Краткое житие Преподобного Никона Радонежского
Прп. Никон не того ждал, он даже не знал того, к кому отсылал его прп. Сергий, но повиновался, не рассуждая. Суров был прием у прп. Афанасия, но все превозмогло смирение того, кого святая Церковь именует «рачителем послушания»; и под мудрым руководством прп. Афанасия он стал восходить «от силы в силу».
Преподобный Никон, Игумен Радонежский, чудотворец (+ 1426)
Память его празднуется 17 нояб. в день преставления, 23 июня вместе с Собором Владимирских святых,6 июля вместе с Собором Радонежских святых и 16 июля вместе с Собором Российских чудотворцев, прославленных свт. Макарием в 1547 и 1549 гг.
Прп. Никон родился в 1350 г. в городе Юрьеве-Польском, недалеко от Радонежа. С детства ему много приходилось слышать о радонежском подвижнике, и сильно горело в нем желание видеть его и подвизаться под его руководством. Со слезами просил он у Господа этой милости. В ранней юности оставил он родительский дом, пошел к прп. Сергию (память его 25 сент.) и умолял принять его в число своих учеников. Но потому ли, что преподобный игумен счел, что рано юноше, требующему особого руководства, вступать в общество старцев подвижников, потому ли, что, провидя в нем своего преемника, желал, чтобы он явился этому обществу уже в зрелом возрасте, облеченный в сан пресвитера, — но только прп. Сергий не принял юношу, а отослал его в Серпухов к любимому ученику своему, прп. Афанасию, игумену серпуховского Высоцкого монастыря (память его 12 сент.), имевшему дар руководства.
Прп. Никон не того ждал, он даже не знал того, к кому отсылал его прп. Сергий, но повиновался, не рассуждая. Суров был прием у прп. Афанасия, но все превозмогло смирение того, кого святая Церковь именует «рачителем послушания»; и под мудрым руководством прп. Афанасия он стал восходить «от силы в силу».
Лишь когда прп. Никону было лет 30 и он был уже рукоположен в сан пресвитера, Афанасий благословил его идти в Радонежскую пустынь. Теперь прп. Сергий принял его с любовью и для начала благословил ему служить братии, а когда он явил им свои великие духовные достоинства, то взял его в свою келью, под свое неусыпное прозорливое руководство, и поставил его вторым после себя. А когда за шесть месяцев до кончины прп. Сергий удалился на безмолвие, то поручил ему весь монастырь, причем завещал твердо соблюдать устав и не оставлять трудов, но быть в них всегда первым примером для братии.
По кончине прп. Сергия прп. Никон был поставлен игуменом на место его. Горько оплакал прп. Никон кончину своего великого наставника и в точности исполнил волю его, заботясь о братии с любовью. Но вскоре и сам ушел на безмолвие, поручив монастырь прп. Савве, третьему игумену Сергиевой пустыни.
Через 6 лет прп. Савва (память его 3 дек.) по просьбе звенигородского князя Юрия Димитриевича переселился на Сторожевскую гору под Звенигородом для основания там монастыря, и прп. Никон оставил свое уединение и опять принял на себя настоятельство. В 1408 г., во время нашествия хана Едигея, ему явились святители Петр и Алексий с прп. Сергием и сказали, что по воле Божией обитель его будет разорена, но потом еще более процветет. Когда они стали незримы, прп. Никон поспешно вышел из кельи и увидел, что явившиеся идут к церкви. При приближении Едигея он успел с братией вовремя удалиться и спасти книги, священные сосуды и утварь прп. Сергия.
По возвращении они нашли обитель сожженной и стали восстанавливать ее. При закладке же каменного храма во имя Святой Живоначальной Троицы, существующего еще в наше время, были обретены нетленные мощи прп. Сергия (5 июля 1422). Храм был украшен иконами знаменитых иконописцев — Даниила Черного и Андрея Рублева, иноков Спасо-Андроникова монастыря.
Когда прп. Никон достиг глубокой старости и отходил уже ко Господу, он неожиданно сказал: «Отнесите меня в ту светлую храмину, которая мне уготована по молитвам отца моего, не хочу более здесь оставаться!»
Причастившись Святых Христовых Тайн, он сказал: «Вот я, братия, разрешаюсь от союза телесного и отхожу ко Христу!» Затем он стал благословлять братию. Последние его слова были обращены к самому себе: «Изыди, душа моя, с радостью туда, где тебе уготован покой; гряди с радостью, Христос призывает тебя!» И, осенив себя крестным знамением, прп. Никон с молитвой предал душу свою Богу 17 ноября 1426 г.
Погребен он был у южной стены собора, против места погребения прп. Сергия; над могилой его была воздвигнута церковь, где он почивает до сего дня под спудом вместе с некоторыми другими учениками и сподвижниками прп. Сергия. К лику святых он был причислен в 1547 г. Являлся он часто вместе с прп. Сергием. Так, вместе они явились московскому купцу Симону и исцелили его. Вместе же явились в Смутное время защитникам осажденной Троице-Сергиевой лавры. В 1846 г. прп. Никон явился больному монаху Гавриилу и исцелил его.
Память его празднуется 17 нояб. в день преставления, 23 июня вместе с Собором Владимирских святых,6 июля вместе с Собором Радонежских святых и 16 июля вместе с Собором Российских чудотворцев, прославленных свт. Макарием в 1547 и 1549 гг.
Никон радонежский о чем молятся
Приближается 590-летняя годовщина со дня преставления ко Господу второго игумена Троицкой обители, который почитается наравне с ее преподобным основателем, как один из величайших русских святых, – преподобного Никона Радонежского. Поэтому, говоря о роли преподобного игумена в становлении молодой еще в его время Сергиевой обители, уместно было бы упомянуть и о наследии преподобного Никона: о собранной в годы его игуменства библиотеке, предметах ризницы, дошедших до наших дней, о храмах, освященных в его честь и о его образе, дошедшем до нас благодаря древнейшим изображениям.
Важный этап истории Троице-Сергиевой обители конца XIV и первой половины XV веков – это время игуменства преподобного Никона Радонежского [2] , по временным рамкам совпавшее с княжением Василия I Дмитриевича [3] , которое ознаменовалось всесторонним усилением Московского княжества. В 1392 году Василий I присоединил Нижегородское и Муромское княжества, в 1397–1398 годах – Бежецкий Верх, Вологду, Устюг и земли Коми. Благодаря предусмотрительной политике, за 36 лет правления Василия I Московское княжество не испытало каких-либо внутренних потрясений.
Это время – время формирования древнерусской государственности. Оно неразрывно связано с историей сравнительно молодой тогда, но уже славной своими учеными тружениками обители преподобного Сергия. Данный период ознаменован тесным сотрудничеством Великого князя с Троицким монастырем и непосредственно с его игуменом – преподобным Никоном. Это говорит о высоком личном авторитете игумена, и о зарождающейся государственной значимости его обители, свидетельством чего являются совместные труды Московского князя Василия I и преподобного Никона Радонежского.
Будучи игуменом, преподобный Никон тщался развивать книжную деятельность в своем монастыре. О книжной деятельности в Троицкой обители во время его игуменства свидетельствуют приписки на рукописях, указывающие, что известная рукопись написана «замышлением» или благословением игумена Никона: «В лето 6926 (1418) списана бысть книга сия, рекомая по елинех Диоптра, по нас же зерцало, Святей Троице в Сергиев монастырь, замышлением игумена Никона, а рукою раба Божия Иосифа…» [20] , «кончаны быша книги сия месяца августа на память первомученика Стефана рукою многогрешьнаго раба Божия… Илии [21] и замышлением преподобнаго игумена Никона и молитвами его и всея братии, а милостью святыя Троица и поспешением» [22] . В сборнике XIV века [23] есть приписка: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешнаго Назара. Господину моему и отцу кир Никону метание от Назара». И эта рукопись писалась тоже по благословению преподобного игумена Никона или в дар ему. Во время игуменства преподобного Никона, в Троицком монастыре некоторые усердные монахи, заказывали для себя книги. В 1412 году «помощию Святыя Троиця съписася книга сия, ейже именование Лествица, на имя священноиноку Матфею, рукою грубаго и худаго, страннаго, последняго в иноцех, смиреннаго многыми грехы Варлама» [24] . Для священноинока Матфея написана была также и Диоптра [25] , как гласит приписка [26] : «в обители царстеи Святыя и Живоначальныя Троиця, в устроени преподобнаго Сергия на имя священноиноку Матфею. списася сия книга в лето… (1412) индикт 3 месяца февроуаря в … день на память святаго мученика Феодора Стратилата. Списа же ся си книга, при настоятельстве преподобнаго игумена Никона рѫкою многогрешнаго инока – Антоньа».
До наших дней сохранилось жизнеописание преподобного Никона и служба ему, впервые составленные в Троицком монастыре иеромонахом Пахомием Сербом в 1440–1450 годах [27] . Сохраняются две редакции Жития: пространная и краткая (в тексте краткой редакции указано авторство иеромонаха Пахомия). Это произведение не имело непосредственного текста-предшественника – оно составлено на основе собранных самим автором свидетельств «еще в теле обретавшихся тояже обители иноков, свидетелей известных», в первую очередь – от инока Игнатия. Поэтому Житие преподобного Никона ценно, как исторический источник: именно из него мы узнаем о том, как пострадал монастырь при нашествии Едигея, о том, как усилиями святого игумена Никона был возведен Троицкий собор над могилой преподобного Сергия и о том, что фресковая роспись собора, выполненная приглашенными игуменом Никоном живописцами – Даниилом Черным и Андреем Рублевым – способны «всех зрящих удивити». В этом Житии иеромонах Пахомий сообщает, что, исполнив заказ игумена Никона, а после, расписав Спасскую церковь в московском Андрониковом монастыре, иконописцы вскоре отошли ко Господу.
В рукописном Сборнике [28] XV века так же имеется Житие преподобного Никона. Привлекает внимание автограф иеромонаха Пахомия Логофета – Житие преподобного Никона в краткой редакции. Оно начинается иначе, чем обычная краткая редакция, а именно: «Егда благоизволи Бог и вь последнихъ днехь рода нашего рускыхъ странахъ многимъ и великымъ мужемь въ добродетели просіяти, отъ нихже бысть и сый блажени отець Никонъ, якоже ми поведа ученикь его присни Игнатіе, веди исперва роженіе и житіе градъ Юрьевъ зовомъ» [29] . Обычно краткая редакция начинается так: «Сей блаженный духоносный отец Никон рождение имеше град Юрьев зовом» [30] .
Объемный фрагмент Жития близко к тексту цитируется на старинном иконописном изображении, на правом столпе Успенского собора лавры. Икона XIX века изображает явление преподобному Никону преподобного Сергия с двумя Московскими святителями – Петром и Алексием, предупреждающих его о предстоящем нашествии врагов на обитель, ее разорении и последующем восстановлении и величии. В верхней части иконы приводится текст в шесть строк, повествующий об этом чудесном видении [37] : «Преп. Никон, в нощной молитве, прося о защите всеобщаго Владыку Христа, призывал к предстательству пред ним и преп. Сергия. Седши для отдыха от труда молитвы, внезапно сведен он был как бы в тонкий сон и явились ему святители Петр и Алексий и с ними блаженный Сергий. Посеем явившиеся изрекли ему мир, и престали быть видимы. Преп Никон пришед в себя, поспешил к дверям келлий, и нашел их запертыми. Он отпер и вышел, и увидел святых, идущих от его келлии к церкви и удостоверился что несон был ноистинное видение» [38] .
Интерес представляет уникальный текст, написанный на свитке в левой руке преподобного: «ТЕРПИТЕ, БРАТИЕ, ПРАВДЫ РАДИ СКОРБИ И БЕДЫ, ДА ВЕЧНЫЯ МУКИ УБЕЖИТЕ, В МАЛЕ ПОТРУДИМСЯ – ДА ВЕЧНО ВОЗВЕСЕЛИМСЯ. ХРИСТА С МУДРЫМИ ДЕВАМИ СРЯЩЕМ И ЦАРСТВО ЕГО НЕБЕСНОЕ ОБРЯЩЕМ, УКЛОНИМСЯ ШИРОКОГО ПУТИ, ВЕДУЩАГО В ПОГИБЕЛЬ – ТЕЦЕМ УЗКИМ И ПРИСКОРБНЫМ, ВЕЧНЫЯ РАДОСТИ ВИНОВНЫМ (пунктуация – авт.)» [46] .
В правой части алтаря Успенского собора Лавры имеется фреска XVII века с ростовым изображением преподобного Никона. Напротив нее, слева, располагается такое же изображение преподобного Сергия. Преподобный Никон изображен с развернутым свитком, на котором узнается тот же «симоновский» текст, очевидно, живописец взял за основу надгробный образ, выполненный Ушаковым.
В сокращенном варианте этот же текст повторяется на небольшом иконописном изображении преподобного Никона на современном иконостасе Никоновского предела, написанном под руководством выдающегося иконописца нашего времени – монахини Иулиании (Соколовой) в 50-х годах XX века.
Изображения преподобного на шитых покровах
Евангелие преп. Никона [51]
Кадило преп. Никона [55]
Панагия преп. Никона
Фелонь преп. Никона
Голубая плащаница
Покров на гробницу преп. Сергия
Богослужебные сосуды
Деревянные богослужебные сосуды, хранящиеся в Церковно-археологическом кабинете Московской Духовной Академии. Так же сохранилось несколько предметов, принадлежавших преподобному Сергию [64] , несомненно, преемник великого аввы использовал их за церковным богослужением. «Деревянные богослужебные сосуды преподобного Никона, – те же самые (идентичные – авт.), что и преподобного Сергия. Во всем похожи на последние, за исключением того, что по краям читается надпись: «пити от нея, се есть Кровь Моя Нового Завета во оставление грехов» [65] . Сосуды эти – два деревянных потира и два таких же деревянных дискоса. Чаши, как и дискосы, изготовлены методом точения на станке, окрашены алой киноварью с иконописными изображениями. Чаша, принадлежавшая преподобному Сергию, выполнена изящнее – ее стенки заметно тоньше, на ней имеется широкая трещина с краю ножки. Трещина эта не современная, она заметна и на литографическом изображении начала XX века, опубликованном в Житии преподобного Сергия, изданном в 1909 году [66] . Между прочим, в описании этого изображения, составитель данного издания – архиепископ Никон (Рождественский) указывает, что это именно та чаша, из которой, «по преданию, преподобный Сергий причащался благодатным огнем» [67] .
Ко времени преподобного Никона традиционно относят серебряный потир [68] с золоченным изображением святых и надписью и дискос [69] , однако, профессор Е.Е. Голубинский ставит под сомнение факт сохранности серебряных чаш, предполагая, что они были «переделаны после» и «перестали считаться сосудами преподобных Сергия и Никона» [70] .
Колокол «Никоновский» или «Чудотворцев»
На сохранившемся в Лавре пятидесятипудовом колоколе [71] читаема надпись: «Ис. Хс. НК. В(о) славу С(вя)тые и Живон(а)чальныя Троица св(е)ршиси колокол сей въ лета бл(а)гоч(ест)иваго и великого князя Василия Дмитриевича и архиеписк(о)па Фотия, Митрополита Киевскаго всея Руси, во обитель въ пр(епо)добнаго отца нашего Сергия, при настоятельстве от(ца) н(а)шего Никона игумена, въ лето 6928 (1420), индикта 13, м(еся)ца августа 15, на успение Пр(е)чистые Вла(дычи)ца нашея Богородица Мария» [72] .
Несомненно, важнейшим и наиболее выдающимся наследием преподобного Никона Радонежского для Троицкой обители и всей православной Руси, дошедшим до наших дней, является созданный им Троицкий собор – старейший храм Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, созданный в годы игуменства преподобного, своды которого помнят голос святого игумена.
Отрадно осознавать, что спустя более чем пол тысячелетия, имя и подвиги преподобного Никона игумена Радонежского сохраняется в памяти соотечественников. Особенно важным является тот факт, что предметы древности – священные реликвии и книжные памятники, помнящие прикосновение рук святого, доступны сегодня боголюбивым паломникам и всем, интересующимся родной историей. Несомненно, в этом заслуга сотрудников Сергиево-Посадского Государственного Исторического музея, сотрудников Церковно-археологического музея при Московской Духовной Академии и братии святой обители Сергиевой.
Молитвами святых преподобных отец наших Сергия и Никона игуменов Радонежских, Господи помилуй нас!
Несомненно, важнейшим и наиболее выдающимся наследием преподобного Никона Радонежского для Троицкой обители и всей православной Руси, дошедшим до наших дней, является созданный им Троицкий собор – старейший храм Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, созданный в годы игуменства преподобного, своды которого помнят голос святого игумена.
Выбранная
После преставления Преподобного Сергия он с любовью поддерживал всё, что было установлено основателем обители. Он имел обыкновение обходить все монастырские службы, но никогда не оставлял и общих дел, трудясь наравне с братией.
Все самые интересные и красивые места Сергиева Посада в нашем Инстаграм.
Церковь преподобного Никона. Вид с восточной стороны
Никон, Игумен Радонежский
«Повеждь ми ныне вся великая, яже сотвори Елисей» (4 Цар. 8, 4). Так говорил царь израильский отроку — слуге пророка Елисея, человека Божия. Елисей был ученик и служитель великого пророка Илии; но поелику почил на нем дух Илиин, то и его дела сделались велики, жизнь его достопамятна. Подобно сему и преподобный Никон был ученик великого аввы Сергия. И поскольку он был совершенный ученик совершенного учителя, то почил на нем дух наставника его. И Никоново имя еще во время земной жизни его, как изъяснился первый жизнеописатель, «яко освящение некое обносимо было».
Становление в монашеской жизни
Преподобный Никон Радонежский родился близ обители, основанной и возглавляемой святым Сергием – в городе Юрьеве-Польском. Данное событие имело место быть в XIV-м столетии. Семья, в которой появился и вырос Никон, отличалась богобоязненностью, множеством добродетелей и творила благочестивые дела. Естественно, что в такой «малой Церкви» ребенка воспитывали в соответствии с основными догматами христианства.
О детстве и отрочестве Никона мало что известно. Любовью же особенной к Богу сердце его воспылало, когда пришел будущий преподобный в юношеский возраст и прослышал о подвижнической жизни некоего Сергия, игумена Радонежского. В принципе, об упомянутом выше человеке трудно было не услышать, поскольку молва о подвигах, им совершаемых во имя Иисуса Христа, облетела всю округу. И зародилось в душе юного Никона страстное желание встретиться с преподобным Сергием лично, перенять правила жизни сего праведника и начать существование, подобное таковому его. О сем молил юноша неустанно со слезами на глазах Господа дни и ночи напролет.
Прошло немного времени, и Никон решился отправиться в путь, дабы самостоятельно достигнуть обители Сергия Радонежского. Он оставил родительский дом, любящих отца и мать без малейших раздумий. Прибыв же в монастырь, возглавляемый преподобным Сергием, Никон бросился в ноги к настоятелю Лавры и обратился к тому с пламенной просьбой принять его иноком в данную обитель. Сергий насквозь видел сердца людей, а потому понял, что перед ним – юноша весьма благочестивый, честный и разумный не по годам. Однако ни это, ни возникшая в сердце преподобного любовь отеческая к молодому человеку не заставили настоятеля монастыря пойти против правил: любой новичок должен был пройти испытания – главный показатель достойности или недостойности иноческого положения. Потому Сергий отослал прибывшего к своему ученику Афанасию, жившему в далекой обители. Напоследок святой напутствовал юношу, сказав, что если на то будет воля Господня, он примет в результате иноческий постриг.
Никон не ослушался преподобного. Достигнув озвученного монастыря, он занялся там под руководством Афанасия Высоцкого чтением священных книг, а также учился молитве и совершенствовался в добродетелях. И здесь юноша действительно стал иноком. Достигнув же совершеннолетнего возраста, он с благословения духовного наставника своего Афанасия и с согласия монахов получил священнический сан. Это еще более усилило стремления Никона к ведению подвижнического образа жизни.
Спустя какое-то время преподобный вновь вернулся к мысли о том, что хочет повидаться с игуменом Сергием, услышать его назидательные, полные добрых советов и наставлений речи. Никон испросил у Афанасия разрешения покинуть обитель и сделал это, как только получил благословение духовного отца. Когда юноша оказался в стенах Лавры, он, как и некоторое время назад, со слезами опустился на колени перед богомудрым старцем Сергием. В награду Никон был благословен игуменом на проживание в святой обители.
С той поры началось выполнение юношей всяческих послушаний, порученных старцем. Все дни его были заполнены трудами: монастырскими работами, молитвенными упражнениями. Видя усердие ученика своего, преподобный Сергий разрешил Никону находиться в одной с ним келии, выказав, таким образом, особое расположение к молодому праведнику. Под чутким руководством игумена юноша открыл в себе спавшие доселе способности и таланты. Светом же во тьме для него было доброе, чуткое, любвеобильное сердце святого Сергия.
В какой-то момент доверие между учеником и его мудрым учителем укрепилось настолько, что последний пожелал видеть своим преемником именно Никона. Дабы подготовить молодого монаха к принятию собственного решения, для начала настоятель обители поделился с учеником частью своих обязанностей, касавшихся заботы о братии. Надежды Сергия оправдались, и очень быстро: Никон чуть ли не мгновенно проникся нуждами себе подобных и делал все для их удовлетворения. Больше у преподобного не возникало никаких сомнений по поводу того, кого, как ни верного ученика, поставить после себя игуменом монастыря. О своем решении он объявил насельникам за полгода до собственной кончины.
Спустя какое-то время преподобный вновь вернулся к мысли о том, что хочет повидаться с игуменом Сергием, услышать его назидательные, полные добрых советов и наставлений речи. Никон испросил у Афанасия разрешения покинуть обитель и сделал это, как только получил благословение духовного отца. Когда юноша оказался в стенах Лавры, он, как и некоторое время назад, со слезами опустился на колени перед богомудрым старцем Сергием. В награду Никон был благословен игуменом на проживание в святой обители.
Какой акафист читают Покрову Пресвятой Богородицы
В то лето, когда я закончила школу и поступала в институт, зашла однажды в церковь на службу. После неё батюшка рассказал, как в свои студенческие годы молился прп. Сергию Радонежскому перед экзаменом, чтобы сдать его на «4». И сдал его именно на «4»… После этого я стала молиться, чтобы мне сдать вступительное испытание в ВУЗ на минимальный проходной балл. И я сдала… Именно набранное мною количество баллов было проходным. Преподобне отче Сергие, моли Бога о нас!
Каталог икон на сайте PravIcon.com
Дни празднования:
- 30 ноября (17 ноября по старому стилю)
Кондак 3
Силою свыше умудренный, к подвижнику великому пришед и к стопам его припал, умоляя его, дабы одним сердцем пети с ним песнь Христу Господу: Аллилуиа.
Имея от Бога дар прозрения, Сергий Преподобный, отец твой духовный, узрев в тебе искреннее излияние души твоея, повеле [ко] ученику своему Афанасию в обитель его шествовати и в ней иноческому житию поучатися. Мы же на сем пути твоем зовем:
Радуйся, сердце свое преподобному отцу открывый;
Радуйся, душу свою в послушание ему преклонивый.
Радуйся, ревностным иноком себе явивый;
Радуйся, радость небесную получивый.
Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.
3 мощных молитвы иконе Святого Сергия Радонежского. О чем молятся Чудотворцу 8 октября?
8 октября – день преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца. Здесь представлены три текста самых главных молитв Сергию Радонежскому.
В чем помогает Сергия Радонежского образ
Постоянный поток паломников к божественным изображениям и мощам этого святого не иссякает. Часто происходят множественные чудеса перед ними:
– усмиряется гордыня,так как это считается одним из самых тяжелейших грехов;
– получают помощь в нуждах своих;
– благодатный совет и наставление;
– излечиваются те, кто болел.
Обращаются к этому лику не только за себя, но и за близких, друзей, врагов. Молитвы Сергию Радонежскому об исцелении помогут избавится от многих физических и душевных недугов. Ведь этот божественный образ относят к числу чудотворных.
К нему часто обращаются с молитвами родители, дети которых не особо сильны в учебе. Сам Святой продолжительное время не мог овладеть грамотой и освоил ее только после многих молитв к Богу. Теперь он сам стоит возле него и просит за тех, кто не может самостоятельно осилить науку.
Многие студенты обращаются к этому святому об успешной сдаче экзамена.
А вот так следует читать перед образом молитву об успешной сдаче экзамена:
«О преподобне и богоносне отче наш Сергее! Воззри на нас милостивно, и к земле приверженных, возведи к высоте небесной. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки Бога молитвами твоими.
Испроси предстательством твоим дар разумети науки и вся ны спосшествующими (с помощью твоих молитв) молитвами сподоби в день Страшного Суда шуия части избавитися, десные же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира».
Также к этому Святому обращаются накануне важных судебных дел и во время тяжбы. Он служит заступником честной жизни и праведников. Помогает всем, кто в делах и помыслах чист и искренен и в суде за правду против лжи борется.
Молитва к этому божественному лику поможет защитить Вас от жизненных проблем. Дети будут ограждены от неудач в учебе и дурного влияния. Для взрослых молитва о работе поможет добиться желаемых результатов на этом поприще.
Необходимо всегда помнить о том, что обращаясь с молитвой к иконе того или иного святого, мысль необходимо направлять к Богу, так как прошение за Вас будет от Святого идти, а исполнение прошения – от Господа Бога.
Наши молитвы направлены на то, чтобы обрести поддержку, защиту, а также покой в душе. Самое основное в любой молитве – искренняя вера и молитва, которая идет из Вашего сердца.
Молитва первая преподобному Сергию Радонежскому
О, свяще́нная главо́, преподо́бне и Богоно́сне о́тче наш Се́ргие, моли́твою твое́ю, и ве́рою и любо́вию, я́же к Бо́гу, и чистото́ю се́рдца, еще́ на земли́ во оби́тель Пресвяты́я Тро́ицы ду́шу твою́ устро́ивый, и а́нгельскаго обще́ния и Пресвяты́я Богоро́дицы посеще́ния сподо́бивыйся, и дар чудоде́йственныя благода́ти прие́мый, по отше́ствии же твое́м от земны́х наипа́че к Бо́гу прибли́живыйся, и Небе́сныя си́лы приобщи́выйся, но и от нас ду́хом любве́ своея́ не отступи́вый, и честны́я твоя́ мо́щи, я́ко сосу́д благода́ти по́лный и преизлива́ющийся, нам оста́вивый! Ве́лие име́я дерзнове́ние ко Всеми́лостивому Влады́це, моли́ спасти́ рабы́ Его́, су́щей в тебе́ благода́ти Его́ ве́рующия и к тебе́ с любо́вию притека́ющия. Испроси́ нам от великодарови́таго Бо́га на́шего вся́кий дар, всем и коему́ждо благопотре́бен, ве́ры непоро́чны соблюде́ние, градо́в на́ших утвержде́ние, ми́ра умире́ние, от гла́да и па́губы избавле́ние, от наше́ствия иноплеме́нных сохране́ние, скорбя́щим утеше́ние, неду́гующим исцеле́ние, па́дшим возставле́ние, заблу́дшим на путь и́стины и спасе́ния возвраще́ние, подвиза́ющимся укрепле́ние, благоде́лающим в дела́х благи́х преспе́яние и благослове́ние, младе́нцем воспита́ние, ю́ным наставле́ние, неве́дущим вразумле́ние, сирота́м и вдови́цам заступле́ние, отходя́щим от сего́ вре́менного жития́ к ве́чному благо́е уготовле́ние и напу́тствие, отше́дшим блаже́нное упокое́ние, и вся ны споспешеству́ющими твои́ми моли́твами сподо́би в день Стра́шнаго суда́ шу́ия ча́сти изба́витися, десны́я же страны́ о́бщники бы́ти и блаже́нный о́ный глас Влады́ки Христа́ услы́шати: прииди́те, благослове́ннии Отца́ Моего́, насле́дуйте угото́ванное вам Ца́рствие от сложе́ния ми́ра. Ами́нь.
Молитва вторая преподобному Сергию Радонежскому
О, свяще́нная главо́, преподо́бне о́тче, преблаже́нне а́вво Се́ргие вели́кий! Не забу́ди убо́гих свои́х до конца́, но помина́й нас во святы́х свои́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу. Помяни́ ста́до свое́, е́же сам упасл еси́, и не забу́ди посеща́ти чад свои́х. Моли́ за ны, о́тче свяще́нный, за де́ти своя́ духо́вныя, я́ко име́я дерзнове́ние к Небе́сному Царю́, не премолчи́ за ны ко Го́споду и не пре́зри нас, ве́рою и любо́вию чту́щих тя. Помина́й нас, недосто́йных у престо́ла Вседержи́телева, и не преста́й моля́ся о нас ко Христу́ Бо́гу, и́бо дана́ тебе́ бысть благода́ть за ны моли́тися. Не мним бо тя су́ща ме́ртва: а́ще бо и те́лом преста́вился еси́ от нас, но и по сме́рти жив сый пребыва́еши. Не отступа́й от нас ду́хом, сохраня́я нас от стрел вра́жиих, и вся́кия пре́лести бесо́вския, и ко́зней диа́вольских, па́стырю наш до́брый; а́ще бо и моще́й твои́х ра́ка пред очи́ма на́шима ви́дима есть всегда́, но свята́я твоя́ душа́ со а́нгельскими во́инствы, со безпло́тными ли́ки, с Небе́сными си́лами, у Престо́ла Вседержи́теля предстоя́щи, досто́йно весели́тся. Ве́дуще бо тя вои́стинну и по сме́рти жи́ва су́ща, тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся, е́же моли́тися о нас Всеми́лостивому Бо́гу о по́льзе душ на́ших, и испроси́ти вре́мя на покая́ние, и о невозбра́нном преи́тии от земли́ на Не́бо, мыта́рств же го́рьких, бесо́в, возду́шных князе́й и ве́чныя му́ки изба́витися, и Небе́сному Ца́рствию насле́дником бы́ти со все́ми пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние со Безнача́льным Его́ Отце́м и с Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва третья преподобному Сергию Радонежскому
О, Небе́снаго граждани́не Иерусали́ма, преподо́бне о́тче Се́ргие! Воззри́ на нас ми́лостиво и к земли́ приве́рженных возведи́ к высоте́ Небе́сней. Ты горе́ на Небеси́; мы на земли́ ни́зу, удалены́ от тебе́ не то́лько ме́стом, ели́ко греха́ми свои́ми и беззако́ниями; но к тебе́, я́ко нам сро́дному, прибега́ем и взыва́ем: наста́ви нас ходи́ти путе́м твои́м, вразуми́ и руково́дствуй. Сво́йственно есть тебе́, о́тче наш, благоутро́бие и человеколю́бие: на земли́ живу́щу, не о свое́м то́кмо спасе́нии бысть тебе́ попече́ние, но и о всех к тебе́ притека́ющих наставле́ния твоя́ бы́ша тро́стию кни́жника скоропи́сца, на се́рдце ка́ждаго глаго́лы жи́зни начертава́ющего. Не теле́сныя то́кмо врачева́л еси́ боле́зни, но па́че душе́вных врач изя́щный яви́лся еси́; и вся твоя́ свята́я жизнь бысть зерца́лом вся́кия доброде́тели. А́ще толи́к был еси́, свя́тче Бо́жий, на земли́, коли́к ны́не еси́ на Небеси́! Ты днесь предстои́ши Престо́лу Све́та Непресту́пнаго и в Нем, я́ко в зерца́ле, зри́ши вся на́ша ну́жды и проше́ния; ты водворя́ешися со А́нгелы о еди́ном гре́шнице ка́ющемся ра́дующимися. И человеколю́бие Бо́жие есть, неистощи́мо, и твое́ к Нему́ дерзнове́ние мно́го, не преста́ни о нас вопия́ ко Го́споду. Испроси́ предста́тельством свои́м у Всеми́лостиваго Бо́га на́шего мир Це́ркви Его́, под зна́мением креста́ во́инствующей, согла́сие в ве́ре и единому́дрие, суему́дрия же и раско́лов истребле́ние, утвержде́ние во благи́х де́лех, больны́м исцеле́ние, печа́льным утеше́ние, оби́женным заступле́ние, бе́дствующим по́мощь. Не посрами́ нас, к тебе́ с ве́рою притека́ющих. А́ще бо и недосто́йни есмы́ толи́каго отца́ и хода́тая, но ты, быв подража́тель человеколю́бия Бо́жия, сотвори́ нам досто́йны чрез обраще́ние от злых дел к благо́му житию́. Вся богопросвеще́нная Росси́я, твои́ми чудесы́ испо́лненная и ми́лостями облагоде́тельствованная, испове́дует тя бы́ти своего́ покрови́теля и засту́пника. Яви́ дре́вния ми́лости твоя́ и и́хже отце́м спомоществова́л еси́, не отри́ни и нас, чад их, стопа́ми их к тебе́ ше́ствующих. Ве́руем, я́ко ду́хом нам сопрису́тствуеши. Иде́же бо есть Госпо́дь, я́коже сло́во Его́ учи́т нас, та́мо и слуга́ Его́ бу́дет. Ты ве́рный еси́ раб Госпо́день, и Бо́гу везде́ су́щу, ты в Нем еси́, и Он в тебе́ есть, па́че же и те́лом с на́ми еси́. Се нетле́нныя и живоно́сныя твоя́ мо́щи, я́ко сокро́вище безце́нное, вручи́ нам чуде́с Бог. Предстоя́ще им, я́ко тебе́ жи́ву су́щу, припа́даем и мо́лимся: приими́ моле́ния на́ша и вознеси́ их на же́ртвенник благоутро́бия Бо́жия, да прии́мем тобо́ю благода́ть и благовре́менну в ну́ждах на́ших по́мощь. Укрепи́ на́ше малоду́шие и утверди́ нас в ве́ре, да несомне́нно упова́ем получи́ти вся блага́я от благосе́рдия Влады́ки моли́твами твои́ми. Па́ству же твою́ духо́вную, тобо́ю со́бранную, не преста́ни управля́ти жезло́м духо́вныя му́дрости, подвиза́ющимся помози́, разсла́бленных возста́ви, споспеши́ и́го Христо́во нести́ во благоду́шии и терпе́нии и всех нас упра́ви в ми́ре и покая́нии сконча́ти живо́т наш и пресели́тися со упова́нием в блаже́нная не́дра Авраа́мова, иде́же ты ра́достно по труде́х и по́двизех ны́не почива́еши, прославля́я со все́ми святы́ми Бо́га, в Тро́ице сла́вимаго, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.
А вот так следует читать перед образом молитву об успешной сдаче экзамена:
Акафист преподобному Никону, игумену Радонежскому
Кондак 1
Великого строителя Лавры богоноснаго Сергия достойными похвалами ублажим преславно. Ты же, яко добрый любителю благолепия, прими от нас сицевая, с любовию тебе приносимыя пения:
Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.
Икос 1
Ангелу, пустынному подражателю, к Сергию, отцу твоему притекл еси и до конца верен заветам его пребыл еси, темже поминай нас, в веселии зовущих ти:
Радуйся, Никоне, избегший житейских попечений.
Радуйся, добрый послушателю отеческих учений.
Радуйся, корень зла в себе победивый.
Радуйся, лилию благочестия в сердце своем возрастивый.
Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.
Кондак 2
Видя в родителех своих доброе благочестие и веры православныя твердое исповедание, яко чадо их возлюбленное воспевал еси с ними: Аллилуиа.
Икос 2
Разум добр стяжав себе, плоды благочестиваго воспитания вскоре, в младом возрасте явил еси: кротостью и смирением Богу угождая, сим добродетелем твоим подражая, сих добродетелей достигнути желая, велегласно зовем:
Радуйся, добрая отрасле родителей благочестивых;
Радуйся, в юности еще сад Христу в сердце своем насадивый.
Радуйся, иноческий путь на земли избравый;
Радуйся, прелести мира сего поправый.
Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.
Кондак 3
Силою свыше умудренный, к подвижнику великому пришед и к стопам его припал, умоляя его, дабы одним сердцем пети с ним песнь Христу Господу: Аллилуиа.
Икос 3
Имея от Бога дар прозрения, Сергий Преподобный, отец твой духовный, узрев в тебе искреннее излияние души твоея, повеле [ко] ученику своему Афанасию в обитель его шествовати и в ней иноческому житию поучатися. Мы же на сем пути твоем зовем:
Радуйся, сердце свое преподобному отцу открывый;
Радуйся, душу свою в послушание ему преклонивый.
Радуйся, ревностным иноком себе явивый;
Радуйся, радость небесную получивый.
Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.
Кондак 4
Бурю житейских помышлений презревши, сан иерея Божия восприял еси, в новом подвизе своем всерадостно воспевая средцем и усты: Аллилуиа.
Икос 4
Слыша о твоем добрем житии, по двоих летех преподобный отец твой Сергий возжела видети тя и с радостию прияв, в единой келии с собою житии повеле, благодатию сердце твое к совершенству уготовляя, мы же вас вкупе яко единых прославляем:
Радуйтеся, добрии добродетелей подвижницы;
Радуйтеся, души свои в храм божий устроителие.
Радуйтеся, Христовых совершенств достизателие;
Радуйтеся, ангельского жития подражателие.
Радуйтеся, отцы наши Сергие и Никоне, Церкви Российстей славо и украшение.
Кондак 5
Боготочною рукою духовная дарования источая, вся на полезная наставляя, Сергие и Никоне преподобне, песнь Богу воспевающе: Аллилуиа.
Икос 5
Видевше добраго себе помощника в попечении о братии, учитель твой Сергий преподобный избра тя и постави игуменом обители своея, ты же Никоне всеславный, безмолвие возлюбивый, токмо воле отца повинувшеся приял еси бремя трудов его, того ради зовем:
Радуйтеся, искреннии наши наставницы;
Радуйтеся, славнии домов Божиих строителие.
Радуйтеся, сокровищ духовных обладателие;
Радуйтеся, монашествующих собирателие.
Радуйтеся, отцы наши Сергие и Никоне, Церкви Российстей славо и украшение.
Кондак 6
Проповедник божественных учений был еси, Никоне преподобне, в церкви братию поучая, пети всегда: Аллилуиа.
Икос 6
Возсия миру светом евангельского благочестия, к миру ангельскому преставися учитель твой, Никоне преподобне, ты же скорбию исполненный, прими яко общника печали твоея, песнопения сия:
Радуйтеся, преподобнии Сергие и Никоне, истиннии друзи Христовы;
Радуйтеся, вернии исполнителие заповедей его.
Радуйтеся, добрии делателие вертограда его;
Радуйтеся, блаженнии наследницы, горния славы его.
Радуйтеся, отцы наши Сергие и Никоне, Церкви Российстей славо и украшение.
Кондак 7
Хотя добре исполнити служение свое, любовь отеческую к братии изливал еси, темже и имя твое, яко миро всюду, благоуханием своим подвизая всех пети: Аллилуиа.
Икос 7
Дивно являя в житии своем многие труды твоя, еще и словом поучения монашествующих наставляя како жити им по воле Творца своего; за сию ревность делания твоего прими похвалу сию:
Радуйся, добрый пастырю овец своих;
Радуйся, игумене, достойный преподобнаго Сергия преемниче.
Радуйся, твердый исполнителю его велений;
Радуйся, любимый посреде монашествующих селений.
Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.
Кондак 8
Странно безмолвия любителю обителью иноков управляти и игуменом братии бытии и по шести летех на подвиг совершеннаго уединения, преподобне отче, устремися, да единою душею неразлучно Богу предстоя вопити Ему: Аллилуиа.
Икос 8
Весь горе возвысися и созерцая сердцем неизреченная и преславная, не можаше отринути моление братии: «Попекись и о спасении ближних твоих», с любовию приял паки бремя трудов в обители: сих ради и мы паки зовем ти:
Радуйся, скорый послушателю верных молений;
Радуйся, теплый ходатаю наших прошений.
Радуйся горе предстоящий;
Радуйся, доле усердием горящий.
Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.
Кондак 9
Вся братия обители Святыя Троицы печали исполнишася, егда хан Едигей опустоши землю Российскую и к обители их приступи, токмо молитвами Никона игумена своего не остави пети песнь: Аллилуиа.
Икос 9
Ветии многовещании недоумевают, что и глаголати о пречудном видении преподобнаго, егда святителие Московские Петр и Алексей, а с ними и преподобный Сергий явишася и рекоша ему: «Угодно сие Господу, да коснутся сего места иноплеменницы, да не скорбите и не смущайте сердец ваших; искушение скоро прейде и обитель не токмо не запустеет, но более расцветет». За сие откровение тебе достойне воспевати похвалы сия:
Радуйся, Никоне, молитвенниче теплый и преизрядный;
Радуйся, откровений Божиих зрителю.
Радуйся, будущих яко настоящая созерцателю.
Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.
Кондак 10
Спасти хотя святыни неким удалихся временно с братию своею из обители и в изгнании не преста с надеждею воспевати Богу: Аллилуиа.
Икос 10
Царю Превечный, Утешителю, Троице Пребожественная, не даде погибнути месту избранному и по удалении Едигея с полчищами, превратившаго всю обитель в развалины, возвратишася преподобный с братиею и нача восставляти обитель своего чуднаго наставника, за сию ревность пламенную и за великое множество трудов твоих, прими всеблаженне Никоне, песнь сию к тебе возносимую:
Радуйся, возлюбленное чадо Святыя Троицы;
Радуйся, избранный сосуде Божественнаго промышления.
Радуйся, многи скорби претерпевый;
Радуйся, от них же Господом избавивыйся.
Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.
Кондак 11
Пение всеумиленное приносим тебе, преподобне, яко по триех летех через тя исполнишася пророческое проречение отца твоего духовного и обитель яко крин процвете на месте опустошения и все множества иноков воспеша благодарственную песнь Господу: Аллилуиа.
Икос 11
Светоподателя узрев в тебе Церковь Российская, яко сподобишася обрести и на свещнице мира отца твоего Сергия богоноснаго, мощи святыя поставити и над сими храм Живначальныя Троицы воздвигнути и живописью лучшею украсити его, за сия труды твоя прими от недостойных уст славословия:
Радуйся, сподобивыйся узрети и миру всему явити святаго тела Сергиева нетление;
Радуйся, чрез сие громогласно проповедавый таинство Воскресения.
Радуйся, Пасху вечную миру явивый;
Радуйся, строителю церкви Божией и украсителю.
Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.
Кондак 12
Благодать подаждь ми, Господи, да воспою достойно угодника твоего, научающа всех пети: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще житие твое, отче преподобне, восхваляем и скончание твое, како поучая братию: «Держати веру правую и житие благочестивое» умолк и в радости воскликнув: «Отнесите меня в храмину светлую, уготованную мне молитвами отца моего», и, оградив себя крестным знамением, душу свою Богу предал еси, темже мы вечно тебе благодарнии, благоговейно поем:
Радуйся, светильниче веры и благочестия;
Радуйся, луче Света Невечерняго.
Радуйся, наследниче жизни вечныя;
Радуйся, радосте наша и похваление.
Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.
Кондак 13
О, великий угодниче Божий, друже Сергиев и сожителю всем святым, не престай посещати нас, любовию поминающих тя, подавая требующим исцеление и миру всему утешение, да с радостию всегда вопием: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1
Икос 7
Сегодня день преподобного Никона Радонежского и Международный день защиты информации
Сегодня, 30 ноября, отмечаются разные даты и праздники.
О благоустроении Троицкого храма преподобный Никон не переставал заботиться до конца жизни. Накануне кончины Господь указал ему место будущего упокоения вместе с преподобным Сергием. Причастившись, преподобный Никон дал братии последнее наставление и благословение. К Богу преподобный отошел 30 ноября (по новому стилю) 1426 года, и после отпевания был погребен близ раки преподобного Сергия.
Великий чудотворец
До того как принять монашеский сан, Сергий Радонежский носил имя Варфоломей. Уже в 12-летнем возрасте он начал поститься строгим постом, чем вызывал опасения родителей — мать отрока Варфоломея боялась, что такое рвение нанесёт вред здоровью мальчика. Позже Варфоломей выразил желание постричься в монахи, но родители, хоть и не противились желанию сына, попросили его подождать с принятием сана до их кончины. Впрочем, вскоре родители Варфоломея сами приняли постриг — и тогда Варфоломей стал монахом.
Вместе со своим братом Стефаном в пустынной чаще леса он соорудил келью, а позже построил небольшую церковь. Стефан недолго прожил в лесу, увидев, как трудна монашеская жизнь, он покинул брата. Но тот не остался один — вокруг церквушки начала селиться монашеская братия — и в 1337 году была основана обитель, впоследствии Троице-Сергиева лавра.
За свою жизнь преподобный Сергий совершил немало чудес. Например, существует легенда о воскрешении отрока. Местный житель принёс к преподобному Сергию своего тяжелобольного сына и попросил об исцелении. Но, пока отец беседовал с преподобным, отрок скончался. Убитый горем прихожанин ушёл за гробом, а Сергий начал усердно молиться. Когда отец вернулся, его сын был жив и совершенно здоров.
Чудеса исцеления преподобный совершал на протяжении всей своей жизни — он вернул зрение слепому епископу, исцелил больного бессонницей, который не мог заснуть в течение двадцати дней, вернул разум бесноватому вельможе.
Сергий тихими и кроткими словами мог действовать на самые ожесточённые сердца, он часто примирял враждующих между собой князей. А перед Куликовской битвой Сергий благословил князя Дмитрия Донского на бой и выдал в помощь ему двух монахов‑богатырей — Ослябю и Пересвета.
Чудеса продолжались и после смерти святого. Православные верят, что его мощи способны исцелять болезни, считают его заступником праведников и честной жизни, поэтому обращаются к нему за помощью в судебных тяжбах.
Особым почтением Сергий пользуется у родителей, чьи дети не показывают больших успехов в учёбе. Дело в том, что сам преподобный Сергий в детстве никак не мог освоить грамоту. И лишь благодаря горячей молитве он получил помощь от Господа и стал знать грамоту лучше всех своих сверстников. Поэтому к мощам Сергия Радонежского нередко обращаются не только родители нерадивых школьников, но и сами ученики и студенты накануне экзаменов.
Особым почтением Сергий пользуется у родителей, чьи дети не показывают больших успехов в учёбе. Дело в том, что сам преподобный Сергий в детстве никак не мог освоить грамоту. И лишь благодаря горячей молитве он получил помощь от Господа и стал знать грамоту лучше всех своих сверстников. Поэтому к мощам Сергия Радонежского нередко обращаются не только родители нерадивых школьников, но и сами ученики и студенты накануне экзаменов.
Преподобный Никон Радонежский
Книга, которую вы держите в руках, представляет собой переложение Жития преподобного Никона Радонежского. Послушный ученик и достойный преемник аввы Сергия пришёл в Троицкую обитель совсем юным человеком, уже тогда явив пример христианского смирения. Вместе со святым подвижником вы побываете в Юрьеве-Польском, в Высоцкой обители, в Троицком монастыре, станете свидетелем неиссякаемых чудес Божиих, узнаете о молитвенном подвиге святого Никона, а главное, почувствуете, как трудна, но вместе с тем бесконечно радостна жизнь в Боге.
Книга предназначена для детского и семейного чтения.
- Содержание
- Яко чадо Света
- На горе высокой
- У преподобного Сергия
- По стопам учителя
- Время Русь поднимать
- «В похвалу святому Сергию»
- «Церкви Российстей украшение»
- Тропарь, кондак
- Хронология основных событий
- Примечания
- Предисловие
Дорогие читатели!
В год 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского в нашем издательстве выходит в свет серия книг для детей «Святая Отчизна». Каждая книга посвящена одному из учеников и собеседников Игумена земли Русской. Также в этой серии будут представлены книги, посвящённые ученикам тех святых, которые подвизались под духовным руководством преподобного Сергия Радонежского.
Множество небесных птиц над обителью явились когда-то чудотворцу Сергию. Они стали прообразом достойных учеников великого наставника. Многие «птицы Сергиевы» нам хорошо известны: преподобные Никон Радонежский, Савва Сторожевский, Афанасий Высоцкий. О других же история оставила весьма скромные сведения, но эти святые не менее значимы: преподобные Роман Киржачский, Никита Костромской, Мефодий Пешношский и многие другие.
Мы надеемся, что Жития преподобных в переложениях современных авторов станут для вас полезным и радостным чтением. Вспомним слова, которые приведены в одной из бесед преподобного Варсонофия Оптинского: «…читайте Жития святых, особенно Жития преподобных. Преподобный — это человек, исполнивший заповедь: Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть (Мф. 5:48).
Преподобные очистили душу свою и освятили её так, что она по своим свойствам стала подобна Богу. Понятие о подобии предметов мы встречаем в математике: один треугольник маленький, другой — большой, но по свойствам своим этот маленький совсем похож или подобен большому, подобен, но не равен. И в природе мы часто наталкиваемся на случаи подобия предметов. Люди, по свойствам души своей уподобившиеся Богу, называются преподобными. Раньше их жизнеописаниями интересовались, теперь эти книги основательно забыты, к великому нашему несчастью» 1 .
Серия книг «Святая Отчизна» призвана возродить интерес к чтению жизнеописаний святых, пробудить в юном человеке любовь к подвигу великих угодников Божиих. Кого сегодня молодые люди считают героями? На кого хотят походить? Ответы на эти вопросы могут быть самыми различными. Но как хорошо, если бы именно святых, уподобившихся Самому Богу, молодые люди выбирали примером для подражания.
Итак, перед вами первая книга серии, посвящённая преподобному Никону Радонежскому — ближайшему ученику и преемнику преподобного Сергия…
- Преп. Варсонофий Оптинский. Беседы. Келейные записки. Духовные стихотворения. Воспоминания. Письма. «Венок на могилу Батюшки». — Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь, 2012. С. 360.
- Персоны
Издание подготовлено Отделом детской литературы Издательства Московской Патриархии.
Заведующая редакцией — Т. Тарасова.
Художник — Н. Леонова.
Научный редактор — С. Холопов.
Редактор — Н. Мамлина.
Дизайн обложки — Н. Леонова.
Технический редактор — З. Кондрашова.
Корректоры — Т. Горячева, Е. Седых.
Вёрстка — В. Шаш.
- Аннотация
- Содержание
- Предисловие
- Персоны
- Отзывы (0)
Книга, которую вы держите в руках, представляет собой переложение Жития преподобного Никона Радонежского. Послушный ученик и достойный преемник аввы Сергия пришёл в Троицкую обитель совсем юным человеком, уже тогда явив пример христианского смирения. Вместе со святым подвижником вы побываете в Юрьеве-Польском, в Высоцкой обители, в Троицком монастыре, станете свидетелем неиссякаемых чудес Божиих, узнаете о молитвенном подвиге святого Никона, а главное, почувствуете, как трудна, но вместе с тем бесконечно радостна жизнь в Боге.
Книга предназначена для детского и семейного чтения.
- Яко чадо Света
- На горе высокой
- У преподобного Сергия
- По стопам учителя
- Время Русь поднимать
- «В похвалу святому Сергию»
- «Церкви Российстей украшение»
- Тропарь, кондак
- Хронология основных событий
- Примечания
Дорогие читатели!
В год 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского в нашем издательстве выходит в свет серия книг для детей «Святая Отчизна». Каждая книга посвящена одному из учеников и собеседников Игумена земли Русской. Также в этой серии будут представлены книги, посвящённые ученикам тех святых, которые подвизались под духовным руководством преподобного Сергия Радонежского.
Множество небесных птиц над обителью явились когда-то чудотворцу Сергию. Они стали прообразом достойных учеников великого наставника. Многие «птицы Сергиевы» нам хорошо известны: преподобные Никон Радонежский, Савва Сторожевский, Афанасий Высоцкий. О других же история оставила весьма скромные сведения, но эти святые не менее значимы: преподобные Роман Киржачский, Никита Костромской, Мефодий Пешношский и многие другие.
Мы надеемся, что Жития преподобных в переложениях современных авторов станут для вас полезным и радостным чтением. Вспомним слова, которые приведены в одной из бесед преподобного Варсонофия Оптинского: «…читайте Жития святых, особенно Жития преподобных. Преподобный — это человек, исполнивший заповедь: Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть (Мф. 5:48).
Преподобные очистили душу свою и освятили её так, что она по своим свойствам стала подобна Богу. Понятие о подобии предметов мы встречаем в математике: один треугольник маленький, другой — большой, но по свойствам своим этот маленький совсем похож или подобен большому, подобен, но не равен. И в природе мы часто наталкиваемся на случаи подобия предметов. Люди, по свойствам души своей уподобившиеся Богу, называются преподобными. Раньше их жизнеописаниями интересовались, теперь эти книги основательно забыты, к великому нашему несчастью» 1 .
Серия книг «Святая Отчизна» призвана возродить интерес к чтению жизнеописаний святых, пробудить в юном человеке любовь к подвигу великих угодников Божиих. Кого сегодня молодые люди считают героями? На кого хотят походить? Ответы на эти вопросы могут быть самыми различными. Но как хорошо, если бы именно святых, уподобившихся Самому Богу, молодые люди выбирали примером для подражания.
Итак, перед вами первая книга серии, посвящённая преподобному Никону Радонежскому — ближайшему ученику и преемнику преподобного Сергия…
- Преп. Варсонофий Оптинский. Беседы. Келейные записки. Духовные стихотворения. Воспоминания. Письма. «Венок на могилу Батюшки». — Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь, 2012. С. 360.
Издание подготовлено Отделом детской литературы Издательства Московской Патриархии.
Заведующая редакцией — Т. Тарасова.
Художник — Н. Леонова.
Научный редактор — С. Холопов.
Редактор — Н. Мамлина.
Дизайн обложки — Н. Леонова.
Технический редактор — З. Кондрашова.
Корректоры — Т. Горячева, Е. Седых.
- Яко чадо Света
- На горе высокой
- У преподобного Сергия
- По стопам учителя
- Время Русь поднимать
- «В похвалу святому Сергию»
- «Церкви Российстей украшение»