Икона Пресвятой Богородицы «Боголюбская»
Сегодня Православная Церковь особенно бережно относится к древним образам, так называемым «домонгольским», т. е. тем, которые были написаны до 1200-х годов. Таких образов сохранилось всего около тридцати и каждая из них невероятно ценна для русского народа. К таким реликвиям относится и чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Боголюбская».
История написания святого лика
Боголюбская икона была создана приблизительно в 1157 году, при этом в ней прослеживаются некие схожие черты с отдельными образцами иконографии времени Комнинов (мозаики в Испании, Италии, и в соборе Псковского монастыря). Исходя из этого, многие исследователи склоняются к мнению, что эта доска была написана византийским мастером, который прибыл на Русь вместе со свитой принцессы Комнины в Боголюбово, где и была позже создана Боголюбская икона Божьей Матери.
В 1155 году князь Андрей переехал в земли Суздали, взяв с собой несколько драгоценных образов. По легенде, подъезжая к Владимиру его лошади замерли и ничто не могло заставить их начать двигаться. Князь Андрей воспринял это как чудный знак и дал обет возвести в том месте монастырь в честь Божьей Матери, поскольку увидел Ее в видении там же в том образе, который позже был изображен византийским мастером. По легенде это произошло 18 июня (1 июня по новому стилю), что и стало датой празднования образа.
Князь Андрей часто приезжал в ту обитель для молитвы и уединения, здесь же он и погиб от руки предателей. Там в обители Боголюбская икона хранилась все время, несмотря на постоянные нашествия половцев и татар.
Важно! Именно благодаря защите Богородицы монастырь не был разграблен или разрушен, наоборот, его благосостояние из года в год увеличивалось.
Со временем доску облагораживали и копировали: в XV веке по приказу князя Василия Темного был написан список, поставленный в Московский Кремль, а в 1680 году по приказу царя Федора первый образ был оснащен золотым распятием. Позднее был дорисован Христос на доске и очертания самого монастыря, как и склонившаяся фигура князя Андрея.
С 1900-х реликвию пытались реставрировать, ведь ее вид к тому времени был катастрофический отчасти из-за плохих условий хранения, отчасти из-за некачественной реставрации, совершенной ранее. Дело в том, что раньше мастера пропитывали доски парафином, а это ухудшило состояние дерева. В 1963–1971-х годах реставрация проходила под руководством мастера Романова, которая удаляла весь парафин и восстанавливала (тонировала) утраченные места.
После завершения реставрационных работа ее впервые выставили в Третьяковской галерее.
Внимание! Сегодня Боголюбская доска хранится в специально обустроенном климатическом саркофаге в соборе Успенской обители в городе Владимире .
Еще об иконах Богородицы:
Описание чудотворного образа
Данный образ Пресвятой Богородицы относят к виду «Агиосоритиссы» (защитница) — на ней Дева Мария изображается обычно без Христа с молитвенно сложенными руками. Часто на подобных изображениях в верхнем правом углу рисуется Христос, который благословляет народ, а перед Пресвятой Богородицей рисуется пророки или другие персонажи Библии (иногда и заказчик).
Боголюбская икона отличается от традиционного типа «Агиосоритиссы» и несет в себе некоторые черты «Оранты» и «Одигитрии».
Подлинная Боголюбская сохранилась в очень плохом состоянии, но усилиями реставраторов сегодня можно увидеть ее в первоначальном виде. Пресвятая Богородица изображена в полный рост, ее руки сложены в молитвенной просьбе и воздеты к Иисусу Христу, который изображен в верхнем правом углу. Над головой Марии — клейма с 5 другими чудесными образами, которые князь Андрей привез с собой, а в правой руке Мария держит пергамент с молитвой. Сверху нарисованы святые и архангелы.
Первозданный образ Боголюбской, который стал ясен после последней реставрации, исполнен в необычных ярких цветах. Одежда Богородицы изображена как зелено-серый хитон и кирпичный мафорий, который когда-то был украшен накладными звездами из драгоценных металлов (отверстия от них остались на доске) и венцом. Тени на хитоне выписаны сажей, а освещенные места-яркой киноварью.
Отдельно стоит отметить лицо Девы Марии: глаза яркого-синего цвета и румяный яркие щеки, что существенно отличается от византийских образов и воплощает традиционные представления славян о красоте женщины. Все это было изображено на светлом фоне с серебристым оттенком.
За все частые реставрационные работы доска покрылась большим слоем краски и парафина, которые лишь недавно (в 1970-ом году) аккуратно удалили, чтобы открыть первозданный облик образа. Последняя реставрация также открыла, что надпись на свитке и изображение Спасителя в правом верхнем углу, были приписаны около 13-18 веков, т.е. изначально отсутствовали на доске. При этом реставраторы сделали вывод, что надпись на свитке в руках Девы Марии (молитва к Господу о человечестве) каждый раз менялась при реставрации.
Доска высоко почитается, о чем говорят множество списков, сделанных с нее. Среди них особенного внимания заслуживают:
- Московская — знаменита чудодейственной защитой русского народа от эпидемии чумной болезни в 1771 году.
- Зимаровская — чудотворная икона, избавляющая людей от тяжелых заболеваний (моровая язва, холера). На сегодняшний день утрачена.
- Угличская — исцеляет от тяжелых болезней, в том числе и моровой язвы.
Все эти реликвии объединяет высокое почитание русским народом и многочисленные чудеса, которые происходили по молитвам к ним.
О чем молиться иконе
Икона Божией Матери Боголюбская считается чудотворной иконой, молитвы которой получают совершенно чудесные сверхъестественные ответы. Боголюбивая Царице Мария всегда выступает посредником между Господом и человеком, моля и ходатайствуя за последнего. Молитва Боголюбской иконе часто сопровождается просьбами молящегося о спасении души его и близких, о защите от бедствий и горя.
А также Боголюбивую Мати просят о:
- защите от стихийных бедствий и катастроф;
- погашении национальных распрей;
- защите от клеветы против народа;
- предотвращении лесных пожаров;
- спасении от нищеты и голода;
- защите от смертоносных эпидемий;
- благословенном урожае;
- мире в стране и сохранности государства от врагов;
- благословенном пути для путешественников;
- защите для детей и спасении их душ.
На протяжении всего существования Боголюбской иконы происходили чудеса вокруг нее и образ приобрел славу чудотворного. Он защищал от нашествия татаро-монголов, от французов и прочих нападающих врагов на империю, защищал от голода и морозов, благословлял обильным урожаем.
Еще молитвы ко Пресвятой Богородице:
- «Царице моя преблагая»
- Молитва Пресвятой Богородице об усопших
- Молитвы на Рождество Пресвятой Богородицы
Важно! Особенно часто икону молят о мире в стране и защите для ее границ. Матери часто просят Боголюбивую Мати о защите своих сыновей на фронте и в пути.
Молятся обычно иконе сначала с помощью тропаря.
Боголюбивая Царице, Неискусомужная Дево, Богородице Марие! Моли за ны Тебе Возлюбившаго и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего, подати нам оставление прегрешений, мирови мир, земли плодов изобилие, пастырем святыню и всему человеческому роду спасение. Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи и от междуусобныя брани сохрани. О Мати Боголюбивая Дево! О Царице Всепетая! Ризою Своею покрый нас от всякаго зла, от видимых и невидимых враг защити и спаси души наша.
А после него читают молитву Боголюбивой Мати:
О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на люди сия, предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей тёплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасёт и помилует нас. О Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя: сохрани невредимы пастыри церковныя и все христолюбивое воинство. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и распри, сохрани нас от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы: подай нам Твою милостивую помощь на пути в мори и на суши, да не погибнем люте. О Всемилостивая, Боголюбивая Мати! Со упованием твёрдым возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву: не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.
Молитвы к Деве Марии стоит возносить с чистым сердцем и искренно, совершая регулярное молитвенное правило или находясь в храме во время службы.
Боголюбская икона Божией Матери
День памяти 1 июля
История написания Боголюбской иконы Божией Матери неразрывно связана с жизнью и деятельностью одного из русских князей XII века – Андрея Юрьевича Боголюбского.
В 1155 году князь Андрей переселялся со всем своим двором из Вышгорода в Суздальскую землю.
С собой в дорогу он взял из Вышгородского женского монастыря чудотворную икону Божией Матери, по преданию, написанную некогда самим святым евангелистом Лукой.
Когда княжеский обоз уже подъезжал к городу Владимиру, произошло чудесное событие. Лошади, которые везли икону, внезапно остановились. Как ни пытались их тронуть с места, ничего не получалось – их как будто удерживала некая невидимая сила. То же самое произошло и с новыми лошадьми, которых впрягли вместо прежних. Тогда князь приказал ехавшему с ним священнику Николаю отслужить молебен Богородице, а сам дал обет основать на месте остановки храм в честь Пречистой.
После молебна князь Андрей пришел к себе в шатер, где продолжил молиться. Здесь с ним произошло чудо – ему явилась Сама Матерь Божия. В левой руке Она держала свиток с молитвой к Господу Иисусу Христу, а правой указывала на видимый в воздухе образ Спасителя. Богородица повелела князю перенести Свою икону во Владимир, а на месте остановки основать храм и монастырь в Свою честь. После данного наказа видение исчезло.
Исполняя волю Пречистой, князь заложил каменную церковь в честь Рождества Богородицы и начал строительство монастыря. Желая также сохранить память о произошедшем чуде, он призвал лучших иконописцев и повелел им написать икону явления ему Божией Матери. Мастера написали образ так, как повелел им князь. После того как был возведен и освящен храм, Андрей Боголюбский внес в него обе иконы – новонаписанную и ту, которая послужила причиной всех событий, – и установил празднование в честь нового образа 18 июня (1 июля по новому стилю).
Устроенный по завету Богородицы монастырь, а также город, который возник рядом, князь назвал Боголюбовым. По его словам, Сама Божия Матерь «возлюбила это место». Собственно, с этого момента и самого князя Андрея стали называть Боголюбивым или Боголюбским. Древняя же икона, с которой все началось, была доставлена во Владимир, получив от него свое наименование Владимирской. Позднее ее перенесли в Москву, где она пребывает и ныне, будучи одним из наиболее чтимых образов русского Православия.
Князь Андрей полюбил основанную им обитель. Здесь он часто уединялся для молитвы, особенно после того как внезапно умер его двадцатилетний сын Глеб. После гибели самого князя от рук заговорщиков в 1174 году Боголюбский монастырь был разграблен, однако Боголюбская икона осталась невредимой.
Свято-Успенский Княгинин женский монастырь, фото http://mapatia.com
В XV веке, в годы правления великого князя Василия II Темного (1415–1462), с нее был сделан список. При царе Феодоре Алексеевиче (1661–1682) в 1680 году чудотворный образ был украшен золотым крестом.
В 1771 году город Владимир был охвачен эпидемией чумы. В этот момент Божия Матерь явилась некоторым благочестивым людям и повелела, чтобы Ее икона из Боголюбова была принесена во Владимир. В самом монастыре и рядом с ним чумы не было. После того как образ доставили во Владимир, чума прекратилась и там. В честь чудесного избавления от страшной эпидемии был установлен обычай – ежегодно переносить чудотворную икону из Боголюбова во Владимир. В 1820 году владимирцы украсили образ богатой ризой. По преданию, икона помогала и при эпидемиях холеры. Неоднократно от эпидемий чумы и холеры русские города спасали молитвы не только перед первообразом, но и перед списками Боголюбской иконы. Так было, например, во время эпидемий холеры в Юрьевском (1848), в Малоярославце (1848, 1853) и в Боровске (1853).
История Боголюбской иконы в XX веке связана в основном с попытками сохранить ее в первозданном виде. Так, например, ее реставрация проводилась в 1946 году (увы, она оказалась неудачной), 1956, 1958–1976 годах.
С 1992 года образ находился в Свято-Успенском девичьем Княгинином монастыре города Владимира. В 1993 году для него была изготовлена герметичная витрина, позволявшая поддерживать необходимую температуру и влажность. В июле 1998 года икону поместили в новую витрину, где она пребывала до 4 июня 2009 года.
В настоящий момент икона Божией Матери «Боголюбская» находится в специальной мастерской Владимиро-Суздальского музея, где ее надеются отреставрировать и снова выставить для всеобщего обозрения и поклонения.
Боголюбская икона Божьей матери
Среди немногих икон, дошедших до нас с домонгольского периода, Боголюбская икона Божьей Матери является одной из наиболее значимых.
История иконы
История Боголюбской иконы связана с настоящим чудом, произошедшим в 1157 году, когда князь Андрей Долгорукий отправился из Вышгорода в Суздаль для утверждения там великокняжеского престола. Князь славился своим благочестием; при нем находилось несколько очень почитаемых икон, в том числе и чудотворная икона Божией Матери, получившая впоследствии название Владимирской.
18 июня (1 июля по новому стилю) неподалеку от города Владимира телега, на которой везли икону, вдруг встала, и сдвинуть ее с места не удавалось никакими усилиями. Когда же князь уединился в походном шатре, чтобы помолиться, ему явилась сама Матерь Божия и наказала поместить Свою чудотворную икону, которую он вез, во Владимире, а на том месте, где случилась остановка, возвести церковь и основать обитель. Князь же повелел написать икону Богоматери, какой увидел Ее явление.
Через два года Боголюбская икона Божьей матери, как ее стали называть, была с торжественным молебствием внесена в храм, воздвигнутый по повелению Богоматери. Когда во времена монгольского нашествия храм был сожжен, уцелела лишь икона «Богоматерь Боголюбская». Впоследствии она не раз защищала монастырь, и после вражеского разорения он восстанавливался и приобретал еще большую славу.
Наибольшую известность приобрела Боголюбивая икона Божией Матери, когда в 1771 году разразилась эпидемия чумы, но благодаря иконе она не коснулась ни монастыря, ни близлежащего села Боголюбово. Когда же икону перенесли во Владимир, то эпидемия там чудодейственным образом прекратилась.
Описание иконы
Подлинная Боголюбская икона дошла до нас в катастрофическом состоянии: очень плохая сохранность, многочисленные последующие наслоения не позволяли увидеть ее первоначальный облик, и лишь благодаря реставраторам мы имеем представление о том, какой красочной она была. Особенность этой иконы в том, что, в отличие от византийских образцов, лик Богородицы более соответствует славянским представлениям об идеале красоты. Это подчеркивает более яркий румянец на Ее щеках и ярко-голубые, а не карие глаза.
На Боголюбской иконе Богоматерь изображена по описанию самого князя: Она стоит в полный рост, Ее лик и руки, воздетые в молитве, обращены к Иисусу, образ Которого помещен в правом углу вверху. В правой руке Богоматери свиток с молитвой, а над Ее главой – клейма с пятью иконами, которые князь вез с собой.
По иконографическому типу Боголюбская икона относится к Агиосоритиссе (Заступнице, Просительнице) и считается «обетной» иконой.
Нередко списки с нее писались «по обету», и тогда внизу мог быть изображен заказчик списка, припадающий к стопам Богоматери. Широко распространен также список с коленопреклоненным князем Андреем Боголюбским.
Иногда на списках иконы изображали целую группу святых и угодников, преклонившихся перед Матерью Божией и возносящих Ей молитву, а наверху – Иисуса Христа, благословляющего Свою Матерь – Царицу Небесную (это подчеркивает царский венец на Ее главе). В храмах подобные изображения Богоматери Агиосоритиссы служат обычно парными образу Христа Милосердного.
В чем помогает Боголюбская икона Божией Матери
За свою долгую историю Боголюбская икона Божией Матери приобрела славу чудотворной – она помогает в защите от эпидемий и различных болезней, но ее значение не только в этом, но и в защите от разного рода стихийных бедствий (пожаров, наводнений, засухи, голода и пр.).
К ее помощи прибегают также, если возникают внутригосударственные или межнациональные конфликты.
О чем молятся Боголюбской иконе Божией Матери
Перед чудотворной Боголюбской иконе Божией Матери молятся о защите от эпидемий, об исцелении от болезней. Матери молятся о здоровье и благополучии своих детей, особенно если они находятся вдали от родины, а отправляющиеся в путешествие – о том, чтобы дорога была удачной. Именинники, день рождения которых приходится на 1 июля, день почитания Боголюбской иконы, молятся ей о защите и покровительстве.
Празднование 18 июня (1 июля по н. ст.).
Молитва перед иконой
О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на люди сия, предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей тёплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасёт и помилует нас. О Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя: сохрани невредимы пастыри церковныя и все христолюбивое воинство. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и распри, сохрани нас от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы: подай нам Твою милостивую помощь на пути в мори и на суши, да не погибнем люте. О Всемилостивая, Боголюбивая Мати! Со упованием твёрдым возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву: не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.
Эпидемии и стихийные бедствия: когда нужно молиться Боголюбской иконе Божией Матери
Произошло это чудо благодаря Боголюбской иконе Богоматери, находившейся в этом монастыре уже около 500 лет.
История иконы
Боголюбская икона Божией матери — один из наиболее древних святых образов домонгольского периода. Её обретение датируется 1157 годом. Согласно преданию, во время переезда из Вышгорода в Суздаль князя Андрея Долгорукова произошло событие, положившее начало истории этого святого образа. Тогда князь вёз с собой икону, которая впоследствии стала называться Владимирской. Не доезжая нескольких вёрст до Владимира, кони, вёзшие киот с образом Богородицы, вдруг перестали повиноваться и остановились. Заставить их двигаться дальше не удавалось никакими усилиями.
После этой непонятной и таинственной остановки князь со своей дружиной разбили лагерь и остановились на ночлег. Сам князь Андрей уединился в походном шатре и стал горячо молиться.
В это время и произошло чудо явления Богородицы. Перед изумлённым князем появилась Пречистая Дева и велела ему доставить во Владимир икону, которую он вёз с собой. А на месте, где случилось явление, ему было велено основать монашескую обитель и построить храм.
Князь Андрей исполнил повеление Богоматери. В этом месте был заложен каменный храм, названный в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Роспись церкви была произведена греческими мастерами, которые были приглашены князем из Салоник. Позже здесь же был основан монастырь, ставший именоваться Боголюбским. А выросший вокруг городок князь нарёк Боголюбовом. С тех же пор по учреждению князя Андрея на Руси стал отмечаться праздник Покрова Божией Матери.
Спустя некоторое время князь собрал лучших иконописцев и повелел им написать икону с образом Божией Матери. Иконописцы изобразили Богоматерь такой, как он её увидел в своём видении — стоящую со свитком в руке. С тех пор эта икона стала называться Боголюбивой или Боголюбской. Когда строительство храма было окончено, князь Андрей с молитвой внёс в него икону Пречистой Девы.
На протяжении последующих лет этот святой образ прославил храм в Боголюбово многочисленными чудесными случаями исцеления тяжелобольных.
Почти через 100 лет после этих событий случилось татаро-монгольское нашествие. Во время нашествия татары совершали набеги на земли Владимира. Они постоянно разрушали и сжигали храм Рождества Богородицы. Но каждый раз свершалось чудо — Боголюбская икона оставалась невредимой, а храм восстанавливался. Монастырь тоже неоднократно разрушался во время татаро-монгольского нашествия, но каждый раз восставал из пепла и обретал ещё большую славу.
Видео «Акафист Пресвятой Богородице перед Боголюбской иконой»
В этом видео вы можете прослушать полную аудиозапись акафиста Пресвятой Богородице перед Боголюбской иконой.
Значение образа
Основное значение этого святого образа — заступничество Богоматери, её небесное ходатайство за грешных людей. Иконографический тип этой иконы — образ Богоматери без младенца, запечатлённый в молитвенном обращении к Создателю, является символом моления за людей. Живопись этой иконы носит отпечаток высокого иконописного мастерства. Сам образ Божьей Матери на иконе является очень вдохновенным и возвышенным.
Иконография
Существуют следующие иконографические типы изображения Богоматери:
- Оранта — Богородица, держащая на руках младенца, с воздетыми руками и ладонями, обращёнными наружу;
- Елеуса — Пречистая Дева с младенцем, который прижимается своей щекой к матери;
- Одигитрия — Богородица, сидящая на троне. На руках она держит младенца со свитком;
- Панахранта — Богородица, восседающей на троне с младенцем на руках. Рука Богоматери направлена к младенцу;
- Агиосоритисса — Пречистая Божия Матерь без младенца в молитвенном обращении.
Иконографический тип Боголюбской иконы — Агиосоритисса. Он символизирует моление Богоматери за людей. Однако в ней содержатся и элементы других иконографических типов — Одигитрии и Оранты.
Иконографический тип Боголюбской иконы — Агиосоритисса
Где находится святой образ
С самого момента своего обретения Боголюбская икона находилась в церкви Рождества Богородицы, которая была заложена князем Андреем Боголюбским в 10 верстах от Владимира – на месте, где ему явилась Богоматерь. Возле этого храма позже был построен Боголюбский монастырь. В нём святой образ Богородицы оставался до начала XX века.
После того, как монастырь был закрыт, икону перевезли во Владимир, где она пребывала в церкви Иоакима и Анны до окончания Великой Отечественной войны. После войны местом пребывания иконы был определён краеведческий музей города Владимира. Там она находилась до 1992 года, после чего была перемещена в Успенский собор, где находилась в течении 17 лет. После этого в связи с плохим состоянием иконы её было решено передать на реставрацию во Владимиро-Суздальский музей. Там этот чудотворный образ находится и сегодня.
В чем помогает Боголюбская икона
Пресвятая Дева Мария всегда являлась посредницей между приносящими молитву православными христианами и Господом Богом. Боголюбская икона признана чудотворной. Она помогает людям прежде всего при стихийных бедствиях и эпидемиях. Самая известная история, связанная с этим чудотворным образом — это избавление от эпидемии чумы, которая случилась на Руси в конце XVIII. Эта страшная эпидемия не коснулась охраняемого чудесной силой иконы Боголюбского монастыря, а также обошла стороной находившееся поблизости село Боголюбово. Прекратилась чума и во Владимире, когда чудотворный образ Богоматери перенесли туда.
Известны документально подтверждённые случаи спасения по молитвам перед этим образом от пожаров, внутренних распрей и внешних врагов. Икона помогает путешествующим, которые молятся о благополучии в своих путях. Перед этим образом матери просят о сохранении детей, которые живут в чужих краях.
Чтимые чудотворные списки с иконы
Список — это копия, выполненная с иконы-оригинала. Русский народ за тысячу лет, прошедшие с момента обретения Боголюбской иконы, создал десятки списков этого образа, которые восприняли её чудотворную силу. Перед этими списками совершали молитвы во время эпидемий, внутренних распрей и при вторжении внешних врагов.
Наиболее старым списком является Московская икона Боголюбской Богородицы. Список прославлен тем, что во время страшной чумы 1771 года спас жителей Москвы от эпидемии. С начала ХХ века этот чудотворный список пребывает в Москве, в храме Петра и Павла.
Храмы России имени Боголюбской иконы
Наиболее известна церковь Боголюбской иконы Божией Матери в городе Пушкино Московской области. Это каменный храм постройки 1912 года. В селе Галкинское Свердловской области находится ещё один храм, носящий имя Боголюбской иконы Богоматери.
Церковь Боголюбской иконы Божией Матери в городе Пушкино
Сохранность иконы в наши дни
Во время многочисленных попыток реставрации иконы ее поверхность заливали горячим воском. Это привело к тому, что ухудшилось сцепление краски с грунтовым слоем. На протяжении 20-ти лет реставраторы снимали слой парафина с поверхности, однако это не привело к улучшению состояния иконы. Во время пребывания в Успенском соборе Владимира её состояние стало ещё более плачевным. Сегодня Боголюбская икона сохраняется в краеведческом музее города Владимира с соблюдением всех необходимых температурных и влажностных режимов.
Современные возможности реставраторов, мощные микроскопы и инновационные методы реставрации позволили выполнить расчистку иконы, не нанеся никакого дополнительного вреда святыне.
Молитвы чудотворному образу
Молитва Боголюбской Божьей Матери
Молятся перед образом, когда хотят узнать волю Божию. Ее просят указать верный путь, защитить от бед, искушений и скорбей.
Перед ней испрашивают справедливости, если человек несправедливо обижен или оклеветан. Она – защитница дома от пожара, попадания молнии, а живущих в нем – от голода.
Молитва Боголюбской Божией Матери
О, Чудная и Вышшая всех тварей, Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати!
Услыши нас, грешных и недостойных раб Твоих, в час сей молящихся и припадающих к Тебе с воздыханием и слезами, и умильно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице: избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злых клевет и от неправеднаго и лютаго навета вражия.
Можеши бо, о, Благодатная Матерь наша, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити и спасти: разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниих и теплыя Ходатаицы о нас грешных не имамы к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, Егоже умоли, Владычице, да, спасеннии Тобою, славим и в будущем веце Всесвятое имя Сына Твоего и Бога нашего, купно со Отцем и Святым Духом, ныне и в безконечныя веки. Аминь.
Молитва Боголюбская
О, Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на предстоящия с верою и любовию и поклоняющияся пречистому образу Твоему, приими наше хвалебное пение сие и пролей теплую Твою молитву о нас, грешных, ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасет и помилует нас.
О, Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя: избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и ссоры, сохрани от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы, подай нам Свою милостивую помощь на пути, в мори и на суше, да не погибнем люте.
О, Всемилостивая Боголюбивая Мати, с твердым упованием возсылаем к Тебе нашу убогую молитву! Не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни живота нашего, но всегда пребывай с нами и подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Икона Божией Матери Боголюбская
Празднование 18 июня / 1 июля
Дева днесь предстоит Сыну, руце Свои к Нему простирающи, святый князь Андрей радуется, и с ним Российская страна торжествует, нас бо ради молит Богородица Превечного Бога.
Кондак Пресвятой Богородице
в честь иконы Ее Боголюбской
Написан этот образ в 1157 году. Примечательно, что целых девять лет пребывал он при княжьем дворе, в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове, рядом с другой великой чудотворной иконой, впоследствии поименованной Владимирской, пока ту не перенесли в Успенский собор града Владимира (а оттуда в 1395 году – в Москву). Тем самым Боголюбская – одна из первых икон, написанных русскими мастерами, – словно бы переняла благодатную силу соседствовавшего с нею прижизненного (письма апостола Луки) образа Пречистой, став своего рода хранителем первых шагов церковной и государственной самостоятельности Северо-Восточной Руси.
Еще в 1155 году святой благоверный князь Андрей Боголюбский покинул киевский Вышгород, чтобы перенести в свой удел и утвердить великокняжеский престол на суздальских землях; взял он с собою и чудотворный образ Царицы Небесной. Когда князь подъехал к Владимиру на расстояние семи верст, кони, везшие повозку с чудотворной, замерли как вкопанные. Благочестивый князь узрел в этом знамение и дал обет устроить на том месте обитель во имя Пречистой. Помолившись, он был удостоен видения Богородицы, в правой руке державшей свиток, а левую простершей к Сыну Своему.
Такой и изобразили княжеские мастера Богоматерь на иконе, написанной в память об этом событии (происшедшем 18 июня по старому стилю) и установленной в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове. Название для этого пригородного дворца (впоследствии вокруг него разрастется и предместье Владимира) избрал сам князь, узревший, что «Матерь Божия возлюбила место сие».
Половцы и татары не раз разоряли эту обитель, но Пречистая всегда оставалась верною Защитницею принятого Ею под Свой Матерний покров монастыря, и слава его, и внешнее благосостояние век от века росли.
В XV веке великий князь Василий Темный повелел поставить список с чудотворной в дворцовую Сретенскую церковь Московского Кремля. А богомольный царь Федор Алексеевич в 1680 году украсил первый образ Боголюбской золотым крестом.
На позднейших списках с чудотворной часто изображают еще и встающие от земли очертания самого монастыря с фигурой склонившегося перед Пречистой князя Андрея, вошедшего в историю с тем же именем, что и основанная им в Боголюбове обитель.
В 1915 году замечательный русский византолог Н.П. Кондаков (1844-1925) сетовал, что Боголюбская, этот «драгоценный по строгости общего типа памятник», клонится, «к сожалению, к окончательному разрушению».
Поэтому еще в 1918 году в самом Боголюбове были предприняты первые пробные раскрытия иконы. По сделанным тогда фотоснимкам (в цвете) видно, что раньше сохранность иконы была намного лучше. Дело в том, что после 1918-го реставраторы Владимире-Суздальского музея не раз пропитывали ветшавшую доску иконы (липовую, из трех частей) парафином, что к середине XX века привело к резкому ухудшению ее состояния. Поэтому в 1956 году Боголюбская была передана из Владимиро-Суздальского музея реставраторам Центральных реставрационных мастерских (ныне Всероссийский реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря).
Восемь лет, с 1963-го по 1971-и, реставратор М.В. Романова снимала парафин четыреххлористым углеродом. С 1965-го по 1968-й она постепенно раскрывала живопись по бокам, снимая многослойные (от XIX до конца XIII века) записи; только к 1970 г. удалось дойти до первоначальной надписи на свитке, причем оказалось, что и сам свиток этот, и изображение Спаса в правом верхнем углу дописаны не ранее XIII века, а текст надписи («Владыко Многомилостиве, Господи Иисусе Христе, услыши молитву мою…») уже в XVIII столетии; изначально их не было.
Хитон (нижнее одеяние) Богородицы – зеленовато-серого цвета, мафорий (плащ, покрывающий и Ее главу) – коричневый, тени на нем написаны сажей, а освещенные места выделены яркой киноварью. На челе и плече Пречистой сохранились отверстия для накладных звезд из драгоценного металла, некогда украшавших мафорий; вероятнее всего, таким же был изначально венец вокруг Ее главы.
Сверху написаны Спас, Богородица, Иоанн Предтеча, Архангелы Михаил и Гавриил – в этом предание видит изображение личных моленных икон князя Андрея Боголюбского.
Семь лет (1971-1976) ушло у М.В. Романовой на то, чтобы тонировать утраченные места. Еще в процессе реставрации Боголюбская икона впервые за несколько десятилетий была показана на выставке (1974) в Третьяковской галерее: там можно было узреть, пусть и «хрупкое», видение изначального ее облика, подлинную икону, а не репродукции с фотопластинок 1918 года, единственно доступные нескольким поколениям искусствоведов.
Из московских списков наиболее чтимым был образ над Варварскими воротами Китай-города. На нем помимо Пречистой изображены молящиеся московские святители и блаженные, и сам этот особый извод, в XVII столетии известный как «Моление о народе», был святыней собственно московской, охранявшей жителей белокаменной столицы.
Ко дню празднования Боголюбской, то есть к 18 июня по старому стилю, перед этим образом служили торжественный молебен, после чего икона спускалась со своего обычного места вниз и на три дня ставилась в специальной шатровой часовне-»палатке». На это время езда через Варварские ворота прекращалась – вся площадь заполнялась богомольцами, желавшими приложиться к чудотворной. Именно здесь в 1771 году зародился знаменитый «Чумной бунт» после того, как архиепископ Московский Амвросий (Зертис-Каменский) запретил страждущим москвичам искать у Боголюбской исцеления от чумы. Шатровую часовню XIX века снесли в 1928 году, спустя пять лет та же участь постигла и сами древние Варварские ворота – ныне лишь основание их можно видеть в близлежащем подземном переходе. Сам чудотворный список пребывает ныне в Петропавловском храме у Яузских ворот (каждую пятницу ему служится здесь молебен с акафистом), а его «заместительница» (на время, пока образ спускался в часовню) – в Воскресенском храме в Сокольниках (акафист по понедельникам).
В первопрестольной столице Боголюбской иконе Божией Матери был посвящен еще и летний собор Высокопетровского монастыря (усыпальница бояр Нарышкиных); в северной же столице – лишь домовый храм при Александро-Невском приюте – доме призрения бедных духовного звания в конце Невского проспекта.
Чудотворные списки с Боголюбской имелись в Калужской губернии в селе Юрьевское Боровского уезда (эта икона в середине XIX столетия избавила от холеры города Боровск и Малоярославец) и в Тарусе (прославилась в 1848 году); в Рязанской губернии в селе Зимарово близ Раненбурга (прославилась также в 1848 году); в Тамбовской губернии в городах Козлов и Ела-тьма (прославились в 1771 и 1831 годах), в Ярославской губернии в угличском храме во имя царевича Димитрия (прославилась в 1654 году). Все они принесли чудесное прекращение моровых язв и поветрий; это стало отличительной особенностью благодатного воздействия всех списков с Боголюбской.
В ее честь были устроены обители: мужская «Киновия», приписная к Троице-Сергиевой лавре (на полуострове близ Гефсиманского скита); женские в губерниях Пермской (в селе Сарсы-Вторые Красноуфимского уезда) и Костромской (в лесных дебрях под городом Макарьевом).
Возобновленная к началу 1990-х, Боголюбская обитель под Владимиром сохранила все свои храмы, включая древнейший Рождественский, соборный Боголюбский (где у правого столпа пребывала чудотворная) и приписной к монастырю, всемирно знаменитый храм Покрова Богородицы на Нерли.
Образа Боголюбской пребывает ныне в специальном «климатическом киоте» в местном ряду собора Успенского Княгинина монастыря во Владимире.
Боголюбивая Царице, Неискусомужная Дево, Богородице Марие! Моли за ны Тебе Возлюбившаго и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего, подати нам оставление прегрешений, мирови мир, земли плодов изобилие, пастырем святыню и всему человеческому роду спасение. Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи и от междуусобныя брани сохрани. О Мати Боголюбивая Дево! О Царице Всепетая! Ризою Своею покрый нас от всякаго зла, от видимых и невидимых враг защити и спаси души наша.
О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на люди сия, предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей тёплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасет и помилует нас. О Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя: сохрани невредимы пастыри церковныя и все христолюбивое воинство. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и распри, сохрани нас от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы: подай нам Твою милостивую помощь на пути в мори и на суши, да не погибнем люте. О Всемилостивая, Боголюбивая Мати! Со упованием твёрдым возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву: не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.
Боголюбская икона Божией Матери (фото) О чем молиться?
Известная многим россиянам Боголюбская икона Божией Матери называется едва ли не самой важной иконой в русском церковном наследии. Написана она была почти тысячу лет назад, многие события в России связаны с ней, и множество чудес приписывается ее чудотворной силе. О ее значимости для русского человека свидетельствует и множество списков (копий) с первоначального образа, и тот факт, что люди стремятся к этой иконе с молитвой и в наши дни. Об истории происхождения иконы, ее значении для христиан — эта статья.
История появления иконы
По преданию, в 1157 году великий суздальский князь Андрей Юрьевич Долгорукий держал путь из Вышгорода в Суздаль, в дороге ему сопутствовала икона Владимирской Богоматери. 18 июня, за 10 верст до Владимира, телега резко остановилась и, несмотря на усилия лошадей, им так и не удалось сдвинуть ее с места. Свита князя разбила в этом месте походный шатер. Во время молитвы князю явилась Пресвятая Богородица и велела ему устроить на этом месте церковь Боголюбской иконы Божией Матери, названную в честь ее Рождества, а Владимирскую икону передать во Владимир.
Князь, вдохновленный этим событием, повелел придворным иконописцам написать образ Богородицы на доске из кипариса в том виде, в каком она явилась ему во время молитвы. Так появилась Боголюбская икона Божией Матери, фото которой представлено ниже. На этой иконе Богородица написана в рост, с поднятыми руками в молитве и с ликом, обращенным к Сыну. В ее правой руке изображен свиток с написанной на нем молитвой к Господу. Над образом Девы Марии изображены иконы, сопутствовавшие великому князю в его путешествии — Иисуса Христа, Владимирской иконы, Архангелов Михаила и Гавриила и Иоанна Предтечи.
Празднование Боголюбской иконы
В первое время Боголюбская икона Божией Матери нашла свое место в Боголюбове, в церкви, построенной князем по просьбе Богородицы, вместе с Владимирской иконой. Считается, что находясь рядом с иконой Владимирской, Боголюбская словно переняла от нее чудотворную силу, став не менее почитаемой.
В календаре православных праздников упоминается более 260 почитаемых икон Богородицы, обладающих чудотворной силой, а вообще существует более 860 различных наименований ее. Для многих икон установлены свои дни празднования, для них написаны свои молитвы, акафисты и тропари. Каждая из икон Пресвятой Девы имеет свое действие: одна лечит, другая защищает, третья помогает в семейных делах.
Имеет день почитания и Боголюбская икона Божией Матери. Празднование происходит 18 июня по ст. стилю и 1 июня — по новому. В этот день почитаются также и другие образы Боголюбской иконы — Московская, Зимаровская, Угличская, Козловская, Юрьевская, Елатомская, Тульская, Тарусская, Усманская Боголюбская икона Божией Матери, фото которых представлены в этой статье.
Местонахождение иконы
Как уже было сказано выше, поначалу эта икона находилась в построенном святым князем Долгоруким храме Рождества Богородицы. Позднее вокруг этого храма был выстроен Боголюбский монастырь, в котором икона находилась до момента его закрытия в начале ХХ века. Однако после закрытия монастыря ее хранили в церкви Иоакима и Анны города Владимира. Начиная с 1946 года образ можно было увидеть в краеведческом музее Владимира. В 1992 году его передали в Княгинин Успенский монастырь, а в 2009 была отправлена на обновление (реставрацию) во Владимиро-Суздальский музей Боголюбская икона Божией Матери, где находится она и поныне.
Виды иконографии
Иконографией в церковном смысле называют принятую систему правил и схем при изображении определенных образов или событий.
При изображении Богородицы существует несколько известных иконографических типов:
- Оранта (образ Девы Марии с поднятыми вверх руками с развернутыми наружу ладонями и с младенцем на руках — символизирует заступническую молитву).
- Елеуса (образ Богородицы с младенцем на руках, прижимающегося щекой к щеке Матери — символизирует высшую любовь Бога к людям).
- Одигитрия (образ Богородицы на троне с младенцем на руках, держащим свиток, с обращенной правой рукой в его сторону — символизирует поклонение младенцу).
- Панахранта (образ Девы Марии на троне с младенцем на руках с обращенной правой рукой в его сторону — символизирует величие Богородицы)
- Агиосоритисса (образ Пресвятой Богородицы без младенца в молитвенной позе — символизирует моление за человечество).
Иконография образа
Боголюбская икона Божией Матери относится к последнему иконографическому типу — Агиосоритисса, однако она имеет несколько отличий от традиционных схем изображения Богородицы. В частности, содержит элементы типа Одигитрия и Оранта. На свертке, который находится в руках Матери Божией, пишется молитва, обращенная к Господу в защиту о роде человеческом. Известно, что текст, написанный на этом листке, менялся каждый раз при реставрациях иконы.
Боголюбская Божья Матерь очень похожа на изображения Богородицы, выложенные мозаикой в церкви Санта-Мария, расположенной в городе Палермо. Аналогичное сходство прослеживается с образом, запечатленным на фреске Мирожского монастыря в Пскове, а также с ликом Девы Марии в композициях «Страшный суд» и «Сретение». Учитывая эти факты, историки сделали вывод, что первым автором этой иконы был византийский иконописец, прибывший ко двору князя Долгорукого и вернувшийся впоследствии на Родину.
Известные списки иконы
Слово «список» здесь имеет значение копии, списанной с оригинала. О высоком почитании иконы свидетельствует тот факт, что русский народ за прошедшее тысячелетие создал несколько десятков ее копий, перенявших ее чудотворную силу. Наиболее известны в этом ряду Московская, Угличская и Зимаровская икона Божьей Матери (Боголюбская). Значение этих икон для русского народа велико: перед ними молились во время междоусобных распрей, вторжения иноземцев, смертельных эпидемий.
Московская
Московская икона изображает Богородицу со свитком в руке, молящуюся Сыну, а перед ней, коленопреклоненные, стоят святые. Прославился этот список тем, что избавил москвичей от страшной эпидемии чумной болезни в 1771 году. С начала ХХ века Боголюбская икона Божией Матери в Москве находится в храме Петра и Павла.
Зимаровская
Зимаровская икона представляет Пресвятую Деву без младенца, в полный рост, обращенную к Сыну, благословляющему ее с небес. Икона знаменита способностью исцелять людей от тяжелых заболеваний — моровой язвы, холеры. До 1925 г. икона хранилась в селе Зимарово Рязанской области, однако после 1925 года она была утеряна, и с тех пор местонахождение ее неизвестно.
Угличская
Была написана в начале 17 века, а спустя 200 лет врезок с иконы перенесли на новую основу. Икона знаменита чудесным исцелением жителей Углича от моровой язвы в середине 17 века. Сегодня икона находится в городе Углич, в церкви святого Дмитрия.
О чем молятся перед Боголюбской иконой?
Богородица всегда выступает перед молящими как посредница между ним и Господом. Молитва Боголюбской иконе Божией Матери часто содержит прошения о спасении человека от болезней и стихийных бедствий, национальных распрей и клеветы против народа, от пожаров в лесах и на полях, от голода и нищеты, от смертоносных эпидемий, от наводнений, морозов и засух, от нападения агрессоров из других государств и от разрушающих внутригосударственных распрей. Кроме того, путешественники просят у иконы благополучия в пути, а матери просят о здоровье своих детей, находящихся в чужой стране.
Сохранность иконы в наши дни
Последняя проведенная реставрация открыла первозданный образ Боголюбской иконы, выполненной в необычайно красочных цветах. Так, одежда Девы Марии изображена в виде зелено-серого хитона и кирпичного мафория. Очи Богородицы — голубого цвета, а щеки — непривычно яркого румянца. Однако в таком виде икона стала известна недавно. До настоящего времени эта первозданный образ этого произведения был скрыт многочисленными слоями краски и парафина, наложенных предыдущими реставраторами.
О том, что великая русская икона находится в состоянии разрушения писал еще в 1915 году известный византинист Н.П. Кондаков. Благодаря его словам пробные раскрытия иконы проводились в 1918 году. Однако в 1946 году специалист по реставрации Ф.А.Модоров провел «укрепление» краски парафиновым слоем по ошибочно выбранной им технологии, что резко негативным обраом сказалось на состоянии реликвии. Так, в 1956 году икона была передана в музей, где специалистами было выдано заключение о том, что заливка горячим воском существенно ухудшила связь краски с грунтом. Вследствие чего было принято решение о снятии парафинового слоя с образа. На протяжении 20 лет реставраторы музея чистили поверхность иконы от парафина, однако удручающее состояние левкаса и краски к тому времени приобрело характер необратимый.
Состояние иконы еще более ухудшилось после того, как она хранилась в Успенском соборе во Владимире с нарушением температурно-влажностного режима, обусловленного халатностью служащего персонала. В 2009 году икона была передана во Владимиро-Суздальский музей, где состояние иконы было признано катастрофичным.
Сегдня Боголюбская икона Божией Матери хранится в специально-оборудованном помещении музея и реставраторы не обещают представить ее для экспонирования в обозримом будущем.
Храмы России имени Боголюбской иконы
В России построено три собора: собор Боголюбской иконы Божией Матери в Боголюбово Суздальского района, в Мичуринске Мичуринского района и в Твери — в Высокопетровском монастыре.
Кроме соборов, в стране построены 12 часовен имени Боголюбской иконы — например, в Добрынино (Собинский район), в Павловском (Юрьев-Павловский район), в Шустино (Кольчугинский район), в Болдино (Петушинский район), в г. Иваново и в г.Таруса, в с. Тетеринское (Нерехтский район), в г. Красноярске и в других российских селах и городах. В Москве часовня Боголюбской иконы Божией Матери находится на Калитниковском кладбище, в Давыдково и на Варварской башне.
Кроме соборов, в России возведено 69 церквей в честь иконы.
Храмы Москвы, демонстрирующие Боголюбскую икону
В Москве почитаема Московская Боголюбская икона Божией Матери, размещенная над воротами Китай-города. Расположены эти ворота возле храма Петра и Павла у Яузских ворот на Кулишках, по адресу Петропавловский переулок, 4, корпус 6. Московская икона была написана в один год с оригиналом — в 1157 году. В дни празднования икону на три дня снимают с ворот и совершают с ней молебны.