Как молится иконе филермской

Канон на перенесение из Мальты в Гатчину части Древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки Иоанна Крестителя

Припев: Слáва Тебé, Гóсподи, Слáва Тебé.

Для корректного отображения содержимого страницы необходимо включить JavaScript или воспользоваться браузером с поддержкой JavaScript.

Память: 25 октября (12 октября ст. ст.)

Глас 1.

Ирмо́с: Твоя́ победи́тельная десни́ца боголе́пно в кре́пости просла́вися: та́ бо, Безсме́ртне, я́ко всемогу́щая проти́вныя сотре́, изра́ильтяном пу́ть глубины́ новосоде́лавшая.

Устне́ нечи́сты, и се́рдце, и гла́с недосто́йный дви́жу к тебе́ на моле́ние, Крести́телю Христо́в, но ты́ гла́с Сло́ва и орга́н Ду́ха Бо́жия сы́й, потщи́ся на по́мощь, се́рдце просвети́, у́м мо́й озари́ све́том Богоразу́мия, и сло́во ми́ вдохни́, да возмогу́ воспе́ти с любо́вию вели́чия твоя́.

В моли́твах Го́сподеви предстоя́, я́коже звезда́ Со́лнцу предтеки́й, ра́дости Небе́снаго рая́ неизрече́нныя исполня́яся, Безсме́ртному Царю́, в безконе́чныя ве́ки от А́нгел безпреста́нно хвали́мому, присносу́щное с ни́ми возсыла́я славосло́вие, помяни́ на́с на земли́ призыва́ющих тя́, Крести́телю.

Дру́г и́скренний Влады́ки бы́в, Крести́телю всеблаже́нне, укрепи́ на́с люби́ти Его́ нра́вом пра́вым и страсте́й тлетво́рных возгнуша́тися, влеку́щих к ги́бели.

Вино́вное спасе́ния на́шего всечестно́е Дре́во Креста́, предлежа́щее ви́дяще, ве́рнии почти́м и ра́достно облобыза́ем, источа́ющее на́м освяще́ние, и жи́знь, и лю́тых избавле́ние.

Богоро́дичен: Я́коже родство́м есте́ственным совоку́плени, та́ко и моли́твенным согла́сием, вы́ еди́но су́ще, Ма́ти все́х Царя́ и Боже́ственный Предте́че, мольбу́ сотвори́те вку́пе к благоуве́тливому Влады́ке, да ва́шими хода́тайствы прекло́нься, уще́дрит и спасе́т лю́ди Своя́.

Ирмо́с: Еди́не, ве́дый челове́ческаго существа́ не́мощь и ми́лостивно в не́ вообра́жся, препоя́ши мя́ с высоты́ си́лою, е́же вопи́ти Тебе́, Святы́й, одушевле́нный хра́ме неизрече́нныя сла́вы Твоея́, Человеколю́бче.

По́двигом до́бре подвиза́вся, тече́ние сконча́в ме́чным усекнове́нием, во све́тлости Небе́снаго Иерусали́ма вни́ти и ликовствова́ти с безпло́тными сподо́бился еси́; и ны́не с небе́с простира́я к на́м оте́ческия объя́тия, руко́ю твое́ю привлещи́ все́х в огра́ду Христо́ву потщи́ся, Крести́телю, наставля́я на пу́ть покая́ния тебе́ велича́ющия.

Свы́ше на́с ны́не назира́я, всеблаже́нне, твои́ми моли́твами от тли́ и бе́д сохрани́, боже́ственному пропове́данию твоему́ ве́рно после́дующих, и пребыва́ющих во уче́нии спаси́тельных твои́х догма́тов.

Бо́лий в рожде́нных жена́ми, имену́емый от Прему́дрости Ве́чныя, бу́ди на́м прему́дрости и смы́сла хода́тай; да сподо́бимся с му́дрыми де́вами вни́ти в Черто́г ве́чныя Боже́ственныя Сла́вы.

Жезло́м чуде́сным, Креста́ зна́мением от ка́мене непло́дна во́ду лю́дем Твои́м источи́вый, Бо́же, от непло́дныя Елисаве́ты покая́ния пропове́дателя ми́ру дарова́в, десни́цею его́ на́с обогати́л еси́, вся́ пресла́вна твоя́, Всеси́льный Влады́ко.

Богоро́дичен: Я́ко венце́м пресве́тлым благоукраша́ется гра́д на́ш, Богороди́тельнице, о́бразом Твои́м честны́м, па́че лу́ч со́лнечных сия́ющим и просвеща́ющим хва́лящия Тя́.

Ирмо́с: Го́ру Тя́, благода́тию Бо́жиею приосене́нную, прозорли́выма Авваку́м усмотри́в очи́ма, из Тебе́ изы́ти Изра́илеву провозглаша́ше Свято́му, во спасе́ние на́ше и обновле́ние.

С во́инствы Небе́сными водворя́яся, Богому́дре, Христа́ умоли́ с ни́ми спасти́ на́с на земли́ су́щих, почита́ющих тя́ в честне́м хра́ме се́м, Госпо́день Предте́че.

Свети́льниче Све́та невече́рняго, уга́сший благи́х де́л свети́льник возжги́ в душа́х на́ших, огне́м твои́х моли́тв, да я́сно узре́вше све́т повеле́ний Созда́вшаго, стопы́ на́ша напра́вим по словеси́ Его́.

Бе́здну милосе́рдия в струя́х Иорда́нских погрузи́вый руко́ю твое́ю, Крести́телю, исто́чники сле́з пода́ждь, разже́ния сласте́й погаша́ющия, и грехи́ очища́ющия.

Непови́нно закла́н бы́л еси́, я́ко а́гнец незло́бив, Боже́ственный Предте́че, непоро́чная и свяще́нная же́ртва Творцу́ прине́слся еси́, те́мже ве́рою тя́ мо́лим, и на́с возноси́ти же́ртвы духо́вныя Бо́гу наста́ви.

Богоро́дичен: Не отри́ни моле́ний на́ших, Влады́чице Чи́стая, но посети́ ми́лостию рабы́ Твоя́, покланя́ющиися о́бразу Твоему́, упова́ние христиа́н, в ми́ре житие́ на́ше соблюди́ и пода́ждь спасе́ние необори́мое.

Ирмо́с: Просвети́вый сия́нием прише́ствия Твоего́, Христе́, и освети́вый Кресто́м Твои́м ми́ра концы́, сердца́ просвети́ све́том Твоего́ Богоразу́мия, правосла́вно пою́щих Тя́.

Ди́вен Бо́г во святы́х Свои́х творя́й чудеса́: ко́сти бо ме́ртвыя Елисе́евы ме́ртваго воскреси́ша, рука́ми Па́вловыми мно́ги от неду́г и духо́в злы́х исцелева́хуся, рука́ же Крести́телева бо́льшая источа́ет чудеса́, и подае́т исцеле́ния ве́рою почита́ющим ю́ и благогове́йно лобыза́ющим.

Прибли́жився Све́ту кра́йнему, све́т вторы́й по Боже́ственному причаще́нию бы́л еси́ вои́стину, те́мже ра́дующеся све́тлую и благонаро́читую па́мять твою́ соверша́ем, и мо́лим тя́, Крести́телю: просвети́ ду́ши на́ша дарова́ниями Вседе́тельнаго Ду́ха.

Не хода́тай, ни А́нгел, но Са́м Госпо́дь спасе́ на́с, прише́дый в ми́р, Ему́же пра́выя пути́ по́слан бы́л еси́ угото́вати, блаже́нне. Того́ ны́не умоли́, Крести́телю, показа́ти и на́м стезю́, к Ца́рствию Небе́сному наставля́ющую.

Го́ресть во́д дре́вле услажда́я Моисе́й, дре́вом сохрани́ евре́йския лю́ди, о́браз Креста́ проначерта́я, сему́ ве́рнии покланя́ющеся, го́рести и ско́рби вся́кия избавля́емся.

Богоро́дичен: Се́ прихо́дит Де́ва, все́х проро́ков превы́шши, честны́м о́бразом Свои́м, Зижди́теля ми́ру ро́ждшая, гра́д Сво́й сохрани́ти и спасти́ достоя́ние Свое́.

Ирмо́с: Из утро́бы Ио́ну младе́нца изблева́ морски́й зве́рь, якова́ прия́т; в Де́ву же все́льшееся Сло́во и пло́ть прие́мшее про́йде, сохра́ншее нетле́нну: Его́же, бо не пострада́ истле́ния, Ро́ждшую сохрани́ неврежде́нну.

Гла́с вопию́щаго Бо́га нарече́н бы́л еси́, Предте́че Госпо́день; те́мже я́ко уста́ Бо́жия, кто́ не восхва́лит тя́?

Ве́ру благочести́вую в Сы́на Бо́жия, запусте́вшим сердца́м пропове́дал еси́, Проро́че благода́ти; непло́дие ду́ш на́ших, от тли́ грехо́вныя изсыха́емых на вся́к де́нь, отреби́ руко́ю твое́ю пречи́стою, да бу́дем древеса́ принося́щая пло́д живы́я ве́ры Вседержи́телю.

Волна́ми жите́йскими обурева́еми, и в страсте́х разли́чных погружа́еми, под кро́в тво́й прибега́ем, вели́кий Иоа́нне, потщи́ся помощи́ рабо́м твои́м, и к спасе́ния благооти́шному приста́нищу наста́ви.

Приими́ от души́ моля́щихся Тебе́, Христе́, и да́ждь на́м по́мощь Твою́ свы́ше, я́коже иногда́ ученико́м Твои́м на мо́ри, и от бе́д изба́ви на́с, моле́нием Твоего́ Предте́чи.

Богоро́дичен: Пред о́бразом Твои́м, Богома́ти, пролива́ем серде́чная моле́ния на́ша недосто́йнии, помози́, Влады́чице, усе́рдно моля́щимся Тебе́, и изба́ви от все́х бе́д и зо́л сла́вящих Тя́; кто́ бо, Всеми́лостивая, с ве́рою призыва́яй Тя́, посра́млен и неуслы́шан от Тебе́ изы́де?

Конда́к, гла́с 6:

У́мнаго Со́лнца свети́льник Боже́ственный Предте́ча, показа́вый в конце́х светоно́сную свою́ десни́цу, ны́не на се́вере озаря́ет е́ю блаже́нное Оте́чество на́ше, и просвеща́я и освяща́я ве́рно покланя́ющихся, и Христу́ вопию́щих: спаси́ на́с моли́твами проро́ка Твоего́, Царю́ Вы́шний.

Но́вый ра́й явля́ется Боже́ственный хра́м, в о́ньже с ве́рою и благогове́нием вхо́дит бесе́довати с Созда́телем свои́м пе́рвый челове́к. Река́ бо даро́в Боже́ственныя благода́ти, разделя́ющаяся в четы́ре нача́ла, исхо́дит из Еде́ма Небе́снаго напая́ти его́. Исто́чник жи́зни, нетле́ния и спасе́ния излива́ет все́м нерукотворе́нное начерта́ние Спаси́теля на́шего. Пото́к ми́лостей и щедро́т, и сро́днаго о христиа́нех промышле́ния исхо́дит от святы́я Богома́тере ико́ны. Дре́во Креста́, на не́мже спасе́ние соверши́ся, источа́ет во́ду, услажда́ющую го́ресть вкуше́ния запове́даннаго. Струи́ же те́плых моли́тв теку́т оби́льно от Предте́чевы десни́цы, во струя́х Иорда́нских сподо́бившияся крести́ти Просвети́теля на́шего. Вся́ земля́ Росси́йская да покло́нится Тебе́ и да пое́т Тебе́, Царю́ Вы́шний.

Ирмо́с: Тебе́, у́мную, Богоро́дице, пе́щь, разсмотря́ем, ве́рнии; я́коже бо о́троки спасе́ три́ Превозноси́мый, ми́р обнови́, во чре́ве Твое́м всеце́л, хва́льный отце́в Бо́г и препросла́влен.

Прославля́яй Госпо́дь Того́ сла́вящыя, нетле́нием просла́вленную десни́цу твою́, подаде́ ве́рным прибе́жище благонаде́жно, ю́же просте́рши, пода́ждь на́м по́мощь от Свята́го, и да́ждь безбе́дно во благоче́стии жи́знь соверши́ти сла́вящим тя́.

Твои́ми моли́твами немощни́и врачу́ются, де́мони отгоня́ются, и вся́ ско́рби ре́шатся, сего́ ра́ди тя́ почита́ем, Предте́че Госпо́день, Росси́и похвало́, кре́пость, и огражде́ние, и утвержде́ние.

Пригвожде́н у́м к земны́м веще́м име́я, что́ сотвори́м, и к кому́ прибе́гнем и́щущии по́мощи? Ра́зве к тебе́, святы́й Иоа́нне, благода́ти тезоимени́те, не отри́ни на́с от твоего́ заступле́ния, но возста́ви и обнови́ покая́нием, и пону́ди со избра́нными вни́ти, а́може ничто́же скве́рно вхо́дит, в Ца́рство Небе́сное.

Умири́ ми́р, Христе́, мольба́ми Предте́чи Твоего́, низлага́я враго́в си́лу и тишину́ неизглаго́ланную устроя́я стране́ на́шей, во ве́ки сохрани́.

Богоро́дичен: О́бразу Твоему́ покланя́ющимся и призыва́ющим Тя́ во обстоя́ниих лю́тых, помози́, Влады́чице, упова́ние и спасе́ние все́х челове́ков; ины́я бо Предста́тельницы ра́зве Тебе́, по Бо́зе не и́мамы.

Ирмо́с: Чу́да преесте́ственнаго росода́тельная изобрази́ пе́щь о́браз: не бо́, я́же прия́т, пали́т ю́ныя, я́ко ниже́ О́гнь Божества́ Де́вы, в Ню́же вни́де утро́бу. Те́м, воспева́юще, воспое́м: да благослови́т тва́рь вся́ Го́спода и превозно́сит во вся́ ве́ки.

Присносу́щныя и неизрече́нныя Сла́вы и Све́та невече́рняго наслажда́яся, иде́же неизглаго́ланное е́сть весе́лие и ра́дость непреста́нная, простира́ющих к тебе́ моле́ний гла́сы услы́ши, Крести́телю, и сподо́би моли́твами твои́ми прича́стниками бы́ти ве́чныя Боже́ственныя Сла́вы.

Ду́хом и си́лою Илиино́ю предходя́ Христу́, бы́л еси́, прему́дре, не тро́сть проти́вными ве́тры коле́блема, но сто́лп и на́ше Боже́ственное ве́ры утвержде́ние, и непоколеби́мое Це́ркве укрепле́ние, ю́же твои́м хода́тайством во единомы́слии соблюди́ непрекло́нну и недви́жиму, утоля́я вся́кия собла́зны.

Авраа́м, я́ко дру́г Бо́жий, сподо́бився ду́хом прови́дети де́нь Зижди́теля Своего́, ра́дости неизрече́нныя исполня́шеся; ты́ же, Предте́че, не в гада́ниих и се́нех, но лице́м к лицу́ зря́ воплоти́вшагося Го́спода, и от руки́ твоея́ креще́ние прие́мша, досто́йно взыва́л еси́: сия́ у́бо ра́дость моя́ испо́лнися. Сего́ ра́ди, я́ко дру́га Христо́ва и те́плаго о на́с предста́теля пра́востию ума́ чту́ще, ублажа́ем.

Тро́ичен: Тро́ицу Неразде́льную, Треми́ Ли́цы разделя́емую, соединя́емую же Существо́м, все́ми держа́вно влады́чествующую и вся́ соблюда́ющую, ве́рнии благоче́стне испове́дающе, возвели́чим.

Богоро́дичен: Приими́ моле́ния рабо́в Твои́х, Пресвята́я Влады́чице, я́же Тебе́ прино́сим; помози́ и от бе́д изба́ви покланя́ющихся о́бразу Твоему́; Ты́ бо, Спа́са Ро́ждшая, и́маши дерзнове́ние, я́ко Того́ Ма́ти су́щи, не преста́й моля́щи о чту́щих Тя́, е́же спасти́ся на́м.

Ирмо́с: О́браз чи́стаго рождества́ Твоего́ огнепали́мая купина́ показа́ неопа́льная; и ны́не на на́с напа́стей свире́пеющую угаси́ти мо́лимся пе́щь, да Тя́, Богоро́дице, непреста́нно велича́ем.

Ста́л еси́ посреде́ зако́на и благода́ти, прему́дре, те́мже взыва́ем к тебе́: побежда́емых на́с зако́ном грехо́вным, вою́ющим проти́ву ума́ во у́дех на́ших, уще́дри, Крести́телю, и благода́ти да́р испроси́, твори́ти Боже́ственная хоте́ния.

Утро́бы непло́дныя израще́ние плодови́тое сы́й, непло́дие серде́ц в благопло́дие претвори́ моли́твами твои́ми, и ка́пли покая́ния спаси́тельнаго одожди́ в сердца́х пою́щих тя́.

Источа́я всегда́ исцеле́ния притека́ющим к моще́м твои́м, чу́дный Предте́че, исцели́ стра́сти серде́чныя, востаю́щия от невнима́ния, де́тельною твои́х Боже́ственных моли́тв цельбо́ю.

Вити́йствующих язы́к не мо́жет по достоя́нию восхвали́ти тя́, Предте́че прише́ствия Христо́ва; но я́коже Христо́с вдови́цы прия́ два́ ле́пта, не возгнуша́йся, Крести́телю, ма́лаго сего́ приноше́ния; бла́гости же подража́нием, приими́ и пе́снь, я́ко досто́йную и дерзну́вшаго от усе́рдия пове́дати вели́чия твоя́.

Богоро́дичен: Взира́ющи на Твою́ всечестну́ю, Пречи́стая Богома́ти, ико́ну, я́ко на Тебе́ Саму́ю, на Небесе́х Сы́ну соца́рствующую, с ве́рою к не́й припа́даем, благоче́стно почита́ем, и со стра́хом лобыза́ем, и сла́вим ро́ждшагося от Тебе́ Христа́ Бо́га на́шего, Его́же моли́ спасти́ рабы́ Твоя́.

Предстоя́ при́сно стра́шному Престо́лу и све́тлыми заря́ми Трисо́лнечнаго Божества́ осиява́ем, свети́льниче ми́ра, просвети́ ду́ши ве́рою приступа́ющих к Тебе́, грехо́вный мра́к отгоня́я и приводя́ ты́я к Све́ту незаходи́мому.

Сла́ва, и ны́не: Ско́рая в беда́х Помо́щнице, гото́вое обурева́емых приста́нище, Неискусобра́чная Неве́сто, ро́ждшая пло́тию Спаси́теля ми́ру, сохрани́ на́с, покланя́ющихся о́бразу Твоему́ честно́му и си́це Тебе́ взыва́ющих: ра́дуйся, Предста́тельнице Твои́х рабо́в.

Перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя совершилось в 1799 году. Эти святыни хранились на острове Мальта у рыцарей католического ордена святого Иоанна Иерусалимского. В 1798 году, когда французы захватили остров, мальтийские рыцари обратились к защите и покровительству России. 12 октября 1799 года они преподнесли эти древние святыни императору Павлу I, который в это время находился в Гатчине. Осенью 1799 года святыни перевезены в Петербург и помещены в Зимнем дворце в церкви в честь Нерукотворенного Образа Спасителя. Праздник этому событию установлен в 1800 году. По древнему преданию, Филермская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой. Из Иерусалима она была принесена в Константинополь, где находилась во Влахернском храме. В ХIII веке была взята оттуда крестоносцами и с тех пор хранилась у рыцарей ордена Иоаннитов.

Но́вый ра́й явля́ется Боже́ственный хра́м, в о́ньже с ве́рою и благогове́нием вхо́дит бесе́довати с Созда́телем свои́м пе́рвый челове́к. Река́ бо даро́в Боже́ственныя благода́ти, разделя́ющаяся в четы́ре нача́ла, исхо́дит из Еде́ма Небе́снаго напая́ти его́. Исто́чник жи́зни, нетле́ния и спасе́ния излива́ет все́м нерукотворе́нное начерта́ние Спаси́теля на́шего. Пото́к ми́лостей и щедро́т, и сро́днаго о христиа́нех промышле́ния исхо́дит от святы́я Богома́тере ико́ны. Дре́во Креста́, на не́мже спасе́ние соверши́ся, источа́ет во́ду, услажда́ющую го́ресть вкуше́ния запове́даннаго. Струи́ же те́плых моли́тв теку́т оби́льно от Предте́чевы десни́цы, во струя́х Иорда́нских сподо́бившияся крести́ти Просвети́теля на́шего. Вся́ земля́ Росси́йская да покло́нится Тебе́ и да пое́т Тебе́, Царю́ Вы́шний.

ФИЛЕРМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Иcтopuя Фuлepмcкoй uкoны
Фuлepмcкaя пpaвocлaвнaя uкoнa Бoгoмaтepu пoбывaлa вo мнoгux cтpaнax u нa ocтpoвax пo вceмy мupy. Однaжды cвящeнный oбpaз был пpuнeceн pыцapямu в зeмлu Гpeцuu, в дepeвeнькy пoд нaзвaнueм Фuлepмuoc. Тaм вouтeлu вoзвeлu цepкoвь в чecть cвятoгo oбpaзa Дeвы Мapuu. Отcюдa знaмeнuтaя Фuлepмcкaя cвятыня Бoгopoдuцы u бepeт cвoe нaзвaнue.
В 18 вeкe чyдoтвopнaя uкoнa пoпaлa в pyкu пpaвuтeля Авcтpuu. В тo вpeмя y пpecтoлa cтoял Пaвeл I, кoтopoгo yвaжaлu u бoялucь вce coceднue cтpaны. Чтoбы cтaть coюзнuкaмu c Рoccueй, aвcтpuйcкuй влacтuтeль пpuнec в дap cвятeйшuй oбpaз Бoгoмaтepu, нaзвaнный Фuлepмcкuм. Тaк uкoнa oкaзaлacь в Рoccuu, нa тeppuтopuu Сaнкт-Пeтepбypгa, u зaнялa мecтo в Пpuдвopнoм Сoбope Спaca Нepyкoтвopнoгo.

ФИЛЕРМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕР

Чудотворная икона, известная под Одигитрии именем Филермской, по сказанию древнего предания, написана была святым евангелистом Лукой . В церковных упоминается песнопениях, что эта икона Пресвятой была Богородицы написана во время её земной жизни . Лука Святой принёс икону назореям посвятившим жизнь свою иноческому подвижничеству . У них она три пребывала века.

Позднее икону перенесли в град Святой Иерусалим , где ей также предстояло недолго пробыть. В 430-х годах благоверная царица удалилась Евдокия в Святую Землю и оттуда, по особому переслала, благословению икону сестре своего венценосного благоверной, супруга Пульхерии . Последняя при большом народа стечении с честью поставила безценный образ в Влахернской новоустроенной церкви Константинополя . В храме многие получали верующие исцеления, молясь пред чудесным Царицы образом Небесной.

Позднее икону перенесли в град Святой Иерусалим , где ей также предстояло недолго пробыть. В 430-х годах благоверная царица удалилась Евдокия в Святую Землю и оттуда, по особому переслала, благословению икону сестре своего венценосного благоверной, супруга Пульхерии . Последняя при большом народа стечении с честью поставила безценный образ в Влахернской новоустроенной церкви Константинополя . В храме многие получали верующие исцеления, молясь пред чудесным Царицы образом Небесной.

Читайте также:  Какие молитвы читают перед иконой знамение

Филермская икона Божией Матери – утраченная «гатчинская святыня»

Этот образ имел многовековую историю. По преданию, икона была написана евангелистом Лукой в начале первого тысячелетия и освящена благословением Божией Матери. Вскоре самим евангелистом Лукой этот образ был препровожден в Египет, оттуда перевезен в Иерусалим, а около 430 г. императрица Евдокия, супруга Феодосия II (408-450 гг.), распорядилась доставить икону в Константинополь, где образ Богоматери был помещен во Влахернскую церковь. В 626 г., по молитвам жителей, возносивших свои прошения перед Филермским образом, город был спасен от нашествия персов. По этому случаю была составлена благодарственная песнь Богоматери, которую молящиеся должны были выслушивать стоя; это песненное чинопоследование было названо акафистом[2].

В 1204 г., во время IV-ro крестового похода, икона оказалась захвачена крестоносцами и снова перенесена в Палестину. Там она находилась в ведении монашеско-рыцарского ордена иоаннитов, или госпитальеров. Вытесненные в 1291 г. сарацинами из Палестины и Сирии, иоанниты в течение 18 лет жили на Кипре, а в 1309 г. перебрались на отвоеванный у мусульман после двухлетних сражений остров Родос. Для Филермской иконы рыцарями в XIV веке был построен храм Божией Матери на территории древнего поселения Ялиса на горе Филермиос (названной так по имени монаха Филеримоса), вблизи города Родос. Этот храм, возведенный на фундаменте древней византийской базилики, хорошо сохранился, как и расположенный рядом монастырь. В церкви Божией Матери на горе Филермиос в настоящее время находится список Филермской иконы и проводятся богослужения, причем храм разделен решеткой на две половины: православную и католическую[3].

В 1522 г. войска турецкого султана Сулеймана Великолепного после шестимесячной осады захватили Родос, и члены ордена через несколько лет (в 1530 г.) нашли прибежище на переданном им императором Карлом V о. Мальта, куда вместе с ними прибыла и Филермская икона Божией Матери, а также другие древние святыни. В 1573 г. в столице острова было начато строительство кафедрального собора во имя св. Иоанна Предтечи и, после его освящения, чтимая икона Богоматери была помещена в Филермском приделе, украшенном серебряными вратами.

В конце XVIII века Мальтой овладели французские войска под командованием Наполеона, и мальтийские рыцари решили перейти под защиту России. В 1798 г. они избрали императора Павла I главой ордена, и 29 ноября того же года император торжественно возложил на себя корону Великого магистра. Десная рука св. Иоанна Крестителя была привезена в Петербург в том же году, а Филермскую икону Божией Матери и часть древа Животворящего Креста Господня доставили в российскую столицу в 1799 г.

В сентябре 1799 г. императорский двор прибыл в Гатчину, где была любимая загородная резиденция Павла I. К этому времени дочь императора великая княжна Елена Павловна была обручена с наследным принцем Мекленбург-Шверинским Фридрихом Людовиком. Бракосочетание произошло в Гатчине 12 октября; в этот же день по указанию Павла I состоялось и торжественное перенесение привезенных с Мальты святынь. Их поместили в Гатчинский придворный храм. Император принес свой дар церкви, повелев устроить золотые, украшенные бриллиантами и драгоценными камнями ковчеги для десницы св. Иоанна Предтечи и для части Креста Господня, а для Филермской иконы – новую золотую ризу. В память этого события по высочайшему повелению был учрежден ежегодный праздник, внесенный в церковный месяцеслов под 12 октября (старого стиля)[4].

Гатчина недолго оставалась местом пребывания перенесенных с Мальты святынь. Осенью 1799 г., с отъездом императорского двора, Филермская икона и остальные святыни были перевезены в Петербург. В 1800 г. празднование 12 октября уже совершалось в Зимнем дворце столицы. Затем, в течение 50 с лишним лет, святыни постоянно находились в соборе Зимнего дворца, а праздник перенесения их в Гатчину только указывался в календарях и святцах, но особо не отмечался.

В годы правления императора Николая I была возрождена традиция перенесения Филермской иконы в Гатчину. В память Павла I, основателя города, Николай I повелел воздвигнуть здесь соборный храм во имя св. апостола Павла. Собор был заложен 30 октября 1846 г., строился по проекту профессора архитектуры Р.И. Кузьмина и был освящен 12 июля 1852 г.[5]

Осенью того же года храм посетил Николай I. Депутация от прихожан принесла благодарность императору и попросила о том, чтобы Филермская икона Богоматери и другие мальтийские святыни были помещены в новом храме на постоянное пребывание. Государь выслушал просьбу, но согласился только на временное ежегодное приношение святынь в собор для поклонения верующих. С того времени было восстановлено торжество праздника 12 октября, которое стало совершаться ежегодно в Гатчинской придворной церкви и Павловском соборе города. В 1852 г. Николай I приказал также написать копию с Филермской иконы и в серебряном позолоченном окладе поместить на аналое Гатчинского собора. И вскоре у царских врат среднего иконостаса был поставлен на аналое список иконы, сделанный художником Бовиным.

Накануне праздника, 11 октября, Филермская икона Богоматери и другие святыни доставлялись из Петербурга в Гатчину. В дворцовой церкви торжественно совершалось всенощное бдение, и молящиеся прикладывались к выносимым на середину храма святыням. На следующий день, после ранней литургии во дворцовой церкви, с крестным ходом святыни переносились в собор, где они пребывали в течение десяти дней для всеобщего поклонения и молебствий. В день празднования Казанской иконы Божией Матери, 22 октября, после крестного хода по городу, святыни отвозились обратно в Петербург. В течение 60 с лишним лет этот праздник был главным для жителей Гатчины,а в остальное время года мальтийские святыни пребывали в соборе Зимнего дворца, в особом киоте с правой стороны царских врат. В 1915 г. старший судья и председатель Судебной палаты острова Мальта Пулличино обратился к императору Николаю II с просьбой о предоставлении Мальтийскому музею фотографий иконы Филермской Богоматери. Вскоре эта просьба была выполнена[6].

Вскоре после Октябрьской революции, в конце 1917 – начале 1918 гг., собор Зимнего дворца был закрыт и разорен, но мальтийские святыни удалось спасти. В числе других предметов убранства ликвидированных придворных церквей они оказались в ризнице принадлежавшего придворному ведомству Архангельского собора Московского Кремля. По благословению Святейшего Патриарха Тихона протопресвитер бывшего придворного духовенства Александр Дернов 6 января 1919 г. в двух футлярах перевез святыни из Москвы в Гатчину, где они были помещены в соборе св. ап. Павла[7].

Интерес к Филермской иконе у советских властей проявился только в начале 1920-х гг. 29 декабря 1923 г. Главное управление научных и научно-художественных учреждений Народного комиссариата просвещения попыталось в послании своему Петроградскому отделению (содержавшему целый ряд ошибочных суждений по истории иконы) выяснить судьбу реликвии: “Наркоминдел запросил о местонахождении вывезенной в 1799 г. Павлом I с острова Родос иконы Филермской Богоматери ввиду ходатайства итальянского правительства о возвращении иконы на Родос [в тот период колонии Италии]. Икона была во дворце Гея [?], а теперь якобы передана в Гатчинский дворец. Отдел по делам музеев просит в самом срочном порядке ответить, где находится эта икона в данное время, и представить заключение, настолько ли велика музейная ценность иконы, чтобы отстаивать перед Наркоминделом оставление ее в России”[8].

Этот запрос был сделан в связи с тем, что в 1923 г. итальянское правительство через своего посла в Москве обратилось к советским властям с просьбой вернуть святыни Мальтийского ордена. Наркомат просвещения, в свою очередь, послал запрос хранителю дворца-музея г. Троцка (Гатчины) В.К. Макарову, в котором просил выяснить судьбу этих реликвий. Вскоре В.К. Макаров обратился за разъяснениями к настоятелю Павловского собора протоиерею Андрею Шотовскому[9].

Однако отстаивать уже было нечего. Ни в Петрограде, ни в Гатчине иконы давно не хранилась. О ее судьбе говорилось в ответе на соответствующий запрос от 14 января 1924 г. протоиерея Иоанна Шотовского: “1919 года, января 6 дня протопресвитером Зимнего дворца о. А. Дерновым были привезены в Гатчинский Павловский собор святыни: часть Древа Животворящего Креста Господня, десная рука св. И. Предтечи и икона Филермской Божией Матери. Все эти святыни были привезены в том же виде, в каком оне и всегда были привозимы 12 октября в собор, то есть на иконе Бож. Матери – риза и ларцы для мощей и креста были в старинном драгоценном уборе. После богослужения, совершенного Петроградским митрополитом, эти святыни были оставлены на некоторое время в соборе для поклонения верующих жителей гор. Гатчины. Так оне оставались здесь до октября месяца, когда пришли “белые” и овладели Гатчиной. В один из воскресных дней, именно 13 октября, настоятелем собора был устроен в сопровождении этих святынь крестный ход кругом города. Когда крестный ход был совершен, и народ разошелся по домам, явился в собор настоятель протоиерей Иоанн Богоявленский в сопровождении графа Игнатьева и еще какого-то военного человека и, уложив святыни в футляры, в которых они были привезены в собор, взял их с собою и увез в Эстонию, не спросив на это разрешения ни у причта, ни у прихожан. О дальнейшей судьбе этих святынь, где они и что с ними – ни причту, ни Приходскому совету – неизвестно”[10].

Еще ранее эти события излагались в письме гатчинского протоиерея Алексия Благовещенского Святейшему Патриарху Тихону и протопресвитеру Александру Дернову от 6/19 октября 1920 г.[11]. Что касается копии, сделанной при Николае I с Филермской иконы Божией Матери, то она, по свидетельству протоиерея Андрея Шотовского, “в настоящее время [в январе 1924 г.] сохраняется в Павловском соборе, хотя серебряная риза с нее снята и сдана по требованию местного исполкома в Троцкий финотдел”[12].

Объяснить и в определенной степени оправдать поведение настоятеля Павловского собора можно. Ведь к осени 1919 г. уже многие священнослужители оказались репрессированы, были нередкие случаи вскрытия мощей святых, уничтожения икон и т.п. А в период реальной угрозы Петрограду со стороны войск генерала Юденича, когда город стали очищать от сомнительных элементов, планировались и антицерковные акции. Так, в заявлении делегации авторитетных священ­ников и мирян, направленной 15 сентября священномучеником митрополитом Вениамином (Казанским) к председателю Петроградского совета Г.Е. Зиновьеву говорилось, что церковь взволнована “упорными слухами о поголовном аресте (или высылке) петроградского духовенства ввиду их контрреволюцион­ности или же в качестве заложников. “[13]. Возможно, в этом были при­чины того, что протоиерей Иоанн Богоявленский (в монашестве Исидор, будущий епископ Таллинский) не только сам покинул Гатчину (можно вспомнить, что и писатель Куприн уехал из города с отступающими войсками Юденича), но и увез с собой наиболее ценные реликвии. Так Россия утратила эти важнейшие христианские святыни.

В середине 1920-х гг. советское правительство передало в Италию некую икону Пресвятой Богородицы, названную Филермской, но это был лишь список. В апреле 1925 г. нарком просвещения А.В. Луначарский послал в Ленинград телеграмму: “Задержка передачи Филермской иконы из Гатчины вызывает неприятности с итальянцами; категорически предлагаю препроводить икону в Москву. Исполнение срочно сообщите”. Выполняя это указание, административный совет Троцкого уездного исполкома изъял копию Филермской иконы и передал ее В.К. Макарову для отправки в Москву. С иконы была сделана фотография, оставленная в соборе. Таким образом, итальянскому послу в 1925 г. в Москве передали лишь выполненную в середине XIX века копию Филермской иконы Божией Матери, и именно она была помещена в римской резиденции мальтийского ордена (позднее эта икона была перевезена в Ассизи и помещена в храме Санта Мария дельи Анджели)[14].

Как уже говорилось, в октябре 1919 г. прежние мальтийские святыни были вывезены из Гатчины в Эстонию, затем их доставили в Копенгаген, где передали вдовствующей императрице Марии Федоровне, супруге императора Александра III. 13 октября 1928 г. Мария Федоровна скончалась. В том же году ее дочери великие княгини Ксения и Ольга передали Филермскую икону (и две другие святыни) Архиерейскому Синоду Русской Православной Церкви за границей, располагавшемуся в югославском г. Сремски Карловцы, и вскоре этот чтимый образ был доставлен в Германию и помещен в православном соборе Берлина.

Летом 1932 г. Первоиерарх Зарубежной Русской Церкви митрополит Антоний (Храповицкий) передал гатчинские святыни на хранение королю Югославии Александру I Карагеоргиевичу. 20 июля владыка Антоний в письме к бывшему личному секретарю генерала П.Н. Врангеля Н.М. Котляревскому отмечал: “…наши Петроградские святыни до сих пор лежат в сейфе Министерства Двора, а не в церкви. Говорят, что по желанию Высочайших Особ их возьмут в строящуюся церковь загородного дворца в Дедине”[15]. Вскоре король поместил святыни в дворцовой церкви в Белграде, а в 1934 г. перенес в завершенную церковь загородного дворца на острове Дединьи.

В докладе владыки Антония Архиерейскому Синоду от 10 декабря 1932 г. подчеркивалось: “Принимая названные Святыни, и, передавая их на хранение Его Величеству Королю Александру, я неизменно признавал их за собственность Российских Императоров. Поэтому и преемники мои, как Председателя Архиерейского Синода, собственником Святынь должны признать Главу Российского Царственного Дома и если Святыни будут переданы кому-либо из моих преемников Королем Югославии, то на того Преосвященного ляжет долг обратиться к Главе Российской Династии за указаниями, как с ними поступить”[16]. К сожалению, это условие временной передачи в дальнейшем было забыто.

6 апреля 1941 г. нацистская Германия без объявления войны напала на Югославию, немецкие бомбардировщики совершили налет на Белград. Через два дня, 8 апреля, король Петр III Карагеоргиевич, уезжая ввиду военной опасности вместе с Сербским Патриархом Гавриилом (Дожичем) из Белграда, взял святыни с собой. Вскоре они прибыли на территорию Черногории – в монастырь св. Василия Острожского (Острог), вытесанный в скале на высоте 840 метров над уровнем моря.

Через несколько дней беглецы разделились, Патриарх остался в обители, а король вместе с членами сербского правительства 14 апреля вылетел в Иерусалим, передав Гатчинские святыни на сохранение Первосвятителю. Сразу же после прихода в монастырь немецких войск, 25 апреля, Патриарх был арестован, а затем вывезен из Черногории. Некоторое время находился под арестом и настоятель обители архимандрит Леонтий (Митрович). Святыни же, вместе с другими сокровищами королевской династии, были спрятаны в подполье кельи настоятеля, где хранились около 10 лет. Во время войны Архиерейский Синод Зарубежной Русской Церкви пытался разыскать и вернуть себе святыни, в связи с чем митрополит Анастасий даже встречался в середине июня 1941 г. с командующим немецкими войсками в Сербии генералом фон Шредером. Генерал заверил митрополита, “что будут приняты все меры для отыскания и возвращения святынь из Зимнего дворца”, но отыскать их не смог[17].

Читайте также:  Божья матерь целительница икона о чем молятся

31 декабря 1944 г. Черногория была освобождена от оккупации народно-освободительной армией Югославии, но реликвии еще около семи лет укрывались в монастыре. В 1951 г. гатчинские святыни были изъяты из Острожского монастыря во время конфискации церковных ценностей коммунистическими властями Югославии и вскоре переданы в музей г. Подгорица (в то время Титоград), а в 1960-х гг. перевезены в Исторический музей г. Цетинье – древнюю столицу Черногории.

Лишь 7 июля 1993 г., в день праздника Рождества Иоанна Предтечи, десницу Иоанна Предтечи и часть Животворящего Креста Господня передали в Цетинский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, где они и хранятся в настоящее время. В мае 1994 г. глава Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, посетивший Югославию, благословил народ Черногории десницей св. Иоанна Предтечи. 8 июня 2006 г. Черногорский митрополит впервые вывез десницу Иоанна Предтечи за пределы страны – в Москву. В течение 40 дней святыня побывала в 16 городах России, Украины и Белоруссии, где ей поклонились более двух миллионов верующих, а затем была возвращена в Цетинский монастырь.

Филермская икона Божией Матери, как представляющая большую художественную ценность, до сих пор находится в Народном музее г. Цетинье. Руководство Черногорской митрополии неоднократно обращалось с ходатайством о передаче иконы в ведение Cepбской Православной Церкви; представители Мальтийского ордена также стараются заполучить чудотворный образ, обещая при этом значительную материальную компенсацию[18].

Таким образом, гатчинские святыни оказались утрачены для Русской Православной Церкви. Однако в некоторых храмах России сохранились списки Филермской иконы. В Павловском соборе Гатчины копию иконы и живописное изображение десной руки св. Иоанна Предтечи изготовил протоиерей Алексий Благовещенский, служивший настоятелем храма до своего ареста и расстрела в феврале 1938 г. В первой половине 1950-х гг. в Павловском соборе появился пожертвованный серебряный крест-мощевик с частицей мощей св. Иоанна Предтечи, а в 1990-х гг. храму была пожертвована и частица Древа Животворящего Креста Господня. Установленный же в 1799 г. праздник с особой службой в память о перенесении мальтийских святынь в Гатчину и сейчас 12/25 октября ежегодно с особой торжественностью отмечается в Павловском соборе. В 1999 г., ровно через 200 лет после перенесения великих христианских святынь с острова Мальта в Россию, в Гатчине была возобновлена старинная традиция торжественного крестного хода[19].

К находящимся в Черногории Филермской иконе Божией Матери и другим бывшим гатчинским святыням в настоящее время приезжает большое количество паломников и туристов из России. Память об их пребывании в нашей стране продолжает сохраняться. Вероятно, следует поставить вопрос если не о возвращении Филермского образа в Россию, то хотя бы о его временном принесении в нашу страну и другие православные земли, где почитают эту икону, для поклонения верующих.

[1] Филеримос // VIP Родос. Родос, 2011. Б/с.

Лишь 7 июля 1993 г., в день праздника Рождества Иоанна Предтечи, десницу Иоанна Предтечи и часть Животворящего Креста Господня передали в Цетинский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, где они и хранятся в настоящее время. В мае 1994 г. глава Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, посетивший Югославию, благословил народ Черногории десницей св. Иоанна Предтечи. 8 июня 2006 г. Черногорский митрополит впервые вывез десницу Иоанна Предтечи за пределы страны – в Москву. В течение 40 дней святыня побывала в 16 городах России, Украины и Белоруссии, где ей поклонились более двух миллионов верующих, а затем была возвращена в Цетинский монастырь.

Правила чтения

Пречистая Дева Мария — это посредница между земным миром и Царством Небесным. К ней обращаются с самыми разными просьбами верующие всего христианского мира. Богородица считается заступницей рода человеческого и всегда помогает тем, кто искренне и с верой молит её о своём спасении.

Перед началом молитвы нужно очистить свой ум от бытовых мыслей, негативных эмоций и настроиться на процесс. Разум человека полностью должен быть включён в молитвенные слова, чтобы они проникли в сердце. Внимание — очень важное условие правильно вознесённой молитвы. Ведь с вниманием приходит смирение, а со смирением — чувство покаяния. Прежде чем просить, следует искренне раскаяться в своих прегрешениях.

Важно! Не стоит ограничиваться едино разовой молитвой. Читать молитвословие нужно чаще, до тех пор, пока не будет получено желаемое. Ведь только усердная и повторяющаяся молитва воспитывает в нас то самое терпение и смирение, необходимое для осознания собственной греховности и пользы посланных испытаний.

Безусловно, очень благотворно на человека влияет молитва в церкви. Если возможности попасть в храм нет, то можно помолиться дома, уединившись в отдельной комнате. Лучше делать это перед иконой Богородицы с зажженной лампадкой. Спокойная и тихая атмосфера без отвлекающих факторов будет способствовать сердечной молитве с верой и упованием на заступничество Пресвятой Девы Марии.

Молитвы перед другими иконами Богородицы:

О чем молятся иконе Живоносный Источник

В молебне к Божественному изображению просят об излечении физических недомоганий, принесении жизненных сил и избавления душевной немощи (в особенности у людей пенсионного возраста).

«О Пресвятая Дево, Мати Господа нашего Иисуса Христа! Ты еси Мати и покровительница всех к Тебе прибегающих, призри с благосердием на молитвы грешных и смиренных чад Твоих. Ты, именуемая Живоносный Источник благодатных врачеваний, исцели болезни страждущих и умоли Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, да низпослет и всем притекающим к Тебе здравие душевное и телесное и, простив нам вольная и невольная согрешения наша, дарует нам вся яже к вечней и временней жизни потребная. Ты еси всех скорбящих радость, услыши нас, скорбных; Ты еси утоление печали, утоли и нашу печаль; Ты еси взыскание погибших, не попусти и нам погибнути в бездне грехов наших, но всегда избавляй нас от всяких скорбей и напастей и всякаго злаго обстояния. Ей, Царице наша преблагая, надежде наша несокрушимая и заступнице необоримая, не отврати лица Твоего от нас за множество прегрешений наших, но простри нам руце Матерняго милосердия Твоего и сотвори с нами знамение милости Твоея во благо: яви нам помощь Твою и благопоспеши во всяком деле благом. От всякаго же начинания греховнаго и помышления лукаваго отврати нас, да всегда славим пречестное имя Твое, величающе Бога Отца и Сына Единороднаго Господа Иисуса Христа и Животворящаго Святаго Духа со всеми святыми во веки веков. Аминь».

Чему молятся перед иконой у источника

Древнее предание повествует о чудесном исцелении слепца водой из источника близ Константинополя, место которого указала будущему императору Льву Маркеллу (V в.) сама Богородица. Храм Живоносный Источник бы возведен над святым местом и очень скоро стал известен происходящими в нем чудесами и исцелениями. Изображение Богородицы в центральной части церковного купола и стало первой иконой, получившей название Живоносный Источник.

Этот образ Божьей Матери высоко чтил преподобный Серафим Саровский.

Память этой иконе, дарящей людям помощь в нужде, утешение в скорбях и исцеление от болезней, была установлена в пятницу Светлой седмицы – в один из дней спасения всего рода людского через крестные муки Иисуса. Перед этим образом во всех православных храмах в пятницу Светлой седмицы проходит водосвятный молебен. Эта вода считается полезной не только для человека, но и для растений, поэтому издавна ей окропляли посевы, прося у Господа богатого урожая.

День празднования – пятница Светлой седмицы.

Как изливается из источника вода, так и по молитве перед этим образом Пресвятой Богородицы изливается на просящего благодать – приходит обильная помощь во всех делах, в том числе – и в решении материальных проблем, растет благосостояние, появляются новые источники дохода.

Я врач, так что, сами представляете, какая у меня зарплата – не то, что семью, себя не прокормишь. Пока мы вдвоем с женой были, как-то держались, а когда узнали, что у нас ребенок будет, я, честно сказать, испугался – уйдет жена в декрет, как жить будем втроем на зарплату терапевта в районной поликлинике?

А все мои попытки подработать ни к чему не приводили – в нашем небольшом городке найти работу не так-то просто.

И чудо произошло – мой бывший однокурсник, уехавший в столицу и там весьма преуспевший, решил открыть филиал своего медицинского центра и в родном городе. Он и предложил мне работу, да с такой зарплатой, о которой я даже и мечтать не смел. Теперь я за свою семью спокоен.

Все о религии и вере — «икона живоносный источник значение в чем помогает молитва» с подробным описанием и фотографиями.

Икона Живоносному Источнику Божией Матери берет свое начало еще с V века. Именно тогда возле Константинополя чудотворный образ при помощи источника смог излечить незрячего. Это чудо не могло остаться незамеченным, и после того об этом диве стало всем известно по указу императора Льва I в честь сотворенного чуда был построен храм неподалеку от божественного источника.

Очень трудно назвать даже приблизительное число тех людей, которые в этом храме смогли себя исцелить. И вскоре с изображения стоявшего вблизи источника начали писать списки, которые потом разошлись по всему миру, даруя православным людям излечение и божью благодать.

На самой святыне изображена сидящая в купели Богоматерь с маленьким Иисусом на руках. От такого типа как Никопея Кириотиссы (Владычица Победительница) и происходит иконография этого лика Богородицы. С самого начала на святыне источник не рисовали, однако после в общую композицию была включена и Фиала (чаша). А позднее на святыне стали изображать водоем и фонтан.

Святой лик Богоматери имеет гораздо более глубокий смысл и значимость, нежели просто его целительные свойства от святой воды в первоначальном источнике или более поздних купелей и родников, которые были освящены в ее честь.

Живоносный Источник Пресвятой Богородицы – это олицетворение самой Святой вынашивающей в своем лоне всеобщего Спасителя, одаривающего жизнью всех, кто искренне верит в него и в его Отца, который всегда у него в душе.

Она может исцелять тела и души земных жителей, как настоящая заботливая матерь, взявшая под свою опеку весь человеческий род.

Перед Священным образом, который был назван в честь целебных вод, открытых по велению Богоматери императором Львом I Маркеллом, просят помощи:

В Фессалии один из жителей еще с юного возраста мечтал узреть то место где течет Чудотворный источник. И вот пришло время, когда он с другими православными наконец-то смог начать свой долгий паломнический пут.

Однако в дороге молодого человека настигла болезнь и понимая, что жить ему осталось совсем не долго житель Фессалии выразил свои просьбу странствующим с ним богомольцам, что, если произойдет неизбежное, они не стали сразу хоронить его тела, а отнесли к Святому источнику и вылели на его тело три сосуда чудотворной воды, и только после этого придали его тело земле.

Православные люди выполнили с молитвой просьбу умирающего, однако, когда на тело паломника пролился третий сосуд, молодой человек ожил. После свершенного чуда, фессалиец решил до конца дней своих провести в служении и подвижничестве Господу и Богородице, по молитвам которых Сын Божий волей своей матери возвратил ему жизнь.

Существует огромное количество и других примеров исцеления водой источников, освященных в честь Святой, однако диво происходит лишь тогда когда человек горячо и от все души произносит молитву и живет в постоянной вере к Богу, именно тогда он получит долгожданное облегчение и исцеление.

Выпал этот день как раз на пятницу Светлой седмицы и теперь ежегодно в православных церквях на Святой неделе с пасхальным крестным ходом проводят чин водоосвящения.

На сегодняшний день известно более сотни часовен и храмов, которые были названы в честь Богородицы. Ниже приведены сведения некоторых из них:

В молебне к Божественному изображению просят об излечении физических недомоганий, принесении жизненных сил и избавления душевной немощи (в особенности у людей пенсионного возраста).

Храни Вас Господь!

Специально для тех, кто знать хочет, какое имеет икона Живоносный источник значение в чем помогает она народу православному, и что изображено на ней, мы написали эту статью.

Теперь вы знаете какое несет в себе икона Живоносный источник значение в чем помогает она вам тоже стало известно.

Но вот однажды, в 450 году, некий воин по имени Лев Маркелл, проходя через рощу, встретил слепца, заблудившегося среди густых деревьев. Воин оказал ему помощь, поддержал, пока тот выбирался из зарослей, и усадил в тени. Когда же он стал искать воду, чтобы напоить путника, то услышал чудный голос, повелевший ему отыскать поблизости заросший источник и омыть его водой глаза слепому.

Когда сердобольный воин выполнил это, то слепой неожиданно прозрел, и оба они пали на колени, вознося благодарственные молитвы Пресвятой Деве, так как поняли, что именно её голос раздавался в роще. Царица Небесная предрекла Льву Маркеллу императорскую корону, что и сбылось через семь лет.

Но не могли спокойно взирать на это святотатство люди, в чьих сердцах горел огонь истинной веры. Тайно, под покровом ночи, расчистили православные свою поруганную святыню. И так же тайно, рискуя жизнью, уносили, спрятав под одежду, сосуды, наполненные его святой водой. Так продолжалось до тех пор, пока не изменилась внутренняя политика новых хозяев страны, и православным не было дано некоторое послабление в совершении богослужений.

В качестве ещё одного примера особого почитания этой иконы следует упомянуть, сложившуюся на протяжении многих веков традицию служить в пятницу Светлой седмицы водосвятный молебен перед этим образом. Служится он во всех церквях сразу же по окончании литургии. С древних времён принято было окроплять водой, освящённой на этом молебне, сады, огороды и пашни, призывая тем самым помощь Пресвятой Богородицы в даровании богатого урожая.

Читайте также:  О чем молиться виленской иконе

Второй праздник происходит, как сказано выше, в пятницу Светлой седмицы. В тот день церковь вспоминает обновлённый храм в честь этой иконы, находившийся некогда вблизи Константинополя. Кроме чина водосвятия, празднование сопровождается также Пасхальным крестным ходом.

Если изучить распространявшиеся в своё время списки иконы, то не трудно заметить некоторые существенные композиционные изменения, вносимые на протяжении веков. Так, в ранних иконах отсутствует изображение источника. Также не сразу, а лишь в процессе разработки образа вошли в его композицию чаша, именуемая фиалой, водоём и фонтан.

О распространении этого образа на Руси свидетельствует ряд археологических находок. Так, например, в Крыму во время раскопок было найдено блюдо с изображением Богородицы. Её фигура с молитвенно воздетыми руками изображена в чаше. Датируется находка XIII веком и считается одним из ранних изображений подобного рода, находящихся на территории нашей страны.

Во всех случаях, на каком бы композиционном решении ни остановился автор того или иного извода этого образа, следует прежде всего понимать, что Живоносным источником является Сама Пречистая Дева, через которую воплотился в мир Тот, Кто даровал жизнь всем сущим на земле.

Он изрёк слова, которые стали тем камнем, на котором был возведён храм истинной веры, Он явил собой людям и путь, и истину, и жизнь. И тем благодатным Живоносным источником, струи которого омыли от греха и напоили собой Божественную ниву, стала для всех нас Царица Небесная, Пресвятая Дева Богородица.

История появления иконы связана с чудом исцеления, свершившимся ещё в V веке при византийском императоре Льве Маркелле. С тех пор образ почитаем с глубоким уважением во всём православном мире, а молитвы перед ним помогают верующим обрести исцеление от многих недугов.

Пречистая Дева Мария — это посредница между земным миром и Царством Небесным. К ней обращаются с самыми разными просьбами верующие всего христианского мира. Богородица считается заступницей рода человеческого и всегда помогает тем, кто искренне и с верой молит её о своём спасении.

Перед началом молитвы нужно очистить свой ум от бытовых мыслей, негативных эмоций и настроиться на процесс. Разум человека полностью должен быть включён в молитвенные слова, чтобы они проникли в сердце. Внимание — очень важное условие правильно вознесённой молитвы. Ведь с вниманием приходит смирение, а со смирением — чувство покаяния. Прежде чем просить, следует искренне раскаяться в своих прегрешениях.

Важно! Не стоит ограничиваться едино разовой молитвой. Читать молитвословие нужно чаще, до тех пор, пока не будет получено желаемое. Ведь только усердная и повторяющаяся молитва воспитывает в нас то самое терпение и смирение, необходимое для осознания собственной греховности и пользы посланных испытаний.

Безусловно, очень благотворно на человека влияет молитва в церкви. Если возможности попасть в храм нет, то можно помолиться дома, уединившись в отдельной комнате. Лучше делать это перед иконой Богородицы с зажженной лампадкой. Спокойная и тихая атмосфера без отвлекающих факторов будет способствовать сердечной молитве с верой и упованием на заступничество Пресвятой Девы Марии.

Молитвы перед другими иконами Богородицы:

Молитва Царице Небесной помогает побороть вредные привычки, уберечься от дьявольского искушения и не впасть в грех. Людям, скорбящим об утрате или неустроенности жизни, также рекомендуется помолиться перед иконой.

Независимо от того, читается молитва дома или в храме, она должна идти от сердца. Вслух слова достаточно произносить вполголоса или шепотом. Интонация не имеет значения. Молитвы, как правило, читаются монотонно.

Священнослужители говорят, что наличие театральной выразительности в молитве — не что иное, как бесовское искушение.

Ещё интересные статьи о молитве:

Не нужно концентрироваться на внешних моментах, главное — вникнуть в смысл сказанного и ощутить тот благоговейный трепет в душе, который испытывает каждый перед своим благодетелем. А именно благодетельницей и матерью для всех людей является Дева Мария. Осенение себя крестным знамением и поясные поклоны выступают проявлением смирения и самоуничижения перед лицом Богоматери, взирающей на грешную душу, обращённую к ней в молитвенном предстоянии.

Можно использовать канонические молитвы, слова которых приведены ниже:

Избранной от всех родов Божией Матери и Царице, милостиво внемлющей молитвам болящих, и от водных источников токи целебныя изливающей страждущим, благодарственное приносим пение. Ты же, всемилостивая Целительнице, приклонися благоутробно гласом нашим хвалебным и от всяких недугов душевных и телесных свободи нас, зовущих:Радуйся, Живоносный Источниче, вся наша болезни исцеляющая.

Видящи, премилосердая Мати Божия, земное скорбное житие наше, немощи и болезни, благоизволила еси проявляти милости Твоя к нам, исцеляющи души и телеса страждущих; обаче и мы с радостию несказанною припадаем к Тебе, Владычице, и из глубины души благодарим Тя, нашу дивную целительницу, воспевающе Богу: Аллилуиа.

О Пресвятая Дево, Всемилостивая Госпожѐ Владычице Богородице! Живоносный источник Твой, целебные да̀ры на здра̀вие душ и телѐс наших и на спасение миру точа̀щий, подала есѝ нам; тѐже, благодарни су̀ще, усердно молим Тя, Царѝце Пресвятая, моли Сына Твоего и Бога нашего дати нам оставление прегрешений и всякой душе скорбящей и озлобленней милость и утешение, и от бед, скорбѐй и болезней свобождение. Пода̀ждь, Госпожѐ, храму сему и сим лю̀дем покровѐние (и святѐй обѝтели сей соблюдѐние), граду сохранение, стране нашей от напастей избавление и ограждение, да мирное зде поживѐм житиѐ, и в будущем вѐце сподобимся видети Тебе, Заступницу нашу, во славе Царства Сына Твоего и Бога нашего, Емуже слава и держава со Отцѐм и с Пресвятым Духом во вѐки веко̀в. Аминь.

О Пресвятая Дево, Мати Господа нашего Иисуса Христа! Ты еси Мати и покровительница всех к Тебе прибегающих, призри с благосердием на молитвы грешных и смиренных чад Твоих. Ты, именуемая Живоносный Источник благодатных врачеваний, исцели болезни страждущих и умоли Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, да низпослет и всем притекающим к Тебе здравие душевное и телесное и, простив нам вольная и невольная согрешения наша, дарует нам вся яже к вечней и временней жизни потребная. Ты еси всех скорбящих радость, услыши нас, скорбных; Ты еси утоление печали, утоли и нашу печаль; Ты еси взыскание погибших, не попусти и нам погибнути в бездне грехов наших, но всегда избавляй нас от всяких скорбей и напастей и всякаго злаго обстояния. Ей, Царице наша преблагая, надежде наша несокрушимая и заступнице необоримая, не отврати лица Твоего от нас за множество прегрешений наших, но простри нам руце Матерняго милосердия Твоего и сотвори с нами знамение милости Твоея во благо: яви нам помощь Твою и благопоспеши во всяком деле благом. От всякаго же начинания греховнаго и помышления лукаваго отврати нас, да всегда славим пречестное имя Твое, величающе Бога Отца и Сына Единороднаго Господа Иисуса Христа и Животворящаго Святаго Духа со всеми святыми во веки веков. Аминь.


Когда сердобольный воин выполнил это, то слепой неожиданно прозрел, и оба они пали на колени, вознося благодарственные молитвы Пресвятой Деве, так как поняли, что именно её голос раздавался в роще. Царица Небесная предрекла Льву Маркеллу императорскую корону, что и сбылось через семь лет.

Тропарь

Почерпе́м, челове́цы,/ цельбы́ душа́м и те́лом моли́твою,/ Река́ бо всем предтече́т – Пречи́стая Цари́ца Богоро́дица,/ источа́ющи нам чу́дную во́ду/ и измыва́ющи серде́ц че́рности,/ грехо́вныя стру́пы очища́ющи,/ ду́ши же освяща́ющи ве́рных// Боже́ственною благода́тию.

О, Пресвята́я Де́во, Всеми́лостивая Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице, Живоно́сный Исто́чник Твой, целе́бные да́ры на здра́вие душ и теле́с на́ших и на спасе́ние ми́ру точа́щий, подала́ еси́ нам, те́мже благода́рни су́ще усе́рдно мо́лим Тя, Цари́це Пресвята́я: моли́ Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего да́ти нам оставле́ние прегреше́ний и вся́кой душе́ скорбя́щей и озло́бленней ми́лость и утеше́ние, и от бед, скорбе́й и боле́зней свобожде́ние. Пода́ждь, Госпоже́, (храму сему и) сим лю́дем покрове́ние (и святе́й оби́тели сей соблюде́ние), гра́ду сохране́ние, стране́ на́шей от напа́стей избавле́ние и огражде́ние, да ми́рное зде поживе́м житие́, и в бу́дущем ве́це сподо́бимся ви́дети Тебе́, Засту́пницу на́шу, во сла́ве Ца́рствия Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, Ему́же сла́ва и держа́ва со Отце́м и Пресвяты́м Ду́хом во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Тропарь иконе Божией Матери «Живоносный источник»

Почерпем, человецы, цельбы душам и телом молитвою, Река бо всем предтечет — Пречистая Царица Богородица, источающи нам чудную воду и измывающи сердец черности, греховныя струпы очищающи, души же освящающи верных Божественною благодатию.


Явление Льву Маркеллу Божией Матери совершилось 4 апреля 450 года. В этот день, а также ежегодно в пятницу Светлой седмицы Православная Церковь празднует обновление константинопольского храма в честь Живоносного источника. По уставу в этот день совершается чин водоосвящения с пасхальным крестным ходом.

Образы иконы

На иконе, по особому художественному замыслу, можно увидеть Богоматерь, которая сидит в огромной позолоченной купели. В руках она держит своего маленького сына, Иисуса Христа. Чуть ниже чаши, отчетливо проиллюстрирован тот самый Животворящий источник, облицованный по краям изысканной плиткой.

Немногие знают, но на первых иконах Божией Матери Живоносный Источник, водоема с водой и ткущего из чаши фонтана не было. Однако в более поздних композициях, этот важный элемент был добавлен.

На иконе, по особому художественному замыслу, можно увидеть Богоматерь, которая сидит в огромной позолоченной купели. В руках она держит своего маленького сына, Иисуса Христа. Чуть ниже чаши, отчетливо проиллюстрирован тот самый Животворящий источник, облицованный по краям изысканной плиткой.

ИКОНА ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК, В ЧЕМ ПОМОГАЕТ

  1. АКАФИСТ ЖИРОВИЦКОЙ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ
  2. АКАФИСТ ПРИБАВЛЕНИЕ УМА
  3. МОЛИТВА ПРИ КРЕЩЕНИИ СИМВОЛ ВЕРЫ

Образ Живоносному Ключу Божией Матери берет собственное основание еще с V столетия.

Собственно, в то время около Константинополя чудодейственная икона при содействии ключа сумела вылечить слепого. Такое чудо природы никак не могло остаться необнаруженным, и в последствии этого о нем стало известно абсолютно всем. Согласно указу правителя Льва I в почтительность созданного чуда был возведен собор недалеко от священного ключа.

Достаточно тяжело охарактеризовать даже ориентировочное количество тех людей, что в храме сумели вернуть себя к жизни.В скором времени с облика стоявшего возле ключа стали составлять перечни, что впоследствии расходились по всей планете, даруя православному народу исцеление и покровительство господне.

На самой святыне представлена сидячая в купели Пресвятая дева с малым сыном Божьим в ладонях. С самого основания Пресвятой иконы ключ на ней не писали, тем не менее, в последствии в единую композицию была включена и Фиала (Сосуд). А позже на святыне начали описывать озеро и источник.


Перед Святой иконой, что была наименована в честь лечебных вод, раскрытых согласно распоряжению Богоматери, царем Львом I Маркеллом, требуют поддержки:

Икона «Живоносный источник» — в чём она сможет помочь

Икону «Живоносный источник» можно повстречать в ряде православных храмов. В чём же заключается её помощь человеку? С какими мольбами следует обращаться к данной иконе? Про всё про это я хочу рассказать вам в статье ниже.


Икону «Живоносный источник» можно повстречать в ряде православных храмов. В чём же заключается её помощь человеку? С какими мольбами следует обращаться к данной иконе? Про всё про это я хочу рассказать вам в статье ниже.

Молитва иконе «Живоносный источник»

Не только от телесных болезней верующие получаю исцеление, тропарь к иконе «Живоносный источник» на русском языке звучит так:

Зачерпнём, люди, исцеление душам и телам молитвой, Богородица для всех дающая – Пречистая Царица Богородица, источающая нам чудесную воду и омывающая чернь сердец, очищающая слои грехов и освящающая верные души Божественной благодатью.

В первую очередь молимся об исцелении души, избавлении от греховных дел, страстей, очищаем сердце, чтобы свет божественный мог без препятствий поселиться в душе и питаться благодатью Божьей.


В первую очередь молимся об исцелении души, избавлении от греховных дел, страстей, очищаем сердце, чтобы свет божественный мог без препятствий поселиться в душе и питаться благодатью Божьей.

Тропарь и молитва перед этой иконой

Тропарь и молитва перед этой иконой Тропарь, глас 4 Днесь све?тло красу?ется сла?внейший град Москва?, я?ко зарю? со?лнечную восприи?мши, Влады?чице, чудотво?рную Твою? Ико?ну, к не?йже ны?не мы притека?юще и моля?щеся Тебе?, взыва?ем си?це: о Пречу?дная Влады?чице, Богоро?дице,

Но положился на Божью волю – раз дал Господь нам ребенка, так и поможет его прокормить и вырастить. Я молился Господу и Богородице, особенно часто – перед ее иконой «Живоносный Источник» – такой благодатью от этого образа веет, что даже при взгляде на него надежда рождается.

Перед какой иконой Божией Матери о чем молятся

Принято считать, что не имеет значения, перед какой именно иконой вы молитесь, если вы делаете это с чистым сердцем и добрыми намерениями. Мы молимся и почитаем не конкретную икону, а того, кто на ней изображен. По вере молящегося подается и исцеление.

Однако, известны случаи, когда Богородица сама являлась больным и страждующим во сне или наяву и говорила, перед какой иконой нужно помолиться, чтобы получить исцеление от недуга, и где эту икону найти. Страждующие шли в указанно место, находили икону, о которой говорила Богородица, молились перед ней и тут же получали исцеление.

Многие люди получали исцеление от молитвы перед иконами Божьей Матери.

Все эти чудесные исцеления были записаны, и теперь мы знаем, какими исцелениями прославились конкретные иконы Божией Матери.

Также можно посмотреть иконы Божьей Матери по датам празднования, возможно именно в ваш день рождения празднуется какая-либо икона Богородицы. Молитвы и особое почитание “своей” иконы Богородицы (совпадающей с днем рождения, или следующей после него) многими считается особо важным.

Икона Божией Матери “Скоропослушница” – молятся при многих недугах – слепоте, хромоте, расслаблении, находящиеся в плену, попавшие в кораблекрушение – день празднования 9 (22) ноября.

Ссылка на основную публикацию