Канон Обрезанию Господню
Песнь 1
Ирмос: Грядите, людие, поим песнь Христу Богу, раздельшему море и наставльшему люди, яже изведе из работы египетския, яко прославися.
Припев: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Осмерица дней, носящая образ будущаго, Твоею Христе просвещается и освящается вольною нищетою; в сей бо законно обрезался еси плотию. (Дважды.)
Слава: Обрезание приемлет осмодневное Христос Своего Рождества, и сего днесь сень спрятает, свет возсиявая новыя благодати.
И ныне: Тойже.
Песнь 3
Ирмос: Утверди нас в Тебе, Господи, древом умерщвлей грех и страх Твой всади в сердца нас, поющих Тя.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Слово воплощшееся пресущественное, в престатие закона обрезася; начаток же Божественныя благодати, и жизни нетленныя нам подаде. (Дважды.)
Слава: Закона исполнитель, не яко сопротивен Богу сый Христос воплотивыйся показася, и сподобися волею обрезатися осмодневен.
И ныне: Тойже.
Господи, помилуй. (Трижды.) Слава, и ныне:
Седален, глас 4-й
Яко сый бездна человеколюбия, одеялся еси, Владыко, в зрак рабий, и плотию обрезался еси, даруя всем человеком великую Твою милость.
Песнь 4
Ирмос: Услышах, Господи, слух Твоего смотрения, и прославих Тя, Едине Человеколюбче.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Обрезание преста, отнележе Христос волею обрезася, язык множество спасая благодатию. (Дважды.)
Слава: Будущаго непрестанную осмаго века жизнь изображает, в нюже Владыка обрезася плотию.
И ныне: Тойже.
Песнь 5
Ирмос: Света подателю, и веков Творче, Господи, во свете Твоих повелений настави нас; разве бо Тебе иного Бога не знаем.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Ты от Девы Матере несказанно прошед, Господи, и в человеческий ныне сподобился еси одеятися образ, яко младенец законно, закон исполнил еси. (Дважды )
Слава: Нощи уподобися, яко сень законную любящи Израиля, рождшая, из неяже облиставший свет мира Христос явися.
И ныне: Тойже.
Песнь 6
Ирмос: Бездна мя многа греховная окружает, и вопию Ти, пророка подражаяй: от тли мя, Господи, возведи.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Прият конец закон, отнележе Христос младенствовав, исполнитель закона сый, обрезание восприят, и разреши законную клятву. (Дважды)
Слава: Субботство, обрезание же шатания еврейскаго, явльшагося Христа мановением преста, и возсия благодати весна.
И ныне: Тойже.
Господи, помилуй. (Трижды.) Слава, и ныне:
Кондак, глас 3-й
Всех Господь обрезание терпит, и человеческая прегрешения яко Благ обрезует, дает спасение днесь миру; радуется же в вышних и Создателев иерарх и светоносный Божественный таинник Христов Василий.
Песнь 7
Ирмос: Образу златому на поле Деире служиму, трие Твоя отроцы небрегоша безбожнаго веления, посреде же огня ввержени, орошаеми пояху: благословен еси, Боже отец наших.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Светло и пресветло Рождество Христово, и будущаго обновления подписавшее таинство днесь: яко законным чином Спас обрезуется, не яко Бог, но яко человек, и закона исполнение. (Дважды.)
Слава: Закон исполняя закона Творец, плотию днесь волею обрезуется, обрезание содевая греховныя зимы, и звати даруя: благословен еси, Боже отец наших.
И ныне: Тойже.
Песнь 8
Ирмос: Неизреченною мудростию составльшаго всяческая Бога Слова, и от не сущих во еже быти приведшаго, благословите дела яко Господа, и превозносите во вся веки.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Во осмый день обрезуется яко младенец Владыка; Иисуса же приемлет именование, яко мира есть Спас и Господь. (Дважды)
Слава: Ко Христову Рождеству достойно осмый спряжеся, святителя всеславная память, юже почитающе верою, поем Господа и превозносим во веки.
И ныне: Тойже.
Песнь 9
Ирмос: Яже прежде солнца светильника Бога возсиявшаго, плотски к нам пришедшаго из боку Девичу, неизреченно воплотившая, благословенная, Всечистая, Тя, Богородице, величаем.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Прешед пределы Христос человеческаго всего естества, преестественно из Девы раждается; и писание законное якоже повелевает, плотию обрезается, и исполнитель закона является. (Дважды)
Слава: Приидите Владыки славная Христова именования во святыни торжествуим: Иисус бо боголепно наречеся днесь. С симиже и память святителя величаем.
Обрезанию Господа нашего Иисуса Христа.
Тропа́рь, гла́с 1:
На престо́ле огнезра́чнем в вы́шних седя́й со Отце́м Безнача́льным и Боже́ственным Твои́м Ду́хом, благоволи́л еси́ роди́тися на земли́ от Отрокови́цы Неискусому́жныя, Твоея́ Ма́тере, Иису́се, сего́ ра́ди и обре́зан бы́л еси́, я́ко Челове́к осмодне́вный. Сла́ва всеблаго́му Твоему́ сове́ту, сла́ва смотре́нию Твоему́, сла́ва снизхожде́нию Твоему́, Еди́не Человеколю́бче.
Кано́н пра́здника, гла́с 2.
Пе́снь 1.
Ирмос: Гряди́те, лю́дие, пои́м пе́снь Христу́ Бо́гу, разде́льшему мо́ре и наста́вльшему лю́ди, я́же изведе́ из рабо́ты еги́петския, я́ко просла́вися.
Припев: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе
Осмери́ца дне́й, нося́щая о́браз бу́дущаго, Твое́ю, Христе́, просвеща́ется и освяща́ется во́льною нището́ю, в се́й бо зако́нно обре́зался еси́ пло́тию.
Обре́зание прие́млет осмодне́вное Христо́с Своего́ рождества́, и сего́ дне́сь се́нь спря́тает, све́т возсиява́я но́выя благода́ти.
Пе́снь 3.
Ирмос: Утверди́ на́с в Тебе́, Го́споди, дре́вом умерщвле́й гре́х, и стра́х Тво́й всади́ в сердца́ на́с, пою́щих Тя́.
Сло́во вопло́щшееся Пресу́щественное в преста́тие зако́на обре́зася, нача́ток же Боже́ственныя благода́ти и жи́зни нетле́нныя на́м подаде́.
Зако́на испо́лнитель, не я́ко сопроти́вен Бо́гу сы́й, Христо́с воплоти́выйся показа́ся и сподо́бися во́лею обре́затися осмодне́вен.
Та́же седа́лен пра́здника, гла́с 4.
Яко Сы́й бе́здна человеколю́бия, оде́ялся еси́, Влады́ко, в зра́к ра́бий и пло́тию обре́зался еси́, да́руя все́м челове́ком вели́кую Твою́ ми́лость.
Пе́снь 4.
Ирмос: Услы́шах, Го́споди, слу́х Твоего́ смотре́ния, и просла́вих Тя́, Еди́не Человеколю́бче.
Обре́зание преста́, отне́леже Христо́с во́лею обре́зася, язы́к мно́жество спаса́я благода́тию.
Бу́дущаго непреста́нную осма́го ве́ка жи́знь изобража́ет, в ню́же Влады́ка обре́зася пло́тию.
Пе́снь 5.
Ирмос: Све́та Пода́телю и веко́в Тво́рче, Го́споди, во све́те Твои́х повеле́ний наста́ви на́с: ра́зве бо Тебе́, ино́го Бо́га не зна́ем.
Ты́, от Де́вы Ма́тере несказа́нно проше́д, Го́споди, и в челове́ческий не не сподо́бился еси́ оде́ятися о́браз, я́ко Младе́нец зако́нно зако́н испо́лнил еси́.
Но́щи уподо́бися, я́ко се́нь зако́нную лю́бящи Изра́иля, Ро́ждшая, из Нея́же облиста́вший Све́т ми́ра, Христо́с, яви́ся.
Пе́снь 6.
Ирмос: Бе́здна мя́ мно́га грехо́вная окружа́ет, и вопию́ Ти, проро́ка подража́яй: от тли́ мя́, Го́споди, возведи́.
Прия́т коне́ц зако́н, отне́леже Христо́с, младе́нствовав, испо́лнитель зако́на Сы́й, обре́зание восприя́т и разреши́ зако́нную кля́тву.
Суббо́тство, обре́зание же шата́ния евре́йскаго я́вльшагося Христа́ манове́нием преста́, и возсия́ благода́ти весна́.
Конда́к пра́здника, гла́с 3.
Все́х Госпо́дь обре́зание терпи́т и челове́ческая прегреше́ния, я́ко Бла́г, обре́зует, дае́т спасе́ние дне́сь ми́ру. Ра́дуется же в вы́шних и Созда́телев иера́рх, и светоно́сный, боже́ственный таи́нник Христо́в Васи́лий.
Пе́снь 7.
Ирмос: Образу злато́му на по́ле Деи́ре служи́му, трие́ Твои́ о́троцы небрего́ша безбо́жнаго веле́ния, посреде́ же огня́ вве́ржени, ороша́еми, поя́ху: благослове́н еси, Бо́же оте́ц на́ших.
Све́тло и пресве́тло Рождество́ Христо́во, и бу́дущаго обновле́ния подписа́вшее та́инство дне́сь, я́ко зако́нным чи́ном Спа́с обре́зуется, не я́ко Бо́г, но я́ко Челове́к и зако́на исполне́ние.
Зако́н исполня́я, зако́на Творе́ц, пло́тию дне́сь во́лею обре́зуется, обре́зание содева́я грехо́вныя зимы́ и зва́ти да́руя: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.
Пе́снь 8.
Ирмос: Неизрече́нною му́дростию соста́вльшаго вся́ческая Бо́га Сло́ва и от не су́щих во е́же бы́ти приве́дшаго, благослови́те, дела́, я́ко Го́спода, и превозноси́те во вся́ ве́ки.
Во осмы́й де́нь обре́зуется я́ко Младе́нец Влады́ка, Иису́са же прие́млет именова́ние, я́ко ми́ра е́сть Спа́с и Госпо́дь.
Ко Христо́ву Рождеству́ досто́йно осмы́й спряже́ся, святи́теля всесла́вная па́мять, ю́же почита́юще ве́рою, пое́м Го́спода и превозно́сим во ве́ки.
Пе́снь 9.
Ирмос: Яже пре́жде со́лнца Свети́льника Бо́га возсия́вшаго, пло́тски к на́м прише́дшаго, из боку́ Деви́чу неизрече́нно воплоти́вшая, Благослове́нная Всечи́стая, Тя́, Богоро́дице, велича́ем.
Велича́й, душе́ моя́, по зако́ну пло́тию обре́завшагося Го́спода.
Преше́д преде́лы Христо́с челове́ческаго всего́ естества́, преесте́ственно из Де́вы ражда́ется, и, писа́ние зако́нное я́коже повелева́ет, пло́тию обре́зается, и испо́лнитель зако́на явля́ется.
Дне́сь Влады́ка пло́тию обре́зася, Иису́с нарече́ся.
Прииди́те, Влады́ки сла́вная Христо́ва именова́ния во святы́ни торжеству́им, Иису́с бо боголе́пно нарече́ся дне́сь. С си́ми же и па́мять святи́теля велича́ем.
Све́тилен, пра́здника:
Пло́тию обре́зуется зако́н испо́лнивый, я́ко Младе́нец осмодне́вен, веко́в Зижди́тель, и пелена́ми повива́ется, я́ко Челове́к, и млеко́м пита́ется, Иже вся́ безме́рною кре́постию я́ко Бо́г содержа́й и манове́нием возводя́й.
Стихиры, глас 5.
Терпи́т обре́зание пло́тию из Отца́ кроме́ сече́ния же и тле́ния неизрече́нно ро́ждься я́ко Сло́во и я́ко Бог от Бо́га, в непрело́жнем пребыва́яй Божестве́. Те́м по зако́ну па́че зако́на бы́вый кля́твы зако́нныя избавля́ет вся́ и свы́ше благослове́ние да́рует. Те́мже, преблаго́е Его́ схожде́ние восхваля́юще, пое́м и благода́рственно прославля́ем, Того́ моля́ще душа́м на́шим дарова́ти ве́лию ми́лость.
По благода́ти Сы́н Бо́жий бы́в возрожде́нием боже́ственнаго креще́ния, естество́м и и́стиною, и первове́чна Сы́на Бо́жия и Сло́ва, Единосу́щна Отцу́ и Собезнача́льна испове́дал еси́, преподо́бне, еретико́в же незатворе́нная уста́ све́тлостию твои́х слове́с загради́л еси́. Те́мже и в Ца́рства вы́шняя всели́лся еси́, сца́рствуяй Еди́ному и есте́ственне Ца́рствующему Христу́, бога́тно раздаю́щему ми́ру ве́лию ми́лость.
Внутрь небе́снаго хра́ма я́ко святи́тель свяще́нен вмести́лся еси́, дея́нием и виде́нием прему́дрости нача́лами, я́ко оде́ждею свято́ю, обложе́н. И ны́не в вы́шнем же́ртвеннице, преподо́бне, свяще́нствуя, и Бо́гу предстоя́, и невеще́ственную слу́жбу соверша́я, помина́й ми́лостивно, всеблаже́нне Васи́лие, соверша́ющия па́мять свяще́нную твою́ и всече́стную, Христа́ моля́, подаю́щаго ми́рови ве́лию ми́лость.
Ве́сь освяще́н Бо́гу и всеобра́зно от де́тства возложе́н, Му́дрости Пребоже́ственныя озари́вся заря́ми, су́щих разуме́ние уясни́л еси́, све́тло сказу́я и му́дре пове́дая, е́же в су́щих благочи́ние творя́ позна́ния боже́ственнейшаго де́ла. Те́мже тя, богоглаго́лива и боже́ственна учи́теля и светоно́сна свети́льника церко́внаго, пропове́дуем, Христа́ моля́ща, подаю́щаго ми́ру ве́лию ми́лость.
Стра́хом утверди́вся Бо́жиим, нача́ло Прему́дрости разуме́л еси́, Васи́лие, стра́х прему́дростию и жития́ пра́востию превозше́л еси́, о́тче, любо́вию же Бо́гу сраствори́вся, и сво́йственнейший был еси́. Те́мже боже́ственным наказа́вся оправда́нием и судьба́м, челове́ков изучи́л еси́ обы́чаи и украси́л еси́ ве́рных ра́зумы, законоположе́ньми духо́вными уясни́в собо́р. Христа́ у́бо моли́ душа́м на́шим дарова́ти ве́лию ми́лость.
Сла́ва И ны́не, гла́с 8:
Сходя́й Спас к ро́ду челове́ческому прия́т пелена́ми пови́тие, не возгнуша́ся плотска́го обре́зания, осмодне́вен по Ма́тери, безнача́льный по Отцу́, Тому́, ве́рнии, возопии́м: Ты́ еси́ Бо́г на́ш, поми́луй нас.
Канон Обрезанию Господню
Празднование еже по плоти Обрезания Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа совершается 14 января (1 января по старому стилю) в память о том, что по ветхозаветной традиции на восьмой день после Своего Рожества Богомладенец был обрезан. При этом ему было наречено имя, возвещенное архангелом Гавриилом Деве Марии и Ангелом святому праведному Иосифу Обручнику — Исус.
Тропарь, глас 1-й
И же на Престоле огнезрачнем в вышних седяи, со Отцем безначальным, и Божественым Твоим Духом, благоволив же родитися плотию от Девы неискусомужныя Исусе. Сего ради обрезася яко человек осмодневен. Слава преблагому Твоему совету. Слава благоутробию Твоему, слава еже к нам крайнему сошествию Твоему, Едине Человеколюбче.
Канон, глас 2-й
Песнь 1. Ирмос
Г рядите людие, поем песнь Христу Богу, раздельшему море, и проведшему люди, яже испусти из работы египетския, яко прославися.
Запев: С лава Тебе Боже наш, слава Тебе (поклон) .
О смаго века нося образ будущаго, Твоею Христе просвещается и освящается вольною нищетою, в сей бо законно обрезася плотию.
Запев. (Повторяем стих).
Слава. О брезание приемлет осмодневное Христос, Своего Рожества. И сего днесь сень опрятает, свет восияя новыя благодати.
И ныне. (Повторяем стих).
Катавасия. С охрани от бед рабы Своя Милостиве, яко усердно к Тебе прибегаем к милостивому Избавителю и всех Владыце Господу Исусу (поклон) . Г осподи помилуй (3 раза с поклонами) .
Песнь 3. Ирмос
У тверди нас Собою Господи, иже древом умерщвеи грех, и страх Твой всади в сердца наша, яко Человеколюбец.
Запев. С лово воплощься пребогатное, в восприятие закона обрезася. Исперва же божественую благодать, и жизнь нетленную нам подаде.
Запев. (Повторяем стих).
Слава. З акону исполнитель, не яко супротивен Богу сыи Христос, воплотивыися показа, и сподоби волею обрезатися осмодневно.
И ныне. (Повторяем стих). Катавасия.
Слава, и ныне. Седален, глас 4-й. Я ко сыи бездна человеколюбия, одеяся Владыко в зрак рабии, и плотию обрезася, даруя всем человеком, великую Твою милость.
Песнь 4. Ирмос
У слышах Господи слух Твоего смотрения, и прославих Тя Едине Человеколюбче.
Запев. О брезание преста, отнеле же Христос волею обрезася, язык множество спасая благодатию.
Запев. (Повторяем стих).
Слава. Б удущую непрестанную осмаго века жизнь изображает, в ню же Владыка обрезася плотию.
И ныне. (Повторяем стих). Катавасия.
Песнь 5. Ирмос
С вета подателю, и веком Творче Господи, во свете Твоих повелении направи нас, иного бо разве Тебе бога не знаем.
Запев. Т ы от Девы Матере несказанно прошед Господи, и в человеческии не несподобися облещися образ, яко Младенец законно, закон исполнил еси.
Запев. (Повторяем стих).
Слава. Н ощи уподобися, яко сень законную любящи, Израиля рождьшая, из Нея же облиставшии Свет миру, Христос явися.
И ныне. (Повторяем стих). Катавасия.
Песнь 6. Ирмос
Б ездна согрешении обыде мя последняя, но яко из истления пророка Иону, Господи, Господи возведи живот мой.
Запев. П рият кончину закон, отнележе Христос младенствовав исполнитель закону сыи, обрезание прият, и разреши законную клятву.
Запев. (Повторяем стих).
Слава. В суботах обрезается шатание еврейское, явльшагося Христа мановением преста, испросия благодати весна.
И ныне. (Повторяем стих). Катавасия.
Слава, и ныне. Кондак, глас 3-й. И же всяческих Господь обрезание приемлет, и человеческая прегрешения, яко Благ потребляет, дает спасение днесь миру. Радуетжеся в вышних, и Зиждителев святитель и денница, божественыи таинник Христов Василии.
Песнь 7. Ирмос
Т елу златому премудрыя дети не послужиша, и в пламень сами поидоша, и боги их обругаша. Среди пламене возопиша, и оброси их Ангел, услышася рече уже уст ваших молитва.
Запев. С ветло и пресветло Рожество Христово, и будущаго обновления подписующее таинство днесь, яко законным чином Спас обрезается: не яко Бог, но яко человек, и закону исполнение.
Запев. (Повторяем стих).
Слава. З акон исполняя, иже закону Творец, плотию днесь волею обрезается, обрезание содевая греховныя зимы, и звати даруя, благословен Бог отец наших.
И ныне. (Повторяем стих). Катавасия.
Песнь 8. Ирмос
Н еизреченною мудростию составльшаго всяческая, Бога Слова, и от несущих в бытие приведшаго, благословите дела Господня Господа.
Запев. В о осмыи день обрезается яко младенец Владыка, Исусово же приемлет именование, яко миру есть Спас и Господь.
Запев. (Повторяем стих).
Слава. К Христову Рожеству достойно осмыи припряжеся, святителя всеславная память. Ея же почитающе верою, поем Господа, и превозносим во веки.
И ныне. (Повторяем стих). Катавасия.
Песнь 9. Ирмос
Я же прежде солнца светильника Бога восиявша, плотию к нам пришедша из боку Девичу,неизреченно вочеловечьшася, благословеная чистая, Тя Богородице величаем.
Запев с поклоном. П реминув пределы Христос человеческаго всего естества, паче естества от Девы раждается. И писание законное яко же повелевает, плотию обрезается, и исполнитель закону является.
Запев. (Повторяем стих).
Слава. П риидите Владыки славная Христова именования во святыни торжествуем, Исус бо боголепно наречеся днесь, с Ним же и память святителя величаем.
И ныне. (Повторяем стих). Катавасия.
Задостойник. Я же прежде солнца светильника Бога восиявша, плотию к нам пришедша из боку Девичу, неизреченно вочеловечьшася, благословеная чистая, Тя Богородице величаем. (Поклон земной).
Отпуст: П риемыи по закону осмодневное обрезание, Господи Исусе Христе Сыне Божии, молитв ради пречистыя Твоея Матере, и иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския, и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. А минь.
Библиотека. Архив «Русской веры»
Библиотека нашего сайта — это уникальная коллекция материалов, жемчужиной которого является «Лицевой летописный свод Ивана Грозного». Кроме того, в библиотеке впервые размещён старообрядческий Архив Канцелярии архиепископа Московского и Всея Руси (РГАДА, фонд 1475).
Слово на Обрезание Христово
Святитель Димитрий Ростовский
На престоле огнезрачнем в вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом, благоволил еси родитися на земли от Отроковицы, неискусомужныя Твоея Матере, Иисусе: сего ради и обрезан был еси, яко человек осмодневный. Слава всеблагому Твоему совету: слава смотрению Твоему: слава снизхождению Твоему, Едине Человеколюбче.
Всех Господь обрезание терпит, и человеческая прегрешения, яко благ, обрезует: дает спасение днесь миру. Радуется же в вышних и Создателев иерарх, и светоносный Божественный таинник Христов Василий.
Г осподь наш Иисус Христос, по истечении восьми дней от рождения, соизволил принять обрезание. С одной стороны Он принял его для того, чтобы исполнить закон: « Не нарушить закон пришел Я, — сказал Он, — но исполнить » (Мф. 5:17); ибо Он повиновался закону, дабы освободить от него тех, кто пребывал в рабском подчинении ему, как говорит апостол: « Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных » (Гал. С другой стороны, Он воспринял обрезание для того, чтобы показать, что Он принял действительно плоть человеческую, и чтобы заградились еретические уста, говорящие, что Христос не принял на Себя истинной плоти человеческой, но родился только призрачно 1 .
Итак, Он был обрезан, чтобы явно было Его человечество. Ибо, если бы Он не облекся в нашу плоть, то как мог быть обрезан призрак, а не плоть? Святой Ефрем Сирин говорит: «Если Христос не был плотью, то кого обрезал Иосиф? Но как Он был воистину плотью, то и обрезан был как человек, и младенец обагрялся действительно Своею кровью, как сын человеческий; Он болел и плакал от боли, как подобает имеющему человеческую природу».
Но, кроме того, Он принял плотское обрезание и для того, чтобы установить для нас духовное обрезание 2 ; ибо, закончивши ветхий, касавшийся плоти 3 , закон, Он положил начало новому, духовному. И как ветхозаветный плотской человек обрезывал чувственную свою плоть, так новый духовный человек должен обрезывать душевные страсти: ярость, гнев, зависть, гордость, нечистые желания и другие грехи и греховные вожделения. Обрезан же был Он на восьмой день потому, что предизображал нам кровью Своею грядущую жизнь, которая обыкновенно учителями Церкви называется восьмым днем или веком. Так писатель канона на обрезание Господне святой Стефан говорит: «будущаго непрестанною осмаго века жизнь изображает, в нюже Владыка обрезася плотию» 4 . И святой Григорий Нисский так говорит: «Обрезание по закону должно было совершаться в восьмой день, причем восьмое число предуказывало на восьмой будущий век 5 . Подобает также знать, что обрезание в Ветхом Завете было установлено во образ крещения и очищения прародительского греха, хотя тот грех и не очищался совершенно обрезанием, чего и не могло быть до тех пор, пока Христос добровольно не пролил за нас в страданиях Своей пречистой крови.
Обрезание было только прообразом истинного очищения, а не самым истинным очищением, которое совершил Господь наш, взяв грех от среды и пригвоздив его на крест 6 , а вместо ветхозаветного обрезания установив новое благодатное крещение водою и Духом. Обрезание было в те времена как бы казнью за прародительский грех и знаком того, что обрезываемый младенец зачат был в беззаконии, как говорит Давид, и в грехе родила его мать его (Пс. 50:7), отчего и язва оставалась на отроческом теле. Господь же наш был безгрешен; ибо хотя Он и по всему уподобился нам, но не имел на Себе греха. Подобно тому, как медный змий, сооруженный в пустыне Моисеем, был по виду подобен змию, но не имел в себе змеиного яда (Числ. 21:9), так и Христос был истинный человек, но непричастный человеческому греху, и родился, сверхъестественным образом, от чистой и безмужней Матери. Ему, как безгрешному и Самому бывшему Законодателем, не нужно бы и претерпевать того болезненного законного обрезания; но так как Он пришел взять на Себя грехи всего мира и Бог, как говорит апостол, не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех (2Кор. 5:21), то Он, будучи без греха, претерпевает обрезание, как бы грешник.
И в обрезании Владыка нам явил большее смирение, нежели в рождении Своем. Ибо в рождении Он принял на Себя образ человека, по слову апостола: « сделавшись подобным человекам и по виду став как человек » (Флп. 2:7); в обрезании же Он принял на Себя образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех. И в чем не был виновен, за то Он страдал как невинный, как бы повторяя с Давидом: «чего я не отнимал, то должен отдать» (Пс. 68:5), т. е. за тот грех, коему я непричастен, принимаю болезнь обрезания. Обрезанием, им принятым, Он предначал Свои страдания за нас и вкушение той чаши, которую Он имел испить до конца, когда, вися на кресте, произнес: « Совершилось » (Иоан. 19:30)! Он изливает теперь капли крови от крайней плоти, а затем она потоками будет истекать впоследствии из всего Его тела. Он начинает терпеть в младенчестве и приучается к страданию, чтобы, став мужем совершенным, быть в состоянии вынести более лютые страдания, ибо к подвигам мужества следует приучаться с юности. Жизнь человеческая, полная трудов, подобна дню, для которого утро составляет рождение, а вечер кончину. Итак, с утра, из пелен, Христос, обожаемый человек, выходит на дело свое, на труды — Он в трудах с самой юности Своей и на работу свою до вечера (Пс. 103:23), того вечера, когда солнце померкнет и по всей земле будет тьма, до часа девятого. И возглаголет Он иудеям: « Отец Мой доныне делает, и Я делаю » (Иоан. 5:17). Что же соделывает нам Господь? — Наше спасение: « устрояющий спасение посреди земли » (Пс. 73:12). А чтобы сделать это дело вполне совершенно, Он принимается за него с утра, от юности, начиная претерпевать телесную болезнь, а вместе и сердечно болезнуя о нас, как о Своих чадах, доколе не изобразится в нас Сам Он — Христос 7 . С утра Он начинает сеять Своею кровью, чтобы к вечеру собрать прекрасный плод нашего искупления. Обожаемому Младенцу было наречено при обрезании имя Иисус, которое было принесено с неба Архангелом Гавриилом в то время, когда он благовестил о зачатии Его Пречистой Деве Марии, прежде чем Он зачат был во чреве, т. е., прежде чем Пресвятая Дева приняла слова благовестника, прежде чем сказала: « се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему! » (Лк. 1:38). Ибо, при этих словах Её, Слово Божье тотчас стало плотью, вселившись в пречистую и пресвятейшую Её утробу.
Итак, пресвятейшее имя Иисус, нареченное ангелом прежде зачатия, дано было при обрезании Христу Господу, что и служило извещением о нашем спасении; ибо имя Иисус значит — спасение, как объяснил тот же ангел, явившись во сне Иосифу и говоря: « наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их » (Мф. 1:21). И святой апостол Петр свидетельствует об имени Иисусовом такими словами: « нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись » (Деян. 4:12). Сие спасительное имя Иисус прежде всех веков, в Тройческом Совете, было предуготовлено, написано и до сего времени было хранимо для нашего избавления, теперь же, как бесценный жемчуг, принесено было из небесной сокровищницы для искупления человеческого рода и открыто всем Иосифом. В этом имени открыты истина и мудрость Божия (Пс. 50:8). Это имя, как солнце, озаряло своим сиянием мир, по слову пророка: « А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды » (Малах. 4:2). Как благовонное миро, оно напоило своим ароматом вселенную: разлитое миро — сказано в Писании — от благовония мастей твоих имя твое (Песн. 1:2), не в сосуде оставшееся миро — имя Его, но вылитое. Ибо пока миро хранится в сосуде, до тех пор и благовоние его удерживается внутри; когда же оно прольется, то тотчас наполняет воздух благоуханием. Неизвестна была сила имени Иисусова, пока скрывалась в Предвечном Совете, как бы в сосуде. Но как скоро то имя излилось с небес на землю, то тотчас же, как ароматное миро, при излиянии во время обрезания младенческой крови, наполнило вселенную благоухаем благодати, и все народы ныне исповедуют, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца 8 . Сила имени Иисусова теперь открылась, ибо то дивное имя Иисус привело в удивление ангелов, обрадовало людей, устрашило бесов, ибо и бесы веруют, и трепещут (Иак. 2:19); от того самого имени сотрясается ад, колеблется преисподняя, исчезает князь тьмы, падают истуканы, разгоняется мрак идолопоклонства и, вместо него, возсиявает свет благочестия и просвещает всякого человека, приходящего в мир (Иоан. 1:9). Пред именем превеликом Иисуса покланяется всякое колено небесных, земных и преисподних (Флп. 2:10). Это имя Иисусово есть сильное оружие против врагов, как говорит святой Иоанн Лествичник: «именем Иисуса всегда поражай ратников, ибо крепче этого оружия ты не найдешь ни на небе, ни на земле. Как сладко сердцу, любящему Христа Иисуса это драгоценнейшее имя Иисус! Как приятно оно тому, кто имеет его! Ибо Иисус — весь любовь, весь сладость. Как любезно это пресвятое имя Иисус рабу и узнику Иисусову, взятому в плен Его любовью! Иисус — в уме, Иисус — на устах, Иисус — где с ердцем веруют к праведности , Иисус — где устами исповедуют ко спасению (Рим. 10:10). Ходишь ли ты, сидишь ли на месте, или что работаешь — Иисус всегда находится пред очами. Ибо я рассудил , — сказал апостол, — быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса (1Кор. 2:2). Ибо Иисус для того, кто прилепляется к Нему, есть просвещение ума, красота душевная, здравие для тела, веселие сердцу, помощник в скорбях, радость в печалях, врачевство в болезни, отрада во всех бедах, и надежда на спасение и для того, кто Его любит, Сам есть награда и воздаяние.
Некогда, по сказанию Иеронима, неисповедимое имя Божье начерчивалось на золотой дощечке, которую носил на челе своем великий первосвященник 9 ; ныне же божественное имя Иисус начертывается истинною Его кровью, излиянною при Его обрезании. Начерчивается же оно уже не на золоте вещественном, а на духовном, т. е. на сердце и на устах рабов Иисусовых, как оно начертано было в том, о котором Христос сказал: « ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое » (Деян. 9:15). Сладчайший Иисус хочет, чтобы имя Его как самое сладкое питие было носимо в сосуде, ибо Он воистину сладок всем, вкушающим Его с любовю, к которым и обращается псалмопевец с такими словами: « Вкусите, и увидите, как благ Господь » (Пс. 33:9)! Вкусив Его, пророк вопиет: « Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя » (Пс. 17:2)! Вкусив Его и святой апостол Петр говорит: « Вот, мы оставили все и последовали за Тобою; К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни » (Мф. 19:27; Иоан. 6:68). Сею сладостью для святых страдальцев настолько были услаждены их тяжкие мучения, что они не боялись даже и самой ужасной смерти. Кто нас , — вопияли они, — отлучит от любви Божией: скорбь, или опасность, или меч, ни смерть, ни жизнь, ибо крепка, как смерть, любовь (Рим. 8:35, 38; Песн. 8:6). В каком же сосуде неизреченная сладость — имя Иисусово любит быть носимой? Конечно, в золотом, который испытан в горниле бед и несчастий, который украшен, как бы драгоценными камнями, ранами, принятыми за Иисуса и говорит: « Ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем » (Гал. 6:17). Такого сосуда требует та сладость, в таком имя Иисусово желает быть носимым. Не напрасно Иисус, принимая имя во время обрезания, проливает кровь; этим Он как бы говорит, что сосуд, имеющий носить в себе Его имя, должен обагриться кровью. Ибо когда Господь взял Себе избранный сосуд для прославления Своего имени — апостола Павла, то тотчас же прибавил: « И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое » (Деян. 9:16). Смотри на Мой сосуд окровавленный, изъязвленный — так начерчивается имя Иисусово краснотою крови, болезнями, страданиями тех, кто стоит до крови, подвизаясь против греха (Евр. 12:14).
Итак, облобызаем тебя с любовью, о сладчайшее Иисусово имя! Мы поклоняемся с усердием пресвятому Твоему имени, о пресладкий и всещедрый Иисусе! Мы хвалим Твое высочайшее имя, Иисусе Спасе, припадаем к пролитой при обрезании крови Твоей, незлобивый Младенец и совершенный Господь! Мы умоляем при сем Твою преизобильную благость, ради того Твоего пресвятого имени и ради Твоей драгоценнейшей изливаемой за нас крови, и еще ради Пренепорочной Твоей Матери, нетленно Тебя родившей, — излей на нас богатую Твою милость! Услади, Иисусе, сердце наше Самим Тобою! Защити и огради нас, Иисусе, всюду Твоим именем! Означай и запечатлевай нас, рабов Твоих, Иисусе, тем именем, дабы мы могли быть приняты в Твое будущее Царствие, и там вместе с ангелами славить и воспевать, Иисусе, пречестное и великолепное имя Твое во веки. Аминь.
«Жития святых на русском языке,
изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского
с дополнениями из Пролога»
1 Еретики, называвшиеся докетами, учили, что Бог не мог воспринять на Себя немощной плоти человеческой, и что людям только казалось, будто Христос страдал и умер.
2 Т. е. крещение, которое, как ниже сказано, удаляет из человека греховные страсти.
3 Ветхий Завет по преимуществу содержал в себе постановления, касавшиеся внешнего благоповедения человека.
4 Служба Обрезанию Господню, канон, Святой Стефан Савваит — песнописец VIII века. Память его —
5 Число семь в Священном писании означает полноту. Посему, чтобы обозначить всю долговременность жизни этого мира, святые отцы употребляли выражение семь веков или дней, а восьмой век или день, естественно, уже должен был обозначать жизнь будущую.
6 Кол. 2:14. Грех от среды, т. е. грех стоял как препятствие, перегородка, отгораживая человека от Бога. Но потом грех был пригвожден ко кресту, т. е. лишился всякой силы и не мог уже препятствовать человеку войти в общение с Богом.
7 Гал. 4:19. Изобразится — в нас ясно отпечатлевается образ Христа, так что мы вполне будем достойны названия христиан.
8 Флп. 2:11, т. е. Господь Иисус прославил Своим, принятым Им на Себя, подвигом Бога Отца.
9 Дощечка золотая, прикрепленная к главной повязке первосвященника, имела на себе начертание имени Божия (Иегова).
Праздник Обрезания Господня
Стихира празднику Обрезания Господня
Сходяй Спас к роду человеческому, прият пеленами повитие, не возгнушася плотскаго обрезания, осмодневен по Матери, безначальный по Отцу. Тому вернии возопиим: Ты еси Бог наш, помилуй нас.
Тропарь празднику Обрезания Господня, глас 1-й
На престоле огнезрачнем в вышних седяй со Отцем безначальным и Божественным Твоим Духом, благоволил еси родитися на земли от Отроковицы, неискусомужныя Твоя Матере, Иисусе; сего ради и обрезан был еси яко человек осмодневный. Слава всеблагому Твоему совету, слава смотрению Твоему, слава снизхождению Твоему, едине Человеколюбче.
Тропарь святителю Василию, глас 4-й
Во всю землю изыде вещание твое, яко приемшую слово твое, имже боголепно научил еси, естество сущих уяснил еси, человеческия обычаи украсил еси, царское священие, отче преподобне: моли Христа Бога спастися душам нашим.
Перевод: Проповедь твоя прошла по всей земле, как принявшей слово твое, которым ты богодостойно раскрыл истины веры, уяснил природу всего существующего, украсил человеческие обычаи; царское священство — отче преподобне, моли Христа Бога о спасении душ наших.
Уяснил природу всего существующего — в творениях Василия Великого, особенно в его «Шестодневе», есть много прекрасных описаний и объяснений явлений природы.
Украсил человеческие обычаи — украсил человеческие обычаи начертанием правил и установлением строгого монастырского жития, учреждением благотворительных заведений.
Царское священство — Василий — значит «царский». Святитель Василий Великий, после Афанасия Великого, стоял действительно во главе современного ему священства.
ТОЛКОВАНИЕ ПАРЕМИИ НА ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЯ
Книга Бытия
(XVII, 1-2, 4-8, 3, 9-12, 14)
Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя. Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом. И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя [в роды их]: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей [в восьмой день], истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой.
Эта паремия напоминает о том, что явился Господь Авраму на сотом году жизни и сказал: «Я твой Бог, ходи предо Мной и будь непорочен». Ходить пред Богом — это жить постоянно с мыслью о том, что Бог видит тебя насквозь, знает и дела, и мысли, и все сердечные движения. Быть непорочным — значит вести себя так, чтобы ничем не оскорбить Бога, не позволять себе забыть о той чести, которую дарует человеку близость Творца. С этого обращения Господа начинается завет Бога с человеком. Бог обещает Авраму многочисленное потомство, матерью которого будет Сара. Тут же в именах этой супружеской четы удваивается по букве: Авраам и Сарра. Повеление называться так еще более подчеркивает благословение Божие, которое наследуют лишь потомки Авраама и Сарры (у Авраама были дети Агари, Хеттуры, но не им предстояло наследовать благословение). От Авраама требуется верность Богу, и не только лично его, но и всего многочисленного потомства. Для сохранения в роды родов завета с Богом и как обещание исполнить повеленное избирается внешнее действие — обрезание. Оно призвано воспитать в поколениях стремление держаться единым народом, чтобы кланяться лишь Богу Авраама. Как знамение завета оно включает и внутреннее освящение, без которого одно умножение численности избранного народа еще не означает сердечной преданности Богу и вере праотца Авраама. Потому и обличались «необрезанные сердца и уши» в книге Левит (Лев. XXVI, 41) и в Деяниях (Деян. VII, 51). Правила предписывали совершать обрезание на восьмой день, когда новорожденный окрепнет. К тому же число 8 выражало полноту и совершенство. Откладывать на более позднее время совершение повеленного считалось выражением пренебрежения и небрежности, недопустимой там, где речь о повелении Божием. Касалось это мальчиков, так как для продолжения рода достаточно освящения главы семьи, жена же с мужем составляла единое целое. Первоначально главное внимание было направлено на умножение численности народа, и потому в Ветхом Завете строго узаконено прежде всего единство крови и веры. В дальнейшем, уже в Новом Завете, обрезание заменено крещением, действующим более глубоко и всесторонне. В Ветхом Завете еще неразвитое сознание ценности данного Богом поддерживалось страхом наказания (вплоть до внезапной смерти). Новый завет включает всех желающих чтить Бога, и потому крещение не ограничивается ничем внешним — только бы усвоить веру и учиться всей жизнью «ходить пред Богом».
В праздник Обрезания Господня читается эта паремия для того, чтобы явно было для всех, что Господь во всем подчинялся закону. Он ничем не хотел подчеркивать Свою свободу от всех постановлений, но вполне справедливо позже указывал, что пришел не нарушить закон, но исполнить.
Обрезание Господне
14 января: Великий Церковный Праздник Обрезания Господня.
В этот же день, 14 января, день памяти учителя Церкви святителя Василия Великого.
Различные события земной жизни Иисуса Христа и Богородицы в Церкви отражаются в Великих праздниках. Их называют Великими двунадесятыми праздниками по их числу – двенадцать. Но два события из жизни Спасителя не вошли в это число: Пасха (величайший праздник) и Обрезание Господне.
Между двумя Великими праздниками – Рождества Христова и Крещения Господня незаметно, как звезда, слабо различимая при свете солнца, стоит праздник Обрезания по плоти Господа Иисуса Христа. У него даже нет ни предпразднства, ни попразднства, всего лишь один только день, и среди верующих он известен не настолько хорошо, как любой из других Великих церковных праздников.
ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ
По прошествии восьми дней после Рождества Христова, которое произошло в Вифлиемской пещере, Святая Мария и Ее обручник Иосиф пришли в Иерусалимский храм с Младенцем. Они должны были исполнить обязательный иудейский обряд – обрезание крайней плоти. По закону, при обрезании, Младенец получил имя Иисус. В переводе с еврейского, Спаситель (Иисус — греческое слово от еврейского) — Иехошуа (или сокращенно Иешуа, Иешу), что значит «Бог Спаситель». Это имя Ему дал архангел Гавриил еще при Благовещении Деве Марии.
После этого ритуала обрезания Младенец стал официально считаться полноценным потомком Авраама, Он получил право быть настоящим Мессией для соплеменников и наставлять их. А в Церкви этот праздник стал называться Обрезание по плоти Господа Иисуса Христа. В этот день прославляется и наречение чудодейственного имени.
ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ ПРАЗДНИКА ОБРЕЗАНИЯ ГОСПОДНЯ
Самому обряду обрезанию, который исходил из Божиего завета Аврааму, уже много веков. В Библии об этом завете говорится так:
«Обрежется от вас всякий мужеск пол, и обрежете плоть крайнюю вашу. И будет в знамение завета между Мною и вами. И младенец осми дней обрежется вам… И будет завет Мой на плоти вашей в завет вечен. Необрезанный же мужеский пол, еже не обрежет плоти своея крайния в день осмый, погубится душа та от рода своего: яко завет Мой разори» (Быт. 17:10 — 14).
Крайняя плоть считается очагом страстности, а ее обрезание символизирует непорочную жизнь и свержение греховности для тех, кто хочет жить по Божеским заветам. Обрезанием символизируется утверждение любви к Богу, преданость Ему и, если это необходимо, готовность принести себя и свою жизнь в жертву Господу.
Спаситель пришел к людям, чтобы установить Новый Закон и Новую Церковь. Но, чтобы люди поверили Ему, необходимо было соблюсти Ветхий Закон.
Тот, кто устанавливает законы и следит за их выполнением, сам должен быть образцом для их исполнения. В жизни мы, конечно, часто видим обратную картину – закон выполняется только там, где выгодно, а если нет – придумываются новые правила.
Иисус Христос, сразу же после рождения, выполнил первое священное действие – обрезание. Закон был исполнен!
Богочеловек показал нам пример подчинения законам для нашей же пользы. Вряд ли кто захочет подумать, что Иисус Христос имел необходимость совершать какой-либо религиозный ритуал. Но без исполнения основ, Отец новой Церкви не имел права требовать от своих последователей настоящей веры.
Таким образом, Спаситель «ветхого» человека делает его «новым», а Новый Завет зарождается из Старого. Поэтому праздник Обрезания Господня стоит именно после Рождества не столько из-за того, что этот обряд проводится на восьмой день, а больше по смыслу цепочки событий: прежде всего Рождение, затем подтверждение начала Служения людям (Обрезание), а потом – Крещение.
«Не постыдился Всеблагой Бог плотским обрезанием обрезаться, но Самим Собой показал образ и начертание спасения: Творец закона — закон исполняет».
МОЛИТВОСЛОВИЯ В ПРАЗДНИК ОБРЕЗАНИЯ ГОСПОДНЯ
Стихира празднику Обрезания Господня
Сходяй Спас к роду человеческому, прият пеленами повитие, не возгнушася плотскаго обрезания, осмодневен по Матери, безначальный по Отцу. Тому вернии возопиим: Ты еси Бог наш, помилуй нас.
Тропарь, глас 1
На престоле огнезрачнем в вышних седяй со Отцем безначальным и Божественным Твоим Духом, благоволил еси родитися на земли от Отроковицы, неискусомужныя Твоя Матере, Иисусе; сего ради и обрезан был еси яко человек осмодневный. Слава всеблагому Твоему совету, слава смотрению Твоему, слава снизхождению Твоему, едине Человеколюбче.
Кондак, глас 3
Всех Господь обрезание терпит, и человеческая прегрешения яко Благ обрезует, дает спасение днесь миру; радуется же в вышних и Создателев иерарх и светоносный Божественный таинник Христов Василий.
ВЕЛИЧАНИЕ
Величание: Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея законное обрезание.