Преподобный Гаврии ́ л (Ургебадзе) Самтаврийский, архимандрит
День памяти
Житие
Мирское имя отца Гавриила – Годердзи Ургебадзе. Родился он 26 августа 1929 года в Тбилиси, в семье убежденного коммуниста. Отец рано скончaлся, и родные назывaли мaльчикa отцовским именем – Вaсико.
Уверовал в Бога в детстве. Однажды соседки ругались, и одна из них сказала: “Ты меня распяла, как Христа”. Мальчику стало интересно, что это значит – “распять” и кто такой Христос. Взрослые отправили ребенка в церковь, где сторож посоветовал ему прочитать Евангелие. Он накопил денег, купил Евангелие и через несколько лет знал текст практически наизусть.
Желание монашества возникло в нем еще в юные годы. Позже старец говорил: “Большего героизма, чем монашество, нет”. Мать его долгое время была против стремления сына к монашеству, но под конец жизни примирилась с его выбором, а затем и сама приняла постриг и был похоронена в монастыре Самтавро.
Монашеский постриг он принял в 26 лет, получив имя преподобного Гавриила Афонского – старца, который прошел по воде и принес на афонский берег приплывшую по морю Иверскую икону Божией Матери. Отец Гавриил особо почитал чудотворный список Иверской, хранящийся в монастыре Самтавро.
Во дворе своего дома на тбилисской улице Тетрицкаройской отец Гавриил построил многоглавую церковь. Он возводил ее своими руками и закончил около 1962 года. Иконы для этой церкви отец Гавриил находил на городских свалках, куда в те годы свозили и выкидывали вместе с мусором многочисленные святыни. Иногда он целыми днями бродил по свалкам. У него была небольшая мастерская, где он очищал иконы, делал им оклады из разных материалов. Стены его церкви сплошь были увешаны образами. Даже фотографии и изображения икон из светских журналов он помещал в рамочки.
1 мая 1965 года во время демонстрации иеромонах Гавриил сжег 12-метровый портрет Ленина, вывешенный на здании Верховного Совета Грузинской ССР, и стал проповедовать собравшимся людям Христа. Его за это сильно избили и посадили в изолятор КГБ Грузии. На допросе отец Гавриил говорил: он это сделал потому, что “нельзя боготворить человека. Там, на месте портрета Ленина, должно висеть Распятие Христа. Слава не нужна человеку. Надо писать: «Слава Господу Иисусу Христу»”. В августе того года был помещён в психиатрическую больницу на обследование. Там был признан сумасшедшим. Старцу поставили диагноз: “психопатическая личность, верит в Бога и ангелов”. Ему выдали “белый билет”.
Впоследствии церковные иерархи, в угоду светским властям, не разрешали ему заходить в церковь, не пускали на службы, прогоняли. У батюшки не было возможности причаститься, а он желал этого всей душой. Он мог по несколько дней обходиться без еды, подолгу не спать, но очень тяжело переносил невозможность отчуждение от церкви. Старец часто от бессилия плакал, открывая душу своим сестрам.
В 1980-е годы поселился в монастыре Самтавро. В последнее время он жил в круглой башне. Монахини некоторое время удивлялись чудачествам батюшки, пока не увидели в них особый подвиг. Поначалу им казалось странным, что он какое-то время жил в курятнике, где были большие щели, зимой ходил босиком. Потом сестры стали чувствовать, что от него исходит необыкновенная любовь: он любит всех. Часто старец кричал на сестер, требовал от них послушания, заставлял что-то делать или мог заставить их есть из грязной посуды. Но обижаться на него было невозможно – в его глазах светилась нежная любовь.
Игуменью Феодору, когда она была еще монахиней, он брал с собой в Тбилиси и заставлял попрошайничать. Они вдвоем просили милостыню, а потом старец раздавал всё нищим. Если они возвращались на такси, он мог накричать на таксиста и совсем не дать денег, а мог и заплатить во много раз больше.
В Страстную седмицу из его кельи доносился постоянный плач. Некоторые видели, как во время молитвы он поднимался над землей на 40–50 сантиметров и от него исходил свет. Верующие люди почитали отца Гавриила великим подвижником, они приходили к нему как к живому святому.
Отар Николаишвили был духовным чадом батюшки и часто проводил время в его келье. Однажды отец Гавриил неожиданно сказал ему, что надо сейчас же, срочно ехать в монастырь святого Антония Марткопского. Отар смутился: машина не на ходу, с ней проблемы. Батюшка настоял, и они кое-как поехали. Дорога стала подниматься в гору, автомобиль “закашлял и зачихал”, но старец вдруг сказал: “Сынок, ты не беспокойся, с нами на заднем сиденье едет сам преподобный Антоний Марткопский, но ты не оборачивайся”. И машина вдруг так рванула вперед, что водителю пришлось давить на тормоза. Когда они въехали в монастырские ворота, машина тут же заглохла. В это же время туда вошли несколько вооруженных людей, агрессивно настроенных. Старец тут же вышел вперед и сказал: “Стреляйте в меня”. Это смутило и отрезвило бандитов, и они покинули обитель.
Отец Гавриил умер 2 ноября 1995 года от водянки. По завещанию старца его тело обернули в циновку и предали земле там, где подвизалась святая Нина.
24 декабря 2012 года решением Священного Синода Грузинской Православной Церкви старец Гавриил прославлен в лике святых как преподобный. Это произошло в невероятно короткий срок после его кончины — через 17 лет.
22 февраля 2014 года были обретены нетленные мощи святого.
25 декабря 2014 года Священный Синод Русской православной церкви постановил «включить в месяцеслов и Русской Православной Церкви имя преподобного Гавриила Самтаврийского с установлением празднования его памяти 2 ноября, как это установлено в Грузинской Православной Церкви».
Молитвы Гавриилу Ургебадзе
Житие святых для верующих, является путеводной нитью в Царствие Небесное. И один из таких праведников – преподобный Гавриил Ургебадзе. Именно сама жизнь святого старца, который является нашим современником, представляет прекрасный пример христианской любви и смирения. Отец Гавриил наставлял, что смирение дарует человеку благодать и даже тяжелое испытание не заденет его. Молитва Гавриилу Ургебадзе помогает людям преодолевать невзгоды, сохраняя веру и любовь.
История преподобного Гавриила Ургебадзе
Архимандрит Гавриил (Ургебадзе) – 29.08.1929 – 02.11.1995 гг. жил в Грузии. С детских лет у мальчика была вера в Бога и стремление к служению. Желание стать монахом у Гавриила появилось в юношеском возрасте. После армии, вернувшись домой, он стал служить псаломщиком в Сионском соборе, а немного позже принял монашество в Кутаисском монастыре. Монашеским именем был наречен в честь старца Гавриила Афонского. За борьбу с советской пропагандой и восхваление идолов ленинизма старец подвергся репрессиям. Но гонения не сломили его. Прикрываясь маской юродивого, он обладал провидческим и чудотворным даром, но старался это не демонстрировать, а своим примером любви к Богу и добротой к людям, вдохновлял их на обращение к высшим ценностям. Старец в своих душевных беседах поучал людей, что даже когда принимаешь пищу, надо думать о страждущих и голодных, помогать им и молиться за них, быть милостивым. Постепенно слава о нем распространилась по всей Грузии. По окончанию земного пути, согласно завещанию старца, тело его похоронили, завернув в циновку в женском монастыре Самтавро в городе Мцхету. В 2012 году он был причислен к лику святых.
К могиле святого идет нескончаемый поток прихожан и приехавших с дальних мест. Люди чтят, и молятся святому Гавриилу Ургебадзе, получая от него помощь, заботу и благодать в душе.
Молитва святому Гавриилу Ургебадзе
Старец часто говорил, что от верующего человека, Господь требует любящего сердца и добрых дел. Без этого, приступать к молитве нет никакого смысла. Смирение и послушание, неосуждение других, главные добродетельные качества верующего, которые помогают ему настроиться на обращения в молитве к Господу. Без этого молитва не достигнет Бога, не примет он мольбу к нему обратившуюся, потому что судит он по качеству сердца молящегося и дел его. Читать молитвы Преподобному Гавриилу Ургебадзе надо для помощи в делах, обретения душевного покоя и смирения, просить святого смягчить сердце верующего, принести лад в семью.
Господи, молю Тебя, с небес услыши нас, призри на нас, подай милость Свою, с миром отпусти нас, чтобы ходили по Твоему пути, исполняли заповеди Твои и отрекались от зла. Научи нас, Господи, молиться пред Тобою и исполнять Твой святой закон, чтобы сердце наше стало преданным Тебе и всем нам жить по святому закону Твоему.
Молитва Гавриила Ургебадзе Пречистой Богоматери
Преподобный Гавриил Ургебадзе рассказывал прихожанам, что молитву Пречистой Богоматери, он получил с ее могилы. Есть предание, что тот, кто читает эту молитву и постоянно носит ее в сердце будет защищен от всякого зла, а страждущие и болящие исцелятся.
— Радуйся, благодатная и всемилостивая Матерь Божия, Ходатаице христиан, яко радуется тебе Собор Ангелов и служат тебе Архангелы на Небесах;
— Радуйся, печальных утешительнице, слепых жезле спасительный, притекающих с верою к тебе несумненная пособнице и ходатаице;
— Радуйся, святости горней трапезо;
— Радуйся, Владычняя палато пресветлая;
— Радуйся, кадило златое Создателя твоего;
— Радуйся, столпе златотканный;
— Радуйся, Дево Пресвятая и непорочная, Креста Солнечного подательнице Престолу Небесному. Покрый мя честным твоим омофором, о, неустанная молитвеннице наша. Имея оружием молитву сию, предаю в пречистыя руки твои душу мою. Настави стопы мои на стезю праведности и сподоби меня победы над злом, дабы войти в Царствие Небесное по милости Господа Бога и Спасителя нашего, Иисуса Христа;
— Радуйся, Пречистая Дева, Марие, Столпе непорочный и крепосте духовная;
— Радуйся, Невесто Неневестная;
— Радуйся, Матерь неискусобрачная и непорочная, что держала на пречистых руках твоих взявшего на себя все тяготы мира. Буди подмогой и ходатаицей недостойного раба твоего, защити мя во все дни живота моего от бед и искушений, даруй долголетие мне во благо, благослови мя пройти путь жизненный с почитанием и величанием имени твоего, дабы пети тебе в нынешнем веке и во веки веков. Аминь!
— Радуйся, Ангелов Царице, Госпоже Правосудия.
— Радуйся, Господь с тобою, Святая Святых, честнейшая Херувим и Серафим;
— Радуйся, Святая Дево, пособнице исправления грешних;
— Радуйся, мучеников цвете и отцев наших упование. О, Мария, Пречистая Дево, которой Христос Бог наш очеловечился и с человеки поживе, помилуй меня, раба твоего, укрепи меня силою Честнаго и Животворящего Креста Сына Твоего и направь мя на путь истины.
О, Святые Ангелы и Архангелы, о, покровители души моей, Архангелы Михаиле и Гаврииле, помилуйте меня грешного!
О, Пречистая Отроковице, матерь Бога Вышнего и Царице Всеблагая, Солнце правды и Славы, Превышняя Небес и светлейшая солнца, честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим, предков наших упование, Величие мучеников и праведных всех радость и опоро; Авраама, Исаака и Яковля веселие и Гедеона руно орошенное; Моисеево, Аароново и всех святых отцев Украшение, кадильнице златая, подсвечнице прекрасная Небесного сияния, Манны Небесной ковчеже златой, Сосуде всечестный Духа Святаго, Царице моя Всепетая, Трапезо Пречистая, Скорбящих утешение, Христиан предводительнице, Пречистая Отроковице, Купино Неопалимая, необъятный и невместимый прозябший жезле Ааронов. Воистину жезлом нам явишеся ты и цветоком твоим сыне Твой, Иисусе Христе, Спасителю наш, Владыко и Творче, Властителю Неба и земли и всея твари Содетелю. Ты, рождшая Бога Слово плотию человеческою, до и после рождества Его Приснодева была еси, и ключ непорочности твоей Христос Божественным Своим знамением осенил, безсеменно воплотившийся от чрева твоего.
О, примирительнице наша с Богом Всевышним, ходатаице беспомощных и грешных, в волнениях житейского моря пребывающих пристанище и утешение, в темницах сущих свободительнице, покровительнице сирот, вдовиц защито и покрове, плененных грехом избавительнице, недугующих целительнице, в житии иноческом опоро и утешение, крепосте и упование наше.
О, Пресвятая Дево, венец победы Владычный, Пресвятая отроковице, Матерь моя и Царице моя Преблагая, покрый мя честным твоим омофором и защити мя от глумления сатаны, губителя человеческого рода, злого хулителя и врага моего. Помилуй меня, обнищавшего и немощного, бесчисленными злодеяниями прогневавшего Творца Моего и Судию Праведного. Притекаю под твой покров, в тебе токмо надежду и пристанище имаше, о Всепетая, и яко раб недостойный взываю тебе, Царице моя, со слезами многими, дабы Сладчайший Иисусе, Жизнеподателю, твоим заступлением за грехи мои не отторгнул меня, недостойного и непотребного раба своего. Молю тебя, Пречистая Владычице, приведи мя ко Христу и умоли Сына твоего, дабы удостоил мя деснаго стояния и Царствия Своего, где нет ни слез, ни скорби, ни вечного наказания, ниже страданий и мучений, а только радость нескончаемая и свет лица Господа моего, бытие вечное и светлое, и безграничное единение со святыми и со ангелы Его. Удостой, Царице, непотребного раба твоего, избавления от грехов моих и страстей и исполни уста моя и язык мой услади хвалениями и молитвами, радостными и духовными, горячими и сердечными яко ангельскими, со святым Гавриилом вкупе взывающе:
— Радуйся, солнце Божественное и сладость нетварного света;
— Радуйся, Царице благовествования;
— Радуйся, средь матерей Дево всеблаженная;
— Радуйся, Источниче света всем породившая;
— Радуйся, Свет правосудия во тьме высветившая;
— Радуйся, Царице превышняя;
— Радуйся, умиротворение, радосте и житие непорочное;
— Радуйся, верных веселие;
— Радуйся, пророческое прозрение;
— Радуйся, апостолов славо и иноков венче, победительный мирови;
— Радуйся, благодатная, священнослужителей украшение;
— Радуйся, поющих и просящих тебе упование;
— Радуйся, избавительнице наша от греховных страстей;
— Радуйся, сладосте и красото всех рождённых;
— Радуйся, крепости источниче;
— Радуйся, прибежище и избавление страждущих;
— Радуйся, радосте рабов твоих;
— Радуйся, гонимых пристанище и величие горних селений;
— Радуйся, всепетая, покров и ходатаица наша;
— Радуйся, священства славо и веселие;
— Радуйся, райские двери отверзающая;
— Радуйся, радость нам подающая;
— Радуйся, от скорбей нас избавляющая;
— Радуйся, Владычества Небесного ключ;
— Радуйся, Матерь Христа Бога моего;
— Радуйся, чревом своим приявшая Утешителя смертных, Поправшего смерти державу;
— Радуйся, Невместимого вместилище;
— Радуйся, млеком возрастившая Христа нашего, Живодавца и Бога;
Господи, даруй мне кончину благую, напиши мое имя в Книге жизни Твоея и даруй мне благодать Твою! Помяни меня Господи, когда приидеши со славою в силе, яко Ты благословен еси во веки веков. Аминь.
Православные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Икона святого Гавриила Ургебадзе в чем помогает, как молится
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Гавриил Ургабадзе — великий грузинский Святой, которого почитают в Грузии, России и Украине. Его нарекли «большой любовью XX века», и это не зря, ведь стоит только посмотреть в его глаза на иконах, сразу становится видно, что они так и искрятся любовью.
Значение иконы и в чем помогает
Образ Святого почитается во всем православном мире. На ликах он всегда изображается с благословляющей десницей, а на его лице, во взгляде и улыбке, запечатлена любовь ко всем людям на Земле.
Помолиться к Иконам Урбагадзе приходит много прихожан, они просят помощи об избавлении от многих болезней, и неотменно получают ее.
После молитв Святому враждующие люди примиряются, просветляется их ум, а сердце наполняется любовью и добром.
Святой Гавриил Ургебадзе: о чём плачут его иконы?
Святой Гавриил родился в Грузии, в 1929 году 26 августа. При жизни его звали Годердзи Ургебадзе, он принял подвиг юродства и нес свой крест в тяжелые времена советского безбожия. Родился Гавриил в простой семье, где разговоры о Господе никогда не заводились. В 12 лет он самостоятельно прочел Евангелие, и после этого в его сердце навсегда поселилась любовь к Богу.
Постриг в монахи мужчина принял в 26 лет, после этого был принят монашеский сан. После принятия сана Годердзи собственноручно выстроил во дворе своего дома многоглавый храм.
В 1965 году монах был арестован за антисоветский поступок — сжег портрет вождя. В то время это расценивалось, как тяжелое преступление. Мужчину отвезли в следственный изолятор, после этого заточили в психиатрическую больницу, где поставили нужный «соответствующий» диагноз.
С 1980 года, старец стал проживать в женской обители Самтавро. Умер Святой 2 ноября 1995 года. До смерти он долго страдал от водянки, но мужественно скрывал свои физические страдания.
Гавриил был канонизирован сначала местной церковью, а затем и Русской православной церковью. В феврале 2014 года были обретены нетленные мощи старца.
При жизни священника было сделано несколько его снимков, поэтому все иконы были написаны после их детального изучения. Благодаря этому образ на иконах очень похож на реальные фото старца.
В 2015 году в одной грузинской семье замироточила икона Святого. Миро исходило так обильно, что его начали собирать в посуду и передавать священникам для помазания верующих.
Хозяева иконы разговаривали об этом явлении с патриархом Илией II. Владыка сказал, что это большая благодать и не в каждой семье такое может произойти.
Мироточением своей иконы святой Гавриил хочет напомнить всем людям о важности христианского образа жизни и о необходимости присутствия веры в душе каждого.
Знаменитые образы преподобного
Самые известные иконы старца были написаны художниками Зуре Жгенти и Гиоргией Закаидзе в наши дни, ведь канонизация Ургебадзе произошла только в 2014 году.
Оба образа Святого поясные, Жгенти особенно точно сумел передать характер старца: добрый взгляд, улыбку, спрятанную под седой бородой, правой рукой святой Гавриил благословляет людей.
На второй иконе Гавриил изображен в монашеской одежде с накинутым на нее сверху синим плащом. В руках монаха изображена чаша причащения и лжица.
Известны также образы в полный рост, где старец одет в черную мантию, с крестом и образком Святой Богородицы на груди, одна рука его застыла в благословляющем жесте, а вторая сжимает посох. На заднем плане иконы изображены грузинские пейзажи.
Современные иконописцы постарались максимально передать в своих работах человеческие качества святого Гавриила, которыми обладал праведник.
Мироточивый образ в Грузии
Впервые икона блаженного Гавриила замироточила в 2015 году. Через семь месяцев после этого замироточило еще 12 икон.
Все это происходило в одной семье. Хозяйка икон по имени Мака рассказала, что святой явился к ней и сказал, что на ней великая благодать и он придет еще раз. Когда женщина на утро увидела все иконы святого с каплями миро, она поняла, что таким образом святой пришел вновь в этот мир. По словам женщины, ей было велено мазать этим маслом пришедших на поклонение святому, чтобы они исцелялись.
После миропомазания было зафиксировано несколько случаев исцеления людей от немоты и болезни сердца. На самом деле таких чудес в мире случается намного больше, просто не се они афишируются. В дом Маки
приходит много паломников, чтобы поклониться святым образам. Для этого отведено специальное время.
Таким образом, Святой Гавриил даже после смерти продолжает заботиться о верующих, помогая им укрепиться в вере, исцеляя душевные и телесные недуги.
Молитва святому Гавриилу Ургебадзе
Господи, молю Тебя, с небес услыши нас, призри на нас, подай милость Свою, с миром отпусти нас, чтобы ходили по Твоему пути, исполняли заповеди Твои и отрекались от зла. Научи нас, Господи, молиться пред Тобою и исполнять Твой святой закон, чтобы сердце наше стало преданным Тебе и всем нам жить по святому закону Твоему.
Молитва святому преподобноисповеднику Гавриилу Ургебадзе о здоровье болящего
«Отче святый, блаженне Гаврииле, преподобным древним подобниче и твердый исповедниче, с малых лет словеса Господня восприявый и тем ревностно последовавый! Се мы, раби ленивии и лукавии тебе предстоим с молитвою, не имеюще ни подвигов твоих, ниже смирения, но себе на всяк день в души хваляще и величающе, еще же и врагов вовне себе ищуще! Не имамы пред Богом чем оправдитися! Но моли за нас, отче, да подаст нам Господь силы слово Свое разумети и исполняти, якоже тебе от младенства откры. Да будем мы, себе христианы именующе, не токмо слышателие рассеяннии, но и исполнителие. Да уразумеем лице бытия своего, яко ничесоже можем кроме помощи Божией. И да взыщем тоя и да возлю́бим Его, и да прилепимся к Нему всею душею своею, всем сердцем своим, всем помышлением своим, и да будет сердце наше, по слову твоему, преданным Господу. И да подаст нам залог спасения в души наша, радость, мир и любовь в сердца наша, примирение во всех нестроениих наших, утешение во всех скорбех наших, не от дел наших, но молитвами твоими, по неизреченней милости Своей, Емуже слава и держава во веки веков. Аминь»
Молитва пред иконою Святаго Гавриила Самтаврийскаго
«О, всехвальне отче Гаврииле, исповедниче и юродиве! Украшение иноков, священников венче и ангелов соратниче, избранный воине богохранимыя Грузии и защито необоримая от напастей и бед всем молящимся ти, дерзновенный ходатаю пред Господем о всех с верою к тебе притекающих и иныя надежды не имущих, обреченных оградо и немощных покрове! О, соратниче сонму исповедников и юродивых, всечудне отче Гаврииле! Избрав издетска житие ангельское, облеклся еси в схиму в пору торжества нечестия, и ныне содействием твоим подаеши нам мудрость, и стойкость, и силу непобедимую для защиты Веры и Отечества нашего, ибо бесчисленныя орды врагов Истины над Святым
Православием и ныне, якоже прежде, коварно надругатися тщатся, действующе силою лукаваго зверя, для растления народов Божиих и претворения их в служителей тьмы. Мы же, во мгле греховней пребывающе, не в силах есмы им противостояти, обаче ходатайством твоим, отче святый, умоли Христа Бога удостоити нас исполнения пророчеств твоих и явити нам Царя, на царство Богом помазаннаго, доблестнаго правителя и предводителя нашего. Яви его, яко явил есть Давида царя Израилю, дабы правити ему с верою, добротою и истиною и жити попечением о народе нашем, Удела избраннаго Материю Божиею, дабы нести Крест Господень, неотступно следуя Ему в Вере Православней, дабы преумножити былую честь и крепость ея, дабы бесчисленнии демони окаянством своим не смели прочее хулити Христа Бога нашего в пределех ея и сквернити Святую Веру нашу. Всесильною и теплою молитвою твоею, отче наш, покрый и укрепи Святейшаго и Блаженнейшаго Католикоса – Патриарха всея Грузии, Архиепископа Мцхетско-Тбилисскаго и Митрополита Пицундскаго и Цхум-Абхазскаго, отца нашего Илию, всех патриархов Святых Православных Церквей Твоих и всех священнослужителей: митрополитов, архиепископов и епископов и весь священнический и монашеский чин, и весь причет церковный, и всех молящихся и подвизающихся в Церкви Святей Православней, и всех Православных Христиан! Слава Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно во веки веков. Аминь.»
Молитва пред иконою святого Гавриила Ургебадзе иная
«О, Святый отче наш Гаврииле! Зряще заслуги твоя пред Господем, подвигом апостольским подобным, и ведающе о велицем твоем к нам милосердии, по завету твоему, со смирением молим ти ся об освобождении от музейнаго плена Нерукотворнаго Образа Спасителя нашего и водворении его в Соборную церковь имене Его святаго, в преддверии явления Ацкурскаго Нерукотворнаго Образа Пречистыя Девы и Славнаго возвращения в страну Иверскую образа Портаитиссы, Вратарницы, «яко величайшия споручницы вызволения нашего от сатанинских сетей и искушений антихристовых», по пророчеством святых отцев наших, ибо в знак наступления последних времен покинет образ сей Гору Афонскую и осветит паки Иверию, удел свой избранный. Обаче свирепствует еще нечестие по наущению дьявольскому в Уделех Богоматери, и народи наши углебоша во гресех и лукавых сетех мира сего, и мы же, леностию объятии, со страхом чаем величественнаго и страшнаго Втораго пришествия Спасителя нашего Иисуса Христа. Темже молим тя, отче святый Гаврииле, отжени от нас ужас кары Божия за неверие и беззакония наша, и милосердием твоим умоли Христа, Бога Всемилосерднаго, помиловати души наша и просветити сердца наша Православием и благочестием, дабы возрастати в нас добродетелем, а, по отходе от мира сего, в Царствие Небесное внития нам вымоли, дабы со ангельскими сонмами быти выну поющими Господу Богу нашему, во светлых селениих Его вечнаго бытия, вкупе со Святители нашими, и с тобою, отче, быти выну
воспевающим пресвятое имя Его, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь»
Молитва святому Гавриилу Ургебадзе от врагов
«Пресущественным светом блистаеши, отче наш, всеблаженне чудотворче Гаврииле, Божиею силою преисполненный, прошения наша исполняеши и мир даруеши с верою притекающим ко святому образу твоему и со умилением пред ним преклоняющимся, и горячее моление тебе воздающим: не отрини нас, устыдився беззаконий наших, обаче помилуй и укрепи, умоли Господа, дабы устояти нам и победити демонския полки, лесть и злодеяния мира сего, а народу нашему даруй силу в одолении коварных врагов и Святую Православную Церковь нашу в мире сохрани. Святый и честный образ твой, отче наш Гаврииле, явлен нам во спасение наше, стойкости ради в вере и служении Богу во ожидании милости Его; Ты же, Христа верный служителю, всехвальне отче Гаврииле, огради ныне паству твою от всяческих напастей и бед, да молитвами твоими беспорочно про́йдем путь жития нашего и обрящем Отечество Небесное.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно во веки веков. Аминь.»
Житие преподобного Гавриила Ургебадзе, в чем помогает святой и тексты молитв
В современной истории было немало известных святых. Одним из них является Ургебадзе Гавриил, который умер совсем недавно — в девяносто пятом году прошлого века. Некоторые православные обращаются к нему в молитвах, однако перед этим надо детальнее ознакомиться с информацией о жизни святителя.
Краткое жизнеописание святого
Жизнь у святого была интересной и насыщенной, поэтому необходимо заранее ознакомиться с некоторыми фактами из нее.
Происхождение
Грузинский священнослужитель появился на свет двадцать шестого августа 1929 года. Его родиной считается Грузия, так как родился он в Тбилиси. Отец и мать мальчика были убежденными коммунистами, однако им не удалось привить эту идеологию своему ребенку. Папа Гавриила умер рано, и поэтому многие родственники называли его Васико, в честь отца. Однако в будущем многие верующие грузины называли его мама Габриэль.
Верить в Бога он начал еще в детском возрасте. Из-за этого родственники отправили его в местную церковь, где ему посоветовали прочесть Евангелие. Спустя несколько лет ему удалось выучить его наизусть.
Начало жизненного пути
Все свое житие Гавриил посвятил вере и Господу Богу. Желание заняться монашеством у него появилось еще в юном возрасте. Мать парня долгое время отговаривала его от монашества, однако последние годы своей жизни смирилась с выбором сына. Затем она решила принять постриг и была похоронена на территории монастыря Самтавро.
Сам Гавриил принял монашеский постриг в возрасте двадцати шести лет. В начале шестидесятых годов на территории своего участка он построил небольшую церковь. Иконы для нее ему приходилось собирать на городских свалках. Собранные изображения святых он восстанавливал в своей мастерской. Он не только очищал их от загрязнений, но и изготавливал самостоятельно оклады.
Юродивый старец
В 1965 году первого мая проходила демонстрация, на которой иеромонах решил сжечь двенадцатиметровый портрет с изображением Ленина. Он был вывешен на фасаде Верховного Совета Грузинской республики. После сожжения портрета он начал проповедовать всем людям, которые собрались около него. За этот поступок монах был сильно избит и помещен в местный изолятор КГБ.
После допроса Гавриила перевели в психиатрическую больницу для проведения дальнейших обследований, по результатам которых его объявили сумасшедшим.
Из-за случившегося церковным иерархам пришлось запретить монаху принимать участие в службах и даже посещать церковь. Также его лишили возможности причаститься. Это ухудшило здоровье иеромонаха, он хуже спал и часто плакал от бессилия.
Самтаврийский святой
В восьмидесятых годах святой решил поселиться в монастыре Самтавро. Чудачества Гавриила удивляли других монахов монастыря. Сначала он жил в местном курятнике, в зимнее время года не носил обуви. Другие люди, проживавшие с ним в монастыре, чувствовали любовь, которая исходила от Гавриила.
В страстную седмицу из кельи монаха были слышны звуки плача. Некоторые посетители монастыря видели, как в процессе молитвы монах возносился над поверхностью земли на 30-40 сантиметров, излучая около себя яркий свет. Верующие при жизни почитали Гавриила и относились к нему как к настоящему святому.
Кончина и канонизация
В девяностых здоровье монаха начало ухудшаться, из-за чего он скончался второго ноября 1995 года. Тело священнослужителя было обернуто в циновку и похоронено. Через семнадцать лет после кончины, в 2012 году согласно решению Грузинского Священного Синода Гавриила причислили к святым. Через два года после этого 20 октября было выбрано в качестве дня памяти для почитания святого.
Иконография
У человека, который собирается помолиться Гавриилу, обязательно должна быть икона. Иконы с изображением святого начали появляться после его смерти. На них он изображен в темном одеянии с большим крестом на груди.
При этом руки у монаха свободны, однако некоторые иконописцы изображают его со святым писанием в правой руке.
День памяти преподобного
День памяти прп. Гавриила празднуется ежегодно двадцатого октября. В этот день люди должны почтить память святого и помолиться ему. При этом необходимо зачитывать хвалебные и благодарственные молебны, в которых люди благодарят его за оказанную помощь.
Месторасположение мощей
Людей, которые собираются молиться пресвятому Гавриилу, интересует, где находятся его мощи. Они были обретены в 2014 году 22 февраля. Могила и мощи святого располагаются в Преображенской церкви, которая находится на территории монастыря Самтавро. На следующий год после обретения мощей их переместили в новую раку, изготовленную из высококачественного иранского оникса.
Чем помогает
Прежде чем провести молебен Гавриилу, необходимо разобраться с тем, чем помогает святой.
Приобретение и умножение любви
Некоторым людям в течение всей жизни не удается познать настоящую любовь. Чтобы решить эту проблему, можно периодически молиться святому Гавриилу. Такой молебен способен помочь приобрести новую любовь и приумножить существующую.
Примирение враждующих
Не секрет, что молитва перед иконой, на которой изображен монах Гавриил, способна на многие чудеса. Например, если регулярно зачитывать перед ней молитвенные тексты, удастся примирить и соединить враждующих людей. Благодаря зачитанной молитве их сердца наполнятся благодатной любовью, которая устранит все старые обиды.
Обретение веры
Иногда вера людей ослабевает, из-за чего им приходится обретать ее повторно. Существует много методов, которые помогут снова поверить в Господа. Однако эффективным способом считается зачитывание молебна пред иконой Гавриила. После прочтения молитв у человека появляется чувство смирения и любви, которые помогают ему снова обрести Бога и укрепить веру в него.
Сохранение семьи
Семейные пары часто сталкиваются с серьезными проблемами, из-за которых может разрушиться семья. Если люди хотят сохранить свою семью, можно обратиться за помощью к Гавриилу Ургебадзе. Для этого семейной паре придется регулярно молиться святому и просить его вернуть в их семью прежнюю любовь и взаимопонимание.
Дарование здоровых деток
Всем семейным парам хочется, чтобы у них родились полностью здоровые детки. Некоторые верующие православные пары решают попросить о появлении здоровых детей святого Гавриила. Искренняя молитва может помочь в рождении здорового малыша.
Тексты молитв
Молитва Гавриилу Ургебадзе звучит следующим образом:
«Отче святый, блаженне Гаврииле, преподобным древним подобниче и твердый исповедниче, с малых лет словеса Господня восприявый и тем ревностно последовавый! Се мы, раби ленивии и лукавии тебе предстоим с молитвою, не имеюще ни подвигов твоих, ниже смирения, но себе на всяк день в души хваляще и величающе, еще же и врагов вовне себе ищуще! Не имамы пред Богом чем оправдитися! Но моли за нас, отче, да подаст нам Господь силы слово Свое разумети и исполняти, якоже тебе от младенства откры. Да будем мы, себе христианы именующе, не токмо слышателие рассеяннии, но и исполнителие. Да уразумеем лице бытия своего, яко ничесоже можем кроме помощи Божией. И да взыщем тоя и да возлю́бим Его, и да прилепимся к Нему всею душею своею, всем сердцем своим, всем помышлением своим, и да будет сердце наше, по слову твоему, преданным Господу. И да подаст нам залог спасения в души наша, радость, мир и любовь в сердца наша, примирение во всех нестроениих наших, утешение во всех скорбех наших, не от дел наших, но молитвами твоими, по неизреченней милости Своей, Емуже слава и держава во веки веков. Аминь!»
Книги и передачи
Батюшка Гавриил был известным монахом при жизни и поэтому в его честь было издано две книги:
- Сердце, полное любви. Эта книга с воспоминаниями была издана совсем недавно, в 2017 году. Автором работы является Джинория Малзах, которого преподобноисповедник знал лично. В книге собраны наиболее интересные истории, связанные с монахом. При этом все они являются правдой, так как подтверждены словами очевидцев.
- Диадема старца. Эта книжка издавалась в Самтаврийском монастыре в 2002 году. Изначально она выпускалась только на грузинском языке, однако потом ее перевели на русский язык. В книге рассказывается о жизни Гавриила и о добрых делах, которые он делал.
Свидетельства и цитаты о чудесах
С Гавриилом Ургебадзе связано немало различных чудес. Например, он мог точно определять будущее. Причем делал он это не для славы или почета, а чтобы вразумить людей.
Наиболее известным и запоминающимся считается случай с укусом змеи. Однажды во дворе монастыря одну из монахинь укусила змея, после чего на ее ноге появились следы от укусов. Медики, которые приехали на вызов, даже не смогли оказать первую помощь. У них не было необходимых лекарств, и они не знали, что им делать. Однако монахине помог Гавриил, которому удалось исцелить ее без помощи врачей.
Акафист
Акафист святому Гавриилу Ургебадзе звучит следующим образом:
Мудрости века сего юродство креста Христова предпочет, вся мира сладкая и льстивная якоже изгребие пещное вменил еси, отче Гаврииле. И крест свой взем, единому Христу последовал еси издетска и до последняго издыхания. И тако вшел еси в Небесныя Обители, идеже ныне предстоя своему Владыце, молиши о нас, пою́щих ти: Радуйся, блаженне Гаврииле, любовь свою в научение нам оставивый!
Евангелие обрет, якоже сокровище, на селе сокрытое, с радостию вся расточил еси, да Христа приобрящеши, и якоже купленый раб в винограде Господнем неленостно делал еси. И мы тебе поем:
Радуйся, делателю перваго часа!
Радуйся, яко раба, ничесоже сотворша, себе вменяяй!
Радуйся, яко апостол Андрей, на зов Христов не замедливый!
Радуйся, яко Петр, горячим сердцем его приемый!
Радуйся, от Него ничесоже для себе утаивый!
Радуйся, яко лепты вдовичи все житие свое в дар Богу ввергнувый!
Радуйся, добрая земле, на нейже семя прозябе и приплодова!
Радуйся, таланты, от Бога данныя, многажды возрастивый!
Радуйся, блаженне Гаврииле, любовь свою в научение нам оставивый!
Еще греха не познав, на плоть свою вооружился еси, похотствует бо на духа, якоже апостол рече. издетска не зная ни сытости, ни мягкаго ложа, чтению же Евангелия прилежа и усердней молитве. Таковей твоей ревности о Бозе удивляемся, тебе глаголюще: Аллилуия.
Раздражен твоими подвигами, бес явися ти въяве, отмстити хотя. Обаче Господь от рождения храняй тя яко сосуд свой избранный, благодатию Своею тя сохрани. И мы тебе взываем тако:
Радуйся, измлада к себе жалости не имеяй!
Радуйся, отроче, бесу противоборствуяй!
Радуйся, и матере ради от образа жития своего не отступивый.
Радуйся, саму душу свою́ в мире сем возненавидевый.
Радуйся, в меру древних отцев во бдении и постничестве пришедый,
Радуйся, инем же по силам подвизатися благословляяй.
Радуйся, плоть свою, яко жертву живу, святу, благоугодну Господеви принесый.
Радуйся, за словеса Господня
Много скитаний претерпел еси ты, отче, еще отрок сый, ходя из монастыря в монастырь, дондеже пришел еси в Бетани, нашед отцев своих духовных, с нимиже ныне поеши Христу, тобою возлю́бленному, хвалебную песнь: Аллилуия!
Послежде, приял еси достоинство монаха и священника, по сих и архимандрита, но и во всем житии твоем многая лета не имел еси себе пристанища. И на кладбище среди могил немало жил еси, питаяся подаянием, и тако Господу своему последуя, не имущему, где главу преклонити. Сего ради твоим по Христе шествием поучаеми, зовем ти сице:
Радуйся, гонимый, яко вси о Христе благочестно жити хотящии,
Радуйся, Господень апостоле, без сумы и злата посланный. Радуйся подвижниче, до времене никем не познанный.
Радуйся, послежде все̐ми любимый и почитаемый.
Радуйся, житием среди могил страх навсегда победивый.
Радуйся, единаго греха оттоле боятися научивыйся.
Радуйся, глад и мраз в ничесоже вменяяй любве ради Христовы.
Радуйся, рекий, яко скорбьми научаемся вере и любви!
Радуйся, блаженне Гаврииле, любовь свою в научение нам оставивый!»
Заключение
Известным святым современности считается Гавриил Ургебадзе. Однако прежде чем молиться ему, надо ознакомиться с жизнеописанием монаха, а также разобраться, для чего к нему следует обращаться в молитвах.
Уриил: житие святого, день памяти, молитва
14 октября в Грузии отмечают Светицховлоба, а в России – Покров Пресвятой Богородицы. В древней Иберии этот день посвящен Хитону Господню, а на Руси Святой – Покрову Пречистой Владычицы. Благодать этих великих праздников охраняет сквозь века православную Грузию и Святую Русь! Не случайно, что в этот день наши православные народы празднуют и особо почитают Христа Бога и Пресвятую Богородицу! Будто в тот день особенно покрывает Христос Своим Хитоном Грузию, а Богородица Своим честным Омофором – Русь Святую. Находясь под покровом и покровительством Христа и Пресвятой Богородицы, будем же молиться друг за друга, объединенные Христом православные грузины и русские, чтобы благодать Господа Бога и Пречистой Его Матери не покидали наши многострадальные народы!
ВСПОМИНАЕТ МОНАХИНЯ ЕКАТЕРИНА (ЭБРАЛИДЗЕ)
– Однажды отец Гавриил сидел в монастырском дворе на скамье. В монастырь вошла довольно красивая женщина в брюках, ярко накрашенная, внезапно села ему на колени и, целуя его, стала приговаривать: «Отец Гавриил, какой ты красивый, как ты мне нравишься, я еще приду к тебе…».
Все происходившее казалось настолько невероятным, что мы от растерянности не знали, что делать. Отец Гавриил выглядел окаменевшим, молча смотрел в небо, слушал спокойно ее лепет и потом произнес: «Приходи, Маквала, приходи». Услышав свое имя, женщина спрыгнула, посмотрела на нас удивленно, попятилась и выскочила на улицу.
Мы ждали Маквалу на следующий день. Она действительно пришла, но это уже была женщина, ничего общего не имевшая с той, которая приходила накануне. Она была в черной длинной юбке, с покрытой головой, без косметики, вся в слезах. Она приблизилась к келлии отца Гавриила и начала причитать: «Отец Гавриил, знаю, что не откроешь мне дверь, знаю, что никогда не увижу тебя, прости мое вчерашнее бесстыдство. Чувствую твою силу, ты воскресил меня из мертвых и возвратил к жизни. Спасибо, спасибо тебе за все».
Это трогательное зрелище заставило нас всех прослезиться. Всем стало ясно, что старец сотворил чудо, исцелив заблудшую женщину. Но вот что важно. Перед вторым приходом Маквалы отец Гавриил внезапно встал и ушел в свою келлию. Он предвидел ее приход. А после первой встречи он ушел к себе в келлию и никого не принимал. Коленопреклоненно молился он, проливая слезы перед иконой Божией Матери.
ВСПОМИНАЕТ ИГУМЕНЬЯ ЕЛИСАВЕТА (ЗЕДГЕНИДЗЕ)
– В один из субботних дней он сказал: «Пошли брать Джварский монастырь!» Я уже привыкла к его юродству. Он благословил меня купить водку, спрятал ее под мантией и с серьезным видом направился в монастырь. Неожиданно повернулся ко мне, открыл бутылку, пригубил и предложил мне. Я выпила глоток, мне показалось, что это была вода. Он предлагал пригубить водку всем встречным священникам и прихожанам и с довольным видом сказал: «Смотри, никто не осудил меня, так они удостоятся Царствия Небесного». Я надеялась, что представление этим закончилось, но увы! Отец Гавриил посмотрел на меня серьезно и сказал: «Садись, протяни руку и проси милостыню».
И тотчас же пожертвовали нам хлеб и пищу, он пригласил всех присутствующих на трапезу, сам же не прикоснулся к еде. Эту необычную трапезу он закончил словами: «Уничижающий себя да возвысится».
РАССКАЗЫВАЕТ МОНАХИНЯ НАТАЛИЯ (ХАТРИДЗЕ)
– Постичь полностью личность старца Гавиила невозможно. Не раз отец Гавриил творил при жизни чудеса, а после кончины и прославления эти чудеса стали ощутимыми и даже явными. Главное его чудо – то, что он обращает людей к вере и дает людям надежду и любовь. В монастыре Самтавро каждый день происходят такие чудеса, которые умом непостижимы. Порой думаем, что наши глаза видят больше, чем наш человеческий, склонный к грехам разум может проанализировать. Несколько недель назад, совершая свое послушание во дворе монастыря Самтавро, я обратила внимание на девушку лет 16, которой родители помогали зайти в монастырь. Она спотыкалась, падала, словно ноги отказывали ей. Я удивилась, почему она не сидит в инвалидной коляске. Как позднее выяснилось, эту девушку звали Мариам, и примерно месяц назад она, совершенно здоровая, слегла и не могла ходить, так как её постоянно мучили необъяснимые головные боли. Врачи обследовали Мариам, но ничего подозрительного у нее не нашли. По всем медицинским данным девочка была здорова, однако ее состояние все ухудшалось. Тогда они и решили привезти ее в монастырь Самтавро, к святым мощам старца Гавриила.
Я видела, когда они приблизились к церкви, девочка упала на замлю, и отцу пришлось взять ее на руки. От увиденного у меня сжималось сердце, и я начала просить старца Гавриила помочь этой девочке и ее родителям. Во дворе был отец Мириан, духовное чадо старца Гавриила, которому я сказала об этой девочке, и он сразу направился к ним, чтобы помочь. И я зашла вслед за ними в храм и увидела, как поднесли эту бедную девушку на руках к св. мощам старца Гавриила. Как только Мариам положили к раке, и родители осенили себя и ее крестом, девушка издала странный возглас… Потом она стихла, и отец Мириан сказал ей: «Не бойся, все хорошо, приложись ко Кресту!» Она приложилась к святыням, ко Кресту, а затем… Сама, свободно встала на ноги, сделала земной поклон, приложилась к святыням еще раз и заплакала. Плакала не только она, но и все, кто присутствовал тогда в монастыре и увидел такое чудо – девушка начала ходить свободно, мучительные головные боли сразу прекратились. Когда ее, еле дышащую, внесли в монастырь, у нее были измученные болью глаза, а когда она встала, исцелилась, помолилась у батюшки и вышла во двор, у нее были совершенно ясные, спокойные, радостные зеленые глаза, в которых сверкали слезы радости. Девушку и ее мать игумения Самтавро Кетеван благословила остаться в монастыре и причаститься. Они остались! Как радостно было смотреть нам на нее вечером, когда вместе с батюшкой, у которого она исповедалась, Мариам ходила по монастырю с четками в руках и творила молитву, восхваляя Господа Бога и нашего любимого прп. Гавриила. Прошло уже несколько недель, а девушка чувствует себя хорошо, забыв о своей неведомой болезни! Какое же чудо сотворил Господь по молитвам старца Гавриила? Исцелил страдающую молодую девушку телесно? Или исцелил и телесно и духовно? Укрепил в вере? Мы знаем и свидетельствуем о том чуде, свидетелем которого мы стали, хотя понимаем, что полностью один лишь Господь ведает о том, что тогда произошло и какую милость по молитвам старца нашего прп. Гавриила Бог оказал девице Мариам и ее семье!
Православие – Религия России!
Православная Россия
#ПравославнаяРоссия
Уриил: житие святого, день памяти, молитва
АРХАНГЕЛ БОЖИЙ МИХАИЛ
Архангел Михаил — один из высших Ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми Ангелами. Слово « ангел» на греческом языке значит « вестник». Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность — мы почти ничего не знаем, да, в сущности, и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание. Приставка « архи» к некоторым Ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими Ангелами.
Имя Михаил — на еврейском значит « Кто, как Бог». Священное Писание, повествуя о явлении Ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, — по-видимому, тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них — Архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания, а также Архангелы Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, упоминаемые в неканонических книгах Писания. Архангел Гавриил обычно являлся некоторым праведникам в качестве вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия ( Дан.8:16, 9: Лк.1:19−26). В книге Товита Архангел Рафаил говорит о себе: «Я — Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго» ( Тов.12:15). Отсюда возникло убеждение, что на Небе существует семь Архангелов, одним из которых является Архангел Михаил.
Архангел Михаил в Писании именуется « князем», «вождем воинства Господня» и изображается, как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование « Архистратиг», старший воин, вождь. Так, Архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника, при завоевании израильтянами Обетованной земли. Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны Архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе. В книге Откровения Архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. «И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною». Апостол Иуда кратко упоминает об Архангеле Михаиле как о противнике диавола. ( Нав.5: Дан.10, 12:1; Иуд.1:9; Откр.12:7−9; Лк.10:18).
В духе Священного Писания некоторые отцы Церкви видят Архангела Михаила участником других важных событий в жизни народа Божия, где, впрочем, он не называется по имени. Так, например, его отождествляют с таинственным огненным столпом, шедшим перед израильтянами во время их бегства из Египта и погубившим в море полчища фараона. Ему же приписывают поражение огромного ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим при пророке Исаии. ( Исх.33:9, 14, 26- 4Цар.19:35).
Церковь почитает Архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке или копьем, низвергающим диавола. В начале IV века Церковь установила праздник « Собора» ( т. е. совокупности) святых Ангелов во главе с Архангелом Михаилом 8 ноября.
ВОСПОМИНАНИЕ ЧУДА АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА, БЫВШЕГО В ХОНЕХ ( КОЛОССАХ) ( IV)
Во Фригии, недалеко от города Иераполя, в местности, называемой Херотопа, находился храм во имя Архистратига Михаила; около храма истекал целебный источник. Храм этот был сооружен усердием одного из жителей города Лаодикии в благодарность Богу и святому Архистратигу Михаилу за исцеление его немой дочери водой источника. Архистратиг Михаил, явившись в сонном видении отцу немой девицы, еще не просвещенному Святым Крещением, открыл ему, что его дочь получит дар речи, испив воды из источника. Девица действительно получила при источнике исцеление и начала говорить. После этого чуда отец с дочерью и все его семейство крестились, и усердием благодарного отца был воздвигнут храм в честь святого Архистратига Михаила. К источнику стали приходить за исцелением не только христиане, но и язычники; многие из язычников отрекались от идолов и обращались к вере во Христа. В храме святого Архистратига Михаила в продолжение 60 лет исполнял пономарское служение благочестивый человек по имени Архипп. Проповедью о Христе и примером своей богоугодной жизни он многих язычников приводил к вере во Христа. В своем озлоблении на христиан вообще, и в первую очередь на Архиппа, который никогда не отлучался от храма и был примерным служителем Христовым, язычники задумали уничтожить храм и одновременно погубить Архиппа. Для этого они соединили в одно русло две горные реки и направили их течение на храм. Святой Архипп усердно молился Архистратигу Михаилу о предотвращении бедствия. По его молитве около храма явился Архистратиг Михаил, который ударом своего жезла открыл в горе широкую расселину и повелел устремиться в нее водам бурлящего потока. Таким образом храм остался невредим. Увидев такое дивное чудо, язычники в страхе бежали, а святой Архипп и собравшиеся к храму христиане прославили Бога и благодарили Архистратига Михаила за помощь. Место же, где совершилось чудо, получило название Хоны, что значит « отверстие», «расселина».
См. также: «Воспоминание чуда святого Архистратига Михаила в Хонех» в изложении свт. Димитрия Ростовского.
СОБОР АРХИСТРАТИГА БОЖИЯ МИХАИЛА И ПРОЧИХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХ
Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение Ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре — девятом месяце от марта ( с которого в древности начинался год) — в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют « днем восьмым», ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит « день осмый», и тогда « приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» ( Мф.25:31).
Чины Ангельские разделяются на три иерархии — высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы ( Пламенеющие, Огненные) ( Ис.6:2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.
После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы ( Быт.3:24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.
За Херувимами — предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы ( Кол.1:16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.
Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.
Господства ( Кол.1:16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.
Силы ( 1Пет.3:22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.
Власти ( 1Пет.3: Кол.1:16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.
В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.
Начала ( Кол.1:16) начальствуют над низшими Ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.
Архангелы ( 1Сол.4:16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.
Ангелы ( 1Пет.3:22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.
Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов — по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.
Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил ( имя его в переводе с еврейского — «кто как Бог») — верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!». По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях.
Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона ( Нав.5:13−16). Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов ассирийского царя Сеннахирима ( 4Цар.19:35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков — Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу ( Дан.3:92−95).
По воле Божией Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львами заключенному ( кондак акафиста, 8).
Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения ( Иуд.1:9).
Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителями в море с камнем на шее у берегов Афона ( Афонский Патерик).
С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян … внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росийскую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим, указуя перстом: „сей ми возбрани пойти на Великий Новгород“».
Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге ( нач. XIII в.), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы — храм-усыпальница в Кремле — посвящен ему. Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них — икона « Благословенное воинство» — написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины — князья русские — изображены под предводительством Архистратига Михаила.
Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил — крепость ( сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества ( Дан.8: Лк.1:26); Рафаил — врачевание Божие, целитель человеческих недугов ( Тов.3:16, 12:15); Уриил — огонь или свет Божий, просветитель ( 3Езд.5:20); Селафиил — молитвенник Божий, побуждающий к молитве ( 3Езд.5:16); Иегудиил — славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил — раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий; Иеремиил — возвышение к Богу ( 3Езд.4:36).
На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения:
Михаил — попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой — копье с белой хоругвью ( иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.
Гавриил — с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа — в левой.
Рафаил — держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.
Уриил — в поднятой правой руке — обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке — «пламень огненный».
Селафиил — в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.
Иегудиил — в деснице держит золотой венец, в шуйце — бич из трех красных ( или черных) вервий.
Варахиил — на его одежде множество розовых цветов.