Канон Андрею Константинопольскому, Христа ради юродивому

15 октября-день блж. Андрея, Христа ради юродивого

Блаженный Андрей Константинопольский, Христа ради юродивый

В Константинополе при императоре Льве Великом (886-912 гг.) служил телохранителем некий Феогност, человек состоятельный. Среди рабов Феогноста находился Андрей, родом славянин, отрок кроткого и доброго нрава.
Феогност полюбил его больше других рабов, назначил его своим слугою и отдал его для обучения грамоте. Изучив Священное Писание, Андрей стал часто молиться и ходить в храм Божий, прилежно изучал Священное Писание и любил читать жития святых. Постепенно в нем окрепло желание посвятить себя Богу.
Однажды в сонном видении блаженный увидел два войска. В одном были мужи в светлых одеждах, в другом – черные и страшные бесы. Ангел Божий, который держал в руке чудесные венцы, сказал Андрею, что венцы эти – не украшение земного мира, а небесное сокровище, которым Господь награждает Своих воинов, побеждающих черные полчища. “Иди на добрый подвиг, – сказал Ангел Андрею, – будь юродив ради Меня и много получишь в день Царства Моего”. Понял блаженный, что Сам Господь призывает его на подвиг, Андрей принял на себя необычный и очень трудный подвиг юродства Христа ради.

Притворяясь лишенным разума, Андрей стал бегать по улицам. Одни смеялись над ним, как над безумным, другие прогоняли его от себя, гнушаясь им, иные же считали его за одержимого бесом, а дети глумились и били блаженного. Он же всё претерпевал и молился об оскорблявших его.
Если кто из милостивых нищелюбцев подавал Андрею милостыню, он принимал ее, но отдавал другим нищим. Впрочем, он раздавал так, чтобы никто не знал, что он подает милостыню: сердясь на нищих и как бы желая их побить, он бросал им в лицо деньгами, которые держал в руках, а нищие их подбирали. Одеждою Андрею служило никуда негодное рубище, едва прикрывавшее тело. Уподобляясь во всем святому Симеону, Христа ради юродивому, он днем бегал по улицам, а ночью пребывал на молитве.
Как умалишенного, святого Андрея поместили при храме святой Анастасии и здесь присматривали за ним. Явившись ему во сне, святая мученица Анастасия укрепила его продолжать свой подвиг, и Андрей стал юродствовать, но до такой степени, что его признали безнадежно безумным и прогнали с территории храма.
Многие годы святой Андрей скитался по улицам столичного города грязный, полунагой, сносил он побои, голод и жажду, стужу и зной. Большинство людей сторонилось его, а некоторые глумились над ним и избивали. Живя в столь обширном городе, среди многочисленного населения, он не имел, где приклонить главу.

За свое великое терпение и смирение святой получил от Господа дар пророчества и прозорливости, стал прозревать помыслы людей, бесовское коварство и ангельское попечение о человеке, спас многих от душевной погибели и обличил многих нечестивцев.
Однажды, ходя по городу, святой Андрей увидел, что навстречу ему несут покойника – богатого и знатного человека. Зная его при жизни, Андрей остановился и стал смотреть за погребальной процессией, и вдруг видит, что за гробом идет множество бесов, кричащих и творящих бесчинства, так как этот мертвец был для них предметом радости и веселья. Бесы рукоплескали и ругались над поющими заупокойные песнопения, говоря:
– Вы воспеваете над псом: «Со святыми упокой душу его».
Когда же совершился обряд погребения, святой Андрей увидал ангела, плакавшего горькими слезами.
Андрей спросил его:
– В чем причина твоего плача?
Ангел отвечал:
– Я был приставлен для охранения к покойному, коего ты видел. Но его взял к себе диавол. Это и есть причина моего плача и печали. Охраняемый мною стал посмешищем демонов.

Придя однажды на рынок, святой Андрей встретил одного инока, которого все восхваляли за добродетельную жизнь. Он подвизался, как подобает инокам, но был склонен к сребролюбию. Многие из жителей города, исповедывая ему свои грехи, давали ему золото для раздачи нищим. Он же, будучи одержим ненасытной страстью сребролюбия, никому не давал, а все клал в сумку, и радовался, видя увеличение денег.
Инок, принимая Андрея за одного из нищих, просящих милостыню, сказал ему:
– Бог тебя помилует, брат; у меня нет ничего подать тебе.
Отойдя от него на небольшое расстояние, блаженный заметил рядом с иноком двух спорящих между собою юношей – один из них был бес, другой же – Божий Ангел.
Бес говорил:
– Инок – мой, так как он исполняет мою волю. Он немилосерден, сребролюбив, и работает на меня, как идолослужитель.
– Нет, он мой, – возражал ангел, – ибо постится и молится, и притом он кроток и смиренен.
Так они препирались, и не могли договориться.
И был с неба голос к светоносному Ангелу: «Оставь его, потому что он не Богу, а мамоне работает». После сего отступил от него Ангел Господень и дух тьмы получил над ним старейшинство.
Увидав это, блаженный Андрей удивлялся, что враждебный демон одолел в споре.
Встретив однажды на улице того инока, святой взял его за правую руку и сказал:
– Зачем ты, брат, погубил свою душу, зачем подружился с бесом сребролюбия? Неужели хочешь ты, чтобы тебя погубила скупость? Правду говорю, что проходя мимо тебя, я слышал отрицающегося от тебя Господа.
По молитвам святого Андрея у инока открылись духовные очи и он увидел рядом с собой диавола. Инок убоялся и раздал нищим все золото, которое у него было, а в дальнейшем даже не брал приносимого ему пожертвования.

Впрочем не всегда Андрей притворялся безумным: в беседе со своим духовным отцом или со своим учеником богатым юношей Епифанием святой Андрей снимал маску юродства, и тогда обнаруживалась его духовная мудрость и необыкновенная духовная красота. За свое глубочайшее смирение и сердечную чистоту святой Андрей получил от Бога дар чудес и прозорливости.
Епифаний многому полезному поучился от святого юродствовавшего учителя и от него услышал предсказание, что в свое время он станет архиереем и знаменитым проповедником. Так оно и исполнилось.

Однажды святой Андрей, подобно первоверховному апостолу Павлу был взят на третье Небо и слышал там неизреченные слова, которые людям нельзя слышать. (1Кор.2,9). Здесь он удостоился увидеть Самого Господа Иисуса Христа, ангелов и многих угодников Божиих, однако святой Андрей удивлялся, что не увидел Пресвятую Деву. Он стал спрашивать, где Она, и ему ответили, что она спустилась в многобедственный мир, чтобы помогать людям и утешать скорбящих.
Через некоторое время святой Андрей, будучи во Влахернском храме в Константинополе, удостоился увидеть и Пресвятую Богородицу. Это знаменательное видение вспоминается в праздник Покрова Божией Матери. Когда святой Андрей вместе с Епифанием молились в храме, вдруг как бы раскрылся над ними свод храма, и святой Андрей увидел Святую Деву, окруженную множеством ангелов и святых. Она молилась и простирала над богомольцами храма Свой омофор.
– Видишь ли ты Царицу всех?» — спросил Андрей своего ученика.
– Вижу, отче святый, ужасаюсь, — ответил Епифаний.

Скончался блаженный Андрей на 66 году жизни в 936 году. Его житие описал Никифор — пресвитер храма Святой Софии, духовник святого Андрея и его ученика Епифания.

В память явления Матери Божией блаженному Андрею Юродивому, родом славянину, в Русской Православной Церкви было установлено празднование Покрова Пресвятой Богородицы, а на следующий день после него – память блаженному Андрею.
Русь крестилась через полвека после этого события, и почти сразу после принятия христианства день Покрова Пресвятой Богородицы вошел в число великих праздников.
Храмы в честь Покрова Божией Матери появились на Руси в 12 веке. В 1165 году святым князем Андреем Боголюбским был построен храм Покрова на Нерли. В Новгороде в 12 веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы, в Москве в царствование Ивана Грозного был построен собор Покрова на рву – известный как храм Василия Блаженного.

«Тайны, которые нам открыты, открыты через кого-то, – говорит протоиерей Андрей Ткаченко. – О том, что Матерь Божия молится о всем мире и наипаче о тех, кто любит Ее Сына, знают многие. Это молитвенное ходатайство и сострадательное вмешательство в судьбы мира называется Покровом. Мы отводим ему отдельный праздник, хотя Покров совершается и происходит, а значит и достоин празднования, ежедневно.
Нужно было Церкви выбрать какой-то единичный случай, который бы стал символом всех вообще чудес, совершенных ради нашего блага Богородицей. Этот случай есть, и связан он с человеком, которому открыто больше и который видит глубже. Без разговора о нем невозможно говорить о происхождении праздника.
Звать его Андрей. Андрей Христа ради юродивый.

«Сумасшедший» – так переводится слово «юродивый». Внешний вид, поведение и отношение к таким со стороны общества были соответственными, поскольку важнейшая добавка – «ради» – не произносилась вслух и на бейджике к одежде не прикреплялась.
Сумасшедший он и есть сумасшедший, и слюна течет по бороде, и взгляд безумный, и речи странные. От таких людей стараются держаться поодаль, в случае буйства их принудительно лечат.
Внешне Андрей был именно таким, но за фасадом добровольного безумия совершал умный и непрестанный труд – молитву.

Сложен разговор о святых. Всегда есть угроза взять высокую ноту и сорваться на фальцет. Сидеть в грязи и хвалить орла – разве это подвиг?
Да и говорить можно лишь в том случае, если что-то понимаешь. А понять обычному грешнику святых так же тяжело, как тяжело рыбе понять птицу. Уж больно они разные, хоть и сотворены в один день (См. Быт. 1:20).
Безногий в глазах общества более почтен, чем безумный. Нужны особые причины для того, чтобы изображать сумасшествие. Вот Давид притворялся безумным при дворе царя Гефского, чтобы спасти свою жизнь (1-я Царств 21:13-15).
Андрей же юродствовал, чтобы скрыть близость к горнему миру, чтобы удобно совершать молитву, не будучи ни похваляемым за святость, ни отягчаемым просьбами со стороны верующих.
Из всех отношений с миром юродивому остается только презрение и поношение. Этого он и ищет. В своем желании насытиться унижением и насмешками он выше мучеников.
Мученик может обличать мучителей, говоря: вы безумны и верите ложно, а я, подобно Павлу, говорю вам «слова истины и здравого смысла» (Деян.26:25). Юродивый же этого сказать не может. Напротив, ему может сказать любой: «Ты безумец», а он только глупо расплывется в улыбке, или выкинет какой-то фортель.

Безумие добровольное, напускное, но настолько искусное, что от настоящего сумасшествия его невозможно отличить, есть особый вид защиты сокровищ. Под сокровищем разумеем молитву. Защищать же ее приходится от похвалы, от суеты, от неизбежной связанности с миром и обществом, пусть даже и христианским, но все равно одержимым страстями.
Очевидно, что жар молитвы, нуждающейся в такой защите, должен быть необычайным. То есть сокровище должно быть подлинным, без примесей.
Юродство не путь стяжания молитвы, а скорее, способ сохранения молитвы. И еще – способ служения.
Можно ведь подумать и сказать: «Раз ты такой святой и так огненно молишься внутри своего сердца, то иди себе в пустыню или на гору и там совершай свою необычную жизнь. Зачем же ты толчешься на рынке, спишь на паперти или, вызывая громкий визг, заходишь за побоями в женскую баню?»
Дело в том, что юродивый живет в мире ради этого же мира. Он уже не бежит из мира, боясь соблазниться чем-то, но намеренно пребывает посреди его, чтобы молитва, которая в юродивом, грела мир, слепой по отношению к событиям духовным.

Все это мы говорим и обо всем этом рассуждаем, помня сказанное выше: рыба птицу не поймет. Разве может рыба с холодной кровью и холодным сердцем понять, как бьется горячее сердце в груди у чайки, парящей на ветру? Эту чайку рыба, в лучшем случае, видит сквозь толщу воды, снизу вверх, «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» (1Кор.13:12).
Итак, Андрей – птица. Он «не сеет, ни жнет, не собирает в житницы» (Мф. 6:26). Его питает Бог, причем такой манной, которая заставляет вспомнить Апокалипсис: «Побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя» (Откр.2:17). Андрей видит то, чего все остальные не видят. Он видит бесов, которым изрядно досаждает своим образом жизни. Видит Ангелов, защищающих его. Видит святых и общается с ними. Наконец, он видит Матерь Господа Иисуса Христа. Это видение и дало основание возникновению праздника.
Дальше все более-менее известно широкому кругу читателей. Видение произошло в храме во время молитвы. Как впоследствии Серафим Саровский видел за Литургией Христа в окружении ангельских сил, так и Андрей увидел Божию Матерь, идущую по воздуху в окружении святых. Андрей слышал молитву Богородицы, просящей Сына, чтобы Тот принял мольбы и просьбы всякого человека, приходящего за помощью через Нее – Богородицу.

Никто, кроме Андрея, не видел этого. Все молились и смотрели в сторону алтаря. Один юродивый задирал голову и рассматривал что-то на куполе или на стенах. Так тогда казалось.
Потом же о видении своем он рассказал. Ведь оно касалось не его одного, а всего народа! Народ выслушал и не посмеялся, но, подобно Богородице, запомнил все, «слагая в сердце своем» (Лук.2:19).
Не всякое явление или видение превращается в праздник. Мало ли кому явились небожители и кого от чего спасли?! Для того чтобы это праздновалось и не забывалось столетиями, нужно чтобы церковное сознание усмотрело в частном – общее, и в единичном случае – проявление правила.
Правило нынешнего праздника звучит так: Матерь Божия, будучи взятой в славу Сына Своего, не наслаждается Небесным Раем, а непрестанно молится о мире, посещая сей мир.
Плоды этой молитвы известны миллионам людей, поскольку миллионы в разное время облагодетельствованы заступничеством Богородицы. Вот эти-то миллионы отдельных случаев и собраны воедино под названием «Покров», чтобы одним праздником почтить неусыпающую и незамолкающую молитву Преблагословенной Девы Марии.
Подобным образом и чудо Архистратига Михаила в Хонех ценно не только как единичный факт, но и как проявление того благого участия в истории человечества, которое совершают чистые духи, верные Господу.

Читайте также:  Канон Преподобной Ксении Миласской

Андрей видел и другим рассказал. А другие, в числе которых и мы, сердцем откликнулись на услышанное слово. Мы и раньше знали, что «любовь не перестает» (1Кор.13:8), а раз Богородица – Мать истинной Любви, то и Ее любовь безконечна.
Мы знали, как много и часто Она помогает Церкви и вообще всем, просящим у Нее помощи. А благодаря Андрею, мы словно бы его глазами, увидели этот олицетворенный Покров.
Увидели и обрадовались.
Увидели и согрелись.
Увидели и обнадежились.
То, что было тогда, продолжается и поныне. Молится Сыну о людях благодатная Мария. Участвуют с Ней в молитве Ангелы, пророки, апостолы и мученики. Видят эту молитвенную службу избранные рабы Божии, продолжающие земной путь.
А все остальные, у которых духовного зрения нет, но сердце обрезано, то есть к истине восприимчиво, в день праздника поют: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся».

Тропарь, глас 1:
Глас Апостола Твоего Павла услышав глаголющ: мы юроди Христа ради, раб Твой Андрей юрод бысть на земли, тебе ради, Христе Боже. Темже ныне память его почитающе, тебе молимся: Господи, спаси души наша.

Кондак, глас 4:
Во юродство претворився волею, мира сего красоты отнюд возненавидел еси. плотская мудрования увядил еси, постом и жаждею, и зноем, и студению мраза, от дождя и снега, и от прочия воздушныя тяготы никогдаже уклонився, очистил еси себе, яко злато в горниле, Андрее блаженне.

Величание
Ублажаем тя, святый праведный (имярек), и чтим святую память твою: ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.
Молитва первая
О, великий угодниче Христов, истинный друже и верный рабе Всетворца Господа Бога, Преблаженне Андрее!
Услыши ны, многогрешный, ныне вопиющия к тебе и призывающия имя твое святое, помилуй ны, припадающия днесь к пречистому образу твоему, приими малое наше и недостойное сие моление, умилосердися над убожеством нашим, и молитвами твоими исцели всяк недуг и болезнь души и тела нашего грешнаго,
и сподоби ны течение жизни сея невредимо от видимых и невидимых врагов и безгрешно прейти, и христианскую кончину непостыдну, мирну, безмятежну, и Небеснаго Царствия наследие получити со всеми святыми во веки веков. Аминь.

Молитва вторая
О святый угодниче Божий, блаженне Андрее!
Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уго­товал есть Господь всем любя­щим Его.
Темже взирающе на святый твой образ, раду­емся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою.
Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помо­щи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце
и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойнии есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

СВЯТЫЙ БЛАЖЕННЫЙ ОТЧЕ АНДРЕЕ, МОЛИ БОГА О НАС.

Андрей Юродивый с житием

Школа или худ. центр: Москва

  • Алпатов 1964: Начало XVI в.
  • Лазарев 1980: Начало XVI в.
  • Дионисий 1981: Первая половина XVI в.
  • Из коллекций Лихачева 1993: Первая половина — середина XVI в.
  • Лазарев 2000/1: Начало XVI в.
  • Комашко, Саенкова 2007: Первая половина — середина XVI в., Новгород
  • Вилинбахова 2014: Середина XVI в., Новгород

Из собрания Н. П. Лихачева.

Ниже цитируются:

  • = Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века.
  • = Православная энциклопедия. Том II. Алексий, человек Божий — Анфим Анхиальский.
  • = Комашко Н., Саенкова Е. Русская житийная икона.

¦ 123. Последователь Дионисия. Андрей Юродивый с житием

Начало XVI века. 132×101. Русский музей, Ленинград [2099].

Из собрания Н. П. Лихачева. Сохранность посредственная. Много смытостей верхнего красочного слоя. Две глубокие вертикальные трещины. Изображения Андрея Юродивого, кроме как в сцене Покрова, весьма редки в древнерусском искусстве. Несмотря на утраты, колорит с преобладанием нежных фисташково-зеленых тонов во многом сохранил былое очарование.
¦

Единственным сохранившимся единоличным изображением Андрея Юродивого является икона середины XVI в. «Святой Андрей юродивый, с житием в 18 клеймах» (ГРМ), вероятно происходящая из церкви святого Андрея Ситецкого монастыря. В среднике иконы Андрей Юродивый представлен фронтально, в рост, в зеленом одеянии, накинутом на плечи и оставляющем обнаженными грудь, правую поднятую вверх руку и ноги. Значительная часть клейм иконы посвящена видениям и чудесам святого, среди которых видение Андрею Юродивому 3 венцов и борьба с диаволом; явление Андрею Юродивому апостола Иоанна; явление Андрею Юродивому Иисуса Христа; чудо об отворении дверей; видение во Влахернском храме Богородицы и др.

¦ Андрей Юродивый, с житием
Первая половина — середина XVI века. Новгород
131 × 100,5 см. Дерево, темпера
ГРМ, инв. № ДРЖ 2099
Происхождение неизвестно, находилась в собрании Н. П. Лихачева

Святой Андрей Юродивый — блаженный, время жизни которого точно неизвестно; обычно считают, что он жил в IX–X веках, но есть гипотеза и о V веке. Сохранилось подробное Житие святого, составленное иереем Софийского собора в Константинополе Никифором, который лично был знаком с Андреем. Житие получило широкое распространение на Руси еще в домонгольское время. Память святого в славянской традиции — 2/15 октября, в греческом месяцеслове — 28 мая / 10 июня.

По Житию, святой был родом из Скифии (по некоторым версиям он славянин). В юношестве его продали богатому купцу Феогносту в Константинополе. Юноша был обучен грамоте и стал ближайшим помощником своего хозяина. Он полюбил чтение Священного Писания и житий святых. Однажды ночью Андрей увидел сон, в котором одержал победу над огромным бесом, после чего Христос обещал ему сокровища небесные, призывая принять подвиг юродства. Андрей принял вид безумного, совершая странные поступки. Хозяин пытался лечить его, водя по храмам. Но еще одно явление св. Анастасии и апостола Иоанна Богослова укрепило святого в выбранном решении. Хозяин отпустил его, и св. Андрей бродил по Константинополю, терпел поругания, обличал пороки и грехи, часто иносказательно предсказывал людям ожидавшие их наказания за неправедную жизнь. По ночам святой молился в разных храмах. Типичный пример его жизни проиллюстрирован в 17-м клейме публикуемой иконы. Однажды некий знатный вельможа, которого люди почитали за святого, поскольку он вставал рано утром и делал вид, что идет в церковь, проезжал мимо блаженного Андрея и плюнул на него. Святой во всеуслышание объявил, что этот человек занимается блудом и с женщинами и с мужчинами и что его скоро постигнет кара. Вельможа через некоторое время заболел, и св. Андрей был свидетелем явления ангела, который избивал грешника несколько ночей, за то что тот занимался развратом, прикрываясь показным благочестием.

Многие жители Константинополя знали о прозорливости св. Андрея; среди них и юноша Епифаний, почитавший блаженного. Он удостоился вместе со св. Андреем видения Богородицы во Влахернском храме, когда Святая Дева простерла свой омофор над народом в знак заступничества и молитвы. Этот эпизод из Жития святого на Руси был положен князем Андреем Боголюбским в основу нового праздника — Покрова Пресвятой Богородицы. Традиционно изображения Андрея Юродивого присутствуют на иконах Покрова. Икона из собрания Русского музея — уникальный случай единоличного образа св. Андрея со сценами жития.

  1. Обучение св. Андрея
  2. Моление св. Андрея ночью в храме
  3. Видение св. Андрею трех венцов и борьба с диаволом
  4. Явление св. Андрею апостола Иоанна Богослова
  5. Явление св. Андрею Христа
  6. Чудо об отворении дверей
  7. Видение богатого умершего
  8. Видение в церкви святых апостолов
  9. О молитве, дабы престал мор
  10. О тате гробнем (О могильном воре)
  11. О диаволе

12–13. О чернеце сребролюбце

  1. Видение св. Андрею пророка Давида
  2. Видение огненного столпа
  3. Видение Богородицы во Влахернском храме
  4. Предсказание св. Андреем болезни и кары вельможе, одержимому блудом
  5. Кончина св. Андрея
    ¦

Клейма:

  1. Обучение Андрея
  2. Моление Андрея ночью в храме
  3. Видение Андрею трех венцов и борьба с дьяволом
  4. Явление Андрею апостола Иоанна
  5. Явление Андрею Христа
  6. «Чудо об отворении дверей»
  7. «Видение богатого умерша»
  8. Видение в церкви святых апостолов
  9. «О молитве, дабы престал мор»
  10. «О тати гробнем»
  11. «О дьяволе»
  12. «О чернеце сребролюбце»
  13. «О чернеце сребролюбце»
  14. Видение Андрею пророка Давида
  15. «О видевшей святого суща столпа огнена»
  16. «О видении Богородицы Влахерне» (Покров)
  17. «О князи, ему же мерзяще святец»
  18. Смерть Андрея

  • Алпатов 1964. [4710] Алпатов М. В. Памятник древнерусской живописи XV века икона «Апокалипсис» Успенского собора Московского Кремля. — М.: Искусство, 1964. — Стр. 107-108, табл. XXV-XXVII.
  • Лазарев 1980. [1] Лазарев В. Н. Московская школа иконописи = Les icôn de l’école de Moscou. — М.: Искусство, 1980. — Стр. 50-51, №№81, 82.
  • Дионисий 1981. [1276] Дионисий и искусство Москвы XV–XVI столетий: Каталог выставки. — Л.: ГРМ, 1981. — Кат. № 78, стр. 58-59, илл. 63.
  • Из коллекций Лихачева 1993. [1064] Из коллекций академика Н. П. Лихачева: Каталог выставки. — СПб.: Седа-С, 1993. — Кат. № 372, стр. 163-164.
  • Лазарев 2000/1. [9] Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. — М.: Искусство, 2000. — Стр. 122-123, 371, № 123.
  • ПЭ-02 2001. [41] Православная энциклопедия. Том II. Алексий, человек Божий — Анфим Анхиальский. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. — Стр. 393.
  • Комашко, Саенкова 2007. [4926] Комашко Н., Саенкова Е. Русская житийная икона. — М.: Книги WAM, 2007. — Стр. 244-245.
  • Вилинбахова 2014. [8673] Вилинбахова Т. Б. Коллекция Николая Петровича Лихачева (1862–1936) // Древлехранилище памятников иконописи и церковной старины в Русском музее. — СПб.: Palace Editions, 2014. — Кат. № 216, стр. 178, илл. с. 179.

Молитвы Андрею, Христа ради юродивому

Слово «юродство» означает «ненормальность», но те, кто избрал себе путь «юродивых Христа ради», отказались от мирских благ и удобств не просто так, а во славу Господу. За их внешним безумием часто кроется прозорливость и даже предвидение. Наиболее известным считается Андрей Юродивый. Молитвы Андрея, Христа ради юродивого в середине 5 века помогли защитить Константинополь от врагов. В честь этого события установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

История блаженного Андрея, Христа ради юродивого

Отрок Андрей был рабом в Константинополе. После того, как однажды его посетило видение, он сделался юродивым и был изгнан хозяином. Притворяясь умалишенным, он стал бродить по городу. Если он брал милостыню, то отдавал ее бедным. Блаженный Андрей Юродивый принял от Бога способности к прозорливости, что позволило ему видеть бесов и ангелов.

Одно из таких видений однажды спасло Константинополь. Во время службы, где он был вместе со своим учеником, ему явилась Богоматерь, раскинувшая покров. Это был знак спасения от неприятельских войск, и они вскоре отступили.

В чем помогают молитвы блаженному Андрею Юродивому?

Блаженный Андрей Юродивый отошел к Господу в 936 году. Его житие было переведено и пользовалось на Руси популярностью.

День памяти святого отмечается 15 октября, а за день до этого празднуется Покров Пресвятой Богородицы.

Обращаются с молитвами Андрею Христа ради юродивому в следующих случаях:

  • для защиты от болезней (как телесных, так и душевных);
  • с просьбой защиты от врагов.

Молитва первая

О, великий угодниче Христов, истинный друже и верный рабе Всетворца Господа Бога, Преблаженне Андрее! Услыши ны, многогрешный, ныне вопиющия к тебе и призывающия имя твое святое, помилуй ны, припадающия днесь к пречистому образу твоему, приими малое наше и недостойное сие моление, умилосердися над убожеством нашим, и молитвами твоими исцели всяк недуг и болезнь души и тела нашего грешнаго, и сподоби ны течение жизни сея невредимо от видимых и невидимых врагов и безгрешно прейти, и христианскую кончину непостыдну, мирну, безмятежну, и Небеснаго Царствия наследие получити со всеми святыми во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О святый угодниче Божий, блаженне Андрее! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уго­товал есть Господь всем любя­щим Его. Темже взирающе на святый твой образ, раду­емся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помо­щи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойнии есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Тропарь и кондак

Тропарь и кондак – короткие молитвы, содержащие не только саму молитву, но и прославление святого. Тропарь и кондак Христа ради юродивому можно читать вместе с молитвой Андрею Юродивому в день его поминовения.

Тропарь Христа ради юродивому, глас 1

Глас Апостола Твоего Павла услышав глаголющ, мы юроди Христа ра­ди, раб Твой, Христе Боже Андрее,юрод бысть на земле Тебе ради: темже память его почитающе, Тебе молим, Господи, спаси души наша.

Кондак Христа ради юродивому, глас 8

Вышния красоты желая и нижния сласти телесныя точно оставил еси, нестяжанием суетнаго мира, Ангель­ское житие преходя, скончался Андрее, блаженне: с нимиже Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

ЦЕРКОВНО-БОГОСЛУЖЕБНЫЯ КНИГИ

МИНЕИ БОГОСЛУЖЕБНЫЯ (СЕНТЯБРЬ-АВГУСТЪ).

Мѣ́сяца Окто́врія во 2-й де́нь.
Свята́го и блаже́ннаго Андре́я, Христа́ ра́ди юро́диваго.

Стихи́ры, гла́съ 8. Подо́бенъ: О , пресла́внаго чудесе́!

О , пресла́внаго чудесе́, * я́ко во изступле́ніи ума́ * соверши́ся духо́вная му́дрость * въ тебѣ́, о́тче Андре́е. * Вся́ бо уме́ты вмѣни́лъ еси́, * да Христа́ пріобря́щеши, * и Ца́рство небе́сное возлюби́лъ еси́, * е́же и получи́лъ еси́, * ны́нѣ со а́нгелы стоя́, свя́те, * моли́ся о чту́щихъ прилѣ́жно па́мять твою́.

О , пресла́внаго чудесе́, * пло́тску се́рдцемъ * безпло́тныя показа́лъ еси́ * и сокрове́нная откры́лъ еси́ * уго́днику Твоему́, Андре́ю, * бы́вшему юро́ду Тебе́ ра́ди * и земны́я стра́сти претерпѣ́вшему, * кре́стъ взе́мшему и послѣ́довавшу Тебѣ́, Влады́цѣ и Бо́гу. * Его́же моли́твами, Христе́ Бо́же, * я́ко Ми́лостивъ, спаси́ ду́ши на́ша.

О , пресла́внаго чудесе́, * въ бре́ннѣмъ тѣ́лѣ ходя́ на земли́, * Тебе́ ра́ди, Го́споди, я́ко безпло́тенъ пребыва́я, * уго́дникъ Тво́й Андре́й ве́ліе нестяжа́ніе стяжа́, * обѣща́нныхъ Твои́хъ возжелѣ́въ, * его́же ни о́ко ви́дѣ, ни у́хо слы́ша, * ни на се́рдце человѣ́ка взы́де, * угото́ванныхъ лю́бящимъ Тебе́: * того́ моли́твами * спаси́ ду́ши на́ша, я́ко Ми́лостивъ.

Сла́ва, гла́съ 6:

Д о небесе́ восхище́нъ бы́лъ еси́ и, неизрече́нныя глаго́лы слы́шавъ, неви́димая же уви́дѣлъ еси́ и, честна́го Креста́ о́бразъ ви́дѣвъ, съ любо́вію того́ цѣлова́лъ еси́ и Боже́ственныя сла́дости испо́лнился еси́, и ра́йская блага́я открове́нна тебѣ́ бы́ша: отъ мо́лніи изтка́нною ри́зою обле́клся еси́, Христу́ послѣ́довавъ, свя́те Андре́е досточу́дне.

Тропа́рь, гла́съ 1:

Г ла́съ апо́стола Твоего́ Па́вла услы́шавъ, глаго́лющь, — мы́ юро́ди Христа́ ра́ди, — ра́бъ Тво́й, Андре́й, юро́дъ бы́сть на земли́ Тебе́ ра́ди, Христе́ Бо́же. Тѣ́мже ны́нѣ па́мять его́ почита́юще, Тебѣ́ мо́лимся, Го́споди, спаси́ ду́ши на́ша.

Кано́нъ свято́му, гла́съ 4.
Пѣ́снь 1.

Ирмо́съ: О тве́рзу уста́ моя́, и напо́лнятся Ду́ха, и сло́во отры́гну Цари́цѣ Ма́тери, и явлю́ся, свѣ́тло торжеству́я, и воспою́, ра́дуяся, Тоя́ чудеса́.

О тве́рзи мои́ устнѣ́, подви́гни мо́й язы́къ и испра́ви мо́й смы́слъ, вся́ умудря́яй, Бо́же, да похвалю́ уго́дника Твоего́ Андре́я, юро́да бы́вшаго на земли́ Тебе́ ра́ди.

А ндре́е блаже́нне, ты́ измла́да Христа́ возлюби́лъ еси́ и къ Нему́ единоду́шно возжелѣ́лъ еси́: ка́ко же тя́ по достоя́нію похва́лимъ, на діа́вола вооружи́вшася и сего́ ко́зни побѣди́вша си́лою Христо́вою.

М оли́твами Бо́гу моля́ся и діа́волу досажда́я, и мно́гаго его́ толца́нія въ две́ри хи́жины твоея́ а́ще вма́лѣ и устраши́вся, но неподви́женъ умо́мъ пребы́лъ еси́, си́лою Христо́вою укрѣпля́емый.

Богоро́диченъ: О , Пресвята́я Госпоже́ Дѣ́во Богоро́дице, покры́й ны́ чу́днымъ Твои́мъ омофо́ромъ и сохраня́й гра́дъ Тво́й отъ бѣ́дъ и скорбе́й, я́коже Тя́ преблаже́нный ви́дѣ Андре́й, во Влахе́рнстѣй це́ркви моля́щуюся.

Ирмо́съ: Т воя́ пѣсносло́вцы, Богоро́дице, живы́й и незави́стный Исто́чниче, ли́къ Себѣ́ совоку́пльшія, духо́вно утверди́, въ боже́ственнѣй Твое́й сла́вѣ, вѣнце́въ сла́вы сподо́би.

С о еѳіо́помъ бра́вся, побѣди́лъ еси́ того́, отъ Христа́ дерзнове́ніе пріи́мъ, мно́гу печа́ль де́мономъ сотвори́лъ еси́, святы́мъ же а́нгеломъ весе́ліе и ра́дость, съ ни́миже ны́нѣ водворя́ешися.

В о снѣ́ Христа́ пре́жде ви́дѣлъ еси́, на де́моны тя́ укрѣпля́юща и вѣне́цъ тебѣ́ подаю́ща, и со еѳіо́помъ бра́тися поуча́юща: ны́нѣ же не сновидѣ́ніемъ, но въ неизрече́ннѣмъ свѣ́тѣ сла́вы Его́ ви́дя, за ны́ моли́ся.

Х риста́ послу́шалъ еси́, повелѣ́вшаго тебѣ́ юро́ду бы́ти и Ца́рство небе́сное обѣща́вша: Тому́ послѣ́довавъ, неизрече́нная блага́я Его́ воспрія́лъ еси́, Андре́е досточу́дне.

Богоро́диченъ: П ріиди́ ны́нѣ во сла́вѣ въ це́рковь Твою́, Богоро́дице, съ собо́ры святы́хъ, я́коже Тя́ ви́дѣ святы́й Андре́й на возду́сѣ свѣ́тлѣ, за христіа́ны моля́щуюся, и пода́ждь на́мъ, Госпоже́, ве́лію ми́лость.

Сѣда́ленъ, гла́съ 8:

У зы и желѣ́зы свя́занъ, въ це́ркви сѣдя́, Андре́е, мно́ги стра́хи отъ де́моновъ подъя́лъ еси́ и помо́щника себѣ́ обрѣ́лъ еси́ апо́стола Христо́ва, возлю́бленнаго Іоа́нна, и́же повелѣ́ тебѣ́ терпѣ́ти Христа́ ра́ди. Съ ни́мже ны́нѣ водворя́ешися, за ны́ моли́ся, чту́щія па́мять твою́.

Сла́ва, и ны́нѣ, богоро́диченъ:

В ъ напа́сти многоплете́нныя впа́дъ отъ вра́гъ ви́димыхъ и неви́димыхъ, бу́рею одержи́мь безчи́сленныхъ согрѣше́ній мои́хъ, и я́ко къ те́плому заступле́нію и покро́ву моему́, Чи́стая, ко приста́нищу притека́ю Твоея́ бла́гости. Тѣ́мже, Пречи́стая, изъ Тебе́ Воплоще́нному безсѣ́менно моли́ся прилѣ́жно о всѣ́хъ рабѣ́хъ Твои́хъ, непреста́нно моля́щихтися, Богоро́дице Пречи́стая, моля́щи Его́ при́сно согрѣше́ній оставле́ніе дарова́ти, воспѣва́ющимъ досто́йно сла́ву Твою́.

А гнца, и Па́стыря, и Изба́вителя Агница зря́щи на Крестѣ́, восклица́ше, пла́чущи, и, го́рько рыда́ющи, вопія́ше: мíръ у́бо ра́дуется, пріе́мля Тобо́ю избавле́ніе, утро́ба же Моя́ гори́тъ, зря́щи Твое́ распя́тіе, е́же терпи́ши за милосе́рдіе ми́лости. Долготерпѣли́ве Го́споди, ми́лости бе́здно и исто́чниче неисчерпа́емый, умилосе́рдися и да́руй согрѣше́ній оставле́ніе вѣ́рою пою́щимъ Боже́ственныя Стра́сти Твоя́.

Ирмо́съ: С ѣдя́й въ сла́вѣ на Престо́лѣ Божества́ во о́блацѣ ле́гцѣ, прíиде Іису́съ Пребоже́ственный, Нетлѣ́нною Дла́нію и спасе́ зову́щія: сла́ва, Христе́, си́лѣ Твое́й.

С ѣдя́ща на престо́лѣ Христа́ Царя́ ви́дѣлъ еси́, го́рькія сея́ жи́зни о́бразъ разсмотри́лъ еси́, горча́йшь пелы́ни су́щій, пото́мъ же нетлѣ́нныя сла́дости вку́съ прія́лъ еси́.

Т огда́ во снѣ́ и въ восто́рзѣ Христа́ ви́дѣлъ еси́, ны́нѣ же, со безпло́тными си́лами водворя́яся, сла́ву Бо́жію ви́диши непостижи́мую и неизглаго́ланную: помина́й на́съ, Андре́е, чту́щихъ па́мять твою́.

О тъ видѣ́нія ра́зумовъ увѣ́рившагося Андре́я похва́лимъ, вѣ́рніи, на земли́ бы́вша юро́да Христа́ ра́ди, на небесѣ́хъ же ны́нѣ прему́дра духо́вною благода́тію, со а́нгелы предстоя́ща всѣ́хъ Бо́гу.

Богоро́диченъ: К то́ изглаго́лати мо́жетъ Твоего́ Рождества́ та́инство? Или́ кто́ исповѣ́сть Твоея́ моли́твы си́лу? Аще не бы́ Сама́ Ты́ показа́ла еси́ Андре́ю юро́дивому въ це́ркви Влахе́рнстѣй честны́й Тво́й Покро́въ.

Ирмо́съ: У жасо́шася вся́ческая о Боже́ственнѣй сла́вѣ Твое́й: Ты́ бо, неискусобра́чная Дѣ́во, имѣ́ла еси́ во утро́бѣ надъ всѣ́ми Бо́га, и родила́ еси́ Безлѣ́тнаго Сы́на, всѣ́мъ, воспѣва́ющимъ Тя́, ми́ръ подава́ющая.

У дивле́ніе бы́сть всѣ́мъ ви́дящимъ Андре́ево житіе́: на сме́тьищи лега́ніе и посредѣ́ гра́да обнаже́ніе, и колесни́чное попра́ніе, но сія́ вся́ бы́сть ему́ пути́ правле́ніе въ небе́сное Ца́рствіе.

У диви́шася вси́, ви́дящіи терпѣ́ніе твое́: му́ченицы бо во еди́но вре́мя стра́сть претерпѣ́ша, ты́ же вся́ дни́ живота́ твоего́ злы́я му́ки терпѣ́лъ еси́, въ небе́сное Ца́рство жела́я всели́тися, е́же получи́въ ны́нѣ, ра́дуешися безконе́чною ра́достію.

С окрове́нная бы́ша тебѣ́ открове́на и вся́ безпло́тныя, а́ки плотскíя, ви́дѣлъ еси́: ничто́же бо земны́хъ возлюби́лъ еси́. Тѣ́мже и небе́сная врата́ отверзо́шася тебѣ́, въ неизглаго́ланную ра́дость Го́спода твоего́, блаже́нне, вше́лъ еси́.

Богоро́диченъ: П ою́тъ Тя́ чи́ни а́нгельстіи и сла́вятъ Тя́ земны́хъ ро́ди: Ты́ бо, небе́сная Цари́це, Андре́ю яви́лася еси́, покрыва́ющи лю́ди въ це́ркви нетлѣ́ннымъ Твои́мъ Покро́вомъ, за вся́ пою́щія Тя́ непреста́нно моля́щися.

Ирмо́съ: Б оже́ственное сіе́ и всечестно́е соверша́юще пра́зднество, богому́дріи, Богома́тере, пріиди́те, рука́ми воспле́щимъ, отъ Нея́ ро́ждшагося Бо́га сла́вимъ.

А по́стола Па́вла испо́лнися гла́съ на тебѣ́, о́тче: сло́во кре́стное погиба́ющимъ у́бо юро́дство вмѣни́ся, тебѣ́ же, спаса́ющемуся, си́ла Бо́жія бы́сть, Андре́е всехва́льне.

Х ристо́въ гла́съ испо́лнися на тебѣ́, рече́нный: блаже́ни ни́щіи ду́хомъ, я́ко тѣ́хъ е́сть Ца́рство небе́сное. Ты́ бо обнища́лъ еси́ ду́хомъ и Ца́рство небе́сное воспрія́лъ еси́.

Е пифа́нія иногда́, ю́ношу су́ща, на пу́ть пра́вый наста́вилъ еси́, ему́же и проре́клъ еси́ архіере́ю бы́ти и лю́ди учи́ти: вся́ бо бу́дущая, я́ко предъ очесы́ су́щая, ви́дѣлъ еси́.

Богоро́диченъ: П рипа́даемъ Тебѣ́, Богоро́дице, мы́, грѣ́шніи, да и на на́съ ны́нѣ простре́ши неви́димый Покро́въ Тво́й, къ Сы́ну Твоему́ и Бо́гу на́шему да принесе́ши моли́твы Твоя́ за ны́, я́коже Тя́ дре́вле Андре́й ви́дѣ.

Конда́къ, гла́съ 4. Подо́бенъ: В ознесы́йся.

В о юро́дство претвори́вся во́лею, мíра сего́ красоты́ отню́дъ возненави́дѣлъ еси́, плотска́я мудрова́нія увяди́лъ еси́ посто́мъ и жа́ждею, и зно́емъ, и сту́денію мра́за, отъ дождя́ и снѣ́га, и отъ про́чія возду́шныя тяготы́ никогда́же уклони́вся, очи́стилъ еси́ себе́, я́ко зла́то въ горни́лѣ, Андре́е блаже́нне.

П ріиди́те, христолю́бцы, пріиди́те, нищелю́бцы, восхва́лимъ блаже́ннаго страда́льца, прему́драго Андре́я, бы́вша юро́да Христа́ ра́ди, во́лею мíръ и я́же въ не́мъ уме́ты вмѣни́вша, по апо́столу, и во слѣ́дъ Христа́ усе́рдно поте́кша, пло́ть же свою́ посто́мъ и жа́ждею, и зно́емъ, и дожде́мъ и снѣ́гомъ, возду́шною тя́гостію смири́вша, ду́шу же отъ страсте́й свобо́дну соблю́дша и свѣ́тлу добродѣ́тельми содѣ́лавша, и небе́сное житіе́ со всѣ́ми святы́ми вѣ́чно наслѣ́довавша, и моля́щася Христу́ Бо́гу о чту́щихъ Его́ вѣ́рою и любо́вію. Къ нему́же возопіи́мъ: ра́дуйся, уго́дниче Христо́въ, Андре́е блаже́нне.

Ирмо́съ: Н е послужи́ша тва́ри богому́дріи, па́че Созда́вшаго, но, о́гненное преще́ніе му́жески попра́вше, ра́довахуся, пою́ще: препѣ́тый отце́въ Госпо́дь и Бо́гъ, благослове́нъ еси́.

Н ичто́же изво́ливъ люби́ти на земли́ па́че Зижди́теля, но посредѣ́ храмо́въ скита́яся, блаже́нне Андре́е, ра́довался еси́, поя́: препѣ́тый отце́въ Госпо́дь и Бо́гъ, благослове́нъ еси́.

Н е пощадѣ́ пло́ти своея́, но предаде́ ю́ на по́двиги и труды́, и ну́ждное пребыва́ніе. Тѣ́мъ ко́зни де́монскія му́жески попра́ блаже́нный Андре́й, поя́: препѣ́тый отце́въ Госпо́дь и Бо́гъ, благослове́нъ еси́.

Н ичто́же земны́я сла́вы восхотѣ́лъ еси́, Христа́ же па́че возлюби́лъ еси́, блаже́нне Андре́е, и къ Нему́ восте́клъ еси́, ра́дуяся, болѣ́зней твои́хъ пріе́мля воздая́ніе и поя́ при́сно: благослове́нъ Бо́гъ отце́въ на́шихъ.

Богоро́диченъ: Б лаже́нне Андре́е, моли́ся и ны́нѣ Цари́цѣ Богоро́дицѣ, Юже ви́дѣлъ еси́ за мíръ моля́щуюся, да на́съ покры́етъ непобѣди́мою Свое́ю ми́лостію: Тоя́ бо Покро́вомъ вси́ вѣ́рніи сохраня́емся.

Ирмо́съ: О троки благочести́выя въ пещи́ Рождество́ Богоро́дичо спасло́ е́сть, тогда́ у́бо образу́емое, ны́нѣ же дѣ́йствуемое, вселе́нную всю́ воздвиза́етъ пѣ́ти Тебѣ́: Го́спода по́йте, дѣла́, и превозноси́те Его́ во вся́ вѣ́ки.

Б ога́таго уме́рша иногда́ ви́дѣлъ еси́, съ ви́димою че́стію провожда́ема, неви́димо же злѣ́ своди́ма во глубину́ а́дову, блаже́нне Андре́е, и о не́мъ пла́чася и моля́ся Го́споду.

Б езпло́тнаго а́нгела, печа́лующаго о поги́бели души́ бога́таго, въ житіи́ се́мъ не пока́явшася, отъ печа́ли премѣни́лъ еси́, Андре́е блаже́нне, съ ни́мже пое́ши: Го́спода по́йте дѣла́ и превозноси́те Его́ во вся́ вѣ́ки.

С ребролю́бца мона́ха ви́дѣлъ еси́, отъ зла́го змíя стужа́ема, Андре́е блаже́нне, и того́, отъ сребролю́бнаго неду́га изба́вивъ, вразуми́лъ еси́ пѣ́ти и превозноси́ти Го́спода во вся́ вѣ́ки.

Богоро́диченъ: О тъ Андре́ева видѣ́нія Покро́въ Тво́й увѣ́дѣвше, Цари́це Богоро́дице, мо́лимся Тебѣ́ прилѣ́жно: покры́й ны́ ми́лостію Твое́ю пою́щія Сы́на Твоего́ и превознося́щія Его́ во вся́ вѣ́ки.

Ирмо́съ: В ся́къ земноро́дный да взыгра́ется, Ду́хомъ просвѣща́емь, да торжеству́етъ же безпло́тныхъ умо́въ естество́, почита́ющее свяще́нное торжество́ Богома́тере, и да вопіе́тъ: ра́дуйся, Всеблаже́нная Богоро́дице, Чи́стая Приснодѣ́во.

П о Христо́ву словеси́ за бію́щія тя́ моли́лся еси́, свя́те: тѣ́мже небе́сная врата́ отве́рзста и ду́ши пра́ведныхъ во о́бразѣ ла́стовицъ лета́ющія ви́дѣлъ еси́, съ ни́миже ны́нѣ водворя́ешися, Андре́е блаже́нне.

Х риста́ Бо́га и́стинно возлюби́въ, тебе́ сама́го отве́рглся еси́ и Тому́ послѣ́довалъ еси́, я́коже Онъ рече́: любя́й ду́шу свою́ спасти́, погуби́тъ ю́. Тѣ́мже ду́шу твою́ въ жи́знь вѣ́чную соблю́лъ еси́, достохва́льне свя́те Андре́е.

В ели́кая и пресла́вная ны́нѣ сбы́шася тебѣ́ въ небе́снѣмъ Ца́рствіи, а́ще и юро́дъ бы́лъ еси́ мíру, но Христу́ му́дръ яви́лся еси́, достохва́льне: призира́й съ небе́снаго кру́га на ны́, почита́ющія па́мять твою́.

Богоро́диченъ: В ся́къ земноро́дный покрыва́ется Покро́вомъ Твои́мъ, пресла́вная Засту́пнице Богоро́дице, я́коже блаже́нный Андре́й Тя́ ви́дѣ, за мíръ моля́щуюся Несозда́нному Существу́, въ созда́нное естество́ отъ Тебе́ обле́кшемуся.

Источникъ: Минíа, мѣ́сяцъ Окто́врій. — Кíевъ: Въ тѵпогра́фіи Кíево-Пече́рской Ла́ѵры, 1893. — Л. 29 об. – 33 об.

Канон Андрею Константинопольскому, Христа ради юродивому (Каноны святым)

Песнь 1.

Ирмос:

Отверзи мои устне, подвигни мой язык и исправи мой смысл, вся умудряяй, Боже, да похвалю угодника Твоего Андрея, юрода бывшаго на земли Тебе ради.

Андрее блаженне, ты измлада Христа возлюбил еси и к Нему единодушно возжелел еси: како же тя по достоянию похвалим, на диавола вооружившася и сего козни победивша силою Христовою.

Молитвами Богу моляся и диаволу досаждая, и многаго его толцания в двери хижины твоея аще вмале и устрашився, но неподвижен умом пребыл еси, силою Христовою укрепляемый.

Богородичен: О, Пресвятая Госпоже Дево Богородице, покрый ны чудным Твоим омофором и сохраняй град Твой от бед и скорбей, якоже Тя преблаженный виде Андрей, во Влахернстей церкви молящуюся.

Песнь 3.

Ирмос:

Со ефиопом брався, победил еси того, от Христа дерзновение приим, многу печаль демоном сотворил еси, святым же ангелом веселие и радость, с нимиже ныне водворяешися.

Во сне Христа прежде видел еси, на демоны тя укрепляюща и венец тебе подающа, и со ефиопом братися поучающа: ныне же не сновидением, но в неизреченнем свете славы Его видя, за ны молися.

Христа послушал еси, повелевшаго тебе юроду быти и Царство небесное обещавша: Тому последовав, неизреченная благая Его восприял еси, Андрее досточудне.

Богородичен: Прииди ныне во славе в церковь Твою, Богородице, с соборы святых, якоже Тя виде святый Андрей на воздусе светле, за христианы молящуюся, и подаждь нам, Госпоже, велию милость.

Седален, глас 8:

Узы и железы связан, в церкви седя, Андрее, многи страхи от демонов подъял еси и помощника себе обрел еси апостола Христова, возлюбленнаго Иоанна, иже повеле тебе терпети Христа ради. С нимже ныне водворяешися, за ны молися, чтущия память твою.

Богородичен: В напасти многоплетенныя впад от враг видимых и невидимых, бурею одержимь безчисленных согрешений моих, и яко к теплому заступлению и покрову моему, Чистая, ко пристанищу притекаю Твоея благости. Темже, Пречистая, из Тебе Воплощенному безсеменно молися прилежно о всех рабех Твоих, непрестанно молящихтися, Богородице Пречистая, молящи Его присно согрешений оставление даровати, воспевающим достойно славу Твою.

Крестобогородичен: Агнца, и Пастыря, и Избавителя Агница зрящи на Кресте, восклицаше, плачущи, и, горько рыдающи, вопияше: мир убо радуется, приемляй Тобою избавление, утроба же Моя горит, зрящи Твое распятие, еже терпиши за милосердие милости. Долготерпеливе Господи, милости бездно и источниче неисчерпаемый, умилосердися и даруй согрешений оставление верою поющим Божественныя Страсти Твоя.

Песнь 4.

Ирмос:

Седяща на престоле Христа Царя видел еси, горькия сея жизни образ разсмотрил еси, горчайшь пелыни сущий, потом же нетленныя сладости вкус приял еси.

Тогда во сне и в восторзе Христа видел еси, ныне же, со безплотными силами водворяяся, славу Божию видиши непостижимую и неизглаголанную: поминай нас, Андрее, чтущих память твою.

От видения разумов уверившагося Андрея похвалим, вернии, на земли бывша юрода Христа ради, на небесех же ныне премудра духовною благодатию, со ангелы предстояща всех Богу.

Богородичен: Кто изглаголати может Твоего Рождества таинство? Или кто исповесть Твоея молитвы силу? Аще не бы Сама Ты показала еси Андрею юродивому в церкви Влахернстей честный Твой Покров.

Песнь 5.

Ирмос:

Удивление бысть всем видящим Андреево житие: на сметьищи легание и посреде града обнажение, и колесничное попрание, но сия вся бысть ему пути правление в небесное Царствие.

Удивишася вси, видящии терпение твое: мученицы бо во едино время страсть претерпеша, ты же вся дни живота твоего злыя муки терпел еси, в небесное Царство желая вселитися, еже получив ныне, радуешися безконечною радостию.

Сокровенная быша тебе откровена и вся безплотныя, аки плотския, видел еси: ничтоже бо земных возлюбил еси. Темже и небесная врата отверзошася тебе, в неизглаголанную радость Господа твоего, блаженне, вшел еси.

Богородичен: Поют Тя чини ангельстии и славят Тя земных роди: Ты бо, небесная Царице, Андрею явилася еси, покрывающи люди в церкви нетленным Твоим Покровом, за вся поющия Тя непрестанно молящися.

Песнь 6.

Ирмос:

Апостола Павла исполнися глас на тебе, отче: слово крестное погибающим убо юродство вменися, тебе же, спасающемуся, сила Божия бысть, Андрее всехвальне.

Христов глас исполнися на тебе, реченный: блажени нищии духом, яко тех есть Царство небесное. Ты бо обнищал еси духом и Царство небесное восприял еси.

Епифания иногда, юношу суща, на путь правый наставил еси, емуже и прорекл еси архиерею быти и люди учити: вся бо будущая, яко пред очесы сущая, видел еси.

Богородичен: Припадаем Тебе, Богородице, мы, грешнии, да и на нас ныне простреши невидимый Покров Твой, к Сыну Твоему и Богу нашему да принесеши молитвы Твоя за ны, якоже Тя древле Андрей виде.

Кондак, глас 4.

Во юродство претворився волею, мира сего красоты отнюд возненавидел еси, плотская мудрования увядил еси постом и жаждею, и зноем, и студению мраза, от дождя и снега, и от прочия воздушныя тяготы никогдаже уклонився, очистил еси себе, яко злато в горниле, Андрее блаженне.

Приидите, христолюбцы, приидите, нищелюбцы, восхвалим блаженнаго страдальца, премудраго Андрея, бывша юрода Христа ради, волею мир и яже в нем уметы вменивша, по апостолу, и во след Христа усердно потекша, плоть же свою постом и жаждею, и зноем, и дождем и снегом, воздушною тягостию смиривша, душу же от страстей свободну соблюдша и светлу добродетельми соделавша, и небесное житие со всеми святыми вечно наследовавша, и молящася Христу Богу о чтущих Его верою и любовию. К немуже возопиим: радуйся, угодниче Христов, Андрее блаженне.

Песнь 7.

Ирмос:

Ничтоже изволив любити на земли паче Зиждителя, но посреде храмов скитаяся, блаженне Андрее, радовался еси, поя: препетый отцев Господь и Бог, благословен еси.

Не пощаде плоти своея, но предаде ю на подвиги и труды, и нуждное пребывание. Тем козни демонския мужески попра блаженный Андрей, поя: препетый отцев Господь и Бог, благословен еси.

Ничтоже земныя славы восхотел еси, Христа же паче возлюбил еси, блаженне Андрее, и к Нему востекл еси, радуяся, болезней твоих приемля воздаяние и поя присно: благословен Бог отцев наших.

Богородичен: Блаженне Андрее, молися и ныне Царице Богородице, Юже видел еси за мир молящуюся, да нас покрыет непобедимою Своею милостию: Тоя бо Покровом вси вернии сохраняемся.

Песнь 8.

Ирмос:

Богатаго умерша иногда видел еси, с видимою честию провождаема, невидимо же зле сводима во глубину адову, блаженне Андрее, и о нем плачася и моляся Господу.

Безплотнаго ангела, печалующаго о погибели души богатаго, в житии сем не покаявшася, от печали пременил еси, Андрее блаженне, с нимже поеши: Господа пойте дела и превозносите Его во вся веки.

Сребролюбца монаха видел еси, от злаго змия стужаема, Андрее блаженне, и того, от сребролюбнаго недуга избавив, вразумил еси пети и превозносити Господа во вся веки.

Богородичен: От Андреева видения Покров Твой уведевше, Царице Богородице, молимся Тебе прилежно: покрый ны милостию Твоею поющия Сына Твоего и превозносящия Его во вся веки.

Песнь 9.

Ирмос:

По Христову словеси за биющия тя молился еси, святе: темже небесная врата отверзста и души праведных во образе ластовиц летающия видел еси, с нимиже ныне водворяешися, Андрее блаженне.

Христа Бога истинно возлюбив, тебе самаго отверглся еси и Тому последовал еси, якоже Он рече: любяй душу свою спасти, погубит ю. Темже душу твою в жизнь вечную соблюл еси, достохвальне святе Андрее.

Великая и преславная ныне сбышася тебе в небеснем Царствии, аще и юрод был еси миру, но Христу мудр явился еси, достохвальне: призирай с небеснаго круга на ны, почитающия память твою.

Богородичен: Всяк земнородный покрывается Покровом Твоим, преславная Заступнице Богородице, якоже блаженный Андрей Тя виде, за мир молящуюся Несозданному Существу, в созданное естество от Тебе облекшемуся.

Житие Андрея, Христа ради юродивого

Этот блаженный человек происходил из славянского рода и жил в Константинополе, столице Византии, в X столетии. В юном возрасте его приобрел в качестве раба богатый константинопольский сановник по имени Феогност. Андрей отличался дружелюбным нравом, отзывчивостью и внешне был очень привлекателен. Однако хозяин, отдавший раба своего для обучения Священным текстам, отказался от него, так как последний принял христианский подвиг юродства.

Андрей, покинутый всеми, жил в бедности, холоде и голоде, смиренно сносил насмешки окружения, но оказался достойным видения Покрова Пречистой Девы Марии.

Что такое юродивость

Юродивостью называют показное безумие, практикуемое чаще странствующими монахами для достижения внутреннего смирения и уничтожения в себе гордыни. Общество предвзято относится к таким людям: насмехается, унижает, оскорбляет. Однако многие не видят того, что подобное поведение совершается исключительно ради молитвы перед милосердным Господом. Напускное безумие очень искусно, его практически нельзя отличить от настоящей болезни рассудка.

Важно! Юродство — способ защиты духовного сокровища, то есть сокровенной молитвы, от мирской суеты, похвал, различных страстей.

Жизнеописание блаженного Андрея

Константинопольский помещик по имени Феогност, живший во времена императора Льва VI (конец IX столетия), приобретал людей для своих имений. Среди купленных рабов оказался красивый и добросердечный юноша, которого звали Андрей. Феогност проявил к сему отроку наивысшую симпатию, назначил его доверенным слугой и велел обучаться священным письменам.

Андрей принялся за чтение христианских текстов, часто посещал церковь и исправно совершал молитвенные правила.

  • Сатана, видя великое стремление юноши к Господу, проявил зависть и устремился навести страх на него. Князь тьмы явился к Андрею во время молитвы, распахнул двери и пытался сломить волю молодого человека, который вскоре уснул после этого сурового видения.
  • Во сне ему предстали две армии: первая символизировала силы света, воины ее были одеты в белое, вторая — это полчища сатаны, в центре которой стоял безобразный исполин, преисполненный кровожадности и ярости. Андрей испросил Господа: «Кто же осмелится выйти против гиганта и победить в этой непростой схватке?».
  • Тогда с небес спустился сияющий юноша с тремя драгоценными венками в десницах. Андрей поинтересовался у ангела, может ли он приобрести одно из этих сокровищ. На это небесный посланник ответил: «Получишь венок, если с помощью молитвы и крестного знамения сможешь победить темного исполина».
  • Андрей собрался с духом и, подобно царю Давиду, сокрушил с божьей помощью недруга. Проснувшись, он ощутил в своем сердце присутствие христианского сокровища. С этого времени юноша стал вести юродивый образ жизни ради Христа, ибо так велел Всевышний. На следующий день блаженный Андрей взял нож, снял одежды и изрезал тело. Феогност решил, что его верный слуга поддался демоническому искушению, он велел надеть на несчастного вериги и отвести лечебницу, которая находилась в церкви святой Анастасии.
  • Днем блаженный демонстрировал показное безумство, а ночью, когда никто ничего не видел, совершал искреннюю молитву перед Господом. Однако юноша желал извещения от Всевышнего о том, правильно ли он выполняет божественные поручения. Тогда возникло в его сознание очередное видение: пять мудрецов, пришедших в церковь, задали вопрос святой Анастасии: «Почему не излечишь этого несчастного?». Блаженная матушка ответила, что Господь уже исцелил его и направил по истинному пути.

Интересно! После одной из молитв в уме юродивого Андрея возникло видение с символическим подтекстом. Он стоял во дворце перед престолом Царя, который задал следующий вопрос: «Желаешь ли отдать свои труды и жизнь ради Христа?». Блаженный юноша ответил положительно, тогда Господь дал блаженному вкусить чрезвычайно горькую пищу.

Царь объяснил, что изначально скорбь постигает тех, кто возжелал трудиться во благо Господа. После Он угостил юношу сладчайшей манной небесной, отчего тот позабыл бывшую горечь и понял, что эта пища даруется истинно познавшим Господа и утвердившимся в знании.

Деяния в миру

Подвиг юродства для Андрея являлся единственным решением, которое помогло ему избавиться от гнета рабства. Господь знал, что хозяин не отпустит бедного слугу в монастырь, даже если тот проявит сильное желание служения Богу. Поэтому юноша послушал совета, данного ему в видении, и притворился безумным.

Статьи о других святых:

Великую цену заплатил Андрей, чтобы получить свободу.

Феогност четыре месяца держал у себя юродивого Андрея после того, как он вернулся из лечебницы, и, наконец, отпустил, когда сам убедился в невозможности «исцеления» своего раба. Молодой человек, продолжая притворяться безумцем, отправился на улицы, где встретил скорбь, озлобленность, поругания и побои со стороны народа. Иногда он принимал милостыню от добросердечных граждан, но вскоре отдавал ее другим нищим. Однако слуга Божий делал добро своеобразно: подходил к нуждающимся людям и бросал деньги в лицо, делая вид, что желает избить их.

  • Блаженный Андрей мог не принимать пищу целую неделю, а если никто не давал и куска хлеба, он продлевал свой суровый пост еще на несколько дней. Одет Юродивый был в рваное рубище, которое едва прикрывало телесную наготу. Живя в Константинополе, он не имел места, где мог спокойно расположиться, даже нищие прогоняли его со своих шалашей.
  • Желая уснуть, Юродивый иногда располагался между бездомных собак, которые тоже не испытывали к нему любви. Отдых Андрея никогда не совершался под крышей здания, но всегда на холоде или жаре, в отходах или грязи. Испытав много горя и лишений, блаженный святитель получил от Господа дар прозорливости и научился видеть мысли людей.

На заметку! Святой жил в этом мире, не боясь соблазниться материальными страстями. Он пребывал в центре грешной земли и делал все, чтобы молитва его согревала окружение, не видящее духовное совершенство.

Андрея сравнивают с птицей, пребывающей высоко в небе и видящей сквозь океанскую толщу хладнокровных рыб, то есть народ людской. Между ними никогда не возникнет понимания, так как юродивость и святость в обществе рассматривается как отклонение от нормы.

Факты из жития

Если узреть истину, станет понятно, что святой Андрей не попадал под власть бесов и не лишался рассудка, напротив, этот человек врачевал грешные души и вел продолжительную и тайную борьбу со злейшим и главным врагом.

    Однажды один любопытный юноша решил проследить за блаженным и пошел за ним в ночную пору. Он видел, как Андрей подошел к закрытым воротам храма и стал совершать крестное знамение. Церковные двери без какой-либо помощи отворились перед святым, который подошел к алтарю и начал читать молитву. Юноша приблизился и узрел, что Юродивый парит в воздухе.

Видение Покрова

У святого Юродивого был ученик, звали его Епифанием. Они часто совершали совместную молитву во Влахернской церкви, находящейся недалеко от Константинополя. В соборе хранились риза и пояс, принадлежащие Пречистой Деве Марии, реликвии были привезены сюда из Израиля. Влахернский храм возводили ради того, чтобы разместить здесь эти великие христианские святыни.

  • Блаженный Андрей отправился в церковь Пресвятой Богородицы, когда здесь совершался ритуал всенощного бдения, Епифаний находился рядом. В три часа ночи увидел Юродивый высокий образ Девы Марии, появившийся у центральных ворот. Рядом с Богоматерью предстал И. Креститель, а также апостол Иоанн и Иаков. Святые держали Пречистую Деву за руки, ангелы небесные шествовали над её главою и за ней, восхваляя имя Господа.
  • И тогда спросил блаженный учитель у Епифания, видит ли тот великое шествие, ученик ответил: «Да, отче духовный». Они продолжали созерцать, а Богоматерь преклонила колени и совершила продолжительную молитву, проливая слезы. После она приблизилась к алтарной части храма и просила Господа смилостивиться над грешниками. Закончив прошение, Дева Мария сняла с плеч длинное покрывало (омофор) и распростерла над всем людом, собравшимся на всенощное бдение во Влахернском храме.

Пока она находилась здесь, миряне и священники видели этот Покров. Богоматерь удалилась через некоторое время, но оставила в этом месте божественную благодать. Епифаний был вдохновлен и спешил поведать о великом шествии всему городу.

Последние дни Юродивого

В один из дней блаженный пришел к ученику, чтобы провести всю ночь в диалоге о духовной составляющей мира. Святой старец предрек, что Епифаний станет Константинопольским патриархом. Утром эти двое простились, Андрей чувствовал приближение смерти. Ученик, получивший благословение, чрезвычайно горевал, так как догадывался о потере близкого человека. Блаженный достиг крытой галереи, где лег и смиренно испустил дух, отдавшись в руки Бога.

Статьи о Покрове Пресвятой Богородицы:

Тело Юродивого излучало приятных запах благовоний, что привлекло жителей соседних строений. Миро, словно река, истекало от святого. Некая женщина обнаружила останки и поспешила сообщить об этом людям. Когда народ собрался на месте кончины, тела здесь уже не было, но все еще оставался сильный аромат благовоний. Предание гласит, что останки блаженного старца никто не обнаружил, ведь Господь по Своей воле перенес их в места, известные только Ему.

Скончался Юродивый в возрасте 66 лет, окончив свою тайную борьбу с греховностью и злейшим врагом человечества.

Интересно! Блаженный учитель предрек, что его ученик Епифаний станет патриархом Константинополя. По церковному обычаю, при получении какого-либо сана человеку дается духовное имя.

Многие исследователи считают: Епифанием в юные годы был святейший патриарх Николай Хрисоверг, который правил Византийской Церковью почти 13 лет. На период его правления (982 — 994 гг.) приходится Крещение Руси. Это означает, что именно к Николаю (Епифанию) обращался князь Владимир с прошением прислать для великого ритуала православных священников.

Ссылка на основную публикацию