Святой благоверный князь Михаил Тверской
Святой благоверный князь Михаил Тверской родился в 1272 году уже после смерти своего отца великого князя Ярослава Ярославича, родного брата святого благоверного князя Александра Невского. При поездке в Орду князь Ярослав заболел и, приняв постриг с именем Афанасий, скончался. Мать Михаила, Ксения, воспитала в сыне горячую любовь к Богу. Воспитывался и учился Михаил под руководством Новгородского архиепископа (вероятно, Климента). На Тверском княжении сменил старшего брата Святослава. В 1285 году он построил каменный храм в честь Спаса Преображения на месте деревянной церкви Космы и Дамиана. По смерти великого князя Андрея Александровича (+ 1305) Михаил, по праву старшего, получил в Орде ярлык на великокняжеский престол, но Московский князь Юрий Данилович не подчинился ему, сам домогаясь великокняжеской власти. Часто бывая в Золотой Орде у нового хана Узбека, который принял магометанство и отличался жестокостью и фанатизмом, Юрий сумел понравиться хану, женился на его сестре Кончаке и стал великим князем. Но он не успокоился и начал новую междоусобную войну с Тверью. В войско Юрия входили посланные Узбеком татарские отряды во главе с Кавгадыем. Однако тверичи, возглавляемые святым князем Михаилом, 22 декабря 1317 года наголову разбили Юрия. Было захвачено много пленных, в том числе Кавгадый, которого святой Михаил отпустил, и жена Московского князя Кончака, но она неожиданно умерла в Твери. Князь Юрий оклеветал святого князя Михаила перед ханом, обвинив его в отравлении Кончаки. Хан разгневался, угрожая разорением княжеской вотчины Михаила, и потребовал его к себе для ответа. Не желая проливать кровь русских воинов в неравной борьбе с ханом, святой Михаил смиренно отправился в Орду, понимая, что это грозит ему смертью. Он простился с семьей и тверичами, взял благословение на мученический подвиг у своего духовного отца игумена Иоанна. “Отче, – сказал святой, – много заботился я о покое христиан, но, по грехам моим, не мог прекратить междоусобий. Теперь благослови меня, если придется пролить кровь мою за них, лишь бы они несколько отдохнули, а мне бы простил Господь грехи”.
В Орде над святым князем был устроен неправедный суд, который признал его виновным в непокорстве хану и приговорил к смерти. Святому Михаилу надели тяжелую деревянную колодку и отдали под стражу. В заточении святой Михаил, по своему обыкновению, постоянно читал Псалтирь и благодарил Господа за посланные ему страдания. Он просил не оставить его и в предстоящих мучениях. Так как и руки святого страдальца были закованы в колоду, перед ним сидел мальчик и переворачивал страницы Псалтири. Долго кочевал с Ордой святой князь-узник, терпя побои и издевательства. Ему предлагали бежать, но святой мужественно отвечал: “Во всю жизнь не бегал я от врагов, и если я один спасусь, а люди мои останутся в беде, какая мне слава? Нет, воля Господня да будет”. По милости Божией, он не был лишен христианского утешения: его посещали православные священники, игумены Александр и Марк, и он каждую неделю исповедовался и причащался Святых Христовых Таин, получив и перед самой смертью христианское напутствие. По наущению князя Юрия и Кавгадыя, который мстил святому князю за поражение, в табор, где содержался пленник, ворвались убийцы. Они жестоко били мученика, топтали его ногами, пока один из них не заколол святого Михаила ножом (+ 1318). Обнаженное тело святого мученика было брошено на поругание, затем его прикрыли одеждой и положили на большую доску, привязанную к телеге. Ночью два сторожа были приставлены охранять тело, но их объял страх и они убежали. Наутро тела его не нашли на доске. В ту же ночь многие, не только православные, но и татары, видели, как два светлые облака осияли то место, где лежало тело мученика и, хотя по степи рыскало много хищных зверей, ни один из них не коснулся его. Утром все говорили: “Князь Михаил – святой, невинно убитый”. Из Орды тело святого князя было перевезено в Москву, где его погребли в церкви Спаса на Бору в Кремле. Лишь через год, в 1319 году, в Твери узнали о судьбе своего князя. По желанию его супруги, княгини Анны (память 2 октября), и по просьбе тверичей, мощи святого Михаила Тверского были перенесены в его родной город и 6 сентября 1320 года положены в выстроенном им самим храме в честь Преображения Господня. Местное празднование святому благоверному князю началось вскоре после перенесения его мощей в Тверь, а на Соборе 1549 года состоялось общецерковное прославление святого. 24 ноября 1632 года были обретены нетленные мощи святого Михаила. Святой князь часто оказывал благодатную помощь Русской земле. В 1606 году поляки и литовцы, осаждавшие Тверь, многократно видели, как из города выезжал дивный всадник на белом коне с мечом в руках и обращал их в бегство.
Увидев икону святого благоверного Михаила, они клятвенно заверили Тверского архиепископа Феоктиста, что явившийся всадник – святой Михаил.
Акафист святому благоверному князю Михаилу Тверскому
Кондак 1
Избранный Богом из земных князей в небесное пресветлое мученическое воинство, от земныя сея юдоли в Царство Небесное преселился еси: положил бо еси душу твою за люди твоя. Темже, яко имеяй дерзновение ко Господу, моли за державу Российскую, за град твой и люди, тебе зовущия:
Радуйся, благоверный княже Михаиле, Тверский преславный чудотворче.
Икос 1
Ангелов и всея твари Создатель, ангелонравна тя провидев и воителя за Христа непобедима, архистратигу небесных воинств тезоименне тебе нарещися благоустрои. Темже славящя Божие о тебе промышление, яко избранну сосуду Христовы благодати, вопием ти:
Радуйся, равноапостольнаго Владимира благословенная отрасле;
Радуйся, благоверных и благочестивых Ярослава и Ксении чадо.
Радуйся, яко во утробе матере осиротев, всех Бога во отца место обрел еси;
Радуйся, яко под кровом крил Его премудростию и возрастом преспевал еси.
Радуйся, яко отроча доброумно и благонравно был еси;
Радуйся, яко от юности твоея паче всякаго сокровища Христа возлюбил еси.
Радуйся, яко от Бога и человек достойне возлюблен был еси;
Радуйся, благоверный княже Михаиле, Тверский преславный чудотворче.
Кондак 2
Видевши тя благоверная матерь твоя Ксения, яко Анна Самуила, преспевающа возрастом и премудростию, страхом Божиим и всеми добродетельми украшаема, радовашеся о тебе, благодарно поя премудрости наставнику и смысла подателю Богу: Аллилуиа.
Икос 2
Разум богомудрый имея, яко Соломон, всем сердцем возлюбил еси, блаженне, премудрость Божию, юже и поискал еси прилежно от юности твоея; темже от Бога дарование прием, храмозданием Царю премудрому поревновал еси. Сего ради славяще, зовем ти:
Радуйся, яко храм прекрасен Преображения Господня воздвигл еси;
Радуйся, яко от имений твоих щедро оный украсил еси.
Радуйся, яко всем сердцем благолепие дому Божия возлюбил еси;
Радуйся, яко пребывати в нем паче всех утех мирских изволил еси.
Радуйся, яко и сам храм Божий живый, духовный был еси;
Радуйся, молитвы бо твоя, яко кадило благовонное, Богу принесл еси.
Радуйся, зане усердие молитв и дел твоих, яко всесожжение тучное и жертву непорочную, прият Господь;
Радуйся, яко и ныне паче злата многоценнаго святыя мощи твоя украшают церковь сию.
Радуйся, благоверный княже Михаиле, Тверский преславный чудотворче.
Кондак 3
Сила Вышняго осени тя, и Дух Божий ношашеся над тобою, якоже над Давидом, егда возведе тя Господь на прародительный престол великим князем славнаго града Владимира. Темже священноначальницы и князи, и вси людие согласно радовахуся, благодаряще Бога, возносящаго смиренныя Своя, и поюще Ему: Аллилуиа.
Икос 3
Имея душу боголюбиву и сердце милостиво, егда власть приял еси великокняжую, не изменил еси нрава твоего смиренномудраго и любвеобильнаго: потщался бо еси всяку слезу отъяти от лица страждущих и был еси всем в нуждах помощник. Темже не остави и нас, надеющихся на тя и вопиющих таковая:
Радуйся, святителей и священников любителю и богомудрых иноков собеседниче;
Радуйся, вдов и сирот питателю и обидимых заступниче.
Радуйся, отроком и юношам чистым житием твоим благочестия и целомудрия учителю;
Радуйся, старцев и убогих пристанище, и недугующих и страждущих упокоителю.
Радуйся, добродетельми паче, неже порфирою и виссом, украшенный;
Радуйся, благочестием паче многоценныя диадимы увенчанный.
Радуйся, благоверный княже Михаиле, Тверский преславный чудотворче.
Кондак 4
Бурею властолюбия обуреваем, князь Георгий ласканием и дарами испроси себе у хана великокняжение Владимирское; ты же, смиренномудре, отдав тому законное твое владение, во отеческий град Тверь отшел еси. Не хотя бо пролития крове христианския, дело твое Богу, судящему праведно, предал еси, воспевая Ему: Аллилуиа.
Икос 4
Слышав, яко сродник твой, неудовлився отъятием у тебе великокняжения, в пределы Тверския со многою ратию татарскою вниде, разоряя обители и храмы, веси огнем и мечем истребляя, и Богом врученное ти стадо распужая и расхищая, яко Авраам, домочадцы твоя собрал еси, и совещався с ними, душу твою за святыню Господню и за люди твоя положити восхотел еси. Сего ради и ныне мы благодарно тебе вопием:
Радуйся, княже по сердцу Божию, скорбь твою Богу поведавый;
Радуйся, воеводо благоверный и смиренномудрый, печаль твою на Бога возверзый.
Радуйся, заповедь Христову, еже возлюбити ближняго, яко себе, делы оправдавый;
Радуйся, Моисею и Павлу в ревности о благе и спасении людей твоих поревновавый.
Радуйся, во брани не славы земныя, но ограждения святыни Господней поругаемой искавый;
Радуйся, буйство татарское силою Божиею укротивый.
Радуйся, люди твоя от разорения, плена и лютыя смерти помощию Вышняго оградивый;
Радуйся, благоверный княже Михаиле, Тверский преславный чудотворче.
Кондак 5
Боготечная звезда воем твоим явился еси, благоверный Михаиле, предъидя бо пред полки твоими, десницею твоею, Богом укрепляемою, разрушил еси врага и местника. Темже, победив сопротивных. Богу, чудодействующему мышцею высокою, сокрушившему брани и спасшему люди Своя, воспел еси Аллилуиа.
Икос 5
Видевше жителие града Твери и всея Тверския области Богом данную ти победу преславную, яко царевну Кончаку и злокозненного воеводу Кавгадыя пленил еси, славу и благодарение Богу приношаху и тебе, заступника своего, похвалами венчаша. Темже и мы днесь, победныя почести тебе восписуя, вопием:
Радуйся, архистратигу сил небесных тезоимените и подражателю, вражия силы сокрушивый;
Радуйся, вождю богохранимый, татарския полчища, яко хананеи, разсеявый.
Радуйся, Аврааме новый, благословенный Богом вышним, Иже покори враги твоя под ноги твоя;
Радуйся, Давиде российский, оружием благоволения Божия венчанный на земли.
Радуйся, княже благоверный и благочестивый, славою и честию превознесенный на небеси;
Радуйся, яко даде тебе Господь благословение во век века и возвесели тя радостию неизреченною пред лицем Своим.
Радуйся, благоверный княже Михаиле, Тверский преславный чудотворче.
Кондак 6
Проповедник православныя веры явился еси, благоверный княже, пред сыны агарянскими; Христа бо, Сына Божия, едино спасение и утешение человеков быти проповедуя словесы богомудрыми и терпением твоим доблим, ведущих научал еси пети Ему: Аллилуиа.
Икос 6
Возсиял еси во светлостех святых, яко солнце, венцем славы увязен на небеси и нетлением телесе прославлен на земли: веры бо ради Христовы пострадав, Царствия благолепие и венец доброты от руки Господни приял еси. Темже, предстоя престолу славы, поминай нас, похваляющих тя и глаголющих:
Радуйся, страстотерпче Христов, во всем житии твоем верный Божий служителю;
Радуйся, Бога выну славивый на земли, и ныне ангелом и архангелом сожителю.
Радуйся, за труд любве и подвиги благочестия с преподобными и праведными прославленный;
Радуйся, за страдания твоя и терпение крепкое мучеником сопричтенный.
Радуйся, исповедниче Христов твердый и неустрашимый;
Радуйся, помощниче всем пречудный и хранителю от Бога нам данный.
Радуйся, молитвенниче о чтущих тя теплый и богоугодный;
Радуйся, благоверный княже Михаиле, Тверский преславный чудотворче.
Кондак 7
Хотяй дни видети благи, не мщением, но любовию воздал еси врагом твоим: Кавгадыя бо и иныя пленники с дарми в землю их отпустил еси и, мир князю Георгию даровав, не губити христианы, паче же защищати от поганых увещал еси. Помози убо и нам, святе, стезя мира и любве твоея последовати, да благоприятно Богу мира поем: Аллилуиа.
Икос 7
Новаго тя Иосифа незлобивого и Давида кроткаго разумеваем, богомудре Михаиле: ов бо братиям своим, сей же Саулу мстити за озлобления их не хотяху. И ты убо, имея во власти твоей ищущия погубити тя, не яко пленныя, но яко посетители имел еси их, благотворя врагом твоим. Сего ради, похваляюще тя, вопием:
Радуйся, российский Иосифе, от братии твоея измаильтяном на пленение и смерть обреченный;
Радуйся, тех злобу не мечем токмо, но любовию укротити поискавый.
Радуйся, сеятеля вражды и мщения диавола, яко Давид Голиафа, кротостию и милостию ко врагом победивый;
Радуйся, враги твоя плененныя словом утешивый и пищею удовливый.
Радуйся, люди твоя, бранию расточенныя, любовию собравый;
Радуйся, разоренныя и бедствующия утешивый и благопотребным снабдивый.
Радуйся, благоверный княже Михаиле, Тверский преславный чудотворче.
Кондак 8
Странна некая, но прелюбезна Богу и человеком видим о тебе, святе Михаиле. Ведый бо оклеветания врагов твоих и неправду судей твоих, не убоялся еси гнева ханскаго; но да сохраниши в мире отечество твое, душу твою положити за люди твоя возжелел еси, взирая на начальника веры и совершителя Иисуса, Емуже и вопиял еси: Аллилуиа.
Икос 8
Всего себе Богу предав, яко агнец незлобивый на заколение текл еси, блаженне; не восхотел бо еси подобитися наемнику, иже оставляет овцы, видя волка грядуща, и бегает, но яко пастырь добрый, бежати советующим отвещал еси: аще и сохранит бегство живот мой, но погубит люди моя неповинныя. Темже славяще благоприятное твое о людех попечение, вопием ти:
Радуйся, пастырю добрый, Пастыреначальнику Христу подражавый;
Радуйся, люди своя паче присных твоих и паче себе самаго возлюбивый.
Радуйся, вся претерпети, токмо да люди твоя от разорения и напрасныя смерти избавити изволивый;
Радуйся, от убивающих тело и немогущих лишше что сотворити не убоявыйся.
Радуйся, тленную славу земную ни во чтоже вменивый;
Радуйся, вся лестныя советы злочестиваго Кавгадыя презревый.
Радуйся, сохранение веры Христовы всем красным и славным мира сего, тебе обещанным, предпочтый;
Радуйся, еже пострадати и умрети за Христа, да с Ним вечно царствуеши, предъизбравый.
Радуйся, благоверный княже Михаиле, Тверский преславный чудотворче.
Кондак 9
Все естество человеческое кротостию и смирением удивил еси, благоверный княже: злобныя бо клеветы врагов твоих кроткими словесы отвращая, неправду судей ни единым же словом обличил еси, но яко истинный раб Христа Бога, последовал еси Владыце твоему, иже укоряем противу не укоряше, стражда не прещаше, Емуже, судии всех и мздовоздаятелю, и вопиял еси: Аллилуиа.
Икос 9
Витии многовещанныя не возмогут изрещи великаго страдания твоего, страстотерпче: отславшe бо врази твои други твоя и присныя, кладу велию на выю твою возложиша, и недовольни суще, яко тяготою клады, гладом, жаждею и хождением многим за ханом днем до истощания тя изнуряху, нощию руце и нозе твои в кладу забиваху, да никоея же ослабы имееши членом твоим. Темже, поминающе подвиги твоя, вопием ти:
Радуйся, за веру и отечество твое безчестие претерпевый;
Радуйся, бос и гладен, связан и поругаем всеми, яко пленник, за ханом влекомый.
Радуйся, псалмопений ради всенощных очесем твоим сна и веждома дремания не давый;
Радуйся, в скорби твоей и злостраданиях плачущия боляры и други твоя утешивый.
Радуйся, твое утешение в едином Господе и молениях Ему положивый;
Радуйся, за грядущая страдания и лютую смерть, ихже провидел еси, Бога благодаривый.
Радуйся, благоверный княже Михаиле, Тверский преславный чудотворче.
Кондак 10
Спасти хотя душу твою, яко христианин истинный к смерти себе приуготовил еси. Ведый бо, яко близ есть смерть, при дверех, покаянием теплым и слезным пред отцем духовным душу очистил еси и, приобщением тела и крове Христовы соединився Христу, воспевал еси Ему, всем дарующему живот вечный: Аллилуиа.
Икос 10
Царя нечестиваго повеление испросивше, врази твои послаша воины убити тя, и яко волцы хищницы, яко тигри, жаждущий крове, нападоша злии на тя, агнца незлобиваго, и кладою терзаша выю твою, и главою тя о вежу удариша, и на землю повергше, пястьми тя бияху нещадно, дондеже лютейший всех Романец ножем удари в ребра твоя и исторже любвеобильное сердце твое. Темже тебе, яко агнца, за Христа закланного, похваляюще, вопием:
Радуйся, яко Авелю, завистию братнею погубленному, уподобился еси;
Радуйся, яко венец твой княжеский кровными каплями, яко камением чудным, украсил еси.
Радуйся, яко рубище твое, в немже убиен был еси, краснейше багряницы царския златотканныя соделал еси;
Радуйся, яко сердце твое чисто и смиренно в жертву Христу, за ны пострадавшему, принесл еси.
Радуйся, яко мучеником подражавый, лику их сопричтен еси;
Радуйся, за Христа смерть приемый, со Христом вечно жити сподобился еси.
Радуйся, благоверный княже Михаиле, Тверский преславный чудотворче.
Кондак 11
Пение благодарственное Господу приносим о тебе чтущии тя, святый благоверный княже Михаиле, яко дарова Господь нетленное тело твое Тверской области во утешение и ограждение, граду Твери в славу и защищение, скорбящим во утешение, бедствующим во отраду и помощь, болящим во источник исцелений, и всем, верою притекающим к тебе, во спасение. Темже Богу, дивному во святых, вопием: Аллилуиа.
Икос 11
Света невечерняго причастника яви тя Господь абие по преставлении твоем, блаженне, облаки бо светлыми тело твое, лежащее на земли, оградив от зверей дивиих, столпом огненным показа тя всем столпа бывша веры и правды, и тело твое нетленно сохранив, чудесы прослави тя. Темже вопием ти:
Радуйся, столпе веры, к земли обетования путь нам показуяй;
Радуйся, облаче духовный, от бед и напастей люди твоя покрываяй.
Радуйся, сосуде благодати, сонмы верных на поклонение мощем твоим привлекаяй;
Радуйся, источниче неоскудный, всем приходящим с верою исцеления подаваяй.
Радуйся, воеводо непобедимый, якоже в животе, и по смерти враги наша от нас прогоняяй;
Радуйся, славо и упование града Твери, в молитвах твоих выну нас поминаяй.
Радуйся, благоверный княже Михаиле, Тверский преславный чудотворче.
Кондак 12
Благодать, данную ти от Бога, ведуще, людие града твоего, и поминающе, яко возлюбил еси их в животе твоем даже до смерти, выну к тебе, яко скорому и крепкому помощнику во обстояниих и скорбех, находящих на град, притекаху. И не посрамил еси упования их, скоро от бед избавляя молитвами твоими. Темже Богу, спасавшему и спасающему тебе ради нас недостойных, вопием: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще страдания твоя, ублажаем святую память твою, с верою и любовию притекаем к раце мощей твоих, и яко предстояща с лики ангел и со всеми святыми Животворящей Троице, смиренно молим тя: не забуди, княже благоверный, люди твоя, спасай град твой и веси твоя, якоже и прежде, даруй всем, притекающим к тебе, яже к житию временному, паче же к жизни вечней благопотребная. Милостив буди нам, восхваляющим тя недостойными усты и поющим:
Радуйся, горняго града достигнувый и град свой земный любовию назираяй;
Радуйся, многажды град Тверь от смертоносныя язвы дивно спасавый.
Радуйся, со ангелы сликовствуяй и люди твоя в скорбех их не забываяй;
Радуйся, с праведными Богу славы предстояй и нас грешных, молящихся ти, не презираяй.
Радуйся, благами вечными и неизреченными наслаждаяйся и лепту вдовицы, тебе зде приносимую, любезно приемляй;
Радуйся, на земли и на небеси от Бога прославленный и наша недостойная хваления не отвергаяй.
Радуйся, благоверный княже Михаиле, Тверский преславный чудотворче.
Кондак 13
О, предивный во страдальцех, святый благоверный великий княже Михаиле! Призри милостивно на смиренныя рабы твоя и умоли Господа Бога, да сохранит град твой и люди твоя, и вся грады и веси христианския от глада, губительства, труса, потопа, огня и всякаго зла, и дарует всем нам вольных и невольных грехов оставление, да прославльшему тебе Богу поем: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1
Молитва первая святому благоверному князю Михаилу Тверскому
Дивный во страдальцех, святый благоверный великий княже Михаиле! Велия подвиги и труды твоя, яже за правоверие, за Церковь Божию и за отечество твое град Тверь положил еси. Ты, возжелав вышних, оставил еси тленную славу земную, и ревнуя подвижником Христовым, доблественно противустал еси ярости царя нечестиваго и прещению зломышленнаго его воеводы. Ты, прием неправедное осуждение и заколение, восприял еси Небесное Царствие, и кровными каплями, яко пречудным каменем, украсив на главе своей венец, предстоиши ныне на небесех престолу всех Владыки с лики ангел и со всеми святыми Его. Сего ради, притекающе к раце мощей твоих, лобызаем оныя сердечными устнами и умильно к тебе взываем: о, тезоимените небесному воеводе вышних сил, великий княже Михаиле! Молися непрестанно Христу Богу за град твой, за люди и за вся православныя христианы. Буди споборник крепок на врагов православия Церкви Христовой. Буди и нам помощник улучити вся, к пользе нашей и ко спасению благопотребная, охраняй нас от искушений и напастей, приходящих во временней жизни, и не лиши нас ходатайства твоего ко Христу Богу, во еже получити нам прегрешений прощение и сподобитися небеснаго селения со избранными Его, яко да и в сем славится пречестное и великолепое имя Его во веки. Аминь.
Молитва вторая святому благоверному князю Михаилу Тверскому
О, святый княже Михаиле! Испроси нам, рабам Божиим (имена), у Господа Бога предстательством твоим мир, здравие, долгоденствие и во всем благоспешество. Буди нам помощник вся, яже ко спасению и пользе нашей, восприяти; охраняй нас от искушений и напастей, во временней жизни приходящих, и не лиши нас ходатайства твоего ко Христу Богу, во еже получити нам прегрешений прощение и сподобитися небеснаго селения со избранными Его, яко да и в сем славится пречестное и великолепое имя Его во веки веков.
Михаил Тверской
Святой враг Москвы
День памяти святого благоверного князя Михаила Тверского – 5 декабря.
Бывает, что все в нашей жизни зависит от одного решения. Именно так случилось с тверским князем Михаилом Ярославичем, чья яркая и наполненная крутыми поворотами жизнь померкла перед величием его последнего подвига.
Тверской князь Михаил Ярославич показал себя ловким политиком и отличным военным. Силой интриг и оружия он претендовал на власть над Новгородской республикой, и в тоже время в 1305 году смог получить от хана ярлык на великое княжение надо всеми русскими землями. Новый статус ставил его выше остальных соперников, но не давал гарантий безопасности.
В это самое время в Москве скончался ее правитель, известный князь-миротворец, святой Даниил Московский. Он прославился тем, что делал ставку на развитие города, чем существенно усилил свое княжество. Но его сын Юрий был полной противоположностью отца. Он с головой погрузился в пучину междоусобиц, спеша укрепить мирный успех Москвы оружием и интригами. Теперь Михаилу Тверскому пришлось всерьез думать о том как избавиться от московского конкурента.
Дважды Тверь ходила походом на Москву, но Юрий смог отбить войска Михаила. Еще несколько раз войну между городами удалось предотвратить до начала кровопролития. А тем временем Юрий получил в свои руки сильнейший козырь: его супругой стала княжна Кончака (в крещении Агафья), родная сестра ордынского хана Узбека. Таким образом и сам московский князь получил высокий титул гургана, то есть зятя всесильной династии Чингизидов.
Почти сразу Юрий поспешил нанести ответный удар по своему тверскому сопернику, и в 1317 году уже Михаилу Ярославичу пришлось отражать нападение объединенных московско-татарских войск. Военная удача улыбнулась Твери. В знаменитой Бортеневской битве ее войска разгромил врага: Юрий бежал, а его супруга и видный татарский сановник Кавгадый попали к тверичам в плен. Казалось, теперь Михаил может вести переговоры с врагами с новых сильных позиций. Все шло к тому, что Тверь выйдет победителем из противостояния с Москвой, но случилось непоправимое.
Михаил Ярославич и его мать Оксана предстоят перед Христом на тверской миниатюре начала XIV века. Источник фото wikipedia.org
Княжна Кончака-Агафья пробыла в плену недолго, она была окружена в Твери по-истине царским вниманием. Ожидалось, что вот-вот она отбудет домой к брату, но вдруг совершенно неожиданно и скоропостижно сестра хана умерла. Поползли слухи о ее отравлении.
Понимая, что это грозит бедой не только ему, но и всей Твери князь Михаил поспешил в Орду. Видимо, уже тогда он понимал, что вряд ли вернется домой. Так и случилось: вина за гибель княжны была полностью возложена на него, приговор мог быть лишь один – смерть.
Тверичам удалось спланировать и подготовить побег Михаила, ему предложили покинуть ставку хана и скрыться. Но именно тут для князя настал момент истины.
Русь хорошо помнила, что такое набеги ордынцев. Былая столица, блистательный Киев, все еще лежала в руинах, хотя прошло уже более полувека. Старая Рязань и Козельск, превратились в зловещие города мертвецов, где не осталось ни одного человека, даже детей.
И теперь князь Михаил понимал, что сумей он скрыться, гнев ордынских карателей падет на всю Тверь. Многие из погрязших в феодальной возне князьков выбрали бы собственную жизнь, а не жизни своих поданных. Но Михаил Тверской оказался истинным правителем и настоящим отцом своего народа. Он не отдал город страдать за свои ошибки, и не дал согласия на побег. Очень скоро татары с людьми московского князя замучили его до смерти.
Тверской князь оказался вдруг выше сиюминутной возни политиков, в которой, казалось, учавствовал с таким упоением. Он проиграл в борьбе за власть. Но через 200 лет после этих событий в новой русской столице – Москве – состоялся церковный собор, причисливший Михаила Тверского к лику святых.
Благоверному князю Михаилу Тверскому
Благоверному князю Михаилу Тверскому
22 ноября (5 декабря)
Дивный во страдальцех. святый благоверный великий княже Михаиле!
Велия подвиги и труды твоя, яже за правоверие, за Церковь Божию и за Отечество твое, град Тверь, положил еси. Ты, возжелав вышних, оставил еси тленную славу земную и, ревнуя подвижником Христовым, доблественно противустал еси ярости царя нечестиваго и прещению зломышленнаго его воеводы. Ты, прием неправедное осуждение и заколение, восприял еси Небесное Царствие, и кровными каплями, яко пречудным каменем, украсив на главе своей венец, предстоиши ныне на Небесех престолу всех Владыки с лики Ангел и со всеми святыми Его.
Сего ради, притекающе к раце мощей твоих, лобызаем оныя сердечными устнами и умильно к тебе взываем: о, тезоимените Небесному воеводе вышних сил, великий княже Михаиле! Молися непрестанно Христу Богу за град твой, за люди и за вся православныя христианы. Буди споборник крепок на врагов Православия христолюбивому Отечеству нашему, испроси нам предстательством твоим мир, здравие, долгоденствие и во всем благоспешество.
Буди и нам помощник улучити вся, к пользе нашей и ко спасению благопотребная, охраняй нас от искушений и напастей, приходящих во временней жизни, и не лиши нас ходатайства твоего ко Христу Богу, во еже получити нам прегрешений прощение и сподобитися Небеснаго селения со избранными Его, яко да и в сем славится Пречестное и Великолепое имя Его во веки. Аминь.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Похожие главы из других книг:
Слово 28. Послание к благоверному царю и великому князю всея России Иоанну Васильевичу
Слово 28. Послание к благоверному царю и великому князю всея России Иоанну Васильевичу Благовернейшему и боголюбивому царю и самодержцу всея России, славному государю и великому князю Иоанну Васильевичу, нищий твой государев богомолец инок Максим из Святой горы
Молитвенное обращение к Благоверному князю Петру, в иночестве Давиду, и княгине Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромским чудотворцам
Молитвенное обращение к Благоверному князю Петру, в иночестве Давиду, и княгине Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромским чудотворцам Тропарь, глас 8 Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, добре во благочестии пожив, блаженне Петре, тако и с супружницею
Благоверному великому князю Александру Невскому
Благоверному великому князю Александру Невскому 23 ноября (6 декабря)Скорый помощниче всех, усердно к тебе прибегающих, и теплый наш пред Господем предстателю, святый благоверный великий княже Александре!Призри милостивно на ны, недостойныя, многими беззаконии
Благоверному великому князю Андрею Боголюбскому
Благоверному великому князю Андрею Боголюбскому 4 (17) июляО, святый благоверный великий княже Андрее, страстотерпче и мучениче!Слуго Божий верный и Богославный, христианине истовый и Богоревнивый, муже любодобродетельный и Богомудрый, воине всечестный и воеводо
Святителю Арсению Тверскому
Святителю Арсению Тверскому 2 (15) мартаО, всехвальный святителю Христов и чудотворче, отче Арсение!Не забуди нас, чад святыя обители твоея, и всех с верою и любовию прибегающих к раце честных и многоцелебных мощей твоих, но поминай нас во святых твоих и благоприятных
Благоверному князю Вячеславу Чешскому
Благоверному князю Вячеславу Чешскому 28 сентября (11 октября)О, святый благоверный княже мучениче Вячеславе, избранный воеводо земли Чешския и всех христиан словенских теплый пред Богом предстателю!Днесь, в память твою единодушно сошедшеся в честнем храме сем и пред
Благоверному князю Даниилу Московскому
Благоверному князю Даниилу Московскому 4 (17) мартаО, преподобие княже Данииле, к иконе твоей притекающе, усердно молим тя: призри на нас (имена), с верою под кров молитв твоих прибегающих. Пролей теплое твое ходатайство ко Спасу всех, яко да утвердит миром приход сей и храм
Благоверному князю Димитрию Донскому
Благоверному князю Димитрию Донскому 19 мая (1 июня)О, святый угодниче Божий, праведне Димитрие!Подвигом добрым подвизался на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о
Благоверному князю Довмонту-Тимофею Псковскому
Благоверному князю Довмонту-Тимофею Псковскому 20 апреля (2 мая)О, дивный во святых угодниче Божий, святый благоверный княже Довмонте!Услыши нас, к тебе прибегающих и помощи твоея просящих. Вемы бо, яко сильна есть молитва твоя пред Богом и велика есть твоя любовь к людем
Благоверному князю Петру и княгине Февронии
Благоверному князю Петру и княгине Февронии 25 июня (8 июля)О, велицыи угодницы Божии и предивнии чудотворцы, благовернии княжеПетре и княгине Февроние, града Мурома предстателие и хранителие, и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы!К вам прибегаем и вам с упованием
Благоверному князю Роману Рязанскому
Благоверному князю Роману Рязанскому 19 июля (1 августа)Святый славный великомучениче, благоверный княже Романе, покровителю и заступниче области Рязанския!Веруем и уповаем, яко страдании и богоугодною жизнию твоею стяжал еси велию милость и дерзновение у Господа Бога и
Благоверному князю Петру, в иночестве Давиду, и княгине Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромским чудотворцам
Благоверному князю Петру, в иночестве Давиду, и княгине Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромским чудотворцам Молитва первая О, велицыи угодницы Божии и предивнии чудотворцы благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстатели и хранители, и о всех нас
Архангелу Михаилу
Архангелу Михаилу Молитва 1Господи Боже, Великий Царь Безначальный, пошли, Господи, архангела Своего Михаила на помощь рабу Твоему (имя), изъяти мя от врагов моих видимых и невидимых.О, Господень великий архангеле Михаиле, излей мира благого на раба твоего (имя).О, Господень
Молитва о покровительстве семье и дому благоверному князю Даниилу Московскому
Молитва о покровительстве семье и дому благоверному князю Даниилу Московскому День памяти 4/17 марта, 30 августа/12 сентября (обретение мощей)Святой благоверный князь Даниил Московский – четвертый сын святого Александра Невского – жил в XIII веке. Получив под свое правление
Письма святителя Игнатия к Михаилу Васильевичу Чихачеву (впоследствии — схимонаху Михаилу) [315 ]
Письма святителя Игнатия к Михаилу Васильевичу Чихачеву (впоследствии — схимонаху Михаилу) [315] № 1 Молитвами Святых Отец наших Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй насДражайший о Христе Михайло Васильевич!Письмо твое, посланное с братом Николая Ивановича
Святителю Варсонофию, епископу Тверскому, чудотворцу Казанскому
Святителю Варсонофию, епископу Тверскому, чудотворцу Казанскому Перед образом святителя Варсонофия возносят молитвы об исцелении самых разных болезней. День памяти 11/24 апреля, 4/17 октября Святитель Варсонофий (в миру Иоанн), живший в XV–XVI вв., был сыном священника
Благоверный великий князь Михаил Тверской. Православный календарь на 5 декабря
Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня
5 декабря (22 ноября по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Четверг 25-й седмицы по Пятидесятнице (двадцать пятой недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Рождественский пост, согласно церковному Уставу, на трапезе благословляется рыба. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается Попразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы, а также память 31 поимённо известного святого. Далее коротко расскажем о них.
Благоверный великий князь Михаил Ярославич, Тверской чудотворец. Один из самых почитаемых святых из числа благоверных князей, Небесный покровитель Тверской земли, князь Михаил Ярославич возглавлял Тверское княжество в 1282 или 1286-1318 годах от Рождества Христова, одновременно с этим занимал и владимирский великокняжеский престол (с 1305 по 1318 годы).
В отличие от московского князя Юрия Даниловича, с которым князь Михаил Ярославич вёл борьбу, не занимал проордынскую позицию. После того как великокняжеский ярлык ордынцы передали Юрию Даниловичу, Михаил Тверской одержал над последним победу в Бортеневской битве 1317 года. После этого князя Михаила вызвали в Орду, где по повелению хана Узбека (принявшего ислам, а потому резко отрицательно относившегося к христианам) зверски убили в 1318 году.
За глубокую личную веру, молитвенность и благочестие, а также за последовательную защиту Православия Михаил Тверской был прославлен Русской Церковью в лике святых в числе благоверных князей в 1549 году от Рождества Христова.
Апостолы от 70-ти Архипп и Филимон и мученица равноапостольная Апфия. Святые I (апостольского) века, ученики первоверховного апостола Павла, который в одном из своих посланий прямо называет святого Архиппа «сподвижником».
Сам апостол Архипп был поставлен епископом города Колоссы в области Фригия, где одним из знатных горожан был будущий апостол Филимон, в чьём доме христиане совершали богослужения, а его супруга, святая Апфия, принимала больных и странников и так же, как и ее муж, проповедовала Слово Божие. Впоследствии святой Филимон был рукоположен в епископский сан апостолом Павлом и стал архипастырем города Газы.
Во времена лютых антихристианских гонений императора-язычника Нерона, царствовавшего в Римской империи в 54-68 годах от Рождества Христова, святые Архипп, Филимон и Апфия за верность Христу и Его Церкви и проповедь Слова Божия были преданы неправедному суду, истязаниям и мученической смерти.
Мученица Кикилия (Цецилия) и святые мученики Валериан, Тивуртий и Максим. Святые III столетия, принявшие страдания и мученическую смерть за свою верность Христу и Его Церкви. Мученица Кикилия была христианкой, которую родители-идолопоклонники хотели отдать замуж за юного язычника Валериана, но силой молитвы и убеждения святая смогла убедить юношу в истинности христианства, и они вместе обратили ко Христу его брата Тивуртия.
Узнав об этом, языческий правитель приказал арестовать юношей и заставить их принести жертвы идолам, но никакие пытки не смогли сломить святых страдальцев. И даже их мучитель – римский воин Максим – проникся, исповедал Христа и принял Святое Крещение. В итоге все четверо приняли мученические венцы. Это случилось в 230 году от Рождества Христова.
Мученица Кикилия. Фото: www.pravoslavie.ru
Мученик Менигн Белильник. Этот святой III столетия был простым ремесленником, белившим холсты. За своё благочестие он сподобился услышать Глас с Небес, призвавший его пострадать за Христа. В 250 году от Рождества Христова мученик Менигн публично разорвал висевший на площади указ о преследовании христиан императора-язычника Декия, исповедовав свою веру во Христа. За это святого страдальца обезглавили, и тут же случилось чудо: из его уст вылетела белоснежная горлица.
Мученик Прокопий Кесарийский (Палестинский). Святой страдалец начала IV столетия, чтец Иерусалимской церкви, сподобившийся от Бога дара изгонять бесов. За ревностную проповедь Слова Божия и отказ принести жертву идолам мученик Прокопий был казнен в 303 году от Рождества Христова.
Преподобный Агавва Исмаильтянин. Сирийский святой V столетия, проведший 38 лет в монашеском отшельническом уединении, в постоянной внутренней молитве и безмолвии. Отец Агавва никогда не сидел и не лежал, денно и нощно он молился либо стоя, либо коленопреклоненно.
Праведный Михаил воин. Болгарский святой IX столетия, ромейский (византийский) военачальник, христолюбивый воин, силой молитвы разбивший во многом превосходящего врага во время одного из первых турецких нашествий на Ромейское царство (Византию).
Благоверный Ярополк, во Святом Крещении Петр, князь Владимиро-Волынский. Сын киевского князя Изяслава, внук благоверного князя Ярослава Мудрого, правнук равноапостольного великого князя Владимира. В 1086 году от Рождества Христова этот набожный, смиренный и благочестивый князь был коварно убит происками творцов княжеских междоусобиц.
Священномученики Владимир Рясенский, пресвитер (1932). Иоасаф (Жевахов), епископ Могилевский, Иоанн Баранов, Василий Бова, Павел Евдокимов, Иаков Соколов, Феодор Гусев, Иоанн Смирнов, Илия Громогласов, Алексий Бенеманский, Афанасий Милов, пресвитеры, преподобномученики Герасим (Мочалов), иеромонах, Евтихий (Диденко), Авенир (Синицын), Савва (Суслов), Марк (Махров), иноки, мученик Борис Козлов (1937) и преподобноисповедница Параскева (Матиешина), инокиня (1952). Священнослужители (в том числе в архиерейском сане и монашеском чине) и миряне Русской Православной Церкви, пострадавшие за верность Христу в разные годы в период советских богоборческих гонений. Прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам-Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!». Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!
Икона святому благоверному великому князю Михаилу Ярославичу, Тверскому чудотворцу
Краткое житие благоверного князя Михаила Ярославича Тверского
День памяти: 22 ноября/ 5 декабря
Михаил, святой великий князь Тверской, сын Ярослава III, внук Ярослава II Всеволодовича, родился в 1272 году, вскоре по смерти отца, от второй супруги его Ксении; прозван Тверским, ибо княжил в Твери, не быв еще великим князем, и первый утвердил независимость Тверского княжения. По кончине великого князя Андрея Александровича Тверского (1304 г.) Михаил должен был вступить на великокняжеский престол, но племянник его, Георгий Данилович Московский, оспаривал у него это право. Эта тяжба затянулась на долгие годы, усугубляясь непримиримостью и властолюбием Георгия и его родственными отношениями с татарами, — он был женат на Кончаке, сестре хана Узбека. В очередной раз объявив себя великим князем, Георгий выступил против Михаила, тот же разбил его войско и взял в плен Георгия и Кончаку, но по милосердию своему даровал им свободу. К несчастью, Кончака скоропостижно умерла, и Георгий с татарским полководцем Кавгадыем оклеветали Михаила перед Узбеком. На берегу реки Нерли Михаил расстался с матерью и исповедался духовнику в грехах, сам же направился в орду, идя почти на верную гибель. Он понимал, что таким образом полагает душу свою за близких и за весь свой народ.
В начале хан принял Михаила доброжелательно, но спустя некоторое время велел его судить, предъявляя обвинение на основании свидетельств клеветников. Не слушая оправданий князя, его отдали под стражу, велели оковать цепями, наложили на шею тяжелую колодку. Михаил с удивительной твердостью терпел уничижение и муку. Еще на пути из Владимира он несколько раз приобщался Святых Тайн, как бы готовясь к смерти; теперь, видя неминуемую гибель, он проводил ночи в молитве и чтении псалмов. Отрок княжеский держал перед ним книгу и перевертывал листы, ибо руки Михаила были связаны. Верные слуги предлагали князю уйти тайно, но он отвечал: «Спасая себя, не спасу отечество. Да будет воля Божия!» Перед самым приходом злодеев он раскрыл наудачу Псалтирь и прочитал: «Сердце мое смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя». Душа его невольно содрогнулась. Когда он закрыл книгу, к нему вбежал один из отроков и сказал, что князь Георгий, Кавгадый и толпа людей приближаются к шатру. Они разогнали всех людей Михаила, а он стоял один и молился. Злодеи повергли его на землю, мучили, били пятами. Один из них, именем Романец, вонзил ему нож в ребра и вырезал сердце (22 ноября 1319 г.). Тело Михаила лежало нагое, пока толпа грабила имущество князя. Георгий послал тело великого князя в Маджары. Там многие усердствующие желали внести тело в церковь, но бояре не допустили этого, поставив его в хлеву, и позже избегали останавливаться у церквей.
Супруга Михаила, Анна, умолила Георгия дозволить перевезти останки князя в Тверь. Тверитяне встретили гроб любимого князя на берегу Волги. Сняв крышку гроба, народ с несказанной радостью увидел целость мощей, не поврежденных дальним путем. Погребение было совершено 6 сентября 1320 г. в Преображенском монастыре. Святые мощи благоверного князя обретены нетленными в 1655 г.
Летописец называет Михаила таким же отечестволюбцем, каков был св. Димитрий Солунский. Сверх достоинств государственных, Михаил отличался и семейственными, воспитанный в правилах благочестия добродетельной матерью своей Ксенией, скончавшей дни свои монахиней.
Молитва святому благоверному великому князю Михаилу Ярославичу, Тверскому чудотворцу
Дивный во страдальцех святый благоверный великий княже Михаиле! Велия подвиги и труды твоя, яже за правоверие, за Церковь Божию и за отечество твое град Тверь положил еси. Ты, возжелав вышних, оставил еси тленную славу земную, и ревнуя подвижником Христовым, доблественно противустал еси ярости царя нечестиваго и прещению зломышленнаго его воеводы. Ты, прием неправедное осуждение и заколение, восприял еси Небесное Царствие, и кровными каплями, яко пречудным каменем, украсив на главе своей венец, предстоиши ныне на небесех престолу всех Владыки с лики ангел и со всеми святыми Его. Сего ради, притекающе к раце мощей твоих, лобызаем оныя сердечными устнами и умильно к тебе взываем: о тезоимените небесному воеводе вышних сил, великий княже Михаиле! Молися непрестанно Христу Богу за град твой, за люди и за вся православныя христианы. Буди споборник крепок на врагов православия Церкви Христовой. Буди и нам помощник улучити вся, к пользе нашей и ко спасению благопотребная, охраняй нас от искушений и напастей, приходящих во временней жизни, и не лиши нас ходатайства твоего ко Христу Богу, во еже получити нам прегрешений прощение и сподобитися небеснаго селения со избранными Его, яко да и в сем славится пречестное и великолепое имя Его во веки. Аминь.
Молитва вторая святому благоверному великому князю Михаилу Ярославичу, Тверскому чудотворцу
О святый княже Михаиле! Испроси нам, рабам Божиим (имена), у Господа Бога предстательством твоим мир, здравие, долгоденствие и во всем благоспешество. Буди нам помощник вся, яже ко спасению и пользе нашей, восприяти; охраняй нас от искушений и напастей, во временней жизни приходящих, и не лиши нас ходатайства твоего ко Христу Богу, во еже получити нам прегрешений прощение и сподобитися небеснаго селения со избранными Его, яко да и в сем славится пречестное и великолепое имя Его во веки веков.
Тропарь святому благоверному великому князю Михаилу Ярославичу, Тверскому чудотворцу
глас 8
Возвысив ум твой к Богу,/ и жития со Ангелы возжелел еси,/ тленную славу земную оставил еси, блаженне,/ и положил еси душу твою за люди твоя,/ восприял еси венец противу трудов твоих, Богомудре Михаиле,/ моли Христа Бога о чтущих любовию святую память твою.
Кондак святому благоверному великому князю Михаилу Ярославичу, Тверскому чудотворцу
глас 2
Вышних ища и земную славу презрев,/ Церковь Божию обагрил еси твоею кровию,/ за Нюже и пострадал еси, святе Михаиле,/ заколение неправедное прием, веселяся./ Темже со Ангелы предстоя Христу Богу,/ моли непрестанно за вся ны.
Акафист святому благоверному великому князю Михаилу Ярославичу, Тверскому чудотворцу
Другие иконы
Все иконы к Пресвятой Богородице и святым .