Взбра́нней Воево́де, Засту́пнице на́шей Держа́вней,/ пе́сни благода́рственныя прино́сим о дарова́нии нам ико́ны Ея́ святы́я,/ е́юже огражда́еми, ничесо́же устраши́мся,/ не от челове́к бо спасе́ние на́ше,/ но Преблагослове́нныя Влады́чицы милосе́рдием./ Те́мже днесь ра́дуемся и пра́зднуем све́тло,// я́ко прии́де Держа́вная на стра́жу земли́ Своея́.

Перевод: Обороняющей Военачальнице, Защитнице нашей Державной, песнопения благодарственные приносим о даровании нам иконы Ее святой, ею же защищаемы, ничего не устрашимся, ибо наше спасение не от людей, но по милосердию Преблагословенной Владычицы. Потому сегодня радуемся и празднуем светло, так как пришла Державная на стражу земли Своей.

Ин кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Державной», глас 8

Избра́нней от всех родо́в Засту́пнице ро́да христиа́нского,/ покро́вом Своея́ бла́гости покрыва́ющей страну́ на́шу правосла́вную,/ благода́рственная пе́ния прино́сим Ти, Влады́чице,/ о явле́нии нам чу́дныя ико́ны Твоея́ Держа́вныя./ Ты же, я́ко Всеми́лостивая Засту́пница всех, с ве́рою к Тебе́ притека́ющих,/ от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти:/ ра́дуйся, Ма́терь Бо́жия Держа́вная,// Засту́пнице Усе́рдная ро́да христиа́нского.

Перевод: Избранной из всего человечества Защитнице рода христианского, покровом Своих благодеяний укрывающей страну нашу православную, благодарственные песнопения приносим Тебе, Владычица, в честь явления нам чудесной иконы Твоей Державной. Ты же, как Всемилостивая Защитница всех, с верой к Тебе приходящих, от всяких нас бедствий освободи, да взываем к Тебе: «Радуйся, Матерь Божия Державная, Защитница Усердная рода христианского».

Величание Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Державной»

Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Богоизбра́нная Отрокови́це,/ и чтим Держа́вный о́браз святы́ни Твоея́,/ и́мже подае́ши ве́лию ми́лость// всем, с ве́рою к нему́ притека́ющим.

Ино величание Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Державной»

Досто́йно есть/ велича́ти Тя,/ Богоро́дице,/ земли́ Ру́сския Цари́цу Небе́сную/ и люде́й правосла́вных/ Влады́чицу Держа́вную.

Молитвы иконе Божией Матери «Державная»

Православные иконы обладают чудесными свойствами, которые не поддаются описанию. Икона Божьей Матери «Державная» относится к таким. Она является одной из самых почитаемых святынь на Руси.

Икона «Державная» выступает символом защиты всех православных христиан от зла. Ее чудотворная сила привлекает миллионы людей. Перед ней молитвы Богородице возносят все, кому нужна помощь и поддержка. Ее просят об избавлении от финансовых проблем, о здоровье родных и близких, молятся об обретении душевного спокойствия, о мире на всей Земле. Любая просьба, высказанная от чистого сердца и с добрыми намерениями, будет услышана. Сейчас эта святыня находится в Казанском храме Коломенского музея-заповедника.

Молитва иконе «Державная» о здравии

«Богородице Дева! Тебе молимся и уповаем на защиту Твою и всемилость. Упаси нас, грешных, от болезней и скорбей душевных и телесных. Дай нам выздоровления скорейшего, нашим чадам, родителям и всем людям, под Небесами находящимся. Уповаем на Тебя, Богоматерь. Испроси у Господа нашего покровительства и помощи, а мы будем молить о вечном прощении и приближении душ к Царствию Небесному. Аминь».

Молитва о милости и мире на Земле

«Святая заступница мира нашего! К тебе взываем! С открытыми сердцами и душами молимся перед ликом святым, уповая на защиту и покровительство. Не дай супостатам разрушить то, что по крупицам собирали мы, наши предки и пращуры. Избавь от лихих войн и захватчиков, вразуми их своей волей. Да не будет на всей Земле браней междоусобных, брат не пойдет на брата, прекратятся насилия и убийства. Да будет покой между ними. Вразуми и наставь на путь грешников сиих, дай ума неразумным, чтобы не оскорбляли они суть человеческую корыстью, злобой, мыслями неуместными. Укрой их от лукавого, что чернит души и не дает покоя. Дай нам чистого неба над головами, чтобы могли мы растить детей своих в мире и покое. Возносим Тебе молитвы наши праведные, от всего народа, каждого верующего. Да будет так во веки веков. Аминь».

Молитва Божьей Матери о любви

«Богоматерь, дева невинная! Во чреве твоем созрел плод и вышел из тебя, даруя нам спасение и милость вечную. Твоя любовь искренняя, вера праведная и нам, грешным, перейдет. Зажги в груди нашей свет любви истинной, светлой и чистой. Ниспошли нам милость свою в поиске суженого, небесами на всю жизнь посланного. Дай нам прожить в мире и благочестии со своими любимыми, дай возможность зачать и родить потомство здоровое. Да принесем мы его Господу на поклон, защиту и покровительство. Пред тобой, «Державная», головы покорно склоняем, прося милости безграничной. Аминь».

Молитва об избавлении от проблем

«Святой милостью Твоей не надышимся, о Пречистая Богородица! Молим тебя о заступничестве. Беды лихие вошли в нашу жизнь незваные, непрошеные. Избави нас от алчности, злобы и зависти. Искорени в душах черноту, нас отравляющую. Да и мы простим всех, нас обидевших. Уповаем на волю Господа, справедливый суд совершающего. В его милости наказать грешников и даровать прощение праведникам. Направь на нас свой взор, помоги своей любовью безграничной, избавь и от долгов, и от мыслей грешных. Аминь».

Каждый просящий должен искренне раскаиваться в своих грехах, быть честным перед собой, ибо несет он ответ перед Господом за все свои деяния. Молитесь не только о себе и своих родственниках, но и обо всех живущих, праведных и грешных. Сила молитвы способна очистить каждое сердце, направить помыслы в нужное русло и дать возможность исцелиться от множества болезней, скорбей и печалей. Желаем вам мира и радости, и не забывайте нажимать на кнопки и

Читайте также:  7 сильных молитв ко Пресвятой Троице

Молитва. Державная икона Божией Матери

Перед Твоей Державною Иконой
Стою я, трепетом молитвенным объят,
И Лик Твой царственный, увенчанный короной,
Влечет к Себе мой умиленный взгляд.
В годину смут и трусости безславной,
Измены, лжи, неверия и зла,
Ты нам явила Образ Твой Державный,
Ты к нам пришла и кротко прорекла:
«Сама взяла Я скипетр и державу,
Сама Я их вручу опять Царю,
Дам царству русскому величие и славу,
Всех окормлю, утешу, примирю».
Покайся ж, Русь, злосчастная блудница…
Омой в слезах свой оскверненный стыд,
Твоя Заступница, Небесная Царица,
Тебя и грешную жалеет и хранит (С. Бехтерев)

О, Державная Владычице Пресвятая Богородице, на объятиях Своих
держащая Содержащаго всю вселенную Царя Небеснаго! Благодарим Тя
за неизреченное милосердие Твое, яко благоволила еси явити нам,
грешным и недостойным, сию святую и чудотворную икону Твою во дни сия
лукавыя и лютыя, яко вихрь, яко буря внутренняя нашедшая на страну нашу,
во дни уничижения нашего и укорения, во дни разорения и поругания святынь
наших от людей безумных, иже не точию в сердце, но и устнами дерзостно
глаголют: несть Бог: и в делех сие безбожие показуют. Благодарим Тя,
Заступнице, яко призрела еси с высоты святыя Своея на скорби наша и горе
нас православных, и яко солнце светлое, увеселяеши изнемогшия от печали
очеса наша пресладостным зрением Державного образа Твоего.
О, Преблагословенная Мати Божия, Державная Помощнице, крепкая
Заступнице! Благодаряще Тя со страхом и трепетом, яко раби непотребнии,
припадаем Ти со умилением, с сокрушением сердечным и со слезами, и
молим Тя и стеняще вопием Ти: спаси нас, спаси! Помози нам, помози!
Потщися: погибаем! Се живот наш аду приближися: се обышедше обыдоша
нас греси мнози, беды мнози, врази мнози. О, Небесная Царице! Скипетром
власти Твоея Божественныя разсей, яко прах, яко дым, нечистивыя козни
врагов наших видимых и невидимых: сокруши велеречивыя помышления
их и запрети им: и яко Мати всех, на путь правый и богоугодный настави их.
Вкорени в сердца всех нас правду, мир и радость о Дусе Святе: водвори
в стране нашей тишину, благоденствие, безмятежие, любовь друг ко другу
нелицемерную. Державою Твоею всесильною удержи, Пречистая, потоки
беззакония, хотящия потопити Землю Русскую в страшней пучине своей.
Поддержи нас слабых, малодушных, немощных и унылых, укрепи,
возстави и спаси: яко да под Державою Твоею всегда храними, поем и
величаем Пречестное и Великолепое имя Твое, ныне и присно и во веки веков.
Аминь.

О мира Заступнице, Мати Всепетая! Со страхом, верою и любовию
припадающе пред честною иконою Твоею Державною, усердно молим Тя:
не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе. Умоли, милосердная
Мати Света, Сына Твоего и Бога нашего, Сладчайшего господа
Иисуса Христа, да сохранит в мире страну нашу, да утвердит державу нашу
в благоденствии и избавит нас от междоусобныя брани, да укрепит
святую Церковь нашу Православную, и незыблему соблюдет ю
от неверия, раскола и ересей. Не имамы бо иныя помощи, разве Тебе,
Пречистая Дево: Ты еси всесильная христиан Заступница пред Богом,
праведный гнев Его умягчающая. Избави всех, с верою Тебе молящихся,
от падений греховных, от навета злых человек, от глада, скорбей и болезней.
Даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений,
исправление греховныя жизни и оставление согрешений наших; да вси,
благодарна воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия
и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя в
Троице славимаго Бога: Отца, Сына и Святаго Духа. Аминь.

Ангелов лицы благоговейно Тебе служат / и вся Небесныя силы немолчными
гласы Тя ублажают, Богородице Дево; / усердно молим Тя, Владычице, / да
пребудет Божественная благодать на честней иконе Твоей «Державней», / и
светозарный луч славы чудес Твоих да нисходит от Нея // на всех с верою
Тебе молящихся и вопиющих Богу: Аллилуиа.

Града Сионска взыскующе, / под Твой покров, Дева Чистая, днесь притекаем, /
и никтоже возможет на ны, / яко несть град силен, аще не Сущаго Бога, // и несть
ина крепость, аще не милость Владычицы Девы.

Взбранной Воеводе победительныя песни приносим, / яко даровася нам Держава
Твоя, / и ничесоже устрашимся, не от мира бо спасение наше, / но
превознесенныя Владычицы милосердием ограждаемся // и тому днесь
радуемся, яко прииде Заступница на стражу земли Своея.

Явление Державной иконы Божией Матери произошло 2/15 марта 1917 года,
в день отречения Царя-Мученика Николая II от Престола. Согласно церковному
преданию, этот чудотворный образ Пресвятой Богородицы имеет особое
промышление о конечных судьбах мира. Его эсхатологическое значение
состоит в том, что Богоматерь является тем самым апокалипсическим
«удерживающим», который хранит мир до времени пришествия антихриста.
Для России «Державный» образ является судьбоносным, поскольку в лице этой
иконы Сама Матерь Божия приняла на Себя преемство власти Российской
державы, став духовной Самодержицей нашей страны и охранительницей
Престола для будущего Помазанника Божия. Образ является также залогом
прощения русского народа, который через неисчислимые страдания, кровь
и слезы должен прийти к покаянию.

Обретение иконы совершилось чудесным образом. Одной женщине, крестьянке
Бронницкого уезда, Жирошкинской волости, деревни Починок, Евдокии
Андриановой, проживавшей в слободе Перерве, в феврале 1917 г. были два
сновидения. В ночь на 13-е февраля 1917 г. Андрианова услышала таинственный
голос, повелевавший ей отправиться в село Коломенское и найти большую
черную икону, которую нужно было вымыть, сделать «красной» и, как указывал
голос, «пусть молятся», так как великое испытание, попускаемое Богом, идет на
весь русский народ. После молитвы благочестивой женщины о получении более
ясных указаний воли Божией ночью 26-го февраля ей приснилась белая церковь,
в которой величественно восседала Царица Небесная. Она сказала женщине:
«Сейчас Я Сама взяла державу и скипетр в Свои руки, а с иконой Державной
посылаю Свою особую Благодать и Силу. Эта икона не спасает от испытаний,
так как испытания нужны, чтобы пробудить духовную сторону в людях, но кто
во время испытаний будет с верой молиться у этой иконы, тот будет спасаем».

2-го марта крестьянка Андрианова, подготовившись к исповеди и св. причащению,
отправилась из Перервы к настоятелю белой церкви в село Коломенское. При виде
Вознесенского храма Евдокия сразу узнала в нем церковь, которую видела во сне.
Настоятель о. Николай Лихачев сначала отнесся с недоверием к ее рассказу, но,
уступая настояниям крестьянки, привел ее в церковь и показал все старинные
иконы Богоматери, находившиеся в храме, но ни в одной из них Андрианова не
нашла сходства с образом из своего сновидения. Тогда по совету одного
прихожанина, случайно зашедшего в церковь, о. Николай продолжил поиски
иконы в подсобных помещениях храма — на колокольне, на лестнице и в церковном
подвале. В последнем, среди старых досок, тряпок и рухляди, и была обретена
большая черная икона. Когда ее промыли от многолетней пыли, то всем
присутствующим представилось изображение Божией Матери в образе земной
Царицы, величественно восседающей на царском троне с благословляющим
Богомладенцем на коленях. Богородицы была представлена в красной порфире,
с короной на голове и скипетром и державой в руках. Лик Богоматери был
необычайно строг и скорбен. Новая икона Божией Матери сразу получила
название «Державной».

Весть о явлении чудотворной иконы в день отречения Государя от Престола быстро
пронеслась по окрестностям, проникла в Москву и распространилась по всей России.
Большое количество богомольцев стало стекаться в село Коломенское, и перед
иконой были явлены многочисленные чудеса исцеления душевных и телесных
недугов. Икону стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя
ее в Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни. После
прославления святого образа Патриарх Тихон принял участие в составлении
службы и акафиста иконе, повелев собрать в нем по частице из каждого акафиста,
какие написаны были для других икон Божией Матери, явленных в России, и
назвать его «Акафист акафистов». Сохранились воспоминания, что, слушая его,
вся церковь падала на колени.

Вскоре после обретения иконы в селе Коломенском она была передана в
Воскресенский женский монастырь в Москве, так как было установлено по
записям в монастырских книгах, что чудотворная икона принадлежала прежде
монастырю, но в 1812 г. перед нашествием Наполеона была в числе других икон
передана на хранение в Вознесенскую церковь, и о ней в монастыре забыли.
Позднее икона находилась некоторое время в Марфо-Мариинской обители в
Замоскворечье, а оттуда вместе с другими святынями закрытого Вознесенского
храма была передана на хранение в Государственный исторический музей
(ГИМ 67494 V ИУШ 1399).

Возвращение чудотворной иконы знаменательно совпало с освобождением
России от богоборческого ига. В конце 1980-х годов стараниями митрополита
Волоколамского и Юрьевского Питирима икона была негласно передана в
Издательский отдел Московского Патриархата, где и пребывала в течение
нескольких лет в алтаре домового храма преподобного Иосифа Волоцкого.
27 июля 1990 года, спустя несколько дней после первого поминовения
Государя с Семьей за Литургией (17 июля 1990 г.), по благословению
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II духовенство и
православные москвичи торжественно перенесли икону в Коломенское, в
действующую Казанскую церковь, где образ был поставлен у правого клироса
храма. С этого времени была установлена традиция чтения по воскресным
дням перед чудотворной иконой Божией Матери «Державная» известного
«Акафиста акафистов».

Читайте также:  2 молитвы Дмитрию Солунскому

Память иконы Пресвятой Богородицы, именуемой «Державная», празднуется
в день ее чудесного обретения 2/15 марта.
Конец XVIII — начало XIX века
Иконография
Изображение Божией Матери на престоле, держащей благословляющего Младенца
Христа, в окружении предстоящих архангелов издревле являлось главной
композицией для украшения алтарных конх византийских и древнерусских
храмов. Как известно, алтарь христианского храма, прототипом которого являлось
место заседания президиума в гражданских постройках античного Рима, помимо
своего жертвенной символики, имел царственное значение как образ Рая, то есть
Царства Небесного. В иконографии Божией Матери «Державной» образ Небесной
Владычицы приобретает новый смысл — Матерь Божия пишется в образе земной
Царицы, покровительствующей Царственному Дому. На мысль о сходстве
«Державного» образа с древними алтарными композициями наводит и изображение
в верхней части иконы благословляющего Господа Саваофа в сегменте неба — так,
как этот образ писался, например, в композиции «О Тебе радуется», занимавшей
конху апсиды в большинстве древнерусских храмов XVII в.

«Державная» икона имеет и свои особенности, уже напрямую связанные с тем
тяжелым временем, когда совершилось ее чудесное обретение. Например,
держава в левой руке Богоматери на явленной иконе не имеет креста, что ясно
указывало в свое время на грядущее разрушение православных храмов и
осквернение святынь. Можно отметить и такую особенность, как благословление
Божественным Младенцем левой стороны, что наводит на мысль о милосердии
Божием к падшим и заблудшим овцам, стоящим ошуюю.

Составление патриархом Тихоном «Акафиста акафистов» также представляется
неслучайным с иконографической точки зрения. В XIV в. алтарный образ
Богородицы на престоле был дополнен изображениями поклоняющихся пророков,
а в XVI в. за этой иконографией прочно утвердилось название «Похвала
Богоматери». Как известно, в церковной традиции этот праздник называется
Субботой Акафиста и является днем, когда Церковь сугубо прославляет
Божию Матерь пением первого, т.н. «Великого» Акафиста Пресвятой Богородице,
составленного прп. Романом Сладкопевцем.

После обретения «Державной» иконы Пресвятой Богородицы было написано
большое количество списков, быстро распространившихся по русским храмам.
Во время жестоких гонений, которые обрушились на почитателей этой иконы,
все образы Божией Матери «Державной» были изъяты из храмов. Некоторые
образы, правда, удалось спасти и увезти за границу, например, «Державную»
икону, привезенную г-жей Ратьковой-Рожновой в Париж (темная, с суровым
выражением лика), а также образы, присланные из Москвы
(Петровский монастырь) и из Одессы. Эти два изображения, по воспоминаниям,
были светлые и не суровые, что объяснялось тем, что они были написаны после
чудесного обновления первообраза, которое произошло через некоторое время
после его обретения.

Мироточивая икона Божией Матери «Державной» в настоящее время находится
храме Николо-Перервенской обители в Москве, куда ее принесли весной 1991 года
. Эта икона, как и ее чудотворный первообраз, была явлена во сне Богородицей
одной благочестивой женщине, которая, придя в обитель, сразу безошибочно
узнала ее и сообщила волю Самой Царицы Небесной, чтобы образ этот был
именно на сем месте.

Молитва Пресвятой Богородице «Державная»

Во все времена власть считалась наиболее желаемым для любого монарха или члена монаршей семьи. Сколько мир натерпелся от борьбы за троны. Кроме того сколько крови было пролито по миру из-за завоевания земель и расширении своих владений. Сильные мира сего постоянно ищут покровительства и защиты сил свыше, чтобы те помогли осуществить задуманное. Чаще всего для таких целей используют молитву Державной иконе Богородицы. Данный образ стал наиболее почитаемым среди монархистов России.

Что означает икона

Обретена она была в 20 веке. многие считают, что этот образ очень важен для властных людей, некоторые даже говорят о том, что она им покровительствует. Впервые образ явил себя в 1917 году в момент отречения от престола Николая II. Одной крестьянке Евдокии было явление о белой церкви и образе который она должна найти.

Это происходило рядом с селом Коломенское. Так как женщина была глубоко верующей, то она рассказала обо всем этом священнику Вознесенской церкви. Поиски длились длительное время, и потом в подвале среди старых досок был найден образ Божией Матери «Державная». После очищения люди увидели лик Царицы Небесной, которая восседала на троне в красных нарядах. На голове ее была корона с нимбом, а в руках скипетр и держава. На ее коленях был Иисус.

Весть о явлении данного образа была воспринята людьми как некий знак. Они считали, что Богоматерь решила управлять Россией самостоятельно и стать ее заступницей. Иные же считали, что такое явление говорило о предстоящих испытаниях. Кроме того, в день обретения образа в Коломенском вышел целебный источник.

В чем помогает икона

Перед ликом данной святой происходило большое количество чудесных пришествий. Говорят, что искренние молитвы помогут справится с проблемами, которые у них есть. Чаще всего, в чем помогает Божья Матерь «Державная» это:

  • преодоление сложных и тяжелых недугов,
  • быстрая реабилитация после сложных заболеваний,
  • наставление на путь истинный,
  • обретение второй половинки,
  • решение финансовых трудностей,
  • спасение от воин и бед,
  • усмирение злости врага.

Молитва Богоматери

Обратится к данному образу может любой желающий. Основным должны быть искренняя вера, чистые помыслы, открытое сердце, отсутствие желания зла другим людям. Желательно читать строки перед образом и не будет лишним, если будет гореть свеча. Текст молитвы Пресвятой Богородице «Державная» заключается в следующих строках:

«О, мира Заступнице, Мати Всепетая! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею Державною, усердно молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, милосердная Мати Света, Сына Твоего и Бога нашего, Сладчайшаго Господа Иисуса Христа, да сохранит в мире страну нашу, да утвердит державу нашу в благоденствии, и избавит нас от междоусобныя брани, да укрепит Святую Церковь нашу Православную, и незыблему соблюдет ю от неверия, раскола и ересей.

Не имамы иныя помощи, разве Тебе, Пречистая Дево. Ты еси всесильная христиан заступница пред Богом, праведный гнев Его умягчая. Избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от глада, скорбей и болезней, даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление согрешений наших; да вси, благодарственне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия, и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Данная икона длительное время была скрытой от окружающих. Но на сегодняшнее время она находится в храме Казанской божьей матери в селе Коломенское.

Помните о том, нужно не только просить о чем-то, но и благодарить за то, что имеете. Поэтому каждый раз старайтесь начинать обращение к Господу с благодарственной молитвы. Ведь таким образом Вы обратите на себя его внимание и расположите его к своим новым прошениям. Несмотря на то, кому адресована Ваша молитва, сначала стоит обращаться к Господу, затем к Богородице и только потом к прочим святым.

Икона Божией Матери «ДЕРЖАВНАЯ»

Одной из главных святынь современной России является икона Божией Матери «Державная», обретенная 2(15) марта 1917 года – в самый день отречения от престола страстотерпца царя Николая II.

Cогласно церковному преданию, этот чудотворный образ имеет особое промышление о конечных судьбах мира. Сама Богоматерь хранит мир до времени пришествия антихриста, Сама становится духовной Самодержицей нашей страны и охранительницей Престола для будущего Помазанника Божия. Образ является также залогом прощения русского народа, который через неисчислимые страдания, кровь и слезы должен прийти к покаянию.

В одной из книг, посвященных иконе, говорилось: «Зная исключительную силу веры и молитвы Царя-мученика Николая и Его особенное благоговейное почитание Божией Матери (вспомним собор Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе), мы можем предположить, что это Он умолил Царицу Небесную взять на Себя Верховную Царскую власть над народом, отвергшим своего Царя-Помазанника. И Владычица пришла в уготованный Ей всей русской историей «Дом Богородицы» в самый тяжкий момент жизни богоизбранного народа».

Явление иконы в 1917 году не было неким обновлением, а просто обнаружением старой иконы в подвале церкви Вознесения в селе Коломенском. К настоятелю храма отцу Николаю Лихачеву пришла жившая неподалеку от села Коломенского крестьянка Евдокия Адрианова. Ей в сновидении таинственный голос сказал: «Есть в селе Коломенском большая чёрная икона. Её нужно взять, сделать красной, и пусть молятся». Через некоторое время крестьянка вновь во сне увидела белую церковь и величественно восседавшую в ней Женщину. Сновидения были настолько ясны и впечатляющи, что Евдокия решила идти в село Коломенское и сразу узнала виденную во сне Вознесенскую церковь.

Настоятель, выслушав её рассказ, показал все старинные иконы Богородицы в иконостасе, но ни в одной из них не нашла крестьянка сходства с увиденной во сне Женщиной. После долгих поисков в подвале, среди старых досок нашли большую старую чёрную икону Божией Матери. Когда её отмыли от многолетней пыли, то всем присутствующим представилось изображение Божией Матери как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне.

Андрианова с великой радостью и слезами поверглась ниц пред пречистым образом Богоматери, прося о. Николая отслужить молебен, так как в этом образе она увидела полное исполнение своих сновидений.

Название иконы соответствует ее иконографии. Богородица представлена как Царица Небесная и Царица Земная: облаченная в красное одеяние, напоминающее царскую мантию «цвета крови», и в зеленый хитон, Она восседает на престоле с полукруглой спинкой, в простертой правой руке – скипетр, левая возложена на державу, на голове – царская корона, окруженная золотым нимбом. На коленях Богородицы – отрок Иисус Христос в светлом одеянии, с благословляющей десницей, левой рукой указывает на державу; вверху в облаках – благословляющий Господь Саваоф.

Читайте также:  3 молитвы в Рождественский пост

Вскоре после появления иконы в селе Коломенском Воскресенский женский монастырь в Москве по записям в своих книгах установил, что икона эта прежде принадлежала ему и в 1812 г. перед нашествием Наполеона в числе других икон при эвакуации монастыря из Кремля была передана на хранение в Вознесенскую церковь села Коломенского, а потом не была возвращена. И о ней в монастыре забыли на 105 лет, пока не явила себя в положенное Господом Богом время.

Многие стали считать, что символ этой иконы Божией Матери в том, что отныне в России не будет законной земной власти, что Царица Небесная приняла на Себя преемство власти державы Российской в момент величайшего падения православного народа. Списки (копии) иконы разошлись по всей стране, появились служба иконе Божией Матери и дивный акафист, составленный с участием патриарха Тихона.

В день обретения иконы в Коломенском открылся целебный источник. Он вышел из земли на склоне, ведущем к Москве-реке, точно напротив обращенного к реке царского трона Рюриковичей, находящегося на гульбище храма Вознесения Господня.

Но вкоре жесточайшие гонения обрушились на почитателей «Державной» иконсы Божией Матери, молившихся перед ней по всей России. Списки иконы Божией Матери были изъяты из всех церквей, были арестованы тысячи верующих, осмеливающихся хранить у себя изображение «Державной» иконы Божией Матери, а составители службы и канона расстреляны. Подлинник иконы Богородицы Державная был изъят и более полувека хранился в запасниках Исторического музея.

Возвращение чудотворной иконы знаменательно совпало с освобождением России от богоборческого ига. В конце 1980-х годов стараниями митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима икона была негласно передана в Издательский отдел Московского Патриархата, где и пребывала в течение нескольких лет в алтаре домового храма преподобного Иосифа Волоцкого. 27 июля 1990 года, спустя несколько дней после первого поминовения Государя с Семьей за Литургией (17 июля 1990 г.), по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II духовенство и православные москвичи торжественно перенесли икону в Коломенское, в действующую Казанскую церковь, где образ был поставлен у правого клироса храма. С этого времени была установлена традиция чтения по воскресным дням перед чудотворной иконой Божией Матери «Державная» известного «Акафиста акафистов».

В обретении Державной иконы Божией Матери в коломенском храме Вознесения видется глубокий символический смысл.

Символическое значение явления иконы «Державная» состоит в том, что гибель монархии послана народу в наказание, но сама Богородица хранит символы царской власти, что даёт надежду на покаяние и возрождение России и русского государства.

После объединения Русской церкви и Русской Зарубежной Церкви, в августе 2007 года икону провезли по русским приходам Европы, Америки и Австралии.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Державная» молятся о правде, сердечной радости, нелицемерной любви друг к другу, о мире в стране, о спасении и сохранении России, о покровительстве трона и государства, об избавлении от иноплеменных и о даровании исцелений телесных и душевных.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее «Державная»
О Державная Владычице, Пресвятая Богородице, на объятиих Своих держащая Содержащаго дланию всю вселенную, Царя Небеснаго! Благодарим Тя за неизреченное милосердие Твое, яко благоволила еси явити нам, грешным, сию святую чудотворную икону Твою во дни сии. Благодарим Тя, яко призрела еси с высоты святыя Своея на чад православных, и, яко солнце светлое, увеселяеши ныне изнемогший от печали очеса наша пресладостным зрением державнаго образа Твоего! О Преблагословенная Матерь Божия, Державная Помощнице, Крепкая Заступнице, благодарите Тя, со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, мы припадаем, со умилением, с сокрушением сердечным, со слезами молим Тя: вкорени в сердцах всех нас правду, мир и радость о Дусе Святе, водвори в стране нашей тишину, благоденствие, безмятежие, любовь друг ко другу нелицемерную! Державою Твоею всесильною поддержи нас, слабых, малодушных, немощных, унылых, подкрепи, возстави! Яко да под державою Твоею всегда храними, поем, величаем и славим Тя, Державную Заступницу рода христианскаго во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4
Града Сионска взыскующе, под Твой покров, Дева Чистая, днесь притекаем, и никтоже возможет на ны, яко несть град силен, аще не Сущаго Бога, и несть ина крепость, аще не милость Владычицы Девы

Кондак, глас 8
Взбранной Воеводе победительныя песни приносим, яко даровася нам Держава Твоя, и ничесоже устрашимся, не от мира бо спасение наше, но превознесенныя Владычицы милосердием ограждаемся и тому днесь радуемся, яко прииде Заступница на стражу земли Своея.

Величание Пресвятей Богородице в честь иконы Ея «Державная»
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим Державный образ святыни Твоея, имже подаеши велию милость всем, с верою к нему притекающим.

Икона Божией Матери «Державная»

(2 / 15марта)

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Державная» молятся о правде, сердечной радости, нелицемерной любви друг к другу, о мире в стране, о спасении и сохранении России, о покровительстве трона и государства, об избавлении от иноплеменных и о даровании исцелений телесных и душевных.

Молитвы ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Державная»

Молитва первая
О Державная Владычице, Пресвятая Богородице, на объятиих Своих держащая Содержащаго дланию всю вселенную, Царя небеснаго! Благодарим Тя за неизреченное милочердие Твое, яко благоволила еси явити нам, грешным, сию святую чудотворную икону Твою во дни сии. Благодарим Тя, яко призрела еси с высоты святыя Своея на чад православных, и, яко солнце светлое, увеселяеши ныне изнемогшия от печали очеса наша пресладостным зрением державнаго образа Твоего! О Преблагословенная Матерь Божия, Державная Помощнице, крепкая Заступнице, благодарящее Тя, со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, мы припадаем, со умилением, с сокрушением сердечным, со слезами молим Тя: вкорени в сердцах всех нас правду, мир и радость о Дусе Святе, водвори в стране нашей тишину, благоденствие, безмятежие, любовь друг ко другу нелицемерную! Державою Твоею всесильною поддержи нас, слабых, малодушных, немощных, унылых, подкрепи, возстави! Яко да под державою Твоею всегда храними, поем, величаем и славим Тя, Державную Заступницу рода христианского во веки веков. Аминь.

Молитва вторая
О мира Заступнице, Матерь Всепетая, со страхом, верою и любовию припадающе перед честною иконою Твоею Державною, усердно молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, Милосердая Матерь Света, Сына Твоего и Бога нашего, Сладчайшего Господа Иисуса Христа, да сохранит в мире страну нашу, да утвердит державу нашу в благоденствии, да избавит нас от междоусобныя брани и укрепит Святую Церковь нашу Православную, да непозыблему соблюдет ю от неверия, раскола и ересей. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси Всесильная христиан Заступница пред Богом, праведный гнев Его умягчающая. Избави всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от глада, скорбей и болезней. Даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление согрешений наших, да вси, благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со святыми прославим Пречистое и великолепое Имя в Троице славимаго Бога: Отца, Сына и Святаго Духа. Аминь.

Тропарь, глас 4
Ангелов лицы благоговейно Тебе служат, и вся Небесныя силы немолчными гласы Тя ублажают, Богородице Дево, усердно молим Тя, Владычице: да пребудет Божественная благодать на честней иконе Твоей Державней, и светозарный луч славы чудес Твоих да нисходит от нея на всех, с верою Тебе молящихся и вопиющих Богу: аллилуия.

Ин тропарь, глас тойже
Града Сионска взыскующе, под Твой кров, Дево Чистая, днесь притекаем, и никтоже возможет на ны, яко несть град силен, аще не Сущаго Бога, и несть ина крепость, аще не милость Владычицы Девы.

Ин тропарь, глас тойже
Век скончавается, любовь оскудевает, победу лукавый торжествует, и кто нам помощи может, аще не Ты, Дево, Чудная Мати, оградиши Крестом Сына Твоего.

Кондак, глас 8
Взбранной Воеводе победительныя песни приносим, яко даровася нам держава Твоя, и ничесоже устрашимся, не от мира бо спасение наше, но Превознесенныя Владычицы милосердием ограждаемся и тому днесь радуемся, яко прииде Заступница на стражу земли Своея.

Ин кондак, глас тойже
Взбранней Воеводе, Заступнице нашей Державней, песни благодарственныя приносим о даровании нам иконы Ея святыя, еюже ограждаеми, ничесоже устрашимся, не от человек бо спасение наше, но Преблагословенныя Владычицы милосердием. Темже днесь радуемся и празднуем светло, яко прииде Державная на стражу земли Своея.

Ин кондак, глас тойже
Избранней от всех родов Заступнице рода христианскаго, покровом Своея благости покрывающей страну нашу православную, благодарственныя пения приносим Ти, Владычице, о явлении нам чудныя иконы Твоея Державныя. Ты же, яко Всемилостивая Заступница всех, с верою к Тебе притекающих, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Матерь Божия Державная, Заступнице Усердная рода христианскаго.

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим Державный образ святыни Твоея, имже подаеши велию милость всем, с верою к нему притекающим.

Ино величание
Достойно есть величати Тя, Богородице, честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим.

Или сие:
Достойно есть величати Тя, Богородице, земли Русския Царицу Небесную и людей православных Владычицу Державную.

Ссылка на основную публикацию